Педагогическое руководство органами у

Особенности педагогического руководства органами ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях

Ученическое
самоуправление — форма организации
жизнедеятельности коллектива учащихся,
обеспечивающая развитие их самостоятельности
в при­нятии и реализации решений для
достижения общественно значимых целей.

Антон
Семенович Макаренко рассматривал
ученическое самоуправление как средство
подготовки подрастающего поколения к
жизни, труду и общест­венным делам.
Он полагал, что самоуправление может
сделаться самым эффек­тивным
воспитательным средством. Руководство
органами школьного само­управления,
по его мнению, должно составить главную
заботу директора.

Если
говорить об опыте самоуправления в
воспитательных учреждениях, руководимых
А. С. Макаренко, — колонии им. М. Горького
и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, — то оно
охватывало все основные виды коллективной
деятельности: учебную, общественно-политическую,
трудовую, клубную, спор­тивную.
Самоуправление выступало как метод
самоорганизации коллектива, способствовало
формированию у учащихся ответственности
за общее дело, на­лаживанию отношений
товарищеской взаимопомощи, воспитанию
организа­торских качеств.

У
органов ученического самоуправления
могут быть различные направ­ления
деятельности, такие, как организация
коллективных творческих дел, ак­ций
милосердия, имеющих социальную
направленность; пропаганда здорового
образа жизни; издание школьной газеты
и многие другие. Полезными являются и
сами дела органов самоуправления, и
процесс их организации, и развитие
различных способностей, умений общаться
и взаимодействовать, и объединен­ные
общими целями, задачами, интересами,
увлечениями, совместной деятель­ностью.

Как
известно, в Концепции модернизации
российского образования до 2010 года
определены важность и значение
самоуправления для развития
госу­дарственно-общественной системы
управления образовательным учреждением,
социализации и профессионального
самоопределения учащейся молодежи.

Основывая
успешность самоуправленческой
деятельности на нашем шес­тилетнем
опыте работы можем утверждать, что:

  1. Системность
    самоуправления: в каждой школе должна
    быть своя чет­кая структура
    самоуправления, предполагающая наличие
    общешкольного Со­вета (как например,
    в средней школе № 55 г. Рязани — Молодежного
    Совета), который является исполнительным
    органом самоуправления, тогда как
    высшим — является общее собрание, его
    иерархичность, необходимая для
    реализации и контроля деятельности,
    регулярные общешкольные собрания,
    наличие и функ­ционирование органов
    самоуправления в первичных коллективах,
    то есть клас­сах.

  2. Постоянное
    развитие самоуправления, под которым
    мы подразумеваем расширение направлений
    деятельности, повышение ее эффективности,
    ее мето­дическое обеспечение,
    усовершенствование структуры
    самоуправления, при­умножение
    традиций, привлечение необходимых
    финансовых средств из воз­можных
    источников, рекламу объединений
    учащихся, развитие организацион­ной
    культуры.

  3. Грамотное
    педагогическое руководство органами
    самоуправления.

На
наш взгляд, из трех перечисленных
условий успешного функциониро­вания
моделей самоуправления это — наиболее
значимо, так как именно от пе­дагогического
руководства зависят остальные условия.
Именно педагог, осоз­нающий важность
и сущность самоуправленческой
деятельности, стремящийся к ее
усовершенствованию, в состоянии, при
согласии и поддержке администра­ции
школы, создать в общеобразовательном
учреждении систему самоуправле­ния
учащихся, провести необходимую работу
по ее функционированию с кол­легами
и учащимися.

Педагог-организатор
заботится и о развитии самоуправления,
ведь его на разных этапах отличают
различные характерные признаки, здесь
не может быть постоянства и застоя.
Стремление изменить мир к лучшему
должно объединить школьных активистов
в совместной деятельности, а вместе с
тем и стремление изменить к лучшему
свою систему самоуправления. При
грамотном руково­дстве взрослого, с
его помощью, поддержкой и контролем
дети сами будут за­ботиться об этом
развитии, делать все, зависящее от них.
При этом инициатив­ными и отлично
работающими в Совете учащимися могут
быть не только изна­чально активные
школьники, проявляющие интерес к этому,
но и ранее замкну­тые, пассивные и
закомплексованные. Зачастую дети,
обладающие огромным творческим
потенциалом, так и не раскрываются как
активные личности за все годы совместной
учебы в связи с безразличием классного
руководителя, не­сложившимися
отношениями с одноклассниками, недружным
коллективом, трудностями подросткового
возраста, отсутствием возможностей
для самореа­лизации. Справедливо
высказывание Оскара Уайльда: «Смысл
жизни — само­выражение. Проявить во
всей полноте свою сущность — вот для
чего мы жи­вем». Такую возможность
предоставляют ребятам органы
самоуправления, об­щественные
объединения и организации.

Итак,
педагог, решивший создать в своем
учебном заведении систему ученического
самоуправления, обсудив свое решение
с администрацией школы и коллегами,
организует учебу для активистов, создав
Совет старшеклассников. На первом этапе
педагог-организатор учит школьников,
во всем им помогает, контролирует,
руководит формированием организационной
культуры, сплачи­вает детский
коллектив, поощряет инициативу со
стороны ребят, создает мето­дическое
и финансовое обеспечение деятельности,
привлекая для этого необхо­димые
ресурсы, учит организаторскому
мастерству, выявляет лидерские каче­ства
и способности школьников, разрабатывает
вместе со старшеклассниками Положение
о самоуправлении и другие документы.
Когда законодательная база самоуправления
в конкретной школе уже создана,
сформированы органы само­управления,
достигнуты первые успехи, растет
самостоятельность, активность и
ответственность исполнительных органов
самоуправления, а организацион­ная
культура объединяет учащихся, педагог
становится опытным консультан­том
и находится рядом с активом учащихся,
но не «над ним». Сложившаяся система
самоуправления, функционирование ее
элементов во всех классах, тра­диции,
символы, расширение направлений
деятельности, положительные отзы­вы
детей, родителей, педагогов, управленческая
и организаторская функции, самостоятельное
принятие решений, анализ сделанного,
коллективное плани­рование,
самоконтроль, четкая структура
самоуправления учащихся, содержа­тельная
завершенность свидетельствуют о
развитой системе управления уча­щихся
школьной жизнью. Но и тогда очень важным
является педагогическое руководство
самоуправлением. Взрослый партнер по
совместной деятельности помогает
учащимся, оказывает методическое
обеспечение, учит организатор­скому
мастерству потенциальных членов Совета
старшеклассников («Школа актива»,
«Школа лидера» и т. д.), выполняет функцию
контроля и поддержки, направляет детей
в областные и всероссийские лагеря
актива, разрабатывает теоретические
основы самоуправления.

Таким
образом, чрезвычайно важно грамотное
педагогическое руково­дство органами
ученического самоуправления,
способствующее их успешной,
целенаправленной, общественно полезной
организаторской деятельности. Но чтобы,
как поется в известной песне «ребячьи
сердца зажигать», надо гореть самому,
а чтобы учить, необходимо обладать
специальными знаниями, поэтому
педагогу-организатору важно обмениваться
опытом, с коллегами из других школ и
городов, заниматься самообразованием
и всегда стремиться к совер­шенствованию
себя, своей деятельности, окружающего
мира.

Е.А.
Шайдуллина

(Волгоград)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #

    22.02.201541.87 Mб351 (2).djvu

  • #
  • #
  • #

ОСОБЕННОСТИ САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ А.С.МАКАРЕНКО

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. За последние десятилетия были опубликованы малоизвестные широкому кругу исследователей архивные материалы по наследию A.C. Макаренко, которые позволяют более глубоко раскрыть педагогическую позицию педагога в организации воспитания и детского самоуправления.

