Первая камчатская экспедиция под руководством в беринга была организована при

Первая Камчатская экспедиция: подготовка, участники, результаты

  • Предпосылки к отправке экспедиции
  • Подготовка и состав участников
  • Цели и задачи экспедиции
  • Ход путешествия
  • Итоги экспедиции

Первая Камчатская экспедиция носила секретный характер. Руководство Российской империи опасалось конкуренции со стороны голландцев и испанцев, которые в борьбе с Британией теряли заморские территории. Русские планировали продвигаться на восток и колонизировать свободные регионы, но перед этим следовало изучить местность, составить карты. Для выполнения задачи организовали экспедицию. Подробнее об исследовательском походе Витуса Беринга, который длился пять лет, – в материале 24СМИ.

Предпосылки к отправке экспедиции

Император Петр I характеризовался современниками как энергичная и деятельная личность. Правитель стремился сделать Россию не только передовым государством, но и строил планы по расширению территорий. В годы правления императора увеличивать площадь страны удавалась не только за счет военных кампаний, но и благодаря колонизационным проектам, что успешно демонстрировали Англия, Испания, Франция, Португалия, Голландия.

Для России приоритетом считались восточные и южные земли, морские территории на севере. Идеи исследования арктических вод и поиска оптимального морского пути через северные воды появились у русских правителей в XVI веке. Путешественник Семен Дежнев обогнул северо-восток Евразии и побывал близ Камчатки в 1648-м.

Двор Петра I наполняли люди, которые предлагали прогрессивные проекты. В 1713-м Федор Салтыков, который курировал строительство судов для Российской империи в Лондоне, выступил с идеей построить корабли в устье Енисея. Обогнуть сибирские побережья с целью найти сушу, которую можно использовать для налаживания торговых связей с китайцами.

Также стоит отметить, что в 1717-м император посещал Голландию, где ученые обращались к русскому правителю с просьбой организовать экспедицию на Камчатку. Аналогичное предложение поступало от Французской академии наук.

Но к идее Салтыкова Петр I вернулся только после победы в Северной войне. Империя укрепила морские позиции на западе, получив выход к Балтийскому морю, на юге страна контролировала Каспийское море. Следующим пунктом стали восточные воды, которые, по предположению исследователей, отделяли Евразию от Северной Америки.

Россия в первой половине XVIII века представляла интерес для иностранных специалистов, которые не могли реализовать свои амбиции на родине. В числе европейцев, которые решили отправиться на службу к Петру I, – Витус Беринг.

Мореплаватель появился на свет в 1681-м в датском городе Хорсенсе. Беринг происходил из уважаемого рода, который к рождению Витуса разорился. Отец путешественника работал таможенником и был попечителем церкви, пользовался уважением городских жителей и оставил небольшое наследство сыну.

Материальные ценности не заботили Беринга. Страстью молодого человека было море, истории о покорении новых земель. В годы юности Витуса датчане участвовали в освоении заморских территорий. Беринг посещал Ост-Индию, окончил морское учебное заведение.

В 1703-м Беринг познакомился с вице-адмиралом русского флота Корнелием Крюйсом, который вербовал европейских специалистов для нужд империи. Датчанина зачисли в ряды русского военно-морского флота. За 20 лет Витус сделал блестящую карьеру, дослужившись до звания капитан-командора.

В 1721 году завершилась Северная война, и Петр I решил вернуться к вопросу, который поднимал Федор Салтыков. К реализации проекта император приступил в 1724-м с составления инструкций для членов научного похода. Петр Алексеевич ожидал, что исследователи найдут короткий путь в Китай и Индию, что станет основой для перехода русской торговли на новый уровень развития.

Подготовка и состав участников

Начальником экспедиции поставили Витуса Беринга, который на момент назначения служил русскому флоту 21 год. Петр Великий щепетильно относился к кадровым назначениям, поэтому посчитал Беринга достойным специалистом. За плечами датчанина были бои Северной войны, русско-турецкий конфликт, служба на Азовском и Балтийском морях, плавание из Архангельска в Кронштадт.

Примечательно, что перед назначением мореплаватель подавал в отставку: Витус носил звание капитана 2-го ранга, а мечтал о 1-м, но так и не дождался повышения, поэтому решил оставить службу. Об опытном моряке узнал Петр Алексеевич, который присвоил Берингу звание капитан-командора и сделал руководителем масштабной экспедиции.

В помощники Берингу определили 22-летнего унтер-лейтенанта Алексея Чирикова, который окончил Петербургскую морскую академию, служил на Балтийском море и работал преподавателем в альма-матер.

Вторым помощником стал соотечественник Беринга 28-летний Мартын Шпанберг, который служил в русском флоте с 1720 года. Командовал кораблем, который перевозил почту, пассажиров и грузы из Кронштадта в Любек, лично знал Беринга.

Место в экспедиции получил и 25-летний гардемарин Петр Чаплин сразу после окончания Петербургской морской академии. Молодому офицеру отвели роль историографа исследовательского похода.

Усилили состав опытным архангельским мореходом Кондратием Мошковым. Из Санкт-Петербурга в экспедицию убыло 20 человек. На протяжении похода число участников росло и достигло в итоге нескольких сотен. Среди членов экспедиции были матросы, солдаты, мастеровые, геодезисты, картографы, штурманы, гребцы, повара.

75% маршрута пролегало по суши. Для передвижения по морю планировалось построить корабль «Святой Гавриил». Намечалось строительство двух судов, но в итоге ограничились одним. Длина бота по килю – 18,3 м, ширина по мидель-шпангоуту – 6,1 м, осадка – 2,3 м. Артиллерия корабля состояла из семи фальконетов.

Инструкции, которые подготовил Петр I, носили секретный характер, поэтому точная дата их написания неизвестна. Исследователи спорят и об истинных целях и задачах, которые ставил император членам экспедиции.

Цели и задачи экспедиции

Официальная цель путешествия Беринга – исследовательская. Команде ставили задачу выяснить, соединяется ли Евразия с Северной Америкой по суше, либо между ними существует пролив или перешеек.

Петр Великий поручал путешественникам уточнить данные существующих карт, которые считались недостаточно точными, и подготовить детальное описание прибрежных линий Камчатки.

Исследователи считают, что у императора была карта «Камчадалии», которую в 1722 году составил немецкий картограф Иоганн Гоманн. Документ содержал расположение участка суши, которая называлась «Земля Хуана де Гамы».

