Педагогическое руководство это кратко

В данном случае,
под педагогическим руководством
по­нимается в широком смысле управление
различной группо­вой активностью
школьников, как в процессе учебной
дея­тельности, так и вне ее. То есть,
в качестве педагога-руково­дителя
может выступать и учитель-предметник,
и классный руководитель и освобожденный
воспитатель.

Мерой влияния
педагога руководителя на группу
школь­ников является его авторитет.
Однако, авторитет педагога — сложное
составное понятие, можно говорить о
двух его со­ставляющих: авторитете
роли учителя и авторитете его лич­ности.
В различные периоды школьного обучения
эти со­ставляющие имеют различное
значение для детей начальной школе еще
очень большое влияние оказывает авторитет
роли учителя. Часто один тот факт, что
данный взрослый человек — учитель,
определяет отношение малышей,
авто­матически обеспечивает педагогу
уважение, —

послушание,
вни­мательное отношение ко всем
требованиям (отметим, часто практически
не критичное).

В дальнейшем
авторитет роли учителя начинает падать,
уже не достаточно одного декларативного
заявления «я — ваш учитель» для того,
чтобы обеспечить успешное руковод­ство
классом. В старшем школьном возрасте
авторитет лич­ности учителя становится
решающим, для старшеклассников
принципиально важно отношение педагога
к ним, его умение общаться, его эрудиция
и профессиональная компетентность,
этические качества.

Остановимся на
проблеме формирования педагогического
авторитета. В своем развитии авторитет
личности педагога как бы проходит три
важные стадии, на каждой из которых
право педагога руководить подвергается
соответствующей проверке и оценке. На
первой стадии педагог выступает для
школьников как достоверный источник
самой разной инфор­мации — от сообщаемых
на уроке знаний до доносимых до класса
школьных слухов и мнений. То есть, сначала
формируется доверие к словам и знаниям
педагога, предпочтение обращаться к
нему за достоверной информацией.

На второй стадии
педагог становится референтным лицом
для школьников, то есть носителем
личностных качеств, цен­ностей, идей
и взглядов, значимых для учащихся,
разделяе­мых ими. Формируется доверие
к жизненной позиции педа­гога.

Наконец, на третьей
стадии педагог становится довери­тельным
лицом. Ему как бы авансируется доверие,
дается право принимать значимые решения,
касающиеся школьни­ков. Педагог,
достигший в своих отношениях с конкретной
группой школьников такого авторитета,
облекается большим доверием детей. Ему
уже не требуется каждый раз обра­щаться
к ним для принятия определенных групповых
реше­ний, так как ему предоставлено
право действовать от имени всей группы.

Авторитет личности
педагога — значительно более силь­ная
и устойчивая форма влияния, чем авторитет
его роли.

Перечислим ряд
психологических факторов, наиболее
су­щественно влияющих на успешность
педагогического руко­водства.
Предыдущее обсуждение феномена
руководства по­казало, что наиболее
значимым является стиль руководства,
выбранный формальным лидером. В отношении
педагога не­обходимо отметить, что
эффективной является именно ко­оперативная
модель руководства (естественно, с
учетом воз­раста детей и зрелости
класса как малой группы). В любом случае,
стиль руководства педагога должен
обеспечивать реализацию основных
функций управления группой (целеполагание,
информирование, принятие решений,
обратная связь, контроль, делегирование
полномочий, поощрение успехов),
преимущественно в духе кооперативной
модели управле­ния. Кроме того, учитывая
слабость собственных лидерских сил
большинства школьных классов руководитель
должен брать на себя реализацию и ряда
функций, направленных на создание
благоприятного социально-психологического
климата в классе, развитие класса как
группы. Чем успеш­нее педагог —
руководитель реализует эти функции,
тем продуктивнее стиль его руководства.

Важную роль играет
также система социально-психоло­гических
установок учителя относительно своих
взаимоотно­шений со школьниками.
Наиболее плодотворна установка на
открытое диалогическое общение с детьми.

Отметим и ряд
личностных качеств, наличие которых
су­щественно для успешного
педагогического руководства.

Во-первых, это те
черты личности, которые способствуют
в целом успешному общению со школьниками:
общительность, направленность на других,
склонность к сотрудничеству, эмо­циональная
восприимчивость (эмпатия), тактичность,
терпи­мость. Важна эмоциональная
устойчивость, гибкость в усвое­нии
новых социальных ролей, артистизм.
Интересно, что ус­пешнее работают те
педагоги-руководители, которые не имеют
ярко выраженного стремления к лидерству.
Во-вто­рых, это личностные особенности,
обусловленные специфи­кой педагогического
труда: высокая интеллектуальная
гиб­кость, критичность и быстрота
мышления, способность к им­провизации,
самокритичность, самостоятельность,
инициатив­ность.

Для успешной
управленческой деятельности педагог
дол­жен обладать хорошими навыками
социально-перцептивного и
социально-рефлексивного анализа, то
есть он должен уметь адекватно оценивать
отношения к группе школьников, чув­ствовать
отношение к себе с их стороны.

Отметим и еще один
фактор — удовлетворенность собст­венной
деятельностью. Естественно, что лучше
работает че­ловек, высоко оценивающий
свои успехи и свои возможно­сти.

Насколько велики
возможности действенного влияния
педагога-руководителя на отношения
внутри классной груп­пы? Принципиальный
ответ зависит, прежде всего, от возра­ста
детей. Если в начальной школе учитель
может в значи­тельной мере влиять
через свое отношение, свои санкции на
статусную структуру класса, выдвижение
лидеров, климат класса, то по мере
взросления детей ситуация меняется:
по­является и автономизируется зона
внутриклассных взаимо­отношений,
очень мало доступных как наблюдению,
так и воздействию. Речь идет об
интимно-личностных отношениях в группе
сверстников. В значительно большей
степени педа­гог может влиять на
деловые отношения школьников,
воз­действовать на инструментальную
сферу, и, наконец, откры­ты для управления
личные отношения школьников и класса
в целом с педагогом.

