Научное руководство реставрационными работами

  1. Основные принципы научной реставрации

1.1. Основной целью научной реставрации является разработка методик и конкретных мероприятий, направленных на обеспечение необходимого комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия, в данном случае – произведений станковой темперной живописи.

1.2. Основными задачами реставрации произведений станковой темперной живописи являются работы по превентивной и базовой консервации, а также мероприятия по удалению с подлинной части произведения следов позднейших вмешательств с целью максимально полного выявления и сохранения его авторской материальной структуры.

1.3. Современная научная реставрация следует принципу неукоснительного сбережения технологической и культурно-исторической информации, а также художественных особенностей объекта культурного наследия, независимо от современных эстетических оценок. Методические установки, технические средства и материалы реставрации не должны искажать эту информацию. Возможность повторных реставрационных вмешательств требует использования обратимых материалов, не препятствующих, в случае необходимости, проведению повторных реставрационных операций на памятнике, последующих экспертиз и анализов, и наиболее щадящих методов работы.

1.4. Научно-реставрационные работы на памятнике станковой темперной живописи представляют собой сложный многоплановый комплекс мероприятий, состоящий из нескольких стадий, порядок проведения которых зависит от состояния сохранности произведения, возможных биологических и механических повреждений, объёма и характера предыдущих реставрационных вмешательств с подробной фотофиксацией.

1.5. Документирование всех реставрационных мероприятий на произведении станковой темперной живописи является обязательным. В состав реставрационной документации входят заключения о проведённых химико-биологических и физических исследованиях, схемы, картограммы, фотографии. Общие требования к фотографиям:

  • чёрно-белые или цветные фотографии должны быть отпечатаны на глянцевой бумаге размером 15 х 21 см или 10 х 15 для макросъёмок.
  • фотосъёмка общего вида произведения до реставрации, в процессе и после реставрации, а также фрагментов должна выполняться с одной точки,
  • в кадре должны быть масштабная шкала и цветовая шкала,
  • фотографии должны быть чёткими, на них должны быть хорошо видны разрушения и другие дефекты; при сопоставлении фотографий, фиксирующих разные стадии работ, результаты проведённых мероприятий должны быть хорошо видны;
  • негативы хранятся в конвертах, на конверт наклеивается контрольный отпечаток, ставится номер негатива, и вписываются данные с названием произведения, принадлежностью, инвентарного номера (инв. №), процессом реставрации, фамилиями и инициалами реставратора и фотографа, датой съёмки; контрольные отпечатки, а также диски при цифровой съёмке передаются в архив реставрационной организации;
  • номера негативов на обороте чёрно-белой фотографии проставляются мягким (6М) карандашом без нажима, при этом под отпечаток должна быть подложена жёсткая основа, чтобы на лицевой стороне не пострадала эмульсия.
  • по одному отпечатку вкладывается в Паспорт на реставрацию произведения.

2 Стадии процесса реставрации произведения станковой темперной живописи:

  • составление разрешительной документации и разработка методики реставрационных процессов,
  • проведение консервационных работ,
  • исследование произведения и составление научно-реставрационной документации,
  • раскрытие авторской живописи,
  • приведение произведения в экспозиционное состояние.

3 Порядок оформления разрешительной документации на выполнение работ
3.1. Реставрация и консервация произведений станковой темперной живописи осуществляются реставрационными организациями, учебными заведениями и физическими лицами только под контролем соответствующих органов охраны объектов культурного наследия на основании лицензии на данный вид работ и наличия квалификационных документов.

3.2. В качестве заказчика реставрационных работ могут выступать соответствующие органы охраны объектов культурного наследия, музейные организации, церковные общины и другие собственники произведений станковой темперной живописи.

3.3. Разрешение и задание на проведение работ по реставрации произведений станковой темперной живописи выдается Министерством культуры Российской Федерации и (или) уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3.4. Контроль проведения реставрационных мероприятий осуществляется Реставрационным советом, в состав которого должны входить как минимум два реставратора высшей квалификации, а также специалисты по проведению биологических и приборно-технологических исследований. К работе Реставрационного совета могут привлекаться искусствоведы.

3.5. Весь комплекс реставрационных мероприятий, исследовательские работы, а также оформление научно — реставрационной документации осуществляются за счёт заказчика или из бюджетных средств (для государственных реставрационных мастерских, реставраторов музеев и учебных заведений соответствующего профиля).

3.6. Программа реставрации произведения станковой темперной живописи может быть дополнена или уточнена в ходе проведения реставрационных мероприятий, при наличии письменно оформленного обоснования и положительной оценки Реставрационным советом.

3.7. Исполнитель может приступать к проведению реставрационных работ на основании следующего комплекта документов:

  • лицензии на осуществление деятельности по реставрации;
  • разрешения, выдаваемого соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;
  • реставрационного задания, составленного на основании описания сохранности произведения, выполненного реставратором, согласованного с заказчиком и Реставрационным советом, утвержденного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;
  • договора заказчика с исполнителем (кроме реставраторов, работающих в штате музеев и реставрирующих произведения из фондов этого музея, и студентов учебных заведений);
  • сметной документации, составленной на основе реставрационного задания, методических рекомендаций и дефектной ведомости (кроме реставраторов, работающих в штате музеев и реставрирующих произведения из фондов этого музея, и студентов учебных заведений).

