Организация работы педагогических работников по классному руководству

Контактная информация:

 347023, Белокалитвинский район, п. Горняцкий, ул.Мира,18

 Руководитель: Лобачева Елена Юрьевна

 Телефон: 8 (86383) 56-1-42

 E-mail: shkola9bka@yandex.ru

Режим работы:

 понедельник-четверг: с 9:00 до 18:00

 пятница: с 9:00 до 17:00

 перерыв: 13:00 до 13:48

Яндекс.Метрика

«Педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» — такой формулировкой награждается в документах человек, которого дети называют просто: «Наша классная!». Разберемся, зачем нужен такой учитель, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность

Классный руководитель — кто он и зачем нужен

Заполнять журнал? Он же может быть электронным. Информировать родителей? Рассылку может делать администрация школы. Разбирать внутренние конфликты в классе? Возложим на школьного психолога и педсовет. Организовывать поход или поздравление именинников? Пусть поработает родительский комитет. Но не все так просто…

У классного руководителя есть миссия. Он отвечает сразу за несколько важных моментов:

  • за атмосферу и условия, в которых ребенок сможет развиваться и полюбит учиться;
  • за создание из разношерстной группы детей уникального микросоциума — дружного класса;
  • за налаженную и продуктивную коммуникацию ученика, родителя и педагогического коллектива во имя общей цели — воспитания здорового образованного человека с активной жизненной и социальной позицией и высоким уровнем духовно-нравственного развития.

В младших классах эту работу поручают ведущему учителю. В средних и старших —учебно-воспитательный процесс организует один из преподавателей-предметников этого класса. Существует практика и освобожденных от преподавания классных руководителей — воспитателей. Такой вариант применяется, когда класс или школа имеют специальное направление, к примеру коррекционное.

Руководство детским коллективом педагог добровольно берет на себя на условиях дополнительной оплаты и корректного юридического оформления: нужно составить письменное согласие работника и дополнительное соглашение к трудовому договору. Классное руководство можно взять не более чем над двумя классами.

В помощь будут устав образовательного учреждения, коллективный договор и положение о классном руководстве, существующие в учебном учреждении на правах локальных нормативных актов.

  • Должностная инструкция должна быть составлена конкретно под классное руководство, потому что это полноценный вид педагогической деятельности — объемная работа, требующая от педагога максимальной включенности, временных затрат и душевных сил.

Цели, задачи и функции классного руководителя

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.

Мы собрали нормативную базу, которая регулирует работу классных руководителей. Вы найдете ее в конце статьи.

В конце статьи есть шпаргалка

На педагога возложено несколько групп функций:

  • педагогические — воспитание, помощь в саморазвитии и пр.;
  • социально-гуманитарные — социальная защита ребенка, его социализация в коллективе и пр.

Функциональная особенность этого педагога в том, что цели и задачи воспитательного характера он решает в отношении не только отдельного ученика, но и всего класса как единого коллектива.

Среди приоритетных задач первая и актуальная — создать комфортную, дружескую атмосферу среди детей. Чтобы достичь этого, учитель гуманизирует межличностные отношения в коллективе, помогает формировать навыки общения с ровесниками и взрослыми с опорой на принципы взаимного уважения, не допускает любые виды и формы проявления жестокости и травли.

Обязанности классного руководителя

Обязанности, которые должен выполнять каждый педагог, перечислены в ст. 48 Закона № 273-ФЗ. А в методических рекомендациях из Письма Министерства просвещения РФ № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 описаны инвариантная (обязательная) и вариативная части деятельности.

Неизменная часть содержит шесть блоков:

  1. Обязанности по отношению к обучающемуся — это помощь в учебе, адаптация в коллективе, организация таких видов деятельности, в которых ребенок сможет проявить себя: волонтерство, творческие, научные коллективы. Классный руководитель может помочь ученику с мотивацией к учебе и саморазвитию и просто обязан поддержать ребенка, если его семья оказалась в трудной жизненной ситуации.
  2. В классном коллективе учитель формирует благоприятную психологическую атмосферу, прививает детям навыки общения в полиэтнической и поликультурной среде, а также ценность достижений в учебной, творческой, спортивной коллективной деятельности. Педагог по мере возможностей должен корректировать деструктивные отношения в детском коллективе.
  3. Работая с родителями или законными представителями ученика, педагог привлекает их к сотрудничеству в воспитании, повышает их педагогические компетенции, помогает выстраивать коммуникации с другими учителями-предметниками.
  4. В педагогическом коллективе классный руководитель участвует в разработке единых педагогических требований и подходов к обучению и воспитанию, взаимодействует с администрацией и другими учителями, отстаивая интересы ребенка, чтобы повысить его результативность и результативность класса в целом.
  5. Совместно с социальными партнерами образовательного учреждения классный руководитель организует мероприятия, которые помогут профессиональному самоопределению ребенка, сплотят класс в дружный коллектив, а в случае необходимости обеспечивает поддержку и помощь детям из группы риска, попавшим в сложные жизненные обстоятельства.
  6. В обязательную часть входит и оформление документов. Классному руководителю надо составлять план работы по требованиям локальных нормативных актов и вести классный журнал в бумажной или электронной форме.

