Обязанности по руководству подразделением

В большинстве организаций руководители несут ответственность за определенное направление или отдел в организации — например, за бухгалтерию, маркетинг, продажи, поддержку клиентов, дизайн, качество. Они либо непосредственно руководят командой специалистов, либо возглавляют группу менеджеров, которые управляют командами сотрудников.

— Обязанности руководителя подразделения

— Основные навыки руководителя

— Функции руководителя подразделения

Помимо традиционных ролей руководителя отдела или функционального руководителя, которых часто называют линейными менеджерами, существуют также руководители продуктов и проектов. Они отвечают за действия и инициативы, часто без подчиненных. Эти «неформальные» руководители выполняют разные функции и набирают членов команды из различных групп для реализации определенных идей.

Обязанности руководителя подразделения

Чтобы достичь поставленных целей, руководитель подразделения регулирует разные направления — от обучения сотрудников до формирования отчетов и оценки эффективности.

В целом обязанности руководителя подразделения включают:

  • Делегирование задач и контроль бизнес-процессов.

  • Наем, обучение и мотивация сотрудников.

  • Урегулирование конфликтов или отработка жалоб клиентов и сотрудников.

  • Мониторинг эффективности подразделения и обеспечение его надлежащими ресурсами.

  • Сбор аналитики, анализ и разработка более эффективных процессов и стратегий.

  • Постановка целей, достижение целей по прибыли.

  • Формирование отчетов и предоставление информации вышестоящим руководителям.

  • Обеспечение соблюдения сотрудниками политики, требований и инструкций компании.

Основные навыки руководителя

Для выполнения возложенных обязанностей руководители должны обладать определенными компетенциями и развивать их.

Управление. Руководитель расставляет приоритеты по задачам и поддерживает мотивацию сотрудников. С одной стороны, он выстраивает доверие в команде, делегирует работу, не прибегая к микроменеджменту, с другой — держит под контролем ключевые задачи. Эффективный руководитель ежедневно работает над развитием своей команды, и в этом ему помогает конструктивная обратная связь.

Выстраивание коммуникаций. Для опытных руководителей наиболее важным принципом эффективного общения является умение слушать. Они выстраивают коммуникации на разных уровнях: с сотрудниками — один на один, с маленькими и  большими группами специалистов, по электронной почте, через социальные сети.

Сотрудничество. Руководитель поддерживает межфункциональные связи и моделирует поведение для достижения поставленных задач.

Критическое мышление. Одна из целей руководителя структурного подразделения заключается в стремлении понять, как тот или иной проект вписывается в общую систему бизнеса и какую ценность приносит. Он расставляет приоритеты с учетом более крупных организационных целей. Руководитель формулирует цели и задачи для членов команды, чтобы они понимали, какое значение для компании имеет их работа.

Распределение бюджета. Руководитель должен понимать, как правильно распоряжаться деньгами бизнеса, и следить за тем, чтобы его решения работали на увеличение прибыли. Для этого не нужно быть бухгалтером, но важно иметь представление о том, как измеряется эффективность. Например, сколько сотрудников могут производить высококачественную продукцию с наименьшими затратами.

Управление проектами. Проекты могут быть сложными и требовать многолетней реализации. Руководители должны понимать, какие методы управления проектами нужно применять для своевременного завершения проекта, и правильно контролировать работу над ним.

Функции руководителя подразделения

Можно выделить четыре основные функции руководителя: планирование, организация, управление и контроль. Эти функции работают в комплексе при реализации организационных целей.

Для начала руководитель структурного подразделения разрабатывает план, затем подключает ресурсы и делегирует обязанности сотрудникам в соответствии с планом. На следующем этапе в его задачи входит поддержание необходимого уровня мотивации для успешного выполнения плана, а в финале — оценка и анализ эффективности плана по мере его выполнения, внесение необходимых корректив.

1. Планирование

На этапе планирования руководитель структурного подразделения устанавливает организационные цели и создает план действий для их достижения. Он принимает стратегические решения, определяющие направление деятельности организации. Для выбора приемлемого плана действий руководитель может провести мозговой штурм.

При планировании руководитель проводит глубокий анализ текущего положения дел в организации, принимая во внимание ее видение и миссию, оценивая доступность ресурсов для достижения целей. При этом учитываются внутренние и внешние факторы, которые могут повлиять на выполнение плана: экономическая ситуация, количество клиентов, уровень конкуренции.

Руководитель разрабатывает реалистичный график выполнения задач исходя из имеющихся у организации финансов, персонала и ресурсов.

Существует несколько подходов к планированию: стратегическое планирование (рассчитано на несколько лет), тактическое планирование (краткосрочное, если для достижения цели потребуется год или меньше), оперативное планирование (реализация части стратегической цели).

2. Организация

Эта функция руководителя подразделения направлена на распределение ресурсов и делегирование задач для достижения целей, установленных на этапе планирования. Руководителю, возможно, придется взаимодействовать с другими отделами организации, такими как финансы и отдел кадров, для решения вопросов, связанных с бюджетом и штатным расписанием. На этапе организации он стремится создать рабочую среду, способствующую повышению производительности. Обычно принимаются во внимание мотивация и компетенции сотрудников для назначения им ролей и задач.

3. Управление

Эта функция руководителя подразделения непосредственно касается людей: как отдельных сотрудников, так и команд. Для этого необходимы навыки межличностного общения, они помогают правильно поощрять и мотивировать членов команды.

Руководители обычно используют различные стили управления и меняют их в зависимости от ситуаций.

Инструктирование. Руководитель принимает решения при минимальном участии сотрудника. Это эффективный стиль руководства новыми сотрудниками, которым необходимо обучение.

Коучинг. Руководитель может предлагать сотрудникам идеи для совместной работы и установления доверительных отношений. Этот стиль руководства подходит в ситуации, когда сотрудники нуждаются в управленческой поддержке для дальнейшего развития своих навыков.

Поддержка. Руководитель принимает решения вместе с членами команды, но больше фокусируется на построении отношений внутри команды. Этот стиль руководства эффективен для сотрудников, которые обладают развитыми навыками, но иногда непоследовательны в своих действиях.

Делегирование. Руководитель дает сотрудникам минимум указаний и больше заботится о видении проекта, чем о повседневных операциях. Этот стиль руководства эффективен, когда сотрудники могут работать и выполнять задачи самостоятельно. При этом руководитель может сосредоточиться на целях более высокого уровня, а не мелких задачах.

4. Контроль

Эта функция руководителя подразделения включает оценку выполнения плана и внесение корректировок: поправки в бюджете, кадровые изменения.

На этапе контроля руководитель обучает сотрудников и следит за соблюдением сроков. Он мониторит работу сотрудников и оценивает ее качество. Руководитель вправе проводить оценку эффективности и давать обратную связь.

