Партийное руководство народным образованием

image description

disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года

  • Корзина пуста

Вход
|
Регистрация

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

Чехарин, Евгений Михайлович — Партийное руководство народным образованием и научными учреждениями [Текст] : Для ун-тов марксизма-ленинизма

Карточка

Чехарин, Евгений Михайлович.

Партийное руководство народным образованием и научными учреждениями [Текст] : Для ун-тов марксизма-ленинизма / Е. М. Чехарин, Г. Н. Филонов. — Москва : Мысль, 1967. — 46 с.; 20 см. — (Партийное строительство).

(Партийное строительство)

Партийные организации и их работа в области народного образования

Партийные организации и их работа в научных учреждениях

Шифр хранения:

OMF Ф 1-82/12300

FB Бр 128/1174

FB Бр 128/1175

FB Арх

Описание

Автор
Заглавие Партийное руководство народным образованием и научными учреждениями [Текст] : Для ун-тов марксизма-ленинизма
Дата поступления в ЭК 25.10.2012
Каталоги Книги (изданные с 1831 г. по настоящее время)
Сведения об ответственности Е. М. Чехарин, Г. Н. Филонов
Выходные данные Москва : Мысль, 1967
Физическое описание 46 с.; 20 см
Серия (Партийное строительство)
Тема Партийные организации и их работа в области народного образования
Партийные организации и их работа в научных учреждениях
Язык Русский
Места хранения OMF Ф 1-82/12300
FB Бр 128/1174
FB Бр 128/1175
FB Арх

Наро́дный комиссариа́т просвеще́ния (Наркомпрос) — государственный орган РСФСР, контролировавший в 1920—1930-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др. В настоящее время государственное регулирование в данных областях осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Система народного просвещения и Наркомпрос
    • 1.2 Литературно-издательский отдел Наркомпроса
    • 1.3 Отдел изобразительных искусств Наркомпроса
    • 1.4 Tеатральный отдел Наркомпроса
  • 2 Оценка деятельности
  • 3 Подразделения Наркомпроса
  • 4 Литература
  • 5 Примечания

История

А. В. Луначарский был назначен народным комиссаром просвещения в составе первого Совета народных комиссаров, созданного Вторым Всероссийским съездом Советов[1]. 9 ноября 1917 года (на следующий день после проведения Всероссийского съезда Советов) совместным Декретом ВЦИК и СНК РСФСР была учреждена Государственная комиссия по народному просвещению. Согласно декрету, она должна была не управлять учебными и образовательными учреждениями, а «служить связью и помощницей организовать источники материальной, идейной и моральной поддержки муниципальным и частным, особенно же трудовым и классовым просветительным учреждениям в государственном масштабе»[2].

Там же устанавливалось, что все «текущие дела должны пока идти своим чередом через Министерство народного просвещения», которое «должно играть роль исполнительного аппарата при Государственной Комиссии». Таким образом, Министерство как руководящий орган, обладающий правительственными функциями, было ликвидировано и превращено в технический аппарат. Фактически Министерство и как технический аппарат в первые же дни после Октябрьской революции ликвидировалось вследствие саботажа со стороны почти всех специалистов и чиновников бывшего Министерства народного просвещения Российской империи.

Председателем комиссии был назначен нарком Луначарский; в её состав входили Н. К. Крупская, М. Н. Покровский, П. Н. Лепешинский и др.

26 (13) июня 1918 г. был опубликован декрет СНК за подписью В. И. Ленина, М. Н. Покровского и В. Д. Бонч-Бруевича «Об организации дела народного образования в Российской республике. Положение», более детально определивший функции Государственной Комиссии по просвещению и Наркомата просвещения[3]. На неё возлагалось общее руководство делом народного образования в РСФСР и установление его общих принципов, объединение просветительной работы на местах, составление общегосударственной сметы и решение других принципиальных вопросов. Этим же декретом был существенно изменён и состав членов Комиссии: в неё вошли, наряду с руководящими работниками Наркомпроса, представители ВЦИКа, профсоюзов, ВСНХ, НКНаца и других центральных учреждений и организаций.

Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос) был сформирован 18 июня 1918 г.; заместителем А. В. Луначарского стал историк М. Н. Покровский. При этом Комиссия по просвещению реформировалась в выборно-представительный орган и сосредоточилась на вопросах развития народного образования.

Система народного просвещения и Наркомпрос

С первых дней своего функционирования Государственная Комиссия и Наркомпрос взяли курс на унификацию школьных заведений и централизацию управления деятельностью сети учреждений системы народного просвещения. 23 февраля 1918 г. было принято постановление о том, что все начальные, средние, высшие, открытые и закрытые, общеобразовательные и специальные учебные заведения, казенные, общественные и частные, числящиеся в различных ведомствах, переводятся в ведение Наркомпроса со всеми помещениями, имуществом и капиталами, находящимися в их пользовании, а также ассигновками и кредитами. Работа по воплощению в жизнь этого постановления завершилась дополнительным декретом от 5 июня 1918 г. о переходе учебных заведений в ведение Наркомпроса. Согласно одному из положений этого декрета, все кредиты из казны, отпускавшиеся по сметам и штатам всех ведомств на нужды народного образования, теперь перечислялись в смету Наркомпроса. 26 июня 1918 г. было опубликовано положение об организации дела народного образования в Российской республике. В нём указывалось, что на местах руководство делом народного образования (дошкольного, школьного и внешкольного), за исключением высшего, ведают Отделы народного образования, образуемые при исполкомах областных, губернских, уездных и волостных Советов Рабочих и Крестьянских депутатов.[4]

Литературно-издательский отдел Наркомпроса

ЛИО Наркомпроса был создан декретом ВЦИК в ноябре 1917 года в качестве государственного издательства. Заведующим был назначен П. Лебедев-Полянский. В литературно-художественную комиссию входили А. Блок, П. Керженцев, А. Серафимович. После переезда правительства в Москву в марте 1918 в комиссию вошли В. Брюсов, В. Вересаев, И. Грабарь.

Основной задачей ЛИО было издание русской классики. Вышли сочинения Чернышевского, Тургенева, начали выходить собрания сочинений Пушкина, Герцена, изданы отдельные книги Белинского, Гоголя, Гончарова, Достоевского, Жуковского, Кольцова, Крылова, Никитина, Помяловского, Салтыкова-Щедрина, Успенского, Чехова, Толстого; всего 115 книг.

В конце 1919 года ЛИО был упразднён в связи с организацией при Наркомпросе Госиздата РСФСР.

Отдел изобразительных искусств Наркомпроса

Отдел изобразительных искусств Наркомпроса (ИЗО) был утверждён постановлением Государственной комиссии по просвещению 22 мая 1918 г. Ещё ранее, 29 января 1918 г., постановлением Наркомпроса был утверждён заведующим ИЗО художник Д. П. Штеренберг. В художественную коллегию отдела входили: Д. П. Штеренберг,Н. И. Альтман, П. К. Ваулин, А. Е. Карев, А. Т. Матвеев, Н. Н. Пунин, С. В. Чехонин, Г. С. Ятманов. Позднее в коллегию были включены архитекторы (петроградский подотдел) — Л. А. Ильин, А. Е. Белогруд , В. И. Дубенецкий, Л. В. Руднев, Э. Я. Штальберг, В. А. Щуко, (московский подотдел) — И. В. Жолтовский, С. В. Ноаковский, А. В. Щусев и художники В. Д. Баранов-Россинэ, И. С. Школьник, В. В. Маяковский, О. М. Брик[5].

