Персона метафорические карты инструкция по применению

Описание

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ ПЕРСОНА(PERSONA). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Метафорические карты Персона(Persona) — главная портретная колода в серии Ох.

МАК Персона снабжает пользователя набором знаков, которыми удобно обозначать человеческие или человекоподобные объекты из его психики вроде:

— других людей(реальных и вымышленных);
— самого себя в разных возрастах, ситуациях и состояниях;
— аспекты собственной личности(внутренний бес, ангел, ребёнок и т.д);
— что угодно, что в представлении пользователя в качестве метафоры может принять человекоподобную форму.

Вы можете дать человеку колоду Персона и попросить выбрать карту, которая будет обозначать его родителей, семью, прокрастинацию, его самого, добившегося успеха, часть его личности, препятствующей ему преуспеть, бога, переживаемую им депрессию.

После выбора карты произойдёт проекция, и вы сможете манипулировать объектом из психики пользователя, например образом его родителей, манипулируя картой.

СОСТАВ НАБОРА И ВНЕШНИЙ ВИД МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТ ПЕРСОНА(PERSONA)

Персону наряду с колодой Ох большинство практикующих психологов считают базовой колодой Oh-серии. После Ох это вторая по популярности колода в мире. Именно её и Ох чаще всего покупают те, кто только начинает осваивать метафорические карты.

Выглядит МАК Персона вот так:

На самом деле метафорические карты Персона(Persona) — это набор, состоящий из 2-х колод:

1-я состоит из 77 карт с изображением человеческих лиц разных типажей, рас и национальностей. В основном взрослых.

Карты портретной колоды предназначены для использования в качестве знаков, обозначающих реальных и воображаемых людей, и вообще чего угодно человекоподобного:

Детских лиц в колоде Персона почти нет, поэтому в дополнение к ней часто докупают колоду Personita(Персонита), состоящую из детских портретов.

2-я колода набора состоит из 33 карт, метафорические изображающих разные варианты связей и взаимодействий между людьми:

Карты-схемы используются вместе с картами-портретами. Самостоятельной ценности они не имеют. Психологи применяют их довольно редко.

Карты-портреты могут использоваться как отдельно, так и вместе с картами-взаимодействиями.

Обороты карт у обеих колод набора отличаются:

Вместе с набором идут две инструкции.

Первая инструкция содержит тезисные описания всех колод серии Ох:

Вторая инструкция состоит из 2-х страниц. В них коротко описываются игры, в которые можно играть с Персоной. Тема психотерапии в ней совершенно не раскрыта. Искать информацию об этом вам придётся самостоятельно:

Вы можете скачать эту инструкцию здесь или прочесть её ближе к концу этого текста ниже.

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ ПЕРСОНА(PERSONA). РИСОВКА КОЛОДЫ

Первое знакомство с колодой МАК Персона может произвести негативное впечатление.

Всё дело в её рисовке.

Рисовка Персоны многим кажется примитивной. Людям, далёким от рисования, изображения колоды представляются простыми и безыскусными. Многие говорят, что их дети нарисовали бы лучше. “Непонятно за что тут деньги уплачены”.

Вот, например, один из портретов колоды:

Согласитесь, не слишком реалистично. Возможно, вы могли бы нарисовать лучше.

И это заблуждение.

Такая манера рисования была выбрана художником Элли Романом намеренно. Она облегчает возникновение проекций и характерна для всех колод, созданных Элли Романом совместно с Морицем Эгетмайером.

Объясним почему.

Человеку, взявшему в руки Персону, в ходе психологической работы могут понадобиться карты, которыми он обозначит своего супруга, друзей, начальников, коллег, детей и т.д.

Выбор конкретной карты осуществляется по единственному принципу — портрет на карте должен быть чем-то похож на обозначаемого человека — усы, очки, причёска, овал лица, одежда, выражение, внутреннее состояние. Достаточно совпадения нескольких черт, чтобы произошла проекция и пользователь увидел в карте знакомое лицо.

И тут возникает проблема — типажей человеческой внешности тысячи. Колода, в которой были бы все возможные варианты, могла бы содержать сотни карт, но это было бы неудобно. В идеальной колоде не должно быть больше карт, чем помещается в среднюю человеческую ладонь.

При создании Персоны у Моритца Эгетмайера и Элли Романа возникла проблема — каким образом отобрав всего 80 портретов, уместить в них все возможные типажи человеческой внешности?

