38.1. ДИСПЕТЧЕРСКАЯ
СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА
Оперативное
руководство движением поездов, разработку
и корректировку
оперативных планов поездной и местной
работы осуществляет
диспетчерский аппарат службы движения.
На
крупных станциях расформированием и
формированием поездов,
подачей (уборкой) вагонов под по!рузку,
выгрузку и местными
внутристанционными операциями руководят
станционные
и маневровые
диспетчеры (ДСЦ). В
отделениях оперативное руководство
эксплуатационной рабоюй осуществляют
сюрший
диспет-510
чер
(ДНЦС)
и его заместители, сменные дежурные
по отделению ‘(ДНЦО),
поездные
участковые и узловые диспетчеры (ДИЦ),
на некоторых отделениях
диспетчеры-вагонораспорядители
(ДНЦВ),
руководящие
работой с местным грузом и обеспечением
погрузки порожними
вагонами, и локомотивные
диспетчеры.
В
службе движения дороги диспетчерское
руководство осуществляют
дежурные
помощники начальника оперативно-распоряди-чельного
отдела —
дорожные диспетчеры (ДГП). Дорожный
диспетчер
контролирует работу отделений, планирует
оборот локомотивов
на участках обращения, охватывающих
два и более отделений, и
решает оперативные вопросы, возникающие
на стыках между отделениями.
Обычно в смену дежурят сменный заместитель
начальника оперативно-распорядительного
отдела и два-три дорожных диспетчера,
каждый из которых отвечает за работу
определенной группы
отделений. Основная задача ДГП заключается
в выполнении
планов отправления и продвижения
поездов, формирования составов на
сортировочных и участковых станциях,
наиболее рациональном
использовании локомотивов.
В
Главном управлении движения имеются
оперативно-распорядительные
отделы по
группам дорог (Центра и Северо-Запада,
Юга и Юго-Запада, Азии и Приволжья,
Урала-Сибири и Востока),
возглавляемые заместителями начальника
Главного управления.
Эти отделы контролируют текущую работу
дорог через дежурных
помощников начальника отдела. Дежурные
помощники координируют
работу определенной группы дорог,
входящих в одно направление.
Основными
наиболее многочисленными и решающими
ход работы
в низовых подразделениях железнодорожного
транспорта, являются
кадры поездных диспетчеров отделений
дороги. Движением
поездов
на участке руководит только один
работник—дежурный
по-ездной
диспетчер, отвечающий за выполнение
графика движения и заданий
сменного плана на обслуживаемом им
участке. Каждый
поездной
диспетчер руководит работой одного
участка — диспетчерского
круга (рис.
38.1). Протяженность диспетчерского
участка выбирается
исходя из условий рациональной загрузки
диспетчера, зависящей
от размеров движения и грузовой работы,
от количества
станций на участке. Границы диспетчерских
участков обычно устанавливают
по сортировочным, участковым станциям
и станциям
оборота пригородных составов. Поездные
диспетчеры несут сменное
дежурство.
Дежурный
по отделению (ДНЦО)
на участках обслуживания большой
протяженности объединяет и согласовывает
производственную
деятельность поездных диспетчеров,
планирует и координирует
местную работу и работу станций,
формирующих поезда, чтобы
обеспечить выполнение сменного и
суточного планов отделения. ДНЦО
планирует работу локомотивов и ведет
наблюдение за их оборотом.
Дежурный по отделению является
руководителем диспетчерской смены.
Все оперативные распоряжения руководства
дороги,
службы движения и отделения передаются
только через ру-
БП
Сменный,
заместитель начальника,
оператидно-распорядительного отдела
службы движения
Дорожный
сетер
Дорожный,
диспетчер
Дорожный
диспетчер
Инженеры-
анаяизата-
ры
Ч
Старший,
диспетчер
Энергодиспетчер
Дежурный,
по
отделению
Локомотивный
диспетчер
Поездные диспетчеры
|
||||||
3-й. круг |
2-й, круг |
1-й круг |
||||
♦ ♦ |
♦ |
|||||
Дежурнь/е |
Поезда
Дежурные
по локо-мотииным
депо
.
