Современные лидеры должны постоянно адаптироваться к вызовам времени, меняться вместе с переменами. При этом должны совершенствоваться и программы их подготовки. Разбираемся, как меняются тренды в бизнес-образовании
Об авторе:
Станислав Шекшня, старший партнер компании Ward Howell, преподаватель лидерства и корпоративного управления в международной школе бизнеса INSEAD (Франция), академический директор программы подготовки членов советов директоров Effective Board, основатель Talent Equity Institute.
Российский рынок образования топ-менеджмента
Российские компании суммарно тратят более ₽73 млрд в год на обучение своих сотрудников. Это примерно ₽50 тыс. на человека в год, когда речь идет о средней компании. Руководители инициируют комплексные программы обучения, учреждают корпоративные университеты, сотрудничают с ведущими бизнес-школами и консалтинговыми компаниями и даже сами выступают в роли преподавателей. Но как учатся сами руководители — CEO и их команды?
В 2021 году Ward Howell Talent Equity Institute провел исследование, в котором приняли участие члены управленческих команд 26 крупных российских компаний. Среди них были как предприятия новой экономики, так и представители традиционных секторов, лидеры своей отрасли и догоняющие игроки. Анализ был дополнен опытом самого института.
Выяснилось, что заметное число компаний вкладывают большие суммы в обучение своих сотрудников, реже развивая при этом управленческие команды. 75% работают в контексте трансформации — перестройки компании в ответ на внешние и внутренние вызовы (покупка и интеграция активов, смена бизнес-модели, активный рост или, напротив, существенное падение бизнеса). И только 25% HR-директоров описывают среду, в которой работают, как достаточно стабильную — у таких компаний нет либо ресурсов для роста, либо амбиций.
Результаты проведенного исследования показывают: пока две трети крупных игроков рынка создают внутренние корпоративные университеты, структурно подходя к процессам получения знаний, оставшиеся не считают нужным обучать сотрудников в принципе.
Многие компании делают ставку на индивидуальное развитие каждого руководителя, предоставляя свободу в выборе направлений и инструментов обучения, но при этом отказываются от командных образовательных программ. В этом эксперты Talent Equity Institute видят парадокс, потому что именно общение является эффективным драйвером обучения.
Методы обучения высшего менеджмента зависят от контекста, в котором команда работает. В отраслях с большой скоростью изменений, например, в технологическом секторе, топ-команды лидеров рынка не прикладывают целенаправленных усилий для обучения: среда вокруг них настолько динамична, что получение знаний и навыков происходит само собой в процессе общения и рабочих моментов. В отраслях с низкой скоростью изменений и инноваций — например, в тяжелой промышленности — напротив, топ-команды учатся много и, как правило, все вместе в рамках специально организованных образовательных программ.
Эксперты Ward Howell Talent Equity Institute выделяют четыре модели развития топ-команд российских компаний:
- обучение отсутствует;
- предпочитают централизованные программы для команд или отдельных специалистов;
- ориентируются на личную инициативу, когда руководитель сам решает, что и где ему нужно изучить;
- принципиально не хотят получать чужие знания и акцентируются на получении практических навыков.
Варианты обучения руководителей
- MBA (включая mini-MBA, Executive MBA и DBA);
- корпоративные университеты, созданные в рамках компании;
- индивидуальный и групповой коучинг;
- командные и стратегические сессии;
- специализированные программы консалтинговых агентств и бизнес-школ.
А вот в рамках этих направлений обучения существуют различные методики и варианты непосредственной передачи знаний.
Классические форматы обучения топ-менеджмента
Традиционный формат обучения — это стандартная программа, которая заранее составлена, а основным источником знаний является эксперт. Он выступает в роли непосредственного преподавателя, или занятия базируются на его книгах и учебных материалах.
Как таковой «гибкости» в ней нет: есть учебный план, есть определенные постулаты, которые необходимо усвоить, а после попробовать применить их на практике.
