Отраслевой принцип руководства экономикой при хрущеве

Экономи́ческая рефо́рма 1957 года в СССР — реформа управления народным хозяйством, осуществлённая в 1957—1965 годы. Характеризовалась заменой централизованной территориальной системы управления, которая использовалась с середины 1930-х годов, децентрализованной, территориально распределенной системой, которая в советской литературе получила название «системы управления по территориально-производственному принципу». Связывается с именем Первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущёва.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Децентрализация управления промышленностью
    • 1.2 Укрупнение совнархозов
  • 2 Причины провала реформы
  • 3 Итоги реформы
  • 4 См. также
  • 5 Примечания

История

В конце января 1957 года широкому кругу руководителей страны для обсуждения была разослана записка Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва об улучшении руководства промышленностью и строительством. Причиной её появления стал нарастающий дефицит бюджета СССР, и для покрытия валютных расходов приходилось продавать за рубеж всё больше золота. Суть записки заключалась в предложении отменить ведомственное подчинение предприятий и отдать их в ведение регионов. Отраслевые министерства за ненадобностью подлежали ликвидации. Предполагалось, что такая реорганизация существенно увеличит рост промышленного производства, повысит качество выпускаемой продукции, ресурсы будут распределяться рациональнее, и проблемы, с которыми столкнулась советская экономика, будут решаться быстрее.

На пленуме ЦК КПСС, который прошёл в феврале 1957 года, было проведено обсуждение. Предложение Н. С. Хрущёва поддержали первый секретарь узбекского ЦК Н. А. Мухитдинов, председатель СМ Украинской ССР Н. Т. Кальченко, 1-й секретарь Ленинградского обкома Ф. Р. Козлов, секретарь Московского обкома И. В. Капитонов; против высказались 1-й зампред Совмина СССР М. Г. Первухин, В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, 1-й секретарь ЦК КПУ П. Е. Шелест, А. Н. Косыгин[1]. Однако мнение Хрущёва возобладало, и на состоявшейся вслед за пленумом партии сессии Верховного совета СССР единогласно было принято постановление о создании на местах советов народного хозяйства (совнархозов, СНХ).

Децентрализация управления промышленностью

Ряд общесоюзных и союзно-республиканских отраслевых промышленных министерств были упразднены, их предприятия переданы в непосредственное подчинение совнархозов. За оставшимися министерствами сохранялись «функции планирования соответствующих отраслей промышленности и обеспечение высокого технического уровня в развитии производства». Государственная Комиссия Совета Министров СССР по перспективному планированию народного хозяйства преобразована в Государственный плановый комитет Совета Министров СССР (Госплан СССР); вместо упразднённого Государственного комитета Совета Министров СССР по новой технике (Гостехника) образован Государственный научно-технический комитет Совета Министров СССР[2].

Для реализации реформы в СССР были созданы 105 экономических административных районов, 70 из которых приходились на РСФСР. В каждом таком районе функционировал совет народного хозяйства со своими отраслевыми и функциональными управлениями и отделами, где вопросы экономического управления решались применительно к данному экономическому административному району в зависимости от его специализации.

В марте 1958 года Хрущёв, оставаясь руководителем партии, также занял пост главы советского правительства, что по мнению руководства страны должно было способствовать продвижению реформы управления народным хозяйством.

Укрупнение совнархозов

С начала 1960-х годов началось постепенное возвращение привычной для партийно-хозяйственной номенклатуры централизации в системе управления экономикой. Сначала на республиканском уровне были созданы совнархозы союзных республик — РСФСР, Украины, Казахстана. В ноябре 1962 года был создан СНХ СССР; затем начался процесс укрупнения местных совнархозов путем слияния экономических административных районов в более крупные экономические районы; число их сократилось со 105 до 43.

Укрупнения в системе совнархозов вызвали необходимость проведения реорганизации системы экономического планирования: на местах стали создаваться региональные советы по координации и планированию работы. На союзном уровне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1963 года был образован Высший совет народного хозяйства Совета Министров СССР (ВСНХ СССР). К середине 1960-х годов, вопреки изначально намеченной программе руководства страны во главе с Н. С. Хрущёвым на посту председателя Совета Министров СССР, идея централизованного управления экономикой страны фактически одержала верх.

К середине 1960-х годов неспособность совнархозов решить экономические проблемы Советского Союза стала очевидной. 14 октября 1964 года Хрущев был отстранён от руководства партией и правительством. В сентябре 1965 года состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором было заявлено следующее:

Управление промышленностью по территориальному принципу, несколько расширив возможности межотраслевой специализации и кооперирования промышленного производства в пределах экономических районов, в то же время сдерживало развитие отраслевой специализации и рациональных производственных связей между предприятиями, находящимися в разных экономических районах, отдалило науку от производства, привело к раздробленности и многоступенчатости руководства отраслями промышленности, к потере оперативности в работе… Пленум ЦК считает необходимым организовать управление промышленностью по отраслевому принципу, образовать союзно-республиканские и общесоюзные министерства по отраслям промышленности.

— Нарышкин, Б. В. Коммунистическая партия Советского Союза в революциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898—1986). — Т.10 (1961—1965). — Изд. 9. — М.: Издательство политической литературы, 1986.

В середине 1960-х годов совнархозы были упразднены и восстановлены отраслевые министерства[3].

Причины провала реформы

Практика децентрализованного управления советской экономикой посредством совнархозов себя не оправдала по нескольким причинам.

