Один из столпов шиитского ислама институт верховного руководства

Имамат (доктрина)

  • Имама́т — один из столпов шиитского ислама, институт верховного руководства мусульманской общиной, в котором сочетаются светская и духовная власть.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Пра́ведный хали́ф (араб. الخليفة الراشد‎‎) — в суннитской традиции титул первых четырёх халифов: Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Государство, в котором правили халифы, — Праведный халифат (632—661).

Курайши́ты (курейшиты, араб. قريش‎) — хранители Каабы. Правящий клан (племя) древней Мекки; из которого происходит…

Ами́р аль-мумини́н (араб. أمير المؤمنين‎ — повелитель правоверных) — титул халифов и других мусульманских правителей. Если правитель носит титул амир аль-муминин, это означает не только его политическую власть, но и духовную.

Муджа́ддид (араб. مجدد‎ — реформатор, обновитель) — обновитель веры. Согласно хадису пророка Мухаммада, каждые сто лет среди мусульман будут появляться люди, которые будут обновлять ислам. К муджаддидам были причислены: Умар ибн Абдул-Азиз, аш-Шафии, аль-Ашари, аль-Газали, Фахруддин ар-Рази, Ибн Дакик аль-Ид, ас-Суюти и другие.

Муджтахид (араб. مُجْتَهِدٌ ‎) — высокопоставленный факих (исламский богослов). Муджтахид обладает способностями и правом выносить фетвы по важным вопросам религии и мусульманского права (фикх). Он обязан опираться исключительно на коранические аяты и достоверные хадисы (сахих) пророка Мухаммада, а не на суждения других богословов (факихов).

Упоминания в литературе

Суннизм – направление в исламе, приверженцы которого в политической области являются сторонниками халифата – такой формы власти, которую осуществляет выбираемый авторитетными мусульманами член общины, принадлежащий к племени Пророка Мухаммада (с). В отличие от суннитов, шииты являются сторонниками великого имамата – концепции передачи власти в общине, в соответствии с текстуальным заветом, потомкам Али ибн Абу Талиба. На этом основании шииты не признают трех из четырех правивших в VII в. «праведных халифов», признаваемых суннитами (Абу Бакр, Омар, Осман), считая законным преемником Пророка (с) только Али. Между суннитами и шиитами существует множество вероучительных и обрядовых различий (421, с. 11).

Зайдиты являлись наиболее умеренной ветвью шиизма. Они отрицают божественную природу имамата, настаивая лишь на том, что избранный имам (или несколько имамов в разных концах мусульманской империи) должен быть Алидом, борющимся за справедливость. Зайдиты не поддерживают учение о скрытом имаме, благоразумном скрывании веры, абсолютном предопределении и человекоподобии Бога. Такие взляды существенно стирают противоречия между зайдизмом и суннизмом.

Зайдиты являлись наиболее умеренной ветвью шиизма. Они отрицают божественную природу имамата, настаивая лишь на том, что избранный имам (или несколько имамов в разных концах мусульманской империи) должен быть Алидом, борющимся за справедливость. Зайдиты не поддерживают учение о скрытом имаме, благоразумном скрывании веры, абсолютном предопределении и человекоподобии Бога. Такие взгляды существенно стирают противоречия между зайдизмом и суннизмом.

Третьим имамом был избран Шамиль (прав. в 1834–1859), аварец из с. Гимры (ок. 1798–1871). Он создал в Дагестане и Чечне военно-теократическое государство – имамат. Превращение имама в правителя началось еще при Гази-Магомеде. В присоединившихся к нему селениях он нередко оставлял своих наибов – заместителей. У Гамзат-бека были уже постоянные наибы, каждый из которых возглавлял определенный район. После уничтожения аварских ханов (1832) Гамзат-бек открыто начал играть роль правителя. Процесс оформления имамата завершился при Шамиле. К середине 50-х гг. третий имам стал суверенным правителем, использовав сложный аппарат. Во главе пирамиды стоял имам Шамиль. Ему принадлежала верховная светская и религиозная (амир ал-муминин – арабск. “предводитель правоверных”) власть. Имам являлся также верховным судьей. Два дня в неделю (субботу и воскресенье) он посвящал приему жалобщиков. Решение обычно выносилось на месте. Чтобы помочь имаму в его политических, административных, религиозных и судебных обязанностях, в 1842 г. был создан совет (диван) из приближенных Шамиля.

Поводом для нового раскола снова стал спор о «престолонаследии». Часть шиитов отказалась признать законность решения шестого шиитского имама Джафара, сделавшего своим преемником четвертого сына Мусу, а не своего внука от старшего сына Исмаила. Проблема состояла в том, что Исмаил умер незадолго до смерти отца, и его дети, по обычным понятиям того времени, потеряли право на наследование. Однако Исмаил при жизни Джафара пользовался огромным авторитетом в шиитской общине, и отстранение его потомков от имамата вызвало недовольство значительной ее части. Группа наиболее непримиримых провозгласила седьмым имамом, в противовес Мусе, Мухаммеда, сына Исмаила. По имени Исмаила, так и не ставшего имамом, это мятежное товарищество получило наименование исмаилитов.

Однако слом идеи первоначального халифата и крушение его рационально-этической «праведности» перед лицом силы привели к нарастанию творческой фантазии, стремившейся возродить праведность и духовное наставничество руководителя общины и в последующем выразившейся в идее возврата к корням, вынашивавшейся историческим и культурным менталитетом. Это не стало чем-то произвольным, искусственным. Идея возврата к корням имела в исламе шесть крупных предпосылок: столпы веры, догматы ислама, идея праведного халифата (история государства и его политической системы), система теоретической и практической нравственности (этикет) и крупные парадигмы исламского культурного духа. Эти предпосылки, в свою очередь, накапливались, обрамлялись понятиями, критериями и нормами в ходе упорной явной и скрытой борьбы на протяжении первого столетия по хиджре. Этому способствовали как отдельные личности, так и политические, религиозно-догматические, богословско-юридические и философские объединения. Отзвуки этого можно проследить в огромном количестве теоретических и практических споров о сущности религии и веры, ислама и мусульманина, благочестия, порока и безбожия, предопределения и свободного выбора, достойного и недостойного, имамата, общины и уммы, о том, как следует оценивать халифат, о переданном и приобретённом знании, о следовании традиции, иджтихаде и о сотнях иных предметов, сосредоточивавшихся вокруг обоснования консенсусных основ, или крупных возвышенных парадигм.

В 800-м году Ибрагим-бен-Аглеб, завладевши страной, из твердынь Кайруана отдал всю Тунисию в руки калифа Гарун-аль-Рашида; в стране водворилась династия бен-Аглеба; и вот аглебиты сломали ветвистое дерево, дымящейся ереси; и кореджитство сломалось, чтоб вскоре дать место другой, еще более опасной напасти; шиитству, в котором погрязла доселе мятежная Персия; первых имамов (трех первых: наследники Абубекра, Омара, Отмана) признали сполна кореджиты; но их отрицали шииты; лишенный калифства, Али был законным имамом для них; возникает опасная линия: тайного имамата; потом пресекается; но шииты в нее все же верят; Абу-Абд-Аллах, эмиссар их, опять возглавляет рассеянный толк бунтарей, проповедуя царство Медхи[11]. По его научению берберы в Африку тайно зовут проживавшего где-то имама шиитов; Обеид-Аллах, тайный имам, появляется в вольных пространствах Тунисии; берберы, мстя арабам за то, что последние некогда их растоптали, приемлют опаснейший лозунг шиитства, сливая с ним лозунг освобождения от арабов и лозунги собственной независимости; арабы вновь гонятся прочь; вновь борьба закипает.

Связанные понятия (продолжение)

Шери́ф, шари́ф (араб. شريف‎ — знатный, благородный, честный; мн. число араб. أشراف‎‎) — почётный титул мусульман, передаваемый по мужской и женской линиям.