Стоит оговориться, что само слово «обучение» здесь не очень подходит. Специалисты, которые лично отвечают за развитие стратегии компании, уже обладают ключевыми компетенциями, поэтому для них происходит процесс «развития» и «самосовершенствования».
В классическом бизнес-образовании занятия во многом ориентированы на hard skills, так что на soft skills, включая социально-психологические качества, приходится меньший процент учебного плана. Классический формат предусматривает передачу конкретных знаний с помощью лекций и часов, проведенных в аудитории, включает теорию и практику.
Многие дистанционные программы можно также отнести к классике. Сейчас сокращается интерес к классическому MBA, наблюдается взрывной рост популярности онлайн-сегмента. За последние годы число обучающихся в онлайн-формате по программам, связанным с бизнес-образованием, увеличилось более чем на 30%. Но многие из них повторяют ту самую стандартную тактику — модель лектора и ученика — и следуют тому же плану, как и в обычном классе.
Почему необходимы новые форматы обучения
Во-первых, мало кому из топ-менеджмента подойдет стандартизированная программа. Они должны соответствовать персональным целям роста: стать членом совета директоров или СЕО, развиваться по горизонтали, усилить экспертизу в своей области и так далее. Огромное значение имеют и цели конкретного бизнеса, которым человек управляет. Адаптировать классический формат под каждого практически невозможно.
Второй важный момент — особенности современного восприятия информации. Новое поколение топ-менеджеров отрицает старые методы, отказывается учиться традиционно. Сохранять концентрацию на одной теме, долго читать и слушать им становится все тяжелее из-за засилья «быстрого контента» и смены привычек. Главные ожидания теперь — разнообразие и скорость.
Рынок бизнес-образования логически движется от пассивного к активному. Если раньше человек сидел, слушал и запоминал, то сейчас все больше руководителей предпочитают сразу начинать с практики под контролем преподавателя.
То есть раньше специалисту давали готовые знания, а в современном мире предпочитают давать навыки и опыт, а уже в процессе работы проявляются знания.
Групповое обучение постепенно вытесняет индивидуальное. Например, peer-to-peer образование позволяет формировать связи через обмен знаниями, опытом и мнениями, что дает больше прикладных навыков, чем чтение теории, а заодно тренирует аналитическое мышление и построение коммуникации.
Как показывает опыт, само обучение может длиться долго, но подаваться должно короткими кусками, основываться на конкретных действиях, не быть жестко привязанным ко времени и включать цифровые элементы. Это могут быть опросы, игры, групповая работа в удаленном формате, совместное редактирование проекта в облаке. Как современный лидер должен быть гибким и всегда готовым к переменам, так и программы обучения необходимо постоянно развивать.
Что входит в новые форматы обучения
Обучение топ-команд активно меняется и включает в себя все больше новых элементов. Стратегические сессии, индивидуальные планы развития и коучинг, еще недавно столь популярные, стали проигрывать бенчмаркинговым визитам в другие компании, работе с экспертами над актуальными для бизнеса проблемами и наставничеству.
Микролернинг
Сейчас просто нет времени на просмотр трехчасовой лекции, чтение пары обучающих книг или недельный интенсив. Поэтому сформировался тренд на микролёрнинг. Тут важно не просто делать курс короче, а за десять минут четко и емко рассказать то, на что раньше тратилось несколько уроков.
Бенчмаркинговые визиты
Это посещение компании, открытой к обмену опытом. Одна из самых популярных практик среди респондентов Ward Howell Talent Equity Institute. Визиты могут быть организованы самостоятельно или консалтинговой компанией, в режиме онлайн или офлайн, для большой группы или пары человек. Они ориентированы на знакомство как с успешным, так и с негативным опытом. С помощью визитов можно посмотреть, какие практики успешны, а какие инициативы провалились.
