Зачем аспиранту
научный руководитель
Исторически сложилось так, что основная задача аспирантуры — это подготовка научно-педагогических специалистов. Сегодня мы можем говорить о том, что происходит снижение численности молодых ученых.
Эту проблему в настоящее время пытаются решить с помощью
Национального проекта «Наука»
, одной из целей которого является повышение привлекательности работы ученых и перспективных молодых исследователей и создание для этого необходимых условий. Кроме того, предполагается, что число исследователей вырастет на 35 тысяч человек к 2024 году.
Успех научной деятельности аспиранта по большей части зависит от его научного руководителя, который направляет и помогает найти свой путь в науке.
Научный руководитель помогает аспиранту определиться с исследованием, рекомендует литературу, которая будет полезна при написании работы, оценивает качество научного труда и контролирует весь процесс. В большинстве случаев научным руководителем становится доктор наук, хотя нередко эту роль может выполнять и обладатель кандидатской степени.
Когда вы работали над своими курсовыми, выпускными квалификационными или диссертационными работами в магистратуре с разными научными руководителями, то замечали, что они подходили к своей работе с разным уровнем заинтересованности и энтузиазма. С аспирантурой — та же история.
Научных руководителей условно можно разделить на несколько категорий.
Молодые ученые с горящими глазами
Они недавно защитили свои кандидатские диссертации, занимают начальные позиции научных сотрудников или старших преподавателей, чаще всего работают над докторскими диссертациями.
Если вам попадется такой научный руководитель, то, с одной стороны, можно считать это поводом для радости, ведь такой научник будет максимально вовлечен в вашу работу и будет оказывать всяческую помощь. С другой стороны, работа над диссертацией в таком случае может затянуться из-за нехватки опыта у научного руководителя в построении исследования. Однако наиболее интересные и содержательно богатые работы получаются именно в команде с «новичком».
Опытные ученые
Доктора наук занимают руководящие должности и активно реализуют себя в научном сообществе. У такого научника за плечами большой опыт руководства аспирантами. Он поможет четко построить исследование. С таким научным руководителем гораздо легче проходить предзащиту диссертации, поскольку он обладает авторитетом и в какой-то степени сможет повлиять на членов комиссии.
Ощутимый минус работы с таким научным руководителем заключается в том, что ваши встречи будут не частыми из-за его плотного графика. Скорее всего, вам придется работать над исследованием самостоятельно, а потом делиться результатами работы с ним. Отсутствие постоянного взаимодействия может вылиться в то, что вам придется по многу раз переделывать работу с учетом комментариев от научника.
Те, кто гонится за престижем и берет руководство аспирантами для галочки
Научные сотрудники берутся за руководство аспирантами, но фактически ими не руководят. С таким научником вы будете полностью предоставлены сами себе. Причины такого отношения могут быть самые разные: например, нежелание и неумение работать с аспирантами.
Исследования показывают
, что аспиранты ожидают методическую и моральную помощь и поддержку от научных руководителей. Кроме этого, для них важно, чтобы научник помогал с подбором литературы, оперативно проверял готовые материалы исследования, а также в целом контролировал и курировал их научную деятельность.
Как не ошибиться с выбором научного руководителя
Один из критериев выбора — совпадение научных интересов. И самый простой способ проверить, совпадают ли ваши взгляды, изучить научные публикации потенциального научника. Если у вас уже есть четкое понимание, о чем вы собираетесь писать и с какой стороны рассматривать проблему, найти того самого научного руководителя — это уже половина успеха. Разница во взглядах может привести к тому, что у вас будут возникать споры, из-за этого написать и защитить работу будет сложно.
Если вы убедились, что ваши взгляды с потенциальным научником совпадают, узнайте, какой у него процент успешно пройденных предзащит. Если доля защитившихся высокая, это говорит о грамотном руководстве.
Если кроме общности научных интересов, для вас важен эмоциональный комфорт в общении с научным руководителем, предварительно стоит навести о нем справки и пообщаться лично, чтобы понять, сможете ли вы работать в одной команде.
Узнайте у бывших аспирантов, насколько приятный в общении интересующий вас научный руководитель. Вам предстоит работать довольно долгое время, поэтому такие качества, как отзывчивость и взаимопонимание, могут сделать вашу совместную работу достаточно плодотворной.
Нелишним будет узнать, оказывает ли научник помощь в публикации работ. Также поинтересуйтесь, помогает ли научный руководитель на заключительном этапе работы над диссертацией.
Наконец, узнайте, какое положение занимает ваш потенциальный научник в профессиональной среде. Если он пользуется авторитетом и не конфликтует с руководством вуза и научным сообществом, то ваши шансы на успешную защиту высоки.
Понравился ли Вам материал?
Научный руководитель и индивидуальный план аспиранта
Для некоторых поступление в аспирантуру – это ступень в карьерном росте, социальном статусе. Кто-то мечтает внести свой неоценимый вклад в науку, кого-то в этом убеждают преподаватели, считая, что лучшая характеристика аспиранта – это бывший добросовестный студент. Но нужно тщательно взвесить свои желания и возможности, цели и задачи, прежде чем решиться посвятить 3-4 года каждодневному непростому научному исследованию, написанию серьезной квалификационной работы на соискание ученой степени.
Как найти научного руководителя для диссертации
Как найти научного руководителя для диссертации – серьезный вопрос, с которым сталкивается каждый человек, решивший получить степень кандидата наук. От выбора руководителя во многом зависит качество диссертационной работы, эффективность обучения в аспирантуре, качество результатов исследований, время на подготовку труда, успешность защиты.
Научное руководство аспирантами на кафедре обычно осуществляет профессор, доктор наук. Одновременно у него их разрешается 5. Научным руководителем аспиранта может быть кандидат наук, имеющий звание доцента, он имеет право руководить работами трех соискателей. Чаще всего будущий кандидат сам выбирает себе руководителя, еще до начала учебы в аспирантуре. На что нужно обратить внимание в первую очередь:
- компетентность потенциального руководителя в сфере, которую затрагивает тема диссертации, до уровня эксперта;
- нужно ознакомиться с трудами будущего руководителя;
- вес и авторитет в научном мире;
- плодотворная исследовательская деятельность;
- отношения с сотрудниками кафедры, с членами диссертационного совета — в случае конфликтности руководителя это отражается на аспиранте и продвижении его научной работы;
- готовность помогать соискателю на отдельных этапах подготовки диссертации – разработка индивидуального плана, опубликование статей, поиск оппонентов, организация защиты, на примерах и по свидетельствам предшественников;
- соотношение количества аспирантов с количеством защищенных диссертаций или отказов;
- личные качества научного руководителя аспиранта, его заинтересованность, порядочность.
Научный интерес у руководителя и соискателя должен быть общим. Иначе неизбежны дискуссии и, как результат, затягивание времени написания работы, утверждения ее разделов, публикации статей, проведения исследований. Иногда могут навязать другую тему диссертации, в которой больше будет заинтересован научный руководитель аспиранта. Тогда придется отстаивать свою точку зрения или соглашаться. Но работа над диссертацией – это не обязательно увлекательные, выдающиеся открытия. Часто – это рутинный, во многом бюрократический процесс, занимающий несколько лет. И если научный руководитель аспиранта окажется равнодушным или непорядочным, а тема не интересна и не понятна, то успешный результат и сама защита будут под вопросом.
Индивидуальный план аспиранта
Индивидуальный план – путевая карта поэтапного продвижения по пути к защите диссертации. В нем должны быть подробно отражены все аспекты, этапы, компоненты обучения и написания работы. Такой план является обязательным для каждого аспиранта. Индивидуальный план разбивается по годам обучения. Он утверждается на ученом совете, дважды или один раз в год заслушивается и утверждается отчет о его выполнении.
Если пункты годового плана не выполнены, то аспирант может быть рекомендован к отчислению. Причиной может быть, как нерадивость студента аспирантуры, так и неудовлетворительное качество научного руководства аспирантами
Индивидуальный план в краткой форме составляется в первые несколько месяцев обучения лично аспирантом. После успешного утверждения краткого варианта на его основе составляется развернутый. Подробный план нужно подписать научным руководителем и также утвердить. Бланк этого документа или его образец находится в отделе аспирантуры. Аспирант заполняет его, согласовывая наиболее важные моменты с руководителем. Легче всего составить план, используя готовый заполненный пример.
