Открытие в москве первого в россии придворного театра под руководством пастора грегори

Культура.РФ

Культура.РФ

КОГДА В РОССИИ ПОЯВИЛСЯ ПЕРВЫЙ ТЕАТР?

КОГДА В РОССИИ ПОЯВИЛСЯ ПЕРВЫЙ ТЕАТР?

Первый спектакль организовал боярин Артамон Матвеев в 1672 году, его показали царю и знати.

Элементы театрального действа на Руси встречались еще в древних языческих обрядах, например, в трудовых или свадебных. Позже разнообразными представлениями народ развлекали скоморохи: выступали на ярмарках, переходили от селения к селению. Темы для сценок они черпали из народной жизни. Иногда знать оставляла полюбившихся лицедеев при себе, и они становились придворными шутами — дураками. Держали при дворе шутов правители, а также князья и бояре.

У живших в России выходцев из стран Европы в XVII веке были популярны домашние театры. Такие представления посещали и сами москвичи, так что состоятельные горожане были знакомы с театральным искусством. Профессиональный театр стал формироваться при дворе царя Алексея Михайловича. Первый спектакль организовал боярин Артамон Матвеев 17 октября 1672 года, его показали царю и знати. Как режиссер постановкой руководил лютеранский пастор Иоганн Готфрид Грегори. Для спектакля в царской резиденции в селе Преображенском под Москвой построили здание, оснащенное специальным инвентарем. Его назвали «Комедийной хороминой»: это было деревянное строение, вокруг которого стоял тын с воротами. На полах лежали ковры, зрители сидели на скамейках, а для царя и семьи отвели особые места.

Первый спектакль назывался «Артаксерксово действо». В основу пьесы лег библейский сюжет, но она в целом носила светский характер. В постановке участвовали около 60 человек, главные роли исполнили иностранные профессиональные актеры, остальные — служилые иноземцы и их дети. Само действо длилось почти целый день и включало в себя театральное представление, хореографические номера, игру на музыкальных инструментах. Костюмы для актеров сшили из дорогих тканей, сцену осветили множеством свечей.

В дальнейшем спектакли в «Комедийной хоромине» давали регулярно. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году представления прекратились, однако многие знатные особы продолжали ставить спектакли в собственных домах.

Вновь интерес к театральному искусству на государственном уровне возник во время царствования Петра I. Государь бывал на представлениях, когда путешествовал по Европе, и считал развитие театра важным делом. Так, в 1702 году начал работу первый государственный публичный театр. Актеры прибыли из-за рубежа — это была странствующая немецкая труппа, которой руководил Иоганн Кунст. Место для нового здания театра определили на Красной площади, а открыли его зимой 1702 года. Здесь шли пьесы о военных победах России и представления на исторические сюжеты. Кунст не только руководил труппой, но и обучал театральному искусству детей. Театр действовал до 1706 года, после чего актеры покинули Россию.

До середины XVIII века в России развивались любительские и придворные театры. При дворе постоянно гостили иностранные артисты, которые развлекали знать.

Первый национальный постоянно действующий театр появился при императрице Елизавете Петровне в 1756 году в Санкт-Петербурге. Он был публичным, представления могли за плату посетить все желающие. Иногда актеры давали бесплатные спектакли для придворных. Руководил государственным театром поэт и драматург Александр Сумароков. Представления пользовались большой популярностью, все билеты на них быстро раскупали.

Элементы театрального действа на Руси встречались еще в древних языческих обрядах, например, в трудовых или свадебных. Позже разнообразными представлениями народ развлекали скоморохи: выступали на ярмарках, переходили от селения к селению. Темы для сценок они черпали из народной жизни. Иногда знать оставляла полюбившихся лицедеев при себе, и они становились придворными шутами — дураками. Держали при дворе шутов правители, а также князья и бояре.

У живших в России выходцев из стран Европы в XVII веке были популярны домашние театры. Такие представления посещали и сами москвичи, так что состоятельные горожане были знакомы с театральным искусством. Профессиональный театр стал формироваться при дворе царя Алексея Михайловича. Первый спектакль организовал боярин Артамон Матвеев 17 октября 1672 года, его показали царю и знати. Как режиссер постановкой руководил лютеранский пастор Иоганн Готфрид Грегори. Для спектакля в царской резиденции в селе Преображенском под Москвой построили здание, оснащенное специальным инвентарем. Его назвали «Комедийной хороминой»: это было деревянное строение, вокруг которого стоял тын с воротами. На полах лежали ковры, зрители сидели на скамейках, а для царя и семьи отвели особые места.

Первый спектакль назывался «Артаксерксово действо». В основу пьесы лег библейский сюжет, но она в целом носила светский характер. В постановке участвовали около 60 человек, главные роли исполнили иностранные профессиональные актеры, остальные — служилые иноземцы и их дети. Само действо длилось почти целый день и включало в себя театральное представление, хореографические номера, игру на музыкальных инструментах. Костюмы для актеров сшили из дорогих тканей, сцену осветили множеством свечей.

В дальнейшем спектакли в «Комедийной хоромине» давали регулярно. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году представления прекратились, однако многие знатные особы продолжали ставить спектакли в собственных домах.

Вновь интерес к театральному искусству на государственном уровне возник во время царствования Петра I. Государь бывал на представлениях, когда путешествовал по Европе, и считал развитие театра важным делом. Так, в 1702 году начал работу первый государственный публичный театр. Актеры прибыли из-за рубежа — это была странствующая немецкая труппа, которой руководил Иоганн Кунст. Место для нового здания театра определили на Красной площади, а открыли его зимой 1702 года. Здесь шли пьесы о военных победах России и представления на исторические сюжеты. Кунст не только руководил труппой, но и обучал театральному искусству детей. Театр действовал до 1706 года, после чего актеры покинули Россию.

До середины XVIII века в России развивались любительские и придворные театры. При дворе постоянно гостили иностранные артисты, которые развлекали знать.

Первый национальный постоянно действующий театр появился при императрице Елизавете Петровне в 1756 году в Санкт-Петербурге. Он был публичным, представления могли за плату посетить все желающие. Иногда актеры давали бесплатные спектакли для придворных. Руководил государственным театром поэт и драматург Александр Сумароков. Представления пользовались большой популярностью, все билеты на них быстро раскупали.

Портал «Культура.РФ» благодарит за вопрос читателя Тимура из Москвы.

Кузьма Петров-Водкин. Театр. Драма. 1907

Частное собрание

Илья Репин. В верхнем ярусе театра. 1920

Витебский художественный музей, Витебск, Республика Беларусь

Иван Кудряшов. Общая схема росписи зрительного зала 1-го Советского театра в Оренбурге. 1920

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Борис Кустодиев. В ложе. 1912

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Константин Рудаков. В театре. 1932

Частное собрание

Константин Коровин. Портрет С.С. Мамонтова в театральном костюме. 1890-е

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Алексей Моргунов. Зрители. 1929

Курская областная картинная галерея им. А.А. Дейнеки, Курск

Юрий Пименов. Работницы в ложе театра. Триптих «Работницы Уралмаша». 1934

Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург

Иван Захаров. В театральной ложе. 1910-е

Частное собрание

Евгений Ткаченко. Оперный театр. Вечер. 1954

Частное собрание

Иван Владимиров. В театре. Царская ложа. 1918

Частное собрание

Иван Захаров. Женский портрет. Неизвестная в театральном костюме. 1940-е

Частное собрание

Александра Экстер. Эскиз занавеса и портала сцены Московского Камерного театра. 1916

Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

В 1669 году лютеранский пастор Иоганн-Готфрид Грегори, служивший в церкви Святых Петра и Павла в Немецкой слободе в Москве, организовал при церкви приходскую школу, оборудованную на средства немецкого герцога Эрнста I Благочестивого.

Эта школа была бесплатной для детей всех сословий и вероисповедания и фактически явилась первым учебным заведением такого типа в России. При школе же пастором был открыт и небольшой театр. В XVII веке в Европе такие театрики были неотъемлемой частью педагогического процесса, на спектаклях закрепляли пройденный на уроках материал.