Берингу следовало установить точное местоположение участка и выяснить: соединятся ли он с Североамериканским континентом.

В задачах значился пункт по изучению побережья Северного Ледовитого океана. Членам экспедиции требовалось собрать данные о народах, которые населяют Дальний Восток, наладить торговые связи с Японией, добраться до берегов Северной Америки, описать флору и фауну региона, составить точные карты.

Особенность ситуации заключается в том, что пролив, который разделяет Евразию и Северную Америку, за 80 лет до Беринга пересекал казак Семен Дежнев. Но информация об этом появилась только в 1736 году. В эпоху Петра I имя Дежнева не было известно.

Некоторые исследователи придерживаются другого мнения о целях экспедиции. Считается, что Петр Алексеевич якобы строил планы по колонизации Североамериканского континента с востока. На западе к тому времени разрастались поселения британцев, испанцев, французов.

Камчатка в таком случае рассматривалась Петром Алексеевичем как плацдарм для покорения американских земель. А на полуострове планировали бы строить фортификационные сооружения, продумывали линию сообщений с европейской частью империи, оценивали численность военного контингента. И экспедиции Беринга следовало сделать карты и составить описание местности, что упростило бы задачи армии, которую намеревались перебросить на Камчатку.

Ход путешествия

Первая Камчатская экспедиция под руководством Беринга стартовала 24 января (по старому стилю) 1725 года. Две недели спустя скончался 52-летний император, который организовал поход.

Начало экспедиции было положено в Петербурге, откуда путешественники направились в Вологду. Примечательно, что на старте участники похода разделились. Первым в Вологду прибыл Алексей Чириков с подчиненными. Беринг с остальными членами экспедиции приехал в город через неделю.

Дальнейший путь исследователей проходил через Тотьму, Великий Устюг, Соликамск, Тюмень. От Вологды до Тобольска путешественники добрались за 43 дня. В июне-августе Беринг продолжал движение по рекам Иртыш, Обь, Енисей. Зиму 1725–1726 годов исследователи провели в Илимске. В июне путешественники построили в Усть-Куте судно, на котором по Лене добрались до Якутска. Суммарно путь от столицы до Охотска, который равен примерно 10 тыс. км, занял у команды 2 года.

Читайте такжеСамая длинная река в мире: от Африки до Южной Америки

В январе 1727-го все участники похода воссоединились в поселке, с которого начинался морской этап экспедиции. Условий для расквартирования команды не было, поэтому исследователям пришлось самостоятельно строить жилища, чтобы дождаться окончания зимы.

Из Охотска путешественники отправились к Камчатке на двух речных судах. Достигнув Большерецка, исследователям предстояло пересечь полуостров. Целью была река Камчатка. Военные параллельно изучали местность, определяли территорию для строительства крепостей на случай, если Россия начнет колонизировать Северную Америку.

Члены экспедиции не захотели тащить снаряжение и привлекли местное население – камчадалов. Население полуострова 30 лет подчинялось казакам и платило налог в имперскую казну, но не монетами, а мехами, которые продавались в Европе.

Требования Беринга вызвали сопротивление со стороны туземцев. Жители полуострова объяснили, что идет период охоты – добываются шкурки и мех. Бесплатная помощь экспедиции не входила в планы камчадалов.

Тогда Беринг обманул туземцев, сказав, что за сопровождение исследователей власти освободят жителей полуострова от уплаты налога на три года. Предложение понравилось камчадалам, и народ сменил недовольство на дружелюбие. Когда обман раскрыли, Витус с командой был уже в море.

Весной 1728 года началось строительство бота «Святой Гавриил». В июне Беринг вышел в морское пространство, которое впоследствии получило его имя. С этого момента началось изучение территорий, которые на карту были прежде нанесены с низкой точностью. Путешественники картографировали 600 км восточного побережья Камчатки. На данном отрезке Витус сделал ряд географических открытий: залив Креста, бухта Провидения, остров Святого Лаврентия.

Экипаж «Святого Гавриила» встречал сильные ветра, которые сменялись туманами. Беринг не обнаруживал сушу, поэтому начал предполагать, что судно проходит через пролив, который разделяет континенты.

Витус решил посовещаться со Шпанбергом и Чириковым. Лидеры экспедиции обсуждали: доказано ли существование пролива и следует ли продолжать экспедицию.

Чириков выступил с предложением плыть вдоль побережья на северо-восток до устья реки Колымы. В случае ухудшения погодных условий повернуть обратно до 25 августа 1728 года и зазимовать на берегу, который противоположен Чукотке – Аляске. От чукчей Чириков узнал, что территория богата лесом.

Шпанберг придерживался более осторожной позиции: плыть на северо-восток до 16-го числа, а затем взять курс на Камчатку и переждать зиму.

Команда продолжила движение на север. Беринг посчитал, что по мере продвижения примет окончательное решение по направлению экспедиции. Моряки достигли мыса Дежнева и пересекли Северный полярный круг.

Экспедиция вышла в воды Чукотского моря, провела замеры глубины и ряд других наблюдений. Для дальнейшего арктического плавания погодные условия были неблагоприятны. На протяжении всего пути команда составляла карты, по которым через 50 лет будет ориентироваться Джеймс Кук в поисках Северного морского пути. Британец удивился точности документа, поэтому в знак уважения предложил назвать пролив в честь Беринга.

Экспедиция Беринга на оставшемся отрезке пути не встречала новую сушу, поэтому руководитель похода решил не рисковать и вернуться на Камчатку. На полуостров команда прибыла 2 сентября, где ее ждали камчадалы, которые не забыли о подлости начальника экспедиции.

К тому моменту туземцы подняли восстание и захватили крепость, которую контролировали казаки. Военные Беринга вступили в бой с местными, отбили захваченную крепость и жестоко подавили мятеж. Но корень конфликта пророс глубоко, поэтому урегулировать ситуации удалось только к 1732 году.

Летом 1729-го путешественники попытались доплыть до североамериканских земель. Корабль начал движение к цели 5 июня, но через три дня, пройдя 150 км, судно столкнулось с сильным ветром. Корабль развернулся и поплыл в сторону Камчатки. Беринг обогнул полуостров с юга, отказавшись от повторного столкновения с камчадалами, открыл Авачинскую губу и Камчатский залив.

