Педагогическое руководство отрядом

1. Педагогическая сущность детского коллектива.

2. Этапы развития детского коллектива-отряда.

3. Методика организации временного детского коллектива-отряда.

4. Детское самоуправление в отряде.

5. Методика коллективной творческой деятельности. 

1. Педагогическая сущность детского коллектива

Сразу после первичного знакомства в автобусе или в момент регистрации дети и подростки начинают объединяться в различные общности в общении, в игре и т. п. Психологи называют такие объединения «самовозникающие группы». Объединение происходит чаще всего на основе общих интересов и общих разговоров, тождественным положением (принадлежность к одному отряду, совместная поездка в автобусе и т. п.), чувством симпатии. В детской среде самовозникающие группы создаются сразу, как только дети оказываются вместе,  характеризуются естественностью возникновения. Вожатый не должен игнорировать эти «живые» детские группы, однако самовозникающая группа не является коллективом. По определению Н.Ф. Головановой, с педагогической точки зрения «коллектив (от лат. – объединяю) как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки: общественно значимая цель; общественно значимая деятельность; коллективные отношения; демократическое самоуправление…» [с. 104]. 

Как сложная социально-педагогическая система детский коллектив включает неформальную и формальную структуры.

Под неформальной структурой коллектива понимают стихийно возникающую систему межличностных отношений воспитанников отряда. В своей работе вожатый должен учитывать неформальную структуру коллектива, поскольку она предшествует формальной и определяет статус личности в системе межличностных отношений в отряде.

Формальная структура отряда строится на деловых (формальных) отношениях, на отношениях «взаимной ответственности», которые складываются и развиваются в совместной деятельности и общении посредством включения воспитанников в систему самоуправления. Руководство формальной структурой коллектива осуществляют  выбранные органы  (командир отряда, физорг, редколлегия и т. п.). В формальной структуре воспитанники отряда выполняют определенные социальные роли – поручения. Поручения даются открыто, часто в соответствии с графиком, имеют конкретное содержание (дежурство по столовой), длительность  и границы ответственности (например, конкретные трудовые действия).

Формальная структура коллектива в лагере реализует свой воспитательный потенциал во взаимодействии первичного коллектива – отряда, общего коллектива лагеря и педагогического коллектива.

Первичный коллектив – это неделимая часть коллектива, наименьшая структурная единица, предполагающая объединение воспитанников на основе дружеских, личностных  и деловых интересов. Первичный коллектив предполагает тесное общение, постоянный контакт воспитанников, и, по утверждению Г.Ф. Головановой, обладает правом непосредственного «прикосновения» к личности ребенка. Вожатому необходимо учитывать, что в рамках отряда могут существовать небольшие по численности первичные коллективы и учитывать в своей работе их большое социально-статусное и ценностное значение.

Совокупность первичных коллективов как «дифференцированное единство» в трактовке В.А. Караковского составляет общий коллектив. Первичный коллектив не способен до конца выполнить свои воспитательные функции, если он не живет как часть, «клетка» общего коллектива. Только в общем коллективе происходит осознание и принятие воспитанниками общественно значимых целей посредством участия в коллективных формах деятельности. Включение воспитанников в общий коллектив расширяет диапазон деловых связей, обогащает «горизонтальные» контакты (например, между воспитанниками одного отряда) «вертикальными» контактами, выходящими за пределы отряда, возраста. Расширение связей, выход воспитанников за пределы отряда существенно обогащает ценностно-нравственную атмосферу в лагере (своего рода «дух лагеря»)  и во многом определяет систему отношений воспитанников в отряде.

Органической структурой формальной структуры воспитательного коллектива лагеря выступает педагогический коллектив. В лагере он специфичен тем, что для организации воспитательного процесса привлекаются различные специалисты: учителя школ, педагоги дополнительного образования, а также студенты педагогических вузов. Работа в лагере требует от педагогов-воспитателей единства педагогической позиции, разнообразия творческих интересов и способностей педагогов, культуры педагогического общения.

2. Этапы развития детского коллектива-отряда

Проблема создания временного детского коллектива и построение на его основе воспитательного процесса в лагере требует от вожатого знания педагогической природы этого процесса. При этом важно не просто знать те изменения, которые будут происходить в отношениях  воспитанников, но и представлять себе специфику педагогической деятельности вожатого на каждой стадии развития коллектива. Традиционно выделяют  4 этапа развития коллектива (А.С. Макаренко), которые различаются особенностями педагогического руководства, обогащением общественно значимого смысла деятельности членов коллектива. В процессе развития коллектива изменяются отношения его членов к воспитателю и друг к другу, к общей деятельности и органам самуправления. Временный детский коллектив в своем развитии претерпевает изменения от объекта воспитания посредством возрастания субъектности до воспитывающегося субъекта педагогического процесса (Г.Ф. Голованова) (таблица).

На четвертом этапе отмечается гармония взаимной ответственности и межличностных отношений на уровне отряда и лагеря, каждый воспитанник активно участвует в коллективной жизни, своим творчеством оказывает на нее влияние. Воспитанники предъявляют сами к себе высокие требования, стремятся быть на уровне нравственных ценностей. Достижение данного этапа в условиях временного детского коллектива затруднено, прежде всего, ограниченностью времени пребывания детей в ДОЛ. Однако феномен гуманистических отношений у воспитанников настоящих развитых коллективов существует. И тогда даже после отъезда детей из лагеря отношения воспитанников сохраняются, развиваются и закрепляются на долгие годы.

Таблица – Этапы развития временного детсткого коллектива-отряда

 Этапы развития коллектива

Позиция воспитанников

Позиция вожатого

Коллективообразующая деятельность вожатого

Условия эффективности педагогической деятельности

Первый этап

  • Неорганизован-ные группы воспитанников, неформальные межличностные отношения,
  • нет первоначальных переживаний общности цели,   опыта коллективной деятельности

Прямо взаимодействует с каждым воспитанником

  • Сблизить воспитанников, помочь им в короткий срок лучше узнать друг друга;
  • включать воспитанников в интересные и увлекательные общие дела с целью их  самовыражения;
  • дать возможность проявиться активу;
  • определить поручения всем воспитанникам, чтобы они имели реальную возможность действовать в коллективе.

Внимание вожатого должно быть обращено не столько на мероприятия, сколько на реализацию триединства – деятельность, общение, отношения.

Второй этап

Появляются первичные признаки коллектива:

  • начинают действовать органы самоуправления (актив);
  • возникают отношения ответственных зависимостей.

Педагогическое взаимодействие опосредуется: вожатый сначала «заражает» коллективной деятельностью актив, убеждает в ее целесообразности активистов, помогает им выстроить весь проект дела. Теперь сам актив организует деятельность, реализует и оценивает ее результаты.

  • Воспитывать актив, обучать активистов сложному делу управления другими детьми, целенаправленно формировать у них организационный опыт;
  • воспитание первичных коллективов посредством регулярной смены поручений, чередования разнообразных кратковременных поручений;
  •  накопление опыта деятельности воспитанников с позиции активистов посредством создания временных активов,  «советов дела».

Организация  эмоционально привлекательного для всех, активного, творческого, делового общения воспитанников.

Третий этап

Большинство воспитанников имеют активную позицию в коллективной общественной деятельности, «расцвет коллектива» (А.С. Макаренко)

Воспитатель воспринимается членами коллектива как старший товарищ, уважаемый и авторитетный участник общих дел. В процессе воспитания происходит смещение субъектности в сторону коллектива.

Вожатый реализует свою основную педагогическую деятельность в соотвествии с программой развития лагерной смены, планом работы в отряде, логикой развития коллектива, выполняет свои должностные обязанности, несет отвественность за жизнь и здоровье детей.

  • Включение  воспитанников в разнообразную продуктивную деятельность;
  • единство педагогических требований, обогащение педагогического общения;
  • расширение полномочий и углубление деятельности органов самоуправления

Таким образом, временный детский коллектив развивается как специфический социально-педагогический феномен. Коллективообразующая деятельность вожатого опирается на педагогические закономерности управления коллективом и реализуется как специально организованное педагогическое взаимодействие с воспитанниками, с одной  стороны, с другой – с учетом неформальных процессов самоорганизации, самоуправления.

3. Методика организации временного детского коллектива-отряда

Ведущие идеи методики формирования временного детского коллектива-отряда:

  • необходимо вовлекать всех воспитанников в разнообразную и содержательную продуктивную совместную творческую деятельность;
  • важно организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в дружный и работоспособный коллектив.

Педагогической основой методики является:

  • умелое предъявление требований к воспитанникам;
  • организация детского самоуправления в отряде и обучение актива;
  • организация увлекательных перспектив в познавательной, трудовой, общественной, ценностно-ориентировочной, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной деятельности воспитанников и их свободного общения;
  • формирование здорового общественного мнения;
  • создание и развитие положительных традиций в отряде;
  • использование методики организации коллективной творческой деятельности.