Содержание

  1. должностные инструкции по подразделениям предприятия и отраслям деятельности (подготовлено экспертами компании «гарант») | гарант
  2. Обязанность «Организация выполнения»
  3. Обязанности руководителя проекта
  4. Обязанность «Распределение обязанностей»
  5. Обязанность «Обеспечение взаимодействия»
  6. Обязанность «Выстраивание межличностных взаимоотношений»
  7. Обязанность «Анализ результатов»
  8. Обязанность руководителя «Аудит эффективности процессов»
  9. Оценка деловых качеств Работника и результатов его работы
  10. Заключительные положения
  11. Должностные обязанности директора
  12. Об особенностях практического применения
  13. Образец должностной инструкции директора предприятия
  14. Общие положения
  15. Требования к объему знаний
  16. Должностные обязанности директора
  17. Права
  18. Ответственность
  19. Права
  20. Требования к объему знаний

должностные инструкции по подразделениям предприятия и отраслям деятельности (подготовлено экспертами компании «гарант») | гарант

II. Должностные инструкции работников некоторых отраслей

2. Транспорт

13. Образование

Руководители

Должностная инструкция президента образовательной организации высшего образования

Должностная инструкция заместителя президента образовательной организации высшего образования

Руководитель (директор, начальник, заведующий) образовательной организации

Заместитель руководителя (директора, начальника, заведующего) образовательной организации

Заместитель директора по учебно-производственной работе

Заведующий подготовительными курсами (отделениями)

Заведующий отделением в образовательной организации среднего профессионального образования

Заместитель директора школы по экономике

Заместитель директора школы по научно-методической работе

Заместитель директора школы по экспериментальной работе

Заместитель директора школы по воспитательной работе

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе (завуча)

Заместитель директора школы по социальной защите и охране детства

Заведующий отделением дополнительного образования детей

Заведующий учебно-производственными мастерскими

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе дошкольной образовательной организации

Управляющий учебным хозяйством образовательной организации

Ответственный за систему менеджмента качества образования

Руководитель структурного подразделения образовательной организации (учебно-консультационного пункта, секции, лаборатории, кабинета и т. п.)

Заместитель заведующего по хозяйственной части в дошкольной образовательной организации

Советник ректора по молодежной политике

Руководитель (ректора, директора) ВУЗа

Проректор по учебной работе

Начальник учебного отдела (института, университета)

Директор филиала (института) образовательной организации

Начальник (заведующий) отдела интернатуры/ординатуры

Заведующий отделением дополнительного образования

Начальник (заведующий) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации

Директор учебной базы (станции)

Заведующий отделом трудоустройства и связей с выпускниками

Заведующий магистратурой

Заведующий учебным (учебно-методическим) кабинетом

Заведующий детским садом

Заместитель директора по воспитательной работе и социальной защите студентов

Педагогические работники, профессорско-преподавательский состав

Вожатый

Педагог-организатор (организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса)

Старший вожатый

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса

Декан факультета

Профессор

Доцент

Тьютор

Заместитель декана по учебной работе

Заведующий кафедрой

Профессор (преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП)

Доцент (преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации)

Преподаватель (преподавание по дополнительным общеобразовательным программам)

Старший тренер-преподаватель

Преподаватель (преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации)

Старший преподаватель (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации)

Преподаватель (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации)

Педагог-библиотекарь (библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования)

Ассистент (профессорско-преподавательского состава)

Ассистент (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации)

Мастер производственного обучения (организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности)

Старший методист (организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ)

Методист (организационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации)

Преподаватель (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО)

Мастер производственного обучения (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО)

Старший преподаватель (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО)

Старший методист (научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, СПО и ДПП)

Преподаватель (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО)

Доцент (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО)

Ассистент (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО)

Старший преподаватель (проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями))

Мастер производственного обучения (проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями))

Преподаватель (проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями))

Методист (проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями))

Доцент (проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями))

Ассистент (проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями))

Методист отдела образования по работе с образовательными организациями

Старший преподаватель

Преподаватель ВУЗа

Учитель (педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования)

Учитель (педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Учитель (модуль «Предметное обучение. Русский язык»)

Учитель (модуль «Предметное обучение. Математика»)

Учитель (педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования)

Учитель

Воспитатель лагеря с дневным пребыванием

Воспитатель (кроме воспитателя в дошкольной образовательной организации)

Старший воспитатель (кроме старшего воспитателя в дошкольной образовательной организации)

Педагог-валеолог

Преподаватель

Преподаватель экспериментальной площадки

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Педагог-библиотекарь

Учитель, осуществляющий функции классного руководителя

Учитель-дефектолог (учитель-логопед, логопед)

Руководитель физического воспитания (руководитель по спортивно-массовой работе)

Музыкальный руководитель

Воспитатель группы продленного дня

Старший воспитатель

Воспитатель

Воспитатель (педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования)

Воспитатель (педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Воспитатель в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социальный педагог

Педагог-психолог

Старший педагог дополнительного образования

Старший педагог-организатор

Педагог-организатор

Педагог-организатор (организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ)

Педагог дополнительного образования

Преподаватель правил дорожного движения

Инспектор по воспитательной работе в воспитательной колонии

Методист-координатор по инклюзивному образованию

Методист образовательной организации спортивной направленности (ДЮСШ и др.)

Старший методист

Методист

Методист (организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ)

Инструктор-методист (в образовательной организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта)

Старший инструктор-методист (в образовательной организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта)

Старший инструктор-методист (в физкультурно-спортивной организации)

Инструктор-методист (фитнес-инструктор) (в физкультурно-спортивной организации)

Инструктор по физической культуре

Инструктор по труду

Мастер производственного обучения

Мастер производственного обучения (обучение вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий)

Психолог образовательной организации (психолог)

Педагог-психолог (психолог)

29. Закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Руководитель/директор (управления, департамента, организации) (организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд)

Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации) (организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд)

Руководитель подразделения (экспертиза результатов закупок, приемка контракта)

Заместитель руководителя подразделения (экспертиза результатов закупок, приемка контракта)

Руководитель (контроль в сфере закупок)

Заместитель руководителя (контроль в сфере закупок)

Руководитель контрактной службы (организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд)

Руководитель контрактной службы (экспертиза результатов закупок, приемка контракта)

Контрактный управляющий (обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд)

Контрактный управляющий (экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд)

Контрактный управляющий (консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд)

Контрактный управляющий (экспертиза результатов закупок, приемка контракта)

Контрактный управляющий (осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд)

Контрактный управляющий (организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд)

Эксперт по закупкам (экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд)

Советник (контроль в сфере закупок)

Ведущий специалист (экспертиза результатов закупок, приемка контракта)

Старший специалист по закупкам (консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд)

Старший специалист по закупкам (осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд)

Специалист по закупкам (обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд)

Консультант по закупкам (консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд)

Консультант по закупкам (осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд)

Работник контрактной службы (экспертиза результатов закупок, приемка контракта)

Работник контрактной службы (осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд)

Работник контрактной службы (обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд)

Менеджер по работе с электронными аукционами, торгами, тендерами

31. Промышленность

Обязанность «Организация выполнения»

Хорошая работа начинается с тщательной организации. Если вы хотите, чтобы работа была выполнена с должным качеством и в необходимые сроки, необходимо уделить самое пристальное внимание именно организации этого процесса.

Мы должны провести декомпозицию нашей задачи до уровня простейших рабочих заданий, при этом учесть целый ряд условий — от уровня квалификации подчиненных до приоритетности конкретной задачи в рамках общего поля.

