Письменная информация руководству аудируемого лица это

Информация, сообщаемая руководству аудируемого лица и представителям его собственника

Информация, сообщаемая руководству аудируемого лица

и представителям его собственника

10. Информация, сообщаемая аудитором руководству аудируемого лица и (или) представителям его собственника, как правило, отражает:

а) общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица;

б) выбор учетной политики или ее изменение руководством аудируемого лица, которое оказывает или может оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;

в) возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо существенных рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);

г) предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бухгалтерской) отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом;

д) существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;

е) разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности этого вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;

ж) предполагаемые модификации аудиторского заключения;

з) другие вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (например, существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касающиеся деловой репутации руководства аудируемого лица, а также случаи недобросовестных действий руководства);

и) вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг.

11. Аудитор должен сообщить представителям собственника о не исправленных аудируемым лицом корректировках, предложенных аудитором в ходе аудита, признанных руководством аудируемого лица несущественными, по отдельности или в совокупности для финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.

12. Неосуществленные корректировки, о которых сообщается представителям собственника, не должны быть ниже выбранного значения уровня существенности.

13. Аудитор также должен проинформировать надлежащих получателей информации о том, что:

а) сведения, сообщаемые аудитором, включают только те вопросы, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита;

б) аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности не направлен на выявление всех вопросов, которые могут представлять интерес для управления аудируемым лицом.

Письменная
информация аудитора руководству
аудируемого лица — это отчет аудитора,
составленный в виде письма к руководству.
и включающий в себя: описание сведений
о недостатках, выявленных в учетных
записях, бухгалтерском учете и системе
внутреннего контроля; перечень
обстоятельств, при которых эти недочеты
были найдены; рекомендации по их
устранению. Она не может рассматриваться
как полный отчет обо всех существенных
недостатках и должна содержать лишь те
ошибки, которые были обнаружены в
процессе аудиторской проверки, быть
четкой, краткой, нормативной, без
фактических неточностей.

Информация
представляет собой сведения, ставшие
известными аудитору в ходе аудита
финансовой (бухгалтерской) отчетности,
которые по его мнению являются одновременно
важными для руководства и представителей
собственника аудируемого лица при
осуществлении ими контроля за подготовкой
достоверной финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудируемого лица.

Аудитор
должен сообщать информацию руководству
и представителям собственника аудируемого
лица.

Руководством
аудируемого лица являются лица, отвечающие
за повседневное руководство аудируемым
лицом, а также осуществление
финансово-хозяйственных операций,
ведение бухгалтерского учета и подготовку
финансовой (бухгалтерской) отчетности
(например, генеральный директор,
финансовый директор, главный бухгалтер).

В
аудируемых лицах, где имеется совет
директоров и комитет по внутреннему
аудиту, надлежащими получателями
информации могут быть как оба эти органа,
так и один из них.

Информация,
которую следует сообщать руководству
аудируемого лица и представителям его
собственника, включает в себя:

  • общий
    подход аудитора к проведению аудита и
    его объему, обеспокоенность аудитора
    по поводу любых ограничений объема
    аудита, а также комментарии по поводу
    уместности любых дополнительных
    требований руководства аудируемого
    лица;

  • выбор
    или изменение руководством аудируемого
    лица принципов и методов учетной
    политики, которые оказывают или могут
    оказать существенное влияние на
    финансовую (бухгалтерскую) отчетность
    аудируемого лица;

  • возможное
    влияние на финансовую (бухгалтерскую)
    отчетность аудируемого лица каких-либо
    значимых рисков и внешних факторов,
    которые должны быть раскрыты в финансовой
    (бухгалтерской) отчетности (например,
    судебных разбирательств);

  • предлагаемые
    аудитором существенные корректировки
    финансовой (бухгалтерской) отчетности,
    как осуществленные, так и не осуществленные
    аудируемым лицом;

  • существенные
    неопределенности, касающиеся событий
    или условий, которые могут в значительной
    мере поставить под сомнение способность
    аудируемого лица продолжать непрерывно
    вести свою деятельность;

  • разногласия
    аудитора с руководством аудируемого
    лица по вопросам, которые по отдельности
    или в совокупности могут являться
    значимыми для финансовой (бухгалтерской)
    отчетности аудируемого лица или
    аудиторского заключения. Сообщаемая
    в этой связи информация должна включать
    пояснения важности этого вопроса и
    сведения о том, был ли данный вопрос
    разрешен или нет;

  • предполагаемые
    модификации аудиторского заключения;

  • существенные
    недочеты в области внутреннего контроля,
    а также случаи недобросовестных действий
    руководства.

Письменная
информация аудитора готовится в ходе
аудита и представляется руководителю
и (или) собственнику аудируемого лица
на завершающей стадии проверки. В
предварительный вариант письменной
информации аудитора должны входить
требования по внесению исправлений в
данные бухгалтерского учета и подготовки
перечня уточнений к уже подготовленной
бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Письменный ответ на предварительный
вариант письменной информации аудитора
должен отражать точку зрения клиента
на замечания, содержащиеся в нем.

Одновременно
с заключением аудиторы обязаны подготовить
окончательный вариант письменной
информации не менее чем в двух экземплярах.
Один из них может передаваться под
расписку лицу, подписавшему договор на
оказание аудиторских услуг, либо лицу,
прямо указанному в качестве получателя
письменной информации аудитора в
договоре на оказание аудиторских услуг,
либо любому другому лицу — в случае
письменного указания на это в адрес
аудиторской организации, подписанного
лицом, заключившим договор на оказание
аудиторских услуг. Второй экземпляр
остается в распоряжении аудиторской
организации и включается в рабочую
документацию аудитора.

