Организация познавательной деятельности дошкольника
В качестве важного условия познавательного развития в ФГОС ДО названа развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую активность, экспериментирование с доступными материалами.
В основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная. Авторы, которые занимались исследованием этого вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность рассматривается авторами как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Для определения понятия познавательной деятельности дошкольников и ее структуры, необходимо определить понятия «познание», «познавательная сфера» и «познавательное развитие».
Познавательная сфера дошкольников – это сложное психическое образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире. Выделяют три компонента познавательной сферы.
К первым компонентам познания относят: что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания, способы и средства познания, как перерабатывает ребенок информацию [4, с. 59].
Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. Познавательные процессы – психические процессы, в ходе которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ [3, с. 43].
В исследованиях Н.Н. Поддьякова обнаружились две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста. Первая тенденция: происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Вторая тенденция: в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. [12, с. 45].
Исследования педагогов и психологов (Ю.А. Новопольской, Н.А. Коротковой, Т.И. Шамовой, И.М. Подберёзина, Г.И. Щукиной и др.) показало, что интерес к познавательной деятельности у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, и познание становится увлекательной деятельностью [14, с. 109].
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, оно формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром [6, с. 144].
Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений дошкольника (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в воспитательном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач, и т.п.).
Таким образом, познавательная деятельность дошкольника – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Познавательная активность ребёнка заключается: в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи; отбирать способы решения поставленной задачи; добиваться результата и анализировать.
Согласно ФГОС ДО развитие познавательной деятельности дошкольников возможно при наличии в дошкольном учреждении (группе) развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада (группы) имеет большое развивающее значение. Нельзя говорить о полноценном развитии ребенка–дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от взаимодействия с ней позитивную информацию. С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние, а можно мешать проявлению фантазии, развитию индивидуальности, отрицательно влиять на взаимоотношения детей друг с другом, на процесс обучения. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы все условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; должны быть выделены зоны для познавательных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой и др. [8, с. 74].
Как считает В.Н. Аванесова, во вводной части игровой мотивации, происходит постановка познавательной задачи перед детьми, создание познавательно-игровой проблемной ситуации [2, с. 131]. Мотивация может быть игровой или практической.
В основной части происходит решение поставленной задачи. В процессе выполнения цепочки задач ребенок приобретает новые знания и умения (математические, конструктивные), систематизирует ранее полученные представления, учится применять их и новых игровых проблемных ситуациях.
В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно-игровой ситуации.
Специфика использования игровых приемов в ходе познавательного занятии: рекомендуется широко использовать занимательный дидактический материал, обыгрывать их в различных проблемно-игровых ситуациях: дидактические игры, головоломки, ребусы, загадки, конструкторы [9, с. 47].
В познавательном развитии детей Т.И. Ерофеева выделяет три основных варианта моделирования.
1. Модель как иллюстрация проблемной игровой ситуации, где изучение ситуации сопровождается внесением и анализом готовой модели. Эта модель позволяет заинтересовать ребёнка, наглядно иллюстрирует материал. На следующем занятии ребенок воспроизводит ситуацию с опорой на модель.
2. Создание модели воспитателем при участии детей по ходу решения проблемы. Каждая модель обсуждается детьми, выявляются взаимосвязи и способ их обозначения, обсуждается и обосновывается структура, форма модели исходя из особенностей объекта моделирования.
3. Самостоятельное создание каждым ребенком или группой детей
модели как инструмента познания проблемно-игровой ситуации. Важно создать условия для детского опыта по проблеме исследования: чтение литературы, рассматривание картин, наблюдения, беседы, экспериментирование и т.д. Для создания моделей детям предлагается разнообразный материал. Дети анализируют различные варианты, отбирают необходимый материал, создают модель и защищают ее, обосновывая свой вариант [7, с. 59-63].
Функция воспитателя – создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Воспитатель может подключиться к деятельности детей или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
У ребенка старшего дошкольного возраста, усвоившего достаточный запас знаний и умений, в рамках этой деятельности развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения, осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе.
Таким образом, организованная исследовательская деятельность позволяет дошкольникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную деятельность.
