Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в стране осуществляется

1. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

(в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)

г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

(пп. «г» введен Таможенным кодексом РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)

В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. 

О последних изменениях в закон «О бухучете» читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета). 

Перечень ПБУ 2022-2023 годов смотрите здесь.

  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.

Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.

  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  2. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  3. План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
    К настоящему времени приняты такие ФСБУ: с 2021 года — ФСБУ 5/2019 «Запасы» (оно заменило ПБУ 5/01), с 2022 года — ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям, ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете».

    Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно.

  4. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Итоги

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».

Комментарии к законам

  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру

2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;
(в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)
г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.
(пп. «г» введен Таможенным кодексом РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ)
В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 187-ФЗ)
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Комментарий к статье 5
1. Правительство РФ Постановлением от 6 марта 1998 г. N 283 утвердило Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Задачи реформы, как указано в Программе, заключаются в следующем:
сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
Программой определено, что в целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:
совершенствование нормативного правового регулирования;
формирование нормативной базы (стандарты);
методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
В отношении основных направлений реформы Программа также содержит следующее.
Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета будет состоять в обеспечении доступа всем заинтересованным пользователям к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи будут решены вопросы:
переориентации нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;
регулирования финансового учета;
органичного сочетания нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;
взвешенного использования международных стандартов в национальном регулировании.
По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастет. При этом будут приняты во внимание исторические и культурные традиции регулирования общественной жизни в России.
Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета.
Главная задача состоит в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.
Будет обеспечена непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.
В целях обеспечения поставленных задач Программой предлагается:
подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», в том числе по вопросу проведения аттестации бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;
в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя основную массу требований международных стандартов;
пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;
пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;
ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.
Предполагаются создание ряда авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработка и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организация общественного контроля за профессиональной деятельностью и др.
В ходе реализации Программы будет предусмотрено широкое участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных организаций.
При этом ставится задача возрастания роли профессиональных организаций в развитии методического обеспечения организации бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профессии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и др.).
Перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты включает в себя соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета. Будет обеспечено расширение и улучшение качества подготовки кадров в учреждениях начального профессионального образования, среднего специального и высшего образования, где реализуются долгосрочные программы, а также создание системы профессионального ускоренного образования, обеспечивающего краткосрочные программы подготовки и переподготовки.
Система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров будет соответствовать государственным образовательным стандартам и должна содержать необходимые квалификационные характеристики по уровням профессионального образования.
Переход к международным стандартам бухгалтерского учета невозможен без активного сотрудничества как с соответствующими специализированными международными организациями, так и с национальными. Будет осуществлен переход от эпизодических контактов к систематической целенаправленной работе со следующими организациями: Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерацией бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, Организацией экономического сотрудничества и развития и др.
Международное сотрудничество с целью реформирования национальной системы бухгалтерского учета будет осуществляться по отдельному плану. Ключевую роль в повышении эффективности данной работы призван сыграть Международный центр по реформе бухгалтерского учета.
2. Система Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) включает в себя следующие документы:
Предисловие к положениям МСФО (Preface to Statements of International Accounting Standards);
Принципы подготовки и представления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements);
Международные стандарты финансовой отчетности (International Accounting Standards);
Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности (Interpretations of International Accounting Standards).
В настоящее время существуют следующие Международные стандарты финансовой отчетности:
МСФО 1. Представление финансовой отчетности;
МСФО 2. Запасы;
МСФО 4. Учет амортизации;
МСФО 7. Отчеты о движении денежных средств;
МСФО 8. Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике;
МСФО 9. Затраты на исследования и разработки;
МСФО 10. Условные события и события, происшедшие после отчетной даты;
МСФО 11. Договоры подряда;
МСФО 12. Налоги на прибыль;
МСФО 14. Сегментная отчетность;
МСФО 15. Информация, отражающая влияние изменения цен;
МСФО 16. Основные средства;
МСФО 17. Аренда;
МСФО 18. Выручка;
МСФО 19. Вознаграждения работникам;
МСФО 20. Учет правительственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи;
МСФО 21. Влияние изменений валютных курсов;
МСФО 22. Объединение компаний;
МСФО 23. Затраты по займам;
МСФО 24. Раскрытие информации о связанных сторонах;
МСФО 25. Учет инвестиций;
МСФО 26. Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам);
МСФО 27. Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании;
МСФО 28. Учет инвестиций в ассоциированные компании;
МСФО 29. Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции;
МСФО 30. Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов;