Если говорить об
арсенале средств, имеющихся в рас­поряжении
педагога-руководителя, то их можно
разделить на группы прямых и косвенных
средств воздействия. К пря­мым относится
общее обсуждение, организация групповой
дискуссии или посредничества в разрешении
шаров. Косвен­ные пути — это попытки
вносить коррективы в межлично­стные
отношения учащихся посредством
переструктурирования деловых
взаимоотношений, создания новых форм
сов­местной деятельности, выработку
иных групповых норм и мнений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Раздольное, Надеждинского района», Приморский край

Методическое объединение учителей начальных классов

Доклад

по теме:

«Педагогическое руководство и его стили»

Выполнил

Козка О.Ю.

учитель начальных классов

первой квалификацинной категории

Проверил

Каленчук И.В.

руководитель ШМО

начальных классов

Педагогическое руководство и его стили

Общая слабость лидерских структур класса приводит к тому, что

большую роль в его жизнедеятельности будет играть руководство.

Феномен руководства также отражает отношения психологической

власти, но, в отличие от лидера, руководитель – это личность, на

которую официально возложены задачи организации деятель-

ности и контроля, причем руководитель, в отличие от лидера,

назначается извне. Руководителем школьного класса является,

безусловно, педагог.

Отметим, что в разных случаях соотношение лидерства и ру-

ководства может быть различным. Например, в туристической

группе, возможно, неформальный лидер будет в большей степени

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

влиять на организацию повседневной жизни, нежели формально

назначенный руководитель. В случае школьного класса педагог

в значительно большей степени влияет на жизнь детского сообще-

ства, нежели лидер класса.

Влияние руководителя на группу формируется из нескольких

компонентов:

 Принуждение. Руководитель следит за соблюдением опреде-

ленных правил, предъявляет требования, вводит санкции

в случае нарушения.

 Вознаграждение. Руководитель дает позитивную оценку груп-

пе, поощряет желательное поведение.

 Личность руководителя. Особое значение имеет так назы-

ваемая харизма – своеобразное обаяние руководителя, его

привлекательность.

 Знания руководителя. Руководителю важно быть экспертом,

осуществлять руководство, опираясь на багаж имеющихся

у него знаний.

Для успешной реализации педагогического руководства важно

использовать опору на все эти компоненты.

У каждого руководителя есть определенный устойчивый набор

приемов руководства, который в науке принято называть стилем

руководства. Традиционно в психологии выделяют три стиля руко-

водства: авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле все решения принимает исключи-

тельно педагог, дети находятся в позиции исполнителей. Позиция

педагога является бесспорной и правильной. «Будет так, как я

говорю, я лучше знаю» – вот типичное высказывание учителя при

данном стиле руководства. Характерной особенностью авторитар-

ного стиля руководства является обилие замечаний, нравоучений,

нотаций. Авторитарный стиль руководства зачастую сопровожда-

ется критическими комментариями, которые делает педагог в

адрес учеников, причем форма этих комментариев бывает весьма

уничижительной. («Надеваю очки и вижу свиные рыла», – говорила

одна учительница литературы.)

Подчеркнем, что авторитарным стиль руководства делает не

столько сама по себе требовательность педагога, сколько форма

предъявления требований.

Для попустительского стиля характерно отсутствие послед-

ствий каких-либо проступков, которые совершают ученики. Заме-

тим, что словесные методы воздействия (разговоры, объяснения,

уговоры и т.д.) последствиями не являются. Педагог добивается

от учеников обещаний, что они «больше не будут» или извинений

и считает инцидент исчерпанным. В некоторых случаях мы мо-

жем видеть сочетание попустительского и авторитарного стилей

руководства. Так, учитель, реализующий попустительский стиль

педагогического руководства, столкнувшись с негативными послед-

ствиями свой позиции, может резко начать «закручивать гайки».

Типичной ситуацией при попустительском стиле руководства

может быть следующая.

Во время перемены ученики бегали в классе и уронили стоявший на по-

доконнике горшок с комнатным растением. Пришедший со звонком учи-

тель обнаруживает беспорядок в классе. «Ребята, ну я же вам сколько раз

говорила, что в классе должен быть порядок, – говорит педагог, – а вы мне

обещали так больше не делать. Придется вам сегодня после урока убирать

в классе». Однако стоит детям сказать что-то вроде: «Ну мы случайно,

мы больше не будем» – и учитель забывает о своих требованиях.

Несмотря на то что предпочтительность демократического

стиля руководства классным коллективом уже неоднократно

обсуждалась в педагогической литературе, стоит остановиться

на нем подробнее. Это важно, поскольку зачастую на практике

демократический стиль путают с попустительским, что приводит

к убежденности педагогов в его неэффективности.

Демократический стиль руководства базируется на нескольких

важных принципах:

Уважение к ученику. Мы проявляем неуважение, когда позволяем

себе критические комментарии относительно манеры поведения,

внешности, интересов учеников и так далее. Нам совершенно не

обязательно поощрять то, какие способы самовыражения дети

используют, но комментировать их мы можем совершенно по-

разному. Мы проявляем неуважение, когда публично унижаем уче-

ника. Давайте сравним две ситуации. Ученик не выполнил домаш-

нее задание, потому что активно готовился к школьному празднику.

Один из учителей сказал при всем классе: «Конечно, на сцене – то

выступать легче, чем задачи по физике решать». А другой педагог

спокойно прокомментировал: «Ты отлично выступил на празднике.