На основе изучения психолого-педагогической литературы по данной проблеме, нами было проведено диагностическое исследование и мы выявили уровень развития познавательной деятельности детей 5-6 лет с помощью отобранных диагностических методик.
Были использованы три диагностические диагностики:
- Методика «Познавательная потребность дошкольника» (В.С.Юркевич, модификация и адаптация применительно к дошкольному возрасту Э.А.Барановой) [15, с. 91].
- Методика «Древо желаний» (В.С.Юркевич) [15,90].
- Методика «Маленький исследователь» (Л.Н.Прохорова) [11, с. 262].
Предлагаем рекомендации по совершенствованию организации познавательной деятельности дошкольника согласно ФГОС ДО.
Первым рекомендационным аспектом является:
— необходимо приобрести: наборы счётного материала, наборы цветных счётных палочек Кюизенера, логические блоки геометрических форм (блоки Дьениша), комплекты тематических карточек, наборы для экспериментирования и исследования (воронки, пипетки, пробирки, микроскопы);
— наборы кукольного театра, «жанры живописи», комплекты изделий народных промыслов, музыкальные инструменты.
Вторым аспектом рекомендаций является: повышение уровня развития деятельности экспериментирования будет эффективным, если создать условия самостоятельной деятельности детей; пополнить центры экспериментирования книгами познавательного характера.
Рекомендации для воспитателей:
— систематически использовать поисковые и исследовательские методы и приёмы на занятиях разных видов;
— пополнить уголки познавательной активности детей (природным материалом; разными видами бумаг; медицинскими материалами – пипетки, колбы, мерные ложки; прочими материалами – зеркала, и т.д.);
— приобрести развивающие игры;
— больше давать детям творческие задания;
— приобрести оборудование для центра «Воды и песка»;
— больше с детьми проводить наблюдения;
— создавать модели об изменениях в неживой природе;
— проводить с детьми эвристические беседы;
— учитывать возрастные особенности детей;
— изучить интересы детей в экспериментальной деятельности;
— провести консультацию с родителями по организации поисково-исследовательской деятельности детей дома;
— при проведении занятий, хорошо продумать место расположения детей;
— чётко и правильно продумать вопросы к детям;
— соблюдать правила безопасности.
Было установлено, что у детей преобладает средний уровень, это указывает на необходимость организации и проведения познавательной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сказать, что познавательная деятельность дошкольника это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
Согласно требованиям ФГОС ДО в работе необходимо учитывать следующие факторы: создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе; наличие в дошкольном учреждении (группе) развивающей предметно-пространственной среды, обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку; включение ребенка в разные формы самостоятельной познавательной деятельности (игровую, исследовательскую).
Главное достоинство заключается в том, что она близка дошкольникам, ребёнок выступает в этом процессе как полноценная личность, как творец собственной деятельности. Экспериментирование способствует формированию любознательности, умению задавать вопросы взрослым.
Однако данное исследование не претендует на полное решение проблемы организации познавательной деятельности дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО, поскольку возможна дальнейшая работа в данном направлении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 г. Москва «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения детей в детском саду / В.Н.Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду / под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н.Аванесовой. – М.: Просвещение, 2009.– С. 125-155.
- Баданина, Л.И. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии / Л.И. Баданина. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. – 264 с.
- Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации/ Д.Е.Берлайн // Вопросы психологии. – 2009. – №3. – С. 54-60.
- Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С.Мухина – М.: Сфера 2010. – 266 с.
- Воспитание детей в игре / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: 2009. – 156 с.
- Ерофеева, Т.И. Моделирование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников математике / Т.И. Ерофеева. – М.: МГПУ, 2009. – 68 с.
- Купарадзе, Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста / Н.Ц. Купарадзе. – М., 2011. – 121 с.
- Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А.Новопавловская // Дошкольная педагогика. – 2009. – №8. – С. 46-48.
- Поддьяков, Н.Н. Исследовательское поведение / Н.Н. Поддьяков. – М.: Академия, 2009. – 266 с.
- Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Л.Н.Прохорова. – М.: АРКТИ, 2012. – 267 с.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.