Исмаилизм (араб. الإسماعيلية‎ — al-Ismā‘īliyya, перс. اسماعیلیان‎ — Esmâ‘īliyân) — совокупность религиозных движений в шиитской ветви ислама, восходящих к концу VIII века. Каждое движение имеет свою иерархию имамов. Титул имама низаритов, самой крупной и известной общины исмаилитов — Ага-хан — передаётся по наследству. В настоящее время в этой ветви исмаилитов имамом является Ага-хан IV. Исмаилитов всех направлений сейчас более 15 миллионов.

Великое сокрытие — основополагающий термин шиитского направления ислама. Означает период жизни последнего, двенадцатого имама Махди, в наличие которого в мире верят шииты-двунадесятники, с 941 года н. э. по настоящее время. Великому сокрытию предшествовало малое, продолжавшееся с 874 по 941 год.

Хали́ф, хали́фа (араб. خليفة‎ — наместник, заместитель‎) — название самого высокого титула у мусульман. В разные времена взгляды на его содержание были разными.

Иджтиха́д, или аль-иджтиха́д (араб. اجْتِهَاد‎, араб. الاجتهاد‎, «усердствование», «большое старание») — в исламе — деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приёмов, используемых при этом богословом-муджтахидом, а также степень авторитетности самого учёного (муджтахида) в знании, интерпретировании и комментировании богословско-правовых источников.

Силси́ла (араб. سلسلة‎ — ряд, цепь‎) в суфизме — духовная генеалогия глав суфийских тарикатов; цепь посвящения, обретения благодати от предыдущего шейха. Обычно силсила возводится к пророку Мухаммаду посредством Али (например, Кубравия, однако некоторые суфии возводят свою силсилу к пророку Хизиру. Подключение к силсиле и дальнейшее включение в неё может осуществить только шейх, входящий в силсилу. Если уровня шейха достигли два и более мюрида шейха-учителя, то дальше от шейха-учителя силсила разветвляется…

Мухаддис (араб. محدث‎) — исламский учёный-хадисовед, занимающийся наукой о хадисах и их методологией.

Байа (араб. بيعة ‎) — в арабском языке слово байа означает договор, присягу, клятву верности и т. д..

Иджма́‘ (араб. إجماع — единогласие) — согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу. Один из источников мусульманского права — фикха.

Наки́б (мн. ч. нукаба’; «старейшина», «глава»; «уполномоченный») — исламский термин, широко употреблявшийся в практике мусульманских конфессиональных общин и религиозно-политических движений. Во времена правления Аббасидов накиб осуществлял юрисдикцию над потомками пророка Мухаммеда и членами их семей. С XV века в Османской империи делами Алидов занимались накиб аль-ашрафы.

Кутб (араб. قطب — полюса) — в суфийских тарикатах высшая степень святости в иерархии святых (авлия), лидер или духовный наставник тариката. Кутб являлся обладателем сокровенных знаний и олицетворял собой некоего посредника между людьми и Аллахом. Он отождествлялся с «совершенным человеком». По мнению некоторых исследователей, понятие «Кутб» было заимствовано у шиитов. Согласно суфийскому учению, одновременно в мире может находиться только один кутб. По этой причине кутба нередко называли «полюсом…

Марджа’ ат-такли́д (араб. مرجع التقليد‎ — тот, кому подражают, образец для подражания‎) — высшее духовное звание шиитских духовных лидеров (муджтахидов), главный религиозный авторитет в вопросах права (фикха) и богословия, обладающего правом выносить правовые решения (иджтихад). Приказы марджа ат-таклида обязательны для исполнения всеми членами шиитской общины.

Кайситы (от араб. قيس عيلان‎ «кайс айлан», таке «бану кайс» и «низариты» согласно БРЭ) — — очень крпное арабское племя, относящееся к аравийской племенной группе Мудар. Потомки кайси айлан, от имени которого и происходит название племени. Племя известно ещё с доисламских времён, неоднократно упоминается пророка Мухаммеда.

Сеи́д, Сейи́д, Сеййи́д (араб. سيّد‎ — вождь, господин, глава) — почётный титул у мусульман для потомков пророка Мухаммеда через его дочь Фатиму и внука Хусейна. Потомки внука Хасана — шерифы. В исламских странах сейиды пользовались особыми привилегиями: они имели право ходатайствовать за преступников и освобождались от телесных наказаний и смертной казни. Отличием сейида у суннитов была, как правило, зелёная чалма, а у шиитов — чалма чёрного цвета. Сейиды пользуются особым почитанием.

Дин (араб. دين — религия) — многозначный исламский термин, которым обозначают «суд», «воздаяние», «веру», «смирение», «богобоязненность», «единобожие», «почитание» и другие понятия. На русский язык чаще всего переводится в значении религии, которая может быть истинной (дин аль-хакк) и ложной (дин аль-батиль). Согласно исламской догматике, истинной религией является только ислам, а все остальные верования являются ложными.

Деле́ние ми́ра в исламе — идея географического разделения по религиозному признаку. Обычно исламские богословы подразделяют страны мира на дар аль-ислам (территория ислама), дар аль-куфр (территория неверия), а также на дар аль-харб (территория войны), дар ас-сульх (территория мирного договора) или дар аль-худна (территория перемирия) и дар аль-хийад (нейтральная территория).

Си́ра (араб. سيرة‎ — букв. дорога, путь, образ жизни‎) — особый жанр ранней мусульманской историографии, жизнеописание пророка Мухаммада.

Исламское богословие включает в себя такие дисциплины как исламское право (фикх), вероубеждение (акида), рационалистическое богословие (калам), толкование Корана (тафсир), хадисоведение (ильм аль-хадис) и т. д.

Источники исламского права — основные источники, используемые исламскими правоведами для вынесения правового решения (фетвы).

Уле́мы (араб. علماء‎ «знающие, учёные»; ед.ч. عالم‎ ) или али́мы — собирательное название признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама. Со временем стало уважительным прозвищем.

Таки́я (араб. تقية‎ — букв. благоразумие, осмотрительность, осторожность‎) — исламский термин, которым обозначается «благоразумное скрывание своей веры», один из руководящих принципов шиизма. Исламские богословы обосновывают дозволенность такии аятами Корана и сунной пророка Мухаммада. В частности Коран допускает в случае крайней необходимости внешнее отречение от веры, дружбу с неверными, нарушение ритуальных предписаний. Во времена пророка Мухаммада произошёл случай, когда один из первых сподвижников…

Наби́ (араб. نبي‎ — пророк‎, мн. ч. анбийа’, набийун) — в исламе — люди, избранные Богом (Аллахом) для передачи откровения (вахй) и Писания. Термин наби употреблён в Коране наряду с расуль («посланник»). Среди упомянутых в Коране пророков: Адам, Нух, Ибрахим, Исмаил, Якуб, Юсуф, Муса, Давуд, Сулейман, Иса и др. Последним пророком — «печать пророков» (хатим ан-набийин) — называется пророк Мухаммад.

Халифа́т (араб. خلافة‎ — замещение, наследование‎) — первоначально, арабо-мусульманское государство, созданное пророком Мухаммедом и впоследствии возглавляемое халифами («заместителями, наследниками»), а также система теократического исламского государства.

Хашимиты — потомки Хашима ибн Абд Манафа, прадеда пророка Мухаммада, включая его самого. Вели ожесточенную борьбу за власть с Омейядами. Аббасиды считались хашимитами. Современные династии иорданских и марокканских королей считаются хашимитскими.

Пророческое движение в Аравии в VII веке включает в себя деятельность исламского пророка Мухаммеда и таких пророков как Мусайлимы, Саджах, Тулайхи, аль-Асвада и Ибн Сайяда, которых в мусульманской литературе принято называть «лжепророками».

Шейх (араб. شيخ‎ — старец, старшина, староста) — почётное название видного богослова в исламе.

Расу́ль (араб. رسول‎ — посланник), Расулюллах (посланник Аллаха) — исламский пророк (наби), которому было дано новое Писание и принесший новый закон. В отличие от расуля пророк (набий) не приносит новое Писание и закон, а лишь подтверждает то, с чем пришёл последний расуль. Расулями считаются только Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммед.

У́мма (араб. أمة‎ — община, нация‎), в исламе — религиозная община. Значение данного термина складывалось в ходе проповеднической деятельности Мухаммада и окончательно сложилось к концу его пребывания в Мекке (620—622).