Подойди ко мне на перемене, мы с тобой обсудим, как ты отрабо-

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

таешь задание». (Обратим внимание: если в результате учитель

так и не потребовал выполнения задания, такой стиль руководства

можно назвать не демократическим, а попустительским.).

Четкое обозначение зоны свободы, которая имеется у учеников, и предо-

ставление возможности выбора внутри этой зоны свободы. Мы проводим

понятную и очевидную границу между тем, что ребенок не может

выбрать и что он должен принять как данность, и тем, где он может

проявить свои желания и предпочтения. Например, нельзя выбрать,

писать изложение или не писать, но можно выбрать его тему.

В основе демократии лежит порядок, стремление соблюдать и

поддерживать общепринятые нормы. В случае демократического

стиля руководства мы подчеркиваем не свой произвол и свою

власть, а общие правила.

Ответственность за свое поведение. При авторитарном стиле ру-

ководства вся ответственность лежит на руководителе, а ученики

ни за что не отвечают. Демократический стиль предполагает,

что каждый школьник сам отвечает за себя. Например, в случае

какого-то проступка сам ребенок должен будет ликвидировать

его последствия, а вовсе не его родители или учитель. Основным

методом формирования ответственности за свое поведения в де-

мократическом стиле руководства являются санкции

 Педагог как источник информации (доверие к знаниям

педагога). Для школьников учитель значим, прежде всего, как

источник важной информации, а его личностные качества

могут не фиксироваться либо восприниматься негативно. Но

значимость учителя как обладателя необходимых сведений не

принижается.

 Педагог как референтное лицо (доверие к жизненной пози-

ции педагога). На этой стадии интерес для школьника представ-

ляет личностная позиция учителя, оценка, которую тот дает

важным для ребенка фактам и событиям. При переходе к под-

ростковому возрасту авторитет педагога как бы «сужается»,

перестает быть всеобъемлющим: школьники четко разделяют,

в каких вопросах мнение учителя является для него важным,

а в каких – нет. Например, ученик может советоваться с учи-

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

телем относительно выбора экзамена для сдачи или профиля

обучения, но при обсуждении личных трудностей предпочтет

авторитет кого-то из сверстников.

 Педагог как доверительное лицо (авторитет личности учи-

теля). Такой авторитет, если удается его достичь, имеет очень

устойчивый характер. Многие психологи пишут, что его фор-

мирование напрямую связано с поведением учителя.

По мнению психологов6, стиль педагогического общения и осо-

бенности родительского отношения являются для воспитанников-

подростков существенным основанием референтности учителя

и родителей. Педагоги, которые используют авторитарно-

демократический стиль общения, наиболее референтны для под-

ростков; наименее референтны — авторитарные учителя.

Урок
34

Тема:
Личность в коллективе. Педагогическое руководство детским коллективом

Цели:
изучить новый материал

Задачи:
обобщить полученные знания; выявить проблемы по теме

Личность
и коллектив

Личность
в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает
направленность данной общности.
Через коллектив личность соотносится с другими
коллективами и обществом в целом. Поскольку коллектив – частица общества, он
неизбежно несет в себе его политические, эстетические, нравственные и другие идеи.
Личность разделяет эти идеи, руководствуется ими в делах и поведении.

В
ходе взаимодействия с материальным миром и общения с людьми личность не только
приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные
черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится
важнейшей составной частью ее духовного богатства. Идейная, нравственная
общность ближайшей и более широкой социальной среды создает условия для
развития и формирования цельной гармоничной личности.

Взаимоотношения
личности и коллектива многообразны
. Можно выделить: влияние коллектива на
личность и влияние личности на коллектив.

Влияние
коллектива на личность.

Коллектив заинтересован во всестороннем развитии личности, так как от полноты и
богатства каждой личности, каждого члена коллектива делается полнокровнее жизнь
коллектива. Вместе с тем нельзя отрицать того факта, что коллектив оказывает
определенное воздействие на личность, входящую в него, равно и личность не
может не оказывать влияния на коллектив.

БЕСЕДА
С УЧ-СЯ ПО КАРТИНКАМ

          

По
отношению к личности коллектив выполняет ряд функций:

1) приобщает
ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он
выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели,
задачи привносит из общества. Если рассматривать личность в соотношении с
коллективом, то она также представляется системой, открытой по отношению к
данной общности;

2) влияние
коллектива на личность сказывается в воспитательной и корректирующей функции.
Человек должен формировать себя, и тем более у него должно быть желание быть
лучше, ценнее для общества. Но при всем этом коллектив – могучая сила. В своем
арсенале он содержит такие средства воспитания, которых нет у личности.
Коллективное мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование – не полный
перечень мер, находящихся в распоряжении коллектива.

Влияние
личности на коллектив.

Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета,
руководства, лидерства.

Авторитет – общественное признание
личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека
объективным требованиям деятельности.

Указанные
качества человека способствуют влиянию на коллективное мнение в силу признания
уважения, подчиненности и взаимности интересов человека.

Педагогическое
руководство детским коллективом

Речь
идет теперь о тех педагогических действиях, приемах, а также условиях, в том
числе психологических, социальных, материальных, которые обеспечивают
полноценную жизнь детского воспитательного коллектива.

К
этим условиям и педагогическим мерам, А.С.Макаренко относил следующие:
наличие планов, дальнейших целей – «система перспективных линий»; необходимая
организационная структура коллектива и органы самоуправления; наличие традиций
в коллективе; разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников; игровое
и эстетическое оформление всей жизни группы;наличие единых для всех, в том
числе для педагогов, норм жизни, правил, режима, дисциплины.