В индивидуальный план обязательно нужно включить:
- сдачу кандидатских экзаменов с указанием дат;
- написание статей для публикации в научных сборниках с указанием тем;
- участие в семинарах и конференциях, выступления с докладом;
- подготовку глав диссертации с указанием ориентировочных сроков;
- научно — педагогическая работа – проведение семинаров, лабораторных, практических работ;
- прохождение практики в учреждении, на производстве.
Планирование по годам обучения аспирант должен осуществлять вместе с руководителем, который в силу своего опыта шире видит общие перспективы исследований, может подсказать темы статей, объективно наметить сроки выполнения пунктов плана.
В идеале защита диссертации должна осуществиться по окончании аспирантуры. На практике все зависит от работоспособности исследователя, некоторых объективных или субъективных причин.
В один из разделов индивидуального плана включается пункт о написании автореферата диссертации – краткого изложения структуры, методики, актуальности, главных выводов научной работы, подготовка к предварительной защите, другие организационные моменты. Заполненный план хранится в личном деле в аспирантуре.
Портфолио аспиранта
Одним из современных механизмов мониторинга качества и уровня подготовки будущих ученых является портфолио. В него заносятся индивидуальные достижения соискателя во время учебы в аспирантуре, в процессе исследовательской и научно — педагогической деятельности, в ходе работы над статьями и самой диссертацией. Обычно портфолио оформляют в электронном виде, чаще в виде презентации. Это позволяет наглядно оценить процесс подготовки будущего ученого, вовремя выявить проблемы и недостатки, скорректировать план подготовки, оптимизировать руководство аспирантами.
Заполнение электронного портфолио – обязательное требование современных образовательных стандартов.
Шаблон, пример заполнения и положение о портфолио аспиранта можно найти на сайте высшего учебного заведения. Во время его создания происходит самооценка уровня подготовки и развития соискателя. Портфолио – действенный инструмент реализации и корректировки целей и задач аспиранта по повышению образовательного уровня и исследовательской компетентности. Оно служит основанием для аттестации будущего кандидата наук, позволяет упорядочить исследовательскую деятельность, выявить слабые места подготовки, определить рейтинг молодого ученого.
Заполнение портфолио происходит на всем протяжении обучения в аспирантуре, оно доступно на электронном сайте учебного заведения. В составе портфолио обязательно наличие индивидуального плана и характеристики аспиранта.
Характеристика аспиранта
Для рассмотрения на диссертационном совете требуется характеристика на аспиранта образец написания которой включает:
- Фамилию имя отчество, год рождения.
- Дату окончания вуза, специальность.
- В текстовой части первый абзац описывает деятельность аспиранта в настоящий момент, предыдущую работу или учебу, тему будущей диссертации, перечисляются написанные статьи, проведенные эксперименты.
- Заключительный раздел описывает качества аспиранта, как молодого ученого, личностные, психологические особенности.
- В последнем предложении указывается, для чего предназначена, куда будет направлена характеристика.
Заполнить характеристику может сам соискатель или его руководство. Образцов и примеров достаточно на различных сайтах. Она подписывается руководителем или заведующим кафедрой. Характеристику аспиранта зачитывают перед защитой диссертации на заседании совета. Также она может понадобиться для соискательства на грант или стипендию.
Зачем аспиранту
научный руководитель
Исторически сложилось так, что основная задача аспирантуры — это подготовка научно-педагогических специалистов. Сегодня мы можем говорить о том, что происходит снижение численности молодых ученых.
Эту проблему в настоящее время пытаются решить с помощью
Национального проекта «Наука»
, одной из целей которого является повышение привлекательности работы ученых и перспективных молодых исследователей и создание для этого необходимых условий. Кроме того, предполагается, что число исследователей вырастет на 35 тысяч человек к 2024 году.
Успех научной деятельности аспиранта по большей части зависит от его научного руководителя, который направляет и помогает найти свой путь в науке.
Научный руководитель помогает аспиранту определиться с исследованием, рекомендует литературу, которая будет полезна при написании работы, оценивает качество научного труда и контролирует весь процесс. В большинстве случаев научным руководителем становится доктор наук, хотя нередко эту роль может выполнять и обладатель кандидатской степени.
Когда вы работали над своими курсовыми, выпускными квалификационными или диссертационными работами в магистратуре с разными научными руководителями, то замечали, что они подходили к своей работе с разным уровнем заинтересованности и энтузиазма. С аспирантурой — та же история.
Научных руководителей условно можно разделить на несколько категорий.
Молодые ученые с горящими глазами
Они недавно защитили свои кандидатские диссертации, занимают начальные позиции научных сотрудников или старших преподавателей, чаще всего работают над докторскими диссертациями.
Если вам попадется такой научный руководитель, то, с одной стороны, можно считать это поводом для радости, ведь такой научник будет максимально вовлечен в вашу работу и будет оказывать всяческую помощь. С другой стороны, работа над диссертацией в таком случае может затянуться из-за нехватки опыта у научного руководителя в построении исследования. Однако наиболее интересные и содержательно богатые работы получаются именно в команде с «новичком».
Опытные ученые
Доктора наук занимают руководящие должности и активно реализуют себя в научном сообществе. У такого научника за плечами большой опыт руководства аспирантами. Он поможет четко построить исследование. С таким научным руководителем гораздо легче проходить предзащиту диссертации, поскольку он обладает авторитетом и в какой-то степени сможет повлиять на членов комиссии.
Ощутимый минус работы с таким научным руководителем заключается в том, что ваши встречи будут не частыми из-за его плотного графика. Скорее всего, вам придется работать над исследованием самостоятельно, а потом делиться результатами работы с ним. Отсутствие постоянного взаимодействия может вылиться в то, что вам придется по многу раз переделывать работу с учетом комментариев от научника.
Те, кто гонится за престижем и берет руководство аспирантами для галочки
Научные сотрудники берутся за руководство аспирантами, но фактически ими не руководят. С таким научником вы будете полностью предоставлены сами себе. Причины такого отношения могут быть самые разные: например, нежелание и неумение работать с аспирантами.
Исследования показывают
, что аспиранты ожидают методическую и моральную помощь и поддержку от научных руководителей. Кроме этого, для них важно, чтобы научник помогал с подбором литературы, оперативно проверял готовые материалы исследования, а также в целом контролировал и курировал их научную деятельность.
Как не ошибиться с выбором научного руководителя
Один из критериев выбора — совпадение научных интересов. И самый простой способ проверить, совпадают ли ваши взгляды, изучить научные публикации потенциального научника. Если у вас уже есть четкое понимание, о чем вы собираетесь писать и с какой стороны рассматривать проблему, найти того самого научного руководителя — это уже половина успеха. Разница во взглядах может привести к тому, что у вас будут возникать споры, из-за этого написать и защитить работу будет сложно.
Если вы убедились, что ваши взгляды с потенциальным научником совпадают, узнайте, какой у него процент успешно пройденных предзащит. Если доля защитившихся высокая, это говорит о грамотном руководстве.
Если кроме общности научных интересов, для вас важен эмоциональный комфорт в общении с научным руководителем, предварительно стоит навести о нем справки и пообщаться лично, чтобы понять, сможете ли вы работать в одной команде.
Узнайте у бывших аспирантов, насколько приятный в общении интересующий вас научный руководитель. Вам предстоит работать довольно долгое время, поэтому такие качества, как отзывчивость и взаимопонимание, могут сделать вашу совместную работу достаточно плодотворной.
Нелишним будет узнать, оказывает ли научник помощь в публикации работ. Также поинтересуйтесь, помогает ли научный руководитель на заключительном этапе работы над диссертацией.
Наконец, узнайте, какое положение занимает ваш потенциальный научник в профессиональной среде. Если он пользуется авторитетом и не конфликтует с руководством вуза и научным сообществом, то ваши шансы на успешную защиту высоки.
Понравился ли Вам материал?
