Общественный помощник руководство

  1. Главная
  2. Студенту
  3. Книги и учебники по праву и экономике
  4. Руководство для следователя и его общественного помощника: Учебно-практическое пособие» (отв. ред. Ю.П. Гармаев). — Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010.

Принимаю соглашение об использовании книг и учебников, размещенных на сайте «КонсультантПлюс — студенту и преподавателю»

Нажимая на ссылку «Скачать» в разделе «Книги и учебники» сайта www.consultant.ru/edu, Пользователь получает доступ к PDF файлу, содержащему литературное произведение (Произведение), право на использование которого принадлежит ЗАО «Консультант Плюс».
Пользователь вправе однократно произвести запись Произведения в память своей ЭВМ; а также изготовить не более одной печатной копии Произведения (любой его части) для использования исключительно в личных целях.
Пользователь не вправе использовать Произведение любым иным способом, в том числе воспроизводить, тиражировать, копировать иными способами и/или передавать экземпляры Произведения (любых его частей) другим лицам.
Нарушение Пользователем указанных условий использования Произведения влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Отметив «Принимаю», Пользователь подтверждает, что он ознакомлен с изложенными выше условиями, согласен с ними и обязуется их исполнять.

Уголовно-процессуальное право

Глава 1
Кому и как пользоваться этим руководством

1.1. Обращение к следователям и руководителям следственных органов

Уважаемые следователи <2>! Перед вами пособие, призванное существенно сократить затраты времени и сил в профессиональной деятельности. Прежде всего оно адресовано следователям, имеющим небольшой опыт работы. Это памятка о том, как, начиная свою трудовую деятельность, не допустить ошибок и нарушений закона в самых, казалось бы, простых, но весьма насущных вопросах предварительного расследования: систематизации материалов дела и электронных баз данных, организации осмотра места происшествия, других следственных действий, составлении процессуальных документов и т. п.

<2> Здесь и далее под термином «следователь» подразумеваются следующие должностные лица: следователь, дознаватель, следователь-криминалист, руководитель следственного органа, начальник органа дознания.

Есть у пособия и другие задачи, и речь уже не только о начинающих следователях.

Уважаемые коллеги! Всю свою работу в уголовном судопроизводстве вы привыкли делать самостоятельно, не надеясь на постороннюю помощь, а порой и не доверяя ей. И это, конечно же, неплохо. Но… Всегда ли это эффективно?

Между тем в системе следственных органов произошло не самое заметное, но весьма знаменательное событие. Приказом председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации N 50 от 15.05.2008 было утверждено Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации <3>. Как гласит Положение, институт общественного помощника следователя призван содействовать привлечению граждан к работе по противодействию преступности, созданию условий для формирования кадрового резерва (п. 2). Итак, сделано главное – начато формирование правовых основ деятельности общественного помощника следователя, определены его права и обязанности, сделан важный шаг в плане мотивации его работы – он может попасть в кадровый резерв следственных органов.

<3> См. Приложение 1. Далее – Положение или Положение об общественном помощнике следователя.

Теперь каждый или почти каждый следователь следственного органа Следственного комитета РФ в порядке, установленном Положением, может быть обеспечен общественным помощником. Только какую же работу ему доверить, какие поручения дать, что, собственно, с ним делать – неумелым, да и не всегда знающим, а потому неуверенным в себе молодым человеком?!

Пункт 18 названного Положения определяет лишь самые общие направления деятельности общественного помощника:

1) техническая, информационная и организационная помощь следователю в его работе;

2) подготовка проектов документов по поручению следователя.

Вряд ли этот перечень вносит полную ясность. Обозначенные направления деятельности требуют конкретизации, но уже не на уровне ведомственного нормативного акта, а на уровне методических рекомендаций.

Вероятно, первое, что приходит в голову следователю, – поручить помощнику разнести повестки, использовать его в качестве понятого <4> и т. п. Чтобы доверить ему что-то более серьезное и квалифицированное, например составить проект обвинения <5>, следователю недостаточно быть просто профессионалом, нужно иметь еще и опыт наставника. Но не у всех он есть, как, собственно, и время для работы с молодежью.

<4> Пункт 22 Положения прямо запрещает привлечение общественного помощника следователя к работе в качестве участника уголовного судопроизводства (эксперта, специалиста, переводчика, понятого). См. гл. 5.

<5> См. гл. 14.

Но проблема обеспечения работой общественного помощника – это еще полбеды. Ведь почти постоянно в следственный отдел (отделение) приходит большое количество студентов-практикантов. С ними еще сложнее – занимают много места в тесном помещении, путаются под ногами, задают наивные вопросы… В общем, создают дополнительные хлопоты. А у вас их и так… Многие следователи просто не знают, чем занять практикантов. Да и приходят студенты чаще всего только на 2 – 4 недели. Чему их можно научить за это время?! – скажете вы. Только чему-то научишь, а они уже назад – в аудитории. Какой же от них толк?!

Как показал практический и дидактический опыт коллектива авторов этого руководства, не только постоянно действующие общественные помощники, но и студенты-практиканты могут оказать ощутимую помощь следствию даже за короткий промежуток времени. Нужно только правильно направить и организовать их работу, пустить их творческую энергию в нужное русло и, наконец, с облегчением ощутить, как много времени сэкономлено, как много полезных дел сделано руками, пусть неопытными, но старательными.

Изучив данное руководство, вы можете просто и без лишних затрат на инструктаж распределить работу между общественными помощниками и практикантами, выбрав из текста те главы-задачи, которые более всего вам нужно выполнить на текущий момент досудебного производства по уголовному делу. Мы уверены, что большинство общественных помощников и практикантов, получив эти задания, наконец-то почувствуют, что они реально востребованы и полезны своим старшим товарищам. Вы сами увидите, как радость творчества, энтузиазм, чувство собственной значимости зажгут огонь в глазах молодежи, и вместо равнодушного статиста вы получите настоящего Помощника, а далее, быть может, и своего коллегу.

Перед тем как приступить к конкретным рекомендациям, просим вас изучить и учесть некоторые особенности личности типичных практикантов-юристов и общественных помощников.

1. Добросовестный практикант – студент-практикант, имеющий хороший первичный образовательный уровень и пришедший на практику с твердым намерением научиться чему-либо новому, не считаясь с личным временем и объемом усилий.

Добросовестного практиканта желательно поднять до уровня общественного помощника (см. ниже). Рекомендуется для начала поручать задачи невысокого уровня сложности, например изложенные в главах 2 – 9, но готовить к выполнению более сложных задач (см. главы 10 – 15).

2. Общественный помощник – это элита, «гвардия» молодых юристов. Как правило, это в прошлом добросовестный практикант (см. выше, п. 1), который по зову сердца, а не ради простого любопытства, доходов, престижа и т. п. желает быть для начала общественным помощником, поскольку в будущем собирается претендовать на должность следователя. Ясно, что такой молодой человек или девушка хорошо мотивированны, поскольку правомерно надеются, что работа общественного помощника, во-первых, позволит им ближе познать практику уголовного судопроизводства, во-вторых, даст серьезные конкурентные преимущества при трудоустройстве <6>. Трудится такой человек добровольно и безвозмездно, не считается с личным временем, отличается творческим мышлением, высокой работоспособностью, вежливостью и предупредительностью по отношению к руководителю и коллективу органа.

<6> Как можно судить, например, исходя из п. 2 названного Положения.

Рекомендуется поручать задачи любого уровня сложности, например, изложенные в главах 10 – 15. Разумеется, советуем присмотреться к нему как к будущему коллеге, сослуживцу. Быть может, в дальнейшем стоит ходатайствовать перед руководством о принятии его на должность следователя.

3. Недобросовестный практикант – студент-практикант, имеющий любой образовательный уровень, но проходящий практику исключительно по необходимости, для галочки, например, для того, чтобы только подписать дневник и другие отчетные документы. Опаздывает, плохо выполняет поручения, часто отпрашивается, спит на ходу.

Недобросовестным практикантам рекомендуем не поручать ничего. Практика такого лица по вашему усмотрению может быть прекращена досрочно с направлением письма руководству факультета, вуза, на основании которого оно может быть отчислено как не прошедшее практику. Проект письма и другие материалы к книге размещены на сайте labatr.bsu.ru, в электронных приложениях к настоящему пособию, папке «Методические материалы».

В основу «Руководства…» положены результаты изучения материалов свыше 3000 уголовных дел различных категорий и свыше 1000 материалов об отказе в возбуждении уголовного дела. Авторами было опрошено и анкетировано более 200 респондентов (следователи, прокуроры, их заместители и помощники из 36 субъектов РФ со стажем работы от трех лет и более), имеющих следственный опыт, опыт поддержания государственного обвинения. Кроме того, респондентам задавались следующие вопросы:

– по каким конкретно задачам привлечение общественных помощников и практикантов было бы наиболее рациональным, эффективным и при этом законным?

