Педагогический контроль это руководство

Педагогический контроль Подготовили : студентки 2 курса группы «Б» Шуклина А.С ,Пузюрина Е.А.

Педагогический контроль

Подготовили :

студентки 2 курса группы «Б»

Шуклина А.С ,Пузюрина Е.А.

Педагогический контроль - это руководство учебной деятельностью учащихся, которое реализует принцип обратной связи в обучении Существует прямая зависимость продуктивности обучения от качества контроля

Педагогический контроль —

  • это руководство учебной деятельностью учащихся, которое реализует принцип обратной связи в обучении

Существует прямая зависимость продуктивности обучения от качества контроля

Педагогический контроль Педагогический контроль Учет Оценка Проверка Выявление Измерение Сохранение Фиксирование Процесс

Педагогический контроль

Педагогический контроль

Учет

Оценка

Проверка

Выявление

Измерение

Сохранение

Фиксирование

Процесс

Контроль - это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса Внешний Внутренний

Контроль —

  • это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса

Внешний

Внутренний

Получение информации о пробелах в знаниях, о причинах затруднений Получение информации о пробелах в знаниях, о причинах затруднений Стимулирует познавательную активность Помогает развивать способности, интересы Стимулирует познавательную активность Помогает развивать способности, интересы Воспитывает ответственное отношение к учебе, дисциплине. Воспитывает аккуратность, честность Воспитывает ответственное отношение к учебе, дисциплине. Воспитывает аккуратность, честность Проявляется в требованиях, которые предъявляет общество к уровню подготовки ученика Проявляется в требованиях, которые предъявляет общество к уровню подготовки ученика Функции контроля Диагностическая Развивающая Воспитывающая Социальная

  • Получение информации о пробелах в знаниях, о причинах затруднений
  • Получение информации о пробелах в знаниях, о причинах затруднений
  • Стимулирует познавательную активность Помогает развивать способности, интересы
  • Стимулирует познавательную активность
  • Помогает развивать способности, интересы
  • Воспитывает ответственное отношение к учебе, дисциплине. Воспитывает аккуратность, честность
  • Воспитывает ответственное отношение к учебе, дисциплине.
  • Воспитывает аккуратность, честность
  • Проявляется в требованиях, которые предъявляет общество к уровню подготовки ученика
  • Проявляется в требованиях, которые предъявляет общество к уровню подготовки ученика

Функции контроля

Диагностическая

Развивающая

Воспитывающая

Социальная

Требования к контролю Всесторонность; Индивидуальность; Систематичность; Стимулирующий характер:  объективность,  наглядность .

Требования к контролю

  • Всесторонность;
  • Индивидуальность;
  • Систематичность;
  • Стимулирующий характер:
  • объективность,
  • наглядность .

 вненшний  взаимный  внутренний (самоконтроль) Виды контроля Предварительный Текущий Тематический Рубежный Итоговый

  • вненшний
  • взаимный
  • внутренний (самоконтроль)

Виды контроля

  • Предварительный
  • Текущий
  • Тематический
  • Рубежный
  • Итоговый

Формы контроля знаний Диктант, Самостоятельная работа, Контрольная работа, Лабораторная работа, Устный опрос у доски, Тестирование. Викторина. Зачет

Формы контроля знаний

  • Диктант,
  • Самостоятельная работа,
  • Контрольная работа,
  • Лабораторная работа,
  • Устный опрос у доски,
  • Тестирование.
  • Викторина.
  • Зачет

Оценка Необходима для контроля успеваемости учеников и формирования у них адекватной самооценки Ясность Справедливость Стимулирование учебы Объективность Всесторонность Требования к оценке

Оценка

Необходима для контроля успеваемости учеников и формирования у них адекватной самооценки

Ясность

Справедливость

Стимулирование учебы

Объективность

Всесторонность

Требования к оценке

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • И труд свой пристально любя – он всех основ основа, -Сурово...

    1 слайд

    И труд свой пристально любя –
    он всех основ основа, —
    Сурово спрашивать с себя,
    с других не столь сурово.
    А. Т. Твардовский

  • МБУДОД «Центр дополнительного      образования детей».    Тема методического...

    2 слайд

    МБУДОД «Центр дополнительного образования детей».
    Тема методического объединения.

