Оркестр под руководством скрипки

Российский Государственный симфонический оркестр кинематографии
Жанр

классическая музыка, Киномузыка

Годы

c 1924

Страна

Flag of Russia.svg Россия

Город

Москва

Руководитель

Сергей Скрипка

Российский государственный симфонический оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки — симфонический оркестр Минкультуры РФ, исполняющий музыкальные партии для кино. Основан в ноябре 1924 года, до 1991 года был известен как Симфонический оркестр Госкино СССР.

С 1993 года по настоящее время главным дирижёром и художественным руководителем оркестра является Сергей Скрипка.

История

В 1924 году в известном московском кинотеатре «Арс» на Арбате впервые вместо привычного для того времени пианиста-тапёра выступил оркестр. Такое изменение в музыкальном сопровождении фильмов обрело популярность среди зрителей. С тех пор, под руководством дирижёра Давида Блока, оркестр стал играть в других кинотеатрах.

В 1930—1940-х оркестр исполнял музыку для фильмов таких режиссёров как Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Григорий Александров и Иван Пырьев. В числе последующих фильмов, музыкальные партии для которых исполнял оркестр — фильмы, награждённые премией «Оскар» («Война и мир», «Дерсу Узала», «Утомлённые солнцем», «Москва слезам не верит»), а также современные российские фильмы («Доктор Живаго», «Чудо», «Палата № 6», «Петя по дороге в Царствие Небесное», «Царь», «12», «Адмиралъ»).

Деятельность

Исполнение музыки для кино требует особого профессионализма. В отличие от концертного исполнения, репетиции перед исполнением музыки для фильмов для кинооркестра сильно ограничены и требуются умения мгновенного вхождения в атмосферу каждого фильма. Оркестр способен играть в разных составах и может преобразовываться в джазовый и эстрадный коллектив.

Также оркестр исполняет в концертах русскую и зарубежную классическую и современную музыку. Постоянно выступает в абонементных концертах Московской государственной академической филармонии с программами, обращёнными как к взрослым, так и к детям. В сезоне 2006—2007 годов коллектив впервые представил персональный абонемент «Живая музыка экрана». Оркестр принимал участие в таких музыкальных фестивалях как: «Декабрьские вечера», «Музыка друзей», фестивали музыки для детей, а также «Московская осень» и других: «Славянский базар» в Витебске, Фестиваль российской культуры в Индии.

С 1991 года оркестр кинематографии начал гастрольную деятельность, исполнив в Берлине «Военный реквием» Э. Б. Бриттена и Седьмую симфонию Д. Шостаковича.

Дирижёры

  • Юрий Серебряков
  • Владимир Васильев (1960-ые — 80-ые)
  • Александр Петухов (1969—1983)
  • Эмин Хачатурян (1961—1979)
  • Георгий Гаранян (1972—1979)
  • Иван Шпиллер (1965—1978)
  • Марк Эрмлер (приглашённый)
  • Давид Штильман (1932—1981)
  • Мартин Нерсесян (1971—1983)
  • Юрий Николаевский (1971—1984)
  • Сергей Скрипка (с 1977 г.)

См. также

  • Сергей Скрипка
  • Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации

Официальный сайт

  • РГСОК

Ссылки

  • РГСОК на сайте «Филармония» при Минкульте РФ
 Просмотр этого шаблона Оркестры Москвы

Академический большой концертный оркестр им. Ю.В.Силантьева • Академический симфонический оркестр Московской филармонии • Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского • Государственная академическая симфоническая капелла России • Государственный академический камерный оркестр России • Государственный академический симфонический оркестр России • Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» • Московский государственный академический симфонический оркестр • Московский симфонический оркестр • Национальный филармонический оркестр России • Персимфанс • Российский государственный симфонический оркестр кинематографии • Российский национальный оркестр • Симфонический оркестр Большого театра • Симфонический оркестр радио «Орфей»

Coat of Arms of Moscow.png

Российский государственный
симфонический оркестр кинематографии,
Сергей Скрипка, Павел Милюков

30 января 2018

Концертный зал имени П. И. Чайковского

схема проезда

Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

Коллектив ведет свою историю со времен «великого немого», когда в сентябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс» на Тверской место перед экраном занял не пианист-тапер, а оркестр. Музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре коллектив, которым руководил композитор и дирижер Давид Блок, стал играть и в других кинозалах. Отныне и навсегда судьба оркестра была связана с кинематографом. В 1938 году оркестр, до этого момента не имевший постоянного состава, был приписан к студии «Союздетфильм». В 1943 году оркестр и хор «Союздетфильма» были выделены в самостоятельную единицу, коллектив получил статус государственного.

