ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать.
Порядок организации тушения
Руководитель лесхоза или лесничий, получив сообщение о пожаре, обязан немедленно принять меры к его тушению силами команды пожарно-химической станции или других пожарных формирований лесхоза, лесничества. Если сообщение о пожаре было передано непосредственно на пожарно-химическую станцию, начальник станции обязан срочно принять меры к выезду команды или отдельной бригады на пожар и получить необходимые указания от руководителя лесхоза или лесничего. При отсутствии связи с лесхозом или лесничеством самостоятельно принять решение о выезде на пожар команды или отдельной бригады.
В случае, когда на территории лесхоза или лесничества одновременно возникло несколько пожаров или когда быстро потушить возникший пожар силами одной пожарно-химической станции невозможно, лесничий немедленно сообщает об этом руководителям лесхоза для направления на тушение дополнительных сил и средств из соседних лесничеств,
При недостаточности имеющихся мобильных сил для быстрого тушения возникших пожаров руководители лесхозов (а при отсутствии связи лесничества с лесхозом – непосредственно лесничие) немедленно привлекают на тушение пожаров резервные команды, необходимую технику и средства транспорта с производства.
В тех случаях, когда имеющихся в лесхозе сил и средств для быстрого подавления действующих пожаров недостаточно и выявляется угроза распространения пожаров на больших площадях, руководители лесхозов обязаны сообщить вышестоящему органу управления лесами о необходимости задействовать пожарно-химическую станцию III типа и немедленно принять меры к привлечению в установленном порядке на тушение населения, пожарной техники и транспортных средств местных предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц. Если же пожары принимают характер стихийного бедствия, руководители лесхозов должны принять соответствующие меры к привлечению на тушение формирований гражданской обороны и воинских подразделений.
Разведка пожара и составление плана тушения
Для ориентирования в лесу (на местности) руководители тушения используют специальные лесопожарные карты масштаба 1:100 000. На эти карты наносится вся пожарная ситуация в районе работ, уточненные данные, полученные в результате воздушной и наземной разведки пожара, прогнозируемые направления его развития, основные намечаемые (планируемые) меры борьбы и другие данные по реализации плана тушения. Лесопатрульные карты используются также для составления общей схемы пожара, прилагаемой к Протоколу о лесном пожаре.
По прибытии на пожар руководитель тушения (начальник пожарно-химической станции или другое должностное лицо лесной охраны, первым прибывшее на место), используя полученное от экипажа патрулирующего самолета, вертолета донесение о пожаре с данными его авиационной разведки, определяет тактические приемы и технические способы наиболее быстрой ликвидации пожара прибывшими силами и средствами.
В районах, не обслуживаемых авиацией, если охваченная пожаром площадь невелика, руководитель тушения, обойдя очаг по периметру, быстро решает вопрос о расстановке прибывших сил и средств и организации работ, имея в виду обеспечить локализацию пожара в кратчайший срок. О принятых мерах руководитель тушения немедленно докладывает в лесхоз или лесничество.
Если пожар уже принял такие размеры и характер, что прибывших сил для быстрой его ликвидации явно недостаточно, руководитель немедленно ставит об этом в известность лесхоз (или лесничество) и приступает к разведке пожара. При этом прибывшие силы и средства пожаротушения до окончания разведки и принятия решения о плане тушения следует временно использовать для задержки распространения пожара на наиболее опасные или ценные участки леса вблизи места нахождения этих сил и средств.
Целью разведки является обеспечение руководителя тушения необходимой информацией для разработки оперативного плана тушения и наблюдения за состоянием действующей и локализованной кромок пожаров.
При разведке должны быть выяснены:
- вид и скорость распространения пожара, его контур и примерная площадь;
- тактические части (фронт, фланги и тыл) пожара и основные типы (виды) горючих материалов;
- наиболее опасное направление распространения (чему угрожает пожар);
- наличие естественных и искусственных препятствий для распространения пожара;
- возможное усиление или ослабление пожара вследствие особенностей лесных участков и рельефа местности на пути его распространения;
- возможность подъезда к кромке пожара и применения механизированных средств локализации и тушения;
- наличие водоисточников и возможность их использования;
- наличие опорных полос для отжига и условия прокладки таких полос;
- безопасные места стоянки транспортных средств и пути отхода рабочих на случай прорыва огня, места укрытия.
Результаты разведки отражаются в составляемых при этом схемах (кроках) местности или лесопожарных картах.
Кроме этих данных, разведка должна определить направление (предположительно) распространения и развития пожара в ближайшее время, если не будут приняты достаточные меры к его тушению. При этом учитывается возможное усиление и развитие пожара в зависимости от особенностей лесных участков, по которым будут проходить его фронт и фланги, от метеорологической обстановки и рельефа местности. Для пожаров площадью 5…10 га такой прогноз составляется на ближайшие 2…3 ч, а для более крупных пожаров – на более длительные сроки в зависимости от реальных возможностей их ликвидации.
Данные разведки и прогноз возможного распространения и развития пожара с указанием о необходимых дополнительных силах и средствах пожаротушения немедленно передают в лесхоз (лесничество) по радио или нарочным (если нужна помощь).
По данным разведки и прогноза распространения и развития пожара, руководитель тушения разрабатывает план его тушения.
В плане определяются:
- технические способы и тактические приемы ликвидации пожара;
- сроки выполнения отдельных стадий тушения;
- распределение наличных сил и средств по периферии пожара;
- организация связи с отрядами, командами и бригадами рабочих;
- привлечение дополнительных сил и средств ;
- мероприятия по непрерывной разведке пожара, ходу его тушения и страхующие мероприятия.
Как правило, следует планировать работы по тушению так, чтобы ликвидация (или, по крайней мере, локализация) пожара была закончена не позднее 10 ч утра следующего дня.
Если пожар распространился на большой площади и принял затяжной характер, разведка пожара должна производиться ежедневно, а при быстром распространении горения – 2 раза в день.
Руководство работами по тушению пожаров
Общее руководство тушением лесных пожаров на территории лесхоза и ответственность за полноту и своевременность принимаемых мер к их ликвидации возложены на директора лесхоза. Координация всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами в данном административном районе, когда на тушение их привлечено население, пожарная техника и транспортные средства предприятий, организаций и учреждений, осуществляется администрацией через лесхоз или создаваемой при администрации районной комиссией, а в республиках, краях, областях и автономных образованиях – соответственно республиканской, краевой или областной комиссией по чрезвычайным ситуациям.
Непосредственное руководство работами по тушению каждого лесного пожара в районах наземной охраны осуществляет начальник ПХС. До прибытия этих сил руководство тушением осуществляется работником лесной охраны (лесником, мастером леса, участковым техником).