Аудитор
обязан выполнять требования законодательства
Российской Федерации и Кодекса этики
аудиторов в отношении конфиденциальности
информации, полученной по результатам
аудита.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Аудит — независимая проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Лебедева М.А.

Традиционно процесс планирования аудита включает три стадии — изучение бизнеса; оценка рисков и существенности; оформление программы аудита.

На стадии изучения бизнеса аудитор должен получить базовую информацию об организации, включая информацию о специфике деятельности, контрольной среде, используемом компьютерном оборудовании, изменениях, произошедших после последней аудиторской проверки, сведения о критических областях. На этой стадии выявляются комплексы вопросов, значимых для аудита, оценивается эффективность системы внутреннего контроля организации.

Стадия оценки включает определение приемлемого уровня существенности и оценку риска того, что в бухгалтерском учете организации могут иметь место существенные искажения и что они останутся невыявленными.

На стадии оформления программы решаются вопросы организации работы аудиторов, распределения обязанностей в ходе проверки в целях осуществления текущего контроля, подготовки программ аудита.

Начиная с планирования работы и до ее завершения аудитор принимает множество решений, которые в совокупности и составляют стратегию аудита. Наиболее важное из этих стратегических решений касается необходимости выполнения и объема контрольных процедур. В результате разрабатывается план проверки для каждого счета и каждого суждения, основанного на оценке внутреннего и контрольного рисков.

Характер стратегии зависит от опыта и квалификации аудитора, степени знания особенностей клиента, поставленных задач, решаемых в конкретной фазе организации, и других факторов.

В соответствии с федеральным Правилом (стандартом) N 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 N 405), разработанным на основе ISA 400 Risk Assessments and Internal Control, аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения.

Неотъемлемый риск означает подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств на других счетах бухгалтерского учета или групп однотипных операций), при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.

Риск средств контроля означает риск того, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета или группы однотипных операций и быть существенным (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или групп однотипных операций), не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учета или групп операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или группы операций, означает термин риск необнаружения. Риск необнаружения является ключевым фактором, ибо он предопределяет необходимое количество свидетельств. Требуемое количество свидетельств обратно пропорционально уровню риска необнаружения: чем меньше уровень риска необнаружения, тем больше требуется свидетельств.

Существует прямая зависимость между приемлемым аудиторским риском и риском необнаружения, а также обратная зависимость между приемлемым аудиторским риском и планируемым количеством подлежащих сбору свидетельств. Например, если возникает необходимость сокращения приемлемого аудиторского риска, то аудитор сокращает риск необнаружения и увеличивает количество подлежащих сбору свидетельств.

Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

При формировании аудиторского мнения аудитор обычно не проверяет все хозяйственные операции аудируемого лица, поскольку выводы относительно правильности отражения остатка средств на счетах бухгалтерского учета, группы однотипных хозяйственных операций или средств внутреннего контроля могут основываться на суждениях или процедурах, проведенных выборочным методом.

Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица) и аналитические процедуры. Длительность выполнения указанных процедур зависит, в частности, от срока, отведенного на получение аудиторских доказательств.

Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования записей и документов аудитор получает аудиторские доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника, а также от эффективности средств внутреннего контроля за процессом их обработки.

Документальные аудиторские доказательства, характеризующиеся различными степенями надежности, включают в себя:

документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами и находящиеся у них (внешняя информация);

документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами, но находящиеся у аудируемого лица (внешняя и внутренняя информация);

документальные аудиторские доказательства, созданные аудируемым лицом и находящиеся у него (внутренняя информация).

В результате инспектирования материальных активов аудируемого лица предоставляются достоверные аудиторские доказательства относительно их существования, но необязательно относительно права собственности на них или их стоимостной оценки.

Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (например, наблюдение аудитора за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками аудируемого лица, или отслеживание выполнения процедур внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств для аудита).

Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы) могут предоставить аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают аудиторские доказательства.

Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов).

Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственной операций, выявление причин таких ошибок и искажений.

Итоговым документом является письменная информация аудитора руководству аудируемого лица по результатам проведения аудита, которая предназначена для раскрытия наиболее существенных недостатков выявленных в процессе аудита.

Автор — Зам. Генерального директора

Аудит финансовой отчетности — это набор специальных процедур, позволяющих сформулировать заключение о достоверности отчетной информации. В чем заключается смысл аудита, как оформляются его результаты, а также каковы требования к аудиторам, узнайте из нашего материала.

Сущность аудита финансовой отчетности

Финансовая отчетность — это концентрированный набор показателей, характеризующих работу конкретного субъекта хозяйствования за определенный промежуток времени. На ее основе проводятся разнообразные виды экономического и финансового анализа, а также принимаются управленческие решения. Чем достовернее отчетная информация, тем полезнее она для пользователей и тем выше степень эффективности принятых на ее основе решений.

Об алгоритмах применения отчетных данных для анализа читайте в материалах:

  • «Методика анализа бухгалтерского баланса предприятия»;
  • «Особенности анализа консолидированной отчетности».

Чтобы у пользователей отчетности не возникало сомнений по поводу качества представленной в отчетности информации, а у ее составителей отсутствовал соблазн в модификации этих данных для своих целей, требуется независимая оценка достоверности финансовой отчетности.

Реализовать данную задачу позволяет аудит — набор специальных проверочных мероприятий, в результате которых независимые специалисты выражают в установленной форме мнение о степени достоверности представленных в отчетности данных.

