Научное руководство магистратурой

Успех защиты магистерской диссертации во многом зависит от качества проведенных исследований. Во многом, но не во всем. Немаловажную роль играет выбор научного руководителя магистерской программы.

Руководитель магистерской программы похож на руководителя диплома, о котором мы писали в нашем телеграм-канале: посмотрит на работу со стороны, окинет свежим взглядом, укажет на недостатки в исследовании и оформлении, подскажет, как подготовиться к защите. 

Давайте подробнее взглянем на то, какие обязанности и требования к главе магистерской программы предъявляют.

Кто назначает руководителя магистерской диссертации

Утвердить научного руководителя для магистерского образовательного проекта может только завкафедры, к которой относится магистрант.

Правила утверждения описаны в специальном положении, которые установлены Министерством образования. И соблюдать их нужно в строго определенном порядке.

Кто его назначает

Обязанности научного руководителя магистерской

В задачи научного руководителя магистерской программы входят следующие обязанности:

  • установить степень подготовки магистранта к рассмотрению темы;
  • провести краткий опрос по основным темам и по той, которая закреплена за выпускной квалификационной работой;
  • в случае плохого знания установленной темы – направить магистранта в нужное русло;
  • осуществлять консультации и добиваться полного понимания студентом всего процесса работы над магистерской;
  • помогать в составлении плана работ, в том числе – в постановке задач и целей работы;
  • следить за четким выполнением индивидуального плана;
  • следить за соблюдением сроков реализации намеченных целей. Реализовать это можно только на регулярных консультациях и с помощью отчетов учащегося;
  • помогать магистранту с поиском источников информации – одной из самых сложных задач для студентов;
  • проверить готовую работу на соответствие ГОСТ и внутренним требованиям вуза, правильность оформления, грамотное содержание, последовательность изложения, внести замечания и исправления, после чего снова проверить доработанную работу. И так – до момента, пока в работе не к чему будет придраться;
  • проинформировать руководителя кафедры, если студент не вписывается в оговоренные сроки;
  • оповестить научный совет о готовности магистерской работы и студента к ее защите;
  • составить собственный отчет о выполненной работе над подготовкой студента к защите. Здесь он рассказывает, как протекал процесс подготовки магистранта, какова его степень развития со стороны науки, дает предварительную оценку, которая, по его мнению, подходит для выполненной работы.

Разработанный научным руководителем индивидуальный план должны утвердить на заседании научного совета. В противном случае студент получит недопуск к защите, а его работу не будут рассматривать.

Все эти задачи говорят о том, что руководство магистерскими диссертациями — огромный труд. Он руководит и готовит студента к заключительному этапу его деятельности – к защите магистерской.

Как выбрать научного руководителя магистерской

К руководителю магистерской предъявляют довольно высокие требования:

  1. Наличие ученой степени, без которой он не может руководить студентами-магистрантами. Про количество магистрантов, которыми он может руководить, более подробно написано в требованиях ФГОС ВО.
  2. Успешное выполнение следующих функций: прямое руководство научно-исследовательской подготовкой студента, составление индивидуального плана, руководство профессионально-ориентированной работой студента, контроль над выполнением индивидуального плана студента, проведение консультаций (не реже 1 раза в неделю), подготовка магистранта к защите магистерской.
  3. Регулярное проведение самостоятельных исследований, творческих проектов, написание научных статей для публикаций в научных или зарубежных журналах, участие в национальных и международных конференциях и симпозиумах.
  4. Регулярное прохождение повышения квалификации — не реже, чем раз в 5 лет.

Если магистр обучается по инновационной междисциплинарной магистерской программе, ему назначают не только научного руководителя, но и одного со-руководителя и нескольких консультантов.