Прибывшее на пожар вышестоящее должностное лицо лесной охраны (лесничий, инженер по охране и защите леса и др.) при необходимости (в случае усложнившейся обстановки) должен принять руководство тушением пожара на себя.
В районах авиационной охраны лесов руководство тушением лесных пожаров осуществляется старшими по должности работниками из числа находящихся на пожарах парашютно-пожарных и авиадесантных команд, групп. В местах использования на тушении механизированных отрядов руководство работой по ликвидации пожара осуществляет начальник механизированного отряда или другое должностное лицо.
Руководитель тушения пожара назначает помощников для разведки пожара, руководства отдельными отрядами (или группами), осуществляющими работы на отдельных участках.
Начальники (командиры) всех подразделений обязаны поддерживать постоянную связь с руководителем тушения и выполнять его указания.
Руководство тушением лесных пожаров
Обязанности руководителя тушения лесного пожара
Руководитель должен обладать следующими качествами:
- знать поведение пожара и иметь опыт организации тушения;
- знать тактику и технику тушения и применяемое противопожарное оснащение;
- владеть приемами борьбы с огнем;
- уметь руководить людьми, обеспечить их безопасность;
- знать местность и хорошо ориентироваться в лесу и по карте.
Основные обязанности руководителя
Руководитель команды, бригады, группы несет ответственность за качественное и своевременное выполнение работ на закрепленном участке или за тушение пожара. В последнем случае руководитель команды (группы, бригады) одновременно является и руководителем тушения пожара.
В обязанности руководителя входит:
- точное понимание поставленной задачи и требований по ее выполнению;
- проверка наличия у членов группы спецодежды, санпакетов, средств тушения и другого оснащения до их направления к месту пожара;
- разумное распределение загрузок всех членов команды с исключением ненужных работ;
- обеспечение оснащения работающих необходимыми в данных условиях средствами тушения;
- инструктаж всех членов команды и привлеченных на тушение о порядке пользования и ухода за индивидуальными средствами пожаротушения;
- ведение списка работающих и учет их рабочего времени;
- обеспечение контроля за ходом работ;
- обеспечение безопасности работ на тушении, при перевозках, переходах, соблюдение предосторожностей при курении и т.д;
- установление порядка (графика) отдыха, питания, другого обслуживания работающих;
- обеспечение связи между работающими на участке работ;
- обеспечение передачи регулярной информации о пожаре и ходе его тушения;
Руководитель команды обязан:
- перед началом работ разъяснить характер работ, подлежащих выполнению; длительность выполнения работ приступившей сменой; схему подчиненности с указанием лиц, отдающих распоряжения;
- организовать эффективную работу по выполнению задачи;
- распределить конкретные индивидуальные задания руководителям групп и членам команды в пределах установленного участка заградительной полосы;
- проинструктировать не имеющих опыта членов команды об эффективных и безопасных способах выполнения задания;
- организовать оказание первой медицинской помощи лицам, получившим незначительные травмы (ожоги, царапины и т.п.);
- позаботиться о подготовке пожарного оборудования и средств пожаротушения, получении питания, таборного имущества, средств связи, транспорта и т.д.;
- инструктировать работающих об их действиях при перевозках на машинах, вертолетах и при тушении с воздуха;
- проверять ход выполнения задания на месте работ;
- докладывать руководителю о ходе тушения, состоянии участка пожара, любых изменениях обстановки, всех нарушениях, происшедших по вине членов команды, и необходимых мерах по их устранению;
- обратить особое внимание на работу новых членов команды, работы группы ночью, на крутых склонах, при непредвиденном поведении пожара;
- отвечать за выполнение предусмотренного вида и объема работ, безопасность и поведение команды на работе, отдыхе и практически постоянно находиться с командой.
Руководство тушением лесных пожаров, не локализованных в первоначальный период тушения и распространившихся на значительную (более 20 га) площадь.
Руководитель такого уровня должен иметь соответствующую подготовку.
До прибытия на пожар руководитель должен ознакомиться со всей имеющейся информацией о пожаре:
- с прогнозом погоды на ближайшие дни; об имеющихся на пожаре силах и средствах пожаротушения;
- с картографическими и таксационными материалами района пожара.
По прибытию к месту работ руководитель должен:
- сформировать группу управления тушением пожара (локальный штаб пожаротушения);
- совершить облет (если имеется такая возможность) пожара с целью выяснения общей обстановки;
- по результатам аэровизуальной разведки, информации прибывших ранее на пожар должностных лиц, изучения картографических и таксационных материалов района пожара выработать план тушения;
- если данных для принятия решения недостаточно, организовать наземную разведку по всему периметру (или наиболее опасной части) пожара;
- до окончания разведки и принятия решения о плане тушения имеющиеся на пожаре силы и средства активно использовать для задержки распространения пожара на наиболее опасных его направлениях вблизи места нахождения этих сил и средств;
- получив необходимую информацию о пожаре и выработав план его тушения, организовать расстановку имеющихся сил и средств пожаротушения согласно этому плану;
- определить потребность в дополнительных силах и средствах пожаротушения и в случае необходимости запросить дополнительные ресурсы;
- определить места высадки людей и размещения лагерей и организовать их подготовку;
- обеспечить встречу прибывающих на пожар лесопожарных подразделений и постановку им тактических задач;
- организовать устойчивую оперативную связь с отрядами, командами, авиаотделением, оперативным районным штабом или комиссией по чрезвычайным ситуациям;
- контролировать ход работ по тушению, обращая особое внимание на эффективность тушения огня на стыках участков структурных подразделений и опасных направлениях;
- обеспечить своевременность учета выполненных работ;
- следить за соблюдением дисциплины и порядка в местах проведения работ и отдыха;
- принимать меры по обеспечению безопасности всего персонала, занятого на пожаре, и соблюдению им правил техники безопасности, при необходимости организовать пункт медицинской помощи;
- предусмотреть пути выхода людей с пожара в полевой лагерь и создания нормальных условий отдыха;
- непрерывно следить за изменениями обстановки на пожаре и оперативно принимать соответствующие решения;
- информировать штаб пожаротушения о месте своего нахождения и сообщать ему о всех принимаемых решениях;
- запрашивать необходимые дополнительные силы и средства пожаротушения;
- использовать все местные средства связи для оперативного решения вопросов, связанных с тушением пожара.