Содержание
- Выбор научного руководителя
- Требования нормативно-правового законодательства к научным руководителям аспирантов
- Должен ли НР быть штатным сотрудником организации
- Может ли кандидат наук быть научным руководителем аспиранта
- Типа научный руководитель
Про выбор аспирантом и соискателем научного руководителя
Многие абитуриенты в аспирантуру выбирают своего научного руководителя по принципу «на кого Б-г пошлёт». Или им назначают научрука по «остаточному принципу». Однако лучше не доводить ситуацию до такого исхода и самостоятельно выбрать научного руководителя. Для начала можно погуглить Ф.И.О. предполагаемых НР-ов в интернетах, чтобы узнать о них побольше сведений и об их защитившихся аспирантах. Также можно зайти на студенческие форумы и группы в социальных сетях, где студенты выкладывают мнения о преподавателях. Кроме того, рекомендуется поспрашивать кафедральных аспирантов, не «гнобит» ли НР своих подопечных, не вымогает ли деньги на нужды науки и кафедры и прочее…
Перед собеседованием запаситесь несколькими вариантами предполагаемой темы Вашей диссертации, а также резюме, в котором необходимо указать дату окончания вуза и его название, знание языков, область «научных» интересов, конференции и олимпиады, в которых Вы участвовали, Ваши публикации в сборниках, гранты и именные стипендии, которые Вы получали и Ваши контактные данные.
При собеседовании с предполагаемым научным руководителем рекомендуется заявить, что «очень хочете, чтобы такой корифей наук, крупногабаритный учёный, как он, стал Вашим НР». Но не переборщите с лестью. Если во время собеседования Ваш будущий НР попытается нагрузить на Вас всякую кафедральную, лабораторную или педагогическую «ерунду» — постарайтесь деликатно увильнуть, сославшись на работу или обусловьте эту барщину помощью НР в ускоренной защите Вашей диссертации.
Если вуз не присуждает ученые степени самостоятельно, и Вы планируете защищаться в ваковских диссертационных советах, то проверьте нет ли Вашего предполагаемого научного руководителя в так называемом «чёрном списке», т.е. среди тех лиц, аспирантов или докторантов которых ВАК уже лишил учёной степени.
Кто может стать научным руководителем аспиранта?
Согласно п. 31 Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. N 1259 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (с изменениями и дополнениями от 17 августа 2020 г.):
31. Не позднее 3 месяцев после зачисления на обучение по программе аспирантуры (адъюнктуры) обучающемуся назначается научный руководитель, а также утверждается тема научно-исследовательской работы.
Требования к уровню квалификации научных руководителей определяются образовательным стандартом.
Число обучающихся, научное руководство которыми одновременно осуществляет научный руководитель, определяется руководителем (заместителем руководителя) организации.
Обучающемуся предоставляется возможность выбора темы научно-исследовательской работы в рамках направленности программы аспирантуры (адъюнктуры) и основных направлений научно-исследовательской деятельности организации.
Назначение научных руководителей и утверждение тем научно-исследовательской работы обучающимся осуществляется распорядительным актом организации.
Обратите внимание, что согласно п. 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»:
Не позднее 30 календарных дней с даты начала освоения программы аспирантуры (адъюнктуры), установленной в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения, аспиранту (адъюнкту) назначается научный руководитель, утверждается индивидуальный план работы, включающий индивидуальный план научной деятельности и индивидуальный учебный план (далее — индивидуальный план работы), а также тема диссертации в рамках программы аспирантуры (адъюнктуры) и основных направлений научной (научно-исследовательской) деятельности организации.
Действие абзаца первого настоящего пункта не распространяется на федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее соответственно — организации государственных органов, государственные органы).
Назначение научного руководителя, утверждение индивидуального плана работы и темы диссертации аспиранту (адъюнкту) организациями государственных органов осуществляются в сроки, установленные соответствующими государственными органами.
Порядок назначения научного руководителя, порядок утверждения индивидуального плана работы и темы диссертации аспиранта (адъюнкта) определяются локальными нормативными актами организации.
Назначение научного руководителя осуществляется на основании письменного согласия кандидата на должность научного руководителя.
Если программой аспирантуры (адъюнктуры) предусмотрено проведение аспирантом (адъюнктом) междисциплинарных научных исследований или при реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) используется сетевая форма, аспиранту (адъюнкту) разрешается иметь 2 научных руководителей или научного руководителя и научного консультанта, в том числе одного из числа работников другой организации. Научный консультант должен иметь ученую степень кандидата наук, или ученую степень доктора наук, или ученую степень, полученную в иностранном государстве, признаваемую в Российской Федерации.
Число аспирантов (адъюнктов), научное руководство которыми одновременно осуществляет один научный руководитель, определяется локальным нормативным актом организации.
Каковы требования современного российского законодательства к научным руководителям аспирантов? Квалификационные требования к научным руководителям аспирантов установлены в п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»:
8. Научный руководитель аспиранта (адъюнкта) должен:
- иметь ученую степень доктора наук, или в отдельных случаях по решению организации ученую степень кандидата наук, или ученую степень, полученную в иностранном государстве, признаваемую в Российской Федерации;
- осуществлять научную (научно-исследовательскую) деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по соответствующему направлению исследований в рамках научной специальности за последние 3 года;
- иметь публикации по результатам осуществления указанной научной (научно-исследовательской) деятельности в рецензируемых отечественных и (или) зарубежных научных журналах и изданиях;
- осуществлять апробацию результатов указанной научной (научно-исследовательской) деятельности, в том числе участвовать с докладами по тематике научной (научно-исследовательской) деятельности на российских и (или) международных конференциях, за последние 3 года.
Порядок привлечения лиц, имеющих ученую степень кандидата наук, к научному руководству аспирантами (адъюнктами), а также требования к публикациям, указанным в абзаце четвертом настоящего пункта, определяются в соответствии с порядком назначения научного руководителя, утверждаемым локальным нормативным актом организации.
Обратите внимание на то, что если Ваш научный руководитель скончается или уволится из организации, при которой осуществляется программа подготовки в аспирантуре, то кафедра или директор не всегда смогут найти другого научного руководителя, который будет соответствовать вышеуказанным критериям. В частности, у него может не быть публикаций по «по соответствующему направлению исследований в рамках научной специальности». Поэтому рекомендуется выбирать молодых и здоровых научруков, без суицидальных наклонностей и довольных работой в этом заведении, а также такую «популярную» тему диссертации и научную специальность, чтобы Вашими потенциальным научным руководителем смогли стать как можно большее число докторов наук и профессоров на случай непредвиденной замены.
Научный руководитель аспиранта должен, согласно п. 7.2.3. ФГОС ВО, быть обладателем российской или зарубежной учёной степени, которая признаётся в Российской Федерации. У НР должен быть документ, подтверждающий научное направление его деятельности по направлению или профилю подготовки в аспирантуре (хотя бы выписка из протокола заседания кафедры) или опубликованные результаты научно-исследовательских работ. Кроме того, у научрука должны быть публикации в сборниках международных и российских конференций, а также в научных рецензируемых отечественных и зарубежных журналах.
7.2.3. Научный руководитель, назначенный обучающемуся, должен иметь ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую, творческую деятельность (участвовать в осуществлении такой деятельности) по направленности (профилю) подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской, творческой деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществлять апробацию результатов указанной научно-исследовательской, творческой деятельности на национальных и международных конференциях
Научный руководитель аспиранта, согласно п. 9 и п. 42-43 «Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)», выполняет следующие функции:
а) оказывает аспиранту (адъюнкту) содействие в выборе темы диссертации и составлении индивидуального плана научной деятельности;
б) осуществляет руководство научной (научно-исследовательской) деятельностью аспиранта (адъюнкта) (в том числе при необходимости при выполнении экспериментов, технических разработок, при проведении наблюдений и измерений, изучении научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по исследуемой тематике), направленной на подготовку диссертации;
в) консультирует аспиранта (адъюнкта) по вопросам подготовки диссертации к защите;
г) осуществляет первичное рецензирование подготовленного аспирантом (адъюнктом) текста диссертации, а также текстов научных статей и (или) докладов, подготовленных аспирантом (адъюнктом) в рамках выполнения индивидуального плана научной деятельности, для представления на конференциях, симпозиумах и других коллективных обсуждениях;
д) осуществляет контроль за выполнением аспирантом (адъюнктом) индивидуального плана научной деятельности.
Научный руководитель обеспечивает контроль за своевременным выполнением аспирантом (адъюнктом) индивидуального плана научной деятельности.
Научный руководитель представляет в период проведения промежуточной аттестации отзыв о качестве, своевременности и успешности проведения аспирантом (адъюнктом) этапов научной (научно-исследовательской) деятельности.