24 июля 1729 года исследователи сошли на сушу в Охотске, откуда выдвинулись в столицу. До Петербурга Беринг добрался за семь месяцев, где представил рапорты и отчеты о проделанной работе.

Пока Беринг исследовал Камчатку и искал пролив между Евразией и Северной Америкой, в России сменилось три правителя. В путь экспедицию снаряжал Петр I, а приветствовала после возвращения Анна Иоанновна. Первая Камчатская экспедиция продолжалась с 1725 по 1730 год.

Итоги экспедиции

Исследователи спорят на тему успешности первой экспедиции Беринга на Дальний Восток и Крайний Север. Беринг не добрался до североамериканских земель, не описал прибрежную линию, не собрал сведения о народах, которые населяют северо-запад материка.

Но в целом итоги экспедиции говорят об огромном вкладе в развитие географии, улучшении знаний о восточных землях, соседствующих с расширяющейся Российской империей.

Экспедиция Беринга определила протяженность Сибири и географическое положение Камчатки. Путешественники построили первый морской корабль на берегу Тихого океана, с помощью которого изучили малоизвестные территории и дополнили карту 220 географическими объектами.

В результате похода исследователи доказали существование пролива между материками. Путешественники нанесли на карту северо-восточную оконечность Евразии.

Читайте такжеПолярные экспедиции: история покорения полюсов

Беринг подтвердил наличие северо-восточного пути в Японию, Китай и Ост-Индию через реку Лену. Интерес для ученых представляли путевые заметки Чирикова и Чаплина, которые описывали побережья, рельефы, флору и фауну, метеорологические и астрономические явления.

Карты, составленные Берингом, имели большое значение для европейских исследователей, которые в дальнейшем использовали труды русской экспедиции.

Первая Камчатская экспедиция завершилась отчетом Витуса Беринга, который исследователь предоставил в Правительствующий сенат и Адмиралтейств-коллегию в марте 1730 года. Власти оценили результаты похода, и через два года Беринг отправится во Вторую Камчатскую экспедицию, чтобы завершить начатое – добраться до берегов Северной Америки.

Часто мне приходилось слышать, что Берингов пролив впервые открыл не Беринг. Якобы о существовании морского прохода знали еще в Средние века. Да и Семен Дежнев там проплывал. Так в чем тогда заслуга Беринга?

Приезд Беринга в Россию

Под руководством Витуса Беринга российские корабли впервые вышли на широкие просторы Тихого океана. Род Берингов происходил из Дании. Молодой человек окончил морской кадетский корпус. Уже через год Беринг был в России. Офицер поучаствовал и в Азовском походе, и в сражении на Балтике против шведов, руководил морским сообщением между Архангельском и Копенгагеном.

Камчатская экспедиция

По решению Петра Первого в 1724 году была снаряжена экспедиция на Камчатку. Это мероприятие должно было окончательно выяснить: есть ли сухопутный путь из Азии в Америку. Задачей экспедиции было:

  • исследовать воды между Аляской и Чукоткой;
  • определить есть ли между ними перешеек;
  • дойти до владений европейских государств в Америке;
  • составить карту исследованных территорий.

В следующем году обоз со всем необходимым двинулся на восток. Примечательно, что на Камчатке участникам экспедиции предстояло построить корабль для далекого плавания. До Нижнекамчатска добирались три года, прошли 9000 километров. Полтора месяца в море и Беринг сумел достичь крайнего северо-востока материка. Было доказано наличие пролива между Евразией и Америкой. Засекреченные карты по результатам экспедиции были доставлены в Петербург, откуда попали в Европу. Европейцы и назвали пролив Беринговым.

Вторая экспедиция

В 1741 году Беринг вышел в море, возглавляя экспедицию из двух кораблей. Теперь задачей было достичь, все-таки, Аляски. Через месяц плавания моряки увидели побережье. В ходе экспедиции побережье Аляски впервые было нанесено на карту. Возвращение было драматичным. Корабль с Берингом на борту был разбит штормом и с трудом управляем. Команда теряла моряков от эпидемии. В итоге судно пристало к необитаемому острову, где моряки переждали зиму. Умерло 30 человек. Среди них и Витус Беринг. По масштабу и географии деятельности плавания Беринга были беспрецедентны на то время.

From Wikipedia, the free encyclopedia

The path of the First Kamchatka Expedition, map by Vasily Berkh

The First Kamchatka Expedition was the first Russian expedition to explore the Asian Pacific coast. It was commissioned by Peter the Great in 1724 and was led by Vitus Bering. Afield from 1725 to 1731, it was Russia’s first naval scientific expedition.[1] It confirmed the presence of a strait (now known as Bering Strait) between Asia and America and was followed in 1732 by the Second Kamchatka Expedition.

The expedition spent first two years, from January 1725 to January 1727, on traveling from Saint Petersburg to Okhotsk, using horses, dog sleds and river boats. After wintering in Okhotsk it moved to the mouth of the Kamchatka River on the east coast of the peninsula. In July–August 1728 it sailed north and then north-east along the shore, exploring Karaginsky Gulf, Kresta Bay, Providence Bay, Gulf of Anadyr, Cape Chukotsky, and St. Lawrence Island.

The expedition, as it turned out, went through the Bering Strait to the Chukchi Sea, and returned believing that it had completed its tasks. While it had not reached the North American coast, it provided evidence that Asia and North America are not connected. During 1729, it explored the southern shores of Kamchatka, mapping Avacha Bay, and by 28 February 1730 returned via Okhotsk to Saint Petersburg. The expedition was highly praised, with its leader Vitus Bering being promoted to captain-commander, his first noble rank, whereas his assistants Martin Spanberg and Aleksei Chirikov were made captains. It had been a long and expensive expedition, costing 15 men and souring relations between Russia and her native peoples, but it had provided useful insights into the geography of Eastern Siberia: in total the expedition surveyed more than 3500 km of the western coast of the sea, which was later named after Bering. Its maps of the area were later used by all Western European cartographers.

Preparations[edit]

On 29 December 1724 [N.S. 9 January 1725], Peter asked the Danish-Russian explorer Vitus Bering to command a voyage east.[2] Peter instructed the expedition to do the following:[1]

  • prepare one-two ships in Kamchatka or nearby;
  • using those ships, explore northern lands, which seemed to be part of America;
  • seek where those lands join America, and whether there are any cities in European possession in the area. When meeting European ships, it should inquire them the names of the local geographical features, explore the coasts on the way and map them.