Для своевременного предотвращения опасных ситуаций руководитель тушения обязан:
- иметь информацию о метеорологических условиях и прогнозе пожарной опасности (краткосрочном, суточном);
- предвидеть поведение пожара в любой момент;
- обоснованно предпринимать действия, исходя из текущего и ожидаемого поведения пожара;
- обеспечить наблюдение за развитием пожара при наличии опасности для работающих;
- быть бдительным, сохранять спокойствие, принимать решения и осуществлять решительные действия;
- поддерживать оперативную связь между всеми руководителями участков, команд, бригад, групп;
- отдавать четкие указания и быть уверенным, что они поняты;
- осуществлять постоянный контроль за работой штаба пожаротушения.
Анализ состояния пожара для разработки плана его тушения
Анализ состояния пожара для разработки плана тушения должен содержать следующую информацию:
- характеристика пожара: вид пожара (низовой, верховой, подземный); величина площади в гектарах; конфигурация пройденной огнем площади (округлая, эллиптическая, неправильная); расположение (низина, равнина, холмистость, склоны);
- особенности лесного массива: преобладающая порода, состав, возраст, полнота: наличие подроста; распределение покрытых и не покрытых лесом земель; вид горючих материалов (легковоспламеняющиеся, медленно горимые, сдерживающие горение); состояние влажности горючих материалов (класс ПО);
- топография: топография местности и наличие картографических материалов; экспозиция склонов, на которых действует пожар; их крутизна;
- водные источники и возможность их использования для самолетов и танкеров, вертолетов с ВСУ; мотопомп; ручных огнетушителей;
- структура почв: песок, суглинок, скелетные почвы;
- метеоусловия: ветер (сила и направление); влажность (точка росы), температура;
- подход к пожару: вертолет, самолет, машина, катер и т.д.;
- угроза пожара: жизни людей, материальным и другим ценностям;
- естественные и искусственные преграды, реки, ручьи, тропы, дороги, разрывы и др.;
- наличие сил и средств пожаротушения и резерв: количество, состав, принадлежность, дислокация (расстановка).
Введение режима чрезвычайной ситуации
При планировании мероприятий по охране лесов от пожаров необходимо учитывать возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Действия руководителя субъекта Российской Федерации по обеспечению охраны лесов, в том числе при чрезвычайной ситуации (ЧС), приведены в приложении.
Данные о введении режима ЧС вследствие лесных пожаров приведены в табл. 1.
Таблица 1. Режимы чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров
Режимы ЧС в лесах |
Показатели лесопожарной обстановки для введения ЧС |
Кто вводит ЧС |
Муниципального характера |
Не локазизованы крупные лесные пожары или лесной пожар действует более двух суток |
Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС |
Регионального характера |
Зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 5 лет |
Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС |
Межрегионального характера |
Зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС |
Решение принимается правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства |
Федерального характера |
Зона ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС |
Решение принимается правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства |
При введении режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшего вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии в планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием.
Приложение
Действия руководителя субъекта Российской Федерации по обеспечению охраны лесов от пожаров
Периоды |
Основные решаемые задачи |
До пожароопасного сезона |
Организация нормативно-правового обеспечения охраны лесов от пожаров (разработка плана мероприятий по организации работы по охране лесов, заключение с Рослесхозом соглашения по вопросам охраны лесов, соглашения по межведомственному взаимодействию с территориальными органами МЧС России, МВД России, Минприроды России, Минобороны России, утверждение планов тушения лесных пожаров и сводного плана тушения лесных пожаров, порядка ограничения доступа граждан в леса при высокой пожарной опасности). Утверждение с участием органов местного самоуправления порядка взаимодействия с территориальными органами МЧС России, МВД России, Минприроды России, Минобороны России. Создание системы оперативного управления (специализированной диспетчерской службы) и информационного обмена. Обеспечение финансирования работ по охране лесов от пожаров. Выполнение необходимого объема подготовительных мероприятий ответственными исполнителями, проведение учений по региональному взаимодействию при тушении лесных пожаров. Организация проверки готовности к пожароопасному сезону юридических и физических лиц, осуществляющих использование лесов, в т.ч. объектов нелесной инфраструктуры. Проведение мероприятий по обеспечению защиты населенных пунктов и объектов экономики от лесных пожаров, особо охраняемых и иных территорий. Организация проведения комплекса агитационно-профилактических и пропагандистских мер в области охраны лесов от пожаров. Создание и подготовка профессиональных лесопожарных подразделений, их дооснащение в соответствии с нормативами Организация возможности для привлечения дополнительных сил и средств, в том числе из других субъектов Российской Федерации Определение уровней опасности, связанной с лесными пожарами, и принятие решений по ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров |
Во время пожароопасного периода |
Обеспечение заданного режима (регламента) работ ответственных служб. Повышение эффективности обнаружения – сокращение времени с момента возникновения пожара до момента его обнаружения. Повышение скорости реакции лесопожарных формирований – сокращение времени с момента поступления информации об обнаружении лесного пожара до момента начала его тушения. Повышение эффективности тушения – сокращение площадей пожаров и снижение ресурсного и экологического ущерба. Обеспечение стабильности финансирования работ по тушению лесных пожаров в периоды высокой и чрезвычайной горимости. Усиление противопожарной пропаганды среди населения. Обеспечение оперативности принятия и реализации политических и административных решений в области борьбы с лесными пожарами органами государственной власти в субъекте Российской Федерации, особенно в периоды высокой и чрезвычайной горимости. Обеспечение своевременности привлечения дополнительных сил и ресурсов тушения |
Чрезвычайный период |
Обеспечение подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, возникших вследствие лесных пожаров. Принятие решения о проведения эвакуационных мероприятий в ЧС межмуниципального и регионального характера, связанных с лесными пожарами. Организация оперативного запроса о необходимости межрегионального маневрирования силами и средствами пожаротушения Организация и проведение аварийно-спасательных мероприятий и других неотложных работ. Интеграция оперативных штабов лесничеств и специализированных лесопожарных служб в работу комиссий ЧС и ПБ. Принятия решения об отмене ЧС |
Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 августа 2014 г.
Регистрационный N 33484
В соответствии со статьей 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2011, N 1, ст. 54) на основании пункта 5.2.56 (40) Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; 2012, N 28, ст. 3905), приказываю:
утвердить прилагаемые Правила тушения лесных пожаров.
Министр С. Донской
Правила тушения лесных пожаров
I. Общие положения
1. Настоящие Правила тушения лесных пожаров (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2011, N 1, ст. 54) (далее — Лесной кодекс Российской Федерации), Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911, 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19, ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3635; N 45, ст. 5265; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004; N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54; N 30, ст. 4590; N 30, ст. 4591; N 30, ст. 4596; N 46, ст. 6407; N 49, ст. 7023; 2012, N 53, ст. 7608; 2013, N 7, ст. 610; N 27, ст. 3477; 2014, N11, ст. 1092) (далее — Федеральный закон «О пожарной безопасности»), Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, N 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3450, N 27, ст. 3477, N 52, ст. 6969) (далее — Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
2. Настоящие Правила устанавливаются в целях:
а) организации руководства работами по тушению лесных пожаров;
б) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;
в) организации межведомственного взаимодействия при выполнении работ по тушению лесных пожаров.