    Педагогические приёмы контроля в учебно — воспитательном процессе

    Подготовила: педагог дополнительного образования Громова А.И

  • Понятие «контроль»:Педагогический контроль – это функция руководства и управ...

    3 слайд

    Понятие «контроль»:
    Педагогический контроль – это функция руководства и управления учебной деятельностью учащихся, реализующая принцип обратной связи в процессе обучения.
    Контроль — это соотношение
    достигнутых результатов
    с запланированными целями
    обучения.

  • Цель контроля:Цель контроля состоит в обнаружении достижений,         успехов...

    4 слайд

    Цель контроля:
    Цель контроля состоит в обнаружении достижений, успехов детей, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения детей в активную творческую деятельность.
    Эта цель связана:
    с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренных программой по предмету;
    с обучением детей приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле;
    предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

  • Требования к педагогическому контролюСистематичность и регулярность
Всесторо...

    5 слайд

    Требования к педагогическому контролю

    Систематичность и регулярность
    Всесторонность
    Объективность
    Разнообразие форм проведения
    Дифференцированный подход
    Индивидуальный характер контроля

  • Виды и методы контроляКонтроль бывает разных видов, а также может осуществлят...

    6 слайд

    Виды и методы контроля
    Контроль бывает разных видов, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов.

  • Виды педагогического контроля:Предварительный 
Текущий 
Итоговый

    7 слайд

    Виды педагогического контроля:
    Предварительный
    Текущий
    Итоговый

  • Виды педагогического контроля:Предварительный– проводится перед изучением дис...

    8 слайд

    Виды педагогического контроля:
    Предварительный– проводится перед изучением дисциплины с целью определения уровня знаний, умений и навыков к началу обучения.
    Текущий – осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений и навыков.
    Итоговый – призван определить конечные результаты обучения. Охватывает всю систему знаний, умений и навыков .

  • Методы педагогического контроля    Метод контроля- это способ практического о...

    9 слайд

    Методы педагогического контроля
    Метод контроля- это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.

  • Методы педагогического контроляНаблюдение
Беседа
Тестирование
Анкетирование
В...

    10 слайд

    Методы педагогического контроля
    Наблюдение
    Беседа
    Тестирование
    Анкетирование
    Выполнение практической работы
    Участие в конкурсах
    Мониторинг

  • Объекты контроля   
    Объект контроля – виды образовательной деятельности п...

    11 слайд

    Объекты контроля

    Объект контроля – виды образовательной деятельности педагогов и учащихся, подлежащие изучению.

  • Объекты контроля(примерные)
Развитие УУД
Теоретические знания 
Практические...

    12 слайд

    Объекты контроля
    (примерные)

    Развитие УУД
    Теоретические знания
    Практические умения и навыки
    Владение специальной терминологией
    Психологический комфорт учащихся

  • ЗаключениеПравильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать...

    13 слайд

    Заключение
    Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательных целей.
    В системе учебной работы УДОД должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

  • Подарите ребенку радость  творчества, осознание авторского голоса;Ведите вос...

    14 слайд

    Подарите ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
    Ведите воспитанника от собственного опыта к общественному;
    Будьте не «Над», а Рядом»;
    Радуйтесь вопросу, но отвечайте не спеша;
    Учите анализировать каждый этап работы;
    Критикуйте, стимулируйте воспитанника.

    Вы – блестящий педагог, у вас прекрасные воспитанники!

  • Чемодан, мясорубка, корзинаЧемодан -

    15 слайд

    Чемодан, мясорубка, корзина
    Чемодан —

  • Спасибо за внимание !!!

    16 слайд

    Спасибо
    за внимание !!!


1


Педагогический контроль ТЕМА 3.5


2


Педагогический контроль — это руководство учебной деятельностью учащихся, которое реализует принцип обратной связи в обучении это руководство учебной деятельностью учащихся, которое реализует принцип обратной связи в обучении Существует прямая зависимость продуктивности обучения от качества контроля


3


Педагогический контроль Учет ФиксированиеСохранение Проверка ВыявлениеИзмерение Оценка Процесс


4


Контроль — это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса Внешний Внутренний


5


Функции контроля Получение информации о пробелах в знаниях, о причинах затруднений Диагностическая Стимулирует познавательную активность Помогает развивать способности, интересы Развивающая Воспитывает ответственное отношение к учебе, дисциплине. Воспитывает аккуратность, честность Воспитывающая Проявляется в требованиях, которые предъявляет общество к уровню подготовки ученика Социальная


6


Требования к контролю Всесторонность; Индивидуальность; Систематичность; Стимулирующий характер: объективность, наглядность.


