Трудовое законодательство позволяет работникам, кроме своей основной работы, выполнять дополнительную оплачиваемую работу. Каких-либо запретов на выполнение дополнительных обязанностей образования дополнительной педагогической работы трудовым законодательством не установлено, поэтому он вправе выполнять указанную в вопросе дополнительную работу.
В том случае, когда работник выполняет функции по другой должности одновременно со своей основной работой (в то же рабочее время), в силу ст. 60.2 ТК РФ имеет место совмещение должностей. Если работник занимается дополнительной работой в свободное от основной работы время, он будет являться совместителем (ст. 60.1, ст. 282 ТК РФ).
Особенности регулирования труда педагогических работников, работающих по совместительству, определяются главой 44 ТК РФ и постановлением Минтруда России от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (далее — Постановление N 41). Как следует из п. 1 Постановления N 41, педагогические работники вправе осуществлять работу по совместительству — выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту основной работы или в других организациях. В то же время согласно пп. «ж» п. 2 Постановления N 41 преподавательская работа руководящих работников образовательных учреждений не является совместительством и не требует заключения трудового договора* (1). При этом указанная работа допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.
Таким образом, преподавательская работа (проведение занятий), выполняемая заместителем директора в течение установленной продолжительности рабочего дня одновременно со своей основной работой, должна быть оформлена как совмещение должностей по правилам ст. 60.2 ТК РФ.
В соответствии с нормами Трудового кодекса РФ совмещение должностей не требует заключения отдельного трудового договора. Оно должно быть оформлено письменным соглашением работника и работодателя. В таком соглашении устанавливается срок, в течение которого будут выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты. На основании соглашения издается приказ в произвольной форме (ст.ст. 60.2 и 151 ТК РФ, п. 5.4 Приложения N 2 к приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»).
Хочется отметить, что соглашение о совмещении не является дополнительным соглашением к трудовому договору, поскольку по смыслу ст. 72 ТК РФ дополнительное соглашение вносит изменения в трудовой договор и, следовательно, оформление совмещения дополнительным соглашением к трудовому договору означало бы то, что предусмотренная таким соглашением работа стала бы для работника постоянной, тогда как по смыслу ст. 60.2 ТК РФ она является дополнительной по отношению к предусмотренной трудовым договором и осуществляется наряду с ней.
В отличие от трудового договора (и дополнительных соглашений к нему), соглашение о совмещении может быть в любой момент досрочно прекращено в одностороннем порядке по инициативе любой из сторон (работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении). О досрочном прекращении выполнения дополнительной работы стороны предупреждают друг друга в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня (часть четвертая ст. 60.2 ТК РФ). Соглашение о поручении дополнительной работы в этом случае будет прекращено автоматически* (2).
При этом отметим, что главной особенностью совмещения является то, что выполнение такой работы может быть поручено работнику только в течение рабочего времени, установленного сотруднику в соответствии с заключенным с ним трудовым договором, то есть в пределах его рабочего дня по основной должности.
Спросить
«Совместительство» — это выполнение работником трудовой функции в свободное от основной работы время. Оформляют работу по совместительству отдельным трудовым договором, в котором указывают, что работа не является основной.
«Совмещение» — это выполнение работником дополнительной работы по другой должности без отрыва от основной работы.
Решение о назначении психолога-классным руководителем решается директором школы, т.к. ему оформлять с ним трудовой договор/соглашение к трудовому договору и для классного руководителя не требуется специальных знаний/навыков и поэтому не запрещено.
Спросить
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение-
«Специальная (коррекционная) школа № 9»
Взаимодействие
педагога-психолога и классного руководителя
в формировании классного коллектива
(доклад на ШМО классных руководителей)
Колбасина Е.С.,
классный руководитель
Мысковский городской округ 2021
Взаимодействие педагога-психолога и классного руководителя
в формировании классного коллектива.
Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка. Каким бы квалифицированным специалистом ни был школьный психолог, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких десятков детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер.
Школьный психолог чаще всего в школе сотрудничает с классными руководителями, именно они являются посредниками между психологом и обучающимися. Психологическая служба может оказать классному руководителю большую помощь в работе с классом и с родителями, если между психологом и учителем есть взаимопонимание.
Помощь психолога классному руководителю в целом идет по трем направлениям:
• психологическое просвещение обучающихся класса и их родителей;
• психологическая диагностика;
• коррекционная работа с классом и с отдельными обучающимися.
Классный руководитель и школьный психолог должны обмениваться информацией. Это могут быть данные о классе в целом и об отдельном обучающемся. Здесь главное правило — конфиденциальность. С полученными данными нужно быть осторожным, чтобы не навредить детям и не обидеть их родителей. Психолог предоставляет данные, полученные с помощью диагностики, которую он проводит самостоятельно, изучая учебную мотивацию, отношение обучающегося к своей семье, интересы, способности, положение ученика в коллективе, развитие познавательных процессов, уровень воспитанности отдельного обучающегося и класса в целом.
Собранная школьным психологом для учителя информация должна включать рекомендации: над чем следует работать, на что или на кого обратить внимание, какую работу провести — например, просвещение обучающихся или родителей по определенной теме. Это направление работы проводится совместно с классным руководителем. Процесс может осуществляться с помощью:
• тематических классных часов;
• индивидуальных или тематических консультаций;
• тренингов общения;
• родительских собраний;
Коррекционно-развивающую работу с обучающимися или в триаде психолог–родители– обучающиеся психолог тоже проводит самостоятельно, а затем сообщает результаты изменения и рекомендует классному руководителю, какую работу еще нужно провести. Коррекционная работа непременно следует за диагностикой.
В каждом классе есть хотя бы один проблемный обучающийся. Он и проблемы, которые у него возникают, объединяют психолога и классного руководителя. Классный руководитель обращается за помощью к школьному психологу по поводу поведения, развития или обучения «трудного» ребенка в моменты, когда возникли проблемы с учениками или с родителями.
Сотрудничество начинается с планирования работы в классе и заканчивается анализом: что сделано и что предстоит сделать на следующий год.
Первое направление в работе — диагностика. Каждый год проводятся диагностика отношения обучающихся и родителей к учителям предметникам, классному руководителю, индивидуальное и групповое анкетирование обучающихся и их родителей. Данные из анкет заносятся в карты воспитанности каждого класса. Подсчитываются баллы у каждого обучающегося и у класса в целом. Сравниваются с результатами прошлого года.
Традиционно изучается готовность обучающихся 4-го класса к обучению в 5-м классе, а 8 — к обучению в 9-м. Проводится диагностика интересов обучающихся.
Диагностика проводится с целью выявления проблем в классе и возможностей их решения совместными усилиями разных специалистов школы. Но диагностика в классах проводится не только по инициативе школьного психолога, но и по просьбе классного руководителя. Бывают такие ситуации, когда и классный руководитель просит помощи в решении возникшей проблемы.
В диагностике учеников «группы риска», помимо классного руководителя, принимают участие медицинский работник. Только по четырем параметрам ученик может попасть в группу риска: по медицинскому, социальному, учебно-педагогическому, поведенческому.
Следующее направление деятельности школьного психолога – коррекционно-развивающая работа. Классный руководитель заранее о ней информирован, если планируется ее провести с ребятами из его класса или даже с одним обучающимся. Коррекция может быть по итогам диагностического минимума, по рекомендации консилиума, по просьбе классного руководителя – для решения проблем с обучающимся или классом в целом, для сплочения класса.
Осуществляются также психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся 1, 5 и 9-х классов (эта работа направлена на профилактику дезадаптации, на сплочение коллектива обучающихся), психологическая поддержка учеников 9-х классов во время подготовки к экзаменам. Проходят групповые занятия с обучающимися по формированию толерантности в общении с людьми. Эта работа направлена на профилактику конфликтов, на формирование терпимости к индивидуальным особенностям людей, к их недостаткам.