- Рамонова, К.М. Особенности и пути их развития любознательности у детей дошкольного возраста / К.М. Рамонова. – СПб., 2009. – 257 с.
- Шамова, Т.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Т.И.Шамова. – М.: Сфера, 2009 . – 351 с.
- Юркевич, В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. – 2009. – №2. – С. 83-92.
Сущность
познавательной активности и педагогическое руководство формированием
познавательного интереса детей дошкольного возраста
Педагоги
дошкольных учреждений в своей профессиональной деятельности нередко встречают
пассивных детей, которым с трудом удается включаться в работу и следствием
отсутствия заинтересованности являются невысокие показатели сформированности
знаний, умений и навыков.
Низкая
познавательная активность становится большой проблемой, ведь она, эта
активность, выступает предпосылкой психофизического развития ребенка.
Взаимосвязь очевидна — чем ярче выражен интерес к познанию, тем позитивнее
результат усвоения знаний, выше уровень развития психических процессов.
Что
же такое познавательная активность? Можно ли руководить формированием
познавательного интереса?
Проблема
активизации познавательной деятельности и формирования познавательной
активности выступает не только как сложная педагогическая проблема, но и как
важнейшая социальная задача. Это обусловлено тем, что на современном этапе
развития Российского государства становится все более очевидной связь между
преобразованием различных сфер общества и повышением активности личности как субъекта
жизнедеятельности.
В
педагогической науке активность определяется:
• как черта
личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной
деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных
путей для достижения цели);
• как
формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта
к деятельности (т. е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий,
эмоций).
Один
из видов такой активности — это познавательная активность. Ее предметом
является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир с
целью проникновения в его многообразие, отражать в сознании сущностные
стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость,
Характерными
чертами этого сложного и значимого для человека явления являются:
• многосторонность как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям;
• глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и
свойствам, но и к Сущности, причинам, взаимным связям явлений,
• динамичность, заключающаяся в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют
собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются,
применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в ею умственной
деятельности;
• действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на
ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении
волевого усилия для достижения цели
Дошкольный
возраст (от 3 до 7 лет) считается сензитивным периодом развития познавательной
активности личности. Но это не означает, что познавательная активность
формируется самостоятельно. Известно, что ребенок — существо социальное Среда
для него выступает условием и источником развития. Отношения ребенка с окружающим
миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под руководством
взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, навыками, умениями.
И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью,
идущей от взрослого. Поэтому педагогическая деятельность требует от
современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность
ребенка, наличия дующих личностных параметров:
• способности к
активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности,
• тактичности,
чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми,
готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать,
• умения
обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение,
• знания
особенностей психического развития детей,
• способности к
собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Формирование
познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления
творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Творческий
потенциал педагога характеризуется рядом особенностей личности, которые
называют признаками творческой личности:
• способность
замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд
очевидное, избегать поверхностных формулировок,
• умение
вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть
перспективу,
• способность
отказаться от ориентации на авторитеты,
• умение
представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте,
• способность к
ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в
сознании образы и создавать из них новые комбинации);
• готовность
памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность
и динамичность знаний) и способность к обобщению,
• креативность,
то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Фундаментальная
роль дошкольного периода в процессе становления человеческой личности с
активной жизненной позицией определяет соответствующие требования к воспитателю.
Прежде всего, это необходимость осознания величайшей ответственности за
счастливое детство ребенка, его судьбу, что предъявляет к педагогу ряд
специфических требований, заставляющих развивать определенные личностные
качества, необходимые для реализации целого ряда педагогических функций:
• информационную,
предполагающую умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко,
логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными
методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала:
• побудительную,
предусматривающую умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности,
переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки,
закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом,
• конструктивно-организаторскую,
включающую в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать
материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой,
трудовой) деятельности и т д., организовывать выполнение режима в разных
возрастных группах, создавать развивающую среду и использовать ее в качестве
средства воспитания личности ребенка;
• диагностическую,
содержащую умения определять особенности физического и психического состоянии
детей и учитывать это и собственной деятельности, осуществлять учет и контроль
эффективности учебно-воспитательной работы в целом, устанавливать соответствие
знаний, умений и навыков поведения требованиям
программы,
видеть связи развития ребенка с использованием различных методов
учебно-воспитательной работы;
• координирующую,
предполагающую наличие следующих умений: устанавливать деловые контакты с
родителями и коллегами, участвовать в педагогическом просвещении родителей,
раскрывать им содержание, методы общественного воспитания, побуждать родителей
к активному участию в работе дошкольного образовательного учреждения;
• коммуникативную,
требующую от педагога высоких нравственных качеств и черт характера,
проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным,
тактичным, приветливым и вежливым
Познавательная
активность имеет отчетливые внешние проявления. Это:
• интерес к
предмету,
• эмоциональное
отношение к предмету (удивление, недоумение, лукавство, озабоченность, т. е.
разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом),
• действия,
направленные на исследование свойств предмета, понимание его функционального
назначения.
Для
эффективного формирования познавательной активности личности детей дошкольного
возраста необходимо использовать оптимальные методы, позволяющие стимулировать
активность
Интеллектуальная
и практическая деятельность ребенка на занятии должна быть разнообразна
Однообразие информации и способов действия быстро вызывает скуку. Одной из
характеристик воспитания детей дошкольною возраста является ее динамичность,
поэтому так необходимы переключения с разных видов воспринимающей деятельность
на другие: с аудиальной — на зрительную, кинестетическую и т. д.
Среди
всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Оно тесным
образом связано и сопутствует другим познавательным процессам, определяя их
характер и качество. Значит, активизировать познавательную деятельность в
процессе обучения — это прежде всего активизировать мышление. Добиться этого
позволяют методы, которые вызывают познавательные вопросы детей:
—
метод неожиданных решений, основанный на том, что педагог
предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое
противоречит имеющемуся опыту детей;
—
метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что
заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной
информации;
—
метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности
составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в
повседневной жизни;
—
метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда
педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и
начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
Содержание
занятий должно быть насыщенным, не слишком сложным и не слишком простым.
Простой или слишком сложный материал не будет вызывать интереса, поскольку не
создает радости интеллектуальной победы.
Для того чтобы у
ребенка появилось желание что-либо самостоятельно познавать, необходимо
создать в группе определенную предметно-развивающую среду. На всех типах
занятий должны использоваться самые разнообразные, увлекательные для
дошкольников приемы и методы дидактические игры, упражнения, беседы,
использование наглядности, рассказы-загадки, элементы викторины, проблемные
рассказы и ситуации.
Важную
роль в деятельности педагога, формирующего познавательную активность
дошкольника, играет постоянное обновление содержания, способов, форм
самостоятельной работы, вызывающее у детей состояние ожидания от обучения
чего-то нового, особенного.
Не
следует забывать, что основным видом деятельности дошкольника является игра,
поэтому в качестве «канвы» занятия необходимо использование игровой
деятельности.
Во
время проведения занятий необходимо учитывать распределение нагрузки на
память, мышление, внимание детей и использовать разнообразные приемы для
предупреждения утомляемости.
Организуя
интеллектуально-познавательную деятельность, важно помнить о том, что знания и
умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным
положительным отношением, обычно не становятся активным достоянием ребенка,
потому среди упоминаемых ранее качеств и характеристик педагога так важны
находчивость, мобильность, эмоциональность, оптимизм, инициативность и
способность к импровизации. Таким образом, если надо сохранить и развить интерес
детей к получению знаний, то психологическую инерцию необходимо искоренять.
Большое
влияние на поддержание познавательного интереса имеет тип взаимоотношений с
детьми и стиль общения. Если обстановка психологически комфорта, благоприятна,
то легче дается выполнение дела, а недоброжелательность, наоборот, сковывает и
парализует. Поэтому необходимо так выстраивать взаимоотношения с воспитанниками,
чтобы каждый из них чувствовал себя как полноценный партнер в условиях
сотрудничества. Этого помогут достичь следующие приемы обращение к ребенку
только по имени, нахождение на уровне глаз ребенка во время общения, опора на
похвалу, на одобрение, на добрый ласковый тон, на ободряющие прикосновения во
время занятий, акцент на позитивное построение фраз.