Итак, научный руководитель аспиранта должен иметь степень доктора наук (в отдельных случаях хватит кандидатской), осуществлять научную деятельность и участвовать в конференциях по специальности аспиранта последние 3 года, публиковаться в рецензируемых журналах.
Может ли НР быть внештатным сотрудником?
Научный руководитель аспиранта может быть штатным сотрудником организации, в которой осуществляется обучение по программе последипломного образования (аспирантура, ассистентура-стажировка, адьюнктура) или сотрудничать с этим заведением на услових гражданско-правового договора. Согласно п. 7.2.1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям аспирантуры (уровень подготовки кадров высшей квалификации) http://fgosvo.ru/fgosvo/95/91/7
7.2.1. Реализация программы аспирантуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы аспирантуры на условиях гражданско-правового договора.
Однако, в связи с тем, что привлечение «стороннего» работника в качестве научного руководителя аспиранта сопряжено с организационными и бюрократическими трудностями, как правило, НР — это штатный сотрудник или внештатный совместитель в образовательной организации, в которой осуществляется программа аспирантура, оформленный по трудовому договору или, в крайнем случае, уже долгое время сотрудничающий с вузом или НИИ по гражданско-правовому договору (ГПД).
Основная же опасность для аспиранта и соискателя в привлечении стороннего научного руководителя состоит в том, что такой НР может в любое время «свалить в туман» и, если вуз не найдёт нового эксперта в данной области, то тему диссертации придётся менять, а сам диссер «накроется медным тазом».
Может ли кандидат наук и доцент быть научным руководителем аспиранта?
Обычно научный руководитель утверждается на заседании ученого совета факультета или университета / научно-исследовательского института и назначается приказом по высшему учебному заведению или научно-исследовательскому институту из числа докторов наук одновременно с зачислением аспиранта. В отдельных случаях научруком аспиранта по решению учёного совета вуза или НИИ может быть назначен известный исследователь — кандидат наук с учёным званием профессор.
На некоторых факультетах, где недостаточно докторов наук для научного руководства всеми аспирантами, как например на факультете менеджмента СПбГУ: https://gsom.spbu.ru/programmes/doctoral/faculty/ аспирантам пытаются навязать научными руководителями доцентов с учёной степенью кандидат наук, которые обучаются в докторантуре.
Допуск кандидатов наук-доцентов к научному руководству аспирантами осуществляется приказом ректора вуза /директора института на основании решения Учёного совета. Кандидат наук, претендующий на научное руководство аспирантами, представляет на рассмотрение Учёного совета следующий комплект документов:
• личное заявления на имя ректора с указанием тематики диссертационных исследований, по которым будет осуществляться научное руководство;
• иметь утвержденную Учёным советом тему собственной докторской диссертации — тема предполагаемой к научному руководству кандидатской диссертации конкретного аспиранта должна соответствовать научному профилю докторской диссертации научного руководителя;
• выписку из протокола заседания кафедры о возможности допустить его к научному руководству аспирантами;
• список опубликованных научных трудов (как правило, в различных издательствах), изобретений по теме, предполагаемой к научному руководству.
Обратите внимание: аспирантам ни в коем случае нельзя соглашаться на предлагаемый вариант научного руководителя в связке «учёная степень — кандидат наук и учёное звание — доцент или без учёного звания вообще», так как в случае такого научного руководства возрастает (см. 3-й пункт факторов репутации аспиранта у Резника) риск вызова соискателя учёной степени на заседание экспертного совета ВАК. Однако научное руководство кандидата наук аспирантом не запрещено законодательством — см. выше п. 8 «Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».
Административный как бы научный руководитель
На фотографии — Марта Роджерс, автор книг по менеджменту, PhD, профессор Duke University, которая не имеет никакого отношения к тетеньке из деканата.
Автор: EJSoltesz. Фото с портала en.wikipedia.org
Как-то раз одна работница деканата, которая кстати была доцентом и кандидатом наук, взялась за научное руководство аспирантом. Аспирант был таким, тык сказать, туповатым парнишкой из глубокой провинции. Впрочем, и научная руководительница от него ничем не отличалась… И вот через два года после пребывания в аспирантуре этот парнишка склепал свой диссер из студенческих рефератов. Причём оказалась, что тема «кирпича» существенно отличается от той специальности, по которой он был зачислен в аспирантуру. Впрочем, диссертацией эту компиляцию на 110 страниц текста было назвать трудно… Однако всё это не помешало кафедре составить «рекомендательное письмо» в один из диссертационных советов с просьбой принять сей «научный труд» к защите. В диссовете соискателя приняли, на диссер и на соискателя посмотрели и назвали «прайс»: 150 штук рублей. У нищеброда-соискателя таких денег не нашлось. Или просто пожалел. Вот так и стало меньше в этой стране на одного кандидата наук… История эта печальная, однако символизирует на то, что готовясь к защите, предусмотрите также и некоторые возможные непредвиденные расходы. И важно, чтобы эти затраты не пробили дыру в Вашем бюджете. Или выбирайте такого научного руководителя, который силой авторитета пропихнёт Вашу защиту задаром, то есть за Христа Б-га ради.
Дата последнего изменения: 23 февраля, 2023 в 17:17
просмотров: 6349
Что за зверь научный руководитель?
Для того, чтобы не растеряться в огромном количестве информации, у каждого аспиранта есть научный руководитель — опытный педагог и ученый, который может помочь определиться с темой, выбрать методики исследования, дать советы по организации эксперимента, а возможно, порекомендовать некоторую необходимую литературу. Научный руководитель лишь направляет аспиранта, помогает ему сориентироваться, но не делает работу за него.
Итак, научный руководитель — это тот, кто должен осуществлять руководство научной деятельностью аспиранта, с высоты своего опыта помогать ему двигаться к намеченной цели. Обычно, им становится доктор наук (причем тех же наук, ученую степень на соискание которых сбирается получить аспирант). Но в исключительных случаях (которых немало), им может быть и кандидат наук. Советую вам иметь официальным научным руководителем все-таки доктора наук — зачем лишние проблемы при оформлении документов.
Научных руководителей может быть и два, особенно если диссертация защищается по двум специальностям. Помимо научного руководителя, у аспиранта может быть и научный консультант. Обычно им становится кандидат наук, который по своему статусу не может быть научным руководителем, но оказывал значительную помощь в подготовке диссертации.
Научные руководители утверждаются ученым советом вуза в самом начале обучения в аспирантуре вместе с темой диссертации.
Существуют два типа научных руководителей.
Первый тип наиболее удобен для аспиранта — такой научный руководитель во всем помогает своему подопечному: проверяет данные его эксперимента, помогает их интерпретировать, находит для него возможности публиковаться, правит статьи, советует, как сформулировать цель, задачи, гипотезу исследования и т.д.
Аспиранту, имеющему такого научного руководителя, живется легче, но, при этом, от него требуется и меньше творчества. В результате, такой аспирант может так и не приобрести навыков самостоятельных занятий научной работой.
Второй тип научных руководителей можно назвать ленивыми — они не удосуживаются даже почитать материалы диссертации, отделываются от своего ученика общими советами. Аспирантам с таким научным руководителем очень трудно, особенно на начальном этапе обучения, но в дальнейшем, если такому аспиранту все же удастся написать и защитить диссертацию, он будет являть собой тип сформированного научного работника. Он легко сможет взяться за продолжение темы (например, для докторской) или за другую тему исследований, за научное руководство собственными аспирантами и т.д. По опыту научной деятельности он будет значительно превосходить аспиранта, которого три года водили за ручку.
Лучше, конечно, если ваш научный руководитель представляет собой нечто среднее между двумя крайними типами, описанными выше.
Имейте в виду, что научное руководство диссертантами официально дает научному руководителю оплачиваемые рабочие часы (в среднем, 50 часов в год на каждого диссертанта). В эти часы входит не только непосредственное общение с аспирантом, но и чтение материалов его исследований и прочее. Поэтому, в случае острой необходимости, если ваш научный руководитель совсем позабыл о вашем существовании, вы можете в корректной форме напомнить ему о себе. Советую быть просто вежливо настойчивым, а не качать права, в конце концов, научный руководитель имеет полное право в любой момент отказаться от научного руководства особо склочным диссертантом. И вообще, правила хорошего тона в высшей школе предусматривают предельно вежливые отношения между коллегами (и не коллегами тоже).