Права научного руководителя магистерской программы

Кроме обязанностей у этого специалиста есть и свои права, которые тоже следует учитывать при выборе руководителя магистерской программы. Итак, он имеет право:

  • проявлять инициативу по улучшению работы магистратуры в вузе и общему улучшению качества процесса образования;
  • получать документы и информацию у руководителей других подразделений УМУ, необходимые для полноценного выполнения собственных должностных обязанностей;
  • принимать участие в учебно-методических совещаниях, семинарах, конференциях.

Помните: от выбора научного руководителя научной программы будет зависеть качество вашей подготовки. Магистерская работа – это колоссальный труд, который принесет в будущем свои плоды.

Если вдруг с руководителем магистерской не сложилось, обратитесь за помощью в специальный студенческий сервис. Тут и проверят, и оформят, и помогут морально настроиться на нужную волну.

Наталья

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

научный руководительРабота студента-магистранта над диссертацией немыслима без поддержки и помощи его научного руководителя.  К сожалению, не всегда научные руководители добросовестно относятся к возложенным на них обязанностям по руководству в подготовке магистерской диссертации. Поэтому студентам не лишним будет знать, какую конкретную помощь должен оказывать научный руководитель в период обучения в магистратуре.

1. Научный руководитель должен помочь студенту корректно сформулировать тему магистерской диссертации в окончательной редакции.

С учетом имеющихся у магистранта научных наработок, практических материалов и т.д., научный руководитель может скорректировать тему магистерской диссертации из списка тем, утвержденных на кафедре, либо предложенных непосредственно самим студентом.

2. Научный руководитель должен помочь подобрать нормативно-правовые акты и научную литературу по теме исследования.

Но это не значит, что научрук должен в буквальном смысле предоставлять магистранту источники для написания магистерской диссертации. Он должен очертить для магистранта круг НПА, которые в обязательном порядке должны быть исследованы в работе. Это необходимо для того, чтобы тема магистерской диссертации по юриспруденции была раскрыта полностью, но и не было выхода за рамки исследования.

Что касается научной литературы, то в данном случае научный руководитель может порекомендовать магистранту обратить внимание на опубликованные конкретные монографии и научные статьи, защищенные кандидатские диссертации по схожей теме научного исследования. Либо рекомендовать конкретные имена ученых, которые занимались научной разработкой тем, непосредственно связанных с темой магистерской диссертации студента.

3. Научный руководитель должен помочь студенту составить корректный план магистерской диссертации.

«Корректный» в данном случае означает такой, что он полностью соответствует и раскрывает сформулированную тему магистерской диссертации.

К сожалению, к нам нередко обращаются студенты, у которых научный руководитель требует писать работу по их готовому плану. Когда мы начинаем анализировать такой план, то оказывается, что он «от» и «до» заимствован из чьей-либо кандидатской диссертации. При этом, часто такие диссертации защищены много лет назад, и те задачи, которые когда-то ставились в работе, потеряли свою актуальность. В то же время, вопросы, которые стали востребованы в данный период времени относительно темы магистерской диссертации, не нашли своего отражения в таком плане.

Поэтому мы всегда настоятельно рекомендуем студентам с учетом их научных интересов продумывать план магистерской диссертации самостоятельно, чтобы он обладал оригинальностью и научной новизной. И затем совместно обсуждать его со своим научным руководителем.

4. Научный руководитель должен давать устные и письменные консультации магистранту в процессе написания магистерской диссертации.

Данная обязанность означает, что если у студента возникают какие-либо вопросы, трудности, сомнения при исследовании темы магистерской диссертации, то научный руководитель должен оказывать ему необходимую помощь путем устных и письменных разъяснений.

5. Научный руководитель должен оказывать студенту необходимую методическую помощь.

Эта обязанность может реализовываться в самых различных формах (информационная поддержка, предоставление ресурсов, дополнительные занятия и т.д.). Основная цель научрука в данном ключе – оперативно реагировать на запросы студента и направлять его исследование в нужном ключе, оказывая практическое содействие в разрешении возникших проблем.

