Основы руководства игрой в раннем младшем дошкольном возрасте является

Особенности руководства игровой деятельностью детей раннего возраста

        Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Игра обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей раннего возраста. Сами дети играя, ставят одну цель- играть, а педагог должен учитывать обучающую и развивающую цель игры. Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игрушек и игровых образов, кратковременности игр, объединений детей, наличие конфликтов по поводу игрушки, роли. Они требуют чёткого, системного руководства ими, целенаправленного формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений.

        Формирование игровой деятельности ребёнка проходит через предметную деятельность. Носителями предметных действий являются взрослые. На предметах не указаны общественные способы их использования, и они не могут быть открыты ребёнком самостоятельно, в ходе простого манипулирования, без помощи и руководства со стороны взрослых. Сначала педагог и ребёнок совместно рассматривают игрушки, затем педагог формулирует игровую задачу. Необходимо, чтобы взрослый показывал и называл свои действия, предложил ребёнку воспроизвести их. В этот период детям важно предлагать разные варианты одной и той же игровой задачи. Этот приём позволяет показать условность игры, побуждает к перенесению игрового действия с одного предмета на другие, не ограничивает инициативу ребёнка заданным образцом действия взрослого. По мере усвоения ребёнком простых игровых действий игровые задачи усложняются.

        Освоение детьми раннего возраста игрового опыта предполагает комплексную систему действий педагога: планомерное обогащение жизненного опыта детей, обучающие игры, своевременное изменение игровой среды, активизирующее общение педагога с детьми в игре, побуждающее к применению осваиваемых способов решения игровых задач, новых знаний об окружающем.

         При руководстве игрой детей раннего возраста педагог может использовать прямые и косвенные приемы, а так же метод комплексного руководства игрой.

        Прямые приемы подразумевают непосредственное участие педагога в игре. В раннем возрасте это эмоциональное общение взрослого с ребёнком в совместной игре, показ способов действий с предметами, обучение использованию в игре предметов -заместителей. Педагог оказывает влияние на выбор темы, на развитие сюжета, помогает детям распределить роли, устанавливает правила, принимает ролевое участие в игре.

        При использовании косвенных приёмов руководства, игра проходит без непосредственного участия педагога. Игровая обстановка создаётся им заранее, до начала игры. Это подбор игрушек, беседа о предметах ближайшего окружения и их назначении, наблюдение за действиями взрослых, рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций.

        Комплексный метод руководства игрой предполагает воздействие педагога на игру с учётом возрастных возможностей детей. Сначала идёт планомерное обогащение жизненного опыта детей, затем реальный опыт с помощью обучающей игры переводится в игровой. Для закрепления умений необходимо своевременно изменять, усложнять игру.

Педагог должен учитывать, что игра детей раннего возраста состоит из нескольких этапов. Начальным этапом является предметная игра по мотиву заданному взрослым, при совершенствовании которой позволяет перейти на следующий этап развития игры к способности к замещению. Иногда, замещение оказывается несформированным даже к концу раннего детства. Такие дети нуждаются в особом внимании со стороны педагога. Затем игра переходит в сюжетно-отобразительную, в ходе которой дети воспроизводят свои наблюдения из повседневной жизни. К концу третьего года жизни появляются предпосылки ролевой игры.

Таким образом, основной задачей педагога является формирование у детей раннего возраста игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры. Сюжетная игра начинает формироваться как самостоятельная деятельность детей. Но своё развитие получает при постоянном, целенаправленном влиянии взрослых.

1. Воспитание детей дошкольного возраста – это *

а) процесс приобщения к миру общечеловеческих ценностей
б) процесс формирования моральных ценностей
в) процесс взаимодействия взрослого с ребенком направленный на формирование личностных качеств ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями

2. Из предложенных групп ценностных отношений выберите ту, в которой представлены общечеловеческие ценностные отношения: *

а) Отношение к семье, отношение к самому себе, отношение к Отечеству, отношение к культуре, отношения к искусству, отношение к религии
б) отношение к национальной культуре, отношение к материальной культуре, отношение к историческим событиям своей страны, отношение к национальным героям, отношения к традициям своей семьи
в) отношения к национальным праздникам, отношения к дням собственного рождения, отношение к родословной, отношение к православию, отношение к русской культуре

3. Определите закономерности воспитания детей дошкольного возраста *

а) активность самого ребенка
б) потребность ребенка в любви
в) личность эффективно развивается в ситуации успеха
г) соблюдение прав ребенка