Главной причиной было то, что, несмотря на коренную структурную реорганизацию сложившейся централизованной системы управления, реформа затрагивала не сущность, а только форму этой системы. Система управления экономикой продолжала оставаться по своей природе командно-административной; при этом ответственность за экономическое развитие страны была переложена с центральных на местные органы государственной власти и управления. В условиях централизованного государственного планирования и отсутствия рыночных механизмов и стимулов, реформа быстро привела к дезинтеграции советской экономики, в основе которой лежали межрегиональные экономические связи и вертикальная интеграция науки, профессионального обучения, планирования, производства и распределения его продуктов. Советский партийный и государственный деятель В. В. Гришин впоследствии отмечал, что результатом реформы стало нарушение сложившихся многими десятилетиями производственных, отраслевых и межотраслевых связей; по этой причине в развитии народного хозяйства появились большие диспропорции[4].

Другой причиной свертывания реформы было растущее недовольство республиканской партийной и советской номенклатуры, которая усматривала в системе совнархозов попытку расшатывания устоев централизованного советского государства.

Итоги реформы

Реформа 1957 года не принесла желаемых результатов и закончилась возвращеним к централизованной системе управления. Реформа также не смогла решить проблему роста расходования золотого запаса страны, которая являлась одной из причин реформы. В период с 1953 по 1965 годы через Моснарбанк правительство СССР реализовало свыше 3 тысяч тонн золота, причём бо́льшую часть этого количества — 1244 тонны — продали в 1963—1964 годы, когда реформа набрала полную силу. В 1964 году возник ощутимый недостаток хлеба и руководство СССР впервые в истории страны решилось на закупку зерна за границей.

В ходе реализации реформы наглядно проявились системные недостатки советской экономики и методов планирования и управления, которые тормозили рост производительности труда в народном хозяйстве. Это стимулировало общесоюзную экономическую дискуссию в 1962—1964 годы, которая в 1965 году вылилась в Косыгинскую реформу.

См. также

  • Экономическая реформа 1965 года в СССР

Примечания

  1. Алексей Гвишиани: «Не надо жалеть Косыгина!»
  2. О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством : Закон от 10 мая 1957 г. // Ведомости Верховного Совета СССР, 1957 г., № 11
  3. Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления : Закон СССР от 2 октября 1965 г. № 4041—VI // Ведомости Верховного Совета СССР, 1965 г., № 39
  4. См.: Гришин В. В. Катастрофа. От Хрущёва до Горбачёва. М., 2010. С. 15.

Экономика СССР

Промышленность Оборонная | Добыча полезных ископаемых | Лёгкая | Машиностроение | Металлургия | Пищевая | Химическая | Энергетика
Сельское хозяйство Животноводство | Растениеводство
Транспорт Автомобильный | Воздушный | Железнодорожный | Морской | Речной | Трубопроводный
Связь Интернет
Финансы Банковская система | Внешний долг | Инвестиции | Иностранные инвестиции | Государственный бюджет
Торговля Оптовая торговля | Розничная торговля | Товарный дефицит
Внешняя торговля Импорт | Экспорт | Классификатор валют
Государственные органы Госплан | Госснаб | Госкомцен
Социально-экономическая политика ГОЭЛРО | Индустриализация | Реформа 1957 года | Косыгинская реформа | Перестройка
История НЭП | 1-я пятилетка (1928—1932) | 2-я пятилетка (1933—1937)| 3-я пятилетка (1938—1942) | 4-я пятилетка (1946—1950) | 5-я пятилетка (1951—1955) | 6-я пятилетка (1956—1960) | 7-я семилетка (1959—1965) | 8-я пятилетка (1966—1970) | 9-я пятилетка (1971—1975) | 10-я пятилетка (1976—1980) | 11-я пятилетка (1981—1985) | 12-я пятилетка (1986—1990) | 13-я пятилетка (1991—1995) | 1980-е годы в экономике
Прочее Доходы населения | Налоговая система | Строительство | Трудовые ресурсы | Экономические районы | ЖКХ | Совет экономической взаимопомощи

Экономические реформы Хрущева


Экономические реформы Хрущева

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 63.

Обновлено 14 Января, 2023

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 63.

Обновлено 14 Января, 2023

После смерти Сталина высший партийный пост в СССР занял Никита Хрущёв. Заметное влияние на экономическую жизнь страны он стал оказывать с конца 1957 года, когда добился устранения от власти сподвижников Сталина — Молотова, Маленкова и Кагановича. Экономические реформы Хрущёва включали в себя ряд мероприятий власти в 1953–1964 годах.

Мероприятия в сельском хозяйстве

Первым шагом Никиты Хрущёва стало освоение целины в 1954 году. Целинными назывались ранее не обработанные земли преимущественно на территории Казахстана.

Никита Хрущёв

Рис. 1. Никита Хрущёв.

Власти планировали получить там высокие урожаи и направили на целину значительное количество молодёжи, кадров, семян, техники. Первые урожаи были удачными, особенно в 1956 году. В СССР наблюдался рост производства зерна, пусть и экстенсивными методами. Последствием таких мер стал кризис целины начала 1960-х годов, когда истощился тонкий плодородный слой почвы, и, как результат, импорт зерна из Канады.

Действия Хрущёва в сельском хозяйстве привели в начале 1960-х годов и к упадку Нечерноземья. Действия власти отличались непоследовательностью. С одной стороны, колхозам и совхозам списали долги и укрупнили материально-техническую базу, а с другой — ликвидировали МТС (машинно-тракторные станции), сократили приусадебные хозяйства колхозников и забили в ряде регионов значительное количество крупного рогатого скота с целью догнать и перегнать США по производству мяса.

За освоением целины последовала «кукурузная кампания». Используя опыт работы в Украине, Хрущёв решил, что внедрение кукурузы не только решит проблемы со злаками, но и будет способствовать улучшению кормовой базы животноводства. В результате на значительной части площадей кукуруза просто не вызревала.

Никита Хрущёв: освоение целины

Рис. 2. Никита Хрущёв: освоение целины.

