Некрасов руководство современником

Содержание:

  1. Журнал «Современник»
  2. Заключение
Предмет: Биография
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 09.09.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти много готовых тем рефератов по биографии:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Как известно, деятельность русского поэта Н.А.Некрасова не ограничивается его собственным творчеством: поэт проявил себя как активный революционер-демократ, а также публицист.

Журналистскую деятельность Некрасова принято связывать с публикацией журнала «Современник», который долгое время считался проводником культуры и прогрессивного мышления в общественном сознании. Известно, что первый вопрос о Современнике была опубликована под руководством А.С.Пушкина в 1836. С того времени, руководство журнала сформулировал свою главную задачу — не только публиковать последние произведения искусства талантливых авторов (среди авторов чьи работы были опубликованы в первых номерах журнала: И.Тургенев, Ф.Тютчев, А.Кольцов и др.), но и познакомить массы с видными представителями общественно-политической жизни того времени.

Как ни странно, первые номера журнала не имели читательского успеха, и было принято решение приостановить деятельность журнала на некоторое время. Дальнейшая веха в развитии журнала связана с именем Н.Некрасова. Именно во время его руководства популярность издания достигла самого высокого уровня. Поэт привлекал И.Тургенева и И.Гончарова к работе. С их легкой руки журнал начал публиковать не только новинки русской литературы, но и переводы западной классики.

Журнал «Современник»

Журнал «Современник», основанный Пушкиным в 1836 году, после его смерти перешел к П.А.Плетневу, профессору Петербургского университета, критику и поэту. Он быстро превратил «Современника» в организм, лишенный противоречий и выделяющийся из общественной и литературной жизни. Изоляция «Современника» жизни, неуклонно преследовавшая Плетнева, его злоба к новым явлениям прогрессивного общественного движения и литература свалила журнал в разряд тонких публикаций. Издатель долгое время не смущался постепенному уменьшению числа сотрудников в своем журнале. Но не с писателями было в «Современнике», а с читателями. Число подписчиков колебалось в 1840 году между 300-400, а в 1846 году сократилось до 233. Наконец, Плетнев решил отказаться от журнала, а в сентябре 1846 года дал право издавать «Современник» Некрасову и Панаеву.

Писатели, близкие к Белинскому, давно хотели иметь свой собственный независимый орган, в котором они чувствовали бы себя как мастера. «Отечественные записки», где им приходилось сотрудничать, с каждым годом вызывали у них все большее недовольство, поскольку беспринципное поведение Краевского сказывалось на содержании и направленности журнала.

Первый номер переделанного «Современника» был опубликован 1 января 1847 года. Белинский так и не стал редактором журнала, что было его давней мечтой: репутация «ненадежного» писателя даже не позволяла начинать усилия в этом направлении. Некрасов и Панаев также не пользовались доверием правительства. Мне пришлось искать официального редактора, которого можно было бы утвердить на этой должности, и который не был бы совершенно чуждым человеком для журнала. Этим условиям выполнил профессор Санкт-Петербургского университета А.В.Никитенко, который одновременно исполнял обязанности цензора, а Некрасов и Панаев были приглашены на должность редактора «Современника», что обусловило полную свободу действий. В 1847-1848 годах идейным лидером «Современника» был Белинский. Некрасов и Панаев не сделали ни одного шага в журнальных делах без ведома и совета Белинского, и при обсуждении литературных материалов его голос всегда был решающим.

Наиболее серьезная помощь была дана в Современнике по Герцену. Он передал роман «Кто виноват?», Первая часть которого была опубликована в «Отечественных записках», а его жена оказала финансовую помощь Некрасову, которому понадобились средства для покупки журнала. Отказавшись участвовать в «Отечественных записках», Герцен стал близким соратником «Современника».

«Современник» превращается в революционно-демократическое направление, орган стал поистине самым выдающимся журналом сороковых годов.

Одно за другим в «Современнике» были опубликованы такие произведения художественной литературы, как «Кто виноват?» (весь роман в приложении к №1, «Обыкновенная история» Гончарова, четырнадцать рассказов из «Записок охотника», рассказ «Жид» и пьеса «Где тонко, там и рвется» Тургенева, переводы из Шиллера, Гете, Жорж Санд, Диккенса и др. В части «словесности» журнал сразу же достиг поразительных успехов и дал читателям серию произведений, выдающихся по своим идейным и художественным качествам и навсегда вошедшим в сокровищницу русской литературы.

Очень высоко мы стоим в «Современной» литературной критике и библиографии. Журнал обязано это Белинский, который поместил в нем отзывы о русской литературе, «Ответ на в Москвитянин», а также ряд других статей и обзоров. Они определяются не только художественные, но и политические позиции по Современник. Занимает значительное место в «Современной» статье о науке. Нередко в «Современнике» появлялись статьи и обзоры по общим проблемам естествознания.

Содержательным и разнообразным был в «Современнике» отдел «Смесь», игравший весьма существенную роль. В рамках цензуры этот отдел заменил общественно-политические отделы журнала, которые не были допущены к нему, и часто включал статьи и заметки, касающиеся социально-экономических и политических вопросов внутренней и международной жизни. Здесь можно найти статьи, направленные против крепостного права и капиталистической системы, заметки, в которых воплощены идеи социализма, полемические выступления против реакционных журналов, против славянофилов.

Даже отдел «Моды» «Современник» старался вести оригинально и занимательно. Панаев, руководивший этим отделом, напечатал в нем «опыт великосветского романа в двух частях» под заглавием «Великая тайна одеваться к лицу» — произведение, которое одновременно знакомило с модами и пародировало жанр салонной беллетристики. Позднее журнал знакомил читателя с модами посредством «Переписки между петербуржцем и провинциалом» и «Писем столичного друга к провинциальному жениху» Автором последних был И.А.Гончаров, скрывшийся под псевдонимом «А.Чельский».

С самых первых месяцев своего существования обновленный «Современник» пришелся по вкусу читателям, что сразу повлияло на увеличение его тиража: в 1847 году журнал имел в 2000 году, а в 1848-3100 подписчиков. В своей области «Современник», когда Белинский был журналом революционно-демократическим. Письмо Белинского к Гоголю была истинная программа в «Современнике». Как и письмо, журнал отражал настроения и стремления крепостных.

Основной целью «Современника» была борьба с крепостным правом. Журнал опубликовал произведения анти-крепостного права Герцена, Тургенева, Гончарова, Григоровича и объяснил их значение и значение в статьях Белинского. Стихи Некрасова и речи Белинского против реакционной книги Гоголя были явно антисерфизмом.

Вопрос о крепостном праве был очень остро поставлен в статье «Ирландия» Х.М.Сатина, бывшего члена кружка Герцена в Московском университете. Автор нарисовал выразительную картину бедности и угнетения крестьянства в Ирландии, но сделал это так, чтобы все, что он говорил, относилось к феодальной России.

Основной задачей литературной критики журнала была борьба за реалистическое, подлинно народное искусство, искусство большой идейно-социальной значимости. Принцип реализма и национальности «Современник» противопоставлен принципам «чистого искусства», «декорирования и облагораживания реальности». Отстаивая реализм и подлинную национальность в искусстве, Белинский в своих статьях дал глубокую окончательную оценку деятельности Гоголя, справедливо считая его художественное произведение гордостью русской национальной культуры.