Если научный руководитель пользуется вашим уважением, либо оказывает вам существенную помощь, либо является видным ученым, общение с которым ценно само по себе, либо и то, и другое, и третье — не забывайте о проявлении к нему знаков внимания. Поздравляйте его с Новым годом, Днем рождения, началом учебного года, 8 марта (или 23 февраля), Днем Победы (если это актуально). Букетик цветов, коробка конфет, сувенир, открытка будут весьма уместны в качестве подарка. В крайнем случае, ограничьтесь устными поздравлениями или звонком по телефону.
Возникли вопросы? Задайте их на нашем форуме
<< Назад Дальше >>
Минина Елена Владимировна
Департамент образовательных программ: Доцент
Смирнов Иван Борисович
Лаборатория методов науки о данных в исследованиях образования: Заведующий лабораторией
Прахов Илья Аркадьевич
Международная лаборатория институционального анализа экономических реформ: Старший научный сотрудник
Захарова Ульяна Сергеевна
Институт образования: Научный сотрудник
Докука София Владимировна
Центр исследований современного детства: Научный сотрудник
Лоялка Прашант Кумар
Ведущий научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики
Бекова Сауле Каэржановна
Центр социологии высшего образования: Младший научный сотрудник
Аспирантская школа в праве принимать решение о допуске к научному руководству по результатам академической деятельности доктора, кандидата наук и/или PhD, основываясь на следующих критериях:
для докторов, кандидатов наук и PhD за последние три года:
1. наличие академических публикаций в рецензируемых научных периодических изданиях из списка ВАК, индексируемых в базах Web of Science, Scopus;
2. участие в научных проектах в качестве руководителя;
3. наличие защищенных под научным руководством ВКР и МД
4. у докторов, кандидатов наук и PhD, являющихся руководителями аспирантов более пяти лет — наличие за последние три года защищенных под их научным руководством кандидатских диссертаций.
Более подробно — Порядок подтверждения научного руководства аспирантами НИУ ВШЭ
Научным руководителем аспиранта, осуществляющего обучение по программе подготовки научных или научно-педагогических кадров, может и должен быть тот наставник, кто не просто курирует своего подопечного, но и готов довести выпускника аспирантуры до успешной защиты кандидатской диссертации. Такое требование навеяно изменениями в нормативно-правых актах образовательной сферы, регулируемыми ФЗ № 517 от 30.12.2020 года. Условием успешного окончания аспирантуры становится предоставление диссера к защите на заседании госкомиссии.
Кто может быть научным руководителем кандидатской диссертации
Поиск научного руководителя происходит из преподавательского состава вуза (сотрудников НИИ). Наставнику необходимо иметь учёную степень. Помимо этого, научная область в которой учёный осуществляет свою деятельность, должна соответствовать направлению подготовки, выбранному аспирантом. Научный куратор оказывает разностороннюю поддержку аспиранту:
- научную;
- методическую;
- организационную.
Помощь направлена на выполнение обучающимся индивидуального плана, а также подготовки диссертационной работы. Научный руководитель контролирует выполнение требований, предъявляемые высшей аттестационной комиссией (ВАК) к научному кандидатскому труду. Это не просто педагог-наставник, но и учёный, являющийся экспертом в своей области, ведущий самостоятельную научно-исследовательскую деятельность. Поэтому принято назначать научных руководителей для аспирантов из числа докторов наук и/или с учёным званием профессор. Из этого негласного правила бывают исключения, поэтому учёный с кандидатской степенью и званием доцент также может быть назначен на руководство аспирантами.
В связи с нововведениями, вступающими в силу с 1 сентября 2021 года, возрастает ответственность учебного заведения (научно-исследовательского института) на базе которого проходит подготовка аспиранта, а также научного руководителя, курирующего молодого исследователя, поскольку стоит задача, чтобы выпускник не просто прошёл курс обучения, но и получил учёную степень кандидата наук.
Порядок назначения руководителя
Научного руководителя для аспиранта утверждают на заседании кафедры вуза или учёном совете НИИ, с учётом научной и/или педагогической нагрузки, имеющейся у претендента. Делается это с его согласия, подтверждённого письменно. Согласно пункту 31 приказа Минобрнауки РФ от 19.11.2013 года № 1259, на утверждение темы научно-исследовательского труда и назначение научного руководителя отводится 3 месяца с момента зачисления аспиранта. Эти решения закрепляются распорядительным актом учреждения, на базе которого состоит аспирантура (к примеру, приказом ректора вуза).
Организацией, на базе которой основана аспирантура, разрабатывается и утверждается положение о руководстве аспирантами, в котором определяют не только требования, предъявляемые к наставнику, но и количество аспирантов или соискателей, которых он будет курировать. Количество обучающихся, закреплённых за одним руководителем также устанавливается с его согласия. Решающим фактором становятся показатели научно-исследовательской деятельности учёного и эффективность предыдущих учеников (т.е. сколько из них защитили диссертацию). Если аспирант проводит исследования по смежным направлениям, ему дополнительно могут назначить научного консультанта, компетентного в изучаемой области. Отдельными вузами для одного куратора рекомендовано поручать руководство аспирантами не более 8 человек для доктора наук и 3-х – для кандидата.
Основные требования
К квалификационному уровню претендента на руководство студентами аспирантуры или прикреплёнными соискателями предъявляют определённые требования. Они прописаны отдельно для каждого направления подготовки и закреплены Федеральным госстандартом высшего образования (ФГОС ВО), но в части условий, предъявляемых непосредственно к научному руководителю, имеют сходство. Научный куратор должен:
- Быть кандидатом или доктором наук (к кураторству допускают учёных, получивших свой титул за рубежом, при условии, что он признан в РФ).
- Осуществлять самостоятельно или быть участником научно-исследовательской деятельности, которая соответствует профилю подготовки студента аспирантуры.
- Иметь научные статьи в рецензируемых ВАК изданиях и журналах (отечественных и/или зарубежных), соответствующие выбранному аспирантом направлению.
- Принимать участие в национальных и международных научных конференциях, проверяя и сравнивая результаты своих исследований с подобными работами коллег из научного сообщества (направление исследований также должно соответствовать профилю аспиранта).
От выбора научного руководителя зависит тема научной работы и то как будет проходить процесс её написания и защиты. Стоит потратить время, чтобы изучить отзывы на предполагаемого наставника. Но всё же основная ответственность за процесс обучения в аспирантуре, за итоговую аттестацию, за успешную защиту своей работы на диссертационном совете и получение учёной степени лежит на самом аспиранте. Для начинающего учёного обучение в аспирантуре должно стать стартовой площадкой для будущих научных достижений.
Научный руководитель и индивидуальный план аспиранта
Для некоторых поступление в аспирантуру – это ступень в карьерном росте, социальном статусе. Кто-то мечтает внести свой неоценимый вклад в науку, кого-то в этом убеждают преподаватели, считая, что лучшая характеристика аспиранта – это бывший добросовестный студент. Но нужно тщательно взвесить свои желания и возможности, цели и задачи, прежде чем решиться посвятить 3-4 года каждодневному непростому научному исследованию, написанию серьезной квалификационной работы на соискание ученой степени.
Как найти научного руководителя для диссертации
Как найти научного руководителя для диссертации – серьезный вопрос, с которым сталкивается каждый человек, решивший получить степень кандидата наук. От выбора руководителя во многом зависит качество диссертационной работы, эффективность обучения в аспирантуре, качество результатов исследований, время на подготовку труда, успешность защиты.
Научное руководство аспирантами на кафедре обычно осуществляет профессор, доктор наук. Одновременно у него их разрешается 5. Научным руководителем аспиранта может быть кандидат наук, имеющий звание доцента, он имеет право руководить работами трех соискателей. Чаще всего будущий кандидат сам выбирает себе руководителя, еще до начала учебы в аспирантуре. На что нужно обратить внимание в первую очередь:
- компетентность потенциального руководителя в сфере, которую затрагивает тема диссертации, до уровня эксперта;
- нужно ознакомиться с трудами будущего руководителя;
- вес и авторитет в научном мире;
- плодотворная исследовательская деятельность;
- отношения с сотрудниками кафедры, с членами диссертационного совета — в случае конфликтности руководителя это отражается на аспиранте и продвижении его научной работы;
- готовность помогать соискателю на отдельных этапах подготовки диссертации – разработка индивидуального плана, опубликование статей, поиск оппонентов, организация защиты, на примерах и по свидетельствам предшественников;
- соотношение количества аспирантов с количеством защищенных диссертаций или отказов;
- личные качества научного руководителя аспиранта, его заинтересованность, порядочность.