3.8. Задание на проведение работ по реставрации произведений станковой темперной живописи оформляется в соответствии «Административному регламенту предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения»[7] . Форма задания представлена в Приложении А.

3.9. Руководитель реставрационных работ и ответственные исполнители (художники-реставраторы высшей квалификации или имеющие опыт работы более 10 лет) несут ответственность за профессиональный уровень проводимых работ, за правильную их организацию в соответствии с требованиями, изложенными в настоящем Своде правил, за соблюдение утверждённой методики реставрационных работ, качество и целесообразность применяемых рекомендаций.
4 Комплексные научные исследования
4.1. Научно-исследовательские работы являются неотъемлемой частью научно-реставрационного процесса. Они начинаются на стадии предварительных исследований и продолжаются на протяжении всего научно-реставрационного процесса, включая практическую работу. Научно-исследовательская работа необходима для научно-обоснованного выбора методов реставрации, а также для выбора оптимального режима дальнейшего существования произведения.

4.2. Научно-исследовательская работа выполняется опытными художниками-реставраторами, специалистами в области химической технологии, физико-химических и биологических методов исследования, климатологами, рентгенографами, историками искусства.

4.3. Научный руководитель должен иметь большой опыт научно-реставрационной деятельности по реставрации станковой темперной живописи и обладать широким профессиональным кругозором, чему соответствуют высшая квалификационная категория. Он несёт ответственность за научную полноту и качество проводимых исследовательских и экспериментальных работ.

4.4. Комплексные научные исследования включают:

  1. Краткие историко-архивные и библиографические сведения о произведении станковой темперной живописи, позволяющие получить представление о времени создания произведения и истории его бытования. В состав архивных и библиографических исследований входят:
  • Сведения о хронологии смены владельцев и изменений в использовании произведения.
  • Сбор иконографического материала (фотографии, копии, иллюстрации в печатных изданиях и т.д.).
  • Изучение научных публикаций, летописных и других архивных материалов о произведении.
  • Изучение реставрационных отчётов и Паспортов прежних реставраций
  • Подбор аналогов.
  • Результаты экспериментальных исследований и рекомендации по технологии осуществления отдельных видов работ.
  • Аналитическая обработка собранных материалов.

По материалам архивных и библиографических исследований составляется историческая справка, в которую должны быть включены:

  • библиографический список и список музейных фондов и архивных дел, содержащих сведения о произведении и его аналогах;
  • выписки из архивных и библиографических источниках, дающих возможность определить круг событий и причин, в результате которых был создан или видоизменялся объект, проследить историю его бытования;
  • графические материалы по аналогам, иллюстрации;
  • перечень ранее разработанной научной документации для реставрации произведения;
  1. Визуальный осмотр и определение стилевых характеристик.
  2. Технический отчет о состоянии сохранности произведения станковой темперной живописи до начала проведения реставрационных работ и степени (процента) утрат его первоначального вида, составленный реставратором и согласованный с пользователем и представителем соответствующего органа охраны объектов культурного наследия [7].
  3. Заключения о результатах проведения химических, биологических, физических, рентгенографических исследований:
  • проб на определение состава грунта;
  • при наличии записей или прописей состава пигментов, использованных при поновлении;
  • наличия или отсутствия поражения жуками-древоточцами;
  • наличия или отсутствия поражения плесневыми грибами;
  • состояния сохранности нижележащего красочного слоя по результатам рентгенографирования.
  1. Протокольно-документальная фотофиксация состояния произведения до начала реставрационных работ (общий вид с лицевой стороны и с оборота, при необходимости – фрагменты).
  1. Проект реставрации

5.1. Пояснительная записка включает обоснование предлагаемой методики и предложения по организации работ и последовательности их выполнения, а также краткую характеристику реставрационных мастерских и научных лабораторий.

5.2. Реставрационные мастерские и научные лаборатории должны быть обеспечены охранной и пожарной сигнализацией, а также предусмотрены меры обеспечения безопасности при работе с токсичными растворителями и материалами.
6 Реставрационные работы
6.1. Все реставрационные работы выполняются в точном соответствии с заданием на проведение работ, утверждённым Реставрационным советом и внесённым в Протокол заседаний Реставрационного совета. Основным правилом ведения консервационных и реставрационных работ является обоснованность каждого вмешательства в состояние произведения на данном временном этапе.

6.1.1. Консервация предусматривает укрепление всех основных элементов: древесины основы, левкаса, красочного слоя и защитного слоя без его удаления или утончения. Во всех случаях обязательна консервация, все прочие операции вторичны. Вначале выполняются все консервационные работы и только после этого можно приступить к раскрытию первоначальной живописи с обязательным микроскопным контролем процессов, начиная с пробного раскрытия.