Еще одно направление работы психолога – просвещение. Какую-то информацию школьный психолог сообщает обучающимся и их родителям совместно с классным руководителем или предоставляет информацию только для классных.
Очень полезны для обучащихся выпускных классов занятия по теме «Как подготовиться к экзаменам и не навредить своему здоровью». Они информируют обучающихся о том, что следует есть в период подготовки к экзаменам, как лучше запоминать изучаемый материал.
Просвещение классных руководителей осуществляется на секциях классных руководителей и на тематических педсоветах. Эта работа проводится вместе со школьной администрацией.
Важное направление совместной работы школьного психолога и классного руководителя — консультирование. Его темы: особенности развития обучающихся, проблемы взаимоотношений детей и родителей. Консультации могут быть посвящены оказанию помощи учителю в написании характеристики на обучающегося и на класс в целом.
Самое главное — взаимопонимание с классным руководителем, умение решать проблемы мирным путем. Только благодаря сотрудничеству школьного психолога и классного руководителя удается многое сделать, ощутить, что ты нужен в школе, и получить удовлетворение от своей работы.
В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя. Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно.
Существует много методической литературы, основываясь на которой классный руководитель может создать свою систему диагностики развития личности учащегося и ученического коллектива. Школьный психолог здесь будет выступать в роли координатора и консультанта, а также отслеживать результаты работы и осуществлять необходимую коррекцию.
Система подобных исследований существует далеко не у каждого классного руководителя. Чаще всего они проводятся эпизодически, формально, и не дают ясного представления об особенностях развития отдельного ученика и коллектива в целом.
Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными ученикам
Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика от греч. diagnostikos – способный, распознавать – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Психодиагностическая работа — это одно из самых сложных направлений и форм деятельности практического психолога, которое требует специальной подготовки и сформированности диагностических, прогностических и организаторских умений специалиста. Психодиагностика может реализовываться как самостоятельная форма работы (психологическая экспертиза), так и входить как структурная составляющая в психокоррекцию и психологическое консультирование.
Психодиагностика предусматривает обследование психики индивида (или социально-психологических характеристик социальной группы) с помощью специальных методик с целью установления психологического диагноза.
Психологический диагноз — это описание индивидуальных особенностей психики конкретного человека (или социально-психологических особенностей конкретной социальной группы).
Для психодиагностического обследования используют психодиагностические методы, т.е. исследовательские методы психологической науки.
Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю необходимо уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива. Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие:
особенности возраста обучающихся класса;
степень сформированности детского коллектива;
особенности взаимоотношений классного руководителя и обучающихся;
степень доверия друг другу детей и взрослых.
Работая с диагностическими методиками, педагог должен придерживаться следующих правил:
Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса.
Правило четвертое. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.
Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.
Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться.
Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи.
Изучение личностных качеств обучающихся класса.
Изучение общих и специальных способностей класса.
Изучение уровня взаимоотношений обучающихся в коллективе.
Учет индивидуальных особенностей обучающихся при планировании и организации классных дел.
Отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения обучающихся.
Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции:
1) контрольно-корректировочную – это получение данных и корректировка процесса воспитания
2) прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем
3) воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.
В работе классного руководителя предметом анализа является, главным образом, социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, необходимо следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Изучение должно быть целенаправленным, планомерным,систематичным. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
Немаловажно здесь содержание диагностики, которое можно свести к следующему:
демографические данные об ученике и его семье;
данные о здоровье и физическом развитии ребенка;
познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления);
эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;
направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция)
поведение, поступки учащихся.
Кроме того, необходимо изучать и класс в целом, как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.
Как изучать учеников и класс как группу? В психологии имеется богатый арсенал методов диагностик предназначенных педагогам, однако, мы считаем, что им необходимы методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем наиболее приемлемые для практического применения методы диагностики:
Наблюдение. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении обучающегося и совершаемых им поступках.
Опросники. Опросник дает возможность изучить мотивацию действий обучающихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности обучающихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Здесь мы предлагаем Вам использовать так называемые экспресс-методики, которые не требуют длительной сложной обработки, с использованием профессиональных психологических знаний. Методики направлены на изучение психологического климата в детском коллективе, на оценку эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов отношения к коллективу и др.
Анкеты. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.
Сочинения. Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру.
Проективные тесты. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли. К ним относятся графические и рисуночные темы, которые позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям.
Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. Однако показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Очень часто один и тот же признак может интерпретироваться двумя, тремя или четырьмя различными способами в зависимости от того, с какими еще признаками он сочетается. Чтобы успешно проводить психологическую диагностику, недостаточно знать значение тех или иных тестовых показателей. Необходимо еще и владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях. В данном случае целесообразно применять проективные методики совместно и при помощи психолога. Так как для проведения, обработки и интерпретации результатов таких методик недостаточно даже высшего психологического образования. Чтобы правильно применять большинство личностных тестов и тестов интеллекта, недостаточно одного-двух пробных испытаний во время учебы в вузе. Необходима длительная (как минимум в течение нескольких недель или месяцев) тренировка в их интерпретации и тщательное соблюдение условий проведения.
Далеко не все методики «измеряют» именно то, что указано в инструкциях к ним, т. е. не исключено, что результат будет ложным. Например, многие из так называемых тестов интеллекта на самом деле измеряют уровень знаний ребенка по школьным предметам, поэтому, используя такую методику, можно лишь сказать, на каком уровне ребенок освоил школьную программу, а не каков его уровень интеллекта.
Для всестороннего развития школьников в процессе обучения необходимо четкое структурирование взаимоотношений в системе «педагог-психолог-классный руководитель». Если ожидания психолога и классного руководителя друг от друга и от совместной работы совпадают, то их сотрудничество оказывается эффективным. Равно как и наоборот. Поэтому необходима общая схема взаимодействия, предполагающая разделение ответственности за его результат.
Классный руководитель и психолог, в первую очередь, должны обмениваться информацией, касающейся жизнедеятельности обучающихся. Это могут быть данные о классе в целом и об отдельном ребенке. Здесь главное правило — конфиденциальность. С полученными данными нужно быть осторожным, чтобы не навредить детям, не обидеть их родителей.
В каждомклассе, как правило, есть хотя бы один ученик с определенными трудностями в развитии, будь то обучение или поведение. Он и трудности, которые у него возникают, объединяют психолога и классного руководителя. Классный руководитель обращается за помощью к психологу по поводу поведения, развития или обучения такого ученика в моменты, когда возникли проблемы. Сотрудничество начинается с планирования работы в группе и заканчивается анализом: что сделано и что предстоит сделать на следующий год.
Таким образом, совместная систематическая работа психолога и классного руководителя по всем вышеописанным направлениям способствует благоприятному развитию личности школьника и класса в целом, умению работать в команде; добиться положительной динамики в работе.
Список литературы:
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 160с: ил.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 2013. – 298с.
Решетникова О. как нам разобраться со стандартами? // Школьный психолог, М.: 2017 г.
Обновлено: 22.04.2023
Школьный психолог чаще всего в школе сотрудничает с классными руководителями, именно они являются посредниками между психологом и учениками. Психологическая служба может оказать классному руководителю большую помощь в работе с классом и с родителями, если между психологом и учителем есть взаимопонимание.
Помощь психолога классному руководителю в целом идет по трем направлениям:
— психологическое просвещение учащихся класса и их родителей;
— коррекционная работа с классом и с отдельными учащимися.