МСФО 31. Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности;
МСФО 32. Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации;
МСФО 33. Прибыль на акцию;
МСФО 34. Промежуточная финансовая отчетность;
МСФО 35. Прекращаемая деятельность;
МСФО 36. Обесценение активов;
МСФО 37. Резервы, условные обязательства и условные активы;
МСФО 38. Нематериальные активы;
МСФО 39. Финансовые инструменты: признание и оценка;
МСФО 40. Инвестиционное имущество;
МСФО 41. Сельское хозяйство.
3. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации, как установлено п. 1 комментируемой статьи, осуществляется Правительством РФ.
В комментарии к ст. 3 Закона уже говорилось о том, что полномочия общего методологического руководства бухгалтерским учетом (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных организациях) Правительство РФ делегировало Министерству финансов РФ.
Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 273 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации». Минфин России, как установлено п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273, является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Среди основных функций, выполняемых Минфином России в соответствии с возложенными на него задачами, наряду с другими в п. 6 указанного Положения названы:
подготовка предложений и реализация мер по методологическому руководству бухгалтерским учетом и отчетностью в Российской Федерации (подп. 52);
утверждение планов счетов, типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, инструкций по их применению и порядку составления отчетности (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке РФ и кредитных организациях) (подп. 53);
установление порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций (подп. 54).
Согласно п. 12 Положения для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения в практику достижений науки при Минфине России создается научный совет, в состав которого входят ученые и специалисты в области финансов, кредита и денежного обращения.
Пунктом 12 Положения также установлено, что для рассмотрения предложений по совершенствованию методики финансово-бюджетного планирования и финансирования, методологии бухгалтерского учета и отчетности, организации аудита, осуществления страхового надзора и контрольно-ревизионной работы Минфином России могут создаваться научный и методологические советы с привлечением специалистов, работников научных и других организаций.
Составы научного совета, методологических советов и положения о них утверждаются Минфином России.
Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н <*> утверждены План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.
———————————
<*> Экономика и жизнь. 2000. N 46.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.
В Инструкции по применению Плана счетов также содержатся следующие общие положения:
принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета;
по Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи;
на основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета (см. комментарий к ст. 6 Закона);
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка);
для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином России вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов;
субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета;
порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из настоящей Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.);
в Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема его корреспонденции с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией.
Приказом Минфина России от 4 сентября 2001 г. N 69н <*> страховым организациям предписано применять указанные План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению с учетом дополнений и особенностей применения согласно приложению к Приказу.
———————————
<*> Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. N 11.
Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283, которым была утверждена упоминавшаяся выше (см. введение и комментарий к ст. 3 Закона) Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, было также поручено Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности в месячный срок разработать и представить в Правительство РФ план внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику.
План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику утвержден распоряжением Правительства РФ от 22 мая 1998 г. N 587-р <*> и включает следующие положения (стандарты):
———————————
<*> СЗ РФ. 1998. N 21. Ст. 2324.
по общим вопросам раскрытия информации — «Бухгалтерская отчетность», «Сводная бухгалтерская отчетность», «Прибыль на акцию», «Информация по сегментам», «Информация о связанных сторонах», «Прекращенные операции», «Учетная политика организации», «Условные факты хозяйственной деятельности» и «События после отчетной даты»;
по активам и обязательствам организации — «Основные средства», «Материально-производственные запасы», «Нематериальные активы», «Финансовые вложения», «Активы и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте», «Реорганизация организаций», «Аренда основных средств» и «Доверительное управление имуществом»;
по финансовым результатам деятельности организации — «Доходы организации», «Затраты организации», «Договоры на капитальное строительство», «Расчеты по налогам» и «Государственная помощь».
В настоящее время действуют следующие Положения по бухгалтерскому учету:
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н (в ред. Приказа Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н) <*>;
———————————
<*> Российская газета. 1999. 20 января. N 10; 2000. 23 мая. N 98.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденное Приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г. N 167 <*>;
———————————
<*> Финансовая газета. 1995. N 5.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 10 января 2000 г. N 2н <*>;
———————————
<*> Экономика и жизнь. 2000. N 8.
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н <*>;
———————————
<*> Экономика и жизнь. 1999. N 35.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н <*>;
———————————
<*> Российская газета. 2001. 25 июля. N 140.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (в ред. Приказа Минфина России от 18 мая 2002 г. N 45н) <*>;
———————————
<*> Российская газета. 2001. 16 мая. N 91 — 92; 2002. 19 июня. N 108.
Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98, утвержденное Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. N 56н <*>;
———————————
<*> Российская газета. 1999. 20 января. N 10.
Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденное Приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. N 96н <*>;
———————————
<*> Российская газета. 2002. 12 января. N 6.
Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н (в ред. Приказов Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н и от 30 марта 2001 г. N 27н) <*>;
———————————
<*> Российская газета. 1999. 22 июня. N 116; 23 июня. N 117; 2000. 23 мая. N 98; 2001. 16 мая. N 91 — 92.
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (в ред. Приказов Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н и от 30 марта 2001 г. N 27н) <*>;
———————————
<*> Российская газета. 1999. 22 июня. N 116; 23 июня. N 117; 2000. 23 мая. N 98; 2001. 16 мая. N 91 — 92.
Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. N 5н (в ред. Приказа Минфина России от 30 марта 2001 г. N 27н) <*>;
———————————