4. К условиям эффективности применения методов воспитания не относится: *

а) тактичность применения метода
б) реальность метода
в) гуманность применения метода
г) изолированность методов

5. Применение каких методов следует использовать с особой осторожностью в дошкольном возрасте: *

а) практические методы
б) методы формирования сознания
в) методы убеждения
г) методы наказания

6. Какие процедуры составляют систему правовых основ повышения качества дошкольного образования? *

а) аттестация
б) лицензирование
в) рецензирование программ
г) аккредитация

7. Процедура лицензирования дошкольного учреждения предоставляет право: *

а) на педагогическую деятельность
б) на открытие детского сада
в) на прием детей в детский сад
г) на финансирование

8. Процедура аккредитации детского сада предоставляет право: *

а) на открытие детского сада
б) на защиту прав и достоинств ребенка
в) на финансирование и гарантии родителя в воспитании детей

9. Каким образом реализуется региональный компонент в содержании дошкольного образования? *

а) обновления содержания традициями, культурой той местности, где проживает ребенок
б) разделения детей по национальному составу внутри дошкольного учреждения
в) изучения интересов родителей
г) обновления технологий воспитания ребенка

10. Выберите правильный ответ: *

а) метод обучения – это способ познавательной деятельности взрослого и ребенка
б) метод обучения – это система способов работы воспитателя и детей с целью приобретения детьми знаний, умений и навыков, развития познавательных способностей
в) метод обучения – это прием взаимодействия с ребенком по поводу приобретения познавательной информации

11. Кто из педагогов занимался вопросами дошкольного обучения? *

а) А.С.Макаренко
б) А.П.Усова
в) Н.Н.Поддъяков

12. Какой дидактический принцип обучения Я.А. Коменский назвал «золотым правилом дидактики» в дошкольном возрасте? *

а) наглядности
б) научности
в) доступности

13. В качестве предмета дошкольной педагогики как науки выступает: *

а. Ребенок
б. Закономерности развития ребенка
в. Закономерности воспитания ребенка
г. Взаимодействие педагога с ребенком

14. Игра в дошкольном возрасте — это: *

а) Способ овладения навыками трудовой деятельности;
б) Способ позабавить малыша;
в) Ведущий вид деятельности дошкольника

15. Кем впервые в педагогической литературе было высказано понимание игры как отражения действительной жизни *

а) К.Д.Ушинским;
б) Н.К.Крупской;
в) А.С.Макаренко

16. Особенность какой игры отображает схема «человек — общественные отношения» *

а) Сюжетно-ролевой игры;
б) Театрализованной;
в) Дидактической.

17. Основным показателем развития сюжетно-ролевой игры является: *

а) Умение отражать цепочку игровых действий;
б) Принятие ребенком игровой роли;
в) Возникновение ролевых взаимоотношений

18. Основой руководства игрой в раннем и младшем дошкольном возрасте является: *

а) Знакомство детей с предметами, игрушками, демонстрация игровых действий;
б) Создание предметно-пространственной среды соответствующей возрастным запросам;
в) Распределение ролей между детьми.

19. Условием возникновения конфликта является наличие: *

а) оппонентов и объекта конфликта;
б) конфликтной ситуации и инцидента;
в) оппонентов и инцидента;
г) конфликтной ситуации и объекта конфликта;
д) как минимум трех заинтересованных сторон.

20. В основу диагностики игровой деятельности положены: *

а) Метод наблюдения;
б) Выполнение тестовых заданий;
в) Метод экспериментирования.

venselosthe281

venselosthe281

Вопрос по психологии:

Основой руководства игрой в раннем и младшем дошкольном возрасте является: *
o а) Знакомство детей с предметами, игрушками, демонстрация игровых действий;
o б) Создание предметно-пространственной среды соответствующей возрастным запросам;
o в) Распределение ролей между детьми.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

tongeri562

tongeri562

С детства нам приучают принимать на себя какие либо роли.По-этому в).

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Психология.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Психология — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.

