Оптимальным стилем руководства психокоррекционной группой является

Стили руководства психотерапевтическими группами

Левин и др. (Lewin K. et al., 1939) провели классические исследования стилей руководства в малых группах. Они выделили авторитарный, демократичный и попустительствующий стили руководства и связали их с продуктивностью решения групповой задачи и удовлетворенностью участников групповым опытом. Авторитарный руководитель определяет и направляет групповое поведение; демократичный руководитель формирует групповое поведение через групповую дискуссию; при попустительствующем он устраняется от руководства, отдает всю власть членам группы. (Различия между тремя стилями руководства представлены в таблице.) Исследования показали, что демократичный руководитель предпочтительнее, чем авторитарный, стремящийся к жестким способам управления, чем попустительствующий, отказывающийся от управления. Демократичный стиль руководства (как и авторитарный) связан с решением главных задач в группе. Стиль руководства в терапевтических группах можно также рассматривать в диапазоне от попустительствующего, центрированного на участнике и неструктурированного до авторитарного, центрированного на руководителе и жестко структурированного.

Таблица «Основные стили руководства»

Авторитарный

Демократичный

Попустительствующий

Все виды поведения определяются руководителем

Поведение определяется групповой дискуссией при содействии руководителя

Полная свобода индивидуальных и групповых решений при минимальном участии руководителя

Каждый шаг в деятельности группы директивно продиктован руководителем

Групповые цели намечаются в ходе групповой дискуссии. Две (или более) альтернативные процедуры группового занятия часто предлагаются руководителем

Материалы для групповых занятий предоставляются руководителем, хотя информация предлагается им только в ответ на запрос

Руководитель определяет индивидуальные задачи и партнеров для работы

Определение задачи и выбор партнеров для их решения — дело группы

Руководитель устраняется от руководства

Руководитель «субъективно» хвалит или критикует отдельных участников, оставаясь в стороне от участия в групповом процессе

Руководитель «объективно» хвалит и критикует членов группы, постоянно стараясь быть участником группы

Руководитель редко комментирует действия участников и не пытается оценивать или регулировать ход событий

На групповых психотерапевтов может оказать воздействие предварительная подготовка в плане конкретного направления психотерапии. Обучающие (тренировочные) программы, со своей стороны, преднамеренно или косвенно формируют психотерапевта как лидера в соответствии с определенными теоретическими положениями данного подхода. И наоборот, индивидуальные особенности характера психотерапевта могут влиять на выбор теории, наиболее соответствующей его установкам и взглядам на человеческую природу.

В основе социально-психологической характеристики стилей руководства лежит ряд допущений, касающихся личностных особенностей человека. Макгрегор (McGregor H., 1960) постулировал теорию X и теорию Y.

Теория X рассматривает людей как слабо побуждающих себя к активности и стремящихся избежать ответственности. Теория Y полагает, что люди творчески и ответственно контролируют и направляют себя в достижении своих целей. В жестко структурированной группе, центрированной на руководителей, участников рассматривают как неспособных помочь самим себе в разрешении своих конфликтов, поэтому руководитель направляет, ведет группу и контролирует взаимодействия в ней.

Основные разногласия современной групповой терапии касаются вопроса о том, насколько руководитель должен принимать участие в группе. Бах (Bach G., 1954) считает, что структурированный подход усиливает начальную кооперацию, понижает тревожность и сопротивление руководителя и участников, конкретизирует их ожидания и, таким образом, предоставляет им возможность сконцентрироваться на проблемах отдельной личности и целях группы. Социально-психологические исследования дают основание полагать, что, на ранних стадиях развития группы, чем слабее структурирована группа, тем больше участников привлекает центрированная на руководителе ориентация (Goldstein A. et al., 1966).

В психотерапевтических группах руководители обычно играют четыре основные роли: эксперта, катализатора, дирижера, эталонного участника (на поведенческом уровне). Почти в каждом групповом взаимодействии у руководителя есть возможность комментировать один из многих одновременно возникающих процессов на уровне одного или нескольких участников или группы в целом. Функция руководителя по прояснению смысла трансакций (называемых «процессом») может варьировать от комментирования простых поведенческих актов — через наблюдение нескольких актов и их последствий — до более сложных рассуждений о направленности, мотивации и паттернах сходства между поведением участников в группе («здесь и теперь») и за пределами группы («когда-то и там»), во внешнем мире (Yalom I., 1975). Комментарии руководителя помогают участникам объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, как оно действует на других, и в конечном счете понять, как оно влияет на содержание их образа «Я» и на сложившиеся обстоятельства. Однако если руководитель чрезмерно увлекается информированием, ответами на вопросы и ролью эксперта, нарушаются групповые процессы и психотерапевтическая группа становится похожей на класс. В этом контексте групповому психотерапевту следует оптимально использовать время каждого занятия и проявлять (в известном смысле) сдержанность. Независимо от стиля руководителя (авторитарного, демократического, попустительствующего) к основным способам воздействия на пациента в психотерапевтической группе относят следующие (Кратохвил С., Ташлыков В. А., 1983).

  1. Молчание: руководитель молчит.
  2. Сосредоточение на группе: руководитель обращается к группе как к решающему фактору. Считает, что руководство группой и решение проблем, которые в группе возникают, являются делом группы. Этот способ включает 2 вида реакций: незаметный отказ от руководства и энергичное настаивание на том, что ответственность несет группа.
  3. Поддержка и одобрение: руководитель поддерживает, утешает, одобряет, проявляет уважение, согласие, положительное отношение, участие, симпатию, сочувствие.
  4. Непрямое руководство: руководитель ведет группу не в прямой манере. Если возникают затруднения, не говоря о них, игнорирует их или незаметно обращает внимание группы на другую тему.
  5. Структурирование: руководитель создает структуру групповых занятий. Определяет правила и показывает группе наилучший путь.
  6. Критика: руководитель провоцирует, критикует группу или члена группы в более или менее насмешливой манере. Обвиняет, обижает, высмеивает, критикует защитное поведение.
  7. Чувства членов группы: руководитель требует от членов группы высказать свои чувства и реакции на происходящие события.
  8. Чувства руководителя: руководитель выражает собственные чувства.
  9. Личный опыт руководителя: руководитель рассказывает группе о своем личном опыте, имеющем отношение к происходящим в группе событиям.
  10. Кларификационные и конфронтационные вопросы: руководитель спрашивает членов группы о причинах их поведения. Это должно по виду и контексту реакции вести к тому, что они свое поведение больше объясняют или защищают.
  11. Вопросы по групповой динамике: руководитель поощряет участников к тому, чтобы они рассматривали данную ситуацию и испытывали происходящее в группе в динамике, в более широкой перспективе, с более глубоким пониманием событий в группе.
  12. Атмосфера группы: руководитель описывает то, что происходит в группе, но с минимумом интерпретаций и заключений. Описывает настроение группы так, как его сам чувствует, или обращает внимание на групповые события, которые группа не заметила или недооценила. Эта категория реакций является первой из категорий, в которых руководитель раскрывает группе, что он сам думает о происходящем. (Следующие две категории представляют более ясные и четкие интерпретации.)
  13. Интерпретация групповой ситуации: руководитель интерпретирует взаимодействия группы, которые находятся глубже внешних событий. В центре объяснения находится то, что происходит в группе как в целом. В ситуациях, где проявляется активность только одного члена группы, руководитель объясняет поведение этого участника относительно того, какое оно имеет значение в контексте группового действия.
  14. Интерпретация поведения отдельного члена группы: руководитель интерпретирует события и поведение отдельных членов. Объясняет их поведение как противодействие или защиту, как выражение страха, вины или злости или как реакцию на определенные прошлые события. Так как эта интерпретация нередко является одновременно и изложением групповой динамики, нельзя эту категорию точно отличить от категории 13.
  15. Личная жизнь: руководитель поощряет членов группы рассказывать о себе как об индивидуумах. Если участники говорят о себе и о своей жизни вне группы, он поддерживает их в этом. Если они говорят о группе или о себе в контексте группы, поощряет их к тому, чтобы говорили о себе как об индивидуумах.
  16. Прошлое и семья: руководитель поощряет членов группы к тому, чтобы они говорили о значительных событиях из своей жизни, о своих отношениях к родителям, к братьям и сестрам.
  17. Изменение поведения: руководитель поощряет членов группы сообщать о тех аспектах своего поведения, которые они хотели бы изменить.
  18. Невербальные методы: руководитель предлагает какой-нибудь невербальный метод.
  19. Разыгрывание ролевой ситуации: руководитель предлагает разыгрывание ролевой ситуации (психодраматический метод).