<*> Российская газета. 2000. 16 мая. N 92 — 93; 2001. 16 мая. N 91 — 92.
Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 27 января 2000 г. N 11н <*>;
———————————
<*> Экономика и жизнь. 2000. N 13.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 92н <*>;
———————————
<*> Экономика и жизнь. 2000. N 48.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н <*>;
———————————
<*> Там же.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденное Приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. N 60н <*>;
———————————
<*> Экономика и жизнь. 2001. N 39.
Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02, утвержденное Приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. N 66н <*>;
———————————
<*> Российская газета. 2002. 10 августа. N 148.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 115н <*>;
———————————
<*> Российская газета. 2002. 17 декабря. N 236.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н <*>;
———————————
<*> Российская газета. 2003. 14 января. N 4.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденное Приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. N 126н <*>;
———————————
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 9.
Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03, утвержденное Приказом Минфина России от 24 ноября 2003 г. N 105н <*>.
———————————
<*> Российская газета. 2004. 28 января. N 13.
В отношении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н <*>, Минфин России в письме от 7 октября 2003 г. N 16-00-14/310 «О бухгалтерском учете основных средств» <**> упоминал, что в связи с выходом в свет 19 (на тот момент) положений по бухгалтерскому учету названное Положение предполагается с 1 января 2004 г. признать утратившим силу.
———————————
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 23; 2000. N 7 — 8; N 18 — 19.
<**> Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2003. N 12.
4. Единый порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях установлен Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н (в ред. Приказа Минфина России от 10 июля 2000 г. N 65н) <*>.
———————————
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 7 — 8; N 32.
В целях названной Инструкции под бюджетным учреждением понимается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, установленный Инструкцией, как указано в ее п. 3, распространяется на централизованные бухгалтерии, созданные при органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях, а также на учреждения и организации, создаваемые российскими академиями наук, имеющими государственный статус.
Согласно п. 4 Инструкции учреждения осуществляют учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, в соответствии с комментируемым Законом и рассматриваемой Инструкцией.
Порядок ведения бухгалтерского учета в учреждениях, установленный Инструкцией, как указано в ее п. 5, предусматривает:
план счетов бухгалтерского учета в учреждениях;
мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета;
способ применения субсчетов плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников;
формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
методы оценки активов и обязательств;
корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям;
другие вопросы организации бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, ведется по плану счетов, предусмотренному Инструкцией, с составлением единого баланса по указанным средствам и отдельного баланса по средствам, полученным за счет внебюджетных источников.
Осуществление методического руководства по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, закреплено ст. 165 Бюджетного кодекса РФ в качестве одного из полномочий Минфина России в бюджетном процессе.
Понятие «бюджетный процесс» определено в ст. 6 БК РФ следующим образом: регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Приказом Минфина России от 17 февраля 1999 г. N 15н утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов <*>, которая устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Бухгалтерский учет исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется органом, исполняющим соответствующий бюджет.
———————————
<*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. N 20 — 23.
Бухгалтерский учет операций по исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов ведется по единому плану счетов бухгалтерского учета исполнения бюджетов, который содержится в п. 24 названной Инструкции.
5. В комментарии к ст. 3 Закона говорилось о том, что правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации устанавливает Банк России.
Кредитные организации, расположенные на территории Российской Федерации, осуществляют бухгалтерский учет в соответствии с Правилами, приведенными в приложении к Положению Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (в ред. указаний Банка России от 20 июня 2003 г. N 1294-У, от 5 ноября 2003 г. N 1340-У и от 2 февраля 2004 г. N 1382-У) <*>.
———————————
<*> Вестник Банка России. 2002. N 70 — 71; 2003. N 36; N 65; 2004. N 16.
Положение Банка России N 205-П определяет единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для исполнения всеми кредитными организациями на территории Российской Федерации.
Правительством РФ и Банком России 30 декабря 2001 г. принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации <*>, в п. 7.2.3 которой в целях ликвидации различий, вызванных разными экономическими и юридическими условиями при установлении национальных стандартов бухгалтерского учета, сближения принципов бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности, обеспечения заинтересованных пользователей информацией, необходимой в процессе принятия экономических решений, предусматривался переход всех кредитных организаций на подготовку финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности с 1 января 2004 г.
———————————
<*> Вестник Банка России. 2002. N 5.
Банк России в официальном сообщении от 2 июня 2003 г. «О переходе банковского сектора Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности» <*> указал, что все кредитные организации переходят на подготовку финансовой отчетности по МСФО с 1 января 2004 г. Финансовая отчетность по МСФО будет составляться на основе российской бухгалтерской отчетности с применением метода трансформации. При этом обязанности кредитных организаций по представлению обязательной бухгалтерской отчетности, составленной по российским стандартам, а также других форм отчетности в территориальные учреждения Банка России предполагается сохранить до 1 января 2006 г.
———————————
<*> Вестник Банка России. 2003. N 31.
Банком России, как указано в официальном сообщении, будет осуществляться работа по сокращению состава и количества отчетности, представляемой кредитными организациями.
Обязательная подготовка финансовой отчетности в соответствии с МСФО, как указал Банк России, должна осуществляться с 1 января 2004 г.:
за период, заканчивающийся 30 сентября 2004 г.;
за период, заканчивающийся 31 декабря 2004 г.
6. Частью 2 п. 2 комментируемой статьи установлено, что в планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро.
Это положение основано на норме ст. 5 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» <*>, согласно которой государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством РФ порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения.
———————————
<*> СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2343.