Полный перечень обязанностей из инвариантной части вы найдете в шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

На вариативную часть деятельности классного руководителя влияют особые характеристики школы: специализация, расположение в регионе, где требуется поддержка родного языка, работа образовательного учреждения в сложном социальном контексте с устойчиво низкими результатами обучения, вынужденное комплектование разновозрастных классов и пр.

Права классного руководителя

Права, социальные гарантии и меры социальной поддержки классным руководителям предоставляются в соответствии с Законом № 273-ФЗ и Трудовым кодексом РФ.

Кроме этих документов, академические свободы и права педагогических работников обеспечивают локальные нормативные акты общеобразовательной организации, в которых должны быть учтены значимые моменты их деятельности. Например: право посещать уроки и занятия других преподавателей, чтобы корректировать их взаимодействие с учениками или со всем классом, право приглашать на встречу родителей детей по вопросам обучения и воспитания их ребенка и пр.

Оплата за классное руководство ведется из двух источников (данные на 2022 год):

  • федеральное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб.;
  • выплата (доплата) за классное руководство из бюджета субъекта РФ, установленная по состоянию на 31 августа 2020 года.

Ответственность классного руководителя за детей

Классное руководство в условиях реализации ФГОС 2021

Повышение квалификации для педагогов. Онлайн-тест. Удостоверение

Посмотреть программу

Он несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации за административные и уголовные правонарушения в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Все педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Кроме того, педагог может нести ответственность в пределах, определенных трудовым законодательством РФ, за нарушения локальных нормативных актов: уставных документов образовательного учреждения, правил внутреннего трудового распорядка, должностной инструкции, распоряжений директора.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Инвариантные обязанности классного руководителя
    642.5 КБ

  • Нормативно‑правовая база для классного руководителям
    634.1 КБ

Скачать

Статья на тему: » Некоторые аспекты организации
деятельности педагогических работников по классному руководству»

1.1. Правовые основы организации работы
педагогических работников, осуществляющих классное руководство

Организация деятельности, связанной
с классным руководством, осуществляется с учётом комплекса вопросов,
относящихся к базовым правам граждан Российской Федерации, к основным принципам
и приоритетам государственной политики в сфере образования, правовым,
организационным и экономическим основам образования в Российской Федерации,
общим правилам организации образовательной деятельности, а также к области
трудового права.

Перечень документов по вопросам
организации деятельности, связанной с классным руководством, является
многоуровневым, содержит нормативные акты, регламентирующие процессы воспитания
в образовательных организациях в соответствии с приоритетами государственной
политики в сфере образования, включает совокупность норм и правил, принятых в
соответствии с разграничением полномочий в сфере образования между федеральными
органами государственной власти, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Общеобязательные нормы (правила) в
части обеспечения воспитательного процесса в образовательных организациях
закрепляют:

   Конституция
Российской Федерации
, Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации,
устанавливающие право каждого гражданина на образование и закрепляющие
осуществление процессов воспитания и обучения как предмета совместного ведения
с Российской Федерацией;

   Семейный
кодекс
Российской Федерации;

   Федеральный
закон
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

   Федеральный
закон
от 24 июля
1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации»;

   Федеральный
закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

   Федеральный
закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию»;

   Указ Президента Российской Федерации от 7 мая
2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной
политики»;

   Указ
Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на
период до 2024 года»;

   Распоряжение
Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания
в Российской Федерации на период
до 2025 года»;

   Приказы
Минобрнауки

России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
»,
от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования», от 17 мая 2012 г. №
413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования»;

   Приказ
Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей
режима рабочего времени и времени отдыха педагогических
и иных работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Необходимо рассматривать
воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации
усилий различных институтов гражданского общества на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях .

В целях организации деятельности,
связанной с классным руководством, могут приниматься нормативные правовые акты
на уровне субъектов Российской Федерации, обеспечивающие реализацию
воспитательного процесса в соответствии с целевыми ориентирами федерального
уровня при учете организационных и экономических особенностей региональной
системы образования. При этом необходимо учитывать региональные особенности
субъектов Российской Федерации, дополняя и конкретизируя федеральные
воспитательные ориентиры региональными приоритетами, не вступающими в
противоречие с федеральными документами.

Такой подход обеспечит достижение
цели национального проекта «Образование», направленной на воспитание «…на
основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально-культурных традиций».

Организация деятельности по
классному руководству на местном уровне (в муниципальных районах и городских
округах) должна быть направлена на создание условий эффективной воспитательной
деятельности при реализации целей и задач воспитания и социализации
подрастающего поколения, установленных нормативными правовыми актами
федерального и регионального уровней, а также дополнительных задач с учётом
социально-экономической, социокультурной, демографической, криминогенной
ситуации в конкретных муниципальных образованиях.

Органы местного самоуправления,
используя свои полномочия в сфере образования, выполняя функции и полномочия
учредителей муниципальных общеобразовательных организаций, вправе развивать
образовательную среду (прежде всего, воспитательной направленности), налаживать
сетевое взаимодействие муниципальных общеобразовательных организаций для реализации
воспитательных мероприятий, обеспечивать межведомственное взаимодействие по
актуальным проблемам воспитания подрастающего поколения на соответствующей
территории, разрабатывать специальные меры поддержки семей и детей, находящихся
в сложной жизненной ситуации, принимать меры материального и нематериального
стимулирования эффективной работы педагогических работников по классному
руководству.

Локальные нормативные акты
общеобразовательных организаций включают комплекс документов, регламентирующих
содержание и порядок организации воспитательного процесса в общеобразовательной
организации, в том числе, в рамках классного руководства как отдельного вида
деятельности, конкретизируют их с учётом контекстных условий работы,
сложившегося распределения полномочий и ответственности при осуществлении
воспитания между педагогическими работниками, устанавливают меры стимулирования
к осуществлению классного руководства.

1.2. Цели и принципы деятельности педагогических
работников, осуществляющих классное руководство

Настоящие методические
рекомендации основаны на понимании классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленного, в первую очередь, на решение
задач воспитания и социализации обучающихся
. Соответственно, цели, задачи и
принципы деятельности, связанной с классным руководством, определяются базовыми
целями и принципами воспитания, социализации и развития личности обучающихся,
изложенными в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018
г. 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года», Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года, документах федерального уровня,
приведённых в разделе 2 настоящих методических рекомендаций.

Под воспитанием понимается
деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства .

Воспитательный процесс в
образовательных организациях осуществляется в целях формирование и развитие
личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и
социокультурными ценностями .

Педагогический коллектив
общеобразовательной организации является основным субъектом, обеспечивающим
достижение целей личностного развития и воспитания в рамках реализации образовательных
программ конкретной общеобразовательной организации, разработанных в
соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Несмотря на то, что воспитательные
функции выполняют все педагогические работники общеобразовательной организации,
ключевая роль отводится тем, деятельность которых одновременно связана с
классным руководством и обеспечением постоянного педагогического сопровождения
группы обучающихся, объединённых в одном учебном классе.

Важнейшими принципами организации
социально-значимых задач и содержания воспитания и успешной социализации
обучающихся следует считать:

   опору на
духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и
национально-культурные традиции;

   организацию
социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России;

   нравственный
пример педагогического работника;

   интегративность
программ духовно-нравственного воспитания;

   социальную
востребованность воспитания;

   поддержку
единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

   признание
определяющей роли семьи ребёнка и соблюдение прав родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся;

   обеспечение
защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка, в том числе
гарантий доступности ресурсов системы образования;

   кооперацию и
сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства,
образовательных и научных организаций).

1.3. Приоритетные задачи деятельности педагогических работников,
связанной с классным руководством

Приоритетными задачами
деятельности по классному руководству, соответствующими государственным
приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся, являются:

   создание
благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации
межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся,
детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и
взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости
любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;

   формирование у
обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на
принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и
практической готовности им следовать;

   формирование
внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям
окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к
кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ,
способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и
агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;

   формирование у
обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою
страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе
России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности,
событий и итогов второй мировой войны;

   формирование
способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного
общества за счёт активной жизненной и социальной позиции, использования
возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих
и научных сообществ.