Школьным театром заинтересовался Артамон Матвеев, близкий друг царя Алексея Михаловича. Рано потерявший жену и старшего сына царь любил бывать у Матвеева, именно в его доме он познакомился с дальней родственницей супруги Матвеева, девицей Натальей Нарышкиной. Наталья Кирилловна царю приглянулась, вскоре он на ней женился. Рождение царского первенца Петра было решено отпраздновать широко, в том числе организовав настоящее театрализованное представление. Это дело царь поручил Артамону Матвееву, который для начала решил выписать из Европы профессиональную театральную труппу, но договориться о приезде иностранного театра в Москву не удалось. Матвеев обратился за помощью к пастору Грегори, последнего вызвали во дворец, где сам царь «указал тому иноземцу, магистру Ягану Готфриду, учинить комедию».

Дело было ответственным, и пастор Грегори для начала переделал в пьесу один из библейских сюжетов, по мотивам ветхозаветной Книги Эсфирь, создав «трагическую комедию Агасфер и Эсфирь». Кстати, первоначальный текст пьесы, написанный на немецком языке, был переведен пастором на русский язык с помощью славянской Библии. В окончательном варианте пьеса стала называться «Артаксерксово действо» и она стала первой театральной пьесой русского театра. Постановку решено было сыграть в селе Преображенском, где под наблюдением Артамона Матвеева начались работы по созданию фактически первого русского придворного театра. Строительство театрального здания завершили в октябре 1672 года, потратив значительные средства на внутреннюю отделку «хоромины», пошив костюмов и декорации. Собрали сводный оркестр, в котором играли домашние музыканты Матвеева и служители церкви пастора Грегори.

Премьера «Артаксерксова действа» состоялась 17 октября 1672 года. Спектакль шел 10 часов, представление получилось ярким, с огромной массовкой и множеством персонажей. На сцене играли десятки актёров, певцов и танцоров; это были ученики пастора Грегори, дети офицеров, купцов, ремесленников Кукуйской слободы. Царское семейство взирало на спектакль, сидя в креслах, обитых красным сукном, а остальная свита разместилась на простых деревянных скамьях. Царь остался доволен увиденным и щедро наградил создателей спектакля и участников представления.

В дальнейшем Алексей Михайлович распорядился в Кремле «…над Аптекой, что на Дворце, в полатах построить хоромину как быть комедийному действу». Уже в новом помещении была поставлена очередная пьеса пастора Грегори, созданная на основе библейского сюжета о Юдифи и Олоферне, с ариями из различных немецких обработок сюжета о Юдифи. Затем в кремлёвском придворном театре состоялась премьера балета на музыку композитора Генриха Щютца «Орфей и Эвридика». Впервые этот балет был показан на сцене дрезденского театра в 1638 году и в России имел настолько большой успех, что пастор Грегори и другие «комедианты Артаксерксова действа» были приглашены в царский дворец и допущены к руке Алексея Михайловича, что явилось знаком неслыханной милости. Никогда ранее ни один лютеранский пастор и дети иностранцев к этой церемонии не допускались.

В Немецкой слободе пастору Грегори было поручено создать первую в России театральную школу «по исправлению комедий», в которую лично Артамон Матвеев отобрал 26 москвичей для обучения. В 1674-1675 гг. первый русский театр поставил несколько спектаклей, которым сопутствовал большой успех. Но увы, главный режиссёр и драматург, пастор Иоганн Готфрид Грегори тяжело заболел и в 1675 году, после безуспешного лечения в Европе, умер в городе Мерзербурге. Без него спектакли прекратились.

И лишь 30 лет спустя в Москве возобновятся театральные постановки после того, как в столицу приедет приглашённая по приказу царя Петра I труппа немецких актеров из Данцига

Иллюстрация: Пастор Иоганн Грегори.

Автор: Андрей Ретингер.

Валерий ЯРХО

Театр пастора Грегори

Материалы рекомендуются для подготовки уроков по теме
«Возвышение царской власти при Алексее
Михайловиче.
Немецкая слобода. Появление театра». 7 класс

Спектакли при дворе царя Алексея
Михайловича

Уроженец немецкого города Марбурга Иоганн
Готфрид Грегори из-за разных житейских
обстоятельств был принуждён довольно рано
покинуть родину. Он родился в семье врача, но отец
умер рано, а мать, относив положенный срок траур,
снова вышла замуж — за коллегу супруга, доктора
Блументроста. У этой семейной пары родились свои
дети, и Иоганн Грегори, не пожелав продолжить
корпоративную традицию семьи, покинул Марбург,
решив попробовать себя в военном деле, благо, что
войн тогдашняя европейская политика рождала
множество, а они требовали крепких молодых
парней, умеющих орудовать шпагой. Перед тем как
отправиться по свету в поисках счастья, Иоганн
Готфрид всё же получил некоторое образование, и
потому сумел стать владельцем патента на
офицерский чин. Сначала он служил под знамёнами
шведского короля, потом в польской армии, но
когда ему пошёл двадцать седьмой год, военная
служба уже не казалась ему такой
привлекательной, как прежде. Иоганн Готфрид
готов был теперь попробовать себя в каком-нибудь
ином деле, но домой возвращаться не хотел, и когда
ему подвернулся случай стать учителем в
московской Немецкой слободе, при лютеранской
кирхе пастора Фадемрехта, он охотно отправился в
дальний путь. В октябре 1658 г. Грегори прибыл в
столицу русского царства, и почти сразу же,
причём против своей воли, оказался втянутым в
интриги слободы, возникшие из-за конкуренции
двух лютеранских приходов.

Примерно за год до того, как Грегори приехал в
Москву, туда же во главе группы офицеров,
состоявшей из подполковника Альберта Шевича,
майора и восьми капитанов, прибыл датский
военный инженер и артиллерист, полковник Клаус
Бауман. Он оказался умелым воином и отличным
организатором, и, быстро заслужив расположение
царя Алексея Михайловича, занял видное положение
в Немецкой слободе. С его мнением считались, и
потому, когда умер пастор Иоаким Якоби, никто не
стал возражать против того, чтобы полковник
Бауман отправил письмо пастору Иоанну Дитриху
Фокероту из Тюрингии, приглашая его в русскую
столицу на место при старой кирхе.
Откликнувшийся на приглашение Баумана Фокерот
приехал в феврале 1658 г., и только в Москве
узнал, что кирхи, в которой его приглашали
служить, уже не существует.

События в то время развивались с иной
скоростью, чем сейчас: пока письмо Баумана дошло
до Фокерота, пока тот решился переселиться, да
управившись с делами, собрался ехать, срок траура
по умершему пастору Якоби окончился, и его вдова
тут же вышла замуж за лихого подполковника Ивана
Юкмана. В качестве приданого новобрачной в
полное распоряжение Юкмана перешёл не только дом
прежнего пастора, но и старая ветхая кирха,
которая, по сути, являлась к нему пристройкой.
Подполковнику она была совершенно ни к чему, и он
недолго думая распорядился её разобрать —
таким образом, в слободе осталась только одна
лютеранская кирха — пастора Фадемрехта, к
которому перешли, естественно, прихожане пастора
Якоби.

Немецкая слобода в конце XVII в. Гравюра А.Шхонебека и его учеников. 1705 г.
Немецкая слобода в конце XVII в.
Гравюра А.Шхонебека и его учеников. 1705 г.

В это время Бауман вместе со своими
офицерами был в Малороссии, с войском, которым
командовал ближний боярин, князь Алексей Никитич
Трубецкой, воевавший с казаками гетмана
И.Е.Выговского и войском крымского хана. Поход
был удачен, и за бои под Конотопом, длившиеся с 19
апреля по 27 июня 1659 г., Бауман был пожалован
генеральским чином. Вернувшись в начале 1660 г. в
Москву, господин Бауман застал там Фокерота,
пребывающего не у дел, а кирху разобранной.
Пастора генерал принял на собственное
содержание, а сам попробовал доказать, что
уничтожение здания кирхи было незаконным. Однако
сделать это было не так-то просто! Подполковник
Юкман, хорошо ориентируясь в реалиях московской
жизни, сумел ловко «обтяпать дельце» и получил в
Земском приказе особый имущественный документ —
«данную грамоту» (односторонний акт, выдаваемый
властью на имя приобретателя недвижимого
имущества, в удостоверение его права
собственности). Эта грамота (от 29 марта
1660 г.) закрепляла за Юкманом определённый
земельный участок со всеми строениями, в том
числе той самой кирхой. Вот и получалось, что
подполковник распорядился своим «имуществом» на
законных основаниях.