Методика предъявления требований к воспитанникам  отряда подразумевает:

  • четкое определение норм и правил поведения в отряде;
  • приучение воспитанников к соблюдению установленных в лагере и отряде норм и правил, выработка навыков и привычек поведения;
  • соблюдение меры в предъявлении требований к воспитанникам отряда;
  • в процессе предъявления требований необходимо учитывать настроение в отряде и общественное мнение воспитанников

Только создавая условия для активного участия воспитанников отряда в отрядных делах, можно постепенно усложнять требования к улучшению совместной жизнедеятельности в отряде!

На этапе организации отряда предъявление требований исходит от воспитателя и вожатых. Важно, чтобы требования поддерживались всеми воспитанниками отряда. Детский актив становится первым помощником вожатого в контроле за соблюдением норм и правил в отряде.

Организация деятельности воспитанников строится на основе развития временного детского коллектива-отряда посредством организации увлекательной совместной деятельности. Виды деятельности должны быть социально значимыми, разнообразными, соответствующими детским интересам. Вожатый должен учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость детей, сотрудничество детей и взрослых, использовать самоуправление в организации деятельности детей.

При подготовке коллективной деятельности воспитанников отряда вожатый решает:

  • предметную задачу (предполагает достижение непосредственного результата совместной деятельности; ориентирует деятельность на предметный результат, повышает заинтересованность  и активность воспитанников в достижении цели);
  • воспитательную задачу (позволяет вожатому осуществлять оптимальный выбор содержания, методов и форм коллективного дела; для ее решения вожатый должен определить роль и функции каждого воспитанника отряда, продумать объем работы, место и время проведения, необходимое оборудование, формы контроля и самоконтроля, способы подведения итогов и поощрения лучших участников).

Общественное мнение – это преобладающая оценка, которая дается в среде воспитанников отряда различным явлениям и фактам коллективной жизни. Общественное мнение – особая форма коллективного требования, которое принимается отдельными членами коллектива как должное, неоспоримое, само собой разумеющееся. В общественном мнении реализуется воспитательная роль отряда, через общественное мнение отряд предъявляет требования к своим членам, выражает свое отношение к их действиям и поступкам. В ходе совместной творческой деятельности у детей складываются общие оценки, суждения, нормы поведения. Путем формирования общественного мнения в отряде происходит постоянное усложнение задач, стоящих перед отрядом.

Для формирования здорового общественного мнения необходимо:

  • наличие системы организации совместной коллективной творческой деятельности;
  • выносить на коллективное обсуждение все более или менее значимые события и явления в жизни отряда, давать им правильную общественную оценку;
  • повышать роль органов самоуправления  в отряде.

Основными методами формирования общественного мнения в отряде являются убеждение, анализ и оценка деятельности  и взаимоотношений, критика и самокритика, личный пример и др.

Общественное мнение отражает зрелость коллектива, он начинает действовать как отлаженный механизм, оказывающий воспитательное влияние на отдельных его членов и наоборот, позволяет формировать такие качества воспитанников, как объективность, справедливость, требовательность, принципиальность, добросовестность.

Наличие традиций в коллективе отражают уровень коллективного опыта, привычек, отношений. Механизм традиций – «у нас так принято», «мы всегда так делаем», «обычно в нашем отряде…» упрощает многое в организации коллективной деятельности, освобождает время и силы для творчества.

К традициям в отряде можно отнести:

  • выбор названия и девиза отряда, другой символики;
  • проведение отрядных огоньков, сборов;
  • «дни рождения отряда»;
  • будничные традиции (например, коллективное планирование, организация, проведение и анализ интересных дел в отряде).

Установление прочных традиций в отряде способствуют развитию отряда как детского коллектива, повышают содержательность его жизни, воспитывают чувство гордости за свой коллектив.

В современных педагогических концепциях особое внимание уделяется воспитанию личности в социальной системе. Вожатому необходимо осознавать, что воспитание коллектива организуется для самоопределения личности воспитанников, для раскрытия ими своей индивидуальности. По утверждению Г.Ф. Головановой, для воспитания личности в коллективе педагогу необходимо сосредоточить свои педагогические усилия в трех главных направлениях коллективной жизни воспитанников:

1) личностном самоутверждении в коллективной деятельности и общении;

2) освоении взрослых форм общения и деятельности;

3) открытии себя как личности и индивидуальности.

4. Детское самоуправление в отряде

Актив – ядро коллектива, его организующий центр. Это наиболее активная, инициативная группа воспитанников, обладающая хорошими организаторскими способностями, а также  наличием  специфических компетенций в определенной области.

Особое значение для формирования детских коллективных отношений имеет развитие самоуправления в отряде. Самоуправление предполагает самостоятельное управление собой, своей жизнедеятельностью, самостоятельную организацию дежурства, самостоятельное распределение обязанностей при организации деятельности, при проведении мероприятий, а также самоконтроль результатов деятельности. Развитие самоуправления помогает воспитанникам почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Развитие самоуправления в отряде позволяет создавать условия для социального становления детей и подростков посредством включения их в решение сложных проблем, взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Участвуя в решении проблем отряда, воспитанники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей лагерной жизни, решения управленческих проблем в отряде.

Таким образом, самоуправление (по Л.В. Воронцова) – это:

– форма организации жизнедеятельности детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей;

– специфическая деятельность коллектива по организации разнообразной коллективной деятельности, жизни объединения детей;

– непременный признак коллектива, его функция.

Самоуправленческая деятельность реализуется через следующие виды:

– коллективное планирование;

– текущая организаторская работа по реализации ключевых дел отряда;

– работа в постоянных и временных органах самоуправления;

– выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений, дежурство по отряду, лагерю;

– участие в работе отрядных сборов,  в работе педагогического совета лагеря.

Самоуправление может складываться из деятельности временных и постоянных органов.

К временным органам самоуправления относятся:

– советы дела, штабы, т. е. работа во временных творческих и инициативных группах.  Они создаются по решению совета отряда для выполнения конкретной задачи, стоящей перед отрядом. Выполнив конкретную задачу, члены совета дела отчитываются перед советом отряда, после чего группа расформировывается;

– дежурства, а также индивидуальные или групповые поручения.

Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: сбор отряда, совет отряда, деятельность звеньев (комнат), сборы звена, деятельность клубов.

Собрание отряда является высшим органом самоуправления и обеспечивает каждому члену отряда право участия в подготовке, обсуждении и принятии решения по важным вопросам жизнедеятельности отряда.

Совет отряда  главный исполнительный орган, избираемый на собрании отряда. Его члены руководят работой микрогрупп, советами дел, создаваемых для организации в отряде различных видов деятельности: трудовой, физкультурно-оздоровительной, шефской, познавательной или художественно-творческой. В состав микрогруппы могут входить воспитанники отряда на основе общих интересов и существующих между ними дружеских отношений.

Задачи педагогического руководства по развитию самоуправления воспитанников отряда (по Л.В. Воронковой):

  • проектирование идеальной схемы самоуправления в отряде еще до первых практических шагов совместной работы;
  • организация обучения актива отряда и формирование необходимых качеств;
  • включение воспитанников отряда в организаторскую деятельность.

5. Методика коллективной творческой деятельности (КТД)

Методика была разработана ленинградским ученым-педагогом И.П. Ивановым  и успешно воплощена в практике коммунарской воспитательной системы. Сегодня  данная методика по-прежнему востребована как «современная организация содружества детей и взрослых, как технология творческого самоопределения в коллективной деятельности» (Н.Ф. Голованова, с. 149).

Основной организационной формой в методике коллективной творческой деятельности является дело, которое организуется вместе с детьми для воспитания и формирования ценностного отношения к миру.

В практике работы лагеря дело представляет собой самостоятельно (совместно с вожатыми, воспитателями, органами самоуправления) организованное событие, результатом которого станет положительное социальное преобразование и самостроительство личности каждого воспитанника. Коллективные дела могут выстраиваться в различных содержательных сторонах воспитания, носить гражданскую, общественно-политическую, познавательную, эстетическую, спортивную и иную направленность. Одной из важнейших характеристик коллективного дела выступает проявление гражданской творческой заботы, приносить пользу и радость окружающим.

Специфична и организация деятельности участников дела. Вся работа выстраивается через функционирование микрогрупп. Микрогруппы включены в коллективную деятельность как живые клеточки большого организма. Именно в рамках микрогрупп планируется, разрабатывается, организуется, анализируется вся работа. Каждая микрогруппа действует самостоятельно, но не изолированно. Даже в условиях соревнования не исключены возможности кооперации и сотрудничества, что позволяет слиться действиям всех микрогрупп в единое общее дело.

Деятельностью микрогрупп руководит Совет дела. Это временный орган самоуправления, имеющий подвижный состав и обеспечивающий организацию деятельности участников дела. Методика коллективного творческого дела предполагает также использование чередующихся творческих поручений. Такие поручения даются как отдельным участникам дела, так и микрогруппам. Стимулирующее действие оказывает использование зафиксированных знаков отличия. Такие знаки отражают содержательный смысл поручения и фиксируют определенный опыт, традиции этого поручения, которые передаются вместе со знаками отличия.

