Обязанности стратегическое руководство

Обычно позицию директора по развитию открывают средние и крупные компании.
Это топ-менеджер, который отвечает за рост оборота, оптимизацию и улучшение производственного процесса, захват новых рынков или направлений. И все это не на уровне тактики или микроконтроля, а в привязке к стратегии и трансформации бизнес-модели.

Требования к образованию и опыту работы

Человек, отвечающий за развитие бизнеса, должен владеть разными навыками. Вот основные критерии успешного соискателя, которые работодатели указывают на HeadHunter:

  • Высшее образование в сфере экономики или финансов, желательно в крупном, ведущем вузе.

  • Дополнительное образование: недавно законченные курсы повышения квалификации, тренинги по профессии.

  • Хорошо, если есть степень MBA или Mini MBA.

  • Опыт релевантной работы. Лучше, если это будет штатная позиция в крупной компании, а не в агентстве. Необязательно на уровне директора, рассматривают кандидатов с опытом руководителей отделов развития.

  • Пригодится опыт в сфере корпоративных финансов.

  • Нужен успешный опыт в продвижении и продажах в релевантной отрасли.

  • Дополнительно: английский язык выше среднего, владение специальными компьютерными программами.

В должности директора по развитию компании видят не только эффективного профессионала, но и человека с развитыми навыками эмпатии, гибким умом и предпринимательским мышлением — нужен тот, кто хочет и может работать на результат.

Что должен знать директор по развитию

Профессия топ-менеджера по развитию многогранна, успешный специалист должен разбираться во множестве бизнес-направлений:

  • Способах оценки стратегической позиции компании, анализе основных рисков, выявлении зон стратегических проблем. Анализе эффективности бизнес-процессов.

  • Анализе рынков и регионов присутствия компании.

  • Определении и разработке вариантов трансформации стратегического развития бизнеса.

  • Оценке возможностей развития с точки зрения доступных ресурсов и операционных технологий. Анализе доступных ресурсов и ключевых показателей эффективности.

  • Оптимизации бизнеса в разных рыночных ситуациях, стабилизации состояния компании. Определении возможностей поведения в кризисных ситуациях.

  • Поиске перспективных сегментов, возможностях активного развития компании.

  • Реинжиниринге бизнеса при радикальном изменении стратегии. Оценке необходимости и возможностей применения инновационных решений.

  • Трансформации стратегических целей на уровень процессов и проектов. Их интерпретации на уровень финансовых проектов.

  • Стратегическом, тактическом и оперативном управлении бизнес-процессами. Определении процессов, их детализации, поиске проблем.

  • Трансформации целей компании на уровень бизнес-процессов. Синтезе и внедрении новых бизнес-моделей на основе трансформации стратегии компании.

  • Использовании матрицы распределение полномочий и ответственности.

  • Прогнозировании и планировании результатов. Определении проблем зон. Оптимизации процессов.

  • Этапах Customer Development, вариантах создания MVP, Lean startup.

  • Agile. Жизненных циклах проекта: водопадной и итерационной моделях.

  • Способах и проблемах внедрения Scrum в компании.

  • Вариантах внедрения инноваций в стратегию компании. Построении фабрики инноваций на базе действующего бизнеса. Создании интенсивного процесса генерации идей и их проверки.

  • Возможностях создания стартапов в работающем бизнесе. Планировании и прогнозировании рисков.

Директор по стратегическому развитию должен знать, как грамотно определить вектор развития компании, понимать, как оценивать состояние компании, анализировать бизнес-процессы. Уметь разработать новую стратегию, проверить ее жизнеспособность и внедрить в действующий бизнес. И ориентироваться на инновации, а для этого разобраться во внедрении современных итерационных методологий управления проектами и коллективом.

Смотрите также: Как определить управленческий масштаб

Должностные обязанности директора по стратегическому развитию

Функций у директора по развитию много, их перечень отличается в зависимости от специфики компании: в небольшом бизнесе этот специалист отвечает за анализ бизнес-процессов, а в крупном — внедряет стратегию и влияет вообще на все подразделения компании. Вот примерный и универсальный перечень должностных обязанностей:

  • Начинает работу в новой должности с анализа стратегии и бизнес-процессов компании, изучения рынка и отрасли, в которой работает бизнес, ищет особенности, преимущества и перспективы предприятия.

  • По итогам анализа формирует общую концепцию политики развития бизнеса, создает новую стратегию, прописывает и согласовывает с советом директоров и основателями основные вехи в достижении новой цели.

  • Затем готовит программы развития и реструктуризации для всех производственных и коммерческих процессов в компании — с учетом возможного финансового и ресурсного обеспечения.

  • Настраивает мониторинг расходов и доходов, запускает сбор статистики и аналитики данных, которые нужны для отслеживания эффективности нововведений.

  • Проводит комплексное обследование компании, изучает влияние первых шагов по внедрению новой стратегии. При необходимости корректирует концепцию развития.

  • Внедряет практику постоянных улучшений в процессы. Самостоятельно или с помощью приглашенных специалистов переводит необходимые бизнес-процессы с конвейерной методологии в проектную. Внедряет системы управления проектами, например, Scrum.

  • Готовит предложения по продвижению продукции компании на новые рынки и созданию новых направлений в бизнесе. При необходимости сотрудничает с другими топ-менеджерами и готовит план по созданию новой инфраструктуры в компании для развития новых направлений.

  • Презентует результаты работы совету директоров. Собирает дополнительные требования, внедряет их в концепцию развития и в процессы.

Кроме того, директор по развитию занимается стандартной управленческой деятельностью. Ему нужно наладить взаимодействие со смежными отделами, набрать подчиненных и сформировать для них KPI’s, подготовить систему развития и обучения персонала, создать поток отбора и обучения стажеров. 

Дополнительно придется заниматься подготовкой документации, изучать юридические и экономические тонкости процессов. Координировать работы по реализации проектов на всех этапах, принимать управленческие решения и искать лучших исполнителей для конкретных задач. И главное — создавать инструкции и методики, чтобы основную часть работы могли делать подчиненные, а сам директор занимался стратегическими вопросами.

Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения

редакции.

Глава 5

РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

5.1.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНЦУ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ

Основные профессиональные качества менеджера. Результаты проведенных в Украине исследований показывают, что одна из при чин продолжающегося в стране кризиса — пребывание на стратегичес ком уровне управленцев, не обладающих стратегическим мышлением.