– какие советы наиболее полезны для практических работников и их помощников – практикантов?

– каким языком, каким стилем излагать те или иные рекомендации?

– какого придерживаться объема изложения по отдельным вопросам, с тем чтобы книга не пылилась на полке, а оказывала бы реальную помощь?

Именно на результаты этого опроса прежде всего ориентировался авторский коллектив настоящего издания.

* * *

Авторы выражают глубокую признательность руководству и коллективам следственных управлений Следственного комитета РФ, следственных управлений Следственного комитета при МВД России, а также прокуратур следующих субъектов РФ: Республик Бурятия и Кабардино-Балкария, Алтайского, Забайкальского, Краснодарского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Иркутской, Новосибирской, Омской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей за апробирование рекомендаций, активную помощь в сборе и обобщении данных практики.

1.2. Вопросы предупреждения противодействия и сохранения тайны предварительного расследования

Уважаемые следователи и прокуроры! Искренне полагаем, что большинство общественных помощников и практикантов – это честные и порядочные молодые люди. Однако, как и все прочие граждане, они бывают разными. К сожалению, ни вуз, ни родители не могут гарантировать, что вы не столкнетесь с отдельными проявлениями нечестности, недобросовестности, непорядочности или заинтересованности в исходе конкретного дела.

Следует иметь в виду, что некоторые ограничения устанавливает Положение об общественном помощнике следователя. В частности, таковым может стать только лицо:

– в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);

– которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);

– годное не только по состоянию здоровья, но и по моральным, деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя, имеющее склонность к следственной работе (п. 4 Положения).

Кроме того, общественный помощник следователя обязан оперативно информировать следователя и руководителя следственного органа о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, в том числе о привлечении к уголовной или административной ответственности либо иных обстоятельствах, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (п. 19 Положения).

Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу либо правам и законным интересам граждан и организаций (п. 20 Положения).

Общественный помощник следователя не может быть допущен к работе с документами, содержащими государственную тайну и служебную информацию ограниченного пользования, ему запрещается разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу (п. 23 Положения).

Общественному помощнику следователя запрещаемся лично или через других лиц получать от физических и юридических лиц какое-либо вознаграждение (денежные средства, подарки, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и прочее) в связи с исполнением обязанностей общественного помощника следователя, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях (п. 24 Положения).

Полагаем, что все эти требования можно и нужно распространять и на практикантов. Следует внимательно относиться к выбору поручаемых задач. Тщательно проверяйте все результаты работы, которую поручаете общественному помощнику или практиканту. Например, то же самое Положение (п. 21) требует от общественного помощника следователя ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за истекшим кварталом, готовить письменную информацию о проделанной работе, которая согласовывается со следователем и утверждается руководителем следственного органа, в котором осуществляется деятельность общественного помощника следователя.

В соответствии с п. 8 Положения кадровое подразделение следственного управления проводит дополнительную проверку сведений о кандидате в общественные помощники следователя, а при необходимости о его ближайших родственниках, в том числе сведений о судимости и привлечении лица к административной ответственности.

Вместе с этим с учетом ситуации по конкретным делам и материалам рекомендуем в пределах ваших служебных полномочий проверить, чем, помимо учебы и поручаемой работы (практики), занимается молодой человек; каков круг его знакомств; возможно ли оказание на него нежелательного воздействия представителями стороны защиты, например, исключено ли совершение им действий, направленных на уничтожение либо фальсификацию доказательств, и т. д. Хоть и очень редко, но, к сожалению, негативные примеры в следственной практике имеются.

Как правильно отмечено в п. 23 Положения, далеко не всегда необходимо давать практиканту всю информацию по конкретному делу, находящемуся в производстве. Следует строго и тщательно разъяснить помощнику (практиканту) недопустимость разглашения сведений, ставших ему известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу, напомнить ему об уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ).

Убедившись в порядочности, добросовестности общественного помощника (практиканта), установив оптимальный уровень контроля за его деятельностью, можно приступить к конкретным поручениям, изложенным ниже.

1.3. Обращение к общественным помощникам и практикантам

Уважаемые общественные помощники и практиканты! Вы порой просто не представляете себе, как бывает загружен работой следователь, дознаватель и другие наши коллеги-правоприменители!

В существующем режиме работы, порой почти нечеловеческом по своему напряжению, даже высококлассному специалисту очень трудно избежать отдельных упущений: допустить ошибку при составлении сложного процессуального документа (см. гл. 9, 14), забыть приобщить к делу важный материал (см. гл. 15), не взять на место происшествия нужный бланк или предмет (см. гл. 3) и т. п.

Согласитесь, все это по-человечески понятно и не означает, что специалист некомпетентен. Как известно, не ошибается тот, кто не работает. При этом в уголовном судопроизводстве существует масса задач и процедур, несложных по своему содержанию, но затратных по времени выполнения. Например, любому следователю необходимо регулярно систематизировать и подшивать все дела и материалы, находящиеся у него в производстве (см. гл. 2). Но времени не хватает, да и жалко. И тут на помощь можете прийти вы – наши добросовестные и умелые молодые коллеги!

А теперь представьте, насколько приятно будет практическому работнику, если вы вдумчиво, со знанием дела и корректно поможете старшему товарищу. Вы точно заслужите, быть может, не очень явную, но весьма глубокую благодарность профессионала, с удовольствием обнаружившего, что рядом с ним не просто «статист», «разносчик повесток», а подающий большие надежды молодой специалист, внимательный, знающий, работоспособный и доброжелательный, – в общем, как раз тот, кого он хотел бы видеть рядом как коллегу, соседа по кабинету. И кто знает, быть может, именно его вовремя замолвленное словечко или мотивированный рапорт будут решающими при вашем трудоустройстве. Хотите научиться оказывать квалифицированную помощь практическому работнику – читайте это пособие!

Внимание!

Перед дальнейшим изучением «Руководства…» обязательно прочитайте предыдущий параграф «Вопросы предупреждения противодействия и сохранения тайны предварительного расследования». Согласуйте с курирующим следователем и руководителем следственного органа все обозначенные вопросы.

Книга, которую вы держите в руках, не подменяет собой другую учебную литературу. Выходя на практику или работу в должности общественного помощника, следует прежде всего ориентироваться на учебные издания по криминалистике, уголовному процессу, уголовному праву и другим предметам «криминального цикла», постоянно обращаться к ним в своей работе.

1.4. Где скачать и как работать с электронными приложениями

В процессе работы над данным руководством перед авторами стояла задача сделать его максимально прикладным. А для этого мало только давать советы. Нужно предоставить возможность начинающим следователям, их помощникам и практикантам здесь же применить совет на практике. А это, как правило, означает составить процессуальный или иной документ. С тех пор как в правоохранительных органах появилась компьютерная техника, это делается на основе разнообразных электронных шаблонов, которые тысячами оседают в персональных компьютерах и локальных сетях каждого следственного подразделения. Есть у таких подходов и свои минусы (см. 6.7). Но и совсем отходить от сложившейся практики тоже не выход.

Поэтому авторы решили подготовить и разместить в Интернете для открытого пользования электронные документы – образцы и примеры процессуальных и иных документов для обучения начинающих следователей, общественных помощников и практикантов. Для этого после специальной выборки материалов уголовных дел некоторые процессуальные и оперативно-розыскные документы были отсканированы, отредактированы и обезличены.

Указанные электронные документы с высокой долей условности обозначены тремя наименованиями:

образцы – документы, которые, по мнению авторов, составлены правильно, без ошибок и нарушений закона и потому могут служить в качестве ориентиров для обучаемых. Однако не следует забывать, что, во-первых, автор-составитель документа может ошибаться, во-вторых, в каждом регионе, населенном пункте имеются оригинальные подходы к содержанию тех или иных документов, отступление от которых отдельными правоприменителями признается ошибкой, нарушением закона. Поэтому даже образец документа, не говоря уже о примерах, следует согласовывать прежде всего с руководителем следственного органа, судьями региона;

примеры – документы, оставленные в авторской редакции их составителей – практических работников. Они несвободны от недостатков, ошибок и даже, вероятно, нарушений закона. Однако такова реальная правоприменительная практика, и ее необходимо знать и изучать. К тому же соответствующие уголовные дела, как правило, завершались успехом стороны обвинения. Это означает, что либо вероятные ошибки и нарушения были устранены позднее, либо сторона защиты, суд не обратили на них внимание;

антиобразцы – специально подобранные авторами документы из практики, которые содержат существенные нарушения закона. Соответствующие дела завершались поражением стороны обвинения. Антиобразцы снабжены специальными заданиями, с тем чтобы научить, как не допускать таких нарушений или устранять их вредные последствия.

