Наставничество в классном руководстве это

Классное руководство как
наставничество в образовательной среде.

Коломейцева Любовь
Михайловна

 ГАПОУ ТО
«Агротехнологический колледж»

(отделение с. Нижняя Тавда)

    
В третье тысячелетие вступило в жизнь новое
поколение студенческой молодежи с принципиально иными качествами личности,
ценностными установками, жизненными ориентирами. В современных условиях
как заявлено в президентской инициативе «Наша новая школа» процесс образования
протекает в условиях высокотехнологического общества, в котором у обучающихся,
привыкших к сверхдоступности и многоканальности информации, трансформируются
личностные, психологические возрастные особенности, делающие современное
поколение подростков не похожим на предшествующие поколения, что актуализирует
задачу учета данных особенностей в системе воспитательной работы. В этой
связи хочется определить особенности современных подростков и соотнести их с
теми формами воспитательной работы, которые в наибольшей степени соответствуют
данным особенностям:
(они перед вами на слайде, я их не зачитываю)

1. Сформировано «клиповое» сознание, не
могут воспринимать непрерывно большой поток информации. (Формы: пром- акции,
пиар- акции, тематические акции, акции на интернет-сайтах и форумах,
блицтурниры).

2. Визуальное восприятием
действительности. (коллаж, информ-релиз, выставки художественных и фоторабот
студентов).

3. Подражание сопровождается
самостоятельными суждениями, носит избирательный характер. (ринг, наедине со
всеми, встречи с интересными людьми).

4. Любознательность, потребность в
приключении, стремление к неизвестному, рискованному. (квест- игра, пейнтбол).

5. Потребность в движении. (флеш — моб,
спортивные соревнования, конкурсы, проекты, секции).

6. Потребность в радости (дискотеки,
конкурсы, шоу-технологии, бенефис, ток-шоу, праздники, тематические вечера).

7. Потребность в проявлении инициативы,
созидательности (защита проектов, акции, кружки).

8. Общительность, событийность,
соревновательность (театрализованное шествие, тимбилдинг, онлайн путешествия,
виртуальные экскурсии, фестивали).

9. Субъектные взгляды, умение отстаивать
свою позицию (дискуссионные качели, дебаты, круглые столы, турнир ораторов,
открытая кафедра).

10. Потребность в уважении, доверии,
признании, самостоятельности. (клуб, совет студенческого самоуправления,
психологические студии, тренинги).

11. Критическое мышление (конференции,
деловые игры, мозговой штурм, сократовская беседа).

Эффективность
воспитательной работы с обучающимся зависит от того, в какой мере используемые
формы, методы учитывают весь комплекс возрастных личностных особенностей и
потребностей современных студентов.

Рассмотрим систему воспитательной работы в
колледже и группе, исходя из требований ФГОС СПО, который призван обеспечивать
процесс овладения студентами общими и профессиональными компетенциями. В
соответствии с  ФГОС СПО основная профессиональная образовательная
программа реализуется ПОУ, в том числе и через внеурочную деятельность. Следует
отметить, что стандарты третьего поколения объединили учебную и внеурочную
деятельности. Многообразие используемых форм обучения, содержательная работа,
направленная на развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся,
должна обеспечить баланс знаний, навыков и способности коммуницировать.

Воспитание, согласно
закона об образовании в РФ — деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства.

Наше учебное заведение ставит перед собой
цель: создание единого воспитательного пространства. Для того, чтобы организовать
воспитательный процесс нам необходимо использовать современные подходы в
воспитании. Предлагаю рассмотреть современные подходы, сформулированные
Евгением Николаевичем Барышниковым, на которые я опираюсь в своей работе с
группой.

Первый – социально-адаптивный.

Согласно данного
подхода — воспитание осуществляется посредством адаптации воспитанников к
законам мироустройства и нормам социального общежития. Этот подход направлен на
соблюдение норм и правил. Воспитание адаптивности — целенаправленное
формирование потребности в освоении и соблюдении образцов поведения посредством
предъявления требований и контроля за их соблюдением. Социально-адаптивный
подход предполагает воспитание адаптивности, коллективное воспитание,
воспитание ответственности.

Многие студенты группы
по специальности «Поварское и кондитерское дело» ПКД18 -2от (кл. руководитель
Коломейцева Л.М.) впервые уехали от родителей и стали проживать в общежитии.
Они познакомились с нормами и правами проживания в общежитии, с правилами поведения
в колледже, с нормами поведения в общественных местах. Например: положительные
отзывы о поведении студентов группы дала администратор кафе «Гурман» Мороз
Татьяна Евгеньевна, которая проводила с ними лабораторно – практическое
занятие;    сотрудник
«Нижнетавдинского Центр
занятости населения»
, Семухина Татьяна
Михайловна, провела экскурсию по зданию Центра, в ходе которой рассказала о
ситуации, сложившейся на современном рынке труда и банке вакансий
Нижнетавдинского района, Тюменской области и даже России, поблагодарила
студентов за хорошее внимание и соблюдение этикета.

Второй подход — Культурологический.

Воспитание
предназначено для приобщения обучающихся к нравственным ценностям посредством
погружения в пространство культуры. Культурологический подход предполагает:
духовно-нравственное воспитание, воспитание в сопереживании, нравственное
самоопределение.

На основе анкеты выявлены способности
обучающихся, поступивших на 1 курс им предложены кружки и секции по их
интересам и способностям. Студенты группы в течение всего учебного года активно
участвовали в районных мероприятиях и праздниках, а также и в колледже.
Некоторые студенты посещали творческую студию «Не секрет», спортивные секции
как в колледже, так и спорткомплексе. Не раз группа посещала мероприятия,
посвященные юбилейным датам известных людей, антикафе в Центральной
библиотеке. 

Третий подход — Системно-деятельностный. 

Согласно данного
подхода, воспитание предназначено для развития способностей человека
(компетентности) по достижению успеха в различных видах человеческой
деятельности и жизненного благополучия. Системно-деятельностный подход
направлен на: воспитание успешности, интерактивное воспитание, воспитание
рефлексией. Группа активно участвовала в течение года в различных районных,
общеколледжных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. Результатом стало
награждение ежегодно переходящим кубком «Я — профи», 2 место в конкурсе
«Фейерверк наук» и других наград.  

Четвертый подход — Становления
индивидуальности. 

В данном подходе
воспитание предназначено для развития творческой индивидуальности, осуществляющей
самоопределение в многообразном мире и в процессе создания индивидуальной
модели миропонимания. Становление индивидуальности направлено на:
воспитание индивидуальности, воспитание в диалоге, воспитание «Я».