Исследования по выявлению и анализу профессиональных ка честв менеджеров высшей квалификации, проведенные Институтом прикладных исследований в США в течение 18 лет и охватившие около 1500 человек, выявили, что наиболее важными для менеджера являются 10 качеств, первое из которых требует стратегической под готовки:

1)ярко выраженная способность к стратегическому планирова нию и прогнозированию;

2)принятие правильных и своевременных перспективных реше ний о выделении и распределении ресурсов;

3)стремление расширить круг своих обязанностей за счет увели чения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня;

4)незаурядное умение принимать творческие и рациональные решения в условиях высокой степени риска, избегание продолжи тельного пребывания в “зоне комфорта”;

146

5)исключительная уверенность в собственных силах: неудачи воспринимаются только как временные неурядицы;

6)стремление иметь значительные права и, следовательно, нести большую ответственность;

7)ярко выраженные склонности к интуитивному предвидению и абстрактному анализу развития сложных процессов и критических ситуаций;

8) понимание работы как главной ценности, в которую вклады ваются все способности и силы; обладание чувством “внутренней оценки” своих действий, которые не всегда согласуются с действиями окружающих;

9)концентрация внимания на решении проблемы, а не на выявле нии виновников; желание работать с такими подчиненными, которые не боятся рисковать и умеют самостоятельно принимать решения;

10)собственническое отношение к реализуемым идеям и резуль татам их внедрения.

При опросе большого количества руководителей высшего звена из высокоприбыльных компаний было выявлено несколько сотен частных характеристик управленческой деятельности [348], которые были классифицированы в 37 категорий, охватывающих базовые на выки, умения и качества, присущие руководителям, добившимся вы соких показателей. Так, продуктивность менеджеров различных уровней управления обеспечивается следующими характерными ка чествами персонала управления:

для высших руководителей — развитость концептуального мыш ления;

для средних — умение обеспечить соответствующую мотивацию исполнителей и психологический климат;

для низших — деятельное знание технических аспектов выполня емых задач.

Аналитическую группу качеств составляют такие основные спо

собности:

вырабатывать долгосрочные и краткосрочные цели;

выявлять существенно важные характеристики окружающей среды;

вовремя осознавать необходимость принципиальных изменений. Исходя из приведенной классификации качеств выдающихся ме

неджеров, менеджер на стратегическом уровне должен обладать

147

стратегическим мышлением, иметь аналитические способности; на каждом иерархическом уровне управленцы должны иметь профес сиональные и личные качества, соответствующие этому уровню.

Влаконичной форме выразили характерные для лидера качества

Б.Карлоф и С. Седерберг [131]:

способность “взглянуть с вертолета”;

здравый смысл;

фантазия;

способность анализировать;

эффективность.

Способность “взглянуть с вертолета” необходима для определе

ния направления движения в перспективе. Для периодической свер ки курса (после понимания действительности, творческого восприя тия перемен в окружающем мире, использования фантазии) любому менеджеру необходимо уметь абстрагироваться, увидеть свою дея тельность с более высокого уровня управленческой иерархии.

Исследователи заинтересовались временным горизонтом человека. По их мнению, эта характеристика человека не связана с интеллек том. Каждый рождается с заданной кривой, где ось Y описывает про должительность временного горизонта, ось X — продолжительность жизни. С годами временной горизонт расширяется или появляется способность обозревать продолжительные временные периоды. Ис следования показали, что у части испытуемых отмечался короткий временной горизонт. Таким людям трудно представить, что с ними может произойти через несколько лет. Они способны только к крат косрочной ориентации.

У других испытуемых временной горизонт более отдаленный, на несколько десятилетий. Работа менеджера требует наличия опреде ленного минимального временного горизонта, обязательного для его успеха. Требования уровня управленческой иерархии и кривая вре менного горизонта человека должны совпадать, в противном случае специалист потерпит фиаско.

Поскольку временной горизонт не связан с интеллектом, то воз можны кадровые ошибки, когда высококвалифицированный специ алист, не имеющий необходимого временного горизонта, может за няться деятельностью, с которой не справится. Разработанные в Брунельском университете (Великобритания) тесты позволяют ра ботникам кадров измерять этот параметр.

148

Менеджер как стратег. Реализация стратегической функции тре бует целенаправленной подготовки человека. Попытаемся выявить, какие качества необходимы стратегу и как они формируются.

По мнению китайского мыслителя Сунь цзы, центральный эле мент стратегии — это полководец, который командует, организует, снабжает всем необходимым. Полководец — это ум, беспристраст ность, гуманность, мужество и строгость. Один из исследователей наследия Сунь цзы так разъяснил необходимость этих качеств:

если у полководца нет ума, он не может оценить противника и выработать нужную тактику;

если он не беспристрастен (справедлив), то не может приказы вать другим и вести за собой подчиненных;

если он не гуманен, то не может привлекать массы и притягивать к себе своих воинов;

если у него нет мужества, он не может решиться на какие либо действия и вступить в бой;

если он не строг, то не может подчинить себе сильного и управ лять массой.

Кто обладает всеми пятью свойствами, тот — воплощение полко

водца [146].

Исходя из сказанного, современному менеджеру можно дать та кие рекомендации:

ум необходим для анализа ситуаций, оценки обстановки, поста новки задач подчиненным;

беспристрастность нужна для подчинения персонала организа ции логике решения задач;

гуманность необходима для учета моральных факторов, возмож ных слабостей подчиненных и выбора соответствующих форм воздействия;

мужество нужно для сохранения личной стойкости, готовности корректировать свое состояние, сообразуясь с логикой развития событий;

строгость необходима для поддержания дисциплины и порядка в организации.

ВXVII ст. с учетом изменившихся тогда представлений один из японских исследователей так комментировал Сунь цзы: “Ум полко водца — это умение предвидеть с самого начала, еще до того, как де ло примет дурной оборот, чем оно закончится; это умение не обма

149

нываться, не поддаваться никакой клевете; это умение до того, как дело примет дурной оборот, найти средство против этого; не придер живаясь раз и навсегда определенных правил, выбирать как раз то, что нужно для данного момента; умение справляться с несчастьем и превращать его в счастье — вот что такое ум полководца” [146].

Однако мыслители древности к обязательным качествам для стратега добавляли еще одно: все качества должны существовать вместе, взаимно дополнять и контролировать друг друга. Если иметь только ум — станешь разбойником; если руководствоваться только гуманностью — получится косность; если придерживаться только правдивости — получится глупость; если опираться только на муже ство и силу — получится насилие; если быть чрезмерно строгим — получится жестокость.

Согласно Сунь цзы, стратег должен руководствоваться сущност ной стороной дела, применять знание о сущности в любых ситуациях. Для реализации этой задачи самоорганизация полководца охватыва ет интеллектуальную, психическую сферы и самоопределение.

Из VI ст. до н. э., когда в период правления китайского государя Сунь цзы в военной области осуществлялось стратегическое управ ление, перенесемся в XIX ст. Систематизируем взгляды на характе ристики, которым должен соответствовать стратег, и технологию их формирования, проанализировав труды мыслителей и военных ру ководителей того времени.

К. Клаузевиц принципиально разделил роль и место стратега и тактика. Стратег должен заниматься использованием боев в целях войны. Может показаться странным, что для принятия важного решения в стратегии требуется гораздо больше силы воли, чем в тактике [135]. Стратег связан в своих решениях с большими систе мами, обществом в целом, использует государственный механизм управления.

