Педагогическое руководство двигательной деятельностью

Филиал №1

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад».

Верхнекетского района Томской области          

Доклад на тему.

                                                                                                    Подготовил   воспитатель:

1 квалификационной категории

                    Колчанова Елена Викторовна.

                                         Доклад на тему.

        «Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке»

В детском саду используются разные формы работы по физическому воспитанию (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения, физкультурные праздники и т.д.) направленные на повышение двигательной активности детей. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребёнок находился в поле его зрения.

             Методика проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке.  

     Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.

В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.)

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются  поточный и индивидуальные способы.

Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами — фронтально, т. е. всеми детьми одновременно.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети первой и второй подгруппы (с высоким и средним уровнем подвижности) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости, при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети третьей подгруппы (с низким уровнем подвижности) упражняются в разных видов прыжков через скакалку.

Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут .

Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила.

При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей).

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.

К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.

На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры.

Общая длительность игры составляет 10-12 минут.

В плане воспитательно-образовательной работы записывается:

Название П/и, цель.

Основное движение, способы организации с учётом уровней подвижности.

   В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками.

 Утренняя прогулка — наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и время различны в течение недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале на прогулке организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. Их продолжительность в средней группе составляет 15-20 минут. В те дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движений. Их продолжительность в средней группе составляет 20-25 минут.

 Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей должно предусматривать:

 1.   использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;

2.   соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;

 3.  применение разных способов организации дошкольников;

 4.  рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

5.   создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;

6.  активизацию детской самостоятельности;

 7.  стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Подвижные игры с разными видами движений (бегом, прыжками, метанием, лазанием) планируются на прогулке ежедневно. Каждую неделю детям предлагается для разучивания новая подвижная игра, которая повторяется в течение месяца 2-3 раза в зависимости от сложности содержания. Кроме того, каждый месяц проводится по 6-8 подвижных игр освоенных ранее.

 Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо использовать разнообразные упражнения в основных видах движения. Перечень упражнений в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазании, равновесии дан в типовой программе «Физическая культура в детском саду» (1994 г.).

 При распределении упражнений в основных видах движений значительное место отводится прыжкам и подскокам. Это действенное средство для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств, выносливости. На прогулке имеются все необходимые условия для использования разных видов упражнений. Средним  дошкольникам можно предлагать прыжки на двух ногах на месте,  и с изменением положения ног (ноги врозь, одна нога вперёд — другая назад: попеременно на правой и левой ноге; с поворотом и т.д.); многообразные прыжковые упражнения: спрыгивание с высоты в обруч, впрыгивание на высокие препятствия перепрыгивание через предметы; прыжки в длину с места и с разбега, в высоту с разбега; прыжки с короткой скакалкой с разными способами.

 Наряду с бегом и прыжками используются упражнения в метании, бросании и ловле мяча с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол, теннис и т.д.).

 В прогулку могут быть включены различные упражнения с мячом: прокатывание по земле, узкой дорожке; подбрасывание и ловля; удары о стену; метание в цель и на дальность.

 На прогулке значительное место следует отводить спортивным упражнениям, способствующих формированию разнообразных двигательных навыков и качеств. Спортивные упражнения планируются в зависимости от времени года (зимой — катание на санках, ходьба на лыжах; весной и летом — катание на самокате). В средней  группе в зимний период  дети в основном катаются на санках;  на горках;  ходьба по ограниченной поверхности;  прыжки с места в длину;  прыжки на одной ноге с чередованием;  перепрыгивание через очищенную дорожку; метание снежков  в снежную корзину;  пройти точно по следам; прогнуться  пролезть в конуру (высокие, низкие воротики ); перелезть через сугроб; спрыгивание с крыльца, приземляясь на две ноги.

Спускаясь на санках с горки, дети могут выполнять разные задания; лечь на живот, спину, встать на колени и т.д. задание можно усложнить — построить воротца из прутьев. Проезжая через них, дети учатся управлять санками на ходу: опускать на снег ногу с той стороны, в которую надо повернуть; крепко сжав санки коленями, слегка наклонив туловище назад — в сторону поворота. Вызывают у детей интерес игровые упражнения «Гонки санок», «Успей первым», «Быстрые упряжки» и др.

 Обучение спортивным упражнениям и играм с элементами спорта проводится на физкультурных занятиях и закрепляется на прогулке.

 При подборе игр и упражнений для прогулки необходимо так сочетать основные движения, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое новое, требующее большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения.

