1. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России осуществляет:
1) функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:
исполнения уголовных наказаний;
регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;
адвокатуры;
нотариата;
государственной регистрации актов гражданского состояния;
обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств (за исключением: деятельности физических лиц, являющихся кредиторами по денежным обязательствам, самостоятельно осуществляющих действия, направленные на возврат возникшей перед ними задолженности другого физического лица в размере, не превышающем 50 тыс. рублей, кроме случаев возникновения указанной задолженности в результате перехода к ним прав кредитора (цессии); деятельности по возврату просроченной задолженности, осуществляемой в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по денежным обязательствам, которые возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности; правоотношений, связанных с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникших из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, кроме случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности; правоотношений по взысканию долгов заемщиков по обязательствам перед банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории г. Севастополя, в отношении которых Национальным банком Украины было принято решение о прекращении их деятельности (закрытии их обособленных подразделений) на территории Республики Крым и (или) на территории г. Севастополя, регулируемых Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 422-ФЗ «Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя»);
территориального устройства Российской Федерации;
организации местного самоуправления;
разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
2) правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;
3) функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций;
4) функции по контролю и надзору в сфере:
адвокатуры;
нотариата;
государственной регистрации актов гражданского состояния;
5) утратил силу с 5 июля 2021 года. — Указ Президента РФ от 05.07.2021 N 402;
(см. текст в предыдущей редакции)
6) функции по государственному контролю за деятельностью иностранных агентов.
(пп. 6 введен Указом Президента РФ от 04.11.2022 N 799)
(п. 1 в ред. Указа Президента РФ от 15.12.2016 N 670)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Основными задачами Минюста России являются:
1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
3(1)) — 4) утратили силу с 5 июля 2021 года. — Указ Президента РФ от 05.07.2021 N 402;
(см. текст в предыдущей редакции)
5) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;
(пп. 5 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
(пп. 6 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)
4. Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
5. Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений и организаций, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.
(в ред. Указов Президента РФ от 29.12.2012 N 1716, от 21.12.2013 N 940, от 05.07.2021 N 402)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
6(1). Утратил силу с 5 июля 2021 года. — Указ Президента РФ от 05.07.2021 N 402.
(см. текст в предыдущей редакции)
На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.
Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.
Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.
В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.
После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.
По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.
Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.
Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности.
В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.
С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.
13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось «…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».
После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.
Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.
С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.
В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».
По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.
Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.
После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.
Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина.
Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.
В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.
На всех этапах развития Российского государства Минюст России выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.
Что такое юстиция в российском законодательстве — как менялся смысл и функции органов юстиции
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «юстиция» – одно из самых запутанных в юриспруденции (это что?).
Его значение менялось в разные хронологические периоды, поэтому сегодня в словарях и юридических статьях можно встретить противоречивую информацию.
Легального определения в законодательстве РФ нет. Поэтому в настоящей статье будет по полочкам разобрано понятие «юстиция»: что это такое, где используется и какие вопросы охватывает.
Первоначальный смысл юстиции
С латинского языка слово «justitia» переводится как «справедливость», а в библейских текстах оно упоминается в значении «правды». Так звали и богиню правосудия в римской мифологии.
То есть, первоначальный смысл термина – справедливое разрешение споров на основе права.
Если вы откроете толковый словарь Ушакова Д.Н., то увидите:
что юстиция – это синоним слова «правосудие».
В других источниках приводится похожее определение. Так, Ожегов С.И. пишет:
что юстиция – это сфера деятельности судебных учреждений.
Сферы применения юстиции: раньше и сегодня
В Советском союзе (что это?) правосудие до 1946 года обеспечивал Наркомюст СССР, а затем – Министерство юстиции. Они руководили судами союзных республик, военными трибуналами и нотариальными учреждениями.
При этом советский Минюст выступал центральным органом государственного управления. Фактически в СССР было слияние двух ветвей власти: судебной и исполнительной.
Сегодня ситуация иная. В Конституции России закреплены следующие положения:
- статья 118 – правосудие осуществляется только судом;
- статья 120 – судьи независимы.