Стратег, выполняя заказ политиков о проведении войны, исходит из внешней политической цели и трансформирует ее в удобную для тактика форму. Тактик исходит в своих действиях из внутренней сущности борьбы и строго конкретных целей. Для тактика цель зада на извне стратегом. Стратег строит абстрактные цели и планы, а так тик корректирует их. “Иначе говоря, базовый слой стратегического мышления состоит в конструировании абстракций, абстрактных норм (планов войны, проектов компаний)… Стратег — это, прежде

150

всего, абстрактный мыслитель в кооперации с тактиком как конкре тизирующим абстрактные нормы управленцем” [14].

По К. Клаузевицу [135], логика боя и логика войны различаются принципиально. Тактик настроен на актуальное, фиксированное и целедостижимое действие, стратег — на сущностность войны, руко водствуясь абстрактными целями. В тактике война представлена инструментальной функцией боя, а в стратегии инструментальная функция соединена с целевой. Инструментальные и целевые функ ции имеют разные способы достижения результатов. Например, можно выиграть бой, но потерпеть поражение в сражении и в войне в целом. Тактик решает задачи, стратег — проблемы.

Современные психологи и акмеологи в текстах К. Клаузевица нахо дят действие закона развития: “…лишь на почве постоянной деятель ности и напряжения создается зародыш доблести при условии, что его согревают солнечные лучи победы” [135]. Закон развития утверждает: развитие способностей предполагает перенапряжение, связанное с от ходом от прежнего стабильного состояния способностей [14].

Особенность профессионализма стратега и стратегического уп равления заключается в способе порождения и контроля реализации стратегии. Стратег — реализатор проектировочной функции на уровне макроуправления и ответствен за это перед заказчиком (по литиком). В рамках своего функционального пространства стратег контролирует, корректирует и конкретизирует стратегию, является исходным иерархическим звеном в пирамиде ответственности.

Наиболее специфичным для стратега, стратегического руководи теля является его мышление, подчиненное макроуправлению и обес печивающее выполнение проектировочной, проблематизирующей, снабженческой, контролирующей и корректирующей функций.

Стратег организует деятельность нижестоящих руководителей, обеспечивающих достижение стратегической цели. Он знает, что ус пех на нижестоящем уровне может стать для более высокого уровня поражением. Все цели тактического уровня включены в целедости жение и реализацию проекта стратега. Здесь обнаруживается пара докс множественности содержания и значимости целей нижестоя щих управленцев, раскрывающийся не в деятельном измерении, а в мыслительном. “Если про одно и то же может быть несколько представлений и каждое из них зависит от “уровня высоты” точки рассмотрения, то чем более высоким является этот уровень, тем

151

более абстрактным становится содержание представления” [14]. Это следствие принципа “восхождения от абстрактного к конкретному”, который открыл Г. Гегель.

Стратег сохраняет содержание цели и способ ее достижения ни жестоящими уровнями лишь в форме перехода к более абстрактно му его замещению [14]. До тех пор, пока действуют абстрактная цель или способ ее достижения, нижестоящие управленцы обязаны сле довать ее требованиям или ждать коррекции со стороны стратега. Это делает необходимой для стратега организацию соответствую щей мыслительной культуры в мыслекоммуникациях во всей иерар хической управленческой системе. Он реализует три главные, исход ные рефлексивные функции: “познания”, или реконструкции того, что произошло, “критики”, или реконструкции причин затруднения в действиях исполнителей, и “нормирования”, или конструирования видоизмененных проектов исполнительской деятельности [14].

Для организации рефлексивных мыслительных процессов мыс литель вводит соответствующие критерии: интеллектуальные (концеп ции, понятия, категории) и оценочно духовные (идеалы, ценности). Критерии требуют реализации сущностной стороны системной дея тельности людей в организации. Нижестоящий управленец должен организовывать мыслительные процессы в рамках целостности реф лексивной самоорганизации в деятельности.

Если критика и ее основная часть — проблематизация — включа ют содержание одного уровня, то критика вышестоящего руководи теля, его проблематизирующее мыследействие предполагают пере ходы к более абстрактному уровню содержаний и их расширению в пределах соответствующего объема управляемого объекта [14]. При этом стратег рассматривает нижестоящих руководителей как своих исполнителей; он оперирует задачами и проблемами всей организа ции, выполняя заказ. Стратег реализует предельно абстрактную нор му (стратегию), обеспечивая поведение людей в подчиненной систе ме в рамках понятого, принятого, согласованного заказа.

Стратегический управленец непосредственно строит целостность (системы), используя соответствующие ресурсы и согласовывая свои действия с необходимыми инстанциями. Построение стратегии заканчивается, когда запланированная целостность достигается, когда она соответствует определенным критериям потенциальных и акту альных возможностей созданной организации.

152

Стратег в процессе реализации принятого решения корректирует проект действий с учетом складывающейся ситуации и сущности стратегии. Сущностные представления не совпадают с ситуацион ными, так как находятся на абстрактном уровне иерархии. Для учета сущности стратег должен уловить ситуации, в которых будут реали зованы принципы, законы борьбы. Логически это означает нахожде ние того конкретного содержания, которое может быть “подведено” под абстракцию. Абстракция предопределяет “зону” многообразия конкретных подводимых под нее представлений [14].

Анализ конкретных случаев практики управления и использова ние в нем сущностных представлений (в условиях неудач, затрудне ний), выявление сущностного в прошлом или в планируемом буду щем — основной процесс в проблематизации и критике в целом. Сог ласно К. Клаузевицу, критика приводит к выделению того, что не следует использовать, сохранять. Теория, сущностные представле ния применяются как средство определения границ сущностно зна чимого и незначимого в полученном результате. При этом для вос становления непрерывно следственной цепи в событии необходимо критическое мышление.

Человек, как отмечалось выше, является центральным элементом системы деятельности. В СКМ он в этой деятельности — материал, из которого надо сформировать стратега. Согласно К. Марксу, “чело век — это совокупность общественных отношений”. Человек — это биосоциальная, духовная система. Из этого следует, что он не толь ко связан в социуме социальными связями и отношениями, но он — элемент биосоциальной и духовной культуры. Элемент здесь отли чается от части. Человек как элемент — это часть целого мира, где он функционирует, существует в структуре связей биологической соци альной и духовной природы.

Элемент обладает атрибутивными свойствами и свойствами функциями. Свойства функции появляются у части людей, когда их включают в определенную структуру, и исчезают при удалении их из этой структуры. Атрибутивные же свойства остаются у элемента не зависимо от того, находится он в какой то системе или нет [332]. Свойства функции человека определяются связями, а атрибутивные — это его личные качества. Человек на месте стратега обретает свой ства, которые позволяют ему реализовывать стратегическую функ цию управления через многочисленные структурные связи и строго

153

определенные отношения в системе деятельности. Естественно, при этом его личные качества должны соответствовать месту, которое он занимает. Кстати, между этими свойствами существует зависимость. Человек результатами своей деятельности может создать себе место в истории, например села, партии, человечества.

Атрибутивные и функциональные свойства должны соответ ствовать целям, поставленным перед организацией. Если эти харак теристики не соответствуют провозглашенным целям, то они и не достигаются. Классическим примером этого стало исполнение обя занностей президента СССР М. Горбачева. Для любой перестройки требуется соответствующий лидер, имеющий необходимые каче ства индивидуума, личности, субъекта, функциональное место ко торого имеет связи с механизмом управления организации.