 Важным моментом является распределение игр и упражнений с учётом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными. Поскольку некоторые упражнения в метании по степени интенсивности относятся к  малоэффективным,  для получения соответственной физической нагрузки целесообразно следующее сочетание: бег-метание (бросание и ловля)- прыжки. Например:

 1.  Подвижная игра с бегом «Мы весёлые ребята»;

2.  Упражнение с мячом; подбросить вверх и поймать двумя руками;

3. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд (дистанция 5-6 м), прыжки поочерёдно на правой и левой ноге.

  При подборе игр и упражнений важно учитывать время года и место их проведения.

В сентябре, мае, июне обязательны игры с более длительным бегом, с элементами соревнований, игры, эстафеты.

Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке летом.

1.   Подвижная игра  с бегом «Весёлые соревнования».

2.   Подвижная игра «попади в круг».

 3.   Метание мешочков с песком вдаль (рас. 1.5 – 2м).

4. Подвижная игра «палочка – выручалочка».

Поздней осенью и ранней весной на прогулке необходимо вводить разнообразные физические упражнения с обручем, скакалкой, кольцом и др. Их можно организовать под навесом на веранде.

Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке в весеннее — осенний период.

1.  Подвижная игра с бегом «Догони свою пару».

2. Прокатывание обруча по ровной дорожке («Кто дальше  всех проктит обруч?»).

3.   Прыжки через скалку разными способами.

Зимой планируется, скольжение по ледяным дорожкам с использованием разнообразных заданий (присесть, повернуться и т.д.). В программное содержание зимней прогулки могут быть включены игры-эстафеты на санках, игры кто быстрее, кто выше бросит снежок. Наличие разнообразных построек способствует развитию основных движений (ходьба и бег, метание снежков и т.п.).

Примерный подбор игр и упражнений для проведения на прогулке зимой.

1.  Подвижная игра с бегом «Быстро возьми, быстро положи».

 2.  Катание на санках. Игра-эстафета «Гонки санок».

3.  Прыжки со снежных валов.

4. Подвижная  игра «кто быстрее слепит десять снежков».

5.Подвижная игра «кто наберет больше снежков».

6.Катание на горках  на санках ледянках.

Планирование работы по развитию движений на прогулке в  средней группе должно обеспечить системность, последовательность подачи программного материала, повышать двигательную активность детей.

 Значительное внимание следует уделять вопросам организации игр и физических упражнений. Как мы уже говорили, выбор их проведения зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие состоялось в перовой половине дня, тот игры и упражнения желательно организовывать в середине или в конце прогулки, а в начале предоставить возможность самостоятельно поиграть. В остальные дни организовать двигательную активность детей в начале прогулке, что позволит обогатить содержание их самостоятельных игр. При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации детей.

При организации знакомых игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание правил. Педагог обращает внимание лишь на важные моменты в игре, от которых зависит её ход и выполнение правил.

 При разучивании новой подвижной игры необходимо дать чёткое, лаконичное объяснение её содержания. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и в ходе её уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

 При организации игр соревновательного характера важная роль принадлежит воспитателю, он должен помочь детям разделиться на команды. Большое значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведения в игре. К обсуждению результатов игры привлекают дошкольников, приучают их оценивать своё поведение и поведение товарищей. Это способствует формированию положительных взаимоотношений в процессе двигательной деятельности детей.

Педагогическое руководство двигательной активностью детей в самостоятельной деятельности на прогулке.

Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей 4- 5 лет большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребёнка появляется возможность играть, двигаться по собственному желанию. Однако и здесь его действия зависят во многом от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно повлиять на разнообразие их игр, движений не подавляя инициативы.

 Таким образом, в руководстве двигательной активностью детей на прогулке могут быть выделены 2 основных этапа.

 Вначале устанавливаются контакты воспитателя с каждым ребёнком, выясняется его интерес к играм и физкультурным пособиям, выявляется наличие у него двигательного опыта. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приёмы: совместное выполнение упражнений ребёнка с воспитателем или другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движения; поощрения. Основным направлением руководства двигательной активности детей является обогащение её разнообразными движениями.

 На втором этапе осуществляется более интенсивное воздействие воспитателя на двигательную активность дошкольника. Мало подвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая способствует снижению двигательной активности.

В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребёнка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения при пользовании пособием. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т.д.

 Необходимым приёмом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (дидактические игры, игры с песком и т.д.), а мало подвижных — на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазание по гимнастической стенке, бег со скакалкой и т.д.).

 Все предложенные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строится с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности.