Направление «Современник» приобрело у него много друзей и врагов. Реакционные журналы вели с ним постоянную войну. Журналисты, подобные Булгарину, не пренебрегали средствами борьбы, они писали доносы.

После событий 1848 года «Современник» оказался в очень сложном положении. «Меньшиковский комитет» по поручению короля изучил российскую журналистику, обнаружил, что «современники» проповедуют коммунизм и революцию. В результате Никитенко, как Краевский, был вызван в третий дивизион, где дал подписку, в которой будет всячески пытаться дать «Современнику» указание «в полном согласии с мнением нашего правительства». Напуганный суровостью Никитенко подумал, что лучше сразу отказаться от редактирования «Современника». Правительственные штрафы и забота Никитенко поставил «Современника» на грань смерти. Но Некрасов и Панаев решили продолжить издание журнала. С большим трудом они добились одобрения в качестве редактора «Современника» — и временно и только «в форме опыта» — Панева (с 16 апреля 1848 г.).

На протяжении «мрачных семи лет» существование «Современника», обвиняемого в пропаганде коммунизма и революции и находящегося под строжайшим контролем Третьей секции и «Комитета 2 апреля», висело на волоске. Журнал подвергся жестоким преследованиям цензурой. В ноябре 1848 года был запрещен «Иллюстрированный альманах», который должен был поступить в приложение «Современник». Запрет на публикацию принес Некрасову и Панаеву убыток в 4000 рублей.

В 1849 году «Современник» снова навлек на себя гнев «Бутурлинского комитета» и самого короля, разместив статью И.Давыдова «О назначении русских вузов». Статья была написана от имени министра образования Уварова в связи с распространением слухов о закрытии (по настоянию Бутурлина) российских вузов и содержала очень осторожную защиту университетского образования. Уваров ушел в отставку вскоре после этой истории. Наконец, в том же 1849 году редакторам «Современника» пришлось пойти в Третий отдел и услышать выговор за критику режима цензуры в скромном рецензии на учебник Смарагдова по истории средневековья: «Хочешь новых романов, ученые хотите такие статьи, как умные и рецензии на критику? Но задумывались ли вы хотя бы раз о состоянии своей литературы, своей журналистики? Кто пишет сегодня? Сегодня, безусловно, наступил век ненависти к книгам».

Столь тяжелые условия существования не могли не отразиться на «Современнике». Журнал перестал касаться вопроса о крепостном праве и положении крестьянства, ничего не мог сказать по поводу революции 1848 г. в Западной Европе и даже о начавшейся в 1853 г. Восточной войне вынужден был писать весьма глухо. На смерть Белинского «Современник» смог откликнуться лишь десятью строчками да краткими полемическими замечаниями по адресу «Москвитянина», вызванными тем, что Погодин у могилы Белинского пытался в самой грубой форме свести счеты с великим критиком. А затем на протяжении ряда лет и самое имя Белинского было запрещено упоминать в русской печати. Когда умер Гоголь, «Современник» смог только перепечатать в мартовской книжке 1852 г. информационную статью московского корреспондента «Санкт-Петербургских ведомостей», посвященную этому событию. Вся тяжесть руководства «Современником» в трудных условиях реакции пала на плечи Некрасова и Панаева.  Смерть Белинского стала непоправимой потерей для публикации. Никто не мог заменить Герцена в журнале, который стал эмигрантом. Некрасов и Панаев были вынуждены более активно участвовать в «Современнике» Боткина, Анненкова, Дружинина и других либеральных писателей, считавших себя друзьями Белинского и Герцена. В течение «темных семи лет» «Современник» угас, становится менее значимым. На его страницах часто появлялись работы, которые противоречили традициям Белинского и тому направлению, которое он дал журналу. Общий упадок российской журналистики коснулся и «Современника». Изменения, произошедшие в «Современнике» за годы «темных семи лет», затронули так или иначе все отделы журнала. Нельзя не видеть, что «Современник», потеряв Белинского и Герцена, под игом цензуры в определенной степени утратил свой прежний революционно-демократический характер. Однако даже тогда он оставался лучшим из тогдашних российских журналов. Некрасов и Панаев не пожалели ни сил, ни времени, ни средств, чтобы удержать «Современника» на высоком уровне. Их письма к Тургеневу, Григоровичу и другим писателям показывают, как энергия и настойчивость ради читателей «Современника» добывают материал, который они каждый регулярно записывают, ценой любых постоянных усилий, они поддерживают и поддерживают «Современника» в трудные годы реакция.

Некрасов очень рано проявил интерес к редакционной и издательской работе. Еще в 1840 году он участвовал в журнале Ф.А.Кони «Пантеон русских и всех европейских театров». В первой половине 1843 г. Некрасов опубликовал небольшой альманах в двух частях «Статьи в стихах без рисунков», а в 1844-1845 гг. — знаменитая коллекция «Физиология Санкт-Петербурга», которая стала своеобразным манифестом новой «естественной школы».

В 1846 году под редакцией Некрасова были изданы «Петербургская коллекция» и альманах «Первого апреля».

Обогащенный опытом редактирования этих публикаций, Некрасов все чаще обращается к идее издания журнала. Так что решение пора брать на себя «Современника». Двадцать лет, с 1847 по 1866 год, Некрасов стоял во главе этой публикации, которая стала органом революционной демократии. Целая эпоха русской жизни и революционного движения запечатлена на ее страницах. Выход каждой книги «Современник» был событием, ее тираж за время революционного движения достиг огромной для того времени цифры — десять тысяч. «Современник», как уже отмечалось, пропагандировал идеологию революционных простых людей, защищал крестьян и требовал радикальных социально-экономических реформ. На его страницах изложена программа крестьянской социалистической революции, разработанная Чернышевским, Добролюбовым и их сподвижниками. Здесь сотрудничали все крупные писатели того времени — Тургенев, Толстой, Григорович, Герцен, Гончаров, Салтыков-Щедрин, выдающиеся русские ученые. Выдающийся организатор, Некрасов создал такой журнал, которого раньше не было, как в смысле идеологического, так и в отношении структуры, внутренней организации материала.

Некрасову не нужно было самому разрабатывать принципы революционно-демократической журналистики и требования к журналу нового типа. Заслуга редактора «Современника» была иной: он воплотил в жизнь программу, предназначенную Белинскому. Это проявилось в том, что «Современник» был идеологическим органом, а все его подразделения — художественная литература, поэзия, критика, журналистика — выражали революционное направление публикации. Сотрудники журнала были едины в оценке основных общественно-политических и эстетических проблем.

Можно и нужно говорить о редакционном таланте Некрасова, его особой способности находить авторов, видеть дар публициста и критика у начинающего писателя. Но главное, что определило успех его работы в качестве редактора, ясно, несмотря на некоторые колебания, идеологические позиции.

Например, ссылаясь на 1856 г. в это время развернуты только в «Современнике» работы Чернышевского. Чувствуя, что молодой простолюдин руководил бизнесом, либерально настроенные сотрудники пытались дискредитировать его и выжить в журнале. Однако Некрасов, как редактор, был непреклонен, не соглашался с либералами и отдавал предпочтение не им, видным людям, а молодому неизвестному критику. Более того, уходя на лечение, Некрасов передает редакционные обязанности Чернышевскому.