ежурные па тяго-*ым
подстанциям
Рис.
38.1. Схема оперативного диспетчерскою
руководства движением поездов
на дороге
ководителей
диспетчерских смен — дежурных по
отделению и сменных
заместителей начальника
оперативно-распорядительного отдела
службы движения.
Узловые
диспетчеры осуществляют
оперативное руководство работой
крупных узлов. Они входят в состав
единой смены и подчиняются
дежурному по отделению.
Общее
руководство работой диспетчерского
аппарата осущест« вляет
старший
диспетчер отделения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
На чтение 13 мин Просмотров 1 Опубликовано 11 апреля 2023 Обновлено 10 апреля 2023
Содержание
- Оперативное руководство работой жд станции
- Оперативное руководство работой участковой станции.
- Оперативное руководство работой участковой станции
Оперативное руководство работой жд станции
Руководство работой станции и ответственность за выполнение возложенных на нее задач осуществляется начальником станции (ДС), в соответствии с Положением о железнодорожной станции.
Распорядителем маневров на станции является дежурный по станции (ДСП) Он единолично руководит приёмом, отправлением и пропуском поездов, маневровыми передвижениями из одного района станции в другой, а также выездом на главные пути как с пересечением маршрутов следования так и без пересечения. Распоряжения ДСП являются обязательными для работников всех служб, связанных с подготовкой, приемом и отправлением поездов.
Для обеспечения слаженности работы по выполнению сменного плана на станции организованы единые смены. Руководителем смены является ДСП. В состав единых смен входят: ДСП, дежурный по парку (ДСПП), работники пункта технического осмотра (ПТО), работники пункта коммерческого осмотра (ПКО), маневровые бригады, оператор станционного технологического центра (СТЦ).
Дежурный по парку(ДСПП) производит закрепление одиночных вагонов и готовых составов, осуществляет выдачу предупреждений на поезда.
Работники ПТО осуществляют технический осмотр вагонов для выявления неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов, сохранности подвижного состава и перевозимых грузов. Работники ПКО осуществляют коммерческий осмотр составов, приём и сдачу вагонов и грузов на путях общего и необщего пользования.
В состав маневровой бригады входит машинист маневрового локомотива и составитель поездов. Маневровая бригада осуществляет маневровую работу (расформирование, формирование грузовых поездов по распоряжению ДСП).
Оператор СТЦведёт приём, обработку передачу поездной информации на поезда, оформляет перевозочные документы на сформированные поезда и транзитные поезда, к которым производилась прицепка или отцепка.
Схема оперативного руководства работой участковой станции приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 — Схема оперативного руководства работой участковой станции
Оперативное планирование работы станции
Планирование на станции ведётся на сутки, смену и по 3-6 часовым периодам. Суточный план работы станции передается из дорожного центра управления (ДЦУП), не позднее чем за два часа до начала суток. Суточный план содержит: количество поездов и вагонов, подлежащих приему и отправлению с подразделением на категории; размеры погрузки, выгрузки, перегрузки, перевалки с выделением важнейших грузов.
В плане указывается задание на погрузку маршрутов, передачу вагонов в ремонт и выдачу из ремонта.
В задании на сутки указывается объем работы, который должен быть выполнен в первой половине суток .
суточный план работы станции по погрузке и выгрузке разрабатывается начальником станции.
Сменный план разрабатывается начальником станции или его заместителем по оперативной работе на основании сменного задания, полученного из ДЦУП.
В дополнение к суточному плану в сменном плане содержатся задания по содержанию рабочего парка вагонов, нормам всех видов простоев и др.
Дежурный по станции задания сменного плана доводит до работников смены с выделением объемов работы на ближайшие 1-2 часа
Текущее планирование работы станции осуществляется с целью выполнения сменного плана по 3-6-часовым периодам. Ответственным за разработку и реализацию текущего плана является руководитель диспетчерской смены ДЦУП.
При разработке текущего плана руководитель смены использует нормативно- справочную информацию, содержащуюся в автоматизированной системе управления на сортировочной станции (АСУСС)
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 3729 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Оперативное руководство работой участковой станции.