Большинство исследователей сосредоточили свое внимание на различных организационных и содержательных аспектах ученического самоуправления, а не на развитии самой идеи. Ученическое самоуправление в учреждениях A.C. Макаренко способствовало перевоспитанию и подготовке к жизни, давало большой воспитательный эффект, следовательно, в идее ученического самоуправления объективно присутствует инновационный характер, а сама идея может быть использована в современных общеобразовательных учреждениях.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, прагматичные граждане, принимающие ответственные решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, мобильностью, обладающие чувством ответственности за судьбу своей страны.

Сформировать умение у детей взять в будущем в свои руки социальную и гражданскую ответственность возможно только путем активного включения их в деятельность школьного самоуправления. Проблема самоуправления в рамках школы – часть более общей, главной проблемы демократизации в жизни школы и подготовки детей к общественному самоуправлению. Именно по этой причине современная школа призвана готовить обучающихся к реальному управлению жизнью общества.

Цель исследования: изучить особенности самоуправления в педагогической системе А.С.Макаренко и их реализацию в современной практике общеобразовательной организации.

Объект исследования: педагогическая система А.С. Макаренко.

Предмет исследования: особенности самоуправления в педагогической системе А.С.Макаренко

Основные задачи исследования:

— изучить сущность ученического самоуправления;

— исследовать особенности самоуправления в педагогической системе А.С.Макаренко;

Методологические основы исследования базировались на изучении трудов А.С. Макаренко, И.Ф Козлова, К.Ю. Юдиной и других ученых.

Методы исследования: анализ историко-педагогической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в изучении опыта А.С. Макаренко и обобщении современных подходов к проблеме организации школьного самоуправления.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ А.С.МАКАРЕНКО

1.1. Сущность ученического самоуправления

Современное образование, система образовательных организаций, отдельно взятая образовательная организация не могут развиваться в изолированной среде, быть оторванными от общества, его задач, его состояния на определенном историческом этапе. Внимание к проблеме социального становления старшеклассников, роста их лидерского и творческого потенциала, возможность самостоятельного выбора той или иной формы социально значимой деятельности позволяют определить значимость социальной активности обучающихся в современном обществе.

Вне коллектива развитие лидерских качеств обучающихся проходить не может. Развитие творческой индивидуальности детей, подростков и молодежи взаимосвязано с уровнем их творческой активности и самостоятельности внутри коллектива. Человек живет и развивается в системе отношений с окружающими его людьми и природой, во взаимодействии с ними [8, с.159].

Одной из важнейших форм сотрудничества является самоуправление образовательной организации.

Под самоуправлением Н.И. Приходько понимает конкретную, целенаправленную, организованную, систематическую и прогнозируемую по результатам деятельность обучающихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед образовательной организацией.В.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а белорусский исследователь В.Т. Кабуш делает вывод, что самоуправление обучающихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах организации или своего коллектива [22, с.113].

В целом А.С. Прутченков определил сущность этого явления на современном этапе как технологию воспитательной работы, направленную на развитие субъектности обучающегося (иными словами – способности к самоанализу, самопланированию, самоорганизации своей жизнедеятельности) [22, с.113].

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Цели школьного самоуправления [15, с.184]:

˗ становление гражданина с демократической культурой воспитания, умеющего действовать в интересах Отечества и общества;

˗ привлечение обучающихся к управлению школьной жизнью в соответствии с принципом демократизации школы;

˗ научить обучающихся самим планировать и организовывать свою ученическую жизнь в школе и в частности внеклассную деятельность;

˗ уважать законность и права всех участников учебного процесса, дать возможности реализовать творческие идеи в общественной жизни школы и развивать управленческие навыки в реализации интересных дел.

Принципами деятельности органов самоуправления в образовательной организации могут являться:

˗ открытость и доступность;

˗ добровольность и творчество;

˗ равенство и сотрудничество;

˗ непрерывность и сотрудничество;

˗ многообразие форм и направлений [23, с.607].

Для достижения данных принципов необходимо реализовывать ряд конкретных задач:

1. Предоставить реальную возможность обучающимся вместе с педагогами участвовать в прогнозе, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса.

2. Формировать у обучающихся потребность и готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и интересов членов коллектива обучающихся, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и сознание.

3. Воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, законам государства, нормам коллективной жизни, развивать социальную и гражданскую ответственность за себя, свою семью, окружающих людей, общество и государство.

4. Воспитать желание бороться за ровесников и своих друзей, помогать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям.

5. Формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, государству, беречь и охранять природу.

6. Особое внимание следует уделять формированию у детей демократической культуры; обучать навыкам самоуправления, свободного выбора и ответственности.

Самоуправление обучающихся возможно лишь при правильном взаимоотношении учителей и обучающихся. Самоуправление, как и дисциплина, не вводятся разовыми мероприятиями. Здесь необходима, в первую очередь, совместная работа педагогов и обучающихся [2,с.288].

Органы самоуправления созданы для организации и управления различными видами деятельности в школе.

Структура органов самоуправления учитывает сменяемость актива и периодическую отчетность, систематичность и непрерывность в его работе основываясь на взаимодействии разных органов.

Основное предназначение самоуправления обучающихся – удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем школы.

Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию ценностного отношения к себе и другим, осознанной и четкой гражданской позиции и позволяет повысить социальную компетенцию, развивать социальные навыки установок и поведения на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях [15, с.184].

Самоуправление обучающихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решение и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

Руководителю коллектива необходимо соблюдать правило: командиры отрядов, старшие, члены актива и органов самоуправления лучше всех выполняют правила жизни учреждения и несут повышенную ответственность за нарушения правил.

Организация совместной деятельности обучающихся и взрослых, основанной на отношениях сотрудничества и сотворчества, при решении управленческих задач в новых формах организации самоуправления обучающихся (школьные лаборатории, проекты и др.) предполагает
[23, с.607]:

1. Рассмотрение и определение нормативно-правовых отношений между участниками системы школьного самоуправления.

2. Разработка модели воспитания социальной ответственности обучающегося и диагностика его способности к самоуправлению как одного из компонентов зрелости.

3. Выявление взаимосвязи между уровнем развития в школе самоуправления и уровнем развития социальной ответственности обучающихся.

4. Создание условий для формирования готовности педагогов школы к организации самоуправления обучающихся и формированию социальной ответственности обучающихся.

Модели самоуправления образовательных организаций и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление, имеющиеся на сегодняшний день, можно сгруппировать следующим образом [24, с.160]:

1. Административная модель (условное название «Школьный совет») – это формальное правовое самоуправление, основанное на требованиях локальных и законодательных актов. С помощью данной модели участники образовательного процесса, в том числе школьники (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательной организации и местного сообщества.

2. Игровая модель (условное название «Ньюландия») – самоуправление, основанное на соблюдении всех нормативных и законодательных актов Российской Федерации, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, муниципального образования (местного сообщества), общеобразовательной организации (в зависимости от конкретной модели). Правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.

3. Раздельная административно-игровая модель (условное название «День дублера») – это сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием возможностей формально-правового самоуправления и включением в жизнь общеобразовательной организации один раз в год или в четверть игровой практики в виде замещения должностей педагогов школьниками.

4. Совмещенная административно-игровая модель (условное название «Демократическая республика») – это сочетание первых двух моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (обучающиеся, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т.д.).

Сильные и слабые стороны моделей представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Сильные и слабые стороны административной и игровой модели самоуправления [30, с.139].

Сильные стороны

Слабые стороны

Административная модель

˗ полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательной организации на территории Российской Федерации;

˗ наличие возможностей для участников образовательного процесса в защите и реализации своих гражданских прав.