И решение было найдено — нужно сделать портреты нечёткими, чтоб непонятно было какой у человека на ней овал лица, нос, причёска, пол и т.д. Никакой конкретики кроме самых общих черт.

Глядя на карты Персоны вы будто смотрите на пришедшего к дому человека через мокрое окно:

Вам непонятно кто это. Ответ совершенно неочевиден. Процесс восприятия пытается сформулировать сознанию, что за объект перед вами. Вроде похоже на женщину, а может мужчина, молодая или взрослая, странная причёска.

Если подумать, похожа на мою подругу…

Всё, проекция произошла и карту можно использовать как знак для обозначения подруги пользователя.

Если бы фото не было таким размытым, восприятие пользователя вряд ли смогло определить в нём нужного в работе человека:

Согласитесь, вот такой подруги у вас уже, наверно и нет:

Также и со всеми 77 портретами колоды. Из-за их нечёткости, неконкретности, процесс восприятия позволяет “угадать” в одной и той же карте десятки разных человеческих образов из опыта пользователя.

Кроме того, в защиту колоды Персона нужно сказать, что если дать её опытному художнику, он отметит, что простота её кажущаяся. На самом деле рисунки выполнены с большим мастерством. Особенного восхищения заслуживают цвета портретов. С их помощью художник наделил каждый образ внутренними состояниями — веселья, грусти, радости, мрачности, злобы и т.д. И эти состояния, помимо особенностей внешности, также являются одной из черт, по которой происходит проекция.

Окончательно впечатление примитивности колоды пропадает, если начать с ней работать. Пользователь обнаруживает, что проекции возникают очень легко, и перестаёт замечать рисовку, сосредотачиваясь на возникающем у него в сознании материале.

Теперь перейдём непосредственно к изображениям.

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ ПЕРСОНА(PERSONA). СОДЕРЖАНИЕ РИСУНКОВ

Человеку, взявшему в руки колоду Персона, могут понадобиться карты для обозначения очень разных людей, образы которых находятся в его психике. Они могут отличаться полом, нацией, расой, здоровьем, возрастом, весом, комплекцией, причёской, сексуальностью, особенностями внешности, психическим здоровьем, эмоциональными состояниями, уровнем энергии, агрессивностью, обеспеченностью, интеллектом — сотнями самых разных черт.

Чтобы у клиента, ищущего карту со своей матерью, возникла проекция, недостаточно просто цветового пятна на карте. Нужен всё же набор некоторых черт, по которым произойдёт узнавание. Ему нужно найти в колоде карту, на которой он увидит какую-нибудь её характерную черту или несколько таких черт.

Например даём клиентке колоду с лицами, и просим найти там в открытую карту, которая будет обозначать её мать. Клиентка ищет и выкладывает на стол следующее:

Если её спросить: “Почему именно эта карта?” Клиентка скажет: “Причёска похожая, возраст и халат у неё такого же цвета”.

Соответственно, создатели колоды, несмотря на все их старания сделать портреты максимально неконкретными всё же наделили их рядом довольно чётко определяемых черт, которые являются базовыми:

Раса, пол, возраст, комплекция, причёска:

Карты с людьми разных полов.

Мужчины:

Женщины:

Карты с бесполыми людьми:

Азиаты:

Африканцы:

Люди с восточной внешностью:

Люди с европейской внешностью:

Дети:

Молодые:

Среднего возраста:

Старики:

Худые:

С лишним весом:

Весёлые:

Грустные:

Нейтральные:

С бородами:

С усами:

Странное неведомое нечто:

Злобные, высокомерные, добрые, странные, лысые, с пышными шевелюрами, задумчивые и т.д.

77 карт колоды Персона более чем достаточно для того, чтобы обычный невротик мог найти в ней карту для проекции любого человеческого образа из своего опыта. После того как проекция произошла, становится возможным проведение психологической работы.

То, как проходит такая работа, вы можете посмотреть в хрестомативном видео Константина Довлатова с 52-ой минуты:

ТЕКСТ ИНСТРУКЦИИ, ИДУЩЕЙ ВМЕСТЕ С КОЛОДОЙ ПЕРСОНА

МАК Персона состоит из двух колод:

77 красочных портретов изображают самые разнообразные типажи и лица людей любых возрастов, разных стран и народов: северных и южных, восточных и западных.