Хади́с (араб. الحديث‎) — предание о словах и действиях пророка Мухаммада, затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины. Хадис — изречение (кауль), одобрение (такрир), образ (васфи) или действие (филь) пророка Мухаммада, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман и составляющую одну из основ шариата. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка.

Му́ршид (перс. مرشد, араб. مرشد‎) — наставник, учитель. Принятие суфизма начинается с того, как ученик даёт клятву верности учителю — муршиду, которого он избрал. После этого ученик называется мюридом. Задача муршида состоит в том, чтобы обучать своих послушников пути суфизма.

Пра́ведный халифа́т (араб. الخلافة الراشدية‎‎) — государство, созданное после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Халифат последовательно возглавляли четыре праведных халифа: Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб. Территория халифата включала Аравийский полуостров, Шам, Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Туниса и Иранское нагорье. Праведный халифат положил начало Арабскому халифату.

Салафи́я (араб. سلفية‎ от араб. سلف‎ — «предки, предшественники») — направление в суннитском исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (араб. السلف الصالحون‎ — ас-саляф ас-салихун), квалифицируя как бида все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными…

Возникновение мистического течения в исламе — суфизма, происходит в конце VII века, как аскетического направления религии. На протяжении следующих столетий данное учение распространяется на обширные территории мусульманского Востока, оказывая огромное влияние на духовную и материальную культуру местного населения.

Подробнее: История суфизма

Куфр (араб. كفر ‎ — неверие, сокрытие) — термин, которым обозначают самый страшный в исламе грех — неверие. Человека, впавшего в куфр, называют кафиром, то есть неверным.

Има́м (араб. إمام‎ — стоящий впереди; тот, кто руководит молитвой‎) — в исламе — предводитель молитвы и духовное лицо, которое заведует мечетью; титул, который носят наиболее выдающиеся богословы и религиозные авторитеты; ду­хов­ный и свет­ский гла­ва все­го му­сульманского со­об­ще­ст­ва; гла­ва има­ма­та гор­но­го Да­ге­ста­на и Чеч­ни в XIX веке и других государственных образований.

Кафи́р, другое произношение кяфи́р (араб. كافر‎ — неверующий, иноверец), или гяу́р (тур. gävur — неверный) — понятие в исламе для обозначения человека, совершающего куфр. Согласно исламской догматике, к куфру относятся неверие в существование Единого Бога (Аллаха) и отрицание посланнической миссии пророка Мухаммеда, а также отказ от признания воскрешения после смерти, Страшного суда, существования ада и рая.

Кала́м (араб. الكلام‎ — слово, речь) — в средневековой мусульманской литературе: всякое рассуждение на религиозно-философскую тему, а также, в специальном значении, спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам. Калам называют также рационалистической теологией и одним из основных направлений арабо-мусульманской философии, отмечая, что недопустимо считать калам мусульманской ортодоксией.

Почита́ние моги́л (араб. تعظيم القبور‎ — та’зи́м аль-кубу́р), поклонение им и совершение ритуальных обрядов возле них в самом начале распространения религии ислам было запретным и порицаемым, однако со временем, эти действия стали неотъемлемой частью быта многих мусульманских общин.

Тарика́т (араб. طريقة‎ — дорога, путь‎), или сулюк — метод духовного возвышения и мистического познания Истины (хакк). Слово тарика в значении «путь» употребляется в Коране. Тарикату следуют многочисленные суфийские ордены, сильно влияющие на общественную жизнь мусульманского мира. Сторонники мусульманского аскетизма (зухд), шедшие первоначально путём духовного возвышения и борьбы со своими страстями (нафс), в XI веке объединились вокруг духовных наставников в тарикаты. Центрами тарикатов стали многочисленные…

Исра́ и Ми‘ра́дж, аль-Исра ва-ль-Ми‘радж (араб. لإسراء والمعراج — ночное путешествие и вознесение) — ночное путешествие пророка Мухаммада в Иерусалим и его вознесение на небеса, которое, согласно исламскому преданию, произошло в конце мекканского периода его жизни (около 619 года).

Шии́ты (араб. شيعة‎; — приверженцы, последователи) — направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. В узком смысле понятие, как правило, означает шиитов-двунадесятников, преобладающее направление в шиизме, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также в Йемене, Афганистане, Турции, Сирии, Пакистане, ОАЭ и Кувейте.

Шериф Мекки (араб. شريف مكة‎) или шериф Хиджаза (араб. شريف الحجاز‎) — титул лидера Мекканского шарифата, традиционные хранители двух священных городов Мекки и Медины. Термин шариф в арабском означает «благородный» и используется в отношении потомков пророка Мухаммеда от его внука Хасана ибн Али. В обязанности шерифа входила защита городов и их окрестностей, обеспечение безопасности паломников, совершающих хадж. Эмир Мекки назначался османским султаном и был вторым по значимости религиозным авторитетом…

Зухд (араб. زهد‎) — одно из основных этических понятий ислама, предполагающее отказ от земных удовольствий. Часто переводится как аскетизм. В суфизме этот термин означает необходимый этап мистического пути. Обладающий этим качеством называется захидом.

Су́нна (араб. سنة — обычай, пример) — мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина. Сунна является вторым после Корана источником исламского права (фикха) и тесно взаимосвязана с ним, объясняет и дополняет его. Для традиционалистов следование сунне пророка Мухаммада является главным содержанием жизни мусульманина. Немаловажной частью мусульманского религиозного образования…

Шуубия (араб. الشعوبية‎) — политическое движение в Арабском халифате, отрицавшее исключительные права арабов на господство в государстве и привилегированное положение в умме. Зародилось в VIII веке, в период правления Омейядов. Наибольшего распространения достигло в Иране. Шуубийя нередко выражало интересы региональных элит и проявлялось в сохранении и возрождении местного языка, а также в росте «сектантских» настроений (ши’изм).

ИМАМАТ

ИМАМАТ

институт верховной политической власти и духовного руководства мусульманской общиной. Термин «И.» употребляется мусульманским правом и религиозной мыслью в нескольких значениях. И. может пониматься как синоним халифата для обозначения исламской власти и исламского государства вообще. Однако чаще всего это понятие связывается с шиитской теорией власти в исламе.

Шиитская политическая мысль исходит из того,что верховное политическое и духовное руководство мусульманами принадлежит имаму — прямому потомку пророка Мухаммада по линии его зятя Али. Имам наделен всей полнотой политической и религиозной власти, а его личность объявлена священной и неприкосновенной. Он не избирается или назначается, а занимает свой пост в порядке преемства (наследования). Имам непогрешим, а его власть — абсолютна. В отличие от суннитской концепции халифата шиитские представления исходили из того. что имам не связан мнением своих советников и лично осуществляет законодательную власть.

Термин «И.» используется также в качестве наименования конкретного государства. Например. И. называлось гог сударство Шамиля, существовавшее с начала 40-х до конца 50-х гг. XIX в. на Северном Кавказе. В настоящее время влияние шиитского представления об И. можно проследить в форме правления Исламской Республики Иран. Согласно Конституции руководитель республики стоит над всеми властями и не несет ответственности за их функционирование, выступая своего рода высшим арбитром и верховным политическим и духовным лидером. Не случайно первый руководитель Ирана, аятолла Хомейни, носил неофициальный титул имама.

СюкияйненЛ.Р.

Энциклопедия юриста.
2005.