Этот факт в истории журналистики чрезвычайно важен и вовсе не случаен. Взгляды Некрасова и Чернышевского по многим эстетическим и политическим вопросам совпали в то время, они были едины по сути и предназначению искусства. Некрасов, как и Чернышевский, считал, что «науки для науки нет, искусства для искусства нет — все они существуют для общества, для облагораживания, для воспитания человека, для обогащения его знаниями и материальными благами жизни». Их оценки Гоголя и гоголевского направления совпали.

Они сошлись в пылкой приверженности принципам Белинского, стремясь возродить и развить их в новых условиях. Это было главным, что определило отношение редактора к новому сотруднику.

Идеологические и принципиальные черты Некрасова постоянно влияют на подбор материала для «Современника». Ни слава, ни высокие рекомендации не сработали, если речь шла о чем-то идеологически неполноценном или мало художественном.

Важной особенностью работы Некрасова в качестве редактора было стремление к коллективности в редакционной работе. Его первые шаги в журналистике были отмечены стремлением привлечь ведущих писателей к руководству альманахами, а затем и журналами. В этом смысле заслуживает внимания «обязательное соглашение» с Толстым, Тургеневым, Островским и Григоровичем в 1856 году. Позднее, к концу 50-х годов, была создана некая «редакция», состоящая из Некрасова, Панаева, Чернышевского и Добролюбова. Лишенный тщеславия, присущего многим редакторам того времени, Некрасов прекрасно понимал, что разработанная командой линия в большей степени будет соответствовать задачам, стоящим перед страной. «В силу коллегиальности, — писал Н.К.Михайловский, — индивидуальные характеристики никак не отражались на общем литературном произведении, которое основывалось не на темпераментах и ​​характерах, а на убеждениях».

Деятельность Некрасова в «Современнике», позднее была в «Отечественных записках», не ограничивалась организационными и редакционными обязанностями. Он сделал много того, что можно назвать собственно редактированием — правилами статьи, прочитал доказательства. Нужно удивляться тому, насколько огромной по объему и универсальности по содержанию была эта работа. «…Уверяю вас с честью, — писал Некрасов 9 января 1850 года Тургеневу в связи с подготовкой следующего номера «Современника», — что для написания первой книги я прочитал до 800 письменных листов различные статьи, прочитали 60 листов с пробными версиями (из которых только 35 вступили в действие), дважды пересмотрели один роман (не мой), один раз в рукописи и один раз в наборе, пересмотрели еще несколько статей в редакторе и, наконец, написали пятьдесят писем».

Заключение

Некрасов-редактор характеризовался бережным отношением к тексту, стремлением сохранить авторский стиль и индивидуальность. Если необходимо было исправить рукопись, он обычно просил самого автора сделать ее.

Для Некрасова, несомненно, одного из самых выдающихся лидеров журналов прошлого, в его редакционной деятельности не было мелочей. Он уделял большое внимание языку и стилю публикуемых материалов. Его основные требования — краткость и четкость изложения, соответствие стиля теме. Даже в редакционных и технических вопросах он был очень требовательным и точным.

Редакция Некрасова — замечательная страница в истории российской журналистики. Его великое искусство сделать журнал значимым, ярким, интересным, хорошо организованным и сегодня поучительным для советских редакторов и журналистов.

Однако положение журнала в те годы было сложным. У «Современника» не было писателей, можно заменить Белинского и Герцена, поднять уровень критики в журнале. Новый этап в жизни из Современника связано с именами Чернышевского и Добролюбова.

В «Современнике» во всей полноте появились замечательные черты Некрасова как редактора.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821-го в местечке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии. Сейчас это территория Украины.

Его произведения знакомы нам с детства и любимы, стихи Некрасова становятся народными песнями.

Также известно, что Некрасов — редактор «Современника».

Поэт Некрасов

Биография поэта

Мать Некрасова, Елена Андреевна Закревская, была одной из самых завидных невест – красивая и прекрасно образованная девушка, варшавянка, из богатой семьи.

Отец – молодой офицер квартировавшего в этом городке полка, кутила и игрок-картежник, поручик Алексей Сергеевич Некрасов, несдержанный, грубый, жестокий, к тому же малообразованный.

Любовь к картам, семейная черта Некрасовых, привела офицера к финансовым трудностям. К моменту знакомства со своей будущей женой он уже имел немало долгов. Но, несмотря на недостатки характера, поручик был любимцем женского пола. Прекрасная полячка влюбилась в него, и он решил воспользовался шансом жениться по расчету.

Родители девушки, конечно, были против этого брака, но Елена тайно обвенчалась с возлюбленным. Но, увы, брак оказался несчастливым для нее, так как муж не любил ее.

В этом союзе родилось 13 детей, выжило из них только трое.

Детство и юность Н. А. Некрасова

Детство поэта прошло в Ярославской губернии, в деревне Грешнево, в имении Некрасовых.

Большая семья переселилась туда после отставки из армии отца, Алексея Сергеевича Некрасова (1788—1862). Сыну Николаю на тот момент было 3 года.

Запущенное имение не давало возможности для того, чтобы достойно содержать семью, и отец устроился работать исправником, то есть начальником полиции.

В его обязанности входило «приведение в повиновение ослушных, преследование воров, разбойников, военных дезертиров и вообще беглых, взыскание податей». В свои разъезды отец часто брал с собой сына. Впечатлительный и ранимый Коля увидел много человеческого горя, что повлияло на его последующее восприятие мира.

В 1832 году Николай и его старший брат Андрей были отправлены на обучение в г. Ярославль, в гимназию. В учебе братья не особенно усердствовали, прогуливая занятия. На уроках Николай откровенно скучал, развлекаясь тем, что писал сатирические эпиграммы на учителей и гимназическое начальство, тем самым испортив с ними отношения. Кое-как доучившись до 5-го класса, гимназист оказался дома, в деревне, так как отец перестал оплачивать учебу, не видя в ней особого смысла.

Дом-музей Некрасова

Жизнь в Санкт-Петербурге

Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал военным, поэтому по достижении Николаем 16 лет, в 1838 году, отправил его в Санкт-Петербург, чтобы определить в дворянский полк.

Но Николай оказался своенравным сыном, со своими взглядами на собственное будущее. Встретив в Санкт-Петербурге своего гимназического товарища и познакомившись с другими студентами, юный поэт принял твердое решение учиться в Петербургском университете.

Отцу пришлось не по нраву решение сына, и он прекратил оказывать всякую материальную поддержку 16-летнему юноше, оставив его без средств к существованию.

Николай стал готовиться к поступлению в университет, но, к сожалению, не сдал вступительные экзамены. Он смог стать только вольнослушателем на филологическом факультете.

С 1839 по 1841 годы проучился Некрасов в университете, и все это время перед ним очень остро стоял вопрос поиска хлеба насущного, так как ему элементарно было негде жить и нечего есть.

«Ровно три года, — рассказывал он впоследствии, — я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь».

Ужасная нищета закалила характер поэта, заставив находить заработок самостоятельно, но отрицательно сказалась на его здоровье. Она же неблагоприятно повлияла и на его характер: он стал «практиком», но, к сожалению, не в лучшем смысле этого слова.

Начало литературного пути

Потихоньку дела его стали налаживаться: он начал печатать маленькие статьи в «Литературном прибавлении к Русскому Инвалиду», публиковаться в «Литературной газете», писать водевили для Александринского театра (под псевдонимом Н. А. Перепельский), сочинять сказки в стихах.

Когда у поэта появились первые сбережения, он решил напечатать свои стихи в сборнике под названием «Мечты и звуки», подписанном инициалами Н. Н. Это произошло в 1840 году.