1.Игра в дошкольном возрасте — это: * а) Способ овладения навыками трудовой деятельности; б) Способ позабавить малыша; в) Ведущий вид деятельности дошкольника. 2. Игрушка – это: * а) Результат творчества отдельного человека; б) Специально изготовленный предмет, предназначенный для обеспечения игровой деятельности детей и взрослых; в) Уменьшенная модель предметов и орудий труда. 3.Кем впервые в педагогической литературе было высказано понимание игры как отражения действительной жизни * а) К.Д.Ушинским; б) Н.К.Крупской; в) А.С.Макаренко. 4.Что послужило основой возникновения в обществе игры как деятельности: * а) Появление игрушек; б) Развитие и усложнение трудовой деятельности; в) Развитие и усложнение общественных отношений. 5.В чем заключается социальный характер игры? * а) В образном отражении реальной жизни в играх детей; б) В передаче социальных отношений; в) В том, что она возникла в человеческом обществе. 6.Что такое филогенез игры? * а) Передача игровой культуры; б) Процесс исторического развития игровой деятельности; в) История возникновения игры. 7.Самый идеальный способ передачи игровой культуры- это: * а) Овладение игровой деятельностью через игры в разновозрастном детском коллективе; б) Прямое руководство игрой взрослого; в) Овладение игровой деятельностью через игры в детском коллективе сверстников. 8. В основу современной классификации детских игр положены: * а) Единство физического и психического развития ребенка; б) Степень участия в игре взрослого человека; в) Творческая активность детей, степень их самостоятельности. 9.Что является основой игр с правилами? * а) Четкие правила, которые позволяют достичь игрового результата; б) Обязательное наличие атрибутов; в) Игровой сюжет. 10. Особенность какой игры отображает схема «человек — общественные отношения» * а) Сюжетно-ролевой игры; б) Театрализованной; в) Дидактической. 11.Основным показателем развития сюжетно-ролевой игры является: * а) Умение отражать цепочку игровых действий; б) Принятие ребенком игровой роли; в) Возникновение ролевых взаимоотношений. 12. Кукла, тигр, собачка – это: * а) Спортивные игрушки; б) Образные игрушки; в) Дидактические игрушки. 13. Система дидактических игр для детского сада впервые была создана: а) Ф.Фребелем; б) Е.И.Тихеевой; в) Д.В.Менджерицкой. 14. Основой руководства игрой в раннем и младшем дошкольном возрасте является: * а) Знакомство детей с предметами, игрушками, демонстрация игровых действий; б) Создание предметно-пространственной среды соответствующей возрастным запросам; в) Распределение ролей между детьми. 15. Особенностью дидактических игр является: * а) Восприятие ребенком дидактической задачи как игровой и решение ее через игровые действия; б) Наличие обучающих элементов; в) Сочетание правил и творчества детей. 16. Основным условием для развития сюжетно-ролевой игры является: * а) Совместные игры взрослого и ребенка; б) Изобилие образных игрушек; в) Коллектив детей. 17. Условием для перехода к отобразительной игре является: * а) Овладение манипулятивными действиями с предметами; б) Наличие впечатление, полученных в повседневной жизни; в) Наличие игрушек. 18. В основу диагностики игровой деятельности положены: * а) Метод наблюдения; б) Выполнение тестовых заданий; в) Метод экспериментирования. 19. Особенностью строительно-конструктивных игр является: * а) для развития строительно-конструктивных игр необходимо последовательное овладение конструктивными умениями в разных видах деятельности; б) строительно-конструктивные игры не могут осуществляться без постоянного руководства взрослого; в) строительно-конструктивные игры доступны только для детей старшего дошкольного возраста. 20. Ребенок воспроизводит цепочку из 5-6 сюжетных действий, объединенных одной темой, но не называет принятую на себя роль и не строит ролевых отношений с другими играющими детьми. Для какой игры это характерно: * а) Отобразительная; б) Сюжетно-отобразительная; в) Сюжетно-ролевая. 21. Позиция взрослого при обучении ребенка трудовым действиям: * а) обслуживающий; б) опекающий; в) помогающий. 22. В результате труда детей дошкольного возраста создаются: * а) материальные ценности; б) духовные ценности; в) удовлетворятся потребности самих себя и близких людей. 23. Определите последовательность этапов трудовой деятельности детей: * а) мотив, цель, планирование, контроль, результат, оценка; б) цель, мотив, планирование, результат, контроль, оценка; в) цель, планирование, результат, контроль, оценка, мотив. 24. Мотивы, побуждающие дошкольника к трудовой деятельности: * а) интерес к процессу действия и результату; б) социальная значимость труда; в) материальное вознаграждение. 25. Объективная оценка трудовой деятельности ребенка крайне затруднительная, т.к. оценивается … * а) объем работы; б) качество работы; в) затраченные трудовые и волевые усилия, его отношения к делу. 26. С какого возраста дошкольник может ставить цель для выполнения тру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детская игра–это деятельность ребенка в условной (мнимой, воображаемой) ситуации. Мотив такой деятельности заключен в ней самой, т. е. ребенок играет не ради какого-то внешнего результата, эффекта, а потому, что хочет играть. Как только этот мотив меняется, игра перестает быть игрой.