Нам также необходимо определиться с приоритетами, оптимальной последовательностью выполнения работ, выстроить график и отметить на нем как необходимые места контроля, так и точки для принятия решения об уточнении дальнейшего хода работ. Возможно, характер задачи предполагает уместность оценки внутренних/внешних рисков и разработку соответствующих профилактических либо реактивных мероприятий.

Все эти процедуры должны быть согласованы как с содержанием самой задачи, так и со сроками ее выполнения. В противном случае после быстрого старта участники начинают спотыкаться о неучтенные препятствия, что резко замедляет ход выполнения задачи. Недостаток планирования в этой области также может привести к тому, что часть важных составляющих не исполняется вовсе или о них вспоминают в последний момент. В итоге задачи решаются долго, дорого и некачественно.

Если же поступать не так, как принято, а так, как правильно, то время, затраченное на организацию выполнения, многократно окупается управляемостью процесса, оптимальностью использования ресурсов структуры и качеством самой работы.

Если у вас нет времени на качественную организацию работы, то вы находитесь в очередной «самозатягивающейся петле», пытаясь сделать за счет скорости то, что следует решать посредством изменения подхода. Конечно, для этого вначале потребуется инвестировать дополнительное время, которого и так не хватает. Но иначе этот замкнутый на первый взгляд круг никак не разорвать.

Хорошо организованная работа выполняется быстро, интенсивно и… незаметно. В свою очередь, крики и суета свидетельствуют скорее не об энтузиазме подчиненных, а о низком качестве управления.

Обязанности руководителя проекта

Руководитель проекта обладает следующими должностным обязанностями:

  • прогнозирование результата и определение целей и задач, поставленных в результате создания проекта;
  • организация работ по созданию и реализации проекта;
  • составление списка работ, необходимых для реализации поставленных задач и определение круга сотрудников, которые будут заниматься их выполнением;
  • составление бизнес-плана, определение размера бюджета и подготовка документов, необходимых в ходе реализации проекта;
  • сбор, обработка и хранение информации, необходимой для реализации бизнес-проекта;
  • составление договоров с поставщиками и подрядчиками;
  • составление графиков проведения работ и контроль за сроками их реализации;
  • проведение деловых переговоров;
  • внесение коррективов в проект после предварительного их согласования с руководством;
  • внесение информации в базы данных;
  • организация финансового и аналитического учёта;
  • составление расчётов, методик и внесение предложений, необходимых для успешной реализации бизнес-проекта;
  • оповещение работников о нормах пожарной безопасности и охране труда. Проведение инструктажа в необходимые сроки.

Обязанность «Распределение обязанностей»

Эта часть работы руководителя наиболее понятна по своему содержанию. Одной из причин перегрузки руководителей как и является тот факт, что руководитель не распределяет обязанности.

Кроме того, нельзя обязывать, не оговаривая права. Те или иные полномочия оговорены в должностных инструкциях, но полномочия конкретного сотрудника в рамках выполнения актуального задания в стандартном регламенте содержаться не могут. Не стоит также надеяться на то, что подчиненный, взяв за основу перечень своих служебных обязанностей, самостоятельно определит набор своих полномочий в рамках конкретной работы.

Вывод: если вы не уделили достаточного внимания постановке задачи и организации выполнения, то у вас практически нет шансов адекватно распределить работу между подчиненными. Попадая в эту ситуацию, руководитель интуитивно выбирает одну из двух моделей.

  • Модель 1. Основная часть работы выполняется самостоятельно, подчиненных работают исключительно в режиме «подай—принеси». Если не получается все выполнить самому, боремся за сокращение объема работ, расширение штата, улучшение мотивации, набор хороших подчиненных.
  • Модель 2. «Перебрасываем» подчиненным работу в том виде, как есть, при этом понимая, что в результате все окажется совсем не так, как надо. Когда предчувствия сбываются, боремся за сокращение объема работ, расширение штата, улучшение мотивации, набор «хороших» подчиненных.

Обязанность «Обеспечение взаимодействия»

Как бы тщательно вы все ни организовали, на пути к цели обязательно появятся некие препятствия, неучтенные на предварительной стадии или новые факторы. Все они требуют рассмотрения, дополнительной информации, а то и внесения коррекций в изначальную диспозицию.

Ранее распределенные полномочия не могут учитывать неизвестное, а право самостоятельно решать вновь возникающие вопросы может быть делегировано только проверенным и надежным. Поэтому сотрудникам необходим периодический контакт с руководителем.

Кроме того, вашим подчиненным необходимо взаимодействовать со своими коллегами на «горизонтальном» уровне как внутри своей структуры, так и с выходом на другие подразделения.

Если ваши подчиненные обладают высоким уровнем исполнительской дисциплины задача несколько упрощается. По завершении процесса распределения обязанностей достаточно договориться о том, что при столкновении с любым препятствием и/или неожиданным фактором они немедленно сигнализируют об этом вам. Но и об этом надо не забыть договориться.

Также необходимо помнить о том, что любую работу необходимо контролировать — даже ту, при выполнении которой изначально не возникает неожиданностей и не требуется совместных действий. Если же руководитель склонен этим пренебрегать, то конечный или промежуточный результат может попросту отсутствовать, даже по самым объективным причинам.

Обязанность «Выстраивание межличностных взаимоотношений»

В зависимости от целей и характера задач, стоящих перед компанией, тот или иной тип взаимоотношений в коллективе может быть как хорошим, так и плохим. Параметр этот относительный и зависит от того, насколько эти отношения способствуют эффективной работе.

Почему же у нас зачастую возникает подобная иллюзия? Считается, что если сотрудники находятся между собой в хороших отношениях, то они легко будут общаться по рабочим вопросам, спокойно и конструктивно договариваться по спорным моментам, в коллективе не будет ссор и сплетен, всем будет приятно и радостно работать, люди будут меньше уставать, и никто не захочет увольняться. Однако в коллективах, где складывается подобный стиль отношений, неизбежно возникают дополнительные факторы:

  • снижается взаимная требовательность.
  • взаимные обязательства становятся более значимыми, чем перед компанией и непосредственным руководителем.
  • информация скрывается от руководителя, а если руководитель является частью «содружества», то — от вышестоящих инстанций (организаций).
  • процветает круговая порука.

Мы вовсе не хотим сказать, что отношения в коллективе должны быть плохими. Это тоже не принесет ничего хорошего. Где же выход?

Руководитель обязан уметь поддерживать в коллективе должный баланс между сотрудничеством и соперничеством. Межличностные взаимоотношения — не данность, а управляемая субстанция; понятия же «хорошо» и «плохо» достаточно условны. Весь вопрос в рейтинге ваших собственных или же корпоративных критериев, при отсутствии которых вы будете использовать собственные.

Обязанность «Анализ результатов»

Выполнение этой обязанности кажется само собой разумеющимся делом. Однако результаты своей работы далеко не всегда подвергаются осознанному анализу. Во многом это связано с изначальным отсутствием правильно сформулированных целей работы. Но даже там, где цели были установлены, анализ промежуточных и итоговых результатов часто отсутствует. Анализ результатов деятельности, конечно, проводится по ходу дела, но нигде не фиксируется.