Все
это стало классикой отечественной педагогики и обо всем этом написано в книгах
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и современных специалистов по коллективному
воспитанию. Остановимся на некоторых из названных выше приемах, условиях
педагогического руководства детским коллективом.

Главным
условием жизни и движения коллектива вперед является наличие целей, социально и
личностно значимой деятельности для всех членов группы. Это открыли классики
коллективного воспитания, но об этом часто забывают школьные и другие педагоги,
когда пытаются сплотить группу, коллективные отношения и т.д. Дело в том, что
без общей захватывающей всех и одновременно каждого деятельности, без дел,
которые все нужны и интересны, коллективных отношений не будет. Во многих
школах, кроме учебной деятельности, для школьников нет почти никакой сферы
приложения сил.

Главная
деятельность – учебная

– носит в основном индивидуальный характер. Для развития коллектива, как
воздух, нужна разнообразная внеурочная деятельность в школе и вокруг нее.
поэтому в тех школах, где созданы условия для богатой внеурочной работы и жизни
детей, легче и сами собой создаются коллективы. Поэтому в сельских школах,
интернатах, детских домах, где есть много точек приложения сил, много мест для
активной самодеятельности детей, легче организовать коллективную жизнь.

Главный
закон воспитания
:
воспитывать – значит организовать деятельность ребенка. Одной из причин
того, что настоящих коллективов мало в общеобразовательных школах, вероятно,
является отсутствие настоящего поля деятельности.

Вторым
важным условием развития коллектива детей
, школьников является самодеятельность,
активность детей
.

 Самоуправление
школьников
– форма организации жизни и деятельности школьников силами самих
детей. По существу, здесь работает еще один закон воспитания, о котором
говорилось выше: воспитание успешно, если дети сознательно участвуют в
деятельности как самостоятельные ее субъекты, а не марионетки в руках взрослых.
К сожалению, в школах самоуправление часто сведено к формальному минимуму:
заседание ученического совета, жесткая опека и регламентация самодеятельности
детей со стороны взрослых. Это особенно процветало в 30-50-е гг., в эпоху
сталинизма в стране, не менее формальным было самоуправление во многих школах и
в последующие годы.

Подлинное самоуправление детей в образовательном
учреждении должно возникать естественным путем, при наличии деятельности,
разнообразных дел, для проведения которых нужны организаторы из учеников –
активисты, входящие в органы самоуправления: различные советы, комитеты,
комиссии, команды, инициативные группы, отряды и пр
.

Педагоги
должны стимулировать образование органов детского самоуправления, но не стоит
бюрократизировать живое дело, создавать искусственные структуры, которые не
нужны для дела и не работают.

Важно,
чтобы педагоги на деле предоставляли детскому самоуправлению возможность решать
вопросы собственной жизни, при этом определив, конечно, область компетенции
школьных классных органов самоуправления.

В
управленческой структуре школы органы детского самоуправления должны играть
свою роль. В этом случае отношения педагогов и воспитанников развиваются на принципах
сотрудничества:
в общем для всех дел ученики и учителя делят свои функции,
полномочия, совместно обсуждают насущные проблемы жизни учреждения и участвуют
в ее организации.

К
условиям правильной организации самоуправления относится сменяемость
отдельных лиц, представителей коллектива и органов
.

 Для
этого проводятся выборы в различные советы, новые назначения, поручения. А.С.Макаренко
считал, что в идеале в развитом коллективе любой его член может руководить и
подчиняться, выполнять любые поручения по управлению внутри детского
сообщества.

Участие
детей в общественной жизни в рамках самоуправления и есть школа социального
опыта, воспитание и развитие человека.

Воспитательная сила самоуправления используется в
образовательных учреждениях многих стран Европы, Америки, Азии. Правда, там
есть традиция в школьном самоуправлении копировать политическую систему страны:
в США школьники играют в выборы президента и сенатские комиссии, в Англии
избирают школьный парламент со спикерами и дебатами. Это способствует развитию
навыков публичного выступления и других качеств лидера. В России такой традиции
не было, и школьное самоуправление моделирует общие формы и нормы
демократической, общественной организации.

Еще
одно воспитательное средство в жизни школьного коллектива – традицию.

Традиции
в коллективе тоже возникают естественно, отражая историю, прошлое, удачные,
яркие дела, события в жизни учреждения.

 К
ним относятся:
праздники, знаменательные дни, годовщины, ритуалы,
обычаи, нормы поведения, стиль и тон общения, привычки.

Традиции
объединяют поколения, аккумулируют и сохраняют коллективные ценности,
организуют жизнь коллектива, в целом формируют и коллектив, и каждого его
представителя в отдельности. Каждая хорошая школа накапливает и бережет
традиции как историю, опыт и как средство воспитания.

Управление
ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных процесса:

1)
сбора информации о коллективе и входящих в них школьников;

2)
организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью
совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого
отдельного ученика.

В
практике педагогического управления коллективом школьников
необходимо соблюдать ряд требований
(правил):

1)
разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников
к самостоятельности, независимости, желанием проявлять свою самодеятельность и
инициативу;

2)
коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, развивается. Поэтому
педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным;

3)
высокой эффективности классный руководитель добивается лишь тогда, когда он
опирается на коллектив учителей, работающих в классе, сотрудничает с другими
коллективами, держит связь с семьей;

4)
формализм – злейший враг воспитания. Приоритет ценностей формирует учитель:
какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех
формируются;

5)
показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по
важнейшим вопросам жизни класса;

6)
демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением
членами коллектива своих обязанностей. Система контроля направляет на все более
высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а
конкретно осуществляет контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по
горизонтали);

7)
межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру:
персональные, партнерские; мотивационные. Это обязывает воспитателя к такой
организации коллективного взаимодействия, при которой эти отношения между
членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения, общения,
сотрудничества. Воспитатель учит терпеливо относиться к недостаткам других,
прощать неразумные действия, нанесенные обиды;

8)
надо помнить, что в разработке индивидуальных поручений следует идти не только
от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих школьников;

9)
положение ученика в коллективе зависит от: особенностей самого школьника; черт,
характеризующих его нравственный облик; физические данные; от норм и
стандартов, принятых в коллективе отношений. Один ученик может оказаться в
одном коллективе в благоприятном, а в другом – в неблагоприятном положении.
Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных
учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус; изменения
характера деятельности в коллективе. Классный руководитель постоянно заботится
об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить
школьников в новые отношения.