7


Виды контроля Предварительный Текущий Тематический Рубежный Итоговый Заключительный вненшний взаимный внутренний (самоконтроль)


8


Формы контроля знаний Диктант, Самостоятельная работа, Контрольная работа, Лабораторная работа, Устный опрос у доски, Тестирование. Викторина. Зачет


9


Оценка Необходима для контроля успеваемости учеников и формирования у них адекватной самооценки Требования к оценке Объективность Справедливость Ясность Стимулирование учебы Всесторонность


10


Оценка Влияет на отношения внутри класса. Влияет на взаимоотношения семьи и школы. Под влиянием оценочных суждений у ребенка формируется волевая сфера и уровень притязаний.


11


Оценивая ЗУНы, надо учитывать Оценивая ЗУНы, надо учитывать: Объем знаний; Самостоятельность суждений; Убежденность; Глубину знаний; Умение применить знания на практике.


12


Оценка выражается в формах Оценка выражается в формах: Эмоционального отношения Оценочного суждения Отметки Взгляд, Жест, Улыбка Словесное поощрение или наказание Которая фиксирует качество знаний


13


2-х балльная система 3-х балльная система Отметка — Результат оценочного суждения, выраженный в баллах. 100 баллов 12 баллов 6баллов6баллов 5баллов5баллов ??????


14


Усовершенствование 5-балльной системы учителя ведут свои журналы и в них ставят «+» и «—». к цифровой форме добавляют словесную (но часто не хватает времени). К оценке добавляют записи в дневник (но в основном негативные). Используют групповую оценку (когда оценивает весь класс).


15


Типичные ошибки учителей в выставлении оценок Великодушие, снисходительность. Намеренное занижение. Предвзятость. Процентомания. Центровая тенденция. Близость отметки к той, что была ранее. Перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету. Замена вербальной формы оценки только цифровой формой (отметкой).


16


Творческая работа: Можно ли учить без оценок?


17


Появились вопросы?

Педагогический контроль

в процессе воспитания обучающихся

 Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать.

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В узком педагогическом смысле воспитание — процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач

Любая работа, нацеленная на результат, должна быть контролируемой.

Однако контролировать воспитательный процесс гораздо труднее, чем учебный. Сложность контроля воспитательного процесса заключается в том, что

  • его результаты не так явственно просматриваются и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения;
  • между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности, где личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки;
  • воспитательный процесс очень динамичен, подвижен и изменчив. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и тоже воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других – самое незначительное.

Педагогический контроль – это функция управления воспитательным процессом, осуществляемая с целью получения достоверной информации о ходе и результатах проводимой воспитательной деятельности, проверки соответствия достигнутых параметров запланированным, поддержки положительных и коррекции отрицательных явлений в практике воспитательной работы с учащимися.

Принято выделять 3 типа педагогического контроля: административный, общественно-педагогический и самоконтроль.

Как классный руководитель я буду говорить об одном виде педагогического контроля, а именно о самоконтроле.

В этом случае объектами  педагогического контроля становятся как  процесс воспитания, так  и полученные результаты.

     Осмысление своего труда классным руководителем ведет к его совершенствованию, к более эффективной работе в дальнейшем.

 Поэтому первый раздел плана воспитательной работы классного руководителя традиционно называется «Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год».

Анализ воспитательной работы – это выявление высоких и низких, положительных и отрицательных результатов воспитательной работы, а также причин, приведших к успеху или неудаче – это определение путей развития успеха или путей преодоления недостатков в классе.

Без анализа пережитого опыта совместной деятельности и, определения достижений и выяснения слабых мест воспитательного процесса в классе, без понимания социальных процессов, которые идут в классном сообществе, невозможно правильно наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления воспитательной деятельности на будущий учебный год, выбрать оптимальные формы, методы и приемы построения воспитательной работы.

