Ответственность руководства при проведении аудита

Ответственность руководителя за качество аудита

Ответственность руководителя за качество аудита (см. пункт 8)

A3. Принимая на себя ответственность за общее качество по каждому аудиторскому заданию, руководитель задания в своих действиях и соответствующих поручениях членам аудиторской группы подчеркивает:

(a) важность для качества проверки следующих факторов:

(i) выполнения работ таким образом, чтобы всегда соответствовать профессиональным стандартам и применимым законодательным и нормативным требованиям;

(ii) безусловного соблюдения требований политики и процедур организации по контролю качества;

(iii) выпуска аудиторских заключений, которые всегда носят надлежащий характер в конкретных обстоятельствах;

(iv) способности членов аудиторской группы поднимать вопросы, требующие решения, не опасаясь негативных последствий для себя лично;

(b) то обстоятельство, что качество имеет принципиальное значение при проведении аудита.

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:

факты и комментарии

Информационное сообщение

7 июля 2021 г. № ИС-аудит-46/2

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесен ряд изменений в законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности, в частности, в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Новеллы законодательства направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от    31 декабря 2020 г. № 3709-р[1].

Основные новеллы законодательства связаны со следующими вопросами:

терминология законодательства об аудиторской деятельности[2];

правовые основы регулирования аудиторской деятельности²;

деятельность аудиторских организаций;

обязательный аудит и конкурсы;

оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;

аудиторское заключение;

квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;

деятельность саморегулируемой организации аудиторов;

контроль деятельности аудиторских организаций.

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ вступает в силу         1 января 2022 г., за исключением норм, которые вступают в силу в особом порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Уточнены требования минимальной численности аудиторов

в аудиторской организации

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» одним из требований к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов является наличие не менее трех аудиторов, работающих в этой аудиторской организации на основании трудовых договоров. Федеральным  законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ уточнено, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской организации по основному месту работы (ранее – такое требование не устанавливалось). Данное требование вступает в силу с 1 июля 2022 г.

Трудовым законодательством не раскрывается понятие «основное место работы» (равно как понятие «место основной работы»). По мнению Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России, изложенному в письме от 15 сентября 2016 г. № 14-2/В-880, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно статье 282 Трудового кодекса Российской Федерации  в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.

В случае, когда аудиторская организация собирается оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям, численность аудиторов, работающих в ней на основании трудовых договоров по основному месту работы, должна составлять до 1 января 2023 г. не менее трех, а с 1 января 2023 г. не менее пяти (ранее – такое требование не устанавливалось).

         Если аудиторская организация, сведения о которой внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, собирается оказывать аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке, численность аудиторов, работающих в ней на основании трудовых договоров по основному месту работы, должна составлять до 1 января 2023 г. не менее семи, а с 1 января 2023 г. не менее двенадцати (ранее – такое требование не устанавливалось).

Уточнена сфера деятельности аудиторских организаций

Аудиторские организации вправе обслуживать следующие виды аудируемых лиц:

Вид

обслуживаемых аудируемых лиц

Аудиторская организация, оказывающая аудиторские услуги общественно значимым организациям

(* — аудиторская организация на финансовом рынке)[3]

Другая аудиторская организация

Публичные акционерные общества

Х

Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам

Х*

Организации,  бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг

Х*

Кредитные организации

Х*

Головные кредитные организации банковских групп

Х*

Головные организации банковских холдингов

Х*

Страховые организации

Х*

Общества взаимного страхования

Х*

Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг

Х*

Бюро кредитных историй

Х*

Клиринговые организации

Х*

Организаторы торговли

Х*

Негосударственные пенсионные фонды

Х*

Управляющие компании инвестиционных фондов

Х*

Управляющие компании паевых инвестиционных фондов

Х*

Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов

Х*

Государственные корпорации

Х

Государственные компании

Х

Публично-правовые компании

Х

Организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов

Х

Иные организации, которые представляют и (или) раскрывают отчетность в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности»