Уже в течение первого курса началось
становление яркой индивидуальности некоторых студентов: Красноперова Дарья,
Симанкова Маша, Денисова, Байдакова Кристина  посещают студию «Не секрет» , где
развивают свои артистические  и творческие способности; Сериков Антон
подготовил художественную выставку своих рисунков; проявили яркие способности в
обучении : Адиатулина Тоня, Антонова Николь, Артемьев Артем, Богданов Николай,
Гараймович Кристина, Красноперова Дарья, Ладыгин Костя, Сериков Антон,
Симанкова Маша, Волкова Алена.

  
Именно от планомерной воспитательной работы в колледже зависит уровень развития
личности молодого специалиста, становление его духовно-нравственных,
умственных, профессиональных, физических качеств.      Воспитание — это
целенаправленный процесс развития человека в определенных
социально-экономических условиях. В воспитательном процессе осуществляется не
просто взаимодействие педагога и студента — происходит диалог двух людей,
диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура педагога,
тем интереснее этот диалог для студента. Такое взаимодействие осуществляет
классный руководитель – наставник будущих молодых специалистов.
Это
человек, обладающий определенным
опытом и
знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести
опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией.

В современной теории образования за рубежом наставничеству как
методу и способу адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности
уделяется большое значение. Особого внимания заслуживает позиция Г. Льюиса,
который рассматривает понятие «наставничество» как систему отношений и ряд
процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку
другому.

Наставник
может научить подростка:

-видеть
и понимать проблему

-принимать
ее

-разрешать
ее

-или
осознавать неспособность справиться с ней самостоятельно и тогда обращаться за
помощью

Девиз
наставника:

«Мы открываем ВМЕСТЕ то, что ЗНАЮ Я».

Задача
наставника:

Научить подростка «ходить» самостоятельно, при этом надо показать ему «свет в
конце туннеля». Другими словами, подростку необходимо овладеть
социально-жизненными навыками для успешной социально-психологической адаптации
и интеграции. Наставник способный стать значимым «взрослым» для подростка,
способный найти подход, раскрыть его возможности и интересы сможет оказать
социально-психолого-педагогическую помощь и поддержку. Обязательным условием во
взаимоотношении подростка и наставника является — доверие. На основе
доверительных отношений возможно «пройти путь вместе» опираясь на шаги
сотрудничества. Под таким девизом и решая эти задачи работают наши педагоги.

      К нам в колледж приходят подростки с уже имеющимся жизненным
опытом, жизненными установками и  целями. С первых дней знакомства с группой я
начинаю планомерную воспитательную работу: в течение сентября провожу
анкетирование для выяснения информации по основным направления социального
паспорта группы; изучаю личные дела студентов; беседую с каждым студентов в
свободное время, провожу родительское собрание, анкету о профессиональной
направленности студентов.Всё это помогает получить демографиче­ские, медицинские,
психологические, педагогические данные (семья, со­циальное и материальное
положение, состояние здоровья, уровень разви­тия, воспитанности, индивидуальные
особенности). Я веду мониторинг группы для получения целостных представлений о
различных сторонах личности студентов. С этой целью провожу тестирование и 
анкетирование: Определение темперамента  Айзенка; Психогеометрический тест;
Самооценку психических состояний Айзенка; анкету по адаптации; анкету «Уровень
воспитанности студентов» «Исследование уровня эмпатии» Бойко и т.д.. Веду повседневное наблюдение за деятельностью и
поведением студентов в процессе учебных занятий и внеурочной работы,
индивидуальные и групповые диагностические беседы, посещение их на квартирах, в
общежитии, на дому
Для установления  доверительных отношений я использую
методы  Б.Т. Лихачева: 1) методы непосредственного идеологического воздействия
на сознание и поведение обучающегося — разъяснение (убеждение); 2) методы
опосредствованного воздействия на сознание студента путем организации его жизни
и поведения (требование, система перспективных линий; соревнование, одобрение и
наказание). О их применении я расскажу далее.

С 1 сентября уже начинается знакомство студентов
друг с другом с педагогами, с классным руководителем, воспитателями. Я, как
классный руководитель, стараюсь оказать помощь студентам в освоении навыков
учебного труда, в решении их психологических, бытовых проблем, знакомлю их с
традициями и нормами студенческой жизни. Чтобы ускорить процесс адаптации
студентов к новым условиям, необходимо помочь им активизировать дружеские связи
в группе. Для этого на начальном этапе работы  знакомлю студентов в группе.
Знакомство группы позволяет, во-первых, студентам лучше узнать своих
однокурсников, во-вторых, классному руководителю получить максимальное
количество информации о студентах. Для того, чтобы быстрее и успешнее
познакомить студентов друг с другом использую несколько методик (паспорт
знакомств, «Снежный ком», «Имя качество», «Я не умею» и др.). Знакомство
происходит просто во время беседы: задаю вопросы и вызываю к ответу различных
студентов. Во время проведения знакомства внимательно наблюдаю за группой,
поведением обучающихся, и на основе этого уже начинаю строить планы и ставить
цели воспитания
.

 Важным условием эффективности идеологического сопровождения
воспитательной работы в группе является степень вовлечения студенческой
молодежи в активную деятельность. Наиболее эффективными направлениями
воспитательной работы, проводимой в колледже, являются следующие: участие
студентов в организации и проведении тематических классных часов,
общеколледжских тематических мероприятиях, спортивно-массовых, днях здоровья,
культурно-массовых мероприятиях, волонтерском движении и т.д. Коллектив
сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. Наиболее интенсивно
он созревает в творческой, проблемной деятельности, когда студенты не просто
выполняют то или иное задание, а совместно решают сложные, но посильные задачи.

Не менее важная задача классного руководителя — активизация работы
по вовлечению студентов в деятельность органов студенческого самоуправления.

Проблемы, с которыми сталкиваются педагоги
колледжа: инфальтильность студентов
,
социальная дезориентация. Для молодежи все более
характерным становится негативное отношение к действительности, неготовность к
жизненному выбору, повышенный уровень притязательности, потребительские настроения.
Это обусловливает необходимость усиления воспитательной работы с молодежью,
повышения  ее  эффективности. При этом большинство
студентов-первокурсников не имеют достаточных навыков самообслуживания,
самоконтроля, организации досуга. Как показывают наблюдения последних лет, у
студентов снижается стремление к самореализации. На данном этапе воспитания,
важнейшей задачей классного руководителя становится воспитание личности,
которое по сути своей представляет собой процесс социализации индивида в процессе
обучения, когда в основном завершается целенаправленное воспитательное
воздействие на человека организуемой и регулируемой в колледже системы
воспитания
. Есть еще одна проблема – 
сегодня осложняется  процесс социализации студенчества следующими факторами:

  • трудностями материально-финансового
    характера в семьях студентов; 
  • неопределенностью трудоустройства по
    специальности; 
  • низким уровнем знаний и мотивации к
    учению у обучающихся; 
  • имущественным расслоением в
    студенческой среде.