Классный руководитель и школьный психолог должны обмениваться информацией. Это могут быть данные о классе в целом и об отдельном ученике. Здесь главное правило — конфиденциальность. С полученными данными нужно быть осторожным, чтобы не навредить ученикам и не обидеть их родителей. Психолог предоставляет данные, полученные с помощью диагностики, которую он проводит самостоятельно, изучая учебную мотивацию, отношение ученика к своей семье, интересы, способности, положение ученика в коллективе, развитие познавательных процессов, уровень воспитанности отдельного школьника и класса в целом.
Очень важно всегда информировать классного руководителя о том, что проводится в его классе. Всю работу нужно согласовывать с ним, чтобы у учеников не было перегрузки.
Собранная школьным психологом для учителя информация не должна содержать психологических терминов, она должна включать рекомендации: над чем следует работать, на что или на кого обратить внимание, какую работу провести — например, просвещение учеников или родителей по определенной теме. Это направление работы проводится совместно с классным руководителем. Процесс может осуществляться с помощью:
— тематических классных часов;
— индивидуальных или тематических консультаций;
Коррекционно-развивающую работу с учениками или в триаде психолог—родители—ученики психолог тоже проводит самостоятельно, а затем сообщает результаты изменения и рекомендует классному руководителю, какую работу еще нужно провести. Коррекционная работа непременно следует за диагностикой.
Сотрудничество начинается с планирования работы в классе и заканчивается анализом: что сделано и что предстоит сделать на следующий год. Хотелось бы показать сотрудничество психолога и классных руководителей на примере нашей школы.
Первое направление в работе — диагностика. Каждый год проводятся диагностика воспитанности, индивидуальное и групповое анкетирование учеников и их родителей. Данные из анкет заносятся в карты воспитанности каждого класса. Подсчитываются баллы у каждого ученика и у класса в целом. Сравниваются с результатами прошлого года. Полученные данные сообщаются классному руководителю с рекомендациями о дальнейшей работе.
Изучается готовность учащихся 4-го класса к обучению в 5-м классе, а девятиклассников — к обучению в 10-м. Проводится диагностика интересов учеников. Эти данные позволяют ориентировать ребят — какие кружки им выбрать в соответствии с их интересами и возможностями в свободное от уроков время (тем более что от классных руководителей требуют занятости учеников в свободное время).
Диагностика проводится по подготовке к консилиуму с целью выявления проблем в классе и возможностей их решения совместными усилиями разных специалистов школы. Но диагностика в классах проводится не только по инициативе школьного психолога, но и по просьбе классного руководителя. Бывают такие ситуации, когда и классный руководитель просит помощи в решении возникшей проблемы.
Следующее направление деятельности школьного психолога — коррекционно-развивающая работа. Классный руководитель заранее о ней информирован, если планируется ее провести с ребятами из его класса или даже с одним учеником. Коррекция может быть по итогам диагностического минимума, по рекомендации консилиума, по просьбе классного руководителя — для решения проблем с учеником или классом в целом, для сплочения класса.
Еще одно направление работы психолога — просвещение. Какую-то информацию школьный психолог сообщает ученикам и их родителям совместно с классным руководителем или предоставляет информацию только для классных. Я как школьный психолог провожу родительские собрания в классах по просьбе классного руководителя и по своему плану. Но бывают родительские собрания один раз в четверть отдельно для родителей учеников начальной школы, для средней и для родителей старшеклассников.
Я провожу консилиум в школе. Его заседание один раз в четверть проходит обязательно, остальные — вне плана. При подготовке к заседанию требуется тесная связь с классным руководителем.
Просвещение классных руководителей осуществляется на секциях классных руководителей и на тематических педсоветах. Эта работа проводится вместе со школьной администрацией.
Важное направление совместной работы школьного психолога и классного руководителя — консультирование. Его темы: особенности развития учеников, проблемы взаимоотношений детей и родителей. Консультации могут быть посвящены оказанию помощи учителю в написании характеристики на ученика и на класс в целом.
Приведу пример сотрудничества психолога с классным руководителем четвертого класса.
В этом году в 4-м классе был выявлен один лидер, но выявлен также и ученик, который занимает отвергаемое положение, поэтому совместно с классным руководителем были проведены групповые занятия по сплочению коллектива. Даны рекомендации родителям, учителям-предметникам по повышению активности отвергаемого ученика, его включению в жизнь класса. Затем будут проведены повторная диагностика, сравнение результатов и планирование дальнейшей работы.
По запросу классного руководителя я занималась диагностикой памяти у учеников, был выявлен ведущий тип запоминания информации. Все данные обработаны, проанализированы и занесены в дневники развития учеников. Были даны рекомендации классному руководителю и учителям-предметникам о развитии памяти у ребят. Составлен список учеников, с которыми необходимо провести коррекционно-развивающую работу.
И еще о диагностике. Каждый год в каждом классе я провожу диагностику и анализ учебного процесса. Собранные данные заносятся в таблицу. Из нее можно узнать о каждом ученике и о классе в целом. Она содержит информацию о развитии познавательных процессов, учебных навыков, творческого мышления, мотивации, речи, эмоционально-волевой сферы, о статусе ученика в коллективе. Этот вид диагностики дает возможность сравнивать данные с результатами прошлого года, отслеживать личностный рост учеников, планировать индивидуальную и групповую работу с учениками. Такая таблица с рекомендациями для дальнейшей работы есть у классного руководителя и школьного психолога.
Помимо учебного, уделяю внимание и воспитательному процессу. Провожу диагностику воспитанности учеников, используя методику М.И.Шиловой. Она позволяет определить уровень воспитанности ученика и класса в целом. Работа эта проводится каждый год. Анализ карт воспитанности позволяет давать рекомендации классному руководителю по повышению уровня воспитанности отдельных учеников, работать над развитием качеств. Эти данные и для психолога полезны. Они дают основу для планирования групповых и индивидуальных занятий с учениками.
Каждый год в четвертом классе провожу диагностику готовности к обучению в среднем звене школы. Она позволяет собрать данные к консилиуму, для нового классного руководителя, который возьмет этих ребят в пятом классе. Эта диагностика станет основой для коррекционно-развивающих занятий в этом классе уже в среднем звене.
После диагностики провожу дальнейшую работу по направлениям, но вся она связана с классным руководителем.
Затем организовала группу ребят, имеющих низкий уровень развития одного или нескольких видов памяти, для посещения коррекционно-развивающих занятий. Обсудили с ребятами, какой день у них свободен от кружков, секций и факультативных занятий. Сообщили классному руководителю, когда будем заниматься. После нескольких занятий классный руководитель сообщила мне, что эти занятия плодотворно влияют на ребят. Поскольку после систематического посещения занятий результаты улучшились, некоторым ученикам можно было бы не посещать занятия, но они пожелали продолжать заниматься. Классный руководитель сообщила, что одна девочка даже стала учиться лучше.
Для родителей в конце учебного года было проведено собрание. На нем сообщены результаты диагностики готовности к обучению в средней школе. Был проведен консилиум в четвертом классе, где все его члены сообщили о готовности учеников к обучению в пятом классе. Ведущая роль на нем была отведена классному руководителю. Он знакомил будущего классного со своим нынешним классом, давал рекомендации из опыта работы.
Я работаю психологом в школе семь лет. Из собственного опыта сотрудничества с классным руководителем я сделала вывод: важно все заранее обговорить, спланировать, а потом работать по этому плану. А когда уже подготовишь занятие или собрание, важно уточнить время, так как школьный психолог вторгается в работу классного руководителя и класса. Иногда бывает так, что в классе у кого-то из детей день рождения, и родители организуют чаепитие. Стало быть, это время для занятий не подходит.