Человеческая психика устроена таким образом, что он всегда подсознательно стремится избежать нежелательного понижения самооценки и потому склонен приписывать огрехи различным внешним причинам. Любые же результаты представляются оптимальными и единственно возможными.

В связи с этим рекомендуем вам заниматься анализом промежуточных и конечных результатов на регулярной основе, запланировав это как обязательную процедуру. Такая привычка хотя иногда и портит настроение, но существенно повышает эффективность управления.

Обязанность руководителя «Аудит эффективности процессов»

Руководитель обязан замерять и оценивать правильность организации работы, соотносить это с ключевыми параметрами эффективности и, в случае расхождения или прогнозирования такой возможности в перспективе, обеспечивать разработку необходимых изменений.

Так, если руководитель обнаруживает, что система мотивации не способствует качественному выполнению поставленных задач, то он должен либо организовать разработку конкретных предложений по изменению ситуации, либо привлечь необходимый для этого внешний ресурс.

Если руководитель сам не использует какой-либо управленческий инструмент, то его подчиненные с высокой вероятностью также этого делать не будут. Если вы сами не пользуетесь управленческой технологией, то контроль ее использования подчиненными будет требовать дополнительных усилий и, скорее всего, постепенно сойдет на нет.


Выполнение аудита эффективности процессов — не хобби, а обязанность. Результатами его выполнения должны стать перечни объектов анализа, описания методик оценки и возможности ознакомиться с результатами.

Оценка деловых качеств Работника и результатов его работы

6.1. Критериями оценки деловых качеств Работника являются:

  • квалификация;
  • стаж работы по специальности;
  • профессиональная компетентность, выразившаяся в лучшем качестве выполняемых работ;
  • уровень трудовой дисциплины;
  • способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;
  • интенсивность труда (способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы);
  • умение работать с документами;
  • способность в установленные сроки осваивать технические средства, повышающие производительность труда и качество работы;
  • производственная этика, стиль общения;
  • способность к творчеству, предприимчивость;
  • способность к адекватной самооценке;
  • проявление инициативы в работе, выполнение работы более высокой квалификации;
  • повышение индивидуальной выработки;
  • рационализаторские предложения;
  • практическая помощь вновь принятым работникам без закрепления наставничества соответствующим приказом;
  • высокая культура труда на конкретном рабочем месте.

6.2. Результаты работы и своевременность ее выполнения оцениваются по следующим критериям:

  • результаты, достигнутые Работником при исполнении обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и трудовым договором;
  • качество законченной работы;
  • своевременность выполнения должностных обязанностей;
  • выполнение нормированных заданий, уровень производительности труда.

6.3. Оценка деловых качеств и результатов работы проводится на основе объективных показателей, мотивированного мнения непосредственного руководителя и коллег.

Заключительные положения

7.1. Настоящая инструкция разработана с учетом положений Трудового кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с (указать локальный нормативный акт Работодателя).

7.2. Ознакомление Работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления Работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у Работодателя; иным способом).

7.3.

Начальник структурного подразделения:

/ «»2021 г.

Согласовано:

/ «»2021 г.

С инструкцией ознакомлен(а) (или: инструкцию получил(а)):

/ «»2021 г.

Должностные обязанности директора

Руководитель предприятия для реализации своего функционала выполняет следующие действия:

  1. Регламентирует и руководит всеми сторонами деятельности предприятия.
  2. Создает или поддерживает имеющуюся структуру, обеспечивающую связь и сотрудничество всех отделений, цехов, иных частей производства.
  3. Реализует выполнение коллективом задач, которые ведут к своевременному качественному выполнению соглашений с поставщиками, покупателями продукции и финансовыми организациями.
  4. Обеспечивает внедрение передовых технологий на основе перспективного планирования, реалистичной оценки возможностей и резервов коллектива и производственных мощностей.
  5. Занимается поиском и подбором подходящих кадров с соответствующей квалификацией.
  6. Обеспечивает условия труда для работников, создает факторы, способствующие эффективному использованию их интеллектуального потенциала и работоспособности.
  7. Следит за соблюдением норм охраны труда, создания условий отдыха для коллектива.
  8. Распределяет работу среди своих прямых подчиненных: руководителей отделов, подразделений, производственных цехов и т.д.

Проводит работу, направленную на обеспечение:

  • своевременного оформления документации;
  • оплаты налогов, сборов, страховых взносов, прочих необходимых выплат;
  • выплат в финансовые и кредитующие организации.

Контролирует:

  • правомерность величин установленных окладов
  • регулярную инвентаризацию материальной базы предприятия.

В обязанность директора предприятия входит также анализ финансового рынка на предмет поиска максимально выгодных предложений по депозитам и приобретению акций и других ценных бумаг (в особенности высоколиквидных государственных акций и пр.). Все операции по депозитным счетам, договорам о кредитовании и финансировании, ценным бумагам также находятся под его контролем.

Об особенностях практического применения

Прочитав перечень и содержание своих обязанностей, каждый руководитель может с легким сердцем заявить, что все это он, в принципе, делает. Ключевым моментом тут будет являться характерная оговорка «в принципе». Такую формулировку использует тот, кто понимает, что должен это делать, но не готов утверждать со всей уверенностью, что делает.

В единицу времени человек может эффективно заниматься только одной работой. Тот, кто старается одновременно выполнить несколько важных дел, ничего толком не сделает. Поэтому выполнение управленческих обязанностей должно включаться в рабочий график руководителя под соответствующим названием.

В рабочий график управленческие обязанности следует включать не просто наравне с прочими делами, а с учетом того, что именно эта область ответственности должна быть приоритетной. Научитесь выделять время в соответствии с приоритетами, чтобы слова с делами не расходились.


Руководитель отвечает за то, чтобы эти действия выполнялись на регулярной основе, состав же участников и их роли — вопрос ситуационный.

Сами ли вы собираетесь детально проработать задачу, после чего сообщить о ней подчиненным, либо собираетесь привлечь их к активному участию в разработке? Может быть, участие будет ограничено сбором данных по сформулированным вами вопросам? Все это можете определить только вы сами. Вы отвечаете за то, чтобы обязанности полноценно исполнялись, каким же ресурсом — вопрос не принципиальный.

Кроме того, вам необходимо учитывать и то, что все обязанности в процессе их исполнения соединены незримой цепочкой обратной связи. В процессе организации выполнения может выясниться, что сама задача требует дополнительного осмысления, а может быть, и переформулирования. Такое часто бывает, например, из-за нехватки ресурсов, чего на стадии постановки задачи не всегда возможно предвидеть.

Образец должностной инструкции директора предприятия

Наименование организации (предприятия)
Реквизиты

Общие положения

  1. Должность относится к руководителям.
  2. Занять это место в должностной структуре может лицо с высшим образованием по профилю предприятия, с опытом руководства производственными коллективами от 5 лет.
  3. Назначение кандидата на эту должность, а также освобождение от нее по собственному желанию или иным причинам происходит только по приказу или решению _______________ (учредителя, совета учредителей, иной структурной формы руководства).
  4. В периоды временного отсутствия руководителя его замещает заместитель. Если должность заместителя не предусмотрена, им становится лицо, назначаемое особым приказом.
  5. Исполняющий обязанности директора наделяется всеми правами и ответственностью отсутствующего руководителя.