История насчитывает множество фактов, когда связи изменяли атрибутивные свойства человека. Часто это было следствием воздей ствия элементов системы, с которыми стратегический управленец соединен различными связями. И, следовательно, связи способны создавать свойства элементов.

Материально связи можно представить информационными пото ками, циркулирующими в системах управления (биологической, со циальной, духовной). Каковы характеристики этих потоков, таков и управленец, таков и человек. Стратегическая функция управления организацией требует формирования этих информационных пото ков, руководства и управления ими. Эти потоки меняют и функции должностного лица, и функции человека, и его характеристики (свойства).

Таким образом, стратег организует систему управления, где цир кулируют информационные потоки, соответствующие целевой структуре организации, созданные им в соответствии с заказом по литика. Организация этих потоков, количественно качественные ха рактеристики информации в них определяются стратегией. В этом плане стратегия реализуется через организацию информационных потоков.

154

Соседние файлы в папке література

  • #
  • #
  • #
  • #

    16.02.20163.25 Mб33Психология управления.pdf

  • #

    16.02.20162.44 Mб26словник з соц роботи.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    16.02.20164.82 Mб28як ефективно упр людьми.PDF

Обычно позицию директора по развитию открывают средние и крупные компании.
Это топ-менеджер, который отвечает за рост оборота, оптимизацию и улучшение производственного процесса, захват новых рынков или направлений. И все это не на уровне тактики или микроконтроля, а в привязке к стратегии и трансформации бизнес-модели.

Требования к образованию и опыту работы

Человек, отвечающий за развитие бизнеса, должен владеть разными навыками. Вот основные критерии успешного соискателя, которые работодатели указывают на HeadHunter:

  • Высшее образование в сфере экономики или финансов, желательно в крупном, ведущем вузе.

  • Дополнительное образование: недавно законченные курсы повышения квалификации, тренинги по профессии.

  • Хорошо, если есть степень MBA или Mini MBA.

  • Опыт релевантной работы. Лучше, если это будет штатная позиция в крупной компании, а не в агентстве. Необязательно на уровне директора, рассматривают кандидатов с опытом руководителей отделов развития.

  • Пригодится опыт в сфере корпоративных финансов.

  • Нужен успешный опыт в продвижении и продажах в релевантной отрасли.

  • Дополнительно: английский язык выше среднего, владение специальными компьютерными программами.

В должности директора по развитию компании видят не только эффективного профессионала, но и человека с развитыми навыками эмпатии, гибким умом и предпринимательским мышлением — нужен тот, кто хочет и может работать на результат.

Что должен знать директор по развитию

Профессия топ-менеджера по развитию многогранна, успешный специалист должен разбираться во множестве бизнес-направлений:

  • Способах оценки стратегической позиции компании, анализе основных рисков, выявлении зон стратегических проблем. Анализе эффективности бизнес-процессов.

  • Анализе рынков и регионов присутствия компании.

  • Определении и разработке вариантов трансформации стратегического развития бизнеса.

  • Оценке возможностей развития с точки зрения доступных ресурсов и операционных технологий. Анализе доступных ресурсов и ключевых показателей эффективности.

  • Оптимизации бизнеса в разных рыночных ситуациях, стабилизации состояния компании. Определении возможностей поведения в кризисных ситуациях.

  • Поиске перспективных сегментов, возможностях активного развития компании.

  • Реинжиниринге бизнеса при радикальном изменении стратегии. Оценке необходимости и возможностей применения инновационных решений.

  • Трансформации стратегических целей на уровень процессов и проектов. Их интерпретации на уровень финансовых проектов.

  • Стратегическом, тактическом и оперативном управлении бизнес-процессами. Определении процессов, их детализации, поиске проблем.

  • Трансформации целей компании на уровень бизнес-процессов. Синтезе и внедрении новых бизнес-моделей на основе трансформации стратегии компании.

  • Использовании матрицы распределение полномочий и ответственности.

  • Прогнозировании и планировании результатов. Определении проблем зон. Оптимизации процессов.

  • Этапах Customer Development, вариантах создания MVP, Lean startup.

  • Agile. Жизненных циклах проекта: водопадной и итерационной моделях.

  • Способах и проблемах внедрения Scrum в компании.

  • Вариантах внедрения инноваций в стратегию компании. Построении фабрики инноваций на базе действующего бизнеса. Создании интенсивного процесса генерации идей и их проверки.

  • Возможностях создания стартапов в работающем бизнесе. Планировании и прогнозировании рисков.

Директор по стратегическому развитию должен знать, как грамотно определить вектор развития компании, понимать, как оценивать состояние компании, анализировать бизнес-процессы. Уметь разработать новую стратегию, проверить ее жизнеспособность и внедрить в действующий бизнес. И ориентироваться на инновации, а для этого разобраться во внедрении современных итерационных методологий управления проектами и коллективом.

Смотрите также: Как определить управленческий масштаб

Должностные обязанности директора по стратегическому развитию

Функций у директора по развитию много, их перечень отличается в зависимости от специфики компании: в небольшом бизнесе этот специалист отвечает за анализ бизнес-процессов, а в крупном — внедряет стратегию и влияет вообще на все подразделения компании. Вот примерный и универсальный перечень должностных обязанностей:

  • Начинает работу в новой должности с анализа стратегии и бизнес-процессов компании, изучения рынка и отрасли, в которой работает бизнес, ищет особенности, преимущества и перспективы предприятия.

  • По итогам анализа формирует общую концепцию политики развития бизнеса, создает новую стратегию, прописывает и согласовывает с советом директоров и основателями основные вехи в достижении новой цели.

  • Затем готовит программы развития и реструктуризации для всех производственных и коммерческих процессов в компании — с учетом возможного финансового и ресурсного обеспечения.

  • Настраивает мониторинг расходов и доходов, запускает сбор статистики и аналитики данных, которые нужны для отслеживания эффективности нововведений.

  • Проводит комплексное обследование компании, изучает влияние первых шагов по внедрению новой стратегии. При необходимости корректирует концепцию развития.

  • Внедряет практику постоянных улучшений в процессы. Самостоятельно или с помощью приглашенных специалистов переводит необходимые бизнес-процессы с конвейерной методологии в проектную. Внедряет системы управления проектами, например, Scrum.

  • Готовит предложения по продвижению продукции компании на новые рынки и созданию новых направлений в бизнесе. При необходимости сотрудничает с другими топ-менеджерами и готовит план по созданию новой инфраструктуры в компании для развития новых направлений.

  • Презентует результаты работы совету директоров. Собирает дополнительные требования, внедряет их в концепцию развития и в процессы.

Кроме того, директор по развитию занимается стандартной управленческой деятельностью. Ему нужно наладить взаимодействие со смежными отделами, набрать подчиненных и сформировать для них KPI’s, подготовить систему развития и обучения персонала, создать поток отбора и обучения стажеров. 