6. Научный руководитель должен руководить ходом научно-исследовательской работы студента на протяжении всего периода обучения в магистратуре.

Поскольку научно-исследовательская работа студента-магистранта не ограничивается рамками написания диссертации, важна роль научного руководителя и в иных формах обучения студента (написание научных статей, участие в научных конференциях, сдача практикумов и т.д.)

7. Научный руководитель должен курировать и оценивать этапы подготовки работы над магистерской диссертацией.

Длительный процесс написания магистерской диссертации предполагает поэтапное выполнение отдельных ее разделов. Магистерская диссертация пишется и предоставляется на проверку научному руководителю, как правило, по частям. Написана 1 глава магистерской диссертации – научрук проверил и одобрил, написана 2 глава – аналогично и т.д. В данном случае научный руководитель должен контролировать студента, чтобы последний вовремя выполнял поставленные перед ним задачи.

8. Научный руководитель должен содействовать студенту в разработке индивидуального плана работы над магистерской диссертацией, а также контролировать ход его выполнения.

Учитывая, что работа над магистерской диссертацией составляет два года, студенту в процессе обучения в магистратуре необходимо выполнить большое количество промежуточных заданий. Научный руководитель должен контролировать, укладывается ли студент в установленные сроки сдачи отдельных заданий. Напомним, что если студент отклоняется от графика подготовки диссертации, то научный руководитель обязан информировать об этом руководителя кафедры или вуза.

На практике часто случаются ситуации, когда при попустительстве научрука студент не торопится работать над магистерским проектом, в итоге –за месяц до сдачи окончательной редакции диссертации оказывается, что в работе не написано ни строчки.

9. Научный руководитель осуществляет руководство практикой.

За время обучения в магистратуре студент должен пройти научно-производственную (преддипломную) практику и составить отчет о ее прохождении. Напомним, что место практики и выполняемые в период ее прохождения теоретические и практические задания должны пересекаться с темой магистерской диссертации. Научный руководитель в данном случае должен направлять студента и рекомендовать выполнение отдельных практических заданий.

10. Научный руководитель должен проверить полностью подготовленную студентом магистерскую диссертацию. При необходимости указать на ее недостатки (по содержанию и оформлению работы) и дать рекомендации по их устранению, а также определить для студента сроки их устранения.  

Иногда студенты не понимают и обижаются на научного руководителя, который проверив и “дав добро” на распечатку и сдачу магистерской диссертации на кафедру, в отзыве о ней указывает на конкретные недостатки работы.

Этот вопрос является, действительно, сложным и неоднозначным. С одной стороны, императивной обязанности для научного руководителя указывать и требовать от студента устранения абсолютно всех недостатков и недочетов в магистерской диссертации не установлено. В противном случае, все отзывы научруков были бы просто идеальными, без каких-либо замечаний к работе студента.

С другой стороны, указывать в отзыве на такие недостатки, которые в той или иной форме никак не обсуждались со студентом, вызывает большие сомнения.

Полагаем, что в данном случае научный руководитель должен указать на грубые ошибки или заблуждения относительно тех или иных научных выводов студента, которые могут стать причиной значительного снижения оценки либо отказа в защите магистерской диссертации аттестационной комиссией.

Научный руководитель может также, явно не указывая на отдельные недочеты, рекомендовать студенту более углубленно проработать какие-либо вопросы.

Наиболее оптимальным в данном случае является указание научным руководителем лишь на такие недостатки, которые обусловлены некоторой спорностью научных выводов магистранта. В таком случае, если студент сможет на защите магистерской диссертации доказать научную значимость своих выводов и отстоять в научном споре свою авторскую позицию, то оценка “отлично” за такую работу, как правило, обеспечена.

Также отметим, что в нашей практике (хотя и крайне редко) были ситуации, когда научный руководитель проявлял некомпетентность и указывал на недостатки работы студента, которые таковыми не являлись.  А студент, более углубленно и досконально исследовав тему магистерской диссертации, на защите полностью опровергал необоснованные замечания научрука, ставя последнего в неловкое положение.