6.1.2. Предварительные мероприятия и подготовительные работы включают:

  • определение состояния основы, степень её разрушения, заключения энтомолога и миколога;
  • определение аварийных зон, определение противоаварийных консервационных работ;
  • предварительные предложения по очерёдности проведения работ;
  • программу научно-исследовательских работ;
  • смету на разработку научно-проектной документации, научно-методическое руководство и авторский надзор.

6.2. До начала реставрационных работ проводятся энтомологические и микологические исследования произведения (например, иконы) с целью определения степени заражённости его жуками вредителями древесины и плесневыми грибами, выяснение их роли в процессе разрушения древесины и повреждений живописи. По результатам заключений энтомолога и миколога проводятся дезинсекция и дезинфекция.

6.3. Целью консервационных работ является сохранение материальной структуры произведения, для чего необходимо выполнение комплекса консервационных работ, в том числе противоаварийных в случае выявления сильно разрушенных участков, угрожающих физической сохранности произведения, а также при необходимости транспортировки его к месту проведения реставрационных работ:

  • нанесение профилактической заклейки;
  • укрепление левкаса и красочного слоя;
  • удаление загрязнений с древесины;
  • склеивание (скрепление) досок основы;
  • удаление гвоздей, подвесных металлических креплений;
  • заполнение гвоздевых отверстий и лётных отверстий жука-точильщика; трещин по волокнам древесины или между досками основы;
  • подклейка отщепов древесины;
  • закрепление выпадающих шпонок;
  • удаление загрязнений с паволоки, подклейка паволоки к основе.

6.4. Выполнение пробного раскрытия на удаление потемневшего покрытия, подбор растворителей, разработка методики. Пробные раскрытия являются наиболее ответственными видами исследований, так как они могут привести к невосполнимым утратам подлинной живописи или уничтожению промежуточных слоёв. Пробное раскрытие выполняется опытным художником-реставратором на одном из неответственных участков с обязательным микроскопным контролем: на поле, на фоне. Удаление потемневшего покрытия осуществляется по результатам разработанной методики.

6.5. При наличии записей – выполнение пробного раскрытия для определения количества слоёв записей и промежуточных слоёв покрытия и степени сохранности первоначального красочного слоя. Подбор растворителей, разработка методов удаления каждого из слоёв записи, выбор необходимого инструментария. В зависимости от решения Реставрационного совета с учётом результатов рентгенографического исследования и в соответствии с разработанной методикой выполнение послойного или одновременного удаления записей и, при её наличии, перелевкаски. При послойном раскрытии некоторые из слоёв могут представлять самостоятельную художественную или историческую ценность, и должна быть предусмотрена возможность ограничиться раскрытием одного из промежуточных слоёв. На каждом этапе раскрытия икона должна быть сфотографирована. При раскрытии живописи от записей и перелевкаски оставляется контрольный участок.

6.6. Если методикой предусмотрено расслоение слоёв записи и перенесение их на новую специально подготовленную основу, то должны быть приняты меры, препятствующие появлению утрат на нижележащем красочном слое.

6.7. При выявлении вставок поновительского грунта — определение их границ. В соответствии с решением Реставрационного совета, внесённого в Протокол, производится удаление вставок и замена их реставрационным левкасом или подготовка к использованию вставок при тонировании.

    1. Восполнение утрат левкаса.

6.9. Выполнение тонировок. При осуществлении работ по приведению произведения (иконы) в экспозиционное состояние необходимо тщательно соблюдать рекомендации по тонированию. Тонировки в утратах красочного слоя в процессе раскрытия первоначальной живописи недопустимы. Реконструкция допускается после того, как найдены близкие аналоги, выполнен проект реконструкции утраченных элементов на кальке и проект утверждён Реставрационным советом. Тонировки выполняется только в пределах утрат и вставок реставрационного левкаса водорастворимыми красками (предпочтительней акварель), чтобы в случае необходимости их можно было легко удалить без повреждения первоначальной живописи.

6.10 Нанесение защитного покрытия.
7 Рабочая проектно-сметная документация

  1. Этап до начала производства работ.
  2. Этап в процессе производства работ.

8 Научно-реставрационный отчет
8.1. Научно-реставрационный отчёт составляется после реставрации комплекса произведений (икон иконостасов), фиксирует и даёт оценку соответствия выполненных работ с утверждёнными решениями Реставрационных советов, внесённых в Протоколы, обосновывает отступления от принятых решений в результате выявившихся в процессе реставрационных работ новых данных. Научно-реставрационный отчёт включает:

  • основание для разработки научной документации для реставрации памятника и производства работ;
  • результат комплексных научных исследований в процессы выполнения реставрационных работ;
  • краткое содержание утверждённого проекта реставрации и соответствие выполненных работ принятым решениям;
  • изменения, внесённые в проект реставрации, их реализацию в процессе проведения реставрационных работ.

8.1.1. Приложение к отчёту:

8.1.1.1. Акт приёмки работ по реставрации в целом или его части, комплект фотодокументации, схем, прорисей, картограмм, представляющих состояние памятника до, в процессе и после реставрации.