Тогда Бауман, заручившись поддержкой
слободских старшин, подал в Земский приказ
жалобу на своевольство Юкмана и добился своего —
12 ноября 1660 г. вышло решение, согласно которому
Юкману, его жене и пасынку предоставлялся другой
земельный участок в слободе, а кирха должна была
быть воссоздана на прежнем месте. Для постройки
Бауман сделал крупное пожертвование, активно
призывая к этому и бывших прихожан пастора Якоби.
Такой оборот дела не понравился пастору
Фадемрехту, не желавшему терять часть паствы. В
свою очередь Бауман, почувствовав его
настроение, предпринял попытку сместить
Фадермахта с кафедры, решив заменить его
школьным учителем Грегори, который был и сам не
прочь стать пастором. Для задуманного
требовалось получить пасторскую ординацию
(рукоположение), этому должна была
предшествовать защита диссертации по
богословию, для чего следовало ехать в Германию.
Но генерал Бауман оказался твёрд в своём решении,
а потому, не поскупившись, отправил Грегори за
свой счёт в Иену. Там бывший военный, а затем
учитель, подготовившись в местном университете,
защитил диссертацию, получив степень магистра
богословия. После этого Грегори, представив
соответствующие дипломы и подав прошение в
Дрезденскую лютеранскую консисторию, был
рукоположен в пасторский сан.

Марбург. Старая часть города. Современное фото
Марбург.
Старая часть города. Современное фото

Возвратившись в Москву и ожидая, когда
отстроится кирха, Грегори, не теряя времени,
читал проповеди в доме генерала Баумана. Вскоре
его красноречие стало привлекать туда всё больше
и больше народу. Пасторы Фадемрехт и Фокерот
такой конкуренции совсем не обрадовались, и
начали строить ему козни. Нового проповедника
спасало только заступничество Баумана и
слободских старшин: в январе 1663 г. пасторов
заставили даже дать письменное обязательство
оставить Грегори в покое. На некоторое время это
подействовало.

В 1665 г. кирха была готова, но на внутреннюю
отделку средств не хватило, взять же их было
неоткуда. Прихожане во главе с Бауманом решили
отправить пастора Грегори в Германию, снабдив
«просительным письмом» к владетельным особам.
Письмо подписали влиятельные московские
слобожане. Узнав о том, что из Москвы в Европу
поедет надёжный человек, русские власти тут же
снабдили его своими поручениями: пастору Грегори
надлежало приискать знающего доктора для
царского двора, нанять хороших кузнецов,
«рудознатцев», литейщиков, которыми славилась
Саксония.

Собрав значительные пожертвования на
отделку новой московской кирхи, Грегори
управился и с дипломатическими делами,
порученными ему русским, а затем и саксонским
дворами. Обратно в Россию вместе с ним
отправилась уже вся его семья во главе с отчимом,
доктором Лаврентием Блументростом, которого
Грегори в своих письмах рекомендовал князю
Ромодановскому как искусного лекаря, вполне
подходящего для должности придворного врача.
Однако возвращение в Москву оказалось совсем не
триумфальным. Пока пастор был в Саксонии, против
него началась очередная интрига. Главный удар
нанёс пастор Фокерот, подавший русскому
правительству «извет» на Грегори, в котором
утверждал, что Иоганн Готфрид Грегори
проходимец, самозванец и шельма, бежавший в
Москву из Польши, спасаясь от преследования
тамошних властей, желавших арестовать его за
«мерзкие поступки». Следствием доноса стало
недоверие русских властей, выразившееся в том,
что обещанное отчиму Грегори место при дворе в
мае 1668 г. занял шведский медик Иван Костнер фон
Розенберг. Лаврентию же Блументросту было не
только отказано в приёме на службу, но и
запрещено заниматься медицинской практикой. На
попечении оставшегося без доходов доктора
оказались жена (как помним, мать Иоанна Готфрида),
два сына, две дочери, прислуга и ассистент
Лаврентий Ринхубер. Положение семейства ещё
более ухудшилось, когда вскоре после приезда, 31
мая 1668 г., служа в новенькой кирхе, пастор
Грегори вознёс благодарственную молитву сначала
за курфюрста саксонского, а только потом за
русского царя. Фокерот, как только ему стало об
этом известно, тут же поставил в известность о
происшествии русские власти, приправив свой
донос уверениями в том, что «сей Грегори есть
человек злонамеренный русскому правительству» и
его европейский вояж «будто бы за
пожертвованиями для кирхи» на самом деле имел
тайную политическую цель. Бауман снова бросился
защищать своего протеже, и 10 сентября 1668 г.
подал на Фокерота жалобу, но суд, состоявшийся 23
декабря 1668 г., взял сторону клеветника, и его
постановлением Грегори был уволен от должности
пастора, а на это место поставлен Фокерот.

В конечном итоге всё решили деньги и
связи Баумана при дворе — ознакомившись с
решением суда, генерал 6 января 1669 г. (во время
обряда водосвятия на Москве-реке) подал царю
челобитную, в которой просил возвращения своих
денег, потраченных на постройку кирхи в слободе.
Рассмотрев дело, Алексей Михайлович высочайше
повелел: жертвователям деньги уплатить, а кирху
перенести, куда хочет Бауман. Прикупив участки
земли у своих соседей, Бауман определил для кирхи
новое место — 2 февраля 1669 г. она была освящена
и перешла в полное распоряжение пастора Грегори.
Для Фокерота же прихожане выстроили новую кирху
на месте прежней, там, где служил ещё Якоби, и
таким образом конфликт между враждующими
сторонами наконец-то разрешился.

Это было очень кстати, поскольку в следующем 1670
 г. Москву покинул главный покровитель Грегори
генерал Бауман, у которого истёк срок контракта.
Остаться в России ещё на один срок Бауман не
захотел и, осыпанный наградами и почестями, уехал
в родную Данию. Грегори же продолжил служить в
своей кирхе, открыв при ней училище для детей, в
котором могли учиться как лютеране, так и
православные. Надо сказать, что в XVII в.
школьные театры, согласно европейской
педагогической традиции, были неотъемлемой
частью учебного процесса — спектакли закрепляли
пройденный на уроках материал и, кстати, в
тогдашней западной драматургии существовал
целый жанр «школьных пьес». Строго следуя
проверенной методе обучения, Грегори решил тоже
создать при своей школе театрик и даже сам писал
для него пьесы духовно-нравственного содержания.
Помогал ему ассистент его отчима, уже
упоминавшийся Лаврентий Ринхубер, который, учась
в своё время на медицинском факультете
лейпцигского университета, выходил на сцену в
студенческой труппе, с которой совершал
гастрольные турне по городам и весям в поисках
пропитания и приключений. По стечению (уже
известных нам) печальных обстоятельств
оказавшись в Москве, так же как его патрон
Блументрост, «без определённых занятий»,
Ринхубер тем не менее время проводил с большой
пользой, помогая в школе Грегори и усердно изучая
русский язык, занимаясь им с толмачами
Посольского приказа, которым сам он, в свою
очередь, помогал с переводами.

Боярин Артамон Матвеев
Боярин Артамон Матвеев

Про школьный театрик в Немецкой слободе на
Москве ходило немало разговоров. Им
заинтересовался и Артамон Сергеевич Матвеев,
близкий друг царя Алексея Михайловича, видный
сановник и вершитель многих дел в русском
государстве (более подробно о нём см.
«История», № 13/2009. — Ред.). Будучи женатым на
шотландке из рода Гамильтонов (находясь на
русской службе, переменившим фамилию на
Хомутовых) Артамон Сергеевич совсем не чурался
«иноземщины». У себя в доме он завёл (из числа
личных слуг) маленькую труппу музыкантов и
актёров, прошедших соответствующее обучение у
немецких учителей. Овдовевший и потерявший
старшего сына царь любил бывать у Артамона
Сергеевича, отдыхая душой в приватной обстановке
его дома, лишённой дворцовой церемонности. Во
время этих частных визитов Алексей Михайлович
познакомился с дальней родственницей супруги
Матвеева, девицей Натальей Кирилловной
Нарышкиной, дочерью небогатого тарусского
дворянина, принятой состоятельными и знатными
родственниками под опеку. Наталья Кирилловна
царю приглянулась, и вскоре он на ней женился, а
т.к. Алексею Михайловичу и его молодой царице
спектакли в доме Матвеева нравились, то
праздники по случаю рождения их первенца Петра
было решено увенчать настоящими
театрализованными представлениями.