Таким
образом, познавательная активность — это сложное личностное образование, которое
складывается под влиянием самых разнообразных факторов: и субъективных (любознательность,
усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.), и объективных (окружающие
условия, личность педагога, приемы и методы обучения и воспитания). Следовательно,
стратегия педагога, создающего насыщенную познавательно-развивающую атмосферу,
должна заключаться, прежде всего, в переориентации сознания воспитанников
обучение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего
знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда познание и любая
деятельность, связанная с ним, становится человеческой потребностью в
постоянном самообразовании и самосовершенствовании. Только в случае учета всех
моментов (от работы над развитием личности самого педагога до оттачивания
профессиональных умений и навыков, позволяющих успешно применять средства и
приемы по развитию познавательной активности) перспективы дальнейшего развития
воспитанников, несомненно, будут иметь положительную динамику.
Литература
1. Волков Б. С.,
Волканова Н. В. Детская психология: Практическое развитие ребенка до
поступления в школу М.: Педагогическое общество России, 2000.
2. Коротаева Е.
К. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение – М.: «КСП», Институт
психологии РАН, 1997.
3. Лобанова Е.
А. Организация развивающей среды как средства формирования познавательной
активности дошкольников: Учебно-методическое пособие. -Балашов. Изд-во
«Николаев», 2005.
Развитие личности в процессе обучения происходит на основе овладения знаниями, культурой человеческих отношений, способами деятельности, человеческими ценностями. Но гармония указанных процессов не достигается автоматически, она требует целесообразной организации обучения, исходящей из понимания существа и динамики овладения знаниями и развития личности. Целесообразность организации обучения обеспечивает педагогический процесс, который представляет собой систему, объединяющую отдельные процессы воспитания, образования, развития.
Педагогический процесс — это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как главные действующие субъекты являются главными действующими лицами педагогического процесса, его субъектами. Взаимодействие субъектов педагогического процесса в процессе обмена деятельностью своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Успешное освоение опыта может осуществляться только в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, основной характеристикой педагогического процесса является взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств и при условии соответствия форм и методов характеру взаимодействия.
Обучение как самый разработанный инструмент осуществления педагогического процесса отражает в себе и все существенные его свойства: а) двусторонность, б) направленность на всестороннее развитие личности, в) единство содержательной и процессуальной сторон. При анализе сущности и структуры обучения в контексте целостного педагогического процесса двухсторонний характер обучения понимается и как процесс обучения, и как учебный процесс (рис. 3.4).
Процесс обучения представляет собой организацию учебной деятельности и управление ею учителем, а учебный процесс представляет собой сложную систему организации взаимодействия самого учителя, обучаемых и учебного материала в процессе порождения внутренних, зачастую противоречивых импульсов саморазвития.
Следовательно, организация процесса обучения есть сложный и многогранный процесс руководства учебно-познавательной деятельностью школьников в целях реализации трехсторонней задачи процесса обучения:
а) активной целенаправленной передачи обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений;
б) организации освоения и усвоения этого опыта;
в) формировании возможности и готовности применять этот опыт в различных ситуациях.
Важно заметить, что на первый взгляд процесс обучения прежде всего отражает внешний характер обучения, который предстает перед нами как совместная, взаимосвязанная и взаимообусловленная деятельность учителя и учеников, и ходе которой:
а) учитель организует и стимулирует деятельность обучаемых, корректируя ее ход и проверяя ее результаты и процессе предъявления различных видов информации;
б) ученики в процессе включения в организованные учителем виды деятельности овладевают не только содержанием и предусмотренными программами учебной деятельности знаниями, умениями и навыками, но и основами самоорганизации процессов общения на пути познания.
Однако в современной дидактической концепции становится все более важным учет тех аспектов деятельности учителя и учеников, которые отражают внутренний характер обучения — его воспитывающий и развивающий характер. Такое рассмотрение процесса обучения позволяет оценить многоуровневость работы учителя по организации учебной деятельности как единства воспитания и обучения, организуемого на основе учета психовозрастных особенностей общения школьников не только для полноценного усвоения ими знаний, умений и навыков, но и для развития их духовных сил и творческих способностей (рис. 3.5).