Смотреть что такое «ИМАМАТ» в других словарях:

  • Имамат — Имам (духовный глава) Имамат (государство) Северо Кавказский имамат Список значений слова или словосоче …   Википедия

  • Имамат — институт исламской государственности, в котором совмещаются понятия религиозного и светского правления. По значению понятие «имамат» приближается к понятию «халифат». Халиф имам должен обеспечивать действие законов шариата, правопорядок, а также… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • ИМАМАТ — мусульманское теократическое государство; согласно шиитской государственно правовой концепции важнейший институт, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя,… …   Юридический словарь

  • ИМАМАТ — 1) общее название мусульманского теократического государства2)] Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20 х гг. 19 в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази Магомет (1828 32) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Имамат — ИМАМАТ, 1) общее название мусульманского теократического государства. 2) Государство, возникшее в Дагестане и Чечне в конце 20 х гг. 19 в. во время борьбы горцев Кавказа против российской армии. Имамы: Гази Магомет (1828 32), Гамзат бек (1832 34) …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИМАМАТ — в шиитской государственно правовой концепции важнейший институт осуществления государственный и духовной власти, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя,… …   Юридическая энциклопедия

  • имамат — 1) общее название мусульманского теократического государства. 2) Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20 х гг. XIX в. во время борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази Магомет… …   Энциклопедический словарь

  • Имамат (государство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Имамат. Имамат форма мусульманского теократического государства и один из столпов шиитского ислама, институт верховного руководства мусульманской общиной, в котором сочетаются светская и духовная… …   Википедия

  • Имамат Шамиля — Северокавказский имамат в 1854 году. Северо Кавказский имамат (Имамат Шамиля) исламское государство, существовавшее на территории Дагестана и Чечни в 1829 1859 гг. Завоевано и поглощено Российской империей. Наибольшее развитие получило в годы… …   Википедия

  • Имамат Оман — Флаг имамата. Герб имамата …   Википедия

  • Имамат —         1) одна из форм мусульманской теократии (См. Теократия). 2) В истории народов СССР И. государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20 х гг. 19 в. во время борьбы народов Кавказа против колонизаторской политики царизма.… …   Большая советская энциклопедия

ИМАМАТ (правильнее имама от глагола амама – стоять впереди, араб.) – комплекс функций имама, верховное руководство мусульманской общиной-государством. Термин имама появился с утверждением ислама. Первоначально имамом называли предстоятеля (буквально: «стоящего впереди») на молитве. В период становления мусульманской общины имамом был сам пророк Мухаммад, а затем его преемники – «праведные» халифы. Отсюда возник термин имам-халиф – высший духовный авторитет и единственный законодатель, то есть верховный носитель духовной и светской власти.

Термин «имамат» при жизни Мухаммада и «праведных халифов» не употреблялся. По мнению исследователей, он появился после первого раскола в исламе, возникшего в ходе борьбы за власть и с появлением движения хариджитов. Разработка учения об имамате возникла в связи с необходимостью доказательства права Алидов (потомков двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада). Так как ни в Коране, ни в хадисах в этом смысле термин «имамат» не употребляется, его разработка осуществлялась на базе тафсиров (см. ТАФСИР).

Шииты, сторонники наследственного имамата Али и его потомков, прибегали к аллегорическому толкованию некоторых мест в Коране, чтобы доказать «божественную природу» Алидов. Именно в этом ключе был составлен сборник преданий о жизни Али (Ахбар, иначе – сунна Али. См. СУННА). Кроме того, шииты отрицали ряд сур Корана (63 и 64) и по-своему интерпретировали некоторые аяты, пытаясь вставить упоминание об Али и его праве на имамат там, где арабская графика позволяет сделать дописки или исправления.

Из-за того, что некоторые из Алидов предпочитали передавать имамат не старшему сыну (как это было в случае с Мусой аль-Казимом, 4-м сыном Джафара ас-Садика), в шиитском исламе образовались новые ветви, которые объединяли сторонников отвергнутого или назначенного наследника-имама. Такой раскол, в частности, привел к возникновению течения исмаилитов.

Прецедент передачи имамата от брата к брату (то есть от старшего к старшему среди живущих), ретроспективно принятый шиитами, в дальнейшем также стал аргументом в обосновании прав претендентов на имамат.

Представления шиитов о верховной власти вытекали из их веры в продолжение божественного руководства через Алидов как носителей «божественной субстанции». Идея божественной природы власти в разное время воспринималась религиозным сознанием как «вселение божественного света» в Али и его потомков или как прямое обожествление Алидов. Однако впоследствии под влиянием различных исторических обстоятельств в среде шиитов возникли новые общины, проповедовавшие теории временного прекращения (вакф – остановка, араб.) имамата, исчезновения имама или перехода в скрытое состояние (аль-гайба, ас-сатр – сокрытие, араб.) последнего имама и его последующего возвращения (ар-радж’а) в качестве аль-каима, аль-махди (мессия, араб.) и т.п. Практически каждая из шиитских общин (зейдиты, имамиты, исмаилиты и др.), отстаивая право своего кандидата на имамат, вносила свои представления в учение об имамате, что привело к привело к расплывчатой трактовке ряда его положений и догматическим расхождениям внутри шиизма.

Начиная с 11 в. под влиянием античной философии (особенно неоплатоников) в шиизм вторгается идея о первообразующей силе Мирового разума (‘акл аль-кулль) и его эманации – Мировой душе (нафс аль-кулль). Изменяется отношение к пророку, который теперь рассматривается как «совершенный человек» (инсан аль-камиль), т.е. как человеческая ипостась Мирового разума. В это системе имамат рассматривается как человеческая ипостась Мировой души или как духовный вождь человечества.

После утверждения в Иране шиитской династии Сефевидов (16 в.) доктрина имамата получила новое развитие. Теперь имамат как институт верховного руководства мусульманской общиной был признан божественным установлением, космической силой, самостоятельным орудием творения.

Ольга Бибикова

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»

Сколько дней после праздника Рождества называют святками?

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Правильнее «имама» от глагола «амама» – «стоять впереди».

Мусульманское теократическое государство и один из столпов шиитского ислама. Согласно шиитской государственно-правовой концепции, имамат является важнейшим институтом, означающим сосредоточение всех властных полномочий в руках одного непогрешимого имама, боговедомого правителя.

Первоначально имамом называли предстоятеля на молитве. В период становления мусульманской общины имамом был сам пророк Мухаммад, а затем его преемники – «праведные» халифы. Отсюда возник термин имам-халиф – высший духовный авторитет и единственный законодатель, то есть верховный носитель духовной и светской власти.

Термин «имамат» при жизни Мухаммада и «праведных халифов» не употреблялся. По мнению исследователей, он появился после первого раскола в исламе, возникшего в ходе борьбы за власть и с появлением движения хариджитов. Разработка учения об имамате возникла в связи с необходимостью доказательства права Алидов (потомков двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада). Ни в Коране, ни в хадисах в этом смысле термин «имамат» не употребляется, его разработка осуществлялась на базе тафсиров.

Шииты, сторонники наследственного имамата Али и его потомков, прибегали к аллегорическому толкованию некоторых мест в Коране, чтобы доказать «божественную природу» Алидов. Именно в этом ключе был составлен сборник преданий о жизни Али (Ахбар, иначе – Сунна Али). Кроме того, шииты отрицали ряд сур Корана (63 и 64) и по-своему интерпретировали некоторые аяты, пытаясь вставить упоминание об Али и его праве на имамат там, где арабская графика позволяет сделать дописки или исправления.

Из-за того, что некоторые из Алидов предпочитали передавать имамат не старшему сыну (как это было в случае с Мусой аль-Казимом, четвертым сыном Джафара ас-Садика), в шиитском исламе образовались новые ветви, которые объединяли сторонников отвергнутого или назначенного наследника-имама. Такой раскол, в частности, привел к возникновению течения исмаилитов.

Прецедент передачи имамата от брата к брату (то есть от старшего к старшему), ретроспективно принятый шиитами, в дальнейшем также стал аргументом в обосновании прав претендентов на имамат.

Представления шиитов о верховной власти вытекали из их веры в продолжение божественного руководства через Алидов как носителей «божественной субстанции». Идея божественной природы власти в разное время воспринималась религиозным сознанием как «вселение божественного света» в Али и его потомков или как прямое обожествление Алидов. Однако впоследствии под влиянием различных исторических обстоятельств в среде шиитов возникли новые общины, проповедовавшие теории временного прекращения (вакф – остановка) имамата, исчезновения имама или перехода в скрытое состояние (аль-гайба, ас-сатр – сокрытие) последнего имама и его последующего возвращения (ар-радж’а) в качестве аль-каима, аль-махди (мессия) и т.п. Практически каждая из шиитских общин (зейдиты, имамиты, исмаилиты и др.), отстаивая право своего кандидата на имамат, вносила свои представления в учение об имамате, что привело к привело к расплывчатой трактовке ряда его положений и догматическим расхождениям внутри шиизма.