Preparations for the trip had begun some years before, but with his health rapidly deteriorating, Peter had hurried the process, and promoted the appointment of Bering as the expedition’s leader ahead of the experienced cartographer K. P. von Verd. To his advantage Bering had knowledge of both the Indian Ocean and the eastern seaboard of North America, good personal skills and experience in transporting goods.[2] His lieutenants for the journey were the hardened fellow Dane Martin Spanberg and the well-educated but relatively inexperienced Russian Aleksei Chirikov, a respected naval instructor. Chirikov, together with warrant officer Peter Chaplin co-wrote the expedition journal.[1][3] The assistants would receive annual salaries of some 180 roubles during the trip, whereas Bering would be paid 480. The natural route to Kamchatka was along tributaries of the Lena; but after the Treaty of Nerchinsk (1689) this looked politically infeasible. Instead, Bering’s party, it was decided, would travel over land and river from Saint Petersburg to Okhotsk, a small port town on Russia’s eastern coast, and then by sea from Okhotsk to the Kamchatka peninsula, where they could start their voyage of exploration.[2]

Ships[edit]

In 1725, the construction of a 20-meter-long ship named Fortuna (Russian: Фортуна, «Fortune») began in Okhotsk in anticipation of the expedition. It was completed in June 1727 under the guidance of Chaplin, and by August, a ship of similar size, Vostok (Восто́к, «East»), was brought from Kamchatka and repaired. By the end of August 1727 both ships reached Kamchatka. During April–May 1728, one more ship, St. Gabriel (Святой Гавриил, Sviatoi Gavriil), was built on Kamchatka from the local wood.[1] Fortuna and Vostok were auxiliary ships used for transporting goods between Okhotsk and Bolsheretsk, whereas St. Gabriel was the main ship of Bering, and was armed with four cannons.[4]

St. Petersburg to Okhotsk[edit]

Map of the route from Tobolsk to Kamchatka

On 24 January 1725,[1] Chirikov departed with 26 of the 34-strong expedition along the well-traveled roads to Vologda, 661 kilometres (411 mi) to the east. Having waited for the necessary paperwork to be completed, Bering and the remaining members of the expedition followed on 6 February. Bering was supplied with what few maps Peter had managed to commission in the preceding years.[2] Both parties used horse-drawn sledges and made good time over the first legs of the journey. On 14 February they were reunited in Vologda and headed eastwards across the Ural mountains, arriving in Tobolsk (one of the main stopping points of the journey) on 16 March. They had already traveled over 2,820 km (1,750 mi).[2] At Tobolsk, Bering took on more men to help the party through the more difficult journey ahead. He asked for 24 more from the garrison, before upping the request to 54 after hearing that the ship the party required at Okhotsk (the Vostok) would need significant manpower to repair. In the end, the governor could spare only 39, but it still was a significant help. In addition, Bering wanted 60 carpenters and 7 blacksmiths; the governor responded that half of these would have to be taken on later, at Yeniseysk. After some delays preparing equipment and funds, on 14 May the now much enlarged party left Tobolsk, heading along the Irtysh. The journey ahead to the next major stopping point Yakutsk was well worn, but rarely by groups as large as Bering’s, who had the additional difficulty of needing to take on more men as the journey progressed. As a result, the party ran behind schedule, reaching Surgut on 30 May and Makovsk in late June before entering Yeniseysk, where the additional men could be taken on; Bering would later claim that «few were suitable». In any case, the party left Yeniseysk on 12 August, desperately needing to make up lost time. On 26 September they arrived at Ilimsk, just three days before the river froze over. After the party had completely an 130-kilometre (80 mi) trek to Ust-Kut, a town on the Lena where they could spend the winter, Bering traveled on to the town of Irkutsk both to get a sense of the conditions and to seek advice on how best to get their large party across the mountains separating Yakutsk (their next stop) to Okhotsk on the coast.[5]

After leaving Ust-Kut when the river ice melted in the spring of 1726, the party rapidly traveled down the River Lena, reaching Yakutsk in the first half of June. Despite the need for hurry and men being sent in advance, the governor was slow to grant them the resources they needed, prompting threats from Bering. On 7 July, Spanberg left with a detachment of 209 men and much of the cargo; on 27 July apprentice shipbuilder Fyodor Kozlov led a small party to reach Okhotsk ahead of Spanberg, both to prepare food supplies and to start work repairing the Vostok and building a new ship (the Fortuna) needed to carry the party across the bay from Okhotsk to the Kamchatka peninsula. Bering himself left on 16 August, while it was decided that Chirikov would follow the next spring with fresh supplies of flour. The journeys were as difficult as Bering had worried they would be. Men and horses died, and some men (46 from Bering’s party alone) deserted with their horses and portions of the supplies as they struggled to build roads across difficult marshland and river terrain.[5] While Bering’s party (which reached Okhotsk in October) fared badly, Spanberg’s did far worse. His heavily loaded boats could be tugged at no more than 1.6 km (1 mi) a day – and they had some 1,102 km (685 mi) to cover. When the rivers froze, the cargo was transferred to sleds and the expedition continued, enduring blizzards and waist-high snow. Even provisions left by Bering at Yudoma Cross could not fend off starvation. On 6 January 1727, Spanberg and two other men, who had together formed an advance party carrying the most vital items for the expedition, reached Okhotsk; ten days later sixty others joined them, although many were ill. Parties sent by Bering back along the trail from Okhotsk rescued seven men and much of the cargo that had been left behind. Okhotsk’s inhabitants described the winter as the worst they could recall; Bering seized flour from the local villagers to ensure that his party too could take advantage of their stocks and consequently the whole village soon faced the threat of starvation. An advance party of Chirikov’s division arrived in June 1727 with 27 tons of flour, resupplying the Bering’s group, which by then had diminished in numbers.[6]

Okhotsk to Kamchatka and beyond[edit]

Map of Siberia compiled from the results of the First and Second Kamchatka Expeditions.[1]