Таким образом, двусторонний характер обучения в процессе обучения всегда содержит в себе взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность обучающихся), т.е. собственно обучения, с одной стороны, и общения учителя и учеников, обучающих и обучаемых в процессе познания, т.е. собственно воспитания, — с другой.
Характер учебного процесса отличается от характера процесса обучения, поскольку включает в себя еще один активный компонент — содержание учебного материала. При протекании учебного процесса все виды учебной деятельности всегда предметны, направлены на усвоение определенного содержания, которое включает в себя факты, их объяснение, выводы, теоремы, законы, теории.
Поэтому при рассмотрении учебного процесса мы вправе говорить о двусторонней связи между тремя главными его составляющими, образующими, в свою очередь, три вида связей между собой: «педагог — ученик», «ученик — предмет изучения», «педагог — предмет изучения» (рис. 3.6). Эти фи вида связей между преподаванием и учением, учением и учебным материалом, преподаванием и учебным материалом раскрывают ту внутреннюю динамику учебного процесса, от которой зависит успешность или неуспешность процесса обучения. От того, насколько эффективно учитель и процессе организации учебной деятельности учитывает и реализует эти три вида связей, зависит и эффективность целостного педагогического процесса. Реализация общей структуры учебного процесса может происходить в двух основных вариантах: репродуктивном или воспроизводящем; продуктивном или творческом.
Репродуктивный вариант включает в себя восприятие фактов, явлений, их осмысление в процессе установления связей, выделения главного и т.д., иногда приводящее к пониманию, но чаще направленное на запоминание. Особенностью репродуктивного варианта учебной деятельности является легкость замены ее трехступенчатости: понимание, усвоение и овладение, на иную последовательность: напоминание, усвоение, овладение. Очевидно, что репродуктивный вариант учебной деятельности выстроен с опорой не на процесс понимания, а на процесс запоминания, который требует постоянного упражнения в особой мнемической деятельности, предусматривающей приемы механического и логического запоминания, а также системы повторения изученного. Структура организации репродуктивного процесса учебной деятельности приводит к формированию навыков механического воспроизведения автоматизированных навыков, в то время как навыки творчества остаются не реализованными (рис. 3.7).
Продуктивный вариант учебной деятельности (рис. 3.8) содержит в себе ряд новых элементов и состоит также из трех этапов, но каждый из этапов включает в себя разнообразные формы деятельности, связанные с последовательно формируемыми аспектами творчества на ориентировочном этапе — выдвижение и проверка гипотез, на исполнительском этапе — перебор и оценка вариантов, на контрольно-систематизирующем этапе — логическое и интуитивное предвосхищение.
На каждом из трех этапов учебная деятельность последовательно ориентирована на отработку необходимых этапов разнообразной учебной деятельности: ориентация в заданных условиях, исполнение поставленной задачи, осмысление полученного опыта деятельности. Структура каждого из этапов предполагает последовательное выполнение действий, представленных на схеме организации продуктивного варианта учебно-познавательной деятельности.
Как следует из схемы, при организации продуктивного варианта учебно-познавательной деятельности задейство-
ваны и добывание, и применение знаний, и определение отношений и оценок на основе подлинного понимания, поэтому деятельность здесь всегда носит поисковый, творческий характер. Особенно активно стимулируются такие личностные качества, как самоанализ, саморазвитие и инициатива, происходит развитие прогностических, конструктивных и проективных способностей личности ученика.
Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель;
Костина Светлана Борисовна, воспитатель
МДОУ детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области
Роль воспитателя в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: метод проектов, познавательная деятельность детей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, роль воспитателя, форма организации воспитательно-образовательной работы, компетентность педагога.
Вопрос о развитии познавательной деятельности дошкольников в теории и практике педагогики стоит особенно актуально. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования — потеря живости, притягательности процесса познания. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
Развитие познавательной деятельности — это целенаправленный педагогический процесс комплексного взаимодействия личности с окружающей средой с целью разрешения присущей потребности адекватного отражения объективной действительности субъектом познания [1, с.24].