Для студента,
пришедшего в колледж, начинается новая жизнь, полная открытий, трудностей и
проблем. Как помочь ему освоиться в этом новом для него мире? Как сделать так,
чтобы юношеские годы остались в памяти светлым периодом жизни? Ведь мир, в
котором мы живем, жесток и непредсказуем. И человек в этом мире постепенно
растрачивает те нравственные и этические идеалы, которые изначально были
заложены в сущности его бытия. Молодое поколение
оказалось незащищенным от огромного потока информации, воздействующего на студентов
через ТВ, компьютер, свободную прессу. Доминирующим в обществе стал культ вещей
и денег. Трудолюбие также считается в молодежной среде пережитком. Многие
студенты учатся без желания и обоснованной мотивации, отсутствует
инициативность и индивидуальность.

     Воспитательная
работа в колледже имеет свои особенности. Здесь идет продолжение
воспитательного процесса на заключительном этапе формирования личности. Это
самый сложный этап, когда перед педагогическим коллективом стоит задача
выпустить из учебного заведения квалифицированного специалиста, современного
рабочего с наименьшим наследием  как-либо вредных привычек. Слова Белинского
подтверждают это: «Воспитание- это великое дело: им решается участь
человека.»  

      Духовно-нравственное
становление подростков и молодежи, их жизненное самоопределение — важнейшая
составляющая общественного развития. Воспитывать — значит помогать,
содействовать тому, чтобы подросток состоялся как индивидуальность, как
личность.

Воспитательная работа в
нашем колледже – это часть учебно-воспитательного процесса, направленная на
развитие гражданско-патриотического воспитания, нравственно-этического,
правового воспитания и профилактики правонарушений, физкультурно –
оздоровительного, трудового воспитания; самоуправления в колледже и в группе,
досугового воспитания, эстетического сознания студента, на привитие навыков
культуры поведения.

Мною в воспитательной
работе успешно применяются следующие
современные педагогические
технологии:
технология организации и проведения группового
воспитательного дела
 (по Н.
Е.Щурковой): педагогика сотрудничества; гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили;
технология коллективного творческого воспитания И. П.Иванова; технология
гуманного коллективного воспитания В. А.Сухомлинского, осуществляется
гуманистическое воспитание подростков и молодежи в обстановке рыночных
отношений, требующее не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но
и воспитание новой личности, ориентированной на нравственные общечеловеческие
ценности, но и способной быстро социализироваться в окружающем мире

Хочется отметить, что
современные педагогические технологии применяемые для воспитания студентов,
могут применяться и для школьников. Но всем понятно, что в колледже данные
технологии используются с профессиональным уклоном. Поэтому
при
организации воспитательной работы основываюсь на сохранении преемственности в воспитании,
исхожу из неразрывности учебно-воспитательного процесса, оптимального сочетания
индивидуальных и коллективных форм работы, активно использую позитивный опыт
прежних лет. Для повышения эффективности воспитательного процесса необходима
творческая разработка новых форм и методов работы, соответствующих времени и
новым потребностям студентов; необходим педагогический инновационный поиск.
Этот поиск осуществляется на основе изучения интересов, творческих способностей
студентов, осмысления свойств интересов личности, определения ее базовой
культуры, сформированных ценностных ориентиров, активности жизненной позиции
студента.

Особенно успешным
способами взаимодействия классного руководителя и студентов является
коллективное творческая работа в любом из воспитательных направлений, она дает
очень хороший результат, когда вся группа решает какую – либо задачу, готовит
проект или участвует в мероприятиях.

Хочется отметить, что
при подготовке  будущего квалифицированного специалиста, большую роль играет не
только классный руководитель, педагоги колледжа, но и мастер производственного
обучения, а также наставники на производстве, которые помогают студенту
овладеть мастерством и культурой поведения на производстве, где проходит
практику студент, в той или иной степени они
оказывают положительное, а  иногда и отрицательное влияние как на формирование
личностных качеств каждого обучающегося, так и на всю группу в целом.

Свою воспитательную деятельность в
колледже я строю с учетом личностных и возрастных особенностей студентов,
профессиональной направленности. С учетом возрастных особенностей определяю
основные направления воспитания:

  • на
    1-3 курсах преимущественное значение имеют задачи социально-гражданского и
    общегуманитарного развития,  приоритетным является творческое
    приобщение студентов к избранной специальности, акцент делается на
    формирование умений навыков, необходимых в будущей профессии;
  •  на 
    4 курсе обучения завершается формирование личностных и профессиональных
    качеств будущего специалиста, при этом резко возрастает удельный вес
    индивидуальной работы со студентами.

Особое внимание уделяю воспитательной работе,
направленной на поднятие уровня общей культуры студентов, для преодоления
стереотипов терпимого отношения к сквернословию, курению, употреблению спиртных
и энергетических напитков. Главной стратегией в этом направлении воспитательной
работы является формирование здорового образа жизни, отношения к
репродуктивному здоровью как важнейшей нравственной ценности. Специфический
характер имеет работа классного руководителя по повышению успеваемости
студентов. Прежде всего, использую коллектив группы для повышения требований к
студентам по вопросам учёбы и дисциплины. С этой целью провожу специальные
собрания, на которых анализируется состояние учебной работы в группе,
заслушиваются отчёты отдельных студентов о выполнении ими правил поведения.
Значительное место в работе по улучшению успеваемости занимают разъяснительные
беседы об обязанностях студентов в учении, о культуре умственного труда, а также
информирование родителей о результатах обученности. Главное вовремя заметить
отставание студента в учении, выяснить причины и оказать ему действенную помощь
.

 
 Для того чтобы первокурсник успешно адаптировался к новым условиям
обучения, был вовлечен в культурно-досуговую, спортивную деятельность, к
посещению секций, был налажен контакт с его родителями, в группе была хорошая
посещаемость и успеваемость, благоприятный морально-психологический климат –
очень важна роль работы классного руководителя. Именно сохранение контингента
группы, умелое применение воспитательных мер – стало  показателем хорошей,
слаженной  работы группы и наставника. На конец учебного года – 18 студентов
группы из 23 стали ударниками, из них 8 студентов будут получать повышенную
стипендию.

Сложилась дружная группа, хорошая успеваемость говорит о достаточной мотивации
студентов на получение специальности и получение диплома.