33 карты-взаимодействия схематично изображают возможные связи и отношения между людьми.

Карты-портреты могут использоваться отдельно и в комбинации с картами-взаимодействия. Эти портреты нарисовал канадский художник Эли Раман, используя для этого самые разные художественные стили. Он изобразил людей, которые могут населять любой уголок нашего мира или нашего воображения. Рассматривая эти портреты, мы начинаем интересоваться, какой жизнью живут эти люди? Что они чувствуют? О чем думают? Как их зовут? Что другие думают о них? Как они представляют сами себя?

В то же время карты могут демонстрировать не только разные типы людей, но и различные аспекты нашей собственной личности.

Если мы выберем 2 карты-портрета, то мы можем начать представлять их отношения, симпатии и антипатии. Карты-взаимодействия, интерпретацию которых игрок производит самостоятельно, помогают направить его фантазию в определенное русло и облегчить придумывание историй.

Мир вокруг нас как будто становится меньше, время ускоряет свой бег, а наша жизнь становится все более сложной и запутанной. Ощущать себя «своим», «в своей тарелке» в этом суматошном мире, сохранять свою целостность и развиваться дальше, даже находясь под таким прессингом, порой кажется очень непростой задачей. Больше, чем когда бы то ни было, жизнь требует от нас доброжелательности и терпимости по отношению к людям другой расы или культуры.

Метафорические карты Персона предлагают нам через игру взглянуть на жизнь глазами других людей, таким образом обучая нас навыкам толерантности к чужим взглядам и убеждениям. Используя наше воображение, мы можем тренироваться в понимании чувств, желаний и поведения самих себя и окружающих, а также понимании глубинного смысла нашего человеческого существования.

«Персона» в переводе с латыни означает:

  • маска, используемая актером,
  • характер или персонаж, которого играет актер,
  • тот, кто играет в представлении,
  • лицо, имеющее какие-либо права,
  • и в более позднем варианте, человек вообще.

Карты «Персона» приглашают нас поупражняться в чтении лиц и характеров, понимании связей между людьми и нахождении совпадений между собой и другими. У индейцев Северной Америки существует поговорка, чтобы узнать других, мы должны пробежать много миль в их обуви.

Играя с самим собой, можно использовать карты «Персона» как отправную точку для рисования или сочинения рассказов. В семье, с друзьями или знакомыми можно играть просто для забавы. Эти карты также можно использовать для обучения коммуникативным навыкам в педагогической деятельности и в других профессиях, связанных с общением с людьми. Количество различных вариантов игры и способов ее практического использования во всех вышеперечисленных сферах безгранично.

Независимо от того, как вы собираетесь использовать карты, пожалуйста, учитывайте эти рекомендации:

  • Не обязательно быть буквальным в интерпретации карты. Изображение на ней может рассматриваться как символ или метафора. Например, выражение изображенного на карте лица, возможно, метафорически говорит нам об определенных чувствах или отношениях, и сама эта карта никак не связана с каким-то конкретным человеком.
  • Искусство является основой для творчества – предоставьте полную свободу своим ассоциациям.
  • Избегайте сложных сюжетов. Простая сюжетная линия более забавна, и за ней легче следить.
  • Воздерживайтесь от интерпретации или реинтерпретации карты другого игрока. Нет «неправильных» ответов или историй.
  • Рассказывайте историю в настоящем времени и описывайте события «в движении» и динамике. Работа в группе идет лучше, если игроки реагируют на выбранную карту спонтанно, использую больше свою фантазию, нежели логику.
  • Избегайте длительных монологов. Предоставляйте возможность всем участникам включиться в игру.
  • Не стесняйтесь отсортировывать любые карты, которые вы по любой причине считаете неподходящими. Во время игры каждый может поменять выбранную карту, без объяснения причин.

Метафорические карты Персона — это ассоциативная игра, а не соревнование. Для этой игры не существует никаких твердых правил. Мы, тем не менее, предлагаем Вам несколько идей, которые вы сможете использовать в игре в качестве концептуальной основы. Она создаст необходимые условия для того, чтобы процесс рассказывания истории мог свободно развиваться по своим собственным правилах.