˗ исключение потенциала воспитательных программ (игровых в том числе), реализуемых в общеобразовательной организации;

˗ формализация процесса выборов органов самоуправления, ученического в том числе;

˗ недостаточный учет возрастных особенностей обучающихся.

Игровая модель

˗ максимальное использование воспитательного потенциала игровой технологии и самой игры;

˗ самоуправление обучающихся рассматривается в качестве специальной воспитательной программы.

˗ несмотря на гармоничное сочетание нормативно-правовой базы самоуправления общеобразовательной организации и воспитательной работы в данной модели, при психологической неготовности педагогического коллектива к ее внедрению игровая модель может рассматриваться некоторыми педагогическими работниками как определенное отступление от традиций, сложившихся в управлении образовательной организацией;

˗ излишнее увлечение игровой стороной процесса;

˗ возможность реализации данной модели в полной мере только в условиях детского оздоровительного лагеря в качестве обучения актива школьного самоуправления.

Безусловно, что общеобразовательная организация самостоятельно решает вопрос о том, какая модель или ее модификация в наибольшей степени соответствуют задачам дальнейшего развития самой организации.

Содержание деятельности органов самоуправления существенным образом зависит от тех задач, которые определяет коллектив.

Целесообразно выделить следующие основные сферы деятельности органов самоуправления обучающихся:

— учебная деятельность;

— научно-исследовательская деятельность;

— досуг;

— профориентационная деятельность;

— информационно-социологическая деятельность;

— социальная защита;

— правовая защита;

— развитие социального творчества;

— трудовая деятельность;

— творческая деятельность;

— координация деятельности существующих детских и молодёжных объединений;

— психологическая помощь;

— организационно-дисциплинарная деятельность.

Таким образом, основной целью реализации форм самоуправления является подготовка детей к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Самоуправление в рамках школы обеспечивает возможность каждому ребенку принимать участие в организаторской деятельности. Педагогам это помогает сделать процесс обучения и воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим. Следует отметить, что самоуправление в школе осуществляется на основе преемственности 1-6 классы и 7-11 классы.

1.2. Основные положения о самоуправлении в системе А.С. Макаренко

Самоуправление является эффективным воспитательным средством. На этом делал акцент в педагогической теории А.С. Макаренко, уделявший большое внимание коллективному воспитанию.

Место самоуправления в системе принципов коллективной деятельности А.С. Макаренко представлено на рисунке 1.

t1608660909aa.gif

Рисунок 1 — Основные принципы совместной деятельности в педагогической теории А.С. Макаренко

При наличии школьного общественного мнения, общешкольной дисциплины, поддерживаемой школьными органами самоуправления, воспитательная работа педагогов существенно облегчается. И руководство органами самоуправления – главная забота руководителя учреждения, для этого «нужно отбросить старую педагогическую хмурость, излишнюю «взрослую серьезность» [14, с. 48]. Макаренко вспоминал, что в коммуне им. Дзержинского была полная десятилетка, был завод, где каждый работал по 4 часа в день, но никогда не было уборщицы, а каждое утро коммунары натирали паркетные полы – никакой пыли, все блестело. Проводились ежедневно различные совещания (производственные, физкультурные и т.п.), действовал совет командиров. Коммунары занимались физкультурой, играли, принимали иностранные делегации, ездили по стране, ходили в походы. Вся эта многообразная и разнообразная деятельность воспитанников была слаженной и четко организованной благодаря самоуправлению. Самоуправление – не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания активных, умелых организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело, самодисциплины [21, с.28].

Главный орган самоуправления – общее собрание, авторитет которого необходимо поддерживать администрации и которое следует тщательно готовить: беседовать с членами органов коллектива, отдельными воспитанниками, активом. На общих собраниях не нужно «зарываться в мелочи сегодняшнего дня», а следует обсуждать вопросы развития коллектива и перспективы учреждения, улучшение воспитательной работы, учебы и производства. Руководству учреждения нельзя злоупотреблять возможностью выступать сколько угодно и когда угодно, а нужно дать право высказываться воспитанникам. Собрания необходимо проводить по-деловому, и они не должны быть длительными, а председательствует на них любой член коллектива.

На общем собрании избираются органы самоуправления: совет коллектива (совет командиров), санкомиссия, хозкомиссия; эти органы работают по плану и регулярно. Совет командиров – это единственный орган управления, который работает не по заранее составленному плану, а решает текущие вопросы, возникающие каждодневно, сиюминутно, это очень подвижная организация и руководителю учреждения полезно собирать совет постоянно, ежедневно или еженедельно. Его лучше составлять из командиров классных (в школе) или производственно-бытовых отрядов в интернате.

Руководителю воспитательного учреждения необходимо помнить:

— нельзя подменять органы самоуправления и решать вопросы, подлежащие ведению этих органов;

— ошибочные решения не отменять, а обратиться к общему собранию для их рассмотрения;

— не загружать органы самоуправления различными мелочами, которые можно решить в текущем порядке;

— следить за тем, чтобы работа в этих органах не отнимала много времени и чтобы воспитанники не превращались в «чиновников»;

— четко наладить учет работы органов самоуправления, этим может заниматься, например, секретарь коллектива.

Кроме постоянно действующих органов самоуправления, в учреждениях, руководимых А.С. Макаренко, создавались коллективы, возглавляемые командирами, назначенными для выполнения какого-то одного дела (сводные отряды). Это было не только удобно, но и полезно в воспитательном отношении. Макаренко утверждает, что товарищ должен уметь подчиняться товарищу и уметь приказать товарищу, потребовать от него ответственности; это сложный принцип зависимостей и подчинения в коллективе. Мальчик, дежурный командир, сегодня руководит коллективом, а завтра уже подчиняется новому руководителю. Уполномоченных коллектива должно быть как можно больше, поэтому различные комиссии, разовые дела коллектива следует стремиться поручать разным членам отрядов; так создается сложная связь взаимозависимостей и взаимоответственности каждого. Командир распоряжается своей властью, даже если она на один день, с уверенностью, без перестраховки, а все остальные принимают эту власть как вполне естественную, необходимую и авторитетную[4, с.17].

Работа органов самоуправления будет успешной, «если в коллективе все время накапливается актив». Что такое актив? «Под активом понимаются все воспитанники, хорошо относящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие в работе органов самоуправления, в работе управления производством, в клубной и культурной работе» [20, с.287]. Актив положительно относится к руководителю учреждения, поддерживает его. Актив подразделяется на действующий и резерв.

Действующий актив – это те воспитанники, которые явно ведут коллектив, «отзываясь с чувством, со страстью и убеждением» на каждый вопрос. Резерв приходит ему всегда на помощь, поддерживает командиров, из резерва пополняется действующий актив. Нужно стремиться к тому, чтобы большинство членов коллектива составляло актив; особенно важно привлечь к работе наиболее деятельных ребят как можно быстрее, в начальный период организации детского коллектива.

С членами актива необходимо постоянно работать: собирать их для обсуждения предстоящих дел, советоваться, беседовать о том, какие есть трудности в работе, и т.п. Актив – это опора воспитателя, благодаря ему опосредованно требования педагога передаются членам коллектива, становясь и требованиями самих ребят. Члены актива могут занимать определенные посты и должности в коллективе, не может быть никаких привилегий материального характера и поблажек, необходимо предъявлять к активу повышенные требования.

Руководителю коллектива необходимо соблюдать правило: командиры отрядов, старшие, члены актива и органов самоуправления лучше всех выполняют правила жизни учреждения и несут повышенную ответственность за нарушения правил [9, с.177].

