Обязательный аудит это аудит по решению руководства экономического субъекта

КонсультантПлюс: примечание.

Если до 01.01.2021 начато проведение обязательного аудита организации, которая в соответствии с ч. 1 ст. 5 (в ред. ФЗ от 29.12.2020 N 476-ФЗ) стала вправе не проводить такой аудит, указанные положения применяются к ней с отчетности за 2021 г.

1. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;

3) организаций, имеющих организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах»), в случае, если поступление имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, превышает 3 миллиона рублей;

4) организаций (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»), соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

а) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 миллионов рублей;

б) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 миллионов рублей;

5) акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.

(п. 5 введен Федеральным законом от 16.04.2022 N 114-ФЗ)

(часть 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2020 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 3 ст. 5 применяется начиная с обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ).

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится только аудиторскими организациями.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В электронном конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

(часть 5 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 403-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2021 N 435-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Компания работает, получает неплохой доход и прибыль, имеет определенный успех на рынке. Во время работы не обходится без трудностей и ошибок. Выявить проблемные места, слабые и сильные стороны бизнеса, принять правильные, обоснованные решения и даже предотвратить возможные административные взыскания или судебные процессы помогает регулярный аудит финансово-хозяйственной деятельности. Что это такое, какой бывает аудит, как он проводится и в какой ситуации это является обязательным для фирмы, разбираем в сегодняшней статье.

аудит

Что такое аудит

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального Закона от 30.12.2008 г. «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ, аудит – это независимая проверка бухгалтерской документации организации, проводимая для оценки достоверности финансовых отчетов за определенное время.

Что такое аудит

Говоря проще, в ходе аудита осуществляется проверка конкретного направления хозяйственно-экономической и финансовой деятельности предприятия с целью определения его эффективности, достоверности документации и ее соответствия нормативным актам с подведением итогов такого анализа в форме аудиторского заключения.

История аудита

Слово «аудит» произошло от латинского слова audio, т. е. «слышу». Предполагается, что потребность в аудиторской проверке возникла с появлением денежных и товарообменных отношений. Первые подтверждения проведения таких проверок датируются периодом с 1045 до 221 гг. до н. э.  на территории современного Китая. Китайцы в то время смогли выстроить общегосударственную финансовую систему, которая предполагала формирование четкого бюджета и полноценный аудит всех правительственных отраслей.

Большой вклад в развитие аудиторской сферы внесли афиняне. В 5 ст. до н. э. в Древней Греции был создан орган народного собрания, на который возлагался контроль всех доходов и расходов государства. Древние римляне, в свою очередь, придумали и внедрили систему составления документов учета. Работники, которые этим занимались, назывались «квесторами» и были обязаны отправлять свои отчеты в Рим, где проводились мероприятия, схожие с нынешней консалтинговой деятельностью.

История аудита

В 1862 году в Великобритании регулирование аудита было предусмотрено на государственном уровне. В 1867 году закон о проверках компаний ревизорами был принят во Франции.

В XX столетии требования к аудиторским проверкам стали ужесточаться на фоне многочисленных требований инвесторов, которые теряли деньги из-за банкротств предприятий. Во второй половине прошлого века аудиторы стали не только осуществлять проверки, но и предлагать услуги для помощи в бухгалтерском учете, внедрять новые системы управления предприятием, контроля качества, автоматизации учета и выполнять иную смежную работу.

Интересные факты

  • Термин «аудитор» появился в начале 14 века, он определялся должность человека, который специализировался на процедурах проверки.
  • В древности бухгалтерский учет хоть и велся, однако ему практически не придавалось значения.
  • В 12 столетии аудиторская проверка была проведена в Лондонском Сити.
  • В 1130 году был создан архив Казначейства Англии и Шотландии.
  • Мировой экономический кризис (30-е годы 20 века) привел к значительным изменениям в правовом регулировании аудита. В Америке появилась комиссия по контролю операций на бирже и ценным бумагам, которая фактически занималась аудитом.
  • В России обязательными аудиторскими проверками (они носили название «ревизия») занимались ревизоры. Аудиторы появились в период правления Петра I, при этом слово «аудитор» трактовался как «слушающий». Ревизор и аудитор – две разных должности.
  • Аудиторская деятельность в современной Российской Федерации получила правовой статус в 1993 году в силу выхода соответствующего закона.

Зачем собственнику аудит

Финансовая отчетность является подтверждением соблюдения фирмой законодательных требований в области финансов, отражает реальную картину эффективности бизнес-процессов и всей организации. Поэтому в регулярных аудиторских проверках заинтересованы в первую очередь владельцы бизнеса.

Аудиторская проверка позволяет предпринимателю:

Аудит позволяет предпринимателю

  • проверить, насколько верно и грамотно ведется финансовая, в том числе бухгалтерская отчетность на предприятии;
  • убедиться в правильности ведения бизнеса;
  • вовремя выявить и устранить возможные факты нарушения сотрудниками норм законодательства в области финансов и бухгалтерии;
  • проконтролировать корректность отражения данных в отчетах;
  • избежать вопросов со стороны налоговой, трудовой инспекции и иных контролирующих организаций.

Пользователями финансовой отчётности являются:

  • руководители и сотрудники, их представители;
  • инвесторы, их представители;
  • подрядчики и поставщики;
  • заказчики и покупатели;
  • займодатели (в т. ч. банковские структуры);
  • представители органов власти;
  • представители общественности.

Виды аудита

Существует множество видов аудита, все они досконально изучены. Классифицируют аудиторские проверки по разным признакам. В этой статье постараемся привести максимально полный перечень их видов.

Виды аудита

В зависимости от проверяющей стороны

  • Внутренний аудит. Проводится специалистами штатной аудиторской службы либо штатного аудитора при наличии такого сотрудника в организации.
  • Внешний аудит. Осуществляется сторонними аудиторскими компаниями или отдельными аудиторами по договору.