Требования к объему знаний

Для исполнения обязанностей в строгом соответствии с законодательными нормами и стандартами, принятыми на предприятии, директор должен обладать знаниями в области права. Необходимо знать такие нормативные акты, как:

  • Конституция, законы РФ;
  • нормы закона, касающиеся спецификации предприятия, руководящей работы;
  • акты, постановления и прочие нормативные документы, относящиеся к производству из разных аспектов: финансового, экономического, хозяйственного и пр.

Относительно работы конкретного предприятия, которым он руководит, он должен знать:

  • тенденции развития отрасли;
  • особенности производственного направления;
  • технологические циклы производства продукции;
  • методы и способы управления производством в условиях нынешней экономики;
  • технику и особенности составления перспективных планов деятельности предприятия;
  • способы и особенности планирования и разработки возможностей расширения рынков сбыта, поиск и выход на новые;
  • способы организации трудового, производственного процесса;
  • правила составления трудовых соглашений, регламентация и регулирование трудовых отношений с работниками;
  • теоретические основы управления, производства, экономики;
  • законодательные нормы относительно: трудовых отношений, организации охраны труда, санитарии, противопожарной безопасности.

При работе директор опирается на правила и нормы, предписанные:

  • законами страны;
  • уставом предприятия;
  • данным документом;
  • решениями _______________ (учредителя, совета учредителей и т.д.);
  • сформулированными и утвержденными правилами внутреннего порядка работы.

Должностные обязанности директора

Руководитель предприятия для реализации своего функционала выполняет следующие действия:

  1. Регламентирует и руководит всеми сторонами деятельности предприятия.
  2. Создает или поддерживает имеющуюся структуру, обеспечивающую связь и сотрудничество всех отделений, цехов, иных частей производства.
  3. Реализует выполнение коллективом задач, которые ведут к своевременному качественному выполнению соглашений с поставщиками, покупателями продукции и финансовыми организациями.
  4. Обеспечивает внедрение передовых технологий на основе перспективного планирования, реалистичной оценки возможностей и резервов коллектива и производственных мощностей.
  5. Занимается поиском и подбором подходящих кадров с соответствующей квалификацией.
  6. Обеспечивает условия труда для работников, создает факторы, способствующие эффективному использованию их интеллектуального потенциала и работоспособности.
  7. Следит за соблюдением норм охраны труда, создания условий отдыха для коллектива.
  8. Распределяет работу среди своих прямых подчиненных: руководителей отделов, подразделений, производственных цехов и т.д.

Проводит работу, направленную на обеспечение:

  • своевременного оформления документации;
  • оплаты налогов, сборов, страховых взносов, прочих необходимых выплат;
  • выплат в финансовые и кредитующие организации.

Контролирует:

  • правомерность величин установленных окладов
  • регулярную инвентаризацию материальной базы предприятия.

В обязанность директора предприятия входит также анализ финансового рынка на предмет поиска максимально выгодных предложений по депозитам и приобретению акций и других ценных бумаг (в особенности высоколиквидных государственных акций и пр.). Все операции по депозитным счетам, договорам о кредитовании и финансировании, ценным бумагам также находятся под его контролем.

Права

Руководитель организации, предприятия наделяется правом:

  • представлять интересы предприятия при отношениях с любыми структурными единицами, как внутри предприятия, так и вне его;
  • действовать, выносить решения от имени предприятия;
  • заключать трудовые соглашения, изменять их в предусмотренном законом порядке;
  • в любой момент требовать от подразделений предприятия и отдельных специалистов актуальные сведения о состоянии производства и иную информацию;
  • принимать решения о поощрении лучших специалистов любого уровня, а также выносить решения о порицании и материальной или иной форме ответственности лиц, допустивших упущения и ошибки;
  • требовать от специалистов и работников любого уровня выполнения трудовых договоров, соблюдения правил эксплуатации оборудования и техники, разумной экономии и следования режиму и внутреннему распорядку предприятия;
  • требовать от подчиненных выполнения своих требований, приказов, распоряжений.

Ответственность

На директора возлагается ответственность в случаях:

  • небрежного отношения к своим обязанностям;
  • правонарушения или проступка, которые были совершены в процессе трудовой деятельности;
  • материального ущерба в любой форме;
  • использования ресурсов предприятия в собственных интересах, которые не совпали с интересами учредителя.

За все проступки, упущения и недочеты лицо, занимающее пост директора, несет наказание, предусмотренное сводами законов страны.

Инструкция составлена юридическим отделом предприятия, подпись руководителя отдела ___________.

С инструкцией ознакомлен _________________.

Права

Руководитель организации, предприятия наделяется правом:

  • представлять интересы предприятия при отношениях с любыми структурными единицами, как внутри предприятия, так и вне его;
  • действовать, выносить решения от имени предприятия;
  • заключать трудовые соглашения, изменять их в предусмотренном законом порядке;
  • в любой момент требовать от подразделений предприятия и отдельных специалистов актуальные сведения о состоянии производства и иную информацию;
  • принимать решения о поощрении лучших специалистов любого уровня, а также выносить решения о порицании и материальной или иной форме ответственности лиц, допустивших упущения и ошибки;
  • требовать от специалистов и работников любого уровня выполнения трудовых договоров, соблюдения правил эксплуатации оборудования и техники, разумной экономии и следования режиму и внутреннему распорядку предприятия;
  • требовать от подчиненных выполнения своих требований, приказов, распоряжений.

Требования к объему знаний

Для исполнения обязанностей в строгом соответствии с законодательными нормами и стандартами, принятыми на предприятии, директор должен обладать знаниями в области права. Необходимо знать такие нормативные акты, как:

  • Конституция, законы РФ;
  • нормы закона, касающиеся спецификации предприятия, руководящей работы;
  • акты, постановления и прочие нормативные документы, относящиеся к производству из разных аспектов: финансового, экономического, хозяйственного и пр.

Относительно работы конкретного предприятия, которым он руководит, он должен знать:

  • тенденции развития отрасли;
  • особенности производственного направления;
  • технологические циклы производства продукции;
  • методы и способы управления производством в условиях нынешней экономики;
  • технику и особенности составления перспективных планов деятельности предприятия;
  • способы и особенности планирования и разработки возможностей расширения рынков сбыта, поиск и выход на новые;
  • способы организации трудового, производственного процесса;
  • правила составления трудовых соглашений, регламентация и регулирование трудовых отношений с работниками;
  • теоретические основы управления, производства, экономики;
  • законодательные нормы относительно: трудовых отношений, организации охраны труда, санитарии, противопожарной безопасности.

При работе директор опирается на правила и нормы, предписанные:

  • законами страны;
  • уставом предприятия;
  • данным документом;
  • решениями _______________ (учредителя, совета учредителей и т.д.);
  • сформулированными и утвержденными правилами внутреннего порядка работы.

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Руководителя структурного подразделения

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность руководителя структурного подразделения [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Руководитель структурного подразделения назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Руководитель структурного подразделения подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Руководитель структурного подразделения относится к категории руководителей и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.5. Руководитель структурного подразделения отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну организации.