Аудит финансовой отчетности - сущность, цели и задачи

Аудит дает возможность:

  • аудируемому лицу — увидеть свой учет изнутри глазами специалистов-профессионалов, получить необходимые рекомендации и откорректировать выявленные искажения, устранить ошибки;
  • руководству и собственникам аудируемого лица — оценить работу учетного персонала и компании в целом и сделать соответствующие оргвыводы;
  • иным пользователям отчетности — получить квалифицированную профессиональную оценку достоверности отчетности, на основе которой можно принимать эффективные решения.

О том, какого рода решения собственников могут зависеть от данных отчетности, читайте в статье «Решение о выплате дивидендов ООО — образец и приказ».

Цель аудита бухгалтерской отчетности

Цель аудита бухгалтерской отчетности расшифрована в 2 нормативно-правовых актах (НПА):

  • законе «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (п. 3 ст. 1);
  • федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности», утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (п. 2).

Формулируется она так: выражение мнения о достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ.

В процессе выполнения действий по достижению основной цели аудита аудиторы обязаны:

  • соблюдать независимость;
  • применять профессиональный скептицизм;
  • следовать этическим принципам (честности, объективности и др.).

Об основных этапах аудита расскажет материал «Порядок проведения аудита бухгалтерского баланса».

Независимость и профессиональный скептицизм при аудите финансовой отчетности

Соблюдению принципа независимости в аудиторской среде придается особое значение. Этому аспекту отведены как отдельные статьи ряда НПА, так и целиком посвященные вопросам независимости аудиторов документы, например:

  • ст. 8 закона № 307-ФЗ;
  • правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренные Советом по аудиторской деятельности (протокол от 20.09.2012 № 6);
  • кодексы этики и независимости аудиторов РФ и отдельных саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов;
  • разделы внутренних аудиторских стандартов.

Если существует угроза независимости и надлежащие меры предосторожности для их устранения не могут быть приняты (или не существуют), аудитор обязан отказаться от задания (прекратить его выполнение).

От аудитора требуется:

  • быть независимым от аудируемого лица в течение проведения аудиторской проверки и периода, охватываемого проверяемой отчетностью;
  • отражать в рабочих документах свои выводы о соблюдении независимости;
  • осуществлять иные действия исходя из требований, установленных НПА.

Понятие «профессиональный скептицизм» относится к разряду специальных аудиторских терминов и заключается в следующем:

  • аудитор обязан критически оценивать весомость полученных в ходе аудита доказательств;
  • внимательному изучению подлежат аудиторские доказательства, противоречащие информации, полученной из других источников (каким-либо документам или заявлениям руководства), либо ставящие под сомнение достоверность таких документов и заявлений;
  • при планировании аудиторских процедур и подготовке выводов по результатам аудита важно:
    • не оставить без внимания подозрительные обстоятельства;
    • не сделать неоправданных обобщений;
    • не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур (в т. ч. при оценке результатов аудита).

Аудит финансовой отчетности - сущность, цели и задачи

В процессе аудита:

  • аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, однако и не может оценивать его как безоговорочно честное;
  • заявления руководства (письменные и устные) не заменяют необходимости в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств.

Руководству аудируемого лица, а также специалистам, непосредственно обеспечивающим аудиторов необходимой информацией (готовящим и предоставляющим документы, оформляющим пояснения и ответы на запросы), важно правильно понимать содержание терминов «независимость» и «профессиональный скептицизм» — это позволит им адекватно реагировать на проводимые аудитором процедуры и запрашиваемые им пояснения в ходе аудита отчетности.

Дополнительные требования к аудитору

Профессия аудитора обладает особой отличительной чертой — аудитор обязан действовать в общественных интересах, а не ограничиваться исключительно удовлетворением потребностей своих клиентов или аудиторской компании.

Такая «общественная» ответственность требует от аудитора соблюдения норм профессиональной этики.

Помимо соблюдения принципа независимости и применения профессионального скептицизма аудитор должен соответствовать совокупности следующих требований:

  • быть честным — действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях, справедливо вести дела и быть правдивым;
  • обеспечивать объективность — не допускать, чтобы предвзятость, конфликт интересов либо другие лица влияли на объективность его профессиональных суждений;
  • быть профессионально компетентным и исполнять свои обязанности с должной тщательностью — постоянно поддерживать знания и навыки на уровне, обеспечивающем предоставление квалифицированных профессиональных услуг (основанных на новейших достижениях практики и законодательстве), а также при оказании профессиональных услуг действовать добросовестно в соответствии с профстандартами;
  • не нарушать требование конфиденциальности — не использовать полученную в ходе аудита конфиденциальную информацию для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ, а также не разглашать такую информацию;
  • обеспечивать профессиональное поведение — исполнять требования НПА и избегать действий, дискредитирующих аудиторскую профессию.

Аудит финансовой отчетности - сущность, цели и задачи

О том, должны ли соблюдать кодекс профессиональной этики специалисты бухгалтерских служб, читайте в статье «Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера».

Основные задачи аудита финансовой отчетности

Для достижения основной цели аудита, описанной в первом разделе нашего материала, важно решить следующие задачи:

  • получить при проведении аудита независимую и достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
  • сформировать на основе полученных аудиторских доказательств выводы о достоверности финансовой отчетности аудируемого лица;
  • изложить в отдельном документе выявленные замечания и рекомендации по их исправлению;
  • сформулировать аудиторское заключение, соответствующее фактическому уровню достоверности проверенной отчетности с учетом нормативных требований и понятное для пользователей;
  • иные задачи (обозначенные в договоре и задании на аудит).