    В своей повседневной
деятельности с группой мною применялись следующие методы воспитательной работы:

Метод
убеждения
,
который главным образом обращен к сознанию личности и который позволяет
изменить сознание обучающегося. Он заключается в активном воздействии воспитателя
словом и делом на сознание, чувства и волю студента с целью сформировать из них
будущего специалиста.

Метод педагогического требования
применяется как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил,
законов, традиций.

Метод «общественное мнение»
— это выражение группового требования, когда в группе обсуждались те или иные
поступки, мероприятия.

Приучение и упражнение
содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. В
воспитательной работе   мною применялось приучение, как организацию регулярного
выполнения обучающимися действий с целью их превращения в привычные формы
поведения. Периодически следует напоминать, студентам что:

• в  колледже нужно соблюдать правила
хорошего тона;

• входящий должен здороваться с людьми, находящимися
в группе, аудитории и др.;

• в учебном кабинете,  в комнате общежития
ежедневно должен быть порядок;

Привычки становятся
устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому так
важно ежедневно их формировать.

Воспитывающие ситуации
— это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию. Данный метод 
применялся на групповых мероприятиях. Например, дискуссия на тему: «Можно ли
быть свободным без ответственности», где вместе с обучающимися обсуждается
значение слова «свобода» и «ответственность», а также следует показать
значимость этих понятий в жизни человека, создание условия для сознательной
активной деятельности, в которой формируются новые нормы поведения, ценности.

Методы стимулирования поведения и
деятельности
, где побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание
(осуждение) поступка. Психологической основой этих методов являются
переживание, самооценка обучающегося, осмысление поступка, вызванные оценкой
товарищей. Человеку в коллективе свойственно ориентироваться на признание,
одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения
обучающихся с помощью его оценки.

Метод поощрение, похвалы, благодарности
применяется для обучающегося за сданный экзамен, поведение, правильный поступок
и т.п. Даже элементарная похвала, как, например, слово «молодец», вызывает у
них чувство гордости, уверенности в своих силах, стимулирует обучающегося к
улучшению его поведения. Методика поощрения позволяет воспитателю одобрять не
только результат, но мотив и способ деятельности, приучать обучающихся ценить
сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется
обучающимся с девиантным поведением и неуверенным в себе обучающимся.

Наказание — это выражение отрицательной
оценки, осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Он
представляет собой систему дисциплинарно-педагогических мер, которые
используются с целью изменения поведения студента, побуждения к добросовестному
выполнению своих обязанностей.

Частным случаем наказания является метод
естественных последствий: насорил — убери, нагрубил — извинись. За грубые
нарушения обсуждаем поведение обучающихся на общем собрании группы. Этот метод
вызывает чувство стыда у воспитанника, неудовлетворенность, корректирует
поведение обучающегося, дает ему возможность понять свою ошибку.

В конце учебного года подведены итоги воспитательной
работы: воспитательная цель достигнута, задачи, поставленные перед группой на 1
курсе выполнены, поставлена новая цель и определены новые задачи на 2 курс.

В условиях современного мира мы, наставники, должны быть на шаг
впереди тех, кого воспитываем и обучаем. Нам  необходимо быть интересной
личностью, глубоко владеть знаниями, умениями в своей деятельности. Уважение у
ребят вызывает руководитель группы, который духовно богат, справедлив, имеет
свои принципы, умеет защищать интересы своей группы и свои собственные
интересы. Важным качеством студенты  считают обладание чувством юмора, умение
не довести ситуацию до конфликта, а оказать педагогическую поддержку, участие в
проблеме студента. Приоритетными для настоящего руководителя группы являются
принятие каждого человека, уважение его как личности.
 

«В
каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить» —

сказал Сократ. А вы дорогие педагоги открываете эти солнца и помогаете им
светить.

Не будет преувеличением сказать, что школа знает ребенка лучше всех. Именно там школьник во многом формируется как личность, знакомится с друзьями, пытается определиться с ценностями, самоопределяется. Наконец, влюбляется, конфликтует и ищет лучший способ коммуникации со всем внешним миром ребенок тоже в школе. Неудивительно, что и большинство конфликтов происходит там же.

Если подростку не к кому пойти — хуже будет всем

С уверенностью можно сказать, что любому подростку на этапе взросления нужен значимый взрослый, который мог бы ответить на волнующие и пугающие вопросы, помочь, принять его таким, каков он есть, и в прямом смысле наставить на путь. Может ли родитель быть таким человеком? Может, но лишь отчасти, так как ребенку сложно открыться собственным маме с папой, а им самим — объективно оценивать успехи и сложности своего чада. Другой вариант — учитель. Именно его с древнейших времен называют наставником и ментором, человеком, который открывает глаза на истину, советует и направляет, не забывая поддерживать. Только вот есть ли у современного учителя время воспитывать и направлять? Многие читатели скажут: «Нет. У меня есть время на составление планов, отчеты и проверку тетрадей. Когда же тут говорить по душам?».

Агрессия подростковая.jpg

С кем тогда остается подросток и куда ему идти? Не получил вовремя совет от значимого человека с опытом — получил его в Интернете, не решил внутренний конфликт, просто не зная как, — школа получила взрыв неприкрытой агрессии; подросток не знает, к кому пойти с вопросами о будущей профессии — замыкается в себе и теряет мотивацию. И родителям, и школе, и самому ребенку всего этого не нужно. И на помощь в этом случае может придти программа наставничества.

Что делать школе? Откуда взять ресурсы на воспитательную работу с детьми?

Школа отлично понимает, что проводить воспитательную работу с подростками важно и нужно, но откуда взять на нее ресурсы? Даже классные руководители жалуются на то, что провести классный час не всегда удается из-за большой загруженности учеников.

Одна из пользовательниц нашей группы в социальной сети Вконтакте написала, комментируя отсутствие времени даже на классные часы: «Такой ритм жизни — и кто его задает? Некогда с детьми говорить о главном ни учителям, ни родителям. А потом удивляемся: Откуда что берется в их головах?».

К тому же, разговоры о самоопределении, ценностях и перспективах, работа по развитию гибких навыков, которые так нужны для успешного будущего — все это требует определенных компетенций. Как вы организуете профориентационный кружок для десятиклассников, если из специалистов только педагоги, а Коля, Сережа и Маша хотят знать больше о робототехнике?

Многие школы Европы, а в последние три года и России, для решения следующих вопросов:

  • работа с талантливыми детьми;
  • профориентация;
  • работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию;
  • работа с «трудными» подростками;

используют программы наставничества.