Новшества в промышленности и финансах

Реформы Хрущёва в промышленности заключалась в переходе от отраслевого управления экономикой к территориальному. С этой целью были созданы Совнархозы —Советы народного хозяйства. Сначала их было более 100, но к 1963 число снизилось до 47.

Они не дали ожидаемого результата, как и деление в 1963 году обкомов на промышленные и сельскохозяйственные.

Итогом денежной реформы, проведённой в январе 1961 года, стала девальвация советского рубля. Власти умело замаскировали её под деноминацию 10 к 1. Фактически граждане получили рост цен, ставший причиной беспорядков во многих городах, например, в Новочеркасске в 1962 году. Подорожал импорт, но выросла экспортная выручка.

Кратко социально-экономические реформы Никиты Хрущёва можно представить в таблице.

Дата

Событие

1954 год

Начало освоения целины

1955 год

Начало массового внедрения кукурузы

1956 год

Введение всеобщего пенсионного обеспечения

1957 год

Укрупнение колхозов и создание совнархозов

1958 год

Ликвидация МТС

1959 год

Начало массового строительства пятиэтажных панельных домов

1961 год

Денежная реформа

1963 год

Деление обкомов на промышленные и сельскохозяйственные

В социальной сфере достижением хрущёвского периода следует считать введение всеобщего пенсионного обеспечения, в том числе и для колхозников, а также начало массового строительства жилья, в основном пятиэтажных панельных домов. Власти экономили средства путём борьбы с излишествами в архитектуре, то есть к 1960 году прекратилось строительство построек в стиле сталианса.

Совнархозы при Никите Хрущёве

Рис. 3. Совнархозы при Никите Хрущёве.

Заключение

Что мы узнали?

Результаты экономических реформ Хрущёва имели плюсы и минусы для СССР. Они были противоречивыми, особенно в сельском хозяйстве, где чрезмерное освоение целины завершилось кризисом. Удалось достигнуть успехов в социальной сфере и жилищном строительстве.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 63.


А какая ваша оценка?

«Догнать
и перегнать Америку за три – четыре года». Так в одной из своих речей Никита
Сергеевич Хрущёв, обозначил главные задачи экономики СССР. О том, как
происходила эта «гонка» мы сегодня и поговорим. Вопросы занятия будут
следующими:

экономический
курс Маленкова;

сельскохозяйственная
политика Хрущёва;

развитие
промышленности СССР;

социальная
политика.

Неэффективность
сталинской модели экономики была очевидна даже ближайшим соратникам вождя
народов. После смерти лидера в советском правительстве начались острые споры о
будущей экономической стратегии. Весной 1953 года Берия приказал завершить
экономически неоправданные «великие стройки» (Заполярной железной дороги и
прочие).

Распорядился
сократить финансирование на нужды армии. Но вместе с арестом Берии были
свёрнуты и его экономические реформы.

В
августе 1953 года свои предложения озвучил Георгий Максимилианович Маленков. Он
заявил, что за время индустриализации произошёл сильнейший перекос в сторону
тяжёлой промышленности и предложил направить средства на ускорение развития
отраслей легкпрома и пищепрома.
Маленков считал, что такие преобразования позволили бы в короткие сроки (был
озвучен период в 2 – 3 года) улучшить снабжение светского народа товарами
первой необходимости. Главными задачами сельского хозяйства Маленков назвал
повышение урожайности и рост материальной заинтересованности крестьян в своём
труде.

Для
этих целей предлагалось:

уменьшить
нормы обязательных поставок государству с подсобного хозяйства колхозников;

снизить
вдвое налог с крестьянских хозяйств;

списать
труженикам села задолженности по сельхозналогу.

Также
в планы председателя Совмина входила реорганизация торговли в СССР.

По
словам современника, «газету с докладом Маленкова в деревне зачитывали до дыр.
И простой крестьянин говорил: «Вот этот – за нас». Однако с отставкой Маленкова
прекратилась и реализация предложенных им проектов реформ.

Новое
руководство в лице Никиты Сергеевича Хрущёва предложило собственный план
подъёма сельского хозяйства. Он предусматривал увеличение закупочных цен на
продукцию колхозов, интенсивное расширение посевных площадей. В первую очередь
– за счёт освоение целинных земель. Следует отметить, что программа Маленкова
была ориентирована на повышение урожайности на уже обрабатываемых землях, план
Хрущёва – на расширение площадей, занятых под посевы. То есть Маленков
предлагал интенсивный путь развития – увеличение выпуска продукции, за счёт
применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки,
повышения квалификации трудящихся.

Путь,
предложенный Хрущёвым, был экстенсивным. При нём увеличение выпуска продукции
происходит за счёт вовлечения в производство новых трудовых ресурсов,
капиталов, земли. При этом техническая база производства почти не меняется.
Освоение целины началось в 1954 году.

Вспомните,
целина – это слабоосвоенные, но плодородные земли
прежде всего Казахстана, Южного Урала и Западной Сибири. В эти регионы были
направлены более 30 тысяч партийных работников, свыше 120 тысяч
специалистов-аграрников. Поднимать целину отправились десятки тысяч
добровольцев. За первые 5 лет героическим трудом советских людей было освоено
42 миллиона гектар новых земель.

Вместе
с этим, были повышены закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, списаны
прежние долги колхозов государству, значительно увеличены расходы на социальное
развитие села.

Одними
из самых важных решений партии стали:

отмена
налога на личное крестьянское подсобное хозяйство;

разрешение
на увеличение площади подсобного участка в пять раз (ранее они составляли от
¼ до 1 гектара, в зависимости от района).

Также
Хрущёвым был озвучен принцип «планирования снизу».

Согласно
ему, колхозы получили право самостоятельно менять свои уставы опираясь на специфику
местных условий производства.

При
Хрущёве колхозники стали получать пенсии, им были выданы паспорта. Все эти меры
помогали развитию сельского хозяйства СССР.