Конечно же, устройство всего этого поручили
Матвееву, что поставило его в весьма
затруднительное положение. Одно дело устраивать
спектакли в собственном домашнем театрике, и
совсем иное — организация большого
представления, даваемого в честь рождения
наследника престола, на котором помимо всех
первых лиц государства непременно будут
присутствовать иностранные дипломаты. В случае
неудачи постановки это был бы подлинный «срам на
всю Европу». Осторожный и опытный Артамон
Сергеевич решил пригласить для выступления на
сцене профессионалов. Он отправил в Ригу друга
пастора Грегори, немецкого офицера Клауса фон
Штадена, наказав ему отыскать и пригласить в
Москву театральную труппу, из числа тех, которые
во множестве разъезжали тогда по городам
Прибалтики. Посланец Матвеева застал в Риге
труппу известного театрального директора
Иоганна Фельтона. Но, несмотря на все посулы фон
Штадена, актёры ехать в Москву наотрез
отказались. Их пугали рассказы о том, что
иностранцев, отправившихся жить и работать в
Московию, окружают богатством и почётом, но
обратно не отпускают. Опытный Матвеев, скорее
всего, ожидал чего-то подобного, а потому
обратился к специалистам из числа тех, кто был
под рукой, а именно хорошо ему известному пастору
Грегори, который, в свою очередь, стремился
отличиться в глазах царя. В этом их положение
было схоже — и для Грегори с его семейством, и
для Матвеева постановка спектакля была, что
называется, «либо пан, либо пропал».

Итак, по рекомендации Матвеева пастора Грегори
вызвали во дворец, где сам царь «указал тому
иноземцу, магистру Ягану Готфриду, учинить
комедию, и на комедии действовать из Библии книгу
Эсфирь, и для того действа устроить хоромину».
Оценив перспективу и весь риск предложения
Матвеева, Грегори перечить и отнекиваться не
стал. В конце концов, «не боги горшки обжигают» —
некоторый опыт у него имелся, а дебютировать на
большой сцене предстояло не в избалованном
зрелищами Париже, а всего лишь в Москве, где особо
искушённых театралов в те времена не водилось.

Усадьба Матвеева в Москве располагалась
в Артамоновском, ныне Армянском переулке
на месте домов № 7 и №9

Подбадривая себя столь утешительными
рассуждениями, пастор бойко принялся за дело,
прежде всего засев за сочинение пьесы — для
дебюта нужно было подобрать что-то такое, чтобы,
как говорят русские, «комар носу не подточил».
Главной проблемой было отношение к готовящемуся
действу Православной церкви, а потому, не
мудрствуя лукаво, пастор выбрал для переделки в
пьесу один из библейских сюжетов, и, собравшись
с силами, по мотивам ветхозаветной Книги
Эсфирь написал «трагическую комедию Агасфер и
Эсфирь». Текст, правда, был изложен по-немецки, но
Грегори перевёл его на русский язык, пользуясь
славянской Библией. Конечно, кое-что ему пришлось
переименовать, и в русском варианте Агасфер
стал Артаксерксом, а сама пьеса называлась
«Артаксерксово действо», но сути это не меняло.
Хитрец Грегори умудрился угодить царю, так
сказать, по сути: сюжет, хоть и по библейскому
оригиналу, своим смыслом указывал на историю
второго брака русского царя. Судьба Эсфири была
похожей на судьбу Натальи Кирилловны, Мардохея —
на Матвеева, под Аманом можно было разуметь
царского дворецкого Богдана Матвеевича Хитрово.

Местом устройства «комедийной хоромины», в
которой предстояло разыграть готовившееся
представление, определили село Преображенское,
все работы по созданию фактически первого
русского придворного театра велись под
наблюдением Артамона Матвеева. В конце октября
1672 г. «хоромина» была готова, потом началась её
внутренняя отделка, которая поражала своей
роскошью и великолепием: стены зала драпировали
«черевчатым» (красным) и зелёным сукном. Готовили
костюмы и декорации: «…шилось всякое потешное
платье и написаны рамы перспективного письма
(декорации. — Авт.)». Росписью «хоромины» и
устройством декораций занимался гамбургский
живописец Петер Шимс, которого в русских
документах называли «мастером перспективного
дела». Оркестр получился сводным: в нём
участвовали домашние музыканты Матвеева
(которыми руководил органист Симон Гутовский) и
служители кирхи, где проповедовал Грегори.

С постановкой спектакля пастору помогал
прежний коллега, учитель Георг Хюбнер, вместе с
которым Грегори когда-то приехал в Москву — оба
они преподавали, покуда камрад Иоганн Готфрид не
избрал благой удел священства. Живя в Немецкой
слободе, Георг Хюбнер женился на дочери
кукуйского обывателя Андрея Юта, завёл
хозяйство, зажил своим двором. Прежней дружбы с
Грегори учитель не оставил, и когда
потребовалась помощь, Хюбнер взял на себя часть
хлопот, войдя в команду помощников пастора. Кроме
него готовить спектакль помогали: покупкой,
доставкой и настройкой «арганов» ведал Тимофей
Гасенкраух с «игрецами» (т.е. актёрами) Матвеева;
Иоганн Пальцер, взваливший на себя весь труд по
переписке пьесы и ролей; Лаврентий Ринхубер,
имевший богатый сценический опыт и занимавшийся
подготовкой актёров (репетируя с ними на
немецком и русском языках при содействии своих
товарищей, толмачей Посольского приказа).

Царь Фёдор Алексеевич

Премьера «Артаксерксова действа» была
дана 17 октября 1672 г. Получилось богатое
представление с огромной массовкой и
множеством персонажей, длившееся более десяти
часов, в течение которых на сцену выходили
актёры, певцы и танцоры (их число перевалило за
шесть десятков); это были ученики Грегори, дети
офицеров, купцов, ремесленников Кукуйской
слободы. По свидетельству очевидцев, на сцене
артистическим талантом блистал Лаврентий
Христиан Блументрост, младший сын доктора
Блументроста (сводный брат пастора Грегори),
исполнивший одну из главных ролей.

Обручение государя с Натальей Нарышкиной.
По старинной французской гравюре

Но те же очевидцы забыли указать, кого
именно изображал юный Лаврентий: Эсфирь или
Артаксеркса? Не исключено, что именно Эсфирь,
поскольку дебютанту было только 17 лет, а по
обычаю старинного театра женские роли получали
юноши или подростки, не имевшие бород и усов.
Впрочем, таковых в труппе Грегори было
большинство, и возможно, что молодой человек, как
старший из большинства, подвязав фальшивую
бороду, играл как раз Артаксеркса.

Царское семейство взирало на спектакль, сидя в
креслах, обитых красным сукном, а остальная свита
разместилась на простых деревянных скамьях.
Алексей Михайлович с Натальей Кирилловной были
совершенно захвачены представлением и буквально
не отрывали глаз от сцены. Они отлично поняли
главный намёк автора пьесы и по достоинству
оценили усилия Грегори и его людей.

По окончании представления царь пожелал
выразить свою милостивую благодарность самому
пастору, молодому Блументросту и остальным
исполнителям, спросив при этом, каких они желают
наград? Один из актёров-любителей сказал, что
давно мечтает о воинской карьере и попросил чин
стрелецкого сотника — его просьба была
немедленно исполнена. Со своей стороны пастор
Грегори от лица труппы поднёс его величеству
текст пьесы, игравшейся в тот день, переплетённый
в сафьян с позолотой.

Эсфирь и Артаксеркс.
Гравюра из Библии Н.И.Пиксатора. 1650 г.

После встречи Грегори с царём и
несомненных знаков его высокого благоволения,
положение отчима Иоганна Готфрида, доктора
Блументроста, резко изменилось. Вскоре ему
дозволили начать медицинскую практику в Москве,
и с тех пор карьера Блументроста шла только в
гору. Доктор был удостоен личной аудиенции царя,
в ходе которой от него были приняты
рекомендательные письма саксонского курфюрста.
В финале аудиенции Алексей Михайлович оделил
Блументроста подарками: пожаловал деньгами,
бархатом, сукном, соболями и серебряной посудой,
а главное, объявил свою волю — назначить его
лейб-медиком, положив доктору очень приличное
жалование (130 руб. в год и «столовых денег» по 50
руб. в месяц).

После первого успеха пастор Грегори и его
сводный брат Лаврентий Христиан стали
готовиться к новым постановкам на придворной
сцене. До заговенья на «филипповский» пост (перед
Рождеством) состоялось несколько представлений
«Эсфири», а 21 января 1673 г. магистр Иоганн
Готфрид за труды по устройству комедии
«Артаксерксово действо» получил в награду
«сорoк» соболей (особая мера меховой казны —
собольих шкурок, из которых можно сшить одну
шубу), оценённый в 100 руб., и пару соболей в 8 руб.
Это было очень щедрое вознагражденье.