11. Научный руководитель должен представить письменный отзыв на магистерскую диссертацию студента.

Отзыв – это итоговый вывод научного руководителя о магистерской диссертации студента, в котором должен быть разрешен основной вопрос о допуске или не допуске студента-магистранта к защите своей работы.

Научное руководство в НИУ ВШЭ

Для получения разрешения на научное руководство аспирантами и соискателями сотрудникам НИУ ВШЭ, имеющим кандидатскую степень, PhD степень необходимо получить согласие (последовательно) Академического совета аспирантской школы, Ученого совета НИУ ВШЭ. Сотрудникам НИУ ВШЭ, имеющим докторскую степень, получать разрешение на руководство аспирантами и соискателями не требуется.

Ученый совет принимает решение о допуске к научному руководству, принимая во внимание результаты академической деятельности кандидата наук, в частности:

  • наличие академических публикаций в рецензируемых научных периодических изданиях (публикационная активность должна соответствовать: 1) минимальным критериям, установленным для конкурса на замещение профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ; 2) минимальным требования к  публикациям, в которых излагаются основные научные результаты диссертации, для защиты в соответствующем диссертационном совете НИУ ВШЭ);
  • участие в научных проектах.

Перечень документов, необходимых для оформления разрешения на научное руководство аспирантами и соискателями:

  1. Выписка из протокола заседания Академического совета аспирантской школы;
  2. Ссылка на заполненную персональную страницу, содержащую актуальную информацию о научно-педагогической деятельности кандидата наук и список научных трудов.

Сколько стоит написать вашу работу?

Научный руководитель магистерской программы

Если вы читаете данную статью, то наверняка вы стоите на пороге защиты магистерской диссертации. Чтобы добиться своей цели, вам необходимо знать несколько тонкостей, которые считаются характерными именно для магистратуры. Вы можете целыми днями просиживать за учебниками, чтобы подготовиться к защите диссертации. При этом если вы не будете обладать знаниями о специфике магистерских работ, то вам будет очень трудно вникнуть в процесс подготовки. Для того, чтобы студенту было проще сориентироваться, к нему прикрепляется научный руководитель, который следит за процессом подготовки, дает необходимые рекомендации и вносит свои коррективы в работу.

Научный руководитель для определенного студента утверждается заведующим кафедрой, к которой и относится учащийся. Правила по утверждению научных руководителей прописаны в методических указаниях, установленных Министерством образования. Их необходимо соблюдать в строгом соответствии.

Научный руководитель должен решить для себя несколько задач. Во-первых, он устанавливает степень подготовки учащегося к рассмотрению темы, представленной ему работы. То есть, непосредственно перед тем, как студент приступит к подготовке диссертации, руководитель должен определить, на какой ступени профессионального научного развития находится студент. Он проводит краткий опрос по основным темам, а также по той, которая уже за ним закреплена. Если у студента возникают трудности с правильной формулировкой темы работы, то задачей научного руководителя будет направить студента на правильное решение этого вопроса. То есть, путем длительных консультаций, руководитель должен добиться того, что у студента сформируется правильное понимание процесса написания работы. Помимо этого, руководитель помогает студенту составить план работ, который включает в себя четкую постановку целей и задач работы. Важно учитывать, что именно руководитель студента будет следить за тем, что его индивидуальный план будет утвержден на заседании ученого совета. В противном случае, студента попросту не допустят к защите диссертации и даже не примут ее на рассмотрение. Без предварительного плана работ, дальнейшее продвижение невозможно.