1.3. Характеристика форм работы школьного самоуправления в системе А.С. Макаренко

При разработке проблем детского коллектива и самоуправления А.С. Макаренко исходил из того, что методика воспитания должна основываться на общей организации жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы развития, достижении её ясности, на внимании к отдельному человеку.

В своей работе «Методика организации воспитательного процесса» Макаренко чётко и подробно рассмотрел следующие стороны воспитательной работы, связанные с организацией детского самоуправления:

1. организационное строение коллектива;

2. самоуправление в отряде;

3. органы самоуправления;

4. общее собрание;

5. совет коллектива;

6. санкомиссия;

7. актив;

8. дисциплина и режим;

9. наказание и меры воздействия;

10. центр;

11. материальная часть;

12. новые воспитанники;

13. культработа;

14. перспективы;

15. стиль работы с детским коллективом;

16. работа воспитателей;

17. выпуск [26].

Большое внимание А.С. Макаренко уделял вопросу организации коллектива и органов самоуправления, основным направлениям их работы. Во главе отряда должен стоять командир – один из членов коллектива. Из числа воспитанников выбираются также помощник командира. Эти командиры находились в распоряжении заведующего школой и являлись помощниками классных руководителей [10, с. 66].

Главным органом самоуправления являлось общее собрание всех воспитанников детского учреждения. Оно должно было собираться в период организации и прорывов в работе учреждений или в коллективе не реже одного раза в шестидневку; а в остальное время – не реже двух раз в месяц.

Весьма важной формой самоуправления, значительно разгружающей работу её органов и имеющей массу полезных воспитательных сторон, являлась работа отдельных уполномоченных, несущих персональную ответственность за свою работу.

Общее собрание всех воспитанников рассматривалось администрацией и воспитанниками как главный орган самоуправления, авторитет которого должен неуклонно поддерживаться всеми силами учреждения.

Совет командиров являлся органом самоуправления, проводящим всю текущую работу в коллективе детского учреждения.

Актив является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива.

Моменту выборности Макаренко придавал меньшее значение, нежели функционированию. Он считал, что каждый воспитанник должен освоить не только навыки рабочего, но и навыки организатора и хозяина. Он решительно предостерегал против замыкания органа самоуправления в самом себе, его отрыва от массы. Он стремился не к игре в самоуправление, а к действительному самоуправлению. В соответствии с этим и другими принципами он совершенно не допускал никаких конституционных изменений от имени педагогического совета, считая, что педагогам предоставляется только один путь «законотворчества» – через влияние в совете командиров и на общих собраниях.

В современных детских коллективах при создании органов самоуправления возникают аналогичные практические проблемы: определения задач, структуры, направлений и видов деятельности органов детского самоуправления, форм его организации и форм педагогического руководства его органами.

Ученическое самоуправление даёт учащимся возможность самостоятельно планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить разного рода мероприятия и дела по интересам.

Ученическое самоуправление даёт возможность детям и подросткам проверить себя в различных социальных ролях, испытать ответственность за свои поступки. В образовательных учреждениях оно обеспечивает:

— участие ученического коллектива в управлении образовательным учреждением;

— формирование у учащихся демократической культуры, гражданской позиции;

— реализацию социально-значимых проектов и программ, направленных на позитивные изменения в жизни общества;

— осуществление культуросообразной деятельности школьников
[16, с.672].

ВЫВОДЫ

1. А.С. Макаренко принадлежит ведущая роль в разработке теории детского коллектива и его самоуправления. Все его работы написаны в контексте теории коммунистического воспитания, так как он был представителем своей эпохи, пафос которой заключался в построении коммунистического общества. Однако педагогические взгляды Макаренко на проблемы развития детского коллектива и самоуправления оказались шире идеологических рамок коммунистического общества и остаются значимыми и для современной демократической России, и для мировой педагогической общественности. Самоуправление А.С. Макаренко определял как не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания активных, умелых организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело, самодисциплины.

2. Современные органы самоуправления и самодеятельности старшеклассников имеют различную организационную форму: советы старшеклассников, координационные центры, старостаты, комитеты, школьные парламенты, думы, штабы, ассамблеи, министерства, центры инициатив и др. Самоуправленческие структуры школьников действуют на основании уставов, положений, программ, принятых на уровне ученических конференций, сборов, слётов, собраний. Существуют различные модели ученического самоуправления, символика и атрибуты.

3. Направления работы органов ученического самоуправления также разнообразны: нравственное, интернациональное, патриотическое и гражданское воспитание; общественно-политическое, экологическое, трудовое и профориентационное, спортивно-оздоровительное, экономическое, краеведческое, половое, семейное, интеллектуально-познавательное, эстетическое воспитание и образование; воспитание правовой культуры; благотворительная деятельность; профилактика асоциального поведения; развитие детско-юношеских средств массовой информации; становление лидерских и организаторских качеств; организация досуга.

4. Главный орган самоуправления – общее собрание, авторитет которого необходимо поддерживать администрации и которое следует тщательно готовить. На общем собрании избираются органы самоуправления: совет коллектива (совет командиров), санкомиссия, хозкомиссия; эти органы работают по плану и регулярно. Кроме постоянно действующих органов самоуправления, в учреждениях, руководимых А.С. Макаренко, создавались коллективы, возглавляемые командирами, назначенными для выполнения какого-то одного дела (сводные отряды). Это было не только удобно, но и полезно в воспитательном отношении. Макаренко утверждает, что товарищ должен уметь подчиняться товарищу и уметь приказать товарищу, потребовать от него ответственности; это сложный принцип зависимостей и подчинения в коллективе.

5. В своей работе «Методика организации воспитательного процесса» Макаренко чётко и подробно рассмотрел следующие стороны воспитательной работы, связанные с организацией детского самоуправления:

1. организационное строение коллектива;

2. самоуправление в отряде;

3. органы самоуправления;

4. общее собрание;

5. совет коллектива;

6. санкомиссия;

7. актив;

8. дисциплина и режим;

9. наказание и меры воздействия;

10. центр;

11. материальная часть;

12. новые воспитанники;

13. культработа;

13. культработа;

14. перспективы;

15. стиль работы с детским коллективом;

16. работа воспитателей;

17. выпуск.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2016. – 24 с.

Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в образовательном учреждении. Книга современного руководителя. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 288 с.

Кабуш В.Т. Культура как содержание воспитания школьника / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская // Воспитание школьников. — 2010. — № 7. — С. 12-17.

Кваша Б.Ф. Воспитательная педагогика А.С. Макаренко // Материалы международного макаренковского семинара «А.С. Макаренко и мировая педагогика», 2004. — 17 с.

Корнетов Г. Б., История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2003 – 325 с.

Королев Р.И. Педагогика коллективного воспитания / Р.И. Королев, Д.Н. Русанов // Человек: преступление и наказание. – 2013. – № 1. – С. 225-227.

Коротов В.М. Введение в педагогику / В.М. Коротов; Ун-т Рос.акад. образования. – М.: УРАО, 1999. — 256 с.

Коротов В.М. Развитие идей А.С.Макаренко в теории воспитание // Советская педагогика. — 1988. — №3. — с. 21-25.Лутошкин А.Н. Как вести за собой / Лутошкин А.Н. — М.: Просвещение, 1986. — 159 с.

Кулагина С.С. Актуальность идей ученического самоуправления A.C. Макаренко на современном этапе развития отечественного образования // Мир образования — образование в мире. — 2012. — № 2. — С. 177-184.

Кулагина С.С. Организационно-педагогические условия развития ученического самоуправления в опыте A.C. Макаренко и современной практике работы образовательных учреждений // Актуальные проблемы современной науки. — 2011. — № 3(59). — С. 66-71.