На следующий день, 22 января 1673 г., в годовщину
бракосочетания с Натальей Кирилловной, царь,
находя, что многочисленному царскому семейству
неудобно зимой ездить в Преображенское смотреть
спектакли, приказал: в Кремле «…над Аптекой, что
на Дворце, в полатах построить хоромину как быть
комедийному действу». С устройством «хоромины»
спешили — 25 стрельцов работали днём и ночью, а
росписью помещений и подготовкой декораций была
занята целая артель — живописца Андрея
Абакумова со товарищи, которым помогал
придворный мастер «перспективного письма»
голландец Петер Инглисс (в другой транскрипции —
Энглес или Энгельс), свояк Хюбнера и добрый
знакомый Грегори. Со всей подготовкой управились
к началу масленицы, и в новом помещении было дано
несколько спектаклей, в которых приняли участие
ученики Грегори, а также оркестр под управлением
полковника фон Штадена.

Патриарх Никон, предстоятель Православной церкви в правление царя Алексея Михайловича
Патриарх Никон, предстоятель
Православной церкви в правление
царя Алексея Михайловича

Своё новое произведение Грегори создал
опять-таки по библейскому сюжету о Юдифи и
Олоферне (так как он изложен в славянской Библии),
со вставными номерами арий и хоров из различных
немецких обработок сюжета о Юдифи. На русский лад
спектакль назывался «Как Юдифь отсекла голову
царю Олоферну» (или, как свидетельствуют
некоторые источники «Комидия как Олаферна
царица царю голову отсекла»). Это представление
также очень понравилось Алексею Михайловичу и
его семье, а в конце масленичной недели в
кремлёвском придворном театре состоялась
премьера балета на музыку композитора Генриха
Щютца «Орфей и Эвридика» (в либретто
использовался перевод латинского
первоисточника виттенбегрского профессора
Августа Бюхнера). Впервые этот балет был
поставлен на сцене дрезденского театра в 1638 г.,
с тех пор игрался несчётное число раз, и для тех
саксонцев, что служили при русском дворе, а у себя
на родине хаживали в театр, «Орфей» являлся
своего рода «театральной классикой».

В бумагах сына польского дипломата, выходца из
Курляндии Рейтенфельдса, жившего тогда в Москве,
сохранился даже отчёт об этом представлении,
написанный вскоре после просмотра. Автор не
упустил случая «подпустить яду», как это принято
у всех театральных критиков: «Узнавши, что при
дворах других европейских государей в
употреблении разные игры, танцы и прочие
удовольствия для приятного препровождения
времени, царь нечаянно приказал, чтобы всё это
было представлено в какой-то французской пляске.
По краткости назначенного семидневного срока
сладили дело, как могли. В другом месте прежде
представления следовало бы извиниться, что не
всё в должном порядке, но тут это было бы
совершенно лишнее: костюмы, новость сцены и
стройность неслыханной музыки, весьма
естественно, сделали самое счастливое для
актёров впечатление на русских, доставили им
полное удовольствие и заслужили удивление.
Сперва царь не хотел, чтобы тут была музыка, как
вещь новая и некоторым образом языческая, но
когда ему сказали, что без музыки точно также
невозможно танцевать, как и без ног, то он
предоставил всё на волю самих артистов. Во время
представления царь сидел перед сценой на
скамейке; для царицы с детьми (от первого брака)
был устроен род ложи, из которой они смотрели
из-за решётки, или правильнее сказать, через щели
досок, а вельможи (больше не было никого) стояли
на самой сцене. Орфей прежде, нежели начать
пляску между двух подвижных пирамид, пропел
похвальные стихи царю».

Пердставление «Юдифи» на сцене Преображенского театра 24 ноября 1674 г. Гравюра А.С.Янова с рисунка М.В.Нестерова. 1895 г.
Пердставление «Юдифи»
на сцене Преображенского театра 24 ноября 1674 г.
Гравюра А.С.Янова с рисунка М.В.Нестерова. 1895 г.

Спектакль имел огромный успех, о чём
свидетельствует то, что на Пасхальной неделе, 6
апреля 1673 г., пастор Грегори, Георг Хюбнер и все
остальные «комедианты Артаксерксова действа»
были приглашены в царский дворец и допущены к
руке Алексея Михайловича. Это был знак
неслыханной милости — прежде ни один
лютеранский пастор и дети иностранцев к этой
церемонии не допускались! Мало того — после
этого артистов и их наставников пригласили к
праздничному столу, чего удостаивались далеко не
все московские бояре.

Театральные затеи очень нравились царю, и чтобы
развить так хорошо начавшееся дело, пастору
Грегори было приказано основать в Немецкой
слободе школу «по исправлению комедий».
Естественно, курировал это начинание Артамон
Сергеевич Матвеев, лично отобравший из москвичей
Мещанской слободы 26 человек, которых по его
приказу 16 июня 1673 г. отправили в распоряжение
пастора Грегори для обучения актёрской игре и
пению. Московским студентам этой театральной
школы была положена и стипендия: «…велено было с
того числа, как начали они ходить в ученье у
мастера Ягана и впредь, покамест в ученье будет,
по 4 деньги на день».

Запись о расходах на доставку
из Немецкой и Новомещанской слобод
«камидиантов… в село Преображенское
для комедийного действа».
1674 г.

Театральные представления после Великого
поста возобновились не сразу, а только летом,
после Троицына дня, в селе Преображенском —
летней резиденции царя. В то время, когда актёры
«старой труппы» развлекали царственную чету и
придворных, в актёрской школе Немецкой слободы
уже упоминавшийся Гасенкраух занимался с
новичками, а органист Симон — с музыкантами.
«Первый выпуск» слободской театральной школы
состоялся осенью 1673 г., когда был сыгран, можно
сказать, «дипломный спектакль»: в октябре
питомцы «мастера Ягана» дали на дворцовой сцене
«Историю в лицах о праведном Товии». Постановка
недёшево обошлась казне — на костюмы, декорации,
задумки режиссёра и его помощников через
Матвеева в руки Грегори передали 30 руб. — очень
большие тогда деньги. Однако затраты вполне
окупились: спектакль имел успех, и по приказу
царя школа продолжила работу.

Новыми премьерами русского придворного тетра
стали спектакли по духовной пьесе «Иосиф»
(«Малая прохладная комедия об Иосифе») и по
светской пьесе «Баязет» («Комедия о Тамерлане и
Баязете»). В рождественский мясоед 1674 г.
комедии давались во дворце в Кремле; 24—26 февраля,
на Масленичной неделе, в Преображенском, а 27
февраля опять в Кремле. Поскольку двойным
комплектом театральных принадлежностей
обзавестись не умели, декорации и весь реквизит
перевозили с места на место. Их список
свидетельствовал, что придворный театр был
обеспечен всем необходимым весьма богато. В
перечне значились орган, рамы, на которые
натягивались холстины декораций, ковры, сукна,
столы «и всякий иной наряд», на перевозку которых
требовалось 18 подвод. Несколько раз перевозили
вслед за театром и «комедийную школу»: органиста
Симона с его учениками, Гасенкрауха и его
подопечных, да и всех музыкантов, что играли во
время представлений — за ними послали 8 подвод.
На старой сцене в Преображенском во время
масленичных гуляний было дано представление
«Как Юдифь отсекла голову царю Олоферну».
Музыкальное оформление спектакля было роскошно
— «играли на органах немцы да люди двора
Артамона Сергеевича Матвеева». Зрителям всё так
понравилось, что на спектакль «Как Артаксеркс
наказал гордого Амана» царь прибыл со всем
семейством — женой и дочерьми-царевнами.
В последний день масленицы, «на заговеньях», в
Преображенском дано было музыкальное
представление: «…немцы и люди Матвеева играли на
органах, фиоглях, страментах (инструментах. — Авт.)
и танцевали». Кроме царского семейства, музыку
слушали бояре, окольничие, думные дворяне, думные
дьяки, ближние, стольники и «всяких чинов люди».

После наступления Великого поста 1674 г.
имущество театра снова увезли в Москву,
спектакли прекратили — в пост на русской сцене в
прошлом не играли никогда. Последние
представления в Кремле были даны в зимний мясоед
1675 г. — одно из них 11 февраля, в четверг на
масленице. Оно началось в десятом часу вечера, а
кончилось в пятом часу пополуночи,
следовательно, продолжалось около семи часов.