8.1.1.2. Акт составляется в 3-х экземплярах, один из которых остаётся в архиве организации, выполнявшей реставрацию, другой передаётся в органы охраны памятников, третий – заказчику.
8.2. После реставрации одного произведения (иконы) составляется Паспорт на реставрацию по форме, утверждённой Министерством культуры Российской Федерации, включающий:

  • описание состояния сохранности произведения при поступлении на реставрацию;
  • заключение о проведённых исследованиях;
  • схемы, прориси, картограммы, рентгенограммы;
  • описание выполненных работ с указанием применяемых технологий, материалов, инструментов, оборудования;
  • научную оценку результатов реставрации;
  • рекомендации по дальнейшим условиям хранения;
  • фотодокументацию.

Паспорт заполняется в двух экземплярах, один из которых остаётся в архиве организации, выполнявшей реставрацию, другой передаётся заказчику.
9 Научно-реставрационная документация
В состав научно-реставрационной документации входят:

  • реставрационное задание (выписка из Протокола заседания Реставрационного совета или, в сложных случаях, Учёного совета);
  • программа научно-исследовательских и экспериментальных работ разрабатывается в тех случаях, когда необходимо проведение комплексного исследования с привлечением специалистов смежных профессий: физиков, химиков, биологов, рентгенологов, климатологов, историков искусства;
  • отчёт о выполненных работах;
  • отчёт о научно-исследовательских работах;
  • историческая справка;
  • схемы, картограммы, фотографии, описания, фиксирующие состояние произведения до реставрации, в процессе и после реставрации;
  • методика проведения реставрационных работ;
  • акт приёма проделанной работы.

Программа составляется руководителем работ и согласовывается с Реставрационным советом.

  1. Сдача и прием завершенных реставрационных работ

10.1. После завершения реставрационных работ произведение станковой темперной живописи представляется руководителем работ для обсуждения, оценки качества и соответствия или несоответствия сделанной работы методике и требованиям к проведению данного вида работ на Реставрационный, а в особых случаях на Учёный совет.

10.2. К сдаче должна быть подготовлена вся реставрационная документация: Паспорт на реставрацию произведения, Протоколы всех проводившихся заседаний, фотодокументация, схемы, картограммы, съёмка в ультракрасных и ультрафиолетовых лучах, рентгенограммы. Решение о приёме работы вносится в Протокол заседания Реставрационного совета.

10.3. При необходимости составляется документация на проведение авторского надзора за выполнением работ по реставрации произведений станковой темперной живописи, согласно Приложению Б. Авторский надзор осуществляется научным руководителем или руководителем группы реставраторов, осуществляющих практическую реставрацию.
11 Ответственность за сохранность реставрационного произведения станковой темперной живописи. Контроль за хранением.
11.1. Ответственность за сохранность реставрированного произведения станковой темперной живописи несёт его владелец или пользователь (музей, церковная община, частое лицо).

11.2. Ответственность за результаты проведённых мероприятий несут представители организации-исполнителя и Реставрационный совет, контролировавший ход работ и принимавший эти работы.

11.3. Собственник произведения обязан обеспечить стабильный нормативный температурно-влажностный режим хранения произведения.

11.4. Регулярный контроль за сохранностью произведения осуществляется музейными хранителями, ризничим или хранителем в церкви или монастыре, владельцем немузейных собраний совместно с представителями организации, проводившей консервационно-реставрационные работы.

11.5. Контрольные осмотры должны проводиться не реже одного раза в полгода.

11.6. В случае необходимости проведения профилактических работ на отреставрированном произведении станковой темперной живописи привлекаются представители организации, проводившей реставрацию произведения.

    1. Приложение А
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

__________________________ (Ф.И.О.)

(подпись)
«____»____________________20__ г.

М.П.

_______________________________________

(должность)

_______________________________________

(наименование органа охраны)

_________________________________(Ф.И.О.)

(подпись)
«___»__________________________20__ г.

М.П.

    1. ЗАДАНИЕ
    2. на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия
    3. (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации (реставрации произведений станковой темперной живописи)

_____________________

  1. Наименование произведения

_________________________________________________________________

  1. Собственник (заказчик) и его реквизиты (наименование организации, ФИО

ответственного представителя, номер телефона, для физического лица – ФИО, адрес, расчётный счёт, номер телефона)___________________________________________

  1. Наименование научно-реставрационной организации, государственного или частного музея, физического лица и их реквизиты ___________________________________________________________________

4. Дата выдачи лицензии и регистрационный номер на осуществление

деятельности по реставрации объектов культурного наследия ______________________________________________________________________

5. Описание памятника, нуждающегося в реставрации

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________
6. Основание для реставрации: название утверждённого документа: Протокол № (название организации), от «__» ______________________г., основное содержание реставрации с указанием сроков и окончания работ. Намечаемая очерёдность реставрации или локальных работ

________________________________________________________________

________________________________________________________________
7. Сведения о документации на ранее выполненных реставрационных работах на

данном памятнике или аналогичных передаваемым в реставрацию

и возможность их использования.