В соответствии с основными положениями работы железнодорожной станции № ЦД-811 от 26.03.01г. возглавляет станцию начальник станции (ДС), который несёт полную ответственность за выполнение задач, возложенных на него указанными положениями, законодательством Российской Федерации, нормативными и иными актами ОАО «РЖД» и железной дороги.
Рисунок 1 – Схема управления участковой станцией «Н»
ДС (начальник станции) распределяет обязанности между должностными лицами станции, принимает, перемещает и увольняет работников станции в соответствии с Трудовым кодексом РФ и штатным расписанием, организует работу станции с учётом развития производства, даёт распоряжения по вопросам, связанными с устойчивой работой станции, отстраняет от исполнения обязанностей работников, когда в результате их действий возникает угроза безопасности движения поездовили безопасности людей ,
даёт предложения о поощрении работников станции и
другихструктурных Единиц ж.д, проверяет состояние безопасности движения и железнодорожного хозяйства на подъездных путях предприятий, заключает и расторгает трудовые договоры, трудовые соглашения. Свои права и обязанности ДС реализует через заместителей по кругу их обязанностей.
ДСП (дежурный по станции) руководит движением поездов на станции, обеспечивая безопасность движения, выполнения графика движения и маневровой работы в соответствии с требованиями, установленными в инструкциях и правилах, ведёт поездную и другую документацию, выполняет операции по приготовлению маршрутов по приёму, отправлению, пропуску поездов и маневровые передвижения с пульта управления устройствами, осуществляет оперативное руководство подчиненными работниками, участвующих в перевозочном процессе.
ДСГ (главный инженер станции) обеспечивает комплексное решение технических и технологических вопросов деятельности станции, осуществляет разработку и внедрение технологических процессов на основе передовых методов труда, организует мероприятия по реконструкции станции, внедрению и рациональному использованию новой техники, работу по вопросам охраны труда, технике безопасности и производственной санитарии, текущий надзор за исправным состоянием предохранительных приспособлений, ограждений и габаритов. ДСГ подчинены работники производственно-технического отдела.
ДСЗРБ (заместитель начальника станции по безопасности движения)отвечает за состояние безопасности движения поездов и производство маневровой работы на станции, за сохранность подвижного состава, контролирует состояние путей и стрелочного хозяйства, технических устройств в парках, на горках и примыкающих подъездных путей, организует разработку и корректировку ТРА станции и приложений, связанных с безопасной работой и перевозкой опасных грузов.
ДСФ (заместитель начальника станции по финансовым вопросам)
обеспечивает финансовую деятельность станции. В его подчинении находятся заместитель, бухгалтеры и кассиры.
БЖЧС – начальник штаба по вопросам обеспечения жизнедеятельности станции в чрезвычайных ситуациях.
ДСЗД (заместитель начальника станции по оперативной работе)
осуществляет оперативное руководство всей эксплуатационной работой станции. Он отвечает за выполнение плана формирования и отправления поездов в соответствии с графиком движения поездов, объёмных и качественных показателей работы станции, осуществляет сменно-суточное планирование её работы. В его подчинении находятся: ДСЦ, ДСП, СТЦ.
ДСМ (заместитель начальника станции по грузовой работе) организует грузовую и коммерческую работу, работу пунктов коммерческого осмотра (ПКО) в парках станции, работу товарной конторы, пункта устранения коммерческих неисправностей, отвечает за организацию работы по обеспечению сохранности перевозочных грузов и за вопросы взаимодействия станции и подъездных путей.
Заместитель начальника станции по кадрам и социальным вопросам организует работу по подбору и подготовке кадров массовых профессий. В его подчинении находится инспектор и инженер по подготовке кадров.
ДСЦ (маневровый диспетчер) осуществляет общее оперативное руководство работой станции в комплексных сменах, обеспечивающих согласованную работу систем станции, планирование совместно с заместителем старшего дорожного диспетчера по направлению приёма, расформирования, формирования и отправления поездов.
Для организации чёткого руководства эксплуатационной работой станции
необходимо иметь оперативные планы.