Игра возникает из условий жизни ребенка обществе и отражает эти условия. В ней происходит «первичная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает особо знание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым».

С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, в процессе общения передают ему определенный опыт и знания относительно действий с предметами и взаимоотношений с людьми. Закрепление элементарного опыта, отражение первых представлений происходит в игре, что чрезвычайно важно для полноценного развития детей дошкольного возраста.

В трудах Л.С.Выготского (1896–1934) игра уже признана ведущей деятельностью, т. е. определяющей развитие ребенка. В какой же момент она появляется и когда становится ведущей деятельностью? Ребенок раннего возраста может что-то познать, только реально пощупав, попробовав, испытав. Действия «в уме» для него еще недоступны, а младший школьник уже способен к ним. Откуда же берется и когда возникает этот «ум», или, выражаясь научным языком, внутренний план деятельности? Он формируется именно в игре и за счет игры! Первоначально развернутые игровые действия заменяются жестом, потом словом, потом начинают осуществляться полностью в уме (игра-фантазирование). Кроме того, только в игре значение предмета отрывается от самой вещи. Вся остальная деятельность ребенка реальна. А в игре можно действовать только значением, а не самим предметом. Идеальное и материальное разделяются. Возникает идеальное действие, зарождаются основы теоретического мышления, закладывается (по словам А.В.Запорожца) цокольный этаж общего здания человеческого мышления. В этом заключено главное значение игры для умственного развития детей.

Один из крупнейших ученых-исследователей игры нашего времени, С.Л.Новоселова, дала одновременно и очень образное, и очень точное определение: игра – «это форма практического размышления ребенка об окружающей его действительности», которая является «генетическим прообразом теоретической мысли взрослого». В игре практически, т. е. в действии, становится доступен целый мир. Дошкольник не может водить машину и тем более космический корабль, в одночасье попасть в джунгли или на северный полюс, и тем более – оказаться в прошлом или будущем. В игре все это возможно.

Игра имеет непреходящее значение для социального развития ребенка, именно в игре он примеряет на себя ролевое поведение, начинает понимать многие нюансы поведения людей. Учится подчинять свое поведение определенным правилам, это означает, что без полноценной игры у него не сформируется такое важное качество, как произвольность его деятельности. По словам известного психолога Л.И.Божович, игра является тем механизмом, который переводит требования взрослого в потребности самого ребенка. Но игра – это не только практическое освоение «будущих», взрослых отношений в результате хорошего проигрывания своей роли. В процессе игровой деятельности происходит построение реального взаимодействия со сверстником: умение договариваться, выслушивать другого, иногда пойти на компромисс, иногда настоять на своем, чтобы игра могла продолжаться, и главное, чтобы она была интересной и увлекательной для всех!

Есть и другие, крайне важные свойства, которые формируются в самодеятельной игре дошкольника – это активность и инициативность. Для поддержания интересной, захватывающей игры ребенку нужно прилагать всю свою фантазию, уметь обыграть любую мелочь, в случае затруднения найти выход из любой ситуации, моделировать и переживать в действии разные варианты ситуации. Ребенок, который получил в игре опыт такого вариативного подхода к разным проблемам, легко переносит его в другие виды деятельности, а «недоигравший» очень часто по-настоящему боится ошибки.