В зависимости от обязательности проведения

  • Обязательный аудит. Является необходимым в случаях, предусмотренных законодательством, а также может проводиться по поручению государственных организаций.
  • Инициативный аудит. Осуществляется по решению руководства компании на основании договора.

В зависимости от типа проверки

  • Фактический аудит. Предполагает обязательное присутствие на объекте аудиторов с целью опроса сотрудников всех рангов, проведения процедуры инвентаризации.
  • Камеральный или документальный аудит. Подразумевает изучение сводной и первичной бухгалтерской документации без присутствия эксперта на объекте.

В зависимости от решаемых задач

  • Производственный, он же управленческий аудит. Оценка управления организацией, эффективности производства, производительности, финансовых инвестиций, совершенствование качества деятельности, связанной с производством.
  • Аудит финансовой отчетности. Анализ и оценка финансовых документов и иных материалов на предмет их соответствия правилам бухучета и другим общепринятым критериям.
  • Аудит хозяйственной деятельности. Комплексный анализ конкретных направлений деятельности предприятия.
  • Аудит на соответствие требованиям. Проверка хозяйственной и финансовой работы организации с целью контроля ее соответствия требованиям законодательства или установленным правилам.
  • Специальный аудит. Проверка соблюдения правил, норм и установленных процедур при решении определенных вопросов в рамках деятельности фирмы.

Аудит в зависимости от решаемых задач

В зависимости от времени реализации

  • Первоначальный аудит. Проводится впервые для данной компании.
  • Согласованный аудит. Проводится в организации повторно или регулярно.
  • Оперативный аудит. Короткая проверка, по результатам которой дается общая оценка состояния внутренних дел бизнеса.

В зависимости от характера проверки

  • Системно-ориентированный аудит. Выполняется с учетом данных о системе внутриорганизационного контроля.
  • Подтверждающий аудит. Нужен, чтобы оценить и подтвердить достоверность бухгалтерской, финансовой документации.
  • Аудит на основе риска. Работа аудитора сосредоточена в сферах, в которых присутствует невысокий риск.

В зависимости от метода

  • Сплошной аудит. Подробно проверяется вся финансовая и бухгалтерская отчетность.
  • Выборочный аудит. В рамках аудита проверке подлежит лишь малая часть необходимых отчетных документов.
  • Комбинированный аудит. Детальной проверке подлежат отдельные рискованные операции, все остальные рутинные операции проверяются выборочно.

Виды услуг аудита

Аудиторские услуги также делятся на виды. Вот большинство из направлений работы аудиторов:

Виды аудиторских услуг

Что проверяют

Общие

Финансовый аудит

Экономическое состояние субъекта

Инвестиционный аудит

Показатели профессиональных членов инвестиционных фондов, участников рынка ценных бумаг

Промышленный аудит

Объемы и качество выполняемых или выполненных работ

Управленческий аудит

Система управления коммерческой, производственной, социальной деятельностью предприятия

Узкоспециализированные

Налоговый аудит

Налоговая и бухгалтерская отчетность

Операционный аудит

Хозяйственные операции, хозяйственная система, методы ее функционирования, целевые программы, сметы

Аудит отдела продаж

Процесс работы системы продаж в комплексе

Аудит расходов

Финансовые показатели субъекта из отчетности в разрезе расходов

Кадровый аудит или аудит персонала

Эффективность имеющейся на предприятии системы управления персоналом

Аудит сайта

Содержание интернет ресурсов

PR аудит

Внутренние и внешние коммуникации компании / проекта / PR-акции

Экологический аудит

Соблюдение требований в сфере экологической безопасности, охраны окружающей среды и экологического менеджмента

Юридический / правовой аудит

Финансовая деятельность в сравнении с предписанными законами, правилами или условиями

Ценовой аудит

Экономические, технологические, технические характеристики товара, услуги, работы инвестиционного проекта

Методы аудита

Аудиторы в своей работе практикуют использование различных методов сбора информации и проведения проверок разными путями. Все они регламентированы внутренними правилами компании или прописаны в нормативных актах. При выборе того или иного метода эксперты руководствуются поставленными целями и задачами в рамках договоренностей с аудируемой организацией.

Методы аудита

Методы фактического контроля:

  • инвентаризация или присутствие аудитора при ее проведении;
  • визуальные наблюдения:
    • анкетирование;
    • обследование объектов;
    • тестирование;
    • хронометраж;
    • иллюстрация рабочего процесса;
    • служебное расследование;
  • экспертные оценки:
    • эксперименты;
    • экспертизы;
    • контрольный замер или запуск;
    • химико-лабораторный анализ;
    • технологический контроль.

Документальные методы:

  • исследование документов на предмет:
    • содержания;
    • оформления;
    • соответствия законодательству в последней редакции;
  • информационное моделирование:
    • аналитические проверки;
    • встречные проверки;
    • обратный счет;
    • взаимный контроль операций;
    • логические проверки;
    • прослеживание;
    • контрольные сличения;
  • камеральные проверки для определения фактов взаимоувязки данных учета с бухгалтерской, финансовой и прочей отчетностью.

Расчетно-аналитические методы:

  • экономический анализ;
  • статистические расчеты;
  • экономико-математические методы.

Общенаучные методы:

  • законы формальной и диалектической логики:
    • единства и борьбы противоположностей;
    • перехода количественных изменений в качественные;
    • противоречия;
    • тождества;
    • отрицания отрицания;
    • исключенного третьего;
  • категории диалектической логики:
    • дедукция;
    • синтез;
    • анализ;
    • индукция;
    • аналогия;
    • абстрагирование;
    • эксперимент;
    • моделирование;
  • общенаучные подходы:
    • комплексность;
    • объективность;
    • историчность;
    • системность.