О задачах иных контрольных мероприятий читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».

Оформление результатов аудита

Оформление результатов аудита финансовой отчетности является многооперационной процедурой, включающей:

  • оформление комплекта рабочих документов аудитора по проверке и иных необходимых бумаг (в соответствии с требованиями федеральных и внутрифирменных аудиторских стандартов и правил);
  • формулирование текста аудиторского заключения и письменной информации руководству и собственникам аудируемого лица по результатам аудита;

Аудит финансовой отчетности - сущность, цели и задачи

Рабочие документы аудитора хранятся в аудиторской компании и подвергаются контролю качества со стороны СРО и Росфиннадзора (если аудит проводился в отношении отчетности особо значимых хозяйствующих субъектов).

Предоставление руководству и собственникам письменной информации, содержащей замечания и рекомендации аудитора, — отдельная процедура, регламентируемая специальным аудиторским стандартом, в котором обозначены требования к:

  • установлению аудитором надлежащих получателей такой информации;
  • содержательной части информации;
  • срокам и форме ее представления.

Аудиторское заключение (АЗ) — завершающе-обобщающий документ, составляемый в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД) 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» (утвержден приказом Минфина РФ от 20.05. 2010 № 46н), определяющим требования:

  • к форме и содержанию АЗ;
  • алгоритмам подписания и представления заключения;
  • схеме выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

О том, имеет ли место взаимодействие аудиторов и налоговиков в отношении данных аудита, читайте в материале «Налоговики получат доступ к данным аудита».

Итоги

Аудит — общественно значимая и многосоставная процедура, направленная на подтверждение независимыми специалистами достоверности финансовой отчетности аудируемого лица. К специалистам, ее проводящим, как и к самому процессу, предъявляются определенные требования, выполнение которых позволяет считать процедуру аудита осуществленной с соблюдением установленных правил.

Письменные заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

«Аудиторские ведомости», 2005, N 10

Аудиторские доказательства — это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. Если получение надлежащих аудиторских доказательств путем проведения инспектирования, наблюдения, подтверждения, пересчета, аналитических процедур не представляется возможным, то применяется такой метод, как направление запросов руководству или ответственным сотрудникам аудируемого лица.

Согласно п. п. 4 и 22 федерального Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 5 «Аудиторские доказательства» (далее — Правило N 5) письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица относятся к аудиторским доказательствам, а направление запроса является процедурой получения аудиторских доказательств.

Такие Правила (стандарты) аудиторской деятельности, как «Аффилированные лица», «События после отчетной даты», «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица», «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита», «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита», «Аналитические процедуры», прямо предусматривают случаи, когда аудитор должен получить письменные заявления и разъяснения руководства аудируемого лица. Поскольку в указанных Правилах (стандартах) аудиторской деятельности употреблены термины «должен получить» или «следует получить», то неполучение аудитором таких заявлений и разъяснений руководства будет рассматриваться как невыполнение требований федеральных Правил (стандартов) аудиторской деятельности в части сбора аудиторских доказательств.

В соответствии с п. 4 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 23 «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица» (далее — Правило N 23) аудитор должен получить письменные заявления и разъяснения (письмо-представление) от руководства аудируемого лица по вопросам, являющимся существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности, если предполагается, что получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства другим путем не представляется возможным. Так, в ходе тестирования допущения непрерывности деятельности аудируемого лица при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности разъяснения и заявления руководства могут оказаться единственными существенными аудиторскими доказательствами, касающимися не оформленных документально планов и намерений руководства, например, в части планов или намерений, которые могут значительно изменить балансовую стоимость или классификацию активов и обязательств, отраженных в аудируемой отчетности, намерения сохранить некоторые финансовые вложения в долгосрочной перспективе или планов реорганизации аудируемого лица.

Направление запросов руководству аудируемого лица для получения информации о судебных делах и претензионных спорах, о долгосрочных финансовых вложениях упоминается наряду с другими процедурами получения аудиторских доказательств, предусмотренных Правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях».

Таким образом, действующие правила аудита предусматривают использование заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в качестве надлежащих аудиторских доказательств:

  • в ряде случаев в обязательном порядке независимо от возможности получения доказательств путем процедур проверки по существу;
  • если получить достаточные доказательства другим путем не представляется возможным;
  • наряду с другими процедурами получения аудиторских доказательств.

Анализ Правил (стандартов) аудиторской деятельности показывает, что запросы должны направляться на этапе планирования аудита (п. 6 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 3 «Планирование аудита», п. 22 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита» (далее — Правило N 13), п. п. 4 и 5 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 15 «Понимание деятельности аудируемого лица»), а также непосредственно в входе проверки аудируемой отчетности, в том числе относительно событий после отчетной даты.

Очевидно, что сбор аудиторских доказательств в форме заявлений и разъяснений должен быть закончен до завершения аудита.

Согласно п. 11 Правила N 23 таковые могут быть оформлены в виде:

  • письма-представления руководства аудируемого лица;
  • подготовленного аудитором письма, в котором излагается понимание аудитором позиции руководства аудируемого лица по определенному кругу вопросов, которое затем официально подтверждается этим руководством;
  • документов, утверждающих итоги финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, экземпляра финансовой (бухгалтерской) отчетности, подписанного руководством аудируемого лица.

Учитывая содержание п. 3 Правила N 23, можно сделать вывод, что заявления и разъяснения руководства, указанные в пп. «в» п. 11 этого Правила, применяются для целей признания руководством аудируемого лица ответственности за достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности, представленной аудитору.

