Основы руководства учением

Методика проведения учений

Поучительность
КШУ, степень достижения поставленных
целей и качество отработки учебных
вопросов зависят не только от тщательной
подготовки, но и от выбора и умелого
применения наиболее целесообразных
методических приемов обучения.

Их
выбор зависит, в первую очередь, от
состава обучаемых и уровня их подготовки,
методического мастерства руководителя,
его заместителей и посредников.

Основными
методическими приемами, применяемыми
в ходе учения, должны быть: контроль за
действиями обучаемых при осуществлении
ими мероприятий в соответствии с
планирующими документами по ГСЧС и ГО,
изучение стиля и оказание практической
помощи в совершенствовании методов
работы органов управления ГСЧС и ГО,
оценка обстановки, принятию вытекающих
из нее решений и проведению их в жизнь.
При этом изучаются разработанные
документы, заслушиваются доклады
должностных лиц, проверяются реализация
принятых решений (отданных распоряжений),
умение обеспечить взаимодействие и
согласованность в работе различных
органов управления и служб.

Изучая
стиль и методы работы обучаемых,
руководство учением и посредники имеют
возможность реально определить уровень
подготовки всех категорий обучаемых,
оценить их организаторские способности,
в необходимых случаях помочь им правильно
сориентироваться в обстановке и принять
грамотное решение, способствовать
выработке у них практических навыков
по выполнению своих функциональных
обязанностей и мероприятий, предусмотренных
планами. Для этого руководитель (его
заместители) и посредники могут сообщить
обучаемым дополнительные данные об
обстановке, ее изменении (по результатам
разведки и докладам с места работ),
оказать помощь в организации управления,
добиться целесообразных действий по
использованию сил, организации
взаимодействия, комплексного применения
техники и механизмов для выполнения
задач в сжатые сроки.

Изучение
разработанных документов — планов,
расчетов, графиков, схем, приказов,
распоряжений и других материалов
осуществляется руководителем, его
заместителями, штабом руководства и
посредниками. В этой работе особое
внимание обращается на своевременность
разработки документов и доведения их
до подчиненных, соответствие содержания
наличию сил и средств, возможностям
организации по выполнению предусмотренных
мероприятий и условиям, в которых они
могут выполняться. Обращается внимание
на порядок и качество оформления принятых
в ходе учения решений, четкость доведения
задач до исполнителей, своевременность
представления донесений и докладов об
обстановке, принятых решениях и о ходе
выполнения поставленных задач.

Заслушивание
на рабочих местах позволяет оценить
способности и практические навыки РиКНС
ГСЧС и ГО, оказать им на месте помощь в
выполнении мероприятий, в принятии
наиболее целесообразных, отвечающих
конкретной обстановке решений, организации
их выполнения и поучительной отработке
учебных вопросов.

В
отдельных случаях, когда в ходе учения
необходимо проследить взаимную
согласованность проводимых мероприятий,
довести до всего руководящего и
командно-начальствующего состава
содержание, методы и способы решения
наиболее важных или новых вопросов,
оказывающих существенное влияние на
успешное достижение поставленных
учебных целей, может проводиться
заслушивание на общем сборе указанного
состава.

При
отработке вопросов с той или иной службой
ГО или формированием руководитель
учения может привлекать к уточнению
отдельных вопросов начальников служб,
главных специалистов или командиров
формирований, совместно выполняющих
рассматриваемые мероприятия, и вносить
необходимые коррективы в их планы.

Если
в ходе проведения учений предусматривается
выполнение практических работ, то
руководитель лично присутствует на
основных из них, а на другие направляет
своих заместителей или посредников.
Здесь проверяются действия обучаемых,
оценивается работа командно-начальствующего
состава, при необходимости оказывается
помощь в отработке учебных вопросов.

Наращивание
обстановки в ходе учения производится
руководителем и посредниками
последовательно, в соответствии с планом
и учетом принимаемых решений обучаемыми.
Данные об обстановке доводятся путем
устного объявления или вручения
письменных вводных, распоряжений,
донесений и устных докладов, информации
от старших начальников, соседей и других
источников. При этом посредники должны
не только сообщать новые данные об
обстановке, но и умело наращивать ее в
интересах более полной и глубокой
проработки учебного вопроса.

На
учениях с привлечением формирований
наращивание обстановки, кроме того,
осуществляется путем имитации пожаров,
завалов, разрывов трубопроводов и т.п.