Поскольку в индивидуальном плане будут четко прописаны все задачи, которые должен выполнить студент, а также сроки, которые ему предлагаются для реализации всех намеченных целей, то руководитель должен следить именно за соблюдением этих сроков. Это происходит посредством постоянных консультаций и отчетов со стороны студента. Имеется в виду, что в установленные сроки студент должен приходить на консультирование к научному руководителю, чтобы тот проверил, как студент готовится к защите диссертации. В определенные временные промежутки у него должен быть сформирован конкретный набор информации, который считается необходимым.

Отдельно следует остановиться на том, что руководитель студента должен помогать ему в вопросах поиска необходимых источников. Подбор литературы всегда вызывал у студентов больше всего трудностей и вопросов. Безусловно, если учащийся прекрасно ориентируется в теме работы, то для него не составит большого труда найти необходимые источники. Но если студент не может справиться с этой задачей, о единственный, кто может ему помочь – это его научный руководитель. Он не только может предоставить готовую литературу, а сам сможет помочь ее найти. Таким образом, он оказывает огромную поддержку студенту.

Если вы являетесь студентом, то наверняка понимаете, что все научные работы должны быть оформлены в соответствии с установленными ГОСТом правилами. Эти правила должны быть соблюдены в обязательном порядке. В противном случае неправильное оформление может стать причиной того, что ученый совет во время защиты диссертации существенно занизит балл за работу. Но знать абсолютно все правила оформления может далеко не каждый студент. Дело в том, что есть определенные правила ГОСТ, то в то же время каждый ВУЗ устанавливает определенные стандартные правила только для соблюдения их в пределах одного учебного заведения. Таким образом, студент не может найти данную информацию, касающуюся вопросов оформления, самостоятельно. В этом ему может помочь научный руководитель.

По завершению написания работы, руководитель долго и усердно проверяет работу. Еще не было ни одного случая, чтобы после проверки он не выносил ни одного замечания. Поэтому изначально нужно учитывать, что в конечном итоге придется исправлять все те коррективы, которые внес куратор.

Если студент каким-то образом отклоняется от общего графика, другими словами, не успевает написать работу, то руководитель должен проинформировать руководство кафедрой о том, что студент может не успеть подготовиться в диссертации. безусловно, у него могут быть на это свои причины, которые он должен подтвердить вескими доводами.

После того, как студент подготовит свою работу, внесет в нее необходимые коррективы и исправления, то руководитель должен также оповестить о готовности студента научный совет. Более того, руководитель составляет свой отчет о проделанной работе. В нем он описывает процесс подготовки студента, степень его развития с точки зрения науки, а также предварительный балл, на который он сам оценивает работу своего подопечного. Таким образом, учитывая всю ответственность руководителя студента, можно сделать вывод, что он проделывает большую работу, связанную с курированием и подготовкой студента к последнему этапу его учебной деятельности, а именно к защите диссертации.

Научным руководителем аспиранта, осуществляющего обучение по программе подготовки научных или научно-педагогических кадров, может и должен быть тот наставник, кто не просто курирует своего подопечного, но и готов довести выпускника аспирантуры до успешной защиты кандидатской диссертации. Такое требование навеяно изменениями в нормативно-правых актах образовательной сферы, регулируемыми ФЗ № 517 от 30.12.2020 года. Условием успешного окончания аспирантуры становится предоставление диссера к защите на заседании госкомиссии.  

Кто может быть научным руководителем кандидатской диссертации

Поиск научного руководителя происходит из преподавательского состава вуза (сотрудников НИИ). Наставнику необходимо иметь учёную степень. Помимо этого, научная область в которой учёный осуществляет свою деятельность, должна соответствовать направлению подготовки, выбранному аспирантом. Научный куратор оказывает разностороннюю поддержку аспиранту:

  • научную;
  • методическую;
  • организационную.