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребёнка.
В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому её цель обусловлена решением возникших затруднений.
Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.
Главная задача познавательного развития ребёнка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Ряд исследований отечественных и зарубежных авторов показывает возможность и эффективность использования в обучении дошкольников различных проблемных задач, которые характеризуются наличием трудностей, связанных с тем, что у субъектов нет готовых способов решения, и они вынуждены их искать (З. А. Грачева, И. К. Постникова, Т. А. Куликова, К. Яро, Р. Перлай и др.). Задача может быть сложной, она имеет много действий, конченый результат значительно удалён от начального этапа решения. И, наоборот, совсем простая задача может представлять определённую трудность, если способ её решения неизвестен, то нужно искать. Трудность (а не сложность), которую преодолевает человек в процессе поиска решений, является важной отличительной чертой проблемной задачи [2].
Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса.
Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенности личности, которые называют признаками творческой личности:
— способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок;
— умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;
— умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;
— способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации);
— готовность памяти (овладение достаточно большим объёмом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению;
— креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс [4,с. 47].
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам. Он даёт возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетенции по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнёром детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным.
Посмотрим особенности организации проектного метода как вариант познавательной деятельности детей дошкольного возраста:
— в основе метода — активная познавательная деятельность ребёнка;
— исходный пункт познавательной деятельности ребёнка внутри проекта;
— детские интересы;
— содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные виды деятельности детей;
— дети сами определяют и реализуют познавательные задачи;
— познавательная деятельность детей носит ярко выраженный продуктивный характер, мероприятие (показ костюмов сшитых совместно с родителями) как заключительный этап проекта.
Типы проектов в ДОУ (творческие, игровые, практико-ориентированные, информационно-исследовательский).
В любом из вышеназванных типов проектов обязательно присутствуют компоненты игры: сюжетно-ролевой, театрализованной, дидактической, сюжетно-дидактической, подвижной, режиссёрской.
Наиболее эффективным в плане организации познавательного развития дошкольников является информационно-исследовательский проект.
Структура и примерное содержание информационно-исследовательских проектов.
Цель: развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) и получение информации в соответствии с поставленной проблемой.
Задачи:
1. Развитие у детей потребностей в новых знаниях (исходя из специфики проблемы).
2. Формирование осознанного использования опыта других и своего собственного (в определённой области знаний).
3. Формирование у детей познавательных умений.
4. Получение, углубление и систематизация представлений в определённой области.
Участниками проекта обычно являются дети, педагоги и родители.
Организация проекта включает в себя три основных этапа.
Этап 1. Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.
Проблема исследования выявляется на основе опыта детей, исходя из их интересов и потребностей.
В качестве примера можно предложить следующую проблему, небрежное отношение детей к одежде и причина этого: на протяжении одного месяца в детском саду изучали, откуда берётся материал, какой он бывает, где, кто и как шьёт одежду. Дети с помощью воспитателя и родителей узнали, сколько труда надо для того, чтобы получилась одежда. Устраивали выставки аппликаций «Я модельер», изготавливали с помощью родителей «Книжки-малышки», итоговым мероприятием был показ костюмов. После подробного изучения проблемы дети стали обращать внимание на свойства материала, а узнав, сколько труда вкладывается в каждое платье, рубашку и т. д. стали аккуратнее и бережней относится к одежде.
Гипотеза исследования выдвигается на основе определённой и хорошо осознанной детьми проблемы в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, чтения литературы, экскурсий, экспериментирования. Она окончательно формулируется воспитателем в доступном для детского понимания варианте и обсуждается. Например, исходя из рассмотренной выше проблемы, можно выдвинуть следующую гипотезу: одежда — проходит очень длинный путь преобразования. Например, льняная: сначала лён растёт, потом из нитей ткут ткань, затем красят и только после этого длительного процесса, швея из него шьёт одежду. В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя ставят задачи дальнейшего исследования проблемы (изучение особенностей, свойств, анализ взаимосвязей, способов использования). На этом этапе организации проекта определяются результаты исследования. В зависимости от характера проблемы и задач результатами могут быть:
— коллекция;
— альбом (сборник) детских рассказов, загадок, стихов, пословиц;
— выставка рисунков, аппликаций и поделок детей по теме проекта;
— придуманные и созданные детьми игры и пособия.