В
1953–1958 годах, по сравнению с предыдущей пятилеткой, был получен прирост в 34
%.

Такого
бурного роста села не наблюдалось со времён НЭПа. Но у достигнутых успехов была
и другая сторона. Достижения были восприняты Хрущёвым как доказательство силы
исключительно административных мер. Рост благосостояния крестьян был воспринят
с опаской. Лидер СССР боялся появления «новых кулаков». Кроме того,
материальная заинтересованность крестьян в результатах своего труда ослабляла
необходимость вмешательства государства в дела колхозов. Такое положение дел в
основном объясняет то, почему с конца 1950-х годов в сельском хозяйстве
Советского Союза начинается вытеснение экономических стимулов административным
принуждением к труду. В 1959 году была проведена реорганизация МТС
(машинно-тракторных станций).

Колхозы
были принуждены выкупить технику в течение года. При этом цена на неё была
завышена. Такой шаг позволил государству всего за год вернуть почти все свои
вложения в сельское хозяйство. В этом же году началось новое наступление на
подсобные хозяйства. Оно обосновывалось выводом о том, что «при строительстве
коммунизма личное подсобное хозяйство будет постепенно утрачивать своё значение,
ввиду того, что колхозникам будет выгоднее получать продукты из колхоза».
Госорганы получили приказ за 2–3 года выкупить скот у работников совхозов.
Такие же меры были рекомендованы колхозам. Но крестьянам, из-за низкой цены
предложенной государством, было выгоднее резать собственный скот. Результатом
этих мер стало обострение продовольственной проблемы в СССР. Попытка её решения
при помощи «кукурузной эпопеи» оказалась провальной.

С
1955 по 1962 годы площади, занятые посевами кукурузы увеличились вдвое.
Зачастую за счёт снижения посевов пшеницы и ржи. В итоге, в 1962 году из 37
миллионов гектар засеянных кукурузой, вызрели лишь 7 миллионов гектар. Общий
сбор зерновых по стране снизился. В 1962–1963 годах тяжёлая ситуация в сельском
хозяйстве была усугублена кризисом в освоении целины.

Из-за
погодных условий (в основном из-за пыльных бурь) и непродуманной системы
землепользования началась эрозия почв. Урожайность резко упала. По некоторым
данным на 65 %. В то время как с середины 1950-х годов целина давала от трети
до половины всего производимого в СССР хлеба. Кризис сельского хозяйства
заставил правительство впервые за долгие годы закупить зерно за рубежом.

В
июне 1962 года было заявлено о «временном» повышении цен на мясо (на 30 %) и на
масло (на 25 %). Это привело к широкому недовольству населения и даже к
открытым выступлениям. Наиболее острый характер приобрели события в
Новочеркасске. Там против толпы недовольных горожан вывели войска, что привело
к многочисленным жертвам среди мирного населения. Эти события не были освещены
в советских СМИ. Однако эхо Новочеркасского расстрела прокатилось по всей
стране. Авторитет Хрущёва в глазах простых людей значительно упал.

Из-за
непродуманной экономической политики семилетний план развития сельского
хозяйства провалился. Отказ от плана Маленкова привёл к тому, что в начале
1960-х годов производство товаров группы «А» (производство средств
производства) составило 75 % от общего объёма промышленной продукции СССР. В
1953 году этот показатель составлял 70 %. Смещение центра тяжести в экономике
Советского Союза имело печальные последствия для лёгкой и пищевой
промышленности.

Быстрее
всего в СССР развивались машиностроение, производство стройматериалов, химия и
нефтехимия, электроэнергетика, металлообработка.

За
1950–1965 годы объёмы производства в этих отраслях в средней выросли в пять
раз. В то время как на предприятиях группы «Б» только в два раза.

В
целом, рост промышленного производства СССР превышал 10 % в год. Эти показатели
были стабильны и достаточно высоки. Поэтому в руководстве КПСС существовала
уверенность в том, что достигнутые темпы будут сохранены, а при должном
старании – увеличены. В то же время прогнозы западных экономистов были иными.

По
их мнению, вместе с ростом экономического могущества СССР, темпы роста его
экономики будут «затухать». Одним из важнейших условий быстрого развития
промышленности, власти СССР считали научно-технический прогресс.

Правда
самых значительных результатов в его применении удалось добиться лишь в ВПК и в
ряде смежных областей. Показателем достижений страны в эти годы стало создание
первой в мире космической ракеты-носителя. В 1957 году СССР запустил первый в
мире искусственный спутник Земли.

12
апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в истории, совершившим
полёт в космос.

Благодаря
широкому использованию нефти и газа изменился топливный баланс страны. В
Советском Союзе бурно развивалась химическая промышленность, был освоен выпуск
искусственных материалов. На транспорте повсеместно шла замена паровозов
тепловозами и электровозами. Но в целом советская промышленность развивалась за
счёт строительства тысяч новых однотипных предприятии, а не путём
интенсификации имеющегося производства.

Важным
направлением экономической политики Хрущёва стала реформа управления народным
хозяйством. В 1957 году на смену центральным отраслевым министерствам стали
приходить территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). Целью этой
замены был слом ведомственных барьеров, мешавших развитию производства.

Более
3,5 тыс. предприятий перешли из общесоюзного в республиканское подчинение.
Местные Советы получили право решать, что и как производить, как распределять
продукцию местной промышленности.

С
одной стороны, такие меры способствовали укреплению экономических прав властей
на местах. С другой – ощутимо ударили по общей технической и технологической
политике и далее – по планам внедрения на производстве достижений
научно-технического прогресса. В скором времени стало ясно, что хозяйственная
свобода предприятий внутри регионов ведёт к ослаблению связей между ними.
Выходом из этого положения стало создание новых управленческих структур. Ими
стали республиканские совнархозы и Высший совет народного хозяйства (ВСХН).
Появление новых структур управления привело к значительному росту числа
управленцев.