Рефлексирующую функцию выполняют «огоньки», «вечера в кругу друзей», «вечерние свечки», которые позволяют создавать коллективные переживания и коллективный опыт посредством обсуждения результатов КТД.

Главным правилом подготовки и проведения КТД является создание атмосферы выдумки, импровизации и творчества. По утверждению Г.Ф. Головановой, «ситуация коллективного дела должна восприниматься его участниками как часть реальной жизни, как жизненная проблема, которую следует принять как собственную, значимую и интересную лично тебе и твоим товарищам» (Г.Ф. Голованова, с.151).

Алгоритм коллективного творческого дела представлен последовательными стадиями, каждая из которых имеет собственные цели, представлена специфической деятельностью вожатого и воспитанников.

Первая стадия – «Предварительная работа»

Предполагает коллективный поиск различных вариантов организации дела.  Предварительной работой вожатого будет продумывание общей воспитательной цели данного дела. Какие отношения буду развиваться  у воспитанников в результате участия в КТД, какие изменения будут происходить в духовном мире личности каждого участника КТД.  Если опыт организации коллективных дел у воспитанников еще недостаточный, то вожатый заранее может продумать возможные варианты их проведения. Эти варианты будут ненавязчиво предложены воспитанникам на стадии планирования и коллективного обсуждения.

Вторая стадия – «Коллективное планирование дела»

В соответствии с методикой КТД  планирование проводится в микрогруппах, поэтому следует рассадить воспитанников лицом друг к другу по несколько человек. Если воспитанники не имеют достаточного опыта планирования, то вожатый начинает со стартовой беседы, побуждая детей к активному размышлению по поводу предстоящего дела. Затем все микрогруппы участвуют в коллективной дискуссии.  После завершения обсуждения, представители  микрогрупп демонстрируют  результаты обсуждения, задают друг другу вопросы, спорят.

После принятия коллективного решения и выбором Совета дела, на сборе Совета дела составляется план проведения дела, назначаются ответственные, распределяются примерные поручения для микрогрупп и отдельных воспитанников.

Активизация деятельности детей во время планирования возможна при помощи приемов подсказки, выбора, совета, усиления мотива (дополнительное разъяснение значимости дела), авансирования, обращения с просьбой о помощи. Можно прибегнуть к таким формам планирования, как «Дерево идей», «Ящик предложений», «Аукцион идей», «Анкета желаний», «Конкурс на лучшее предложение», «Разброс мнений».

Третья стадия – «Коллективная подготовка дела»

Алгоритм деятельности вожатого и воспитанников можно обозначить следующим образом:

– уточняется общий проект дела, сроки его подготовки и проведения;

– определяем содержание дела, объем работы, роли и поручения по принципы «Как можно мельче и как можно больше, так, чтобы у каждого была своя роль в общем деле» (Н.Е. Щуркова);

– организуем работу микрогрупп под руководством Совета дела, при этом каждая микрогруппа готовит свой «сюрприз» как часть общего дела;

– создаем положительную мотивацию, поддерживаем проявления инициативы и творчества, взаимопомощи. Вожатому важно предотвратить излишние соревновательность и нездоровое соперничество;

– организовываем по мере необходимости отдельные репетиции для микрогрупп;

– пишем план-сценарий, подготавливаем необходимые средства  (музыка, тексты-связки, плакаты, театральный реквизит, пригласительные билеты и т. п.).

Данная стадия очень значима в воспитательном плане, поскольку здесь приобретается бесценный опыт совместной деятельности, закладываются ценностные основы отношений. Широкий арсенал педагогических приемов стимулирования воспитанников предложен Н.Е. Щурковой (прием возложения полномочий, снятия страха, персональной исключительности, прямой и скрытой помощи).

Четвертая стадия – «Проведение коллективного дела»

Эта стадия – кульминационная в реализуемой методике КТД. Вожатый продумывает степень своего участия и меру участия детей в зависимости от имеющегося у них опыта и степени самостоятельности. Дело проводится по намеченому плану, однако нужно быть готовым к возможным «вариациям». Каждая микрогруппа представляет свои «сюрпризы», из этих отдельных элементов и складывается общее яркое и интересное дело. Это позволяет поддерживать настроение воспитанников, стимулировать их интерес. Важно помнить, что именно воспитанники и их настроение, отношение к происходящему, взаимоотношения друг с другом, опыт совместного эмоционального переживания является главной целью дела. Само содержание дела, его реализация – вторичны.

Пятая стадия – «Коллективное подведение итогов дела»

Данная стадия чрезвычайно значима в плане  выявления каждым воспитанником личностного смысла коллективного взаимодействия. Эта стадия организуется непосредственно после окончания дела, когда еще обострены эмоции, не утрачена яркость впечатлений. Анализ результатов собственной деятельности также целесообразно проводить сначала в микрогруппах, а затем  в форме коллективного обсуждения. Воспитанникам предстоит ответить на вопросы: «Что было хорошо? Что понравилось и почему? Как себя чувствовали? Кому хотите сказать спасибо?». Затем выявляем недостатки: «Что не понравилось? Что не удалось и почему? Чем остались недовольны?».  И в завершении обсуждения «Что предлагаем на будущее?».

Главная задача данной стадии – закрепить коллективные переживания воспитанников, стимулировать их активность и ориентировать на дальнейшее преобразование окружающих условий и обстоятельств жизни.

На данной стадии можно использовать рефлексивные методики «Рефлексивный круг», «Цепочка предложений», «Разброс мнений», «Палитра настроений» и т. п.

Шестая стадия – «Ближайшее последствие коллективного дела»

Это этап осуществления предложений, принятых на стадии коллективного подведения итогов. Воспитанники объединяются в новые творческие группы для работы над новым КТД, происходит смена чередующихся творческих поручений. Разгорается новая искра поиска новых идей, дел.

Вожатый на этом этапе осмысливает итоги дела, намечает перспективы, корректирует цель, расширяет возможности своих воспитанников посредством предоставления им большей степени свободы и самостоятельности.

Таким образом, методика КТД имеет широкие возможности по расширению субъективного опыта воспитанников. Включение детей и подростков в продуктивную общественно значимую деятельность ориентирует их на преобразование окружающей действительности, обогащает воспитательный потенциал  совместных переживаний, формирует систему ценностных ориентаций.

Рекомендации по работе педагогу-вожатому в основной период смены.



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 833 человека из 78 регионов

  • Сейчас обучается 42 человека из 23 регионов

  • Сейчас обучается 315 человек из 58 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 223 473 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 10.12.2021
  • 963
  • 4
  • 10.12.2021
  • 445
  • 1
  • 10.12.2021
  • 865
  • 1
  • 10.12.2021
  • 284
  • 0
  • 10.12.2021
  • 178
  • 1
  • 10.12.2021
  • 1201
  • 26
  • 10.12.2021
  • 322
  • 9
  • 10.12.2021
  • 158
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»

  • Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы по профилактике суицидального поведения подростков»

  • Курс повышения квалификации «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика в современном образовательном процессе»

  • Курс повышения квалификации «Управление этикой и социальной ответственностью в бизнесе, образовании и государственной службе»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Калугина Олеся Алексеевна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Калугина Олеся Алексеевна

    • На сайте: 1 год и 11 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 217044
    • Всего материалов:

      445

  • Рабочий лист. 1 сентября.

Рабочий лист. 1 сентября.

Рабочий лист можно использовать на уроке Знаний . Очень интересно заполнить данный лист, собрать…

КОМИТЕТ ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ ОБЛАСТНОЙ ШТАБ МОЛОДЕЖНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ

В помощь командиру студенческого педагогического отряда

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

«Организация студенческого педагогического отряда»

г. Пермь, 2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Положение о педагогическом отряде

II.

Договор о формировании, подготовке, направлении и организации работы педагогического отряда

III.

Примерное штатное расписание организаторов воспитательного и досугового процесса

IV.

Примерное заявление о зачислении в студенческий педагогический отряд

V.

Образец оформления списка студенческого педагогического отряда выезжающего на работу

VI.

Образец оформления списка студенческого педагогического отряда на прохождение медосмотра

VII.

Образец оформления списка студенческого педагогического отряда на получение личных медицинских книжек и справок о сан. эпид. окружении

VIII.

Перечень документов, врачей, специалистов, мест их прохождения и оформления, а также стоимость услуг при медподготовке участников студенческих педагогических отрядов

IX.

Положение

Об охране жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря

Правила безопасности в процессе купания детей на открытых водоемах

Правила безопасности при проведении туристических походов

Правила безопасности при проведении спорт соревнований

X.

Меры первой доврачебной помощи при несчастных случаях

XI.

Должностная инструкция вожатого/воспитателя летнего оздоровительного лагеря.

XII.

Приказ о школе вожатых

XIII.

Приказ о студенческом педагогическом отряде

XIV.

Примерное положение о фестивале молодежно-студенческих отрядов «студенческое лето»

XV.

Примерное положение об областном смотре-конкурсе молодежно-студенческих отрядов Пермской области

I. ПОЛОЖЕНИЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОТРЯДЕ

  1. Общие положения.