Наставничество
Вот еще один формат обучения, набирающий популярность. Исследования показывают, что среди тех, у кого есть хороший наставник внутри организации, наблюдаются более быстрый карьерный рост, большая вовлеченность и большая удовлетворенность своей работой. В некоторых компаниях каждому топ-менеджеру назначают наставника из совета директоров. Часто руководители ищут наставников за пределами компании — как среди успешных топ-менеджеров, так и среди предпринимателей. В настоящее время именно наставничество становится более популярным инструментом, чем привычный коучинг.
Геймификация
Геймификация также стала сильным инструментом — она применяется и для детей, и для студентов, и для обучения топ-команд. Уровни, прокачка, задания, достижения — все это способно мотивировать и упрощать процесс получения знаний. Игровые механики становятся сложнее, а их интеграция более вдумчивой, например, добавляются социальность и реальные бонусы за достижения.
Какими будут форматы обучения будущего
Под воздействием технологий меняются тысячи профессий, как следствие — меняются методы обучения и требования к топ-менеджменту. К примеру, директорам по персоналу потребуются навыки комбинирования работы человека и алгоритмов, знания в области машинного обучения или предиктивной аналитики. Конечно, личное общение с экспертом или командой вряд ли исчезнет полностью, но в процесс обучения будут все чаще добавляться цифровые инструменты.
Среди основных тенденций бизнес-образования, за которыми стоит следить в 2022 году, выделяют метавселенные, возможность быстрого переключения между очным и онлайн-образованием, включая VR-инструменты для реалистичного погружения. Например, VR-экскурсии по компаниям и предприятиям, симуляции заседания совета директоров, отработка навыков управления в виртуальной реальности.
Будущее бизнеса будут определять технологии, включая внедрение в процессы искусственного интеллекта, дополненной реальности, робототехники и прочих инноваций. Поэтому опросы руководителей бизнес-школ показывают, что до 95% из них считают важным отработку навыков управления профессионалами в этих областях.
Безусловно, и в самих методиках преподавания и передачи опыта добавятся персонификация, моделирование и прогнозирование, основанные на использовании искусственного интеллекта и подходов Big Data. При этом чат-боты не заменят прямого общения с наставником, но облегчат и упростят процесс изучения.
Обучение топ-менеджеров должно не просто передавать знания, но помогать компании повышать качество лидерского капитала и обеспечивать устойчивое развитие бизнеса. Поэтому и сейчас, и в будущем особую ценность будут иметь бизнес-школы и консалтинговые агентства, применяющий системный и интегрированный подход, сочетающие академические и практические знания.
Лекции, видеоуроки и концентрированная практика
Методики ускоренного обучения
Сквозные подробные примеры
Взаимодействие с преподавателем
Обучение высшего руководства по системам менеджмента
Лицензия на образовательную деятельность Л035-01257-69/00632578
Мы занимаемся производством премиксов и являемся одной из крупнейших компаний в этом сегменте рынка. Очень интересный тренинг по системам устойчивого развития. Мы давно хотели на него попасть. Должен сказать, что за 2 дня работы почерпнули массу интересных фактов, массу интересных идей, и убедились в том, что те идеи и мысли, которые у нас были, необходимо срочно реализовать и надеюсь, что с компанией ИнтерКонсалт мы сможем реализовать то, что было запланировано в ближайший год.
Мне понравилась схема построения курса. Возможность обучения в любое удобное время при плотном графике. Материал излагается доступным языком и позволяет систематизировать полученные знания с практическим опытом. Спасибо большое за профессионализм!
Курс очень понравился, грамотно составлен, все продумано, все понятно и в конце каждого урока видеоурок. Хочу отметить поддержку, всегда на связи менеджер и тех. поддержка, если возникают какие-то вопросы. Времени даётся достаточно для прохождения курса и удобно, что сам можешь распределить, как его проходить. Всем рекомендую!
