План это руководство к действию

Верны ли определения?
А) Эвристические методы – это методы, предполагающие, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз
В) Эвристические методы – это методы, в которых структура моделей устанавливается и проверяется экспериментально, в условиях, допускающих объективное наблюдение и измерение
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А – да, В – нет
 А – да, В – да
 А – нет, В – да
 А – нет, В – нет
Верны ли определения?
А) Экономико-математические методы – это эффективное средство для организации прогнозирования, объединяющего качественный и количественный подходы
В) Экономико-математические методы – это методы, в которых структура моделей устанавливается и проверяется экспериментально, в условиях, допускающих объективное наблюдение и измерение
Подберите правильный ответ
 (*ответ*) А – нет, В – да
 А – да, В – нет
 А – да, В – да
 А – нет, В – нет
_ (административно-командное) планирование – это планирование, при котором собственником средств производства является государство
 (*ответ*) Директивное
_ (роль) бизнеса – это совокупность целей, во имя которых товары фирмы производятся и продаются в масштабах, адекватных потребностям рынка
 (*ответ*) Миссия
_ бизнеса – это составная часть стратегического видения или более общего понятия – предназначения компании
 (*ответ*) Концепция
_ в макроэкономическом стратегическом планировании – это научное предвидение состояния какого-либо локального объекта управления в определенный срок (через 5, 10, 15 и более лет), основанное на четком определении цели и системе мероприятий, обеспечивающих достижение этой цели, согласованных между собой по ресурсам, срокам исполнения и исполнителям
 (*ответ*) Программа
_ данные – это данные, которые получают в результате исследований, специально проведенных для решения конкретной проблемы
 (*ответ*) Первичные
_ данные – это данные, применяемые при проведении так называемых кабинетных исследований, — это данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей данного исследования
 (*ответ*) Вторичные
_ инфляции – это показатель скорости изменения инфляции или скорости, с которой она будет изменяться в текущем (прогнозном) периоде по отношению к предыдущему периоду времени
 (*ответ*) Темп
_ комплексная (стратегическая) программа – это адресный, различной степени директивности документ, содержащий согласованную по срокам, ресурсам и исполнителям систему социально-экономических, производственных, финансовых, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, задач наиболее эффективными путями и в установленные сроки
 (*ответ*) Целевая
_ методология наук – это совокупные знания об управлении в социально-экономических системах (макроэкономика; право; социология; статистика, менеджмент и др.)
 (*ответ*) Конкретная
_ методы – это методы, предполагающие, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз
 (*ответ*) Эвристические
_ науки стратегического планирования – это изучение возможностей использования в практической деятельности при составлении стратегических прогнозов, проектов программ и планов объективных законов, определяющих развитие рыночной экономики, разработка методологии и методики решения разнообразных проблем стратегического планирования
 (*ответ*) Предмет
_ обследование – это методичная оценка функциональных сфер деятельности организации, предназначенная для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон
 (*ответ*) Управленческое
_ плана – это руководство к действию, показывающее, каких результатов и когда необходимо достичь и кто за это отвечает
 (*ответ*) Установление

Понятия и виды стратегического планирования

Определение 1

Стратегический план — это управленческая конструкция, которая используется в ходе стратегического менеджмента на этапе претворения в жизнь утвержденной в компании стратегии. 

В данном плане выявляется очередность действий для его реализации, технологии и ресурсы, исполнители, которые необходимы для того, чтобы достичь стратегических целей развития компании, а также установлены временные рамки для выполнения запланированных работ.

Замечание 1

Стратегический план – это руководство к действию компании, который было утверждено её руководством, а за ходом исполнения плана устанавливается контроль. 

Например, на производстве определяются задания, которые следует выполнить, а также график актуальной доставки требуемых сырья, материалов, комплектующих. Выясняется, какие производственные помещения стоит предоставить, какие технологические или проектно-конструкторские работы следует произвести для обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции либо оказываемых услуг, а также список отделов либо конкретных сотрудников, являющихся исполнителями заданий из плана.

После того, как на рынках сбыта была осуществлена реализация произведенной продукции либо оказываемых услуг, организация получает необходимые финансовые средства, то есть платежи от клиентов за предоставленные продукцию либо перечень услуг.

Выполнение работ, описанных в плане, свидетельствует о достижении поставленных при его формировании целей. Учитывая результаты по претворению плана в жизнь, руководство принимает решения о поощрении либо, наоборот, наказании работников (в случае невыполнения плана).

Сформированная и утвержденная стратегия считается оправданной, когда были достигнуты все намеченные цели, то есть был реализован переход из положения, в котором организация находилась, в желаемое, которого разработчики стратегии хотели достичь. Мерой эффективности стратегии считаются достигнутые показатели по результатам реализации плана, который был направлен на достижение поставленных стратегических целей. 

Замечание 2

Решения управленца не существует без дальнейшей реализации, так и без выполненного плана по достижению поставленной стратегической цели не существует стратегии.

Перечень авторов предлагает определять план как обязательную часть процесса менеджмента.

Согласно их мнению: «Формирование стратегического видения и миссии организации, постановка целей и определение общей стратегии — ключевые задачи выбора вектора развития компании. Они создают план и отображают направление движения организация, ее кратко- и долгосрочные цели, а также те шаги и действия, которые будут предприниматься для того. Чтобы достичь запланированных итогов. Все это воедино и образует стратегический план».

Главная задача стратегического плана — выявить перечень мероприятий, которые необходимы для того, чтобы достичь поставленной стратегической цели, соблюдать очередность их выполнения, имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения цели, и нужду в них. Подразумевается организация выполнения включенных в него мероприятий и объявляются исполнители, на плечи которых было возложено их выполнение.

Определение 2

Стратегический план — это управленческая конструкция, которая содержит в себе мероприятия, нужные для того, чтобы достичь намеченных стратегического масштаба целей, а также очередность, перечень исполнителей и временные рамки для реализации, требуемые ресурсы.

Стратегический план представляется в форме официально утвержденного документа, согласно которому и производится контроль за выполнением плана, а также вносятся корректировки в случае необходимости.