Tеатральный отдел Наркомпроса

В январе 1918 года был создан театральный отдел Народного комиссариата просвещения РСФСР — TEO Наркомпроса, окончательное оформление получил в августе 1919 года, по подписании В. И. Лениным Декрета «Об объединении театрального дела». ТЕО был организован для максимально централизированного руководства театральным делом, активно боролся за создание нового революционного театра, нового репертуара, за освоение культурного наследия прошлого в рамках господствующей идеологии настоящего. «Прежде, до революции, — так мне говорили в так называемом ТЕО, то есть в Театральном отделе, — во всей России было восемьдесят два театра; теперь в одной Москве одних красноармейских полтораста. Да, если искусство состоит в количестве, можно сказать, что драматическое искусство в советской России процветает…»[6]. В состав ТЕО входили историко-теоретическая, репертуарная, режиссёрская, педагогическая секции. ТЕО организовывал лекции и диспуты, рассылал рекомендательные списки лучших драматических произведений, занимался учётом и охраной частных театральных библиотек, музеев и коллекций. Указами Ленина в ведение ТЕО были переданы Театральный музей им. А. А. Бахрушина в Москве (в феврале 1919 года) и Институт истории искусств в Петрограде (в 1920 году). ТЕО возглавляли А. В. Луначарский, В. Э. Мейерхольд и другие. «Мейерхольд, который в „александринские“ времена ходил во фраке и белых перчатках, теперь заменил фрак косовороткой, а белые перчатки черными ногтями. Этот политический фигляр, сатанинской пляской прошедшийся по русской сцене, теперь завершал свое дело разрушения. Он заявил, что (…) театр есть коммунистический фронт…»[7]. В 1920 году ТЕО был реорганизован, часть его функций передали Управлению академических театрами, которым руководила Е. К. Малиновская, другую часть — Главполитпросвету.

Оценка деятельности

Условия времени, отсутствие опыта, а также большой объём нечётко поставленных задач привели к тому, что деятельность Наркомпроса носила стихийный характер и имела громоздкую организационную структуру (в его составе было более 400 административных подразделений). Вместе с тем, в связи с важностью задач, поставленных перед этой организацией, её деятельности уделяли много внимания Коммунистическая партия и лично В. И. Ленин. В декабре 1920 г. — январе 1921 г. партийное совещание по вопросам народного образования приняло ряд важных решений по основным проблемам высшей школы (о реформе высшей школы, о рабочих факультетах, о подготовке преподавателей вузов по обществоведению и др.), а также постановление о реорганизации Наркомпроса. Новое Положение о работе Наркомпроса (утверждено Декретом СНК 11 февраля 1921) разрабатывалось по решению Пленума ЦК РКП(б) комиссией во главе с Лениным. Наркомпрос сыграл важную роль в спасении культурного наследия в годы войны и разрухи. В 1929 г. А. В. Луначарский освобождён от обязанностей Народного комиссара, его сменил А. С. Бубнов, проводивший жёсткую административную линию.

Подразделения Наркомпроса

Согласно Декрету Совнаркома от 11 февраля 1921 г.[8], Наркомпрос подразделялся на:

  • Академический центр (в составе научной (Главнаука) и художественной секций, Главархива и Главмузея)
  • Организационный центр
  • Главное управление социального воспитания и политехнического образования детей до 15-ти лет
  • Главное управление профессионально-политехнических школ (с 15-ти лет) и высших учебных заведений (Главпрофобр)
  • Главное внешкольное управление (Главполитпросвет)
  • Главное управление государственным издательством (Госиздат)
  • Совет по делам просвещения национальных меньшинств

Согласно Декрету об объединении театрального дела от августа 1919 года был добавлен

  • Театральный отдел (ТЕО)

Литература

  • В ТЕО (Сводка работ), «Вестник театра», 1921, N 78-79
  • Кн. С. М. Волконский Мои воспоминания — М., «Искусство», 1992, т.2
  • Литовский О. Так и было. Очерки. Воспоминания. Встречи М., 1958
  • Д. Ним. TEO Наркомпроса — БСЭ
  • Очерки истории русской советской драматургии, т. 1, 1917—1934, Л., 1963
  • Первые мероприятия Наркомпроса по управлению театрами, «Исторический архив», 1959, янв.-февр.