Нормативно-правовые методы:

  • гражданско-общественные;
  • административно-правовые.

Собственные методы:

  • методы существенности;
  • специальные методы.

Эмпирические методы:

  • сводки;
  • группировки;
  • средних величин;
  • рядов динамики;
  • индексов;
  • элиминирования;
  • детализации;
  • балансового метода;
  • графического метода.

Заимствованные методы:

  • бухгалтерского учёта;
  • теории вероятности;
  • эконометрики;
  • математических методов анализа;
  • статистики;
  • менеджмента;
  • информационных технологий;
  • теории денег и др.

Понятие аудиторской проверки

Аудиторская проверка – это комплекс мероприятий по сбору, оценке, анализу аудиторских доказательств с последующим выражением аудиторской оценки в виде заключения (для обязательных проверок) или отчета о достоверности данных, эффективности и корректности работы экономического субъекта (организации), а также рекомендациями по ликвидации возможных сложностей.

Понятие аудиторской проверки

Чаще всего аудиторская проверка требуется после смены главного бухгалтера, собственника компании или состава ее учредителей.

Не стоит путать термины «аудиторская проверка» и «аудиторская деятельность» – это два разных понятия. Под аудиторской деятельностью подразумевают все аудиторские услуги, включая проверки и сопутствующие виды работ.

Этические принципы аудита:

  • открытость и честность;
  • объективность;
  • тщательность и компетентность;
  • конфиденциальность;
  • профессиональное поведение.

Нормативная база, которой руководствуются аудиторы:

Нормативная база, которой руководствуются аудиторы

  • МСА – международные стандарты аудиторской деятельности (действуют с 2018 года);
  • стандарты организации (не должны противоречить МСА);
  • ФСАД – федеральные стандарты аудиторской деятельности до законодательного принятия МСА (ранее 2018 года);
  • кодекс профессиональной этики аудиторов.

Цели и задачи аудиторских проверок

Аудит, инициированный самой организацией, проводится с целями и ради выполнения задач, которые ставит руководство или собственник аудируемого субъекта. Вот некоторые примеры задач и целей, с которыми осуществляется инициативный аудит.

Цели и задачи аудиторских проверок

  • проверка достоверности финансовой, бухгалтерской, налоговой отчетности;
  • выявление возможных фактов злоупотребления руководящими сотрудниками;
  • оценка учетной политики на предмет актуальности;
  • анализ договоров на предмет гражданско-правовых и налоговых рисков;
  • анализ кредиторской и дебиторской задолженности, всех денежных потоков, выявление причин недополучения денежных средств;
  • проверка наличия налоговых рисков, анализ резервов, получение рекомендаций по их улучшению.

Обязательный аудит проводится с целью получения аудиторского заключения и предоставления его заинтересованным лицам, а также в контролирующие и надзорные органы. Такое заключение является подтверждением достоверности прилагаемых бухгалтерских бумаг.

Чтобы при проведении обязательного аудита получить максимум пользы, рекомендуется разработать и предоставить аудиторам индивидуальное техническое задание, в которое будут включены дополнительные проверки и процедуры, осуществляемые в интересах компании.

При этом может проводиться не только стандартный, но и системный комплексный аудит. Он более глубокий и обширный, а также проводится в несколько этапов, что позволяет по мере выявления ошибок сразу их устранять.

Кто такой аудитор и как его выбрать

Аудитор – это компания или независимый специалист, который осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия за конкретный период с целью защиты владельца бизнеса и всего общества от недостоверной информации.

Согласно Федеральному Закону «Об аудиторской деятельности», аудитор имеет право предоставлять следующие услуги:

Услуги предоставляемые аудитором

  1. Постановка бухгалтерского учета в организации, ведение, составление, восстановление бухгалтерской отчётности, консультирование бухгалтеров и руководителей по бухгалтерским вопросам.
  2. Постановка налогового учета, ведение, составление, восстановление налоговых деклараций и расчетов, консультирование по вопросам уплаты налогов и налогообложения.
  3. Управленческое консультирование по вопросам ведения финансово-хозяйственной деятельности, включая реорганизацию и приватизацию экономического субъекта.
  4. Оценочная деятельность.
  5. Внедрение информационных технологий, автоматизация бухгалтерского учета.
  6. Юридическая помощь в рамках аудиторской деятельности, в т. ч. юрист предоставляет правовые консультации, представление интересов клиента при обращении в таможенные органы, налоговую инспекцию, органы местного самоуправления и государственной власти, административные и гражданские суды.
  7. Составление бизнес-планов, разработка инвестиционных проектов, их анализ.
  8. Экспериментальная и научно-исследовательская работа в сферах, которые связаны с аудиторской деятельностью, распространение их результатов в бумажном и электронном вариантах.
  9. Обучение в сферах, связанных с деятельностью аудиторов.

Отличие аудиторов от ревизоров прежде всего во взаимоотношениях с клиентом, подходе к работе и выводам, которые делаются по результатам проверки.

Аудитор не только проверяет показатели и документы аудируемого лица, но и инициирует способы оптимизации внутренних процессов, устранения ошибок, а также оказывает ряд иных полезных для клиента услуг.

Аудитор

В настоящее время обязательный аудит можно заказать исключительно в независимом аудиторском агентстве. Такая организация должна состоять в СРО и присутствовать в реестре, который размещен на сайте Минфина.

Выбирают аудиторскую фирму акционеры или владельцы бизнеса. Также на общем собрании должны быть установлены сроки проведения проверки. Размер оплаты услуг аудиторской организации утверждается на совете директоров ООО или АО.