Тем
не менее, хотя из года в год темпы экономического роста советской экономики снижались,
итоги выполнения 5-й и 6-й пятилеток были впечатляющими.

В
1951–1955 годах промышленность выросла на 85 %, сельское хозяйство – на 20,5 %.

В
1956–1960 годах показатели составили 64,3 % и 30 %.

В
1961–1965 годах рост составил 51 % в промышленности и 11 % в сельском
хозяйстве.

В
целом показатели экономического развития государства в конце 1950-х – начале
1960-х годов говорят о завершении построения в СССР основ индустриального
общества.

Несмотря
на ряд существенных недостатков, экономическая политика Хрущёва носила ярко
выраженную социальную направленность.

В
середине 1950-х годов была приведена в действие программа по улучшению жизни
населения.

Постоянно
росли оклады в промышленности (например, за 1961– 1965 годы – на 19 %),
увеличивались доходы колхозников. С 1964 года им стали выплачивать пенсии.

В
СССР был понижен пенсионный возраст и увеличены минимальные пенсии рабочих и
служащих. В стране отменялись все виды платы за обучение. Рабочая неделя была
сокращена с 48 до 46 часов. Были отменены обязательные государственные займы.
Но наиболее существенным достижением социальной политики этого периода стало
начало широкого жилищного строительства С 1955 по 1964 год жилищный фонд
городов вырос на 80 %. Это позволило справить новоселье 54 миллионам человек –
каждому 4-му жителю СССР.

При
этом менялись стандарты жилья. Семьи всё чаще получали не комнаты в
коммуналках, а отдельные квартиры, пусть и небольшие, но собственные. В это же
время быстрыми темпами шло строительство новых школ, больниц, институтов.
Развивалась советская культура. В стране значительно вырос выпуск
радиоприёмников, телевизоров, холодильников.

Например,
с 1953 по 1958 год число телевизоров в личном пользовании возросло с 200 тысяч
до 3 миллионов. Но на рубеже 1950–1960-х годов, по мере нарастания
экономических трудностей, явно проявилась тенденция руководства решить
возникающие проблемы за счёт трудящихся. Почти на треть были снижены тарифы на
производстве, в то время как стоимость продуктов повседневного спроса выросла
на 25–30 %. В руководстве СССР всё яснее стали осознавать, что необходимо
глубокое реформирование экономики с использованием методов экономического
стимулирования.

Таким
образом, экономический курс Маленкова, предусматривающий первостепенное
развитие лёгкой и пищевой промышленности был отвергнут.

Непродуманная
аграрная политика Хрущёва привела страну к сельскохозяйственному кризису.

Развитие
промышленности СССР в 1953–1964 годах было динамичным. Среднегодовой прирост
составлял порядка 10%. В стране завершилось построение индустриального
общества.

Экономическая
политика Хрущёва носила ярко выраженный социальный характер. Одним из главных
достижений этого времени стало масштабное строительство жилья.

После смерти Сталина перед новым руководством СССР в лице Хрущева возникла необходимость реформирования страны в области сельского хозяйства и промышленности, прежде всего, поскольку эти отрасли были жизненно важны и набирали обороты после окончания войны. В данной статье мы проведем оценку реформы управления экономикой, предпринятую Хрущевым, а также покажем ее положительные и отрицательные стороны.

Хрущев начал реформирования СССР по 3 направлениям:

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 471
Источник: https://istoriarusi.ru/cccp/reforma-upravlenija-ekonomikoj.html

Содержание

    • 0.1 Реформы сельского хозяйства
  • 1 Экономическая программа Маленкова
  • 2 Реформирование сельского хозяйства при Хрущеве
    • 2.1 Освоение целины
    • 2.2 Административные решения в колхозах (селах)
    • 2.3 Провал реформы сельского хозяйства
    • 2.4 Реформы 1957 года (экономическое и административное управление)
  • 3 Причины провала реформы
    • 3.1 Денежная реформа
  • 4 Итоги реформы
    • 4.1 Реформа образования
  • 5 Социальная политика при Хрущеве
    • 5.1 Социально-экономическая политика Хрущева

Реформы сельского хозяйства

С августа по сентябрь 1953 года проходили события, посвящённые улучшению экономического состояния колхозов. Эти мероприятия основывались на отчислении с колхозников недоимок по сельхозналогу и снижении объема сельского налога.

В 1954 была основана компания целинных земель. Она была полезна тем, что освоение целины проходило в Казахстане, а город тогда славился урожайностью. Но упадок в Нечерноземном центре был минусом этого преображения, связанно это было с тем, что эрозия погубила целинные земли.

Появление кукурузной эпопеи воздействовало на материальное стимулирование работников. Также проводился запрет на личные подсобные хозяйства, что и являлось слабой стороной. Колхозникам выдавались паспорта, но страна не была полностью обеспечена продовольствием.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 791
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15582-reformy-hruscheva.html

Экономическая программа Маленкова

В 1953 году Георгий Максимович Маленков, занимавший должность председателя совета министров, впервые говорит о том, что стране необходимы экономические преобразования. В его представление нужно было сделать упор на сельское хозяйство и легкую промышленность.  Реформирование промышленности должно было привести к тому, что в течение 3 лет страна должна была обеспечить всех граждан товарами первой необходимости.