Лишь один образец приведен в Приложении 2 (постановление о привлечении в качестве обвиняемого). Однако работники правоохранительных органов, общественные помощники, преподаватели и студенты вузов, кто пожелает использовать весь объем электронных приложений, могут обратиться к сайту labatr.bsu.ru, где есть ссылка «Электронные приложения к Руководству для следователя и его помощника, практиканта».

Скачав этот архив, пользователи увидят в нем следующие разделы:

1. «Приложения 1 – 16» – содержат электронные документы – реальные акты правоприменения, а иногда и задания к ним для глав пособия согласно их нумерации.

2. «Дела реальные» – содержат образцы и примеры, которые собраны в отдельные учебные уголовные дела. Они включают не все, но основные акты по исходному (реальному) делу, а потому отвечают требованиям наглядности и практичности этого специфического учебного материала.

3. «Методические материалы» – содержат различные документы по вопросам организации учебного процесса в юридических вузах и учреждениях повышения квалификации, вопросам прохождения практик и т. п.

4. «Публикации авторов» – содержат некоторые из авторских публикаций, которые авторы вправе распространять в электронном виде.

Работники правоохранительных органов, использующие данное «Руководство…» в работе, а также все желающие, прежде всего студенты, могут составлять свои проекты документов на компьютере, взяв за основу соответствующий электронный документ из электронных приложений.

Однако предупреждаем: подавляющая часть предложенных документов правоприменительной практики изложена в редакции авторов – практических работников. Составители не гарантируют отсутствия в них ошибок и нарушений закона, а иногда и намеренно их оставляют. Таким образом, ошибка, скопированная из образцов, примеров и антиобразцов, ничем не лучше собственных и любых других. Каждому из пользователей по каждому реальному документу советуем дать оценку по наличию/отсутствию в нем нарушений закона или ошибок.

Авторский коллектив постарается регулярно обновлять все названные разделы электронных приложений, улучшать качество представленных документов. Все желающие могут направлять авторскому коллективу свои примеры и образцы электронных документов по адресу: garmaeff@yandex.ru.

Убедительно просим, чтобы эти документы соответствовали следующим требованиям:

– они должны быть получены законным путем, в необходимых случаях с согласия их составителей;

– их источником должны быть уголовные дела и материалы, по которым правовые решения вступили в законную силу;

– они не должны содержать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, относиться к объектам авторского права;

– по возможности в них не должно быть ошибок и нарушений закона. Если таковые имеются, необходимо сопроводить текст соответствующими сносками или примечаниями о том, в чем заключается ошибка (нарушение закона), как ее следует исправить.

Искренне надеемся, что данное руководство и электронные приложения к нему принесут реальную пользу как практическим работникам, так и обучающимся.

Описание книги

С каждым годом в правоохранительные органы приходит все больше общественных помощников и студентов-практикантов. Но практические работники часто не знают, как эффективно использовать их труд, передавая при этом свое профессиональное мастерство.

Издание подготовлено коллективом ученых и практиков в рамках инновационного проекта «Прикладные методы обучения юристов», поддержанного грантом Президента РФ. Издание имеет тройное назначение: 1) памятка для следователя; 2) совокупность рекомендаций о том, как он может эффективно использовать работу своего общественного помощника, а также студента-практиканта; 3) пособие для самих общественных помощников и практикантов. Например, следователи могут использовать отдельные главы для постановки задач и контроля их исполнения, не тратя лишнее время на обучение и инструктаж.

Адресуется следователям, дознавателям, другим работникам правоохранительных органов, их общественным помощникам, студентам, всем, кто интересуется криминалистикой и уголовным процессом, а также инновационными методами обучения юристов.

Подробная информация

Возрастное ограничение:
0+
Дата выхода на ЛитРес:
25 августа 2016
Дата написания:
2016
Объем:
230 стр. 2 иллюстрации
Составитель:
Ю. П. Гармаев
Редакторы:
В. В. Сухоруков, В. И. Елинский
Правообладатель:
Автор
Оглавление

Книга «Руководство для следователя и его общественного помощника» — скачать в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.

Оставьте отзыв

Мы собрали для вас книги Юрия Петровича Гармаева в одном месте
для ознакомления с содержанием и удобного приобретения

Вы можете выбрать электронный или печатный формат
Печатные экземпляры можно получить с памятной надписью от автора

Мы отправляем книги по России
Для заказа обратитесь в WhatsApp
по номеру телефона +79021678171, через QR-code
или напишите нам на garmaeff1@mail.ru

Руководство для следователя
и его общественного помощника: учебно-практическое пособие

С каждым годом в правоохранительные органы приходит все больше общественныхпомощников и студентов-практикантов.
Но практические работники часто не знают, как эффективно использовать их труд и передать свое профессиональное мастерство.
«Руководство…» переиздано коллективом ученых и практиков
в рамках инновационного проекта «Прикладные методы обучения юристов», финансируемого грантом Президента РФ для поддержки ведущих научных школ. Имеет тройное назначение:
1) памятка для следователя;
2) совокупность рекомендаций об эффективном использовании работы своего общественного помощника, а также
студента-практиканта;
3) пособие для самих общественных помощников и практикантов. Например, следователи могут использовать отдельные главы для постановки задач и контроля их исполнения, не тратя лишнее время
на обучение и инструктаж.
Адресовано следователям, дознавателям, другим работникам правоохранительных органов, их общественным помощникам, студентам и всем, кто интересуется криминалистикой, уголовным правом, уголовным процессом и оперативно-розыскной деятельностью, а также инновационными методами обучения юристов

Незаконная деятельность адвокатов
в уголовном судопроизводстве, средства предупреждения
и нейтрализации

В книге дается межотраслевая характеристика незаконной деятельностиадвокатов в уголовном судопроизводстве.
Дана оценка пределам прав и полномочий защитника, рассмотрены типичные преступления, нарушения УПК РФ, ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», иного законодательства, а также Кодекса профессиональной этики адвоката, предложены правовые средствапредупреждения и нейтрализации правонарушений.
Поскольку исследование носит междисциплинарный характер,
его результаты могут быть использованы учеными – представителями разных юридических наук, преподавателями и студентами юридических вузов – всеми, кто интересуется уголовным правом
и уголовным процессом, криминалистикой, оперативно-розыскной
и адвокатской деятельностью.
Может быть полезной работникам правоохранительных органов, судьям и адвокатам, а также гражданам, обращающимся в адвокатуру за юридической помощью.

Руководство для следователя
и оперативного сотрудника
по преодолению противодействия уголовному преследованию
в следственных изоляторах:
учебное пособие.

В издании даны методические рекомендации по преодолению разнообразных актов противодействия уголовному преследованию
со стороны подозреваемых и обвиняемых, содержащихся
в следственных изоляторах, и содействующих им лиц.
Руководство необходимо использовать совместно с прилагаемой Памяткой для лиц, содержащихся под стражей. Предназначено
для следователей, оперативных сотрудников органов – субъектов ОРД и сотрудников учреждений УИС, прокуроров. Может быть полезным для судей, адвокатов, а также обучающихся в юридических вузах.

Памятка для лиц, содержащихся под стражей: учебное пособие

В настоящем издании в краткой и доступной (по сравнению с текстом законов) форме описаны права подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, а также способы реализации этих прав. Даны разъяснения по поводу последствий незаконного противодействия уголовному преследованию.
Адресовано подозреваемым и обвиняемым по уголовным делам, их защитникам, родным и близким, а также широким слоям населения в рамках правового просвещения.

Руководство по поиску, обработке
и использованию материалов следственно-судебной практики (уголовное судопроизводство)

Настоящее пособие поможет студентам, аспирантам, молодым
и более опытным ученым в кратчайшие сроки находить и эффективно использовать материалы правоприменительной практики для обучения, подготовки научных и научно-квалификационных работ,
а также изучить методику составления процессуальных документов, особенности документооборота в судебных и правоохранительных органах. Результаты выполнения заданий, изложенных в пособии, позволят преподавателям существенно улучшить прикладную составляющую учебного процесса и НИР, НИРС в юридическом вузе.
Адресовано студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов, ученым – представителям наук антикриминального цикла,
а также практическим работникам, взявшим на себя труд наставничества молодежи и/или обобщения
правоприменительной практики.

Предупреждение коррупционных преступлений в следственных органах и защита следователя
от клеветы: учебно-методическое пособие

Пособие используется в основном как раздаточный материал для одноименных практических занятий и адресовано следователям
и иным сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, других следственных органов с целью профилактики коррупционных преступлений и защиты следователей от провокаций и клеветы.
Может быть использовано в учебном процессе юридических вузов.
В приложениях даны, в том числе, ссылки на видеозаписи занятий, проведенных в следственных органах различных регионов.