То есть, формально произошло выделение судебной власти в самостоятельную ветвь.
Поэтому, с точки зрения российского законодательства, некорректно говорить, что юстиция – синоним правосудия или деятельности судов.
А какие вопросы теперь входят в эту сферу?
В России и сегодня есть органы юстиции, а возглавляет систему Минюст. Последний выступает федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы, входящие в предмет ведения Минюста, перечислены в Указе Президента РФ № 1313 от 13.10.2004 года. К ним, в частности, относятся следующие:
- правовое регулирование, контроль и надзор в отношении адвокатуры, нотариата, органов ЗАГСа (что это?);
- регистрация некоммерческих организаций (это как?): религиозных, политических партий и других;
- территориальное устройство страны;
- исполнение приговоров судов по уголовным делам;
- взыскание задолженности физических лиц (до определённой суммы);
- представительство и защита интересов государства в иностранных и международных судебных учреждениях;
- оказание бесплатной юридической помощи населению.
Таким образом, сфера юстиции претерпела существенные изменения.
Теперь в неё не входит общее руководство судами, однако обеспечительные функции остались. Так, исполнением решений и приговоров судей занимается Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Формально она относится именно к системе органов юстиции, а не судебной.
В остальном сфера justitia скорее расширилась.
Сегодня она охватывает и те вопросы, которые не имеют прямого отношения к правосудию. Например, регистрацию некоммерческих организаций, определение границ административно-территориальных единиц.
Первоначальный смысл термина частично сохранился только в отношении понятий «административная юстиция» и «ювенальная юстиция».
Первая представляет собой систему органов по разрешению административно-правовых споров, а вторая – по разрешению дел о правонарушениях, совершённых несовершеннолетними.
То есть, речь тут идёт именно о вынесении решения на основе права. Хотя рассматривать такие споры могут не только суды. Перечень уполномоченных органов прописывается в законодательстве и зависит от конкретного государства.
Система органов юстиции
Органы юстиции в России имеют разветвлённую систему. На верхушке стоят Министр юстиции, его заместители и коллегия Минюста.
А далее идут следующие структуры:
- Департаменты.
Они разделены по выполняемым функциям и отраслям.
Например, есть департаменты регистрации ведомственных нормативных правовых актов, экономического законодательства, по делам некоммерческих организаций. В основном эти структуры выполняют нормотворческие, контрольно-надзорные и регистрирующие функции.
- Аппараты.
Их в Минюсте два: зарубежный и Уполномоченного РФ при Европейском суде.
Сотрудники аппаратов занимаются представительством государства в судебных инстанциях за рубежом.
- Федеральные службы.
Их тоже две.
Одна отвечает за исполнение уголовных наказаний (в частности, содержание осуждённых преступников в местах лишения свободы), а другая – за взыскание долгов по судебным решениям.
- Учреждения.
В учреждениях Минюста работают эксперты в сфере юстиции.
Так, специалисты Научного центра правовой информации осуществляют сбор, систематизацию и опубликование нормативных правовых актов. А сотрудники судебно-экспертных учреждений проводят экспертизы (криминологические, технические, экономические) и помогают судам расследовать сложные дела.
- Экспертные и консультативные органы.
Проводят совещания и решают какие-то узкие вопросы.
Например, в Минюсте есть совет, который анализирует религиозные материалы на предмет содержания в них признаков экстремизма.
Кроме того, в систему органов юстиции входят территориальные органы Минюста – главные управления и управления.
Они располагаются в республиках, автономных округах, краях и областях. Своё главное управление есть и в Москве.
Юстиция — это…
Если проанализировать приведённую выше информацию, то можно, наконец, дать современное определение понятию.
Юстиция – это система органов государственного управления, которые помогают судам поддерживать законность и справедливое положение дел в стране.
Свою цель они реализуют через правотворческие, контрольно-надзорные и обеспечительные функции.
В широком смысле юстиция – это исполнительно-процессуальная деятельность государства.
Автор статьи: Белоусова Наталья