Х

Лица, отличные от указанных выше организаций

Х

Х

Введены новые обязанности аудиторских организаций

Введен ряд новых обязанностей аудиторских организаций:

Содержание новой обязанности

На кого распространяется обязанность

Примечание

Предоставлять аудируемым лицам информацию о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям и реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в саморегулируемой организации аудиторов)

Аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям, аудиторские организации на финансовом рынке

Информация предоставляется при оказании аудиторских услуг аудиторской организацией по требованию аудируемого лица

Вести Интернет-сайт аудиторской организации

Все аудиторские организации

Раскрывать информацию о своей деятельности на Интернет-сайте (ранее – Совет по аудиторской деятельности рекомендовал аудиторским организациям раскрывать информацию на своем Интернет-сайте)

Все аудиторские организации

Перечень информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию на Интернет-сайте этой организации, а также сроки раскрытия должны быть установлены Минфином России. Для аудиторских организаций на финансовом рынке Банк России вправе устанавливать дополнительные требования к указанным перечню и срокам, а также требования к форме раскрытия информации

Обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Федеральное казначейство и получать такие документы от него[4]

Аудиторские организации, оказывающие аудиторские услуги общественно значимым организациям, в том числе аудиторские организации на финансовом рынке

Порядок предоставления электронных документов в Федеральное казначейство и получения таких документов от него устанавливает Федеральное казначейство

Обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Банк России и получать такие документы от него4

Аудиторские организации на финансовом рынке

Порядок предоставления электронных документов в Банк России и получения таких документов от него устанавливает Банк России

Назначать руководителей аудита

Все аудиторские организации

Подробнее см. подраздел «Введена обязанность назначать руководителей аудита» в настоящем разделе

Осуществлять взаимодействие с Банком России

Аудиторские организации на финансовом рынке

Подробнее см. подраздел «Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций с Банком России» в настоящем разделе

Сообщать об отказе аудируемого лица, являющегося общественно значимой организацией на финансовом рынке, либо о своем отказе от проведения обязательного аудита в Банк России

Аудиторские организации на финансовом рынке

Не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от аудируемого лица уведомления в письменной форме об отказе или принятия решения об отказе

Расширен предмет аудита

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудит – независимая проверка в целях выражения мнения о достоверности отчетности. В качестве предмета аудита определены следующие виды финансовой информации: 1) бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная Федеральным законом «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, 2) аналогичная по составу отчетность, предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, 3) часть бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (один отчет, статья или группа статей, др.), 4) любая иная финансовая информация (перспективная финансовая информация, налоговая отчетность, надзорная финансовая отчетность, др.).

В дополнение к этому предметом аудита определены:

бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная изданными в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» нормативными актами Банка России (ранее – не устанавливалась);

консолидированная финансовая отчетность, предусмотренная Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности» (ранее – не упоминалась).

Аудиторская тайна

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Новой статьей 14.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» предусмотрен информационный обмен между аудиторскими организациями на финансовом рынке и Банком России, в том числе предоставление последним информации об аудируемых лицах таким аудиторским организациям. В связи с этим аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, полученные в соответствии с названной статьей, либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и другими федеральными законами (ранее – такое требование не формулировалось).

Введена обязанность назначать руководителей аудита

В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита» (ранее – в законодательстве не использовалось). Руководитель аудита — аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу. Иными словами, при оказании любой аудиторской услуги (аудит, сопутствующие ему услуги) конкретному аудируемому лицу аудиторская организация должна назначить руководителя аудита (ранее – требование не устанавливалось). При этом, как следует из Федерального закона «Об аудиторской деятельности», допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, — разные лица.

Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации (ранее – требование не устанавливалось).

Руководителем аудита может быть только аудитор в смысле Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», т.е. лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора, выданный саморегулируемой организацией аудиторов в соответствии с этим Федеральным законом, и являющееся членом саморегулируемой организации аудиторов. Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», не может быть назначен руководителем аудита.