При
необходимости руководитель влияет на
ход учения путем вручения дополнительных
вводных об обстановке, о состоянии и
действиях органов управления, передачей
прямых указаний от имени старшего
начальника, постановкой дополнительных
задач или их уточнения.

При
выполнении практических работ руководитель
или с его разрешения посредники могут
временно приостанавливать действия
обучаемых, если они могут привести к
нарушению мер безопасности или другим
негативным последствиям.

После
отработки вопросов каждого этапа
руководитель коротко подводит
предварительные итоги, используя
информацию своих заместителей и
посредников о степени достижения целей,
о выявленных недостатках и положительных
моментах в работе органов управления
ГСЧС и ГО, производственных подразделений.
Делает общее заключение по проведенному
этапу и дает указания о продолжении
учения и порядке отработки последующих
вопросов.

При
отработке вопросов укрытия рабочих и
служащих руководитель в первую очередь
проверяет время и порядок приведения
защитных сооружений в готовность к
приему людей.

Особое
внимание должно уделяться отработке
вопросов повышения устойчивости работы
организации, обеспечению выполнения
главными специалистами, руководителями
цехов, участков и служб комплекса
инженерно-технических мероприятий,
предусмотренных соответствующими
планами. Решая эту задачу, руководитель
требует обеспечения надежного управления
в условиях продолжающейся производственной
деятельности, проверяет наличие групп
управления в каждой смене, их состав и
знание своих функциональных обязанностей
при возникновении ЧС и ведении ГО.

Затем
руководитель ставит задачу органам
управления ГСЧС и ГО, начальникам
структурных подразделений на проведение
эвакуационных мероприятий. Предоставив
обучаемым необходимое время для уяснения
задачи, он, его заместители и посредники
проверяют организацию работ, добиваются
согласованных действий участников.

Как
правило, на последнем этапе учения
решаются вопросы, связанные с организацией
и проведением АСДНР. Здесь руководитель
и посредники наблюдают за организацией
разведки, требуют всесторонней оценки
полученных данных об обстановке,
проведения обоснованных расчетов,
соответствующих ее характеру и масштабу.
Особое внимание обращают на работы по
розыску пострадавших и оказанию им
первой медицинской помощи, локализации
и ликвидации пожаров, разливов СДЯВ,
дегазации, дезактивации и дезинфекции.

На
всех этапах в центре внимания руководства
учением должна находиться работа органов
повседневного управления ГСЧС и ГО.
Руководитель изучает слаженность и
эффективность их работы, анализирует
надежность системы управления, степень
грамотности принимаемых решений,
четкость отдаваемых распоряжений и
организацию контроля за их выполнением.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Современный урок представляет собой сложную организационно-педагогическую систему, все компоненты которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Обсудим организацию эффективного учебного процесса на уроке с позиций педагогической психологии. За основу возьмем работы Б. В. Такмана (Такман Б. В. Педагогическая психология: от теории к практике. — М.: «Прогресс», 2002) и Г. Лефрансуа (Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. — С-Пб.: Прайм-Еврознак, 2007).

Основными компонентами урока являются взаимосвязанные процессы учения и процедуры обучения. Психологи выделяют следующие последовательные фазы (процессы) учения: внимание и мотивация; выборочное восприятие характеристик предъявляемого стимула; кратковременное запоминание; повторение; семантическое (смысловое) кодирование; хранение в долговременной памяти; поиск и воспроизведение информации; практическое применение; обратная связь.

Для успешного обучения учащихся урок должен быть организован так, чтобы перечисленным процессам учения соответствовали строго определенные процедуры, осуществляемые в процессе преподавания. Знание того, как ученики учатся (т. е. знание процессов в составе учения), дает учителю основу для решения вопроса о том, как их обучать (т. е. знание процедур обучения). Соотношение между процессами учения и процедурами обучения показано в табл. 1.

Таблица 1

Процесс Процедура
Внимание Овладение вниманием учеников
Мотивация Информирование учеников о цели учения
Выборочное восприятие характеристик стимулов

Стимулирование припоминания усвоенного ранее материала
Представление стимула

Семантическое кодирование
Хранение в долговременной памяти
Обеспечение руководства учением 
Поиск и воспроизведение информации
Практическое применение
Обеспечение практического применения
Обратная связь Обеспечение обратной связи
Оценка практического применения
Закрепление информации в памяти и ее перенос

Рассмотрим отдельно каждую процедуру обучения.
Процедура 1. Овладение вниманием учеников. Первое, что необходимо сделать учителю при объяснении урока, — овладеть вниманием учеников. В этом состоит первое условие обучения. Как правило, это делается посредством словесного указания, например: «это важно»; «я хочу, чтобы вы обратили на это особое внимание»; «этот материал будет в контрольной работе». Однако учителям следует подумать и о других приемах, позволяющих овладеть вниманием учеников, например демонстрации чего-то, шутке, имеющей отношение к последующему материалу и др.