3. Работы по тушению лесных пожаров выполняются государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, иными организациями в соответствии с частями 2, 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — лесопожарные организации).
4. В целях установления оптимального режима и способов тушения лесных пожаров территорий, на которых расположены леса, разделяются на районы применения авиационных сил и средств пожаротушения и наземных сил и средств пожаротушения1.
5. Районы применения авиационных сил и средств пожаротушения устанавливаются в лесах, расположенных на территориях со слаборазвитой или отсутствующей дорожной сетью, на которые прибытие наземных сил и средств пожаротушения невозможно в течение 3 часов с момента обнаружения лесного пожара.
6. Районы применения наземных сил и средств пожаротушения устанавливаются в лесах, расположенных на территориях с развитой дорожной сетью, на которые прибытие наземных сил и средств пожаротушения возможно в течение 3 часов с момента обнаружения лесного пожара вне зависимости от погодных условий.
7. Границы территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара, устанавливаются на расстоянии не менее 500 метров от действующей (локализованной) кромки лесного пожара и (или) созданных (планируемых к созданию) минерализованных полос, опорных линий, от которых производится отжиг, рубежей, на которых производится (планируется) остановка распространения и локализация лесного пожара.
II. Организация руководства работами по тушению лесных пожаров
8. Организация руководства работами по тушению лесных пожаров на территории лесничества или лесопарка осуществляется в соответствии с планом тушения лесного пожара2 и сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации3.
9. При действии на территории лесничества или лесопарка нескольких лесных пожаров, когда для их тушения достаточно имеющихся сил и средств пожаротушения лесопожарных организаций, организацию тушения осуществляет оперативный штаб лесничества или лесопарка (далее — Оперативный штаб). В состав Оперативного штаба входят должностные лица лесничества или лесопарка и организаций, участвующих в тушении лесных пожаров. Оперативный штаб создается решением руководителя лесничества или лесопарка ежегодно до начала пожароопасного сезона и действует до его окончания.
10. В период действия особых противопожарных режимов и введения режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, Оперативный штаб лесничества или лесопарка действует во взаимодействии с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления.
11. Руководит работой Оперативного штаба руководитель лесничества или лесопарка.
12. Оперативный штаб:
а) осуществляет стратегическое планирование сил и средств пожаротушения, действий по ликвидации лесных пожаров;
б) взаимодействует с руководителями тушения лесных пожаров;
в) организует межведомственное взаимодействие;
г) организует обеспечение работ по тушению лесных пожаров.
13. В случае привлечения к тушению лесных пожаров населения и (или) работников организаций, в соответствии с планами тушения лесных пожаров, руководство работой указанных лиц осуществляют ответственные лица из числа работников подразделений лесопожарных организаций.
14. Подразделения пожарной охраны, поисково-спасательные и аварийно-спасательные формирования, спасательные воинские формирования МЧС России, формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, направленные на тушение лесных пожаров, сохраняют свою организационную структуру.
15. К каждому из подразделений (формирований), указанных в пункте 14 настоящих Правил назначается ответственный руководитель из числа работников подразделений лесопожарных организаций или работников лесничества или лесопарка.
16. Непосредственное руководство тушением лесного пожара осуществляется руководителем тушения лесного пожара, который управляет на принципах единоначалия подразделениями лесопожарных организаций, а также привлекаемыми силами и средствами пожаротушения, участвующими в тушении лесных пожаров.
17. Руководителем тушения лесного пожара является прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо подразделения лесопожарной организации.
18. В случае, когда руководитель тушения крупного лесного пожара отсутствует (не определен), его назначение производится распоряжением старшего по должности руководителя подразделения лесопожарной организации или решением Оперативного штаба.
19. В случае действия режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, назначение лица руководителем тушения крупного лесного пожара производится решением Оперативного штаба или комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по согласованию с руководством организации, в которой работает указанное лицо.
20. В случае, когда руководитель тушения лесного пожара ранее был назначен распоряжением руководителя Оперативного штаба или комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, назначение иного лица в качестве руководителя тушения лесного пожара, отстранение действующего руководителя тушения лесного пожара от исполнения обязанностей производятся на основании распоряжений этих органов.
21. В районах применения наземных сил и средств пожаротушения приоритет в руководстве тушением лесного пожара предоставляется старшим по должности работникам наземных подразделений лесопожарных организаций.
22. В районах применения авиационных сил и средств пожаротушения приоритет в руководстве тушением лесного пожара предоставляется старшим по должности работникам из числа находящихся на пожарах групп (команд) парашютистов-пожарных и десантников-пожарных, а также летчиков-наблюдателей.
23. Руководитель тушения лесного пожара:
а) осуществляет общее руководство имеющимися силами и средствами пожаротушения с целью ликвидации лесного пожара;
б) отвечает за выполнение поставленных задач, разработку тактики и стратегии тушения лесного пожара, безопасность работников, участвующих в тушении пожара;
в) устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей и имущества при лесном пожаре;
г) взаимодействует с Оперативным штабом;
д) при необходимости назначает своего заместителя из числа наиболее опытных работников, участвующих в тушении лесного пожара;
е) не оставляет место лесного пожара до тех пор, пока пожар не будет ликвидирован или локализован.
24. Руководитель тушения лесного пожара не имеет права возложить исполнение своих обязанностей на иных лиц, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «д» пункта 23 настоящих Правил.
25. Указания руководителя тушения лесного пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, где осуществляются действия по тушению лесного пожара. В случае обнаружения летчиком-наблюдателем с борта воздушного судна угрозы жизни и здоровью работников, участвующих в тушении лесного пожара, указания летчика-наблюдателя по выводу сил и средств пожаротушения из опасных зон лесного пожара выполняются руководителем тушения лесного пожара и руководителями подразделений лесопожарных организаций незамедлительно.
26. Если прибывшее на пожар вышестоящее должностное лицо лесопожарной организации или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений принимает руководство тушением лесного пожара на себя, ответственность за принимаемые решения по тушению лесного пожара возлагается на данное должностное лицо лесопожарной организации или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений. Момент оглашения вышестоящим должностным лицом лесопожарной организации или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений своего первого устного распоряжения является моментом принятия на себя руководства тушением лесного пожара. При принятии на себя руководства данное должностное лицо обязано сообщить в специализированную диспетчерскую службу лесничества или лесопарка.