Научный интерес у руководителя и соискателя должен быть общим. Иначе неизбежны дискуссии и, как результат, затягивание времени написания работы, утверждения ее разделов, публикации статей, проведения исследований. Иногда могут навязать другую тему диссертации, в которой больше будет заинтересован научный руководитель аспиранта. Тогда придется отстаивать свою точку зрения или соглашаться. Но работа над диссертацией – это не обязательно увлекательные, выдающиеся открытия. Часто – это рутинный, во многом бюрократический процесс, занимающий несколько лет. И если научный руководитель аспиранта окажется равнодушным или непорядочным, а тема не интересна и не понятна, то успешный результат и сама защита будут под вопросом.
Индивидуальный план аспиранта
Индивидуальный план – путевая карта поэтапного продвижения по пути к защите диссертации. В нем должны быть подробно отражены все аспекты, этапы, компоненты обучения и написания работы. Такой план является обязательным для каждого аспиранта. Индивидуальный план разбивается по годам обучения. Он утверждается на ученом совете, дважды или один раз в год заслушивается и утверждается отчет о его выполнении.
Если пункты годового плана не выполнены, то аспирант может быть рекомендован к отчислению. Причиной может быть, как нерадивость студента аспирантуры, так и неудовлетворительное качество научного руководства аспирантами
Индивидуальный план в краткой форме составляется в первые несколько месяцев обучения лично аспирантом. После успешного утверждения краткого варианта на его основе составляется развернутый. Подробный план нужно подписать научным руководителем и также утвердить. Бланк этого документа или его образец находится в отделе аспирантуры. Аспирант заполняет его, согласовывая наиболее важные моменты с руководителем. Легче всего составить план, используя готовый заполненный пример.
В индивидуальный план обязательно нужно включить:
- сдачу кандидатских экзаменов с указанием дат;
- написание статей для публикации в научных сборниках с указанием тем;
- участие в семинарах и конференциях, выступления с докладом;
- подготовку глав диссертации с указанием ориентировочных сроков;
- научно — педагогическая работа – проведение семинаров, лабораторных, практических работ;
- прохождение практики в учреждении, на производстве.
Планирование по годам обучения аспирант должен осуществлять вместе с руководителем, который в силу своего опыта шире видит общие перспективы исследований, может подсказать темы статей, объективно наметить сроки выполнения пунктов плана.
В идеале защита диссертации должна осуществиться по окончании аспирантуры. На практике все зависит от работоспособности исследователя, некоторых объективных или субъективных причин.
В один из разделов индивидуального плана включается пункт о написании автореферата диссертации – краткого изложения структуры, методики, актуальности, главных выводов научной работы, подготовка к предварительной защите, другие организационные моменты. Заполненный план хранится в личном деле в аспирантуре.
Портфолио аспиранта
Одним из современных механизмов мониторинга качества и уровня подготовки будущих ученых является портфолио. В него заносятся индивидуальные достижения соискателя во время учебы в аспирантуре, в процессе исследовательской и научно — педагогической деятельности, в ходе работы над статьями и самой диссертацией. Обычно портфолио оформляют в электронном виде, чаще в виде презентации. Это позволяет наглядно оценить процесс подготовки будущего ученого, вовремя выявить проблемы и недостатки, скорректировать план подготовки, оптимизировать руководство аспирантами.
Заполнение электронного портфолио – обязательное требование современных образовательных стандартов.
Шаблон, пример заполнения и положение о портфолио аспиранта можно найти на сайте высшего учебного заведения. Во время его создания происходит самооценка уровня подготовки и развития соискателя. Портфолио – действенный инструмент реализации и корректировки целей и задач аспиранта по повышению образовательного уровня и исследовательской компетентности. Оно служит основанием для аттестации будущего кандидата наук, позволяет упорядочить исследовательскую деятельность, выявить слабые места подготовки, определить рейтинг молодого ученого.
Заполнение портфолио происходит на всем протяжении обучения в аспирантуре, оно доступно на электронном сайте учебного заведения. В составе портфолио обязательно наличие индивидуального плана и характеристики аспиранта.
Характеристика аспиранта
Для рассмотрения на диссертационном совете требуется характеристика на аспиранта образец написания которой включает:
- Фамилию имя отчество, год рождения.
- Дату окончания вуза, специальность.
- В текстовой части первый абзац описывает деятельность аспиранта в настоящий момент, предыдущую работу или учебу, тему будущей диссертации, перечисляются написанные статьи, проведенные эксперименты.
- Заключительный раздел описывает качества аспиранта, как молодого ученого, личностные, психологические особенности.
- В последнем предложении указывается, для чего предназначена, куда будет направлена характеристика.
Заполнить характеристику может сам соискатель или его руководство. Образцов и примеров достаточно на различных сайтах. Она подписывается руководителем или заведующим кафедрой. Характеристику аспиранта зачитывают перед защитой диссертации на заседании совета. Также она может понадобиться для соискательства на грант или стипендию.
Как аспиранту найти научного руководителя
Шаг 1. Определитесь с тематикой будущего диссертационного исследования.
Тема может быть изменена в ходе работы над диссертацией. Изначально тема может формулироваться с учетом тех наработанных материалов, которые уже есть у вас в виде дипломной работы, публикаций и т. д.
Для выпускников НИТУ МИСИС, планирующих продолжить сотрудничество с прежним научным руководителем (после магистратуры, специалитета) проще всего выбрать ту научную проблематику, по которой ведет академическую и научную работу кафедра (институт, лаборатория и т. д.), на которой работает ваш научный руководитель.
Если Вы не учились раньше в НИТУ МИСИС, Вы можете выбирать направление научного исследования с учетом вашего предыдущего образования и тематики будущей диссертации. Посмотрите паспорт специальности, программы вступительных экзаменов (на каждую специальность/специализацию — отдельная программа). С уточнением круга ваших научных интересов, рассмотрением вашего портфолио поступающего, подбором научного руководителя вам помогут в дирекциях институтов или Центре подготовки кадров высшей квалификации.
Шаг 2. Определитесь с научным руководителем, образовательным или научным подразделением, которые ведут академическую и научную работы по избранной вами проблематике.
Потенциальные научные руководители
На страницах институтов вы найдете информацию о том, по каким направлениям и профилям институт готовит аспирантов, а также о рекомендуемых научных руководителях.
Посетите странички образовательных или научных подразделений НИТУ МИСИС, ведущих обучение и/или научные работы по избранному вами направлению.
На страничках подразделений вы найдете информацию о сотрудниках и их публикациях, о научных проектах, учебных курсах. Это поможет вам определиться с тем, кто занимается исследованиям той тематики, по которой вы планируете писать диссертацию.
Научного руководителя аспирантуры также можно найти, ознакомившись с разделом защищенные диссертации и их научные руководители.
Шаг 3. Свяжитесь с потенциальным научным руководителем, руководителем образовательного или научного подразделения университета (используя список выше).
ОБЯЗАТЕЛЬНО напишите письмо/позвоните потенциальному научному руководителю / руководителю или зам. руководителя образовательного или научного подразделения. Опишите свои научные интересы. С учетом летних отпусков не все сотрудники НИТУ МИСИС доступны c июля до конца августа.
За дополнительными разъяснениями и комментариями по поиску научного руководителя обращайтесь в дирекции институтов, на который вы планируете поступать или в Центр подготовки кадров высшей квалификации.
Как назначить аспиранту научного руководителя
Научный руководитель, научный консультант назначается приказом Проректора по науке и инновациям Университета, из числа штатных сотрудников (работников) или совместителей не позднее трех месяцев с момента зачисления аспиранта.
Для издания приказа необходимы следующие документы:
- выписка из протокола заседания Ученого совета института с ходатайством о назначении научным руководителем, научным консультантом и допуске к научному руководству (если руководит впервые);
- заявление о согласии научного руководителя, научного консультанта осуществлять научное руководство, научное консультирование конкретного аспиранта;
- сведения о научной работе научного руководителя за последние три года.