1.6. На должность руководителя структурного подразделения может быть назначено лицо, имеющее высшее профессиональное образование (техническое) и стаж работы по направлению деятельности структурного подразделения организации не менее пяти лет.

1.7. В практической деятельности руководитель структурного подразделения должен руководствоваться:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.8. Руководитель структурного подразделения должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность структурного подразделения организации;
  • профиль, специализацию и особенности структуры, производственные мощности и кадровые ресурсы организации, перспективы её технического, экономического и социального развития (в объёме, необходимом для выполнения должностных обязанностей);
  • правила работы с персональным компьютером и другой оргтехникой;
  • основы экономики, организации производства, труда и управления;
  • основы трудового законодательства;
  • санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работников структурного подразделения организации;
  • требования охраны труда, производственной санитарии;
  • нормы и правила экологической, пожарной и промышленной безопасности;
  • правила оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве;
  • правила внутреннего трудового распорядка.

1.9. В период временного отсутствия руководителя структурного подразделения (отпуск, болезнь), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Руководитель структурного подразделения выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Руководство производственно-хозяйственной деятельностью структурного подразделения организации.

2.2. Обеспечение своевременного и качественного выполнения возложенных на структурное подразделение организации функций в соответствии с утвержденными локальными нормативными актами (положением о структурном подразделении организации, должностной инструкцией руководителя структурного подразделения организации); выполнения структурным подразделением организации утверждённых планов, графиков, программ, трудовых договоров, а также других обязательств, принятых в установленном порядке, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества, находящегося в ведении структурного подразделения организации.

2.3. Организация разработки должностных инструкций, инструкций по охране труда для работников структурного подразделения организации, технологической документации.

2.4. Обеспечение проведения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда работников структурного подразделения организации, а также (при необходимости) их подготовки и аттестации в областях промышленной, пожарной, экологической безопасности, обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников структурного подразделения организации, выдачи им сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами.

2.5. Обеспечение безопасной эксплуатации, надлежащего технического состояния производственного оборудования, строительных конструкций, санитарно-технического оборудования и систем энергообеспечения зданий и сооружений, находящихся в ведении структурного подразделения организации, а также соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к производственным зонам и условиям труда работников.

2.6. Принятие мер по обеспечению структурного подразделения организации квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта.

2.7. Способствование развитию трудовой мотивации, инициативы и активности работников структурного подразделения организации, широкому использованию новейших техники и технологий, прогрессивных форм управления и организации труда.

В случае необходимости руководитель структурного подразделения может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно по решению руководителя Компании в порядке, предусмотренном законодательством о труде.

3. Права

Руководитель структурного подразделения имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Представлять на рассмотрение вышестоящего руководства предложения по совершенствованию своей работы и работы структурного подразделения организации.

3.3. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение.

3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему работниками.

3.8. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Руководитель структурного подразделения несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы руководителя структурного подразделения осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы руководителя структурного подразделения является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы руководителя структурного подразделения определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью руководитель структурного подразделения обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. В связи с производственной необходимостью руководителю структурного подразделения для выполнения его трудовых функций может быть предоставлен служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Руководителю структурного подразделения для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

(подпись)

Ключевые обязанности руководителя по организации эффективного управления

Фото Ольги Панковой, Кублог

В работе руководителя любого уровня можно выделить такие функции, как:

  • управление подчиненными: все действия, которые руководитель должен предпринять для того, чтобы сотрудники правильно выполнили весь необходимый объем работ;
  • взаимодействие с компанией: встречи, собрания, совещания и переписка с коллегами и вышестоящими руководителями;
  • производство результата: все действия руководителя, которые не связаны ни с управлением подчиненными, ни с взаимодействием с компанией, когда он работает в качестве скорее менеджера-специалиста, пусть и высококвалифицированного;
  • осмысление: анализ и синтез информации, необходимой для выработки эффективных управленческих решений.

Как должно распределяться время руководителя между производством результата и остальными зонами ответственности? Это зависит от следующих факторов:

  • Специфика работы. Если работа носит узкоспециальный характер (например, вы являетесь руководителем научного направления и у вас два лаборанта-помощника), то вам придется более всего заниматься производством результата. Если работа требует тех уникальных знаний/умений, которых нет ни у кого другого, то и заниматься вам суждено более работой, чем управлением как таковым. При этом, поскольку именно вы отвечаете за квалификацию ваших подчиненных, есть смысл обучить их тому, что вам приходится делать.
  • Уровень корпоративной иерархии. Чем ниже ваш уровень, тем больше вам предстоит заниматься производством результата. Проблема же в том, что и по мере своего продвижения по служебной лестнице и укрупнения задач руководители сохраняют эту вредную привычку.
  • Сила власти. Чем слабее ваша власть, тем больше вам работать; ваш удел — производство результата.
  • Квалификация подчиненных. Чем ниже их профессиональный уровень, тем больше вам работать.
  • Мотивированность подчиненных. Чем менее подчиненные заинтересованы в результатах работы, тем больше работы придется делать самому руководителю.

Если искомые обязанности представить в виде перечня, то он будет выглядеть так.

  1. Постановка задачи и организация выполнения.
  2. Распределение обязанностей.
  3. Обеспечение взаимодействия.
  4. Выстраивание межличностных взаимоотношений.
  5. Анализ результатов.
  6. Аудит эффективности процессов.

Рассмотрим каждый из пунктов подробно.

1. Обязанность «Организация выполнения»

Хорошая работа начинается с тщательной организации. Если вы хотите, чтобы работа была выполнена с должным качеством и в необходимые сроки, необходимо уделить самое пристальное внимание именно организации этого процесса.

Мы должны провести декомпозицию нашей задачи до уровня простейших рабочих заданий, при этом учесть целый ряд условий — от уровня квалификации подчиненных до приоритетности конкретной задачи в рамках общего поля.

Нам также необходимо определиться с приоритетами, оптимальной последовательностью выполнения работ, выстроить график и отметить на нем как необходимые места контроля, так и точки для принятия решения об уточнении дальнейшего хода работ. Возможно, характер задачи предполагает уместность оценки внутренних/внешних рисков и разработку соответствующих профилактических либо реактивных мероприятий.

Все эти процедуры должны быть согласованы как с содержанием самой задачи, так и со сроками ее выполнения. В противном случае после быстрого старта участники начинают спотыкаться о неучтенные препятствия, что резко замедляет ход выполнения задачи. Недостаток планирования в этой области также может привести к тому, что часть важных составляющих не исполняется вовсе или о них вспоминают в последний момент. В итоге задачи решаются долго, дорого и некачественно.

Если же поступать не так, как принято, а так, как правильно, то время, затраченное на организацию выполнения, многократно окупается управляемостью процесса, оптимальностью использования ресурсов структуры и качеством самой работы.

Если у вас нет времени на качественную организацию работы, то вы находитесь в очередной «самозатягивающейся петле», пытаясь сделать за счет скорости то, что следует решать посредством изменения подхода. Конечно, для этого вначале потребуется инвестировать дополнительное время, которого и так не хватает. Но иначе этот замкнутый на первый взгляд круг никак не разорвать.