Между способами и С. р. п. г. не выделяют жестко детерминированные варианты сочетаний. Руководители гибких эффективных групп признают, что им приходится на протяжении всего времени развития группы варьировать свой стиль руководства в соответствии с конкретной ситуацией и проблемами пациентов. Авторитарное руководство более целесообразно, когда задача жестко структурирована, члены группы испытывают сильный стресс, динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут полно и точно осознать, что происходит. И наоборот, чем более эффективно поведение членов группы, тем менее активен групповой психотерапевт. С целью повышения компетентности групповых психотерапевтов целесообразно сопровождать занятия с группами видеозаписью и последующей супервизией.


Подборка по базе: Календарный план выполнения курсовой работы.docx, Лабораторные работы_ОЦТС_LinkSim (1)_изат.doc, Контрольные и проверочные работы за 2022.docx, план совместной работы по ПДДД (1).docx, Анализ воспитательной работы за 2021-2022 учебный год.docx, Анализ контрольной работы 1 класс — копия.docx, система работы учителя математики при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.doc, Данные для контрольной работы (1).docx, Ошибки работы (1).docx, конспект по теме_ _Финансовые механизмы работы фирмы. Финансовые


Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
1. Для каких детей характерно парадоксальное отношение к похвале взрослого (радость
и смущение):
*Агрессивных
*застенчивых
*демонстративных
*обидчивых
*детей без семьи
2. Первые попытки практического использования психологии в воспитании и обучении
детей в России связаны с развитием идей в области:
*педагогики
*педологии
*нейрофизиологии
*психологии
3. Выберите правильный вариант ответа.
*Система специального образования должна строиться на основе 2 компонентов: 1)система образования 2)система здравоохранения
*Система специального образования должна строиться на основе 2 компонентов:1)система образования 2)система социальной защиты
*Система специального образования должна строиться на основе 2 компонентов: 1) система здравоохранения 2)система социальной защиты
*Система специального образования должна строиться на основе 3 компонентов: 1) Система образования 2)система здравоохранения 3)система социальной защиты
4. Выберите один из вариантов ответа, который отражает виды деятельности психолога,
через которые решаются профессиональные задачи.
*Создание педагогических систем, управление педагогическими процессами, направленных на достижение максимально возможных в своих действиях результатов (комплексно- воспитательных, образовательных, обучающих и развивающих).
*Разработка индивидуальных коррекционных программ, согласованных с учебным процессом, с психологической структурой развития с опорой на зону ближайшего развития.
*Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов.
*Диагностика детского коллектива или статистический мониторинг, обеспечивающий целостное представление о результативности деятельности службы детского дома, о качественных и количественных
5. Данный принцип составления психокоррекционных программ определяет тактику
проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей:
*принцип комплексности методов психологического воздействия
*принцип единства коррекции и диагностики
*принцип возрастания сложности
*деятельностный принцип
6. «Гайденс» — службы функционировали в:

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
*Англии
*Франции
*США
*России
*ГДР
7. Какая организационная модель работы психолога наиболее подходит для реализации
в обычном дошкольном образовательном учреждении, не осуществляющем
эксперимента или психолого-педагогического сопровождения детей:
*психолог-консультант
*психолого-методист
*психолог-куратор
*другая
8. Продолжите предложение: «В систему психологической помощи детям и подросткам с
проблемами в развитии входит из одна из составляющих….».
*апробация
*поддержка
*воспитание
*обучение
9. Дайте определение понятию по И.И. Мамайчук: «Психологическая помощь детям и
подросткам с нарушениями в развитии», осуществите свой выбор:
*Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент).
*Это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего
*Сопровождение, это процесс, динамически целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса.
*Сложная система психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребёнка с нарушением развитии.
10. Интенсивное становление психологической службы в системе образования
современной России происходит:
*во второй половине ХХ в.
*в 1960 –е годы
*с начала 80-х гг. ХХ вв.
*в 90-е годы ХХ в
11. К психологическим особенностям, провоцирующим агрессивное поведение детей,
относят:
*недостаточное интеллектуальное развитие
*недостаточное развитие коммуникативных навыков
*сниженный уровень произвольности

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
*неразвитость игровой деятельности
*сниженная самооценка
12. «Осуществление психокоррекционных и психотерапевтических воздействий
является….»
Выберите верный вариант ответа.
*Одной из составляющих системы психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии
*Целью специальной психологической помощи в системе сопровождения специального
(коррекционного) образования
*Формой оказания специальной психологической помощи
*Видом деятельности, через которые психолог решает профессиональные задачи
13. Основателем французской школьной психологической службы считается:
*А. Валлон
*А. Бине
*Э. Стоунс
*Ж. Пиаже
14. Какие дети воспринимают сверстника как врага?
*застенчивые
*демонстративные
*обидчивые
*импульсивные
*агрессивные
15. Психологическая служба образования – это интегральное явление, представляющее
собой единство всех перечисленных аспектов, кроме:
*научного
*прикладного
*методологического
*практического
16. Какие категории детей относятся к “группе риска”?
*дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
*одаренные дети
*агрессивные дети
*тревожные и застенчивые дети
17. В ситуации конфликтных отношений особенно бурно реагируют подростки со
следующим отклонением характера:
*эпилиптоидным
*истероидным
*лабильным