Приложение к Правилу N 23 содержит примерный перечень положений, которые могут быть включены в письмо-представление, направляемое руководством аудируемого лица аудитору, или в письмо, подготовленное аудитором и требующее письменного подтверждения руководством аудируемого лица, а также примерную форму, по которой указанные заявления и разъяснения должны быть получены.

Правило рекомендует ограничиться вопросами, которые по отдельности или в совокупности могут быть существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности. Формулируя такие вопросы, аудитор должен исходить из рассчитанного в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 4 «Существенность в аудите» уровня существенности в отношении аудируемой отчетности. В отношении отдельных вопросов для аудитора может оказаться необходимым проинформировать руководство аудируемого лица о причинах, по которым он считает данные вопросы существенными.

По мере планирования и осуществления аудиторской проверки аудитор направляет предусмотренному уставом аудируемого лица руководству — единоличному исполнительному органу, коллегиальному исполнительному органу, совету директоров, другому органу запросы, соответствующие их компетенции, в содержание которых целесообразно включать ссылки на федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, предусматривающие направление запросов и примерную форму ответов. Представляется целесообразным довести до сведения руководства аудируемого лица принятый аудитором уровень существенности, так как без знания его параметров руководство аудируемого лица не сможет сделать требуемые заявления, например предусмотренное п. 4 Приложения к Правилу N 23 заявление о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

При планировании аудита в соответствии с п. 22 Правила N 13 аудитор должен сделать необходимые запросы руководству аудируемого лица, чтобы:

  • понять оценку руководством аудируемого лица риска существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности в результате недобросовестных действий или ошибки, а также выяснить особенности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • получить представление о том, как организована руководством аудируемого лица система бухгалтерского учета и внутреннего контроля для предотвращения и выявления ошибок;
  • определить, известно ли руководству аудируемого лица о недобросовестных действиях, оказавших отрицательное влияние на аудируемое лицо, или об имеющихся подозрениях в совершении недобросовестных действий, возникших в результате соответствующего служебного расследования, проведенного до начала аудита;
  • определить, были ли руководством аудируемого лица в отчетном периоде обнаружены существенные ошибки.

В ходе проверки аудитором должны быть направлены запросы и получены письменные заявления руководства аудируемого лица по вопросам, представленным ниже.

На запрос на основании п. 48 Правила N 13 должно быть дано письменное заявление или разъяснение руководства аудируемого лица, содержащее информацию о том, что руководство аудируемого лица:

  • признает свою ответственность за надлежащее составление финансовой (бухгалтерской) отчетности <1>;
  • подтверждает свои обязанности по внедрению и обеспечению эффективности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которая создана для предотвращения и обнаружения недобросовестных действий и ошибок;
  • выражает свое мнение о том, что неисправленные искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, установленные аудитором при проведении аудита, являются не существенными по отдельности и в совокупности для финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, краткое изложение таких искажений должно быть включено в заявление руководства или прилагаться к нему;
  • проинформировало аудитора о всех важных фактах, относящихся к любому недобросовестному действию;
  • дает оценку риска того, что финансовая (бухгалтерская) отчетность может содержать существенные искажения, возникшие в результате недобросовестных действий и ошибок.

<1> Как указывалось ранее, п. 3 Правила N 23 требует от аудитора получить доказательства признания руководством аудируемого лица ответственности за достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности. Надлежащее ее составление, по нашему мнению, более широкий термин, чем достоверность, в связи с чем получение заявления руководства об ответственности за надлежащее составление отчетности не требует получения аудиторских доказательств признания ответственности за ее достоверность.

На запрос на основании п. 23 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 14 «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита» — о том, что аудитору сообщены все известные (имевшие место или возможные) факты несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации, влияние которых должно учитываться при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности.

На запрос на основании п. 14 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 9 «Аффилированные лица»:

  • о полноте представленной информации относительно определения круга аффилированных лиц;
  • о достоверности раскрытия информации об аффилированных лицах в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

На запрос на основании п. п. 4, 16 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 20 «Аналитические процедуры» — об отклонениях от ожидаемых закономерностей или взаимосвязей, противоречащих другой информации либо отличающихся от предполагаемых величин.

На запрос на основании пп. «г» п. 5 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 10 «События после отчетной даты», п. 16 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях» — относительно судебных разбирательств и претензий, в которых участвует аудируемое лицо и которые могут существенно повлиять на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

На запрос на основании пп. «д» п. 5 Правила N 10 — относительно событий после отчетной даты, которые могли бы повлиять на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, в том числе:

  • текущее состояние счетов, которые были отражены в учете на основе предварительных данных;
  • принимались ли новые обязательства, осуществлялись ли новые займы, заключались ли договоры поручительства;
  • имела ли место или планируется продажа активов;
  • имели ли место или планируются выпуск новых акций или долговых обязательств, реорганизация или ликвидация аудируемого лица;
  • имели ли место случаи конфискации государством активов или их гибели, например в результате пожара или наводнения;
  • произошли ли какие-либо изменения, связанные с существующими рисками или условными фактами хозяйственной деятельности;
  • были ли внесены или рассматривается внесение каких-либо нетипичных бухгалтерских проводок;
  • произошли ли или могут произойти какие-либо события, которые поставят под вопрос надлежащий характер учетной политики, применявшейся при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности, например события, которые могли бы поставить под сомнение обоснованность допущения непрерывности деятельности.