 «Педагогическое руководство
двигательной активностью детей на прогулке»

Здоровый
ребенок – это счастье родителей! К сожалению, таким он не может стать сам. С
ребенком необходимо заниматься! Это обязывает воспитателей детского сада
неустанно работать над задачами физического воспитания. Одной из основных задач
в работе с детьми младшего возраста является развитие двигательной активности
детей. Движение – залог умственного и физического развития.

 Младший
возраст – важный период в формировании человеческой личности, период, когда
закладываются основы физического здоровья, особый период становления организма,
в особенности становления функций коры головного мозга. Именно в младшем
возрасте у ребенка формируются нервная система и костно-мышечная система,
дыхательный аппарат, закладываются основы физического здоровья.

О значении
двигательной активности ребенка говорится в трудах выдающихся педагогов:
Коменского, Покровского, Ушинского, Макаренко.

Чтобы
создать условия для бодрого настроения, уравновешенного поведения детей,
воспитатель должен грамотно организовать двигательную деятельность на прогулке.
Именно на прогулке дети могут более интенсивно развивать двигательную
активность.

Ежедневная
продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часов. Прогулку
организуют 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину
дня – после дневного сна (перед уходом детей домой).

Прогулки 
при температуре воздуха ниже минус 150С и скорости ветра более 7 м/с
продолжительность прогулки сокращается.

Прогулка
не проводится при температуре воздуха ниже минус 150С и скорости
ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 – 7 лет при температуре
воздуха ниже минус 200С и скорости ветра более 15 м/с.

Во время
прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения.
В процессе
ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке
расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в
основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется
самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками.

Утренняя
прогулка — наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и
физических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в
группе, их количество и время различны в течение недели. Так, в дни проведения
физкультурных занятий в зале на прогулке организуется одна подвижная игра и
какое-либо физическое упражнение. В те дни, когда физкультурные занятия не проводятся,
планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде
движений. Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей должно
предусматривать:
1.   использование упражнений преимущественно динамического
характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих
высокой координации движений;
2.   соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;
3.  применение разных способов организации дошкольников;
4.  рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов
окружающей среды;
5.   создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и
морально-волевых проявлений детей;
6.  активизацию детской самостоятельности;
7.  стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Подвижные
игры с разными видами движений (бегом, прыжками, метанием, лазанием)
планируются на прогулке ежедневно. Каждую неделю детям предлагается для
разучивания новая подвижная игра, которая повторяется в течение месяца 2-3 раза
в зависимости от сложности содержания. Кроме того, каждый месяц проводится по
6-8 подвижных игр освоенных ранее.

Значительное
место отводится играм спортивного и соревновательного характера. В них
рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения, а для интереса усложнять
содержание (перелезание через козла, подлезание  под дубы, прыжки с
разбега, ходьба по буму и т.д.).

Кроме
подвижных игр, на прогулке необходимо использовать разнообразные упражнения в
основных видах движения.

При
распределении упражнений в основных видах движений значительное место отводится
прыжкам и подскокам. Это действенное средство для повышения двигательной
активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств, выносливости. На
прогулке имеются все необходимые условия для использования разных видов
кружков. Младшим дошкольникам можно предлагать прыжки на двух ногах на месте (с
постепенным увеличением их количества) и с продвижением вперед; многообразные
прыжковые упражнения: спрыгивание с высоты в обруч,  перепрыгивание через предметы;
прыжки в длину с места, в высоту.

Наряду с
бегом и прыжками используются упражнения в метании, бросании и ловле мяча с
целью подготовки детей к спортивным играм. В прогулку могут быть включены
различные упражнения с мячом: прокатывание по земле, узкой дорожке;
подбрасывание и ловля; удары о стену; метание в цель и на дальность.

На
прогулке значительное место следует отводить спортивным упражнениям,
способствующих формированию разнообразных двигательных навыков и качеств.
Спортивные упражнения планируются в зависимости от времени года.

Обучение
спортивным упражнениям и играм с элементами спорта проводится на физкультурных
занятиях и закрепляется на прогулке.
При подборе игр и упражнений для прогулки необходимо так сочетать основные
движения, чтобы одно было хорошо знакомо детям, а другое новое, требующее
большого внимания и контроля воспитателя во время его выполнения.