Педагогический отряд – общественное объединение студенческой молодежи, созданное с целью оказания социально – педагогической поддержки и организации отдыха, досуга и занятости детей и подростков и действующее на основании Конституции РФ «об образовании», закона РФ «Об общественных объединениях», закона РФ «Об основах социальных гарантий прав ребенка». Закона РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и конвенции ООН «О правах ребенка».

  1. Задачи и направления деятельности педагогического отряда.

    1. Задачи:

  • обеспечение временной и вторичной занятости студенческой молодежи;

  • защита и реализация прав и интересов членов педагогических отрядов;

  • создание благоприятных условий для самореализации и развития творческих способностей молодежи;

  • поддержка и развитие движения педагогических отрядов в Пермской области.

    1. Направления деятельности:

  • формирование социально активной позиции молодежи в процессе непосредственного участия в социально – значимой деятельности;

  • организация отдыха детей и подростков в детских оздоровительных лагерях;

  • учебно-методическая и издательская деятельность;

  • участие педагогического отряда в реализации государственных программ в сфере патриотического, гражданско-правового и нравственного воспитания молодежи;

  • приобщение детей и молодежи к здоровому образу жизни;

  • сотрудничество с педагогическими отрядами других областей и регионов Российской Федерации.

  1. Организационная структура педагогического отряда.

    1. Членом педагогического отряда может стать любой молодой человек старше 18 лет, имеющий педагогическое образование или прошедший обучение в «Школе вожатого» при наличии положительной рекомендации учебного заведения, и Центра содействия трудовой занятости молодежи, в котором он проходит обучение, либо организации, в которой он работает на время создания педотряда.

    2. Решение о создании педагогического отряда принимается общим собранием его членов и утверждается Центром содействия трудовой занятости молодежи либо Областным штабом молодежных студенческих отрядов.

    3. Зачисление в педагогический отряд происходит на основании личного заявления.

    4. Высшим органом управления деятельностью педагогического отряда является Центр содействия трудовой занятости молодежи.

    5. Командир педагогического отряда:

  • организует набор членов педагогического отряда и деятельность в соответствии с целями задачами его создания;

  • представляет интересы педагогического отряда в общественных и государственных организациях;

  • ведет необходимую деловую документацию педагогического отряда;

  • обеспечивает выполнение педагогическим отрядом правил техники безопасности и охраны труда, бытовой производственной санитарии;

  • осуществляет контроль за своевременным и качественным выполнением работ и заданий всеми членами педагогического отряда;

  • командир СПО утверждается приказом Центра содействия трудовой занятости молодежи либо Областным штабом молодежных студенческих отрядов.

  1. Деятельность педагогического отряда.

    1. Деятельность педагогического отряда осуществляется в соответствии с заключенным между «Центром «и организацией – работодателем договором.

    2. Место дислокации педагогического отряда определяется в соответствии с направлениями его деятельности и договором о сотрудничестве с организацией – работодателем.

  2. Охрана труда и быт педагогического отряда.

    1. Создание здоровых и безопасных условий труда членов педагогического отряда обеспечивает организация — работодатель в соответствии с действующим законодательством, действующими правилами и нормами по охране труда, санитарными нормами, правилами, гигиеническими нормативами.

    2. Все члены педагогического отряда должны неукоснительно соблюдать все вышеизложенные требования, нормы и правила по охране труда.

Финансово хозяйственная деятельность педагогического отряда.

    1. Финансово – хозяйственная деятельность педагогического отряда осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим положением.

    2. На членов педагогического отряда распространяются условия оплаты труда, действующие в организации, где отряд выполняет работы;

    3. Расчеты с каждым членом отряда, включая командира отряда, производятся в соответствии с условиями договора, заключенного между педагогическим отрядом и организацией – работодателем либо индивидуального договора, заключенного между членом педагогического отряда и организацией – работодателем;

    4. В случае необходимости педагогический отряд может зарегистрироваться в органах юстиции как юридическое лицо в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР

о формировании, подготовке, направлении

и организации работы педагогического отряда.

г. Пермь «___» _________2003 г.

___________________________________________________________________ в лице директора _______________________________, действующего на основании __________________________, именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и «Центр содействия трудовой занятости молодежи» в лице начальника Тишина Сергея Сергеевича, именуемое в дальнейшем «Исполнитель» с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

  1. Предмет договора.

Формирование, подготовка, направление и организация работы студенческого педагогического отряда Пермской области в целях реализации Программы оздоровления и отдыха детей в ______________________ г. Перми в период с _________г. по ___________г.

  1. Обязанности сторон.

    1. «Исполнитель» обязуется.

      1. Подобрать из числа имеющих опыт работы в детских оздоровительных учреждениях педагогов и студентов Пермской области, сформировать согласно утвержденному «Заказчиком» штатному расписанию и направить для работы в пансионат «Лесная поляна» для выполнения Программы оздоровления и отдыха детей студенческий педагогический отряд общей численностью ____чел. двумя заездами:

1 заезд — с ______по _______г. (___чел.)

2 заезд — с ______по _______г. (___чел.)

      1. Организовать медицинское освидетельствование участников педотряда (медобслуживание, необходимые профилактические прививки) с оформлением личных медицинских книжек установленного образца.

      2. Организовать в течение мая месяца 200__ г. для участников педотряда дополнительную профессиональную подготовку в школе вожатого.

      3. Обеспечить соблюдение дисциплины, техники безопасности, правил охраны жизни и здоровья детей, внутреннего распорядка лагеря участниками педотряда;

      4. Обеспечить бережное отношение участников педагогического отряда к переданному на время выполнения Программы инвентарю и материальным ценностям.

2.2 «Заказчик» обязуется.

2.2.1. Оформить приказом зачисление на работу в ______________________, каждого участника Отряда в соответствии с действующим законодательством РФ о труде и штатным расписанием;

2.2.2. Предоставить участникам педотряда бесплатно: жилье, пятиразовое питание.

2.2.3. Обеспечить участникам педотряда здоровые и безопасные условия труда и быта. В случае необходимости оказывать участникам педотряда первую медицинскую помощь средствами медицинского учреждения «Заказчика»;

2.2.4. Обеспечить участников педотряда необходимой мат. – тех. базой, канцтоварами и инвентарем для выполнения Программы оздоровления и отдыха детей;

2.2.5. Оплатить проезд участникам педагогического отряда от г. Перми до __________________ и обратно после окончания смены до г. Перми.

  1. Особые условия.

    1. В случае несоблюдения правил внутреннего распорядка _________________ участниками педотряда, «Заказчик» по согласованию с начальником лагеря вправе отстранить нарушителей от педагогического процесса, в свою очередь «Исполнитель» обеспечивает замену педагогов в течение 3-х дней.

    2. «Заказчик» оплачивает обратный проезд до г. Перми только участникам педотряда, отработавшим полный срок заезда по Договору. В исключительных случаях (болезнь, вынужденный отъезд и т.д.) решение принимается «Заказчиком» в индивидуальном порядке.

  1. Ответственность сторон.

    1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему Договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

    2. В случае нарушения трудовой дисциплины, халатного и недобросовестного исполнения обязанностей приведших к угрозе безопасности жизни и здоровья детей, каждый участник педагогического отряда и сотрудник ____________________ несет персональную ответственность в установленном законом порядке.

    3. «Исполнитель» и «Заказчик» не отвечают перед третьими сторонами по долгам и обязательствам друг друга.

    4. Стороны, безусловно, освобождаются от ответственности за неисполнение настоящего Договора в случае наступления Форс-мажорных обстоятельств.

  2. Разрешение споров и изменение Договора.

    1. Споры и разногласия между сторонами, которые могут возникнуть при исполнении настоящего Договора, разрешаются путем переговоров с обязательным составлением протокола переговоров, подписываемого обеими сторонами.

В противном случае разногласия передаются для рассмотрения в арбитражный суд для разрешения в установленном законом порядке.

    1. Настоящий Договор может быть изменен и дополнен сторонами путем составления соответствующих документов, которые будут являться его неотъемлемой частью.

  1. Срок действия Договора.

    1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует до полного выполнения обязательств сторонами.

    2. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.

  1. Юридические адреса сторон.

«Заказчик»

«Исполнитель»

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

ООО «Центр содействия трудовой занятости молодежи»

614099, г. Пермь, ул. Окулова, 14, каб. 314, тел. 33-66-12.

  1. Подписи сторон.

________________________________________________________________________

Директор

ООО «Центр содействия трудовой занятости молодежи»

Начальник

ПРИМЕРНОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ

ОРГАНИЗАТОРОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И ДОСУГОВОГО ПРОЦЕССА ОДНОЙ СМЕНЫ В ____________________________________

ПО СОСТОЯНИЮ НА _____________г.

  1. Начальник лагеря

___

  1. Старший воспитатель зам. начальника лагеря (методист)

___

  1. Режиссер массов. меропр. лагеря (культорганизатор)

___

  1. Руководитель физического воспитания

___

  1. Руководитель плавания

___

  1. Педагог – психолог

___

  1. Музыкальный руководитель

___

  1. Диджей (D j

___

  1. Старший вожатый дружины

___

  1. Инструктор по физической культуре

___

  1. Руководитель по плаванию

___

  1. Воспитатель дружины

___

  1. Вожатый дружины

___

  1. Подменный вожатый

___

  1. Подменный воспитатель

___

Итого: __ чел.