На запрос на основании п. п. 12, 15 Правила (стандарта) аудиторской деятельности N 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»:

  • о существовании каких-либо финансовых, производственных и других факторов или признаков, на основании которых может возникнуть сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности <1>;
  • о каких-либо событиях или условиях, которые выходят за рамки периода в 12 месяцев со дня отчетной даты и которые могут обусловливать значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно.

<1> Детальный перечень таких признаков указан в п. 6 Правила N 11.

Сравнение содержания перечисленных заявлений и разъяснений с примерными вопросами, указанными в Приложении к Правилу N 23, показывает, что перечень вопросов для включения в письмо-представление или в письмо аудитора с изложением понимания позиции руководства по невыясненному кругу вопросов заметно меньше, так как рядом разъяснений и заявлений в виде письменных ответов руководства аудитор уже будет располагать.

Представляется важным получение отдельных подтверждений и разъяснений руководства относительно права собственности на все отраженные в отчетности материальные активы, так как согласно п. 20 Правила N 5 в результате инспектирования материальных активов аудируемого лица представляются достоверные аудиторские доказательства относительно их существования, но необязательно относительно права собственности на них или их стоимостной оценки.

Если аудитором не получены иным способом надлежащие доказательства, то руководству аудируемого лица достаточно сделать заявления и разъяснения относительно того, что:

  • аудитору представлены все бухгалтерские регистры и первичные документы, а также все протоколы собраний акционеров и заседаний совета директоров (иные материалы соответствующих органов управления других организаций), проведенных за последний календарный год;
  • организация выполнила все договорные обязательства, которые могли бы оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в случае их нарушения;
  • отсутствуют какие-либо нарушения требований контролирующих органов, которые могли бы оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность в случае их невыполнения;
  • не имеется никаких планов или намерений, которые могут значительно изменить балансовую стоимость или классификацию активов и обязательств, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • не имеется никаких планов прекращения производства какой-либо продукции, а также не имеется других планов или намерений, которые могут привести к возникновению избыточного количества или устареванию материально-производственных запасов;
  • организация имеет право собственности на все свои активы и не существует права изъятия активов организации за долги, кроме указанных в примечаниях к финансовой (бухгалтерской) отчетности <1>.

<1> См.: п. п. 2, 5, 7, 8, 9 Приложения к Правилу N 23.

Учитывая, что самостоятельная подготовка руководством аудируемого лица письма-представления составляет определенную сложность, аудитору лучше в каждом отдельном случае с учетом специфики деятельности аудируемого лица, результатов тестов средств внутреннего контроля и процедур проверки по существу подготовить завершающий запрос с вопросами, положительные или отрицательные ответы на которые составят основу письма-представления аудируемого лица.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» требует от аудитора проявления в ходе планирования и проведения аудита профессионального скептицизма и понимания того, что устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

Поэтому аудитор, в соответствии с требованиями Правила N 23, должен:

  • получить аудиторские доказательства, подтверждающие заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, используя внутренние или внешние по отношению к аудируемому лицу источники информации;
  • оценить, являются ли заявления и разъяснения руководства разумными и соответствуют ли они остальным аудиторским доказательствам, в том числе заявлениям и разъяснениям руководства по аналогичным или другим вопросам;
  • определить компетентность и степень информированности лиц, представивших заявления и разъяснения по конкретным вопросам.

Если заявления и разъяснения руководства аудируемого лица противоречат другим аудиторским доказательствам, то аудитор должен исследовать причины расхождений и в случае необходимости критически оценить надежность заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица по аналогичным или другим вопросам.

В заключение необходимо обратить внимание на положения п. 15 Правила N 23. Если руководство аудируемого лица отказывается представить заявления и разъяснения, которые аудитор считает необходимыми, это считается ограничением объема аудита. В связи с таким отказом аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения. В подобных случаях аудитор обязан критически оценить надежность и достоверность других заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в ходе аудита, а также проанализировать, может ли отказ в представлении заявлений и разъяснений оказать какое-либо дополнительное влияние на аудиторское заключение.

В.С.Ляховский

К. э. н.,

специалист

отдела стандартов и качества

ООО «Альт-Аудит»

Что такое аудиторское заключение и зачем оно нужно?

По окончании каждого отчетного года формируется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность. Потенциальным инвесторам, кредиторам, контрагентам и др. пользователям отчетности важно, чтобы такая отчетность была достоверна, т.е. правильно отражала факты хозяйственной жизни организации в бухгалтерском учете. Чтобы подтвердить достоверность показателей отчетности организации, заказывают независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности — аудит.

По результатам аудита, на основе полученных аудиторских доказательств, аудиторская организация выдает аудиторское заключение.

Аудиторское заключение — документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, который содержит выраженное мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Если компания подлежит обязательному аудиту, получить аудиторское заключение является ее обязанностью. Критерии обязательного аудита отчетности содержатся в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Перечень случаев проведения обязательного аудита ежегодно публикуется на сайте Минфина РФ.

Кто вправе заказывать и проводить аудит и требования к аудиторскому заключению

Аудиторские услуги могут осуществлять:

  • аудиторские организации — коммерческие юридические лица (все виды аудиторских услуг);
  • индивидуальные аудиторы — индивидуальные предприниматели с квалификационным аттестатом аудитора (с отчетности за 2021 год — только инициативный аудит без выдачи аудиторского заключения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ), с отчетности за 2022 год — в том числе инициативный аудит НАО, которые освобождены от обязательного аудита (ФЗ от 16.04.2022 № 114-ФЗ).