Задача оперативного планирования работы станции состоит в обеспечении выполнения заданий по приёму, расформированию, формированию и отправлению поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования,
а также заданий по погрузке и выгрузке, сортировке грузов при высоких качественных показателях работы и безусловном соблюдении требований безопасности движения и маневровой работы на станции.
Разработка оперативных планов поездной и грузовой работы осуществляется в соответствии с Инструкцией на сутки, смену и по 4-6 часовым периодам.
Суточный план работы станции передаётся из дорожного центра управления не позднее, чем за два часа до начала суток. В нём содержится количество поездов и вагонов, подлежащих приёму и отправлению с подразделением на категории; размеры погрузки, выгрузки, перегрузки, перевалки с выделением важнейших грузов. В плане указывается задание на погрузку маршрутов, передачу вагонов в ремонт и выдачу из ремонта. В задании на сутки указывается объём работы, который должен быть выполнен в первой половине суток. Детальный суточный план работы станции по погрузке и выгрузке разрабатывается начальником станции.
Сменный планразрабатывается начальником станции или его заместителем по оперативной работе на основании сменного задания, полученного из управления дороги. В нём содержатся задания по содержанию рабочего парка вагонов, нормам всех видов простоев, роспуску вагонов с сортировочных горок, обработке вагоноремонтных пунктов.
Текущее планирование работы станции осуществляется с целью выполнения сменного плана по 4-6 часовым периодам. Ответственным за разработку и реализацию текущего плана является руководитель смены (маневровый диспетчер). Сменный план отправления поездов по 4-6 часовым периодам является документом, на основании которого учитывается выполнение графика движения поездов.
Источник
Оперативное руководство работой участковой станции
Маршруты движения поездов
Специализация парков и путей станции
По схеме участковой станции «Н» устанавливается специализация парков и путей из условий:
— полного обеспечения безопасности следования поездов и производства маневровой работы;
— максимальной ликвидации враждебности маршрутов при пропуске по станции вагонопотоков отдельных направлений;
— выбора наилучшего варианта использования путей парков, обеспечения выполнения маневровой работы между маневровыми районами.
Нечётный приёмоотправочный парк.
Четный приемоотправочный парк
Сортировочный парк содержит:
На станции имеется два вытяжных пути с запада и востока и .
Приём пригородных поездов осуществляется на 3 путь:
— Чётные пригородные поезда принимаются со станции «М» по стрелочным переводам: .
— Отправляются чётные пригородные поезда на станцию «О» по стрелкам: .
— Отправляются чётные пригородные поезда на станцию «С» по стрелочным переводам: .
— Приём нечётных пригородных поездов со станции «О» по маршруту: .
-Приём нечётных пригородных поездов со станции «С» по маршруту: .
Отправление нечётных пригородных поездов на станцию «М» по стрелочным переводам: .
Приём пассажирских поездов осуществляется на I и II главные пути:
— Прием нечетных пассажирских поездов со станции «О» осуществляется на I главный путь по маршруту:
— Отправление нечетных пассажирских поездов на станцию «М» осуществляется по маршруту:
— Приём чётных пассажирских поездов со станции «М» осуществляется на II главный путь по маршруту: .
— Отправление чётных пассажирских поездов на станцию «С» по маршруту: .
— Отправление чётных пассажирских поездов на станцию «О» по маршруту: .
Приём нечётных грузовых поездов на 5 путь:
— Приём нечётных грузовых поездов со станции «О» по маршруту:
— Отправление нечётных грузовых поездов на станцию «М» по маршруту: .
Четные грузовые поезда, прибывающие со станции «М» на 4 путь:
— Приём чётных грузовых поездов со станции «М» по маршруту:
-Отправление чётных грузовых поездов на станцию «О» по маршруту: .
— Угловой поезд, прибывающий на станцию «О» принимаются на 9 путь по маршруту: .
Закрепляем поезд и отцепляем локомотив.
— Поездной локомотив обгоняется по 10 ходовому пути по стрелочным переводам: .
— Поезд отправляется на станцию «С» по стрелочным переводам: .