Начальнику «Центра содействия

трудовой занятости молодежи» Тишину С.С.

от студента ________курса ______гр.

факультета, отделения

________________________________

наименование учебного заведения

________________________________

(Ф.И.О. полностью)

________________________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу Вас зачислить меня в студенческий педагогический отряд для работы в _____________________________________________________

________________________________________________________________

с 200__г. по 200__ г.

__________________

Подпись

__________________

Дата

О себе сообщаю:

1. Число, месяц, год рождения

_______________________________

место рождения

_______________________________

2. Паспорт: серия, номер,

_______________________________

дата выдачи, кем выдан

_______________________________

место выдачи

_______________________________

3. Адрес по прописке

_______________________________

_______________________________

4. Фактический адрес проживания,

_______________________________

_______________________________

домашний телефон

_______________________________

5. ИНН

_______________________________

6. № страх свид-ва пенсион. Фонда

_______________________________

7. № студенческого билета

_______________________________

8. Работа в качестве вожатого ранее:

_______________________________

(наименование лагерей, сроки работы)

_______________________________

_______________________________

_______________________________

СПИСОК

СПО «Дружный» Центра содействия трудовой занятости молодежи, выезжающего на работу в

_________________________________________________________________________________

п/п

Ф.И.О.

Место учебы, работы

Паспортные данные

Место прописки, фактич. адрес проживания

ИНН

№ пенс.

св -ва

Серия

Номер

Дата рожд.

Когда выдан

Кем выдан

1.

Иванов Петр Иванович

ПГПУ, Фак. Психологии,

3. курс гр. 631

0809

088555

28.05.84

22.03.01

УВД Свердловского р-на, г. Перми

г. Пермь,

ул. Мира 25, кв. 5.

Тел. д.:

22-33-44

263513624444

112-816-142-20

СПИСОК

на прохождение медосмотра СПО «Дружный» Центра содействия трудовой занятости молодежи,

выезжающего на работу в

_________________________________________________________________________________________________

п/п

Ф.И.О.

Пол

Дата рожд.

Место прописки, фактич. адрес проживания

Когда последний раз проходил флюорографию

Когда последний раз проходил медосмотр

1.

Иванов Петр Иванович

мужской

28.05.84

Г. Пермь, ул. Мира 12 кв 3/

аналогично

СПИСОК

на получение личных медицинских книжек и справок о сан. эпид окружении участникам

СПО «Дружный» Центра содействия трудовой занятости молодежи, выезжающего на работу в _________________________________________________________________________________________________

п/п

Ф.И.О.

Место учебы, работы

Паспортные данные

Место прописки, фактич. адрес проживания

Серия

Номер

Дата рожд.

Когда выдан

Кем выдан

1.

Иванов Петр Иванович

ПГПУ, Фак. Психологии,

3. курс гр. 631

0809

088555

28.05.84

22.03.01

УВД Свердловского р-на, г. Перми

г. Пермь,

ул. Мира 25, кв. 5.

Тел. д.:

22-33-44

аналогично

Перечень

документов, врачей, специалистов, мест их прохождения и оформления, при медподготовке участников студенческих

педагогических отрядов.

1.

Пенсионное свидетельство

Оформляется в пенсионном фонде по месту прописки или в высшем учебном заведении в течении 3-х недель

2.

ИНН (Идентификационный номер налогоплательщика)

Оформляется в налоговой инспекции по месту прописки

3.

Личная медицинская книжка

Оформляется в ФГУ «Центр государственного надзора в Пермской области» или в центре санитарно-эпидемиологического надзора г. Перми

4.

Медосмотр

Флюорография

Терапевт

Баканализ (мазок)

Анализ крови

Гинеколог

Уролог

Дермовинеролог

Срок действия – 3 месяца

Проводится бесплатно по месту жительства или учебы

Срок действия – 1 год

Проводится бесплатно по месту жительства или учебы

Срок действия – 1 год

Срок действия – 1 год

Срок действия – 3 месяца

5.

Справка о сан. эпид. Окружении

Оформляется в центре санитарно-эпидемиологического надзора г. Перми

Срок действия – 3 дня

П О Л О Ж Е Н И Е

об охране жизни и здоровья детей

и сотрудников детского летнего лагеря

Должностная инструкция по технике безопасности

Начальник лагеря:

  1. несет ответственность за состояние охраны здоровья и жизни детей и сотрудников лагеря, соблюдение техники безопасности при проведении всех мероприятий.

  2. систематически проводит инструктаж сотрудников по технике безопасности и осуществляет их допуск к работе.

  3. совместно с врачом анализирует случаи травматизма и заболеваний, принимает меры по их снижению.

  4. контролирует работу сотрудников по охране труда, технике безопасности, санитарии и противопожарной безопасности.

  5. проводит планерки по вопросам организации работы лагеря.

Общее положение об охране здоровья и жизни детей

Время пребывания ребенка в лагере можно разделить на три периода:

  • организационный период;

  • пребывание в лагере в течение смены;

  • период разъезда детей.

    1. Организационный период

  • по прибытии в приемный корпус сопровождающий должен по фамилиям, по списку передать детей ответственному за прием детей в лагере.

  • ответственный передает списки детей и путевки дежурному по приему детей, а медсправки – медработнику.

  • врачом и медсестрой должны проводиться наружный осмотр детей, термотерапия и первичная обработка медицинской документации.

  • дежурный по заезду, вожатые сопровождают детей в спальные корпуса. С этого момента вожатые отрядов отвечают за безопасность жизни и здоровья детей, инструктируют их по соблюдению элементарных правил безопасности.

    1. Пребывание детей в лагере в течение смены

Каждый работник лагеря в случае опасности для жизни детей должен принять все меры для ее устранения.

Ежедневные планы работы отрядов дежурный вожатый подписывает у врача лагеря, старшего воспитателя. Любые изменения в плане работы отряда на день должны согласовываться с руководством лагеря.

Хождение посторонних лиц по лагерю, посещение детей родителями, прием от них передач – запрещается.

Правила безопасности в процессе купания детей

на открытых водоемах

Самый ответственный момент, требующий соблюдения следующих правил:

  • проводится под наблюдением врача, вожатых, воспитателей;

  • не умеющих плавать – выявить заранее и направить в группу по обучению плаванию;

  • до купания плаврук проводит инструктаж по правилам поведения на воде;

  • плаврук проводит купание только: 1) после проверки готовности пляжа, 2) наличии медработника и 3) получив разрешение начальника лагеря;

  • во время купания вожатые выполняют все требования врача и плаврука.

  • Купание проводится в следующей последовательности:

  • 1) воздушные ванны в тени, 2) купание, 3) обтирание, 4) солнечные ванны;

  • солнечные ванны дети принимают в головных уборах;

  • допускается одновременное купание нескольких отрядов при условии, не более 10 детей на одного взрослого;

  • при купании один вожатый находится у знаков ограждения в воде, другой наблюдает с суши;

  • входит в воду и выходить из нее дети должны только по заранее оговоренному сигналу;

  • перед входом и выходом из воды дети строятся и рассчитываются по порядку номеров;

  • запрещается купаться при отсутствии спасательного инвентаря;

  • запрещаются шалости, ложные сигналы о помощи, игры, связанные с захватом конечностей и нырянием;

  • на пляже должны быть теневые навесы, а также создана дружина спасателей, оборудованы стенды о правилах проведения и по предупреждению несчастных случаев на воде.

Правила безопасности

при проведении туристических походов

Проводятся с разрешения начальника лагеря и врача.

Основным документом в походах служит маршрутный лист и маршрутная схема, предварительно тщательно разработанные руководителями похода и заверенные подписями начальника лагеря и врача.

На маршрутной схеме должны быть указаны основные пункты перемещения, привалов, места отдыха, питьевой воды и т.п.

Руководитель похода.

Может быть любой работник лагеря, прошедший специальную подготовку на семинаре и получивший удостоверение туристского организатора.

Назначается распоряжением начальника лагеря.

Наряду с ним за подготовку проведение похода несут ответственность старший вожатый и врач.

При подготовке похода:

  • совместно с начальником, старшим вожатым, врачом, тщательно разработать маршрут, уточнить при этом прогноз погоды, источники питьевой воды, выяснить санэпидемобстановку по маршруту похода;

  • организовать медосмотр участников похода;

  • не позднее чем за три дня дать заявку в бухгалтерию и столовую;

  • организовать тренировки участников похода с целью научить ходить по горным тропам, преодолевать препятствия, ориентироваться на местности;

  • познакомить с опасными и ядовитыми растениями;

  • научить разбивать палатки;

  • ознакомить детей с правилами поведения на транспорте населенных пунктов, с правилами движения походным строем на дорогах, с правилами оказания первой помощи;

  • получить и тщательно проверить состояние туристического снаряжения.