Установление упрощенного порядка представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности, согласно п. 1 ст. 6 указанного Закона, является одним из направлений государственной поддержки малого предпринимательства.
Под субъектами малого предпринимательства в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности — 100 человек;
в строительстве — 100 человек;
на транспорте — 100 человек;
в сельском хозяйстве — 60 человек;
в научно-технической сфере — 60 человек;
в оптовой торговле — 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Согласно п. 2 ст. 3 указанного Закона средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Пунктом 3 ст. 3 Закона определено, что в случае превышения малым предприятием установленной данной статьей численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. N 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства <*>.
———————————
<*> Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1999. N 3.
Типовые рекомендации, как указано в их п. 1, разработаны в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и предназначены для всех субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением кредитных организаций).
Типовые рекомендации не предназначены для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Пунктом 2 Типовых рекомендаций определено, что малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также данными Типовыми рекомендациями.
Следует отметить, что в прежней редакции ч. 2 п. 2 комментируемой статьи говорилось только о субъектах малого предпринимательства. В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ положение п. 2 комментируемой статьи распространено на коллегии адвокатов и адвокатские бюро.
В комментарии к ст. 4 Закона говорилось о том, что коллегии адвокатов и адвокатские бюро наряду с юридической консультацией и адвокатским кабинетом являются формами адвокатских образований.
Коллегия адвокатов согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.
В соответствии со ст. 23 указанного Закона два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила ст. 22 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», если иное не предусмотрено ст. 23 названного Закона. Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.
К настоящему времени отдельная упрощенная система бухгалтерского учета для коллегий адвокатов и адвокатских бюро не предусмотрена. Тем не менее коллегии адвокатов и адвокатские бюро в случае соответствия приведенным выше критериям малых предприятий вправе применять Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
7. Согласно положениям комментируемой статьи регулирование бухгалтерского учета осуществляется посредством издания двух видов актов — нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету. При этом ч. 3 п. 2 комментируемой статьи установлено, что нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина России.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» <*> разъяснено, что под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
———————————
<*> Российская газета. 2003. 25 января. N 15.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации <*>, в соответствии с п. 1 которых нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
———————————
<*> СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895; N 50. Ст. 5689; 1998. N 47. Ст. 5771; 1999. N 8. Ст. 1026; 2002. N 40. Ст. 3929.
Согласно п. 2 названных Правил нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.
В соответствии с п. 10 Правил нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация нормативных правовых актов, согласно п. 11 Правил, осуществляется Министерством юстиции РФ, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены Приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217 <*>.
———————————
<*> Российская газета. 1999. 3 августа. N 150.
Пунктом 8 упоминаемого выше (см. комментарий к ст. 3 Закона) Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
В соответствии с п. 9 названного Указа (в ред. Указа Президента РФ от 13 августа 1998 г. N 963) <*> нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».
———————————
<*> СЗ РФ. 1998. N 33. Ст. 3967.
Согласно п. 10 Указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В соответствии с п. 12 Указа (в ред. Указа Президента РФ от 16 мая 1997 г. N 490) <*> нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.
———————————
<*> СЗ РФ. 1997. N 20. Ст. 2242.
Банк России, как установлено ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», по вопросам, отнесенным к его компетенции названным Законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Определением Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 268-О <*> подтверждено, что Банк России осуществляет полномочия, которые по своей природе относятся к функциям государственной власти, и нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.
———————————
<*> Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 2.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно. В настоящее время действует Положение Центрального банка РФ от 15 сентября 1997 г. N 519 «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (в ред. указания Банка России от 24 июня 1998 г. N 262-У) <*>.
———————————
<*> Экономика и жизнь. 1997. N 42.
Нормативными актами Банка России, как определено п. 1.2 Положения Банка России N 519, являются акты Банка России, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и указанным Положением, рассчитанных на неоднократное применение на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.4 Положения Банка России N 519 не являются нормативными актами Банка России следующие акты Банка России:
распорядительные акты;
акты толкования нормативных актов Банка России и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере компетенции Банка России, если правомочие по толкованию указанных нормативных правовых актов непосредственно предоставлено Банку России;
акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования;
иные акты, не отвечающие признакам нормативного акта Банка России, указанным в п. 1.2 Положения.
Пунктом 1.5 Положения Банка России N 519 установлено, что нормативные акты Банка России издаются в следующих формах:
указание Банка России. Нормативные акты Банка России принимаются в форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России. Нормативные акты Банка России принимаются в виде указаний об изменении и дополнении действующего нормативного акта Банка России, если содержат положения об изменении отдельных положений действующего нормативного акта Банка России и (или) о дополнении нормативного акта Банка России. Нормативные акты Банка России принимаются в виде указаний об отмене действующего нормативного акта Банка России, если ими отменяется действующий нормативный акт Банка России в целом;
положение Банка России. Нормативные акты Банка России принимаются в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России;
инструкция Банка России. Нормативные акты Банка России принимаются в виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).
Статьей 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. В соответствии с п. 3 распоряжения Центрального банка РФ от 19 августа 1997 г. N Р-253 «О порядке предоставления и публикации информации в «Вестнике Банка России» <*> не подлежат опубликованию нормативные акты Банка России, содержащие сведения, составляющие государственную тайну и (или) сведения ограниченного распространения, а также отдельные пункты нормативных актов Банка России, содержащие сведения такого рода.
———————————
<*> Справочные правовые системы.