Дополнительно придется заниматься подготовкой документации, изучать юридические и экономические тонкости процессов. Координировать работы по реализации проектов на всех этапах, принимать управленческие решения и искать лучших исполнителей для конкретных задач. И главное — создавать инструкции и методики, чтобы основную часть работы могли делать подчиненные, а сам директор занимался стратегическими вопросами.

Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения

редакции.

Система стратегического менеджмента: что это такое и зачем нужно компаниям

В статье вы узнаете, что такое система стратегического менеджмента, как появилась и зачем она нужна. И почему без стратегии любой бизнес обречен на крах, а с ней — на успех и процветание.

Помните диалог Алисы с Чеширским котом, где она спросила, куда ей идти, чтобы попасть куда-нибудь? Кот ей ответил: “Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, если только не остановишься на полпути”. В этом кратком диалоге Льюис Кэрролл, сам того не ведая, описал проблему многих компаний, живущих без четкой стратегии. И вряд ли он мог предположить, что ровно через 100 лет после выхода его шедевральной книги про Алису, в 1965 году будет разработана система стратегического менеджмента, которая поможет многим компаниям разбогатеть и спланировать свой успех на десятки лет вперед.

Что же такое стратегический менеджмент, какие процессы охватывает и на сколько лет должна быть разработана корпоративная стратегия, чтобы компания могла пережить десятилетия, а не просто выстрелить и потухнуть — читайте в материале ниже.

Что такое стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент (strategic management) — это серия действий компании по достижению долгосрочных целей, которые позволяют бизнесу выжить в конкурентной борьбе и процветать в любых условиях внешней среды. И чем более нестабильны условия этой среды, тем выше потребность компании в четкой стратегии.

Стратегический менеджмент еще называют стратегическим управлением, так как он обеспечивает общее управление компанией в рамках реализации стратегии. А также связан с целым комплексом мероприятий, необходимых для эффективной работы компании: планированием, анализом среды, учетом ресурсов, контролем и регулированием.

процесс стратегического управления

Процесс стратегического управления в компании

Что же такое стратегический менеджмент простыми словами — рассмотрим на примере.

Всем знакома ситуация с пробками на городских дорогах, особенно в мегаполисах. С точки зрения оперативного управления, дорогу надо бы разгрузить, например, расширив шоссе. Но, если учесть, что количество машин ежегодно растет, то придется постоянно застраивать город. Поэтому стратегически лучше не расширять дорогу, а сокращать сам поток машин (ограничения на парковки, платный въезд, развитие общественного транспорта и прочее).

Так работает стратегическое управление в системе менеджмента компании — позволяет посмотреть на бизнес с точки зрения долгосрочной перспективы, а не из сиюминутной выгоды и быстрых решений.

История стратегического менеджмента

Стратегическое управление зародилось еще в 20-х годах прошлого века и уже интуитивно внедрялось в крупных компаниях. (Например, автомобильная корпорация General Motors уже в 1926 году с помощью стратегии “автомобили для любых потребностей и кошельков” увеличила свою долю рынка в 2 раза, отобрав немало клиентов у Ford.)

Однако сам термин “стратегический менеджмент” появился лишь в 1965 году благодаря американскому ученому Игорю Ансоффу. Он ввел это понятие в научный обиход, чтобы отличать стратегическое управление, которое осуществляется на высшем уровне, от текущего операционного — на уровне отделов и производства.

Предпосылкой к созданию теории о стратегии стал научно-технологический прорыв и изменения условий ведения бизнеса. Новое время требовало от компаний внедрить стратегическое управление в систему менеджмента организации. А значит отойти от операционного управления, пересмотреть свои цели и направить все усилия на долгосрочное планирование.

Элементы системы стратегического менеджмента

Система стратегического менеджмента включает разработку миссии и целей компании, а также действия для их достижения. А это значит, чтобы разработать эффективную корпоративную стратегию, менеджменту компании нужно ответить на 3 ключевых вопроса:

  1. В какой ситуации находится сейчас компания и какие возможности, ресурсы у нее есть?
  2. Куда планирует двигаться в будущем?
  3. Как сможем достичь этих целей?

А также использовать все элементы системы стратегического менеджмента, чтобы гарантированно достичь желаемых результатов:

  • провести анализ внутренней и внешней ситуации (внутри компании и на рынке);
  • сформулировать миссию и цели компании;
  • разработать стратегический план;
  • проанализировать портфель компании;
  • создать организационную структуру;
  • выбрать систему управления;
  • определить политику компании во всех сферах её деятельности;
  • реализовать стратегию;
  • собрать обратную связь и проконтролировать результаты
  • доработать стратегию в свете приобретенного опыта, изменившихся условий и новых возможностей.

Как видим, стратегия не статична. Процесс ее разработки и внедрения цикличен, предусматривает постоянную обратную связь и корректировку целей.

Чем отличается стратегическое управление от стратегического планирования

Стратегическое управление и стратегическое планирование постоянно работают в связке и дополняют друг друга. Вот только стратегическое управление — это комплексный процесс, направленный на реализацию стратегии, а планирование — анализ текущей ситуации и определение следующего шага на пути к цели.

Рассмотрим каждое понятие в отдельности на примерах известных компаний.

Стратегическое управление в системе менеджмента

Стратегическое управление — это постоянный процесс управления компанией, направленный на разработку и внедрение стратегии. Где стратегия — связующее звено между целями компании и линией ее поведения, выбранной для их достижения.

Основная роль стратегического управления в системе менеджмента при этом — реализовать миссию компании, усилить ее конкурентные преимущества, снизить затраты и помочь ей достичь желаемых результатов.

Преимущества стратегического управления

Преимущества стратегического управления

Пример № 1. Стратегия компании Cisco с упором на человеческий потенциал

Корпорация Cisco Systems развивалась очень быстро и в период расцвета интернета купила 70 фирм, увеличив численность сотрудников в 2 раза. После того, как финансовый пузырь в сфере hi-tech лопнул, компании пришлось изменить стратегию и вместо расширения штата, взяться за развитие собственных талантов. Cisco создала собственный университет, обучила персонал и за 3 года вновь стала лидером рынка.

Стратегическое планирование в системе менеджмента

Стратегическое планирование позволяет менеджменту оценить текущую ситуацию на рынке, и планировать будущее компании. Организовать стратегическое планирование в системе менеджмента правильно — означает постоянно оценивать угрозы внешней среды, с которыми может столкнуться компания, искать потенциальные возможности и определять следующие шаги на основе проведенного анализа.

Стратегическое планирование проходит в 5 этапов:

  • Определение миссии, видения и целей компании
  • Анализ среды (сбор информации, учет потенциальных возможностей, анализ сильных и слабых сторон организации и конкурентов)
  • Выбор и формулировка стратегии
  • Реализация стратегического плана
  • Оценка и контроль выполнения

В результате такого планирования у менеджмента на руках будет стратегический план — документ, в котором описаны стратегические и тактические планы компании, подкрепленные исследованиями и фактическими данными.

Вот только разработка такого документа — дело трудоемкое. Чтобы затраты на разработку стратегических планов в системе менеджмента не превышали ожидаемые выгоды от их реализации, рекомендуется учитывать расходы на каждую стратегическую сессию в компании. Это позволит быстрее перейти от планирования к делу.