В походе:

  • строго придерживаться утвержденного маршрута, не допуская отклонений;

  • не допускать отлучек, запрещается разделение на группы самостоятельным маршрутам движения;

  • на трудных участках маршрута тщательно проверять проходимость и только после этого пропускать детей;

  • запрещается проводить детей по обвалам, бродам, крутым склонам;

  • категорически запрещается питье воды из необследованных источников;

  • на привале строго соблюдать правила противопожарной безопасности.

  • во время движения отряда один вожатый идет впереди, а другой замыкает колонну.

  • при преодолении препятствий один из них находится у препятствия.

  • при поездке в автобусе окна левой стороны должны быть закрыты;

  • при посадке этот же вожатый должен проверить наличие детей и только после этого дать водителю разрешение продолжать движение.

После похода:

  • сдать отчет и маршрутный лист для оформления документов;

  • совместно с участниками привести в порядок снаряжение и своевременно сдать его на склад.

Правила безопасности при

проведении спортивных соревнований

При проведении соревнований, спортивных занятий, преподаватели физического воспитания, а также вожатые, воспитатели, медработники обязаны обеспечить полную исправность спортинвентаря и безопасность мест занятий.

  1. Во время отрядных спортивных мероприятий все дети отряда должны находиться на площадке. Присутствие воспитателя и вожатого обязательно.

  2. При проведении тренировок сборных команд лагеря вожатый должен привести своих детей (членов сборной) и передать тренеру-преподавателю.

  3. Присутствие медработника при всех спортивно-массовых мероприятиях обязательно.

  4. Категорически запрещается без предварительного согласования принимать на территории лагеря фотокорреспондентов, работников телевидения для проведения съемок.

  5. Запрещается проводить фотографирование в воде и на помосте.

  6. Не допускать случаев безнадзорности детей – главной причины несчастных случаев.

  7. Категорически запрещается разрешать детям в одиночку и группами уходить из лагеря.

X. МЕРЫ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ

Все руководители отряда должны уметь оказывать первую помощь пострадавшему при несчастных случаях.

6.1. Первая помощь при ранениях, переломах, вывихах и ушибах

При ранениях основной задачей является предохранение пораженного места от загрязнения. При кровотечении необходимо остановить кровь, подняв раненую конечность вверх, закрыв рану перевязочным материалом из индивидуального пакета, сложив материал комочком, придавить его к ране и подержать его так в течение 4-5 минут, после чего сверху забинтовать и отправить пострадавшего в медпункт.

Если кровотечение тугой повязкой не останавливается, то необходимо наложить жгут, а при его отсутствии – закрутку из подручного материала. Жгут накладывают выше места кровотечения и не оставляют жгут на месте более двух часов.

В случае кровотечения из артерии головы или когда абсолютно не из чего сделать жгут, нужно прижать артерию выше места повреждения к кости и немедленно транспортировать пострадавшего в медпункт. В тех случаях, когда нельзя наложить жгут (при кровотечении на шее, грудной клетке, животе), применяют давящую повязку.

При переломах нужно создать полный покой поврежденной части тела. Необходимо наложить на поврежденную часть тела неподвижную повязку – шину. Шины накладывать таким образом, чтобы они захватывали не менее двух суставов, между которым находиться перелом.

При переломе черепа пострадавшего уложить таким образом, чтобы голова была несколько приподнята, по бокам ее уложить два валика, на голову положить холод.

При переломах позвоночника осторожно положить пострадавшего на носилки животом вниз и отправить в медпункт. Носилки должны быть твердыми, для чего снизу лучше положить широкую доску.

При вывихах необходимо закрепить конечность в том положении, какое она приняла. При вывихе плеча под мышку положить мягкий сверток, руку подвесить; при вывихе бедра – положить свернутую одежду, когда пострадавший будет положен на носилки. Вправление вывиха производится только врачом.

При ушибах следует приложить к ушибленному месту холод.

6.2. Первая помощь при потере сознания

При потере сознания необходимо обеспечить пострадавшему приток свежего воздуха, устранить в одежде все, что может стеснять или затруднять свободное дыхание (расстегнуть ворот, пояс и т.д.), обрызгать лицо водой, дать понюхать нашатырный спирт. При отсутствии дыхания немедленно приступить к проведению искусственного дыхания.

6.3. Способы искусственного дыхания

Наиболее эффективным и во многих случаях приемлемым является способ по методу вдувания воздуха «изо рта в рот» или «изо рта в нос». Для чего, необходимо открыть пострадавшему рот и, если там есть жидкость или слизь, удалить их носовым платком или марлей. Вынуть съемные протезы, если они есть. Положив человека на спину и расстегнув на нем одежду, максимально запрокинуть ему голову, чтобы язык не запал ему в гортань. Глубоко вдохните, зажмите ноздри пострадавшего, плотно прижмите свой рот (через платок) и с силой вдувайте воздух до тех пор, пока грудь пострадавшего не начнет подниматься. Выдохнув весь свой запас воздуха, сделайте глубокий вдох. В это время у пострадавшего пассивно происходит выдох.

Методом «изо рта в нос» нужно пользоваться при повреждениях нижней челюсти или когда челюсти плотно стиснуты. Оказывающий помощь производит 12-15 вдувании в минуту.

6.4. Непрямой (наружный) массаж сердца

При отсутствии пульса у пострадавшего одновременно с искусственным дыханием производят не прямой массаж сердца. Для этого пострадавшего необходимо положить на жесткую поверхность. Оказывающий помощь, положив кисти рук одна на другую на нижнюю часть грудной клетки пострадавшего, энергичными толчками производит ритмичное надавливание на грудную клетку (частота надавливания 50-60 раз в минуту, глубина надавливания 3-4 см.).

Необходимо придерживаться следующего чередования массажа и искусственного дыхания:

  • при наличии помощника – через каждые 4-6 надавливаний на грудную клетку помощник делает вдувание воздуха;

  • при отсутствии помощника – через 15-30 надавливаний с целью массажа сердца производить 2-3 вдувания.

Искусственное дыхание и массаж сердца следует проводить до полного восстановления дыхательной и сердечной деятельности или до решения врача о наступлении смерти.

6.5. Первая помощь при отравлении

Если работник, находящийся в помещении, почувствовал слабость, головокружение, то необходимо вывести его на свежий воздух. При ухудшении состояния (рвота, сильные головные боли) необходимо обратиться за квалифицированной медицинской помощью.

6.6. Первая помощь при ожогах

Различают ожоги четырех степеней. Ожоги первой степени (легкие) характеризуются покраснением, болезненностью кожи. При средних и тяжелых ожогах (2, 3, 4 степени) на место ожога наложить стерильную повязку и отправить пострадавшего в медицинское учреждение.

6.7. Первая помощь при химических ожогах

При ожогах крепкими кислотами, едкими щелочами и другими агрессивными веществами необходимо пораженное место промыть сильной струей воды из- под крана в течение 10-15 минут и отправить пострадавшего в медицинское учреждение.

6.8. Первая помощь при поражении электрическим током

Электрический ток может вызвать потерю сознания, тепловые ожоги, остановку дыхания, а в некоторых случаях – мгновенную смерть. Первым действием неотложной помощи является немедленное освобождение пострадавшего от действия тока. При невозможности быстрого отключения тока, пострадавшего нужно отделить от токоведущих частей, при помощи предметов, непроводящих ток, после чего немедленно приступить к оказанию первой помощи при ожогах и потере сознания.

XI. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОЖАТОГО/ВОСПИТАТЕЛЯ ЛЕТНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

  1. Общие положения.

    1. Вожатый летнего оздоровительного лагеря назначается на должность и снимается с должности приказом директора по представлению заместителя директора по воспитательной работе, на основе срочного трудового соглашения.

    2. На должность вожатого назначаются лица, имеющие образование не ниже полного среднего прошедшие специальную подготовку.

    3. Вожатый подчиняется непосредственно старшему воспитателю лагеря. Вожатый координирует свою работу с воспитателем по физической культуре, руководителями творческих объединений и педагогом организатором.

    4. График работы вожатого носит круглосуточный характер.

    5. Вожатому предоставляется два выходных за смену и один выходной день после отъезда детей из лагеря (в пересменок). График выходных дней утверждается старшим воспитателем.

    6. На время выходного дня обязанности вожатого исполняет подменный вожатый, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное выполнение взятых на себя обязанностей.

  1. Должностные обязанности.

Вожатый оздоровительного лагеря:

    1. Строго выполняет Правила внутреннего распорядка. Требования по охране жизни и здоровья детей, режим дня в лагере. Несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей своего отряда.

    2. Осуществляет сопровождение детей по детскому лагерю и обратно, в соответствии с маршрутом следования (на всем протяжении) и графиком заездов, несет ответственность за жизнь и здоровье детей на маршруте.

    3. Осуществляет педагогическую и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с плана работы отрада.

    4. Формулирует и осуществляет выполнение плана работы отряда.

    5. Осуществляет выполнение спортивно-оздоровительных программ лагеря совместно-с воспитателем по физической культуре и медработниками.