 К.Д.Ушинский говорил: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях». Поэтому, прежде чем планировать воспитательную работу с классом и отдельно с каждым учеником, важно составить подробную характеристику каждого обучающегося. На это уйдёт много времени, т.к. нужно собрать воедино характеристику родителей, учителя начальных классов, учителей-предметников, работающих с данными учениками, одноклассников, мнение самого ребёнка о себе,  психолога и дополнить собственными наблюдениями. В  своей работе я использую следующую характеристику.

Раздел 1. Общие сведения о ребенке

1.Анкетные данные

2.Сведения о состоянии здоровья

3.Успеваемость

4.Внешкольные занятия (систематические)

Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка

1.Направленность интересов.

2.Отношение к делу:

  • Общественная активность.
  • Трудолюбие.
  • Ответственность.
  • Инициативность.
  • Организованность.
  • Любознательность.
  • Аккуратность.

3.Отношение к людям

  • Коллективизм.
  • Честность, правдивость.
  • Справедливость.
  • Бескорыстие.
  • Общительность.
  • Чувство товарищества.
  • Отзывчивость.
  • Вежливость, тактичность.

4.Отношение к себе

  • Скромность.
  • Уверенность в себе.
  • Самокритичность.
  • Умение рассчитывать свои силы.
  • Стремление к успеху, первенству.
  • Самоконтроль.

5.Волевые качества личности

  • Смелость.
  • Решительность.
  • Настойчивость.
  • Самообладание.

6.   Положение ребенка в школе

  • Авторитет в классе.
  • Симпатия.
  •  Авторитет во внешкольных объединениях.

7.Внимание

8.Память

9.Мышление

10Эмоциональная реактивность

11.Общий эмоциональный тонус

12.Эмоциональная уравновешенность

Каким образом можно отследить результаты воспитания?

Воспитанность это интегрированный показатель сформированного отношения ученика к учебе, природе, обществу, людям, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения.

Оценка  результатов  воспитания  через  качества  личности определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны  без соответствующих личностных качеств, что именно в школьные годы интенсивно идет и практически завершается формирование индивидуальности личности.

Изучение и анализ уровня воспитанности дает возможность:

• определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств;

• дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности для формирования устойчивой гражданской позиции.

Перед любой школой, взявшейся за организацию качественного управления процессом воспитания, встают как минимум два вопроса: первый – это вопрос выбора показателей, контролируя которые можно управлять качеством воспитания; второй – выбор инструментария, позволяющегося многократно измерять эти показатели.

Таким инструментарием является педагогический мониторинг по проблеме

«Определение уровня воспитанности учащихся»

Под педагогическим мониторингом по проблеме воспитания учащихся я понимаю форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности воспитательной системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.

Цель мониторинга выявить уровень воспитанности учащихся школы.

Задачи мониторинга заключаются в том, чтобы:

1.  определить состояние уровня воспитанности учащихся;

2. оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;

3. по результатам мониторинга наметить управленческие решения и составить программу регулирования и коррекции уровня воспитанности учащихся.

4.  отследить траекторию развития учащихся  в процессе воспитательной работы школы.

В качестве объекта мониторинга выступает воспитательный процесс.

Предметом исследования являются условия и факторы, обеспечивающие развитие личности учащихся в системе воспитания.

Разрабатывая систему мониторинга, я исходила из следующей гипотезы: постоянное диагностирование по параметрам развития личности позволяет определить траекторию развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и уровня воспитанности.

Основные методы исследования, используемые в мониторинге: наблюдение, беседа, анкетирование.

Методика проведения мониторинга.

  1.    Воспитанность — это интегративный показатель сформированных отношений ученика к учебе, природе, обществу, людям и к себе.
  2. Измерение уровней воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности.
  3. Критерии оценок и показатели воспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха. Они дифференцируются по возрастным периодам.