Ошибки и нарушения закона в сфере оперативно–розыскной деятельности.
Вып. 1: практическое пособие

Пособие содержит краткие рекомендации по использованию результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД) по уголовным делам преимущественно о взяточничестве и незаконном обороте наркотиков. Использован подход: «От типичных ошибок и нарушений закона – к их предупреждению, устранению стороной обвинения
и использованию стороной защиты». В специальных таблицах собраны типичные нарушения (действительные и мнимые)
и ошибки, связанные с ОРД. Представлены аргументы, описаны
действия сторон защиты и обвинения по поводу этих нарушений
и ошибок. Их выявлению и устранению способствует шестиэтапный алгоритм проверки и оценки результатов ОРД.
Пособие может использоваться следователями, адвокатами, сотрудниками органов – субъектов ОРД, прокурорами, судьями,
иными участниками уголовного судопроизводства.

Ошибки и нарушения закона в сфере оперативно-розыскной деятельности. Вып. 2: практическое пособие

Пособие содержит краткие рекомендации по использованию результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД) по уголовным делам преимущественно о взяточничестве и незаконном обороте наркотиков. Использован подход: «От типичных ошибок и нарушений закона – к их предупреждению, устранению стороной обвинения
и использованию стороной защиты». В специальных таблицах собраны типичные нарушения (действительные и мнимые) и ошибки, связанные с ОРД. Представлены аргументы, описаны действия сторон защиты
и обвинения по поводу этих нарушений и ошибок. Их выявлению
и устранению способствует обновленный по сравнению с предыдущим изданием шестиэтапный алгоритм проверки и оценки результатов ОРД.
В приложении представлен авторский видеопроект на YouTube-канале «Беседы об ОРД»: новые ссылки и аннотации https://www.youtube.com/c/ЮрийГармаев.
Пособие может использоваться прежде всего следователями, сотрудниками органов – субъектов ОРД, адвокатами, прокурорами, судьями, иными участниками уголовного судопроизводства.

Антикоррупционное просвещение
в органах государственной власти
и органах местного самоуправления: практическое пособие

Пособие подготовлено с целью использования, в основном
как раздаточного материала для одноименных занятий по повышению
квалификации и адресовано государственным и муниципальным
служащим органов государственной власти и органов местного самоуправления с целью профилактики коррупционных преступлений
и иных правонарушений, а также защиты указанных должностных
лиц от провокаций и клеветы.
Может быть использовано в учебном процессе юридических
вузов.

Как выбрать адвоката
Кн. 1. Основы выбора адвоката
в уголовном процессе

В книге приведены прикладные, изложенные доступным языком рекомендации, посвященные тому, как любому человеку — потенциальному доверителю — искать, выбирать адвоката-защитника по уголовному делу и далее эффективно с ним взаимодействовать. Книга первая посвящена основам принятия судьбоносного решения:
из чего исходить, на кого стоит, а на кого не стоит полагаться,
что учитывать во взаимодействии и т. п.
Издание адресовано широкому кругу читателей, заинтересованных
в получении квалифицированной юридической помощи.
Адвокаты могут использовать главы пособия как памятки доверителю. Например, можно не только разъяснить ему, но и показать в книге материалы, почему не стоит обманывать защитника, каковы ошибочные ожидания и заблуждения по поводу работы адвоката и т. п.

  • Александр Руденко

    Как выбрать адвоката. Книга 1. Основы выбора адвоката в уголовном процессе

    Не умаляя вклада соавторов профессора Гармаева Ю.П., отмечу, что это не первая и, надеюсь, не последняя блистательная реализация знаний и таланта уважаемого Юрия Петровича! А состав рецензентов поражает
    и подтверждает не только высокую оценку ими работы, но и синхроничность в понимании, прежде всего,
    тонкостей правоотношений клиента со своим адвокатом! Всегда Ваш, Руденко А.В.

  • Рагулин Андрей Викторович

    Как выбрать адвоката. Книга 1. Основы выбора адвоката в уголовном процессе

    Книга известных авторов по актуальной проблематике! Рекомендую. Рагулин Андрей Викторович
    доктор юридических наук, доцент, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, главный редактор журнала «Евразийская адвокатура», проректор Российской академии адвокатуры и нотариата, профессор кафедры уголовного права Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя

  • Юлиан Юшков

    Ошибки и нарушения закона в сфере ОРД. Выпуск №1

    Данная книга написана очень грамотным юристом и человеком с огромнейшим опытом работы в правоохранительных органах, данный вывод можно сделать по видеолекциям в «YouTube» которые ведет сам автор книги: доктор юридических наук, профессор, старший советник юстиции. В этом пособии отображены типовые ошибки в сфере ОРД, а как известно из лекций уважаемого Ю.П. Гармаева, 99% дел свзянных с ОРМ выполняются с нарушением, следствием чего являются оправдательные приговоры. Считаю что данная книга предоставляет собой неоценимую кладезь как для оперативных сотрудников, так и для адвокатов.

Организация работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета.

 Порядок работы с общественными помощниками следователей в системе Следственного комитета (далее – общественный помощник) установлен приказом Следственного комитета от 04.05.2011 № 74 «Об организации работы с общественными помощниками следователя в системе Следственного комитета Российской Федерации», которым введено в действие Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее – Положение).

Цели института общественных помощников:

В приказе о допуске общественного помощника устанавливаются:

1. Срок полномочий общественного помощника – не более двух лет.

2. Следственное подразделение, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник, а также его конкретные обязанности.

3. Возложение на конкретного следователя руководства работой общественного помощника и контроля за его деятельностью, а также персональной ответственности за соответствие его действий законодательству Российской Федерации при осуществлении практической помощи следственному органу.

Общественный помощник утрачивает свой статус, и его полномочия прекращаются на основании приказа руководителя следственного органа по следующим основаниям:

1. В связи с истечением установленного срока полномочий.

2. По письменному заявлению общественного помощника.

3. По инициативе руководителя следственного органа, в котором общественный помощник оказывал практическую помощь, в случаях:

— поступления рапорта следователя, руководителя следственного подразделения о ненадлежащем исполнении общественным помощником возложенных на него обязанностей либо о злоупотреблении правами, предоставленными Положением;

— возникновения иных обстоятельств, препятствующих допуску лица 
к исполнению полномочий общественного помощника следователя.

Общественный помощник, в отношении которого осуществляется производство об административном правонарушении либо возбуждено уголовное дело, на период расследования отстраняется от исполнения возложенных на него полномочий.

Общественному помощнику оформляется и выдается удостоверение 
в соответствии с порядком, установленным организационно-распорядительным документом Следственного комитета в отношении хранения, оформления, учета, выдачи и уничтожения служебных и иных удостоверений Следственного комитета, на срок полномочий, установленный приказом руководителя следственного органа Следственного комитета.

Удостоверение вручается общественному помощнику лично под роспись в книге учёта получения работниками Следственного комитета и иными лицами служебных удостоверений (удостоверений).

В случае утраты удостоверения общественный помощник обязан незамедлительно в письменной форме сообщить об этом руководителю соответствующего следственного органа Следственного комитета.

В связи с прекращением полномочий общественного помощника его удостоверение подлежит возврату в кадровое подразделение следственного органа Следственного комитета, выдавшее его.

Удостоверение общественного помощника дает право
беспрепятственного прохода при его предъявлении в здание следственного
органа Следственного комитета, в котором осуществляется деятельность общественного помощника.

Запрещается использовать удостоверение общественного помощника следователя в личных целях, не связанных с исполнением поручений следователя.

Полномочия и обязанности общественных помощников

Общественный помощник:

оказывает техническую, информационную и организационную помощь следователю в его работе;

готовит в соответствии с поручением следователя проекты документов.

Общественный помощник должен оперативно информировать следователя и руководителя следственного подразделения Следственного комитета, в котором он осуществляет деятельность, о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, а также о возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (привлечение к административной ответственности, возбуждение в отношении его уголовного преследования и др.).

Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также за ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу Следственного комитета либо правам и законным интересам граждан и организаций.

Общественному помощнику следователя ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу;

лично или через других лиц получать от заинтересованных в результатах расследования уголовных дел физических или юридических лиц в качестве вознаграждения какие-либо материальные ценности (в виде денежных средств, подарков, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) или не выраженные материально выгоды имущественного характера;

использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях.

Координация деятельности общественных помощников следователей

Контроль за деятельностью общественного помощника осуществляет следователь, который согласно приказу руководителя следственного органа Следственного комитета руководит его работой.

Общественный помощник следователя ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за истекшим кварталом, готовит письменную информацию 
о проделанной работе, которая согласовывается со следователем и утверждается руководителем следственного подразделения Следственного комитета, в котором осуществляется его деятельность.

Координацию работы общественных помощников, закрепленных 
за несколькими следователями, осуществляет руководитель следственного подразделения Следственного комитета, в котором осуществляется деятельность указанных общественных помощников, а также руководители следственных органов Следственного комитета, издавшие приказы о допуске общественных помощников к осуществлению установленных полномочий.