В соответствии с основными положениями работы железнодорожной станции возглавляет станцию начальник станции (ДС), который несёт полную ответственность за выполнение задач, возложенных на него указанными положениями, законодательством Российской Федерации, нормативными и иными актами ОАО «РЖД» и железной дороги.
Рисунок 1 – Схема управления участковой станцией «Н»
ДС (начальник станции) распределяет обязанности между должностными лицами станции, принимает, перемещает и увольняет работников станции в соответствии с Трудовым кодексом РФ и штатным расписанием, организует работу станции с учётом развития производства, даёт распоряжения по вопросам, связанными с устойчивой работой станции, отстраняет от исполнения обязанностей работников, когда в результате их действий возникает угроза безопасности движения поездов или безопасности людей, даёт предложения о поощрении работников станции и других структурных единиц железных дорог, проверяет состояние безопасности движения и железнодорожного хозяйства на подъездных путях предприятий, заключает и расторгает трудовые договоры, трудовые соглашения. Свои права и обязанности ДС реализует через заместителей по кругу их обязанностей.
ДСП (дежурный по станции) руководит движением поездов на станции, обеспечивая безопасность движения, выполнения графика движения и маневровой работы в соответствии с требованиями, установленными в инструкциях и правилах, ведёт поездную и другую документацию, выполняет операции по приготовлению маршрутов по приёму, отправлению, пропуску поездов и маневровые передвижения с пульта управления устройствами, осуществляет оперативное руководство подчиненными работниками, участвующих в перевозочном процессе.
ДСГ (главный инженер станции) обеспечивает комплексное решение технических и технологических вопросов деятельности станции, осуществляет разработку и внедрение технологических процессов на основе передовых методов труда, организует мероприятия по реконструкции станции, внедрению и рациональному использованию новой техники, работу по вопросам охраны труда, технике безопасности и производственной санитарии, текущий надзор за исправным состоянием предохранительных приспособлений, ограждений и габаритов. ДСГ подчинены работники производственно-технического отдела.
ДСЗРБ (заместитель начальника станции по безопасности движения)
отвечает за состояние безопасности движения поездов и производство маневровой работы на станции, за сохранность подвижного состава, контролирует состояние путей и стрелочного хозяйства, технических устройств в парках, на горках и примыкающих подъездных путей, организует разработку и корректировку ТРА станции и приложений, связанных с безопасной работой и перевозкой опасных грузов.
ДСФ (заместитель начальника станции по финансовым вопросам)
обеспечивает финансовую деятельность станции. В его подчинении находятся заместитель, бухгалтеры и кассиры.
БЖЧС — начальник штаба по вопросам обеспечения жизнедеятельности станции в чрезвычайных ситуациях.
ДСЗД (заместитель начальника станции по оперативной работе)
осуществляет оперативное руководство всей эксплуатационной работой станции. Он отвечает за выполнение плана формирования и отправления поездов в соответствии с графиком движения поездов, объёмных и качественных показателей работы станции, осуществляет сменно-суточное планирование её работы. В его подчинении находятся: ДСЦ, ДСП, СТЦ.
ДСМ (заместитель начальника станции по грузовой работе) организует грузовую и коммерческую работу, работу пунктов коммерческого осмотра (ПКО) в парках станции, работу товарной конторы, пункта устранения коммерческих неисправностей, отвечает за организацию работы по обеспечению сохранности перевозочных грузов и за вопросы взаимодействия станции и подъездных путей.
Заместитель начальника станции по кадрам и социальным вопросам организует работу по подбору и подготовке кадров массовых профессий. В его подчинении находится инспектор и инженер по подготовке кадров.
ДСЦ (маневровый диспетчер) осуществляет общее оперативное руководство работой станции в комплексных сменах, обеспечивающих согласованную работу систем станции, планирование совместно с заместителем старшего дорожного диспетчера по направлению приёма, расформирования, формирования и отправления поездов.
Для организации чёткого руководства эксплуатационной работой станции необходимо иметь оперативные планы.