Несмотря на большой успех, который
сопутствовал театральному коллективу из
Немецкой слободы с первых его шагов,
просуществовал он недолго. Дело в том, что
главный режиссёр и драматург, пастор Иоганн
Готфрид Грегори, тяжело заболел и в 1675 г.
поехал в Европу лечиться, но вскоре умер в городе
Мерзербурге, где и был похоронен. Созданный им
театр ненадолго пережил своего первого
«принципала» (так в XVII в. называли
руководителей труппы).

Статья подготовлена при поддержке компании «МЭВИТ». Если вы решили установить винтовой фундамент на своем участке без лишних проблем, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «МЭВИТ». На сайте, расположенном по адресу www.mevit-svai.ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, купить винтовые сваи по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.mevit-svai.ru.

Лист переводной комедии
«О Баязете и Тамерлане». Конец XVII в.

Им пробовал руководить Георг Хюбнер,
потом дело поручили учителю Чижинскому и
спектакли продолжались, но лишь до того момента,
когда в январе 1676 г. умер царь Алексей
Михайлович, а унаследовавший его трон сын от
первого брака, царь Фёдор Алексеевич (сводный
брат Петра I, которому тогда не исполнилось и 16
лет), большого интереса к театру не проявил.
Всесильный прежде Матвеев при новом правлении
был свергнут и отправлен в ссылку, а никому
другому до подобных увеселений просто не было
дела.

Лишившийся своих главных зрителей и
покровителей, основанный Грегори театр своих
представлений не возобновил. Новое
представление в русской столице состоится лишь 30
лет спустя, когда в Москву приедет приглашённая
по приказу царя Петра I бродячая труппа немецких
актеров из Данцига.

Но это уже совсем другая история о русском
театре…

06. Московский театр XVII в.

Первый русский театр возник при дворе царя Алексея Михайловича. Устроить театр Алексей Михайлович задумал еще в 1660 г. и поручил англичанину Гебдону выслать в Москву инженеров, специалистов по военному делу, строителей, а также «мастеров комедию делать». Это последнее свое поручение он дал, видимо, под свежим впечатлением устных или письменных донесений одного из своих послов при иностранном дворе, — быть может Василия Лихачева, который в 1659 г. ездил во Флоренцию и видел там, во дворце у герцога Фердинанда Медичи, три «комедии», поставленные очень пышно. Выполнил ли Гебдон поручение царя, неизвестно. Повидимому, нет.

К мысли устроить и у себя при дворе театр царь Алексей Михайлович вернулся снова в 1672 г. Радостное событие в царской семье — рождение 30 мая 1672 г. царевича Петра — вызвало желание отпраздновать его по-новому. До нас дошел один документ, из которого следует, что 10 мая 1672 г., еще до рождения царевича, на чердаке дома, принадлежавшего боярину И. Д. Милославскому, уже отделывалось помещение, «где быть комедии». В поисках таких людей, «которые умели бы всякие комедии строить», обратились в Немецкую слободу, где изредка устраивались любительские спектакли. В Немецкой слободе указали на пастора лютеранской церкви Иоганна Готфрида Грегори. С ним и вступили в переговоры. Не решаясь ставить «комедии» один, пастор Грегори обратился к правительству с просьбой пригласить для него из-за границы помощников, опытных режиссеров. Заявление Грегори было принято во внимание.   

15 мая 1672 г. боярин А. С. Матвеев объявил своему «приятелю», полковнику Николаю фан Стадену царский указ: ехать ему в Курляндию «приговаривать великого государя в службу рудознатных всяких самых добрых мастеров, которые бы руды всякие подлинно знали и плавить их умели, да двух человек трубачей самых добрых и ученых», а также нанять двух человек, «которые б умели всякие комедии строить». «А буде он, Миколай, таких людей в Курляндии не добудет, и ему ехати для того во владение королевского величества Свейского и в Прусскую землю и, там будучи, по тому ж сыскивать таких людей, великого государя в службу приговаривать и вывесть их с собою к Москве». Николай фан Стаден горячо принялся за дело и даже несколько расширил свои полномочия: в Риге он вел переговоры с антрепренерами разных немецких странствующих трупп. Договаривался даже с Иоганном Фельтеном, популярным театральным деятелем того времени, приглашал в Москву известную датскую певицу Анну Паульсон. Все попытки фан Стадена нанять людей, «которые б умели всякие комедии строить», однако, не имели успеха. Артисты по разным причинам в Москву не поехали.   

Вернувшись из своего заграничного путешествия, фан Стаден привез с собою только несколько музыкантов и утешал боярина А. С. Матвеева тем, что и трубачи «к комедиантам гораздо годны».

В Москве, впрочем, и не возлагали больших надежд на миссию фан Стадена, судя по тому, что пастору Грегори уже 4 июня было приказано готовить «комедию», не дожидаясь приезда иностранных актеров. Грегори собрал труппу в 60 человек из детей служилых и торговых иноземцев, живших в Немецкой слободе, и 21 сентября приступил к их обучению совместно с двумя своими ближайшими помощниками Юрием Гивнером и Яганом Пальцером.

Пока Грегори с помощниками подготовлял постановку «комедии», в подмосковном селе Преображенском, летней резиденции Алексея Михайловича, спешно воздвигали театральную «хоромину». От мысли устроить эту «хоромину» в доме боярина Милославского отказались: помещение нашли неудобным. Театральная «хоромина» в селе Преображенском, к моменту открытия в ней спектаклей, представляла собою просторное деревянное здание объемом в 90 кв. сажен. «Хоромина» разделялась на две части: ее покрывала тесовая крыша; для окон был выдан целый сундук «оконничьих» стекол. «Хоромину» со всех сторон окружала ограда с воротами, «а в воротах две вереи, щиты створные». Внутренние стены «хоромины» были обиты зеленым и красным сукном. Царское место, убранное красным сукном, находилось у самой сцены. Для царицы и царевен были сооружены особые «клети», в виде лож, закрытых частой решеткой. Для остальных зрителей были поставлены деревянные лавки. Сцена была отделена от зрительного зала брусом с перилами и, вероятно, несколько приподнята. Занавеса сцена, кажется, не имела. Для освещения сцены и зрительного зала были расставлены «лубяные коробки и подсвечники, деревянные и медные, предназначенные для сальных и «маковых» свечей.

Первый спектакль в Преображенском состоялся 17 октября 1672 г. Царь был доволен невиданным зрелищем; в продолжение десяти часов он внимательно следил за ходом спектакля. Успех первого представления решил судьбу театра при дворе царя Алексея Михайловича; он стал существовать на правах постоянного придворного учреждения. Преображенский театр считался летним; 22 января 1673 г. в Кремлевских палатах над дворцовой аптекой был открыт и зимний театр.

Первое время спектакли шли на немецком языке; этот недостаток вскоре был устранен организацией русской труппы, набранной из детей мещан и подьячих и отправленной в Немецкую слободу к пастору Грегори «для учения комедийного действа». Документы различают среди актеров «робят» и взрослых «игрецов». Женщин в труппе не было и женские роли исполнялись мужчинами. Начало занятий в этой первой русской театральной школе относится, повидимому, уже к сентябрю 1672 г. Занятия в школе шли не круглый год, а в те периоды, когда подготовлялась к постановке очередная «комедия». До 1675 г. во главе театра и открытой при нем театральной школы стоял Грегори. 16 февраля 1675 г. Грегори умер, и руководство театральным делом перешло к его ближайшему сотруднику Юрию Гивнеру, а с конца 1675 г. — к Степану Чижинскому, бывшему учителю латинского языка в Киевской коллегии.

Находясь под покровительством самого царя, театр в материальном отношении был поставлен в относительно неплохие условия. На постановку первой «комедии» была издержана огромная по тому времени сумма в 695 рублей, не считая расходов на постройку здания. На бутафорию не жалели листового золота и серебра, на костюмы — дорогих тканей, «гамбургского» сукна, «турецкого» атласа, «шемаханского» шелка. Декорации или «рамы перспективного письма», как их тогда называли, писались под руководством живописца — иностранца Петра Энглеса или Инглиса; на устройство этих «рам» для первого представления было отпущено семьсот аршин холста. Спектакли сопровождались игрой на органе, быть может звуками труб и других инструментов. Известно, что в первых спектаклях участвовал органист Симон Гутовский и «игрец», вероятно, скрипач или лютнист, Тимофей Гасенкрух. В 1674 г. при театре организуется балетная труппа, руководство которой было поручено инженеру Николаю Лиму.