Важным
моментом является распределение игр и упражнений с учётом их интенсивности и
сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более
подвижные физические упражнения с менее подвижными. Поскольку некоторые
упражнения в метании по степени интенсивности относятся к малоэффективным, то
для получения соответственной физической нагрузки целесообразно следующее
сочетание: бег-метание (бросание и ловля)- прыжки. Например:
1.  подвижная игра с бегом;
2.  упражнение с мячом; подбросить вверх и поймать двумя руками;
3. прыжки на двух ногах с продвижением вперёд (дистанция 5-6 м), прыжки поочерёдно
на правой и левой ноге.

При подборе
игр и физических упражнений должно предусматриваться чередование таких видов
основных движений, которые дети могли бы с интересом повторять несколько раз.
Иногда допускается использование одного и того же движения в подвижной игре и
физическом упражнении. При подборе игр и упражнений важно учитывать время года
и место их проведения.

В
сентябре, мае, июне обязательны игры с более длительным бегом, с элементами
соревнований, игры, эстафеты.

Помимо
организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей
большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребёнка появляется
возможность играть, двигаться по собственному желанию. Однако и здесь его
действия зависят во многом от условий, создаваемых взрослыми. При правильном
руководстве двигательной активностью детей можно повлиять на разнообразие их
игр, движений, не подавляя инициативы.
Таким образом, в руководстве двигательной активностью детей на прогулке могут
быть выделены 2 основных этапа. Вначале устанавливаются контакты воспитателя с
каждым ребёнком, выясняется его интерес к играм и физкультурным пособиям,
выявляется наличие у него двигательного опыта. На этом этапе могут быть
применены следующие методы и приёмы: совместное выполнение упражнений ребёнка с
воспитателем или другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов
движения; поощрения. Основным направлением руководства двигательной активности
детей является обогащение её разнообразными движениями.
На втором этапе осуществляется более интенсивное воздействие воспитателя на
двигательную активность дошкольника. Малоподвижные дети вовлекаются в
деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим
упражнениям. Подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая
способствует снижению двигательной активности.

В процессе
руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться
показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно
учитывать индивидуальные проявления каждого ребёнка. Так, чрезмерно подвижным
детям следует показать действия, требующие точности выполнения при пользовании
пособием. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не
требующие точности выполнения: прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и
т.д.
Необходимым приёмом в руководстве двигательной активностью является
сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой
интенсивности (дидактические игры, игры с песком и т.д.), а мало подвижных — на
выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазание по гимн,
стенке, бег, прыжки и т.д.).

Все
предложенные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного
подхода к детям должны строится с учётом интереса ребёнка к играм и разным
видам деятельности.

Двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше, играют в
подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм.
Чтобы поддержать интерес детей к подвижным играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом. Игры сближают воспитателя с детьми,
помогают установить с ним более тесный контакт – один из важных этапов всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.

Во время проведения прогулки в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром; свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Прогулка в детском саду проводится ежедневно два раза в день. Общая продолжительность прогулки – до 4 часов. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма.

Организацию двигательной активности продумываю перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия. Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние детей, укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность. Каждый месяц разучиваем 3-4 подвижные игры (повторяем в течение месяца и закрепляем 3-4 раза в год).                 

В подвижных играх развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Перед прогулкой важно
поинтересоваться у детей, в какие игры они хотят поиграть, и создать
необходимые условия для игр детей по желанию поддержать инициативу,
творчество в любом виде игр; вынести на улицу необходимое для двигательной активности детей оборудование. Необходимо учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер
(физкультурное занятие, музыкальное), то прогулку лучше начать с
наблюдения, но если на занятиях дети были ограничены в движениях, то
прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр
.

На прогулке следует одну подвижную игру, общую для всех детей,
и 2-3 игры с подгруппами детей. Нужно наметить также игровые упражнения
для индивидуальной работы. Выбор игры зависит от времени года, погоды,
температуры воздуха. Возможно, для прогулки планировать не только
различные подвижные игры, но и спортивные развлечения (зимой).

Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут .

  Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила. При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей). К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.

  Необходимым приёмом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (дидактические игры, игры с песком и т.д.), а мало подвижных — на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий.

   Помним о том, что игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита

  В каждом детском саду должны соблюдаться инструкции по технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время труда в цветнике, на участке, по правилам безопасности для воспитанников на спортивной площадке, стадионе, а также инструкция по предупреждению детского дорожного травматизма.

При подборе п/игр и развлечений важно учитывать индивидуальные возможности и способности.                                                                                                                                            Младшие дошкольники.

Дети младшего д/в активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, выполняя некоторые другие движения, но их опыт двигательной активности ещё невелик, движения недостаточно координированы. Совместные действия в коллективе сверстников, ориентировка в пространстве затруднительны. Малыши еще не владеют целым рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно.