Кулагина С.С. Преемственность идеи A.C. Макаренко о детском коллективе и самоуправлении в нем // Вестник гуманитарного научного образования. — М., 2011. — №1. — С. 33-37.

Кулагина С.С., Невская С.С. Реализация идей правоведа-психолога Л.И. Петражицкого в педагогическом опыте A.C. Макаренко (анализ редких материалов) // Мир психологии. Научно-методический журнал. — № 4 (68). — Москва-Воронеж, 2011. — С. 239-251.

Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев; под ред.: Д. А. Леонтьев, А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. — 422 с.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Собр. соч. в 8-ми томах. / Под ред. М.И. Кондакова, В.М. Коротова, С.В. Михалкова, В.С. Хелемендика. — 2-е изд. – М.: Издательство «Педагогика», 1983. – 4080 с. (Т.4, с. 48)

Манухин В.П. Самоуправление в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005. – 184 с.

Никандров Н.Д. Социализация молодежи и качество образования /
Н.Д. Никандров // Научные основы развития образования в XXI веке: Сборник н/трудов. Сост., ред. А.С. Запесоцкий, О.Е. Лебедев. — СПб.: СПбГУП, 2011. — 672 с.

Никитина С.Г. История и современность трудового воспитания школьников в педагогической системе А.С. Макаренко / С.Г. Никитина. — 117 с.

Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / С. И. Ожегов; под общ.ред. Л. И. Скворцова. – М.: Оникс, 2008. – 638 с.

Ольховиков К.М., Петрова Е.Ю. Социальное и педагогическое наследие А.С. Макаренко // Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://makarenko- museum.ru/news/Ekat/2004/Ekat_2004_04.htm

Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. — М.: Высшая школа, 1980. — 287 с.

Перунина Ю. Честь, достоинство, гордость: коллектив и личность: формирование личных качеств и коллективизма у воспитанников А.С. Макаренко / Ю. Перунина // Пропаганда. — 2016. — № 1. — С.28-29.

Прутченков, А.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учеб.-метод. пособие / А.С. Прутченков, И.С. Фатов. – М.: Издательство Моск. гуманит. университета, 2013. — 113 с.

Растегаева Д.А. Школьное самоуправление в системе государственно-общественного управления образовательным учреждением / Д.А. Растегаева, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. — 2014. — № 6. — С. 606-607.

Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. — М., «Владос», 2002 – 160 с.

Рожков М.И. Юногогика. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Учебно-методическое пособие / М.И. Рожков. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. — 312 с.

Санникова Н.Г., Месилова Н.С. Организация детского самоуправления как способ привлечения воспитанников к управленческой деятельности в практике А.С. Макаренко. // Труды первых студенческих педагогических чтений в РГППУ. Екатеринбург, 3 марта 2004 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://makarenko- museum.ru/news/Ekat/2004/Ekat_2004_04.htm

Сидорова, Н.И. К вопросу о воспитании социальной ответственности / Н.И. Сидорова, И.М. Пушкина // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. — 2015. — № 7. — С. 132-134.

Степанов, П.В. Воспитание ответственности: что может сделать школа? / П.В. Степанов // Народное образование. — 2010. — № 5. — С. 241-245.

Чепиков, В.Т. Педагогика: крат.учеб. курс / В.Т. Чепиков. – М.: Новое знание, 2003. — 172 с.

Школьное самоуправление: структура, рекомендации, нормативы / Авт.-сост. Н.А. Алымова, Е.И. Надчий.- Волгоград: Учитель, 2012. – 139 с.

Лекция «Самоуправление в образовательной организации»

Автор: ООО «Современный урок»

Организация: ООО «Современный урок»

Населенный пункт: г. Москва

Содержание: История школьного самоуправления, его понятие, структура и основные формы. Школьное (студенческое) саморазвитие за рубежом. Принципы ученического самоуправления его принципы и роль в развитии личности. Роль ученического самоуправления в развитии личности. Управление образовательным учреждением. Управляющий совет школы. Полномочия Управляющего совета. Аккредитация Управляющего совета.

Школьное самоуправление

Школа — учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа, школа боевых искусств и т.д.,) Современная средняя общеобразовательная школа — сложное социально-педагогическое учреждение, включающее в себя педагогический и ученические коллективы — различные объединения и организации взрослых и детей.

В современной школе каждый из коллективов и объединений взрослых, и детей должен иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, потребностей и интересов в образовательном процессе. Из этого вытекает второе понятие, а именно «школьное самоуправление».

Школьное самоуправление — это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности в школьном коллективе. Оно предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимопомощи и организаторских качеств.

Перед любой деятельностью всегда стоят цели и задачи, которые всегда преследуются и решаются. Итак, целью школьного самоуправления является, прежде всего, формирование целостной, яркой, индивидуальной и высоконравственной личности, а так же содружество преподавателей и учеников, то есть разновозрастных групп. Задач же здесь несколько: создать среду для самовоспитания учеников; организовать групповую и индивидуальную деятельность для учеников тем самым вовлекая их в жизнь школы; обучение всех учащихся социальным отношениям, а именно отношениям в обществе. Цели и задачи перед данным вопросам стоят абсолютно простые и на первый взгляд легко достигаемые, но это лишь на первый взгляд.

Школьное самоуправление, как педагогическая технология, все активнее используется в различных общеобразовательных учреждениях.

Современная школа должна предоставлять своим учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, творческих объединений, ассоциаций, в работе школьных средств массовой информации, и, разумеется, создать необходимые условия для реализации их гражданских прав, в том числе права «избирать и быть избранным в руководящие органы», а также получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

Для формирования целостной картины школьного самоуправления стоит рассмотреть его формы или виды.

Формы школьного самоуправления

Ученическое самоуправление

К ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками. Соответственно, ученическое самоуправление выражает интересы учеников. Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса и мн. др.

Детские, молодежные объединения и организации являются воспитательными системами в обществе. В самом общем виде детское общественное объединение или организация могут быть охарактеризованы как особое социально-педагогическое формирование детей и взрослых, объединяющихся на добровольной основе для реализации индивидуальных и социальных потребностей, способствующих развитию личности ребенка.

Родительское самоуправление

Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но они не менее педагогов или детей заинтересованы в успешной работе школы. Родили должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни, в управление, жизнедеятельностью школы. Следовательно, к родительскому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные родителями. Наиболее распространены такие формы родительского самоуправления, как родительские комитеты, собрания, конференции. Но в школе могут работать и иные формы родительского самоуправления.

Педагогическое самоуправление

К педагогическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные педагогами. Как правило, наиболее распространённым органом педагогического самоуправления является педсовет.

Общешкольное самоуправление

К общешкольному самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные совместно учениками, педагогами и родителями. Эти органы самоуправления должны согласовывать интересы всех участников школьной жизни и поэтому, как правило, имеют полномочия принимать решения, имеющие общешкольное значение. Наиболее распространённой формой общешкольного самоуправления является Совет школы. Также в школе могут существовать формы самоуправления, созданные совместно не тремя, а двумя сторонами: например, учениками и родителями.

В каждой школе самоуправление может быть представлено различными формами. Например, в одной школе может работать только ученическое самоуправление, а в другой школе — формы самоуправления всех четырех групп. Самоуправление — это не соподчинённая структура: у каждой формы самоуправления — свои полномочия. В структуре самоуправления нет жёсткой соподчиненности. Нельзя говорить, что школьный совет — главнее ученического совета. У каждого из этих органов должны быть свои полномочия и свой круг вопросов, на решение которых они могут влиять.