Программа наставничества — это программа поддержки подростка, в которой у него есть человек, помогающий решить проблемы и достичь поставленнных целей. Наставник — это человек со значительным жизненным опытом, который готов на безвозмездной основе делиться знаниями, опытом, советами с молодыми людьми в обстановке взаимного доверия.

работа с наставником.jpg

Пример:

Школа привлекает к программе наставничества успешных выпускников, готовых поделиться своим опытом и профессиональными навыками с учениками на безвозмездной основе, реализуя собственную потребность поблагодарить Alma mater или почувствовать собственную значимость. Наставники могут работать самостоятельно под контролем куратора программы — например, проводить лекции или приглашать ребят на производство, а могут использовать методику, разработанную педагогами и психологами.

Таким образом, тем самым «значимым» взрослым не обязательно должен стать учитель-предметник или классный руководитель, хотя, если высказано такое желание, при наличии пособий по наставничеству и собственного опыта такая работа будет более чем эффективной. Наставник в школе — это не противовес учителю, это его помощник на пути выстраивания гармоничных отношений и углублению в ту самую индивидуализацию, которая сейчас требуется от школ. 

Чтобы облегчить работу учителей, социальных педагогов, наставников, педагогов-психологов и классных руководителей наши коллеги – национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ – разработали 8 рабочих тетрадей наставника. Это обучающие материалы по планомерному развитию отношений с подростком: от построения доверия до определения мечты и формирования плана достижения целей. Ниже мы приведем несколько примеров упражнений из этих тетрадей, который вы сможете использовать в своей работе.

Получить тетради можно абсолютно бесплатно по ссылке на сайте коллег:  https://mentori.ru/copybook/

пример рабочих тетрадей.png

Работа с подростком. Доверие — кому мы доверяем и почему?

Подросток не доверяет никому, его частые фразы — «вы меня не понимаете» и «у вас все иначе, чем у меня». Возможно, он абсолютно прав, и между вами не пролегла дорожка доверия, без которой прийти к взаимопониманию просто невозможно. С помощью этих простых упражнений вы вместе с подростком поймете, что может лечь в основу доверительных отношений. Кто знает, что после такой работы придется в себе изменить?

Упражнение «Кому вы доверяете?»

1. Подумайте и запишите тех людей, кому вы доверяете.
2. Посмотрите внимательно на свой список — что вы ощущаете?
3. Теперь запишите причины, по которым Вы доверяете этим людям. Это могут быть как рациональные причины, так и ощущения, которые вы испытываете.
4. Какие выводы вы можете сделать о том, КАК вы доверяете?

Далее наставляемому-подростку предлагается нарисовать человека, которому он доверяет. В центре листа помещается солнышко, от которого расходятся лучики-качества или образы.
После проделанной работы ребенку предлагается задуматься над следующим этапом: «Доверяют ли ВАМ люди, которых вы представляли в первых пунктах, и почему, как вам кажется, это происходит?».

Работа с подростком. Понимание наших эмоций

Упражнение «Что такое эмоция?»

Представьте себе ситуацию: Вы находитесь в душной аудитории. Вокруг шумно, а вам необходимо подготовить письменный ответ. Вас переполняют разные чувства.

Как только Вы себе это представите, ответьте на несколько вопросов:

  1. Что вы в этот момент ощущаете в теле?
  2. Что вы чувствуете?
  3. Как проявляете свои чувства вовне?

Если ребенок смог без затруднения ответить на три вопроса, его можно поздравить — он прекрасно осознает разницу между ощущениями, чувствами и эмоциями. И все-таки давайте более подробно обсудим, что это такое и как работает.

Лист делится на три части: «Ощущения», «Чувства» и «Эмоции». Под каждой надо записать идеи о том, чем отличаются эти группы явлений.

Дело в том, что зачастую трудности в коммуникации возникают тогда, когда человек не осознает, что ощущает и чувствует. Это эмоциональные реакции не соответствуют переживаниям, и в результате в мир он транслирует совершенно иное. Надо сбалансировать эту систему.

понимание эмоций.jpg

Работа с подростком. Учимся ставить цели

Правильно поставленные цели и осознание путей их реализации — то, чего не хватает взрослым людям, не говоря о подростках. Работа с постановкой целей и задач и дальнейшей их реализации попадает в фокус наставнической работы. Причем, цели эти могут быть разные: от улучшения оценок и поступления в ВУЗ до улучшения своей физической формы и навыков коммуникации с друзьями.

Каждая цель должна быть измеримой. Цель «стать самым лучшим» потому и остается несбыточной мечтой, так как не включает четкого алгорима действий. Выполняя следующие упражнения, подросток сам для себя зафиксирует будущий план действий.

Упражнение 1. Моя цель конкретна

Ответьте письменно на вопрос «Что я хочу иметь?», запишите по пунктам, каждый раз начиная предложение со слов

Я хочу, чтобы у меня было…

Упражнение 2. Моя цель измерима

Ответьте письменно на вопросы, выбрав из первого упражнения одно предложение-желание. Например, «Я хочу, чтобы у меня был…красный диплом/друзья/своя художественная мастерская»

  1. Как можно измерить результат реализации Вашей цели?
  2. Как вы узнаете, что достигли нужного результата?
  3. Насколько вы сейчас приближены к своей цели? Оцените от 1 до 10.
  4. Сколько баллов (от 1 до 10) вы хотите получить, чтобы считать свою цель достигнутой.
  1. Интересное сравнение современного классного руководителя с «многогранником». Может стоит продолжить размышления еще и о других гранях, которые дают ему основание являться наставником.

    ОтветитьУдалить

  2. Спасибо! Для меня оказалось доказательным, что классный руководитель — это наставник. А что же дальше? Наверно, нужны практические разработки или профессиональные иллюстрации для каждой названной грани в деятельности классного руководителя. Успехов!

    ОтветитьУдалить

  3. Согласна, что классный руководитель — многогранник. Готовность всегда прийти на помощь,стремление помочь обучающимся стать самостоятельными и уверенным в себе, стремление личным примером воспитывать детей и при этом оставаться честным и открытым — вот только некоторые грани наставника и классного руководителя.

    ОтветитьУдалить

  4. Соглашусь с предыдущими комментариями, «учитель – многогранник» звучит интересно! Спасибо за новое словечко в моем лексиконе! Думаю, стоит более четко обозначить эти грани, возможно, увеличить их количество: (пока обнаружила четкий треугольник) и проанализировать конкретнее и на своем практическом примере. Удачи Вам!

    ОтветитьУдалить

    Ответы

    1. Культурологическое воспитание, как ещё одна сторона многогранника, главным условием которого, безусловно, является высокая культура самого педагога – наставника.