Как следует из Федерального закона «Об аудиторской деятельности», аудиторская организация может назначить руководителем аудита как аудитора, являющегося работником этой организации на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора, являющегося работником этой организации на основании трудового договора по совместительству. Исключение составляют руководители аудита общественно значимых организаций, которыми может быть назначен исключительно аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора по основному месту работы.

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» установлен ряд специальных положений, посвященных руководителям аудита общественно значимых организаций. Эти положения касаются: дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита общественно значимой организации; дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке; особенностей обязательного ежегодного повышения квалификации руководителей аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке.

Определен порядок взаимодействия

аудиторских организаций и Банка России

Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций и Банка России. Основными элементами этого порядка являются:

участники взаимодействия – аудиторские организации на финансовом рынке и Банк России;

предмет взаимодействия – информация об общественно значимых организациях на финансовом рынке, состав которой определен новой статьей 14.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;

содержание взаимодействия – обмен информацией;

формы взаимодействия – запрос информации, предоставление информации по запросу и в инициативном порядке;

цели использования информации, полученной в результате взаимодействия, — для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, оказания иной аудиторской услуги аудиторской организацией; для осуществления банковского надзора, контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.

Уточнены права и обязанности аудируемых лиц

Федеральным  законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию о членстве аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов, о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций,  оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов).

Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (за исключением случаев, в которых Правительством Российской Федерации установлены ограничения на предоставление информации и документации[5]), а также на воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельностью», другими федеральными законами (ранее – не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией).

ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ АУДИТОМ

И КОНКУРСАМИ

Дополнен перечень случаев проведения обязательного аудита

Перечень случаев проведения обязательного аудита, установленный Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», дополнен случаем, когда организация является эмитентом эмиссионных ценных бумаг, обязанным раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (ранее – только организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам).

Запрещено проведение обязательного аудита

индивидуальными аудиторами

Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации (ранее – допускалось проведение обязательного аудита отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором). Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее – такой запрет отсутствовал). Однако Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых организаций.

Запрет в отношении проведения обязательного аудита действует начиная с обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 г., в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 г.

Уточнен порядок проведения конкурсов

по закупке аудиторских услуг

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключается с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса; конкурс проводится не реже одного раза в пять лет (ранее — организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, государственной корпорации, государственной компании). Аналогичное требование сохранено для заключения договоров на проведение инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации и государственной компании, а также обязательного и инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия.

Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также государственные корпорации, государственные компании, государственные унитарные предприятия или муниципальные унитарные предприятия проводят конкурс в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При применении этого порядка допускается одно исключение: организатор конкурса освобожден от обязанности вводить в качестве одного из условий конкурса требование об обеспечении заявок на участие в конкурсе и (или) обеспечении исполнения контракта.

Для иных организаций, признаваемых общественно значимыми, Минфин России совместно с Банком России вправе установить правила проведения указанного конкурса, если иные правила не установлены другими федеральными законами (ранее – такое полномочие отсутствовало).

Кроме того, Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в частях 4 и 5 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» термин «открытый конкурс» заменен термином «электронный конкурс». Данное изменение действует с 1 января 2022 г.

Департамент регулирования бухгалтерского учета,

финансовой отчетности и аудиторской деятельности

Минфина России

 


[1] См. Информационное сообщение ИС-аудит-38.

[2] См. Информационное сообщение ИС-аудит-46/1.

[3] В отношении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности начиная с аудита отчетности за 2023 г., сопутствующих аудиту услуг — начиная с 1 января 2023 г.

[4] Данная норма применяется по истечении одного года после дня вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ.

[5] См. Информационное сообщение ИС-аудит-43.