Вернутся в раздел Комментарии к законам

П:
Бухгалтерский учёт
Ключевые понятия

Бухгалтер • Бухгалтерия
Главная бухгалтерская книга
Оборотно-сальдовая ведомость
Отчётный период
Учётная политика
Двойная запись • Проводка
Дебет = Кредит • Актив = Пассив
Калькуляция • Себестоимость
РСБУ • УСБУ • МСФО • GAAP

Финансовая отчётность

Бухгалтерский баланс
Отчёт о прибылях и убытках
Отчёт о движении денежных средств
Отчёт о нераспределённой прибыли
Отчёт об изменениях капитала
Консолидированная • Комбинированная

Области бухгалтерского учёта

Учёт затрат • Финансовый учёт • Судебная бухгалтерия
Учёт фондов • Управленческий учёт • Налоговый учёт
Бюджетный учёт • Банковский учёт

Аудит
Финансовый контроль

Бухгалтерский учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Бухгалтерский учёт в соответствии с законом о бухгалтерском учёте может вестись: главным бухгалтером, принятым на предприятие по трудовому договору, генеральным директором при отсутствии бухгалтера, бухгалтером, не являющимся главным, либо сторонней организацией (бухгалтерское сопровождение).

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:

  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;
  • выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;
  • контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;
  • контроль целесообразности хозяйственных операций;
  • контроль наличия и движения имущества и обязательств;
  • контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.

Внутренние пользователи бухгалтерской отчётности — руководители, учредители, участники и собственники имущества организации.

Внешние пользователи бухгалтерской отчётности — инвесторы, кредиторы, государство.

Бухгалтерский учёт тесно связан с налоговым и управленческим учётом.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Инки
    • 1.2 Новое время
  • 2 Метод бухгалтерского учёта
  • 3 Субъекты бухгалтерского учёта
  • 4 Принципы бухгалтерского учета
  • 5 Защитная функция бухгалтерского учёта
  • 6 Бухгалтерский учёт в банках
  • 7 Правовое регулирование бухгалтерского учёта в Российской Федерации
  • 8 Профессия бухгалтера
  • 9 Примечания
  • 10 См. также
  • 11 Литература
  • 12 Ссылки

История

Инки

Бухгалтерский учёт широко использовался в Центральных Андах (Перу, Боливия) в государственных и общественных целях в I тысячелетии н. э. на основе узелковой письменности Инков — кипу, состоявшей как из числовых записей десятичной системы[1], так и не числовых записей в двоичной системе кодирования[2]. В кипу применялись первичные и дополнительные ключи, позиционные числа, кодирование цветом и образование серий повторяющихся данных[3]. Кипу впервые в истории человечества использовалось для применения такого способа ведения бухгалтерского учёта как двойная запись[4].