В каких случаях аудит обязателен

Случаи проведения аудиторской проверки в обязательном порядке регламентируются Федеральным Законом «Об аудиторской деятельности». Согласно ему, проведению обязательного аудита подлежат:

  • акционерные общества (АО);
  • объединения страховщиков и страховые компании;
  • банки и кредитные организации;
  • негосударственные фонды;
  • клиринговые фирмы;
  • биржи и профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • организаторы торговли;
  • компании с суммой активов на балансе свыше 60 млн рублей на конец предыдущего года;
  • предприятия, получившие в предыдущем году выручку от сделок в сумме более 400 млн руб. (экспортные пошлины, акцизы и НДС не учитываются).

Если компания подпадает хотя бы под одну их указанных категорий, в ней должен проводиться обязательный аудит.

Как проводится аудиторская проверка

Проведение аудиторской проверки имеет множество особенностей: от планирования и выбора аудиторской компании до непосредственного сбора информации и подведения итогов. В этом разделе статьи рассмотрим все, что касается этого процесса.

Когда проводить проверку

Конкретные сроки проведения обязательного аудита на законодательном уровне не установлены. В статьях прописано лишь, в какие сроки юридические лица обязаны предоставлять заключения по обязательному аудиту: до 31 декабря, следующего за отчетный год, но не позднее 10 рабочих дней с момента получения документа.

Когда проводить аудиторская проверку

Желательно проводить аудит заранее. Рекомендуется получить аудиторское заключение до итогового годового собрания акционеров, на котором собственникам предоставляется отчетность. Для акционерных обществ (АО) предельный срок такого собрания – 30 июня, для ООО – 30 апреля.

Чтобы была возможность вносить корректировки в документацию по итогам аудита, лучше планировать поэтапный аудит в течение года. Установлен срок для исправления отчетности – до 10 рабочих дней после внесения изменений в документ учета и не позже срока проведения годового собрания. Корректировать утвержденную отчетность нельзя.

Инициативный аудит может проводиться в любое время по желанию руководства компании. Форма, объекты и сроки проверки также носят свободную форму.

Подготовка к будущей аудиторской проверке

Сдача ежегодной отчетности требует точности и достоверности всех данных. Чтобы убедиться в этом и избежать санкций из-за ошибок в отчетах, а также успеть сдать их в срок, многие компании предпочитают приглашать в помощь бухгалтеру независимых аудиторов.

Подготовка к будущей аудиторской проверке

Подготовка к аудиту предполагает:

  • приведение в соответствие первичных документов;
  • оформление бухгалтерской отчетности;
  • проверку наличия всех необходимых форм в отчетности.

Список документов, предоставляемых для проверки, не регламентируется, даже если речь идет о процедуре обязательного аудита. Аудитор перед началом проверки предоставляет перечень необходимых бумаг. В него могут входить приказы, накладные, расчетные ведомости, акты, налоговые и даже учредительные документы. При этом он может запросить посмотреть абсолютно любые бумаги предприятия для отслеживания данных о себестоимости и иных показателей.

Этапы аудиторской проверки

Порядок аудиторской проверки предприятий прописан в нормативных документах МСА 200 и МСА 300. Он актуален как для обязательного, так и для инициативного аудита финансовой отчетности (в т. ч. бухгалтерской), но в остальных случаях аудиторы тоже руководствуются этими стандартами с поправками на перечень проверяемых документов.

Выделяют 6 этапов проведения аудиторской проверки:

Этапы аудиторской проверки

  1. Предварительное планирование. На первоначальном этапе аудитор:
  • знакомится с организацией, которую предстоит проверять;
  • уточняет цели и задачи;
  • определяет обязанности и фронт работ;
  • согласовывает с руководством заказчика функции и сроки проверки, формы отчета;
  • уточняет необходимость составления аудиторского заключения;
  • подбирает специалистов, которые ранее уже работали с подобным бизнесом и хорошо подготовлены;
  • согласовывает стоимость услуг.
  1. Составление плана и программы аудита. Это необходимо для повышения эффективности проверки и ускорения процесса. Здесь учитываются виды работы и последовательность их выполнения с оглядкой на то, в каком именно состоянии находится система внутреннего контроля организации.
  2. Подписание договора. На основании плана заключается договор между аудитором и аудируемым лицом на проведение проверки. Составляется техническое задание, в нем должен быть отражен ранее согласованный фронт работ.
  3. Аудиторская проверка. В рамках непосредственных работ аудитор:
  • Изучает содержание учредительных документов предприятия, разрешения, лицензии;
  • оценивает, насколько корректно прописана учетная политика организации, учитываются ли нюансы ее деятельности;
  • руководствуясь специальными методиками и инструментами, проводит выборочную проверку расчетов, регистров налогового и бухгалтерского учета, первичной документации, аналитических справок;
  • проводит контрольную инвентаризацию, если на фирме числится много имущества;
  • анализирует показатели бухгалтерской, налоговой отчетности, проверяет их на соответствие данным учета;
  • оценивает деятельность организации на соответствие ее документации требованиям законодательства.

В процессе проведения данных работ представители аудиторских организаций собирают аудиторские доказательства, которые позднее лягут в основу заключения и рекомендаций.

  1. Выводы и рекомендации. По итогам аудита специалисты предоставляют заказчику информацию обо всех недостатках, ошибках, пропусках, уведомляют о том, есть ли налоговые риски. Сообщают о возможных последствиях для компании и дают рекомендации по устранению проблем и снижению рисков. Допускается как письменная (отчет), так и устная форма предоставления такой информации по договоренности с заказчиком. Как правило, письменный отчет включает:
  • используемые методы аудита;
  • рекомендации по корректировкам политики учета, которые могут сказаться на бухгалтерской, финансовой отчетности;
  • предложения и советы по изменениям отчетности;
  • выявленные нюансы и неточности (ошибки, необоснованные действия сотрудников, руководства и т. д.), на которые стоит обратить внимание;
  • точное название документа, в котором обнаружена проблема;
  • ссылка на документ, который регламентирует этот вопрос;
  • возможные санкции в случае неустранения нарушений;
  • рекомендации по исправлению нарушения.
  1. Аудиторское заключение. Выдается заказчику по итогам аудиторской проверки. В нем приводится официальная оценка состояния бумаг и достоверности представленных в отчетах данных. В заключении отсутствуют конкретные выявленные проблемы и рекомендации, делаются лишь общие выводы.