Шквал критики, который обрушил на юного поэта, в частности, В.Г. Белинский, заставил Некрасова скупить и уничтожить практически весь тираж.

В наше время этот сборник является библиографической редкостью, хотя собранные в нем первые творения поэта очень незрелые.

Встреча с Белинским

Роль, которую сыграл в судьбе поэта В. Г. Белинский, невозможно переоценить. Это знакомство переросло в дружбу, продолжавшуюся до самой смерти критика.

В начале 1840-х годов Николай Алексеевич Некрасов становится сотрудником библиографического отдела «Отечественных записок».

В. Г. Белинский, руководивший критическим отделом в этом литературном журнале XIX века, получил возможность познакомиться с Некрасовым поближе. Некогда раскритиковавший первые стихотворения юного поэта критик теперь изменил свое мнение о нем, полюбив его и оценив достоинства его ума.

Он понял, однако, что проза Некрасова не представляет литературного интереса, но с восторгом принял его поэзию.

Вышли в свет его альманахи: в 1843 году «Статейки в стихах без картинок», в 1845-м — «Физиология Петербурга», в 1846 — «1 апреля», «Петербургский Сборник».

Публикации Некрасова стали появляться все чаще.

Сотрудники журнала

Н. А. Некрасов — создатель нового «Современника»

Успех сопутствует Некрасову, финансовое положение выправляется, и в конце 1846 года он становится владельцем литературного и общественно-политического журнала «Современник», основанного еще А. С. Пушкиным.

Литературная молодежь, работавшая в журнале «Отечественные записки» и составляющая его главный костяк, ушла вслед за Некрасовым в новый журнал.

Как редактор журнала «Современник», Н. А. Некрасов проявил во всей полноте замечательный организаторский талант.

Лучшие литературные силы собрались в этом передовом журнале того времени, к тому же их объединяла ненависть к крепостному праву.

«Современник» Н. А. Некрасова и его соратников стал ярким событием в литературном мире того времени.

«Современник» — орган революционной демократии

Почти двадцать лет, с 1847 по 1866 год, возглавлял Н. А. Некрасов издание, которое превратилось в орган революционной демократии.

Как издатель «Современника», Н. А. Некрасов вел пропаганду идеологии революционных разночинцев, выступая защитником крестьян.

В журнале была напечатана программа крестьянской социалистической революции, которую выработали Чернышевский, Добролюбов и их соратники.

В журнале работали видные писатели того времени — Салтыков-Щедрин, Григорович, Тургенев, Гончаров, Герцен, Толстой, Панаев.

«Современник» Некрасова и Панаева стал журналом, которого никогда раньше не было.

Работа над журналом

Первооткрыватель талантов

Белинский также перешел в «Современник», передав для публикации и свои материалы, которые он собирал для своего сборника «Левиафан».

В журнале «Современник» Некрасова впервые печатали свои произведения писатели и поэты, которые сами стали впоследствии широко известны, а их творения вошли в золотой фонд литературы XIX века.

Все это происходило благодаря необыкновенному чутью Некрасова на великие произведения и одаренных людей.

Таким образом, Николай Алексеевич Некрасов — организатор и создатель нового «Современника» — стал успешным первооткрывателем в мире литературы талантливых поэтов и писателей.

Кроме того, он печатал здесь свои стихи, приключенческие романы, написанные им в соавторстве с любимой женщиной А. Я. Панаевой, которая по совместительству являлась женой его друга и коллеги И. И. Панаева.

Деятельность Н. А. Некрасова, конечно же, не ограничивалась собственным творчеством: в своем журнале поэт проявил себя как революционер-демократ с активной жизненной позицией.

Как издатель «Современника», Н.А. Некрасов помогал русскому обществу исследовать и наблюдать реальную жизнь, прививал привычку думать и не бояться говорить то, что думаешь.

В 1859-1861 годах, в период революционного брожения в обществе, начались расхождения во взглядах и среди авторского состава «Современника». Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев понимали, что в обществе необходимы перемены, глубоко сочувствуя народу.

Но они не соглашались с Чернышевским и Добролюбовым, которые призывали к крестьянскому восстанию.

Запрет «Современника»

Естественно, революционные призывы власть не могла оставить без внимания.

В период 1848-1855 годов Некрасову, редактору журнала «Современник», пришлось очень нелегко: передовую журналистику и литературу стала преследовать царская цензура. Поэту нужно было проявить недюжинную изворотливость для спасения репутации издания.

Как редактор и один из авторов «Современника», Некрасов проделывал огромную работу. Для того чтобы выпустить в печать один номер журнала, ему приходилось читать более 12 тысяч страниц всевозможных рукописей (нужно ведь еще разобраться в чужом почерке), править около 60 печатных листов корректуры, а это почти 1000 страниц, из которых потом больше половины уничтожались цензурой. Он занимался всей перепиской с цензорами, сотрудниками – просто адский труд.

Неудивительно, что Некрасов серьезно заболел, но, к счастью, в Италии ему удалось поправить здоровье.

После выздоровления у поэта начинается счастливый и плодотворный период в жизни. Благодаря своей замечательно чуткой натуре и способности быстро улавливать настроение и взгляды окружения, он становится всенародно любимым поэтом, выразителем чаяний и страданий простых людей.

В 1866 году журнал «Современник» Некрасова все-таки закрыли, и через два года поэт арендовал у своего недруга Краевского «Отечественные записки», подняв этот журнал на тот же уровень, какой занимал «Современник».

Иллюстрация к стихотворению Некрасова

Поэма «Современники» Николая Некрасова

Когда журнал оказался под запретом, поэт полностью отдался творчеству, написав много произведений на злободневные темы. Одним из таких произведений является поэма «Современники».

Поэма получилась многоплановой, сатирически обличительной, где при помощи иронии, гротеска, даже фарса отражена вся правда о тогдашней российской буржуазии, показан разгул казнокрадов, финансовых магнатов, которые прибирали к рукам власть и экономику России.

Современные поэту читатели безо всякого труда узнавали в каждом персонаже реальных чиновников. Поэма поражала читателей своей силой и правдой.

Творчество поэта

Стихотворение Некрасова

К 1856 году Некрасов, после семнадцати лет тяжелого труда, издает свой второй сборник произведений.

На этот раз критики приняли плоды многолетнего творчества поэта очень благосклонно – сборник имел огромный успех.

Сборник был глубоко продуман, имел 4 раздела, каждый из которых был посвящен определенной тематике: здесь были и серьезные размышления о судьбе народа, и сатирические произведения, и лирика.

В 1861 году вышла поэма «Коробейники» о жизни простого крестьянина. Песня «Коробушка» из нее стала самостоятельным произведением, превратившись в народную песню.

Параллельно создаются «Крестьянские дети», продолжившие тему крестьянской доли.

Далее идут «Рыцарь на час» (1862), «Мороз — Красный Нос» (1863), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), «Современники» (1875), «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1877).

В последние годы своей жизни Некрасов был тяжело болен, в это время он создал «Последние песни» (1877). Лучшие стихотворения этого цикла Некрасов посвятил своей супруге, Зинаиде Николаевне Некрасовой (З. Н. Викторовой).

Болезнь Некрасова

Воспоминания современников

В воспоминаниях современников Некрасов предстает живым, динамичным, обаятельным человеком, талантливой, творческой личностью.

Н. Г. Чернышевский питал беспредельную любовь к Некрасову, считал его великим народным поэтом и был убежденным его последователем, безгранично ему доверяя.