Самое главное — взаимопонимание с классным руководителем, умение решать проблемы мирным путем. Только благодаря сотрудничеству школьного психолога и классного руководителя удается многое сделать, ощутить, что ты нужен в школе, и получить удовлетворение от своей работы.
Здравствуйте я работаю педагогом- психологом в общеобразовательной школе. Являюсь классным руководителем. В этом году с меня сняли классное руководство мотивируя это тем, что норма рабочего времени психолога 36 часов в неделю. А классным руководителем могут быть только учителя у которых норма рабочего времени 18 часов. Правомерно ли это?
Дата: 15.10.2018 14:00
В консультации принимали участие
Ответы экспертов
Я не вижу причин для отмены классного руководства.
Согласно п. 2.3 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:
трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) — выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство, проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно- опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).
Александр, любезный, для меня это не открытие. Не перестаю удивляться человеческой нетерпимости к некоторым комментариям. Всего наилучшего!
Екатерина, надеюсь, Вы не учитель, так резко реагируете на ответ на Ваш же вопрос. Почему Вас тогда удивляет что педагог-психолог может брать совместительство? Можно даже у двух классов быть кл.рук.
Первый класс только на руководство или учить читать- писать- считать? Если только классный, то будете успевать работать и там, и там. С первого урока до последнего и на всех переменах, одеть- обуть, накормить первоклассников, а психологом после 12 часов?
Лариса Хвостова
А учителю, который будет первоклашек обучать грамоте, доплата будет за работу с родителями детей? Ведь именно с учителем, который обучает, родители будут контактировать)
Лариса, присоединяюсь к вашему вопросу. В среднем звене все ясно, но как в начальном это организовать
Все вопросы будут только к педагогу, который обучает.
Галина Егорова
Если у Вас в начальной школе предметное обучение, то запросто. В противном случае возможно, но не факт, что получится. И совмещать вряд ли удастся, так как вы все перемены должны быть рядом с ними. И, как писали уже, вопросы все будут к учителю. А он согласен будет «за здорово живешь» постоянно общаться с родителями? А в 1 классе без этого никуда. К вам будут вопросы только по неадекватному поведению. Да и то не от родителей.
Школьный психолог: когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь?
Основные принципы работы школьного психолога
В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.
Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.
Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.
Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.
Чем психолог может помочь ребенку?
К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.
Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.
Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.
Когда к психологу стоит обращаться родителям?
Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.
Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.
Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.
В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?
Читайте также:
- Слуцкий представитель какой школы
- Чем борис отличается от всех действующих лиц драмы гроза кратко
- Какие причины вызвали изменение политики к началу 1980 х гг в сша кратко
- Побои детей в детском саду как оформить заявление
- 24 школа педагогический коллектив
Выступление на районном семинаре-практикуме классных руководителей
«Взаимодействие педагога-психолога и классного руководителя
в формировании классного коллектива»
педагога-психолога ОЦДиК Менситовой В.Э.
Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка. Конечно, во многих школах действуют психологические службы. Однако, каким бы квалифицированным специалистом ни был школьный психолог, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер.
В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя. Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно.
Существует много методической литературы, основываясь на которой классный руководитель может создать свою систему диагностики развития личности учащегося и ученического коллектива.. Школьный психолог здесь будет выступать в роли координатора и консультанта, а также отслеживать результаты работы и осуществлять необходимую коррекцию.
Система подобных исследований существует далеко не у каждого классного руководителя. Чаще всего они проводятся эпизодически, формально, и не дают ясного представления об особенностях развития отдельного ученика и коллектива в целом.
Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными ученикам
Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика от греч. diagnostikos – способный, распознавать – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Психодиагностическая работа — это одно из самых сложных направлений и форм деятельности практического психолога, которое требует специальной подготовки и сформированности диагностических, прогностических и организаторских умений специалиста. Психодиагностика может реализовываться как самостоятельная форма работы (психологическая экспертиза), так и входить как структурная составляющая в психокоррекцию и психологическое консультирование.
Психодиагностика предусматривает обследование психики индивида (или социально-психологических характеристик социальной группы) с помощью специальных методик с целью установления психологического диагноза.
Психологический диагноз — это описание индивидуальных особенностей психики конкретного человека (или социально-психологических особенностей конкретной социальной группы).
Для психодиагностического обследования используют психодиагностические методы, т.е. исследовательские методы психологической науки.
Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю необходимо уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива. Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие:
- особенности возраста учащихся класса;
- степень сформированности детского коллектива;
- особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;
- степень доверия друг другу детей и взрослых.
Работая с диагностическими методиками, педагог должен придерживаться следующих правил:
Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса.
Правило четвертое. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.
Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.
Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.
Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи.
- Изучение личностных качеств учащихся класса.
- Изучение общих и специальных способностей класса.
- Изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе.
- Учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел.
- Отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся.
Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции:
1) контрольно-корректировочную – это получение данных и корректировка процесса воспитания
2) прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем
3) воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.
В работе классного руководителя предметом анализа является, главным образом, социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, необходимо следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Изучение должно быть целенаправленным, планомерным,систематичным. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
Немаловажно здесь содержание диагностики, которое можно свести к следующему:
демографические данные об ученике и его семье;
данные о здоровье и физическом развитии ребенка;
познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления);
эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;
направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция)
поведение, поступки учащихся.
Кроме того, необходимо изучать и класс в целом, как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.
Как изучать учеников и класс как группу? В психологии имеется богатый арсенал методов диагностик предназначенных педагогам, однако, мы считаем, что им необходимы методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем наиболее приемлемые для практического применения методы диагностики:
Наблюдение. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.
Опросники. Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Здесь мы предлагаем Вам использовать так называемые экспресс-методики, которые не требуют длительной сложной обработки, с использованием профессиональных психологических знаний. Методики направлены на изучение психологического климата в детском коллективе, на оценку эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов отношения к коллективу и др. (см. приложение)
Анкеты. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.
Сочинения. Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру.
Проективные тесты. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли. К ним относятся графические и рисуночные темы, которые позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям.
Среди диагностических средств, используемых в мировой психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. Однако показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Очень часто один и тот же признак может интерпретироваться двумя, тремя или четырьмя различными способами в зависимости от того, с какими еще признаками он сочетается. Чтобы успешно проводить психологическую диагностику, недостаточно знать значение тех или иных тестовых показателей. Необходимо еще и владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях. В данном случае целесообразно применять проективные методики совместно и при помощи психолога. Так как для проведения, обработки и интерпретации результатов таких методик недостаточно даже высшего психологического образования. Чтобы правильно применять большинство личностных тестов и тестов интеллекта, недостаточно одного-двух пробных испытаний во время учебы в вузе. Необходима длительная (как минимум в течение нескольких недель или месяцев) тренировка в их интерпретации и тщательное соблюдение условий проведения.
Далеко не все методики «измеряют» именно то, что указано в инструкциях к ним, т. Е. не исключено, что результат будет ложным. Например, многие из так называемых тестов интеллекта на самом деле измеряют уровень знаний ребенка по школьным предметам, поэтому, используя такую методику, можно лишь сказать, на каком уровне ребенок освоил школьную программу, а не каков его уровень интеллекта.
Для всестороннего развития школьниковв процессе обучения необходимо четкое структурирование взаимоотношений в системе «педагог-психолог-классный руководитель». Если ожидания психолога и классного руководителя друг от друга и от совместной работы совпадают, то их сотрудничество оказывается эффективным. Равно как и наоборот. Поэтому необходима общая схема взаимодействия, предполагающая разделение ответственности за его результат.