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
*гипертимным
18. Состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой потенциал,
справляться с жизненными трудностями, продуктивно работать – это:
*психологическое здоровье
*психическое здоровье
*эмоциональное здоровье
*физическое здоровье
19. Термин «психологическое здоровье» имеет отношение в большей степени к:
*деятельности человека
*сознанию и самосознанию
*личности в целом
*духовной жизни человека
20. Одним из критериев психического здоровья по ВОЗ является:
*чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях
*психическое равновесие и физическое здоровье
*уравновешенность в аффективном и сексуальном планах
*все ответы верны
21. К особенностям уравновешенного человека в интеллектуальном плане относится:
*установление непринужденных отношений с другими людьми
*развитие творческих способностей
*наличие хороших умственных способностей, позволяющих мыслить и действовать продуктивно
*наличие чувства справедливости и склонности больше полагаться на свое суждение чем на авторитеты, готовность признавать свои ошибки
22. К особенностям уравновешенного человека в нравственном плане относится:
*установление непринужденных отношений с другими людьми
*развитие творческих способностей
*наличие хороших умственных способностей, позволяющих мыслить и действовать продуктивно
*наличие чувства справедливости и склонности больше полагаться на свое суждение чем на авторитеты, готовность признавать свои ошибки
23. К особенностям уравновешенного человека в личностном плане относится:
*установление непринужденных отношений с другими людьми
*устойчивость в эмоциональном плане, любовь к жизни, уважение к себе
*наличие хороших умственных способностей, позволяющих мыслить и действовать продуктивно
*наличие чувства справедливости и склонности больше полагаться на свое суждение чем на авторитеты, готовность признавать свои ошибки

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
24. Гипотеза о том, что в основе акцентуаций характера и психопатий лежит
неприспособленность лиц с отклонениями характера к определенным типам ситуаций,
лежит в основе концепции:
* «места наименьшего сопротивления»
* «места наибольшего сопротивления»
* «акцентуаций характера»
* «дезадаптации»
25. Не выдерживают недостатка внимания к своей личности подростки со следующим
отклонением характера:
*эпилиптоидным;
*истероидным;
*лабильным;
*гипертимным.
26. Плохо переносят эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц со
следующим отклонением характера:
*эпилиптоидным
*истероидным
*лабильным
*гипертимным
27. Сложно сдерживать прояления своей бурной энергии подросткам со следующим
отклонением характера:
*эпилиптоидным
*истероидным
*лабильным
*гипертимным
28. Организация ВОЗ рекомендует службе образования перейти:
*от изучения факторов, повышающих уязвимость ребенка к психическим расстройствам, к изучению тех факторов, которые защищают его от действий стресса
*от изучения вредных влияний, от изучения неудачных мер воздействия к изучению воздействий, которые бы позволили предупреждать психические нарушения
*от изучения факторов, повышающих уязвимость ребенка к психическим расстройствам, к психокоррекционным воздействиям и консультативной помощи;
*все ответы верны.
29. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является:
*умственная работоспособность
*физическая работоспособность
*эмоциональная уравновешенность
*нет правильного ответа
30. Основными условиями нормального психосоциального развития ребенка являются:

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
*здоровая нервная система
*спокойная и доброжелательная обстановка
*материальная обеспеченность;
*все ответы верны.
31. Согласно докладу ВОЗ, нарушения психического здоровья могу быть связаны с:
*дефектами физического здоровья
*соматическими заболеваниями
*стрессами
*все ответы верны
32. Выделяют следующие предпосылки в возниковении профессий, относящихся к
психологической помощи:
*создание первой психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге
*формирование гуманного и научного подхода к людям, страдающим психическими заболеваниями
*развитие психологического тестирования и движения за умственную гигиену
*возникновение “недирективной психотерапии” К. Роджерса
*формирование института религиозного попечительства и социальных работников.
*все ответы верны
33. Синонимами ангийского термина “counseling” являются понятия
*консультирование
*наставничество
*психологическое вспомоществование
*все ответы верны
34. На становление института психологической помощи повлияли такие социально-
экономические обстоятельства ХХ века, как:
*индустриализация
*расцвет классической рациональности в научном познании
*возникновение экзистенциализма как постхристианского мировоззрения
*нет верного ответа
35. Одним из важнейших ориентировочных критериев для выбора психолога или
психотерапевта является следующий вопрос:
*«Почувствовали ли вы облегчение после первой беседы?»
*«Смогли ли вы решить основные проблемы в процессе первой беседы?»
*«Сможете ли вы оплачивать работу данного психотерапевта?»
*«Испытываете ли вы желание прийти на следующую встречу?»
36. К личностным задачам психотерапевтической помощи относятся следующие:
*самоопределения (идентичности)
*самосознавания (личностной рефлексии)
*установления отношений доверия и принятия

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
*проработанности личностных проблем психотерапевта
37. К задачам процесса оказания психологической помощи относятся следующие:
*установления отношений доверия и принятия
*обеспечение надлежащей динамики рабочих отношений
*выбора (принятия решения)
*снятие социально-психологической напряженности
38. К задачам психологической помощи сообществу относятся следующие:
*адекватной ориентировки в ситуации
*снятие социально-психологической напряженности
*снятие психологических защит
*установления отношений доверия и принятия
39. К задачам профессионального мастерства психотерапевта относятся следующие:
*проработанности личностных проблем психотерапевта
*достаточной профессиональной подготовки
*определение и использование степени воздействия на клиента
*определение форм и техник воздействия на клиента
40. Психоанализ по З. Фрейду — это:
*метод психологического исследования
*метод психотерапии
*мировоззрение
*все перечисленное
41. Для позиции психоаналитика не характерна:
*личностная закрытость
*нейтралитет
*невмешательство
*партнерская позиция
*отстраненность
42. Основным механизмом невроза, по Фрейду, является:
*вытеснение «комплексов» в подсознание
*конфликт между Эго и Супер-Эго
*конфликт между Ид и Эго
*слабая цензура
*все вышеизложенно
43. Описание «Истории маленького Ганса» было сделано:
*З. Фрейдом
*К. Г.Юнгом
*А. Адлером
*А. Фрейд

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
*В. Райхом
44. Классический психоанализ не включает в себя технику:
*толкования сновидений
*анализа сопртивления
*интерпретации
*анализа переноса
*идентификации
*свободных ассоциаций
45. Основными методами психодинамического подхода являются:
*игротерапия, сказкотерапия, арттерапия
*психодрама, игротерапия
*арттерапия, игротерапия
*музыкотерапия, арттерапия
46. Имеются ли в психоанализе элементы суггестии:
*да
*нет
47. Примерная продолжительность курса классического психоанализа:
*2—3 недели
*2—3 месяца
*2—3 года
48. Автором известной работы: «Толкование сновидений» является:
*Фрейд
*Юнг
*Адлер
*Фромм
*Райх
49. Основными механизмами психологической защиты, по Фрейду, являются
перечисленные реакции, за исключением:
*вытеснения и отрицания
*проекции и регрессии
*верификации
*рационализации и изоляции
*реактивного образования и сублимации
50. Апперцепция — это:
*защитный механизм
*способ получения информации при психоанализе
*свойство психики воспринимать мир в зависимости от предшествующего опыта
*психопатологический синдром