27. Руководитель тушения лесного пожара, руководители лесопожарных организаций, руководители подразделений лесопожарных организаций в целях безопасности осуществления работ по тушению лесного пожара обязаны:
а) обеспечить выполнение работниками соблюдения технологий проведения работ по тушению лесных пожаров, правил по охране труда и техники безопасности;
б) обеспечить организацию в течение всего периода тушения лесного пожара постоянной связи между подразделениями лесопожарных организаций, участвующими в тушении лесных пожаров;
в) обеспечить соблюдение принципов единоначалия и дисциплины работниками, участвующими в тушении лесного пожара;
г) организовать обеспечение работников, участвующих в тушении лесного пожара, специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты;
д) обеспечить использование исправного оборудования, механизмов и инструментов при выполнении работ по тушению лесного пожара;
е) обеспечить организацию оптимального режима работы и отдыха работников, участвующих в тушении лесного пожара;
ж) обеспечить организацию регулярного питания и снабжения питьевой водой работников, участвующих в тушении лесного пожара;
з) создать условия для оказания своевременной доврачебной и медико-санитарной помощи пострадавшим при тушении лесного пожара работникам, проведения своевременных мероприятий по их доставке в медицинскую организацию.
28. При тушении крупного лесного пожара руководитель тушения лесного пожара вправе организовать штаб по тушению лесного пожара. Решение о целесообразности организации штаба по тушению лесного пожара, место его расположения, состав и количество лиц, задействованных в работе штаба по тушению лесного пожара, определяются руководителем тушения лесного пожара.
29. Руководитель тушения лесного пожара назначает начальника штаба.
30. Основные задачи штаба по тушению лесного пожара:
а) сбор и обобщение информации о состоянии лесного пожара и ходе его тушения;
б) планирование действий по тушению лесного пожара;
в) обеспечение руководства подразделениями лесопожарных организаций, их взаимодействия и координации работ по тушению лесного пожара;
г) обеспечение связи между подразделениями лесопожарных организаций;
д) решение вопросов обеспечения работ по тушению лесного пожара;
е) взаимодействие с Оперативным штабом;
ж) учет сил, средств и ресурсов пожаротушения.
III. Тушение лесных пожаров
31. Действия работников лесопожарной организации по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возвращения сил и средств пожаротушения на места их постоянной дислокации.
32. В целях организации взаимодействия все подразделения лесопожарных организаций обеспечиваются средствами связи. Обязательным для подразделений лесопожарных организаций, участвующих в тушении лесного пожара, является их обеспечение радиосвязью ультракоротковолнового диапазона. Координация связи между подразделениями лесопожарных организаций осуществляется специализированными диспетчерскими службами.
33. Начальным действием по тушению лесного пожара является его обследование. Обследование лесного пожара проводится руководителем тушения лесного пожара и работниками подразделений лесопожарных организаций по всей кромке лесного пожара.
34. Обследование лесного пожара проводится с использованием наземных, авиационных и (или) космических средств в целях установления:
а) вида и скорости распространения лесного пожара, его контура и примерной площади;
б) основных типов (видов) горючих материалов;
в) тактических частей лесного пожара (фронт, фланги и тыл);
г) наиболее опасного направления распространения лесного пожара (создание угрозы ценным лесным насаждениям и (или) насаждениям, в которых возможен переход лесного пожара в верховой, объектам экономики и населенным пунктам);
д) наличия естественных и искусственных препятствий для распространения лесного пожара;
е) возможного усиления или ослабления лесного пожара вследствие особенностей лесных участков и рельефа местности на пути его распространения, а также из-за изменений метеорологической обстановки;
ж) возможности подхода, подъезда к кромке лесного пожара и применения механизированных средств локализации и тушения лесного пожара;
з) наличия источников водоснабжения и возможности их использования;
и) наличия опорных полос для проведения отжига и условий прокладки минерализованных полос;
к) безопасных мест стоянки транспортных средств, расположения людей;
л) путей отхода лиц, осуществляющих тушение лесного пожара, на случай возникновения опасности усиления огня, возможных мест укрытия.
35. При организации наземного обследования руководитель тушения лесного пожара устанавливает количество и состав работников, ставит перед ними задачи, определяет порядок передачи полученной информации. После проведения обследования лесного пожара руководитель тушения лесного пожара определяет план выполнения работ по его тушению и в устной форме доводит до руководителей каждого подразделения лесопожарных организаций. План выполнения работ по тушению лесного пожара включает в себя:
а) технические способы и тактические приемы ликвидации лесного пожара;
б) сроки выполнения отдельных мероприятий по тушению лесного пожара;
в) распределение имеющихся в наличии сил и средств пожаротушения по периметру лесного пожара;
г) организация связи с подразделениями лесопожарных организаций;
д) привлечение дополнительных сил и средств пожаротушения;
е) мероприятия по сбору информации о ситуации на лесном пожаре, ходе проведения работ по его тушению.
36. При тушении крупных лесных пожаров с целью обеспечения руководства и взаимодействия, руководитель тушения лесного пожара составляет схему тушения лесного пожара (далее — Схема тушения), на которой отображаются основные элементы принятого им плана выполнения работ, в соответствии с пунктом 35 настоящих Правил.
37. При тушении крупных лесных пожаров, для которых планируемый период тушения составляет менее 3 суток, Схема тушения составляется единожды на весь планируемый период тушения лесного пожара. При необходимости в Схему тушения, в связи с изменившейся обстановкой, могут вноситься коррективы. Новая Схема тушения составляется в случае необходимости внесения существенных изменений в план выполнения работ по тушению лесного пожара.
38. При тушении крупных лесных пожаров, для которых фактический или планируемый период тушения занимает более 3 суток, Схема тушения составляется ежедневно. Схема тушения лесного пожара составляется до 9 часов утра текущего дня, с предоставлением копий Схем тушения руководителям подразделений лесопожарных организаций, участвующих в тушении лесного пожара. Копия Схемы тушения по запросу предоставляется в Оперативный штаб и (или) комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
39. В случаях, когда в ходе тушения лесного пожара требуется внести значительные коррективы в план выполнения работ по тушению, новые Схемы тушения составляются в любой момент времени в течение всего периода тушения лесного пожара.
40. Схема тушения составляется в произвольном масштабе с использованием топографической или лесопожарной карт, в том числе в электронном виде, при необходимости может быть нанесена на планшет с планом лесонасаждений. Схема тушения составляется с обязательным указанием даты и времени составления, фамилией и подписью лица, ее составившего. Схема тушения состоит из графической и текстовой частей, отображающих план выполнения работ по тушению лесного пожара.