5-7 классы

Развитие познавательного интереса

Кругозор

Уважение к людям

Я и школа

Интерес к трудовой деятельности

Прилежание

Бережное отношение к природе

Отношение к природе

Эстетический вкус

Эстетический вкус

Я — личность

Я (отношение к себе и ко мне)

  1. Основные требования к определению критериев воспитанности:
  • Связь критериев с целями воспитания, т.е. цели воспитания переходят в критерии оценки уровня воспитанности (таблица 1). Каждый критерий состоит из показателей, которые дают информацию о связях, отношениях ученика с объектами, отраженными в целях воспитания.
  • Доступность понимания критериев и показателей воспитанности педагогами, учащимися и родителями;
  • Количественная оценка качеств учащихся достаточно условна, так как их проявление возможно не сразу, кроме того, оценка достаточно субъективна (качества оцениваются педагогом).
  • В ней находит отражение качественная сторона воспитания учащихся, под которой понимается частота проявления тех или иных отношений, фиксируемая в пятибалльной системе, привычная и для детей и для родителей.
  • Системность в отслеживание результатов воспитания. Исследование уровня воспитанности проводится один раз в год (в апреле-мае). При таком подходе можно видеть динамику изменений в уровнях воспитанности и своевременно вносить изменения в воспитательный процесс.
  • Фиксирование и хранение информации об уровнях воспитанности учащихся
  • Полученная информация используется в качестве основы анализа результатов воспитательного процесса и планирования воспитательной работы на будущий учебный год.

5. Оценка проводится по четырехбалльной системе: 5 — качество проявляется всегда; 4 — качество проявляется часто; 3 — качество проявляется редко; 2 — качество не проявляется никогда. По каждому критерию (качеству) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет семь оценок.

Закончив анкетирование и подсчитав все что нужно, классный руководитель заносит суммарный рейтинговый балл в карту воспитанности ученика.

Карта воспитанности учащихся 7А         класса, школа №6

Фамилия, имя ученика

Любознательность

Отношение к школе

Прилежание, трудолюбие

Бережное отношение к природе

Красивое в жизни

Отношение

к себе

Рейтинг

(суммарный балл)

Указывается средний балл по каждому показателю

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Уровни воспитанности (в %)

Высокий (от 4 до 5 баллов)

Средний (от 3 до 4 баллов)

Низкий (от 2 до 3 баллов)

Отрицательный (от 1 до 2 баллов)

Я считаю наиболее приемлемыми для практического использования следующие методы диагностики: наблюдение, анкетирование, беседу и тестирование.

 Наблюдение более всего доступно  учителю и дает много сведений об учащихся. В сущности, любые наши контакты с учениками дают возможность наблюдать, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Смысл наблюдения – в сборе и описания фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а также длительности и способов фиксации результатов. Например, свои наблюдения можно записывать на отдельные карточки в ходе уроков, различных внеурочных дел или после них (поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе). Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика выделяется место для записи наблюдений.

Анкетирование и другие опросные методы дают сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты – непростое дело и требует определения перечня качеств или других сведений, которые учитель хочет получить. Вопросы должны быть однозначно понимаемыми, понятными, соответствовать возрастным возможностям детей. Их не должно  быть очень много. Анкета позволяет быстро собрать много легкообрабатываемых сведений, однако ответы на всегда могут быть полные, точные, искренние.

Беседа – более гибкий, чем опрос, метод изучения учащихся, может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности – это упрощает обработку. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, что требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например, «Как обычно проходит твой вечер?» вместо закрытого «Любишь ли ты смотреть телевизор?». Беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения школьника. Учитель должен осознанно определить, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом. Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Вести себя надо непринужденно, внимательно, уважительно относиться к ученику любого возраста. Ученик должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь.

Тест – стандартизированное задание, «прибор», измеряющий или обнаруживающий определенные свойства личности. Одна группа тестов позволяет судить об ученике на основе успешности выполнения деятельности. Это тесты интеллекта, способностей и тесты достижений, проверки знаний. Работая с предложенным материалом, ребёнок, сам того не осознавая, рассказывает о себе.

 В своей работе я также использую следующие диагностические методики исследования воспитанности учащихся

 1.     Методика «Сфера интересов».

Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интересов к активным видам деятельности, общению, развлечению, творчеству.

Методика направлена на выявление следующих ценностных ориентаций:

       активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность);

       наличие хороших и верных друзей;

       познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

       продуктивная жизнь (максимально полное использование своих
возможностей, сил и способностей);

       развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное
совершенствование);

       развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

       творчество (возможность творческой деятельности);

       красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

       любовь (близость с любимым человеком).

2.     Методика «Самоанализ (анализ) личности».