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
51.Для консультанта – аналитика при использовании метода свободных ассоциаций
важно:
*содержание высказыаний
*последовательность высказываний
*блокировка высказываний
*все вышеперечисленное
52. Такие понятия, как жизненный стиль, схема апперцепции, индивидуальная терапия,
в психокоррекционную практику внес:
*Юнг
*Перлз
*Адлер
*Роджерс
*Фрейд
53. Индивидуальная психокоррекция — основное в учении:
*Адлера
*Юнга
*Перлза
*Роджерса
54. Главным препятствием на пути самореализации человека согласно индивидуальной
психокоррекции является:
*конфликт между Ид, Эго и Супер – Эго
*базисное чувство неполноценности
*степень различия между «Я» — реальным и «Я» — идеальным
55. Согласно А. Адлеру, индивндуальность — это:
*характеристика личности
*путь выработки способа самоутверждения, стиля жизни
*процесс самопознания и саморазвития личности
*своеобразие (неповторимость) психики
56. Процесс аналитической индивидуальной психокоррекции включает в себя все
нижеизложенные этапы за исключением:
*установление правильных отношений
*анализ личностной динамики
*толкование
*подбадривание
*поощрение инсайта
*помощь в периориентации
57. Согласно какому автору структуру личности составляют: персона, Эго, тень, Анима,
Анимус, самость:

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
*Фрейду
*Адлеру
*Юнгу
*Райху
58. Основное в учении Карла Роджерса:
*психоанализ
*гештальт-терапия
*терапия, центрированная на клиенте
*индивидуальная психотерапия
*аналитическая психотерапия
59. Понятие «самость» в концепции К. Роджерса – это:
*система внутренних отношений
*структурная часть самосознания
*целостность, включающая телесный и символический опыт
60. Гуманистический подход предполагает в процессе коррекции избавляться от
психологических защит:
*Да
*Нет
61. Понятие «конгруэнтность» отражает:
*соответствие между чувствами и содержание высказываний;
*завуалированность истинной цели высказывания.
62. Необходимыми условиями успешного коррекционного процесса в клиент –
центрированном подходе являются:
*конгруэнтность в отношениях с клиентом
*безусловная положительная оценка по отношению к клиенту
*проявление заботы
*эмпатическое восприятие клиента
*все, кроме № 3
*все, кроме № 2
63. Компонентом роджеровской психотехники не является:
*установление конгруэнтности
*вербализация
*интерпретация
*отражение эмоций
64. Основателем логотерапии является:
*Берн
*Роджерс
*Франкл

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
*Перлз
*Юнг
65. В логотерапии центральной является проблема:
*творчества
*ответственности
*саморазвития
66. К основным техникам логотерапии не относят:
*метод дерефлексии
*«сократовский диалог»
*метод парадоксальной интенции
*«положительное подкрепление»
*персональное осмысление жизни
67. Основателем экзистенциализма считается:
*Ясперс
*Франкл
*Маслоу
*Кьеркегор
*Камю
68. Целью экзистенциональной психокоррекции является:
*выработка у клиента большего самоуважения
*помощь клиенту в обретении смысла жизни
*помощь клиенту в обретении смысла жизни, осознании личностной свободы
69. Основными тенденциями бихевиоральной психокоррекции являются:
*классическое обусловливание
*оперантное обусловливание
*мультимодальное программирование
*все вышеперечисленное
*только 1 и 2
70. Роль психолога в бихевиоральной психокоррекции носит:
*четко фиксированный характер
*жестко не закрепленный характер
71. Когнитивная психокоррекция:
*объединяет бихевиоризм и психоанализ и входит структурно в эти психокоррекционные направления
*противопоставляет себя бихевиоризму и не входит структурно в это психокоррекционое направление
72. Основное внимание в когнитивной психокоррекции уделяется:

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
*прошлому клиента
*настоящему клиента
*будущему
73. Основателем рационально – эмотивной терапии является:
*Бек
*Эллис
*Глассер
*Келли
74. Техника «когнитивное домашнее задание» используется в:
*реальностной терапии
*рационально – эмотивной терапии
*когнитивном подходе
75. В процессе психокоррекции вместо техник применяется семь шагов совместной с
клиентом работы:
*Глассером
*Беком
*Эллисом
76. Понятие «психокоррекция» подразумевает:
*совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков поведения психически здорового человека
*воздействия, направленные на изменение поведения и развитие личности клиента
*система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
77. Основными принципами психокоррекционной работы являются
нижеперечисленные, за исключением:
*принцип единства диагностики и коррекции
*принцип нормативности развития
*принцип коррекции «сверху вниз» и «снизу вверх»
*принцип учета системности развития психической деятельности
*принцип усложнения
*деятельностный принцип коррекции
78. Каузальная коррекция предполагает:
*кратковременное воздействие
*работу с источником и причинами отклонений
*коррекцию симптомов
79. С целью объяснения причин трудностей в развитии в практике коррекционной
работы выделяют следующие модели, за исключением:
*биологическая модель

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
*медицинская модель
*социологическая модель
*интеракционистская модель
*деятельностная модель
80. Краткосрочная помощь клиенту (до 15 встреч) чаще всего оказывается в рамках:
*психокоррекции
*психотерапии
81. Исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое
развитие, социализацию личности призвана:
*общая коррекция
*частная психокоррекция
*специальная психокоррекция
82. Коррекционная ситуация включает в себя следующие элементы:
*человек, который страдает
*человек, который помогает
*теория, которая используется для объяснения проблем
*набор процедур
*специальные социальные отношения между клиентом и психологом
*все вышеперечисленное
83. В центре внимания длительной психокоррекции находится:
*разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов
*личностное содержание проблем
*решение актуальной проблемы
84. Короткая психокоррекция длится, как правило:
*минуты или часы
*несколько часов и дней
*продолжается месяцы
85. Общий континуальный подход в профессиональной подготовке психолога
подразумевает:
*приверженность одному подходу
*использование в работе положений различных теорий и практик
*первоначальная приверженность одной теории, а в последующем выход за пределы базовой теории.
86. Эмоциональное удовлетворение как основной критерий успешности коррекционной
программы будет характерно для:
*психолога
*клиента
*лиц из окружения клиента

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
87. Эффективность психокоррекционых мероприятий не определяют:
*ожидания клиента
*характер проблем клиента
*готовность клиента к сотрудничеству
*используемые методы работы
*профессиональный и личностный опыт психолога
88. Данный принцип составления психокоррекционных программ указывает на
необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов:
коррекционных, профилактических и развивающих:
*принцип системности
*принцип единства коррекции и диагностики
*принцип возрастания сложности
*принцип приоритетности коррекции каузального типа
89. Данный принцип составления психокоррекционных программ отражает целостность
процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида
деятельности практического психолога:
*принцип системности
*принцип единства коррекции и диагностики
*принцип возрастания сложности
*деятельностный принцип
90. Данный принцип составления психокоррекционных программ утверждает
необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из
арсенала практической психологии:
*принцип комплексности методов психологического воздействия
*принцип единства коррекции и диагностики
*принцип возрастания сложности
*деятельностный принцип
91. Данный принцип составления психокоррекционных программ определяет тактику
проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей:
*принцип комплексности методов психологического воздействия
*принцип единства коррекции и диагностики
*принцип возрастания сложности
*деятельностный принцип
92. Данный принцип составления психокоррекционных программ утверждает, что
каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого — к максимально
сложному:
*принцип комплексности методов психологического воздействия
*принцип единства коррекции и диагностики
*принцип возрастания сложности