The Vostok was readied and the Fortuna built at a rapid pace, with the first party (48 men commanded by Spanberg and comprising those required to start work on the ships that would have to be built in Kamchatka itself as soon as possible) leaving in June 1727. Chirikov arrived in Okhotsk soon after, bringing further supplies of food. He had had a relatively easy trip, losing no men and only 17 of his 140 horses. On 22 August, the remainder of the party sailed for Kamchatka.[6] Had the route been charted, they should have sailed around the peninsula and made port on its eastern coast; instead, they landed on the west and made a grueling trip from the settlement of Bolsheretsk in the South-West, north to the Upper Kamchatka Post and then east along the Kamchatka River to the Lower Kamchatka Post. This Spanberg’s party did before the river froze; next, a party led by Bering completed this final stint of approximately 930 km (580 mi) over land without the benefit of the river; and finally, in the spring of 1728, the last party to leave Bolsheretsk, headed by Chirikov, reached the Lower Kamchatka Post. The outpost was10,000 km (6,000 mi) from St. Petersburg and the journey itself (the first time «so many [had] gone so far») had taken some three years.[6] The lack of immediate food available to Spanberg’s advance party slowed their progress, which hastened dramatically after Bering’s and Chirikov’s group arrived with provisions. As a consequence, the ship they constructed—the St. Gabriel—was ready to be launched as soon as 9 June 1728 from its construction point upriver at Ushka. It was then fully rigged and provisioned by 9 July, and on 13 July set sail downstream, anchoring offshore that evening. On 14 July, Bering’s party began their first exploration, hugging the coast in not a northerly direction (as they had expected) but a north-easterly one.[7]

Sailing further north, Bering entered for the first time the strait that would later bear his name.[7] On 8 August, the expedition had a first meeting with the indigenous population. A boat of eight Chukchi men approached the ship and asked the purpose of their visit. They refused to board the ship, but sent a delegate who swam to the ship on an air-filled balloon made from animal skin. The man told that there are islands nearby, and indeed, two days later the expedition reached an island, which Bering named St. Lawrence Island. In turn, Chirikov named the place of meeting the boat as Cape Chukotsky.[1]

After Cape Chukotsky, the land turned westwards, and Bering held a discussion with his lieutenants on 13 August 1728 whether they could reasonably claim it was turning westwards for good: that is to say, whether they had proven that Asia and America were separate land masses. The rapidly advancing ice prompted Bering to make the controversial decision not to deviate from his remit: the ship would sail for a few more days, but then turn back.[7] The expedition was neither at the most easterly point of Asia (as Bering had supposed) nor had it succeed in discovering the Alaskan coast of America, which on a good day would have been visible to the east.[7][8] As promised, on 16 August, Bering turned St. Gabriel around, heading back towards Kamchatka. On 31 August, the ship was hit by a severe storm and barely avoided crashing into the shore. After hasty repairs, on 2 September it reached the mouth of the Kamchatka River,[1] fifty days after it had left. The mission was at its conclusion, but the party still needed to make it back to St. Petersburg to document the voyage (thus avoiding the fate of Semyon Dezhnyov who, unbeknownst to Bering, had made a similar expedition 80 years previously).[9] In the spring of 1729, the Fortuna, which had sailed round the Kamchatka Peninsula to bring supplies to the Lower Kamchatka Post, now returned to Bolsheretsk; and shortly after, so did St. Gabriel. The delay was caused by a four-day journey that Bering made eastwards in search of North America, to no avail. By July 1729 the two vessels were back at Okhotsk, where they were moored alongside the Vostok; the party, no longer needing to carry shipbuilding materials made good time on the return journey from Okhotsk, and by 28 February 1730 Bering was back in the Russian capital. In December 1731 he was awarded 1000 roubles and promoted to captain-commander, his first noble rank, whereas Spanberg and Chirikov were made captains. It had been a long and expensive expedition, costing 15 men and souring relations between Russia and her native peoples, but it had provided useful insights into the geography of Eastern Siberia, and presented evidence that Asia and North America were separated by sea.[9]

References[edit]

Citations[edit]

  1. ^ a b c d e f g h Dukalskaya M. V. Первая Камчатская экспедиция Archived 2013-10-29 at the Wayback Machine. The Russian State Museum of Arctic and Antarctic. polarmuseum.ru
  2. ^ a b c d e Frost 2003, pp. 30–40
  3. ^ Чаплин Петр Авраамович (биография). www.kamchatsky-krai.ru
  4. ^ Первая Камчатская экспедиция. ricolor.org
  5. ^ a b Frost 2003, pp. 41–44
  6. ^ a b c Frost 2003, pp. 44–47
  7. ^ a b c d Frost 2003, pp. 48–55
  8. ^ Armstrong, Terence (1982), «Vitus Bering», Polar Record, United Kingdom, 21 (131): 161–163, doi:10.1017/s0032247400004538, S2CID 251063437
  9. ^ a b Frost 2003, pp. 56–62

Bibliography[edit]

  • Frost, Orcutt William, ed. (2003), Bering: The Russian Discovery of America, New Haven, Connecticut: Yale University Press, ISBN 0-300-10059-0

External links[edit]

  • Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII в. ДОКУМЕНТЫ
  • Из истории русских экспедиций на Тихом океане Первая половина XVIII века ДОКУМЕНТЫ
  • Из истории великих русских географических открытий в Северном ледовитом и Тихом океанах XVII-й – Первая половина XVIII в. ДОКУМЕНТЫ
  • Путешествия ДОКУМЕНТЫ

Первая Камчатская экспедиция

Источник: Самое интересное в истории российского флота
23 декабря 1724 года (3.01.1725 г.) — издан указ Петра I об организации Первой Камчатской экспедиции. Это был важный шаг в освоении Сибири и установлении торговых связей со странами Востока. Его ключевым аспектом стал вопрос о возможности плавания северным путем из Архангельска в Индию. В связи с этим экспедиции поручалось исследовать северные районы Тихого океана и выяснить расположение Америки. В действительности пролив между Чукоткой и Аляской был открыт ещё в 1648 году Дежнёвым, но научная общественность узнала об этом только в 1758 году.

Интересно, что характер этого документа и трактовка задач экспедиции до сих пор вызывают оживленные споры среди ученых. Некоторые называют его просто запиской или справкой, но большинство историков всё-таки считают, что документ представляет собой полноценный указ Петра I. Еще большее разнообразие в трактовке задач. Многие понимают их значительно шире, чем поиски пролива. Экспедиция, по их мнению, должна была разведать путь в Америку, которая в любом случае находилась в непосредственной близости от наших берегов, и выяснить, кто является ближайшим соседом России.