Новое время

  • Бухгалтерский учет на основе двойной записи был впервые введен в коммерческую практику в Венеции в конце XIII в[5]. Систематическое изложение учета по методу двойной записи было дано в классической работе итальянского математика Л. Пачоли в 1494: статья «Трактат о счетах и записях» входила в предисловие к энциклопедии по математике (итал. Summa de arithmetica, geometria, proportioni et proportionalità).
  • В XVIII веке были сформулированы правила Баррема о дебете и кредите. В 1840 году Ванье выдвинул принцип, согласно которому бухгалтерский учёт ведётся от имени фирмы, а не её собственника.

Метод бухгалтерского учёта

Совокупность всех приемов и способов, с помощью которых в Бухгалтерском учете отражаются движение и состояние хозяйственных средств и их источников, он включает в себя следующие основные элементы:

  • документирование
  • оценка
  • система бухгалтерских счетов
  • двойная запись
  • инвентаризация
  • калькулирование
  • составление баланса и отчётности.

Субъекты бухгалтерского учёта

Бухгалтерский учёт может вестись:

  • бухгалтерией, входящей в состав предприятия;
  • бухгалтером;
  • руководителем организации;
  • сторонней организацией.

Принципы бухгалтерского учета

Принципы бухгалтерского учёта — основные, исходные, базовые положения бухгалтерского учёта как науки, которые предопределяют все последующие, вытекающие из них утверждения. Основными принципами бухгалтерского учёта можно считать следующие:

  • Принцип автономности предполагает, что та или иная организация существует как единое самостоятельное юридическое лицо; её имущество строго обособлено от имущества её совладельцев, работников и других организаций. Данные бухгалтерского учёта представляют единую систему, отвечающую задачам управления имуществом, обязательствам и хозяйственным операциям, осуществляемым организацией в процессе её функционирования. Элементы учёта, не оказывающие влияния на хозяйственные процессы, изъяты из системы учёта как излишние. В бухгалтерском учёте и балансе отражается только имущество, которое признается собственностью именно этой конкретной организации.
  • Принцип двойной записи — двойное непрерывное отражение хозяйственных явлений, фактов и операций, предопределённое использованием двойной записи на счетах, то есть одновременно и на одинаковую сумму по дебету одного счёта и кредиту другого бухгалтерского счёта.
  • Принцип действующей организации предполагает, что организация нормально функционирует и сохранит свои позиции на рынке в обозримом будущем, погашая обязательства перед поставщиками и потребителями и иными партнерами в установленном порядке. Этот принцип обусловливает необходимость увязки активов организации с её будущей прибылью, которая может быть получена при помощи этих активов. Особое значение названный принцип приобретает при оценке имущества и обязательств организации.
  • Принцип объективности состоит в том, что все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учёте, быть зарегистрированными на протяжении всех этапов учёта, подтверждаться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учёт.
  • Принцип осмотрительности предполагает определённую степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчётах, производимых в условиях неопределённости, позволяющую избежать завышения активов или доходов, и занижения обязательств, или расходов. Соблюдение принципа осмотрительности предотвращает возникновение скрытых резервов и чрезмерных запасов, сознательное занижение активов или доходов, либо преднамеренное завышение обязательства, или расходов. Пренебрежение указанным принципом приведёт к тому, что финансовая отчётность перестанет быть нейтральной и, следовательно, утратит надёжность.
  • Принцип начислений — все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчётному периоду, когда была совершена операция. Этот принцип условно можно разделить на:
    • принцип регистрации дохода (выручки) — доход отражается в том периоде, когда он получен, а не когда произведена оплата. В России момент продажи продукции определяется по отгрузке и по оплате. Международные стандарты допускают фиксировать реализацию по отгрузке, поставке, получению денег продавцом или агентом;
    • принцип соответствия — доходы отчётного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы были получены. Разумеется, расходы (доходы), относящиеся к соответствующим доходам (расходам), признанным в другом отчётном периоде, учитываются отдельно.
  • Принцип периодичности нацелен на регулярное, периодически повторяющееся балансовое обобщение — составление баланса и отчётности за год, полугодие, квартал, месяц. Названный принцип обеспечивает сопоставимость отчётных данных, позволяет по истечении определённых периодов времени исчислить финансовые результаты.
  • Принцип конфиденциальности. Содержание внутренней учётной информации — коммерческая тайна организации, за разглашение и нанесение ущерба её интересам предусмотрена установленная законодательством ответственность.
  • Принцип денежного измерения, то есть количественное измерение и исчисление фактов хозяйственной деятельности и производственных процессов; в качестве единицы измерения выступает валюта страны.
  • Принцип преемственности предполагает разумную приверженность национальным традициям, достижениям отечественной науки и практики.