Изменения сельского хозяйства затрагивали улучшения технологий обработки земли для увеличения урожайности, а также сокращение налогов, которые выплачивают крестьяне за право пользование землей.  Предложения были с энтузиазмом восприняты в народе, но Маленкова очень быстро убрали с должности, а реформу управления экономикой предпринял Хрущев. И получилась она крайне противоречивой.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 845
Источник: https://istoriarusi.ru/cccp/reforma-upravlenija-ekonomikoj.html

Реформирование сельского хозяйства при Хрущеве

Сельское хозяйство это ключевой аспект и в реформах Хрущева, и в идеях Малинкова. Но нужно понимать, что между ними была огромная разница. Современники называют программу Малинкова называют интенсивной, а Хрущева – экстенсивной.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства предполагал добиваться увеличения урожайности текущих плодородных почв. Экстенсивный путь развития на постоянном расширении посевных земель. С победой Хрущева в СССР началась реализация экстенсивного плана, но к 1965 году стало очевидно, что этот эксперимент провалился, а сельское хозяйство оказалось в страшном упадке.

Маленков говорил о качестве, а Хрущев о количестве. И если локально качество давало определенные результаты, то на этапе в 10 лет последовал провал. Для понимания сути приведу первые пятилетки под началом Сталина. Сначала построили предприятия (количественный подход), потом начали привлекать квалифицированные кадры и улучшать знания работников (качественный подход). Точно такой же процесс должен был происходить и в сельском хозяйстве – сначала расширение земель (количественный подход), а затем создание технологий ее обработки и выращивания урожая (качественный подход). Но реформа управления экономикой в целом и сельского хозяйства в частности второй этап упустила. Поэтому пятилетки Сталина дали положительный результат, а реформы Хрущева – отрицательный. А ведь временной интервал идентичный…

Основные реформы в 1953-1958 годах:

  • В 1954 году начинается основание целины. Всего было освоено 42 миллиона гектара новых земель.
  • Снижение налогов для колхозов, а также списание предыдущих долгов.
  • Снижены налоги на подсобное хозяйство
  • Разрешено увеличить подсобное хозяйство в 5 раз
  • Колхозы оснащаются техникой и инструментами, необходимыми для их работы.

Освоение целины

Экономическая реформа Хрущева в сельском хозяйстве во многом началась с освоения целины, которая началась в 1954 году. Новые земли для освоения были выбраны в Казахстане и в Западной Сибири. Изначально это не лучшее место для сельского хозяйства, но тем не менее благодаря  тому, что к работам было привлечено более 150 тысяч человек – удалось уже в 1958 году освоить 42 миллиона гектаров новых земель. Среди людей, которые привлекались на работы были партийные служащие, специалисты, заключенные.

Интересный факт – руководить освоением целины должен был Брежнев. Почему именно он? Леонид Ильич был давним приятелем Хрущева, а который всячески продвигал своего друга на ведущие роли.

Чтобы понять суть освоения целины предлагаю обратить внимание на таблицу, в которой указаны Валовые сборы зерна в СССР.

Период

Собрано зерна (тысяч тонн)

В СССР

В том числе в районах целины

1949-1953

80948

20697

1954-1958

110313

45176

1959-1963

124699

51501

О чем это говорит? Даже беглый взгляд на эти цифры показывает, что экстенсивный путь Хрущева был крайне неэффективным и вот почему:

  • Освоение целины началось в 1953/4 годах. Поэтому объяснимо резкое увеличение собранного зерна в этих районах почти на 25 000 тысяч тонн. При этом общие сборы зерна в СССР увеличились на 30 000 тысяч тонн.  То есть положительная динами была для всей страны.
  • Период с 159 по 1963 годы показал рост сбора зерна в районах целины почти на 6 000 тонн, в то время как рост по стране в целом был чуть более 14 000 тысяч тонн. То есть пропорция ломалась и земли целины были неэффективными. В этом и была главная ошибка экономической реформы Хрущева в сельском хозяйстве – нужно было не уделять больше качества существующим землям, а не делать упор на новые пашни в Сибири и Казахстане, которые никак не могли сравниться по качеству с черноземом южных регионов.

Административные решения в колхозах (селах)

Одни из главных мероприятий по поддержке колхозов на начальном этапе реформ стали: отмена предыдущих долгов и повышение закупочных цен. Теперь государство гарантировало более высокие цены закупки сельхоз продукции.

Большим шагом вперед стало разрешение крестьянам иметь подсобное хозяйство. Напомню, что до эпохи Хрущева подсобные хозяйства могли быть, но только очень небольшие, и за их наличие следовало заплатить налог.

Это, в совокупности с освоением новых земель, привело к небывалому росту производства продукции сельского хозяйства, которая в период с 1953 по 1958 выросла на 34%. Это был большой скачок в развитии, который мог быть сопоставим только с ранними этапами НЭПа.

Удивительный факт, но обе сомнительные реформы (НЭП и реформы Хрущева) дали в краткосрочной перспективе небывалый рост сельского хозяйства. Но в среднесрочной перспективе (10 лет) обе эти политики привели к страшным последствиям – голову.

Во главу угла в начале сельскохозяйственных реформ ставились административные методы воздействия. Это привело следующим результатам уже через несколько лет после начала реформы:

  • Рост благосостояния крестьян. Результат хороший, но ЦК партии выявил недовольство, что в селе могут вновь появиться «кулаки».
  • Экономический рост сел сводил к минимуму необходимость административного влияния.

В результате уже начиная с 1959 года реформа управления сельским хозяйством изменила свою суть – теперь преследовались не экономические показатели эффективности, а исключительно административное давление сверху понуждать крестьян делать то, что в партии считалось правильным.

Провал реформы сельского хозяйства

До 1959 года реформа в сельском хозяйстве шла хорошо, без всяких преувеличений. Но то, что после этого устроил Хрущев – уму не постижимо, и является ярчайшим примером того, как некомпетентность руководства, а также желание контролировать всех людей, могут погубить любые позитивные начинания.

Семилетний план развития сельского хозяйства (1959-1965) начался с реорганизации МТС (машинно-тракторные станции). Точнее сказать МТС просто закрывали, а технику предлагали выкупать колхозам. Фактически выкуп был обязательным, поскольку техника была необходима для обработки земли. Вот только государство завышало цену и требовало полного расчета в течение 1 года. Это был первый удар по финансам колхозов.