При организации деятельности органов самоуправления педагогов, учащихся и их родителей целесообразно руководствоваться следующими основными позициями:

Что бы ни чьи позиции не будут ущемлены, принятым решением.

Каждый орган самоуправления является равным друг другу.

Все коллективы должны взаимодействовать между собой на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления.

История школьного самоуправления

Что же касается истоков школьного самоуправления то, первое упоминание о нем и его организации относятся к ХVI столетию. В 1531-1556 гг. в г. Гольдберге (Силезия) работала латинская школа, которой руководил Валентин Тротцендорф. Он был первым педагогом, использовавшим в целях гражданского воспитания специально организованное им школьное самоуправление. В школе ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который рассматривал и разрешал возникавшие конфликты. Ученики привлекались к выполнению различных общественных обязанностей. Одним из первых обратился к проблемам детского самоуправления С.Т. Шацкий, который в 1906 году создал в Москве своеобразное общество культурных людей. В основе воспитательной системы лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития. Решения, принятые на собраниях клубов и на общем собрании, считались обязательными. Элементы самоуправления детей были заложены М.В. Ломоносовым в подготовленный им в 1758 г. «Регламент московских гимназий», согласно которому прядок занятий в гимназии поддерживается самими гимназистами. Неоценимый вклад в становление теории самоуправления, а также в практику его развития внес А.С. Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление.

После октябрьской революции принимается ряд нормативных документов в области образования, способствующих развитию школьного самоуправления.

16 октября 1918 года было принято обращение Государственной комиссии по просвещению «Основные принципы единой трудовой школы», в котором говорилось о том, что дети должны участвовать во всей школьной жизни. «Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы». На рубеже 20-30-х годов постановлением ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 25 августа 1931 года наркомпросом союзных республик было предложено обеспечить осуществление единоначалия в управлении школой. Согласно новому Уставу советской политехнической школы (1933 г.). Школьный совет стал совещательным органом. В основе лежала идея коллективных творческих дел.

В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Сегодня ключевая проблема — сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в деловое общение со взрослыми на равноправной основе. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, отстаивать свои права и интересы в школе. Принцип самодеятельности и инициативы в работе с учащимися нередко игнорируется. К сожалению, самоуправление остается привилегией лишь отдельных школьников. При этом забывается, что оно не только средство, но и результат воспитания. На протяжении десятилетий в педагогике использовался опыт и идеи С. Т. Шацкого, А. Макаренко, И. Иванова. Внедрялись на практике производные от стройных моделей самоуправления, разработанных этими педагогами. Перед организаторами воспитательного процесса современной школы встает вопрос — какая модель школьного самоуправления наиболее приемлема, какие классические принципы необходимо пересмотреть, а что оставить в работе, что взять за основу.

Школьное (студенческое) самоуправление за рубежом

Студенты в Соединенных Штатах да и во всем мире участвуют в принятии решений, касающихся своего учебного заведения, посредством студенческого самоуправления. Группа студентов, которую еще иногда называют студенческим советом, представляет интересы студентов перед администрацией учебного заведения. Обычно члены совета избираются путем студенческого голосования и занимают эту должность один учебный год.

Активное участие в студенческом самоуправлении способствовало старту политической карьеры Хиллари Родэм Клинтон. В 1960-е годы молодые американцы выходили на улицы, требуя гражданских прав и гендерного равноправия, защиты окружающей среды и расширения трудовых прав. Они протестовали против войны во Вьетнаме и скорбели о президенте Джоне Кеннеди и известном борце за гражданские права Мартине Лютере Кинге-младшем.

Студенческие кампусы, в частности, были средоточием духа протеста против официальных властей.

Среди студентов, которые особенно выделялись своей активностью, была и Хиллари Родэм, которая в 1965 г. приехала в колледж Уэллсли скромной первокурсницей. Однако вскоре интерес к политологии заставил ее проявить себя. Хиллари влилась в политическую жизнь кампуса, которая затрагивала и академические вопросы, и национальные политические движения, такие, как борьба за гражданские права афроамериканцев. К старшим курсам Хиллари Родэм стала президентом студенческого самоуправления колледжа Уэллсли.

Выступая в прошлом году перед молодыми американками и рассуждая о том, какую роль в ее жизни сыграл опыт участия в студенческом самоуправлении колледжа Уэллсли, Хиллари Клинтон сказала, что именно в тот период обучения она «начала обретать уверенность в своих силах и способностях занять активную гражданскую позицию, вырабатывать новые и многочисленные пути решения проблем, выражать свое мнение и быть услышанной».

Г-жа Клинтон сказала, что студенческая политическая жизнь помогла ей выйти на сцену большой политики и научила приносить пользу обществу. «Неважно, какое занятие в жизни вы выберете для себя: желаете ли вы работать в правительственных органах, занять выборную должность, возглавить компанию или активно участвовать в жизни общества – (студенческое самоуправление) научит вас полезным навыкам и основам демократической политической системы», — сказала г-жа Клинтон.

Что же касается других стран, то в Норвегии каждый университет по закону обязан иметь студенческое самоуправление. Высшие должностные лица Министерства высшего образования Малайзии регулярно встречаются с представителями студенческих советов из университетов со всей страны, чтобы обсудить то, что волнует учащихся.

Африканский союз студентов, созданный в 1972 г., собирает участников студенческого самоуправления со всего континента, чтобы обратить внимание на такие важные вопросы, как высшее образование, профилактика ВИЧ/СПИД и гендерное равноправие.

Национальный совет студентов и молодежи Израиля в 2000 г. способствовал принятию в стране первого в мире закона о студенческих правах, который запретил наказания по дискриминационным признакам и гарантировал право учащихся досрочно сдавать экзамены для завершения среднего образования.

Ученическое самоуправление

Ученическое самоуправление — это форма реализации обучающимися права на участие в управлении общеобразовательным учреждением, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения. Существуют различные органы самоуправления: общешкольный ученический совет, гимназический (школьный) парламент, ученический комитет (учком), старостат, школьная дума и др. Следует отличать формы ученического самоуправления от детского общественного объединения и молодежных общественных объединений, создаваемых самими обучающимися или взрослыми с участием детей из школ и гимназий, объединившихся на основе общности интересов. Проще говоря, «ученическое самоуправление» это ни что иное, как право, которым обладают в школе ученики, право на учет их мнения в управлении той образовательной организацией, где они находятся и обучаются.

Самоуправление — это представительство. Ученики, педагоги и родители избирают своих представителей и доверяют им участвовать в управлении школой от своего имени. Органы школьного самоуправления представляют тех, кто их избрал, и защищают интересы своих избирателей. Они имеют право влиять на решение всех школьных вопросов, которые затрагивают интересы учеников. Самоуправление можно условно назвать одной из ветвей школьной власти. Другая ветвь власти — административная власть, которую в школе возглавляет директор.

Высшим органом ученического самоуправления является общее собрание учащихся, проводимое по мере необходимости не реже 1 раза в год.

Школьное ученическое собрание:

— рассматривает и утверждает перспективный план на предстоящий период, ориентируется на реализацию потребностей учащихся;

— решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;

— обсуждает и принимает планы совместной работы с педагогами, родителями, советом школы;

— формирует органы самоуправления в школе;

— заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов самоуправления.

Высшим органом ученического самоуправления школы между школьными ученическими собраниями является Школьный ученический совет, который созывается по мере необходимости не реже 1 раза в четверть.

Трудности развития самоуправления и их преодоление

Проблема организации взаимоотношений внутри коллектива является одной из центральных в воспитательном процессе. И это не случайно. В детском коллективе существуют организованные педагогом отношения и отношения стихийные, требующие особого внимания.