При покупке 2-х и более продуктов мы предложим индивидуальную скидку. Поместите продукты и корзину, оформите заказ и мы свяжемся с Вами для обсуждения условий
Почему Вам стоит пройти обучение у нас
Любой бизнес устойчив при наличии, как минимум, 3-х опор:
- жизнеспособной идее его отца-основателя,
- достаточных для развития ресурсов,
- эффективной управленческой инфраструктуры.
Не будет одной из частей и развитие в сколько-нибудь долгосрочной перспективе невозможно. Мы не занимаемся идеями, это дело предпринимателей (хотя даем методы, позволяющие отшлифовать такие идеи и скорректировать бизнес-модель). Мы не предоставляем ресурсы, это делают кадровые агентства, финансовые институты и другие компании (хотя даем методы, позволяющие управлять этими ресурсами).
Мы помогаем (с помощью обучения инструментам менеджмента) при наличии жизнеспособной бизнес-идеи и соответствующих ресурсов направить все это в нужное русло, аналитически выстроить стратегию, отладить функциональные цепочки и бизнес-процессы, т.е. развить управленческую инфраструктуру до такого уровня, чтобы бизнес-идея стала источником развития компании и заработка для ее создателей. При этом мы используем самые продвинутые мировые методики в области менеджмента для разработки такой инфраструктуры.
Приятной учебы и успехов в развитии!
Современным управленцам нужно регулярно обновлять свои знания и навыки, чтобы эффективно отвечать на все новые вызовы. Один раз научиться руководить процессами и решать задачи теперь уже не получится – слишком часто меняются условия, в которых приходится действовать. К тому же ошибки или устаревшие методы работы линейного персонала приводят, в основном, к временным и локальным проблемам, а вот недостаточная компетентность руководителя негативно сказывается на бизнесе в целом. В статье о том, какое обучение должен пройти руководитель, чтобы поддерживать эффективные рабочие процессы, двигать компанию вперед и справляться с проблемами.
Чему обучать руководителей высшего звена
Управленцы высшего звена определяют стратегию развития бизнеса и контролирует, как персонал компании ее реализует. Эти сотрудники должны воспринимать и осознавать себя лидерами, от которых зависит настроение и работоспособность всего коллектива. Топ-менеджеры, как правило, выступают в качестве бизнес-партнеров собственников, поэтому напрямую заинтересованы в увеличении дивидендов и продвижении на рынке.
Основные направления непрерывного обучения руководителей высшего звена – это, во-первых, стратегический менеджмент. Управленцу нужно развивать навыки постановки долгосрочных целей компании в зависимости от коньюнктуры и уметь добиваться их реализации.
В-вторых, топ-менеджеру нужно системное мышление и возможность критически оценивать события и обстоятельства. Руководитель постоянно учится прогнозировать результаты, анализировать риски, генерировать идеи и анализировать поступающие из десятков источников данные. Также корпоративному лидеру нужно хорошо разбираться в тенденциях рынка, мониторить новые направления бизнеса, разбираться в трендах цифровой среды и понимать технологические и экономические тенденции.
Важно! Хорошие топ-менеджеры – это визионеры и блестящие коммуникаторы. Их нужно обучать продвинутым навыкам публичного выступлений, ведению переговоров, решению конфликтных ситуаций и ненасильственному воздействию на подчиненных. Для людей, которые определяют работу компании, обучение должно стать нормой. |
Чему обучать линейных управленцев
Эффективность работы руководителя подразделения во многом зависит от качества и периодичности обучения. Средние и линейные управленцы действуют как связующее звено между топ-менеджерами и линейным персоналом. Они непосредственно отвечают за операционные процессы и реализуют планы, которые утверждают топ-менеджеры. Руководителей среднего и низового звена обучают, в первую очередь, технологиям работы управленца. Ведь 80 процентов своего рабочего времени эти сотрудники выполняют повторяющиеся управленческие задачи.