Начиная с 11 в. под влиянием античной философии (особенно неоплатоников) в шиизм вторгается идея о первообразующей силе Мирового разума (акл аль-кулль) и его эманации – Мировой душе (нафс аль-кулль). Изменяется отношение к пророку, который теперь рассматривается как «совершенный человек» (инсан аль-камиль), т.е. как человеческая ипостась Мирового разума. В это системе имамат рассматривается как человеческая ипостась Мировой души или как духовный вождь человечества.

После утверждения в Иране шиитской династии Сефевидов (16 в.) доктрина имамата получила новое развитие. Теперь имамат как институт верховного руководства мусульманской общиной был признан божественным установлением, космической силой, самостоятельным орудием творения.

Имамат делится на два вида: имаматуль кубра (великий имамат, то есть, правитель исламского государства) и имаматуль сугра (руководитель намаза).

Великий имам  наделен властью и обладает большими полномочиями, которые позволяют ему вершить судьбы людей и государства. Существует другое определение, согласно которому имам  – это «халифа» (заместитель, наместник) Мухаммада, и как в религиозных, так и мирских аспектах социальной жизни является правителем государства.

Чтобы выполнять эти обязанности, кандидат должен соответствовать следующим требованиям: быть мусульманином, быть здравомыслящим человеком, достичь совершеннолетия, быть представителем мужского пола, обладать знаниями и поступать по справедливости. Управление государством фасыком – лицо, известное своими неприглядными поступками – считается макрухом. И поэтому, если это не вызовет смуты и волнений, рекомендовалось снять с поста такого человека.

Одна из форм мусульманской теократии, как писала БСЭ во второй половине 1970-х годов: «в истории народов СССР имамат  — государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Кавказа против колонизаторской политики царизма. Особенно яркое выражение имамат получил в годы правления имама Шамиля (1834—59).

К материалу «В Кисловодске убит имам городской мечети» 

В исламской культуре имамом называют руководителя, в переводе с арабского Имам означает «стоящий впереди». Это глава мусульманской общины, руководитель общей молитвы в мечети. 

Имаматство — это то же руководство, а имам — это тот, кто облегчает путь достижения цели. Руководитель не только показывает путь, но также подготавливает средства выполнения цели; в качестве компетентной и квалифицированной силы он концентрирует и устраивает власть с целью осуществления Божественных указаний, которыми являются спасение и освобождение человека.

Как известно, первоначально молитвой руководил сам пророк Мухаммад. В конце жизни, во время болезни, его замещал Абу Бакр, что впоследствии предопределило выбор Абу Бакра в качестве халифа, заместителя пророка. Однако в провинциях молитвой руководили наместники. Одновременно они занимались и чисто практическими вопросами, например, сбором налогов. По пятницам они также произносили хутбу (проповедь), в которой речь шла не только о божественном.

При Аббасидах (749-1258) ситуация изменилась. Молитвой стали руководить специально подготовленные люди, которых стали называть «имамами». Постепенно сложилось мнение, что руководить молитвой должен авторитетный человек, чьи познания в коранических науках бесспорны, а авторитет непререкаем. Часто в такой роли выступал представитель рода Хашим. В деревенских мечетях на должность имама обычно выбирается наиболее почтенный и сведущий в богословии человек, часто не имеющий специального богословского образования.

Среди мусульман имеются разные мнения по поводу вопроса имаматства после пророка. Некоторые считают имаматство избирательным и убеждены, что после пророка имам назначается советом мусульман. В суннитском исламе предстоятелем на молитве может быть любой правоверный мусульманин, хорошо знающий Коран, вне зависимости от своего социального положения.

Некоторые  другие группы мусульман, например, шииты, считают имамство назначаемым и убеждены, что великий пророк ислама был уполномочен Богом прямо представить имама после себя. Иначе говоря, в соответствии с шиитской доктриной, достоинство имама не присваивается, а наследуется, благодаря божественному повелению. 12 имамов, признанные шиитами, почитаются как святые. Кроме того, у шиитов имеются «малые имамы», назначаемые из числа факихов, имеющих специальное образование для службы в мечети (пишнамаз — перс.). Все шииты настаивают на том, что истинный имам должен быть потомком Пророка через его дочь Фатиму и Али.
В этом принципиальное отличие их доктрины от учения суннитского большинства, которое всегда готово было принять в качестве имама любого подходящего для этого лидера, независимо от того, относился ли он к числу ахл ал-байт (ближайших родственников Пророка) или нет. Из этого фундаментального различия вытекают другие особенности шиизма, его теологии и права.

В шиитском исламе (в отличие от суннизма) имам выполняет обязанности посредника между человеком и Богом.  Для подавляющего большинства шиитов имам — это Совершенный Человек (ал-Инсан ал-Камил),  он непогрешим и не способен на ошибку ни в общественной, ни в личной жизни. Первым имамом шиитов-имамитов был объявлен Али, двоюродный брат и зять пророка. Шииты считают, что Имам — это тот, кто знает тайны, о которых неизвестно другим людям; он отличает хороших людей от плохих — поэтому имам является руководителем и духовным попечителем, а также специалистом в области науки и Божественных знаний. Именно поэтому пророк ислама  сказал своим последователям: «После меня спрашивайте всё, что хотите, у Али».

С точки зрения ислама суть того или иного режима неразрывно связана с личностью его руководства. Имам правит мусульманами и считается представителем и символом Бога на земле. В исламских повествованиях говорится, что Божественные символы не исчезли с прекращением передачи человеку Божественных откровений через пророка; напротив, во все времена в обществе выделяются совершенные и Божественные личности для того, чтобы объяснять людям предписания религии Бога. Именно поэтому в исламских повествованиях говорится:  Тот, кто умрет, не познав имама своего времени, умрет смертью невежественного человека.

Все справки >>

ИМАМАТ

ИМАМАТ

институт верховной политической власти и духовного руководства мусульманской общиной. Термин «И.» употребляется мусульманским правом и религиозной мыслью в нескольких значениях. И. может пониматься как синоним халифата для обозначения исламской власти и исламского государства вообще. Однако чаще всего это понятие связывается с шиитской теорией власти в исламе.

Шиитская политическая мысль исходит из того,что верховное политическое и духовное руководство мусульманами принадлежит имаму — прямому потомку пророка Мухаммада по линии его зятя Али. Имам наделен всей полнотой политической и религиозной власти, а его личность объявлена священной и неприкосновенной. Он не избирается или назначается, а занимает свой пост в порядке преемства (наследования). Имам непогрешим, а его власть — абсолютна. В отличие от суннитской концепции халифата шиитские представления исходили из того. что имам не связан мнением своих советников и лично осуществляет законодательную власть.

Термин «И.» используется также в качестве наименования конкретного государства. Например. И. называлось гог сударство Шамиля, существовавшее с начала 40-х до конца 50-х гг. XIX в. на Северном Кавказе. В настоящее время влияние шиитского представления об И. можно проследить в форме правления Исламской Республики Иран. Согласно Конституции руководитель республики стоит над всеми властями и не несет ответственности за их функционирование, выступая своего рода высшим арбитром и верховным политическим и духовным лидером. Не случайно первый руководитель Ирана, аятолла Хомейни, носил неофициальный титул имама.

СюкияйненЛ.Р.

Энциклопедия юриста.
2005.

Смотреть что такое «ИМАМАТ» в других словарях:

  • Имамат — Имам (духовный глава) Имамат (государство) Северо Кавказский имамат Список значений слова или словосоче …   Википедия

  • Имамат — институт исламской государственности, в котором совмещаются понятия религиозного и светского правления. По значению понятие «имамат» приближается к понятию «халифат». Халиф имам должен обеспечивать действие законов шариата, правопорядок, а также… …   Ислам. Энциклопедический словарь.