Главные модели планирования

Существуют разные классификации моделей планирования, исходящие от их назначения. Определены такие модели планирования:

  1. концептуальная;
  2. стратегическая;
  3. тактическая (в том числе текущая и оперативная);
  4. сетевая.

Индивидуально изучают сетевые модели планирования, которые позволяют точнее представлять очередность работ либо мероприятий, требуемых для того, чтобы достичь поставленных целей, а также их временное и ресурсное описание.

Повсеместно распространено также бизнес-планирование.

Концептуальная модель планирования подразумевает определение целей и задач проекта, рассмотрение и анализ альтернативных вариантов для достижения целей, предоставление описания предметной области, укрупненной структуры работ, логики их развития, этапы развития. Даже формулируется список технологий достижения поставленных задач, позволяющий заранее дать оценку необходимым для достижения целей ресурсам, продолжительности работ и мероприятий, их стоимости.

Концептуальная модель планирования, по существу, представляет собой концепцию развития организации или одного из приоритетных направлений ее развития, представленную в виде самостоятельного документа.

Стратегическая модель планирования подразумевает определение целей организации либо одного из приоритетных векторов ее развития, основных этапов достижения поставленных целей, требуемых технологий и ресурсов, производственных мощностей, объемов и сроков выпускаемой продукции, выполняемых работ либо предоставляемых услуг с разделением по годам и кварталам и указанием даты предполагаемого завершения.

Применяя данную стратегическую модель, назначаются исполнители каждого вида работ либо мероприятия, ответственные исполнители, определяются координационные действия исполнителей в ходе их реализации. В случае проектного типа организации, устанавливается целая команда исполнителей и ее отделы, которые ответственные за соответствующий их компетенции круг обязанностей.

Пример

К стратегическим моделям планирования следует отнести программно-целевое планирование, которое рассчитано на достижение стратегических целей в крупномасштабных проектах, включающих в себя планы достижения стратегических целей по ряду направлений развития объекта управления с указанием технологий, ресурсов, финансовых и временных издержек, требуемых для достижения поставленных целей.

Однако стоить отметить, что реализация стратегического плана невозможна без тактического и оперативного планирования, ровно в той же степени, как невозможно достичь стратегических целей не разрешив проблему тактического и оперативного характера, которые обеспечивают их достижение. 

Главное отличие тактического планирования от стратегического заключается, прежде всего, в том, что в нем определяются очередность реализации работ, обеспечение ресурсами и временной промежуток достижения целей более низкого структурного уровня с большей мерой детализации.

Тактическое планирование реализуется на уровне выполнения целого перечня работ с конкретными границами между участками работ, конкретно установленными технологиями их выполнения, требуемыми ресурсами, исполнителями и временными рамками исполнения.
Оперативное планирование реализуется с еще большими деталями: по месяцам, по неделям, по суткам на каждом участке выполнения работ из плана. Детализация при применении модели оперативного планирования может осуществляться и функционально. 

Могут отдельно формулироваться планы для подготовительных работ, проектно-изыскательских, строительства, освоения производственных мощностей и так далее.

Самостоятельный вектор моделей планирования необходим при разработке сетевых планов. В такой модели как сетевое планирование могут применяться сети таких типов:

  • «вершины — работы»;
  • «вершины — события»;
  • смешанный тип.

В сетях типа «вершины — работы», вершины соответствуют работам, необходимые для выполнения, а дуги — последовательности выполнения работ (рисунок 1). В них может быть отображена логическая очередность выполнения работ, то есть их выполнение находится в зависимости от хода исполнения и окончания предыдущих работ.

Главные модели планирования

Рис. 1 — Простая сеть типа «вершины — работы»

В сетях типа «вершины — события» дуги соответствуют работам, необходимые для выполнения, а вершины сетевого графика отображают события, которые происходят при выполнении комплекса работ, и последовательность их выполнения. 
Например, если ориентированная дуга (стрелка) на рисунке 2 проведена из вершины 1 в вершину 2, то вершина 1 может соответствовать событию «начало работы», а вершина 2 — событию «окончание работы».

Главные модели планирования

Рис. 2 — Сеть типа «вершины — события»

Логично, что сети смешанного типа интегрируют возможности обоих типов сетей, и становятся более сложными для произведения расчетов.

Замечание 3

Одним из видов моделей сетевого планирования считается календарное планирование, где запланированные события привязываются к реальным срокам осуществления работ, их технологическим последовательностям, необходимым объемам ресурсного обеспечения.

 В рамках данного планирования возможно проведение оптимизации комплекса проводимых работ либо мероприятий во времени, а также осуществление оптимизации использования предоставленных для их проведения ресурсов. 
По сути, календарный план включает в себя расписание выполнения намеченных работ.

Календарный план может быть представлен в виде линейной диаграммы Ганта, названная в честь Генри Ганта — одного из главных представителей школы научного управления, которая была создана знаменитым менеджером У. Тейлором. (рисунок 3).

Главные модели планирования

Рис. 3 – Линейная диаграмма Ганта

При создании стратегического плана важно согласовывать конкретные плановые задания, состав работ, распределение ресурсов, координацию деятельности отделов организации, которые принимают участие в его последующей реализации.

Бизнес-планирование

К технологиям стратегического планирования также стоит отнести технологии бизнес-планирования, в которых сформированы задачи, необходимые для решения и достижения намеченных стратегических целей на весь временной промежуток планирования.

Бизнес-план в своей структуре содержит анализ рынка и производственных технологий, качественный и количественный состав ресурсов, информационные данные о потребителях продуктов либо услуг, перечень исполнителей, которым предстоит заниматься реализацией проекта, данные о рисках, слабых и сильных сторонах.

Бизнес-план дает возможность потенциальному инвестору информацию о том, как скоро окупятся, а затем и принесут прибыль, понесенные им издержки при реализации проекта, и в общем и целом понять, стоит ли участвовать в финансировании данного проекта.

Замечание 4

Неудивительно, что авторы проекта предпринимают попытки представить его в более выгодном свете, однако, инвесторы в свою очередь специально организовывают проведение экспертиз, которые позволяют получить достоверную картину инвестиционной привлекательности проекта, уровень его реализуемости и степень риска.