Если аудит проводится с присутствием специалистов в офисе компании, важно предоставить им рабочие места и открыть доступ к информационным системам предприятия в режиме гостя (без возможности вносить изменения).

Как выбрать аудиторскую компанию

На рынке аудиторских услуг высокая конкуренция, поэтому выбирать фирму, которая будет проводить аудиторскую проверку, необходимо тщательно. Приводим в статье основные моменты, которые помогут найти и выбрать хорошую аудиторскую контору.

Как выбрать аудиторскую компанию

  • Рейтинги аудиторских групп и компаний. В них данные за прошлый год публикуются в середине текущего года.
  • Стоимость аудита. Следует придерживаться золотой середины, не пытаясь сильно сэкономить, но и не переплачивая за бренд или лишние процедуры.
  • Рекомендации. Сарафанное радио в этой сфере работает очень хорошо. Письменные рекомендации почти всегда являются подтверждением профессионализма аудиторов.

Профессиональная аудиторская фирма обычно имеет штатную команду аудиторов, предлагает большой перечень услуг и активно делится своим опытом. Желательно разглядеть эти черты до заключения договора.

Что такое аудиторское заключение

Выше в статье мы писали, что по итогам проверки может выдаваться аудиторское заключение. Разберем, что же это такое.

Аудиторское заключение – это официальный документ, выдаваемый аудитором аудируемому лицу по итогам проведения аудита и содержащий мнение аудитора в установленной форме о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия.

Аудиторское заключение содержит

Заключение содержит:

  • наименование: «Аудиторское заключение»;
  • адресат, для которого предназначен документ, например, акционеры АО, участники ООО, другие лица;
  • информацию о проверяемом субъекте: наименование, номер гос. регистрации, местонахождение;
  • информация об аудиторской фирме / индивидуальном аудиторе: наименование фирмы или ФИО аудитора, номер гос. регистрации, местонахождение, номер в реестре, контакты для связи и т. д.;
  • список аудируемых документов за заданный период (с указанием периода);
  • информация о работах, которые были проведены при аудите для выражения мнения о достоверности отчетности;
  • мнение аудитора или аудиторской компании о достоверности финансовой (в т. ч. бухгалтерской) отчетности проверяемой фирмы с указанием обстоятельств, влияющих на ее достоверность;
  • результаты аудита в соответствии с законодательством;
  • дата выдачи аудиторского заключения.

Существует несколько видов аудиторских заключений.

Виды аудиторских заключений

  • Немодифицированное мнение или безусловно положительное – выражается, когда отчетность полностью отражает фактическое положение дел и соответствует всем правилам.
  • Модифицированное мнение – делится на:
    • мнение с оговоркой – проверка показала факты искажения статей отчетности или в ходе нее не было получено достаточно оснований, чтобы подтвердить их отсутствие;
    • отрицательное мнение – были обнаружены значительные искажения, которые затрагивают несколько форм отчетности;
    • отказ от выражения мнения – по факту аудита не были получены доказательства, достаточные для выражения мнения о комплексном и существенном влиянии невыявленных искажений отчетности.

Даже если аудитор отказывается выражать мнение по итогам проверки, это считается полноценным аудиторским заключением.

Стандарты и нормативные документы аудиторской деятельности

Деятельность аудиторских контор строго регулируется со стороны законодательства. Ниже рассмотрим четырехуровневую систему нормативных документов.

Документы 1-го уровня:

  • Указы Президента России;
  • Постановления Правительства России;
  • Законодательные акты РФ.

Документы 2-го уровня:

  • Федеральные стандарты (правила) РФ с едиными требованиями к порядку ведения аудиторской деятельности, оценке качества и оформлению аудита и сопутствующих услуг, порядку подготовки специалистов и оценки их квалификации. 11 правил первой и второй очереди утверждены Правительством России и являются обязательными.

Документы 3-го уровня:

  • Внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений;
  • Нормативные акты отдельных ведомств и министерств РФ по осуществлению и организации аудита.

Документы 4-го уровня:

  • Собственные стандарты аудиторских фирм или индивидуальных аудиторов, которые разрабатываются с учетом своей практики и нормативных актов предыдущих трех уровней.

Нормативные документы

Вот основные нормативные документы, которыми регламентирована аудиторская деятельность в РФ:

  • Федеральный Закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ (О внесении сведений о членстве в СРО и о результатах обязательного аудита);
  • Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 N 576 (Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории России);
  • Приказ Минфина РФ от 05.08.2015 N 122н (Об утверждении Порядка проведения экспертизы применимости документов, содержащих международные стандарты аудита, на территории России);
  • Информационное сообщение Минфина России от 01.12.2015 (О международных стандартах аудита);
  • Федеральный Закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ (Об аудиторской деятельности);
  • Федеральный Закон от 01.12.2014 N 403-ФЗ (О выполнении требования к количеству членов саморегулируемой организации аудиторов);
  • Федеральный Закон от 30.12.2008 307-ФЗ (Статья 18. Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов);
  • Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в РФ;
  • Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте России.