Карты могут быть выбраны в слепую или розданы игрокам. Игра может начаться с игрока, раздавшего карты или с того, кто готов начать первым. Игроки могут играть по часовой стрелке или в любой другой последовательности. Вообще, карты раскрывает тот игрок, чей сейчас ход. Для этого существуют две причины: во-первых, так игроки смогут внимательно слушать рассказчика, без обдумывания в этот момент своих собственных историй; во-вторых, так игроки смогут сохранить свою спонтанность до того момента, когда наступит их очередь рассказывать.

Карты-взаимодействия могут быть использованы, например для того, чтобы изобразить генеалогическое дерево, в котором каждая точка представляет отдельного члена семьи. Мы приветствуем создание любых новых вариантов использования карт.


ИГРЫ ДЛЯ ДВУХ И БОЛЕЕ ИГРОКОВ

ИЗМЕНЕНИЯ

Раздаются по 2 карты-портрета или каждый игрок вытягивает их в слепую. Полученные карты не должны показываться другим игрокам. Все остальные карты остаются в колоде рубашкой вверх, кроме одной карты, которую открывают и кладут рядом с колодой. Игроки по очереди берут третью карту из колоды или одну из открытых карт, лежащих рядом с ней. Участник заканчивает свой ход открывая одну карту и кладя ее рядом с колодой. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого игрока не остается по две карты, которые, по их мнению, являются изображениями одного и того же человека в различные периоды его жизни. Игроки открывают свои карты и рассказывают, какие изменения произошли в жизни человека, изображенного на них.

СОЛО

Игроки по вытягивают из колоды по одной карте-портрету или же карты раздаются. Карты держат рубашками вверх. Игроки по очереди открывают карты, обозначая персоны, которая на них изображены и описывают некоторые аспекты жизни этих людей.

Например:

— семейное положение

— род деятельности, увлечения, личные свойства и особенности характера

— религиозные взгляды и система ценностей

— представление о самом себе

— любимый музыкальный инструмент, еда, цвет и так далее.

Вариант I: Опишите эту ситуацию, видя ее со стороны, но от 1-го лица: «Это мой портрет. Меня зовут София, мне 21 год. Я хочу сделать карьеру музыканта, к сожалению, я боюсь сцены.»

Вариант II: Каждый игрок по очереди описывает один из аспектов персоны, которая изображена на карте.

ДУЭТ

Каждый игрок получает или тянет 2 карты и держит их закрытыми. После того, как карты розданы, участники по очереди раскрывают две свои карты и описывают отношения между людьми, которые на них изображены.

Другой вариант: одна из карт это игрок, а вторая- это человек, с которым у него есть какие-то отношения. Опишите эти отношения от первого лица с точки зрения карты 1.

СОСЕДИ

Игроки по очереди берут верхнюю карту из колоды и описывают ее как некую личность из своего окружения со всеми ее особенностями.

ИГРЫ ДЛЯ 4-Х И БОЛЕЕ ИГРОКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Каждый участник тащит из колоды или получает от раздающего игрока 4-5 карт, и выбирает ту, которая будет использоваться в игре. Игроки по очереди открывают одну карту, описывая персонаж, изображенный на ней: его имя, страну происхождения или культуру к которой он принадлежит. Участники с помощью карт изображают группу людей, которые случайно встретились в какой то точке мира — возможно в гостинице или на научной конференции. Участники по очереди вступают в диалог друг с другом, рассказывая об ожиданиях и планах своих персонажей, стране их происхождения и ее культуре, включая рассказы о проблемах, например, вызванных войной. Необходимо также обратить внимание на положительные аспекты, имеющиеся в стране и ее культуре, знания о которых могут быть полезны остальным. Каждый участник может сделать подарок другим участникам группы в форме сюжета, идеи или конфиденциальной информации из надежного источника, позволяющей хорошо адаптироваться в стране и культуре их персонажа.

ЧЕТЫРЕ КАЧЕСТВА

Каждый игрок берет из колоды 4 карты. Участники по очереди открывают свои карты и описывают личность человека, характеристика которого состоит из отдельных качеств, представленных на каждой из 4 карт. Например, первая карта отражает его внешний вид, вторая- эмоциональное состояние, третья- интеллект и четвертая- социальные качества. Игрок также может придумать историю о том как все эти качества взаимодействуют между собой.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Каждый игрок вытаскивает из колоды карту-взаимодействия и внимательно рассматривает ее. Затем участники вслепую выбирают такое количество карт-портретов, которое соответствует числу точек на их карте-взаимодействия. Игроки по очереди открывают все свои карты, располагая их согласно схеме точек, нарисованной на карте-взаимодействия. Участник описывает значение каждой карты и их отношения внутри этой схемы, основываясь на соответствующих линиях и стрелках. Связь, обозначаемая линиями и стрелками, может быть чувством, разговором, случаем, мыслями.