  1. Состав и содержание научной документации (в целом, очерёдность

локальных работ)

  1. Задание составлено ________________________________________________

(организация или физическое лицо)

с привлечением специалистов ____________________________________________

______________________________________________________________________

(организация или физическое лицо)

                  1. Приложение Б
    1. Журнал научного и авторского надзора за проведением работ
    2. по реставрации произведений станковой темперной живописи

(примерный образец формы)
Бланки

  1. Обложка журнала
  2. Титульный лист
  3. Обратная сторона титульного листа

Бланк 1

(обложка журнала)

Журнал научного руководства и авторского надзора

за проведением работ

по реставрации произведений станковой темперной живописи

№ _____________________________________________________________________

(город, год)

Бланк 2

(титульный лист)
Журнал научного руководства и авторского надзора

за проведением работ

по реставрации произведений станковой темперной живописи
№_____________________________________________________________________

(название произведения)

Шифр__________________________ Арх. №______________
Бланк 3

(обратная сторона титульного листа)
Принадлежность (владелец) произведения__________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________
Заказчик______________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________
Реставрационная научно-проектная организация, учебное заведение или физическое лицо _______________________________________________________
Примечание: для Заказчика, научно-реставрационных организаций и учебных заведений указывать точное наименование, расчётный счёт, регистрационный номер и дату выдачи лицензии, номер телефона, Ф.И.О. ответственного представителя; для физических лиц – Ф.И.О., адрес, расчётный счёт, регистрационный № и дату выдачи лицензии, номер телефона.
Автор или научный руководитель авторского коллектива ______________________

______________________________________________________________________

(Ф.И.О., телефон)

Члены авторского коллектива _____________________________________________

______________________________________________________________________

(Ф.И.О., телефоны)

Сметная стоимость реставрации на дату оформления журнала _________________

______________________________________________________________________

Дата начала работ по реставрации _________________________________________

Регистрационный номер и дата разрешения соответствующего органа охраны памятников ____________________________________________________________.

Библиография

[1] Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. Утверждена приказом Минкультуры СССР от 17 июля 1985 г. № 290, введена в действие приказом Минкультуры СССР от 9 августа 1985 г. № 406.

[2] Федеральный закон № 54-ФЗ от 26.05.1996 г. «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

[3] Приказ Министра культуры СССР от 29 июля 1976 г. № 512. Eдиная форма Паспорта реставрации памятника культуры (движимого) введена с 1 января 1977 г.

[4] Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73 “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”.

[5] Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 858 “О порядке разработки и утверждения сводов правил”.

[6] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

[7] Приказ Минкультуры России от 28.06.2012 N 683 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения». Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2012 N 25212.

СВОД РЕСТАВРАЦИОННЫХ ПРАВИЛ

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ НАУЧНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ

(ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ) РАБОТ ПО ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРИРОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
СРП – 2007.5

Москва

2013
Содержание

1 Область применения 16

2 Нормативные ссылки 17

3 Термины и определения 18

4 Общие положения 23

5 Порядок разработки научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. 27

6 Состав научно-проектной документации 30

7 Согласование и утверждение научно-проектной документации 36

8 Научное руководство, технический и авторский надзор 38

Примерное содержание научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия 43

Раздел 1. Предварительные работы 43

Раздел 2. Комплексные научные исследования 44

Раздел 3. Проект реставрации и приспособления 47

Раздел 4. Научно-реставрационный отчет 53

Библиография 55

1 Область применения 67

2 Нормативные ссылки 67

3 Термины и определения 68

4 Общие положения 69

5 Организация научного руководства и авторского надзора 73

6 Права и ответственность проектных организаций 77

7 Отчетность о проведении научного руководства и авторского надзора за ремонтно-реставрационными работами 79

Журнал научного руководства и авторского надзора при производстве ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) 81

Библиография 87

10 Отчетность о выполненных спасательных археологических полевых работах 107

10 Сдача и прием завершенных реставрационных работ 146

Введение 259

1 Область применения 261

2 Нормативные ссылки 261

3 Термины, определения и сокращения 262

4 Общие положения 265

5 Инженерно-геологические изыскания и исследования для целей сохранения и реставрации объектов культурного наследия 267

5.1. Цели и задачи инженерно-геологических изысканий и исследований 267

5.2. Стадийность инженерно-геологических изысканий 268

6 Проведение инженерно-геологических изысканий для реставрации отдельных объектов культурного наследия (элементарные ИПТС) 270

7 Особенности инженерно-геологических изысканий на территории расположения локальных ИПТС 284

7.1. Проведение инженерно-геологических изысканий и исследований для локальных ИПТС 284

7.2. Рекомендации по организации мониторинга 287

8 Инженерно-геологические исследования памятников археологии в целях их сохранения 289

8.2. Цели и задачи инженерно-геологических исследований памятников археологии 292

8.3. Главные особенности инженерно-геологических исследований памятников археологии 294

8.4. Виды и задачи инженерно-геологических работ на различных этапах исследований памятников археологии 296