Например, контролируют бюджет, обеспечивают фронт работы, организуют процесс, подбирают и обучают персонал, ставят задачи, дают обратную связь исполнителям и оценивают результат. Чтобы поддержать нужный уровень продуктивности этих сотрудников их нужно обучать технологиям управленческих действий, которые можно сразу применить в рабочей ситуации. Ниже – 8 технологий управления, которые необходимы результативному начальнику.
Перечень технологий управления, которым нужно обучать линейных менеджеров скачайте по ссылке
Формы и инструменты обучения руководителей
Разные по величине и внутреннему устройству компании организуют обучение руководителей по-разному: внутренними силами корпоративного университета или приглашают внешних подрядчиков. Внутренние форматы полезны тем, что строятся с учетом контекста компании и учитывают корпоративную экспертизу. Внешние – более технологичны, дают широкие возможности и, напротив, абстрагируют обучение от узкой корпоративной направленности. Полезно использовать смешанные формы – миксовать внутренние и внешние форматы.
Популярных инструментов обучения руководителей достаточно много, и они разнообразны. Программа обучения руководителей включают обычно несколько сбалансированных инструментов. Хорошо работают индивидуальные сессии с коучем, которые проводят профессионально подготовленные и официально сертифицированные специалисты.
Обратите внимание! Из-за того, что график у большинства управленцев достаточно плотный, наиболее популярны в этой среде краткосрочные и микроформаты. Это существенно уменьшает затраты времени, связанные с перемещениями, и позволяет руководителю учиться, не выходя из кабинета. |
Еще один метод, пришедший из скандинавского менеджмента, заключается в том, что управленца погружают в рабочий процесс подразделения в качестве линейного сотрудника и он должен последовательно проработать максимум рабочих операций. Также руководитель может параллельно пройти курсы MBA (Master of business administration), DBA (Doctor of Business Administration), чтобы в режиме решения реальных бизнес-кейсов обменяться опытом с руководителями других компаний.
В организации обучения руководителей в последние годы большое развитие получили онлайн-форматы от бизнес-школ и других провайдеров. Они предлагают управленцам бизнес-симуляторы рабочих ситуаций, решение кейсов с применением гейм-технологий, участие в интеллектуальных квизах на бизнес-тематику и прохождение сложных квестов по принципу игры Монополия.
Памятку, какие компетенции руководителей требуют непрерывного развития, скачайте по ссылке.
Как построить систему обучения в компании и автоматизировать процессы обучения узнаете на нашем курсе.
Разработка программ обучения и развития руководителей от начинающих до высшего звена под ключ
Программы обучения
Программы обучения и развития руководителей от начального уровня до руководителей высшего звена разрабатываются с учетом особенностей управленческого уровня
Программы уникальны тем, что они построены в формате двойного обучения. Часть материала представлена в виде теоретического блока с практическими упражнениями, а часть в виде самостоятельного выполнения заданий учениками, на которые они также получают обратную связь и комментарии от кураторов
В программу включены тренинги или вебинары, материалы для самостоятельного изучения участниками, тесты, задания и система рейтинга
Пример готовой программы
Программа подготовки руководителей
- Онлайн интенсив — 6 модулей = 6 недель
- Встречи на платформе Zoom 2 раза в неделю по 2 часа
- Весь теоретический материал вынесен в формат прерида на платформу GetCourse
- 2 практических домашних задания и тест на знание теории в каждом модуле
Форма работы
- Роль и задачи менеджера в компании
- Теории мотивации. Стили руководства
- Инструменты менеджера: делегирование и обратная связь
- Профили членов команды
Целевая аудитория
- Кадровый потенциал
- Только назначенные менеджеры, имеющие подчиненных
- Количество участников в группе — до 12 человек
Работа с практическими кейсами
Сквозной кейс по всему изученному материалу
Практика
Типология Д. Кантора по коммуникации в условиях стресса
Бесконфликтное общение с разными типажами, установление баланса в команде
Работа в команде
Практические упражнения на отработку модели (диалоги с разными сотрудниками)
Диалоги 1−1. Виды, цели, темы диалогов
Ситуационное лидерство. Постановка задачи
Отработка навыка выявления мотивов
Определение ведущих мотивов сотрудника
Использование инструментов в диалоге
Мотивация
Модели предоставления обратной связи
Типы, виды и цели Контроля
Практика использования моделей для позитивной и корректирующей обратной связи
Контроль и обратная связь
SMART — описание модели, примеры применения
Формат мышления руководителя — соотношение soft/hard skills
Управленческий цикл
Теория управления (цикл Шухарта-Деминга)
Хотите заказать программу?