Для повышения активности и обогащения движений младших дошкольников большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек (мячей, шариков, обручей, совко и т.д.), побуждающих их к различным двигательным действиям.

Старшие дошкольники.

Дети 5-6 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, ловкими, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе. Несмотря на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети д/в нуждаются в помощи и руководстве взрослого

при организации подвижных игр и развлечений. Во время их проведения надо приучать воспитанников выполнять определенные правила.

Автор: 
Родионова Н.Е.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида № 19 «Шустрик»

633010, Россия, Новосибирская обл.,

г.Бердск, ул. К.Маркса, 54

Тел./ф.: (383-41) 2-26-83

E-mail: [email protected]

Семинар-практикум для педагогов.

Двигательная активность детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности. Педагогическое руководство ею.

Инструктор по физкультуре

Дёмочкина Н.А.

Бердск 2016

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он работает, действует, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо

В детском саду мы часто говорим об укреплении здоровья дошкольников. Говоря о здоровье, можно оценивать его, используя множество критериев. Это и рациональное питание, и закаливание, и личная гигиена, и наличие положительных эмоций, и др. Одним из критериев оценки здоровья является оптимальный двигательный режим.

Что же такое двигательная активность? Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка, основное средство предупреждения развития нервно-психического переутомления детей. Известно, что недостаток двигательной активности – это удар по мышечной системе, нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и дыхательной системах. Также при гипокинезии происходит искривление осанки дошкольника.

Самостоятельная двигательная активность детей является прекрасным средством не только физического, но и общего развития ребенка. Согласно словарю по возрастной и педагогической психологии, самостоятельность – волевое свойство личности, способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне (М.В.Гамезо, 2001).

Самостоятельная двигательная активность детей –это критерий степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованной деятельности, в своей самостоятельной деятельности.

Самостоятельная деятельность детей в детском саду составляет большую часть времени. По мнению В.А.Шишкиной и М.В.Мащенко, не менее 2/3 объема общей двигательной активности детей всех возрастов, поскольку она является наименее утомительной из всех форм двигательной деятельности.

Двигательная активность детей во время самостоятельной деятельности будет проявляться в полном объеме при наличии следующих условий: если обогатить физкультурно-игровую среду в группе, научить детей самостоятельно действовать с физкультурно-игровым оборудованием, сформировать интерес к самостоятельной двигательной активности в свободное время.

Учитывая вышесказанное, можно выделить следующие задачи:

1. Создать в группе разнообразную физкультурно-игровую среду, направленную на оптимизацию самостоятельной двигательной активности, а также всестороннее развитие детей.

2. Обогатить знания детей о подвижных играх и физических упражнениях.

3. Развивать умение самостоятельно действовать с различными предметами и пособиями (обручи, мячи, дуги и т. д.) .

4. Развивать выразительность движений. Поощрять двигательное творчество детей.

5. Формировать интерес к подвижным играм и двигательной активности в целом.

Задачи дифференцированного руководства самостоятельной деятельностью заключаются в повышении двигательной активности у детей с низкой подвижностью до среднего уровня; в воспитании у них интереса к подвижным играм, в развитии физических качеств.

Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.

Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, мы говорим не столько о самостоятельной деятельности, сколько о создании условий для ее развития. Что же это за условия? А.В.Кенеман и Д.В.Хухлаева считают, что условием развития самостоятельной деятельности детей всех возрастных групп служит, прежде всего, наличие в группе и на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий. То есть организация предметной среды. Но одно наличие физкультурных игрушек не может обеспечить развитие самостоятельности и обогащение двигательного опыта детей. М.Н.Попова утверждает, что, несмотря на активность и кажущуюся самодостаточность, которую проявляют дети в процессе освоения двигательно-игрового пространства в группе, нельзя сказать, что они вполне могут обойтись без взрослых. Помощь педагога может быть чрезвычайно значима, поскольку некоторые шаги дети не способны совершить сами. Однако необходимо, чтобы воспитатель умел отличать ситуации, не требующие вмешательства, от тех, где его вклад нужен и важен.

С целью оптимизации двигательной активности детей в их самостоятельных играх особое внимание нужно обратить на количество и разнообразие движений с широким использованием физкультурных пособий.