Д/ЗАДАНИЕ:
ПОДГОТОВИТЬ РЕФЕРАТЫ-СООБЩЕНИЯ НА ТЕМУ «Функции, основные направления и формы
деятельности классного руководителя»

ИНФОРМАЦИЯ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ:

Классный руководитель в школе: цель, задачи и основные функции
его деятельности

Классный руководитель –непосредственный
и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо,
назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Цель деятельности классного руководителя
– создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его
успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности
классного руководителя:

— формирование и развитие коллектива класса;

— создание благоприятных психолого-педагогических условий для
развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциала способностей;

— формирование здорового образа жизни;

— организация системы отношений через разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;

— защита прав и интересов обучающихся;

— организация системной работы с обучающимися в классе;

— гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;

— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных
ориентиров;

— организация социально значимой, творческой деятельности
обучающихся.

Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя –
целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава
общеобразовательного учреждения, иных локальных актах, анализа предыдущей
деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе
личносто-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и
ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного
и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо
знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
быть информированными о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной
деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей
деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные
и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие:

— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

— установление контактов с родителями (иными законными
представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся
(лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного
образования);

— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными
представителями) обучающихся;

— взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-воспитательным
персоналом общеобразовательного учреждения;

— организация в классе образовательного процесса, оптимального
для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках
деятельности общешкольного коллектива;

— организация воспитательной работы с обучающимися через
проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и
других мероприятий;

— стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся,
в том числе в системе дополнительного образования детей;

— взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в
целом;

— ведение документации (классный журнал, личные дела
обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление
взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; содействие
благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи
обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение
состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью
учебных занятий обучающими.

Классный руководитель выполняет
следующие функции: воспитательную – педагогическое
руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в
целом; организационно-административную – руководство классом как
организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других
документов; координирующую – установление взаимодействия между
всеми участниками воспитательного процесса.

К функциональным обязанностям
классного руководителя относятся
: всестороннее изучение и воспитание
учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решение проблем их учебного и
профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений
учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей,
взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за
успеваемостью, посещением и поведением учащихся
. //источник: https://studopedia.su/15_56294_samostoyatelnaya-rabota—.html//

Источники:

1.Личность
и коллектив – Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/20695

2. Педагогическое руководство детским
коллективом – Режим доступа:
https://studopedia.su/15_56293_pedagogicheskoe-rukovodstvo-detskim-kollektivom.html

3.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./С.А.Смирнов, И.Б.Котова,
Е.Н.Шиянов и др.; Под ред.С.А.Смирнова. М., 1999.

4.
Подласый И.П. Педагогика. М., 2001.

5.
Сластёнин В.А. Психология и педагогика. М., 2001.

Коллектив непрерывно
меняется, потому что непрерывно меняются
люди, его образующие. Изменяется и
характер влия­ния коллектива на
личность. В учебно-воспитательных
коллективах процессы изменений
развиваются достаточно интенсивно и
быстро. Существует одно, важное
обстоятельство — процесс развития
коллектива не стихий­ный, а педагогически
управляемый. Эффективность управле­ния
зависит от того, в какой мере изучены
закономерности развития коллектива,
насколько правильно воспитатель
определяет ситуацию и подбирает
адекватные методы педагогического
воздействия.

Управление педагогом
коллективом бу­дет тем эффективнее,
чем полнее учитываются особенности
коллектива и его возможности самоуправления.
Управление ученическим коллективом
осуществляется как два взаимосвя­занных
и взаимообусловленных процесса:

  • сбора информа­ции
    об ученическом коллективе и входящих
    в него школьни­ках;

  • организации
    адекватных его состоянию воздействий,
    имеющих целью совершенствовать сам
    коллектив и оптимизи­ровать влияние
    его на личность каждого отдельного
    ученика (А.Т. Куракин).

Важнейшее условие
оптимизации управленческих воздействий
педагога — интеграция оказываемых на
коллектив воспитательных воздей­ствий
в единую систему, обеспечивающую
непрерывность этих процессов. Такая
интеграция достигается путем:

1) использова­ния
комплекса педагогических воздействий
на коллектив;

2) постоянной и
многосторонней заботы членов коллектива
друг о друге в повседневной жизни;

3) создания таких
ситуа­ций в жизни коллектива, которые
способствуют положи­тельному влиянию
на отдельных ее членов;

4) расширения
функ­ций ученического самоуправления;

5) объединения
усилий всех, кто участвует в работе с
коллективом.

В практике
педагогического руководства коллективом
необходимо соблюдать следующие важные
правила:

1. Сочетать
педагогическое руководство со стремлением
учеников к самостоятельности,
независимо­сти, желанием проявить
свою инициативу и самодеятельность. Не
подавлять, а умело направлять активность
ребят, не коман­довать, а сотрудничать
с ними. Строго дозировать педагогичес­кое
воздействие, внимательно следя за
ответной реакцией школьников. При
отрицательном восприятии надо немедленно
изменить тактику, искать другие пути.
Необходимо добиваться, чтобы цели,
задачи, которые нужно решить, ставили
сами ребя­та, и к этому их надо готовить.