      Удалить

  5. Согласна с тем, что классный руководитель-помощник, советник и наставник ребёнку. Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество. Российский учитель перестанет играть роль строгого преподавателя, а превратится в наставника для обучающихся, направляющего и ориентирующего их в рамках образовательного пространства. И вместо прежнего принципа учителя «Я все знаю — делай как я!», предлагается новая парадигма: «Я помогу тебе сделать самому!».

    ОтветитьУдалить

    Ответы

    1. Оксана Николаевна! Полностью поддерживаю ваше мнение.

      Удалить

  6. Тема наставничества сейчас очень актуальна, и, действительно, классный руководитель, как учитель учит, наставляет, воодушевляет детей; и наставничество одна из граней «многогранника». И остается сказать только: учителю нужно время и силы, чтобы его самого поддерживали и помогали, чтобы можно было полноценно быть наставником для детей.

    ОтветитьУдалить

  7. Образное сравнение позиционной роли классного руководителя — наставника с многогранником привлекает. Но у педагога-наставника есть свои отличительные особенности. Хочется пожелать автору более четко выделить эти особенности в отличие от других возможных ролей. На что должен наставлять воспитанников педагог? А каким образом, автор констатирует — личным примером. Спасибо!

    ОтветитьУдалить

  8. Очень понравился материал! Сама являюсь классным руководителем, поэтому полностью согласна с автором! Классный руководитель — помощник, советник, наставник! Всегда сравнивала профессию учителя с врачом! Только врач лечит тело, а учитель — душу!

    ОтветитьУдалить

  9. Проблему классного руководителя как наставника надо обязательно поднимать и решать. Такой лейтмотив и у авторов эссе. Представлены привлекательные размышления, но мне не хватило конкретных примеров. В очередной раз вспомнил своего классного руководителя К.А. Зак. Она была эрудитом фактически по всем направлениям человеческой культуры. Когда на одном из классных часов Клара Александровна в очередной раз блистала своей эрудицией, я задал ей вопрос: «Как можно стать таким эрудитом, как Вы?» Она ответила: «Очень просто – надо читать каждый день не менее 50-100 страниц для души, т.е. то, что тебе нравится и хочется». Этот совет наставника запомнился мне и моим одноклассникам, и мы следуем ему на протяжении уже многих лет своей жизни, разумеется, не все. Каких-то таких примеров хочется увидеть в будущей публикации. Возможно, я не прав.

    ОтветитьУдалить

    Ответы

    1. Уважаемый Евгений Николаевич! Спасибо за комментарий и рассказ о Вашем классном руководителе. В свою очередь, хочу привести пример того, как мне удалось организовать акции по сбору макулатуры, вовлечь в это мероприятие детей, родителей, работников школы, знакомых. В первую очередь, это, безусловно, волонтёрский и экологический проект. Вырученные от сдачи макулатуры средства, мы расходуем на добрые дела. Когда в городе Совет Ветеранов собирал средства на открытие Вечного огня, мы внесли свою лепту, и проект стал не только экологическим, но и патриотическим. Акция по сбору макулатуры «От сердца к сердцу» была направлена на проведение праздника для детей с ОВЗ и исполнением их заветных желаний. Это только два примера из десятка благотворительных мероприятий. Участвуя в таких проектах, дети учатся быть милосердными, трудолюбивыми, великодушными. Вот такой пример. Спасибо за прочтение.

      Удалить

  10. В разработке поднимается актуальная проблема наставничества, позиция «классный руководитель- ученик». Интересный материал. Хочется увидеть практические примеры наставничества. Успехов!

    ОтветитьУдалить

  11. Если классный руководитель — многогранная личность — он интересен детям, если он друг и наставник, то дети будут доверять, и будут готовы творить, расти и развиваться. Спасибо, коллеги.

    ОтветитьУдалить

  12. Автор правильно пишет, что очень важно создавать для любого ребёнка ситуацию успеха! Надеюсь, что многие коллеги это делают. Желаю автору удачи в работе!

    ОтветитьУдалить

  13. Согласна с комментарием Коноваленко Алины Сергеевны, спасибо автору статьи за интересные мысли и идеи по данной теме.

    ОтветитьУдалить

  14. Абсолютно согласна с Вами. А Ваша мысль «классный руководитель -помощник ребенку, советник, наставник,руководитель,психотерапевт» как будто заимствована из нашего опыта. Только у нас классный руководитель еще или мама , или бабушка (таков, увы, наш возраст). Трудно сегодня живет деревня, а значит . и родители наших учеников. Понимая и тех, и других, создаем в школе модель большой, крепкой, любящей многодетной семьи, где классный руководитель для ребенка- все.
    Спасибо огромное за честную работу. Вы тот самый Учитель с большой буквы.

    ОтветитьУдалить

    Ответы

    1. Людмила Ивановна! Спасибо за комментарий. Успехов Вам и коллективу школы в работе, здоровья!

      Удалить

  15. Все верно. Наставить — на путь, на цель, на дело, на успех. Автор, безусловно, верно понимает назначение педагога. Чувствуется искренность в его словах.

    ОтветитьУдалить

  16. Очень теплое искреннее эссе. Понравилось сравнение классного руководителя с «многогранником». Спасибо.

    ОтветитьУдалить

  17. Интересная попытка автора рассмотреть личностно-профессиональную позицию классного руководителя через призму наставничества. Понравился образ педагога как многогранника, где каждая из многочисленных сторон является желательной характерной чертой учителя. Но, в то же время, этот образ напоминает и о многочисленных ролях классного руководителя. Тем более, что в конце работы перечисляются названия этих ролей — советник, руководитель, психотерапевт. При внимательном прочтении становится понятно, что эти слова используются здесь как синонимы и все они идентичны слову наставник. Это не правомерно, ведь каждая роль выделяется не случайно и имеет свои яркие отличительные черты. Возможно, разработка станет стройнее и логичнее, если убрать этот абзац и сосредоточиться на раскрытии роли классного руководителя как наставника: дать определение, характеристики, привести яркие примеры?

    ОтветитьУдалить

  18. Мысль о классном руководителе как наставнике очень актуальна. Она является базовой в построении целевой модели «Учитель-ученик» программы наставничества, которую сейчас разрабатывают и начинают реализовывать образовательные организации. Благодарю автора за труд!

    ОтветитьУдалить

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №271

Санкт-Петербурга имени П.И. Федулова

Базанкова Татьяна Николаевна,

Методист,

 председатель кафедры учителей начальной школы

Роль наставничества в современной школе

        В данной статье хочу поделиться опытом организации наставничества на примере работы кафедры учителей начальных классов нашей гимназии. Вопрос о наставничестве на кафедре всегда стоял очень остро, так как коллектив начальной школы большой. А наибольшей эффективности в работе может достичь только тот коллектив, который сам растит свои педагогические кадры.