ПАСЬЯНСЫ

БИОГРАФИЯ(карты «Персона» и «Персонита» могут использоваться вместе).

Просмотрите колоду карт. Спонтанно, руководствуясь своими чувствами, выберите 5 карт с помощью которых вы можете представить себя ребенком, подростком, юношей (девушкой), взрослым, пожилым человеком. Организуйте их беседу друг с другом.

Вариант I: Выберите карты, чтобы представить людей, которые занимали важное место в вашей жизни. Например, это могут быть лица противоположного пола. Изображения в первую очередь должны соответствовать их внутренним качествам. Выберите одну карту представляющую вас. Что этим людям необходимо сказать Вам и друг другу, а что вы бы хотели сказать им?

Вариант II: Выберите карты, которые будут представлять Вас, ваших родителей и близких. Карты с дедушками и бабушками, детьми и приятелями тоже могут быть включены в игру. Есть ли карта-взаимодействие, которая может показать отношения с ними? Имеется ли карта-ситуация, которая отражает ваше положение в семье? Если нет, то попробуйте ее нарисовать или описать.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ

Вы пишете пьессу из 3-х актов. Выберите 3 карты-взаимодействия, каждая из которых отображает развитие сюжета в одном акте пьесы. Положите их лицом вверх, в выбранном вами порядке. Подберите карты-портреты на соответствующие роли в этой пьесе.

При выборе карт в этих играх нужно меньше ориентироваться на фактическое внешнее сходство и больше на чувства, которое они у вас вызывают. Таким образом, при выборе карт мы не привязаны к возрасту, цвету кожи или полу.

Используя метафорические карты Персона, мы можем воссоздать сцены из нашей повседневной или нашей внутренней жизни. Каждый из участников игры может изобретать свои собственные варианты, или изменять уже существующие, адаптируя их к конкретным ситуациям. Не стесняйтесь добавлять ваши собственные карты к колоде! Карты «Персона» могут также использоваться в комбинации со всеми другими колодами метафорических ассоциативных карт.

О ЖАНРЕ

Метафорические карты Персона — это член семьи метафорических ассоциативных карт, которые формируют свой собственный, непохожий ни на какие другие карты жанр. Использование этих карт, не похоже на обычную карточную игру. В этой игре нет стратегии, нет проигравших и победителей. У этих карт нет закрепленных за каждой из них, как в картах Таро, определенных значений. Каждый игрок в процессе игры сам определяет для себя их смысл.

Хотя каждая колода уникальна, она может использоваться совместно со всеми другими колодами метафорических ассоциативных карт, открывая новые возможности для игр и создавая бесконечное пространство для игры нашего воображения…

Эти карты можно использовать не только для развлечения, но и как эффективный рабочий инструмент для самой различной профессиональной деятельности.

Каждая карта — это цветной трамплин для нашей собственной фантазии. Наши идеи и ассоциации не ограничены никакими рамками. Правила применения метафорических ассоциативных карт являются максимально гибкими. Они служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый из нас получает доступ к своему творческому, креативному началу.

Психологические упражнения и игры с метафорическими ассоциативными картами Persona и Personita

Игра «Изменения»

Эта игра рассчитана на двух игроков и проводится с картами «Persona». В начале игры каждый участник берет по две карты-портрета из колоды вслепую. Вытянутые карты нельзя показывать другим игрокам. Из колоды вынимается еще одна (третья) карта, которая выкладывается посередине стола. Это так называемая «центральная персона». В каждый свой ход игроки по очереди берут из колоды еще по одной карте. Их задача – найти в картах, которые у них на руках, портреты «центральной персоны» на различных этапах ее жизненного пути. Рекомендуется ограничить количество этих этапов четырьмя-пятью: детство, отрочество, юность, зрелость, старость. При этом центральная карта может обозначать один из этих этапов. Таким образом, каждый участник подбирает из карт, которые у него есть на руках, те портреты, которые наиболее, на их взгляд, подходят для иллюстрации очередного возрастного этапа центральной персоны.