Но, например, И. С. Тургенев отзывался о нем нелестно. Некрасов, как и его отец, был заядлым картежником, пощады в картах не давал никому, ему всегда везло.

Он был очень противоречивым человеком, далеко не идеальным. Он совершал иногда не слишком хорошие поступки, многие на него обижались.

Но, несмотря на все его личные недостатки, он до сих пор остается одним из самых известных и всенародно любимых поэтов. Его произведения берут за душу, читаются легко и написаны просто и красиво, понять их может каждый. Это поистине народный поэт.

В
«Современнике» во всей полноте проявились
замечательные черты Некрасова как
редактора.

Некрасов
очень рано проявил интерес к
редакторско-издательской работе. Еще
в 1840 г. он участвовал в журнале Ф.А. Кони
«Пантеон русского и всех европейских
театров». В первой половине 1843 г. Некрасов
выпускает небольшой альманах в двух
частях «Статейки в стихах без картинок»,
а в 1844–1845 гг. – знаменитый сборник
«Физиология Петербурга», который явился
своеобразным манифестом новой «натуральной
школы». В 1846 г. под редакцией Некрасова
выходят «Петербургский сборник» и
альманах «Первое апреля».

Обогатившись
опытом редактирования этих изданий,
Некрасов все чаще обращается к мысли о
выпуске журнала. Так созрело решение
взять в свои руки «Современник». Двадцать
лет, с 1847 по 1866 г., стоял Некрасов во главе
этого издания, ставшего органом
революционной демократии. Целая эпоха
русской жизни и революционного движения
запечатлены на его страницах. Выход
каждой книги «Современника» был событием,
его тираж в годы подъема революционного
движения достиг огромной для того
времени цифры – десять тысяч.
«Современник», как уже отмечалось,
пропагандировал идеологию революционных
разночинцев, выступал защитником
крестьян, требовал коренных
социально-экономических преобразований.
На его страницах изложена программа
крестьянской социалистической революции,
выработанная Чернышевским, Добролюбовым
и их соратниками. Здесь сотрудничали
все крупнейшие писатели той поры – Тургенев,
Толстой, Григорович, Герцен, Гончаров,
Салтыков-Щедрин, крупные русские ученые.
Выдающийся организатор, Некрасов создал
такой журнал, какого не было прежде, и
в смысле идейном, и в отношении структуры,
внутренней организации материала.

Некрасову
не пришлось самому разрабатывать
принципы революционно-демократической
журналистики и требования к журналу
нового типа. Заслуга редактора
«Современника» заключалась в другом:
он претворил в жизнь программу, намеченную
Белинским. Это проявлялось в том, что
«Современник» был идейным органом, и
все его отделы – беллетристика,
стихи, критика, публицистика – выражали
революционное направление издания.
Сотрудники журнала были едины в оценке
главных общественно-политических и
эстетических проблем.

Можно
и должно говорить о редакторском таланте
Некрасова, его особом уменье находить
авторов, увидеть в начинающем литераторе
дар публициста и критика. Но главное,
что определяло успех его деятельности
как редактора – это четкие, несмотря
на некоторые колебания, идейные позиции.

Обратимся,
например, к 1856 г. В это время только
развертывалась в «Современнике» работа
Чернышевского. Почувствовав, куда ведет
дело молодой разночинец, либерально
настроенные сотрудники пытались
дискредитировать его и выжить из журнала.
Однако Некрасов как редактор был
непреклонен, не согласился с либералами
и отдал предпочтение не им, людям
именитым, а молодому неизвестному
критику. Более того, уезжая лечиться,
Некрасов передает Чернышевскому
редакторские обязанности.

Факт
этот в истории журналистики необычайно
важный и вовсе не случайный. Взгляды
Некрасова и Чернышевского по многим
эстетическим и политическим проблемам
в это время совпадали, едины они были в
вопросе о сущности и назначении искусства.
Некрасов, как и Чернышевский, считал,
что «нет науки для науки, нет искусства
для искусства – все они существуют
для общества, для облагораживания, для
возвышения человека, для его обогащения
знанием и материальными удобствами
жизни». Совпадала их оценка Гоголя и
гоголевского направления. Сходились
они в горячей приверженности принципам
Белинского, стремлении возродить и
дальше развить их в новых условиях. Это
и было то главное, что определило
отношение редактора к новому сотруднику.

Идейность
и принципиальность Некрасова постоянно
сказывались в отборе материала для
«Современника». Ни известность, ни
высокие рекомендации не действовали,
если речь шла о вещи идейно неполноценной
или малохудожественной.

Важной
чертой деятельности Некрасова-редактора
было стремление к коллективности в
редакторской работе. Уже первые его
шаги в журналистике отмечены стремлением
привлечь передовых писателей к руководству
альманахами, а затем журналами.
Примечательно в этом смысле «обязательное
соглашение» с Толстым, Тургеневым,
Островским и Григоровичем в 1856 г. Позже,
к концу 50-х годов, создается своеобразная
«редакционная коллегия» в составе
Некрасова, Панаева, Чернышевского и
Добролюбова. Лишенный характерного для
многих редакторов той поры тщеславия,
Некрасов отлично понимал, что линия,
выработанная коллективом, будет в
большей мере отвечать задачам, стоящим
перед страной. «В силу коллегиальности, – писал
Н.К. Михайловский, индивидуальные
особенности ничем не отражались на
общем литературном деле, которое стояло
не на темпераментах и характерах, а на
убеждениях».

Деятельность
Некрасова в «Современнике», как позже
и в «Отечественных записках», не
ограничивалась организационно-редакторскими
обязанностями. Он много занимался тем,
что можно назвать собственно
редактированием – правил статьи,
читал корректуры. Приходится поражаться,
какой огромной по размаху и разносторонней
по содержанию была эта работа. «…Честью
Вас уверяю, – писал Некрасов
Тургеневу 9 января 1850 г. в связи с
подготовкой очередного номера
«Современника», – что я, чтоб
составить первую книжку, прочел до 800
писанных листов разных статей, прочел
60-т корректурных листов (из коих пошло
в дело только 35-ть), два раза переделывал
один роман (не мой), раз в рукописи и
другой раз уже в наборе, переделывал
еще несколько статей в корректурах,
наконец, написал полсотни писем…».

Некрасова-редактора
характеризовало бережное отношение к
тексту, стремление сохранить авторскую
манеру и индивидуальность. Если же
возникала необходимость внести поправки
в рукопись, он обычно просил сделать их
самого автора.

Для
Некрасова, несомненно одного из самых
выдающихся руководителей журналов
прошлого, в редакторской деятельности
не было мелочей. Большое внимание уделял
он языку и стилю материалов, намеченных
к публикации. Главные требования
его – краткость и ясность изложения,
соответствие стиля теме. Даже в
редакционно-технических делах он
проявлял высокую требовательность и
аккуратность.

Редакторская
деятельность Некрасова – замечательная
страница в истории русской журналистики.
Его великое искусство делать журнал
содержательным, ярким, интересным,
хорошо организованным и сегодня
поучительно для советских редакторов
и журналистов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Журналистика Н. А. Некрасова: Поэт и редактор в одном лице (по учебникам Есина, Овсепяна и Беспаловой)

Николай Алексеевич Некрасов — одна из самых известных личностей русской литературы. На его счету множество знаменитых произведений, как, например, поэмы »Кому на Руси жить хорошо», »Мороз, Красный нос», стихотворения »Железная дорога», »Дедушка Мазай и зайцы» и многие другие. Своё творчество он посвятил простому русскому народу, его страданиям и трагедиям. Некрасов значительно расширил русский литературный язык за счет введения в него разговорной речи и народных оборотов.