В состав кафедры входят: 23 учителя начальной школы, 3 учителя-логопеда и 5 воспитателей ГПД.  На сегодняшний день педагогов с небольшим опытом работы (до 3 лет) – 3 человека. С ними работают учителя с высшей категорией и опытом работы более 20 лет. А также есть учителя, которые пришли к нам из других ОУ, с ними работают в тесном контакте учителя параллели.

        Традиционно работа организуется творческими командами — параллелями. Эти творческие группы представляют собой единое целое с точки зрения подходов в организации образовательного процесса. Данная традиция помогает добиваться определенных результатов в работе. Мы охотно принимаем в наш коллектив молодых или малоопытных учителей, потому что выработанная система работы, включая наставничество, помогает нам избежать многих рисков. Эта работа помогает молодым коллегам почувствовать себя членами нашей большой команды, и мы радуемся, когда они достигают положительных результатов и успехов в своей работе. Кроме этого, мы сохраняем единство в направлениях работы и преемственность. Наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы:

— планирования современного урока;

— дисциплины и организации порядка на уроке;

— работы со школьной документацией;

— организации работы с родителями обучающихся;

— классного руководства.

        Данные проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные базовые знания, он даже может хорошо знать содержание программы, но ему не хватает еще знаний по методике образования, по многим организационным вопросам взаимодействия с учащимися, т.е.  у него еще не сформированы профессиональные компетенции. Поэтому для успешной адаптации молодых и малоопытных учителей в школе необходимо осуществлять их системное методическое сопровождение в нескольких формах:

  — консультации;

— творческая группа;

— наставничество;            

— мастер-классы;

— педсоветы, педагогические конференции, семинары.  

Остановимся на наставничестве. Что же такое наставничество? Если мы откроем педагогический словарь, то: НАСТАВНИЧЕСТВО —  «Процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. В отечественной практике получило развитие массовое движение Н. в системе профессионально-технического образования и производственного обучения (с конца 50-х гг.). Н. осуществлялось как шефство опытных передовых работников над учащимися и молодыми рабочими, пришедшими в трудовой коллектив. В обязанности наставника входило не только обучение молодого человека специальности, но его политическое и нравственное воспитание». (Педагогический энциклопедический словарь. 2012)

И  сегодня наставничество — это двусторонний процесс взаимодействия, где молодой учитель выступает в роли субъекта, это способствует повышению его самооценки, а также формированию ощущения своей значимости и востребованности как специалиста. Поэтому, цель наставничества — оказание помощи молодым учителям в их профессиональном развитии.

Таким образом, наставничество — это форма профессионального обучения, которая имеет свои положительные моменты:

— Повышение профессионального уровня без отрыва от основной работы;

— Обучение, основанное на опыте лучших педагогов-практиков в конкретных условиях (учитывая традиции и интересы школы).

В нашей гимназии есть документы, которые регламентируют данное направление работы:

— Положение о наставничестве (разработано творческой группой);

— Приказ директора гимназии о наставничестве;

— Планы работы наставника и молодого специалиста;

— План работы кафедры.

        Так же определены задачи наставничества, актуальные в отношении современного молодого учителя:

— формирование интереса, сознательного и творческого отношения к педагогической деятельности;

— развитие способности качественно выполнять профессиональные обязанности;

— формирование и развитие профессиональных и личностных компетенций (участие в конкурсах педмастерства и с учащимися класса);

— освоение традиций школы и формирование корпоративной культуры;

— обеспечение непрерывного образования молодого учителя и оказание помощи в преодоление различных затруднений.

Иными словами — помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. В этой работе следует руководствоваться несколькими принципами: 

— добровольность;

— гуманность;

— соблюдение прав молодого учителя;

— конфиденциальность;

— ответственность;

— искреннее желание помочь в преодолении трудностей;

— взаимопонимание;

— способность видеть личность в молодом учителе. Среди них самым главным считаем — «добровольность» (согласие опытного педагога работать с молодым учителем и молодого учителя с опытным педагогом)

 Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он нуждается в поддержке. Поэтому наставник обращает внимание молодого специалиста на:

— требования к организации учебного процесса;

— требования к ведению школьной документации;

— формы и методы организации урочной и внеурочной деятельности, досуга учащихся;

— ТСО (возможности использования в практической деятельности в соответствии с требованиями САНПиН). Другими словами, педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого учителя, привлекать его к участию в жизни педагогического коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, его творческие способности и профессиональное мастерство. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Методическая помощь наставника заключается в следующем:

Наставник

Молодой специалист

изучение нормативных документов и локальных актов ОУ;

обучение планированию и ведению школьной документации

Консультирование или совместная работа

посещение уроков молодого учителя

посещение уроков наставника;

Анализ посещенных уроков

моделирование

проведение урока

Анализ итогов контрольных работ, проверочных и итогов четверти

Анализ воспитательной работы (причины и корректировка)

Как же сорганизуется работа в данном направлении?

1. Члены администрации беседуют с вновь прибывшим учителем. По итогам беседы обсуждают на административном совете кандидатуру учителя-наставника.

2. Далее работа строится по следующим этапам:

  1-й этап – проектировочный (адаптационный).Наставник помогает молодому учителю определить круг его обязанностей, а также старается понять, какие пробелы имеются в знаниях и умениях молодого учителя. Определяются цели взаимодействия, выстраиваются отношения взаимопонимания и доверия. Узнает его поближе (о его увлечениях, о личных качествах, семье, месте жительства и др.)

2-й этап – основной (практический).

Наставник разрабатывает и реализует план работы, осуществляет корректировку профессиональных знаний и умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственный план самосовершенствования.

   3-й этап – оценочный (аналитический).

Наставник и члены администрации проверяют уровень профессиональной компетенции

молодого учителя, определяют степень его готовности к самостоятельному выполнению своих функциональных обязанностей.

        Данному направлению свойственна «обратная связь», которая с нашей точки зрения говорит о том, что в данном направлении работа организована правильно.

Хорошая «обратная связь» наставничества:

— налажена атмосфера доверия и сотрудничества;

— наблюдается профессиональный рост молодого учителя;

— развиваются способности молодого учителя и стимулируется его творческий потенциал

— четко определено, что достигнуто и что делать дальше

— у молодого учителя появляется ощущение, что ему действительно помогли.        

         В ходе работы в данном направлении можно выделить 5 основных стадий обучения, условно их можно сформулировать так:

«Я расскажу, а ты послушай»;

«Я покажу, а ты посмотри»;

«Сделаем вместе»;

«Сделай сам, а я подскажу»;

«Сделай сам и расскажи, что ты сделал».