Введение 311

1 Область применения 313

2 Нормативные ссылки 313

3 Термины и определения 316

4Общие положения 320

5 Состав и этапы проведения инженерно-технических изысканий 321

5.1. Содержание работ 321

5.2. Предварительные работы 323

5.3. Детальные инженерно-технические обследования 325

5.4. Обмерные работы при инженерно-технических обследованиях 328

6 Обследование технического состояния основания и фундаментов 332

7 Детальное обследование технического состояния конструкций 334

7.1. Каменные конструкции 334

7.2. Металлические конструкции 336

7.3. Деревянные конструкции 337

7.4. Бетонные и железобетонные конструкции 339

7.5. Поверочный расчет конструкций 341

7.6. Диагностика биологических повреждений материалов конструкций 343

7.7. Диагностика структурно-фазового состояния материала 344

8 Исследование температурно-влажностного режима объекта культурного наследия 345

8.1. Особенности изучения температурно-влажностного режима 345

8.2. Предварительное обследование 347

8.3. Детальное инструментальное обследование ТВР конструкций 350

8.4. Детальное инструментальное обследование воздушного режима 351

8.5. Методика оценки результатов. Сопоставление данных по воздушному режиму и режиму конструкций 352

9 Мониторинг технического состояния объектов культурного наследия 353

9.1. Мониторинг состояния конструкций 353

9.2. Мониторинг температурно-влажностного режима 356

10 Обследование технического состояния конструкций в период производства работ по сохранению объекта культурного наследия 357

11 Отчет об инженерно-техническом обследовании состояния объекта культурного наследия 358

Приложение А 360

(обязательное) 360

Приложение Б (обязательное) 363

Приложение В 367

Приложение Г (справочное) 369

Приложение Д 372

Приложение Е 377

Приложение Ж 381

(рекомендуемое) 381

Приложение З 384

Библиография 386

1.Область применения 398

2 Нормативные ссылки 398

3 Термины и определения 399

4Общие положения 402

5 Порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства 405

6 Состав научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства 406

7 Согласование и утверждение научно-проектной документации 411

8 Научное руководство, технический и авторский надзор 412

Библиография 413

Введение 423

1 Область применения 424

2 Нормативные ссылки 424

3 Термины и определения 424

4 Общие положения 427

4.1.Основание для проведения инженерно-геодезических и обмерных работ 427

4.2.Этапы и последовательность проведения работ 430

4.3.Методы проведения работ, оборудование 431

4.4.Опорная геодезическая сеть 431

4.5.Система координат и высот 432

4.6. Полевой контроль 433

4.7.Отчетная документация 433

5 Инженерно-геодезические изыскания 434

5.1.Виды инженерно-геодезических изысканий 434

5.2.Техническое задание 434

5.3.Регистрация производства инженерно-геодезических работ 434

5.4.Оборудование, методики, требования к точности. 435

6 Обмерные работы 435

6.1.Цели обмерных работ 435

6.2.Виды и состав обмерных работ 436

6.3.Фотофиксация 439

6.4.Эскизы, зарисовки, прориси, эстампажи 441

6.5.Основание для проведения обмерных работ 442

6.6.Точность обмерных работ 442

6.7.Методы обмерных работ, оборудование 443

6.8.Отчетный материал 444

6.9.Планы 445

6.10.Разрезы 446

6.11.Фасады 447

6.12.Интерьеры 447

6.13.Детали 447

6.14.Обмеры скульптурных композиций 448

6.15.Прочие виды обмерных работ 448

6.16.Оформление чертежей 448

6.17.Форматы листов 449

6.18.Масштабы чертежей 449

6.19.Трехмерные построения 450

6.20.Приложения к отчету 451

6.21.Архивирование 452

7 Разбивочные работы 452

8Геодезическое сопровождение ремонтно-реставрационных работ 453

9 Исполнительная документация 454

Библиография 454

Введение 466

Общие положения 467

1 Нормативные ссылки 473

3 Состав наблюдений при выполнении постоянного мониторинга 473

5 Состав наблюдений при выполнении срочного мониторинга 475

5 Мониторинг состояния конструкций зданий и сооружений 475

6Мониторинг опасных физико-геологических и инженерно-геологических процессов 483

7 Гидрогеологический мониторинг 485

8 Мониторинг температурно-влажностного режима 486

9 Экологический мониторинг 487

10 Автоматизированный мониторинг 488

11Научно-техническое сопровождение 489

12 Общее техническое заключение 490

Приложение А 494

Приложение Б 498

Приложение В 505

Авторский надзор при реставрации ОКН

Авторский надзор на объекте культурного наследия

При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия обязательным является ведение авторского надзора и научного руководства над проведением работ.

После разработки проекта реставрации, проекта сохранения, проекта ремонта объекта культурного наследия и его согласования в органах охраны культурного наследия подрядчик обязан получить разрешение на производство работ, заполнив необходимые формы, а так же предъявив перечень документов отраженных в Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ.

Согласно ГОСТ Р 55528, п.3.1.26 научное руководство осуществляемое за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия это контроль, который ведут научный руководитель проекта за ведением исследований в процессе производства работ в целях обеспечения сохранности всех элементов объекта культурного наследия, которые можно выявить в результате этих исследований, а также научно-методическая оценка приводящихся ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Требования и основания для проведения авторского надзора и научного руководства на объекту культурного наследия закреплены в статье 45 Федерального закона об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

Итак мы выяснили, что без научного руководства и авторского надзора над работами по сохранению объекта культурного наследия проведение работ невозможно, поэтому заказчик обязан заключить с компанией генеральным проектировщиком (тем кто разрабатывал проект реставрации) договор.