Классный руководитель и психолог, в первую очередь, должны обмениваться информацией, касающейся жизнедеятельности обучающихся. Это могут быть данные о классе в целом и об отдельном ребенке. Здесь главное правило — конфиденциальность. С полученными данными нужно быть осторожным, чтобы не навредить детям, не обидеть их родителей.
В каждомклассе, как правило, есть хотя бы один ученик с определенными трудностями в развитии, будь то обучение или поведение. Он и трудности, которые у него возникают, объединяют психолога и классного руководителя. Классный руководитель обращается за помощью к психологу по поводу поведения, развития или обучения такого ученика в моменты, когда возникли проблемы. Сотрудничество начинается с планирования работы в группе и заканчивается анализом: что сделано и что предстоит сделать на следующий год.
Таким образом, совместная систематическая работа психолога и классного руководителя по всем вышеописанным направлениям способствует благоприятному развитию личности школьника и класса в целом, умению работать в команде; добиться положительной динамики в работе.
Список литературы:
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160с: ил.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298с.
- Дуткевич Т.В., Савицкая О.В. Практическая психология. Введение в специальность. – Киев, 2010г.
- Решетникова О. как нам разобраться со стандартами? // Школьный психолог, М.: 2012г.
«Сотрудничество классного руководителя
с психологом»
Классный
руководитель является связующим звеном между учащимися, школьным психологом и
другими специалистами.
Взаимодействие
классного руководителя, и школьного психолога имеет своей целью совместное
выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение
социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания
помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Наиболее
востребованным направлением работы психолога в школе является психологическое
консультирование. В ходе консультирования происходит выявление реальных
проблем семьи, определение оптимальных путей их разрешения, формирование
установки на активное и конструктивное поведение. Консультация психолога чаще
всего проходит в виде беседы. Обратившемуся за помощью предоставляется
возможность высказать свои проблемы, а психолог помогает взглянуть на них со
стороны, найти пути решения.
Но
сначала бывает полезно разобраться, что происходит сейчас в жизни человека,
ребенка, каков его характер. Поэтому на первом этапе психолог может предложить
«пройти» психологическое тестирование, диагностику. Тесты, которые использует
психолог, не служат цели определить степень психической патологии, а помогают
выявить особенности личности, поведения. (Тест «Дом, дерево, человек»,
рисуночный тест «Моя семья»)
Хорошо
зарекомендовали себя родительские лектории, так как часто проблема воспитания
основана на элементарной нехватке знаний.
Во
время лекторий предлагались ситуации:
Для родителей (9-11 классы):
1. После
собрания родители приходят домой и в ярости требудт объяснений от ребенка. Они
говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик
спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Как поступить в подобной ситуации?
2. Родители
подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по
назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, а в свой
адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и
ушел из дома.
3. Между
матерью и дочерью в течение полугода происходят жаркие схватки по поводу того,
когда пятнадцатилетняя дочь должна возвращаться домой. Мать настаивает на том,
что она должна приходить не позднее 9 часов вечера, дочь считает, что здесь
вообще невозможны никакие ограничения.
4. Вы
возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье
в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка
и его самого. В доме – полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит:
«Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?».
Какие возрастные особенности
учащихся необходимо знать классному руководителю, приступая к организации
классного коллектива:
Средний школьный возраст.
Средний
школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) – переходный от детства к юности.
Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой
перестройкой всего организма.
Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание
организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у
мальчиков – несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в
жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет
на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит
обратить внимание классного руководителя на такую психологическую особенность
данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит, что они
откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая
переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и
том же деле. Однако, если классный руководитель создает трудно преодолеваемые и
нестандартные ситуации ребята занимаются работой с удовольствием и длительное
время.
Значимой
особенностью мышления подростка является его критичность. У
ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое
он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом заявляя о себе. Дети
в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету
взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их
послушный ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает пора
кризисной ситуации – “верхи” не могут, а “низы” не хотят мыслить и вести себя
по-старому.
Старшие подростки. Старшеклассники
Ведущей
деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность.
Личностное новообразование – это чувство одиночества, первое глубокое чувство,
открытие своего внутреннего мира.
Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные
жизненные цели и пытаются их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о
будущем и с будущим связаны все переживания подростков. Отношения в классах
становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится
качеством общения со взрослыми, чувство дружбы – более избирательным. В классах
можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая
переходит в доверительность и исповедальность, в отношениях преобладает принцип
сходства и равенства.
Таким образом, эффективность условий для нормального развития
личности ребенка, формирование его индивидуальности и сплочение коллектива
будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем
учащегося, его семьи и классного коллектива.
Анкета
для классных руководителей
(самоанализ)
1. Считаете
ли вы, что в Вашем классе достигнуто взаимопонимание между Вами и учащимися?
2. Говорит
ли с Вами большинство учащихся по душам?
3. Советуются
ли по личным вопросам?
4. Знаете
ли Вы внешкольные интересы всех учащихся?
5. Есть
ли у Ваших учащихся увлечения, не связанные со школьными делами?
6. Обращаются
ли учащиеся с просьбой разрешить их конфликт с родителями и другими взрослыми?
7. Устраивают
ли Вам учащиеся праздники души?
8. Стремятся
ли порадовать Вас?
9. Часто
ли учителя-предметники советуются с Вами по вопросам воспитания в семье?
10. Вы
сами советуетесь с ними?
11. Обращаются
ли к вам родители за помощью по вопросам воспитания в семье?
12. Решаете
ли Вы все или почти все воспитательные задачи в классе силами ребят, детского
коллектива?
13. Часто
ли Вы испытываете моральное удовлетворение, получаете удовольствие от общения с
учащимися своего класса?
Выводы.
a) Если
большинство вопросов дали удовлетворительный ответ, то Вы заняли правильную
позицию.
b) Если
удовлетворительный ответ дали на половину вопросов, то работа оценивается на
«удовлетворительно».
c) Если
большинство ответов отрицательные, то Ваши усилия недостаточны.
Нетрадиционные мероприятия,
проводимые в классе
с помощью школьного психолога
По
рекомендации классного руководителя психолог встречается с учащимися, проводит
тематические классные часы, направленные на психологическое просвещение
учащихся. Темы классных часов или уроков психологии могут быть самыми
разнообразными, к примеру:
· Кто
я? Какой я? Каким я хочу стать?
· Мои
«хочу» и мои «надо».
· Внимание
человека или как научиться быть внимательным.
· Слушать
– слышать, смотреть – видеть, понимать – делать вывод.
· Ум
человека. Как его развить?
· Как
развить в себе хорошую память.
· Эмоциональное
состояние и приёмы саморегуляции.
· Что
такое характер.
· Мои
интересы и мои возможности.
· Мне
говорят… Я говорю…
· Качества
человеческого ума.
· Леворукость
и праворукость. Что это такое?
· С
чем могут быть связаны проблемы общения.
· Мир
моих способностей.
· Как
научить себя учиться.
· Окна
моего дома. Что значат в моей жизни.
· Проблемы
неуверенного в себе человека.
· Мои
положительные качества и мои недостатки на чаше весов…
· Какой
я друг, какая я подруга?
· Как
научиться быть любимым?
· Профессиональные
склонности и способности человека.
· Ошибки
в выборе профессии. Чем они могут быть чреваты?
· Мои
жизненные планы. С чем они связанны?
· Как
избежать проблем в общении с близкими тебе людьми.
· Какие
качества человека помогают ему в трудных жизненных ситуациях?
· Чувство
юмора в жизни человека.
· Конфликтный
человек. Какой он?
· Как
научиться радоваться жизни.
· Люди,
которых я не имею право забывать.
Такие
классные часы может проводить и классный руководитель, но психолог должен помочь
в выборе материала к классному часу, провести исследование по теме классного
часа и помочь классному руководителю проанализировать полученные результаты.