Процедура 2. Информирование учеников о цели учения. Второе условие обучения — это наличие у учеников знания (ожидания) того, что будет достигнуто в конце учения. Вызвать у учеников такое ожидание помогает сообщение им учителем цели или задачи данного занятия: «Вот что вы сможете делать, когда мы закончим эту тему». Например, ученики смогут перечислить названия столиц регионов России, измерить объем газа или разобрать стихотворение. Какова бы ни былa эта цель, ученики достигнут ее с большей вероятностью, если им заранее скажут, в чем она состоит.

Важнейший мотив учения — получение удовлетворения от успешно выполненного задания, правильно решенной задачи или примера и т. п. Ученики не смогут сказать, закончили ли они выполнение учебного задания, и не смогут испытать чувства удовлетворения от достигнутого ими, если они не знают, что от них ожидают в конечном итоге. И именно знание цели позволяет ученикам узнать, что от них ожидают после завершения темы. Кстати, такая постановка цели обеспечивает и учителю возможность вместе с учениками обсудить в конце урока, на сколько результативной оказалась проделанная работа.

Процедура 3. Стимулирование припоминания усвоенного ранее материала. Третье условие обучения сводится к тому, что обучающийся должен владеть теми существенными навыками, на основе которых строится новый материал. Все новое, что мы узнаем, неизменно покоится на том, что мы выучили раньше. Следовательно, успешное усвоение нового материала будет зависеть, во-первых, от того, (1) имело ли место ранее необходимое научение; (2) знает ли ученик, какой выученный ранее материал нужно применить, и (3) может ли ученик вспомнить ранее выученный материал. Чтобы успешно провести эту учебную процедуру, учитель должен вначале определить, какой ранее выученный материал имеет отношение к новому материалу, а затем должен либо указать на него («Вспомните, что вы уже научились превращать смешанные числа в неправильные дроби»), либо вновь повторить его («Вам надо вспомнить, как превратить смешанное число в неправильную дробь, поэтому я хочу, чтобы мы снова все это быстро повторили»). Затем учитель может еще раз объяснить старый материал или дать задание сделать самостоятельную работу по этой теме.

Задания, которые необходимо выполнить, прежде чем перейти к изучению нового материала, называются необходимыми предварительными условиями. Нельзя выучить новый материал без заучивания и запоминания того, что составляет необходимое предварительное условие. А поэтому многие предметы нужно преподавать последовательно, и учитель должен при этом обеспечить, чтобы ранее выученные задания, составляющие необходимые предварительные условия дальнейшего обучения, извлекались учениками из памяти до того, как будут предложены новые знания и умения, включающие их. Учитель не должен зависеть от ученика при определении того, какие ранее выученные знания и умения имеют отношение к новым. Учитель должен просто указать их.

Процедура 4. Представление стимула. Четвертое условие обучения заключается в следующем: то, что должно быть выучено, нужно каким-то образом донести до ученика. Обучение требует представления новой информации. Именно старая информация в сочетании с новой позволяет внимательному и надеющемуся на успех ученику овладеть новыми знаниями и умениями. Сообщить ученикам новую информацию означает снабдить их новым стимулом. Последнее может быть сделано в форме указания ученикам отличительных особенностей нового стимула. («У этих дробей один и тот же знаменатель, поэтому их можно складывать или вычитать».) Стимул может принять вид определения или правила. Это может быть какое-то утверждение (часть знания об объектах и процессах) или какое-то правило действия (инструкция о том, как что-то делать). В любом случае это будет какой-то стимул, что-то новое, и задача учителя — представить отличительные особенности нового материала таким образом, чтобы он мог попасть в кратковременную память ученика. Учитель должен определить, (1) какую новую информацию-стимул требуется представить для достижения цели и (2) как представить эту новую информацию-стимул, чтобы ученики могли воспринять и сохранить ее.

Процедура 5. Обеспечение руководства учением. Пятое условие обучения сводится к тому, что все составляющие элементы знаний и умений, которые необходимо выучить, должны быть объединены определенным образом. Для того чтобы правильно объединить старую и новую информацию и обеспечить поступление результата этого объединения в долговременную память, учитель обязан помогать ученикам и руководить ими.