Обязанности научного руководителя перед аспирантом
- Оказывает консультативную помощь аспиранту, в выборе темы диссертации, подготовке ее обоснования и плана.
- Один раз в семестр формирует, согласовывает с аспирантом и заведующим кафедрой график проведения очных консультаций.
- Согласовывает с аспирантом, его индивидуальный план подготовки диссертационного исследования и контролирует ход его выполнения, организует проведение научных исследований аспиранта.
- В случае утраты связи с аспирантом, информирует об этом заведующего кафедрой.
- Контролирует выполнение индивидуального плана работы аспирантом. В случае его невыполнения информирует об этом заведующего кафедрой.
- Согласовывает отчет аспиранта при рассмотрении его на заседаниях кафедры (не реже двух раз в год во время аттестации при решении вопроса о переводе на следующий год обучения).
- Координирует работу аспиранта, в соответствии с выбранной темой диссертации, оказывая методическую и иную необходимую помощь.
Научный руководитель для аспиранта по написанию кандидатской диссертации
Современные реалии диктуют необходимость непрерывного образования и движения от его ступени к другой. В обществе знаний и новых технологий престижно приобрести перспективный статус кандидата наук. Важную роль в осуществлении этой цели играет научный руководитель.
Кто может быть руководителем кандидатской диссертации
Руководитель назначается для поддержки молодого ученого в процессе написания диссертационного исследования. В каждом вузе для этого применяется положение о научном руководителе аспиранта, которое регламентирует порядок назначения научных руководителей аспирантам.
При этом порядок назначения может быть следующий:
- Если дипломированный магистр или специалист учится в аспирантуре очно или заочно, то он прикрепляется к кафедре, соответствующей номенклатурному номеру выбранной специальности. Одновременно для него распоряжением ректората утверждается наставник;
- Если человек, не обучавшийся в аспирантуре, желает защищаться, имеет высшее образование, достаточное число авторитетных публикаций, он имеет право прикрепиться к одной из кафедр для написания и защиты диссертационной работы. Для этого к соискателю приказом ректора вуза прикрепляется руководитель.
Издательство СибАК поможет опубликовать статью в журнале ВАК. Наличие публикаций необходимо для получения допуска к защите кандидатской диссертации.
Основные требования к руководителю кандидатской диссертации
- степень доктора наук в отрасли знаний, избранной аспирантом, или звание профессора;
- наличие публикаций по тематике диссертантского труда.
В приказе ректора о прикреплении соискателя указывается наставник. В дальнейшем его обязанности состоят в следующем:
- помощь в корректном обосновании актуальной темы, обладающей новизной и перспективностью;
- совместное планирование основных этапов реализации целей и задач теоретико-экспериментального труда;
- систематическое консультирование и промежуточный контроль в процессе написания исследовательской работы;
- психологическая поддержка и сопровождение, мотивирование подопечного;
- участие в подготовительных мероприятиях перед процедурой защиты (оформление окончательного полного текста, автореферата и другой документации).
Необходимо найти научного руководителя для кандидатской диссертации с учетом определенного направления, в рамках которого проводится теоретико-экспериментальное исследование. При этом он должен отличаться высоким профессионализмом и компетентностью в вопросах, связанных с темой.
Как выбрать научного руководителя в аспирантуре?
Процесс выбора научного руководителя для работы в аспирантуре – достаточно серьезный и ответственный процесс. От него зависит, насколько эффективными будут выполнение аспирантами их индивидуальных планов и написание диссертации.
Основные рекомендации выбора научного руководителя в аспирантуре:
- Сферы интересов должны быть идентичными или как минимум соприкасаться с интересами будущего руководителя. Благодаря этому найти общий язык с куратором будет намного проще.
- Авторитетность – ключевое условие правильного выбора научного руководителя. Узнайте, пользуется ли он доверием в вузе и научных сообществах.
- Личностные качества. Стиль руководства и манера общения являются важнейшим критерием выбора, чтобы исключить конфликты в процессе работы.
- Опыт в проведении исследований и экспериментов. Неоспоримым плюсом является участие в научной деятельности, поскольку этот опыт окажет положительное влияние на аспирантов.
- Наличие защищенных диссертаций у его аспирантов. Выясните это заранее. Данные есть в ученом совете, на кафедре или в отделе кадров вуза.
К вопросу выбора научного руководителя в аспирантуре необходимо подходить со всей ответственностью.
Отличие научного руководителя от консультанта
В процессе подготовки помощь будущему кандидату могут оказывать два вида опытных и заслуженных сотрудников университета, института, лаборатории:
- руководитель официально проводится распоряжением руководства, он должен быть из числа сотрудников кафедры, к которой прикреплен потенциальный кандидат;
- консультант определяется на основании решения комиссии о прикреплении и утверждается приказом, при этом отличие в том, что он может быть представителем иного структурного подразделения научно-образовательной организации или стороннего учреждения.
Возможны особые, исключительные случаи, когда диссертант ходатайствует о назначении ему двух наставников, если проводимое изыскание посвящается решению проблем нескольких пограничных областей знания. И руководство, и консультирование входит в общую учебную нагрузку представителя профессорско-преподавательского состава, а количество академических часов, выделяемых на руководство или консультирование, одинаковое и равняется 25 часам в год.
Отзыв научного руководителя на кандидатскую диссертацию
На заключительном этапе подготовки диссертации на нее пишется отзыв. В его тексте в свободной форме дается общая характеристика диссертанта, а также оценка значимости и эффективности проведенного изыскания:
- указываются сроки и итоги обучения в аспирантуре;
- отмечается наличие удостоверений, дипломов, полученных в данный период в результате освоения дополнительных профессиональных образовательных программ;
- предлагается обобщенное описание содержания работы и ее достоинств;
- дается оценка исследования с точки зрения соответствия требованиям Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Российской Федерации;
- перечисляются наиболее значимые заслуги и достижения защищающегося в профессиональной деятельности;
- указывается на формы апробации и презентации результатов исследовательской деятельности;
- отмечаются личностные качества диссертанта, его отношение к научно-исследовательской деятельности, инициативность, самостоятельность, творческий подход, заинтересованность избранной проблематикой;
- проводится анализ результативности участия в научно-исследовательской работе факультета или института и др.
Отзыв научного руководителя на кандидатскую диссертацию (образец)
Отзыв одновременно с окончательным вариантом диссертационного текста и авторефератом размещается на сайте вуза, где планируется защита, и на официальном ресурсе ВАК. Во время защиты наставник выступает перед диссоветом, предлагая собственную независимую и объективную оценку диссертационного труда.
Наставник диссертанта, работающего над исследованием на соискание степени кандидата наук, сопровождает написание этого серьезного труда. Согласованностью их действий во многом определяются качество исследования и степень его соответствия требованиям ВАК РФ.
Автор:
Читайте также
Что за зверь научный руководитель?
Для того, чтобы не растеряться в огромном количестве информации, у каждого аспиранта есть научный руководитель — опытный педагог и ученый, который может помочь определиться с темой, выбрать методики исследования, дать советы по организации эксперимента, а возможно, порекомендовать некоторую необходимую литературу. Научный руководитель лишь направляет аспиранта, помогает ему сориентироваться, но не делает работу за него.
Итак, научный руководитель — это тот, кто должен осуществлять руководство научной деятельностью аспиранта, с высоты своего опыта помогать ему двигаться к намеченной цели. Обычно, им становится доктор наук (причем тех же наук, ученую степень на соискание которых сбирается получить аспирант). Но в исключительных случаях (которых немало), им может быть и кандидат наук. Советую вам иметь официальным научным руководителем все-таки доктора наук — зачем лишние проблемы при оформлении документов.
Научных руководителей может быть и два, особенно если диссертация защищается по двум специальностям. Помимо научного руководителя, у аспиранта может быть и научный консультант. Обычно им становится кандидат наук, который по своему статусу не может быть научным руководителем, но оказывал значительную помощь в подготовке диссертации.
Научные руководители утверждаются ученым советом вуза в самом начале обучения в аспирантуре вместе с темой диссертации.
Существуют два типа научных руководителей.