Генеральный проектировщик в свою очередь приказом устанавливает ответственных лиц за ведение авторского надзора и научного руководства. Научный руководитель и ответственный за авторский надзор периодически или постоянно (при ведении сплошного контроля) присутствуют на объекте реставрации. Они проверяют осуществляет ли подрядная организация те проектные решения, которые были заложены в ходе разработки проекта реставрации или приспособления. Так же научный руководитель осуществляет научно-методическую оценку решений, проводимых на объекте. Принимает решение о дополнительных шурфах и вскрытиях, принимает решение о дополнительных проектных решениях в ходе проведения работ и их изменений. Так же научный руководитель формирует научно-реставрационный отчет, который в течение девяноста дней после проведения работ передается в орган охраны культурного наследия.

Ответственный за авторский надзор ведет:

— контроль соответствия проводимых работ по сохранению объектов культурного наследия разработанным проектным решениям и нормативной документации в сфере сохранения объектов культурного наследия, а также строительным нормам и правилам в части, не противоречащей сохранению объектов культурного наследия;

— контроль правильности вынесения абсолютных отметок (в единой государственной топографической системе) и размеров в рабочей документации на элементы и конструкции объекта культурного наследия при необходимости;

— контроль за качеством и соблюдением технологии проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, а также за обеспечением надежности, прочности, устойчивости и долговечности конструкций и монтажа технологического и инженерного оборудования при приспособлении объектов культурного наследия к современному использованию;

— своевременное решение вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в проектные решения с дальнейшим оформлением исполнительной документации, корректировка проектных решений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101 и контроль их исполнения;

— содействие ознакомлению работников подрядной организации и представителей заказчика с научно-проектной документацией;

— информирование (в официальной форме) заказчика и соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о несвоевременном и/или некачественном выполнении указаний специалистов, осуществляющих авторский надзор, для принятия оперативных мер по устранению выявленных отступлений от проектных решений и нарушений требований нормативных документов;

— приостановление работ по сохранению объекта культурного наследия:

в случаях поступления информации о несвоевременном и/или некачественном выполнении указаний специалистов, осуществляющих авторский надзор, с оформлением соответствующей записи в журнале научного руководства и авторского надзора;

при необходимости исследования и фиксации необследованных или вновь обнаруженных частей, элементов и деталей объекта культурного наследия, а также при угрозе непредвиденных деформаций или разрушений узлов и конструкций;

при невыполнении подрядчиками указаний авторского надзора.

— участие в работе комиссий по приемке выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия, в совместной с представителями технического надзора приемке отдельных ответственных конструкций и узлов, в составлении актов освидетельствования скрытых работ, актов на вновь выявленные и дополнительные работы;

— принятие мер (совместно с подрядной организацией) для обеспечения сохранности подлинных элементов объектов культурного наследия, как временно демонтируемых и выводимых на период проведения работ из узлов и конструкций объекта (с составлением их описей и маркировкой), так и оставляемых на месте (с подготовкой решений по их защите, укрытию);

— регулярное ведение журнала научного руководства и авторского надзора;

— проведение фотофиксации наиболее ответственных видов работ, в том числе скрытых (до момента начала указанных работ, в процессе их проведения и по окончании), запись о которой заносится в журнал.

Задание
на
проведение работ по сохранению объекта
культурного наследия
(разработку
научно-проектной документации)

_____________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________________

(Графы, отмеченные звездочкой,
заполняются по данным соответствующих
органов охраны

объектов культурного наследия)

1. *Наименование памятника и типологическая
принадлежность в соответствии с
паспортом или учетной
карточкой_________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. *Адрес объекта культурного
наследия__________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. *Категория историко-культурного
значения объекта культурного наследия,
дата постановки объекта на охрану
или учет, регистрационный номер
объекта культурного наследия в Едином
государственном реестре объектов
культурного наследия (памятников
истории и культуры) Российской
Федерации__________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. *Пользователь (собственник, арендатор,
владелец) и его реквизиты (наименование
организации, Ф.И.О. для физического
лица, адрес, расчетный счет, номер
телефона, Ф.И.О. ответственного
представителя)
_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. *Вид, номер и дата составления
охранных документов (охранно-арендный
договор, охранный договор, охранное
обязательство) и характер современного
использования_______

_____________________________________________________________________________

6. *Граница охранной зоны и зоны
регулирования застройки (краткое
описание со ссылкой на утвержденный
документ) _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. *Краткие сведения об объекте
культурного наследия и его техническом
состоянии, включая территорию,
занимаемую объектом, малые архитектурные
формы, монументальную живопись и
предметы внутреннего убранства,
инженерные сооружения и оборудование
и др.
_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. *Основание для проведения работ по
сохранению объекта культурного
наследия, в том числе утвержденный
перечень строек и объектов для
федеральных государственных нужд,
федеральная или региональная целевая
программа сохранения, использования,
популяризации и государственной
охраны объектов культурного наследия
и т.д. (название утвержденного документа,
регистрационный номер и дата
утверждения). Основные источники
финансирования работ по сохранению
объектов культурного наследия.
Основное содержание работ по сохранению
объекта культурного наследия с
указанием сроков начала и окончания
работ и предлагаемое использование
объекта. Намечаемая очередность
ремонтно-реставрационных работ или
локальные работы_______________________________________