41. Графическая часть Схемы тушения содержит:
а) топографическую основу, отображающую основные необходимые элементы топографии;
б) контур лесного пожара по состоянию на момент составления Схемы тушения, направление распространения отдельных элементов или всей кромки лесного пожара, его площадь;
в) привязку к местности (при наличии — с указанием квартальной сети);
г) критические направления и факторы, влияющие на процессы принятия решений и условия проведения действий по тушению лесного пожара;
д) наличие естественных (реки, ручьи, озера, водоемы) или искусственных (дороги, тропы, минерализованные полосы) преград и опорных линий;
е) расположение подразделений лесопожарных организаций, с указанием секторов и участков лесного пожара (при необходимости указываются расстановка сил и средств пожаротушения);
ж) основные задачи подразделений лесопожарных организаций, включая указание основного (оптимального) направления тушения лесного пожара.
42. Отображение тактической обстановки на Схеме тушения осуществляется с использованием унифицированных символов, представленных в Приложении к настоящим Правилам.
43. Текстовая часть Схемы тушения содержит:
а) информацию о построении управления силами пожаротушения на лесном пожаре;
б) информацию для обеспечения взаимодействия и связи между подразделениями лесопожарных организаций на лесном пожаре;
в) дополнительную информацию, необходимую для обеспечения эффективности тушения лесного пожара.
44. В случае необходимости руководитель тушения лесного пожара отображает на Схеме тушения иную дополнительную графическую и (или) текстовую информацию.
45. При получении Схемы тушения руководители подразделений лесопожарных организаций обязаны сопоставить данную Схему тушения со своим имеющимся картографическим материалом.
46. Доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара включает в себя сбор в местах постоянной дислокации работников подразделений лесопожарных организаций и других привлекаемых в соответствии с планами тушения лиц, их доставку наземным и (или) авиационным транспортом к месту лесного пожара.
47. При расчете сил и средств пожаротушения руководители подразделений лесопожарных организаций учитывают силу и скорость распространения лесного пожара, возможность его развития в верховой пожар.
48. Для обеспечения оперативной ликвидации лесного пожара в районах применения наземных сил и средств пожаротушения силами группы (до 10 человек) с пожарной техникой и оборудованием, подразделение лесопожарной организации обязано прибыть на место лесного пожара и приступить к его тушению в лесах:
а) отнесенных к 1 классу природной пожарной опасности лесов — не позднее одного часа после обнаружения пожара;
б) отнесенных ко 2 классу природной пожарной опасности лесов — не позднее двух часов после обнаружения пожара;
в) отнесенных к 3 — 5 классам природной пожарной опасности лесов — не позднее трех часов после обнаружения пожара.
49. При скорости ветра более 5 м/сек, а также при 4 и 5 классах пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды, предельное время прибытия и начала проведения работ по тушению на участках 1-3 классов природной пожарной опасности лесов уменьшается в 2 раза. При отсутствии возможности сокращения времени численность работников подразделений лесопожарных организаций и количество средств пожаротушения, направляемых на пожар, должна быть увеличена не менее чем в 2 раза.
50. При обнаружении в пути следования к месту лесного пожара другого лесного пожара, руководитель подразделения лесопожарной организации, следующего к месту пожара, сообщает об обнаруженном пожаре в специализированную диспетчерскую службу. Следование к месту пожара прекращается только по распоряжению специализированной диспетчерской службы.
51. Локализация лесного пожара достигается путем выполнения комплекса действий, направленных на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения путем создания минерализованных полос и (или) полностью потушенных участков кромки по всему периметру лесного пожара и условий для его ликвидации имеющимися силами и средствами пожаротушения.
52. Первоначальным этапом локализации лесного пожара является остановка его распространения, включающая в себя действия лесопожарных организаций, направленные на остановку распространения кромки лесного пожара, в первую очередь, на опасных и критических направлениях, на которых может возникнуть угроза ценным насаждениям, населенным пунктам и объектам экономики.
53. Локализованным считается лесной пожар, при котором созданы условия для его нераспространения путем ограничения его по всему периметру заградительными минеральными полосами и (или) потушенными участками кромки, и (или) естественными преградами.
54. Выбор тактических приемов, методов и способов тушения лесных пожаров осуществляется руководителем тушения лесного пожара и старшими работниками подразделений лесопожарных организаций с учетом особенностей лесной растительности, рельефа местности, типов почв, вида пожара, его интенсивности и размера, текущих и прогнозируемых погодных условий, наличия сил и средств пожаротушения, обеспечения безопасного проведения работ, а также особенностей тушения пожаров на лесных участках, загрязненных радионуклидами.
55. При тушении лесных пожаров используют два метода — прямой и косвенный. Прямой метод применяется, в основном, при тушении низовых лесных пожаров слабой и средней интенсивности в случаях, когда есть возможность непосредственно потушить кромку лесного пожара и (или) создать у кромки лесного пожара заградительную полосу. Косвенный метод применяется при тушении низовых сильных и верховых лесных пожаров, когда линия остановки огня выбирается на определенном расстоянии от кромки лесного пожара.
56. При тушении лесных пожаров применяются следующие способы и технические средства:
а) захлестывание огня (сбивание пламени) по кромке лесного пожара;
б) засыпка кромки лесного пожара грунтом;
в) прокладка заградительных и опорных минерализованных полос;
г) отжиг горючих материалов перед кромкой лесного пожара;
д) тушение водой и огнетушащими растворами, в том числе с применением авиации.
57. Захлестывание огня (сбивание пламени) по кромке лесного пожара применяют для остановки продвижения огня при тушении низовых лесных пожаров слабой и средней интенсивности.
58. Засыпка кромки лесного пожара грунтом применяется на легких песчаных и супесчаных слабо задерненных почвах, когда применение захлестывания огня малоэффективно, а быстрая прокладка заградительных полос невозможна.
59. Прокладка заградительных и опорных минерализованных полос производится тракторной техникой с почвообрабатывающими орудиями, ручными (в том числе механизированными) орудиями в целях:
а) локализации лесных пожаров без предварительной остановки их распространения непосредственным воздействием на кромку;
б) локализации лесных пожаров, распространение которых было приостановлено;
в) применения отжига от опорных полос.