Оркестр внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного и военного времени выдающихся режиссеров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева, Ивана Пырьева. Во время войны был эвакуирован в Среднюю Азию, продолжая непрерывно работать практически над всеми отечественными фильмами и фронтовой хроникой. 1944 год ознаменовался двумя историческими событиями: оркестр принял участие в записи музыки Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и дал концерт к своему двадцатилетию в Колонном зале Дома Союзов, который открывала только что записанная музыка Дмитрия Шостаковича к фильму «Зоя» Лео Арнштама. 

В послевоенные десятилетия оркестр записывает музыку ко множеству фильмов, среди которых «Баллада о солдате» Григория Чухрая с музыкой Михаила Зива, «Война и мир» Сергея Бондарчука с музыкой Вячеслава Овчинникова, «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова (музыка Алексея Рыбникова), «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе (музыка Максима Дунаевского), «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (музыка Евгения Геворгяна), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (музыка Сергея Никитина), «Покровские ворота» Михаила Козакова (музыка Георгия Гараняна) и многие другие. 

В 1993 году оркестр возглавил Сергей Скрипка, сумевший сохранить коллектив и поддержать его высокий исполнительский уровень. В числе работ оркестра последних лет – запись музыки Эдуарда Артемьева, Юрия Красавина, Артема Васильева, Анджело Бадаламенти и других композиторов к фильмам и сериалам «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Ликвидация», «Тихий Дон» и «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, «Брестская крепость» и «Спитак» Александра Котта, «Достоевский», «Бесы» и «Меморандум Парвуса» Владимира Хотиненко, “Weekend” и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Время первых» Дмитрия Киселёва, «Легенда № 17» и «Экипаж» Николая Лебедева, «Сталинград» Фёдора Бондарчука, «Хождение по мукам» Константина Худякова, «Дух Соноры» (по рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») и «Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова, «Медный всадник России» Василия Ливанова, «Собибор» Константина Хабенского и многим другим. 

С оркестром сотрудничали лучшие отечественные композиторы – Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Андрей Петров, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Евгений Дога и другие. В разные годы за его пультом стояли Давид Блок, Александр Гаук, Василий Небольсин, Григорий Гамбург, Николай Аносов, Арий Пазовский, Николай Голованов, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Газиз Дугашев, Вероника Дударова, Юрий Силантьев, Арнольд Ройтман, Эмин Хачатурян, Юрий Николаевский, Владимир Васильев, Мартин Нерсесян, Давид Штильман, Константин Кримец, Николай Соколов. С коллективом выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Козловский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Гмыря, Владимир Крайнев, Даниил Шафран, Александр Слободяник, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский. 

Оркестр – один из самых мобильных российских коллективов, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, совмещать концертную деятельность со студийной работой. Постоянно участвует в абонементах Московской филармонии, лучшими среди которых стали «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени Чайковского и «Кино без границ» в зале «Филармония-2». Свыше двух десятков лет сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. Участник музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар», Фестиваль российской культуры в Индии, крупных телевизионных концертных проектов, среди которых «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура». В 2013 году оркестр удостоен Гранта Правительства России.

Сергей Скрипка

Бòльшая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа.

Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы. Слушателям запомнились яркие программы, посвященные юбилеям Геннадия Гладкова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Полада Бюльбюль-оглы, Максима Дунаевского, вечера памяти Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Евгения Птичкина, Оскара Фельцмана, Микаэла Таривердиева, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Георгия Гараняна, Ролана Быкова. С 2006 года Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана». 

Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. Выступал и записывался с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Алёной Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных. 

В репертуаре дирижера – произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Впервые в России маэстро исполнил ораторию «Страсти по Марку» Рейнхарда Кайзера, а также осуществил первые записи на CD ряда произведений Глиэра, Мосолова, Шебалина, Денисова. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орёл», член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), Народный артист Российской Федерации (1998), Почётный гражданин города Жуковского (2004), лауреат премии Правительства России в области культуры (2010), награжден Орденом Почета (2016).

Павел Милюков

Павел Милюков родился в 1984 году в Перми. Окончил Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, консерваторию и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Владимира Иванова). Продолжил совершенствоваться в Университете музыки и драмы в Граце и Венском институте музыки и исполнительского искусства под руководством профессора Бориса Кушнира.

Лауреат международных конкурсов в Клостер-Шёнтале (II премия, 2003), конкурса Роберта Канетти (I премия, 2005, проводился в Венгрии), имени Никколо Паганини в Москве (II премия, I премия не присуждалась, 2007), Astana Violinв Астане (Гран-при, 2008), Vibrarte в Париже (I премия в составе трио Con Spirito 2008), имени Давида Ойстраха в Москве (II премия, 2008), в Сеуле (II премия, 2012), имени Арама Хачатуряна в Ереване (I премия, 2012). В 2010 году стал обладателем II премии Первого Всероссийского музыкального конкурса (Москва). В 2015 году завоевал III премию на XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.