Следующий удар был нанесен по частным подсобным хозяйством. Если в предыдущие 5 лет его разрешили увеличить в 5 раз, но с начала 1960-х годов подсобное хозяйство становилось практически незаконным. Его опять возвращали в старые рамки. Управление экономическими реформами при Хрущеве говорило о том, что крестьяне должны работать на колхозы, а не на собственных полях. В итоге чиновники получили приказ за 3 года выкупить весь скот, который есть в частных хозяйствах.

Кроме этих шагов руководство СССР приняло и другие:

  • Создание крупных аграрных хозяйств. Колхозы объединялись и укрупнялись.
  • Повышение цен на мясо (на 30%), на масло (на 25%).
  • Увеличение посевных площадей кукурузы.

Если спросить, что люди знают об эпохе Хрущева, то большинство скажет – сажали кукурузу. И будут правы. Откуда у Секретаря ЦК появилась эта мания – непонятно. Но ясно другое – увеличение посевных площадей кукурузы было искусственными велось за счет сокращения посевных площадей пшеницы и ржи. Как итог – в СССР случился глубочайший кризис сельского хозяйства. Впервые за долгие годы зерно стало закупаться за границей! В итоге реформа управления экономикой, предпринятая Хрущевым в сельском хозяйстве провалилась.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 7640
Источник: https://istoriarusi.ru/cccp/reforma-upravlenija-ekonomikoj.html

Реформы 1957 года (экономическое и административное управление)

Произошла замена на совнархоз министерства территориальных органов. Промышленностью стали управлять отраслевые принципы. Совершилось разделение партий на сельские и городские. Благодаря данной реформы произошел рост производительности, но наравне с этим происходила неразбериха в управлении.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 354
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15582-reformy-hruscheva.html

Причины провала реформы

Практика децентрализованного управления советской экономикой посредством совнархозов себя не оправдала по нескольким причинам.

Главной причиной было то, что, несмотря на коренную структурную реорганизацию сложившейся централизованной системы управления, реформа затрагивала не сущность, а только форму этой системы. Система управления экономикой продолжала оставаться по своей природе командно-административной (решения об объёмах производства, ценах и расходах того или иного продукта принимало либо правительство либо совнархозы, а не определялось рыночной необходимостью, то есть спросом или предложением); при этом ответственность за экономическое развитие страны была переложена с центральных на местные органы государственной власти и управления. В условиях централизованного государственного планирования и отсутствия рыночных механизмов и стимулов, реформа быстро привела к дезинтеграции советской экономики, в основе которой лежала жесткая вертикальная организация производства, включавшая интеграцию науки, профессионального обучения, планирования, производства и распределения его продуктов. Советский партийный и государственный деятель В. В. Гришин впоследствии отмечал, что результатом реформы стало нарушение сложившихся многими десятилетиями производственных, отраслевых и межотраслевых связей; по этой причине в развитии народного хозяйства появились большие диспропорции.

Другой причиной свёртывания реформы было нежелание советской номенклатуры, усматривавшей растущую угрозу в децентрализации ввиду ограниченной независимости местных властей, терять своё господствующее положение в принятии экономических решений.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1659
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_1957_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0

Денежная реформа

В связи с данными изменениями происходит повышение цен и меняется денежный знак.

Было принят закон о чеканке монет новейшего образца (1958 год). Минусом данного закона выступило резкое повышение закупки товаров для повседневного использования, увеличился процент вкладов жителей в сберкассы.

Удобным для населения было то, что они могли обменять деньги в любое для них удобное время, но негативным было то, что цены резко возросли.

Увеличился риск обмена денежных средств, повсеместно были фальшивомонетчики. Людям было тяжело перестроится на новые изменения, перерасчеты происходили с ошибками. Пенсия и пособия были намного занижены.

Но несмотря на это «денежная реформа 1961 года» считалась самым гуманным изменением в истории.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 742
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15582-reformy-hruscheva.html

Итоги реформы

Реформа 1957 года не принесла желаемых результатов и закончилась возвращением к централизованной системе управления промышленностью. Реформа также не смогла решить проблему роста расходования золотого запаса страны, которая являлась одним из факторов, повлиявших на решение высшего советского и партийного руководства СССР о проведении реформы. В период с 1953 по 1965 годы через Моснарбанк правительство СССР реализовало свыше 3 тысяч тонн золота. Если в 1953 году на покупку продовольствия за рубежом было потрачено 250—300 тонн золота, то в 1963—64 годы, когда реформа набрала полную силу, продажа золота составила 1244 тонны. Проведенная в 1961 году денежная реформа привела к девальвации рубля. В 1962 году начались перебои со снабжением населённых пунктов промышленными товарами и продуктами питания.

Повышение розничных цен на мясо, мясные продукты и сливочное масло вместе с ухудшением условий труда вызвали волну забастовок и выступлений трудящихся в Краснодаре, Риге, Киеве, Челябинске, Ленинграде, Омске, Кемерове, Донецке, Артемьевске, Краматорске. Подавление забастовки рабочих в Новочеркасске в 1962 году сопровождалось применением огнестрельного оружия и закончилось арестами и уголовным преследованием забастовщиков.