Процесс создания стратегического плана — итеративен, то есть процессы согласования между различными уровнями управления и между отделами выполняются планомерно и с последовательностью. При этом результаты, которые были получены на предыдущем этапе выполнения, могут быть уточнены (либо даже пересмотрены) с учетом ожидаемых итогов последующего этапа.

  1. Виды планирования

План
работы является обязательным документом,
определяющим порядок организации
образовательной работы в группе. От
того как составлен, его четкости,
компактности содержания, доступности
зависит успех работы, а следовательно
и успех решаемых задач.

При
составлении плана воспитателю необходимо
помнить о следующем.

  1. Планирование
    образовательной работы с детьми должно
    быть гибким (количество занятий и других
    форм работы определяется воспитателем
    совместно с руководством, учитывая
    возрастные особенности детей,
    предусматривая не столько фронтальные
    способы организации воспитания и
    обучения, сколько подгрупповые и
    индивидуальные)

  2. При
    планировании нужно учитывать условия
    функционирования и режим работы
    дошкольного учреждения, годовые задачи
    работы учреждения.

  3. Право
    выбора заниматься той или иной формой
    деятельности остается за детьми

  4. Детализация
    плана зависит от педагога (его образования,
    стажа работы, индивидуального стиля
    деятельности).

Планирование
процесса воспитания и обучения детей
может быть представлено следующими
видами:


перспективное;


перспективно-календарное;


календарное.

Перспективное
планирование

– это планирование, в котором разделы
программы или виды деятельности
охватывают квартал или месяц. Такое
планирование. Такое планирование
позволяет обеспечить системность в
работе и нацеливает педагога на
прогнозирование конечного результата,
способствует осуществлении своевременного
и систематического контроля за развитием
каждого ребенка, творческому подходу
к выполнению программы.

В
перспективно-календарном планировании
часть разделов охватывает месяц (задачи,
утренние отрезки времени, сотрудничество
с родителями, физкультурно-оздоровительная
работа), а виды детской деятельности
планируются каждый день.

Календарное
планирование предусматривает планирование
всех видов деятельности и соответствующих
форм работы с детьми на каждый день.

Одним
из вариантов перспективно-календарного
плана является тематическое
планирование
.

Такое
планирование имеет ряд преимуществ:


в таком плане прослеживается система
работы с детьми (как в организационных
видах деятельности, так и в самостоятельной
деятельности);


вся деятельность направлена не только
на формирование системы знаний, умений
и навыков, но и на развитие психических
процессов, создание развивающей
предметно-игровой среды.

Как
показывают исследования, дети постоянно
накапливают в активно словаре множество
слов, характеризующих предметы и явления.
Детям легче запомнить и удержать в
памяти ту информацию, которая взаимосвязана
и систематизирована по конкретным
группам по принципу смысловой близости,
то есть систематическими группами
(«Животные», «Птицы» и т.д.). Это еще раз
подтверждает целесообразность
тематического планирования работы с
детьми с учетом из возрастных особенностей
и задач Учебной программы ДО.

  1. Структура и содержание перспективно-календарного плана

В
структуру перспективно-календарного
плана входят следующие разделы:

  1. Задачи
    дошкольного учреждения на год
    .
    В этом разделе записываются годовые
    задачи ДУ на учебный год.

  2. Источники
    планирования
    .
    В начале года составляется список
    методической литературы, пособий,
    рекомендаций, разработок по всем
    разделам программы, которые воспитатель
    использует при планировании различных
    видов деятельности. В течении года этот
    список пополняется.

  3. Список
    детей по группам
    .
    Список детей составляется на каждое
    полугодие с учетом состояния здоровья
    и уровня развития детей.

  4. Циклограмма
    совместной деятельности воспитателя
    с детьми (структура режимных моментов)

    составляется для более четкого
    планирования работы воспитателя с
    детьми в различные режимные отрезки
    в первую и вторую половину дня. Она
    создается педагогом в начале года для
    каждой возрастной группы с учетом
    графиков проведения досуга, работы
    кружков, бассейна и включает различные
    формы работы с детьми по основным видам
    деятельности. Примерная циклограмма
    выглядит следующим образом: (см таблица).

К
общим разделам плана, предусматривающих
работу на месяц, относятся следующие.

  1. Сотрудничество
    с семьей
    .
    В этом разделе планируются разнообразные
    коллективные и индивидуальные формы
    дошкольного учреждения с семьей:
    родительские собрания, консультации,
    беседы, посещения на дому, тематические
    папки-передвижки и др. планируется
    конкретное содержание работы с учетом
    тем, сроки проведения, ответственные
    о выполнении по следующей схеме.

    Дата
    про-ведения

    Формы
    работы с родителями

    Ответст-венный

    Отметка
    о выполнении

    Коллективные

    Индиви-дуальные

    Участие
    родителей в мероприятиях

  2. Индивидуально-коррекционная
    работа с детьми
    .
    Отражается в плане или планируется в
    отдельной тетради. Коррекционная работа
    учитывает диагностирование уровня
    нервно-психического развития детей
    группы «малыши», педагогическое и
    психологическое диагностирование
    дошкольников, ежедневные наблюдения
    за ребенком оформляется по следующей
    схеме:

    Неделя

    Содержание
    работы

    Фамилия,
    имя ребенка

    Учет
    работы

  3. Физкультурно-оздоровительная
    работа
    .
    Этот раздел предусматривает мероприятия
    по охране труда и укреплению здоровья
    детей, их полноценному развитию.
    Планируются различные формы работы:

а)
утренняя гимнастика (на 2 недели:1-я и
2-я недели, 3-я и 4-я недели, на 2-й и 4-й с
изменениями и дополнениями);

б)
физические упражнения и подвижные игры
на 1-й и 2-й прогулках (планируются на
каждую неделю с учетом тем);

в)
упражнения после сна (1, 2-я, 3-я, 4-я недели),
в комплекс включаются упражнения,
способствующие постепенному переходу
детей от сна к бодрствованию;

г)
активный отдых (физкультурный досуг,
дни здоровья). В средней и старшей группах
с учетом частоты и длительности
проведения, уровня освоенности программы,
сезонности, тем. Физкультурный досуг
1-2 раза в месяц, дни здоровья — 1 раз в
год (зимние, весенние – одну неделю). В
этом разделе планируются мероприятия
по закаливаю детей.