Скрипач ведет активную концертную деятельность: гастролирует в странах Европы, в Японии, Южной и Северной Корее, Китае, Бразилии, во многих городах России, где также проводит мастер-классы. Выступает на известных концертных площадках с ведущими российскими и зарубежными коллективами: Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, оркестром Мариинского театра, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана, Уральским академическим филармоническим оркестром, Филармоническим оркестром Балтийского моря и другими. Среди дирижеров, с которыми сотрудничал Павел Милюков, – Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Юрий Симонов, Владимир Юровский, Кристиан Ярви, Джеймс Конлон, Александр Сладковский, Василий Петренко, Павел Коган, Роберт Канетти, Мария Эклунд.

Был дважды удостоен стипендии Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного банка «Россия». В 2008–2012 годах – солист Санкт-Петербургского Дома музыки. Участник программы Московской филармонии «Звезды XXI века». 

В 2016 году награжден орденом Дружбы. С 2016 года преподает в Московской консерватории на кафедре скрипки под руководством профессора Владимира Иванова. Регулярно проводит мастер- классы.

Играет на скрипке Пьетро Джованни Гварнери «Экс-Сигети», предоставленной швейцарским фондом «Нева».

Биография

Сергей Иванович Скрипка – руководитель симфонического оркестра (г. Жуковский), художественный руководитель и главный дирижер Оркестра кинематографии, музыкальный педагог, член Союза кинематографистов России, киноакадемий «Ника» и «Золотой орел». Биография мастера насыщена встречами с известными солистами, композиторами и кинорежиссерами.

Детство и юность

Сергей Скрипка родился 5 октября 1949 г. в г. Харькове (Украина). Отец мальчика был военным, а мама – домохозяйкой. Как ни странно, но карьеру вокалиста родители прочили брату Сергея Ивановича. Брат в итоге выбрал для себя кибернетику, а с музыкой жизнь связал Сергей.

Изначально семья собиралась отдать сына на класс фортепиано, но, поскольку все места были заняты, он поступил в хор мальчиков и пел там до подросткового возраста. В период ломки голоса ребят начинали учить хоровому дирижированию, что давало возможность позже стать хормейстером.

Эту профессию юноше дало дальнейшее образование в Харьковском институте искусств. Параллельно с основной учебой он подрабатывал и посещал как вольнослушатель факультатив по симфоническому дирижированию.

Отработав год на кафедре родного института, молодой человек решил подать документы в Московскую консерваторию им. Петра Чайковского. Сюда он поступил в класс профессора Лео Гинзбурга и остался по окончании учебы в аспирантуре на стажировке, чтобы заниматься исполнительством. В дипломе мастера стоит специальность «оперно-симфоническое дирижирование».

Личная жизнь

О личной жизни маэстро говорит охотно, но не часто. Жена известного дирижера тоже музыкант, скрипачка, закончила Московскую консерваторию и аспирантуру. Сергей Иванович вспоминает в интервью, что ухаживать в молодости за будущей супругой ему приходилось, соблюдая восточные традиции: девушка была родом из Ташкента.

В семье выросло двое детей: дочери, Александра и Наталья. Обе девочки отучились в музыкальной школе: старшая – по классу фортепиано, а младшая взяла в руки скрипку. Профессии наследницы выбрали, не связанные с музыкой.

Заметим здесь же, что музыканту Олегу Скрипке дирижер – не родственник, а однофамилец. По словам самого мастера, Скрипка – очень распространенная фамилия на его родине и означает это лишь то, что оба мужчины имеют корни в Украине.

Кстати, дирижер не ведет аккаунт в «Инстаграме», но его коллеги по цеху (музыканты, вокалисты, артисты), а также поклонники регулярно отмечают Сергея Скрипку в своих постах, рассказывая о прошедших и будущих музыкальных мероприятиях и публикуя фото.

Карьера и творчество

Окончив аспирантуру Московской консерватории, дирижер стал работать в Государственном симфоническом оркестре кинематографии. Здесь мастер смог реализовать свой потенциал в полной мере: при его участии записано музыкальное сопровождение ко многим фильмам, выпущенным советскими и российскими режиссерами, выполнены заказы зарубежных киностудий.