Руководитель следственного подразделения Следственного комитета и следователь обязаны помогать общественным помощникам получать практические навыки применения основ уголовного и уголовно-процессуального законодательства в следственной работе, не реже одного раза в квартал проводить совещания по подведению итогов деятельности общественных помощников следователя.

За активную работу и достигнутые результаты общественный помощник следователя может быть поощрён руководителем следственного органа Следственного комитета мерами, не предусматривающими материальные затраты.

По представлению руководителя следственного подразделения Следственного комитета общественный помощник, имеющий высшее (незаконченное высшее) юридическое образование, положительно зарекомендовавший себя, проявляющий интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающий поступить на службу в Следственный комитет, может быть зачислен в резерв кадров для последующего трудоустройства.

Руководство для следователя и его помощника, пРактиканта

учебно-практическое пособие

Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор — доктор юридических наук Ю.п. гармаев

издательство «Юрлитинформ» москва

2009

УДК 343.162.1 ББК 67.411 Г20

Рецензенты:

Егоров Н.Н. — профессор кафедры криминалистики Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук;

Лубин А.Ф. — профессор кафедры криминалистики Нижегородской академии МВД России, доктор юридических наук, профессор.

Г20 Руководство для следователя и его помощника, практиканта: Учебно-

практическое пособие / Коллектив авторов под общ. ред. Ю.П. Гармаева. — М.: Юрлитинформ, 2009. — 208 с.

ISBN 978-5-93295-589-5

С каждым годом в правоохранительные органы приходит все больше студентов-практикантов и постоянных общественных помощников. Но практические работники часто не знают, как эффективно использовать их труд, передавая при этом свое профессиональное мастерство.

Настоящее Руководство подготовлено коллективом ученых и практиков в рамках инновационного проекта «Прикладные методы обучения юристов», поддержанного грантом Президента РФ. Издание имеет тройное назначение: 1) это памятка для следователя; 2) это совокупность рекомендаций о том, как он может эффективно использовать работу своего общественного помощника и студентов-практикантов; 3) это пособие для самих общественных помощников и практикантов. Например, следователи могут использовать отдельные главы для постановки задач и контроля их исполнения, не тратя лишнее время на обучение и инструктаж.

Адресуется следователям, дознавателям, другим работникам правоохранительных органов, их общественным помощникам, студентам, всем, кто интересуется криминалистикой и уголовным процессом, а так же инновационными методами обучения юристов.

УДК 343.162.1

ББК 67.411

ISBN 978-5-93295-589-5

© Коллектив авторов, 2009

© Издательство «Юрлитинформ», 2009

предисловие

Внастоящее время и руководство нашей страны, и общественность постоянно обращают внимание на низкое качество обучения в большинстве юридических вузов. Результаты очевидны и чрезвычайно вредны. В частности, невысокий уровень квалификации кадрового состава органов предварительного расследования, куда устремляется значительная часть выпускников-юристов, уже стал притчей во языцех. Профессиональная некомпетентность следователей становиться особенно очевидной в ходе судебного разбирательства по уголовным делам. Вот почему своевременной и необходимой представляется инициатива Президента Российской Федерации, который в своем указе, специально посвященном юридическому образованию, упомянул о необходимости увеличения объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования1.

Вэтих условиях работодатели нашей страны, в том числе органы предварительного расследования и суда, вправе рассчитывать на то, что со студенческой скамьи будут выходить хорошо подготовленные юристы, знакомые не только с теорией и законодательством, но и с реальной практикой его применения, способные составить любой правоприменительный акт, помочь гражданам подготовить необходимые им документы, защищая их права.

Чтобы повысить качество практической составляющей обучения юристов, необходимы адаптированные к практике учебники и пособия. Именно к таковым относится книга, которую читатель держит в своих руках.

«Руководство для следователей и их помощников, практикантов» является первым в своем роде изданием, содержащим прикладные рекомендации как для следователей, так и студентов в период прохождения ими практик и работы общественными помощниками. Книга подготовлена коллективом опытных практических работников и ученых в рамках инновационного проекта «Прикладные методы обучения юристов», поддержанного грантом Президента РФ. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор — доктор юридических наук, профессор Ю.П. Гармаев 14 лет отдал службе в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, в том числе 5 лет трудился в

1 Пункт 1 б Указа Президента Российской Федерации от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 29 мая. № 97 (4921). С. 13.

введение

Иркутском институте повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры РФ. Опыт обучения и практических работников, и студентов, проведение выездных занятий в правоохранительных органах в 22 субъектах Российской Федерации — все это в совокупности позволило организовать разработку и успешно апробировать прикладные и притом не имеющие аналогов в России средства обучения.

В частности, авторы сделали в «Руководстве…» соответствующие ссылки, подготовили и разместили в Интернете для открытого пользования электронные документы — образцы и примеры процессуальных и иных документов для обучения начинающих следователей, общественных помощников и практикантов. Такой подход, безусловно, повысит практическую значимость и эффективность предлагаемых в книге рекомендаций.

Есть основания полагать, что при условии широкого внедрения настоящего «Руководства…», качество и эффективность расследования уголовных дел может улучшиться и в то же время будет повышен уровень прикладных знаний и навыков выпускников юридических вузов, больше квалифицированных молодых специалистов успешно трудоустроятся и с полной отдачей будут работать в правоохранительных и судебных органах нашей страны.

А.О. Хориноев,

заслуженный юрист РФ, председатель Верховного суда Республики Бурятия, кандидат юридических наук

глава 1

кому и как пользоваться этим Руководством

1.1. обращение к следователям и руководителям следственных органов

Уважаемые следователи2! Перед вами пособие, призванное существенно сократить затраты времени и сил в профессиональной деятельности. Прежде всего оно адресовано следователям, имеющим небольшой опыт работы. Это памятка о том, как, начиная свою трудовую деятельность, не допустить ошибок и нарушений закона в самых, казалось бы, простых, но весьма насущных вопросах предварительного расследования: систематизация материалов дела и электронных баз данных, организация осмотра места происшествия, других следственных действий, составление процессуальных документов и т.п.

Есть у пособия и другие задачи, и речь уже не только о начинающих следователях.

Уважаемые коллеги! Всю свою работу в уголовном судопроизводстве вы привыкли делать самостоятельно, не надеясь, а порой и не доверяя посторонней помощи. И это, конечно же, неплохо. Но… Всегда ли это эффективно?

Между тем в системе органов прокуратуры РФ произошло не самое заметное, но весьма знаменательное событие. Приказом первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации № 50 от 15.05.2008 было утверждено «Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации»3. Как гласит положение, институт общественного помощника следователя призван содействовать привлечению граждан к работе по противодействию преступности, созданию условий для формирования кадрового резерва (п. 2). Итак, сделано главное — впервые начато формирование правовых основ деятельности общественного помощника

2 Здесь и далее под термином «следователь» подразумеваются следующие должностные лица: следователь, дознаватель, следователь-криминалист, руководитель следственного органа, начальник органа дознания.

3 См.Приложение1.Далее —«Положение»или«Положениеобобщественномпомощнике следователя».

глава 1

следователя, определены его права и обязанности, сделан важный шаг в плане мотивации его работы — он может попасть в кадровый резерв следственных органов.

Теперь каждый или почти каждый следователь следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ в порядке, установленном Положением, может быть обеспечен общественным помощником. Только какую же работу ему доверить, какие поручения дать, что собственно с ним делать — неумелым да и не всегда знающим, а потому неуверенным в себе молодым человеком?!

Пункт 18 названного Положения определяет лишь самые общие направления деятельности общественного помощника:

1)техническая, информационная и организационная помощьследователю в его работе;

2)подготовка проектов документов по поручению следователя.

Вряд ли этот перечень вносит полную ясность. Обозначенные на-

правления деятельности требуют конкретизации, но уже не на уровне ведомственного нормативного акта, а на уровне методических рекомендаций.

Вероятно первое, что приходит в голову следователю — поручить помощнику разнести повестки, использовать его в качестве понятого4 и т.п. Чтобы доверить им что-то более серьезное и квалифицированное, например, составить проект обвинения5, следователю недостаточно быть просто профессионалом, нужно иметь еще и опыт наставника. Но не у всех он есть, как собственно и время для работы с молодежью.

Но проблема обеспечения работой общественного помощника — это еще полбеды. Ведь почти постоянно в следственный отдел (отделение) приходит большое количество студентов-практикантов. С ними еще сложнее — занимают много места в тесном помещение, «путаются под ногами», задают наивные вопросы… в общем, создают дополнительные хлопоты. А у вас их и так… Многие следователи просто не знают, чем занять практикантов. Да и приходят студенты чаще всего только на 2–4 недели. Чему их можно научить за это время, — скажете вы?! Только чемуто научишь, а они уже назад — в аудитории. Какой же от них толк?!