Насущная необходимость исследований

В 1721 году была успешно завершена Северная война, и появилась возможность перейти к решению важнейших государственных задач мирного развития, в том числе к исследованию восточных границ России и северной части Тихого океана. В связи с этим и был издан указ о подготовке Первой Камчатской экспедиции. Кроме указа, Петр I лично написал инструкцию её командиру, в которой четко определил цели, пути их достижения и желаемый результат.

Таким образом, перед экспедицией стояли не только самые актуальные научные, но и важнейшие государственные задачи — уточнение границ Российской империи и присоединение к ней вновь открытых земель. При этом предписывалось самое ласковое обращение с народами и племенами, поступающими в подданство России. Экспедиция продолжалась пять лет, но морской поход длился всего полтора месяца. Остальное время ушло на переезд из Петербурга на Камчатку и обратно, строительство кораблей, заготовку провианта и строительных материалов.

К этому времени в мировой литературе накопилось много недостоверных сведений об этом регионе. На западноевропейских картах пролив между Чукоткой и Аляской существовал с 1566 года. Существовал он и на многих российских картах, но они не располагали доказательной базой, поскольку были составлены на основании старых чертежей и расспросов местных жителей. Для получения достоверных данных необходимо было провести основательное изучение северной части Тихого океана.

Замыслы Петра I

В инструкции Петр I указал, что кораблю экспедиции надлежит следовать от Камчатки вдоль земли, которая идет на север, и по его предположению она уже была частью Америки. Далее до ближайших европейских владений в Америке, высадиться на берег, взять письменные свидетельства и нанести это место на карту или идти до встречи с каким-либо европейским кораблем, который мог бы дать информацию о достигнутых экспедицией землях. В инструкции не упоминалось о поиске пути в Индию или пролива между Азией и Америкой.

Главой экспедиции был назначен датчанин капитан 1 ранга Витус Беринг (1681 — 1741 гг.). В 1704 году он был принят на русскую службу и вскоре стал одним из лучших командиров линейных кораблей. Беринг принимал деятельное участие в военных действиях против шведов и неоднократно выполнял ответственные поручения. В целом это был умный и мужественный офицер. Вместе с тем он не проявлял достаточной решительности в трудные моменты. Интересно, что сам он в документах подписывался как Витезь Беринг, наши официально именовали его Витес, а в обиходе просто Иван Иванович.

Алексей Чириков
Алексей Чириков
Рисунок В.Н. Ефимова

Помощниками Беринга были назначены лейтенанты датчанин Мартын Шпанберг и Алексей Чириков. Шпанберг характеризовался как опытный моряк и деятельный офицер, но он не имел образования, зачастую был груб и склонен к стяжательству. В противоположность ему, Чириков обладал глубокими знаниями в области навигации и был отличным моряком. Он понимал огромное научное и государственное значение экспедиции и самоотверженно работал для достижения успеха. Большой вклад в работу экспедиции внесли гардемарин П.А. Чаплин, мореход К. Мошков, корабельные мастера и матросы.

Трудности сухопутного участка пути

Первый отряд экспедиции под командой Чирикова вышел в путь 24 января 1725 года. Прямо из Петербурга везли пушки, ядра, якоря, паруса и канаты, большое количество инструментов и различного оборудования. В пути обоз постоянно возрастал. Из Якутска, например, только одного продовольствия везли 6 тыс. пудов. Сухопутный маршрут экспедиции до Охотска пролегал через Вологду, Тобольск, Илимск и Якутск, в общей сложности 9 тыс. километров.

Особенно трудно было преодолеть участок свыше 1000 км между Якутском и Охотском. Тяжелые грузы отправили на судах под командой Шпанберга. По рекам дошли только до середины пути, а затем грянули морозы. Дальше грузы везли на нартах людьми. Но нарты застревали, и их приходилось оставлять. В помощь отряду Беринг выслал людей из Охотска. Им пришлось преодолевать горы, болота и совершенно дикие места. По дороге ели павших лошадей, сыромятные сумы и другие кожаные вещи и только в начале января 1727 г. прибыли в Охотск. Оставленные нарты с грузом собирали уже в мае.

Маршрут экспедиции
Маршрут Первой Камчатской экспедиции

Не легче был и переход основного отряда. Из взятых в Якутске 663 лошадей около 270 пали или замерзли в пути. На лошадь клали до 80 кг груза, а люди зимой везли на нартах до 80—100 кг. Многие возчики убежали, а некоторые погибли. В Охотском остроге, который в то время состоял всего из 10 дворов, приходилось сооружать избы и амбары, строить и снаряжать суда.

На построенном здесь небольшом судне «Фортуна» и отремонтированной ладье экспедиция 22 августа 1727 г. вышла из Охотска. Через две недели суда пришли в Большерецк. Далее надо было продолжать путь в Нижне-Камча́тск, но Беринг не решился идти туда морем. Тяжелые грузы вновь отправили по рекам на судах под командой Шпанберга. Но дойти до цели ему опять не удалось. Реки замерзли, и продолжить путь можно было только зимой на собаках. Беринг с остальными членами экспедиции и обозом совершил этот переход в январе 1728 года в условиях сильных морозов и снежных бурь.

Здесь, как и на переходе от Якутска до Охотска, для транспортировки грузов было привлечено много местных жителей. Все понимали, что это подвергает их семьи смертельной опасности, поскольку мужчины лишались возможности заготовить продукты питания на зиму, но такова в то время была цена великих географических открытий.

В Нижне-Камчатск Беринг прибыл 11 марта 1728 года, и сразу же заложил бот «Св. Гавриил». Судно имело длину 18,3, ширину 6,1 и осадку 2,3 м. Его оснастили и оборудовали в строгом соответствии с регламентом, чтобы оно достойно представляло Российский военно-морской флот. Такое требовательное и уважительное отношение к соблюдению всех правил и традиций при постройке военного судна наблюдалось у нас всегда, начиная с первого корабля «Орел», (подробности читайте здесь). Экипаж «Св. Гавриила» состоял из 44 человек. Решение Беринга идти в Нижне-Камчатск не морем, а на собаках исключило возможность закладки судна осенью и существенно отодвинуло выход в море. Такая задержка сократила время плавания у северных берегов и снизила результативность экспедиции.