Параллельно музыкант трудился в Жуковском симфоническом оркестре. Скрипке удалось ввести в репертуар академические произведения – от Людвига ван Бетховена и Вольфганга Амадея Моцарта до Сергея Рахманинова и Родиона Щедрина. С именем маэстро связано восстановление такого музыкального материала как оратории «Минин и Пожарский» (Степан Дегтярев), «Страсти по Марку» (Райнхард Кайзер), реквием «9 шагов к преображению» (Эдуард Артемьев).

С 2006 г. оркестр кинематографии выступает с филармоническим абонементом «Живая музыка экрана», чью программу Сергей Иванович продумывает и готовит всегда сам. Выступления проходят в московском зале им. Чайковского.

В мае 2017 г. в г. Ульяновске в честь мастера была заложена звезда на центральной улице города. Это произошло в рамках IX Международного кинофестиваля «От всей души» им. Валентины Леонтьевой. Также на кинофестивале маэстро вручили главный приз проекта «Честь и достоинство» и мантию.

Помимо своей основной концертной деятельности, музыкант с радостью участвует в проектах молодежи, например, выступает с коллективом студентов Академии им. Гнесиных, где долгое время преподавал.

Сергей Скрипка сейчас

В 2019 г. исполнилось 95 лет со дня основания Государственного симфонического оркестра кинематографии. Празднование прошло в день рождения главного дирижера – 5 октября. Он в этот день тоже отмечал круглую дату – свое 70-летие.

Ко дню рождения мастера на канале «Культура» вышла передача «Линия жизни». В интервью он рассказал о своей работе в кино и сотрудничестве с именитыми композиторами советской эпохи – Марком Фрадкиным, Алексеем Рыбниковым, Альфредом Шнитке.

Несмотря на возраст, маэстро не собирается сейчас уходить из профессии. Он регулярно стоит за пультами оркестров, является постоянным членом жюри музыкальных конкурсов и кинофестивалей.

В 2020 г. минуло 45 лет, как Сергей Иванович работает в Жуковском симфоническом оркестре. И в этом же году коллектив отпраздновал 60-летний юбилей.

Награды

  • 1993 — Заслуженный деятель искусств Российской Федерации
  • 1998 — Народный артист Российской Федерации
  • 2004 — Почетный гражданин города Жуковского
  • 2010 — Премия Правительства Российской Федерации в области культуры
  • 2016 — Орден Почёта

Фильмография

  • 1977 — «В зоне особого внимания»
  • 1977 — «По семейным обстоятельствам»
  • 1978 — «Мой ласковый и нежный зверь»
  • 1979 — «Осенний марафон»
  • 1979 — «Гараж»
  • 1979 — «Тот самый Мюнхгаузен»
  • 1979 — «Цыган»
  • 1981 — «Через тернии к звёздам»
  • 1982 — «Мужики!»
  • 1983 — «Мэри Поппинс, до свидания»
  • 1984 — «Гостья из будущего»
  • 1984 — «Жестокий романс»
  • 1984 — «Формула любви»
  • 1986 — «Кин-дза-дза!»
  • 1987 — «Человек с бульвара Капуцинов»
  • 1991 — «Небеса обетованные»
  • 2000 — «Старые клячи»
  • 2007 — «Ликвидация»
  • 2012 — «Легенда № 17»
  • 2017 — «Хождение по мукам»
  • 2019 — «Медный всадник России»
  • 2020 — «Учёности плоды»

Интересные факты

  • Маэстро награжден званиями «Заслуженный деятель искусств РФ», «Народный артист Российской Федерации», он лауреат премии Правительства России в области культуры.
  • Дирижер – частый гость на телевидении. Вместе с коллективом он выступал на передачах «Призрак оперы», «Лучше всех» и «Вечерний Ургант».
  • Музыкант – один из первых руководителей, кто ввел в оркестр электронные инструменты, а его концерты часто включают элементы шоу и импровизации.

Московский камерный оркестр

Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых участвует Московский камерный оркестр . На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2023 г. с участием Московского камерного оркестра и купить билет на удобную вам дату.

Московский камерный оркестр очень молод – никому из участников нет еще 28 лет. Однако все они – яркие творческие личности, лауреаты международных конкурсов, делающие успешную сольную карьеру. В составе Московского камерного оркестра – созвездие талантлив­ых молодых музыкантов, выпускников Московской консерватории. За плечами артистов – выступления в лучших концертных залах России, Европы и США. Гибкая и уверенная ансамблевая игра оркестра, оригинальные трактовки позволяют музыкантам открывать новые образные грани в музыке композиторов-классиков.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прокурор амурской области официальный сайт руководство
  • Ву 71м зарядное устройство инструкция по применению скачать
  • Benet oral spray инструкция на русском
  • С днем рождения высшему руководству
  • Бетадин от молочницы цена свечи инструкция