Как показал практический и дидактический опыт коллектива авторов этого руководства, не только постоянно действующие обще-

4 Пункт 22 Положения прямо запрещает привлечение общественного помощника следователя в качестве участника уголовного судопроизводства (эксперта, специалиста, переводчика, понятого). См. гл. 5.

5 См. гл. 14.

кому и как пользоваться этим руководством

ственные помощники, но даже и студенты-практиканты могут оказать ощутимую помощь следствию даже за короткий промежуток времени. Нужно только правильно направить и организовать их работу, пустить их творческую энергию в нужное русло и, наконец, с облегчением ощутить, как много времени сэкономлено, как много полезных дел сделано руками пусть неопытными, но старательными.

Изучив данное руководство, вы можете просто и без лишних затрат на инструктаж распределить работу между общественными помощ-

никами и практикантами, выбрав из текста те главы-задачи, которые более всего вам нужно выполнить на текущий момент досудебного произ-

водства по уголовному делу. Мы уверены, что большинство общественных помощников и практикантов, получив эти задания, наконец-то почувствуют, что они реально востребованы и полезны своим старшим товарищам. Вы сами увидите, как радость творчества, энтузиазм, чувство собственной значимости зажжет огонь в глазах молодежи, и вместо равнодушного статиста вы получите настоящего Помощника, а далее, быть может, и своего коллегу.

Перед тем, как приступить к конкретным рекомендациям, просим вас изучить и учесть некоторые особенности личности типичных прак- тикантов-юристов и общественных помощников.

1.Добросовестный практикант — студент-практикант, имеющий хороший первичный образовательный уровень и пришедший на практику с твердым намерением научиться чему-либо новому, не считаясь с личным временем и объемом усилий.

Добросовестного практиканта желательно поднять до уровня общественного помощника (см. ниже). Рекомендуется для начала поручать задачи невысокого уровня сложности, например, изложенные в главах 2–9, но готовить к выполнению задач (см. главы 10–15).

2.Общественныйпомощник —этоэлита,«гвардия»молодыхюристов. Как правило, это в прошлом добросовестный практикант (п. 1), которыйпозовусердца,анерадипростоголюбопытства,доходов,престижа

ит.п. желает быть для начала общественным помощником, поскольку в будущем собирается претендовать на должность следователя. Ясно, что такой молодой человек или девушка хорошо мотивированы, поскольку правомерно надеятся, что работа общественного помощника, во-пер- вых, позволит им ближе познать практику уголовного судопроизводства, во-вторых, даст серьезные конкурентные преимущества при трудоустройстве6. Трудится такой человек добровольно и безвозмездно,

6 Как можно судить, например, исходя из п. 2 названного Положения.

глава 1

не считается с личным временем, отличается творческим мышлением, высокой работоспособностью, вежливостью и предупредительностью по отношению к руководителю и коллективу органа.

Рекомендуется поручать задачи любого уровня сложности, например, изложенные в главах 10–15. Разумеется советуем присмотреться к нему как к будущему коллеге, сослуживцу. Быть может, в дальнейшем стоит ходатайствовать перед руководством о принятии его на должность следователя.

3. Недобросовестный практикант — студент-практикант, име-

ющий любой образовательный уровень, но проходящий практику исключительно по необходимости, «для галочки», например для того, чтобы только подписать дневник и другие отчетные документы. Опаздывает, плохо выполняет поручения, часто отпрашивается, «спит на ходу».

Недобросовестным практикантам рекомендуем не поручать ничего. Практика такого лица по вашему усмотрению может быть прекращена досрочно с направлением письма руководству факультета, вуза, на основании которого он может быть отчислен как не прошедший практику. Проект письма и другие материалы к книге размещены на сайте labatr.bsu.ru, электронные приложения к настоящему пособию, папка «Методические материалы».

В основу «Руководства…» положены результаты изучения материалов свыше 3 000 уголовных дел различных категорий и свыше 1000 материалов об отказе в возбуждении уголовного дела. Авторами было опрошеноианкетированоболее200респондентов(следователи,прокуроры, их заместители и помощники из 36 субъектов РФ со стажем работы от трех лет и более), имеющих следственный опыт, опыт поддержания государственного обвинения. Кроме того, респондентам задавались следующие вопросы:

по каким конкретно задачам привлечение общественных помощниковипрактикантовбылобынаиболеерациональным,эффективным и при этом законным;

какие советы наиболее полезны для практических работников и их помощников — практикантов;

каким языком, каким стилем излагать те или иные рекомендации;

какого придерживаться объема изложения по отдельным вопросам с тем, чтобы книга не пылилась на полке, а оказывала бы реальную помощь.

Именно на результаты этого опроса, прежде всего, ориентировался авторский коллектив настоящего издания.

кому и как пользоваться этим руководством

* * *

Авторы выражают глубокую признательность руководству и коллективам следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ, следственных управлений Следственного комитета при МВД России, а также прокуратур следующих субъектов РФ: республик Бурятия и Кабардино-Балкария, Алтайского, Забайкальского, Краснодарского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Иркутской, Новосибирской, Омской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей за апробирование рекомендаций, активную помощь в сборе и обобщении данных практики.

1.2.вопросы предупреждения противодействия

исохранения тайны предварительного расследования

Уважаемые следователи и прокуроры! Искренне полагаем, что большинство общественных помощников и практикантов — это честные и порядочные молодые люди. Однако, как и все прочие граждане, они бывают разными. К сожалению, ни вуз, ни родители не могут гарантировать, что вы не столкнетесь с отдельными проявлениями нечестности, недобросовестности, непорядочности или заинтересованности в исходе конкретного дела.

Следует иметь в виду, что некоторые ограничения устанавливает Положение об общественном помощнике следователя. В частности, таковым может стать только лицо:

в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям;

которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющемся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);

годное не только по состоянию здоровья, но ипоморальным,деловым качествамк осуществлению деятельности в качестве общественного помощникаследователя,имеющеесклонностькследственнойработе (п. 4 Положения).

глава 1

Кроме того, общественный помощник следователя обязан оперативно информировать следователя и руководителя следственного органа о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, в том числе о привлечении к уголовной или административной ответственности либо иных обстоятельствах, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (п. 19 Положения).

Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу либо правам и законным интересам граждан и организаций (п. 20 Положения).

Общественный помощник следователя не может быть допущен к работе с документами, содержащими государственную тайну и служебную информацию ограниченного пользования, ему запрещается разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу (п. 23 Положения).

Общественному помощнику следователя запрещаемся лично или через других лиц получать от физических и юридических лиц какоелибо вознаграждение (денежные средства, подарки, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и прочее) в связи с исполнением обязанностей общественного помощника следователя, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях (п. 24 Положения).

Полагаем, что все эти требования можно и нужно распространять и на практикантов. Следует внимательно относиться к выбору поручаемых задач. Тщательно проверяйте все результаты работы, которую поручаете общественному помощнику или практиканту. Например, то же самое Положение (п. 21) требует от общественного помощника следователя ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за истекшим кварталом, готовить письменную информацию о проделанной работе, которая согласовывается со следователем и утверждается руководителем следственного органа, в котором осуществляется деятельность общественного помощника следователя.

В соответствии с п. 8 Положения кадровое подразделение следственного управления проводит дополнительную проверку сведений о кандидате в общественные помощники следователя, а при необходимости о его ближайших родственниках, в том числе сведений о судимости и привлечении лица к административной ответственности.

кому и как пользоваться этим руководством

Вместе с этим с учетом ситуации по конкретным делам и материалам рекомендуем в пределах ваших служебных полномочий проверить, чем, помимо учебы и поручаемой работы (практики), занимается молодой человек; каков круг его знакомств; возможно ли оказание на него нежелательного воздействия от представителей стороны защиты, например, исключено ли совершение им действий, направленных на уничтожение либо фальсификацию доказательств и т. д. Хоть и очень редко, но, к сожалению, негативные примеры в следственной практике имеются.

Как правильно отмечено в п. 23 Положения, далеко не всегда необходимо давать практиканту всю информацию по конкретному делу, находящемуся в производстве. Следует строго и тщательно разъяснить помощнику (практиканту) недопустимость разглашения сведений, ставших ему известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу, напомнить ему об уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ).

Убедившись в порядочности, добросовестности общественного помощника (практиканта), установив оптимальный уровень контроля за его деятельностью, можно приступить к конкретным поручениям, изложенным ниже.

1. . обращение к общественным помощникам и практикантам

Уважаемые общественные помощники и практиканты! Вы порой просто не представляете себе, как бывает загружен работой следователь, дознаватель и другие наши коллеги — правоприменители!