Театр был придворным и, как видим, располагал всеми средствами, чтобы придать своим спектаклям характер пышного парадного зрелища. Затрачивая большие суммы на внешнее оформление спектаклей своего театра, царь Алексей Михайлович значительно менее щедрым оказался по отношению к актерам. Материальное положение их было незавидно. Русские актеры получали всего по грошу в день, а один год по две деньги, т. е. копейку, причем этот гонорар выплачивался только в рабочие дни, «оприч воскресных дней», и обычно крайне неаккуратно.

Вот отрывок из челобитной, которую подали царю Алексею Михайловичу «подьячишка Васька Мешалкин с товарищи», наглядно рисующий материальное положение первых актеров первого русского театра. «В нынешнем, государь, году, — жаловались челобитчики, — отослали нас, холопей твоих, в Немецкую слободу для научения комедийного дела, а твоего, государя, жалованья корму нам, холопем твоим, ничего не учинено, и ныне мы, холопи твои, платьишком оборвались и сапожишками обносились, а пить-есть ничего, и помираем мы, холопи твои, голодною смертию. Милосердый государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец! Пожалуй нас, холопей своих: вели, государь, нам свое, великого государя, жалованье на пропитанье поденный корм учинить, чтоб нам, холопам твоим, будучи у того комедийного дела, голодною смертию не умереть. Царь-государь, смилуйся!»

«Комедии» ставились до конца царствования Алексея Михайловича. После смерти царя — 29 января 1676 г. — положение театра резко изменилось. С воцарением Федора Алексеевича «комедии минулись»; царь Федор, не сочувствовавший театральным увлечениям своего отца, приказал комедийные палаты над аптекарским приказом очистить, а в селе Преображенском — «наряд комедийный, платье и что есть какова строенья» припрятать впредь до дальнейшего о них указу. Театр прекратил свое существование.

Репертуар

театра царя Алексея Михайловича состоял из пьес преимущественно на сюжеты, заимствованные из библейских книг. В день открытия представлений в Преображенской театральной «хоромине», 17 октября 1672 г., была поставлена «Эсфирь» («Артаксерксово действо»). Есть предположение, что именно этот библейский сюжет был выбран для первого представления не случайно: история Эсфири отчасти напоминала историю избрания царицы Натальи Кирилловны в невесты царю и, следовательно, должна была вызвать к себе живейший интерес при дворе. Вслед за «Эсфирью» шли «Комедия о Товии младшем» (1673), «Иудифь» (1674), «Егорьева комедия» (1675), «Комедия об Адаме и Еве» (1675), «Малая прохладная комедия об Иосифе» (1675), «Комедия о Давыде с Голиафом» (1676). Выбирая сначала пьесы на библейские сюжеты, руководители театра постепенно стали переходить и на светские темы, чередуя их с библейскими. Первой из пьес на светский сюжет была «Комедия о Тамерлане и Баязете» или «Темир-Аксаково действо», поставленная на московской сцене в начале февраля 1675 г. В 1676 г., незадолго до закрытия театра, была поставлена еще одна светская пьеса — «Комедия о Бахусе с Венусом». Из числа этих пьес дошли до нас только четыре: «Иудифь» и «Комедия о Тамерлане и Баязете» — полностью; «Комедия об Адаме и Еве» и «Комедия об Иосифе» — в отрывках.

По своему происхождению пьесы театра царя Алексея Михайловича восходят к пестрому репертуару народного европейского театра первой половины XVII в. Репертуар этот состоял частью из школьных драм, переработанных для народной сцены, частью из «английских комедий» — пьес бродячих английских «комедиантов».

Московская «Иудифь» не совпадает ни с одной из европейских пьес о Иудифи XVI—XVII вв., и это дает основание думать, что пастор Грегори свою пьесу составил сам, следуя библейскому рассказу, но в стиле известных ему «английских комедий» народного театра.

«Комедия о Тамерлане и Баязете» — переработка последних актов первой части трагедии известного английского драматурга, одного из предшественников В. Шекспира, Христофора Марло — «Тамерлан Великий» («Tamburlaine the Great), впервые поставленной в Лондоне около 1587 г. Трагедия эта в свое время пользовалась громадной популярностью. Пьесу ставил Ю. Гивнер; в его редакции «Комедия» воспроизводит отдельные эпизоды войны Тамерлана, или Темир-Аксака (имя это русскому читателю было хорошо знакомо из летописной повести, содержавшей легендарную биографию Тамерлана и рассказ о его нашествии на Московское государство) с турецким султаном Баязетом. Тамерлан получает «почту с листами»: греческий цесарь Палеолог просит своего «брата и союзника» Темир-Аксака помочь ему отразить нападение на греческое царство турецкого султана Баязета (Байцета). Темир-Аксак посылает к Баязету посла с требованием немедленно прекратить военные действия. В ответ взбешенный Баязет приказывает своим войскам готовиться к походу против Темир-Аксака. На сцене «сполох» и сражение, в результате которого Темир-Аксак одерживает победу над турецким султаном. К Темир-Аксаку приводят пленного Баязета, который несмотря на поражение, настроен воинственно и осыпает своего победителя бранью. Темир-Аксак приказывает посадить Баязета в железную клетку. В присутствии жены Баязета, тоже пленницы, Темир-Аксак и его вельможи издеваются над ним; Баязет не в силах вынести этого позора и кончает жизнь самоубийством — «голову свою сокрушил и мозг видеть». Основная идея пьесы та же, что и в «Иудифи»: «гордым бог противится, а смиренным дает благодать».

Поставленная в ноябре 1675 г. Ю. Гивнером «Комедия об Адаме и Еве» по ряду признаков должна быть отнесена к типу школьных драм. Пьеса (конца ее в рукописи недостает) по содержанию своему напоминает средневековую мистерию (Paradiesspiel); она делится на две части: первая изображает историю грехопадения Адама и Евы, вторая — суд над Адамом и Евой, нарушившими божью заповедь. Наличие в пьесе пролога, вокальных антрактов (хор ангелов), подразделение пьесы на действия и «сени», появление в конце третьего действия и в четвертом аллегорических фигур Правды, Истины, Милосердия, Мира — свидетельствуют, однако, о том, что мистерия эта в формальном отношении уже подчинилась воздействию теории и практики школьного театра.

Сюда же, к разряду школьных драм, относятся, повидимому, не дошедшие до нас «Егорьева комедия» — миракль о св. Георгии Змееборце, судя по тому, что для постановки этой пьесы потребовалось сделать из жести змея с хоботом, — и «Комедия о Давиде с Голиафом», поставленная в январе 1676 г. С. Чижинским, бывшим преподавателем Киевской коллегии.

Несколько особняком в репертуаре театра царя Алексея Михайловича стоит пьеса, разыгранная под руководством С. Чижинского накануне закрытия театра, 23 или 24 января 1676 г. — «Комедия о Бахусе с Венусом». Пьеса эта, к сожалению, также не дошла до нас. Сохранился, однако, документ — список расходов на постановку этой «комедии», — из которого можно извлечь некоторые данные для ее характеристики. Судя по расходному списку, в «Комедии о Бахусе с Венусом» выступали следующие действующие лица: Бахус, его жена Венус, их сын Купидон, тринадцать пьяниц, из которых три — «лежащие», десять девиц, отец пьяниц, «бордачник», вестник, шут, четыре человека, наряженных медведями, слуги, музыканты — всего 40 лиц. «Комедия», очевидно, была игривого содержания; на это указывают как названия персонажей, так и материя, употребленная, видимо, для костюмов «Венус» и «Купидона»: тонкий холст телесного цвета.

Из костюмов, детали которых перечисляются в списке, наиболее замечателен наряд Бахуса: для него была сделана большая расписная голова с бородой и длинными волосами, кафтан, двое штанов — волчьи, а сверху крашенинные, и рогожная шапка, опушенная медведем; появляться он должен был с бочкой на колесах, в которую вложен был «питейный» мех, соединенный с головой Бахуса двумя жестяными трубами. Не зная текста, трудно сказать, откуда и как «Комедия» эта проникла на московскую сцену XVII в.