При размещении данных пособий должны учитываться следующие требования:

— инвентарь должен быть ярким и привлекательным (обусловлено возрастными особенностями) ;

— должен соответствовать гигиеническим требованиям и правилам безопасности;

— оборудование и мелкий инвентарь для развития движений целесообразно располагать по всему периметру групповой комнаты в наиболее безопасных местах;

— весь размещенный инвентарь должен логически вписываться в интерьер групповой комнаты. 1-2 раза в неделю нужно менять его местами.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает обязательные моменты, которые описаны В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак и В.А.Шишкиной:

— организацию физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;

— закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, на прогулке, после сна, в вечернее время;

— владение педагогом опосредованными методами активизации движений детей.

В качестве эффективных приемов эти же авторы выделяют следующие: предусматривать каждому ребенку место для движений, чтобы никто не мешал; привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе; помочь поощрением, загадкой, вопросом, советом; объединять в совместной парной игре  детей с разной степенью подвижности, предоставив им один предмет; чаще менять расположение пособий и игрушек; включаться в совместную деятельность с детьми; обыгрывать новые игрушки и пособия, показывая, как по-разному можно сними действовать и др.

Все руководство самостоятельной двигательной деятельностью строится только на основе индивидуализации. Необходимо наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь; предусматривать каждому ребенку место для движений, оберегать это пространство; привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения; снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, выбрать пособие для движений, помочь вопросом, советом; пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч и т. д.) и показав варианты действий, если это необходимо; отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий; чаще менять их расположение, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня; иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним; периодически вместе с детьми строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учить преодолевать их «по-разному».

В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений и игр с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребенка. Так, чрезмерно подвижным детям рекомендованы игры, требующие точности выполнения или особой осторожности при пользовании пособием, например, прокатить мяч по узкой доске в воротики; попасть мешочком с песком в цель и т. д.

Малоподвижным детям можно предложить игры с активными действиями и движениями, не требующие точности выполнения: бросить мяч вдаль и побежать за ним; прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т. д.

Таким образом, тщательное планирование и использование подвижных игр и игровых упражнений, направленных на повышение самостоятельной двигательной активности детей, в дальнейшем позволит:

1. Избежать гиподинамии.

2. Обогатить детей знаниями о многообразии физических упражнений и подвижных игр.

3. Сформировать привычку к здоровому образу жизни.

4. Создать оптимальные условия для обеспечения самостоятельной двигательной активности детей.

В современной литературе для развития детей предлагается использовать образовательные ситуации, которые, наряду с организацией предметной среды,  являются важным условием развития самостоятельной двигательной деятельности детей. Нашего внимания заслуживает мнение американского исследователя К. Беннета. Он выделяет четыре основные ситуации, которые должен моделировать воспитатель: ситуации свободного выбора, проблемно-контролируемые ситуации, имитации, творческие ситуации. Каждая ситуация лучше всего может быть смоделирована в определенных условиях — на игровой площадке, в спортивном зале. В каждой ситуации от воспитателя требуется различная степень активности.

Ситуация свободного выбора лучше всего моделируется на открытых спортивных площадках, оснащенных безопасным инвентарем. В этой ситуации воспитатель предоставляет детям возможность самим исследовать и повторять произвольно выполняемые двигательные действия. Детям при этом предоставлена свобода выбора: они по желанию могут играть одни, в сотрудничестве с остальными или в компании своих друзей, но самостоятельно.

Посредством создания проблемно-контролируемых ситуаций ребенок познает движение в пространстве. Задача воспитателя — смоделировать проблему и всячески поощрять в каждом ребенке желание найти решение. Например, «Зайка замерз, давайте поможем ему согреться», «Мишка не может перейти ручей».

Имитации. Эта ситуация заключается в том, что воспитатель выполняет те или иные двигательные действия, а затем дети имитируют их как можно точнее. Воспитатель при этом должен соблюдать принципы индивидуального подхода, разделив всех детей в соответствии с их возможностями на небольшие группы и задавая в каждой из них адекватные задачи.

Последняя ситуация, используемая воспитателями для обучения дошкольников двигательным действиям, — это творческая ситуация. Здесь воспитатель задает детям сложную задачу — выразить посредством движения то или иное понятие. Например, изобразить чувство гнева, радости, веселья и т.д.

Следует также отметить, что наряду со значительным ростом интенсивности самостоятельной двигательной активности существен­но снижается количество нарушений поведения у детей и число травмоопасных ситуаций, возникающих во время самостоятельной дея­тельности.

Модель двигательной активности

в самостоятельной деятельности детей.

Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при ее организации уделять большое внимание планированию. Наиболее рационально планировать двигательную активность по этапам.