Каждый учитель при организации самоуправления должен помнить:

— мастерство учителя зависит главным образом от того, в какой мере учитываются социально-психологические факторы развития коллектива и на какой нравственной основе развёртывается детское самоуправление;

— необходимо знать скрытые пружины общения с учениками, особенности характера, интересов, мотивов поведения — без этого невозможно развивать активность как у детей так и у подростков;

— следует завоевать доверие учеников — это первое условие в развитии самостоятельности. Необходимо привлекать к управлению жизнью класса всех учащихся, не ограничиваясь несколькими. Помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, которые могут привлечь к нему сверстников — это задача коллектива.

На данный момент во всех школах существуют разработанные планы работы с учениками. Но далеко не все учителя готовы так углубленно и внимательно подойти к этому вопросу. На это есть несколько причин: не все педагоги готовы к такому тесному сотрудничеству с детьми, ведь для такого взаимодействия необходимо быть настоящим психологом, уметь видеть перспективу и более того нужно быть готовым иногда уступить учащимся, для того чтобы они смогли принять решение самостоятельно и увидеть итог и, безусловно, не готовы к общению на равных, взаимодействовать на уровне сотруднических отношений. А главное — уметь и хотеть это делать. Для реализации этой задачи, в первую очередь, требуется привести в соответствие с требованиями сегодняшнего дня уровень квалификации кадров, играющих ключевые роли в организации воспитательной работы. Для этого же — полностью отказаться от авторитарного стиля работы с детьми. Достигнуть этого крайне непросто.

Одним из эффективных средств развития детского коллектива и каждой личности в нем является коллективная творческая деятельность. Эта методика разработана И.П. Ивановым, а также его последователями. Принципами этой методики являются:

сотрудничество детей и взрослых;

многоролевой характер используемых форм деятельности;

творчество;

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагога. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно тогда, когда у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно учитель, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут несерьезно относиться к своей должности.

Ученическое самоуправление развивается только тогда, когда школьники оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

В возникновении конфликтов как вариант можно использовать форму дискуссии. Дискуссия — это обсуждение спорного вопроса. Дискуссия — это спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать своё мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и «больные» проблемы, намечаются пути их решения и разрешения конфликтных ситуаций.

В настоящее время дискуссия находит применение в образовательном и воспитательном процессе школы как один из интерактивных приёмов.

Принципы ученического самоуправления

Теория социального управления насчитывает до 40 различных принципов, однако, общепринятой классификации принципов не существует. Формулировались принципы управления как социологами (В.Г.Афанасьев, М.К.Бочаров), так и ведущими педагогами (А.С. Макаренко). На основе разработок этих авторов можно выделить следующие социально-педагогические принципы школьного самоуправления.

Принципом равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации.

Принцип выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов.

Принцип обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных школьных документах.

Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации.

Принцип демократии. Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса.

Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам.

Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностных и коллективных потребностей, и интересов детей, их родителей и педагогов.

Принцип представительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления.

Принцип гуманности. Органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей человека, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка.

Принцип коллегиальности и персональности. Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения; создание условий для полного проявления и развития способностей каждого.

Принцип свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность.

Принцип критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей.

Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления.

Принцип доброжелательной требовательности. Этим принципом широко пользовался в своей практике А.С.Макаренко. Доброжелательность всегда требовательна, так же как и требовательность, всегда должна быть доброжелательной. «Отношения между учителем и органами ученического самоуправления должны быть основаны на глубочайшем взаимоуважении. Каждый учитель должен уметь слушать и слышать своих учеников. Общеизвестно, что школьник воспринимает советы, рекомендации старших лишь тогда, когда видит уважение к себе, желание старших помочь ему».

Принцип распределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами ученического самоуправления.

Принцип отчетности. Все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах.

Принцип единства и оптимального сочетания коллективных и личных интересов детей. Этот принцип предполагает обеспечение непротиворечивости всех целей актуальным целям каждого. Как писал М.И.Рожков: «Особенно на первом этапе становления детского самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые. Обеспечить вовлеченность детей в решение управленческих задач возможно лишь при позитивном их отношении к деятельности».

Принцип социальной значимости деятельности предполагает мобилизацию детского коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и подчиняются главной.

Еще один важный принцип для деятельности ученического самоуправления выделяет Н.И.Приходько — принцип конкретизации коллективных творческих дел, который позволяет включать школьников в различные виды деятельности, что позволяет побывать им и организатором, и исполнителем одновременно и избежать эгоистического стремления к первенству ради личного превосходства.

Конечно, наряду с названными принципами могут действовать и специфические, характерные принципы самоуправления, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.

Роль ученического самоуправления в развитии личности

Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает навыки поведения в обществе и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, дети организовывают своих товарищей на выполнение заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. А, как известно, всякая деятельность человека является своего рода упражнением его сил и способностей, и, следовательно, вызывает определенное их развитие. Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний.

Согласно исследованиям Н.И.Приходько, в ходе включения учащихся в школьное самоуправление, у них формируется научное управленческое мышление, которое способствует формированию таких умений, как:

— анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять причины, их породившие;

— предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;

— оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;

— анализировать и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;

— аргументировано и логично отстаивать свое мнение;

— устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.

Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

Прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. При правильной постановке самоуправления дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

Формируется и такое важное качество, как постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.

Характеризуя свой воспитательный идеал, А.С.Макаренко писал: «Он (ученик) должен уметь подчиняться товарищу и должен уметь приказывать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным — в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закален, он должен владеть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив, и наказание». Участие в самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждого члена коллектива в улучшение работы и жизни школы в целом.

Действительный смысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребенком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности. И воспитательное значение ученического самоуправления как раз заключается в создании практически неограниченных возможностей для упражнения коллектива и каждой личности в социальном поведении.

Важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развертывании детского самоуправления является умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся, последовательное проведение воспитателями основных требований к системе школьного самоуправления.

Управляющий совет школы

Управляющие советы являются дальнейшим развитием форм государственно-общественного управления школой. Управляющие советы появились у нас сравнительно недавно, начиная с 2004г., по инициативе Минобрнауки РФ сначала в рамках пилотного проекта в 6 регионах. К концу 2006 г. их уже было создано около 200, а на конец 2009 г. в этих регионах они действовали уже в 98,5% школ. Предполагалось, что в 2012 г. управляющие советы должны быть организованы во всех российских школах. Как правило, создание управляющих советов в регионе оформляется на законодательном уровне (закон, постановление) о дальнейшем развитии государственно-общественного управления образованием.

Прообразы нынешних управляющих школьных советов – попечительские советы действовали в России уже в 19 веке и имели весьма широкие полномочия, например, возможность назначать директоров школ, приглашать на работу учителей, принимать решения по расходованию средств. В основу же модели управляющих школьных советов, рекомендованной еще Минобрнауки РФ нашим школам, взята модель управляющих школьных советов Великобритании.

Управляющий совет школы (далее УС) — это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, т.е. в управлении участвуют не только представители официальной власти (учредителя, управления образования, местной администрации, администрации школы), но и представители общественности, родители. Полномочия УС определяются Уставом школы.

В отличие от органов внутришкольного самоуправления учащихся (ученические комитеты, советы старшеклассников, советы выпускников), родителей (родительские комитеты школы и классов), педагогов (педагогические и методические советы), Управляющий совет является общешкольным внутренним органом управления школой и поэтому представляет и защищает общие интересы всех участников образовательного процесса.

Управляющий совет существует в основном для того, чтобы определять стратегические направления в деятельности школы и наблюдать за тем, как они претворяются в жизнь директором и школьным персоналом.
Задача школьных управляющих — коллегиально выработать в ясной и понятной форме цели, ради которых должна работать школа.