Какие ошибки чаще всего находят аудиторы

Проводя аудит финансового состояния организации, специалисты находят многочисленные погрешности и ошибки. К самым частым из них относятся:

Какие ошибки чаще всего находят аудиторы

  • бесконтрольное формирование бухгалтерской отчетности или недостаточный контроль за этим процессом;
  • составление бухгалтерской отчетности за год без предварительной инвентаризации;
  • несоблюдение периодичности и сроков проведения инвентаризации, порядка фиксации ее результатов в документах;
  • несоблюдение сотрудниками порядка ведения учета, прописанного в учетной политике фирмы;
  • не предусмотрены резервы (по отпускам, сомнительных долгам, под удешевление материальных ценностей);
  • отсутствует резервный капитал у АО и других организаций, устав которых предусматривает его создание.

Часто задаваемые вопросы

Да, часто аудит инициирует само предприятие (его руководитель или собственник). Обычно его проводят при смене главного бухгалтера, директора, а также когда есть сомнения в корректности ведения учета и его достоверности.

Да КоАП предусматривает штраф в случае первичного отсутствия обязательного аудиторского заключения в размере от 5 до 10 тыс. руб. для должностных лиц. Если нарушение повторяется, сумма достигает 20 000 руб. или применяется дисквалификация должностного лица на срок от 1 до 2 лет.

При непредоставлении аудиторского заключения акционерам предусмотрен штраф для компании от 500 до 700 тыс. руб., для руководителя – от 20 до 30 тыс. руб.

Также за несвоевременное раскрытие информации или ее непредоставление (в случае непередачи в налоговый орган и неразмещения в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности экономических субъектов) предусмотрены финансовые санкции. Сумма составляет от 5 до 10 тыс. руб. При повторном нарушении – от 10 до 50 тыс. руб. или дисквалификация работника на срок от 1 до 3 лет.

Аудит может проводиться независимой аудиторской конторой, в штате которой есть специалисты-аудиторы. Для осуществления такой деятельности аудитор должен сдать экзамен, получить аттестат и вступить в СРО.

Аудируемая компания имеет право поставить собственные задачи перед аудитором, которые дополнят и расширят обязательную проверку. Таким образом, фирма сможет получить не только аудиторское заключение, но и комплексную информацию по интересующим вопросам, а также рекомендации по устранению возможных недочетов.

Заключение

Аудит – это не просто способ отчитаться о деятельности компании перед контролирующими и надзорными органами. Это реальная возможность провести комплексное исследование финансовой, бухгалтерской работы на предприятии, получить детальный разбор каждой проблемы с профессиональными рекомендациями по ее устранению. Специализированные аудиторские конторы имеют лицензию и несут ответственность за результаты своей работы и выданные заключения. Поэтому, выбирая фирму, которая будет проводить проверку, важно делать ставку на профессиональных специалистов.

Алексей Ефремов

Финансовый консультант

Все статьи автора

Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите
ctrl
+
enter

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности представляет собой независимую проверку порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, других аспектов финансово- хозяйственной деятельности компании и включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику.

Содержание

  • Критерии обязательного аудита, действующие в 2021 году.
  • Описание изменения порога дохода, при котором необходимо проведение обязательного аудита
  • Кому в 2021 нужен обязательный аудит.
  • Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения
  • Каким НКО можно не проводить обязательный аудит
  • Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита
  • Выгода от получения аудита
  • Почему Umbrella Group

Законодательством установлены требования к экспертам — аудиторское заключение может выдать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. (ст.3 Федерального Закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ)).

В нормативных правовых актах установлено правило проводить аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям.

Критерии обязательного аудита, действующие в 2021 году.

В статье 5 Закона № 307-ФЗ перечислены организации, для которых проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является строго обязательным, в частности ним относятся:

  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • организации, имеющие организационно-правовую форму фонда (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), в случае, если за год, предшествовавший отчетному году, поступило имущества свыше 3 млн. руб.;
  • юридические лица с доходом, за год, непосредственно предшествовавшему отчетному году, составляет более 800 млн. руб, или, если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн. руб. (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации).

Описание изменения порога дохода, при котором необходимо проведение обязательного аудита

С 01.01.2021 вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом № 476-ФЗ от 29.12.2020, которым установлены новые правила при определении компанией необходимости проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Полностью изменена структура п. 1 ст. 5 Федерального закона № 307-ФЗ.

Одно из главных изменений — повышение финансовых критериев для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • по доходам — с 400 до 800 млн. руб.;
  • по сумме активов бухгалтерского баланса — с 60 до 400 млн. руб.

По новым правилам обязательному аудиту подлежит бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций, соответствующих хотя бы одному из следующих условий:

  • доход, полученный от предпринимательской деятельности и определяемый в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, предшествовавший отчетному году, превысил 800 млн. руб.;
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному году, превысила 400 млн. руб.

Это правило (когда обязательность аудита зависит от финансовых критериев) распространяется не на все компании. В частности, не касается государственных и муниципальных унитарных предприятий, бухгалтерская отчетность которых, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в случаях, определенных собственником имущества предприятия.

При расчете измененных критериев для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности важно учесть следующие нюансы.

По новым правилам, значение имеет доход от осуществления предпринимательской деятельности, ранее учитывалась выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг).

Для целей Федерального закона № 307-ФЗ показатель дохода, полученного от предпринимательской деятельности, определяется с учетом следующих правил.

  • используется порядок, установленный законодательством РФ о налогах и сборах. В частности, согласно гл. 25 НК РФ выделяются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы;
  • в расчет принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам;
  • учитываются доходы, полученные за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.

Кому в 2021 нужен обязательный аудит.

Рассмотрим характеристики, которым должна соответствовать организация, чтобы аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности стал для нее обязательным.

Новая редакция ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных этим и другими федеральными законами.

То есть бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе № 307-ФЗ такая организация не названа среди лиц, обязанных проводить аудит.

Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона № 208-ФЗ « Об акционерных обществах».

Аналогичным образом складывается ситуация с банками. В новой редакции ст. 5 Закона № 307-ФЗ банки не указаны, но это не значит, что их освободили от данной обязанности. Согласно ст. 42 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, подлежат обязательному аудиту.

Что касается страховых организаций, норма о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Обязательный аудит для застройщиков, так же предусмотрен специальным законом (ст. 3 Закона № 214-ФЗ).

Федеральным законом № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
  • фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
  • организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Вывод: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.

Если Вы затрудняетесь определить, нужно ли проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, можете обратиться к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

Оставить заявку

Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения

Рассматриваемые изменения в Закон № 307 – ФЗ начали действовать с 01.01.2021.

В особом порядке установлено применение новых норм в следующей ситуации.

Организация по старым правилам должна была провести аудит в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды, а по новым — нет, и аудитором начато исполнение договора о проведении обязательного аудита до 01.01.2021.

При таких обстоятельствах нормы ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции не работают. Новые правила применяются обозначенной организацией уже при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.

Соответственно, новые правила не действуют в случае, если аудиторы уже начали работать по договорам с теми, кто с 2021 года выведен из-под обязательного аудита.

Каким НКО можно не проводить обязательный аудит

Согласно изменениям, внесенным в Закон № 307-ФЗ, с 2021 года проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности необязательно для:

  • государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления капиталом;
  • иных фондов, у которых в году, предшествующему отчетному, поступило имущество, (включая деньги), 3 млн. руб. и менее.

Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.

Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита

Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Форма предоставления аудиторского заключения: электронная. Таким образом, аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год может быть отправлено в ФНС до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с проведением аудита нецелесообразно.

Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто провести аудит и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Оптимально, заказать аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности заранее, таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам проведения аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто), и подать в налоговый орган уточненную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Законодательством установлен запрет на исправление утвержденной собственниками бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.

За не проведение обязательного аудита отдельного штрафа нет.

Если у компании имеется обязанность по предоставлению аудиторского заключения, но аудиторское заключение не было предоставлено, или было предоставлено позже установленных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ с установлением штрафов:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

В случае, если проверка контролирующих органов выявит, что обязательный аудит не был проведен, то может быть составлен протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если в первый раз обнаружили, что аудит не был проведен — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

При не предоставлении аудиторского заключения во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Так же может быть наложен штраф за не размещение аудиторского заключения на федеральном ресурсе — от 5 000 до 10 000 руб. на должностное лицо, а за несвоевременное размещение — 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ), а при повторном нарушении этот штраф увеличивается до 50 000 руб.

Выгода от получения аудита

Основные преимущества, которые получает компания при проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, это уверенность в том, что:

  • существенные ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствуют;
  • изменения в нормативные правовые акты учтены, необходимые первичные документы и имущество в наличии; по проведению инвентаризации, и по ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
  • руководством принимаются решения, которые не влекут налоговых рисков и идут на пользу компании и учредителям.

Наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность, по которой есть аудиторское заключение, имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом;
  • в ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, которые требуют предоставить аудиторское заключение к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило, при участии фирмы в тендерах требуется аудиторское заключение.

С учетом текущей ситуации в налоговом контроле, ценность от проведения аудита не снижается, так как он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.

В процессе аудита можно выявить не только налоговые риски, но и резервы для роста доходов и оптимизации расходов компании.

Оставить заявку

Мы не врём

Главная причина, по которой можно работать так долго.

С 1990 года

Пытаемся сделать этот мир лучше. Трудимся как пчелки. Правда.

7 845 клиентов

Возвращаются повторно. Да — мы за долгие отношения.

5 млрд. рублей

Экономят наши клиенты ежегодно.

Добавить в «Нужное»

Обязательный аудит в 2023 году

Традиционно Минфин выпускает письмо с перечнем случаев обязательного аудита по итогам очередного календарного года. Однако письмо с перечнем тех, кто подлежит обязательному аудиту по итогам 2022 года, пока не вышло. Но к аудиту лучше подготовиться заранее, в частности, выбрать аудиторскую компанию и заключить с ней договор на проведение обязательного аудита.

Так какие организации подлежат обязательному аудиту по итогам 2022 года в соответствии с законодательством?

Обязательный аудит проводится в случаях, перечисленных в ч.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ, а также в иных федеральных законах.

В частности, обязательному аудиту подлежит бухгалтерская отчетность следующих компаний:

  • публичные АО (вне зависимости от величины выручки и активов);
  • организаций (за исключением органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов, организаций потребительской кооперации, ведущих свою деятельность в соответствии с Законом от 19.06.1992 N 3085-1), у которых доход, полученный от ведения предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном налоговым законодательством, за 2021 год составляет более 800 млн руб. и/или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2021 составляет более 400 млн руб.;
  • организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ;
  • организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • организаций, для которых обязательный аудит предусмотрен специальным законом (например, застройщиков в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ);
  • АО, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта РФ и (или) муниципального образования

Причем организация должна проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности, даже если она является малым предприятием, но подпадает под какой-либо из указанных выше критериев.

Полный перечень случаев обязательного аудита подготовлен специалистами системы Консультантплюс.

Порядок проведения обязательного аудита 2022

Обязательный аудит проводится ежегодно, при этом конкретные сроки проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2022 год законодательно не установлены (ч. 2 ст. 5 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ).

Вместе с тем, по общему правилу аудиторское заключение должно быть представлено в ИФНС либо вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п. 5 ст. 18 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Следовательно, к концу декабря 2023 г. не только должна быть проведена обязательная аудиторская проверка бухгалтерской отчетности за 2022 г., но и составлено аудиторское заключение по итогам этой проверки.