руководитель
аудиторской организации

-сотрудник, входящий в состав администрации
и (или) собственников аудиторской
организации, имеющий право подписи
аудиторских заключений от имени этой
организации;

аудиторская
организация

– аудиторские фирмы и аудиторы, работающие
самостоятельно в качестве индивидуальных
предпринимателей;

руководитель
аудиторской проверки -сотрудник
аудиторской организации, которому
поручено проводить проверку и руководить
персоналом, занятым в аудиторской
проверке конкретного экономического
субъекта;

старший
аудитор

– сотрудник аудиторской организации,
которому поручено или может быть поручено
в ходе данной аудиторской проверки
руководить рядовыми участниками этой
проверки;

рядовой
участник проверки

– сотрудник, подотчетный старшему
аудитору или непосредственно руководителю
проверки и по отношению к данным лицам
являющийся исполнителем.

1.Функции
руководителя аудиторской организации:

Руководитель
аудиторской организации:

ведет
переговоры с руководством экономического
субъекта;

назначает
руководителя аудиторской проверки и
комплектует бригаду специалистов,
направляемую на аудит экономического
субъекта;

выражает
мнение аудиторской организации о
достоверности бухгалтерской отчетности
проверенного экономического субъекта,
отраженное в аудиторском заключении.

Руководитель
аудиторской организации должен быть
осведомлен о всех существенных причинах,
определивших содержание выданного этой
организацией аудиторского заключения.
Руководителем аудиторской организации
может быть, как правило, лицо, аттестованное
на право осуществления аудиторской
деятельности по одной из аудиторских
специализаций.

2.
Функции
руководителя аудиторской проверки:

Руководителем
аудиторской проверки является сотрудник
аудиторской организации, которому
поручено проводить проверку и руководить
персоналом, занятым в аудиторской
проверке конкретного экономического
субъекта. Руководитель проверки
назначается руководителем аудиторской
организации и подотчетен ему. Руководитель
аудиторской проверки несет ответственность:

за
организацию и текущий контроль работы
с конкретным экономическим субъектом;

за
процедуру планирования работы (утверждает
общий план и программу аудита);

за
соответствие проводимого аудита и
подготовленной по его результатам
рабочей документации правилам (стандартам)
аудиторской деятельности и внутрифирменным
требованиям;

за
доведение до сведения руководителя
аудиторской организации основных
результатов аудита, которые могут
повлиять на содержание и выводы
аудиторского заключения.

Руководителем
аудиторской проверки может быть только
лицо, аттестованное на право осуществления
аудиторской деятельности по аудиторской
специализации, соответствующей
требованиям данного аудиторского
задания

3.
Функции
старших аудиторов:

Старший
аудитор является сотрудником аудиторской
организации, которому поручено или
может быть поручено в ходе данной
аудиторской проверки руководить рядовыми
участниками этой проверки. Старший
аудитор подотчетен руководителю
аудиторской проверки и по отношению к
нему является исполнителем. Старший
аудитор несет ответственность:

за
подготовку, непосредственное осуществление
и документальное оформление результатов
аудиторских процедур;

за
организацию и контроль работы подотчетных
ему рядовых участников проверки.

Старшим
аудитором может быть, как правило, лицо,
аттестованное на право осуществления
аудиторской деятельности по одной из
аудиторских специализаций.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

На чтение 7 мин Просмотров 7.3к. Опубликовано 11.11.2021
Обновлено 15.02.2023

Аудиторская проверка — комплексная работа, направленная на изучение финансовой и экономической деятельности компании. Выполняется специальным аудиторским органом на базе предоставленных отчетов. Во время проверки аудитор изучает нюансы бизнес-деятельности, правила внутреннего контроля, главные события за определенный период, выполнение субъектом норм законодательства, правильность инвентаризации остатков и другие нюансы. Ниже рассмотрим правовые особенности аудиторской проверки, законодательную базу, правила и последствия отказа от таких действий.

Содержание

  1. Законодательная база
  2. Виды аудиторских проверок
  3. Обязательный аудит
  4. Добровольный аудит
  5. Этапы
  6. Что ждет за отказ от аудиторской проверки
  7. Итоги

Законодательная база

Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства. В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная). По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.