       I этап педагогического процесса – «Утро». «Утро» — самый короткий по времени этап педагогического процесса, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. Задача воспитателя – уделить внимание каждому пришедшему ребенку, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью. Малыши охотнее идут в группу перестают плакать, если переключить их внимание на активную двигательную деятельность. Вот утром мамы и папы привели своих малышей в детский сад. Ребятишки еще малоподвижны, предпочитают играть в одиночестве или рядом с воспитателем. Как их расшевелить? А пусть те, кто пришел раньше других, построят из кирпичиков, брусков дорожку. По ней будут ходить дети. Общение в процессе выполнения различных движений складывается значительно быстрее, бывает более продолжительным, приобщает малыша к коллективу, к деятельности вместе. Действия сообща богаче по содержанию, в них всегда есть новизна. Утром целесообразно планировать деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Необходимо заранее создать условия для самостоятельной двигательной активности, продумать размещение инвентаря, дидактических пособий. Можно предложить детям дидактические игры «Одень спортсмена», «Угадай вид спорта», рассматривание иллюстраций о видах спорта, спортсменах, альбома «Забочусь о своем здоровье». Малышам можно предложить поупражняться в отдельных упражнениях (перешагивание через пенечки, подлезание под дугу, прокатывание мяча друг другу и т.п.) Желательно планировать игры, знакомы детям, лучше малой ли средней подвижности («Найди, что спрятано», «Пронеси мяч, на задев кеглю» и др.). При планировании подвижных игр необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, изодеятельность), то лучше утром запланировать игры средней и даже большой подвижности; если предстоит физкультурное занятия, то утром планируем более спокойную двигательную деятельность или организовать подготовительные упражнения для разогрева определенных групп мышц. Утром обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития, а также индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушении слуха, нервной системы, ожирении.

       II этап педагогического процесса – «Прогулка».
В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка — благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.
Важно создать необходимые условия: поддерживать инициативу, творчество в любом виде игр; вынести на улицу необходимое для двигательной активности детей оборудование. Необходимо учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер (физкультурное, музыкальное), то прогулку лучше начать с наблюдения, но если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр.
На прогулке предлагается планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и 2-3 игры с подгруппами детей. Кроме того, необходимо наметить игровые упражнения для индивидуальной работы.
Важно для прогулки планировать не только различные подвижные, но и спортивные игры (футбол, баскетбол, бадминтон, городки) и спортивные упражнения.

      III  этап педагогического процесса – «Вторая половина дня»
Основная педагогическая задача этого периода – вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Для ее реализации необходимо в группе создать положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребенку было комфортно.
Во II половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающим мероприятий предлагается планировать активный отдых детей. Физкультурные праздники, физкультурный досуг, дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей.
Во II половину дня также необходимо запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование, тренажеры, дидактический материал. Вечером, перед уходом детей, лучше планировать спокойную двигательную деятельность – малоподвижные игры, дыхательные упражнения и т.д.
Практическая работа
Разбейтесь по возрастным группам. Составьте план двигательного режима детей на один день. Используйте те игры с нестандартным оборудованием, которые вы приготовили в домашнем задании.

Словесная игра:

Передавая мячик, досказать предложение «Дети в моей группе будут здоровы, если я…» (это не значит, что вы это не делаете, просто подведем итоги)

Итак, подведем итог всему сказанному:
 Двигательная активность – это естественная потребность в движении.
Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Ничто так не истощает и не разрушает человека,

как продолжительное физическое бездействие. (Аристотель)

Список литературы

Антонов Ю. Е., Иванова Е. Ю. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» // Обруч. – 1996. — №1. — С.5-6.

Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М.: Просвещение, 1981.

Глазырина Л. Д. Физическая культура — дошкольникам. — М.: Владос, 1999.

Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики // Дошкольное воспитание. — 1996.- №№6, 8, 10.

Доронова Т. Право на охрану здоровья // Дошкольное воспитание. – 2001. — №9. — С.5-8.

«Игры для самостоятельной двигательной деятельности детей»

Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства родителей. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность.

Уважаемые родители, предлагаю вам игры для активной двигательной деятельности детей в домашних условиях.

Игры с ковриками.

Задачи: развивать у детей пространственное воображение и восприятие, крупную моторику, координацию, внимание, формировать перекрестные движения ног, упражнять в прыжках, беге, закреплять знания цвета, формы.

Оборудование: текстильные коврики разных цветов 25х25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (варианты оформления лицевой стороны ковриков могут быть различными). Нижняя сторона ковриков должна быть сделана из нескользящего материала.