  • ИМАМАТ — мусульманское теократическое государство; согласно шиитской государственно правовой концепции важнейший институт, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя,… …   Юридический словарь

  • ИМАМАТ — 1) общее название мусульманского теократического государства2)] Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20 х гг. 19 в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази Магомет (1828 32) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Имамат — ИМАМАТ, 1) общее название мусульманского теократического государства. 2) Государство, возникшее в Дагестане и Чечне в конце 20 х гг. 19 в. во время борьбы горцев Кавказа против российской армии. Имамы: Гази Магомет (1828 32), Гамзат бек (1832 34) …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИМАМАТ — в шиитской государственно правовой концепции важнейший институт осуществления государственный и духовной власти, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя,… …   Юридическая энциклопедия

  • имамат — 1) общее название мусульманского теократического государства. 2) Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20 х гг. XIX в. во время борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази Магомет… …   Энциклопедический словарь

  • Имамат (государство) — У этого термина существуют и другие значения, см. Имамат. Имамат форма мусульманского теократического государства и один из столпов шиитского ислама, институт верховного руководства мусульманской общиной, в котором сочетаются светская и духовная… …   Википедия

  • Имамат Шамиля — Северокавказский имамат в 1854 году. Северо Кавказский имамат (Имамат Шамиля) исламское государство, существовавшее на территории Дагестана и Чечни в 1829 1859 гг. Завоевано и поглощено Российской империей. Наибольшее развитие получило в годы… …   Википедия

  • Имамат Оман — Флаг имамата. Герб имамата …   Википедия

  • Имамат —         1) одна из форм мусульманской теократии (См. Теократия). 2) В истории народов СССР И. государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20 х гг. 19 в. во время борьбы народов Кавказа против колонизаторской политики царизма.… …   Большая советская энциклопедия

Значение слова «ИМАМАТ» найдено в 35 источниках

ИМАМАТ

        1) одна из форм мусульманской теократии (См. Теократия). 2) В истории народов СССР И. — государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Кавказа против колонизаторской политики царизма. Особенно яркое выражение И. получил в годы правления Шамиля (См. Шамиль) (1834—59). И. Шамиля представлял собой государство, которое прикрывало религиозной оболочкой Мюридизма свои чисто светские цели: укрепление классового господства дагестанских и чеченских феодалов, возглавлявших борьбу с царскими войсками. И. опирался на военизированных мюридов — ближайшее окружение имама и аппарат власти на местах. К началу 50-х гг. углубился внутренний кризис И. и обострились противоречия между наибами и крестьянами, которые стали отходить от движения Шамиля.

институт верховной политической власти и духовного руководства мусульманской общиной. Термин «И.» употребляется мусульманским правом и религиозной мыслью в нескольких значениях. И. может пониматься как синоним халифата для обозначения исламской власти и исламского государства вообще. Однако чаще всего это понятие связывается с шиитской теорией власти в исламе.

Шиитская политическая мысль исходит из того,что верховное политическое и духовное руководство мусульманами принадлежит имаму — прямому потомку пророка Мухаммада по линии его зятя Али. Имам наделен всей полнотой политической и религиозной власти, а его личность объявлена священной и неприкосновенной. Он не избирается или назначается, а занимает свой пост в порядке преемства (наследования). Имам непогрешим, а его власть — абсолютна. В отличие от суннитской концепции халифата шиитские представления исходили из того. что имам не связан мнением своих советников и лично осуществляет законодательную власть.

Термин «И.» используется также в качестве наименования конкретного государства. Например. И. называлось гог сударство Шамиля, существовавшее с начала 40-х до конца 50-х гг. XIX в. на Северном Кавказе. В настоящее время влияние шиитского представления об И. можно проследить в форме правления Исламской Республики Иран. Согласно Конституции руководитель республики стоит над всеми властями и не несет ответственности за их функционирование, выступая своего рода высшим арбитром и верховным политическим и духовным лидером. Не случайно первый руководитель Ирана, аятолла Хомейни, носил неофициальный титул имама.

СюкияйненЛ.Р.

от араб, «имама» — руководство) — институт верховной политической власти и духовного руководства мусульманской общиной. Термин «И» употребляется мусульманским правоведением и религиозной мыслью в нескольких значениях. В частности, И. может пониматься как синоним халифата для обозначения исламской власти и исламского государства вообще, однако чаще всего понятие «И.» связывается с шиитской теорией власти в исламе. Шиитская политическая мысль исходит из того, что верховное политическое и духовное руководство мусульманами принадлежит имаму — прямому потомку пророка Мухаммеда по линии его зятя Али. Имам наделен всей полнотой политической и религиозной власти, а его личность объявлена священной и неприкосновенной. Он не избирается или назначается, а занимает свой пост в порядке преемства (наследования). Имам непогрешим, а его власть — абсолютна. В отличие от суннитской концепции халифата шиитские представления исходили из того, что имам не связан мнением своих советников и лично осуществляет законодательную власть. Термин «И.» используется также в качестве наименования конкретного государства (например, И. называлось государство Шамиля, существовавшее с начала 40-х до конца 50-х гг. 19 в. на Сев. Кавказе. В современную эпоху влияние шиитского представления об «И.» можно проследить в форме правления Исламской Республики Иран. Согласно конституции, руководитель республики стоит над всеми властями и не несет ответственности за их функционирование, выступая своего рода высшим арбитром и верховным политическим и духовным лидером. Не случайно первый руководитель ИРИ аятолла Хомейни носил неофициально титул имама. Л.Р. Сюкияйнен

1) Догмат ислама о наследств. праве на верховную духовную и светскую власть над мусульманами. 2) Одна из форм мусульм. теократии. Догмат И. широко использовали араб. халифы, позднее тур. султаны, а также руководители различных мусульм. сект (например, зейдитов). Как форма феод.-теократич. власти И. нашел яркое воплощение в гос-ве мюридистских имамов в Дагестане, возникшем в ходе борьбы горцев Сев. Кавказа против царского колониализма в 20-х гг. 19 в. Особенную известность приобрел И. Шамиля (1834-59), распространившего свою власть на значит. часть горного Дагестана и Чечни. Шамилю удалось на время объединить в рамках своего И. разноплеменных горцев для борьбы против царских колонизаторов. Однако обострявшиеся внутри И. клас. противоречия (между духовенством, богатыми узденями, с одной стороны, и эксплуатируемой ими массой крестьянства — с другой стороны) ослабили его способность к сопротивлению экспансии царизма и привели к капитуляции Шамиля и распаду И. В 1917-21 бурж. националист Н. Гоцинский и Узун-Хаджи пытались использовать догмат И. для сплочения контрреволюц. сил Чечни и Дагестана против Сов. власти.

Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957; Фадеев А. В., Россия и Кавказ в первой трети XIX в., LM., 1960); Хашаев Х.-М., Обществ. строй Дагестана в XIX в., М., 1961; Смирнов Н. A., Мюридизм на Кавказе, М., 1963.

военно-теократическое государство, сложившееся в конце 20-х годов XIX в. в районах Северного Кавказа (Чечня, Дагестан). Идейной основой стал мюридизм (религиозно-политическое течение ислама) и замена адатов (обычное право) гиариатом. Столицы имамата — Ахульго, с 1840 г. Дарго, с 1845 г. — Ведено (второе название — Дарго-Ведено). Образование имамата в большей степени было вызвано внутренним социально-политическим процессом в горских обществах, связанным с разложением родовых отношений и ростом частной собственности. В этих условиях происходила борьба между старой племенной верхушкой и средними слоями (узденями).Первый имам Гази-Магомед с 1828 г. развернул нападения горцев на русские посты и крепости Сунжинской укрепленной линии. В 1830 г. объявил России газават и в 1831 г. захватил Кизляр. В ответ русское правительство организовало карательную экспедицию. Гази-Магомед погиб в бою. Второй имам — Гамзат-Бек — продолжал ту же политику, но пал жертвой кровной мести. В 1834 г. третьим имамом стал Шамиль, сосредоточивший в своих руках (административную, военную и духовную власть. При нем имамат окончательно оформился как государство, достиг своего политического и военного расцвета. Особенно строго соблюдалось выполнение предписаний шариата. Сильная армия, созданная Шамилем, позволила ему длительное время (см. Кавказская война 1830—1864 гг.) противостоять России на Северном Кавказе.