Аудиторской проверкой занимаются специальные структуры и индивидуальные специалисты, работающие на основании договора на проведение аудиторской проверки. К работе допускаются субъекты, прошедшие обучение и имеющие на руках соответствующий аттестат. В штате проверяющего предприятия должно быть от трех специалистов, состоящих в СРО. При выполнении своих обязанностей аудиторы действуют на базе ФЗ №307 и ряда других документов.

Если говорить в целом, аудиторская проверка выполняется с учетом ряда правил:

  1. Стандарты — международные (МСА), отраслевые, федеральные (ФСАД).
  2. Внутренние кодексы.
  3. ФЗ №№ 307, 395, 402, 315.
  4. Постановление Правительства России под номерами 696, 576.
  5. Приказы Минфина РФ — №46н, №16н, №90н, №99н, №90н, №147н, №122н.

Основным документом считается МСА, который обязателен для индивидуальных специалистов и аудиторских фирм, а также проверяющих компаний. МСА стоит на ступень выше других стандартов, установленных Минфином, Правительством и СРО аудиторов.

Виды аудиторских проверок

На практике выделяется два типа аудиторских проверок. Первый (обязательный) проводится по плану, а второй (добровольный) выполняется без привязки к определенной дате по желанию руководства организации.

Обязательный аудит

Такой контроль проводится с периодичностью раз в год для АО разных видов и вне зависимости от результатов работы. Кроме того, ежегодный аудит обязателен для предприятий, разместивших ценные бумаги на торгах. По ФЗ №49 организатор последних без пояснения причин может отказать в доступе активов к продаже, что внесет изменения в необходимость ежегодной аудиторской проверки.

Обязательный аудит также характерен для следующих предприятий:

  • кредитные структуры
  • управляющие фирмы
  • негосударственные ПФ
  • политические партии (в зависимости от объемов финансовой деятельности)
  • МФО
  • страховые и клиринговые фирмы
  • БКИ и т. д.

При определении необходимости обязательной аудиторской проверки часто оцениваются финансовые результаты предприятия и отражения бухотчетности. Вне зависимости от ситуации обязательный аудит не применяется по отношению таких субъектов:

Оставьте заявку на консультацию:

  • ИП
  • внебюджетные фонды (федеральные, муниципальные)
  • с/х кооперативы
  • унитарные компании

Подробные сведения по отношению к компаниям, подлежащим обязательной аудиторской проверке, приведены ФЗ №307, а также в ряде других законов и кодексов. Указанный перечень не является окончательным. Он периодические корректируется в зависимости от ситуации в экономической и финансовой сфере государства.

Добровольный аудит

Компании, для которых не обязательна аудиторская проверка, вправе провести ее по собственной инициативе. Такой вид аудита называют добровольным, внеочередным или инициативным. Подобные проверки также организуются в АО по просьбе держателей акций, имеющих на руках от 10% и более ценных бумаг.

Распространенные причины добровольного аудиторского контроля:

  • проверка работы финансового руководителя, главбуха, управляющих структур
  • выполнение требований банков, госструктур, инвесторов, контрагентов
  • подготовка компании к сертификации
  • привлечение нового главбуха и передача бумаг
  • реорганизация бизнеса, подготовка к купле-продаже

Актуальность проведения проверки определяет руководство компании на базе состояния бухучета и ряда других норм. Периодичность проведения добровольного аудита может быть любой, но при выполнении работы соблюдаются стандарты и порядок, действующие на законодательном уровне.

Этапы

Аудиторская проверка — трудоемкий процесс, подразумевающий прохождение нескольких этапов, начиная с подготовки, заканчивая выдачей заключения и его передачей в Росстат. Отдельно рассмотрим шаги обязательного и инициативного аудита:

  1. Планирование (подготовка). Разрабатываются стратегические и тактические действия по аудиторской проверки, определяется график и программа, формируется группа аудиторов. Анализируются общие данные о деятельности предприятия в хозяйственной и финансовой сфере, а также данные о внешних и внутренних факторах.
  2. Сбор и анализ информации. На этом шаге изучается первичная документация, регистры бухучета, устав, правильность вычислений, учетная политика предприятия. Полученная информация анализируется с позиции соблюдения требований и норм. Оформляются рекомендации по устранению имеющихся недостатков, оказавших влияние на результаты работы предприятия. Готовые отчеты с указанием ошибок передаются руководителю проверяемой фирмы.
  3. Создание заключения аудиторской организации. На базе собранных данных формируется итоговый результат проверки касательно финансовой отчетности проверяемого субъекта. Оформляется заключение, которое условно делится на немодифицированное и модифицированное. Первое выдается при соответствии отчетности реальной ситуации в предприятии, а второе при выявлении значительных отклонений и невозможности предоставления доказательств об отсутствии ошибок. Мнение аудитора может быть отрицательным или с оговоркой. Также возможен отказ в его предоставлении.
  4. Передача заключения аудиторской фирмы в Росстат. С начала 2014-го все проверяемые компании обязаны передавать результаты проверки аудиторов в статистический орган. Они направляются вместе с бухотчетностью, которая требует обязательного контроля. Срок передачи до 10 суток с момента передачи отчета аудиторской фирмы и не позже 31 декабря текущего года.

По статистике предоставление отрицательного заключения или отказ от его передачи является редким случаем. В среднем мнение с оговоркой выражается в 20-25% случаев, негативное заключение выдается в 0,5%. В остальных ситуациях проверяющую компанию ожидает позитивное решение.

По закону аудиторская фирма обязана информировать проверяемый орган о допущенных ошибках. Владелец компании, получив информацию о нарушениях, обязан их устранить или передать проверяющим дополнительные сведения с информацией о причинах таких изменений.

Что ждет за отказ от аудиторской проверки

Организация, подлежащая обязательному аудиту, должна помнить об ответственности за невыполнение такой работы. В определенных обстоятельствах могут наказываться компании, которые проходят добровольную проверку. Выделим основные нарушения и последствия:

  1. Несвоевременная передача заключения аудиторов в орган статистики. Наказание за такое действие предусмотрено в статье 19.7 КоАП РФ. Нарушение влечет за собой штрафные санкции от 100 до 300 р для граждан, 300-500 р для субъектов при должности, а также 3000-5000 р для юридических лиц. Нарушение может быть умышленным или сделанным по неосторожности.
  2. Отказ от публикации заключения аудиторов на офсайте АО в Сети в определенный законом период. Наказание за такое нарушение прописано в КоАП (ст. 15.19). В таком случае предприятие наказывается штрафом от 0,7 до 1,0 млн р, а лица при должности — 30-50 т. р.
  3. Отказ от внесения данных о результатах аудиторской проверки или их несвоевременная передача. Ответственность за такое нарушение предусмотрено в КоАП РФ (ст. 14.25). В зависимости от ситуации размер штрафа составляет от 5 до 50 т. р. При повторном нарушении возможна дисквалификация на период от 1 до 3 лет.
  4. Отсутствие заключения аудиторов в период, установленный для хранения. Ответственность предусмотрена в КоАП РФ (ст. 15.11). В ней прописано, что такое нарушение влечет за собой штраф в размере от 5 до 10 т. р. При повторном совершении правонарушения штраф увеличивается до 20 т. р.

Уполномоченные органы следят за соблюдением требований законодательства и наказывают провинившиеся компании штрафом или дисквалификацией на определенный период.

Итоги

Аудиторская проверка — неизменный атрибут деятельности компаний, направленный на оценку правильности ведения финансово-хозяйственной деятельности. По результатам работы формируется заключение с информацией о соответствии данных в документах предприятия действующим нормам и правилам. Несоблюдение требований законодательства в отношении аудиторской проверки чревато наказанием в виде штрафов или дисквалификации на определенный срок.

Оставьте заявку на консультацию:

Добавить в Избранное

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Таймер трэ 01 инструкция по эксплуатации
  • Препарат остеомед форте инструкция по применению цена отзывы
  • Телефон grandstream gxp1610 инструкция на русском
  • Jet air sla l k28 инструкция
  • Руководства по обеспечению безопасности движения