Примечания

  1. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Отдел первый. П., 1917 г. № 1, ст. 1
  2. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Отдел первый. П., 1917 г. № 3, ст. 32
  3. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Отдел первый. М., 1918 г. № 46, ст. 551
  4. И. П. Сергеев Деятельность большевиков в сфере образования. 1917—1921 М. 1998. C. 238.
  5. Об Отделе изобразительных искусств
  6. Кн. С. М. Волконский, Мои воспоминания. — М., «Искусство», 1992, т.2, с.296
  7. Там же, с.308-309
  8. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Отдел первый. М., 1921 г. № 12, ст. 78
 Просмотр этого шаблона Структура органов государственного управления России (1917—1946)

Всероссийский центральный исполнительный комитет (1917—1936) → Верховный Совет СССР (с 1936)

Совет народных комиссаров СССР

Наркоматы: Иностранных дел • Военных и морских дел • Внутренних дел • Финансов • Труда • Юстиции • Социального обеспечения • Просвещения • По делам национальностей • Почт и телеграфов • Путей сообщения • Земледелия • Торговли и промышленности • ВСНХ • Продовольствия • Пищевой промышленности • Здравоохранения • Госконтроля

Партийное руководство народным образованием в условиях социалистического строительства: сборник научных трудов

Передняя обложка

Свердловский гос. педагог. ин-т, 1985 — Всего страниц: 132

0 Отзывы

Google не подтверждает отзывы, однако проверяет данные и удаляет недостоверную информацию.



К началу XX века Россия входит в новый этап исторического развития, переживает переосмысление ценностей и своего рода переворот в мышлении. Реформы, связанные с отменой крепостного права, приводят к резкому росту промышленности, становится на ноги промышленный капитализм, техническая революция коренным образом меняет жизнь большинства людей — пока, правда, в основном, в городах. Творчество властителей дум — писателей, поэтов и художников меняет умонастроения мыслящей и читающей части общества, которая постепенно осознает, что основная ценность и опора страны — это ее народ, простые люди, заслуживающие достойной жизни, в том числе — заслуживающие нормального, полноценного образования для своих детей. Правящие слои, в число которых все больше проникают разбогатевшие промышленники и купцы, также начинают понимать важность народного образования — им нужны грамотные и квалифицированные рабочие. Современно мыслящие русские генералы, предчувствуя надвигающиеся военные грозы, тоже понимают, что без определенного уровня знаний солдат русская армия будет проигрывать своим европейским и азиатским противникам на полях сражений. И в начале XX века российская система образования, преодолевая косность сложившегося к этому времени социального уклада, основанного на абсолютном самодержавии, продолжает свое решительное реформирование, начатое при императоре Александре II, царе-«освободителе», давшем русским крестьянам долгожданную свободу в конце XIX века. Важным элементом этих реформ стал приход в управление образованием представителей «земств», новых, демократических структур, представляющих широкие круги русского общества. Если еще в середине XIX века в «попечительские советы» при образовательных учреждениях входили, в основном, представители дворянства и духовенства, то в концу XIX века в «попечительских» советах уже активно работают «земцы» -купцы, врачи, инженеры, государственные служащие. И процесс демократизации получает свое развитие в XX веке. Реформы образования начала XX века базируются на программе, созданной выдающимся деятелем народного образования В. И. Чарнолусским. Именно он, вместе с еще одним видным российским ученым и педагогом Г. А. Фальборком, сформулировал и предложил основные идеи реформ, которые предвосхитили мысли западных реформаторов конца XX века и даже сейчас актуальны и современны. Это — демонополизация и децентрализация образования, широкое привлечение общественности и родителей к педагогической деятельности школы и управлению образованием, предоставление местному самоуправлению полномочий в школьном деле, а самой школе автономии; отделение школы от церкви, создание школьных советов и т. д., т. е. то, что сегодня мы называем демократизацией образования и государственно-общественным управлением.

Наиболее полно эти реформы были разработаны под руководством министра народного просвещения П. Н. Игнатьева в 1915–16 годах. В проекте реформы средней школы устанавливалась Единая средняя общеобразовательная школа (гимназия) с 7-летним сроком обучения с приоритетом предметов естественного и математического циклов («реальных знаний»). Предполагалась определённая дифференциация обучения — 4–7-е классы делились на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую и реальную. Подобный подход, как мы видим, сегодня, был, в целом правильным, и сегодня мы можем констатировать, что выдающиеся русские ученые-педагоги начала XX века предвосхитили нашу современную действительность.