  1. Специально-организованное
    обучение
    .
    Данный раздел представлен перспективным
    планом дидактических игр, игр-занятий
    в 1-й и 2-й младших группах, средней
    группе и занятий в старшей группе на
    каждый месяц примерно по четырем темам
    (на усмотрение воспитателя), где
    отражаются: вид занятий, тема, конкретные
    обучающие, развивающие и воспитательные
    задачи, источники планирования

    Дни
    недели

    Сетка
    игр-занятий

    1-я
    неделя

    2-я
    неделя

    3-я
    неделя

    4-я
    неделя

  2. Виды
    детской деятельности
    .
    Для реализации программных задач по
    конкретной теме используется как
    специально организованное обучение,
    так и другие виды совместной деятельности
    воспитателя и детей в этом разделе
    планируется работы по пяти основным
    вида деятельности: общение,
    познавательно-практическая деятельность,
    игровая, художественная и элементарная
    трудовая деятельность. В основу
    планирования видов деятельности положен
    также тематический принцип. На каждую
    неделю планируются формы работы с
    детьми по каждому виду деятельности:

неделя

общение

познавательно-практическая
деятельность

Игровая
деятельность

Художественная
деятельность

Элементар-ная
трудовая деятельность

Комму-никатив-ные
ситуа-ции,

Рассказы,

Обясне-ния,
поясн-неия, ситуации невербального
общения этюды, беседы

наблюдения
за природой, элементарная опытническая
и эксперимен-тальная деятельность,
обследование предметов, пространства

Пальчиковые,
сюжетно-ролевые, развивающие,
дидактические, музыкальные, подвижные,
режиссерские и т.д.

Художественно-речевая
и театрально-игровая деятельность
(игры-драматизации, чтение, рассказывание,
прослушивание граммазаписей, заучивание
потешек, стихов, загадок, инсценирование,
все виды театров)

Музыкальная
деятельность (прослушивание музыки,
игра на детских музыкальных инструментах,
развлечения),

Изобразительная
деятельность (рассматривание картин,
рисование, аппликация, лепка и др.)

Поручения,

самообслуживание,
хозяйственно-бытовой труд, труд в
природе, ручной труд, дежурство.

Годовой
план

– это заранее намеченная система
мероприятий, предусматривающая порядок,
последовательность и сроки выполнения
работ по решению четко определенных
задач коллектива. Состоит из пяти
разделов и подразделов, которые определяют
его структуру и содержание.

Первая
его часть – определение основных задач.
Причем эти задачи являются главными
для данного детского сада, так как они
продиктованы конкретными условиями
учреждения, его спецификой. Рекомендуется
намечать две-три задачи на год, ибо
практическое осуществление каждой
требует от заведующего большой
организационной и методической работы.

  1. Вступительная
    часть.


годовые задачи;


предполагаемые результаты работы.

Вторая
часть – содержание работы, где определяются
мероприятия по реализации поставленных
задач.

2.
Содержание работы.


организационно-педагогическая работа;


работа с кадрами;


руководство и контроль;


работа с родителями;


административно-хозяйственная работа.

В
составлении и утверждении плана работы
на год участвует весь коллектив.
В его основу должны быть положены
следующие принципы
:
научность,
перспективность и конкретность.

Научность
предполагает организацию всей
воспитательно-образовательной,
административно – хозяйственной и
общественной работы детского сада на
основе достижений науки и передового
педагогического опыта. Перспективность
может быть обеспечена определением
общих задач, исходя из того, что детский
сад должен формировать основы
материалистического мировоззрения,
закладывать базу для воспитания социально
активной личности, давать начальные
знания, создавать предпосылки для
успешного обучения детей в школе и,
прежде всего, укреплять их здоровье.
Конкретность
проявляется в определении точных сроков
исполнения намеченных мероприятий, в
четкости назначения ответственных за
их выполнение, в систематическом,
всестороннем контроле.

Годовой
план составляется на учебный год (с 1
сентября по 31 августа).

Руководитель,
планируя работу дошкольного учреждения
исходит, прежде всего, из анализа
результатов деятельности детского сада
за истекший учебный год. Отчеты
воспитателей, обсуждение их работы на
итоговом педагогическом совете, который
проводится в мае – июне, а также анализ
деятельности других сотрудников – все
это позволяет выявить не только
достижения, но и нерешенные проблемы,
определить задачи на будущий учебный
год. Заведующий должен тщательно
подготовить заключительный педагогический
совет, дать возможность каждому его
члену высказать свои предложения по
вопросам воспитания детей, улучшения
материальной базы учреждения, питания,
педагогической пропаганды. Коллективное,
деловое обсуждение позволит руководителю
составить проект годового плана на
будущий год.

План
должен быть компактным. Для этого его
вводную часть нужно сокращать до минимума
(во многих планах она выглядит как отчет
о проделанной работе). Описание достигнутых
результатов за прошедший год можно
отнести в материалы итогового
педагогического совета. План – это
руководство к действию. В нем отражаются
основные задачи, которые поставлены
перед дошкольным учреждением в новом
учебном году. Главная цель намеченной
в плане работы – поднять на более высокую
ступень качество и эффективность
воспитания и обучения детей. Поэтому
очень важно при составлении плана
продумать реальность его выполнения,
учесть возможности всего коллектива.

  1. Содержание
    разделов годового плана

а)
Годовые задачи. Предполагаемые результаты.

Годовые
задачи дошкольного учреждения должны
быть сформулированы конкретно и понятно.
Их реализация обеспечивает повышение
педагогического мастерства ДУ, проявление
творчества в работе с детьми,
совершенствование совместной работы
детского сада и семьи по воспитанию и
развитию индивидуальных способностей
детей. Как показывает практика, реально
выполнимы 2-3 задачи, поэтому планировать
целесообразно не более двух-трех задач.

Четкая
формулировка задач дает возможность
определить степень их новизны: является
задача новой или продолжением работы
над задачей прошлого учебного года.

Далее
планируются предполагаемые результаты
по выполнению годовых задач с воспитателями,
с детьми и родителями.