Эта помощь должна фокусироваться на тех способах, которыми можно семантически закодировать объединенную информацию. Можно назвать это интегрирующими инструкциями, которые дают ученику правило, или модель, для использования всей относящейся к делу информации с тем, чтобы овладеть выполнением действия надлежащим образом. Примеры, демонстрации, диаграммы и поэтапные инструкции (например, кулинарные рецепты) — все это, а также наглядные средства призваны помочь учащимся объединять, хранить и извлекать из памяти информацию соответствующим достижению цели образом. Учителям необходимо планировать, какие методы следует использовать для руководства учениками при овладении выполнением данного задания и как они представят эти методы. Иногда лучше дать ученикам возможность попытаться самостоятельно разобраться в том, как надо использовать информацию, полученную на уроке, для овладения выполнением задания. В других случаях могут потребоваться подсказка или наводящий вопрос, а иногда только поэтапная инструкция поможет делу. Возможно, вы захотите использовать несколько подходов.

Процедура 6. Обеспечение практического применения. Шестое условие обучения таково: обучающийся должен выполнить все составные элементы учебного задания. Предшествующие этапы обеспечили научение и кодирование информации или новых навыков в долговременной памяти. Шестой этап предоставляет учащимся возможность продемонстрировать (себе и учителям), что это новое научение действительно произошло. Теперь наступило время, когда учащиеся могут действительно закончить выполнение задания, которое их только что научили делать.

Практическое применение знаний происходит в то время, когда ученики выполняют письменную работу в классе, делают домашнее задание, отвечают на вопросы учителя, заканчивают эксперимент или используют любую другую форму практической деятельности, которая дает им возможность проверить, как они усвоили материал.

Процедура 7. Обеспечение обратной связи. Седьмое условие обучения — это возможность узнать, насколько успешным или точным было практическое применение полученных знаний. Поэтому за практическим применением должна следовать обратная связь — информация о результате деятельности учеников: хорошо ли выполнена работа и как можно сделать ее лучше. Успешное практическое использование знаний дает положительную обратную связь, которая служит в качестве подкрепляющего стимула для выполнения задания, так как ученики теперь знают, что им удалось выработать способность, являвшуюся первоначальной целью обучения. Те же ученики, чья практическая работа нуждается в улучшении и кто понимает (благодаря обратной связи от учителя), что надо сделать, чтобы улучшить ее, должны получить возможность попрактиковаться еще и после этого вновь получить обратную связь от учителя. В конце концов они добьются успеха и получат подкрепление за свои усилия.

Процедура 8. Оценка практического применения. Восьмое условие состоит в том, что усвоение знаний необходимо оценить для принятия решения о дальнейшем обучении. Теперь, когда практическое использование полученных знаний проведено и подкреплено, настало время проверки. На этот раз ученикам придется продемонстрировать свои знания так, чтобы учитель остался доволен, прежде чем сочтут их готовыми к выполнению новой работы. Кроме того, в этой ситуации проведения проверки ученики столкнутся с обстоятельствами и деталями, которые будут не вполне такими же, как те, что встречались им раньше; это позволит убедиться, что они поняли, а не просто запомнили выученный материал.

Процедура 9. Закрепление информации в памяти и ее перенос. Девятое и последнее условие учения заключается в том, что ученики должны получить опыт, который позволит обобщить новые знания и неоднократно применять их к другим ситуациям. Поэтому последний этап включает в себя повторение и применение полученных знаний. Повторение выученного материала дает уверенность в том, что его запомнят. А применение этого материала в целом ряде контекстов и ситуаций помогает убедиться в том, что эта информация будет перенесена на другие ситуации и окажется полезной не только в той конкретной ситуации, в которой она была усвоена. Например, сложение дробей и смешанных чисел было, возможно, выучено абстрактно, но было бы полезно, чтобы это знание было перенесено или применено к реальным ситуациям, таким, как измерение досок при постройке собачьей будки или кукольного домика. Чтобы облегчить подобный перенос, учитель должен показать ученикам, как и когда нужно применять вновь приобретенные ими навыки.

Таким образом, мы получили последовательность обучения — учения. Эта последовательность образует весьма полезную модель для планирования учебного процесса. Ее применение в планировании фактического урока показано в табл. 2 на примере обучения первоклассников чтению календаря.