Хорошо организованная работа выполняется быстро, интенсивно и… незаметно. В свою очередь, крики и суета свидетельствуют скорее не об энтузиазме подчиненных, а о низком качестве управления.

2. Обязанность «Распределение обязанностей»

Эта часть работы руководителя наиболее понятна по своему содержанию. Одной из причин перегрузки руководителей как и является тот факт, что руководитель не распределяет обязанности.

Кроме того, нельзя обязывать, не оговаривая права. Те или иные полномочия оговорены в должностных инструкциях, но полномочия конкретного сотрудника в рамках выполнения актуального задания в стандартном регламенте содержаться не могут. Не стоит также надеяться на то, что подчиненный, взяв за основу перечень своих служебных обязанностей, самостоятельно определит набор своих полномочий в рамках конкретной работы.

Вывод: если вы не уделили достаточного внимания постановке задачи и организации выполнения, то у вас практически нет шансов адекватно распределить работу между подчиненными. Попадая в эту ситуацию, руководитель интуитивно выбирает одну из двух моделей.

  • Модель 1. Основная часть работы выполняется самостоятельно, подчиненных работают исключительно в режиме «подай—принеси». Если не получается все выполнить самому, боремся за сокращение объема работ, расширение штата, улучшение мотивации, набор хороших подчиненных.
  • Модель 2. «Перебрасываем» подчиненным работу в том виде, как есть, при этом понимая, что в результате все окажется совсем не так, как надо. Когда предчувствия сбываются, боремся за сокращение объема работ, расширение штата, улучшение мотивации, набор «хороших» подчиненных.

3. Обязанность «Обеспечение взаимодействия»

Как бы тщательно вы все ни организовали, на пути к цели обязательно появятся некие препятствия, неучтенные на предварительной стадии или новые факторы. Все они требуют рассмотрения, дополнительной информации, а то и внесения коррекций в изначальную диспозицию.

Ранее распределенные полномочия не могут учитывать неизвестное, а право самостоятельно решать вновь возникающие вопросы может быть делегировано только проверенным и надежным. Поэтому сотрудникам необходим периодический контакт с руководителем.

Кроме того, вашим подчиненным необходимо взаимодействовать со своими коллегами на «горизонтальном» уровне как внутри своей структуры, так и с выходом на другие подразделения.

Если ваши подчиненные обладают высоким уровнем исполнительской дисциплины задача несколько упрощается. По завершении процесса распределения обязанностей достаточно договориться о том, что при столкновении с любым препятствием и/или неожиданным фактором они немедленно сигнализируют об этом вам. Но и об этом надо не забыть договориться.

Также необходимо помнить о том, что любую работу необходимо контролировать — даже ту, при выполнении которой изначально не возникает неожиданностей и не требуется совместных действий. Если же руководитель склонен этим пренебрегать, то конечный или промежуточный результат может попросту отсутствовать, даже по самым объективным причинам. Методы и интенсивность контроля зависят от квалификации и дисциплинированности подчиненных, а кроме того — от характеристик поставленной задачи.

4. Обязанность «Выстраивание межличностных взаимоотношений»

В зависимости от целей и характера задач, стоящих перед компанией, тот или иной тип взаимоотношений в коллективе может быть как хорошим, так и плохим. Параметр этот относительный и зависит от того, насколько эти отношения способствуют эффективной работе. Поэтому ошибкой является стремление к некоему мифическому хорошему климату в коллективе. Пожалуй, еще большей ошибкой было бы считать, что чем лучше взаимоотношения, тем эффективнее будет идти работа.

Почему же у нас зачастую возникает подобная иллюзия? Считается, что если сотрудники находятся между собой в хороших отношениях, то они легко будут общаться по рабочим вопросам, спокойно и конструктивно договариваться по спорным моментам, в коллективе не будет ссор и сплетен, всем будет приятно и радостно работать, люди будут меньше уставать, и никто не захочет увольняться. Однако в коллективах, где складывается подобный стиль отношений, неизбежно возникают дополнительные факторы:

  • снижается взаимная требовательность.
  • взаимные обязательства становятся более значимыми, чем перед компанией и непосредственным руководителем.
  • информация скрывается от руководителя, а если руководитель является частью «содружества», то — от вышестоящих инстанций (организаций).
  • процветает круговая порука.

Мы вовсе не хотим сказать, что отношения в коллективе должны быть плохими. Это тоже не принесет ничего хорошего. Где же выход?

Руководитель обязан уметь поддерживать в коллективе должный баланс между сотрудничеством и соперничеством. Межличностные взаимоотношения — не данность, а управляемая субстанция; понятия же «хорошо» и «плохо» достаточно условны. Весь вопрос в рейтинге ваших собственных или же корпоративных критериев, при отсутствии которых вы будете использовать собственные.

5. Обязанность «Анализ результатов»

Выполнение этой обязанности кажется само собой разумеющимся делом. Однако результаты своей работы далеко не всегда подвергаются осознанному анализу. Во многом это связано с изначальным отсутствием правильно сформулированных целей работы. Но даже там, где цели были установлены, анализ промежуточных и итоговых результатов часто отсутствует. Анализ результатов деятельности, конечно, проводится по ходу дела, но нигде не фиксируется.

Человеческая психика устроена таким образом, что он всегда подсознательно стремится избежать нежелательного понижения самооценки и потому склонен приписывать огрехи различным внешним причинам. Любые же результаты представляются оптимальными и единственно возможными. В связи с этим рекомендуем вам заниматься анализом промежуточных и конечных результатов на регулярной основе, запланировав это как обязательную процедуру. Такая привычка хотя иногда и портит настроение, но существенно повышает эффективность управления.

6. Обязанность руководителя «Аудит эффективности процессов»

Руководитель обязан замерять и оценивать правильность организации работы, соотносить это с ключевыми параметрами эффективности и, в случае расхождения или прогнозирования такой возможности в перспективе, обеспечивать разработку необходимых изменений. Анализу могут и должны подлежать все технологии, которые влияют на эффективность: от производственных до индивидуальных, используемых самими сотрудниками в процессе работы.

Так, если руководитель обнаруживает, что система мотивации не способствует качественному выполнению поставленных задач, то он должен либо организовать разработку конкретных предложений по изменению ситуации, либо привлечь необходимый для этого внешний ресурс.

Если руководитель сам не использует какой-либо управленческий инструмент, то его подчиненные с высокой вероятностью также этого делать не будут. Если вы сами не пользуетесь управленческой технологией, то контроль ее использования подчиненными будет требовать дополнительных усилий и, скорее всего, постепенно сойдет на нет. Без постоянного контроля технология, вероятнее всего, применяться не будет, а будет только создаваться видимость ее использования.

Выполнение аудита эффективности процессов — не хобби, а обязанность. Результатами его выполнения должны стать перечни объектов анализа, описания методик оценки и возможности ознакомиться с результатами.

Об особенностях практического применения

Прочитав перечень и содержание своих обязанностей, каждый руководитель может с легким сердцем заявить, что все это он, в принципе, делает. Ключевым моментом тут будет являться характерная оговорка «в принципе». Такую формулировку использует тот, кто понимает, что должен это делать, но не готов утверждать со всей уверенностью, что делает.