Дошкольник способен обучаться по программе взрослого лишь в той мере, в какой эта программа становится его собственной. Какова здесь роль игры? Игровая форма делает многие задания для ребенка интересными, понятными, что часто используется дидактикой, но, как ни странно, – не это является главным. Во-первых, в самодеятельной детской игре, которая возникает по инициативе самого ребенка, формируются те психические качества, без которых обучение будет просто невозможно. Во-вторых, в игре дети получают возможность использовать на практике полученные знания, а значит, по-настоящему усваивать и понимать их. Без такой практической апробации любое знание становится абстрактным, ненужным и быстро забывается. Для развития дошкольника важны те игры, которые исходят от него, его собственной инициативы, сюжет которых он выдумывает сам – сюжетно-ролевые или режиссерские. Именно в них в наибольшей степени происходит общее развитие, а не упражняются какие-то отдельные функции. Возникают они не на пустом месте. Любые другие игры, инициатором в которых выступает взрослый, льют воду на мельницу развития самодеятельной игры. Важно, чтобы ребенок владел игровой культурой во всем ее многообразии: в раннем и младшем дошкольном возрасте – это сюжетно-отобразительные игры (ребенок повторяет то, что видит вокруг), затем появляются самодеятельные сюжетные игры (ребенок обращается к сюжетам, которые интересны ему, придумывает их сам), к старшему дошкольному возрасту сюда добавляются игры с правилами. Не следует недооценивать и такие виды игр, как досуговые, подвижные, игры-экспериментирования, разнообразные народные игры.

Хорошая детская игра – это эмоционально насыщенное действо, а которое ребенок погружен полностью. Чем шире круг отображаемых в игре событий и явлений, тем лучше. Так, если младший дошкольник охотно играет в магазин и поликлинику, в семью и детский садик, то игры старших дошкольников уже гораздо увлекательнее, они связаны с путешествиями, приключениями и подвигами. Постепенно игра приобретает «многоаспектный» характер: ребенок не просто выдумывает и развивает сюжет (это может происходить в течение достаточно продолжительного времени: от нескольких дней до нескольких недель и даже месяцев), но и активно включает в свою эту игру все, что, так или иначе, его затрагивает (новые знания, новые предметы, новые персонажи). Он активно конструирует предметную среду своей игры (если речь идет о режиссерской игре) или какие-то ее атрибуты (если игра сюжетно-ролевая). Здесь игра настолько тесно смыкается с продуктивными видами деятельности, что разграничить их уже почти невозможно. Изобразительная деятельность, творческий труд становятся по-настоящему мотивированными – значимыми для самого ребенка, обогащая его умения и обобщая его опыт, а процесс создания игрушек, хотя и замедляет игровое действие во времени, нередко открывает новые возможности для построения сюжета.

Игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществле­ния. Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

Игру не зря называют королевой детства. Знаменитый ученый Э.Берн говорил, что весь процесс воспитания ребенка он рассматривает как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть.

Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие ее функции:

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребенком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребенка при интенсивном учении, труде.

Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Функция самовыражения – стремление ребенка реализовать в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые невыполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические, игры – драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:

  1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
  2. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).
  3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.
  4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.
  5. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.
  6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

1.2. Структура игры и этапы ее развития.

Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.

Игровой замысел– это общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу игры можно разделить группы: отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.); отражающие созидательный труд (строительство метро, постройку домов.); отражающие общественные события, традиции (праздники, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений.

Сюжет, содержание игры – это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть.

Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх — взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Роль реализуется в игровых действиях, которые первоначально воспроизводят действия реальные, но по мере развития ребенка при­обретают все более обобщенный и сокращенный характер при сохра­нении логики и последовательности их осуществления. В дальнейшем они могут перейти во внутренний план через этап их речевого выпол­нения (ребенок уже не действует игровым предметом, а рассказывает о действии).

Игровое употребление предметов может реализовываться как в форме использования изобразительных игрушек (предметов, представ­ляющих собой уменьшенную копию реальных вещей, специально со­зданных обществом для организации игры ребенка), так и в форме за­мещения одних предметов другими (с соответствующим переименова­нием). Замещение представляет собой важнейшую характеристику сюжетно-ролевой игры.

И, наконец, еще один компонент структуры сюжетно-ролевой игры – это реальные отношения между играющими детьми как партнерами по совместной игровой деятельности. Функции реальных отношений включают планирование сюжета игр, распределение ролей, игровых предметов, контроль за развитием сюжета и выполнением ролей сверстниками-партнерами, их коррекцию. Если игровые отно­шения определяются содержанием выполняемых детьми ролей, то их реальные отношения зависят от особенностей личностного развития.

Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр.

Как же развивается игра на протяжении дошкольного детства?

Известный психолог Д.Б.Эльконин (1978) связал развитие игры с динамикой развития ребенка. Развитие игры у детей проходит четыре этапа.

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли еще не обозначаются. На первом этапе сюжетно-ролевой игры дошкольники охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заменитель, ранее использованный в игре.

Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры – действия с предметом. Однако теперь эти действия развертываются последовательно, в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки. Объединения играющих кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Игра многократно повторяется. Игрушки дети используют одни и те же – любимые. В игре объединяются 2-3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры – по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью и становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, несоотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают в игре не только быт, но и труд взрослых, яркие общественные явления.

Четвертый этап. Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей (обыгрывание сцен литературных произведений, кинофильмов, телепередач и т. п.). Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения участников устойчивы. Они строятся на интересе детей к одним и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.В игре выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Количество вовлеченных в игру до 5-6 человек.

На четвертом этапе, то есть к старшему дошкольному возрасту, ярко проявляются индивидуальные особенности игровой деятельности и игрового творчества каждого ребенка.

Игра как форма организации жизнедеятельности детей.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.

В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, настойчиво развивала Н. К. Крупская. Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н. К. Крупская писала: «… игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра – для дошкольников – способ познания окружающего». Поэтому, по глубокому убеждению Н. К. Крупской, задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По ее мнению, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать.

Исходя из особенностей вида игры, задачи, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.

Направляю игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжет игры, игрушки и предметы, партнеров и т. д. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

— отношения, которые определяются содержанием игры, (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры;

— реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).

Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, ребенок стремится к общению с ним: беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается способным уступить игрушку, взять на себя не очень привлекательную роль, т.е. жертвует своими интересами ради общения с партнером. Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются качества «общественности»: способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Иными словами, качества «общественности» позволяют ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми.

При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. А. П. Усова справедливо отмечала, что умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.

Однако без помощи взрослого путь формирования общественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами развития (дети застенчивые, агрессивные, малоактивные, с нарушениями речи и т.п.). Влияя на поведение детей, их взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития. Но у всех дошкольников без исключения необходимо поощрять желание быть самостоятельным, формировать умения, которые реально обеспечат самостоятельность.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции.

Чтобы игра стала формой организации жизни детей, необходимо создать предметно-игровую среду и определить роль взрослого в руководстве играми детей, сохраняя ее творческий потенциал.


11

Основой руководства игрой в раннем и младшем дошкольном возрасте является: *
o а) Знакомство детей с предметами, игрушками, демонстрация игровых действий;
o б) Создание предметно-пространственной среды соответствующей возрастным запросам;
o в) Распределение ролей между детьми.

1 ответ:



0



0

С детства нам приучают принимать на себя какие либо роли.По-этому в).

Читайте также

1. Из-за зависти. Ольга Михайловна стала завидовать Юлии и давить на нее психологически, а когда к тебе плохо относится человек, это можно почувствовать на интуитивном уровне, даже если он это старается скрыть.

2. Изначально да, претензий не было, до того момента, как Ольга Михайловна начала завидовать Юлии.

3. Можно постараться все разрешить разговором с Ольгой Михайловной, а именно невзначай начать разговор о том, как везет тем людям, которые умудряются сохранить молодость даже в более поздние годы, т.к. проблема имеет скорее личный характер, нежели рабочий, но из-за этой же проблемы Ольга Михайловна многое переносит и на рабочее место, говоря свое субъективное мнение, которое скорее всего несправедливо по отношению к Юлии. Если попробовать начать акцентировать внимание на хороших сторонах Ольги Михайловны, а именно ее внешности, то скорее всего ситуация может начать разрешаться в положительное русло.

а)Негатив(Сконфуженость)

б)Положительные(Расслабленость)

в)Положительные(Умиление)

г)Положительные(Радость)

д)Негатив(Разочорование)

з)Положительные(Освежение)

Притча «Сосуд жизни»

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили что полон. Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили — факт, полон. И, наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же заполнил последние промежутки в сосуде. «Теперь», — обратился мудрец к ученикам,- «я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети — те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому, обращайте внимание, прежде всего на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями — только они имеют цену, все остальное — лишь песок

Я считаю, что можно, но только до пост конвенционального (3-го) уровня. Группа людей- это группа, которую объединяют общие интересы, ценности и т.п., значит и взгляды на то или иное у членов группы будут примерно одинаковыми, но только до третьей стадии. На второй стадии человек следует общепринятому мнению, а также нормам и законам, поэтому группа может относиться к этой стадии. Но на третьей стадии говорится о том, что индивиды являются отдельными от общества объектами, что важна точка зрения самого индивида, нежели чем общества. Люди совершают что-либо, потому что это правильно, а не потому что это поможет им избежать наказания, выгодно или задано юридически.