Защитная функция бухгалтерского учёта

Под защитной функцией бухгалтерского учёта понимают обеспечение охраны имущественных интересов участников экономической деятельности, а именно:

  • собственников (участников, акционеров) предприятия;
  • работников предприятия;
  • государства.

Различают две составляющих защитной функции бухгалтерского учёта:

  • предупредительная (превентивная),
  • охранительная (следообразующая).

Предупредительная (превентивная) функция направлена на затруднение совершения нарушений тем или иным лицом путём осуществления текущего контроля. То есть сама система бухгалтерского учёта построена таким образом, чтобы все действия лиц, участвующих в осуществлении хозяйственных операций были максимально прозрачны; известны большому кругу лиц; подвержены немедленному контролю; взаимосвязаны с действиями других лиц.

Охранительная (следообразующая) функция срабатывает после того, как совершено нарушение. Она обеспечивается способностью системы учёта адекватно отражать факты деструктивных отклонений в хозяйственной деятельности против воли злоумышленников. То есть несмотря на усилия лиц, заинтересованных скрыть информацию о совершаемых нарушениях, при грамотно поставленном бухгалтерском учёте в учётных документах остаются следы, позволяющие выявлять такие факты.

Охранительная функция реализуется через систему последующего финансового контроля:

  • в плановом порядке,
  • при возникновении информации о противоправных действиях.[6][7]

Бухгалтерский учёт в банках

Правовое регулирование бухгалтерского учёта в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте состоит из:

  • Федерального закона «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ, с последующими редакциями (устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации). Утрачивает силу 1 января 2013 года. Вместо него будет действовать Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ[8]
  • других Федеральных законов,
  • указов Президента Российской Федерации,
  • постановлений Правительства Российской Федерации, например:
    • Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности»
    • Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», с последующими редакциями (закрепляет за МинФином РФ полномочия об определении порядка ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности);
  • приказов Министерства Финансов РФ:
    • Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 N 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу»;
    • Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации», с последующими редакциями;
    • Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства»;
    • Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», с последующими редакциями;
    • Положения по бухгалтерскому учёту — ПБУ (утверждаются приказами МинФина РФ, по состоянию на 2010 год принято 23 ПБУ)
    • и другие;
  • прочих нормативно-правовых документов министерств и ведомств, например:
    • «Концепция бухгалтерского учёта в рыночной экономике России» (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учёту при Минфине РФ 29 декабря 1997 года)

Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.[9]

В настоящее время, в соответствии с постановлениями Правительства РФ, происходит приближение национальных правил бухгалтерского учёта к международным стандартам финансовой отчётности (IFRS).

Профессия бухгалтера

Для того, чтобы овладеть профессией бухгалтера, необходимо знать теорию бухгалтерского учёта — теоретические, методологические и практические основы его организации.

Большее значение имеет понимание функций бухгалтерского учёта — контрольной, информационной и аналитической. Для достижения успеха в профессии бухгалтера требуется также овладение методами бухгалтерского учёта.

Примечания

  1. Ordish George, Hyams, Edward. The last of the Incas: the rise and fall of an American empire. — New York: Barnes & Noble, 1996. — С. 80. — ISBN 0-88029-595-3
  2. Experts ‘decipher’ Inca strings. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011.
  3. Carlos Radicati di Primeglio, Gary Urton. Estudios sobre los quipus. — стр.49.
  4. Dale Buckmaster (1974). «The Incan Quipu and the Jacobsen Hypothesis». Journal of Accounting Research 12 (1): 178-181. Проверено 2009-12-24.
  5. J. Gleeson-White Double Entry: How the Merchants of Venice Created Modern Finance
  6. Судебная бухгалтерия: Учебник / С.П.Голубятников. — М.: Юридическая литература, 1998. — С. 15 — 19. — 368 с. — ISBN 5-7260-0903-7
  7. Дубоносов Е. С. Судебная бухгалтерия: Учебно-практическое пособие. — М.: Книжный мир, 2004. — С. 17. — 252 с. — ISBN 5-8041-0161-7
  8. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ
  9. Статья 5 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006)

См. также

П: Портал «Бухгалтерский учёт»
v: Бухгалтерский учёт в Викиверситете?
  • Субконто
  • CIMA
  • Международные стандарты финансовой отчётности
  • Аутсорсинг бухгалтерии

Литература

  • Каморджанова Наталия Александровна, Карташова Ирина Валериевна. Бухгалтерский учет. Краткий курс. — 6-ое. — Питер, 2009. — 320 с. — ISBN 978-5-91180-661-3
  • Пачолли, Лука Трактат о счетах и записях. — ФиС, 1994. — 320 с. — ISBN 5-279-01215-7
  • Jane Gleeson-White = Double Entry: How the Merchants of Venice Created Modern Finance. — Allen & Unwin, 2012. — P. 294. — ISBN 978-1743311431

Ссылки

  • Официальный сайт МинФина РФ, раздел бухгалтерский учет
  1. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в рф.