Русская педагогическая общественность, в том числе — и авторы описанных выше реформ, с энтузиазмом встретили Февральскую революцию, свергнувшую самодержавие. Как и многие представители русской интеллигенции, русские педагоги, в большинстве своем понимали необходимость демократических перемен, и в общественной жизни вообще, и в образовании — в частности. В. И. Чарнолусский, например, был одним из организаторов первого в России марксистского издания «Знание», очень активно критиковал правительственную политику образования, и даже был за это сослан в ссылку. После Февральской революции 1917 года, В. И. Чарнолусский входит в Комитет по народному образованию при Министерстве народного просвещения Временного правительства и ведет активную работу по развитию народного образования, являясь председателем бюро и руководителем двух комиссий. Именно под его руководством были разработаны основные принципы реформы образования, воплотившиеся в Декларации и Временном положении «О единой общественной общеобразовательной школе» (октябрь 1917). Этот интересный документ, положения которого не были реализованы в силу резкого изменения политической ситуации, связанной с приходом к власти большевиков, интересен сегодня для нас тем, что, среди прочих демократических реформ, мы находим описание состава и функций так называемого «педагогического совет. Этот коллегиальный орган управления образовательным учреждением должен был сменить уже уходящие в силу объективных политических и экономических причин «попечительские советы», активно работавшие в большинстве российских образовательных учреждений со времен «земской» реформы. Состав нового коллегиального органа значительно расширяется, он получает новые широкие полномочия.

В частности, по идее авторов, в состав «педагогического совета» входят не только педагоги, но и представители родителей, и ученики, участвующие в заседаниях «педагогического совета» и имеющие право голоса. Это очень напоминает нам сегодняшний состав школьных управляющих советов, есть сходства и в функциях этих советов. Так, в формулировке 1917 года «педагогический совет… пользуется полной самостоятельностью в разрешении вопросов внутренней школьной организации» [1], но при этом в его полномочия не входит полноценное решение хозяйственных вопросов, здесь он лишь «играет роль активного помощника местного общества в области народного образования».

И это тоже очень напоминает сегодняшнее положение с ролью современного школьного управляющего совета в России. Вообще, следует отметить, что короткий исторический период нахождения у власти в России временного правительства был чрезвычайно плодотворен для прогрессивных русских педагогов-теоретиков, но, увы, в основном в плане развития теоретических походов к новой, демократической школе. На практике удалось реализовать лишь реформу русского языка и отменить обязательные уроки «закона божьего».

Грянувшая в октябре 1917 года социалистическая революция, приход к власти «большевиков», исповедовавших, в основном, идеологический, и, вследствие этого, достаточно догматический, и, в то же время очень идеалистический подход, во многом перечеркнула начавшиеся было демократические реформы образования. Однако, на первом этапе (конец 1917–1918 года), взгляды «большевиков» на народное образование, которые нашли свое отражение в первой программной декларация советского правительства по вопросам образования — «Основные принципы Единой трудовой школы» (1918) (главный составитель-А. В. Луначарский), хотя и были проникнуты духом революционной романтики, все же сочетали в себе не только идеи «трудовой школы» и «свободного воспитания», но и предполагали широкое участие учащихся, педагогов и родителей в управлении школой, причем на демократической, выборной основе. Думается, что во многом именно поэтому родоначальники и идеологи демократических реформ начала XX века В. И. Чарнолусский и Г. А. Фальборк приняли октябрьскую революцию и затем долго и плодотворно трудились в советском образовании. Итак, становление советской школы началось на довольно прогрессивной для своего времени теоретической основе, предполагающей участие общественности в управлении образованием, которому советская власть уделяла огромное внимание, несмотря на чудовищные трудности, связанные с гражданской войной и последовавшей за ней разрухой.