Состав управляющего совета

В УС в определенном соотношении входят: работники ОУ (не только учителя), родители, ученики и другие представители общественности, директор ОУ, представитель Учредителя. Количество членов УС устанавливается уставом ОУ.

Совет формируется с использованием процедур выборов, делегирования и кооптации:

  • избираются — представители от родителей (законных представителей) обучающихся, от работников ОУ, от обучающихся (чаще всего старших классов);
  • делегируются — директор и представитель Учредителя;
  • кооптируются — представители местной общественности, спонсоры.

Руководство управляющего совета: председатель, заместители председателя и секретарь. Представитель Учредителя, обучающиеся, руководитель и работники школы не могут быть избраны председателем.

Заседания управляющего совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца по графику. Председатель может созвать внеочередное заседание на основании поступивших к нему заявлений (от членов Совета, Учредителя, директора Учреждения).

Члены управляющего совета работают на общественных началах. ОУ вправе компенсировать его членам понесенные расходы, включая затраты рабочего времени, непосредственно связанные с участием в работе управляющего совета, исключительно из средств, полученных ОУ за счет уставной приносящей доходы деятельности либо из иных внебюджетных источников. Указанная компенсация должна быть предусмотрена в смете внебюджетных расходов.

Комиссии управляющего совета

Для реализации своих функций, подготовки материалов к заседаниям, выработки проектов решений управляющего совета могут создаваться постоянные (финансово-экономическая, учебная, правовая, организационная и др.) и временные комиссии. Управляющий совет определяет структуру, количество членов и персональное членство в комиссиях, назначает из числа членов управляющего совета их председателя, утверждает задачи, функции, персональный состав и регламент работы комиссий. В комиссии могут входить с их согласия любые лица, которых управляющий совет сочтет необходимыми для организации эффективной работы комиссии.

Чем занимается управляющий совет

Вопросами функционирования ОУ:

  • принимает устав ОУ, изменения и дополнения к нему;
  • принимает в пределах своей компетенции локальные акты ОУ;
  • устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе определяет время начала и окончания занятий, продолжительность учебной недели — пятидневная или шестидневная;
  • принимает решение о введении (отмене) школьной формы;
  • осуществляет контроль над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в ОУ;
  • ежегодно представляет Учредителю и общественности информацию (публичный доклад) о состоянии дел в ОУ;
  • рассматривает жалобы и заявления обучающихся, родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала ОУ;
  • ходатайствует о поощрении и награждении работников ОУ;
  • принимает решение по предоставлению обучающимся льгот в бесплатном питании, в обеспечении путёвками в оздоровительные лагеря и др.

Вопросами организации образовательного процесса:

Согласует:

  • вариативную часть учебного плана образовательного учреждения;
  • профили обучения в старшей школе;
  • выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ;
  • перечень платных образовательных услуг;
  • перечень видов приносящей доход деятельности;
  • программу (стратегию) развития ОУ.

Вопросами финансово-хозяйственной деятельности:

  • согласует или утверждает по представлению директора школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год;
  • утверждает систему оплаты труда работников ОУ, в т.ч. систему стимулирующих выплат;
  • согласует или утверждает сметы бюджетного финансирования;
  • утверждает сметы расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников;
  • содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы, определяет цели и направления их расходования;
  • согласует сдачу в аренду ОУ закрепленных за ней объектов собственности;
  • заслушивает и утверждает отчет директора школы по итогам учебного и финансового года, представляет его общественности и Учредителю.

Чем может помочь Управляющий совет образовательному учреждению

  • уточнить цели школы через формирование муниципального задания;
  • улучшить условия школьной жизни;
  • улучшить и обновить учебный и воспитательный процесс через гражданскую экспертизу образовательных, воспитательных программ;
  • определить пути развития школы и найти ресурсы и средства для этого развития;
  • увидеть новые возможности улучшения положения дел в школе.

Права Управляющего совета

УС имеет право:

  • вносить Учредителю предложения о поощрении работников и директора ОУ;
  • вносить администрации ОУ предложения о поощрении его работников;
  • при наличии оснований ходатайствовать перед руководителем ОУ о расторжении трудового договора с педагогическими работниками и работниками из числа его административного персонала;
  • при наличии оснований ходатайствовать перед Учредителем о расторжении трудового договора с руководителем ОУ.

Член УС имеет право:

  • принимать участие в обсуждении и принятии решений, выражать в письменной форме свое особое мнение;
  • инициировать проведение заседания УС по любому вопросу, относящемуся к его компетенции; требовать от администрации ОУ предоставления всей необходимой информации по вопросам, относящимся к компетенции УС;
  • присутствовать на заседании педагогического совета с правом совещательного голоса;
  • представлять ОУ в других организациях в рамках компетенции УС на основании доверенности, выдаваемой УС;
  • досрочно выйти из состава УС по письменному уведомлению председателя;
  • каждый член управляющего совета обладает одним голосом.

Ответственность Управляющего совета

УС несет ответственность перед Учредителем и участниками образовательного процесса за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию.

Директор ОУ вправе самостоятельно принимать решение в случае отсутствия решения УС в установленные сроки.

Учредитель вправе распустить УС, если он не проводит свои заседания в течение полугода, не выполняет свои функции или принимает решения, противоречащие действующему законодательству РФ.

В случае возникновения конфликта между УС и директором ОУ, который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает Учредитель.

Член УС обязан принимать участие в работе УС, действовать при этом исходя из принципов добросовестности и здравомыслия. Член УС, не посещающий заседания без уважительных причин, может быть выведен из его состава по решению УС.

Администрации ОУ обязана оказывать организационно-техническое обеспечение заседаний УС, осуществлять подготовку бухгалтерских, педагогических, справочных и других материалов к заседаниям УС.

Как действовать если вы член Управляющего совета

Если вы член Управляющего совета, то в рамках предоставленных прав и полномочий.

Если вы рядовой родитель школьника, то можете обратиться к председателю, заместителю председателя или любому члену УС по интересующему вас вопросу в устной или письменной форме.

Если данный ответ не устраивает вас, то по цепочке: ассоциация управляющих школьных советов, Учредитель, органы исполнительной, законодательной власти, прокуратура, суд.

Аккредитация Управляющего совета

В последнее время, приобрела популярность добровольная аккредитация управляющих советов школы. Цель добровольной аккредитации управляющих советов состоит в том, чтобы проверить, во-первых, соответствие деятельности управляющих советов базовым принципам и стандартам деятельности управляющего совета.

Во-вторых, цель такой аккредитации состоит в том, чтобы найти образовательные учреждения, реализующие принцип государственно-общественного управления образованием в своей деятельности. Добровольная аккредитация управляющих советов помогает им: выстраивать свою деятельность в соответствии с приоритетами образования; увеличить свою работоспособность; улучшить имидж; реализовывать права граждан на свободное и достоверное получение ими адекватной информации относительно качества доставляемых услуг.

В основу аккредитации управляющих советов школ заложено несколько принципов, первый из которых — принцип добровольности прохождения аккредитации. Управляющий совет школы сам принимает решение о прохождении самообследования и подачи заявки на аккредитацию. Во-вторых, в основу процедуры заложен дистанционный принцип проведения: процедура аккредитации происходит на основе документов, размещенных в открытом доступе на информационных источниках образовательного учреждения.

Опубликовано: 17.05.2022

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по заправке огненного левиафана
  • Телефон max 6 кнопочный инструкция по применению
  • Классное руководство 5000 рублей будут ли платить летом
  • Лазертаг таблетки от давления инструкция по применению взрослым
  • Артра 1000 мг инструкция по применению цена отзывы аналоги