Помимо богатых архивов произведений художественной литературы, писатель оставил после себя и значительное журналистское наследие. О публицистической деятельности Николая Алексеевича знают не многие, но его вклад в развитие русской журналистики от этого не становится меньше. Многие даже склонны полагать, что значение его журнально-издательской деятельности «даже превосходит цену его собственной поэзии».

Начало карьеры

Некрасов мемПервые шаги в этом направлении Н. А. Некрасов начал делать еще в 17 лет. Он лишился наследства и поддержки отца за свое решение связать жизнь с литературой, поэтому остро нуждался в деньгах и много работал. Летом 1838 года в журнале “Сын Отечества” молодой поэт опубликовал свои первые стихотворения. На тот момент редактором издания был Н. А. Полевой. Он же и стал первым учителем Некрасова, благодаря которому юный поэт набрался опыта и узнал все тонкости журналистского мастерства.

Уже через год Николай Алексеевич стал востребованным работником для всех редакций петербургских журналов. А в 1840 году он впервые приступил к работе в должности помощника редактора в журнале «Пантеон русского и всех европейских театров». С осени этого же года к нему примкнула и «Литературная газета». В обоих изданиях Н. А. Некрасов стал главным работником. На его плечи была возложена масса различных обязанностей: сбор материала, переговоры с типографией, чтение корректур и написание собственных текстов.

Работа над «Современником»

Николай Алексеевич принимал участие в выпуске многих других изданий, но важнейшую ступень в его карьерной лестнице, бесспорно, занимает «Современник», который перешел в его руки с 1847 года. Совместно с Н. И. Панаевым он сделал журнал центром пропаганды идей демократической революции в 50-е — 60-е годы 19 века. В «Современнике» того периода последовательно защищались и интересы крестьян, как основной общественной силы, способной бороться за уничтожение феодально-крепостнического строя.

Ленин мем

За годы редакторской деятельности Некрасову удалось привлечь к работе над журналом Н. Г. Чернышевского, который должен был возрождать традиции В. Г. Белинского, повышать остроту издания и выводить его с позиций «чистого искусства». К слову, уезжая за границу в 1856 году, Николай Алексеевич передал редакционные обязанности именно ему.

До отъезда Некрасов продолжал упорно работать над изданием. Он успешно открывал новые таланты в русской литературной среде: Иван Тургенев, Александр Герцен, Николай Огарев и многие другие. Выполняя функции редактора, он не забывал и о творческой деятельности. Собственные стихи, проза и критика редактора были далеко не редкостью в «Современнике».

Кстати, «Современник» был создан А.С. Пушкиным, и вот, как это было.

Отношения с цензорами

Огромная заслуга Н. А. Нерасова перед «Современнико» состоит в том, что в годы мрачного семилетия ( 1848 — 1855 гг. ), когда ни о какой свободе слова невозможно было вести и речи, поэт смог сохранить репутацию журнала. Напор правительства Николая 1 и постоянная борьба с цензурой не смогли помешать поэту отстоять содержание издания. В этот период напряженного противостояния в «Современнике» начали печататься длинные приключенческие романы «Три страны света» и «Мёртвое озеро», которые прикрывали некоторые пробелы и потускнения журнала, возникшие от цензурных запретов.

Некрасов мемБорясь за общее дело, Николай Алексеевич выбрал очень интересную тактику в отношении с властями. Хитрый и дальновидный поэт потакал желаниям цензоров, периодически шел на их условия и вносил некоторую корректуру в материалы. Н. А. Некрасов давал тем самым «моральную взятку». Помимо этого была и материальная взятка в виде обедов с дорогостоящими яствами. Тем самым он собрал вокруг себя весь цвет отечественной литературы. Многие осуждали его за такие меры, но, по мнению Н. А. Некрасова, цели оправдывали средства.

Известные статьи

Именно благодаря его дальновидности и способности в нужное время подстроиться под определенных людей он печатал такие вещи, как «Песня Еремушке», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо», издавал такие журналы оппозиционного направления, как «Современник» (1847 — 1866) и «Отечественные записки» (1868 — 1877).

Еще в «досовременниковский» период Н. А. Некрасов зарекомендовал себя как опытный фельетонист, талантливый и остроумный бытописатель. В его произведениях было много беззлобного юмора и ядовитой иронии («Хроника петербургского жителя», «Петербургские дачи и окрестности» и «Черты из характеристики петербургского народонаселения»).

Публицистическое наследие писателя практически не сохранилось, однако нам не сложно оценить талант Николая Алексеевича как профессионального журналиста, который всю жизнь был народным борцом, несущим правду жизни в своих произведениях.

Автор: Алёна Бурдина

Tags: журнал Современникжурналистика 19 векаистория журналистикиНиколай Некрасов

Журнал «Современник»

185 лет назад в России был основан литературный и общественно-политический журнал «Современник». За 30 лет своего существования – с 1836 по 1866 годы – он стал одним из крупнейших явлений в русской журналистике и литературе, самым содержательным и интересным журналом своего времени, на его страницах выросло целое поколение русских писателей.

Журнал Современник

Журнал был основан Александром Сергеевичем Пушкиным, после гибели поэта издавался его друзьями во главе с Василием Андреевичем Жуковским, с 1838 года перешел к поэту, критику, профессору и ректору Императорского Санкт-Петербургского университета Петру Александровичу Плетнёву.

В журнале публиковались: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. В. Кольцов и другие известные писатели и поэты того времени.

Несмотря на громкие имена авторов, журнал изначально не был успешен финансово. К 1846 году у него осталось всего 233 подписчика. П. А. Плетнёв был вынужден передать право на издание поэту Николаю Александровичу Некрасову и издателю Ивану Ивановичу Панаеву.

Журнал Современник

Переход журнала летом 1846 года к поэту Н. А. Некрасову был не случаен. Несмотря на молодость (ему исполнилось всего 25 лет), у Некрасова уже был довольно успешный опыт издательской деятельности. Ещё в 1840-1845 годах он работал в «Литературной газете», где был фактически редактором, там же анонимно и под псевдонимом Н. А. Перепельский печатал стихи, рецензии, фельетоны, пародии. Первые, изданные им в сотрудничестве с В. Г. Белинским, сборники «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сборник» (1846), вызвали интерес у читающей публики.

Приобретая права на «Современник» Некрасов хотел создать независимый прогрессивный журнал, объединить в нём передовые силы литературы. Главная роль в идейном руководстве журнала должна была принадлежать Виссариону Григорьевичу Белинскому. Вместе с Белинским в журнал перешла большая часть талантливых молодых писателей, сотрудничавших с журналом «Отечественные записки», издаваемым Андреем Краевским.

Биография Н. А. Некрасова (1821-1878), 200-летие со дня рождения которого отмечается в 2021 году, с этого времени неотделима от истории его издательской и журналистской деятельности. Он смог возродить журнал, привлечь лучших авторов, сделать журнал популярным и продаваемым.

Талантливый и популярный писатель стал успешным издателем. Это уникальный случай в истории русской литературы.