Пример № 2. Стратегия Nucor Steel — оценка рисков и инвестиции в новые технологии

В 1986 году президент компании Nucor Кенес Иверсон должен был решить: инвестировать деньги в новую технологию отливки стали или нет. Технология должна была дать компании массу преимущества, в том числе — снижение текущих затрат. Но для ее внедрения требовались крупные вложения, а саму технологию еще не одобрили контролирующие органы. Иверсон решил рискнуть и построил в 1989 первый завод под запуск новой технологии. В итоге компания Nucor стала крупнейшим производителем стали в США.

Система целей в стратегическом менеджменте: на сколько лет писать стратегию и почему

Считается, что стратегия должна отражать, как минимум, 3 вида целей (по А. Пригожину), не связанных между собой иерархически — это цели-задания, цели-ориентации и цели системы.

  • Цели-задания — отражают внешнюю миссию компании (“миссия вовне”).
  • Цели-ориентации — ориентированы на интересы сотрудников («миссия, направленная внутрь»).
  • Цели системы — обеспечивают стабильность, целостность и системность компании.

На деле, это может выглядеть так: обеспечить рост производительности труда на 5% в течение трех лет, повысить лояльность покупателей на рынке услуг, а также сократить цикл оборота оборотных средств.

Если у компании есть стратегия хотя бы на год, это уже неплохо. Но это лишь краткосрочное планирование. Согласно с общепринятой мировой практикой, у компании должна быть долгосрочная стратегия минимум на 3-5 лет (в транснациональных компаниях — на 10-15 лет), в которой указаны миссия и видение, среднесрочная на пару лет и краткосрочная стратегия до 1 года.

Все эти 3 уровня стратегического планирования отражены в так называемой “пирамиде целей”.

система целей в стратегическом менеджменте

Пирамида целей и уровней стратегического планирования

При разработке целей нужно обязательно учесть, что компания работает для потребителя и от потребителя.

Поэтому определять цели нужно исходя из:

  • прогнозирования будущих решений (на какой сегмент ориентируется компания, какие рынки планирует задействовать, какие трудности могут быть и пр.)
  • эффективного распределения ресурсов (какая бюджетная политика, что с капитальными вложениями, инвестиционным управлением и пр.)
  • кадровой политики (сотрудники должны знать, куда движется компания, и понимать свои задачи в этом процессе).

Стратегия — это еще и инструмент управления, потому что она обеспечивает сотрудникам безопасность относительно будущего компании. Поэтому важно правильно донести разработанную стратегию до всех сотрудников. Так они смогут внести бОльший вклад в повышение прибыльности компании.

Почему управленцам важно мыслить стратегически

Как видим, стратегический менеджмент — это мощная система управления и приоритетная задача руководящего состава компании. Изучение его основ позволяет управленцу развить так называемое «helicopter view» мышление (способность видеть компанию комплексно и фокусно одновременно). Менеджер, владеющий инструментами стратегического управления, способен активно формировать будущее компании, поэтому всегда будет в цене.

Научитесь мыслить глобально на онлайн-курсе “IPFM:Стратегический менеджмент”, чтобы повысить личную эффективность, раскрыть новые профессиональные горизонты и зарабатывать больше с международным дипломом IPFM.

Запишитесь на курс “IPFM:Стратегический менеджмент”, чтобы бесплатно посмотреть 1-й урок и оценить удобство дистанционного формата обучения!

Курс по стратегическому управлению

Кто занимается стратегией в вашей компании?

Стратегическое управление — это управленческие решения и мероприятия для достижения роста и развития организации. Стратегическое управление включает миссию предприятия, стратегическое планирование, организацию управления, контроль над ним.

стратегическое управление, стратегическое управление организацией

Предмет и принципы стратегического руководства

Предприятие рассматривается как структура, состоящая из основных, вспомогательных и руководящих подразделений.

Бизнес-стратегия охватывает следующие вопросы:

  • Масштабирование.
  • Повышение эффективности.
  • Генерация элемента или бизнес-процесса, необходимого для достижения генеральных целей.
  • Контроль внешних условий.

В качестве принципов стратегического менеджмента можно назвать:

  • Сочетание теории, практики и ситуации конкретной компании.
  • Целенаправленность.
  • Гибкость.
  • Единство планов.
  • Модернизация оргструктуры.

Задачи и функции стратегического управления организацией.

Можно выделить такие задачи, которые решаются с помощью стратегического управления:

  • Выбор коммерческой деятельности, ориентиров развития, долгосрочных перспектив.
  • Проработка и внедрение стратегии.
  • Контроль над процессом реализации стратегии.
  • Изучение результатов, внесение корректив.

Стратегия реализуется, когда выполняются четыре главных функций менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование.

Занимаясь планированием, команда должна ответить на три главных вопроса: каково нынешнее положение компании; какой компания видит себя в будущем; каким образом достичь результата. Успех заключается в последовательном и постоянном планировании. Монотонная деятельность быстро введет сотрудников в скуку и достичь желаемых результатов компания не сможет.

Организация.

Компания делится на множество отделов. Отделы, в свою очередь, должны быть структурированы для успешного выполнения задач. Руководителю рекомендуется определить обязанности для каждого отдела и отдельного сотрудника.

Мотивация.

Чтобы сотрудники выполняли свою работу качественно метода “кнута и пряника” недостаточно. Задействовав различные аспекты мотивации – материальную и нематериальную, внутреннюю и внешнюю – можно достичь большего успеха.

Контроль.

Управленческий контроль делится на три вида: установление норм и стандартов; измерение достигнутых показателей; корректировка плана по мере необходимости, вплоть до изменения генеральных целей.

Стратегическое, оперативное, тактическое управление организацией.

Под оперативным управлением понимается выполнение ежедневных задач. Задачи делятся по отраслям и отделам: финансы, производство, запасы, сбыт. Цель оперативного управления – непрерывная и согласованная с другими службами работа.

Тактическое управление имеет долгосрочный характер. Такое управление решает объемную, но не основные задачи. Например, создание профессионального отдела продаж — это тактика, а полученное в результате увеличение доли рынка — стратегия.

Стратегическое управление – это постановка целей, планирование на годы развития, определение стиля деятельности компании.

Когда пора строить стратегию

Стратегию нужно разрабатывать с момента основания компании. Если заниматься только оперативным управлением, то перспектива развития будет следующая:

  • компания застынет на определённом этапе, поскольку нерешённые проблемы помешают масштабированию;
  • компания вырастет в большую хаотичную структуру, с руководством которой собственник просто физически не сможет справляться.

Стратегия должна соответствовать потребностям компании. Поэтому консультанты консалтинговых компаний только помогают самостоятельно проходить этот этап развития.

План разработки стратегии

Разработка стратегии делится на несколько этапов:

  • подготовительный: анализ личной заинтересованности руководства в новом инструменте; исследование основных направлений предприятия; согласование мнений руководителя и экспертов стратегического развития;
  • разработка альтернативного плана: обособленные группы разрабатывают различные варианты стратегии (одна из которых впоследствии может стать запасным планом на случай непредвиденных обстоятельств);
  • этап принятия решения и разработка целевых программ.