Большое
внимание должен уделить школьный психолог коррекционной работе в классном
коллективе. Школьные психологи очень много диагностируют в классах, но
улучшения от этого в поведении и учебной деятельности учащихся не наблюдается.
Вслед за диагностикой должна идти серьёзная и целенаправленная коррекционная
работа.
Предположим,
классный руководитель обратился к психологу школы с проблемой, с которой
встречаются учителя-предметники и он сам на своих уроках. В классе есть дети,
которые плохо запоминают учебный материал, не могут воспроизвести вслух то, что
учат часами. Школьный психолог изучает проблему, используя все имеющиеся у него
в арсенале методы диагностики. По результатам исследования он может провести
классный час или «Урок психологии по волнующей проблеме».
Исходя
из накопленного материала, он строит план работы с учащимися класса и их родителями
по изученной проблеме. С этой целью он организует для учащихся класса, которым
это необходимо, коррекционные занятия по тренировке памяти. Эти занятия
психолог может организовывать сам или привлекать специалистов.
Проблема
учебных умений и психологических свойств личности ученика может стать частью
родительского собрания. Родители, у которых дети испытывают затруднения с
запоминанием и воспроизведением учебного материала, могут быть приглашены на
тематическую консультацию к психологу, в ходе которой он даст рекомендации по
организации помощи ребёнку в семье.
Такие
же рекомендации психолог должен разработать и для учителей-предметников,
которые смогут использовать эти рекомендации в урочной деятельности. Большим
подспорьем могут быть и специальные газеты психологической службы, в которых
можно помещать различные задания по тренировке памяти, внимания, мышления,
небольшие тесты, упражнения.
Большой
интерес вызывает у учащихся конкурс интеллектуалов, которые объявляются
психологической службой школы. Конкурсные задания публикуются в газете
психологической службы, ребята выполняют предложенные задания индивидуально или
всем классом. Психолог подводит результат и объявляет его в классе на встрече с
учащимися или на родительском собрании.
Такое
сотрудничество психолога и классного руководителя помогает учащимся
продвигаться в своём развитии. Дети не испытывают затруднений в общении с
психологом, не боятся прихода психолога в класс, а классный руководитель
понимает, что диагностика – лишь вспомогательное средство в руках психолога,
вся деятельность психолога в классном коллективе начинается после диагностики.
Однако
психолог должен работать не только с учащимися, но и с самими классными
руководителями. Как провести интерактивную игру, социометрию, тренинг
интеллектуальных умений – этому и многому другому может научить школьный
психолог классного руководителя, если с душой и ответственно относится к
порученному делу.
Сотрудничество педагога-психолога с классными руководителями
Школьный психолог чаще всего в школе сотрудничает с классными руководителями, именно они являются посредниками между психологом и учениками. Психологическая служба может оказать классному руководителю большую помощь в работе с классом и с родителями, если между психологом и учителем есть взаимопонимание.
Формирование родительских компетенций по воспитанию у детей социально — ответственного поведения и ценностей ЗОЖ. …
17.03.2021 12:45
290
4
Спорт, ЗОЖ, это просто замечательно, но, к сожалению, в настоящее время наркомания приобрела поистине угрожающий размах.
Ситуация усугубляется тем, что если раньше речь шла о природных наркотиках, то сегодня прогресс дал человечеству синтетические препараты, одноразового введения которых в органи …
04.03.2020 09:11
320
0
От того насколько грамотны педагоги в данной проблеме, насколько грамотно преподнесена информация родителям, насколько организовано сотрудничество семьи и школы в профилактике суицидального поведения, во многом зависит эффективность профилактической работы. …
06.11.2019 08:29
223
0
Школьный психолог чаще всего в школе сотрудничает с классными руководителями, именно они являются посредниками между психологом и учениками. Психологическая служба может оказать классному руководителю большую помощь в работе с классом и с родителями, если между психологом и учите …
14.01.2015 20:10
298
11
Каждый психолог, работая в образовательном учреждении, сотрудничает с классными руководителями. Это сотрудничество может складываться по-разному. Одной из форм психологического сопровождения классных руководителей 1-11 классов является выход специалиста в течение учебного года на совещания классных руководителей с целью методического обеспечения психологическими техниками, информирования о результатах проводимой работы (диагностике, классных часах, работе с группами детей по решению конфликтных ситуаций и т.д.). В результате все классные руководители получили созданную психологами папку «В помощь классному руководителю от педагога-психолога». Особенностью ее содержания является то, что материалы, представленные в ней, универсальны, так как могут использоваться как на родительских собраниях, так и в индивидуальной, групповой работе с учащимися.
Папка пополнялась различными методиками на каждом совещании классных руководителей, причем сразу на практике отрабатывалось их использование.
Далее представлен примерный перечень содержимого папки:
- притчи, сказки, метафоры;
- упражнения на групповое сплочение, умение общаться и т.д.;
- популярные психологические тесты («Какой вы родитель», «Умеете ли вы договариваться» и т.д.);
- методика «Продолжи предложение» («Я радуюсь, когда мой ребенок…»; «Школа для меня – это…» и т.д.»);
- цитаты («Верить в человека и любоваться ростом его духа — это лучшее, что дает нам жизнь» М.Горький);
- таблица возрастных особенностей учащихся 1-11 классов (для учета возрастных норм, особенностей при планировании воспитательной работы и подхода к учащимся);
- список тематики родительских собраний, праздников и т.д. («Отцы» и «Дети» в меняющемся мире», «Семейная геральдика» и т.д.);
- схема подготовки родительского собрания, правила поведения классного руководителя, секреты успешности, формы работы с родителями;
- схема написания педагогической характеристики учащегося и т.д.
Для получения обратной связи от классных руководителей по применению предложенных методик и анализа проведенной работы психолог предлагает им заполнить карту обратной связи, которая представлена ниже:
«Уважаемый классный руководитель!
Педагогом – психологом создана папка в помощь классному руководителю. С января по ноябрь 2008 года мы обеспечивали вас материалами для работы с детьми, родителями.
Вам были предложены следующие материалы:
- психотехнические упражнения;
- анкеты;
- сказки;
- формы проведения родительских собраний;
- возрастные особенности (таблица);
- теоретический материал по работе с отдельными категориями детей и т. д.
Я рада, если смогла помочь вам, и вы использовали эти материалы в вашей деятельности . 1.Прошу вас заполнить следующую таблицу:
№ | Психологический материал | Где использован вами |
Напишите ниже, какой еще материал (тема, форма и т. д.) необходим вам для использования в вашей работе классного руководителя.
Классный руководитель ________ класса.
Спасибо».
Проанализировав результаты опроса, психолог получает возможность узнать о целесообразности такого сопровождения классных руководителей и простроить работу с теми из них, кто в поддержке еще нуждается (ответы на второй вопрос).
Это только одно из направлений деятельности психолога , и оно приносит свои плоды, позволяет осуществлять непосредственное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Решение школьных проблем детей невозможно, на мой взгляд, без просвещения и поддержки родителей — значимой части работы педагога-психолога. Поэтому столь важно находить такие приемы воздействия на родительскую аудиторию, которые бы не вызывали нежелания приходить на родительские собрания. Это может быть достигнуто и использованием «живого материала» – ребячьих цитат, размышлений, суждений на заданные темы. Ведь именно такие откровения — уникальная возможность заглянуть в тайные уголки детских душ. Только в них – настоящая, противоречивая, полная неожиданностей и откровений жизнь подростков, не вычитанная в учебниках по психологии и педагогике, не придуманная для «разбора ситуаций».