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
*деятельностный принцип
93. Психокоррекционная группа — это искусственно созданная малая группа,
объединенная общностью всех нижеперечисленных целей за исключением:
*межличностного исследования
*личностного научения
*самораскрытия
*неструктурированного взаимодействия по принципу «здесь и теперь»
*без исключения
94. Основными признаками малой психокоррекционной группы являются все
нижеперечисленные за исключением:
*внутренней организации
*определенных отношений между участниками
*способности участников включаться в согласованные действия
*стремления вести себя в соответствии с принятыми нормами
*объединения по социальному признаку
95. Количественный предел малой психокоррекционной группы составляет:
*5 человек
*12 человек
*15 человек
*20 человек
*25 человек
96. Для психокоррекционных групп характерно выделение следующих типов групп, за
исключением:
*групп лиц, сформированных по социальному признаку
*групп для обучения межличностным взаимодействиям
*групп роста личности
*терапевтических групп
97. Первым использовал в лечебной практике групповую форму работы:
*Фрейд
*Адлер
*Морено
*Роджерс
98. В психокоррекционной группе действуют нижеперечисленные факторы, за
исключением:
*социального влияния окружения
*давления партнеров по группе
*эмоциональной поддержки участников группы
*возможности самораскрытия

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
99. Психология малой группы включает в себя все нижеперечисленное, за исключением
понятий:
*роли
*нормы
*лидерство
*индивидуальность
*групповой процесс
100. Поддерживающая и корригирующая функции малой психокоррекционной группы
включают в себя все нижеперечисленное, за исключением:
*дружеских действий
*недружеских действий
*согласия
*равновесия
*несогласия
101. Наименее ценной нормой для психокоррекционной группы является:
*эмпатия
*правдивость
*теплота
*разговорчивость
*открытость
102. Оптимальным стилем руководства психокоррекционной группой является:
*авторитарный
*демократический
*либеральный
*анархический
*антиавторитарный
103. Руководитель психокоррекционной группы должен нграть все нижеуказанные роли,
кроме:
*эксперта
*катализатора
*дирижера
*созерцателя
*активного партнера
104. Члены психокоррекционной группы в процессе работы должны:
*освоить новые навыки чувствования
*отреагировать их на группе
*применять их к специфическим ситуациям реальной жизни
*пройти все три этапа

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
105. Внутригрупповая этика включает в себя:
*согласие или несогласие клиента участвовать в групповом процессе
*свободу выбора участия в тех или иных действиях группы
*профилактику психических травм
*все названные факторы
*первые два фактора
106. Группы тренинга умений (Т-группы) по своему целевому назначению делятся на
следующие три основные:
*группа умений (подготовка руководителей, деловых людей)
*группа межличностных отношений (проблемы семьи)
*группа «сенситивности» (преодоление нерешительности)
*группа обучения здоровых людей ролевым функциям
*группа поиска оптимальных решений в трудных ситуациях
107. Основные функция руководителя Т-группы сводятся к тому, чтобы:
*вовлечь участников в совместную работу по исследованию их взаимоотношений и поведения
*организовать групповой процесс
*незаметно устраниться от директивного руководства группой
*активно участвовать в групповом процессе
*«вытянуть» группу из тупиковой ситуации
108. Коммуникация чувств в группе — это умение:
*проявлять свои чувства
*ясно рассказать о своих чувствах
*понять чувства другого
*выразить свои чувства окольными путями
*всего перечисленного
109. Основным признаком «группы встреч» является следующее за исключением:
*осознания самого себя, своего Я (психического и физического);
*внимания к чувствам;
*принципа «здесь и теперь»;
*открытости и честности в общении;
*директивности лидера
110. Термин «психодиагностика» ввел:
*В. Штерн;
*Г.Роршах;
*Р.Хейс;
*А.Гезелл.
111. Термин «психодиагностика» был введен в:

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
*1912 г
*1917 г
*1921 г
*1925 г
112. Психологический диагноз устанавливается на:
*симптоматическом и этиологическом уровнях
*симптоматическом и типологическом уровнях
*этиологическом и типологическом уровнях
*симптоматическом, этиологическом и типологическом уровнях
113. Уровень постановки диагноза, учитывающий причину возникновения симптома,
называется:
*симптоматическим
*этиологическим
*типологическим
*теоретическим
114. Уровень постановки диагноза, ограничивающийся констатацией особенностей
(признаков), называется:
*симптоматическим
*этиологическим
*типологическим
*теоретическим
115. Уровень постановки диагноза, заключающийся в определении места и значения
выявленных характеристик в психической жизни человека, называется:
*симптоматическим
*этиологическим
*типологическим
*теоретическим
116. Психологический диагноз устанавливается на основании:
*данных психологического заключения
*применения нескольких методик
*данных анамнестической беседы
*данных самонаблюдения
117. Основной задачей психодиагностики является:
*разработка теории. принципов, инструментов описания и измерения индивидуально- психологических особенностей личности
*получение данных о личности с помощью различных методик
*оценка разного рода нарушений различными средствами
*постановка психологического диагноза.

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
118. К формализованным методам психодиагностики относятся:
*тесты, опросники
*проективные методы
*психофизиологические методы
*все ответы верны
119. К малоформализованным методам психодиагностики относятся:
*наблюдение
*беседа
*анализ продуктов жизнедеятельности
*все ответы верны
120. Старейшим методом психодиагностики является:
*наблюдение
*беседа
*анализ продуктов жизнедеятельности
*тестирование
121. К представителям экзистенциального направления в психотерапии относят:
*В. Франкл
*Ж.-П. Сартр
*Э.Берн
*К.Роджерс
122. По мнению Ж.-П.Сартра, человек:
*способен детерминировать себя сам, своим свободным действием, и, следовательно, он ответственен
*не может нести ответственности за свою жизнь в полной мере, так как детерминирован своим бессознательным
*не может нести ответственности за свою жизнь в полной мере, так как детерминирован социумом
*способен детерминировать себя сам, своим свободным действием, и, следовательно, не может нести ответственности за свою жизнь в полной мере
123. Показания к психотерапии определяются:
*возрастными особенностями клиента
*ролью психологического фактора в этиопатогенезе заболевания
*возможными последствиями перенесенного ранее или текущего заболевания
*материальными возможностями клиента
124. Наиболее адекватным и необходимым становится применение
психотерапевтических методов:
*чем более выражена психогенная природа заболевания
*чем более выражена соматогенная природа заболевания
*чем более выражена органическая природа заболевания

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
*нет правильного ответа.
125. К социально-психологическим последствиям заболевания, влияющим на показания
к психотерапии, относят:
*изменение социального статуса, изменения в семейной и профессиональной сферах, сужение круга контактов и интересов
*реакцию личности на болезнь
*возможную вторичную невротизацию
*формирование неадекватных поведенческих стереотипов, снижение уровня самооценки, снижение работоспособности
126. Наибольший вклад в результаты психотерапии вносят:
*личностные параметры психотерапевта (жизненная идеология)
*личностные качества пациента (мотивация к изменению)
*использование определенных психотерапевтических методов
*все ответы верны.
127. С учетом общих факторов психотерапии Б.Д.Карвасарский выделяет следующие
обобщенные модели психотерапии интегративного типа:
*эмоциональная, поведенческая, когнитивная
*психоаналитическая, экзистенциальная, поведенческая
*гуманистическая, инструментально-интеракционная; инструментально-техническая
*гуманистическая, когнитивная, трансактная.
128. В качестве общих факторов психотерапии с точки зрения того, что происходит с
пациентом, обычно указывают:
*обращение к сфере эмоциональных отношений, принимаемое пациентом и психотерапевтом
*представление и получение информации, укрепление веры больного в выздоровление
*накопление положительного опыта, облегчение выхода эмоций
*все ответы верны.
129. В качестве общих элементов стиля и стратегии поведения психотерапевта, вне
зависимости от их теоретической ориентации, выделяют:
*целевую ориентацию на достижение позитивных изменений
*внимание к взаимоотношениям «пациент-психотерапевт»
*сочетание принципов «там и тогда» и «здесь и теперь»
*все ответы верны.
130. К общим эмоциональным факторам психотерапии относят:
*обращение к сфере эмоциональных отношений, укрепление веры больного в выздоровление
*самопонимание
*представление и получение информации
*нет верного ответа
131. К общим поведенческим факторам психотерапии относят:

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
*накопление положительного опыта
*облегчение выхода эмоций
*обращение к сфере эмоциональных отношений
*самопонимание
132. К общим когнитивным факторам психотерапии принято относить:
*предоставление и получение информации
*укрепление веры больного в выздоровление
*накопление положительного опыта;
*самопонимание.
133. Вид психологической помощи, направленный на решение задач оказания помощи
клиенту в продуктивном изменении его личности в случае серьезных психологических
затруднений, это:
*психокоррекция
*консультирование
*психотерапия
*психопрофилактика
134. Профилактика, лечение, реабилитация и развитие относятся к:
*целям клинико-психологической интервенции
*функциям клинико-психологической интервенции
*средствам клинико-психологической интервенции
*методам клинико-психологической интервенции
135. Эффективность клинико-психологической интервенции оценивается по:
*самоотчетам отдельных пациентов
*отзывам родственников пациентов
*отчетам психотерапевта
*исследованиям, проведенным на репрезентативной выборке
136. Подход к психотерапии, характеризующийся понятиями «лечебное воздействие»,
«здоровье», «пациент», называется:
*психологическим
*медицинским
*потребительским
*лечебным
137. Подход к психотерапии, характеризующийся понятиями «межличностное
взаимодействие», «установки», «поведение», называется:
*психологическим
*медицинским
*потребительским
*лечебным

Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
Помощь студентам, готовые работы для Вуза
https://studwork.org/info/147162
138. Комплекс различных методов, объединенных общим принципиальным подходом к
лечению, образует психотерапевтические:
*виды
*способы
*направления
*цели
139. Выделяют следующие виды психотерапии:
*симптоматическую и патогененетическую
*медицинскую и психологическую
*клиническую и общую
*психоаналитическую и вспомогательную

1. Введение практической психологии в систему образования способствовало решению нижеперечисленных задач, кроме:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

☆ переход от «знаниевой педагогики» к педагогике развития

☆ переориентации сознания педагога от школоцентризма к детоцентризму

☆ переориентации образования на обучение и развитие одаренных детей

2. Данный принцип составления психокоррекционных программ утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • принцип комплексности методов психологического воздействия;
  • принцип единства коррекции и диагностики;
  • принцип возрастания сложности;
  • деятельностный принцип

3. Психокоррекционная группа — это искусственно созданная малая группа, объединенная общностью всех нижеперечисленных целей за исключением:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

☆ межличностного исследования

☆ личностного научения

☆ самораскрытия

☆ неструктурированного взаимодействия по принципу «здесь и теперь»

☆ без исключения

4. Какие методы входят в группу арт-терапевтических?

Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов

  • сказкотерапия
  • изотерапия
  • музыкотерапия
  • психогимнастика
  • анималотерапия

5. Вид психологической помощи, направленный на решение задач оказания помощи клиенту в продуктивном изменении его личности в случае серьезных психологических затруднений, это:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

☆ психокоррекция

☆ консультирование

☆ психотерапия

☆ психопрофилактика

6. Данный принцип составления психокоррекционных программ определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • принцип комплексности методов психологического воздействия;
  • принцип единства коррекции и диагностики;
  • принцип возрастания сложности;
  • деятельностный принцип.

7. К особенностям уравновешенного человека в интеллектуальном плане относится:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

☆ установление непринужденных отношений с другими людьми

☆ развитие творческих способностей

☆ наличие хороших умственных способностей, позволяющих мыслить и действовать продуктивно

☆ наличие чувства справедливости и склонности

8. «Осуществление психокоррекционных и психотерапевтических воздействий является…»

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • Одной из составляющих системы психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии
  • Целью специальной психологической помощи в системе сопровождения специального (коррекционного) образования
  • Формой оказания специальной психологической помощи
  • Видом деятельности, через которые психолог решает профессиональные задачи

9. Интенсивное становление психологической службы в системе образования современной России происходит:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

☆ во второй половине ХХ в.

☆ в 1960 –е годы

☆ с начала 80-х гг. ХХ вв.

☆ в 90-е годы ХХ в.

10. Выберите один из вариантов ответа, который отражает виды деятельности психолога, через которые решаются профессиональные задачи.

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • Создание педагогических систем, управление педагогическими процессами, направленных на достижение максимально возможных в своих действиях результатов (комплексно-воспита
  • Разработка индивидуальных коррекционных программ, согласованных с учебным процессом, с психологической структурой развития с опорой на зону ближайшего развития
  • Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов
  • Диагностика детского коллектива или статистический мониторинг, обеспечивающий целостное представление о результативности деятельности службы детского дома, о качественных и количественных

11. Основателем французской школьной психологической службы считается:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

☆ А. Валлон

☆ А. Бине

☆ Э. Стоунс

☆ Ж. Пиаже

12. Психологическая служба образования – это интегральное явление, представляющее собой единство всех перечисленных аспектов, кроме:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • научного
  • прикладного
  • методологического
  • практического

13. Выберите правильный вариант ответа.

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

☆ Система специального образования должна строиться на основе 2 компонентов: 1)система образования 2)система здравоохранения

☆ Система специального образования должна строиться на основе 2 компонентов: 1)система образования 2)система социальной защиты

☆ Система специального образования должна строиться на основе 3 компонентов: 1) Система образования 2)система здравоохранения 3)система социальной защиты

14. Какое из данных определений является целью специальной психологической помощи в системе специального (коррекционного) образования

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • Выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между проблемами образования и развития детей с особыми образовательными потребностями (и их индивидуальными возможности)
  • Создание психологическими средствами оптимальных условий для максимального развития личностного потенциала ребенка, имеющего трудности, отклонения в развитии
  • Создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента
  • Определение синдрома имеющегося отклонения аффективного развития и связанная с этим разработка коррекционных воздействий

15. Какие дети более всего ориентированы на оценку окружающих:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • агрессивные
  • застенчивые
  • демонстративные
  • капризные дети
  • без семьи

16. «Гайденс» — службы функционировали в:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

☆ Англии

☆ Франции

☆ США

☆ России

☆ ГДР

17. Кто является автором общепризнанной в нашей стране периодизации психического развития ребенка?