ФЗ
О БУ, Статья 5.

1.
Общее методологическое руководство
бухгалтерским учетом в Российской
Федерации осуществляется Правительством
Российской Федерации.

2.
Органы, которым федеральными законами
предоставлено право регулирования
бухгалтерского учета, руководствуясь
законодательством Российской Федерации,
разрабатывают и утверждают в пределах
своей компетенции обязательные для
исполнения всеми организациями на
территории Российской Федерации:

а)
планы счетов бухгалтерского учета и
инструкции по их применению;

б)
положения (стандарты) по бухгалтерскому
учету, устанавливающие принципы, правила
и способы ведения организациями учета
хозяйственных операций, составления и
представления бухгалтерской отчетности;

в)
другие нормативные акты и методические
указания по вопросам бухгалтерского
учета;

г)
положения и стандарты, устанавливающие
принципы, правила и способы ведения
учета и отчетности для таможенных целей.

  1. Разработка учетной политики организации в соответствии с нормативными актами.

Учетная
политика организации это основополагающий
документ, в котором раскрываются все
особенности бухгалтерского (налогового)
учета в конкретном периоде. Учетная
политика (при ее правильном формировании)
позволяет обеспечить наиболее эффективное
взаимодействие всех структур организации,
участвующих в учетном процессе, и
минимизировать затраты (материальные,
трудовые и затраты времени) по разрешению
возникающих вопросов.

Учетная
политика должна содержать такие элементы,
как:

  • рабочий
    план счетов;

  • формы
    первичных документов, необходимых для
    оформления хозяйственных операций;

  • формы
    документов для внутренней отчетности;

  • порядок
    проведения инвентаризации;

  • методы
    оценки активов и обязательств;

  • правила
    документооборота и технология обработки
    учетной информации;

  • другие
    решения, необходимые для ведения
    бухгалтерского учета, а также принятие
    соответствующей налоговой политики.

  1. Организация бухгалтерского учета в организациях.

1.
Ответственность за организацию
бухгалтерского учета в организациях,
соблюдение законодательства при
выполнении хозяйственных операций
несут руководители организаций.

2.
Руководители организаций могут в
зависимости от объема учетной работы:

а)
учредить бухгалтерскую службу как
структурное подразделение, возглавляемое
главным бухгалтером;

б)
ввести в штат должность бухгалтера;

в)
передать на договорных началах ведение
бухгалтерского учета централизованной
бухгалтерии, специализированной
организации или бухгалтеру-специалисту;

г)
вести бухгалтерский учет лично.

3.
Принятая организацией учетная политика
утверждается приказом или распоряжением
лица, ответственного за организацию и
состояние бухгалтерского учета.

При
этом утверждаются:

  • рабочий
    план счетов бухгалтерского учета,
    содержащий синтетические и аналитические
    счета, необходимые для ведения
    бухгалтерского учета в соответствии
    с требованиями своевременности и
    полноты учета и отчетности;

  • формы
    первичных учетных документов, применяемых
    для оформления хозяйственных операций,
    по которым не предусмотрены типовые
    формы первичных учетных документов, а
    также формы документов для внутренней
    бухгалтерской отчетности;

  • порядок
    проведения инвентаризации и методы
    оценки видов имущества и обязательств;

  • правила
    документооборота и технология обработки
    учетной информации;

  • порядок
    контроля за хозяйственными операциями,
    а также другие решения, необходимые
    для организации бухгалтерского учета.

4.
Принятая организацией учетная политика
применяется последовательно из года в
год. Изменение учетной политики может
производиться в случаях изменения
законодательства Российской Федерации
или нормативных актов органов,
осуществляющих регулирование
бухгалтерского учета, разработки
организацией новых способов ведения
бухгалтерского учета или существенного
изменения условий ее деятельности. В
целях обеспечения сопоставимости данных
бухгалтерского учета изменения учетной
политики должны вводиться с начала
финансового года.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство пользования лифтом
  • Кетопрофен акос гель инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Вессон таблетки для сна инструкция по применению взрослым
  • Мерседес мануал по маслу
  • Мануал для ваз 2114 скачать