Поход вокруг Чукотки

«Св. Гавриил» вышел в море 14 июля 1728 года. Утром 17 июля – первое географическое открытие: остров Карагинский. Затем моряки прошли вдоль берега Анадырского залива, открыли залив Креста и бухту Провидения, а перед входом в пролив (Берингов) открыли остров Святого Лаврентия. Затем берег скрылся далеко на юге. Плыли ещё два дня на север, дошли до 67°18’48» с. ш., но земли не обнаружили. Фактически они уже прошли пролив между материками, и находились в Чукотском море, но моряки об этом не знали. С момента выхода из Ново-Камчатска прошло 34 дня.

Бот Св Гавриил
Бот «Св. Гавриил» в море
С картины Е.В. Войшвилло

Настало время принимать решение, куда плыть дальше. Чириков предложил направиться на запад, до устья Колымы. Однако Беринг был уверен, что он уже дал ответ на второй пункт инструкции Петра I (поскольку стало ясно, что Америка не сходится с Азией). В связи с этим отпал и третий пункт инструкции (доехать до ближайших европейских владений в Америке), так как неизвестно, на каком расстоянии располагается Америка. Поэтому Беринг посчитал свою задачу выполненной и 15 августа приказал возвращаться.

На обратном пути мореплаватели открыли остров Святого Диомида и 2 сентября бросили якорь в устье реки Камчатка. На следующий год Беринг вышел в море 5 июня 1729 г. и пошел к востоку для поиска Америки. Встретив большие трудности и не обнаружив земли, он повернул на юг и, зайдя в Большерецк, 23 июля 1729 года прибыл в Охотск. Первая Камчатская экспедиция была успешно завершена. Позднее обширные исследования в северной части Тихого океана провела экспедиция под руководством Фердинанда Врангеля.

Итоги экспедиции

В Петербурге Беринг представил отчет об экспедиции и приложил к нему карту. На ней был обозначен пролив между Азией и Америкой, но при этом была сделана пометка, что северный берег Азиатского материка к востоку от Колымы нанесен по старым картам. На основании этого Адмиралтейств-коллегия и Сенат усомнились в открытии пролива между материками. Отказавшись от предложения Чирикова дойти до Колымы, Беринг заслужил упреки современников и потомков в том, что он не справился с поставленными ему задачами.

Тем не менее, Адмиралтейств-коллегия и Сенат высоко оценили заслуги экспедиции, наградив Беринга и его спутников. Положительную оценку деятельности Беринга можно видеть и в том, что в 1732 г. он был назначен начальником гораздо более масштабной Второй Камчатской экспедиции. После этого было ещё много экспедиций, географических исследований и открытий, а завершилось освоение дальневосточных границ научным подвигом Невельского и его соратников по Амурской экспедиции. Об этом читайте в статье Адмирал Невельской.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Греков В.И. Очерки из истории русских географических исследований в 1725-1765 гг. 1960 г.
  • Военная энциклопедия. Санкт-Петербург. 1912 г.
  • Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада. Интернет-портал http://www.vostlit.info/
  • Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. 1890-1907 гг.

Оценивая сейчас действия Беринга и его спутников, наверное, можно согласиться с мнением их современников о том, что они могли сделать больше. Но надо иметь в виду и то, что это была первая научная морская экспедиция. Россия только начинала изучение и освоение своих огромных владений. А что Вы, уважаемый читатель, думаете по этому поводу?
Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Незадолго до смерти Пётр I составил инструкции, которым должен был следовать в экспедиции Беринг. Информация была секретной – сам капитан-командор получил её только в день отъезда. Через пять лет, в 1730 году он вернулся с результатами – и с тех пор учёные никак не могут определиться, выполнил ли Беринг указ императора. Сам капитан считал, что решил поставленную задачу, но уже через два месяца после возвращения он представил правительству проект Второй Камчатской экспедиции. Почему понадобился «чистовой» вариант экспедиции и чего хотел от Беринга Пётр Первый?

Поручение государя хранилось в секрете, чтобы о нём не узнали иностранцы – в первую очередь, испанцы и голландцы, которым экспедиция Беринга была очень интересна. Несмотря на всю секретность, уже на следующий день после отъезда капитан-командора голландский посол в Санкт-Петербурге Виллем де Вильде отправил своему правительству секретную депешу, где сообщал о её начале.

Читая источник:

«Письмо г-на В. де Вильде в Санкт-Петербург г-ну клерку Генеральных Штатов… Капитан корабля Беринг вчера выехал отсюда на Камчатку с большим количеством лоцманов, матросов-мастеровых и всеми материалами, необходимыми для строительства двух маленьких судов, его миссия – пройти на север и узнать, есть ли проход между Америкой и Восточной Сибирью, как он думает, или же Америка соприкасается с последней. Это длинное и опасное путешествие, но если оно пройдёт успешно, оно обеспечит великую славу императору и создаст имя капитану Берингу»[1].

Господин де Вильде оказался на редкость хорошо осведомлён: действительно, Беринга сопровождало множество матросов, солдат, мастеровых; с ним ехали штурманы, геодезист и корабельщики. В пути капитан опирался на своих офицеров: лейтенантов Алексея Чирикова и Мартына Шпанберга, а также гардемарина Петра Чаплина. Прежде всего, нужно было попасть в Охотск. Дорога заняла два года.

Почти полтора месяца путешественники ехали до Тобольска, оттуда отправились по рекам  Иртышу и Оби до Маковского острога, дальше 70 км добирались до Енисейска посуху, и снова по рекам – Енисею и Верхней Тунгуске – до Илимска, куда прибыли к концу сентября. Пока зимовали, построили на Лене в Усть-Кутском суда, на которых по весне пошли к Якутску. По пути Беринг собирал все возможные сведения о предыдущих плаваньях и открытиях предшественников, но самые важные из них к нему в руки так и не попали. В недрах якутского архива сохранились материалы о путешествии Семёна Дежнёва и Федота Алексеева, которые открыли Берингов пролив ещё в 1648 году, но эта информация дошла до Беринга только во Второй Камчатской экспедиции, когда на документы наткнулись сопровождавшие его учёные.

Подвиг до востребования: что открыл Семён Дежнёв и почему его открытие не замечали почти 90 лет.

Из Якутска надлежало переправиться в Охотск. Провизию и лёгкие вещи везли 663 лошади, больше трети из них пали по пути. Громоздкий груз переправляли по воде до Юдомы; в устье реки караван, возглавляемый Шпанбергом, остановили морозы. Поклажу перегрузили на нарты, в которые впряглись люди. Из 100 нарт до Охотска добралось только 40.