Таблица 2

Учебная процедура Деятельность в классе
1. Овладейте вниманием учеников Попросите учеников поднять руки, если они знают свой день рождения.
2. Сообщите ученикам о цели занятия Объясните им, что они научатся читать календарь.
3. Попросите учеников вспомнить то, что они узнали раньше Спросите учеников, помнят ли они названия дней недели, всех двенадцати месяцев в году. Попросите каждого ученика посчитать до 31.
4. Представьте отличительные особенности стимула Покажите ученикам большой календарь. Поговорите о том, как он составлен. Поговорите о первом и последнем днях календаря. Затем сосчитайте все числа в календаре.
5. Обеспечьте руководство обучением Покажите название текущего месяца, а также названия других месяцев. Кроме того, спросите учеников даты их дней рождения. Спросите также, даты каких праздников они могут назвать. Затем обсудите с ними, как отметить эти даты в календаре подходящими символами. Например, торт может символизировать день рождения ребенка. Попросите детей следить за календарем каждый день и определять праздники или дни рождения детей.
6. Обеспечьте практическое применение полученных знаний Попросите каждого ученика сделать свой собственный календарь. Попросите учеников ежедневно делать отметки в календаре, используя подходящие символы. Дайте им письменные задания и попросите ответить устно на вопросы, касающиеся их календарей.
7. Обеспечьте обратную связь Проверьте календари, которые сделали ученики, и внесите необходимые поправки. Скажите им, верны ли их ответы на вопросы в письменном упражнении.
8. Дайте оценку практического применения знаний Представьте ученикам новый календарь и попросите их ответить на вопросы, чтобы увидеть, могут ли они правильно его прочесть.
9. Закрепите информацию в
памяти и усильте передачу информации.
Попросите учеников помочь вам сделать календарь для вашего класса. В нем можно пометить даты важных событий, например визит важных гостей, поездки за город и специальные школьные мероприятия. 

Итак, мы представили описание психологических основ современного учения и преподавания. Использование этого знания при подготовке уроков позволяет обеспечить оптимальное соотношение между процессами учения и процедурами обучения, а значит, значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

  1. Постановка вопроса
  2. Принцип обучения как категория дидактики
  3. Поиски системы дидактических принципов
  4. Содержание и обоснование принципов обучения:
    • коммунистическое воспитание в процессе обучения;
    • научность обучения и его доступность;
    • систематичность обучения и связь его с практикой;
    • сознательность и активность учащихся при руководящей роли учителя;
    • единство конкретного и абстрактного;
    • прочность усвоения знаний и всестороннее развитие познавательных сил учащихся;
    • коллективный характер обучения и учет индивидуальных особенностей учащихся.

Рассмотрение процесса обучения, его логики и структурных частей (звеньев) дает общую картину этого сложного явления. Оно убеждает в том, что процесс обучения нельзя себе представить как простую передачу знаний, которыми обладает учитель, учащимся, не имеющим этих знаний. Особенно важно то, что выяснены движущие силы процесса обучения и условия их проявления, а вместе с тем и те связи и механизмы учебного процесса, которые приводят к тому, что содержание образования превращается в индивидуальное достояние каждого учащегося. В предыдущей главе вскрыты существенные, необходимые и устойчивые связи между различными элементами (сторонами) учебного процесса и тенденции развития этих связей. Все это крайне важно для педагога. Читать далее «1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА»

Познание общих законов обучения, выражающих существенные связи между условиями, средствами и результатами этого сложнейшего процесса, является основой сознательной деятельности учителей, направленной на руководство учением молодежи. Знание, например, закона зависимости развития ума от количества фактических знаний, перерабатываемых им, и от уровня активности этой переработки позволяет правильно руководить умственным развитием учащихся. Однако история развития обучения учит, что этот закон явился основой как прогрессивной, так и реакционной деятельности педагогов. И те и другие полагали, что они правильно руководят образованием молодежи, а между тем результаты их руководства существенно различались. Объясняется это тем, что характер использования законов обучения зависит от тех целей, которые выдвигаются перед обучением. Значит, сознательное использование законов обучения возможно при ясном понимании цели воспитания. Однако и это условие, будучи необходимым, оказывается недостаточным. Зависимость между целями воспитания молодежи, которые изменяются на каждом историческом этапе развития общества и определяются в классовом обществе интересами господствующих классов и общими законами обучения, настолько сложна, что возникает необходимость раскрытия закономерных связей между ними, а также способов использования общих законов обучения в соответствии с целями воспитания в каждую данную эпоху. Положения, выражающие эту зависимость, называются принципами обучения и в отличие от общих законов обучения действуют на протяжении времени существования отдельной социально-экономической формации. Читать далее «2. ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ДИДАКТИКИ»