Деятельность Некрасова, журналиста и редактора сначала «Современника», а затем «Отечественных записок», была тесным образом связана с освободительным движением, журналы Некрасова неизменно являлись оплотом передовой общественной мысли.

Уже при отборе произведений была продекларирована приверженность Н. А. Некрасова реалистичному направлению в русской литературе, так называемой «натуральной школе».

В поэме «В. Г. Белинский» Некрасова так охарактеризовал обстановку общественного и литературного безвременья, в условиях которой осуществлялось издание журнала.

Тогда всё глухо и мертво
В литературе нашей было:
Скончался Пушкин; без него
Любовь к ней в публике остыла…
В боренье пошлых мелочей
Она, погрязнув, поглупела…
До общества, до жизни ей
Как будто не было и дела.

«Современник» был призван освежить литературную и общественную жизнь. С самого начала Некрасов стремился создать журнал, соответствующий названию, который бы освещал современное состояние науки, искусства и литературы, как отечественной, так и вообще европейской.

Н.А. Некрасов

Согласно утвержденной правительством программе, каждый из ежемесячных номеров должен был включать разделы: «Словесность» (отечественные и переводные поэтические и прозаические произведения); «Наука и художества» (статьи об истории, о достижениях науки и явлениях искусства в России и за рубежом); «Критика и библиография» (критические статьи о новых книгах русских и европейских авторов, в том числе обзоры русской литературы за истекший год); «Смесь» (публикации о географических и научных открытиях, биографии известных ученых, бытовые очерки и юмористические рассказы, заметки о наиболее значимых музыкальных и театральных премьерах); «Моды» (последние новости парижских домов моды). Предполагалось, что к каждому номеру будет прилагаться гравированная на меди и раскрашенная в Париже картинка мод из лучшего французского модного журнала.

Первый номер нового «Современника» был опубликован 1 января 1847 года. Некрасову и Белинскому удалось собрать уникальный материал и сделать его событием в литературной и общественной жизни. В первый номер были включены статьи В. Г. Белинского, стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка», стихи Н. П. Огарева и И. С. Тургенева, юмористический рассказ «Роман в девяти письмах» Ф. М. Достоевского; статья историка К. Д. Кавелина «Взгляд на юридический быт древней России». Был напечатан рассказ «Хорь и Калиныч», положивший начало знаменитому циклу «Записки охотника» И. С. Тургенева, повесть И. И. Панаева «Родственники».

Редакция Современника и Отечественных записок

Для Некрасова возможность руководить крупным журналом, находиться в центре литературной жизни, быть свидетелем и непосредственным участником рождения новой литературы значила очень много. С момента выхода первого сборника он не мыслил своей жизни без профессии редактора и издателя. Но принося несомненное удовлетворение, эта деятельность требовала невероятных усилий даже для привыкшего к интенсивной деятельности поэта: изнурительные согласования с цензурой, поиски средств, которых постоянно не хватало, поиск новых авторов и переговоры с ними отнимали практически всё время. В своих многочисленных письмах Некрасов сообщает последние журнальные новости, торгуется с авторами, просит немного подождать с гонораром или обещает прислать деньги вперед (для того, чтобы заполучить нового сотрудника или автора); просит приятелей прислать что-нибудь новое, напоминает о неисполненных обещаниях.

В письме Тургеневу 9 января 1850 года он пишет: «… невероятное, поистине обременительное и для крепкого человека количество работы … чтобы составить одну только 1-ю книжку, прочел до 800 писаных листов разных статей, прочел 60-т корректурных листов (из коих пошло в дело только 35-ть), два раза переделывал один роман (не мой), … переделывал еще несколько статей в корректурах, наконец написал полсотни писем, был каждый день, кроме лихорадки, болен еще злостью, разлитием желчи и проч.» (Полное собрание сочинений и писем, Т. 10, 1952)

Работа в журнале отнимает столько сил, что страдает творчество – с 1847 до 1854 года Некрасов напишет незначительное количество стихотворений.

Огромным испытанием для Некрасова и всех его соратников стал 1848 год. Революция во Франции и прокатившаяся волна революций практически по всей Европе вызвали неподдельный интерес и сочувствие у образованной части общества и жесткую реакцию правящих кругов. Император Николай I был готов сделать всё, чтобы не допустить проникновения революционных и либеральных идей в российское общество.

Особое внимание стало удаляться прессе. Был создан особый комитет для рассмотрения действий цензуры и соответствия журналов утвержденным программам. От издателей оппозиционных «Современника» и «Отечественных записок» стали требовать не только не публиковать предосудительные с точки зрения власти произведения, но всячески доказывать свою благонадежность, размещая верноподданнические материалы, содействующие охранительной политике правительства.

С целью сохранения журнала Некрасову приходилось лавировать, занимать выжидательную позицию: он просит авторов смягчить резкие высказывания, сам внимательно просматривает каждый материал, от некоторых статей отказывается. Но даже после этого многие произведения отвергаются официальной цензурой.

Это приводит к тому, что «Современник» утрачивает самобытность. Всё меньше публикуется произведения современной русской прозы, их место занимают романы зарубежных писателей Г. Филдинга, Ж. Санд и других, печатающихся с продолжением в течение года.

Необходимость наполнить «Современник» заставляет Н. А. Некрасова вместе с писательницей А. Я. Панаевой взяться за создание длинного приключенческого романа «Три страны света», который публикуется в течение 1848-1849 годов. Затем совместно написан новый сериальный роман «Мертвое озеро». Эти произведения были созданы по законам массовой литературы, пользовались популярностью.

В журнале всё чаще печатаются материалы, избегающие острых тем: описания путешествий, научные очерки о развитии естественных наук, статьи по истории, переводы произведений второстепенных зарубежных писателей. «Современник» постепенно теряет традиционных подписчиков.

К этому времени Некрасов приобретает статус солидного издателя и редактора, сложившаяся репутация «Современника» как ведущего журнала страны даёт возможность постепенно привлекать новых авторов. В 1849-1850 годах складывается круг авторов, соответствующий эпохе застоя. Среди них А. В. Дружинин, дебютировавший популярной повестью «Полинька Сакс», посвященной эмансипации женщин, Д. Григорович, Е. Тур, А. Ф. Писемский, опубликовавший роман «Богатый жених». Из прежних авторов остался верен журналу И. С. Тургенев. Кроме нескольких рассказов из «Записок охотника» в журнале были опубликованы его повести «Три встречи», «Два приятеля», «Затишье», «Муму».

Н.А. Некрасов

В июле 1852 года в журнал приходит рукопись повести «Детство», написанная начинающим автором, молодым офицером Л. Н. Толстым. Впоследствии в журнале было опубликовано ещё несколько произведений Толстого: «Набег» (1853), «Отрочество» (1854).

Характерным для периода реакции и застоя становится обращение к лирике и юмору, менее подверженным цензуре. В 1853-1854 годах в журнале появляется много новых авторов-поэтов: Я. П. Полонский, А. А. Фет, А. Н. Майков, Ф. И. Тютчев, А. К. Толстой, активнее печатается сам Н. А. Некрасов. В 1864 году в разделе «Ералаш» впервые появился на свет знаменитый Козьма Прутков (А. М. Жемчужников, В. М. Жемчужников, А. К. Толстой).

В 1855 году заканчивается «мрачное семилетие» — умирает Николай I, новый император Александр II проводит более либеральную политику. Для издателей заканчивается период выживания, наступает необходимость искать новые цели и смыслы в условиях относительной свободы печати и периода преобразований.