В конце игры каждый из участников по очереди выкладывает отобранные им 4-5 карт рядом с центральной картой и рассказывает свою версию истории жизни этого персонажа. Это игровое упражнение, с одной стороны, может использоваться для развития воображения, навыков «сторителлинга» (рассказывания историй) и поиска оригинальных идей для художественных произведений (что особенно актуально для писателей и режиссеров). С другой стороны, оно подходит и для работы психолога с целью выявления установок клиента, его мировоззрения и отношения к себе и окружающим.

Игра «Соло»

Для этой игры нам также потребуется колода с портретами из набора метафорических ассоциативных карт «Persona». Играть в эту игру можно и большой компанией, но все же оптимальное количество игроков, как и в предыдущем упражнении, – не более двух. Участникам предлагается по очереди вслепую вытаскивать из колоды по одной карте-портрету. В свой ход каждый игрок открывает имеющуюся у нег на руках карту, называя персону, которая на ней изображена и описывая некоторые аспекты ее жизни. В качестве плана рассказа можно использовать эти подсказки: возраст, семейное положение, род деятельности, увлечения, личные свойства и особенности характера, система ценностей, представление о самом себе, отношения с окружающими и т. д. В более усложненном варианте этого игрового упражнения участники могут описывать свои карты-персоны от первого лица, т. е.: «Это мой портрет. Меня зовут Антон. Мне 23 года. Я мечтаю занять руководящую должность в крупной компании» и т. д.

Если это упражнение проводится в группе, то карту описываемого персонажа может вытащить из колоды сам ведущий (психолог, психотерапевт, тренер), предложив участникам по очереди (по 1-2 предложения) описать изображенного на карте человека, отвечая на вопрос: «какой он?»

Игра «Дуэт»

Для этого игрового упражнения потребуется колода МАК «Persona». Каждый игрок берет вслепую из колоды с портретами по две карты, не показывая их при этом другим. После того, как карты будут розданы, участники по очереди раскрывают две свои карты и описывают отношения между людьми, которые на них изображены.

Это упражнение в модифицированном виде может также проводиться психологом при работе с парами и группами. В этом случае каждый участник также выбирает по две карты-персоны, но на этот раз он достает их в открытую, осознанно.

Обратите внимание: при выборе карт в этом и других случаях рекомендуется ориентироваться не столько на фактическое внешнее сходство, сколько на чувства, которые они у нас вызывают. Таким образом, при выборе карт мы не должны привязываться к возрасту, цвету кожи или полу персон, изображенных на картах.

Одна карта выбирается на роль самого участника, а вторая карта – на роль человека, с которым у него есть какие-либо отношения (тип отношений зависит от тематики запроса клиента – это могут быть как личные взаимоотношения, например, с супругом, ребенком и т. д., так и отношения в рабочем коллективе). Затем участник описывает эти отношения с позиции своей карты от первого лица. Например: «Я люблю этого человека (персону), но наши отношения начинают меня тяготить. Я вкладываю в него столько сил и времени, но не получаю отдачи. Эти отношения изнуряют меня…» и т. д.

Игра «Мой сосед»

Эту игру рекомендуется проводить с портретной колодой «Persona» (также можно использовать метафорические ассоциативные карты «1000 жизней») в конце продолжительного тренинга или групповой работы, когда участники будут более-менее знакомы друг с другом. Каждый игрок по очереди берет вслепую верхнюю карту из колоды, находит одного из присутствующих, к которому, на его взгляд, эта карта относится более всего (безусловно, внешнее сходство в данном случае не играет никакой роли), и описывают ее, отмечая положительные стороны персоны. Например: «Эта персона мне напоминает об Ольге. Она очень внимательная и чуткая, всегда готова прийти на помощь. На нее всегда можно положиться. Ее взгляд внушает спокойствие и уверенность» и т. д.

При этом каждому участнику должно «достаться» по одной карте. Если одного из них уже описали, последующие игроки уже не могут адресовать вытянутые ими карты ему. Таким образом, все присутствующие должны получить свою карту-персону и ее описание.