Условиями успешного решения
обозначенных задач являются:

   выбор
эффективных педагогических форм и методов достижения результатов
духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе
опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных
современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической
компетентности;

   реализация
процессов духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся с
использованием ресурсов социально-педагогического партнёрства;

   взаимодействие с
родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся,
повышение их педагогической компетентности, в том числе, в вопросах
информационной безопасности детей, методах ограничения доступности
интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию
детей; поддержка семейного воспитания и семейных ценностей; содействие
формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию
детей;

   обеспечение
защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребёнка в области
образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива
общеобразовательной организации, органами социальной защиты, охраны
правопорядка и т.д.;

   участие в
организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации.

Направленность и содержание
приоритетных воспитательных задач, связанных с классным руководством, зависят
от контекстных условий деятельности общеобразовательной организации.
Этнокультурные особенности региона и территории проживания, определяющие
социальные нормы и традиции воспитания, характеристики социально-экономической
и социокультурной ситуации в конкретной территории (наличие объектов культуры,
спорта, дополнительного образования детей, градообразующих предприятий и иных
субъектов активной экономической деятельности) во многом влияют на выбор
актуальных задач воспитательной деятельности.

Классное руководство
устанавливается с целью регулирования состава и содержания действий,
выполняемых при его осуществлении как конкретного вида дополнительной
педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя
добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического
оформления.

Классное руководство не связано с
занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его
должностных обязанностей. Оно непосредственно вытекает из сущности, целей,
задач, содержания и специфики реализации классного руководства как вида
педагогической деятельности.

Специфика осуществления классного
руководства состоит в том, что воспитательные цели и задачи реализуются
соответствующим педагогическим работником как в отношении каждого обучающегося,
так и в отношении класса как микросоциума. Необходимо учитывать индивидуальные
возрастные и личностные особенности, образовательные запросы, состояние
здоровья, семейные и прочие условия жизни обучающихся, а также характеристики
класса как уникального ученического сообщества с определёнными межличностными
отношениями и групповой динамикой.

Педагогический работник,
осуществляющий классное руководство, не является единственным субъектом
воспитательной деятельности. Поэтому он должен постоянно взаимодействовать с
семьями обучающихся, другими педагогическими работниками общеобразовательной
организации, взаимодействующими с учениками его класса, а также администрацией
общеобразовательной организации.

Воспитательный процесс и
социализация обучающихся осуществляются в открытом социуме, с использованием
всех его ресурсов. Поэтому педагогический работник, осуществляющий классное
руководство, взаимодействует также с внешними партнёрами, способствующими
достижению принятых целей.

Педагогический работник,
осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей,
относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой
деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации,
контролю процесса воспитания и социализации, координирующие действия являются
вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом
и главными функциями, связанными с классным руководством.

В деятельности, связанной с
классным руководством, выделяются инвариантная и вариативная части.

Инвариантная часть соответствует
ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально
необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и актуальных –
задач воспитания и социализации обучающихся, независимо от контекстных условий
функционирования общеобразовательной организации.

Инвариантная часть содержит следующие блоки:

1. Личностно ориентированная
деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, включая:

   содействие
повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося,
в том числе путём осуществления контроля посещаемости и успеваемости
обучающихся класса;

   обеспечение
включённости всех обучающихся в воспитательные мероприятия по приоритетным
направлениям деятельности по воспитанию и социализации обучающихся;

   содействие
успешной социализации обучающихся путём организации мероприятий и видов
деятельности, обеспечивающих их формирование опыта социально и личностно
значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтёрского
движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;

   осуществление
индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения его
психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий, состояния и
условий семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в
семье;

   выявление и поддержку
обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в
выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том
числе проблемных, стрессовых и конфликтных;

   выявление и
педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи;

   профилактика
наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных
для здоровья веществ;

   формирование
навыков информационной безопасности;

   содействие
формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами
мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;

   поддержку
талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей;

   обеспечение
защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий
доступности ресурсов системы образования.