    6. Отвечает за своевременное оформление «Дневника вожатого» и другой отчетной документации.

    7. Круглосуточно находиться с детьми своего отряда, выходя за территорию лагеря только с разрешения старшего воспитателя.

  1. Права.

Вожатый в праве:

    1. Знакомиться с проектами решений руководства лагеря, касающихся его деятельности.

    2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря к совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельность лагеря недостатков.

    3. Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

  1. Ответственность.

Вожатый несет ответственность:

    1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

    2. За действия или бездействия, повлекшие за собой опасность для жизни и здоровья детей.

    3. За нарушение морально-этических и нравственных норм поведения, несовместимых с пребыванием в детском лагере.

    4. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

ПРИКАЗ

_______ от 200__ г.

«О школе вожатых ЦСТЗМ»

В целях организованной подготовки участников студенческого педагогического отряда ЦСТЗМ для работы в летний период 200__ года в ________________________________________________________________.

ПРИКАЗЫВАЮ:

Провести в срок с____________ г. по ____________ г. школу вожатых студенческого педагогического отряда ЦСТЗМ;

Ответственным за комплектование участников школы вожатых утвердить __________________________________ -директора «ЦСТЗМ»;

Программу школы вожатых утвердить (Приложение);

Список участников школы вожатых утвердить (.приложение 2);

Руководителем школы вожатых утвердить_____________________ ________________________________________________________________.

Бухгалтерии «ГОУК ДМПО» (_______________) оплатить расходы, связанные с работой школы вожатых , за счет средств, выделяемых на реализацию программы «Содействие трудовой занятости молодежи» в 2003 году.

Директор «ГОУК ДМПО»

Приложение №

к приказу №_______

от _____________200__ г.

СПИСОК

участников школы вожатых

центра содействия трудовой занятости молодежи

№ п/п

Ф.И.О.

Курс

Группа

Факультет

Наименование учебного заведения

Горбачева Марина

Валерьевна

2.

гр. 722

Экономический

ПГУ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Центра содействия трудовой занятости молодежи

_____________________С.С. Тишин

2003 года

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Проведения школы вожатых для работы в

__________________________

летом 200__ года

I Вводное занятие

  • Цели и задачи воспитательной работы

  • Условия летнего оздоровительного лагеря

  • Конвенция о правах ребенка

  • Нормативно-правовые основы организации летнего отдыха

II Вечер знакомства

    1. I Логика лагерной смены

II Планирование работы:

  • Формы работы периода

  • Концерт «ромашка»

III Практикум

    1. I Подготовка вожатского концерта

II Открытие лагерной смены

III Утренняя линейка

IV Организационный сбор

    1. План – сетка

Работа вожатского отряда

  • Название

  • Девиз

  • Песня

    1. Разучивание лагерных песен

Игротека

    1. Разбор общелагерных мероприятий ЗУД

Зачет

Руководитель программы _____________

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ

ПРИКАЗ

_______ от 200__ г.

О студенческом педагогическом отряде «Дружный» Центра содействия трудовой занятости молодежи и областного штаба молодежных студенческих отрядов.

Во исполнении приказа комитета по молодежной политике от ______________»О программе «Центра содействия трудовой занятости молодежи», договора №___ от ________200__ года на реализацию программы «Центр содействия трудовой занятости молодежи» и договора от _____200__ года «О формировании, подготовке, направлении и организации работы педагогического отряда» о совместной деятельности ЦЕНТРА с ____________________________________________по организации работы СПО «Дружный» Центра содействия трудовой занятости молодежи в _______________________с учетом итогов работы школы вожатых ЦСТЗМ.

ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Утвердить состав студенческого педагогического отряда «Дружный» Центра содействия трудовой занятости молодежи в количестве ______ человека (Прилагается);

    2. Утвердить командиром СПО «Дружный»_____________________

________________________________________________________________;

    1. Утвердить заместителем командира СПО «Дружный»___________

________________________________________________________________;

    1. Направить СПО «Дружный» для работы в ____________________

________________________________________________________________ на срок с _________г. по _________.;

Начальник

Центра содействия

трудовой занятости молодежи Тишин С.С.

XIV. ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕСТИВАЛЕ МОЛОДЕЖНО-СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ «СТУДЕНЧЕСКОЕ ЛЕТО»

  1. Цели и задачи

Фестиваль молодежно-студенческих отрядов «Студенческое лето» проводится в целях пропаганды движения молодежно-студенческих отрядов, как одной из форм трудового воспитания молодёжи и организации досуга участников молодежно-студенческих отрядов.

  1. Сроки и место проведения фестиваля

Фестиваль молодежно-студенческих отрядов «Студенческое лето» проводится в июле-августе месяце на базе Детско-оздоровительных комплексов или студенческих лагерей, позволяющих проводить подобные мероприятия.

  1. Участники фестиваля

Участниками фестиваля являются бойцы и командиры молодежно-студенческого отряда, работающие в Пермской области и за её пределами; члены оргкомитета; судейской коллегии; жюри фестиваля и представители молодёжных организаций, курирующих и организующих движение молодежно-студенческих отрядов по Пермской области; персонал Центра содействия трудовой занятости молодёжи; сотрудники ведомств, обеспечивающие поддержание правопорядка и пожарную безопасность в месте проведения фестиваля, безопасность передвижения, медицинское обслуживание бойцов молодёжно-студенческих отрядов; представители средств массовой информации; представители предприятий, принимающих молодёжно-студенческие отряды; почетные гости фестиваля; приглашенные на фестиваль.

  1. Условия проведения фестиваля

В программу фестиваля входят: спортивные соревнования и конкурс визитных карточек отрядов.

    1. Спортивные соревнования:

а) Соревнования по минифутболу.

Команда состоит из 7 человек. Игра длится 2 периода по 20 минут с перерывом 10 минут. В случае ничейного результата в основное время, проводится серия пенальти по 3 удара от каждой команды. Если и после этого победитель не определён, то пенальти продолжаются до первого промаха у одной из команд.

Примечание: команда должна иметь спортивную форму (одинаковую), бутсы запрещены.

б) Соревнования по волейболу.

Численность команды 6 человек: 3 девушки и 3 юноши. Игра состоит из 3 партий, продолжается до 11 очков.

Победителем считается команда, выигравшая в 2-х партиях. При ничейном результате в 2-х партиях, 3-я партия играется «таймбреком», т.е. присуждается каждое выигранное очко без учета перехода команды.

в) Соревнования по подтягиванию на перекладине.

Численность команды составляет 3 человека. Команда – победительница определяется большим суммарным количеством правильно выполненных подтягиваний.

Победителем в личном зачёте является спортсмен, правильно выполнивший большее количество подтягиваний.

г) Соревнования по поднятию гири весом 16 кг.

Команда состоит из 3-х человек. Возраст и вес участников не регламентируется. Команда – победительница соревнований определяется большим суммарным количеством правильно выполненных подъемов гири участниками команды.

Сильнейший гиревик фестиваля определяется в личном зачете по наибольшему количеству правильно выполненных подъёмов.

д) Соревнование по перетягиванию каната.

Команда состоит из 6 человек: 3 девушки и 3 юноши. Вес участников не ограничен. Победа присуждается команде, перетянувшей соперника в свою зону через разделительную линию.

е) Соревнования по «армреслингу».

В соревновании принимают участие команды из 3 человек: 1 девушка и 2 юноши. Победителем считается команда, победившая в 2-х встречах между одноимёнными номерами команд. Встречи проводятся однократно правыми руками.

ж) Легкоатлетическая эстафета 5 х 100 метров.

В эстафете принимают участие 5 человек: 2 девушки и 3 юноши. Расстановка по этапам не регламентируется. Итоговый результат команды оценивается по общему времени забега всей команды.

Соревнования начинаются и проводятся по всем видам согласно жеребьёвке и порядка проведения фестиваля. Участники команд допускаются к соревнованиям, согласно поданным заявкам, сданных в судейскую коллегию перед началом соревнований.

Участие одного спортсмена в различных видах соревнований допускается без ограничений.

    1. Порядок подведения итогов спортивных соревнований фестиваля

Порядок подведения итогов спортивных соревнований утверждается на первом заседании судейской коллегии перед началом соревнований.

Победители по видам спорта определяются в ходе соревнований по их результатам.

Наряду с победителями по видам соревнований в командном зачете определяются:

в мини футболе

— лучший игрок

в волейболе

— лучший игрок среди девушек

— лучший игрок среди юношей

в соревнованиях по поднятию гири

— сильнейший гиревик

по всем спортивным соревнованиям

— самые активные участники фестиваля

Спортивная команда – победительница фестиваля определяется по сумме мест в соревнованиях по видам спорта. Итоги спортивных соревнований фестиваля подводятся на заключительном заседании судейской коллегии.

    1. Конкурс визитных карточек студотрядов

Конкурс визитных карточек студенческих отрядов проводится на открытой площадке летнего кинотеатра.

Очерёдность выступления творческих коллективов определяется жеребьёвкой заблаговременно.

Продолжительность конкурсной программы до 30 минут. Количество участников программы не ограничивается.