Цель: методика позволяет оценивать уровень проявления социально ценных качеств личности:

       активность нравственной позиции;

       коллективизм;

       гражданственность в труде;

       трудолюбие;

       волевые качества.

Методика «Самоанализ личности» не только позволяет раскрыть сильные и слабые стороны личности учащихся, но и активизировать углубленный самоанализ качеств. Такое самопознание является начальным этапом самовоспитания нравственных и трудовых сторон личности.

Повторное предъявление методики через год выявляет динамику изменений в проявлениях ценных качеств личности.

3.     Методика «Я – лидер».

Цель: изучение операциональных коммуникативных умений (лидерских, организаторских качеств) учащихся.

Методика направлена на определение лидерских качеств и включает оценку таких коммуникативных и организационных умений, как умение повести за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе, умение управлять собой, умение решать проблемы, умение влиять на окружающих, умение работать с группой и т.п.

4.     Методика «Направленность личности».

Цель: определение личностной направленности учащихся. Методика позволяет выявить следующие направленности личности:

1.     Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и окружающих людей, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность.

2.     Направленность на общение (О) — стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность
в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3.     Направленность надело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

6.     Методика «Мишень».

Цель: заключается в возможности узнать, как школьники сами оценивают свою позицию в коллективе и какой они ее предпочитают видеть (это одна из социометрических методик).

Детям предлагается нарисовать две «мишени» в пять кругов. Эти круги условно обозначают активность детей. Первый круг (ближе к центру «мишени») — школьники всегда активны, от них исходит инициатива, предложения; второй — учащиеся активно откликаются на предложения, приходят на помощь, хотя сами инициативы и не проявляют; третий крут — активность и пассивность здесь соседствуют рядом, этих ребят трудно бывает поднять на то или иное дело, но они его выполняют, если этого потребует старший; четвертый — в делах коллектива участвуют редко и то в качестве зрителей, исполнителей; пятый круг — предпочитают избегать общих дел, отказываются участвовать в них.

После того, как учитель объяснит своим воспитанникам назначение этих кругов, необходимо попросить их отметить в первой «мишени» знаком +, как далеко от центра круга находится каждый; во второй — где бы каждому хотелось находиться. Листы должны быть подписаны. Затем необходимо перенести полученные ответы на две итоговые «мишени», разместив номера детей по списку класса. Таким образом, возникает картина самооценки школьниками их реальной позиции в классном коллективе и желаемого положения.

 «Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками, …движение воспитанника вперед, анализировать явления кризиса и перелома…»  А.С.Макаренко

Литература

1. Воспитать человека / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней.-М. «Винтана-Граф».-2009.-381с.

2. Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей/ В.В. Воронов.-М.:Школьная Пресса.-2010.-96с.

3. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова.-М.:Образовательный центр «Педагогический поиск».-2008.-159с.

4. Классному руководителю: учебно — методическое пособие /Под ред. М.И.Рожкова-М.: Владос.-2009.-274с 

5. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе: Часть-2/ Т.Н. Макарова.-М.: «Педагогический поиск».-2010.-160с.

6. Мельникова Р.П. Критерии и показатели оценки деятельности классного руководителя / Р.П. Мельникова // Классный руководитель .-2005.-№5.-С. 64-65

7. Методика воспитательной работы /Под ред. В.А. Сластенина.- Издание-2.-М.:Академа.-2007.-120с.

8. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова.-М.:Творческий центр.-2010.-127с.

9. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я/ В.П. Сергеева.-М.: Педагогическое общество России.-2011.-256с.

10. Сергеева В.П. Рабочая тетрадь классного руководителя/В.П. Сергеева.-М.: Педагогическое общество России.-2011.-96с.

11. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология/ Н.Е. Щуркова.-М.: Педагогическое общество России.-2000.-256с.

Контроль — необходимое условие для успешного осуществления любой деятельности. Он призван выявлять нарушения и недостатки, которые способны отрицательно повлиять на ожидаемый результат работы. Именно контроль обеспечивает обратную связь между руководством школы и учителями, педагогом и детьми. Благодаря ему можно вовремя внести необходимые корректировки в учебно-воспитательный процесс. Рассмотрим, что такое педагогический контроль в школе и как он организуется.