_____________________________________________________________________________

9. Заказчик и его реквизиты (наименование,
адрес, расчетный счет, номер телефона,
Ф.И.О. ответственного представителя)
______________________________________________

_____________________________________________________________________________

10. Реставрационная научно-проектная
организация (или физическое лицо) и
ее реквизиты (наименование, адрес,
расчетный счет, регистрационный номер
и дата выдачи лицензионного
свидетельства, номер телефона, Ф.И.О.
ответственного представителя) _____

_____________________________________________________________________________

11. Специализированные по видам работ
научно-проектные организации (или
физические лица) и их реквизиты
(наименование, адрес, расчетный счет,
номера телефонов, Ф.И.О. ответственных
представителей)
____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

12. *Сведения о ранее выполненной
научно-проектной документации и
возможность ее
использования__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

13. Основные требования к инженерным
сетям и инженерному оборудованию
объекта культурного
наследия_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

14. Стадийность разработки научно-проектной
документации на проведение работ по
сохранению объекта культурного
наследия __________________________________________

_____________________________________________________________________________

15. Состав и содержание научно-проектной
документации (в целом, очереди,
локальных работ)

Раздел 1. Предварительные работы:
______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Раздел 2. Комплексные научные
исследования:

1. Этап до начала производства работ
____________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Этап в процессе производства
работ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

Раздел 3. Инженерные
изыскания________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Раздел 4. Проект реставрации (с указанием
о необходимости разработки вариантов,
в том числе на конкурсной основе):
______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Раздел 5. Рабочая документация:
_________________________________________________

1. Этап до начала производства
работ_____________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Этап в процессе производства
работ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

Раздел 6. Научно-реставрационный
отчет: _________________________________________

_____________________________________________________________________________

16. Вид и состав демонстрационных
материалов____________________________________

_____________________________________________________________________________

17. Порядок и условия согласования
научно-проектной документации с
указанием инстанций и
организаций_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

18.Требования по научно-методическому
руководству и авторскому надзору с
указанием продолжительности.
Необходимость привлечения для
консультаций высококвалифицированных
специалистов и
ученых___________________________________

_____________________________________________________________________________

19. Необходимость проведения
экспериментальных работ по технологии
и методам производства работ с
указанием видов
работ_________________________________________

_____________________________________________________________________________

20. *Исходная и разрешительная
документация, представляемая Заказчиком
___________

_____________________________________________________________________________

21. *Необходимость сбора и подготовки
исходной и разрешительной документации
в порядке оказания технической помощи
Заказчику с указанием перечня
документов________

_____________________________________________________________________________

22. Дополнительные требования и
условия________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание
подготовлено__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(заказчик — организация или физическое
лицо)

с привлечением специализированных
по видам научно-проектных
работ_______________

_____________________________________________________________________________

(организация или физическое лицо)

Задание
согласовано____________________________________________________________

(собственник объекта культурного
наследия либо пользователь объектом
культурного наследия)

Уполномоченное лицо от
Заказчика                   
Уполномоченное лицо от Подрядчика

Авторский надзор и научное руководство

Профессиональное сопровождение под ключ

Авторский надзор и научное руководство

Будучи разработчиком проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, Центр оказывает услуги по авторскому надзору и научному руководству за проведением работ на этапе реализации проектных решений.

Справочно

Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия — это процесс контроля, осуществляемый научным руководителем, за ведением исследований в процессе производства работ в целях обеспечения сохранности ценных элементов объекта культурного наследия, выявленных в результате этих исследований, а также научно-методический контроль проводимых реставрационных работ и работ по сохранению объекта культурного наследия.

Авторский надзор — это процесс по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (авторского коллектива) за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, осуществляемый в целях обеспечения соответствия проектных решений, содержащихся в проектной документации, фактически выполняемым работам на объекте.

Научный руководитель / руководитель авторского коллектива, назначаемый от нашего Центра — это всегда профессиональный и квалифицированный специалист соответствующего профиля, имеющий аттестацию на основании Приказа Министерства культуры РФ.

Центр рассматривает запросы на осуществление авторского надзора и научного руководства на объектах, где мы не являлись проектирующей организацией — только после анализа проектной (рабочей) документации.

Являясь организацией, осуществляющей авторский надзор и научное руководство — мы осуществляем реализацию полного цикла в процессе производства работ на памятнике: приказ, фиксации, контроль, журналы, акты, проверка сертификатов и паспортов, включая написание и сдачу итогового научно-реставрационного отчета в государственный орган охраны объектов культурного наследия с получением Акта приемки работ.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Капли мидзо от алкоголизма инструкция цена аналоги дешевле
  • Как сделать вращающиеся 3d фотографии пошаговая инструкция
  • Мини возвращатель gps инструкция на русском
  • Шахта обуховская руководство
  • Инструкция по охране труда при эксплуатации стиральной машины в доу