Важно знать, что обязательный аудит могут проводить только аудиторские организации (ч. 3 ст. 5 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ).

Подлежит ли консолидированная финансовая отчетность обязательному аудиту

Да, такая отчетность подлежит обязательному аудиту (ст.5 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ).

Обязательный и инициативный аудит в интересах собственников компаний и в иных случаях

Возможности проведения аудита для собственников (инициативный аудит)

Инициативный аудит — это проверка состояния бухгалтерского и налогового учета вместе с подтверждением достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности исключительно по желанию Заказчика.

Инициативный аудит проводится, как правило, по решению администрации предприятия или его учредителей. Его цель – выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния предприятия, разработать рекомендации по повышению эффективности его деятельности, а также подготовить организацию к обязательной аудиторской проверке.

Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим. При тематическом аудите контролю и анализу подвергаются только определенные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности.

Если инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязательного аудита.

По российскому законодательству инициативный аудит может проводиться в любое время и в тех объемах, которые будут установлены самостоятельным решением органа управления экономического субъекта, являющегося юридическим лицом, либо решением физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью (инициаторов аудита).

Проведение инициативного аудита может быть обусловлено несколькими причинами:

Первой причиной является утрата многими предприятиями контроля со стороны специальных органов, это более всего касается бывших государственных предприятий, которые прежде подвергались тщательному внутреннему контролю, прошли в последние годы процедуры приватизации и акционирования и превратились в акционерные общества.

Второй причиной можно назвать текучесть бухгалтерских кадров, которая, в свою очередь, вызывается различными обстоятельствами – недостаточно высокой оплатой, нежеланием руководства новых экономических структур относиться к главному бухгалтеру, как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др.

Третьей причиной является низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, что особенно относится к новообразованным предприятиям.

Руководители предприятий и организаций, сталкивающиеся с такими проблемами сами обращаются в аудиторские фирмы с просьбами о помощи.
Задачи и содержание инициативного аудита определяются по согласованию сторон и закрепляются в договоре.[/expand]

Для кого проводится:

  • проводится в интересах собственника, владельца;
  • при смене руководителя или главного бухгалтера компании;
  • по запросу потенциального инвестора, который хочет получить подтверждение достоверности финансовой отчетности;
  • при приобретении готового бизнеса;
  • при реорганизации предприятия (разделение, слияние и т.д.);
  • если имеется прямое указание на проведение аудита в учредительных документах;
  • при изменении законодательства;
  • для участия в некоторых тендерах, где аудиторское заключение требуется в составе конкурсной документации.

Что дает клиенту инициативный аудит:

  • Оценку имеющихся у компании рисков;
  • Возможность выявить скрытые ресурсы для оптимизации деятельности (особенно востребовано в кризис);
  • Оценить профессионализм персонала;
  • Выявить ошибки в управленческом и бухгалтерском учете и возможность исправить их;
  • Проверить правильность начисления и уплаты налогов, провести сверки с ФНС (если есть необходимость).

По итогам инициативного аудита клиент получает:

  • предоставляется письменный отчет о состоянии компании с обзором замечаний и рекомендаций.

По желанию клиента, ему может быть оказана помощь в устранении выявленных нарушений.

Стоимость инициативного аудита:

  • От 80.000 руб.

При инициативном аудите не всегда надо проходить полную проверку, Заказчик сам определяет область деятельности, аудит которой ему необходим.

Для примера можно сделать ревизию учета основных средств и начисления амортизации, проверить правильность составления налоговых деклараций, начисления и уплаты налогов и т.д.

Инициативный аудит может включать:

  • Проверку финансовой отчетности;
  • Аудит управленческой отчетности;
  • Проверка учета персонала;
  • Проверка соблюдения порядка документооборота;
  • Консультирование собственника по вопросам, выявленным в результате проведения аудита;

Обязательный аудит

В случае с обязательным аудитом – необходимо, чтобы договор был напрямую заключен с аудиторской фирмой, являющейся членом СРО аудиторов. Проводится он на основании стандартного договора, предписанного палатой, результаты его (в том числе стоимость аудита) направляются аудиторами в Минфин в форме отчета.

Именно необходимостью удовлетворять все эти официальные формальности и обусловлена высокая стоимость обязательного аудита. (Стоимость инициативного аудита почти в три раза меньше).

Стоимость – общая сумма получается от 300 тыс. руб.

В нее войдет подтверждения достоверности годовой бухгалтерской отчетности, осуществление аудита (включая, но не ограничиваясь):

  1. Учредительных документов и протоколов
  2. Учетной политики
  3. Достоверности проведения инвентаризации
  4. Нематериальных активов
  5. Основных средств
  6. Незавершенного строительства
  7. Финансовых вложений
  8. Кассовых и банковских операций
  9. Запасов
  10. Заемных средств
  11. Дебиторской задолженности
  12. Кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками
  13. Кредиторской задолженности по оплате труда
  14. Кредиторской задолженности по социальному страхованию и обеспечению
  15. Налоговых обязательств и начислений
  16. Резервов под рисковые активы, под предстоящие расходы
  17. Капитала и фондов Учета труда и заработной платы
  18. Учета затрат
  19. Учета доходов
  20. Внереализационных доходов и расходов
  21. Операционных доходов и расходов.
  22. Внутрихозяйственных расчетов
  23. Забалансовых обязательств

Возможность предоставления срочных (1 рабочий день) письменных консультаций по вопросам ведения бухгалтерского и налогового учета, вопросам корпоративного управления.

Стоимость консультации: от 2500.00 руб./час

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Печь конвекционная инструкция по охране труда
  • Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя
  • Что такое хорошее руководство
  • Методические рекомендации по организации классного руководства 2020
  • In sink erator 75 инструкция по установке