Большую роль в этот период сыграл один из недавно пришедших сотрудников – Н. Г. Чернышевский, выдвинувший идею служения литературы и искусства общественному благу. Это вызвало полемику среди постоянных авторов, многие из которых придерживались идеи чистого искусства, выдвигали на первый план художественную ценность произведения.

Для Некрасова как крупного издателя было важно, невзирая на собственные предпочтения, уловить общественный запрос, выбрать правильное направление развития журнала, определить круг будущих читателей. Необходимо было не только определить содержание журнала и круг его авторов, но решить коммерческие вопросы существования журнала (находящегося в сложном финансовом положении), которые зависели от числа подписчиков.

Некрасов выбирает сторону Чернышевского, что приводит к конфликтам с Тургеневым, Григоровичем, Толстым. Некрасову приходилось выступать посредником между противоборствующими сторонами.

Роль примирителя сторон первоначально удается. В 1855-1856 годах в «Современнике» публикуются «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого, фрагменты «Фрегата Паллада» И. А. Гончарова, пьеса А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», с журналом начинает сотрудничать драматург А. Н. Островский.

Писательский круг Современника

В 1856 году Н. Г. Чернышевский приводит в журнал Н. А. Добролюбова. Они на несколько лет определяют политику журнала. Журнал постепенно меняется в сторону общественно-политического издания, становится органом радикально настроенных демократов.

Н.Г. Чернышевский. Н.А. Добролюбов

Некрасов являлся не только издателем и редактором «Современника», но и одним из его постоянных авторов, помещая на страницах журнала свои стихи, рассказы, романы и критические статьи. Редакционная политика журнала совпадает с демократической и антикрепостнической направленностью творчества самого поэта. Некрасов стал выразителем настроений разночинной интеллигенции, возглавил «гражданское» направление в поэзии, его стихи особенно популярны в среде революционной молодёжи. Некрасовская поэзия смогла открыть читателю реальный духовный мир русского крестьянства и городских низов, выразила их чувства, стремления, идеалы. С его приходом в поэзии появляются непоэтические, на первый взгляд, картины жизни, рождаются новые герои, принося с собой интонации живой устной многоголосной речи.

Несмотря на уход из журнала таких писателей как И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович тираж «Современника» в 1861 году достиг рекордной цифры – свыше семи тысячи экземпляров. В журнал приходят такие авторы как М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Решетников, Г. И. Успенский, Г. Г. Помяловский.

За двадцать лет издания и редактирования журнала Некрасова выпустил свыше 200 томов, объём отдельных номеров достигал 400 страниц. Случались дни, когда из-за цензурных препон нечего было печатать, не было средств для оплаты бумаги, услуг типографии или гонораров. Всё это приходилось преодолевать ценой невероятных усилий и потери здоровья. В 1856 году Некрасов вынужден надолго оставить свое детище из-за отъезда за границу для лечения. В этот период выходит книга стихотворений поэта, ставшая крупным литературным и общественным событием.

Начало 60-х годов стало временем жестоких испытаний. В ноябре 1861 года умирает Добролюбов, в июле 1862 года был арестован Чернышевский. Многолетние цензурные преследования приводят к приостановке издания в июне 1862 года на 8 месяцев. Однако Некрасов мужественно отстаивает революционно-демократическую направленность журнала. В 1863 году в «Современнике» опубликован роман «государственного преступника» Чернышевского «Что делать?», написанный им в Петропавловской крепости. Общественно-политическая ситуация в стране обостряется, неудавшееся покушение в 1866 году на Александра II приводит к ужесточению цензуры. В июне 1866 года журнал был окончательно закрыт.

После закрытия «Современника» Некрасов не сдается. Не проходит и года, как он начинает переговоры с владельцем «Отечественных записок» А. Краевским о покупке, которые увенчались успехом, с 1868 года журнал занимает место закрытого «Современника». В состав редакции входит М. Е. Салтыков-Щедрин, публикуются авторы, придерживающиеся демократических взглядов: Н. Успенский, Ф. Решетников, В. Слепцов. Журнал становится одним из главных проводников идей народничества. Заботы о журнале по-прежнему поглощают много времени и сил: приходится заниматься будничной редакторской работой, чтением и правкой корректур, финансовыми вопросами. Это был настоящий общественный подвиг. Но особенно тяжелым и изнурительным было постоянное противоборство с цензурой.

Калининградская областная научная библиотека не имеет оригинала журнала периода 1836-1846 годов, но располагает его факсимильным изданием.

Журнал Современник Журнал Современник

Оригинальные издания «Современника» периода 1847-1866 года представлены 44 номерами разных лет, в том числе первым номером журнала за 1847 год.

Журнал «Современник» является ярким представителем так называемых «толстых журналов». Они возникли в России в середине XVIII века по образцу западноевропейских. Но вскоре обрели свое неповторимое лицо и сыграли важную роль в развитии русской литературы и общественной жизни. Лучшие отечественные «толстые журналы» обладали особыми качествами: сочетание литературной и общественно-политической тематики; наличие ярко выраженной художественной и идеологической направленности; неразрывная связь с читателем.

Среди представителей великой русской литературы середины и второй половины XIX века нет ни одного, кто не был связан с журналами «Современник» и «Отечественные записки».

Почти четырнадцать лет с «Современником» сотрудничал И. С. Тургенев, «литературным крестником» журнала стал Л. Н. Толстой, в журнале публиковались фрагменты знаменитой трилогии И. А. Гончарова, печатались А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, А. И. Герцен и многие другие.

«Современник» стал неотъемлемой и яркой страницей литературной и общественной жизни страны середины XIX века, вошел в историю русской журналистики и литературной критики.

Список использованной литературы:

  1. Современник : литературный журнал издаваемый Александром Пушкиным. В 4 томах. — Факс. изд. 1836 г. — Москва : Книга, 1987. – Т. 1-4.
  2. Современник : литературный и (с 1859 года) политический журнал / издаваемый с 1847 года И. Панаевым и Н. Некрасовым. — Санкт-Петербург : Типография Карла Вульфа, 1847 — 1866.
  3. Евгеньев-Максимов, В. Е. «Современник» в 40-50 гг. : от Белинского до Чернышевского. — Ленинград : Издательство писателей в Ленинграде, [1934]. — 454 с.
  4. Макеев, М. С. Николай Некрасов. — Москва : Молодая гвардия, 2017. — 461, [2] с. : [16] л., портр., факс. ; 21 см. — (Жизнь замечательных людей)
  5. Очерки по истории русской журналистики и критики. В 2 томах / Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова. — Ленинград : Издательство Ленинградского университета, 1950 – 1965. – Т. 1-2
  6. Сикорский, Н. М. Журнал «Современник» и крестьянская реформа 1861 г. Из истории русской революционно-демократической журналистики. — Москва : Издательство Московского государственного университета, 1991. — 206 с. : ил. — (Академия наук СССР. Научно-популярная серия)
  7. Степанов, Н. Л. Н. А. Некрасов : критико-биографический очерк. — Москва : Гослитиздат, 1962. — 264 с. : портр.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Плита индезит электрическая стеклокерамика инструкция по применению
  • Прокалывающий зажим для сип 2х16 инструкция
  • Тантум верде раствор для местного применения инструкция по применению
  • Должностная инструкция специалиста ответственного за бдд в школе
  • Командор от белокрылки инструкция по применению