б)
Организационно-педагогическая работа

В
этом разделе планируются:

а)
заседание педсоветов;

б)
работа методического кабинета (оснащение
педагогического процесса, организация
выставок, обобщение передового
педагогического опыта);

в)
зрелищные мероприятия, праздники,
тематические вечера;

г)
проведение смотров конкурсов.

Работа
методического кабинета

предполагает:

• Организацию
и оформление выставок (действующий и
постоянных);

• пополнение,
оснащение и систематизацию методического
и дидактического материалов;

•преемственность
мероприятий детсада и школы;

• оснащение
педпроцесса учебно-наглядными пособиями,
игрушками и т.д.

• разработку
конспектов, сценариев, подготовку
консультаций, анкет, тестов;

• организацию
сезонных выставок, выставок детских
работ, новинок методической литературы.

Зрелищные
мероприятия, праздники и развлечения
.
В годовом плане намечаются зрелищные
мероприятия, тематические вечера,
праздники, предусмотренные программой,
календарно-обрядовые и театральные
постановки, проведение совместных
праздников с родителями, развлечения,
авторские выставки работ детей.

Смотры,
конкурсы. Планируется проведение
смотров, конкурсов на лучшую игрушку,
сделанную детьми совместно родителями,
на атрибутику сюжетно-ролевой игры, на
интересную поделку, дидактическую и
развивающую
игрушку и др. К каждому смотру-конкурсу
разрабатывается положение, которое
утверждается на педсовете и зависит от
потребностей ДУ.

в)
Работа с кадрами.

Данное
направление включает следующие виды
работ.

а)
повышение
квалификации
:
участие в проблемных творческих
семинарах; посещение курсов; участие в
городских и районных мероприятиях;
участие в «Школе передового опыта», в
выставках, учеба на курсах повышения
квалификации.

б)
аттестация.
Планируется в соответствии с поступившими
заявлениями педагогов на получение
категории. Фамилии аттестуемых заносятся
в годовой план.

в)
работа
с молодыми специалистами
.
Планируется при наличии в педколлективе
молодых специалистов. В содержание
плана входят конкретные мероприятия
по оказанию начинающим воспитателям
действенной помощи со стороны наиболее
опытных педагогов, а также со стороны
администрации: проведение консультаций
по планированию и организации
воспитательно-образовательной работы
с детьми, практических семинаров,
составление конспектов проведения
занятий, выполнения режимных процессов,
подбор методической литературы для
углубленного изучения, предупредительный
контроль за работой специалиста.

г)
групповые
совещания
.
Основное назначение групповых совещаний
– дать анализ работы с детьми за истекший
период и определить дальнейшие задачи
в воспитании детей. Проводятся групповые
совещания в группах раннего возраста
в зависимости от возраста: в группах
от 1 до 2 – ежеквартально, в группах от
2до 3 лет – 2 раза в год. Первое групповое
совещание целесообразно запланировать
на ноябрь. В сентябре — октябре следует
изучить и проанализировать уровень
интеллектуального развития детей,
поступивших в детский сад в период
адаптации, оформить карты нервно-психического
развития на каждого ребенка.

д)
коллективные
просмотры
.
Планируются один раз в квартал с целью
изучения опыта работы педагогов. Тематика
просмотров определяется вопросами,
обсуждаемых на педсоветах, семинарах,
и задачами, возникающими в связи с
изучением и внедрением передового
педагогического опыта. Для коллективных
просмотров следует предусмотреть
проблемы педпроцесса, наблюдение и
анализ не только учебной
деятельности, но и других видов
деятельности детей (познавательно-практической,
игровой, элементарной трудовой,
художественной, общения). Перегружать
план коллективными просмотрами
нецелесообразно.

е)
семинары.
Являются самой эффективной формой
методической работы. В зависимости от
конкретных условий работы каждого ДУ
планируются теоретические семинары,
проблемные семинары, семинары-практикумы.
Они могут быть разовые (однодневные),
краткосрочные (недельные); постоянно
действующие.

ж)
консультации.
Планируются с целью оказания педагогической
помощи, знакомства с новым методическим
материалом, а также по результатам
диагностики. Консультации могут быть
индивидуальными и групповыми. Планируются
консультации с учетом взаимосвязи с
вопросами годовых задач, педсоветов, а
также с учетом категорий работников и
их профессионального уровня. Количество
консультаций зависит от качественного
уровня проведения педагогом
воспитательно-образовательного процесса
в группах, а также от квалификации и
опыта воспитателя, но не реже одного
раза в месяц. Учет проведения консультаций
и семинаров отражается в отдельной
тетради по схеме.: дата, название
мероприятия, тема. Категория слушателей,
кто проводит, присутствующие, роспись
ответственного.

з)
другие
формы работы с кадрами
.
С целью повышения уровня теоретических
и практических знаний педагогов, а также
их профессионального мастерства могут
быть запланированы следующие активные
формы работы с кадрами: дискуссии,
конкурсы педагогического мастерства,
педагогические викторины, педагогический
ринг, методический фестиваль, деловые
игры, ролевые игры, кроссворды, решение
педагогических ситуаций, методическая
неделя, интерактивные методы и игры
(«Метаплан», «Четыре угла», «Погода»,
«Закончи предложение» и т.д.).

г)
Руководство и контроль

Цель
контроля

– проверка исполнения инструктивно –
методических документов, предложений
инструктирующих лиц, а также выполнение
решений педсоветов по итогам предыдущих
проверок. Важной задачей является
изучение кругозора педагога, его духовных
интересов, выяснение того, чем он живет,
что читает, как следит за достижениями
науки, культуры, какое место в его
духовной жизни занимает искусство и
т.д.

Планируя
различные варианты и формы контроля
необходимо руководствоваться требованиями
к осуществлению контроля
,
а именно:


контроль должен быть целенаправленным,
систематическим, последовательным,
всесторонним и дифференцированным.


в нем должны сочетаться функции проверки,
обучения, инструктирования, предупреждения
недостатков, а также распространения
лучшего педагогического опыта.


контроль должен сочетаться с самоанализом,
самоконтролем и самооценкой деятельности
педагога.

Существует
несколько видов контроля: предупредительный,
тематический, фронтальный, эпизодический,
сравнительный, оперативный..