Темпы роста промышленности и сельского хозяйства продолжали снижаться. Особенно острое замедление роста наблюдалось в сельском хозяйстве, где вместо запланированных 70 %, рост сельскохозяйственного производства к 1965 году составил всего 15 %. Освоение целины превратило Советский Союз в экспортёра пшеницы в середине 1950-х годов. Однако вызванное засухами, пыльными бурями, а также неграмотным использованием некоторых земель в южных регионах, ввиду их особенности, привело к катастрофическому падению урожайности целинных земель. После этого руководство СССР впервые в истории страны решилось на закупку миллионов тонн зерна за границей. В 1963 году за границей было закуплено 12,1 миллионов тонн пшеницы, в 1964 году — 50 тыс. тонн риса, в 1965 — 90 тыс. тонн соевых бобов, что обошлось государству в сумму более 1 миллиарда долларов США. В целом не была решена проблема нехватки и качества товаров народного потребления. В 1962 году только 5,3 % советских семей имели холодильники (для сравнения, в США — 98,3 %).

Положительным результатом реформы были внушительные по сравнению с экономически развитыми странами количественные экономические показатели. В частности, к 1965 году национальный доход СССР увеличился на 53 % по сравнению с 1958 годом, производственные фонды выросли на 91 %, производство промышленной продукции — на 84 %. Реальные доходы населения выросли на одну треть. Были введены зарплаты и пенсии колхозникам. За счёт строительства зданий из крупных панелей заводского производства, жилой фонд увеличился на 40 %. В период с 1950 по 1964 годы площадь жилья увеличилась в 2,3 раза. Российский историк В. А. Красильщиков так оценил экономические достижения того периода:

Практический опыт территориального управления экономикой был использован для уточнения и развития теории формирования территориально-производственных комплексов, основы которой были заложены советским экономистом Н. Н. Колосовским. В ходе реализации реформы наглядно проявились системные недостатки советской экономики и методов планирования и управления, которые тормозили рост производительности труда в народном хозяйстве. Это стимулировало общесоюзную экономическую дискуссию в 1962—1964 годы, которая в 1965 году вылилась в Косыгинскую реформу.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 3493
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_1957_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0

Реформа образования

Произошло кардинальное изменение в образовательной среде. Хрущев уничтожил систему «трудовых резервов», на смену военным училищам пришли обычные профессиональные училища. Обучатся в таких училищах могли дети окончившие 7 класс школы. Средняя школа стала совмещать обучение с трудовой деятельностью. Однако у страны не было нужных средств для того, чтобы спонсировать школы, поэтому оборудование было не самым новым.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 434
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15582-reformy-hruscheva.html

Социальная политика при Хрущеве

Экономическая политика Хрущева делала упор на социальную политику. Но провалы в сельском хозяйстве приводили в том числе и к восстаниям. Самым распространенным из них был восстание в Новочеркасске в 1962 году, для подавления которого была использована армия и танки. Но в целом в этот период было сделано сразу несколько важных изменений:

  • Колхозникам выдали паспорта. Напомню, что до 1960 года люди на селе паспортов не имели!
  • В 1964 году колхозникам была установлена пенсия. До этого ее не было!
  • Колхозникам гарантировалась заработная плата, которая стала фиксированной.
  • Увеличение зарплат на 19%
  • Сокращение рабочего дня до 46 часов (на производстве).
  • Рост жилья (всем же известны квартиры с названием «хрущевка»). В этот период 54 миллиона человек получили новые квартиры.

В экономической политике Хрущева были свои положительные моменты, но глобально для страны это время стало временем большого провала. Промышленность работала, но стало очевидно, что предприятий группы «Б» не  хватает категорически. В сельском хозяйстве доэксперементировались до того, что впервые с гражданской войны зерно стали закупать за границей. Увеличение цен привело к многочисленным восстаниям (понятно, что о них особо не говорят, но они были). Поэтому деятельность Хрущева скорее негативная для СССР, чем позитивная. Именно отсюда начались процессы, которые вылились в перестройку. И хуже всего то, что Хрущев передал власть своему единомышленнику и ученику – Брежневу, который с удовольствием продолжил начатое. Справедливости ради следует отметить, что здесь ученик существенно превзошел учителя.

Я считаю, что мы провели полную оценку управления экономикой, предпринятую Хрущевым в период своего правления.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1807
Источник: https://istoriarusi.ru/cccp/reforma-upravlenija-ekonomikoj.html

Социально-экономическая политика Хрущева

В первые годы социально политика претерпевала положительные изменения, материальное состояние людей стало гораздо лучше, увеличивалось количество общественных фондов. Также возросла ставка живого фонда на 40 процентов.

Но социальная политика была неоднозначной. Последствиями возрастающего кризиса являлись задержки по выплатам внутренних займов (на 20 лет). К окончанию 50 годов обострились бытовые проблемы, население было крайне возмущено повышением цен и снижением производственных тарифов. Цены возросли в среднем на 28 процентов.

Хрущев ступил на путь либерализации, но применение устаревшего политического и экономического механизма обернулось провалом. Он применял многие сталинские приемы, но он был совершенно не готов к значительным переменам. После потерпевших неудач, в обществе образовался синдром усталости. Именно в этот период на главное место в иерархии вышла стремящаяся к постоянству партийно-государственная бюрократия.

Пренебрежения, которые допустил Хрущев во внутренней, и внешней политике у представителей социальных групп вызывали отторжение. Постоянные перетряски также вызвали недовольство у представителей партийно-хозяйственного строя.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1202
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15582-reformy-hruscheva.html

Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 20552
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15582-reformy-hruscheva.html: использовано 5 блоков из 8, кол-во символов 3523 (17%)
  2. https://histerl.ru/lectures/pravlenie_xrusheva/reformi_xrusheva.htm: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 1114 (5%)
  3. https://istoriarusi.ru/cccp/reforma-upravlenija-ekonomikoj.html: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 10763 (52%)
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_1957_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 5152 (25%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Загрузка…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • От чего баралгин в таблетках инструкция по применению взрослым
  • Циклоферон от простатита инструкция по применению
  • Ооо газ вода электричество сигнализатор загазованности инструкция
  • При аудите системы управления установлено руководство организации осуществляет генеральный директор
  • Тизин инструкция по применению при беременности