2. Коллектив —
динамическая система, он постоянно
изме­няется, развивается, крепнет.
Поэтому педагогическое руковод­ство
также не может оставаться неизменным.
Педагог, как единоличный организатор
коллектива на первой стадии его раз­вития,
постепенно меняет тактику управления,
развивает демократию, самоуправление,
общественное мнение и на высших стадиях
развития коллекти­ва вступает в
отношения сотрудничества с воспитанниками.

3. Высокой
эффективности коллективного воспитания
педагог добивается лишь тогда, когда
он опирается на весь педагогический
коллектив, работающих с данной группой,
включает коллектив в общешкольную
деятельность и сотрудниче­ство с
другими коллективами, держит тесную и
постоянную связь с семьями воспитанников.

4. Перестройка
управления коллективом заключается не
только в пересмотре целей и содержания
коллективистского воспитания, которые
обретают личностную направленность,
но также и в смене объ­екта педагогического
управления. Им становится требующая
квалифицированной педагогической
помощи развивающаяся личность. Приоритет
ценностей форми­рует учитель — какие
образцы он предлагает своим воспитанни­кам,
такие качества у тех формируются.

5. Показатель
правильного руководства — наличие в
кол­лективе общего мнения по важнейшим
вопросам жизни группы. Коллектив
усиливает и ускоряет формирование
необходимых качеств: пережить все
ситуации каждый воспитанник не мо­жет,
опыт товарища, коллективное мнение
должны убедить его и выработать
необходимую линию общественного
поведения.

6. Демократизация
воспитания не означает упразднения
контроля за выполнением членами
коллектива своих обязан­ностей.
Система педагогического контроля
направляется на все более высокий
уровень развития коллектива и каждого
ученика (по вертикали), а конкретно
осуществляют контроль и само­контроль
в первичном коллективе (по горизонтали).

7. Управление
межличностными отношениями требует
такой организации коллективного
взаимодействия, при котором персональные,
партнерские и мотивационные отношения
между членами кол­лектива сливаются
в процессе дружеского единения, общения,
сотрудничества. Добиться этого непросто
— избирательное отношение членов
коллектива друг к другу будет существовать
всегда. Задача педагога — учить терпеливо
относиться к недостаткам других, прощать
неразумные действия, нанесен­ные
обиды.

8. Одна из причин
неблагоприятного положения учеников
в системе коллективных отношений —
неадекватность выпол­няемых ими ролей
реальным возможностям. Если постоянные
или временные поручения не способствуют
их интересам или возможностям, то они
выполняются формально либо совсем не
выполняются. В этом случае воспитанник
фактически выпадает из системы
коллективных отношений. В разработке
индивидуальных поручений следует идти
не только от потреб­ностей коллектива,
но и от возможностей и интересов самих
школьников. Тогда положение каждого в
системе коллектив­ных отношений
окажется наиболее благоприятным.

9. Существует
необходимость активного вмешательства
педагога в систему сти­хийно
складывающихся в коллективе отношений.
Для того чтобы руководство этим процессом
было эффективным, необ­ходимо
контролировать факторы, влияющие на
положение воспитанника в системе
стихийно складывающихся внутриколлективных
отношений. К таким факторам относятся:
особенности самого школьника (сдержанность,
эмоциональность, общи­тельность,
оптимизм, внешняя привлекательность и
т. д.); чер­ты, характеризующие его
нравственный облик (внимательное
отношение к товарищам, справедливость
и т. д.); физические данные (сила, красота,
ловкость и т. п.).

10. Положение ученика
и коллективе зависит от норм и стандартов
коллективных отношений, ценностных
ориентаций группы. Один и тот же ученик
в одном коллек­тиве может оказаться
в благоприятном, а в другом коллективе
— в небла­гоприятном положении.
Необходимо создавать временные
коллективы, переводить неблагополучных
учеников в тот кол­лектив, где они
могут получить более высокий статус.

11. На положение
школьника весьма ощутимо влияет
изме­нение характера деятельности в
коллективе. Тогда появляются новые
лидеры, которые занимают в силу своей
компетентности ведущее положение, тем
самым сразу и намного повышая свой
престиж. Постоянная забо­та об изменении
характера и видов коллективной
деятель­ности, позволяющей вводить
школьников в новые отношения, является
залогом формирования адекватного
статуса членам коллектива.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
— руководство людьми в учреждениях образования, в частности детьми и учителями в школе.

Словарь терминов по психологическому консультированию.
2010.

Смотреть что такое «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО» в других словарях:

  • СССР. Народное образование —         Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4 5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ современного г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторическая… …   Большая советская энциклопедия

  • Кино для детей и юношества —     область киноискусства. Термины детское кино , подростковое кино , кино для детей и юношества носят достаточно условный характер и употребляются по аналогии, например, с термином детская литература , гл.о. для удобства в профессиональном… …   Педагогический терминологический словарь

  • Янкович де Мириево Федор Иванович — Янкович де Мириево [Мириевский (Jankovič Mirijevski)] Федор Иванович (Теодор) [1741, по другим данным, около 1740, Сремска Каменица, ‒ 22.5(3.6).1814, Петербург], русский и сербский педагог, последователь Я. А. Коменского, член Российской… …   Большая советская энциклопедия

  • Янкович де Мириево —         [Мириевский (Jankovič Mirijevski)] Федор Иванович (Теодор) [1741, по другим данным, около 1740, Сремска Каменица, 22.5(3.6).1814, Петербург], русский и сербский педагог, последователь Я. А. Коменского (См. Коменский), член Российской… …   Большая советская энциклопедия