д)
Работа с родителями

В
этом разделе по мере необходимости
планируются разнообразные формы работы
с родителями: родительские собрания
(общесадовые – 2 раза в год и групповые
– один раз в квартал), индивидуальные
и групповые консультации на актуальные
темы, «клубы здоровья», лектории,
конференции, выставки и др.

ж)
административно-хозяйственная
работа
.

В
этом разделе планируются собрания (один
раз в квартал) трудового коллектива,
где рассматриваются вопросы трудовой
дисциплины, выполнение инструкций,
обсуждение и утверждение плана работы
на летний период и др.; мероприятия по
рациональному использованию бюджетных
средств, созданию условий для организации
воспитательно-образовательного процесса
(ремонт, приобретение мебели, оборудования
и т.п.); мероприятия по озеленению
территории детского сада, обустройству
спортивной площадки, обновлению
оборудования на участках.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тема I. Основы планирования деятельности предприятия

Лекция 1

Роль и значение планирования в экономике

1.1. Сущность и функции рыночного планирования

Планирование как общее понятие — это процесс моделирования вариантов развития объекта (явления) на определенный период, оценки, сравнения, выбора и разработки промежуточных и конечных показателей реализации плана.

Как справедливо отметил профессор Токийского университета Сабуро Окито, автор плана удвоения национального дохода Японии, «любое крупное преобразование должно быть тщательно подготовлено, т. е. ему должна предшествовать разработка плана или программы преобразований». Это положение можно отнести к любому уровню управления народным хозяйством — к национальной экономике в целом, отрасли, предприятию, фирме, организации.

Экономическое планирование на предприятии — это способ моделирования развития предприятия, показателей среды его деятельности: производства и поставок продукции, потребления и использования ресурсов, рынка продукции и цен, затрат и результатов, денежных потоков и эффективности функционирования.

Результат планирования — оформленный и утвержденный руководством предприятия план.

План — это разработанный на определенный период процесс реализации мероприятия (вида деятельности, технологии, развития предприятия), включающий его цели, содержание и показатели.

Планирование на предприятии подчинено целевым установкам (ориентирам), которые наряду с конечной целью максимального извлечения прибыли включают и другие, например:

• увеличение объема и улучшение структуры продаж;

• повышение эффективности выпускаемой продукции, ее номенклатуры и ассортимента;

• повышение технического уровня производственных фондов и технологических процессов;

• снижение негативного влияния предприятия на окружающую среду и ликвидация его последствий;

• улучшение структуры капитала;

• улучшение оплаты труда и повышение его эффективности;

• повышение эффективности использования природных и материальных ресурсов и т. д.

Таким образом, сущность планирования заключается в научном обосновании предстоящих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности; выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных и количественных результатов.

О важности функции планирования в фирмах в западной литературе по бизнесу приводится такое утверждение: «Планирование — не самое главное, планирование — это все».

Процесс планирования проходит обычно несколько стадий (этапов). Принято выделять четыре основных этапа планирования: разработка общих целей, определение конкретных задач, выбор основных путей и средств их достижения, контроль за их исполнением.

1.2. Планирование как функция управления предприятием

Планирование внутрифирменной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Применяемая в современном менеджменте классификация общих управленческих функций была впервые сформулирована его основателями Ф. Тейлором, А. Файолем, Г. Эмерсоном и дополнена многими зарубежными и отечественными учеными. Она представляет собой систему организационно-управленческих функций, каждая из которых непосредственно относится к плановой деятельности всех фирм и предприятий: обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов, координация работ, мотивирование деятельности, контроль за ходом работ, оценка результатов, корректировка цели, изменение планов и т. п.

Рыночное планирование как целенаправленная внутрихозяйственная деятельность позволяет рассматривать одновременно множество взаимосвязанных экономических, социальных, организационных, инвестиционных, управленческих и других проблем как единую целостную систему. Поэтому планирование на предприятии служит основой организации и управления производством, является нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений.

План является руководством к действию, к исполнению. Он используется для утверждения предпринимательской идеи, ее перспективности, для обоснования финансового оздоровления предприятия и реальности возврата полученных кредитов с целью пополнения оборотных средств. Причем план необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.

Руководители предприятия должны учитывать, что планирование — это экономический метод управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование базируется на данных прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе.

1.3. Виды и содержание внутрифирменного планирования

Внутрифирменное планирование позволяет соединять в общей экономической системе взаимные интересы государства, отдельных предприятий, корпораций или фирм и домашних хозяйств.

Между внутрихозяйственным планированием и государственным регулированием существует механизм экономического взаимодействия, основанный на свободных рыночных отношениях, равновесии спроса и предложения. На взаимодействии спроса и предложения построена не только система рыночного саморегулирования, но и теория планирования экономического развития, в том числе и на уровне предприятий (фирм).

Таким образом, планирование на предприятии является важнейшей составной частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором. Взаимодействуя на микроуровне с такими экономическими науками, как маркетинг, организация производства, управление предприятием и многими другими, внутрипроизводственное планирование позволяет находить ответы на фундаментальные вопросы рыночной экономики. Это главные вопросы современного рынка, определяющие в сущности основное содержание внутрихозяйственного планирования и всей рыночной экономики в целом; они заключаются в следующем:

1. Какую продукцию, товары или услуги следует производить на предприятии?

2. Сколько продукции выгодно предприятию производить и какие экономические ресурсы следует использовать?

3. Как эту продукцию надо производить, какую технологию применять и как организовать производство?

4. Кто будет потреблять производимую продукцию, по каким ценам ее можно продавать?

5. Как предприятие может приспособиться к рынку и как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?

Из этих фундаментальных вопросов, поставленных перед рыночной экономикой, вытекает, что основным объектом внутрихозяйственного планирования на предприятиях служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства, распределения и потребления товаров и ресурсов.

В отечественной хозяйственной практике всегда было принято выделять два основных вида внутрифирменного планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы, устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т. п.

Оперативно-производственное планирование представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На данном этапе планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства и т. п.