— в шиитской государственно-правовой концепции важнейший институт осуществления государственный и духовной власти, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя, стоящего как бы над государством и обществом. Так, например, Конституция Ирана 1979 г рассматривает факиха (руководителя) в качестве гаранта того, что все государственные органы и институты не будут отклоняться от предписаний ислама, а ее ст. 57 гласит: «Государственное управление в Исламской Республике Иран осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти, действующими под контролем руководителя и вождя нации». Полномочия руководителя включают: назначение факихов — членов Совета по соблюдению Конституции, Генерального прокурора, Председателя Верховного суда, на высшие военные посты, утверждение в должности Президента Республики, его смещении в случае принятия меджлисам соответствующего решения, объявление амнистии и т.д.

институт исламской государственности, в котором совмещаются понятия религиозного и светского правления. По значению понятие «имамат» приближается к понятию «халифат». Халиф-имам должен обеспечивать действие законов шариата, правопорядок, а также защиту и безопасность всех граждан государства (См. Халифат). В шиизме имамат имеет божественную сущность, не может быть отпущен на выбор людей и принадлежит только потомкам Али ибн Абу Талиба. Однако единства в данном вопросе у шиитов никогда не было и на протяжении сотен веков они распались на различные секты, каждая из которых имела свою концепцию об имамате (См. Шиизм).

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

1) Орфографическая запись слова: имамат
2) Ударение в слове: имам`ат
3) Деление слова на слоги (перенос слова): имамат
4) Фонетическая транскрипция слова имамат : [мм`ат]
5) Характеристика всех звуков:
и и — гласный, безударный
м [м] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
а а — гласный, безударный
м [м] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
а [`а] — гласный, ударный
т [т] — согласный, твердый, глухой, парный


6 букв, 3 звук

корень — ИМАМ; суффикс — АТ; нулевое окончание;
Основа слова: ИМАМАТ
Вычисленный способ образования слова: Суффиксальный

∩ — ИМАМ; ∧ — АТ; ⏰

Слово Имамат содержит следующие морфемы или части:

  • ¬ приставка (0): —
  • ∩ корень слова (1): ИМАМ;
  • ∧ суффикс (1): АТ;
  • ⏰ окончание (0): —

мусульманское теократическое государство; согласно шиитской государственно-правовой концепции важнейший институт, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя, стоящего как бы над государством и обществом.

ИМАМАТ — мусульманское теократическое государство; согласно шиитской государственно-правовой концепции важнейший институт, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя, стоящего как бы над государством и обществом.

ИМАМАТ, ..1) общее название мусульманского теократического государства…2) Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази-Магомет (1828-32), Гамзат-бек (1832-34), Шамиль (1834-59).

ИМАМАТ -..1) общее название мусульманского теократического государства

2)] Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази-Магомет (1828-32), Гамзат-бек (1832-34), Шамиль (1834-59).

,

1) общее название мусульманского теократического государства.

2) Государство, возникшее в Дагестане и Чечне в конце 20-х гг. 19 в. во время борьбы горцев Кавказа против российской армии. Имамы: Гази-Магомет (1828 — 32), Гамзат-бек (1832 — 34), Шамиль (1834 — 59).

ИМАМАТ — мусульманское теократическое государство; согласно шиитской государственно-правовой концепции важнейший институт, означающий сосредоточение всех властных полномочий в руках непогрешимого имама, наделенного качествами полубожественного правителя, стоящего как бы над государством и обществом.

ИМАМАТ ,..1) общее название мусульманского теократического государства…2) Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази-Магомет (1828-32), Гамзат-бек (1832-34), Шамиль (1834-59).

ИМАМАТ,..1) общее название мусульманского теократического государства…2) Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази-Магомет (1828-32), Гамзат-бек (1832-34), Шамиль (1834-59).

военно-теократическое государство в Дагестане и Чечне, существовало в 1820-50-х гг. во время борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики российского правительства (см. Кавказская война). Имамы: Гази-Магомет (1828-32), Гамзат-бек (1832-34), Шамиль (1834-59).

военно-теократическое государство в Дагестане и Чечне, существовало в 1820-50-х гг. во время борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики российского правительства (см. Кавказская война). Имамы: Гази-Магомет (1828-32), Гамзат-бек (1832-34), Шамиль (1834-59).

общее название мусульманского теократического государства. Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20-х гг. XIX в. во время борьбы народов Северного Кавказа против царизма. Имамы: Гази-Магомет (1834-1832), Гамзит-бек (1832-1834), Шамиль (1834-1859).

Ударение в слове: имам`ат
Ударение падает на букву: а
Безударные гласные в слове: имам`ат

имама́т,
имама́ты,
имама́та,
имама́тов,
имама́ту,
имама́там,
имама́т,
имама́ты,
имама́том,
имама́тами,
имама́те,
имама́тах
(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)
.

сущ. муж. родарел.от слова: имамімамат

военно-теократическое государство в 1820-1850 гг. во время борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики Российской империи.

имама’т, имама’ты, имама’та, имама’тов, имама’ту, имама’там, имама’т, имама’ты, имама’том, имама’тами, имама’те, имама’тах

Начальная форма — Имамат, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевленное

Имамат Мама Мат Мим Там Амми Амати Тим Амт Имам Атм

Государство под управлением имама

Поиск ответов на кроссворды и сканворды

Ответ на вопрос «Один из столпов шиитского ислама «, 6 (шесть) букв:
имамат

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова имамат

Определение слова имамат в словарях

Википедия

Значение слова в словаре Википедия

Имамат Имамат — шиитская доктрина Имам — духовное лицо, которое заведует мечетью Государства Северо-Кавказский имамат

Примеры употребления слова имамат в литературе.

Маскатский имамат, расположенный между пятьдесят третьим и пятьдесят седьмым меридианами и между двадцать второй и двадцать седьмой параллелями, простирается на пятьсот сорок километров в длину и на двести восемьдесят — в ширину.

К тому же Джафар лишил Исмаила права наследования имамат за непотребное поведение.

Итак, семеричники, или сабийи, их еще называют исмаилитами, оттого, что они признали имамат Исмаила б.

Другие сказали, что Джафар в завещании указал на сыновей — Абдуллу, Мусу и Хамида, — и у них появились свои приверженцы, третьи сказали, что имам — Мухаммад, сын Исмаила, потому что имамат не передается от брата к брату после Хасана и Хусейна, а передается только потомству.

Рассказывать об этом можно очень долго, но возвращаюсь к тем, кто признал имамат Исмаила.

Те, кто предлагали мне возглавить восстание, чтобы доказать свои права на имамат, не понимали, что мне не нужно ничего доказывать.

Источник: библиотека Максима Мошкова

У этого термина существуют и другие значения, см. Имамат.

Имама́т — один из столпов шиитского ислама, институт верховного руководства мусульманской общиной, в котором сочетаются светская и духовная власть.

История[править | править вики-текст]

Именно проблема власти привела мусульманское сообщество, а позже и весь мусульманский мир к расколу на суннитов и шиитов. Различие в трактовке природы власти оформилось со временем в две принципиально отличные доктрины верховной власти. Учение о имамате стало одним из основополагающих догматов шиитского ислама. Принципиальное отличие шиитской трактовки имамата от суннитской и хариджитской заключается в том, что шииты провозгласили имамат «божественным учреждением», которое не зависит от желания людей и принадлежит исключительно роду Али. Согласно шиитской государственно-правовой концепции, имамат является важнейшим институтом, означающим сосредоточение всех властных полномочий в руках одного непогрешимого имама, боговедомого правителя, стоящего как бы над государством и обществом.