60. Заградительные и опорные минерализованные полосы должны своими концами упираться в естественные или искусственные противопожарные барьеры (дороги, ручьи, минерализованные полосы). При отсутствии механизированных средств либо невозможности их применения (в случаях небольших лесных пожаров, трудностей маневрирования из-за густоты древостоя, заболоченности местности, горного рельефа, отсутствия транспортных путей) минерализованные полосы прокладываются с помощью ручных орудий. Заградительные полосы создаются шириной 1,4 м при возникновении слабых средних лесных пожаров (скорость продвижения огня меньше 1 м/мин) и шириной до 9 м — при сильных лесных пожарах (скорость продвижения огня более 3 м/мин). Заградительные полосы, созданные с применением химических огнетушащих веществ (ретардантов, пенообразователей и смачивателей) — опорные химические полосы.
61. Отжиг производится в целях тушения верховых лесных пожаров всех видов, а также низовых лесных пожаров высокой и средней интенсивности. Пуск отжига производится от имеющихся на площади лесного пожара естественных и (или) искусственных опорных полос, а при их отсутствии — от специально созданных опорных полос, проложенных различными способами, в том числе с использованием взрывчатых материалов, растворов химических веществ, шириной от 0,3 м до 9 м в зависимости от интенсивности и вида лесного пожара. Для ускорения выжигания минерализованной полосы используются различные способы отжига (линейный, гребенкой, ступенчатый, метод опережающего огня). При тушении верховых лесных пожаров производится выжигание напочвенных горючих материалов в полосе, равной расстоянию двух возможных скачков верхового пожара (до 600 метров).
62. Тушение водой и огнетушащими растворами применяется в целях осуществления прямого тушения кромки лесных пожаров и (или) косвенного тушения низовых сильных, подземных и верховых лесных пожаров путем создания временных опорных полос для проведения отжига. При тушении лесных пожаров используются огнетушащие растворы, обладающие экологической безопасностью для окружающей среды и санитарной безопасностью для людей, работающих в зоне лесного пожара.
63. Выбор способов и технических средств тушения лесного пожара в зависимости от вида, интенсивности и скорости распространения лесного пожара, наличия транспортной и водной сети в районе тушения, особенностей прилегающей территории, наличия сил и средств пожаротушения, намечаемых тактических приемов и сроков тушения, метеорологической обстановки, а также периода начала тушения лесного пожара относительно светового времени суток, определяется руководителем тушения лесного пожара и руководителями подразделений лесопожарных организаций самостоятельно.
64. Периметр крупного пожара с учетом рельефа местности и растительного покрова, наличия естественных и искусственных рубежей и имеющихся сил и средств пожаротушения по решению руководителя тушения лесного пожара может разграничиваться на сектора и участки лесного пожара, за которыми руководителем тушения лесного пожара закрепляются ответственные лица. Ответственные лица обеспечивают сбор информации о текущей обстановке, обеспечение работ и руководство всеми привлекаемыми силами и средствами пожаротушения, организацию их взаимодействия на данном секторе (участке) лесного пожара.
65. Тушение лесного пожара с применением авиации производится в целях снижения интенсивности горения на кромке лесного пожара, чтобы создать для наземных сил и средств пожаротушения условия для перехода от косвенного метода тушения лесного пожара к прямому; приостановления распространения горения до прибытия наземных сил и средств пожаротушения к местам тушения лесных пожаров. Решение о целесообразности использования на тушении лесного пожара самолетов-танкеров и вертолетов с водосливными устройствами принимает руководитель тушения лесного пожара. Применение авиации организуется в соответствии с реализуемой руководителем тушения лесного пожара тактикой и стратегией тушения. Авиационное тушение лесных пожаров производится при непосредственном взаимодействии экипажа воздушного судна с руководителем наземных подразделений лесопожарных организаций. При нахождении на кромке лесного пожара наземных сил пожаротушения, запрещается производить авиационное тушение (сливы) с самолетов-танкеров и вертолетов с водосливными устройствами при отсутствии радиосвязи между экипажем воздушного судна и данным наземным подразделением лесопожарной организации.
66. После локализации лесного пожара руководитель тушения лесного пожара обязан лично осмотреть границы лесного пожара или привлечь для осмотра частей кромки лесного пожара работников подразделений лесопожарных организаций в целях подтверждения надежности локализации всей кромки лесного пожара. В местах, где выявлена необходимость усилить локализацию, немедленно проводятся меры по прокладке дополнительных заградительных и минерализованных полос.
67. Ликвидация лесного пожара является завершающим действием, когда устанавливается, что отсутствуют условия для возобновления лесного пожара, после завершения работ по дотушиванию и окарауливанию. После ликвидации лесного пожара производится прекращение всех работ по тушению и возврат сил и средств пожаротушения к местам постоянной дислокации или направление их на тушение других лесных пожаров. В случае, когда на ликвидированном лесном пожаре в течение 5 дней произошло возобновление горения от потушенных частей лесного пожара, данный пожар считается возобновившимся.
68. Наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации. Проводится дотушивание всех очагов горения в полосе шириной до 50-70 метров (на расстоянии двойной высоты древостоя) от локализованной кромки лесного пожара в целях исключения возможного переброса огня за границы локализованной кромки.
69. Предотвращение возобновления лесного пожара (окарауливание пожара) состоит в осмотре пройденной огнем площади с целью предотвращения его возобновления от скрытых очагов горения, не выявленных при дотушивании. Окарауливание проводится до полного прекращения горения на кромке лесного пожара и организуется в процессе его остановки, когда по мере продвижения вдоль ликвидируемой кромки лесного пожара оставляется часть работников, которые ликвидируют очаги загораний за опорной полосой и по кромке лесного пожара.