Помощь направлена на выполнение обучающимся индивидуального плана, а также подготовки диссертационной работы. Научный руководитель контролирует выполнение требований, предъявляемые высшей аттестационной комиссией (ВАК) к научному кандидатскому труду. Это не просто педагог-наставник, но и учёный, являющийся экспертом в своей области, ведущий самостоятельную научно-исследовательскую деятельность. Поэтому принято назначать научных руководителей для аспирантов из числа докторов наук и/или с учёным званием профессор. Из этого негласного правила бывают исключения, поэтому учёный с кандидатской степенью и званием доцент также может быть назначен на руководство аспирантами.

В связи с нововведениями, вступающими в силу с 1 сентября 2021 года, возрастает ответственность учебного заведения (научно-исследовательского института) на базе которого проходит подготовка аспиранта, а также научного руководителя, курирующего молодого исследователя, поскольку стоит задача, чтобы выпускник не просто прошёл курс обучения, но и получил учёную степень кандидата наук.

Порядок назначения руководителя

Научного руководителя для аспиранта утверждают на заседании кафедры вуза или учёном совете НИИ, с учётом научной и/или педагогической нагрузки, имеющейся у претендента. Делается это с его согласия, подтверждённого письменно. Согласно пункту 31 приказа Минобрнауки РФ от 19.11.2013 года № 1259, на утверждение темы научно-исследовательского труда и назначение научного руководителя отводится 3 месяца с момента зачисления аспиранта. Эти решения закрепляются распорядительным актом учреждения, на базе которого состоит аспирантура (к примеру, приказом ректора вуза).

Организацией, на базе которой основана аспирантура, разрабатывается и утверждается положение о руководстве аспирантами, в котором определяют не только требования, предъявляемые к наставнику, но и количество аспирантов или соискателей, которых он будет курировать. Количество обучающихся, закреплённых за одним руководителем также устанавливается с его согласия. Решающим фактором становятся показатели научно-исследовательской деятельности учёного и эффективность предыдущих учеников (т.е. сколько из них защитили диссертацию). Если аспирант проводит исследования по смежным направлениям, ему дополнительно могут назначить научного консультанта, компетентного в изучаемой области. Отдельными вузами для одного куратора рекомендовано поручать руководство аспирантами не более 8 человек для доктора наук и 3-х – для кандидата.

Основные требования

К квалификационному уровню претендента на руководство студентами аспирантуры или прикреплёнными соискателями предъявляют определённые требования. Они прописаны отдельно для каждого направления подготовки и закреплены Федеральным госстандартом высшего образования (ФГОС ВО), но в части условий, предъявляемых непосредственно к научному руководителю, имеют сходство. Научный куратор должен:

  1. Быть кандидатом или доктором наук (к кураторству допускают учёных, получивших свой титул за рубежом, при условии, что он признан в РФ). 
  2. Осуществлять самостоятельно или быть участником научно-исследовательской деятельности, которая соответствует профилю подготовки студента аспирантуры.
  3. Иметь научные статьи в рецензируемых ВАК изданиях и журналах (отечественных и/или зарубежных), соответствующие выбранному аспирантом направлению.
  4. Принимать участие в национальных и международных научных конференциях, проверяя и сравнивая результаты своих исследований с подобными работами коллег из научного сообщества (направление исследований также должно соответствовать профилю аспиранта).

От выбора научного руководителя зависит тема научной работы и то как будет проходить процесс её написания и защиты. Стоит потратить время, чтобы изучить отзывы на предполагаемого наставника. Но всё же основная ответственность за процесс обучения в аспирантуре, за итоговую аттестацию, за успешную защиту своей работы на диссертационном совете и получение учёной степени лежит на самом аспиранте. Для начинающего учёного обучение в аспирантуре должно стать стартовой площадкой для будущих научных достижений.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мастимакс инструкция по применению в ветеринарии для коров при мастите
  • Холодильник lg экспресс кул инструкция на русском
  • Реле напряжения дигитоп 3 фазное инструкция
  • Глюкозамин максимум адванс инструкция по применению
  • Монтаж металлосайдинга своими руками пошаговая инструкция для чайников видео