Философия антропоцентризма разностороння и многогранна так что х. з. 

Консультация для воспитателей

«Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми в младшем дошкольном возрасте»

Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связано   с рядом условий: наличие разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослым, развитием самостоятельности детей.

Игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать разнообразные формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки т.п. Параллельно с организацией парного предметного взаимодействия воспитатель формирует у детей простейшие условные действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями. Для этого он развертывает сюжетную игру на глазах у детей, он может одушевлять кукол и другие игрушечные персонажи.

По мере того, как идет усвоение детьми действий с сюжетными игрушками воспитатель переходит к показу игры, включающий уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом, например, варит суп на игрушечной плите, а затем кормит им кукол; стирает кукольное платье в игрушечном тазике, а затем гладит его утюгом.

Сначала воспитатель сам разыгрывает такой «двухфазный» сюжет на глазах у детей. При последующем повторении игры он подключает к игре 1-2 малышей: «Коля, я зайку покормила, теперь ему спать пора. Уложить его спать?» и т.п.

На этом этапе работы воспитатель должен наряду с сюжетными игрушками   вводить в совместную игру с детьми предметы заместители (например, палочку вместо ложки, кубик вместо пирожка и т.п.).

Появление роли в игре связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предметами и действия с ним на того, кто действует, то есть на человека. Благодаря умению переносить действие с одного предмета на другой у детей развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием дл появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми.

Воспитатель должен предварительно подготовить несколько наборов игрушек и ролевых атрибутов и постепенно вводить их в игры. Каждый набор обязательно обыгрывается педагогом. Например, воспитатель достает заранее приготовленную   коробку с «медицинскими принадлежностями», надевает белую шапочку и на глазах у детей начинает играть, принимая на себя роль «доктора»: «Я   доктор. Буду лечить детей. Здесь у меня больница. Зайка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас температуру тебе измерим. Теперь послушаю тебя. У тебя ангина».

Игра повторяется, естественно, привлекая внимание детей. Теперь детей можно вовлечь в нее: «Лена твоя дочка заболела? Веди ее в больницу; Я доктор. Полечу ее». Процедура «лечения» может повторяется с 2-3 куклами или зверушками, которых дети «приводят» в больницу.

Также наравне с куклами воспитатель   может «полечить» и кого-нибудь из ребят: «Рома, давай,   как будто ты заболел и тоже пришел в больницу. Сейчас доктор и тебя полечит». После такой игры воспитатель спрашивает детей: «Кто хочет быть доктором? Вася! Надевай шапочку. Теперь ты будешь лечить детей».

Во время игры педагог должен   неоднократно называть свою игровую роль, связывая ее со специфическими ролевыми действиями.

Наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; постепенно обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные   с конкретной ролью.

Обогащение ролевых действий в играх   отдельных детей приводит к появлению совместной игры, объединяющей вначале 2-3 детей, а затем и большее количество детей. Вначале они группируются на основе действия по его направленности: ведет машину шофер, а пассажир ездит в ней; врач лечит больного, а парикмахер стрижет маму и т.п. Такие объединения еще очень кратковременны, быстро распадаются. Сюжет игры малышей несложен: в нем дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада.

Основными задачами руководства играми воспитанников младших групп детского сада является:

1. Развитие и обогащение игровых действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.

2. Развитие и обогащение сюжетов игры.

3. Формирование умений детей играть рядом, а затем и вместе.

Одним из основных приемов руководства играми малышей является участие воспитателя в их играх. Совместная игра с воспитателем способствует большой целенаправленности и содержательности действий детей.

Воспитатель может принимать участие в играх, беря на себя роль: мамы, врача, шофера и т.п. Это дает возможность объединить несколько детей для совместной игры. А роль, которую воспитатель берет на себя, служит примером для подражания. Ролевое участие воспитателя в играх малышей может быть направленно также на обогащение замысла и игровых действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми, показывает им действия с теми или иными игрушками.

По мере обогащения игры игровыми действиями, возникновение сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку как персонажу. Все это способствует становлению сюжетно-ролевой игры.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Детримакс 1000 витамин д3 инструкция к применению цена отзывы
  • Федеральные выплаты за классное руководство в январе
  • Инструкция по эксплуатации смарт часов huawei watch
  • Театриума на серпуховке под руководством терезы дуровой
  • Посудомоечная машина indesit dsr 15b3 ru инструкция на русском