В существующем режиме работы, порой почти нечеловеческом по своему напряжению, даже высококлассному специалисту очень трудно избежать отдельных упущений: допустить ошибку при составлении сложного процессуального документа (см. гл. 9, 14), забыть приобщить к делу важный материал (см. гл. 15), не взять на место происшествия нужный бланк или предмет (см. гл. 3) и т.п.

Согласитесь, все это по-человечески понятно и не означает, что специалист не компетентен. Как известно, не ошибается тот, кто не работает. При этом в уголовном судопроизводстве существует масса задач и процедур, не сложных по своему содержанию, но затратных по времени выполнения. Например, любому следователю необходимо регулярно систематизировать и подшивать все дела и материалы, нахо-

глава 1

дящиеся у него в производстве (см. гл. 2). Но времени не хватает да и жалко. И тут на помощь можете прийти вы — наши добросовестные и умелые молодые коллеги!

А теперь представьте, насколько приятно будет практическому работнику, если вы вдумчиво, со знанием дела и корректно поможете старшему товарищу. Вы точно заслужите, быть может, не очень явную, но весьма глубокую благодарность профессионала, с удовольствием обнаружившего, что рядом с ним не просто «статист», «разносчик повесток», а подающий большие надежды молодой специалист, внимательный, знающий, работоспособный и доброжелательный, в общем как раз тот, кого он хотел бы видеть рядом как коллегу, соседа по кабинету. И кто знает, быть может, именно его вовремя «замолвленное словечко» или мотивированный рапорт будет решающим при вашем трудоустройстве. Хотите научиться оказывать квалифицированную помощь практическому работнику — читайте это пособие!

Внимание!

Перед дальнейшим изучением «Руководства…» обязательно прочитайте предыдущий параграф «Вопросы предупреждения противодействия и сохранения тайны предварительного расследования». Согласуйте с курирующим следователем и руководителем следственного органа все обозначенные вопросы.

Книга, которую вы держите в руках, не подменяет собой другую учебную литературу. Выходя на практику или работу в должности общественного помощника, следует, прежде всего, ориентироваться на учебные издания по криминалистике, уголовному процессу, уголовному праву и другим предметам «криминального цикла», постоянно обращаться к ним в своей работе.

1. . где скачать и как работать с электронными приложениями

В процессе работы над данным руководством перед авторами стояла задача сделать его максимально прикладным. А для этого мало только давать советы. Нужно предоставить возможность начинающим следователям, их помощникам и практикантам здесь же применить совет на практике. А это, как правило, означает составить процессуальный или иной документ. С тех пор как в правоохранительных органах появилась компьютерная техника, это делается на основе разнообразных элект-

кому и как пользоваться этим руководством

ронных шаблонов, которые тысячами оседают в персональных компьютерах и локальных сетях каждого следственного подразделения. Есть у таких подходов и свои минусы (см. 6.7). Но и совсем отходить от сложившейся практики тоже не выход.

Поэтому авторы решили подготовить и разместить в Интернете для открытого пользования электронные документы — образцы и примеры процессуальных и иных документов для обучения начинающих следователей, общественных помощников и практикантов. Для этого после специальной выборки материалов уголовных дел некоторые процессуальные и оперативно-розыскные документы были отсканированы, отредактированы и обезличены.

Указанные электронные документы с высокой долей условности обозначены тремя наименованиями:

«образцы» — документы, которые, по мнению авторов, составлены правильно, без ошибок и нарушений закона и потому могут служить в качестве ориентиров для обучаемых. Однако не следует забывать, что, во-первых, автор-составитель документа может ошибаться, вовторых, в каждом регионе, населенном пункте, имеются оригинальные подходы к содержанию тех или иных документов, отступление от которых отдельными правоприменителями признается ошибкой, нарушениемзакона.Поэтомудажеобразецдокумента,неговоряуже о примерах, следует согласовывать, прежде всего, с руководителем следственного органа, судьями региона;

«примеры» — документы, оставленные в авторской редакции их составителей — практических работников. Они не свободны от недостатков, ошибок и даже, вероятно, нарушений закона. Однако такова реальная правоприменительная практика и ее необходимо знать и изучать. К тому же соответствующие уголовные дела, как правило, завершались успехом стороны обвинения. Это означает, что либо вероятные ошибки и нарушения были устранены позднее, либо сторона защиты, суд не обратили на них внимание;

«антиобразцы» — специально подобранные авторами документы из практики, которые содержат существенные нарушения закона. Соответствующие дела завершались поражением стороны обви-

нения. Антиобразцы снабжены специальными заданиями с тем, чтобы научить, как не допускать такие нарушения или устранять их вредные последствия.

Лишь один образец приведен в Приложение 2 (постановление о привлечении в качестве обвиняемого). Однако работники правоохранительных органов, общественные помощники, преподаватели и

глава 1

студенты вузов, кто пожелает использовать весь объем электронных приложений, могут обратиться на сайт labatr.bsu.ru, где есть ссылка «Электронные приложения к Руководству для следователя и его помощника, практиканта».

Скачав этот архив, пользователи увидят в нем следующие разделы:

1.«Приложения 1–16» — содержат электронные документы — реальные акты правоприменения, а иногда и задания к ним для глав пособия согласно их нумерации.

2.«Дела реальные» — содержат образцы и примеры, которые собраны в отдельные учебные уголовные дела. Они включают не все, но основные акты по исходному (реальному) делу, а потому отвечают требованиям наглядности и практичности этого специфического учебного материала.

3.«Методические материалы» — содержат различные документы по вопросам организации учебного процесса в юридических вузах и учреждениях повышения квалификации, вопросам прохождения практик и т.п.

4.«Публикации авторов» — содержат некоторые из авторских публикаций, которые авторы вправе распространять в электронном виде.

Работники правоохранительных органов, использующие данное «Руководство…» в работе, а также все желающие, прежде всего студенты, могут составлять свои проекты документов на компьютере, взяв за основу соответствующий электронный документ из электронных приложений.

Однако предупреждаем: подавляющая часть предложенных документов правоприменительной практики изложена в редакции авторов — практических работников. Составители не гарантируют отсутствия в них ошибок и нарушений закона, а иногда и намеренно их оставляют. Таким образом, ошибка, скопированная из образцов, примеров и антиобразцов, ничем не лучше собственных и любых других.

Каждому из пользователей по каждому реальному документу советуем дать оценку по наличию/отсутствию в нем нарушений закона или ошибок.

Авторский коллектив постарается регулярно обновлять все названные разделы электронных приложений, улучшать качество представленных документов. Все желающие могут направлять авторскому коллективу свои примеры и образцы электронных документов по адресу: garmaeff@yandex.ru.

Убедительно просим, чтобы эти документы соответствовали следующим требованиям:

кому и как пользоваться этим руководством

онидолжныбытьполученызаконнымпутем,внеобходимыхслучаях с согласия их составителей;

ихисточникомдолжныбытьуголовныеделаиматериалы,покоторым правовые решения вступили в законную силу;

они не должны содержать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, относиться к объектам авторского права;

по возможности в них не должно быть ошибок и нарушений закона. Еслитаковыеимеются,необходимосопроводитьтекстсоответствующимисноскамиилипримечаниямиотом,вчемзаключаетсяошибка (нарушение закона), как ее следует исправить.

Искренне надеемся, что данное руководство и электронные прило-

жения к нему принесут реальную пользу как практическим работникам, так и обучающимся.

глава 2

как помоЧь пРавильно систематизиРовать

и«подШить» дело

2.1.систематизация несложного уголовного дела

вотношении одного обвиняемого

Насколько нам известно, практически ни в одном классическом юридическом вузе страны почему-то не учат тому, как «подшивать» дело, систематизировать его материалы. Иногда по своей инициативе, но помимо учебного плана, этим занимаются отдельные преподаватели — процессуалисты, криминалисты и другие — бывшие практические работники, каковых в вузах традиционно меньшинство7.

Между тем с этой непростой задачей каждый молодой специалист, прежде всего следователь, дознаватель, сталкивается буквально в первый же день своей работы. Причем в период расследования дела «подшивать» приходится два, три и более раза. Кроме того, умение следователя грамотно, аккуратно и даже красиво «подшить» дело считается несомненным атрибутом его профессионального мастерства. Научился «подшивать» грамотно — уже не новичок, причем алгоритм первой «подшивки» и, например, последней (по окончании расследования) существенно отличается. Мы рассмотрим алгоритм заключительной, на стадии предварительного расследования, систематизации8.

Следует руководствоваться общими принципами размещения материалов дела: хронологическая последовательность (от более поздних к менее поздним), логическая связанность; необходимость группировки документов по конкретному вопросу или лицу в одном месте, исключая нахождение аналогичных документов в разных местах. Однако эти принципы в конкретном приложении иногда противоречат друг другу. Посмотрим, как преодолеть эти противоречия.

7 Примеры описей поуголовному делу,материалу размещены насайте labatr.bsu.ru, ссылка на данное руководство, электронное приложение № 2.