Первый тип наиболее удобен для аспиранта — такой научный руководитель во всем помогает своему подопечному: проверяет данные его эксперимента, помогает их интерпретировать, находит для него возможности публиковаться, правит статьи, советует, как сформулировать цель, задачи, гипотезу исследования и т.д.
Аспиранту, имеющему такого научного руководителя, живется легче, но, при этом, от него требуется и меньше творчества. В результате, такой аспирант может так и не приобрести навыков самостоятельных занятий научной работой.
Второй тип научных руководителей можно назвать ленивыми — они не удосуживаются даже почитать материалы диссертации, отделываются от своего ученика общими советами. Аспирантам с таким научным руководителем очень трудно, особенно на начальном этапе обучения, но в дальнейшем, если такому аспиранту все же удастся написать и защитить диссертацию, он будет являть собой тип сформированного научного работника. Он легко сможет взяться за продолжение темы (например, для докторской) или за другую тему исследований, за научное руководство собственными аспирантами и т.д. По опыту научной деятельности он будет значительно превосходить аспиранта, которого три года водили за ручку.
Лучше, конечно, если ваш научный руководитель представляет собой нечто среднее между двумя крайними типами, описанными выше.
Имейте в виду, что научное руководство диссертантами официально дает научному руководителю оплачиваемые рабочие часы (в среднем, 50 часов в год на каждого диссертанта). В эти часы входит не только непосредственное общение с аспирантом, но и чтение материалов его исследований и прочее. Поэтому, в случае острой необходимости, если ваш научный руководитель совсем позабыл о вашем существовании, вы можете в корректной форме напомнить ему о себе. Советую быть просто вежливо настойчивым, а не качать права, в конце концов, научный руководитель имеет полное право в любой момент отказаться от научного руководства особо склочным диссертантом. И вообще, правила хорошего тона в высшей школе предусматривают предельно вежливые отношения между коллегами (и не коллегами тоже).
Если научный руководитель пользуется вашим уважением, либо оказывает вам существенную помощь, либо является видным ученым, общение с которым ценно само по себе, либо и то, и другое, и третье — не забывайте о проявлении к нему знаков внимания. Поздравляйте его с Новым годом, Днем рождения, началом учебного года, 8 марта (или 23 февраля), Днем Победы (если это актуально). Букетик цветов, коробка конфет, сувенир, открытка будут весьма уместны в качестве подарка. В крайнем случае, ограничьтесь устными поздравлениями или звонком по телефону.
Возникли вопросы? Задайте их на нашем форуме
<< Назад Дальше >>
Научный руководитель для аспиранта по написанию кандидатской диссертации
Современные реалии диктуют необходимость непрерывного образования и движения от его ступени к другой. В обществе знаний и новых технологий престижно приобрести перспективный статус кандидата наук. Важную роль в осуществлении этой цели играет научный руководитель.
Кто может быть руководителем кандидатской диссертации
Руководитель назначается для поддержки молодого ученого в процессе написания диссертационного исследования. В каждом вузе для этого применяется положение о научном руководителе аспиранта, которое регламентирует порядок назначения научных руководителей аспирантам.
При этом порядок назначения может быть следующий:
- Если дипломированный магистр или специалист учится в аспирантуре очно или заочно, то он прикрепляется к кафедре, соответствующей номенклатурному номеру выбранной специальности. Одновременно для него распоряжением ректората утверждается наставник;
- Если человек, не обучавшийся в аспирантуре, желает защищаться, имеет высшее образование, достаточное число авторитетных публикаций, он имеет право прикрепиться к одной из кафедр для написания и защиты диссертационной работы. Для этого к соискателю приказом ректора вуза прикрепляется руководитель.
Издательство СибАК поможет опубликовать статью в журнале ВАК. Наличие публикаций необходимо для получения допуска к защите кандидатской диссертации.
Основные требования к руководителю кандидатской диссертации
- степень доктора наук в отрасли знаний, избранной аспирантом, или звание профессора;
- наличие публикаций по тематике диссертантского труда.
В приказе ректора о прикреплении соискателя указывается наставник. В дальнейшем его обязанности состоят в следующем:
- помощь в корректном обосновании актуальной темы, обладающей новизной и перспективностью;
- совместное планирование основных этапов реализации целей и задач теоретико-экспериментального труда;
- систематическое консультирование и промежуточный контроль в процессе написания исследовательской работы;
- психологическая поддержка и сопровождение, мотивирование подопечного;
- участие в подготовительных мероприятиях перед процедурой защиты (оформление окончательного полного текста, автореферата и другой документации).
Необходимо найти научного руководителя для кандидатской диссертации с учетом определенного направления, в рамках которого проводится теоретико-экспериментальное исследование. При этом он должен отличаться высоким профессионализмом и компетентностью в вопросах, связанных с темой.
Как выбрать научного руководителя в аспирантуре?
Процесс выбора научного руководителя для работы в аспирантуре – достаточно серьезный и ответственный процесс. От него зависит, насколько эффективными будут выполнение аспирантами их индивидуальных планов и написание диссертации.
Основные рекомендации выбора научного руководителя в аспирантуре:
- Сферы интересов должны быть идентичными или как минимум соприкасаться с интересами будущего руководителя. Благодаря этому найти общий язык с куратором будет намного проще.
- Авторитетность – ключевое условие правильного выбора научного руководителя. Узнайте, пользуется ли он доверием в вузе и научных сообществах.
- Личностные качества. Стиль руководства и манера общения являются важнейшим критерием выбора, чтобы исключить конфликты в процессе работы.
- Опыт в проведении исследований и экспериментов. Неоспоримым плюсом является участие в научной деятельности, поскольку этот опыт окажет положительное влияние на аспирантов.
- Наличие защищенных диссертаций у его аспирантов. Выясните это заранее. Данные есть в ученом совете, на кафедре или в отделе кадров вуза.
К вопросу выбора научного руководителя в аспирантуре необходимо подходить со всей ответственностью.
Отличие научного руководителя от консультанта
В процессе подготовки помощь будущему кандидату могут оказывать два вида опытных и заслуженных сотрудников университета, института, лаборатории:
- руководитель официально проводится распоряжением руководства, он должен быть из числа сотрудников кафедры, к которой прикреплен потенциальный кандидат;
- консультант определяется на основании решения комиссии о прикреплении и утверждается приказом, при этом отличие в том, что он может быть представителем иного структурного подразделения научно-образовательной организации или стороннего учреждения.
Возможны особые, исключительные случаи, когда диссертант ходатайствует о назначении ему двух наставников, если проводимое изыскание посвящается решению проблем нескольких пограничных областей знания. И руководство, и консультирование входит в общую учебную нагрузку представителя профессорско-преподавательского состава, а количество академических часов, выделяемых на руководство или консультирование, одинаковое и равняется 25 часам в год.
Отзыв научного руководителя на кандидатскую диссертацию
На заключительном этапе подготовки диссертации на нее пишется отзыв. В его тексте в свободной форме дается общая характеристика диссертанта, а также оценка значимости и эффективности проведенного изыскания:
- указываются сроки и итоги обучения в аспирантуре;
- отмечается наличие удостоверений, дипломов, полученных в данный период в результате освоения дополнительных профессиональных образовательных программ;
- предлагается обобщенное описание содержания работы и ее достоинств;
- дается оценка исследования с точки зрения соответствия требованиям Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Российской Федерации;
- перечисляются наиболее значимые заслуги и достижения защищающегося в профессиональной деятельности;
- указывается на формы апробации и презентации результатов исследовательской деятельности;
- отмечаются личностные качества диссертанта, его отношение к научно-исследовательской деятельности, инициативность, самостоятельность, творческий подход, заинтересованность избранной проблематикой;
- проводится анализ результативности участия в научно-исследовательской работе факультета или института и др.
Отзыв научного руководителя на кандидатскую диссертацию (образец)
Отзыв одновременно с окончательным вариантом диссертационного текста и авторефератом размещается на сайте вуза, где планируется защита, и на официальном ресурсе ВАК. Во время защиты наставник выступает перед диссоветом, предлагая собственную независимую и объективную оценку диссертационного труда.
Наставник диссертанта, работающего над исследованием на соискание степени кандидата наук, сопровождает написание этого серьезного труда. Согласованностью их действий во многом определяются качество исследования и степень его соответствия требованиям ВАК РФ.
Автор: