Орган руководство страной в годы великой отечественной войны

Первый вариант

Выберите правильный ответ

1. Оборонительные
укрепления Карельского перешейка    назывались:

1)  «линия Мажино»            3) «линия Маннергейма»

2)  «восточный вал»             4) «линия Зигфрида»

2.   Уважите хронологические рамки Второй мировой войны:

1) 1 сентября 1939 г. — 9 мая 1945 г.

2) 1 сентября 1939 г. — 2 сентября 1945 г.

3) 22 июня 1941 г. — 9 мая 1945 г.

4) 22 июня 1941 г. — 2 сентября 1945 г.

3.   Орган руководства
страной в годы войны, сосредото­
чивший в своих руках всю полноту власти:

1) Ставка Верховного
главнокомандования

2) Совет народных
комиссаров

3) Государственный
Комитет Обороны

4) Совет по эвакуации

4.   Сталинград обороняли:

1) 62-я армия
(командующий В. И. Чуйков)

2) 64-я армия
(командующий М. С. Шумилов)

3) 13-я гвардейская
дивизия А. И. Родимцева

4) все указанные выше
войска

5.   Судебный процесс над
главными нацистскими пре
ступниками проходил в:

1) Москве    2) Берлине    3) Потсдаме    4) Нюрнберге

        По какому
принципу образованы ряды?

6.    
8 сентября 1941 г., 18 января 1943
г., 27 января 1944 г.

7.     В.
Соловьев-Седой, М. Блантер, Н. Богословский,
К.
Листов

8.            Что является лишним в
ряду?

Конференции
антигитлеровской коалиции:

1) Московская                3) Крымская

2) Генуэзская                  4) Потсдамская

9.   Установите
соответствие:

1)  геноцид          А) насильственное
переселение народов

2)  депортация    Б)
вывоз населения, материальных ценностей из местностей,

  находящих­ся под угрозой

3) эвакуация      В) уничтожение
определенных групп
населения по расовым,

национальным
и иным мотивам

4) репатриация  Г) систематическое
преследование и
уничтожение нацистами и их

пособ­никами в
Германии и на захвачен­ных ею территориях
значительной
части еврейского
населения Европы

5) холокост           

10. Назовите документ:

«Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздер­живаться от
всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения…
Договор заключается
сроком на десять лет… Составлен в двух оригиналах на немецком и
русском языках в Москве».

11. О чем идет речь?

Один
из видов борьбы народных масс за свободу своей Родины, которая ведется на территории, занятой про­тивником; в борьбе участвуют местное население,
час­ти регулярных войск, действующие в тылу врага. Про­
является в различных формах: вооруженной борьбе,
саботаже, диверсиях, разведке, разоблачениях дейст­
вий противника, пропаганде и агитации,

12. О ком идет речь?

С
1920-х гг. в Красной армии. Один из выдвиженцев Сталина генерал (в сорок один
год — генерал-лейтенант). В боях под Киевом
и Москвой зарекомендовал себя как способный командир. В годы Великой
Отечественной
войны командовал корпусом и армией, являлся зам. ко­мандующего Волховским фронтом, командиром 2-й Удар­ной
армии, оказавшейся весной 1942 г. в окружении под
Ленинградом.
Попал в плен (по другим данным — сдался добровольно).
Возглавил «Комитет освобождения народов
России» и «Русскую освободительную армию». По приго­вору Военной
коллегии Верховного суда в 1946 г. повешен

Второй вариант

Выберите правильный
ответ

1.      Договор о ненападении со стороны Германии и СССР подписали:

1) А. Гитлер, И. Сталин

2) В. Молотов, И.
Риббентроп

3) И. Сталин, И. Риббентроп

4) М. Литвинов, И.
Риббентроп

2.   Дивизии   советских   приграничных  
округов   летом
1941
г. насчитывали бойцов:

1) 2,7 млн     2) 3,5 млн     3) 5 млн    4) 5,5
млн

3.   Союз государств,
возникший в ходе Второй мировой
войны
в борьбе против фашистского блока:

1)  движение
Сопротивления

2)  антигитлеровская
коалиция

3)  Лига Наций

4)  антифашистское
движение

4.   Согласно плану по захвату Кавказа в 1942
г. немецким командованием были осуществлены:

1)  окружение основных сил
Красной армии в районе
Ростова

2)  захват Грозного

3)  овладение Майкопскими
нефтепромыслами

4)  все указанное выше

5.   Событие, которое произошло позже
других:

1)  Атлантическая хартия

2)  Потсдамская
конференция

3)  Тегеранская
конференция

4)  Ялтинская конференция

По какому принципу образованы ряды?

6.   Леня Голиков, Марат Казей, Валя
Котик, Зина Портнова

7. О. Берггольц, К. Симонов, А. Прокофьев, А. Сурков,А. Твардовский

8. Что является лишним в
ряду?

          Коренной
перелом в ходе войны:

1) битва за
Москву
              3)
форсирование Днепра

2) Сталинградская битва       4)
Курская битва

9.   Установите соответствие:

1)  геноцид       А)
руководящая роль какого-либо го
сударства по отношению

2)  депортация       к
другим странам

3) 
гегемония   Б) уничтожение определенных групп населения по расовым

4)  эвакуация        национальным
и иным мотивам

5)  холокост       В) систематическое уничтожение
нацистами и их пособниками

  
значительной части еврейского населения Европы

  
Г) насильственное переселение народов

10. В честь какого события был издан приказ
Верховно­
го Главнокомандующего?

«Сегодня,
5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва
будет салютовать нашим доблестным войскам…
двенадцатью артиллерийскими
залпами из 120 орудий».

11. О чем идет речь?

Одна из крупнейших битв во Второй мировой войне, продолжавшаяся 200 дней. В результате
полной побе­ды в этом сражении одна из
противоборствующих сто­
рон захватила
стратегическую инициативу в войне.

12. О ком идет речь?

В годы Великой
Отечественной войны — зам. начальни­ка,
начальник Генерального штаба, зам. наркома обо­
роны СССР. Координировал действия ряда фронтов в стратегических
операциях, особенно там, где складыва­
лась
наиболее сложная обстановка. Начав войну гене­
рал-майором, через полтора года стал Маршалом Совет­ского Союза.
С июня 1945 г. — командующий советски­ми
войсками на Дальнем Востоке. Дважды Герой Совет­
ского Союза, кавалер
двух высших военных орденов — орденов
«Победа». Автор мемуаров «Дело всей жизни».

Ответы

1 вариант

1 — 3;   2 — 2;   3 —
3;   4 — 4;   5 — 4;   6 — блокада Ле­нинграда;

7 — — авторы
известных лирических песен вре­мен Великой Отечественной войны;  8 — 2;

 9 — 1—В, 2— А, 3—Б,
4—нет, 5—Г;

10 — Договор о
ненападении Герма­нии и СССР 23 августа 1939 г.;

11 — о партизанском
дви­жении;  12 — А. Власов

2 вариант

1 — 2;       2 — 1;         3
— 2;         4 — 3;         5 — 2;

6 — юные герои-ан­тифашисты
(пионеры), Герои Советского Союза;

7 — авто­ры известных
поэтических произведений времен войны;

8 — 1, 3;

9 — 1—Б, 2—В, 3—А,
4—нет, 5—В;

10 — осво­бождение 5
августа 1943 года г. Орла и Белгорода;

11 — Ста­линградская
битва; 12 — А. М. Василевский.

      Материал взят
из пособия О.Н.Журавлева. Тесты по истории России
XX века.
Издательство  «Экзамен» Москва, 2005 год

Андрей Сорокин75 ЛЕТ НАЗАД, В НОЧЬ С 30 ИЮНЯ НА 1 ИЮЛЯ 1941 ГОДА, БЫЛ СОЗДАН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ (ГКО) СССР. О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТОГО ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ «ИСТОРИКУ» РАССКАЗАЛ ДИРЕКТОР РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ (РГАСПИ), КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК АНДРЕЙ СОРОКИН

ГКО был создан в самые тяжелые дни Великой Отечественной войны. Впрочем, его создание в случае чрезвычайной ситуации могли бы предусмотреть заранее…

ПОЧТИ ИМПРОВИЗАЦИЯ

– Уровень централизации управления страной оказался чрезвычайно высоким еще в довоенный период. В чем заключалась специфика работы ГКО? Каковы его главные функции?

– Вы правы: централизация управления была предельно высокой. При этом властные полномочия в основном концентрировались не в институтах, а в руках фактического руководителя СССР Иосифа Сталина. Так что роль ГКО была важна не столько в плане централизации властных полномочий, сколько с точки зрения нахождения понятной аппарату и населению формы управления в тех экстремальных условиях. И такая форма была найдена именно в этом институте.

Вместе с тем мы должны понимать, что, строго говоря, люди, создавшие ГКО, не придумали ничего принципиально нового. В годы Гражданской войны функцио­нировал Совет труда и обороны (СТО), в межвоенный период трансформированный и просуществовавший до 1937 года. СТО по своим функциям очень напоминает ГКО. Таким образом, члены Политбюро ЦК ВКП(б), приехавшие на Ближнюю дачу Сталина 30 июня 1941 года с предложением создать ГКО, не изобрели чего-то неизвестного ранее. Скорее стоит удивляться тому, что имевшийся опыт оказался к 1941 году основательно подзабыт и не учитывался в качестве элемента некоего плана действий в чрезвычайной обстановке. Почему-то политические руководители СССР заранее не продумали порядок и задачи функционирования органов госуправления в случае начала войны.

Сам факт и обстоятельства спонтанного образования ГКО диагностируют наличие кризиса государственного управления, с которым страна вступила в войну. Мне, как руководителю госучреждения, это понятно лучше, чем многим нашим гражданам. У меня в сейфе хранится целый ряд запечатанных пакетов, содержащих для меня, как руководителя определенного учреждения, инструкции на случай возникновения той или иной чрезвычайной ситуации. Очевидно, что политическое руководство СССР накануне вторжения вермахта на территорию нашей страны ни для себя, ни для руководителей низшего уровня таких инструкций не предусмотрело. Знакомясь со справками начального периода войны, исходящими от низового партийного аппарата, от секретарей райкомов и обкомов, сплошь и рядом натыкаешься на свидетельства о том, что ни партийные, ни советские работники попросту не знали, что им делать в этих экстремальных условиях!

Что же касается функций ГКО, то они не были прописаны. В ночь с 30 июня на 1 июля подготовили постановление о его создании, которое сразу же было опубликовано. Но никакой разработки нормативных документов за этим не последовало. Со Ставкой Верховного главнокомандования (Ставка ВГК) получилось примерно то же самое. Она была создана 23 июня 1941 года как Ставка главного командования, а уже 10 июля пришлось прибегать к мерам по ее реорганизации и появилось новое название чрезвычайного органа высшего военного управления – Ставка Верховного ­командования. Теперь ее возглавил Сталин, который ранее дистанцировался от этой роли. И лишь 8 августа специальным постановлением было введено то название должности Сталина, которое сохранилось до конца Великой Отечественной, – Верховный главнокомандующий. Все эти факты демонстрируют недостаточный уровень организационной готовности к войне.

ВСЁ В ОДНИХ РУКАХ

– Но ведь и дальше четкого разграничения функций между ГКО, Ставкой ВГК, Совнаркомом и Политбюро ЦК не было?

– Не было. Маршал Георгий Жуков в воспоминаниях признавался, что он не всегда понимал, на заседание какого органа управления его пригласили. В большинстве случаев по итогам заседания Сталин отдавал указания, решением какого органа оформлять ту или иную договоренность.

В начале войны Сталин сосредоточил в своих руках все функционально высшие должности, за исключением должности председателя Президиума Верховного Совета СССР (ее по-прежнему занимал Михаил Калинин). В 1941 году Сталин был и генеральным секретарем ЦК ВКП(б), и председателем Совета народных комиссаров, и наркомом обороны, и Верховным главнокомандующим, и председателем ГКО. Вопрос распределения функций решался исходя из соображений целесообразности. Причем можно проследить, как эти функции менялись на протяжении вой­ны, не будучи нигде формально зафиксированными. Не редкостью было и их ­дублирование.

По документам видно, что в самые первые дни войны основные решения принимались на заседаниях Политбюро ЦК ВКП(б). В том числе по чисто военным вопросам, связанным с мобилизацией и распределением высших военных кадров. Государственный комитет обороны стал центром принятия решений по главным вопросам лишь дней через десять после его образования. Совнарком в военные годы выполнял скорее функции аппарата ГКО. Ведь своего аппарата у комитета так и не было. По сути дела, все должностные лица, ставшие членами ГКО, использовали для работы в нем свои собственные ­аппараты. Это же были люди, занимавшие ключевые должности в руководстве Совет­ского Союза.

Кроме того, было создано более 60 местных отделений ГКО во главе с уполномоченными. Эти отделения также не имели своего аппарата, в работе использовались органы власти на местах.

По мере того как преодолевался кризис в госуправлении и жизнь входила в более-менее упорядоченное русло, ГКО все больше начинал играть роль скорее Совнар­кома, нежели органа военного управления. К концу Великой Отечественной большинство военных вопросов ушло в Ставку ВГК и оформлялось там, а политические вернулись в Политбюро ЦК ВКП(б).

Постановление Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР о создании Государственного комитета обороны от 30 июня 1941 года. Рукопись. ­Заголовок и пометы сделаны И.В. Сталиным простым карандашом, текст и правка красным карандашом – автограф Г.М. Маленкова

Постановление Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР о создании Государственного комитета обороны от 30 июня 1941 года. Рукопись. ­Заголовок и пометы сделаны И.В. Сталиным простым карандашом, текст и правка красным карандашом – автограф Г.М. Маленкова

– Возглавлявший Главное управление тыла Вооруженных сил СССР генерал армии Андрей Хрулёв так рассказывал о работе ГКО: «Заседания проходили каждый день и в любые часы, после приезда Сталина. Никто не декларировал, что должно быть так, так сложилось». Описанию Хрулёва можно доверять? Он не упрощает ситуацию?

– Не думаю, что он ее упрощает. Более того, его высказывание коррелирует с тем признанием Жукова, о котором я говорил. Кстати, Хрулёв в воспоминаниях опроверг распространенную точку зрения, что Сталин никогда ни о чем не забывал. По словам Хрулёва, Сталин неоднократно отдавал противоречивые указания и не всегда имел возможность отследить их выполнение. В результате не все его указания исполнялись.

Массив документов первого периода войны позволяет характеризовать состояние органов госуправления как дезорганизацию, преодолевавшуюся в ходе развернутой по разным направлениям работы. Так, итоговую эффективность проведенной в 1941 году эвакуации по 10-балльной шкале, наверное, можно оценить в 9,5 балла. Тем не менее нельзя не заметить, что на первых порах некоторые решения ГКО прямо противоречили одно другому. Возьмем для примера эвакуацию танковых заводов из Ленинграда. Сначала было принято решение эвакуировать Кировский и Ижорский заводы. Потом эвакуацию приостановили. Затем вновь возобновили. В результате те мощности, что оказались в осажденном Ленинграде, работали с невысокой эффективностью и фронт получил значительно меньше боевых машин, чем это было бы возможно. Похожим образом дела обстояли с оборудованием Волховстроя, которое сперва вывезли в Среднюю Азию, а потом повезли обратно. И если в приведенных здесь случаях решения принимались в том числе под влиянием обстановки на фронтах, то целый ряд других примеров неверных решений можно объяснить лишь организационной неразберихой.

– Судя по всему, не было и плана действий на случай возникновения непосредственной угрозы Москве?

– В мае 1941 года руководитель Моссовета Василий Пронин написал Сталину докладную записку с предложением разработать инструкцию по эвакуации населения столицы в случае войны. И получил от Сталина по рукам за эту инициативу. Вместо того чтобы ускорить подготовку именно таких документов, равно как и разработку плана поведения органов госуправления в целом, вождь блокировал все подобного рода попытки.

Так что я не склонен списывать си­туацию, возникшую в Москве 16 октября 1941 года, на паникерские настроения тех или иных должностных лиц. Наученные горьким опытом люди принимали к исполнению требование о немедленной эвакуации и поступали в соответствии со своими личными представлениями о том, как надо действовать в чрезвычайной обстановке. И здесь мы вновь возвращаемся к тому, что никаких нормативных документов, которые регламентировали бы поведение руководителей на разных этажах управления, на случай «Ч» предусмотрено не было. Обратим внимание на тот факт, что сначала в Москве было принято постановление об эвакуации, а осадное положение ввели лишь четыре дня спустя. Хотя последовательность действий должна была бы быть прямо противоположной. В первую очередь надлежало объявить осадное положение, обеспечить порядок и назначить людей, отвечающих за принятие решений по эвакуации и ее проведение. А при том алгоритме, что имел тогда место, паника в Москве была неизбежна.

Конечно, серьезная подготовка к вой­не велась. Но она велась по отдельным направлениям. Синтезирующих эту деятельность интеллектуальных продуктов, которые регламентировали бы поведение военных, хозяйственников, политических органов, на случай войны не было. На мой взгляд, именно в этом ключевая проблема. Мы привыкли обсуждать вопрос о том, сколько и какого качества у нас были танки и самолеты. А главная проблема лежит в иной плоскости – в подготовке органов государственного управления к дню «Ч». Такой подготовки не было. И в этом – прямая политическая ответственность первого лица страны.

Самыми тяжелыми были первые месяцы Великой Отечественной войны, когда вермахт сумел создать угрозу столице СССР Москве

Самыми тяжелыми были первые месяцы Великой Отечественной войны, когда вермахт сумел создать угрозу столице СССР Москве

СТАЛИН БЫЛ ТРУДОГОЛИКОМ

– В годы войны Сталин работал с огромным количеством документов, встречался со многими людьми, вникал в детали управления. Он вел себя так в силу своего характера или же иных вариантов эффективно руководить страной у него не было?

– И то и другое. Институционально сложилась определенная система управления, которая получила свое завершающее оформление в начале ­1930-х годов, когда Сталин стал полновластным руководителем СССР и должен был в силу этого выполнять множество функциональных обязанностей.

Справедливости ради стоит сказать, что линия на сосредоточение власти в одном центре, а затем и в одних руках прослеживается с 1917 года. Все предпосылки к институциональной централизации были созданы задолго до войны, уже вскоре после прихода большевиков к власти. Центр большевистской партии стал ядром политической системы и генератором решений, которые спускались для исполнения в различные органы управления. «Утвердить в советском порядке» – так в большинстве своем заканчивались заседания Политбюро в ранний период существования советской власти, органы которой – номинально, но не фактически – и являлись высшими органами управления.

В то же время особенности личности и характера Сталина играли свою роль в этой централизации управления. Не приходится сомневаться в его мнительности и подозрительности, которые подталкивали вождя к контролю и перепроверкам. Но даже если бы он был в десять раз менее мнителен и подозрителен, то все равно, делая свою работу, должен был бы вникать в детали. Очевидно и то, что Сталин был трудоголиком. Он работал больше половины суток. Докапывался до сути принимаемых решений. И так было не только в военный период.

– Как можно оценить эффективность такого типа управления?

– Думаю, что иной возможности эффек­тивно управлять страной в тот момент не было. Во всех системах в чрезвычайной ситуации неизбежно происходит цент­рализация госуправления – с целью сокращения времени на принятие решений. В СССР централизация достигла очень высокого уровня. Она во многом имела положительное значение как раз потому, что решения принимались оперативно, кроме того, она давала возможность быстро исправить ошибки. Вне созданной системы государственного управления трудно себе вообразить, что страна могла бы удержаться на грани той катастрофы, перед которой оказалась осенью 1941 года. Не забудем и о том, что краеугольным элементом этой системы являлось насилие, угроза применения которого зачастую и обеспечивала эффективность реализации принятых решений.

При всем критическом отношении к личности Сталина мне представляется возможным говорить, что централизация госуправления и созданная им система властвования сыграли решающую роль в спасении страны. Хотя именно по вине Сталина страна вступила в вой­ну недостаточно организованной и отмобилизованной. Потери могли бы быть меньшими, если бы ряд необходимых управленческих решений был принят накануне войны, а не в ходе ее ­начального периода.

15 октября 1941 года ГКО СССР принял постановление об эвакуации в столице, а потом, через несколько дней, было введено осадное положение

15 октября 1941 года ГКО СССР принял постановление об эвакуации в столице, а потом, через несколько дней, было введено осадное положение

ЦЕНТРЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

– Во времена перестройки сталинскую систему госуправления стали называть административно-командной, а управленцев считать лишь «винтиками». Корректно ли так характеризовать членов ГКО? Каков, на ваш взгляд, масштаб их личностей? Насколько результативно они работали?

– «Винтиками», наверное, принято называть сотрудников бюрократического аппарата, руководствующихся исключительно инструкциями и ставящих букву нормативного документа выше всего. Перед войной же нормативных документов, как мы знаем, создано не было. Так что действовать руководителям страны на всех этажах власти приходилось, как правило, по ситуации.

Члены ГКО были разными людьми – и с точки зрения их способностей, и с точки зрения их возможностей. В любом случае лишь «винтиками» я бы их не считал. В условиях отсутствия работающих институтов подобные управленцы сделать ничего не могут. А члены ГКО в инициативном порядке должны были решать очень многие вопросы, возникавшие на том проблемно-тематическом поле, управлять которым их поставили. Каждый из них на своем месте «винтиком» не являлся. Они были центрами принятия технических и технологических решений, центрами имплементации политических решений в практику управления.

– Насколько жестко во время войны Сталин проверял работу подчиненных? Как реагировал на ошибки и на несвоевременное выполнение указаний? Была ли здесь какая-то система?

– Вы ­задаете очень точный вопрос. Этот вопрос, как и вообще тема госуправления в годы войны, к сожалению, находится на периферии не только общественного интереса, но и внимания профессиональной историографии…

Между тем затронутая проблема требует серьезного изучения. Ни в документах Политбюро ЦК того времени, ни в документах ГКО мы практически не найдем отражения вопросов контрольного характера. Я не готов точно сказать, занимались ли какие-то структурные подразделения ЦК ВКП(б) контролем над выполнением принятых политических решений в условиях войны.

Нам еще предстоит внимательно изучить документы аппарата ЦК ВКП(б), если мы хотим понять, продолжала ли хоть в какой-то степени функционировать система контроля или в определенный момент произошла такая консолидация советского общества ввиду необходимости сопротивления врагу, что проведение в жизнь принятых решений не требовало повседневного контроля, как в мирное время, когда люди могли уклоняться от исполнения указаний.

– Это одна из актуальных научных проблем?

– Да. Это и научная, и общественная проблема. Вопрос о том, какую роль в мобилизации сил на оборону сыграли контроль над проведением в жизнь решений и система принуждения в целом, крайне важен. Ведь консолидация советского общества не случилась в одночасье, в первые дни войны. Массовый коллаборационизм является тому подтверждением. Как мне представляется, в годы Великой Отечественной произошел последний всплеск Гражданской войны. Так, среди документов Центрального штаба партизанского движения есть донесения из партизанских отрядов, в которых содержатся сведения о допросах изменников Родины. На опрос о причинах сотрудничества с немцами они в большинстве своем отвечали, что ненавидят советскую власть. Вместе с тем мне абсолютно ясно, что никакой репрессивный режим не способен мобилизовать людей на проявление массового героизма в тылу и на фронте. Невозможно принудить людей жертвовать жизнью. Советские же люди совершали многочисленные акты самопожертвования.

ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

– Можно ли по документам ГКО установить, какой период Великой Отечественной войны был для СССР самым тяжелым?

– Не приходится сомневаться в том, что самыми тяжелыми были первые месяцы вой­ны – до начала контрнаступления Красной армии под Москвой. Хотя большие сложности возникли и в 1942 году. Ведь после успешного контрнаступления под Москвой Сталиным овладела некая эйфория, из-за которой были приняты неправильные военные решения. Это обернулось новыми поражениями и отступлением к Сталинграду.

– Менялся ли Сталин как руководитель ГКО в течение войны?

– Убежден, что о Сталине надо говорить не только как об организаторе тыла, но и как о военном руководителе. Тем более что его рост как военачальника заметнее, нежели его эволюция в качестве хозяйственного управленца. Для меня стало откровением знакомство с большим количеством документов начального периода войны, в которых Сталин указывал на необходимость беречь живую силу, отказывал военным в предоставлении резервов, не прошедших этап слаживания. Он вникал в тактические вопросы, в детали перестройки взаимодействия между родами войск, когда обнаружилось, что система управления армией отстает от задач дня. Столкнувшись в первые месяцы Великой Отечественной с военными провалами, с коллапсом системы управления, Сталин взял рычаги управления в свои руки. Поначалу входил во все подробности при разработке войсковых операций, принимал решения, причем зачастую в противовес мнению военных специалистов. И не всегда, как оказывалось, успешные. Но потом доверие к военным постепенно вернулось к Сталину, да и опыт собственных неудач в этой сфере способствовал тому, что он впоследствии дистанцировался от непосредственного, досконального военного планирования, тем не менее оставаясь участником этого процесса и сувереном, принимающим окончательные решения, со всей полнотой ответственности за них.

Массив документов ГКО говорит о том, что Сталин уделял повседневное внимание и организации работы заводов и других предприятий, производству военной техники, трудовым мобилизациям. Причем с течением времени решения ГКО становились более фундированными. Начиная с 1942 года в фонде комитета откладывались многочисленные сопроводительные документы, на основании которых принимались решения. Это свидетельствует о ­серьезной проработке вопросов. В первый период вой­ны ничего подобного не было. Тогда решения принимали, как правило, на основе экспертных заключений.

Эволюция Сталина как руководителя тыла – еще одна серьезная историо-графическая проблема. Исследования на эту тему рассыпались на несколько частных сюжетов. Вопрос централизованного управления процессами в тылу ждет своих исследователей.

В Куйбышеве (ныне Самара) был подготовлен бункер на случай эвакуации из Москвы ставки Верховного главнокомандующего И.В. Сталина. На фото: зал заседаний ГКО в «бункере Сталина»

В Куйбышеве (ныне Самара) был подготовлен бункер на случай эвакуации из Москвы ставки Верховного главнокомандующего И.В. Сталина. На фото: зал заседаний ГКО в «бункере Сталина»

– В прошлом году вы издали двухтомник «Государственный комитет обороны СССР. Постановления и дея­ тельность. 1941–1945 гг. Аннотированный каталог». Насколько полно он отражает работу ГКО? И все ли документы по ГКО рассекречены?

– Деятельность Государственного комитета обороны СССР – специальное и важное направление работы в ­РГАСПИ. В массе своей документы фонда ГКО были рассекречены еще 16–18 лет назад. Однако, к сожалению, до сих пор они крайне мало востребованы профессиональными историками, в том числе и военными. А ведь речь идет о документах высшего чрезвычайного ­органа управления в стране, сосредоточившего всю полноту власти. В наш двухтомник вошло описание 9971 постановления, из них 44 и сегодня находятся на секретном хранении. Все документы фонда были нами практически заново описаны. Таким образом, исследователи получили очень хороший путе­ водитель по большому количеству важнейших вопросов истории войны.

РГАСПИ, как мне кажется, среди гражданских архивов является едва ли не главным хранилищем документов, касающихся Великой Отечественной войны, поскольку он сосредоточил фонд не только ГКО, но и Цент­рального штаба партизанского движения. В личном фонде Сталина хранится полный комплект приказов наркома обороны, а также стенограммы переговоров Стадах отложились документы, исходившие из Ставки ВГК, Генерального штаба, военной разведки, органов госбезопасности и других органов управления. Одной лишь подготовкой двухтомника, посвященного ГКО, мы свою работу не ограничиваем. Мы обратились в Федеральное архивное агентство с предложением оцифровать этот фонд, и год назад, к юбилею ­Великой Победы, эта работа была завершена. Сегодня документы ГКО доступны в ­онлайн-режиме на сайте «Документы советской эпохи». В ближайшее время там появятся документы Совнаркома СССР ­периода Великой Отечественной войны. Работа по расширению доступа к документам военных лет продолжается, и я очень рад, что именно наш архив дал ей старт.

Беседовал Олег НАЗАРОВ


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ СССР

криз-орган-власти-5

ГКО был создан совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 30 июня 1941 года. В его состав помимо председателя И.В. Сталина и заместителя председателя В.М. Молотова вошли также К.Е. Ворошилов, Г.М. Маленков и Л.П. Берия (в мае 1944 года назначен заместителем председателя ГКО). В феврале 1942 года членами ГКО стали Н.А. Вознесенский, А.И. Микоян, Л.М. ­Каганович, в ноябре 1944 года – Н.А. Булганин (вместо К.Е. Ворошилова).

Органами ГКО на местах являлись городские комитеты обороны во главе с уполномоченными (в союзных и автономных республиках). Городские комитеты обороны создавались в некоторых областных центрах и больших городах. Они включали в себя представителей советских и партийных органов, руководителей органов НКВД и военного командования. Органы ГКО действовали одновременно и через конституционные органы власти и управления.

Первое постановление ГКО – «Об организации производства средних танков Т-34 на заводе “Красное Сормово”» – вышло 1 июля 1941 года, а последнее – No 9971, «Об ­оплате остатков нескомплектованных элементов боеприпасов, принятых от промышленности и находящихся на базах НКО СССР и НКВМФ», – 4 сентября 1945 года.

Органы
государственной власти и управления,
как центральные, так и местные, в годы
войны сохранили свои полномочия.
Верховный Совет СССР, его Президиум,
СНК и наркоматы не распускались, а
продолжали действовать.

22
июня 1941 г. был принят Указ Президиума
Верховного Совета СССР «О военном
положении», которое вводилось на всей
европейской части страны. На этой
территории все функции органов
государственной власти и управления в
отношении организации обороны, сохранения
общественного порядка и обеспечения
государственной безопасности переходили
к военным властям. Для обеспечения
бесперебойной работы предприятий в
военном режиме вводились чрезвычайные
меры регулирования военных объектов,
борьбы с эпидемиями, вводились чрезвычайные
меры регулирования трудовых отношений.
Им предоставлялось право регулировать
время работы учреждений и предприятий,
привлекать население и транспортные
средства для оборонных целей и охраны
народно-хозяйственных и военных
объектов.[6] Военные власти могли издавать
постановления, обязательные для
исполнения всего населения, а также для
местных органов власти и общественных
организаций. Позднее указами Президиума
Верховного Совета СССР военное положение
было введено в Грузинской ССР, в некоторых
городах Закавказья, по берегам Черного
и Каспийского морей, а также на всех
железных дорогах, на морском, речном и
воздушном транспорте. Введение военного
положения на транспорте приравнивало
его рабочих и служащих к военным и
повышало дисциплину труда, в том числе
и путем уголовной ответственности за
проступки и преступления.

В
целях обеспечения своевременного и
быстрого решения оперативных вопросов
в условиях военного времени 1 июля 1941
г. было принято Постановление «О
расширении прав народных комиссаров
СССР в условиях военного времени», в
котором наркоматам давалось право
распределять и перераспределять
материальные ресурсы, разрешать пуск
в эксплуатацию строящиеся предприятия
и их отдельные части, производить затраты
на восстановление разрушенных военными
действиями предприятий и жилищ.

В
деятельности Советов и их исполнительных
комитетов (исполкомов) на первый план
выходили вопросы, связанные с организацией
вооруженной защиты Отечества. Мобилизация
населения, снабжение Красной Армии
вооружением и обмундированием, создание
приемлемых условий для жизни и труда,
оставшихся в тылу людей – все эти
проблемы решались партийными и советскими
органами. Усилилось слияние их аппаратов.
Они совместно решали важнейшие вопросы
военной, мобилизационной и хозяйственной
жизни.

Деятельность
союзных наркоматов как органов управления
в связи с военным временем не сворачивалась,
а, наоборот, приобретала новые грани. 1
июля 1941 г. СНК СССР принял Постановление
«О расширении прав народных комиссаров
СССР в условиях военного времени».
Руководители наркоматов, а также
директора заводов, начальники строек
получали широкие полномочия в пределах
своей компетенции, что способствовало
повышению эффективности управления и
своевременному решению поставленных
перед ними задач.

В
июле 1941 года СНК принял Постановление
«О предоставлении Совнаркомам республик
и край(обл)исполкомам права переводить
рабочих и служащих на другую работу».
Это решение давало права местным властям
за отказ от перехода на другую работу
подвергать виновных судебной
ответственности как за самовольный
уход с работы.

При
Совнаркоме СССР возник ряд главков,
ведавших снабжением промышленности:
Главснабнефть, Главснабуголь, Главснаблес
и др. Создавались новые подразделения
и в наркоматах.

Нужды
войны требовали создания ряда новых
союзных наркоматов. Были образованы
наркоматы по отраслям промышленности,
производившим вооружение:

в
сентябре 1941 г. был создан и действовал
по октябрь 1945 г. Народный комиссариат
танковой промышленности СССР;

с
ноября 1941 г. по февраль 1946 г. работал
Народный комиссариат минометного
вооружения СССР, преобразованный из
Наркомата общего машиностроения.

В
августе 1941 г. было создано Главное
управление тыла Красной Армии,
возглавляемое заместителем наркома
обороны. Были созданы военные советы
фронтов, армий, флотов и флотилий. Их
возглавлял командующий — председатель
Военного Совета.

Также
в начале войны было создано Советское
информационное бюро (Совинформбюро).

В
годы войны происходит расширение прав
союзных республик. 1 февраля 1944 г. на
сессии Верховного Совета СССР был принят
закон «О создании войсковых формирований
союзных республик». В результате этого
постановления Верховные Советы союзных
республик учредили наркоматы обороны,
назначили наркомов и внесли в связи с
этим изменения в свои конституции. Таким
образом, общесоюзный Наркомат обороны
«в целях усиления оборонной мощи» СССР
был преобразован в союзно-республиканский.

Наряду
с централизацией управления в годы
войны проявилась и другая тенденция во
взаимоотношениях центральных властей
с республиками. В конце января – начале
февраля 1944 года состоялась сессия
Верховного Совета СССР, которая 1 февраля
1944 г. приняла Закон «О предоставлении
союзным республикам полномочий в области
внешних сношений и преобразовании в
связи с этим Народного комиссариата
иностранных дел из общесоюзного в
союзно-республиканский Народный
комиссариат». Этот закон был продиктован
стремлением советского руководства
занять более выгодную позицию в
послевоенном устройстве мира. Для этого
необходимо было включить союзные
республики в международную жизнь как
субъекты международного права. В связи
с этим законом федеративные республики
СССР могли вступать в непосредственные
связи с иностранными государствами и
заключать с ними соглашения.[7]

Произошли
изменения в области уголовного права.
Большая ответственность в годы войны
легла на карательные органы страны.

В
июле 1941 г. был воссоздан единый НКВД, в
апреле 1943 г. выделился самостоятельный
Наркомат госбезопасности, а Главное
управление военной контрразведки
(СМЕРШ) передано в состав Наркомата
обороны.

Указ
Президиума Верховного Совета СССР от
22 июня 1941 г. утвердил Положение о военных
трибуналах в местностях, объявленных
на военном положении и в районах военных
действий. Расширялись права военных
трибуналов. В связи с войной был изменен
процессуальный порядок рассмотрения
дел в военных трибуналах: жалобы и
протесты на приговоры трибуналов не
допускались. Приговоры приводились в
исполнение немедленно, о приговорах к
высшей мере наказания сообщалось
телеграммой председателю Военной
коллегии Верховного Суда СССР».

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В
ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В
стране сложилась чрезвычайная обстановка,
когда встал вопрос о самом существовании
Советского государства.

Все
изменения в системе управления не могли
решить задач военного времени. Поэтому
наряду с традиционными формами власти
и управления с началом войны были созданы
специальные чрезвычайные органы с
особыми полномочиями. Чрезвычайными
эти органы были потому, во-первых, что
их создание не было предусмотрено
Конституцией СССР; во-вторых, их полномочия
были выше, чем у конституционных органов
власти и управления. Уже в первые дни
войны стала видна недостаточность
предпринятых для отражения агрессии
мер.

Очевидной
становилась необходимость сосредоточения
всей полноты власти в одних руках, где
бы не было разделения на партийные,
государственные и военные органы, где
быстро и авторитетно решались бы любые
вопросы управления. Таким органом и
стал Государственный Комитет Обороны
(ГКО), созданный совместным постановлением
Президиума Верховного Совета СССР, ЦК
ВКП(б) и СНК СССР 30 июня 1941 г. Первоначально
в состав ГКО вошли 5 человек, а затем был
расширен до 9 человек, а к окончанию
войны сократился до 8. Возглавил ГКО
Сталин.

17
сентября 1941 г. ГКО издал постановление
«О всеобщем обязательном обучении
военному делу граждан СССР», по которому
с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное
военное обучение всех граждан СССР
мужского пола от 16 до 50 лет. Организация
этого обучения была возложена на Наркомат
обороны и его органы на местах. В составе
Наркомата обороны было образовано
Управление всеобщего военного обучения
(Всеобуч).

Через
наркоматы ГКО руководил работой
государственных учреждений и ведомств,
а через Ставку Верховного Главнокомандования
осуществлял руководство вооруженной
борьбой с захватчиками. Упразднен был
ГКО Указом Президиума Верховного Совета
СССР 4 сентября 1945 г. ГКО обладал
неограниченными полномочиями. Его
состав свидетельствовал, что в нем
собраны наиболее дееспособные и
авторитетные люди из высших партийных
и государственных органов, наделенных
легитимными властными полномочиями.
Несмотря на малочисленность ГКО, условия
военного времени не позволяли ему
собираться регулярно и в полном составе.
Решения принимались председателем или
заместителем по согласованию с другими
членами ГКО.

Постановления
Государственного Комитета Обороны
имели силу законов военного времени.
Все организации – партийные, советские,
хозяйственные, общественные – обязаны
были неукоснительно выполнять любые
постановления и распоряжения ГКО.
Комитет обходился небольшим собственным
аппаратом управления. Руководство он
осуществлял через партийные и советские
структуры власти. В республиках, краях
и областях, а также в военных, промышленных
наркоматах были учреждены должности
уполномоченных ГКО.

В
прифронтовых местностях решением ГКО
создавались областные и городские
комитеты обороны, которые объединяли
партийную, советскую и военную власть
в регионе. Их деятельность была подчинена
интересам обороны. Они руководили
созданием народного ополчения,
строительством оборонительных сооружений,
ремонтом боевой техники, вели
общественно-воспитательную работу,
налаживали мирную жизнь в освобожденных
от оккупантов районах.

Государственный
Комитет Обороны создавал вспомогательные
органы для усиления контроля за отдельными
отраслями промышленности оборонного
комплекса. В июле 1942 года на совместном
заседании Политбюро и ГКО был образован
Транспортный комитет. Этот комитет стал
единым органом управления всеми видами
транспорта. Он мобилизовал ресурсы
железнодорожников, водников, авиаторов
страны, обеспечивал взаимодействие
всех звеньев транспортной системы. В
состав Транспортного комитета входили
наркомы путей сообщения, морского и
речного флота, представители Наркомата
обороны. В декабре 1942 года было создано
Оперативное бюро ГКО. Этот орган наблюдал
за работой промышленных и транспортных
наркоматов, составлял месячные и
квартальные планы производства важнейших
отраслей промышленности, следил за
своевременным снабжением их металлами,
углем, нефтью, электроэнергией. Оперативное
бюро взяло на себя и функции упраздненного
Транспортного комитета.

Претерпели
изменения в годы Великой Отечественной
войны и Вооруженные Силы СССР. Для
руководства военными действиями на
следующий день после начала Великой
Отечественной войны Постановлением
СНК и ЦК ВКП(б) была создана Ставка
Главного Командования. 10 июля 1941 г. она
была преобразована в Ставку Верховного
Главнокомандования. Ставка должна была
осуществлять стратегическое руководство
вооруженными силами страны. Возглавил
этот орган и был назначен Главнокомандующим
Вооруженными Силами СССР Сталин.[9]

24
июня 1941 г. Постановлением СНК СССР ЦК
ВКП(б) был образован Совет по эвакуации.
Совет работал в тесном контакте с
наркоматами, при которых были созданы
отделы по эвакуации. В июне 1941 года ЦК
ВКП(б) и СНК СССР определили порядок
вывоза и размещения людских контингентов
и наиболее ценного имущества. В сентябре
при Совете по эвакуации было создано
Управление по эвакуации населения.
Наряду с Советом по эвакуации в октябре
– декабре 1941 г. действовал также Комитет
по эвакуации. Комитет руководил эвакуацией
оборудования, запасов сырья и
продовольствия. Размещение эвакуированных
предприятий и организаций проводилось
совместно с органами власти и управления
на местах. Наряду с Советом и Комитетом
по эвакуации 22 июня 1942 г. Постановлением
ГКО была создана Комиссия по эвакуации.
Комиссия действовала по осень 1942 года.
Также были созданы и действовали такие
чрезвычайные органы управления как
Комитет по продовольственному и вещевому
снабжению и Комитет по разгрузке
транспортных грузов.

На
первом этапе войны в силу недостаточной
подготовленности страны к активной
обороне многие районы СССР оказались
оккупированными фашистскими войсками.
Несмотря на жесточайшие репрессии,
фашистам не удалось полностью парализовать
и ликвидировать советскую систему
управления на захваченной территории.
В зоне немецкой оккупации продолжали
действовать или создавались вновь
партийные и советские органы. Они
опирались на подпольное движение и
партизанские формирования.

Партизанское
движение зародилось вскоре после
оккупации части советской территории.
Однако широкий и организованный размах
оно получило после того, как было
организовано надлежащее управление
партизанскими отрядами и формированиями.
30 мая 1942 г. ГКО принял Постановление «О
создании при Ставке Верховного Главного
Командования Центрального штаба
партизанского движения». В республиках,
краях и областях были созданы
соответствующие штабы, руководившие
партизанским движением. При Военных
советах фронтов также создавались
партизанские штабы. В тылу немецко-фашистских
войск создавались партизанские края,
зоны, где восстанавливались органы
советской власти, колхозы, предприятия
местной промышленности, медицинские,
культурно-бытовые и другие учреждения.

Чрезвычайные
органы власти и управления создавались
и для решения конкретных, возникших в
связи с войной задач. Условия военного
времени продиктовали создание новых
органов управления.

2
ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета
СССР образовал Чрезвычайную государственную
комиссию по установлению и расследованию
злодеяний, совершенных немецко-фашистскими
захватчиками, и определению нанесенного
ими ущерба гражданам, колхозам,
государственным учреждениям СССР. На
эту комиссию был возложен сбор
документальных данных о злодеяниях, их
проверка, подготовка материалов об
ущербе, причиненном советским гражданам
в период оккупации. Аналогичные комиссии
были созданы в республиках, краях,
областях, городах.

Создание
чрезвычайных органов управления не
снимало ответственности с традиционных
звеньев руководства. От них требовались
не только исполнительность, но и
инициативность и полная отдача сил.
Органы государственного управления,
как и вся страна, работали в режиме
чрезвычайного положения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В сложное военное время вся власть в СССР была сосредоточена в руках трех основных структур, осуществлявших руководство всех сфер деятельности государства. Это были Государственный Комитет обороны, Генеральный штаб и Ставка Верховного Главнокомандования. Стоит помнить, что в военные годы вся мощь государства была направлена не на развитие экономики, а на ведение военных действий и наращивание военного потенциала, а потому и функции, возложенные на эти органы власти, были соответствующими.

Государственный Комитет обороны, созданный в 1941 году, спустя всего несколько дней после начала войны, стал главной управленческой структурой в годы Отечественной войны. На ГКО была возложена ответственность за управление в военной, политической и хозяйственной сферах деятельности страны.

Ставка Верховного Главнокомандования пришла на смену основному управленческому органу армии – Главному Военному Совету. В связи с начавшимися военными действиями руководством страны было принято решение о немедленном переформировании руководством Вооруженных Сил. Основной обязанностью Ставки ВГК было стратегическое планирование военных действий и верховное управление Вооруженными Силами СССР.

В отличие от прочих органов управления, Генеральный штаб существовал как руководящая армейская структура еще с 1918 года. Генштаб стал органом Ставки Верховного Главнокомандования и осуществлял прямое управление Вооруженными Силами Советского Союза, отвечая за ведение военных действий на фронтах.

Государственный Комитет Обороны

Генеральный штаб

Ставка Верховного Главнокомандования

Чрезвычайный орган, наделённый высшей исполнительной и законодательной властью на время войны

Военный  орган,  осуществлявший детальную разработку военных операций в годы войны

Военный орган, осуществлявший стратегическое планирование и координацию действий фронтов

30 июня 1941 г.

23 июня 1941 г.

Ставка Главного Главнокомандования

Сосредоточилась вся полнота государственной, военной и партийной власти.

Чрезвычайный орган, осуществлявший стратегическое руководство вооруженными силами.

Начальник – Г.К.Жуков

В состав вошли:

С. К. Тимошенко

Г. К. Жуков

И. В. Сталин

В. М. Молотов

К. Е. Ворошилов

С. М. Буденный

Н. Г. Кузнецов

   

10 июля преобразована в СВГ.

Председатель — И.В.Сталин

За время войны ни разу не собиралась в полном составе.

   

В августе 1941 г. ставка Верховного Главнокомандования издала приказ №270: главный его пункт касался

1. объявления  советских  военнопленных  изменниками  Родины  и введения жестких санкций против членов их семей,

2. введения трудовой мобилизации населения.

3. формирования штрафных батальонов.

Чрезвычайные органы государственной власти и управления в годы Великой отечественной войны 1941 — 1945 гг.

В годы Великой Отечественной войны в СССР существовал ряд чрезвычайных органов, а высшим из них стал Государственный комитет обороны. Наркоматы обороны и ВМФ были выведены из состава правительства и переподчинены ставке главнокомандования.

88

Государственный Комитет Обороны СССР
ГКО, ГКО СССР
Red Army badge.gif
Эмблема ВС
Годы существования

30 июня 1941 года — 4 сентября 1945 года

Страна

Флаг СССР СССР

Входит в

СССР

Участие в

Великой Отечественной войне

Государственный Комитет Обороны (сокращённо ГКО) — созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР. Необходимость создания была очевидна, т.к. в военное время требовалось сосредоточить всю власть в стране и исполнительную и законодательную в одном органе управления. Сталин и Политбюро фактически возглавляли государство и принимали все решения. Однако принятые решения формально исходили от Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б), СНК СССР и т.п. Чтобы устранить подобный метод руководства, допустимый в мирное время, но не отвечающий требованиям военного положения страны, и было принято решение о создании ГКО, куда вошли некоторые члены Политбюро, секретари ЦК ВКП (б) и сам Сталин, как председатель СНК СССР.

Содержание

  • 1 Образование ГКО
  • 2 Состав ГКО
  • 3 Постановления ГКО
  • 4 Структура ГКО
  • 5 Функции ГКО
  • 6 Расформирование ГКО
  • 7 Дополнительная информация в Викитеке
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Литература

Образование ГКО

ГКО был образован 30 июня 1941 совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б). Необходимость создания ГКО, как высшего органа руководства, мотивировалась тяжелым положением на фронте, требовавшим, чтобы руководство страной было централизовано в максимальной степени. В упомянутом постановлении говорится, что все распоряжения ГКО должны беспрекословно выполняться гражданами и любыми органами власти.

Идея создания ГКО была выдвинута Л. П. Берией на совещании в кабинете Молотова в Кремле, на котором присутствовали также Маленков, Ворошилов, Микоян и Вознесенский.[нужна атрибуция мнения] Во главе ГКО решено было поставить Сталина, ввиду его неоспоримого авторитета в стране.[нужна атрибуция мнения] Приняв это решение, шестёрка во второй половине дня (после 4 часов) направилась на Ближнюю дачу, где проинформировала Сталина о созданном органе управления государством и предложило ему стать председателем ГКО, на что Сталин дал свое согласие. Там же на месте были распределены полномочия между членами ГКО.[нужна атрибуция мнения][1]. [2][3][4][5][6][7]. (подробно см.: Сталин 29—30 июня 1941).

Состав ГКО

Первоначально (на основании совместного Постановления Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941, см. ниже) состав ГКО был следующим:

  • Председатель ГКО — И. В. Сталин.
  • Заместитель председателя ГКО — В. М. Молотов.

Члены ГКО:

  • Л. П. Берия (с 16 мая 1944 — заместитель председателя ГКО).
  • К. Е. Ворошилов.
  • Г. М. Маленков.

Далее состав ГКО трижды подвергался изменениям (изменения были законодательно оформлены постановлениями Президиума Верховного Совета):

  • 3 февраля 1942 членами ГКО стали Н. А. Вознесенский (в то время Председатель Госплана СССР) и А. И. Микоян[8];
  • 20 февраля 1942 в состав ГКО был введён Л. М. Каганович;
  • 22 ноября 1944 новым членом ГКО стал Н. А. Булганин, а К. Е. Ворошилов был выведен из состава ГКО.

Постановления ГКО

Первое постановление ГКО («Об организации производства средних танков Т-34 на заводе «Красное Сормово»») было выпущено 1 июля 1941, последнее (№ 9971 «Об оплате остатков нескомплектованных элементов боеприпасов, принятых от промышленности и находящихся на базах НКО СССР и НКВМФ») — 4 сентября 1945. Нумерация постановлений сохранялась сквозная.

Из принятых ГКО за время своей работы 9 971 постановления и распоряжение в настоящее время остаются засекреченными 98 документов полностью и ещё три частично (они касаются в основном производства химического оружия и атомной проблемы [2]).

Бо́льшая часть постановлений ГКО была подписана его председателем, Сталиным, некоторая часть также заместителем Молотовым и членами ГКО Микояном и Берией.

Собственного аппарата у ГКО не было, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, а делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).

Подавляющая часть постановлений ГКО имела гриф «Секретно», «Совершенно секретно» или «Совершенно секретно/особой важности» (обозначение «с», «сс» и «сс/ов» после номера), но некоторые постановления были открытыми и публиковались в печати (примером такого постановления является Постановление ГКО № 813 от 19.10.41 о введении в Москве осадного положения).

Абсолютное большинство постановлений ГКО касалось тем, связанных с войной:

  • эвакуации населения и промышленности (в первый период Великой Отечественной);
  • мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов;
  • обращения с трофейным оружием и боеприпасами;
  • изучения и вывоза в СССР захваченных образцов техники, промышленного оборудования, репарациями (на заключительном этапе войны);
  • организации боевых действий, распределения вооружений и прочее;
  • назначения уполномоченных ГКО;
  • о начале «работ по урану» (создании ядерного оружия);
  • структурных изменений в самом ГКО.

Структура ГКО

В состав ГКО входило несколько структурных подразделений. За период существования структура Комитета неоднократно менялась, с целью максимальной эффективности управления и приспособления к текущим условиям.

Наиболее важным подразделением было Оперативное бюро, созданное 8 декабря 1942 постановлением ГКО № 2615с. В состав бюро входили Л.П. Берия, Г. М. Маленков, А. И. Микоян и В. М. Молотов. Фактическим руководителем Оперативного бюро был Берия.[источник не указан 379 дней] В задачи этого подразделения первоначально входили контроль и наблюдение за текущей работой всех наркоматов оборонной промышленности, наркоматов путей сообщения, чёрной и цветной металлургии, электростанций, нефтяной, угольной и химической промышленности, а также за делом составления и исполнения планов производства и снабжения указанных отраслей промышленности и транспорта всем необходимым.[9] 19 мая 1944 было принято Постановление № 5931, которым функции бюро были значительно расширены — теперь в его задачи входили наблюдение и контроль за работой народных комиссариатов оборонной промышленности, транспорта, металлургии, наркоматов важнейших областей промышленности и электростанций; также Оперативное бюро с этого момента отвечало за снабжение армии, наконец, на него были возложены обязанности упразднённого решением Транспортного комитета.

Другими важными подразделениями ГКО были:

  • Трофейная комиссия (создана в декабре 1941, а 5 апреля 1943 Постановлением № 3123сс преобразована в Трофейный комитет);
  • Специальный комитет — создан 20 августа 1945 (Постановление ГКО № 9887сс/оп). Занимался вопросами разработки ядерного оружия.
  • Особый комитет (занимался вопросами репараций).
  • Комитет по эвакуации (создан 25 июня 1941 Постановлением ГКО № 834, расформирован 25 декабря 1941 Постановлением ГКО № 1066сс). С 26 сентября 1941 Постановлением ГКО № 715с при этом комитете было организовано Управление по эвакуации населения.
  • Комитет по разгрузке железных дорог — образован 25 декабря 1941 Постановлением ГКО № 1066сс, 14 сентября 1942 Постановлением ГКО № 1279 он был преобразован в Транспортный комитет при ГКО, существовавший до 19 мая 1944, после чего, Постановлением ГКО № 5931 Транспортный комитет был упразднён, а его функции переданы Оперативному бюро ГКО;
  • Комиссия по эвакуации — (образована 22 июня 1942 Постановленем ГКО № 1922);
  • Совет по радиолокации — создан 4 июля 1943 Постановлением ГКО № 3686сс в составе: Маленков (председатель), Архипов, Берг, Голованов, Горохов, Данилов, Кабанов, Кобзарев, Стогов, Терентьев, Учер, Шахурин, Щукин.
  • Группа постоянных уполномоченных ГКО и постоянные комиссии ГКО при фронтах.

Функции ГКО

Государственный Комитет Обороны руководил всеми военными и хозяйственными вопросами в период войны. Руководство боевыми действиями осуществлялось через Ставку.

Расформирование ГКО

Государственный Комитет Обороны расформирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945.

Дополнительная информация в Викитеке

  • Постановление ГКО от 30 мая 1942 года № 1837сс «Вопросы партизанского движения»

См. также

  • Совет Труда и Обороны
  • Городской комитет обороны

Примечания

  1. Р. А. Медведев. И. В. Сталин в первые дни Великой Отечественной войны. Новая и новейшая история, № 2, 2002
  2. Константин Плешаков. Ошибка Сталина. Первые 10 дней войны. Пер. с англ. А. К. Ефремова. М., «Эксмо», 2006 ISBN 5-699-11788-1 стр. 293—304
  3. Гусляров Е. (ред.) Сталин в жизни. М., Олма-Пресс, 2003 ISBN 5-94850-034-9
  4. 1941 год. Документы. в 2 тт. М., Демократия, 1998 с.498 ISBN 5-89511-003-7
  5. Куманев Г.Рядом со Сталиным. Смоленск, Русич, 2001, стр. 31-34. ISBN 5-8138-0191-X
  6. Хрущев Н. С. Воспоминания. Время, люди, власть. В 3 тт. М., Московские новости, 1999. Т.1., стр. 301
  7. Жовер В. Секреты жизни и смерти Сталина. — ‘Le Nouvel Observateur’: 2006-06-28. (Интервью с английским историком Саймоном Сибегом Монтефиоре [1])
  8. Научная конференция «Н.А.Вознесенский: его эпоха и современность». Архивы России
  9. Постановление ГКО № 2615с от 8.12.42

Ссылки

  • Сведения о рассекречивании
  • Бюллетень рассекреченных документов федеральных государственных архивов Выпуск 6
  • Перечень документов Государственного Комитета Обороны СССР (1941-1945 годы)
  • Постановления ГКО на сайте Солдат.ru

Литература

Горьков Ю.А. «Государственный Комитет Обороны постановляет (1941—1945)», М.: Олма-Пресс, 2002. — 575 с. ISBN 5-224-03313-6

Система государственного управления в годы великой отечественной войны

В июне 1941 г. (через неделю после начала войны) Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) издали постановление о создании высшего чрезвычайного органа — Государственного Комитета Обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Все организации и лица были обязаны выполнять его распоряжения. ГКО действовал через существующие государственные, партийные и общественные органы, специальные комитеты и комиссии и своих уполномоченных (в союзных и автономных республиках). Местные комитеты обороны создавались в некоторых областных и городских центрах. В их состав входили представители советских, партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования. Органы ГКО действовали параллельно, одновременно и через посредство конституционных органов власти и управления.

Летом 1941 г. началась эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Для этой работы был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Оба органа функционировали до конца декабря 1941 г., когда вместо них при СНК СССР было создано Управление по делам эвакуации, а при СНК республик и обл(край)советах — отделы эвакуации, на железных дорогах — эвакуационные пункты.

В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных противником территориях. Организаторами движения на местах стали партийные органы, диверсионные военные группы и органы НКВД. К концу 1941 г. стали создаваться штабы и отделы партизанского движения при политуправлениях фронтов. В мае 1942 г. при Ставке главнокомандующего образовался Центральный штаб партизанского движения, в сентябре — Особое Главное командование партизанского движения.

В начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Были образованы местные комиссии в республиках, краях, областях и городах. В своей работе комиссии использовали результаты деятельности военных трибуналов.

В начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых наркоматов: в сентябре 1941 г. — Наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 г. — Наркомат минометного вооружения. Была проведена перестройка структуры и работы Наркомата путей сообщения, Наркомата связи.

Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. созданы Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, а при областных и краевых исполкомах — бюро по учету и распределению рабочей силы. В 1942 г. при СНК СССР создано Главное управление по снабжению углем, в 1943 г. — Главные управления по снабжению нефтью, лесом, искусственным топливом и газом.

Уже в начале июля 1941 г. правительство приняло постановление, значительно расширявшее права народных комиссариатов в условиях военного времени. Им предоставлялось право распределять и перераспределять материальные ресурсы между предприятиями, разрешать директорам предприятий и начальникам строек выдавать из своих ресурсов другим предприятиям необходимые материалы, перераспределять капиталовложения по строительству, отступать от утвержденных проектов и смет строительства, разрешать пуск в эксплуатацию строящихся предприятий и т.п.

Военное строительство в годы войны проходило особенно интенсивно. В первый день войны была объявлена мобилизация 14 возрастов (от 19 до 55 лет).

С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в армии действовал институт военных комиссаров и политруков (на уровне роты). С осени 1942 г. он заменялся институтом заместителей командиров по политчасти, продолжавших осуществлять идеологические контроль и воспитание.

Высшее военное руководство стала осуществлять Ставка Верховного Главного командования, в которую входили члены Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Органами Ставки были Генеральный штаб Красной армии, управления наркоматов обороны и флота, командование фронтов. В пределах фронтов создавались соединения, оперативные объединения и корпуса.

Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы, отделения.

В 1942 г. издан Боевой устав пехоты. С июля 1943 г. вводилось деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет, были введены новые знаки различия.

Особая система военной юстиции регламентировалась июльским (1941) Указом О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий.  Трибуналы образовались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах на железных дорогах и в речных (морских) бассейнах. Надзорными инстанциями для этих трибуналов служили военная, военно-железнодорожная, военная водно-транспортная коллегии Верховного суда СССР и Пленум Верховного суда СССР. Наркомюст осуществлял организационную работу, соответствующие специальные прокуратуры — общий надзор и поддержание обвинения. Часть территориальных судов и прокуратур (в местностях, объявленных на осадном положении) также преобразовывалась в военные.

До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения дел были предельно коротки; приговоры трибуналов не подлежали кассационному обжалованию (пересматривались только в порядке надзора); дела слушались в закрытом процессе.

Командующие армиями и округами, военные советы могли приостанавливать исполнение смертных приговоров, остальные приговоры исполнялись немедленно после вынесения. Трибуналы обладали широкой подсудностью, рассматривая все наиболее опасные деяния вплоть до спекуляции и хулиганства. Военные власти сами определяли подсудность конкретного дела — общим судам или трибуналам. В местностях, объявленных на осадном положении, к  провокаторам, шпионам и прочим агентам врага, призывающим к нарушению порядка, расстрел применялся без судебного разбирательства.

В годы войны власти осуществили две важные меры, направленные на укрепление национального единства в стране, отказавшись при этом от некоторых идеологических постулатов.

В мае 1943 г. было заявлено об упразднении Коминтерна. Аргументы, приводимые в заявлении, сводились к следующему: в обстановке войны перед каждой национальной компартией стоят разные задачи. В битве с фашизмом каждая, компартия может лучше всего действовать в рамках своего государства, отпала необходимость существования единого центра коммунистического движения.

Вторым важнейшим мероприятием было восстановление руководящих церковных органов в сентябре 1943 г.: был созван Собор, избравший Патриарха (место которого пустовало с 1925 г.), образован Синод. Одновременно создавался государственный орган, призванный сотрудничать с Церковью — Совет по делам православной церкви. Был преодолен церковный раскол, искусственно созданный в 20-е г

Предыдущие статьи:

  • Изменения в советском праве в годы великой отечественной войны.
  • Конституция 1936 года.
  • Кодификация 20-х годов. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года
  • Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.
  • Коллективизация сельского хозяйства
Следующие статьи:

  • Советское право в послевоенные годы (1945-53).
  • Реформирование органов управления промышленностью (50-е-начало 60гг.)
  • Советская кодификация (1958-64)
  • Распад СССР: причины и последствия.
  • Конституция РФ 1993 г.

Государственный Комитет Обороны

30.06.2022

ГКО.jpg

Государственный комитет обороны (ГКО) был создан 30 июня 1941 года. Он был образован совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП (б). Необходимость создания ГКО, как высшего органа руководства, мотивировалась тяжелым положением на фронте, что требовало, чтобы руководство страной было централизовано в максимальной степени. В упомянутом постановлении говорится, что все распоряжения ГКО должны беспрекословно выполняться гражданами и любыми органами власти.

СОСТАВ ГКО

На основании совместного постановления Президиума Верховного Совета СССР, Совнаркома и ЦК ВКП (б) от 30 июня 1941 был создан следующий состав ГКО:

Председатель ГКО — И.В.Сталин.

Заместитель председателя ГКО — В.М.Молотов.

Члены ГКО:

— Л.П.Берия (с 16 мая 1944 — заместитель председателя ГКО).

— К.Е.Ворошилов.

— Г.М.Маленков.

Далее состав ГКО трижды подвергался изменениям (изменения были законодательно оформлены постановлениями Президиума Верховного Совета):

3 февраля 1942 членами ГКО стали Н. А. Вознесенский (в то время председатель Госплана СССР) и А. И. Микоян;

20 февраля 1942 в состав ГКО был введен Л. М. Каганович;

22 ноября 1944 новым членом ГКО стал М. А. Булганин, а К. Е. Ворошилов был выведен из состава ГКО.

РОЛЬ ГКО

Государственный Комитет Обороны руководил деятельностью всех государственных учреждений и ведомств, направлял их усилия на всестороннее использование материальных, духовных и военных возможностей страны для достижения победы над врагом, решал вопросы перевода экономики страны на обеспечение нужд войны, мобилизации человеческих ресурсов страны для нужд фронта и народного хозяйства, подготовки резервов и кадров для Вооруженных Сил и промышленности, эвакуации промышленности из угрожаемых районов, перевода промышленных предприятий в освобожденные Красной Армией районы и восстановления разрушенного войной народного хозяйства в западных областях страны, устанавливал объемы и сроки поставок промышленностью военной продукции и другие.

Каждый член ГКО отвечал за определенный круг вопросов. Постановления ГКО имели силу законов военного времени. Все советские, государственные, партийные, военные, хозяйственные и профсоюзные органы были обязаны беспрекословно выполнять решения и распоряжения ГКО.

Как высший орган государственного управления, ГКО ставил перед Верховным Главнокомандованием и в целом перед Вооруженными Силами СССР военно-политические задачи, совершенствовал структуру Вооруженных Сил, расставлял руководящие кадры, определял общий характер использования Вооруженных Сил в войне. Большое внимание ГКО уделял руководству борьбой советского народа в тылу врага. В своей деятельности ГКО опирался на аппарат РНК, уполномоченных ГКО на местах, которым, как правило, были секретари партийных комитетов крупных промышленных краев и областей, местные городские комитеты обороны, партийные и государственные органы.

Народный комиссариат обороны и его управления были рабочими органами ГКО по военным вопросам, непосредственными организаторами и исполнителями его решений. Высшим исполнительным органом ГКО по оперативно-стратегическому руководству вооруженной борьбой была Ставка Верховного Главнокомандования.

После окончания Великой Отечественной войны решением Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945 ГКО был расформирован.

СТРУКТУРА ГКО

В состав ГКО входило несколько структурных подразделений. За период существования структура Комитета неоднократно менялась, с целью максимальной эффективности управления и приспособления к текущим условиям.

Наиболее важным подразделением было Оперативное бюро, созданное 8 декабря 1942 постановлением ГКО № 2615с. В состав бюро входили Л.П.Берия, Г.М. Маленков, А.И.Микоян и В.М.Молотов. Фактическим руководителем Оперативного бюро был Берия.

В задачи этого подразделения первоначально входила координация и объединение действий остальных структурных подразделений. 19 мая 1944 было принято Постановление № 5931, которым функции бюро были значительно расширены — теперь в его задачи входили также наблюдение и контроль за работой народных комиссариатов оборонной промышленности, транспорта, металлургии, наркоматов важнейших областей промышленности и электростанций; также Оперативное бюро с этого момента отвечало за поставки армии, наконец, на него были возложены обязанности упраздненного решением Транспортного комитета.

Другими важными подразделениями ГКО были:

— Трофейная комиссия (создана в декабре 1941, а 5 апреля 1943 Постановлением № 3123сс преобразована в Трофейный комитет);

— Специальный комитет (занимался вопросами разработки ядерного оружия).

— Особый комитет (занимался вопросами репараций).

— Комитет по эвакуации (создан 25 июня 1941 Постановлением ГКО № 834, расформирован 25 декабря 1941 Постановлением ГКО № 1066сс). С 26 сентября 1941 Постановлением ГКО № 715с при этом комитете было организовано Управление по эвакуации населения.

— Комитет по разгрузке дорог — образован 25 декабря 1941 Постановлением ГКО № 1066сс, 14 сентября 1942 Постановлением ГКО № 1279 он был преобразован в Транспортный комитет при ГКО, который существовал до 19 мая 1944, после чего, Постановлением ГКО № 5931 Транспортный комитет был упразднен, а его функции переданы Оперативному бюро ГКО;

— Комиссия по эвакуации — (образована 22 июня 1942 Постановлением ГКО № 1922);

— Совет по радиолокации — создан 4 июля 1943 Постановлением ГКО № 3686сс в составе: Маленков (председатель), Архипов, Берг, Голованов, Горохов, Данилов, Кабанов, Кобзарев, Стогов, Терентьев, Учер, Шахурин, Щукин.

— Группа постоянных уполномоченных ГКО и постоянные комиссии ГКО при фронтах.

ГКО..jpg

РАДОНИЦА

РАДОНИЦА

Во вторник второй недели по Пасхе православная церковь отмечает Радоницу — день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Праздник Радоница вмещает в себя Пасхальное торжество в прил…

Уверение апостола Фомы. Антипасха

Уверение апостола Фомы. Антипасха

По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: «Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, …

ПОСЛАНИЕ «500-ЫМ»

ПОСЛАНИЕ «500-ЫМ»

Каждому верноподданному Государства Российского, вне зависимости от пола и положения, в своей жизни приходится лично участвовать в двух войнах. Первая самая трудная, это война с самим собой — со своими…

И.В.СТАЛИН И ЦЕРКОВЬ...

И.В.СТАЛИН И ЦЕРКОВЬ…

Иосиф Сталин и небольшая группа его единомышленников каким-то чудом смогли собрать из обломков Российской империи могучее государство, освободившее Европу от фашистской оккупации. При всем этом, в истории…

Дипломатический триумф Сталина

Дипломатический триумф Сталина

20 апреля 2016 года состоялась беседа с последним Министром обороны СССР Дмитрием Тимофеевичем Язовым о Великом Человеке — Иосифе Виссарионовиче Сталине: «Поднять страну от сохи, разбить самую сильную…

«СМЕРШ» - ТРИ ГОДА ПОДВИГА

«СМЕРШ» — ТРИ ГОДА ПОДВИГА

19 апреля 1943 года была создана легендарная советская военная контрразведка «СМЕРШ». На полях невидимых сражений «тайной войны» эта короткая аббревиатура из пяти букв наводила ужас на врагов. «СМЕРШ»…

«Коворк  научит Фандрайзу»

«Коворк научит Фандрайзу»

Московская «Сеть коворкинг-центров НКО» (америк. co-working —  совместная работа) продолжает нас «радовать» уничтожением Русского языка и насаждением американских грантовых методик д…

СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА

СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА

Светлая седмица – первые семь дней празднования Святой Пасхи. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов. …

Героями не рождаются - героями становятся

Героями не рождаются — героями становятся

16 апреля 1934 года, постановлением ЦИК СССР было учреждено звание Героя Советского Союза. Оно стало высшей степенью отличия для граждан страны. Звание присваивалось за личные или коллективные заслуги…

Христос Воскресе!

Христос Воскресе!

Христос Воскресе! Поздравляем всех православных христиан со светлым Христовым Воскресением, праздником Пасхи Господней! Сегодня наши сердца исполнены радостью и самыми добрыми чувствами. Господь …

Войскам РЭБ России - 119 лет

Войскам РЭБ России — 119 лет

История становления войск РЭБ в Российской армии берет свое начало с 15 апреля 1904 г. Тогда впервые в ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг. с помощью имеющихся радиосредств была нарушена система с…

Великая Суббота страстной седмицы Великого Поста

Великая Суббота страстной седмицы Великого Поста

Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридевен. В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во …

Великий Пяток страстной седмицы Великого Поста

Великий Пяток страстной седмицы Великого Поста

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои …

Самозарядная винтовка Токарева СВТ-40

Самозарядная винтовка Токарева СВТ-40

13 апреля 1940 года Комитет обороны при СНК СССР принял на вооружение самозарядную винтовку Токарева СВТ-40. С 1 июля начато ее изготовление и до конца месяца произведено 3416 шт., в августе — 8100 шт…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Hp laserjet p1102 инструкция по разборке
  • Руководство по проверке отдела кадров
  • Дезитабс инструкция по применению в детских садах по санпину
  • Приставка для цифрового телевидения люмакс инструкция
  • Кардиопассит инструкция по применению отзывы кардиопасит настойка