70. В течение пяти дней после ликвидации лесного пожара руководителем лесничества или лесопарка составляется акт о лесном пожаре. Данные о ходе тушения лесного пожара предоставляются специализированной лесопожарной организацией. В акте о лесном пожаре (далее — акт) указываются:
— дата, время составления акта;
— фамилия, имя и отчество должностного лица, составившего акт;
— фамилии, имена и отчества присутствующих при составлении акта лиц;
— дата, время и место обнаружения лесного пожара, расстояние от ближайшего населенного пункта или дороги, реки на лесосеке или на месте работы предприятия, организации;
— кем обнаружен лесной пожар, с помощью каких средств (если пожар был обнаружен работником лесопожарной организации);
— общая площадь лесного пожара в момент обнаружения в гектарах (с точностью до 0,01);
— дата и время получения сообщения или донесения о лесном пожаре и кем оно получено (региональной диспетчерской службой или лесничеством);
— что обнаружено на месте возникновения лесного пожара (остатки костра, признаки сельскохозяйственного пала), что может способствовать установлению причин лесного пожара. Если имело место нарушение правил пожарной безопасности в лесах, указать вид нарушения и предполагаемое время его совершения;
— лица, причастные к возникновению лесного пожара (указать фамилию, имя, отчество, место работы, должность и их местожительство). В тех случаях, когда указанные лица не установлены, указываются данные, необходимые для расследования;
— дата и время начала тушения;
— площадь, пройденная огнем (всего, по видам пожара, по видам целевого назначения лесов) в гектарах (с точностью до 0,01);
— дата и время локализации лесного пожара с указанием, какими силами локализован;
— дата и время ликвидации лесного пожара с указанием, какими силами ликвидирован;
— трудозатраты выполнения работ, связанных с тушением лесного пожара;
— применявшиеся способы и средства тушения лесного пожара;
— принятые меры к окарауливанию лесного пожара;
— ответственное за окарауливание лицо;
— предварительная оценка потерь в результате лесного пожара в естественных и стоимостных характеристиках (древесины на корню, заготовленной лесопродукции, зданий, сооружений, машин, оборудования и другого имущества, стоимость работ по очистке территории, стоимость лесовосстановительных работ, стоимость работ по тушению лесного пожара, общая предварительная сумма ущерба);
— должность, фамилия, имя и отчество лица, руководившего тушением пожара;
— перечень документов, прилагаемых к акту, включая схематический план пройденной огнем площади, расчеты и обоснования размеров предварительного ущерба от потерь древесины на корню, уничтожения огнем культур, молодняков, от потерь готовой продукции, стоимости работ по очистке территории, расходов на тушение пожаров;
— должность, место работы, фамилия, имя, отчество и подпись лица, составившего акт.
71. К акту о лесном пожаре прилагается схематический план пройденной огнем площади.
Съемка контура лесного пожара и участков внутри него, пройденных пожарами разного вида (верховыми, низовыми, почвенными), с привязкой их к ориентирам производится:
а) в районах применения наземных сил и средств пожаротушения — инструментально;
б) в районах применения авиационных сил и средств пожаротушения — аэровизуально, с использованием лесопожарной и (или) патрульной карты.
72. К акту о лесном пожаре также прилагается докладная записка руководителя тушения лесного пожара о ходе тушения лесного пожара, применявшихся методах и средствах тушения лесного пожара, их эффективности (представляется только в случаях крупных лесных пожаров).
IV. Особенности тушения лесных пожаров
73. В темное время суток работы по тушению лесных пожаров проводятся только при условии обеспечения искусственного освещения.
74. При тушении лесных пожаров на склоне более 20 градусов работникам подразделений лесопожарных организаций запрещается находиться выше кромки лесного пожара.
75. При тушении лесных пожаров, возникающих на территориях, где имеется опасность взрывов боеприпасов и взрывчатых материалов, отравления токсическими веществами, в случаях отсутствия на указанных территориях безопасных условий работ для работников, осуществляющих тушение лесного пожара (ограничение его распространения), тушение производится за пределами опасных зон.
76. При тушении лесных пожаров, возникающих на территориях, загрязненных радионуклидами, приоритетными задачами являются сохранение жизни и здоровья людей, выполняющих работы по тушению, и предотвращение распространения радионуклидов на сопредельные территории.
77. Особенности тушения лесных пожаров разделяются по зонам радиоактивного загрязнения.
78. В зоне с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км2 (37 -185 кБк/м2) и стронцием-90 — от 0,15 до 1 Ки/км2 (5,55 — 37 кБк/м2):
а) тушение лесных пожаров проводится, преимущественно аналогичными способами как на незагрязненных территориях, с принятием дополнительных мер по защите работников, осуществляющих работы по тушению, от вредного воздействия пыли и продуктов горения лесных горючих материалов;
б) тушение горящей кромки лесных пожаров проводится наземными и (или) авиационными средствами при помощи воды и водных растворов химических огнетушащих веществ, а также созданием перед кромкой лесного пожара заградительных полос путем слива огнезащитных растворов с использованием наземных и (или) авиационных средств.
79. В зоне с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 5 до 15 Ки/км2 (185 — 555 кБк/м2):
а) остановка и тушение лесных пожаров проводятся без выполнения работ на кромке лесного пожара путем создания заградительных и опорных химических полос при помощи наземных механизмов, а также с использованием вертолетов с водосливными устройствами и самолетов-танкеров;
б) дотушивание лесных пожаров проводится с использованием пожарных автоцистерн с установленными пожарными лафетными стволами, а также с использованием пожарных мотопомп.
80. В зонах с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 15 до 40 Ки/км2 (555 — 1480 кБк/м2) и более 40 Ки/км2 (1480 кБк/м2):
а) остановка и тушение лесного пожара проводятся в соответствии со специально разработанными для условий радиоактивного загрязнения регламентирующими документами, в которых учтены требования радиационной безопасности при тушении радиоактивного лесного пожара;
б) остановка и тушение лесного пожара проводятся вертолетами с водосливными устройствами и самолетами-танкерами;
в) окончательная локализация и дотушивание лесных пожаров проводятся наземными силами и средствами пожаротушения, при этом используются автоцистерны с установленными пожарными лафетными стволами и пожарные вездеходы на базе специальной (военной) техники, а для дотушивания пожаров — пожарные мотопомпы.
81. На территориях, указанных в пунктах 78 — 80 настоящих Правил, при тушении лесного пожара работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты — респираторами, средствами защиты органов зрения, закрытой резиновой обувью, спецодеждой. На тушение лесных пожаров в загрязненных радионуклидами лесах направляются лица, прошедшие специальную подготовку и медицинское обследование4. При высоких уровнях мощности эквивалентной дозы ионизирующего излучения время работы сокращается в соответствии с требованиями санитарных правил СанПиН 2.6.1.2523-9 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 47, зарегистрированных Минюстом России 14 августа 2009 г., регистрационный N 14534 («Российская газета», 2009, N 171/1), устанавливающих пределы доз.
82. При тушении подземных (торфяных) лесных пожаров производятся их опашка и (или) окопка, а также применение мощных струй воды с помощью насосных установок и высоконапорных мотопомп. В случаях многоочаговых торфяных лесных пожаров, возникающих на торфянистых почвах в результате низового лесного пожара, тушение производится путем локализации всей площади, на которой находятся очаги горения. После ликвидации лесного пожара площадь, пройденную огнем, необходимо периодически осматривать до выпадения интенсивных осадков.
1 Пункт 6 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 3 ноября 2011 г. N 470 (зарегистрирован Минюстом России 16 марта 2012 г., регистрационный N 23504).
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 21, ст. 2972; 2012, N 46, ст. 6339).
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 г. N 378 «Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 21, ст. 2973).
4 Пункт Особенностей охраны лесов, разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов, утвержденных приказом Минприроды России от 17 апреля 2007 г. N 101 (зарегистрирован Минюстом России от 14 мая 2007 г., регистрационный N 9445).