  • Классно-урочная система обучения —         организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), классы, а ведущей формой обучения является Урок …   Большая советская энциклопедия

  • образование — Первыми очагами просвещения в Москве были православные монастыри. В Андрониковом (с XIV в.), Симоновом (с XV в.) и других монастырях переписывались и переводились на церковнославянский язык богослужебные книги, богословские сочинения; появились… …   Москва (энциклопедия)

  • КИНО — для детей и юношества, область киноискусства. Термины «детское кино», «подростковое кино», «кино для детей и юношества» носят достаточно условный характер и употребляются по аналогии, напр. с термином «детская литература», гл. обр. для удобства в …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Ясли-сад —         детские, в СССР дошкольное воспитательное учреждение для детей от 2 мес до 7 лет. Созданы в 1959. Преемственно объединяют в одном учреждении общественное воспитание детей ясельного (раннего) возраста (от 2 мес до 3 лет) и дошкольного (от… …   Большая советская энциклопедия

  • Обучение взрослых — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Содержание …   Википедия

  • Яковлев, Иван Яковлевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Яковлев. В Википедии есть статьи о других людях с именем Яковлев, Иван. Иван Яковлевич Яковлев …   Википедия

Тема: Педагогическое руководство детским коллективом.

Управлять ученическим коллективом — это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: 1) сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках; 2) организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика (А.Т. Куракин).

Важнейшее условие оптимизации — интеграция оказываемых на коллектив воспитательных воздействий в единую систему, обеспечивающую непрерывность этих процессов. Такая интеграция достигается путем: 1) использования комплекса педагогических воздействий на коллектив; 2) постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жижи; 3) создания таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному влиянию на отдельных членов; 4) расширения функций ученического самоуправления; 5) объединения усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:

  1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понятые каждому члену коллектива.

  2. Коллектив — динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

  3. Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность, и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей. Организация и координация воспитательных влияний — важнейшая обязанность классного руководителя.

  4. Формализм — злейший враг воспитания. Перестройка управления коллективом заключается не только в пересмотре целей и содержания коллективного воспитания, но также и в смене педагогической помощи развивающейся личности. Не надо забывать, что приоритет ценностей формирует учитель: какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех формируются.

  5. Показатель правильного руководства — наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходимых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.

  6. Демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытанная в учебных заведениях вертикально-горизонтальная структура контроля и коррекции. Сущность ее в том, что система контроля направляется на все более высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а конкретно осуществляют контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по горизонтали).

  7. Психологические исследования показали, что межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый уровень образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости (персональных отношений). Они проявляются в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместности, затруднительности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости.

Второй уровень образует совокупность межличностных отношений, опосредо­ванных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива (партнерские отношения), на этом уровне отношения между членами коллектива проявляются как отношения между участниками совместной деятельности, товарищами по учебе, спорту, труду, отдыху. Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности (мотивационные отношения): мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности.

Избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый воспитатель будет учить терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды.

Одна из причин неблагоприятного положения учеников в системе коллективных отношений — неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются. Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе школьники занимают уже в начальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений. К таким факторам относятся: особенности самого школьника (сдержанность, эмоциональность, общительность, оптимизм и т.д.); черты, характеризующие его нравственный облик (внимательное отношение к товарищам, справедливость и т. д.); физические данные (сила, красота, ловкость и т. п.).

На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Тогда появляются новые лидеры, которые занимают в силу своей компетентности ведущее положение, тем самым сразу повышая свой престиж. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится об изменении коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Раздольное, Надеждинского района», Приморский край

Методическое объединение учителей начальных классов

Доклад

по теме:

«Педагогическое руководство и его стили»

Выполнил

Козка О.Ю.

учитель начальных классов

первой квалификацинной категории

Проверил

Каленчук И.В.

руководитель ШМО

начальных классов

Педагогическое руководство и его стили

Общая слабость лидерских структур класса приводит к тому, что

большую роль в его жизнедеятельности будет играть руководство.

Феномен руководства также отражает отношения психологической

власти, но, в отличие от лидера, руководитель – это личность, на

которую официально возложены задачи организации деятель-

ности и контроля, причем руководитель, в отличие от лидера,

назначается извне. Руководителем школьного класса является,

безусловно, педагог.

Отметим, что в разных случаях соотношение лидерства и ру-

ководства может быть различным. Например, в туристической

группе, возможно, неформальный лидер будет в большей степени

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

влиять на организацию повседневной жизни, нежели формально

назначенный руководитель. В случае школьного класса педагог

в значительно большей степени влияет на жизнь детского сообще-

ства, нежели лидер класса.

Влияние руководителя на группу формируется из нескольких

компонентов:

 Принуждение. Руководитель следит за соблюдением опреде-

ленных правил, предъявляет требования, вводит санкции

в случае нарушения.

 Вознаграждение. Руководитель дает позитивную оценку груп-

пе, поощряет желательное поведение.

 Личность руководителя. Особое значение имеет так назы-

ваемая харизма – своеобразное обаяние руководителя, его

привлекательность.

 Знания руководителя. Руководителю важно быть экспертом,

осуществлять руководство, опираясь на багаж имеющихся

у него знаний.

Для успешной реализации педагогического руководства важно

использовать опору на все эти компоненты.

У каждого руководителя есть определенный устойчивый набор

приемов руководства, который в науке принято называть стилем

руководства. Традиционно в психологии выделяют три стиля руко-

водства: авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле все решения принимает исключи-

тельно педагог, дети находятся в позиции исполнителей. Позиция

педагога является бесспорной и правильной. «Будет так, как я

говорю, я лучше знаю» – вот типичное высказывание учителя при

данном стиле руководства. Характерной особенностью авторитар-

ного стиля руководства является обилие замечаний, нравоучений,

нотаций. Авторитарный стиль руководства зачастую сопровожда-

ется критическими комментариями, которые делает педагог в

адрес учеников, причем форма этих комментариев бывает весьма

уничижительной. («Надеваю очки и вижу свиные рыла», – говорила

одна учительница литературы.)