Педагогический контроль это

Выполняемые функции

Педагогический контроль — это деятельность, в процессе которой исследуется состояние учебно-воспитательной работы в учреждении, ее соответствие государственным стандартам, а также уровень знаний, воспитанности и развития школьников. Работа, осуществляемая в этом направлении, выполняет следующие функции:

  1. Педагогическую. Зная о проверках, дети ответственнее относятся к учебе.
  2. Диагностическую. Учитель видит слабые и сильные стороны учеников, их характерные ошибки.
  3. Ориентирующую. Педагог выявляет недочеты своей работы, видит индивидуальные особенности школьников и вносит соответствующие коррективы.
  4. Профилактическую. Предстоящий контроль побуждает ребенка повторять пройденный материал, предотвращая его забывание.
  5. Проверочно-оценочную. Контроль за деятельностью каждого педагога позволяет выявить уровень его профессиональной подготовки, недостатки и достоинства. Также оценивается результативность учебных программ.

Требования к контролю

Любая проверка не должна становиться самоцелью. Выявленные недочеты становятся сигналом к внесению изменений в учебно-воспитательный процесс. Существует ряд требований к организации педагогического контроля:

  1. Ориентация на требования утвержденных программ.
  2. Объективность контролирующего лица и достоверность результатов.
  3. Оценка не только уровня теоретических знаний школьников, но и умения применять их на практике, степени самостоятельности.
  4. Систематичность и своевременность контроля, гласность результатов.
  5. Применение как коллективных, так и индивидуальных форм.

Виды педагогического контроля

Виды педагогического контроля

Систематическая проверка результатов обучения включает в себя:

  • Предварительный контроль. Он проводится в начале очередного учебного года и выявляет готовность как педагогов, так и учащихся к предстоящим занятиям. Оценивается уровень развития школьников на данный момент, пробелы в знаниях за прошлый год.
  • Текущий контроль. Предполагает постоянное отслеживание результативности отдельных этапов обучения, выявление недочетов.
  • Тематический контроль. Проводится в целях закрепления и обобщения объемной темы.
  • Итоговый контроль. Представляет собой оценивание результата работы учителя и учеников в течение четверти или всего учебного года.
  • Заключительный контроль. Аттестация ученика, по итогам которой выдается документ об окончании школы.

Формы контроля над деятельностью педагогов

Администрация школы должна получать достоверную и своевременную информацию о том, как обстоят дела в образовательном учреждении. Педагогический контроль — это действенный способ проследить за деятельностью учителей, оценить результативность их воздействия на класс, отдельного школьника или целую параллель.

методы педагогического контроля

Для этого применяются следующие формы контроля:

  • Персональный. Наблюдение за отдельным учителем или учеником.
  • Классно-обобщающий. Контроль за деятельностью всех педагогов, работающих с конкретным классом.
  • Предметно-обобщающий. Подразумевает изучение результатов работы учителей по выбранной дисциплине.
  • Обзорный. Подробное исследование отдельного вопроса (состояние внутришкольной документации, техническая оснащенность кабинетов и т. п.).
  • Комплексно-обобщающий. Контроль за качеством образования и воспитания в параллели классов.

В качестве методов используются наблюдение, подробный разбор занятий, хронометраж, беседы с обменом мнениями, изучение документации, анкетирование, проверка знаний как устная, так и письменная.

Формы контроля за усвоением учебного материала детьми

Чтобы реализовать на практике задачи, поставленные государственными стандартами, необходимо проводить проверку не только организации процесса обучения, но и получаемых результатов. Знания и навыки школьников отслеживаются регулярно. При этом используются следующие формы педагогического контроля:

  • Фронтальный. В письменной или устной форме проверяются знания всего класса.
  • Групповой. Учитель опрашивает или дает коллективное задание определенной части класса.
  • Индивидуальный. Предполагает изучение знаний одного учащегося, часто осуществляется в виде опроса у доски.
  • Комбинированный. Сочетание нескольких видов контроля, когда класс выполняет общее задание, при этом некоторые дети получают индивидуальные карточки. Параллельно учитель вызывает школьников для устного опроса или решения задачи у доски.
  • Взаимоконтроль. Дети проверяют письменные работы своих одноклассников.
  • Самоконтроль. Ребенок учится видеть свои ошибки, сравнивая работу с образцом, анализировать причины их появления, работать над устранением пробелов.