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • Л.С. Выготский
  • В.И. Слободчиков
  • Д.Б. Эльконин
  • П.П. Блонский

18. Старейшим методом психодиагностики является:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • наблюдение
  • беседа
  • анализ продуктов
  • жизнедеятельности тестирование

19. Какая организационная модель работы психолога наиболее подходит для реализации в обычном дошкольном образовательном учреждении, не осуществляющем эксперимента или психолого-педагогического сопровождения детей:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

☆ психолог-консультант

☆ психолого-методист

☆ психолог-куратор

☆ другая

20. Термин «психологическое здоровье» имеет отношение в большей степени к:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • деятельности человека
  • сознанию и самосознанию
  • личности в целом
  • духовной жизни человека

21. Основными этическими принципами работы психолога являются:

Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов

☆ научность

☆ конфиденциальность

☆ добровольность

☆ детерминизм

22. Гипотеза о том, что в основе акцентуаций характера и психопатий лежит неприспособленность лиц с отклонениями характера к определенным типам ситуаций, лежит в основе концепции:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • «места наименьшего сопротивления»
  • «места наибольшего сопротивления»
  • «акцентуаций характера»
  • «дезадаптации»

23. К особенностям уравновешенного человека в личностном плане относится:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • установление непринужденных отношений с другими людьми
  • устойчивость в эмоциональном плане, любовь к жизни, уважение к себе
  • наличие хороших умственных способностей, позволяющих мыслить и действовать продуктивно
  • наличие чувства СП

24. Члены психокоррекционной группы в процессе работы должны:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • освоить новые навыки чувствования
  • отреагировать их на группе
  • применять их к специфическим ситуациям реальной жизни
  • пройти все три этапа

25. Первые попытки практического использования психологических знаний в обучении и воспитании детей в России проводились:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

☆ во второй половине ХIХ в.

☆ в 1960 –е годы

☆ на рубеже ХIХ – ХХ вв.

☆ в 20-е годы ХХ в.

26. К особенностям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности относятся:

Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов

☆ снижение общего уровня интеллектуального развития

☆ трудности с формированием навыков чтения и письма

☆ невнимательность

☆ импульсивность агрессивность

27. Первые попытки практического использования психологии в воспитании и обучении детей в России связаны с развитием идей в области:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • педагогики
  • педологии
  • нейрофизиологии
  • психологии

28. Состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой потенциал, справляться с жизненными трудностями, продуктивно работать – это:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • психологическое здоровье
  • психическое здоровье
  • эмоциональное здоровье
  • физическое здоровье

29. Основными блоками психокоррекционного комплекса являются:

Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов

  • диагностический
  • установления продуктивного контакта с клиентом
  • коррекционный
  • развивающий
  • оценки эффективности коррекционных воздействий

30. Оптимальным стилем руководства психокоррекционной группой является:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

☆ авторитарный

☆ демократический

☆ либеральный

☆ анархический

☆ антиавторитарный

31. Первым использовал в лечебной практике групповую форму работы:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • Фрейд
  • Адлер
  • Морено
  • Роджерс

32. Данный принцип составления психокоррекционных программ утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

☆ принцип комплексности методов психологического воздействия

☆ принцип единства коррекции и диагностики

☆ принцип возрастания сложности

☆ деятельностный принцип

33. К задачам психологической помощи сообществу относятся следующие:

Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов

☆ адекватной ориентировки в ситуации

☆ снятие социально-психологической напряженности

☆ снятие психологических защит

☆ установления отношений доверия и принятия

34. Для каких детей характерно парадоксальное отношение к похвале взрослого (радость и смущение):

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • агрессивных
  • застенчивых
  • демонстративных
  • обидчивых
  • детей без семьи

35. Какие из перечисленных проективных рисуночных тестов используются в работе с детьми 3-4-х лет?

Тип ответа: Множественный выбор • с выбором нескольких правильных ответов из предложенных вариантов

  • “Моя семья”
  • “Дом-дерево-человек”
  • “Рисунок человека”
  • “Несуществующее животное”
  • «Свободный рисунок»

36. Основными признаками малой психокоррекционной группы являются все нижеперечисленные за исключением:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

☆ внутренней организации определенных отношений между участниками

☆ способности участников включаться в согласованные действия

☆ стремления вести себя в соответствии с принятыми нормами

☆ объединения по социальному признаку.

37. Данный принцип составления психокоррекционных программ указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • принцип системности;
  • принцип единства коррекции и диагностики;
  • принцип возрастания сложности;
  • принцип приоритетности коррекции каузального типа.

38. Данный принцип составления психокоррекционных программ отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

☆ принцип системности;

☆ принцип единства коррекции и диагностики;

☆ принцип возрастания сложности;

☆ деятельностный принцип

39. Данный принцип составления психокоррекционных программ утверждает, что каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого — к максимально сложному:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

  • принцип комплексности методов психологического воздействия;
  • принцип единства коррекции и диагностики;
  • принцип возрастания сложности;
  • деятельностный принцип.

40. К особенностям уравновешенного человека в нравственном плане относится:

Тип ответа: Одиночный выбор • с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов

☆ установление непринужденных отношений с другими людьми;

☆ развитие творческих способностей;

☆ наличие хороших умственных способностей, позволяющих мыслить и действовать продуктивно;

☆ наличие чувства справедливости и склонности больше полагаться на свое суждение чем на авторитеты, готовность признавать свои ошибки.