В единицу времени человек может эффективно заниматься только одной работой. Тот, кто старается одновременно выполнить несколько важных дел, ничего толком не сделает. Поэтому выполнение управленческих обязанностей должно включаться в рабочий график руководителя под соответствующим названием. В рабочий график управленческие обязанности следует включать не просто наравне с прочими делами, а с учетом того, что именно эта область ответственности должна быть приоритетной. Научитесь выделять время в соответствии с приоритетами, чтобы слова с делами не расходились.

Руководитель отвечает за то, чтобы эти действия выполнялись на регулярной основе, состав же участников и их роли — вопрос ситуационный.

Сами ли вы собираетесь детально проработать задачу, после чего сообщить о ней подчиненным, либо собираетесь привлечь их к активному участию в разработке? Может быть, участие будет ограничено сбором данных по сформулированным вами вопросам? Все это можете определить только вы сами. Вы отвечаете за то, чтобы обязанности полноценно исполнялись, каким же ресурсом — вопрос не принципиальный.

Кроме того, вам необходимо учитывать и то, что все обязанности в процессе их исполнения соединены незримой цепочкой обратной связи. В процессе организации выполнения может выясниться, что сама задача требует дополнительного осмысления, а может быть, и переформулирования. Такое часто бывает, например, из-за нехватки ресурсов, чего на стадии постановки задачи не всегда возможно предвидеть.

Бизнес-процессы организации иногда требуют создания руководящих документов, отличных от классических положений, регламентов, инструкций, правил или методических указаний.  Директор, доведенный до бешенства хаосом в организации или отделе, может поручить вам составить документ с подробнейшим описанием порядка выполнения всех ключевых действий. В статье объясним, что такое руководство, в каких случаях его нужно создать и как именно это сделать.

Виды руководящих документов 

При описании тех или иных процессов, действий и взаимодействий подразделений и работников, которые занимают определенные должности и исполняют ряд трудовых функций и обязанностей, часто используют такие виды руководящих документов, как положения, регламенты, инструкции, правила, методические указания. У каждого из перечисленных документов есть свое назначение (Таблица 1).

Виды некоторых руководящих документов и их назначение

Что такое руководство и зачем оно нужно? 

Кажется, что для нужд предприятия, документов, перечисленных в Таблице 1, достаточно. Но иногда требуется создать иной руководящий документ – руководство. Рассмотрим на конкретном примере, когда он может понадобиться.

Опишу ситуацию, которая однажды сложилась в нашей организации. Работники складов, имея на вооружении инструкции и правила, в которых описаны различные рабочие процессы (приемка товара по качеству и количеству, выдача товара покупателю, набор товара для отправки в региональные склады, работа с некондиционным товаром, работа с неликвидами, работа с вилочными погрузчиками и т.д.), часто ходили в грязной и рваной спецодежде (сменные комплекты чистой и целой одежды всегда есть) либо вообще не носили спецодежду, заменяя ее чем придется из домашнего гардероба, забывали своевременно освобождать помещение склада от использованной тары и упаковочных материалов, несколько раз забывали запирать склад на ночь.

Да, в организации действовали приказы, предписывающие носить на рабочих местах только выданную спецодежду установленного образца, менять ее еженедельно, а также правила сдачи и снятия помещения «на охрану». Но возникла надобность в едином документе, который объединил бы все уже расписанные действия сотрудников в единое целое буквально по шажочку. Что сделать вначале: отпереть дверь ключом или снять помещение с охранной сигнализации? Переодеть штаны или включить на складе свет? Как часто выбрасывать мятую упаковочную бумагу – после вскрытия каждой упаковки или после вскрытия десяти упаковок? Что делать, если покупатель, получающий товар, упал в обморок?

Думаю, понятно, что многие из заявленных «непоняток» были очень похожи на простой саботаж, которым иногда не брезгуют работники. Дескать, а где написано, что я должен сначала выдать товар покупателю, а уж потом подметать пол на складе? Я хочу сначала подмести, у меня и в инструкции написано: «удалить из помещения склада использованные упаковочные материалы и тару», и пусть весь мир подождет! Или что я должен сделать вначале: выключить освещение в помещении склада или пойти переодеваться?

И так может продолжаться бесконечно. Важно, что вопросы и надуманные нестыковки различных действий доводятся до абсурда и мешают производственному процессу.

После некоторого размышления в нашей организации было принято решение создать руководящий документ, который устранил бы все «непонятки», связал бы различные процессы, расставил бы акценты и приоритеты при выполнении различных действий. Кроме того, была поставлена задача написать этот документ как можно подробнее, что в устах доведенного до бешенства руководства звучало «как для дураков». Содержание и назначение документа не подпадало ни под одно определение руководящих документов, поэтому я назвала его «Руководство», так как формат руководства пользователя, прилагаемого, например, к приобретаемой бытовой технике, наиболее точно подходил к задаче.

Структура руководства для работников подразделения 

Руководство для работников подразделения – это документ, описывающий работу подразделения в целом, который устанавливает и регулирует общий порядок работы по всем направлениям деятельности и включает в себя основные алгоритмы действий работников на протяжении рабочей смены, расставляет приоритеты выполнения различных процессов.

Структура руководства не регламентирована, но в целом имеет много общего со структурой других руководящих документов – положения, регламента (Схема 1).

Структура руководства

Раздел «Общие положения» 

Обычно в разделе «Общие положения» любого документа указываются:

1. Назначение (цель) документа.

2. Область применения.

3. Нормативные ссылки (или нормативные документы).

4. Связанные документы, локальные нормативные акты.

5. Глоссарий (термины и сокращения).

6. Порядок утверждения руководства, внесения в него изменений и его отмены.

Назначение (цель) документа 

В написании этой части применяется стандартная фраза для всех руководящих документов подобного вида, например:

1.1. Настоящее руководство устанавливает и регулирует общий порядок работы персонала склада.

Также можно использовать такую формулировку:

1.1. Цель настоящего руководства – установление и регулирование общего порядка работы склада.

Область применения 

В этом абзаце следует указать наименования и коды подразделений (если они есть), которых касается это руководство. Поскольку мы пишем документ для работников одного конкретного подразделения, то эту часть можно опустить. Но если руководство затрагивает и другие подразделения, то следует указать, какие именно. Например, так:

1.2. Область применения документа:

– складское хозяйство;

– транспортный отдел.

Нормативные ссылки (или нормативные документы) 

Здесь необходимо указать нормативные документы, которые использовались при разработке этого руководства, а именно: действующие государственные, отраслевые стандарты, кодексы Российской Федерации, методические рекомендации по внедрению государственных стандартов, действующие приказы и постановления государственных органов и т.д.

Например, для создания руководства для работников склада эта часть может выглядеть следующим образом:

1.3. Нормативные документы:

1. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6).

2. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 № П-7).

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 8, 2021.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Журналы i руководство по эксплуатации
  • Кетонал 5 крем для наружного применения инструкция по применению
  • Арбидол детский инструкция с 6 лет капсулы
  • Пд1м руководство по эксплуатации
  • Препарат клинистил инструкция по применению цена отзывы аналоги