организация педагогического контроля

Методы педагогического контроля

Существуют несколько способов проверить уровень знаний и навыков учащихся. Традиционно в школе применяются следующие методы:

  • Устный опрос, предполагающий ответы учащихся на вопросы учителя и их комментирование.
  • Письменная проверка, которая осуществляется в форме контрольных работ, сочинений, рефератов, диктантов, чертежей, письменных зачетов, изложений и т. д.
  • Лабораторный контроль, во время которого дети демонстрируют умение пользоваться измерительными приборами, ставят опыты.
  • Практический контроль. Он предполагает проверку сформированности учебных навыков. Включает в себя исследовательские проекты, составление карт местности, демонстрирование двигательных умений на уроках физической культуры, труда, рисования.
  • Тестирование, когда детям предлагаются короткие стандартизированные задания по изученному материалу.
  • Машинный контроль, предполагающий использование компьютерных программ и обладающий высокой степенью объективности.

Контроль и физическое воспитание

Целью школы является не только интеллектуальное развитие детей, но и совершенствование их физических качеств, укрепление здоровья. Необходимо, чтобы используемые методы, нагрузка на уроках и соревнованиях соответствовали функциональному состоянию детского организма.

физические качества

С этой целью применяются следующие виды педагогического контроля:

  • Предварительный, в ходе которого делаются выводы о физической подготовленности школьников, состоянии их здоровья.
  • Оперативный, предполагающий отслеживание самочувствия, дыхания, пульса и других показателей на протяжении занятия.
  • Текущий, определяющий реакцию организма на полученную нагрузку после окончания урока.
  • Этапный, замеряющий развитие физических качеств у школьников в течение одной четверти. Оценивается суммарный эффект от тренировок.
  • Итоговый, определяющий выполнение или невыполнение годового плана. Служит основанием для составления программы на следующий учебный год.

Из методов широко используются наблюдение за учащимися, опрос о самочувствии, контрольные соревнования и выполнение нормативов, хронометраж занятий с целью чередования нагрузок и отдыха, отслеживание физических показаний (емкость легких, пульс, вес).

Контроль за воспитательным процессом

Школа, согласно образовательным стандартам, отвечает за всестороннее развитие детей. Педагогический контроль — это возможность отслеживать эффективность не только учебного, но и воспитательного процесса.

педагогический контроль в воспитании

При этом оцениваются:

  • воспитанность школьников;
  • работа классных руководителей;
  • привлечение родителей к процессу воспитания;
  • качество организации общешкольных праздников, мероприятий;
  • проведение спортивных соревнований и конкурсов;
  • кружковая работа в целях дополнительного образования;
  • профилактическая работа со «сложными», педагогически запущенными учениками.

Руководство школы регулярно посещает классные часы, праздничные мероприятия с целью наблюдения за процессом воспитания. Проводятся беседы с учащимися, родителями. На педагогических советах классные руководители представляют отчеты о проделанной работе. Все это позволяет вовремя сменить способы воздействия на школьников, обучить учителей необходимым приемам, методам воспитания, в некоторых случаях — привлечь специалистов со стороны.

Контроль за уровнем воспитанности учащихся

Основная работа по воспитанию школьников ложится на плечи классного руководителя. Оценить ее эффективность невозможно без получения обратной связи.

Педагогический контроль в школе

Педагогический контроль в воспитании подразумевает использование следующих методов:

  • Наблюдение за детьми во время различных видов деятельности.
  • Беседа, во время которой педагог выявляет степень нравственной информированности воспитанников, их отношение к различным нормам и правилам.
  • Психологическое анкетирование.
  • Анализ работы актива класса и степени участия школьников в общественно полезных мероприятиях.
  • Включение учеников в специально созданные ситуации, позволяющие выявить уровень развития нравственных качеств.

Педагогический контроль — это мера, позволяющая оценить ход учебно-воспитательного процесса и его эффективность. Без него невозможно реализовать поставленные государством цели по воспитанию гармоничной личности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аминовитал вет инструкция по применению для кроликов
  • Руководство для планшета huawei
  • Leader 150 start инструкция по эксплуатации
  • Аквадетрим инструкция по применению при беременности
  • Практическое руководство декорирование керамики