В ходе внутрифирменного планирования и в процессе выполнения плановых показателей возникает необходимость не только оценки правильного выбора основной цели развития того или иного подразделения предприятия, но и степени достижения запланированной цели. Однако стратегические и оперативные цели могут быть различными как на разных предприятиях, так и на одном и том же предприятии в разные периоды развития. В зависимости от вида и величины предприятия, его места и роли на рынке, состава и профессионализма персонала и других конкретных факторов внутрифирменное планирование выполняет различные функции. К важнейшим функциям внутрифирменного планирования относятся:

1. План как экономический прогноз. Руководство предприятия независимо от его вида и назначения должно знать, какие объемы производства и экономические результаты оно может запланировать на предстоящий период деятельности. При этом одни группы специалистов предусматривают минимальные планы, другие — завышенные показатели. К тому же во многих случаях необходимо знать, какие экономические ресурсы, в каких количествах и когда понадобятся предприятию. Иными словами, всякий план как предстоящий прогноз должен быть соответствующим образом обоснован.

2. План как основа контроля деятельности. По мере выполнения запланированных показателей предприятие должно регистрировать полученные фактические результаты. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять текущий бюджетный контроль. При этом необходимо уделять внимание не столько анализу самих фактов отклонения показателей, сколько установлению причин полученных отклонений. Подобный контроль может свидетельствовать как о неудовлетворительной работе того или иного подразделения предприятия, так и о необоснованности исходных плановых показателей. В том и в другом случае экономисты-менеджеры должны быть заинтересованы в получении объективной информации и принятии правильных оперативных решений по улучшению работы персонала и по корректировке планов.

3. План как средство управления фирмой. План предприятия представляет собой выраженную в стоимостном измерении программу действий персонала в области закупок ресурсов, производства и продажи товаров, приема и расстановки персонала и т. д. В этой программе должна быть обеспечена соответствующая временная и функциональная координация работы разных категорий персонала и подразделений предприятия. Показатели выполнения плана служат основанием для принятия управленческих решений.

4. План как основа выработки стратегии и целей фирмы. Разработка плана на следующий очередной период производится обычно до начала нового планового года. Новый план должен создаваться на основе постановки новых целей развития предприятия с учетом хода выполнения текущих планов. Степень выполнения нынешнего плана в большинстве случаев может служить ориентиром для принятия на будущий год новых повышенных или пониженных плановых показателей. В то же время не исключается возможность оптимизации или сбалансированности основных разделов нового плана предприятия.

1.4. Оценка качества разрабатываемых планов

Для оценки качества планов необходимо иметь систему показателей, характеризующих их реальность и напряженность, обоснованность и оптимальность, степень точности и уровень риска и т. д.

Реальность планов означает возможность их осуществления в ближайший отрезок времени. Критерий реальности планов может быть установлен на основе анализа действительного положения хозяйства и возможностей его стихийного развития, с одной стороны, и анализа имеющихся объективных средств воздействия на этот ход развития, с другой. Реальность планов является выражением желательных результатов хозяйственного строительства в пределах имеющихся возможностей их достижения. В конечном счете, первым признаком реальности планов может служить уровень их фактического выполнения в конкретных внешних и внутренних условиях.

Важным оценочным показателем качества разрабатываемых на предприятии планов служит уровень их напряженности. Данный показатель является универсальным и может применяться для оценки качества планов на всех этапах их существования. Напряженность планов служит одной из основных характеристик степени рационального использования планируемых экономических ресурсов в процессе производства продукции и услуг. В общем виде коэффициент напряженности планов можно определить путем сравнения соответствующих показателей с установленной мерой или существующим эталоном. В качестве подобного эталонного норматива или стандарта могут выступать научно обоснованные или оптимальные плановые показатели. Тогда коэффициент напряженности планов будет выражен соотношением установленных плановых и действующих нормативных показателей:

Кн = Апл / Аэ,

где Кн — коэффициент напряженности плана; Апл — планируемый или фактический показатель; Аэ — эталонный или нормативный показатель.

Приведенный способ расчета коэффициентов напряженности планов может быть использован для оценки разнообразных разделов или показателей планов: производства продукции, потребности ресурсов, продажи товаров, получения доходов, распределения прибыли и т. д. На стадии разработки плановых показателей необходимо обеспечить их равновесие с эталонными, что достигается при коэффициенте напряженности, равном единице. При оценке напряженности выполнения планов обычно сравниваются фактические и эталонные показатели. Чем больше значение расчетного коэффициента, тем выше уровень напряженности оцениваемых плановых показателей. Превышения планируемыми или фактическими показателями соответствующих нормативных или эталонных значений в нормальных условиях работы предприятия, как правило, не должно происходить. Подобный случай — это скорее всего признак некачественного составления плана или свидетельство невозможности его выполнения. При его возникновении следует, во-первых, скорректировать плановые показатели до равновесного значения с производственными возможностями предприятия или, во-вторых, расширить предложение до уровня рыночного спроса.

Сбалансированность многих показателей является необходимым условием качественной разработки первоначальных планов, например плана производства и плана продаж, плана численности персонала и плана материального вознаграждения, плана доходов и расходов и т. д.

При оценке качества составления и выполнения планов наибольшая сложность состоит в выборе объективных нормативных показателей, которые должны стать эталонами, стандартами или критериями равной напряженности планов.

Сравнивая соответствующие плановые или фактические показатели с нормативными, можно установить не только коэффициенты напряженности планов, но и степень риска плановой деятельности.

Степень риска в условиях рыночной неопределенности можно оценить как нормальную при отклонении фактических данных от запланированных показателей до 10%, высокую — 20, чрезмерную — 40 и недопустимую — свыше 50%. Если фактические показатели коэффициентов напряженности или риска находятся в пределах так называемого нормального коридора, то это служит признаком соответствующего уровня качества планов.

1.5. Организация плановой работы на предприятии

Планирование и управление экономической деятельностью предприятия тесно связаны между собой следующими общими функциями производственного менеджмента: выбором целей, определением ресурсов, организацией процессов, контролем исполнения, координацией работы, корректировкой задач, мотивацией персонала, оплатой труда и т. д. В их выполнении участвуют многие категории персонала — руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входят также анализ внутренней и внешней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т. д. Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляет общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии фирмы, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности. Вместе с менеджерами плановики участвуют в составлении прогнозов развития производства, обучении персонала предприятия новым методам разработки различных планов, проведении консультаций в линейных подразделениях и функциональных органах фирмы, участвующих в составлении общих планов или их отдельных разделов.