Этап 2. Организация исследования в рамках проекта.
На этом этапе предполагаются организация двух основных видов познавательной деятельности детей.
1. Сбор, анализ информации.
2. Творческая познавательная деятельность детей может быть представлена, как организация совместных с воспитателем и самостоятельных дидактических, сюжетно-дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных игр.
Этап 3. Презентация результатов исследовательской деятельности детей. Каждый вариант организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела. Главное эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии вашего ребёнка. С. Л. Рубинштейн, исходя из конкретных представлений о механизмах развития человека, сформулировал ряд положений: для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе воспитания и обучения.
От педагога же требуется целенаправленное постоянное стимулирование, способствующее возникновению у дошкольника потребности в познании как источника активности личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Исследования показывают, что с помощью воспитателя дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчётливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умения слышать другого и выражать своё отношение к различным сторонам реальности.
Ребёнок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения с взрослыми и сверстниками, познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребёнка, его познавательной активности [5].
Следовательно, педагог должен, увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность дошкольника. А так же иметь такие личностные качества воспитателя, как стремление к саморазвитию, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий воспитатель может сформировать у дошкольников познавательную активность.
Литература:
- Веракса Н. Е., Булычёва А. И. Развитие умственной одарённости в дошкольном возрасте // «Вопросы психологии» 2000. № 7. С.24.
- Денисенкова Н. С., Клопотова Е. Е. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормальной ситуации. Ребёнок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно-практическая конференция, посвящённая 70-летию памяти Л. С. Выготского. Москва — Бирск, 2004. С. 80- 89.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.
- Новопавловская, Ю. А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю. А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. — 2009. — № 8. — С. 47.
- Литвиненко, С. В. Развитие познавательной активности в преддошкольный период / С. В. Литвиненко // Журнал научно-педагогической информации (Электронный ресурс). — 2010. — 4. — Режим доступа: http://www.paedagogia.ru/2010/41–04/208-litvinenko
- Игровое обучение детей 5–7 лет. Методические рекомендации / Под ред. Н. В. Ивановой. — М.:ТЦ Сфера,2008. — 112 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»).
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная деятельность детей, познавательная деятельность, дошкольный возраст, ребенок, задача, метод проектов, помощь воспитателя, проблема, роль воспитателя, детский сад.
Автор: Абрамян Рита Минандеровна
Прежде всего, необходимо помнить, что при организации познавательно-исследовательской деятельности отношения «ребёнок-взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнёрству и, наконец, к сотрудничеству.
Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, использую ранее усвоенные знания и умения.
В каждом конкретном случае педагог сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивает у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить.
Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательно-исследовательская деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями.
Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день.
Для развития познавательной активности детей необходима система познавательной деятельности постепенное усложнение познавательных задач, использование специальных методов ( проблемных вопросов, проблемных ситуаций, задач исследовательского характера) . Организатором самостоятельной познавательной деятельности детей должны стать взрослые.
Роль воспитателя для более успешной организации познавательно-исследовательской работы детей необходимы определенные условия это:
1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.
2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению и самостоятельному экспериментированию, что встречается крайне редко.
3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования , где дети могли бы повторить проделанные, вместе со взрослыми опыты, самостоятельно в свободное время.
5. Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности , замечать изменения, сопоставлять результаты,
сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
8. Разработка методов стимулирования и поощрения детей — активных исследователей.
9. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам.
Педагогу важно организовать занятие по познавательно-исследовательской деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации.
Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации , поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал ( плакаты, карточки, открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам дается возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.
Например: создание сюрпризного момента, создание проблемной ситуации с игровым элементом.
Начало занятия строится в виде игрового путешествия, совместное составление сказки.
Главные достоинства познавательно-исследовательской деятельности в детском саду: — воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; — происходит обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы , т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза , сравнения и классификации, обобщения;- активно развивается речь ребенка;- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности; — формируются трудовые навыки.