Выполнить задачу надежной основы руководства педагогов в сложном процессе обучения молодых поколений принципы обучения могут только в том случае, если они будут представлять систему принципиально важных положений, охватывающих все основные стороны и этапы сложного процесса обучения, т. е, его содержание, методы и организацию в соответствии с целями коммунистического воспитания и с учетом особенностей физического, умственного, нравственного и эстетического развития учащихся. Читать далее «3. ПОИСКИ СИСТЕМЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ»

Принцип коммунистического воспитания в процессе обучения. Принцип коммунистического воспитания в процессе обучения выражает необходимость обеспечить в учебном процессе наиболее благоприятные условия для развития познавательных сил учащихся, формирования у них основ диалектико-материалистического мировоззрения и коммунистической нравственности как основы повседневного поведения. Рассматриваемый принцип развивался исторически. Еще Коменский признавал огромную воспитательную роль обучения. В некоторых своих произведениях великий педагог не делал различия между обучением и воспитанием. «Великая дидактика» является теорией обучения и воспитания юношества. Читать далее «4. СОДЕРЖАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ»

Принцип научности обучения означает, что учащимся на каждом шагу их учения предлагаются для усвоения прочно установленные в современной науке положения и при этом используются методы обучения, но своему характеру приближающиеся к методам науки, основы которой изучаются. При этом педагог организует обучение так, что постоянно обращается «к наивысшей границе возможностей учащихся с целью постоянного повышения этих возможностей к учению». Читать далее «Научность обучения и его доступность.»

Принцип систематичности обучения и связи его с практикой выражает необходимость органического сочетания изучения систематических знаний и последовательного овладения умениями и навыками в строго логическом порядке, с одной стороны, и применения этих приобретений в жизни для решения задач практического характера и выполнения трудовых заданий — с другой.
Читать далее «Систематичность обучения и связь его с практикой. Сознательность и активность учащихся при руководящей роли учителя.»

Страницы: 1 2

Принцип единства конкретного и абстрактного (принцип наглядности в обучении) означает, что в обучении необходимо, следуя логике процесса усвоения знаний, на каждом отрезке обучения найти его исходное начало в фактах и наблюдениях единичного или в аксиомах, научных понятиях и теориях, после чего определить закономерный переход от восприятия единичного, конкретного предмета к общему, абстрактному или, наоборот, от общего, абстрактного к единичному, конкретному.
Читать далее «Принцип единства конкретного и абстрактного.»

Рассматриваемый принцип выдвигает необходимость прочного овладения учащимися знаниями, умениями и навыками при оптимальном напряжении всех их познавательных сил и, в частности, воображения (воспроизводящего и творческого), памяти (преимущественно логической), активного логического мышления, а также способности мобилизации знаний, необходимых для выполнения предстоящей работы.

Данный принцип исходит из доказанного в дидактике и психологии обучения положения, что усвоение знаний и развитие познавательных сил учащихся —две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса. Усваивая научные знания, выполняя определенные познавательные задачи, учащиеся вместе с тем развивают свои умственные силы. Читать далее «Принцип прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся.»

Страницы: 1 2

Понятие «принципы обучения» дидакты используют в разных значениях. Например, Б. Наврочинский как раз такое название дал своему курсу общей дидактики. При этом он руководствовался следующим: «Моя книга еще не представляет собой компактную и полную теорию обучения. Поэтому я и не дал ей такого слишком многозначительного названия, ограничившись более скромным: «Принципы обучения». Такое название для нее подходит больше, поскольку в ней я действительно рассматриваю если не все, то во всяком случае важнейшие принципы обучения» [Nawroczynski В. 1961. S. 6.]. Книга эта состоит из введения и трех обширных разделов («Дидактические идеалы», «Учение и обучение» и «Учебный план»), которыми, собственно, и охватывается вся проблематика общей дидактики. Одна из глав работы носит название «Принцип наглядности», который, по мнению Б. Наврочинского, присущ всем периодам обучения и воспитания. Читать далее «ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Каравай из соленого теста для детского сада пошаговая инструкция
  • Стрепсилс с лидокаином цена спрей для горла инструкция
  • Инструкция по выживанию для летного состава
  • Антивибрационные подставки для стиральной машины своими руками фото пошаговая инструкция
  • Лккс а 2000 руководство по эксплуатации