Игра «Классики»

Организация: коврики раскладываются на полу с чередованием: 1-й ряд — два коврика рядом, 2-й — один коврик, 3-й — два коврика рядом и т. д.

Ход игры: Дети по очереди прыгают по коврикам как по классикам.

1-й вариант: две ноги врозь, две ноги вместе, две ноги врозь;

2-й вариант; две ноги врозь, на одной ноге, две ноги врозь.

Игра «Гигантские шаги»

Организация: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка.

Ход игры: Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед) .

Игра «Весёлая дорожка»

Организация: коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.

Ход игры: Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

Игра «Займи свое место»

Организация: коврики располагаются по большому кругу.

Ход игры: Взрослый дает словесное указание любому играющему ребенку, какой коврик он должен занять. Например: «Ваня, встань на красный коврик с зеленым овалом в середине». После того как Ваня займет свое место, он сам дает указание следующему игроку, тот, в свою очередь, продолжает игру, и

так до тех пор, пока все играющие не займут свои места. По сигналу взрослого дети разбегаются или бегают по кругу, по следующему сигналу дети занимают: 1 вариант — свои коврики; 2 вариант — любой коврик.

После чего каждый из игроков должен сказать, на каком коврике он оказался. Например: «Я стою на синем коврике, в середине которого красный треугольник».

Игры с тихим тренажером

Оборудование: «Тихий тренажер» — наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1, 5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 штук) длиной 1, 0-1, 50 м для подпрыгивания.

Задачи: развивать у детей координацию, пространственное воображение и восприятие, понимание пространственных отношений (право — лево, тренировать мышцы плечевого пояса, рук, спины и ног, упражнять в прыжках с места в высоту, тренировать стопы.

Игра «Поймай бабочку»

Организация: на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение бабочек.

Ход игры: По команде пара детей или взрослый-ребенок должен подняться по ладошкам от пола до бабочки. Можно отрывать от стены только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право — лево. Побеждает тот, кто первым поймал бабочку.

Игра «Пройди по стенке»

Организация: около стены расстилается мягкий коврик.

Ход игры: Ребенок ложится на пол и старается «пройти» по дорожке на стене. Начинает от пола, постепенно поднимая ноги все выше, переходя в положение «Берёзка».

Игра «Допрыгни до полоски»

Организация: Разноцветные полоски наклеиваются на стену на высоте от вытянутой руки ребенка и до высоты его прыжка.

Ход игры: Ребенок подпрыгивает у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.

Игра «Путаница»

Организация: на стене в произвольном порядке наклеены силуэты ладошек. Дети могут играть по одному или в паре.

Ход игры: Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право — лево, при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны.

1-й вариант — ребёнок играет один и просто «ходит» руками по стенке;

2-й вариант — дети играют в паре «Кто быстрее доберется до условной метки? «. При этом руки могут перекрещиваться, дети меняться местами, но не отрывать рук от стены;

3-й вариант – Взрослый даёт команды ребёнку куда идти (например, правая — красная, левая — зеленая и т. д.)

Модель двигательной активности

в самостоятельной деятельности детей.

Утро

Между занятиями

Прогулка

Вторая половина дня

Дошкольное структурное подразделение МБОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области» — Детский сад «Почемучка»

Доклад на тему

«Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке»

Подготовил воспитатель высшей

квалификационной категории

Манюшкина Ольга Евгеньевна

2014 г.

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.

В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.)

При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.

Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях.

В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и индивидуальные способы.

Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки . Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами — фронтально, т. е. всеми детьми одновременно.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей (см стр. 16, «Двигательная активность ребёнка в детском саду», автор М. А. Рунова). Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети первой и второй подгруппы (с высоким и средним уровнем подвижности) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости, при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети третьей подгруппы (с низким уровнем подвижности) упражняются в разных видов прыжков через скакалку.

Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут .

Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила.

При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.

В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей).

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.

К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий.

На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры.

Общая длительность игры составляет 10-12 минут.

В плане воспитательно-образовательной работы записывается:

  1. Название п/и, цель.

  2. Основное движение, способы организации с учётом уровней подвижности.

  3. Спортивное упражнение, например, элементы игры в волейбол: перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди на месте и в движении.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Буплерум нсп инструкция по применению взрослым
  • Как пользоваться вакууматором vacuum sealer инструкция по применению
  • Ладос лекарство от давления инструкция по применению цена
  • Инструкция по эксплуатации навигатора пионер на русском языке
  • Перинева инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена аналоги