При этом для того, чтобы заниматься аудитом, такие компании и ИП должны быть членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудиторские услуги можно будет оказывать с даты внесения сведений о соответствующем юрлице или ИП в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (сейчас она одна — это Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество»).

Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией только лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг — руководству (собственникам) компании.

Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения должны отвечать положениям действующих нормативных актов, в том числе Международному стандарту аудита 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», Международному стандарту аудита 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении», Международному стандарту аудита 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», Международному стандарту аудита 706 «Разделы „Важные обстоятельства“ и „Прочие сведения“ в аудиторском заключении» и так далее.

Аудиторская деятельность осуществляется в том числе, в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), которые введены в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 09.01.2019 № 2н.

Виды и примеры аудиторских заключений

Виды, выраженных в аудиторском заключении за 2022 год мнений о достоверности бухгалтерской отчетности:

  • немодифицированное мнение — выражается в случае, когда аудитор приходит к заключению, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности, в соответствии с правилами отчетности;
  • модифицированное мнение — выражается, если на основании полученных аудиторских доказательств аудитором установлено существенное искажение статей бухгалтерской отчетности, либо он не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, чтобы установить, что проверяемая отчетность не содержит существенные искажения.

Модифицированное мнение в аудиторском заключении может быть выражено в форме (п. 1 МСА 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»):

  1. мнения с оговоркой;
  2. отрицательного мнения;
  3. отказа от выражения мнения:

Аудитор должен выразить мнение с оговоркой, если:

  • искажения отдельных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности являются существенными, но не затрагивают большинство статей отчетности;
  • у аудитора отсутствуют надлежащие аудиторские доказательства, однако он приходит к выводу, что возможное влияние необнаруженных искажений может быть существенным, но не всеобъемлющим;
  • аудитор получив достаточные надлежащие аудиторские доказательства, приходит к выводу о том, что искажения в отдельности или в совокупности являются существенными для финансовой отчетности, но не всеобъемлющими;
  • аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для обоснования своего мнения, но приходит к выводу о том, что возможное влияние на финансовую отчетность невыявленных искажений, если такие имеются, может быть существенным, но не всеобъемлющим.

Отрицательное мнение в аудиторском заключении аудитор выражает, если:

  • он получил достаточные надлежащие доказательства о существенных и всеобъемлющих искажениях в бухгалтерской отчетности;
  • на основании достаточных надлежащих аудиторских доказательств, аудитор приходит к выводу о том, что искажения в отдельности или в совокупности являются существенными и всеобъемлющими для финансовой отчетности.

Отказаться от выражения мнения аудитор должен, если:

  • он не получил доказательств, на которых он мог бы основывать свое мнение о возможном существенном и всеобъемлющем влиянии необнаруженных искажений отчетности.
  • аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для обоснования своего мнения и приходит к выводу о том, что возможное влияние на финансовую отчетность невыявленных искажений, если такие имеются, может быть одновременно существенным и всеобъемлющим.

Аудитор отказывается выразить мнение в том случае, когда в редких ситуациях, связанных с наличием многочисленных факторов неопределенности, он приходит к выводу о том, что, несмотря на полученные достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении каждого фактора неопределенности, невозможно сформировать мнение о финансовой отчетности вследствие потенциального воздействия факторов неопределенности друг на друга и их возможного совокупного влияния на финансовую отчетность.

Примеры аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности приведены в том числе и в Международном стандарте аудита 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении».

Подпись и дата в аудиторском заключении

Аудиторское заключение должно быть составлено в письменном виде, датировано не ранее даты завершения процесса получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на основании которых аудитор выражает мнение.

С 1 января 2022 года установлены новые правила подписания аудиторского заключения. Определен порядок подписания аудиторского заключения (п. 3.2 ст. 6 Федерального закона N 307-ФЗ).

Аудиторское заключение, выдаваемое аудиторской организацией, подписывают руководитель этой организации и руководитель аудита. Руководитель аудиторской организации вправе уполномочить иное лицо на подписание аудиторского заключения вместо себя при условии, что такое лицо имеет соответствующий квалификационный аттестат аудитора. Подписи данных лиц должны сопровождаться указанием их фамилий, имен, отчеств (при наличии) и номеров записей в реестре аудиторов и аудиторских организаций, а также номера записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций в отношении самой аудиторской организации.

Дата аудиторского заключения предоставляет заинтересованному лицу основание полагать, что аудитор учел влияние, которое оказали на бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение события и операции, возникшие до этой даты и известные аудитору.

К аудиторскому заключению на бумажном носителе прилагается бухгалтерская отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована и подписана аудируемым лицом в соответствии с правилами, предъявляемыми к отчетности.

Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов.

Аудиторское заключение подготавливается в количестве экземпляров, согласованном аудитором и руководителем (собственником) компании, заключившим договор на аудит. Причем, стороны договора должны получить не менее чем по 1 экземпляру аудиторского заключения с прилагаемой бухгалтерской отчетностью.

Аудиторское заключение: сроки предоставления, адресаты и процедура

Аудиторское заключение представляется организациями в ФНС (сейчас ФНС ведет реестр ГИР БО), а также в Федресурс, как правило, одновременно с представлением годовой бухгалтерской отчетности.

Срок предоставления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — в течение трех месяцев после окончания отчетного периода, но не позднее 31 марта.

Если к этому моменту, аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности еще не готово, то его надо сдать в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным периодом.

Указанные сроки представления аудиторского заключения действуют в тех случаях, когда другими федеральными законами не установлены иные сроки (Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 352).