Задача оперативного планирования работы станции состоит в обеспечении выполнения заданий по приёму, расформированию, формированию и отправлению поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования,
а также заданий по погрузке и выгрузке, сортировке грузов при высоких качественных показателях работы и безусловном соблюдении требований безопасности движения и маневровой работы на станции.
Разработка оперативных планов поездной и грузовой работы осуществляется в соответствии с Инструкцией на сутки, смену и по 4-6 часовым периодам.
Суточный план работы станции передаётся из дорожного центра управления не позднее, чем за два часа до начала суток. В нём содержится количество поездов и вагонов, подлежащих приёму и отправлению с подразделением на категории; размеры погрузки, выгрузки, перегрузки, перевалки с выделением важнейших грузов. В плане указывается задание на погрузку маршрутов, передачу вагонов в ремонт и выдачу из ремонта. В задании на сутки указывается объём работы, который должен быть выполнен в первой половине суток. Детальный суточный план работы станции по погрузке и выгрузке разрабатывается начальником станции.
Сменный план разрабатывается начальником станции или его заместителем по оперативной работе на основании сменного задания, полученного из управления дороги. В нём содержатся задания по содержанию рабочего парка вагонов, нормам всех видов простоев, роспуску вагонов с сортировочных горок, обработке вагоноремонтных пунктов.
Текущее планирование работы станции осуществляется с целью выполнения сменного плана по 4-6 часовым периодам. Ответственным за разработку и реализацию текущего плана является руководитель смены (маневровый диспетчер). Сменный план отправления поездов по 4-6 часовым периодам является документом, на основании которого учитывается выполнение графика движения поездов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Общие требования
16.1. Движением поездов на участке должен руководить только один работник — поездной диспетчер, отвечающий за выполнение графика движения поездов по обслуживаемому им участку.
Приказы поездного диспетчера подлежат безоговорочному выполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на данном участке.
Не допускается давать оперативные указания о движении поездов на участке помимо поездного диспетчера.
При обслуживании локомотивов пассажирских поездов одним машинистом поездной диспетчер при нахождении такого поезда на обслуживаемом им участке обязан обеспечить контроль за его следованием и информировать об этом дежурных по станциям данного участка.
16.2. Каждая станция и путевой пост в части руководства движением поездов и каждый поезд должны находиться одновременно в распоряжении только одного работника: станция или путевой пост — дежурного по станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, — поездного диспетчера, поезд — машиниста ведущего локомотива (мотор-вагонного поезда), специального самоходного подвижного состава.
На станциях в зависимости от путевого развития может быть несколько дежурных по станции или паркам, каждый из которых единолично распоряжается движением поездов в пределах своего района работы. Разграничение районов управления на таких станциях и круг обязанностей, связанных с движением поездов, каждого дежурного по станции или парку указываются в техническо-распорядительном акте станции.
На станциях машинист ведущего локомотива (мотор-вагонного поезда), специального самоходного подвижного состава и все остальные работники, обслуживающие поезд, подчиняются указаниям дежурного по станции, а на станциях участков, оборудованных диспетчерской централизацией, — поездного диспетчера.
Разрешается начальнику железной дороги на малодеятельных участках при отмене дежурств дежурными по станциям возлагать руководство движением поездов на этих станциях на дежурного по соседней станции, если станция оборудована устройствами телеуправления стрелками и сигналами прилегающих станций, или на поездного диспетчера на участках, имеющих устройства диспетчерского контроля, с установлением порядка, обеспечивающего безопасность движения поездов, в том числе обслуживаемых одним машинистом.
16.3. Каждый пассажирский, почтово-багажный, грузопассажирский и людской поезд должен приниматься, как правило, на определенный путь, а грузовые поезда — на определенные группы путей.
Поезда, не имеющие остановки на станции, должны пропускаться, как правило, по главным путям.
Порядок использования путей для приема и отправления поездов должен быть указан в техническо-распорядительном акте станции.
16.4. Дежурный по станции обязан обеспечить наличие свободных путей для своевременного приема поездов и не допускать задержки поезда у закрытого входного сигнала без всякой не вызванной на то необходимости.