Ошибки из-за которых разработка стратегии обречена на провал:

  • Абстрактные формулировки. Задачи вроде “стать лидером”, “увеличить продажи” бесполезны для бизнеса и способны поглотить ценные ресурсы.
  • Некорректная система показателей. Например, в план заложен рост оборота на 30%. Обоснование: в прошлом году сумели реализовать эту задачу, значит, сумеем и в следующем. Однако рынок динамичен, его условия постоянно изменяются. Эти факторы должны учитываться.
  • Переоценка потенциала. Многие руководители забывают, что ресурсы ограничены. Поэтому необходимо рассчитывать возможности конкретных каналов и точек сбыта: сколько продукции они могут реализовать и, соответственно, какой процент от общего объёма производства нужно закладывать в расчёты для каждой точки. От этих подсчётов будет зависеть и распределение финансов, и кадровая политика, и закупочная стратегия.
  • Концентрация на второстепенных вещах. Ресурсы компании ограничены, поэтому необходимо определить, какое направление является действительно перспективным. Что важнее: бурный рост или стабилизация бизнеса, выход на максимальную производительность или снижение себестоимости?

Ключевые обязанности руководителя по организации эффективного управления

Фото Ольги Панковой, Кублог

В работе руководителя любого уровня можно выделить такие функции, как:

  • управление подчиненными: все действия, которые руководитель должен предпринять для того, чтобы сотрудники правильно выполнили весь необходимый объем работ;
  • взаимодействие с компанией: встречи, собрания, совещания и переписка с коллегами и вышестоящими руководителями;
  • производство результата: все действия руководителя, которые не связаны ни с управлением подчиненными, ни с взаимодействием с компанией, когда он работает в качестве скорее менеджера-специалиста, пусть и высококвалифицированного;
  • осмысление: анализ и синтез информации, необходимой для выработки эффективных управленческих решений.

Как должно распределяться время руководителя между производством результата и остальными зонами ответственности? Это зависит от следующих факторов:

  • Специфика работы. Если работа носит узкоспециальный характер (например, вы являетесь руководителем научного направления и у вас два лаборанта-помощника), то вам придется более всего заниматься производством результата. Если работа требует тех уникальных знаний/умений, которых нет ни у кого другого, то и заниматься вам суждено более работой, чем управлением как таковым. При этом, поскольку именно вы отвечаете за квалификацию ваших подчиненных, есть смысл обучить их тому, что вам приходится делать.
  • Уровень корпоративной иерархии. Чем ниже ваш уровень, тем больше вам предстоит заниматься производством результата. Проблема же в том, что и по мере своего продвижения по служебной лестнице и укрупнения задач руководители сохраняют эту вредную привычку.
  • Сила власти. Чем слабее ваша власть, тем больше вам работать; ваш удел — производство результата.
  • Квалификация подчиненных. Чем ниже их профессиональный уровень, тем больше вам работать.
  • Мотивированность подчиненных. Чем менее подчиненные заинтересованы в результатах работы, тем больше работы придется делать самому руководителю.

Если искомые обязанности представить в виде перечня, то он будет выглядеть так.

  1. Постановка задачи и организация выполнения.
  2. Распределение обязанностей.
  3. Обеспечение взаимодействия.
  4. Выстраивание межличностных взаимоотношений.
  5. Анализ результатов.
  6. Аудит эффективности процессов.

Рассмотрим каждый из пунктов подробно.

1. Обязанность «Организация выполнения»

Хорошая работа начинается с тщательной организации. Если вы хотите, чтобы работа была выполнена с должным качеством и в необходимые сроки, необходимо уделить самое пристальное внимание именно организации этого процесса.

Мы должны провести декомпозицию нашей задачи до уровня простейших рабочих заданий, при этом учесть целый ряд условий — от уровня квалификации подчиненных до приоритетности конкретной задачи в рамках общего поля.

Нам также необходимо определиться с приоритетами, оптимальной последовательностью выполнения работ, выстроить график и отметить на нем как необходимые места контроля, так и точки для принятия решения об уточнении дальнейшего хода работ. Возможно, характер задачи предполагает уместность оценки внутренних/внешних рисков и разработку соответствующих профилактических либо реактивных мероприятий.

Все эти процедуры должны быть согласованы как с содержанием самой задачи, так и со сроками ее выполнения. В противном случае после быстрого старта участники начинают спотыкаться о неучтенные препятствия, что резко замедляет ход выполнения задачи. Недостаток планирования в этой области также может привести к тому, что часть важных составляющих не исполняется вовсе или о них вспоминают в последний момент. В итоге задачи решаются долго, дорого и некачественно.

Если же поступать не так, как принято, а так, как правильно, то время, затраченное на организацию выполнения, многократно окупается управляемостью процесса, оптимальностью использования ресурсов структуры и качеством самой работы.

Если у вас нет времени на качественную организацию работы, то вы находитесь в очередной «самозатягивающейся петле», пытаясь сделать за счет скорости то, что следует решать посредством изменения подхода. Конечно, для этого вначале потребуется инвестировать дополнительное время, которого и так не хватает. Но иначе этот замкнутый на первый взгляд круг никак не разорвать.

Хорошо организованная работа выполняется быстро, интенсивно и… незаметно. В свою очередь, крики и суета свидетельствуют скорее не об энтузиазме подчиненных, а о низком качестве управления.

2. Обязанность «Распределение обязанностей»

Эта часть работы руководителя наиболее понятна по своему содержанию. Одной из причин перегрузки руководителей как и является тот факт, что руководитель не распределяет обязанности.

Кроме того, нельзя обязывать, не оговаривая права. Те или иные полномочия оговорены в должностных инструкциях, но полномочия конкретного сотрудника в рамках выполнения актуального задания в стандартном регламенте содержаться не могут. Не стоит также надеяться на то, что подчиненный, взяв за основу перечень своих служебных обязанностей, самостоятельно определит набор своих полномочий в рамках конкретной работы.

Вывод: если вы не уделили достаточного внимания постановке задачи и организации выполнения, то у вас практически нет шансов адекватно распределить работу между подчиненными. Попадая в эту ситуацию, руководитель интуитивно выбирает одну из двух моделей.

  • Модель 1. Основная часть работы выполняется самостоятельно, подчиненных работают исключительно в режиме «подай—принеси». Если не получается все выполнить самому, боремся за сокращение объема работ, расширение штата, улучшение мотивации, набор хороших подчиненных.
  • Модель 2. «Перебрасываем» подчиненным работу в том виде, как есть, при этом понимая, что в результате все окажется совсем не так, как надо. Когда предчувствия сбываются, боремся за сокращение объема работ, расширение штата, улучшение мотивации, набор «хороших» подчиненных.

3. Обязанность «Обеспечение взаимодействия»

Как бы тщательно вы все ни организовали, на пути к цели обязательно появятся некие препятствия, неучтенные на предварительной стадии или новые факторы. Все они требуют рассмотрения, дополнительной информации, а то и внесения коррекций в изначальную диспозицию.