Игра «Четыре качества»

Каждый игрок берет из портретной колоды «Persona» по четыре карты. Участники по очереди открывают свои карты и описывают личность человека, общая характеристика которого включает в себя отдельные качества, представленные на каждой из доставшихся им четырех карт. Например, первая карта отражает его внешний вид, вторая – эмоциональное состояние, третья – интеллект и четвертая – социальные качества. Игрок также может придумать историю о том, как все эти качества взаимодействуют между собой, как они сочетаются в одном человеке.

Игра «Взаимодействие»

Каждый игрок вытаскивает из колоды карт-взаимодействий по одной карте и внимательно рассматривает ее. Затем участники вслепую выбирают такое количество карт-портретов, которое соответствует числу точек на их картах взаимодействия. Игроки по очереди открывают все свои карты, располагая их согласно схеме точек, нарисованной на карте взаимодействия. Участник описывает значение каждой карты и их отношения внутри этой схемы, основываясь на соответствующих линиях и стрелках. Связь, обозначаемая линиями и стрелками, может быть связана как с чувствами и мыслями, так и с внешними проявлениями и факторами – действиями и событиями.

Упражнение «Разговор по душам»

В этом упражнении, которое рекомендуется проводить самостоятельно, можно использовать сразу две колоды МАК Oh-серии – «Persona» и «Personita». Для упрощения задания или его разнообразия можно также использовать стимульные материалы «1000 жизней».

Сначала просмотрите портретные колоды карт «Persona» и «Personita». Спонтанно, руководствуясь своими чувствами, выберите пять карт, с помощью которых вы можете представить себя ребенком, подростком, юношей (девушкой), взрослым, пожилым человеком. Организуйте их беседу друг с другом.

Первый вариант проведения упражнения. Выберите карты, которые будут обозначать людей, занимающих (сейчас или ранее) важное место в вашей жизни. Например, это могут быть родители, супруги, дети и т. д. Изображения в первую очередь должны соответствовать их внутренним качествам, а не внешним сходствам. Выберите одну карту представляющую вас. Для более глубокой проработки подберите к выбранным картам-портретам карты-типажи из колоды «1000 жизней». Что этим людям необходимо сказать вам и друг другу, а что вы бы хотели сказать им?

Второй вариант проведения упражнения. Выберите карты, которые будут представлять вас, ваших родителей, близких, друзей и других значимых для вас фигур. Есть ли карта-взаимодействие, которая может показать отношения с ними? Имеется ли карта-ситуация, которая отражает ваше положение в семье? Если нет, то попробуйте ее нарисовать или описать.

При проведении упражнения в первом варианте не забудьте записать ваш импровизированный «диалог» на диктофон для последующего его анализа. Во втором случае в качестве материала для разбора вы получите выбранные или нарисованные вами схемы взаимодействия, которые дадут ценную информацию об отношениях в вашей родительской и нынешней семьях, о ваших отношениях с друзьями и т. д.

Упражнение «Распределение ролей»

Представьте, что вы пишите пьесу, которая состоит из трех актов. Из колоды метафорических карт «Persona» выберите три карты взаимодействий, каждая из которых отображает развитие сюжета в одном акте пьесы. Положите их лицом вверх в любом порядке, который вам кажется наиболее подходящим в данном случае. Затем подберите портретные карты на соответствующие роли в этой пьесе.

С помощью этих карт вы можете воссоздать сцены из своей повседневной или внутренней жизни. Каждый из участников игры может изобретать свои собственные варианты, или изменять уже существующие, адаптируя их к конкретным ситуациям. Для усложнения или, возможно, напротив, упрощения задачи можно подбирать к картам-портретам из колоды «Persona» карты-типажи (характеристики) из колоды стимульных материалов «1000 жизней».

  • info@mak.expert
  • +38 (093) 000 12 70
  • Главная
  • Метафорические карты
  • Persona

Persona

МАК Эксперт

13 июня, 2020

Карты-портреты PERSONA изображают самые разнообразные типажи и лица людей любых возрастов, разных стран и народов: северных и южных, восточных и западных. Карты «Персона» приглашают нас поупражняться в чтении лиц и характеров, понимании связей между людьми и нахождении совпадений между собой и другими.

Автор: Моритц Егетмейер

Выбрать случайную карту

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Милдронат инструкция по применению таблетки спортсменам
  • Инструкция по эксплуатации системы обогрева кровли
  • Pioneer mvh s120ub инструкция на русском
  • Самаровка дезинфицирующее средство инструкция по применению скачать бесплатно
  • Щп120 руководство по эксплуатации