Если предназначенные к постановке на сцене театра Алексея Михайловича пьесы надо было перевести на русский язык, то это делалось обычно штатными переводчиками Посольского приказа. Перевод представлял для них, видимо, очень трудную задачу. Не находя соответствия тем или иным словам и словосочетаниям в современном им русском литературном языке, они переводили буквально, в результате чего текст оригинала нередко утрачивал свой смысл. Отсюда и обилие германизмов, которыми пестрят эти переводы: «беспохвальный народ» (unlöbliches Volk), «счастопадение» (Glückfall), «окомгновение» (Augenblick), «живи благо» (lebe wohl) и т. п. Среди штатных переводчиков Посольского приказа было во второй половине XVII в. немало украинских выходцев; отсюда встречающиеся в языке этих переводов украинизмы и полонизмы; «не маю», «бунчук», «шмат хлеба», «отповедь», «вельможный гетман», «войсковой маршалок» и т. п.

В особенности много хлопот доставляли переводчикам монологи героев; здесь переводчики сталкивались с длинными периодами, цветистыми метафорами — с тем специфически декламационным строем речи, торжественно-патетическую тональность которой они улавливали, но передавать адэкватно оригиналу еще не научились.

Более удавались переводчикам монологи, строй речи которых напоминал им славянские библейские тексты или молитвы.

Не менее серьезное препятствие для переводчиков представляли любовные диалоги, «галантной» фразеологии которых плохо повиновался привычный для них язык приказных столбцов. «О, садися, победительницо храбрости моея, обладательницо сердца моего! — говорит Олоферн Иудифи, когда она явилась к нему на пир. — Садися возле мене, да яси и пиеши со мною, веселящеся, ибо яко ты едина мое непобедимое великодушие обладала еси, тако имаши милость мою сама ни чрез кого же иного совершенно употребляти».

Задачи переводчиков значительно упрощались, когда от сцен серьезных они переходили к сценам комико-буффонным, где монологическая речь почти не встречалась, а диалоги велись обычно в форме кратких перекрестных реплик, шутовских «lazzi». Здесь переводчики иногда удачно противопоставляли тяжелому языку своих трагических и любовных монологов живое «просторечие». Элементами этого «просторечия» в особенности богаты шутовские интермедии «Иудифи».

В каком направлении продолжал бы развиваться первый русский театр, если бы смерть царя Алексея Михайловича в 1676 г. не прервала его существования, сказать трудно. Очень возможно, что пьесы светского содержания в репертуаре театра заняли бы большее место, чем это было вначале. Постановка на московской сцене в январе 1676 г. «Комедии о Бахусе с Венусом», несомненно, свидетельствует о каком-то переломе в репертуаре театра, о тенденции расширить этот репертуар новыми сюжетами. Но эта тенденция осталась нереализованной. В 1676 г. театр был закрыт, и театральные представления в Москве возобновились только в начале XVIII в. Возможно, что обе дошедшие до нас пьесы Симеона Полоцкого были написаны специально для театра Алексея Михайловича, но сведений о постановке их не сохранилось.

Театр царя Алексея Михайловича существовал всего четыре года. Но он положил начало русской театральной культуре, создал традицию, отголоски которой можно проследить вплоть до половины XVIII в.

06. Параллельно развивалась придворная драматургия – в 1672 по велению Алексея Михайловича открылся первый в России придворный театр. Первыми русскими литературными пьесами считаются Артаксерксово действо (1672) и Иудифь (1673), дошедшие до нас в нескольких списках 17 в.

Автором Артаксерксова действа был пастор И-Г.Грегори (совместно со своим помощником, Л.Рингубером). Пьеса написана стихами на немецком языке с использованием многочисленных источников (лютеранская Библия, басни Эзопа, немецкие духовные песнопения, античная мифология и др.). Исследователи считают ее не компиляцией, а оригинальным произведением. Переложением на русский язык занималась, очевидно, группа сотрудников Посольского приказа. Среди переводчиков, вероятно, были и стихотворцы. Качество перевода неоднородно: если начало тщательно проработано, то к концу пьесы качество текста снижается. Перевод стал серьезной переделкой немецкого варианта. С одной стороны, это происходило потому, что местами переводчики неточно понимали смысл немецкого текста; с другой стороны, потому, что в некоторых случаях сознательно изменяли его смысл, приближая к реалиям русской жизни. Сюжет был выбран Алексеем Михайловичем, а постановка пьесы должна была способствовать упрочению дипломатических отношений с Персией.

Первоначальный язык пьесы Иудифь (названия по другим спискам – Комедия из книги Иудифь и Олоферново действо), также написанной Грегори, точно не установлен. Существует гипотеза, что из-за недостатка времени, отведенного на подготовку спектаклей, все пьесы после Артаксерксова действа Грегори писал сразу на русском. Выдвигалось и предположение, что первоначальный немецкий вариант Иудифи на русский перевел Симеон Полоцкий. Наиболее распространено мнение, что работа над этой пьесой повторяла схему написания Артаксерксова действа, а многочисленные германизмы и полонизмы в ее тексте связаны с составом группы переводчиков.

Обе пьесы построены на противопоставлении положительных и отрицательных персонажей, их характеры статичны, в каждом подчеркнута одна ведущая черта.

В конце XVII века в России впервые появился придворный театр. Идея создания театра пришла в голову главе Посольского приказа Артемону Сергеевичу Матвееву. Артемон Сергеевич был очень образованным человеком и выдающейся личностью. Будучи великим государственным деятелем, он всеми силами пропагандировал в обществе искусство и светскую литературу.

В то время государством правил Алексей Михайлович. Царь очень любил различные увеселительные мероприятия, поэтому, услышав предложение Артемона Сергеевича Матвеева о том, чтобы попробовать создать придворный театр, одобрил его идею и согласился. Весной в 1672 года в России начали подготовку и организацию первого театра. Местом для первого представления был выбран чердак боярина Морозова. Пока шли работы по обустройству театра, Артемон Сергеевич предложил пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актерской труппы. Актеров необходимо было не только найти, но еще и обучить. Грегори набрал труппу из 60 мужчин и сразу взялся за их обучение. Кроме работы с актерами он занимался еще режиссурой и драматургией.

4 июня был прислан царский указ, в котором говорилось о том, чтобы иноземец Иоганн Готфрид поставил комедию, сюжет которой должен был быть основан на сюжете из Библии. Но самое главное царь четко дал понять, что для этого действа должен быть устроен новый театр.

Тут же начались спешные работы по сооружению нового театра в подмосковной резиденции царя, а именно в селе Преображенском. Грегори очень старался, чтобы сделать все в лучшем виде. Денег в театр было вложено огромное количество. Матвеев лично наблюдал за внутренней отделкой помещения, за костюмами актеров и декорациями. Костюмы для актеров были очень богатыми, а декорации писались самыми лучшими живописцами. Инсценировкой библейского сюжета занимался Грегори. Ему помогали два жителя Немецкой слободы Яган Пальцев и Юрий Гивнер. Именно Юрий Гивнер взял на себя руководство театром после смерти Грегори в 1675 г. Но об этом чуть позже.

Все лето трудились над созданием театра и репетицией спектакля. 17 октября 1672 г. прошло открытие долгожданного театра и первое представление. На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. В специальной ложе находились царица и ее придворные дамы.

Первое представление длилось десять часов, но царь досмотрел все до конца и остался очень доволен. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после такого «действа» необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то время «позорищем». Люди думали, что даже будучи зрителями, они навлекли на себя большой грех. Многим представление не понравилось. Хотя, возможно, это было вызвано тем, что бояре все представление стояли на ногах.

В 1673 году произошли некоторые изменения. Театр был перенесен в другое помещение, которое находилось над Аптекарской палатой Кремля. Трупа актеров тоже пополнилась.

Представления первого театра были основаны на библейских мотивах. Также ставились пьесы с мифологическим сюжетом, например, «Комедия о Бахусе с Венусом». Термин «комедия» в то время понимался как драматическое произведение, поэтому комедии были и жалостливыми с трагической развязкой или веселыми с радостным финалом.

В 1675 году Иоганн Грегори, который был руководителем и все свое время отдавал театру, умер. А в начале 1676 года умирает и царь Алексей Михайлович. После смерти царя придворный театр тоже прекращает свое существование.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Usb тестер keweisi kws v20 инструкция
  • Покупка дома с использованием материнского капитала пошаговая инструкция
  • Еспд руководство программиста пример
  • Мануал по маслам honda
  • Haval jolion руководство пользователя