        Левин и др. (Lewin K. et al., 1939) провели классические исследования стилей руководства в малых группах. Они выделили авторитарный, демократичный и попустительствующий стили руководства и связали их с продуктивностью решения групповой задачи и удовлетворенностью участников групповым опытом. Авторитарный руководитель определяет и направляет групповое поведение; демократичный руководитель формирует групповое поведение через групповую дискуссию; при попустительствующем он устраняется от руководства, отдает всю власть членам группы. (Различия между тремя стилями руководства представлены в таблице.) Исследования показали, что демократичный руководитель предпочтительнее, чем авторитарный, стремящийся к жестким способам управления, чем попустительствующий, отказывающийся от управления. Демократичный стиль руководства (как и авторитарный) связан с решением главных задач в группе. Стиль руководства в терапевтических группах можно также рассматривать в диапазоне от попустительствующего, центрированного на участнике и неструктурированного до авторитарного, центрированного на руководителе и жестко структурированного.
рис15
Таблица 11. Основные стили руководства
        На групповых психотерапевтов может оказать воздействие предварительная подготовка в плане конкретного направления психотерапии. Обучающие (тренировочные) программы, со своей стороны, преднамеренно или косвенно формируют психотерапевта как лидера в соответствии с определенными теоретическими положениями данного подхода. И наоборот, индивидуальные особенности характера психотерапевта могут влиять на выбор теории, наиболее соответствующей его установкам и взглядам на человеческую природу.
        В основе социально-психологической характеристики стилей руководства лежит ряд допущений, касающихся личностных особенностей человека. Макгрегор (McGregor H., 1960) постулировал теорию X и теорию Y.
        Теория X рассматривает людей как слабо побуждающих себя к активности и стремящихся избежать ответственности. Теория Y полагает, что люди творчески и ответственно контролируют и направляют себя в достижении своих целей. В жестко структурированной группе, центрированной на руководителей, участников рассматривают как неспособных помочь самим себе в разрешении своих конфликтов, поэтому руководитель направляет, ведет группу и контролирует взаимодействия в ней.
        Основные разногласия современной групповой терапии касаются вопроса о том, насколько руководитель должен принимать участие в группе. Бах (Bach G., 1954) считает, что структурированный подход усиливает начальную кооперацию, понижает тревожность и сопротивление руководителя и участников, конкретизирует их ожидания и, таким образом, предоставляет им возможность сконцентрироваться на проблемах отдельной личности и целях группы. Социально-психологические исследования дают основание полагать, что, на ранних стадиях развития группы, чем слабее структурирована группа, тем больше участников привлекает центрированная на руководителе ориентация (Goldstein A. et al., 1966).
        В психотерапевтических группах руководители обычно играют четыре основные роли: эксперта, катализатора, дирижера, эталонного участника (на поведенческом уровне). Почти в каждом групповом взаимодействии у руководителя есть возможность комментировать один из многих одновременно возникающих процессов на уровне одного или нескольких участников или группы в целом. Функция руководителя по прояснению смысла трансакций (называемых «процессом») может варьировать от комментирования простых поведенческих актов — через наблюдение нескольких актов и их последствий — до более сложных рассуждений о направленности, мотивации и паттернах сходства между поведением участников в группе («здесь и теперь») и за пределами группы («когда-то и там»), во внешнем мире (Yalom I., 1975). Комментарии руководителя помогают участникам объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, как оно действует на других, и в конечном счете понять, как оно влияет на содержание их образа «Я» и на сложившиеся обстоятельства. Однако если руководитель чрезмерно увлекается информированием, ответами на вопросы и ролью эксперта, нарушаются групповые процессы и психотерапевтическая группа становится похожей на класс. В этом контексте групповому психотерапевту следует оптимально использовать время каждого занятия и проявлять (в известном смысле) сдержанность. Независимо от стиля руководителя (авторитарного, демократического, попустительствующего) к основным способам воздействия на пациента в психотерапевтической группе относят следующие (Кратохвил С., Ташлыков В. А., 1983).
        1. Молчание: руководитель молчит.
        2. Сосредоточение на группе: руководитель обращается к группе как к решающему фактору. Считает, что руководство группой и решение проблем, которые в группе возникают, являются делом группы. Этот способ включает 2 вида реакций: незаметный отказ от руководства и энергичное настаивание на том, что ответственность несет группа.
        3. Поддержка и одобрение: руководитель поддерживает, утешает, одобряет, проявляет уважение, согласие, положительное отношение, участие, симпатию, сочувствие.
        4. Непрямое руководство: руководитель ведет группу не в прямой манере. Если возникают затруднения, не говоря о них, игнорирует их или незаметно обращает внимание группы на другую тему.
        5. Структурирование: руководитель создает структуру групповых занятий. Определяет правила и показывает группе наилучший путь.
        6. Критика: руководитель провоцирует, критикует группу или члена группы в более или менее насмешливой манере. Обвиняет, обижает, высмеивает, критикует защитное поведение.
        7. Чувства членов группы: руководитель требует от членов группы высказать свои чувства и реакции на происходящие события.
        8. Чувства руководителя: руководитель выражает собственные чувства.
        9. Личный опыт руководителя: руководитель рассказывает группе о своем личном опыте, имеющем отношение к происходящим в группе событиям.
        10. Кларификационные и конфронтационные вопросы: руководитель спрашивает членов группы о причинах их поведения. Это должно по виду и контексту реакции вести к тому, что они свое поведение больше объясняют или защищают.
        11. Вопросы по групповой динамике: руководитель поощряет участников к тому, чтобы они рассматривали данную ситуацию и испытывали происходящее в группе в динамике, в более широкой перспективе, с более глубоким пониманием событий в группе.
        12. Атмосфера группы: руководитель описывает то, что происходит в группе, но с минимумом интерпретаций и заключений. Описывает настроение группы так, как его сам чувствует, или обращает внимание на групповые события, которые группа не заметила или недооценила. Эта категория реакций является первой из категорий, в которых руководитель раскрывает группе, что он сам думает о происходящем. (Следующие две категории представляют более ясные и четкие интерпретации.)
        13. Интерпретация групповой ситуации: руководитель интерпретирует взаимодействия группы, которые находятся глубже внешних событий. В центре объяснения находится то, что происходит в группе как в целом. В ситуациях, где проявляется активность только одного члена группы, руководитель объясняет поведение этого участника относительно того, какое оно имеет значение в контексте группового действия.
        14. Интерпретация поведения отдельного члена группы: руководитель интерпретирует события и поведение отдельных членов. Объясняет их поведение как противодействие или защиту, как выражение страха, вины или злости или как реакцию на определенные прошлые события. Так как эта интерпретация нередко является одновременно и изложением групповой динамики, нельзя эту категорию точно отличить от категории 13.
        15. Личная жизнь: руководитель поощряет членов группы рассказывать о себе как об индивидуумах. Если участники говорят о себе и о своей жизни вне группы, он поддерживает их в этом. Если они говорят о группе или о себе в контексте группы, поощряет их к тому, чтобы говорили о себе как об индивидуумах.
        16. Прошлое и семья: руководитель поощряет членов группы к тому, чтобы они говорили о значительных событиях из своей жизни, о своих отношениях к родителям, к братьям и сестрам.
        17. Изменение поведения: руководитель поощряет членов группы сообщать о тех аспектах своего поведения, которые они хотели бы изменить.
        18. Невербальные методы: руководитель предлагает какой-нибудь невербальный метод.
        19. Разыгрывание ролевой ситуации: руководитель предлагает разыгрывание ролевой ситуации (психодраматический метод).
        Между способами и С. р. п. г. не выделяют жестко детерминированные варианты сочетаний. Руководители гибких эффективных групп признают, что им приходится на протяжении всего времени развития группы варьировать свой стиль руководства в соответствии с конкретной ситуацией и проблемами пациентов. Авторитарное руководство более целесообразно, когда задача жестко структурирована, члены группы испытывают сильный стресс, динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут полно и точно осознать, что происходит. И наоборот, чем более эффективно поведение членов группы, тем менее активен групповой психотерапевт. С целью повышения компетентности групповых психотерапевтов целесообразно сопровождать занятия с группами видеозаписью и последующей супервизией.
        См. также ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер.
.
2000.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Настойка от кашля пектусин инструкция по применению
  • Ибуфен детский инструкция по применению для детей сироп инструкция
  • Стиральная машина indesit tmi a 51051 n инструкция
  • Холодильник no frost samsung инструкция по применению
  • Фкуз мсч фсин россии руководство