Ранее распределенные полномочия не могут учитывать неизвестное, а право самостоятельно решать вновь возникающие вопросы может быть делегировано только проверенным и надежным. Поэтому сотрудникам необходим периодический контакт с руководителем.

Кроме того, вашим подчиненным необходимо взаимодействовать со своими коллегами на «горизонтальном» уровне как внутри своей структуры, так и с выходом на другие подразделения.

Если ваши подчиненные обладают высоким уровнем исполнительской дисциплины задача несколько упрощается. По завершении процесса распределения обязанностей достаточно договориться о том, что при столкновении с любым препятствием и/или неожиданным фактором они немедленно сигнализируют об этом вам. Но и об этом надо не забыть договориться.

Также необходимо помнить о том, что любую работу необходимо контролировать — даже ту, при выполнении которой изначально не возникает неожиданностей и не требуется совместных действий. Если же руководитель склонен этим пренебрегать, то конечный или промежуточный результат может попросту отсутствовать, даже по самым объективным причинам. Методы и интенсивность контроля зависят от квалификации и дисциплинированности подчиненных, а кроме того — от характеристик поставленной задачи.

4. Обязанность «Выстраивание межличностных взаимоотношений»

В зависимости от целей и характера задач, стоящих перед компанией, тот или иной тип взаимоотношений в коллективе может быть как хорошим, так и плохим. Параметр этот относительный и зависит от того, насколько эти отношения способствуют эффективной работе. Поэтому ошибкой является стремление к некоему мифическому хорошему климату в коллективе. Пожалуй, еще большей ошибкой было бы считать, что чем лучше взаимоотношения, тем эффективнее будет идти работа.

Почему же у нас зачастую возникает подобная иллюзия? Считается, что если сотрудники находятся между собой в хороших отношениях, то они легко будут общаться по рабочим вопросам, спокойно и конструктивно договариваться по спорным моментам, в коллективе не будет ссор и сплетен, всем будет приятно и радостно работать, люди будут меньше уставать, и никто не захочет увольняться. Однако в коллективах, где складывается подобный стиль отношений, неизбежно возникают дополнительные факторы:

  • снижается взаимная требовательность.
  • взаимные обязательства становятся более значимыми, чем перед компанией и непосредственным руководителем.
  • информация скрывается от руководителя, а если руководитель является частью «содружества», то — от вышестоящих инстанций (организаций).
  • процветает круговая порука.

Мы вовсе не хотим сказать, что отношения в коллективе должны быть плохими. Это тоже не принесет ничего хорошего. Где же выход?

Руководитель обязан уметь поддерживать в коллективе должный баланс между сотрудничеством и соперничеством. Межличностные взаимоотношения — не данность, а управляемая субстанция; понятия же «хорошо» и «плохо» достаточно условны. Весь вопрос в рейтинге ваших собственных или же корпоративных критериев, при отсутствии которых вы будете использовать собственные.

5. Обязанность «Анализ результатов»

Выполнение этой обязанности кажется само собой разумеющимся делом. Однако результаты своей работы далеко не всегда подвергаются осознанному анализу. Во многом это связано с изначальным отсутствием правильно сформулированных целей работы. Но даже там, где цели были установлены, анализ промежуточных и итоговых результатов часто отсутствует. Анализ результатов деятельности, конечно, проводится по ходу дела, но нигде не фиксируется.

Человеческая психика устроена таким образом, что он всегда подсознательно стремится избежать нежелательного понижения самооценки и потому склонен приписывать огрехи различным внешним причинам. Любые же результаты представляются оптимальными и единственно возможными. В связи с этим рекомендуем вам заниматься анализом промежуточных и конечных результатов на регулярной основе, запланировав это как обязательную процедуру. Такая привычка хотя иногда и портит настроение, но существенно повышает эффективность управления.

6. Обязанность руководителя «Аудит эффективности процессов»

Руководитель обязан замерять и оценивать правильность организации работы, соотносить это с ключевыми параметрами эффективности и, в случае расхождения или прогнозирования такой возможности в перспективе, обеспечивать разработку необходимых изменений. Анализу могут и должны подлежать все технологии, которые влияют на эффективность: от производственных до индивидуальных, используемых самими сотрудниками в процессе работы.

Так, если руководитель обнаруживает, что система мотивации не способствует качественному выполнению поставленных задач, то он должен либо организовать разработку конкретных предложений по изменению ситуации, либо привлечь необходимый для этого внешний ресурс.

Если руководитель сам не использует какой-либо управленческий инструмент, то его подчиненные с высокой вероятностью также этого делать не будут. Если вы сами не пользуетесь управленческой технологией, то контроль ее использования подчиненными будет требовать дополнительных усилий и, скорее всего, постепенно сойдет на нет. Без постоянного контроля технология, вероятнее всего, применяться не будет, а будет только создаваться видимость ее использования.

Выполнение аудита эффективности процессов — не хобби, а обязанность. Результатами его выполнения должны стать перечни объектов анализа, описания методик оценки и возможности ознакомиться с результатами.

Об особенностях практического применения

Прочитав перечень и содержание своих обязанностей, каждый руководитель может с легким сердцем заявить, что все это он, в принципе, делает. Ключевым моментом тут будет являться характерная оговорка «в принципе». Такую формулировку использует тот, кто понимает, что должен это делать, но не готов утверждать со всей уверенностью, что делает.

В единицу времени человек может эффективно заниматься только одной работой. Тот, кто старается одновременно выполнить несколько важных дел, ничего толком не сделает. Поэтому выполнение управленческих обязанностей должно включаться в рабочий график руководителя под соответствующим названием. В рабочий график управленческие обязанности следует включать не просто наравне с прочими делами, а с учетом того, что именно эта область ответственности должна быть приоритетной. Научитесь выделять время в соответствии с приоритетами, чтобы слова с делами не расходились.

Руководитель отвечает за то, чтобы эти действия выполнялись на регулярной основе, состав же участников и их роли — вопрос ситуационный.

Сами ли вы собираетесь детально проработать задачу, после чего сообщить о ней подчиненным, либо собираетесь привлечь их к активному участию в разработке? Может быть, участие будет ограничено сбором данных по сформулированным вами вопросам? Все это можете определить только вы сами. Вы отвечаете за то, чтобы обязанности полноценно исполнялись, каким же ресурсом — вопрос не принципиальный.

Кроме того, вам необходимо учитывать и то, что все обязанности в процессе их исполнения соединены незримой цепочкой обратной связи. В процессе организации выполнения может выясниться, что сама задача требует дополнительного осмысления, а может быть, и переформулирования. Такое часто бывает, например, из-за нехватки ресурсов, чего на стадии постановки задачи не всегда возможно предвидеть.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по яве 634
  • Перечень льготных профессий руководство пользователя
  • Мирамистин для ингалятора инструкция по применению
  • Швейная машинка чайка 142 м инструкция по эксплуатации электрическая
  • Морфин инструкция по применению уколы при онкологии