Читая источник:

 «Материалов ничего не привезли, – докладывал Бе­ринг в Адмиралтейств-коллегию о прибытии в Охотск отряда лейтенанта Шпанберга, – понеже идучи путем оголодала вся команда и от такого голоду ели лошади­ное мертвое мясо, сумы сыромятные и всякие сырые кожи, платья и обувь кожаные, а материалы оставил все на дороге в 4 местах понеже по оному пути вблизости жителей никаких не имеется» [2].

К счастью, Беринг, прибывший в Охотск намного раньше группы Шпанберга, выслал навстречу ей спасательную команду с нартами, нагруженными продовольствием. Но к этому моменту многие заболели и отказались участвовать в экспедиции дальше. Трудности не закончились:  размещать команду в крохотном поселении на десяток дворов было негде – пришлось строить избы и амбары. Лошади пали от бескормицы, поэтому люди сами таскали камни, глину, лес, грузы.

В июне 1727 года на воду спустили первый из экспедиционных кораблей Беринга – шитик «Фортуну» (десятиметровое судно северного типа, с днищем, выдолбленным из цельного дерева и «нашитыми» с помощью ивовых прутьев боковыми досками). К началу сентября участники экспедиции переправились в Большерецк, откуда им предстояло добираться 900 километров до Нижнекамчатска. Дорога заняла ещё полгода: Беринг прибыл на место в марте. С апреля до июня он строил бот, которому дал имя «Святой Гавриил». 13 июля 1728 года «Святой Гавриил» вышел в море из устья реки Камчатки – настало время выполнять инструкции Петра Великого.

Читая источник:

“1. Надлежит на Камчатке или в другом таком месте зделать один или два бота с палубами.

2. На оных ботах [плыть] возле земли, которая идет на норд и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки.

3. И для того искать, где оная сошлась с Америкою: и чтоб доехать до какого города европских владений, или ежели увидишь какой корабль европский, проведать от него, как оный куст называют, и взять на писме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость, и, поставя на карту, приезжать сюды”.

Инструкция Петра Первого[3]

К концу июля бот миновал устье Анадыря, а 8 августа мореплаватели встретили «восемь чукоч», у которых попытались узнать, ходят ли здесь какие другие суда, есть ли нос (вытянутый участок земли), который мог бы связывать Америку с Азией, и какие они знают острова в окрестностях. Чукчи, что могли, объяснили, но корякские толмачи не слишком хорошо понимали чукотский язык, а потому, как сказано в журнале Алексея Чирикова, «от них осведомится подлинно, о чём потребно, не могли»[4].

Обойдя Чукотский Нос, путешественники 11 августа достигли пролива между Азией и Америкой – мы знаем его как Берингов пролив. На следующий день «Святой Гавриил» вышел в Северный Ледовитый океан, а ещё через день пересёк полярный круг.

Беринг собрал совет – нужно было решать, как быть дальше. Сам капитан-командор считал, что задача выполнена: экспедиция установила, что американский берег с азиатским не соединяется. Алексей Чириков предлагал плыть дальше, поскольку «нельзя  быть  уверенными  в  разделении  морем  Азии с  Америкой,  ежели  не  дойдем  до устья Колымы  или  до  льдов,  понеже  известно,  что  в  Северном море  всегда  ходят  льды». С его точки зрения, стоило идти на запад вдоль берегов Чукотской земли и 25 августа встать на зимовку на поросшей лесом местности к востоку от Чукотского Носа. Мартын Шпанберг предложил щадящий вариант – ещё два-три дня идти к северу, а достигнув 66˚ северной широты, возвращаться к берегам Камчатки. Именно этот план и предпочёл Беринг.

 Читая источник:

 «А 15 дня того же августа пришли в ширину северную 67 градусов 18 минут. Рассуждал, что по всему видимому и по данной инструкции блаженныя вечнодостойныя памяти его императорского величества исполнено, понеже земля более к Северу не простирается, а к Чюкоцкому или к Восточному углу земли никакой не подошло, и возвратился».

Донесение Беринга

Зимовали мореплаватели в Нижнекамчатском остроге. В июне 1729 года Беринг попытался-таки добраться до американского берега: «камчатские жители сказывали, что будто в ясные дни они видят землю через моря» (из донесения Витуса Беринга), но сильный ветер и туман помешали ему. Уже 8 июня капитан-командор повернул назад и 1 марта 1730 года вернулся в Санкт-Петербург.

Вроде бы, географическая задача, поставленная Петром, была решена: плаванье доказало, что отмеченная на картах «земля Иоанна де Гама», протянувшаяся к востоку от Камчатки, не более чем миф и сухопутной связи между Америкой и Азией не существует. Однако Алексей Чириков думал иначе: с его точки зрения, Пётр ожидал, что Беринг достигнет «гишпанского владения мексиканской провинции». Если он прав, целью экспедиции было найти кратчайший водный путь от Камчатки до Калифорнии. Каковы на самом деле были замыслы государя, учёные спорят до сих пор. А Беринг просто внёс на карты все открытые им острова и земли, подготовил Вторую Камчатскую экспедицию – и прошёл-таки проливом, достигнув берегов Северной Америки. Но случилось это позднее.

Ольга Ладыгина


[1] Подлинник секретного донесения голландского посланника Виллема де Вильде от 6 февраля 1725 г. сохранился в гос. архиве Утрехта. Его копии есть в Национальной библиотеке Франции Department des Manuscripts, а также в архиве Санкт-Петербургского института истории, коллекция Голландские резиденты. № 70. Л. 25-26.

[2] Вахтин В. В. Русские труженики моря: Первая морская экспе­диция для решения вопроса, соединяется ли Азия с Америкой. СПб., 1890. С. 90.

[3] Полное собрание законов Российской империи. Т. VII. № 4679: Экспедиция Беринга. С. 59.

[4] Греков В. И.  Очерки  из  истории  русских  географических  иссле­дований в  1725-1765 гг.  М.;  Л.:  Изд-во АН  СССР,  1960. С. 33.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как создать руководство в доте 2 для всех
  • Стиль руководства определяется степенью участия подчиненных в принятии решений
  • Таблетки спарекс инструкция по применению от чего назначают
  • Препарат новомин инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Руководство по эксплуатации мазда cx9