8 Необходимоотметить,чтовнекоторыхпрокуратурахиследственныхуправленияхСледственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ, например, по Свердловской области, действуют приказы о правилах систематизации материалов дел. Изложенные в них рекомендации могут отличаться от приведенных в настоящем пособии.

1

как помочь правильно систематизировать и «подшить» дело

В следственных подразделениях России сложился следующий примерный алгоритм систематизации материалов несложного уголовного дела, когда речь идет об одном обвиняемом при небольшом количестве эпизодов/составов преступлений9:

1.Все документы уголовного дела должны быть пронумерованы, аккуратно подшиты, по возможности в твердых обложках; желательный объем 1-го тома примерно 250 листов. При необходимости можно и больше, но не желательно.

2.Указания руководителя следственного органа о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, планы расследования по делу подшиваются перед постановлением о возбуждении уголовного дела (черновые подшивки). При подготовке уголовного дела для передачи обвиняемому и его защитнику в порядке ст. 217 УПК РФ (для ознакомления) упомянутые указания оставляются в материалах,

вслучае, если они носят процессуальный характер, например, обязывают следователя провести следственные действия. Если же указания касаются непроцессуальных вопросов: тактики расследования, необходимости устранения допущенных ошибок и т.п., то они изымаются из дела и приобщаются к надзорному производству (НП). Это касается и планов расследования. Это также непроцессуальные документы.

3.При направлении уголовного дела в суд сразу после передней обложки подшивается бланк справки о результатах судебного рассмотрения, а также опись.

4.Далее за описью в начале дела располагаются: постановление о возбуждении уголовного дела (постановление о принятии дела к производству), рапорты (заявления) и материал проверки (объяснения, справки), послужившие основанием для возбуждения уголовного дела. Чаще всего именно здесь размещается блок материалов доследственной проверки или результатов оперативно-розыской деятельности.

5.Постановления об изъятии и передаче уголовного дела, постановления о принятии дела к производству, постановления о продлении сроков следствия и содержания под стражей (с постановлением о возбуждении ходатайств перед судом о продлении стражи10), постановле-

9 В различных ведомствах, на различных территориях, у отдельных следователей наблюдаютсяразныеподходык«подшивке»дела.Предлагаемыйпорядокестьнекотороеусредненное представление о систематизации материалов, которая, как известно, на нормативном уровне нигде не закреплена.

10 В рядерегионов неписанныеправила систематизациивэтой частисущественно отличаются.Так,вРеспубликеБурятияпостановленияобизбраниимерпресечения,ходатайства об их избрании, ходатайства и решения «о продлении…», изменении мер пресечения под-

1

Руководство для следователя и его общественного помощника

Руководство для следователя и его общественного помощника

Аннотация

С каждым годом в правоохранительные органы приходит все больше общественных помощников и студентов-практикантов. Но практические работники часто не знают, как эффективно использовать их труд, передавая при этом свое профессиональное мастерство.

Издание подготовлено коллективом ученых и практиков в рамках инновационного проекта «Прикладные методы обучения юристов», поддержанного грантом Президента РФ. Издание имеет тройное назначение: 1) памятка для следователя; 2) совокупность рекомендаций о том, как он может эффективно использовать работу своего общественного помощника, а также студента-практиканта; 3) пособие для самих общественных помощников и практикантов. Например, следователи могут использовать отдельные главы для постановки задач и контроля их исполнения, не тратя лишнее время на обучение и инструктаж.

Адресуется следователям, дознавателям, другим работникам правоохранительных органов, их общественным помощникам, студентам, всем, кто интересуется криминалистикой и уголовным процессом, а также инновационными методами обучения юристов.

Скачать книгу Руководство для следователя и его общественного помощника бесплатно в fb2, epub, pdf, txt

Другие книги автора
Юрий Петрович Гармаев

Самое популярное в жанре Правоведение

Оставить отзыв

Предисловие

Глава 1. КОМУ И КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТИМ РУКОВОДСТВОМ

§ 1.1. Обращение к следователям и руководителям следственных органов

§ 1.2. Вопросы предупреждения противодействия и сохранения тайны предварительного расследования

§ 1.3. Обращение к общественным помощникам и практикантам

§ 1.4. Где скачать и как работать с электронными приложениями

Глава 2. КАК ПОМОЧЬ ПРАВИЛЬНО СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ И ПОДШИТЬ ДЕЛО

§ 2.1. Систематизация несложного уголовного дела в отношении одного обвиняемого

§ 2.2. Систематизация многотомных и многоэпизодных групповых дел

§ 2.3. Дополнительные рекомендации по систематизации и подшивке материалов уголовных дел

Глава 3. «ВЫЕЗДНАЯ» ПАПКА ДЛЯ БУМАГ И ПРОЧИЕ ДЕТАЛИ

Глава 4. ПРОВЕДЕНИЕ ДОСЛЕДСТВЕННОЙ ПРОВЕРКИ, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ

Глава 5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОМОЩНИКИ И ПРАКТИКАНТЫ КАК ПОНЯТЫЕ И СПЕЦИАЛИСТЫ: ЗА И ПРОТИВ

Глава 6. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОМОЩНИК И ПРАКТИКАНТ В ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛЕДОВАТЕЛЯ

§ 6.1. Общие вопросы

§ 6.2. Рабочее место

§ 6.3. Планирование работы

§ 6.4. «Маячки»

§ 6.5. Приоритеты

§ 6.6. Повестки и допросы

§ 6.7. Шаблоны

Глава 7. РАБОТА НА МЕСТЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

§ 7.1. Составление памятки-бегунка и пометка вещдоков

§ 7.2. Особенности фотосъемки места происшествия

§ 7.3. Работа со следами различного происхождения

§ 7.4. Обнаружение, фиксация и изъятие следов рук

§ 7.5. Обнаружение, фиксация и изъятие следов ног

§ 7.6. Особенности фиксации и изъятия объектов биологического происхождения

§ 7.7. Работа с запаховыми следами (одорологические следы)

Глава 8. ЕСЛИ СЛЕДОВАТЕЛЬ НА ВЫ С КОМПЬЮТЕРОМ: СОВЕТЫ ОПЫТНОГО ЮЗЕРА

Глава 9. СОСТАВЛЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Глава 10. ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА

Глава 11. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ОПОЗНАНИЯ

Глава 12. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ ПОКАЗАНИЙ НА МЕСТЕ

Глава 13. ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

Глава 14. КАК ПОМОЧЬ СОСТАВИТЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ПРИВЛЕЧЕНИИ В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО

Глава 15. КАК ПОМОЧЬ В ПРОВЕРКЕ МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Глава 16. О ТЕХ, КТО СТОИТ «НАД» СЛЕДОВАТЕЛЕМ: РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА, ПРОКУРОР, СУДЬЯ

§ 16.1. Ведомственный контроль

§ 16.2. Прокурорский надзор

§ 16.3. Судебный контроль

Глава 17. ПОЛУЧЕНИЕ, ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

§ 17.1. Необходимость результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании уголовных дел

§ 17.2. Порядок получения результатов оперативно-розыскной деятельности органами предварительного расследования

§ 17.3. Проверка и оценка результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе предварительного расследования

§ 17.4. Типичные ошибки и недостатки материалов оперативно-розыскной деятельности и их использования при расследовании уголовного дела

Глава 18. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОМОЩНИКА И СТАЖЕРА СЛЕДОВАТЕЛЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

§ 18.1. Деятельность общественного помощника следователя ОВД и его карьерные перспективы

§ 18.2. Стажер следователя ОВД и его обучение

Глава 19. КАК ИСКАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДСТВЕННО-СУДЕБНУЮ ПРАКТИКУ ПО ПОРУЧЕНИЮ СЛЕДОВАТЕЛЯ ИЛИ ДЛЯ ИНЫХ НУЖД

§ 19.1. Общие положения

§ 19.2. Поиск следственно-судебной практики «офлайн»

§ 19.3. Поиск следственно-судебной практики «онлайн»

Глава 20. КАК ИЗЛОЖИТЬ ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ В ТЕКСТЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ СПРАВКИ И НАУЧНОЙ РАБОТЫ

§ 20.1. Классификация практических примеров

§ 20.2. Структура практического примера

§ 20.3. Критерии качества практического примера

§ 20.4. «Пример приведения примера»

Глава 21. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТА, КУРСОВЫЕ, ДИПЛОМНАЯ РАБОТА КАК ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСПЕШНОГО ЮРИСТА (вместо послесловия)

Приложения

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Закрытие обособленного подразделения пошаговая инструкция в 2022 году
  • Что такое престариум инструкция по применению
  • Флюкостат солютаб инструкция по применению цена
  • Карбамазепин велформ инструкция по применению цена
  • Гамавит для поросят инструкция по применению