Оставьте заявку, и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время
Наши тренеры
Остались вопросы?
Оставьте свои данные, и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время
Зачем проводить обучение высшего руководства? Сразу исключим все еще распространенный аргумент, что высшее руководство не участвует никаким образом в жизни интегрированной системы менеджмента. Много дискуссий и постов написано нами про то, что такое разработка системы менеджмента, какие задачи у высшего руководства в реализации требований международных стандартов ISO 9001, ISO 14001, ISO 45001. В конце концов, если уж мы ведем речь о системе менеджмента, то без МЕНЕДЖМЕНТА не обойтись.
В этой статье мы разберем самые распространенные вопросы, надежды и сомнения компаний относительного того,
- в какой форме проводить обучение высшего руководства
- чему обучать и
- каких результатов ожидать
Прочтите все наши советы внизу и найдите свое идеальное обучение высшего руководства.
СОВЕТ 1. Руководители часто не могут выделить весь день на тренинг, даже если он очень полезный. Именно поэтому следует планировать обучение высшего руководства как несколько коротких сессий на протяжении 2-3 дней.
Например, открытый вебинар в ТМС РУС «Обучение ИСМ для высшего руководства» длится два дня по полдня. Записывайтесь на наши ближайшие даты: 16-17 декабря 2021 г.
Очное обучение высшего руководства также очень результативно, так как позволяет участникам активнее взаимодействовать друг с другом.
СОВЕТ 2. Если совсем никак не может быть спланирован и вебинар, слишком разные задачи и доступное время у высшего руководства, то рассмотрите вариант индивидуального обучения. Наша компания любит проводить индивидуальные тренинг-сессии, так как от них получаешь всегда максимальный результат. Запрос на индивидуальный тренинг направляйте, пожалуйста, на адрес: info@tms-cs.ru
СОВЕТ 3. Обучение руководителей всегда связано с двумя основными темами:
- что значит правильное управленческое решение. И здесь можно вспомнить классическую картинку увеличения стоимости ошибки. Картинка говорит о более высокой стоимости ошибки, выявленной на более поздних этапах.
Аналогичный подход можно применить к более высокой стоимости ошибки руководителя высшего звена по сравнению с рабочим.
- как управлять процессами эффективно. Несмотря на то, что многие системы менеджмента не связаны напрямую с финансовыми ресурсами, будет глупо об этом важном факторе забыть. Получение результатов минимально возможными ресурсами – приоритетный критерий оценки деятельности каждого руководителя.
Любая программа обучения, но особенно программа для руководителей должна:
- быть максимально применимой к деятельности руководства;
- рассматривать реальные ситуации и примеры, с которыми сталкивается в жизни каждый руководитель;
- быть эмоционально окрашенной и яркой!
Почему именно такой?
Потому, что главный результат, который обучение высшего руководства дает компании -это
ВОВЛЕЧЕННОСТЬ, ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ И УЧАСТИЕ ЛИДЕРОВ ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Тренинги Академии ТМС РУС для высшего руководства:
- Система менеджмента качества. Курс для высшего руководства — 20-21 декабря, онлайн вебинар
- Интегрированные системы менеджмента (ISO 9001, ISO 14001, ISO 45001). Курс для высшего руководства — 16-17 декабря, онлайн вебинар
Департамент обучения
ООО «ТМС РУС»