В конкурсном выступлении оцениваются: актуальность, полнота раскрытия темы о жизни студенческого отряда, наличие нескольких жанров, сценическая культура и уровень исполнительского мастерства.

При выступлении допускается использование фонограмм, костюмов и декораций, подготовленных заранее.

    1. Порядок подведения итогов. (конкурс визитных карточек отряда)

Порядок оценки выступлений творческих коллективов студенческих отрядов утверждается на первом заседании жюри фестиваля.

Выступления творческих коллективов студенческих отрядов оцениваются членами жюри фестиваля по их окончании.

Итоги конкурса визитных карточек студенческих отрядов подводятся на итоговом заседании жюри с определением лучшей «визитки» фестиваля.

В ходе конкурса определяются и отмечаются: самые оригинальные номера, лучшее актёрское мастерство, лучшее сольное исполнение, лучшие танцевальные номера; номер «за волю к победе», самые активные участники.

  1. Награждение победителей фестиваля

Награждение победителей спортивных соревнований и конкурса визитных карточек отрядов производится согласно протоколам заседания судейской коллегии и жюри фестиваля на линейке закрытия.

Примечание: отряды – участники фестиваля при построении на линейке и размещении в летнем кинотеатре должны иметь объёмные трафареты с наименованием отрядов, флаги, стяги, транспаранты с различными приветствиями участников фестиваля. На одежде участников фестиваля должны присутствовать нашивки, шевроны, значки с символикой студенческих отрядов.

XV. ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЛАСТНОМ СМОТРЕ- КОНКУРСЕ МОЛОДЕЖНО-СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

  1. Цели и задачи

  • пропаганда движения молодежно-студенческих отрядов в Пермской области;

  • повышение качества выполняемых работ;

  • достижение наивысшей производительности труда;

  • укрепление трудовой и внутриотрядной дисциплины;

  • повышение заинтересованности учебных заведений области, формирующих студенческие отряды;

  • повышение заинтересованности сельхозпредприятий области принимающих студенческие отряды;

  • поощрение активных участников движения студенческих отрядов области.

  1. Сроки проведения смотра — конкурса

Июнь — октябрь месяцы.

  1. Участники смотра — конкурса

Молодежно-студенческие отряды учебных заведений Пермской области.

  1. Порядок проведения смотра — конкурса

Смотр — конкурс проводится в один этап в летний и осенний период работы.

  1. Порядок подведения итогов смотра — конкурса

Итоги смотра — конкурса подводятся комитетом по молодёжной политике по представленным центром содействия трудовой занятости молодёжи итогам работы молодёжно-студенческого отряда, с учетом показателей статотчетности 3-СО, материалов рейдовых проверок центра содействия трудовой занятости молодежи (штаб МСО) по организации деятельности молодежно-студенческих отрядов.

При определении победителей смотра – конкурса учитывается: общая выработка по отряду, производительность труда, соблюдение бойцами трудовой и внутриотрядной дисциплины, соблюдение в отряде правил безопасности и охраны труда, утверждение здорового образа жизни.

При подведении итогов смотра – конкурса определяются: лучшие студенческие отряды, наиболее активные учебные заведения области, формирующие молодежно-студенческие отряды; предприятия, наиболее активно создающие дополнительные временные рабочие места для работы молодежно-студенческих отрядов; активные участники и организаторы движения молодежно-студенческих отрядов Пермской области.

  1. Награждение победителей

Награждение победителей смотра — конкурса производится на мероприятиях, посвященных итогам работы молодежно-студенческого отряда Пермской области.

12tym.jpg

Под методами работы с детьми мы понимаем методы воспитательного воздействия на детей. В педагогическом арсенале три основных метода воспитательного воздействия:

  • метод убеждения,
  • метод упражнения,
  • метод оценки.

Метод убеждения выступает в виде следующего:

  • суждение воспитателя (вожатого) (например: «Глупый неспособен быть свободным, потому что не умеет предвидеть последствия»),
  • аргументация воспитателя (вожатого) (например: «В неизвестном месте лучше не купаться, ведь не знаешь, где обрывается пологий берег – можно захлебнуться»),
  • мнение, высказанное воспитателем (вожатым), сообщение о личном отношении и самочувствии (например: «Мне не нравится, когда люди опаздывают, это всегда сбивает ритм работы»),
  • сообщение об общепринятом в культуре (например: «Удобнее пить из стакана или чашки, не принято пить из бутылки»),
  • раскрытие внутреннего скрытого смысла происшедшего, отношенческого смысла (например: «Теперь мы не сможем основательно все выполнить, так как необходимый материал легкомысленно забыт тобою»),
  • диалог воспитателя (вожатого) с детьми (например: «Я так считаю, а что думаете Вы?»),
  • дискуссия, спонтанно либо специально организуемая воспитателем (вожатым), (например: «Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она каждому из нас…»),
  • обмен впечатлениями по восприятию художественного образа (например: «На этом портрете прекрасное человеческое лицо, а здесь – явно мордашка..»),
  • совет, рекомендация воспитателя (вожатого) по поводу жизненной коллизии (например: «Я советую тебе, как умному и красивому человеку, принести извинения в адрес обиженной девочки»).

Метод упражнения. Род такого воздействия обеспечивает реальное практическое действие ребенка. Оно воплощает его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.

Метод упражнения реализуется следующим образом:

  • примером вожатого-юноши, когда он встает при входе в комнату воспитателя-женщины, вожатой-девушки,
  • просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка (например: «Пожалуйста, отнеси диапроектор в младший корпус»),
  • просьбой что-либо перепроверить, переделать (например: «Я вас прошу вернуться в отряд и проверить, остался ли кто-нибудь там, позабыв про обед»),
  • приказом-инструкцией, вплетенной в контекст совместной деятельности (подготовкой танца, номера художественной самодея-ти (например: « Протяните, юноши руку девушке – вот так, ладошкой вверх, чтобы она могла опереться»),
  • специальным тренингом, отрабатывающим поведенческие навыки (например, занятее по этикету),
  • традиционным использованием некоторых правил поведения (например, КТД считается завершенным только при обмене вожатого и детей благодарностью за общение и работу : «Спасибо» — «Спасибо»),
  • приказ к действию в особых случаях (экстремальные ситуации, оскорбление) (например, прекратить драку, отдать взятую без разрешения чужую вещь, не прикасаться к опасному предмету).

Метод оценки. Имеет две разновидности: открытая педагогическая оценка, скрытая педагогическая оценка.

К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка – наиболее эффективна, т.к. рассчитана на субъективную самостоятельность.

Виды открытой оценки по мере усиления воздействия:
назовем положительную оценку – поощрение, отрицательную оценку – наказание.

Поощрение:

  • одобрение вербального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово «хорошо»),
  • похвала, раскрывающая основание оценки (например: «Замечательно! Теперь всем будет комфортно..»),
  • материальным предметом, который создаст протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, игрушка символ, лакомство),
  • благодарность – персональным либо коллективным признанием значимости сделанного ребенком, когда ребята благодарят за помощь, оказание которой привело к победе в игре,
  • присвоением звания – признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности навсегда, когда ребенок проявил смелость, самопожертвование, бескорыстие, осмотрительность,

Наказание: неодобрение, замечание, выговор, исключение из системы общения либо из группы. Выражения скрытой педагогической оценки:

  • оглашение вслух собственного состояния и переживаний, связанных с жизненным явлением (например: «Мне всегда стыдно, когда я слышу грубые слова красивой девочки»),
  • оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им (например: «Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно же, стыдно?..»),
  • естественное последствие как логически развернутая неизбежность обстоятельств, в которые поставил себя ребенок (например: «Разлил? – Неси тряпку!» или «Не сделал? Значит, надо сделать!»),
  • возложение оценочных полномочий на ребенка (например, «Что ты скажешь? Как ты расцениваешь свои действия?»),
  • оттянутая во времени оценка (например: «Я потрясен, поговорим, когда приду в себя…») и др.

Реализация методов воспитательного воздействия осуществляет тончайшее психологическое прикосновение к личности ребенка.

Тренинг педагогических задач.

  • У вас в отряде присутствует педагогически запущенный ребенок, воспитанием которого никто не занимался. Он сумел сплотить вокруг себя несколько «ведомых» детей. Как вы считаете, будет ли специфика в использовании методов воспитания в данной ситуации?
  • В отряде принято собираться на Большой Круг, когда идет обсуждение наиболее важных вопросов отрядной жизни. Что Вы сказали бы о методах воспитания, отраженных в этом традиционном акте?
  • Замечали ли Вы, что матери обычно говорят ребенку одно и то же несколько раз, а то не исполняет просьбы. Отцы обращаются один раз, и этого оказывается довольно для ребенка. В чем тут педагогический секрет? Отыщите его с точки зрения методов воздействия.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Яндекс услуги стать исполнителем инструкция как правильно
  • Флунол инструкция по применению в ветеринарии
  • Окситоцин уколы инструкция по применению цена при маточных кровотечениях
  • Ростобион для рассады инструкция по применению отзывы
  • Холодильник lg inverter linear инструкция по применению на русском