При подборе кандидатуры наставника важно, чтобы взаимодействие с молодыми учителями было конструктивным и приносило желаемый эффект, педагогу-наставнику необходимо помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать.

Мы создали «Кодекс наставника». Вот некоторые выдержки из этого документа:

Не приказывать. (фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест, следует отказаться от фраз типа «вы должны», «вам необходимо», «вам нужно» и т. п.)

Не поучать (нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику («если бы Вы послушали меня, то…», «если бы Вы последовали моему примеру…»).

Не подсказывать решения («На Вашем месте я бы…» – эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс профессиональной поддержки, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют самолюбие молодого учителя.

Не выносить суждений («Вы слишком мало внимания уделяете работе» вызывает сопротивление и протест молодого учителя, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы).

Не оправдывать и не оправдываться («Вы организовали и провели урок не так уж плохо, как кажется на первый взгляд» – данная форма оправдания снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую профессиональную проблему менее значимой для молодого учителя).

Не ставить «диагноз» («Вам нельзя работать в школе, Вы слишком эмоциональны» – такая фраза опытного педагога непременно насторожит молодого учителя и настроит его против наставника).

Работа с молодым специалистом будет более эффективной, если наставник подготовит для него различные «памятки» (с учетом современных условий и требований):

— обязанности классного руководителя;

— организация работы с неуспевающими учащимися;

— анализ и самоанализ урока;

— как правильно организовать работу с родителями;

— методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

Несмотря на бумажные предписания (памятки и планы работы), наставник является для молодого учителя тем советчиком, который может и без планов подсказать важные вещи, ответить на возникшие вопросы, дать позитивную настройку, развеять сомнения.

        Процесс педагогического становления молодого специалиста может длиться более года и условно можно считать его законченным, если:

— проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;

— молодой учитель овладел необходимыми знаниями и практическими навыками в организации учебной и внеурочной деятельности;

— показатели качества обученности учащихся и процент успеваемости находятся на базовом уровне. 

что этот процесс.

А каким должен быть наставник?

Это не обязательно член администрации или учитель с очень большим педагогическим стажем. Наставник должен быть:

— психологически готов к работе в данном направлении;

— обладать навыками консультирования и оценивания;

— быть открытым и готовым к диалогу;

— обладать терпением и спокойствием, умением чувствовать и понимать молодого учителя;

— быть примером в отношениях с коллегами, с учащимися и их родителями;

— должен развивать свой творческий потенциал, находиться в педагогическом поиске, совершенствовать свои методы и формы работы;

— перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками.

Из сказанного выше хорошо видно, какую пользу дает наставничество молодому учителю. А что же эта работа дает учителю — наставнику?

— увидеть новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;

— ощутить свой вклад в становление молодого учителя как профессионала, получить удовлетворение от общения с молодым учителем;

— появляется стремление к самосовершенствованию;

— возможность чему-то научиться у молодого учителя.

Возможные ошибки в организации наставничества в современной школе:

— психологическая несовместимость наставника и молодого учителя;

— отсутствие «обратной связи» между наставником и молодым учителем;

— наставник предлагает копировать свои действия без объяснения причин или высказывает собственное оценочное суждение;

— профессиональное выгорание наставника, отсутствие заинтересованности в результатах своей работы, формальное выполнение обязанностей;

— перегрузка молодого учителя замечаниями и рекомендациями по широкому кругу вопросов.

Программа наставничества

Коршуновой Натальи Викторовны с молодым специалистом, начинающим профессиональную деятельность, П. О. Б.

на период с 1 сентября 2021 до 31 мая 2022

Позиции Программы

Содержательное наполнение Программы

1.

Обоснование разработки

программы

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, готовый к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику, поэтому им необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя.

Решению этих задач будет способствовать создание системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого специалиста, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.

Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставника — Коршуновой Н.В. с молодым специалистом, П.О.Б., на уровне образовательной организации.

2.

Цель

программы

Оказать поддержку и практическую помощь П.О.Б. в профессиональном становлении, успешной и быстрой адаптации к условиям и требованиям Учреждения и системы образования в целом.

3.

Задачи программы

— оказать помощь П.О.Б. в преодолении профессиональных затруднений, развивать способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на неё обязанности по должности классного руководителя;

— ускорить процесс адаптации П.О.Б. в педагогическом коллективе;

— содействовать профессиональному становлению П.О.Б., формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности как классного руководителя.

4.

Ожидаемые результаты от

реализации программы

— Высокий уровень включенности П.О.Б. в педагогическую работу и жизнь образовательной организации;

— усиление уверенности педагога в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала;

— создание благоприятной психолого-педагогической атмосферы для профессионального роста П.О.Б.;

— учитель-наставляемый получит необходимые профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.

5.

Этапы реализаци и программы

1 этап — адаптационный

2 этап — основной

3 этап – аналитический

6.

Содержание контроля реализации программы на этапах ее реализации

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы разработать программу наставничества.

2-й этап – основной. Коршунова Н.В. разрабатывает и реализует программу наставничества, осуществляет корректировку профессиональных умений П.О.Б., помогает выстроить ей собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – аналитический. Коршунова Н.В. проверяет уровень профессиональной компетентности П.О.Б., определяет степень её готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

7.

Программа мероприятий

Организационные вопросы. Оказание консультативной помощи.

Изучение нормативно – правовой базы школы (должностная инструкция классного руководителя).

Практические занятия «Ведение школьной документации» (классный журнал, личные дела учащихся, журналы инструктажей, ученические дневники, электронный дневник, воспитательная программа класса, протоколы родительских собраний).

Консультирование по работе с родителями/ законными представителями (по запросу молодого специалиста).

Взаимопосещение. Контроль качества составления бесед, классных часов, внеклассных мероприятий.

Оказание помощи в правильном составлении аналитической документации.

Заключение о результатах работы по наставничеству

Педагогический работник (наставляемый)

(фамилия, имя, отчество)

Образование

Вывод:

Рекомендации: ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Наставник:

(должность, инициалы, фамилия наставника, подпись)

«_ »_ 20 г.

Согласовано:

(должность, инициалы, фамилия руководителя ШМО, подпись)

«_ » 20 г.

Ознакомлен:

(должность, инициалы, фамилия молодого специалиста)

«_ »_ 20 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вариатор руководство по ремонту
  • Руководство котельного завода
  • Ux дизайн практическое руководство по проектированию опыта взаимодействия чендлер кэролайн
  • Гомеовокс инструкция по применению для детей 3 года
  • Тобрадекс глазные капли инструкция цена аналоги отзывы по применению взрослым