Далее приводятся примеры некоторых материалов родительских собраний, проведенных психологом. На каждом из них использовались материалы из методики «Продолжи предложение»
Родительское собрание во 2 классе «Личностные особенности и учебная деятельность второклассников».
На собрании использован приведенный ниже опросник с примерами высказываний второклассников:
- Какими словами встречают тебя из школы твои родные?
- Кто тебе помогает при выполнении домашних заданий?
- Кто бы ты хотел, чтобы помогал?
- Почему ты ходишь в школу? Примерные высказывания детей:
«Чтобы узнавать новую информацию; чтобы быть умней; потому что я хочу; потому что учителя добрые; там интересные уроки; не стану тупым; чтобы все знать; за знанием, буду умной, как папа, мама и сестра; получать знания; я не хочу работать — вытирать полы; учиться; научиться считать, получать знания; потому что много друзей; получить образование». - Кому ты рассказываешь, когда получишь хорошую оценку?
- Кому ты рассказываешь, когда получишь плохую оценку?
- Назови любимый школьный предмет.
- Продолжи предложение «Семья – это…»
Примерные высказывания детей:
«Семья – это счастье; родные и близкие, братья и сестры, папа и мама; счастье и мир; моя родня; родные; родные люди; родные и близкие люди;; папа, мама, я, и чтобы в семье было хорошо; родные папа и мама; это любовь; мама, папа, Глеб; радость и счастье, а это путь к маме, папе и родным; родные и друзья; родные папа, мама и сестра; это счастье и любовь».
Анализ полученных ответов по каждому вопросу используется психологом на родительском собрании как иллюстрация к информации о особенностях возраста, аспектах воспитания в семье и учебной деятельности второклассников.
Зачастую представления родителей о своих детях, их способностях, размышлениях о жизни может не совпадать с детскими. Поэтому открытием для родителей могут стать сравнение их ответов и ответов детей на одни и те же вопросы. Психолог предлагает родителям ответить на те же вопросы, которые были предложены детям. Анализируя полученные результаты, взрослые зачастую обнаруживают значительные несовпадения с детскими высказываниями. Это позволяет по-иному взглянуть на свои методы воспитания, что-то пересмотреть, в чем-то утвердиться, обозначить проблемы и наметить пути их решения.
Родительское собрание в 6 классе «Наш беспокойный подросток»
Родителям предлагаются листовки с высказываниями их детей, причем, записываются дословные подростковые цитаты:
Ребята давали определение слову «подросток». Вот что получилось в итоге.
Подросток — это…
« это самолюбивый, жадный человек, у него ломается характер; это человек не маленький и не большой и учащийся в школе или в институте; это ребенок, учащийся в 6-9 классе; это человек, который имеет уже чуть больше прав и учащийся в школе;
Это человек, который обладает большими правами и обязанностями, чем ребенок;
Это ребенок, который учится в школе и не достиг 18 лет; это ребенок, который учится в школе; это ребенок, достигший определенного возраста; это человек, который взрослеет, узнает что-то новое; это человек, которому 12-16 лет; это человек, не достигший 18 лет; это человек, который постепенно становится мужчиной и т.д.»
На родительском собрании родителям тоже предлагалось дать определение этому слову, а затем все их определения зачитывались. Оказалось, что подростки наиболее точны и чутки в обозначении смысла слова. Они смогли обозначить наболевшие проблемы подросткового периода, высказать пожелания, дать совет, поддержать взрослых.
А вот пример размышлений подростков 6 класса, которые позволили напечатать свои сокровенные мысли в листовках для своих родителей. Каждый родитель мог прочитать размышления одноклассников своего ребенка:
«Эти строки выписаны из каждой работы ребят 6 «-» класса. Жаль, но 3 человека не стали ничего писать. Наверное, у них на то были свои причины.
Прочтите, прислушайтесь, ведь они, наши дети, порой бывают так мудры…
«Взрослые, я хочу вам сказать…
… хочу, чтобы вы были счастливы в вашей жизни.
…вы не всегда правы, дети тоже бывают правы.
…не надо сильно наказывать детей.
… прислушайтесь к ним.
…вы добрые, но иной раз вы не правы.
…поменьше меня ругайте за плохие оценки и хвалите за «4» и «5».
…нельзя заставлять детей через силу, если они не хотят этого.
…спасибо за все.
…сильно не злитесь.
…не будьте к детям врагами, ведь дети – это жизнь, радость, цветы земли.
… вы справедливы.
…помогайте детям.
…не ругайте нас за плохие оценки. Мы понимаем, что сделали плохо и будем пытаться это исправить.
… у вас не такие проблемы, как у нас. В школе намного труднее, чем вы думаете. А некоторые ученики держатся на своей вершине, главное – не упасть в пропасть.
…во-первых, мне нравится заниматься аэробикой, во-вторых, мне нравится в школе; в-третьих, мне нелегко в школе, но мне нравятся небольшие трудности.
…почему вы нас так строго наказываете, лишаете гуляний. Ведь улица нужна, чтобы подышать воздухом. А играем в компьютер, чтобы отдохнуть. Телевизор – чтобы узнать новое. И вообще зачем нас наказывать? Не пойму.
…все взрослые когда-то были детьми и, наверное, им хотелось, чтобы их никогда не ругали, не наказывали. Вспомните свое детство и не сильно ругайте нас.
…прислушайтесь к нашему мнению, помогите, если нам сложно. Объясните, если не понятно. Будьте рядом в трудную минуту. Нам нужна ваша поддержка»
Родительское собрание в 4 классе
На родительском собрании родители услышали представление своих детей о том, что такое семья, хороший мальчик, хорошая девочка, каков ученик их класса (обобщенный портрет).
Учащиеся продолжали предложения, продиктованные психологом. В результате сложился портрет хорошего мальчика глазами девочек и портрет девочек глазами мальчиков. Учащиеся назвали ребят, которые воплощают, по их представлениям, лучшие черты.
Обобщенный портрет ученика 4 класса представлен разнообразными характеристиками. Ум и доброта занимают приоритетные позиции. Полученные портретные характеристики могут быть использованы в воспитательной работе с классом.
Присутствуя на родительском собрании, родителям нужно слышать не только мнение своего ребенка, а иметь представление о взглядах на окружающий мир, свою и взрослую жизнь других детей класса, в котором учится их ребенок. Ведь любая ситуация так или иначе отражается на каждом из детей и так или иначе влияет на него.
«Хороший мальчик – это умный, добрый, не обзывается, смешной, вежливый, М., не боевой, смирный, Г. Ж., скромный, самостоятельный, душевный, с проявлением характера, защищает и не обижает, нежадный, любит шутить.»
«Хорошая девочка – это так себе! Веселая, добрая, трудолюбивая, хорошая, умная, Ж. Н., красивая, не надоедливая, смешная , недрачливая, доверчивая».
«Ученик моего класса (какой?) – умный, несерьезный, смешной, боевой, хмурый, добрый, хороший, иногда стонет, всегда поможет, выручит, веселый, дружелюбный, обидчивый, любит посмеяться, понимающий, я ему доверяю, трудолюбивый, тихий, бешеный, несдержанный, на физре быстрый, нежадный, послушный, драчливый, активный, смекалистый, быстрый, может постоять за себя».
«Семья – это..» : Люди, которые друг друга уважают; это жизнь; это когда друг другу помогают и изредка ругают; это команда дружащая, заботящаяся обо всех; это общение и дружба; это взаимопонимание, любовь, терпимость к другому человеку из семьи; это люди, которые живут вместе и дружно; это люди, которые имеют родственные связи и любят друг друга; это жизнь женщины, мужчины и детей; это люди, которые связаны между собой и любящие; дружный коллектив, в котором все люди любят друг друга; это самое важное в жизни; это люди, которые живут под одной крышей и любят друг друга; родные люди; это толерантность, защита, дружба в семье; это несколько человек, которые любят друг друга и они родственники в семье; это много близких людей; это взаимосвязь; это любовь; это где каждый может выслушать друг друга; это круг родственников, которые помогают друг другу, уважают друг друга, семья — это самое любимое и близкое».
Зачитывание на родительском собрании размышлений учащихся по различным вопросам, в зависимости от темы, производит большое впечатление, и детские строки могут служить поводом для разговора о проблемах, тревогах, особенностях не каких-то среднестатистических детей, а именно своих, детей конкретного класса.
В этом году олимпиада проходила в пятый раз, но впервые наряду с уже знакомыми направлениями ребята могли попробовать свои силы в треке «Классное руководство».
Почему появилось это направление? Как меняются задачи классных руководителей в современной школе? Какие качества выходят на первый план? Беседуем с разработчиками трека «Классное руководство» олимпиады «Я-профессионал» Романом Комаровым — ученым секретарем Московского городского педагогического университета (МГПУ) и Еленой Ушаковой — начальником департамента Института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского МГПУ.
Почему трек «Классное руководство» появился именно сейчас?
Роман Комаров: Трансформация работы классного руководителя идёт не первый год. Задача — уйти от старых представлений о классном руководстве как о приставке к основной нагрузке учителя. Сегодня это понятие серьезно переформатировалось. Теперь классный руководитель — навигатор, координатор, интегратор, он умеет выстраивать конструктивные отношения с родителями, он значимая фигура в педагогическом коллективе. И он же — психолог детского коллектива. Это очень важно. Это часть большой живой системы. Классный руководитель обязательно должен обладать психолого-педагогическими компетенциями. В одиночку школьный психолог, даже если он есть в школе, не в состоянии справиться со всем многообразием вопросов и проблемных ситуаций, возникающих в школьном коллективе.
Кстати, в 2020 году на базе МГПУ была запущена программа профессиональной переподготовки «Психолог детского коллектива». Это беспрецедентная история для всей России. Единовременно обучение прошли 1400 учителей Москвы — те, кто уже был классными руководителями или только собрался ими стать.
В этом году мы поняли, что подобный опыт будет полезен и для будущих студентов. И не ошиблись: новое олимпиадное направление стало очень востребованным. Так, в финале приняло участие около пятисот бакалавров и магистрантов.
Елена Ушакова: Удивительно, но направление «Классный руководитель» собрало на олимпиаде не только будущих педагогов. Были ребята из разных вузов нашей необъятной Родины, представляющие разные специальности, были даже будущие медики из Сеченовского университета. Это значит, что есть запрос на реализацию своих возможностей не только в узкой предметной области, но и в качестве психолога детского коллектива — на это в нашем треке делался основной акцент. Поэтому смело можно сказать, что направление «Классный руководитель» стало междисциплинарным.
В целом, классное руководство — уникальная деятельность. Нет такой квалификации в перечне профессий — «классный руководитель». Но при этом это та миссия, на которой держится сегодня школа, связующее звено, которое делает общение школы, города, семьи, ребёнка, конкретного родителя благоприятным и формирует позитивный имидж школы.
А что нужно было продемонстрировать участникам олимпиады?
Елена Ушакова: Навыки и умения, которые повышают конкурентоспособность педагога в современном мире: системное мышление, креативность, адаптивность, гибкость, способность принимать решения в ситуации неопределенности, исследовательские умения. Да и без цифровых компетенций тоже не обошлось. Ведь все испытания проходили в дистанционном формате.
Роман Комаров: В последние годы в образовании широкую известность приобрел термин «психологическое благополучие». Классное руководство — и об этом тоже. Работа классного руководителя всегда на перспективу, на опережение, тем более, сейчас — в свете последних событий.
Среди участников студенты разных возрастов. Олимпиада для них — как профессиональный экзамен?
Роман Комаров: Термин «экзамен» здесь, наверное, не очень подходит, это все же конкурсное испытание с заданиями разного уровня сложности, тестовыми, в том числе. Но мы понимаем, что тесты — не самое интересное в жизни, хотя они, конечно, позволяют проверить определенные знания, логическое мышление. Но в фокусе финала олимпиады все же были два особых проектных задания — индивидуальное и командное, где упор делался, прежде всего, на интеллект и творчество.
Но ведь участники не встречались раньше, не знают друг друга, как работать в команде?
Роман Комаров: Вы правы, это сложно. Но в этом и суть. На индивидуальном треке финалисты разрабатывали концепцию собственного проекта, причем проекта практико-ориентированного, с тем прицелом, чтобы после небольшой доработки его можно было легко внедрить в образовательный процесс. А командный трек — работа в группе, в условиях с высокой степенью неопределенности и изменчивости, иногда в условиях патовой ситуации. Такие случаются в каждой школе. И учителя, и администрация должны в таких ситуациях работать вместе. Здесь ребята учатся договариваться, принимать совместные решения, делать выбор.
Елена Ушакова: Олимпиада стала платформой для профессионального творческого общения. Ты не знаешь никого, не знаешь, какую задачу тебе поставят, не знаешь про инструменты, с которыми будешь работать. По сути, экстремальная ситуация, в которой нужно работать в команде, найти идею, «рабочее» решение. А кейсы для команд были самые разные, с огромным числом вариантов решений. Все зависело от командного решения и активности каждого участника. И главная ценность состоит в том, что нет правильных или неправильных решений, есть ценные актуальные идеи, которые могут быть использованы в работе классного руководителя. Здесь есть логика, творение, идея, которые превращаются в результат.
Конечно, не стоит забывать, это конкурс — со своими призами и бонусами для каждого.
Какие проекты представляли будущие классные руководители?
Елена Ушакова: Одна из тем, например, «Ребёнок в современном обществе» — суть проекта в том, чтобы помочь ребёнку сориентироваться в том, что его окружает. Или «Памятка для классного руководителя» — некие алгоритмы по разным направлениям деятельности классного руководителя, например, стратегии управления детским коллективом, или рекомендации по использованию цифровых инструментов в работе классного руководителя. Более того, участники могли сформулировать свою тему и представить ее.
Что такое сегодня классный классный?
Роман Комаров: И сегодня, и всегда это человек с общечеловеческими ценностями, который любит детей, понимает их или старается понять, может прочувствовать и посочувствовать.
При этом класс — живая система, поэтому ему нужно обладать еще и скоростью реакции, и базовой установкой творчески относиться к разным ситуациям, в том числе и нестандартным. А еще классному руководителю надо уметь работать над собой, восстанавливать свои силы, чтобы не выгореть. Надо уметь держать удар — психологически.
Елена Ушакова: Это педагог, но очень близкий для детей, с которым формируются доверительные отношения, который готов оказать помощь и поддержку, который адекватно включается в решение различных вопросов, в том числе организации детской деятельности, взаимодействия с семьей ученика и, конечно, работает в команде. Классный руководитель становится классным для ребенка, когда пропускает детские проблемы через себя и находит разумные решения.
Комментарий
Ларина Айрапетян, победительница трека «Классное руководство» олимпиады «Я профессионал», выпускница филиал Ставропольского государственного педагогического института (г. Ессентуки):
— Это направление я выбрала не просто так. В школе уже предлагали классное руководство, но я отказалась: не видела системы, не была уверена в своих силах. В этом году решила проверить себя. Здорово, что одно из заданий олимпиады было — разработать концепцию классного руководителя. Теперь в классные руководители — хоть завтра.
Что такое классный классный? Это человек, который рядом, но чуть-чуть впереди. Я видела таких. Их дети счастливы учиться, трудиться, творить. Они подпитываются друг от друга энергией.