Учение[править | править вики-текст]

Основные доказательства необходимости имамата, его божественной природы и его принадлежности к роду Али и Фатимы шиитские богословы брали с Корана и хадисов, прибегая при этом к аллегорической трактовке некоторых высказываний из Корана. Представление шиитов о духовной власти вытекали из представлений о продлении божественного руководства сообществом через Алидов, к которым перешла «божественная субстанция». Идея божественной природы верховной власти, которую до сих пор проповедуют шииты, в разное время воспринималась в разных формах — от «проникновения божественного света» в род Али до прямого обожествления Али и его потомков. Идеи обожествления Алидов проповедовали в основном «крайние» шииты, тогда как сами алидские имамы отрицали эти идеи и резко осуждали их проповедников. Отрицая прямое обожествление имамов, шииты (кроме зейдитов) фанатично защищали «божественную сущность» имамата. Под влиянием различных исторических обстоятельств в среде шиитов возникли многочисленные сообщества, проповедовавшие теории временного прекращения, «остановки» имамата, «исчезновения» или «скрытого состояния» последнего имама, «возвращение» ожидаемого имама в качестве Махди и тому подобное. Каждая из шиитских ветвей (зейдиты, исмаилиты, имамиты), а также «крайние» шииты отстаивали право на имамат своего претендента, вносили в учение об имамате свои представления. Всё это привело к догматическим разногласиям внутри шиитского ислама.

Начиная с XI века шиитский ислам развивался под влиянием идей античной философии, особенно неоплатонизма. Признав первичной силой Мировой Разум, а его эманацией — Мировую Душу, шииты перенесли эти космические принципы на земную жизнь, создав на земле символическую копию космоса. В этой системе пророк Мухаммад стал рассматриваться как «совершенный человек», носитель организующей и управляющей силы, человеческая ипостась Мирового Разума, а имам — как человеческая ипостась Мировой Души, духовный вождь человечества. С победой шиитской династии Сефевидов в Иране (в начале XVI века) доктрина имамата получила дальнейшее развитие. Непрерывный ряд имамов был признан носителем предвечного божественного света руководства, очень важной космической силой, которая является самостоятельным источником творения. Согласно этой доктрине имамы как лица существуют совершенно независимо от вечного божественного света имамата.

Ссылки[править | править вики-текст]

  • Ольга Бибикова Имамат // Кругосвет
  • Имамат // Юридический словарь. 2000.
  • Имамат // Словарь по исламу. ReligioCivilis.Ru

п·о·р

Шиизм

Шииты

Двенадцать
имамов
Али (632—661) Хасан (661—669) Хусейн (669—680) Зейн аль-Абидин (680—712) Мухаммад аль-Бакир (713—743) Джафар ас-Садик (743—765) Муса аль-Казим (765—799) Али ар-Рида (799—818) Мухаммад ат-Таки (818–835) Али аль-Хади (835–868) Хасан аль-Аскари (868–874) Мухаммад аль-Махди (874—?)
Духовенство аятолла (список аятолл) • великий аятолла (список марджа) • пять мучеников (англ.)русск. • худжат аль-ислам
Умеренные шииты собственно шииты: иснаашариты (шииты-двунадесятники)
Другие: зейдиты (нуктавиты) • кайсаниты
Крайние шииты (гулат) исмаилизм: друзы • низариты • карматы • мубаракиты • мусталиты (даудиты и сулейманиты)
Другие: алавиты (нусайриты) • ахл-е Хакк • байаниты • гурабиты (ворониты) • илбаиты • камилиты • мансуриты • мугириты (мухаммадиты) • навуситы • сабаиты • харбиты • хаттабиты («абсолютные» хаттабиты, ма’мариты (му’аммариты), базигиты, умайриты и муфаддалиты) • шумайтиты

Литература

Работы от имамов аль-Джамиа • аль-Джафр • Путь Красноречия (нахдж аль-Балага) • Сахифа аль-Махди • Сахифа Саджадия • Рисаля аль-Хукук
Тафсиры Тафсир аль-Мизан • Тафсир аль-Кумми • ат-Тибйан • Маджма аль-Баян фи тафсир аль-Куран
сборники хадисов Четыре Книги (аль-Кафи • Ман ла йахдуруху-ль-факих • Тахзиб аль-ахкам • аль-Истибсар) • аль-Вафи • Бихар аль-анвар • Васаил аш-шиа
Писания гулат у ахл е-хакк: Калам-е Саранджам • у алавитов: Китаб аль-Маджму • у исмаилитов: Да’а’им аль-ислам, Рисалат ал-вазирийа
Другие Мусхаф Али • Гурар аль-Хикам ва Дурар аль-Калим • Мусхаф Фатимы • Уюн ахбар ар-Рида • Хакк аль-якин

См. также

Фикх джафаритский мазхаб (источники права: Коран • сунна • иджма • акль; другое: усул аль-фикх, ахбариты, усулиты) • имамат • хауза
Терминология ага-хан • велайат-е факих • гайбат • ирфан • реальный шиит (англ.)русск. • худжа • хумс
Прочее алевиты • ахль аль-Байт • гадир Хум • имамзаде • Институт исмаилитских исследований (англ.)русск. • рафидиты • такия • татбир • траур Мухаррама (ашура • арбаин • тазийе) • шейхиты
 Просмотр этого шаблона Дин
Столпы ислама свидетельство веры (шахада) · молитва (намаз) · милостыня (закят) · пост в Рамадане · паломничество (хадж) Дин (религия).jpg
Столпы имана Аллах · ангелы (малаика) · Священные Писания · пророки (наби) · Судный день (киямат) · предопределение (кадар)
Усуль ад-дин Единобожие (таухид) · Справедливость (адль) · пророчество (нубувва) · эсхатология (воскресение, киямат, ахират)  · Имамат
Неверие (куфр) такфиризм · такфир · неверующий (кафир) · вероотступничество (рида) · лицемерие (нифак) · многобожие (ширк)

У этого термина существуют и другие значения, см. Имамат.

Ислам
Ar Liwa hariadhi islamic flag.svg
Столпы ислама
  • Свидетельство веры
  • Молитва
  • Пост
  • Милостыня
  • Паломничество
Столпы веры
  • Аллах (Единобожие)
  • Ангелы
  • Пророки
  • Писания
  • Судный день
  • Предопределение
История и представители
  • Мухаммед
  • Халифы
  • Сахаба
  • Ансары
  • Мухаджиры
  • Саляфы
  • 12 имамов
Основные течения
  • Сунниты
  • Шииты
  • Ибадиты
Богословие
  • Коран
  • Тафсир
  • Сунна
  • Акида
  • Калам
  • Шариат
  • Фикх
  • Философия
  • Суфизм
Культура и общество
  • Страны
  • Брак
  • Женщины
  • Искусство
  • Имена
  • Мечети
  • Календарь
  • Экономика
См. также
  • Исламоведение
  • Литература
  • Глоссарий
  • Эсхатология
  • Критика
Портал     Категория     Викисловарь     Викицитатник     Викитека     Викиновости     Викисклад

Имама́т — один из столпов шиитского ислама, институт верховного руководства мусульманской общиной, в котором сочетаются светская и духовная власть.

См. также

  • Двенадцать имамов
  • Имамат в исмаилитской доктрине
  • Имамат в низаритской доктрине
  • Список исмаилитских имамов

Примечания

Литература

  • Алексеев И. Л. Имамат // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, Гаудеамус, 2008. — С. 497. — 1520 с. — (Summa). — 3000 экз. — ISBN 978-5-8291-1084-0, ISBN 978-5-98426-067-1.
  • Имамат // Большой юридический словарь / Авт.-сост. В. Н. Додонов, В. Д. Ермаков, М. А. Крылова и др.; под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. — М.: Инфра-М, 2003. — 704 с.
  • Прозоров С. М. ал-ИМАМА // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 98. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2.

Ссылки

  • Бибикова О. П. Имамат Архивная копия от 9 августа 2016 на Wayback Machine // Кругосвет


Эта страница в последний раз была отредактирована 1 марта 2023 в 09:38.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кавминкурортресурсы официальный сайт руководство
  • Флуконазол 150 инструкция по применению цена для женщин таблетки взрослым
  • Как пользоваться палочкой чка доянь инструкция по применению
  • Гептагидрат сульфата магния инструкция по применению
  • Томагавк 434 mhz frequency инструкция скачать