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 352-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2022 года уточнено, что указанные сроки представления аудиторского заключения действуют в тех случаях, когда другими федеральными законами не установлены иные сроки (ранее — такая оговорка отсутствовала).

Пример:
Подлежащая обязательному аудиту бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2022 год проаудирована и аудиторской организацией выдано аудиторское заключение, датированное 04 февраля 2023 года. Такое аудиторское заключение организации следует сдать в налоговую до 17 февраля 2023 года, что, конечно же, не позднее 31 декабря 2023 года.

Рискует ли организация, если аудиторское заключение за 2022 год не будет предоставлено в ИФНС до 31 декабря 2023 года?

Действительно, заполняя форму баланса организации, необходимо проставить значение в полях формы об обязательном аудите: подлежит ли организация обязательному аудиту (ДА) или не подлежит обязательному аудиту (НЕТ).

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, в заголовочной части бухгалтерского баланса раскрываются: наименование аудиторской организации, ИНН и ОГРН. В представляемой отчетности нужно проставить отметку, что отчетность подлежит обязательному аудиту.

Таким образом, по отчетности за 2022 год организация имеет возможность представить аудиторское заключение не позднее 31 декабря 2023 года.

Тем организациям, кто опасается вопросов от налоговых органов можно подготовиться следующим образом: выбрать аудитора заблаговременно, заключить договор и составить пояснения для налоговых органов о сроках завершения обязательного аудита и представления аудиторского заключения за 2022 год.

Аудиторское заключение может быть представлено после сдачи бухгалтерской отчетности, если на момент представления отчетности проверка еще не завершена или срок представления аудиторского заключения еще не наступил.

Штрафы за не проведение аудита и непредставление аудиторского заключения

Отсутствие аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) считается грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и отчетности и влечет наложение штрафов (ст. 15.11 КоАП):

  • от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц);
  • при повторном нарушении – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация должностного лица на срок от 1 года до 2 лет.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица:

  • налоговых органов (пп. 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП);
  • органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пп. 11 п. 2 ст. 28.3 КоАП);
  • Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп. 3 п. 5 ст. 28.3 КоАП).

За непредставление аудиторского заключения к комплекту бухгалтерской отчетности (в случае обязательного аудита), организации и ее должностному лицу по инициативе органа статистики может грозить административный штраф (ст.19.7 КоАП РФ):

  • от 300 до 500 рублей (на должностных лиц);
  • от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (на юридических лиц).

Даже если был наложен штраф аудиторское заключение все равно должно быть предоставлено (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Более серьезные санкции могут быть наложены по инициативе отделения Центробанка по жалобе одного из акционеров АО.

Публичное АО обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Требования к содержанию годового отчета акционерных обществ установлены в Положении Банка России от 27.03.2020 N 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, подлежащего обязательному аудиту, раскрывается путем опубликования ее текста на странице организации в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.

Так, раскрытие информации не в полном объеме (непредставление аудиторского заключения), и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа (п. 2 ст. 15.19 КоАП):

  • от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей (на должностных лиц) либо их дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
  • от 700 тыс. рублей до 1 млн рублей (на юридических лиц).

Как видим, ответственность за нарушения, связанные с аудиторским заключением, достаточно серьезная.

Однако аудит – это не только проверка соблюдения требований законодательства и сокращение различных рисков. Это также и новые возможности, которые аудит может раскрыть перед организацией.

Аудиторское заключение образец

Законодательно утвержденной формы аудиторского заключения нет. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности разрабатывают ее самостоятельно, в соответствии с положениями действующих нормативных актов РФ.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, в том числе, Международным стандартом аудита 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», Международным стандартом аудита 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении», Международным стандартом аудита 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», Международным стандартом аудита 706 «Разделы „Важные обстоятельства“ и „Прочие сведения“ в аудиторском заключении» и так далее, аудиторское заключение должно содержать:

  • наименование «Аудиторское заключение»;
  • указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);
  • сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;
  • сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членами которой являются указанные аудиторская организация или индивидуальный аудитор, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций;
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена;
  • распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудитором;
  • сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (объем аудита);
  • мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;
  • результаты проверки, проведенной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором в соответствии с другими федеральными законами;
  • имя руководителя задания (при проведении аудита полного комплекта финансовой отчетности общего назначения о финансовой отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам);
  • подпись аудитора;
  • адрес аудитора;
  • дату аудиторского заключения.

Аудиторское заключение должно содержать утверждение о том, что бухгалтерская отчетность была проаудирована аудитором. В аудиторское заключение обязательно включаются, в том числе, части, озаглавленные:

  1. «Ответственность аудируемого лица за годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность»;
  2. «Ответственность аудитора за аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности»;
  3. «Мнение».

Аудиторское заключение всегда содержит указание на международные стандарты аудита.

Примерные формы аудиторских заключений по МСА, которые одобрены Советом по аудиторской деятельности (версия 6/2021), опубликованы на официальном сайте Минфина РФ в сети «Интернет».

Примерные формы аудиторских заключений предназначены для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, отчетности специального назначения и оказании других услуг по аудиту прочей финансовой информации в соответствии с Международными стандартами аудита. Примерные формы аудиторских заключений используются аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами с учетом конкретных условий аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица и состояния законодательства Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Очиститель монтажной пены инструкция по применению
  • Бетагистин лонг инструкция по применению взрослым таблетки
  • Морфина гидрохлорид инструкция по применению цена
  • Инструкции по технике безопасности для детей в детском лагере
  • Эрвы шерстистой трава инструкция по применению видео