Уже в феврале 1918 года, в разгар гражданской войны, было опубликовано Постановление Государственной Комиссии по просвещению о выборности всех педагогических и административно-педагогических должностей, в соответствии с которым выборы должны были состояться не позже июля 1918 года. В этот период складывается новая система руководства народным образованием — Отделы и Советы народного образования, партийные организации, профессиональные союзы. И, обратим внимание, вводится коллегиальное управление советской школой, которое на начальном этапе происходило в форме Педагогического Совета школы (и здесь мы видим прямую отсылку к документу Временного правительства 1917 года!). В состав педагогического совета входят с правом решающего голоса по одному представителю от хозяйственного комитета, от родительского комитета и от учащихся старших классов, а также три представителя от местного Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов [2].

Таким образом, очевидна прямая преемственность в некоторых аспектах развития народного образования с предыдущим историческим отрезком, что неудивительно, так как пути развития образования во многом пока еще определяли педагоги-новаторы начала XX века, искренне принявшие социалистическую революцию и разделяющие пока еще гуманистические взгляды большевиков.

Но жизнь не стоит на месте. Исторический процесс начала XX века был полон драматическими событиями и стремительными изменениями во всех сферах общественной жизни. К концу 20-х годов победившая и укрепившаяся советская власть начинает приводить в соответствие с властной вертикалью и экономику, и идеологию, и образование. Государство берет на себя практически все рычаги управления — и экономикой, и идеологией, и образованием оставляя общественной составляющей строго вспомогательные функции. Уходят в науку или в почетную, но, увы, не связанную с принятием решений деятельность великие педагоги-реформаторы (В. И. Чарнолусский после революции работает главным библиотекарем Ленинской библиотеки, Г. А. Фальборк работает председателем научного общества в Абхазии). Сворачивается новая экономическая политика, коммунистическая идеология приобретает тотально-руководящий характер, воздействуя на ребенка с младшей школы до старшей школы и института (октябрята, пионеры, комсомольцы), а участие общества в управлении образованием приобретает четко установленные и регламентированные формы, которые останутся незыблемыми долгие 80 лет. Они покажут свою эффективность в трудные годы индустриализации, Великой Отечественной Войны и восстановления народного хозяйства, а затем переживут этап стагнации и потери эффективности в конце XX века.

И мы, и наши родители, и наши дедушки и бабушки твердо знали, что такое педагогический совет школы (это место, где собираются учителя и решают педагогические вопросы), родительский комитет(который представляет родителей и помогает школе в решении разных вопросов), иногда мы что-то слышали про ученическое самоуправление (но совсем мало, зато много-много времени занимали у нас октябрятские, пионерские и комсомольские дела), часто ощущали на себе шефство тех или иных организаций (но здесь как повезет). И так же мы твердо знали, что за все и всегда единолично отвечает директор школы. Эта система работала долго, но всему приходит свой конец…

И на переломе веков, вместе с решительной сменой общественно-политической формации, управление образованием в России начнет возвращение к истокам, к осовремененным демократическим идеям начала XX века. Сегодня главный коллегиальный орган государственно-общественного управления — школьный управляющий совет. Это неотъемлемая часть общественной жизни, важнейший орган управления школой, у которого впереди еще долгий, и, хочется верить, успешный, путь развития.

Литература:

  1. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/demokraticheskiy-manifest-s-dramatichnoy-sudboy-zakon-o-edinoy-obschestvennoy-obrazovatelnoy-shkole-oktyabr-1917-g/viewer
  2. Электронный ресурс: Федорова Н. М. «Становление государственно-общественного управления школьным образованием в России https://pandia.ru/text/77/429/12047.php
  3. М. А. Гончаров «Государственно-общественное управление педагогическим образованием в России в XVIII-начале XX века, Москва, изд. «Пробел-2000», 2015 г.

Основные термины (генерируются автоматически): народное образование, Россия, управление образованием, век, Временное правительство, общественная жизнь, государственно-общественное управление, гражданская война, народное просвещение, Февральская революция.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аск 2028 руководство по эксплуатации
  • Инструкция по эксплуатации наушников беспроводных jbl 225tws
  • Супрадин витамины цена 60 таблеток инструкция по применению взрослым цена
  • Скачать руководство по ремонту great wall safe great wall deer
  • Союз машиностроителей россии руководство по