В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия — как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятий зависит прежде всего от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности, уровня платежеспособности и т. д. При бесцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менеджерами высшего звена. Каждое предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово-экономических органов.

Лекция 2

Методологические основы планирования на предприятии

2.1. Виды и формы планов

Все виды планов на предприятии могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии разработки, степень точности и др.

По содержанию планов следует выделять технико-экономическое, оперативно-производственное, организационно-технологическое, социально-трудовое, снабженческо-сбытовое, финансово-инвестиционное планирование, а также бизнес-планирование и т. д. Каждый из этих планов предусматривает выбор своей системы плановых показателей, характеризующих виды конкретной деятельности, сроки выполнения работ, конечные или промежуточные результаты и т. д.

По уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятиях принято различать такие виды планирования, как фирменное, корпоративное, заводское или иные системы планов, относящихся к высшему управленческому звену или в целом ко всей хозяйственной организации. На среднем уровне управления применяется, как правило, цеховая система планирования, на нижнем — производственная, которая может охватывать отдельные объекты планирования (участок, бригада, рабочее место и т. д.).

По методам обоснования находят применение следующие системы планирования: рыночное, индикативное и административное, или централизованное. На предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими формами общественной собственности преобладает централизованная система планирования. Централизованное планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономических нормативов.

В хозяйственных товариществах и акционерных обществах и на других предприятиях с частной формой собственности применяются виды рыночного или индикативного планирования. Рыночное планирование основано на взаимодействии спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги. Индикативное планирование — это по существу государственное регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других макроэкономических показателей.

По времени действия планы бывают долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными и текущими. Долгосрочные планы разрабатываются на длительный период (10 и более лет) и призваны определить долговременную стратегию функционирования предприятия. Среднесрочные планы разрабатываются на период от года до 3–5 лет. Иногда они имеют форму скользящих планов: первый год детализируется до уровня плана текущего года и осуществляется их ежегодная корректировка. Краткосрочные (текущие) планы разрабатываются на срок от одного года и — в зависимости от комплексности, объектов планирования — до одних суток.

По сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное; объектами планирования в том или ином случае служат соответствующие производственная система или подразделение предприятия.

По стадиям разработки планирование бывает предварительным и окончательным. На первом этапе обычно разрабатываются проекты планов, которые после их утверждения на втором этапе получают силу закона.

По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, а также от уровня профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей.

По типам целей, учитываемым в планировании, оно может быть определено как оперативное, тактическое, стратегическое или нормативное.

Оперативное планирование представляет собой выбор средств решения задач, которые поставлены, даны или установлены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предприятия. Такое планирование бывает обычно краткосрочным. Основная его задача состоит в выборе необходимых средств и ресурсов для выполнения заданных объемов работы или стоящих оперативных задач.

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей.

Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. Такое планирование, как правило, бывает долгосрочным.

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы.

По содержанию разрабатываемые на предприятии планы классифицируются как технико-экономические, оперативно-производственные и бизнес-планы инвестиционных проектов. Соответственно и планирование делится на технико-экономическое (ТЭП), оперативно-производственное (ОПП) и бизнес-планирование инвестиционных проектов.

С помощью ТЭП разрабатываются планы деятельности предприятия, его структурных подразделений по всем технико-экономическим и социальным показателям. С помощью ОПП осуществляется задание параметров производственного процесса, наблюдение за ним и его регулирование.

Бизнес-планирование инвестиционных проектов дает оценку целесообразности осуществления какого-то проекта и привлечения для этого инвестиций.

Рассмотренная классификация планов соответствует реальной действительности. На большинстве российских промышленных предприятий имеются стратегические, долгосрочные и среднесрочные планы, текущие технико-экономические и оперативно-производственные планы, планы работы предприятий и их структурных подразделений, бизнес-планы инвестиционных проектов.

Различия между ТЭП и ОПП представлены в табл. 1[2].

Таблица 1

Различия между технико-экономическим и оперативно-производственным планированием

В зарубежной науке и практике планирования будущего корпораций принято выделять четыре основных вида временной ориентации, или типологии составления планов. По классификации Р. Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным. У одних плановиков преобладает ориентация на прошлое (реактивная), у других — на настоящее (инактивная), у третьих — на будущее (преактивная). Четвертый вид ориентации предполагает взаимодействие (интерактивизм) прошлого, настоящего и будущего как различных, но неразделимых видов планирования.

Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции.

Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства.

Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий.

Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскания путей его построения.

2.2. Принципы планирования

В теории планирования выделяют следующие принципы планирования: (по А. Файолю): единства, непрерывности, гибкости, точности. Р. Акофф позже обосновал еще один ключевой принцип планирования — принцип участия.

Принцип единства предопределяет системность планирования, что означает существование совокупности структурных элементов объекта планирования, находящихся во взаимосвязи и подчиненных единому направлению их развития, ориентированного на общие цели. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов предприятия становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений, их интеграции.

Конец ознакомительного фрагмента.

Что такое целевой план?

Целевой план – это руководство к действию на встрече с заказчиком, задачей которого является выяснение наиболее значимых для проекта требований заказчика. В процессе подготовки к встрече необходимо определить основную цель проведения переговоров (рис. 4.3). В частности, в первую очередь следует сформулировать причины встречи и оценить, какого рода информация будет наиболее полезной при наложении требований заказчика на рамки проекта. Кроме того, целевой план позволит распределить роли и ответственность при проведении встречи, а также задать временные рамки и бюджет встречи.

ПРОВЕРКА СЕТЕВОГО ГРАФИКА ЗАКАЗЧИКА

Структура сетевого графика должна включать следующие этапы:

• разработка целевого плана;

• подготовка выборки;

• составление плана обсуждения;

• определение состава команды;

• встреча с заказчиками;

• обработка данных;

• встраивание информации в рамки проекта.

Рис. 4.3. Целевой план

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как подать на алкогольную лицензию через госуслуги пошаговая инструкция
  • Подача документов в росреестр в электронном виде инструкция
  • Ртс тендер имущественные торги как участвовать пошаговая инструкция
  • Руководство для ремонта двигателя смд 18
  • Руководство по су джок терапии