Не допускается занимать приемо-отправочные пути отдельными вагонами или группами вагонов, отцепленными от проходящих поездов и предназначенными для подачи под погрузку, выгрузку, ремонт и другие операции.
На промежуточных станциях временное занятие приемо-отправочных путей отдельными вагонами или группами вагонов может быть допущено только по разрешению поездного диспетчера.
Не допускается занимать улавливающие тупики любым подвижным составом, а предохранительные тупики — пассажирскими и грузовыми вагонами, занятыми людьми, грузовыми вагонами с опасными грузами.
Перед приемом, отправлением пассажирского поезда, обслуживаемого одним машинистом, дежурный по станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, — поездной диспетчер, обязан информировать машиниста о готовности маршрута и открытии сигналов. Перечень станций, где дежурный по станции, исходя из местных условий и размеров движения поездов, не может своевременно передать такое сообщение машинисту, и порядок обеспечения при этом безопасности движения поездов устанавливаются начальником железной дороги.
16.5. Начальник станции обязан контролировать работу дежурных по станции, дежурных станционного поста централизации, операторов поста централизации, сигналистов и дежурных стрелочного поста по выполнению операций, связанных с приемом и отправлением поездов и производством маневров, особенно в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ. Начальник станции должен так организовать работу дежурных по станции, чтобы при безусловном обеспечении безопасности движения не допускались задержки поездов.
Помещение дежурного по станции должно быть изолировано. Правом входа в помещение дежурного по станции пользуются только начальник станции, лица, непосредственно работающие или выполняющие свои должностные обязанности совместно с дежурным по станции, и работники, контролирующие действия дежурного по станции и исправность приборов управления.
На станциях, где не предусмотрены в штате работники службы перевозок, операции по приему и отправлению поездов, производству маневров, техническому обслуживанию стрелочных переводов, обслуживанию пассажиров, приему и выдаче грузов выполняются работниками других служб в порядке, установленном начальником железной дороги.
ДИСПЕТЧЕРСКОЕ РУКОВОДСТВО перевозочным процессом, совместно с оперативным планированием поездной и грузовой работы, является важнейшей составляющей системы организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте и должно обеспечивать выполнение плана перевозок и наилучшее использование технических средств в конкретных условиях на каждом участке и станции сети.
Общие сведения
Диспетчерское руководство перевозочным процессом построено на принципах иерархического управления (то есть многоступенчато) с распределением функций между соподчиненными уровнями (частями) на базе территориальных и функциональных признаков, с целью обеспечения единства железнодорожной сети, непрерывности перевозочного процесса, а также организационной целостности управления на всех уровнях перевозочного процесса.
Оперативное управление движением
Оперативное управление движением на железных дорогах осуществляет диспетчерский аппарат на четырех уровнях: станциях, отделениях и управлениях дорог, в МПС России. В МПС оперативное управление движением реализуют оперативно-распорядительные отделы по районам сети Главного управления движения; в управлении дороги — оперативно-распорядительный диспетчерский аппарат отдела движения; в отделениях (на дорогах без концентрации диспетчерского управления в рамках ЕЦДУ) — диспетчерский аппарат подотдела движения дороги; на станциях — станционный (маневровый) диспетчер или дежурный по станции.
Реализация оперативного управления
Для реализации оперативного управления по территориальному признаку ж.-д. сеть разбита на районы, дороги — на дорожные диспетчерские круги, участки и опорные станции, крупные станции — на сортировочные системы и парки. Такая структура диспетчерского руководства обеспечивает непрерывный контроль за ходом перевозочного процесса на всем протяжении сети, формирование непрерывной информации вышестоящих подразделений о работе низовых и доведение до исполнителей оперативных указаний руководителей всех уровней. Это позволяет быстро принимать необходимые меры для выполнения государственного плана перевозок, предотвращения возможных затруднений и оказания помощи тем участкам, на которых возникают трудности.
См. также
- Оперативное руководство эксплуатационной работой на дорожном уровне
- Оперативное руководство эксплуатационной работой на отделенческом уровне и линейных предприятиях
- Оперативное руководство эксплуатационной работой на сетевом уровне