2. Деятельность по воспитанию и
социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой,
включая:

   изучение и
анализ характеристик класса как малой социальной группы;

   регулирование и
гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного
психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической,
поликультурной среде;

   формирование
ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к российским
национальным и общечеловеческим ценностям, здоровому образу жизни, семейным
ценностям, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности
за будущее страны; признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной,
исследовательской, творческой и иной деятельности;

   организацию и
поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том
числе их включённости в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и
образовательных проектов;

   выявление и
своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы физическому и
психическому здоровью обучающихся;

   профилактику
девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм
проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.

3. Осуществление воспитательной
деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся, включая:

   привлечение
родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в
целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее
благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка;

   регулярное
информирование родителей (законных представителей) об особенностях
осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных
содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и
событиях жизни класса.

   координацию
взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся и другими участниками образовательных отношений;

   содействие
повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей)
путём организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по
вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей;

4. Осуществление воспитательной
деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом, включая:

   взаимодействие с
членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических
требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учётом
особенностей условий деятельности общеобразовательной организации;

   взаимодействие с
администрацией общеобразовательной организации и учителями учебных предметов по
вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся
и класса в целом;

   взаимодействие с
педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного
образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их
адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных
траекторий личностного развития;

   взаимодействие с
учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по
вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности:
интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную,
художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;

   взаимодействие с
педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного
образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся класса в
систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и
каникулярных мероприятий;

   взаимодействие с
педагогическими работниками и администрацией общеобразовательной организации по
вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;

   взаимодействие с
администрацией и педагогическими работниками общеобразовательной организации
(социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью
организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной
ситуации.

5. Участие в осуществлении
воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами,
включая:

   участие в
организации работы, способствующей профессиональному самоопределению
обучающихся.

   участие в
организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации
обучающихся в рамках социально-педагогического партнёрства с привлечением
организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и
образовательных организаций;

   участие в
организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной
жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб,
правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного
образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.

6. Ведение и составление
педагогическими работниками, осуществляющими классное руководство, следующей
документации:

   классный журнал
(в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся;

   план работы в
рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению
которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной
организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной
организации.

В целях недопущения избыточной
отчётности педагогических работников руководителям общеобразовательных
организации необходимо руководствоваться подразделом «Классное руководство»
раздела VIII приложения к письму Департамента государственной политики в сфере
общего образования Минобрнауки России от 21 марта 2017 г. № 08-554 «О принятии
мер по устранению избыточной отчётности».

Вариативная часть деятельности по классному
руководству формируется в зависимости от контекстных условий
общеобразовательной организации.

К примеру, вариативность может
отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания
обучающихся в общеобразовательных организациях субъекта Российской Федерации,
связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры,
сохранением родного языка. На состав деятельности по классному руководству
могут оказать влияние особые характеристики общеобразовательной организации.
Так, например, в общеобразовательных организациях с устойчиво низкими
результатами обучения и работающими в сложном социальном контексте,
непосредственно связанном с классным руководством, могут появиться
дополнительные задачи по развитию учебной мотивации у обучающихся, координации
работы учителей-предметников, вовлечению семьи в образовательную деятельность
обучающихся и т.д.

Каждый блок инвариантной части
деятельности по классному руководству может быть дополнен, акцентирован или
скорректирован с учетом контекстных условий.

Вариативная часть может отражаться
не только в локальном акте общеобразовательной организации, но и в соглашении о
выполнении дополнительной работы конкретным педагогическим работником в связи с
классным руководством, если предполагается работа в классе с особыми условиями,
например с присутствием детей с ограниченными возможностями здоровья, либо в
разновозрастном классе-комплекте и т.д.

В рамках реализации обозначенных
задач деятельности по классному руководству, педагогический работник
самостоятельно выбирает формы и технологии работы с обучающимися и родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе:

   индивидуальные
(беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный
поиск решения проблемы и др.);

   групповые
(творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые
игры, дебаты и др.);

   коллективные
(классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный туризм,
слёты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аппарат winglim desheli для ухода за телом инструкция
  • Пилинг ниоксин для волос инструкция по применению
  • Фосфалюгель инструкция по применению цена отзывы аналоги кому прописывают
  • Инструкция по заполнению 328 формы в казахстане
  • Аппарат рикта инструкция по применению отзывы