Подчеркнем, что авторитарным стиль руководства делает не

столько сама по себе требовательность педагога, сколько форма

предъявления требований.

Для попустительского стиля характерно отсутствие послед-

ствий каких-либо проступков, которые совершают ученики. Заме-

тим, что словесные методы воздействия (разговоры, объяснения,

уговоры и т.д.) последствиями не являются. Педагог добивается

от учеников обещаний, что они «больше не будут» или извинений

и считает инцидент исчерпанным. В некоторых случаях мы мо-

жем видеть сочетание попустительского и авторитарного стилей

руководства. Так, учитель, реализующий попустительский стиль

педагогического руководства, столкнувшись с негативными послед-

ствиями свой позиции, может резко начать «закручивать гайки».

Типичной ситуацией при попустительском стиле руководства

может быть следующая.

Во время перемены ученики бегали в классе и уронили стоявший на по-

доконнике горшок с комнатным растением. Пришедший со звонком учи-

тель обнаруживает беспорядок в классе. «Ребята, ну я же вам сколько раз

говорила, что в классе должен быть порядок, – говорит педагог, – а вы мне

обещали так больше не делать. Придется вам сегодня после урока убирать

в классе». Однако стоит детям сказать что-то вроде: «Ну мы случайно,

мы больше не будем» – и учитель забывает о своих требованиях.

Несмотря на то что предпочтительность демократического

стиля руководства классным коллективом уже неоднократно

обсуждалась в педагогической литературе, стоит остановиться

на нем подробнее. Это важно, поскольку зачастую на практике

демократический стиль путают с попустительским, что приводит

к убежденности педагогов в его неэффективности.

Демократический стиль руководства базируется на нескольких

важных принципах:

Уважение к ученику. Мы проявляем неуважение, когда позволяем

себе критические комментарии относительно манеры поведения,

внешности, интересов учеников и так далее. Нам совершенно не

обязательно поощрять то, какие способы самовыражения дети

используют, но комментировать их мы можем совершенно по-

разному. Мы проявляем неуважение, когда публично унижаем уче-

ника. Давайте сравним две ситуации. Ученик не выполнил домаш-

нее задание, потому что активно готовился к школьному празднику.

Один из учителей сказал при всем классе: «Конечно, на сцене – то

выступать легче, чем задачи по физике решать». А другой педагог

спокойно прокомментировал: «Ты отлично выступил на празднике.

Подойди ко мне на перемене, мы с тобой обсудим, как ты отрабо-

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

таешь задание». (Обратим внимание: если в результате учитель

так и не потребовал выполнения задания, такой стиль руководства

можно назвать не демократическим, а попустительским.).

Четкое обозначение зоны свободы, которая имеется у учеников, и предо-

ставление возможности выбора внутри этой зоны свободы. Мы проводим

понятную и очевидную границу между тем, что ребенок не может

выбрать и что он должен принять как данность, и тем, где он может

проявить свои желания и предпочтения. Например, нельзя выбрать,

писать изложение или не писать, но можно выбрать его тему.

В основе демократии лежит порядок, стремление соблюдать и

поддерживать общепринятые нормы. В случае демократического

стиля руководства мы подчеркиваем не свой произвол и свою

власть, а общие правила.

Ответственность за свое поведение. При авторитарном стиле ру-

ководства вся ответственность лежит на руководителе, а ученики

ни за что не отвечают. Демократический стиль предполагает,

что каждый школьник сам отвечает за себя. Например, в случае

какого-то проступка сам ребенок должен будет ликвидировать

его последствия, а вовсе не его родители или учитель. Основным

методом формирования ответственности за свое поведения в де-

мократическом стиле руководства являются санкции

 Педагог как источник информации (доверие к знаниям

педагога). Для школьников учитель значим, прежде всего, как

источник важной информации, а его личностные качества

могут не фиксироваться либо восприниматься негативно. Но

значимость учителя как обладателя необходимых сведений не

принижается.

 Педагог как референтное лицо (доверие к жизненной пози-

ции педагога). На этой стадии интерес для школьника представ-

ляет личностная позиция учителя, оценка, которую тот дает

важным для ребенка фактам и событиям. При переходе к под-

ростковому возрасту авторитет педагога как бы «сужается»,

перестает быть всеобъемлющим: школьники четко разделяют,

в каких вопросах мнение учителя является для него важным,

а в каких – нет. Например, ученик может советоваться с учи-

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

телем относительно выбора экзамена для сдачи или профиля

обучения, но при обсуждении личных трудностей предпочтет

авторитет кого-то из сверстников.

 Педагог как доверительное лицо (авторитет личности учи-

теля). Такой авторитет, если удается его достичь, имеет очень

устойчивый характер. Многие психологи пишут, что его фор-

мирование напрямую связано с поведением учителя.

По мнению психологов6, стиль педагогического общения и осо-

бенности родительского отношения являются для воспитанников-

подростков существенным основанием референтности учителя

и родителей. Педагоги, которые используют авторитарно-

демократический стиль общения, наиболее референтны для под-

ростков; наименее референтны — авторитарные учителя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Оскорбление руководства при сотрудниках
  • Микроволновая печь midea ag720c4e s инструкция по применению
  • Каракал таблетки инструкция по применению взрослым
  • Кухонный комбайн кенвуд fpm 250 инструкция
  • Re4r03a мануал на русском