План конспект руководства трудом в природе

Конспект по организации совместной трудовой деятельности педагога и детей по труду в природе.

Название примерной общеобразовательной программы: «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы

Тема: Уход за комнатными растениями.

Возраст детей: старшая группа

Цель:

•  Расширять представление детей о труде через систематизированный  процесс ухода за комнатными растениями.

Задачи:

• Обучающие:  Расширять представления детей о комнатных растениях. Учить беречь красоту живой природы.

• Развивающие: продолжать развивать умения ухода за комнатными растениями (рыхлить землю, поливать, протирать листья, обрезать сухие листья, опрыскивать). Развивать речь, активизировать словарный запас детей. Упражнять в правильном названии комнатных цветов (фиалка, бальзамин, роза, фикус, хлорофитум). Учить выполнять индивидуальные поручения.

• Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества, трудолюбие, испытывать чувство гордости от совместного, полезного труда.

Формы и методы:

• Беседа

• Индивидуальные поручения

• Объяснение и показ последовательности выполнения работы

• Поощрения

• Сюрпризный момент

• Анализ выполненных действий

• Вопросы

• Художественное слово

• Музыкальное сопровождение «Звуки природы»

• Стикеры со смайлами

Используемое оборудование и материалы:

• Комнатные цветы (фикус, герань, фиалка, хлорофитум, роза), опрыскиватель, стеки, кисточки, влажные салфетки, лейка, фартуки, емкость с водой для полива, емкость для сбора сухих листьев, коробка.

Ход:

1. Организационная часть.

«В» — воспитатель

В. — ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Здравствуй, здравствуй (взявшись за руки пружинка)

Здравствуй друг (здороваются за руки)

Здравствуй, здравствуй (пружинка)

Посмотри вокруг (поворот головы в разные стороны)

Здравствуй, здравствуй (пружинка)

Мне ты улыбнись (улыбаются друг другу)

Здравствуй, здравствуй (пружинка)

Головкой поклонись (кланяются друг другу)

2. Основная часть.

В. Вносит в группу посылку:

-Ребята, к нам в группу утором приходил почтальон и принес для нас посылку. Очень интересно, что же нам прислали! Ребята, а вы хотите узнать, что в ней! Но прежде чем её открыть нам придется отгадать загадку…

Встречаешь их везде:

И в клумбе и в горшке,

И в парке и в саду,

И даже на пруду.

Поднимут настроение

Зеленые (растения) .

-ребята как вы думаете, что же находится в коробке!

В. Открывает посылку и достает оттуда комнатный цветок.

— ребята, вы совершенно правы – это растение. А как вы думаете, как оно называется?

….

В. -Совершенно верно! Этот растение называется фикус. Давайте его рассмотрим… какие части растения, вы знаете?

В. — Совершенно верно! Но посмотрите-ка ребята на этом растении какой-то значок. Давайте его рассмотрим…

Дети вместе с В. Рассматривают грустный смайлик.

В. — Как вы думаете, ребята, почему на фикусе такой грустный значок? Почему этому цветочку совсем невесело? Давайте рассмотрим все ли в порядке с этим цветочком.

В. Подводит детей к тому, что у цветка сухая земля, пыль на листочках.

В. -Ребята, а как вы думаете, растения живые существа или нет?

….

В. -Совершенно верно! А как вы думаете, этому цветочку нужна вода? Как узнать?

Д. — Нужно потрогать землю, если земля сухая, то нужно полить, а если нет, то не надо.

В. -Молодцы! Давайте определим, какая земля у фикуса…

Дети определяют на ощупь влажность земли и, приходят к выводу, что цветок нуждается в поливе.

В. — Максим, возьми, пожалуйста, леечку и полей фикус. Максим, сколько ты будешь лить воды?

М. — Немного, потому что цветок маленький.

В. -Ребята, а если мы будем поливать большой, сколько воды нам потребуется?

Д- Много

В. -Правильно, ребята, а теперь рассмотрим листочки, что же с ними не так… .

Дети рассматривают листья фикуса и замечают на них пыль. В отмечает, что листьям трудно дышать и подводит детей к тому, что пыль надо удалить.

В. — А как можно убрать пыль с листьев?

Д- Протереть их влажной тряпочкой.

В- Какие вы у меня молодцы, все знаете! Алла, протри, пожалуйста листья у фикуса. Ребята, а как это правильно сделать?

Д- Аккуратно положить лист на руку и протереть.

В. — Ну, вот мы полили наш цветок, протерли ему листья, а теперь все с ним в порядке? Может еще что-то мы забыли сделать!

Д-Порыхлить.

В. -А зачем цветы нужно рыхлить?

Д. -Чтобы ему было легче дышать

В. -Молодцы! Совершенно верно! Назар, порыхли, пожалуйста землю. Чем ты будешь её рыхлить?

Н. -Палочкой (стекой)

В. Дети, Назар правильно выбрал инструмент?

Д. -Да, правильно.

В. Как вы думаете, теперь с фикусом все в порядке? Ему можно поменять значок? На какой?

Д- Да можно, на веселый.

В. Давайте поменяем. Вероника, поменяй пожалуйста значок. Молодец!

В. -Ребята, а давайте познакомим фикус с нашими комнатными цветами, чтобы ему у нас было не грустно, ведь это очень грустно, когда у кого-то нет друзей…

В. Выставляет на стол хлорофитум, фиалку, розу

Есть много праздников веселых

На свете и у нас в стране

Есть день школьника, шахтера,

Есть даже праздник день земли

А почему бы не устроить

Нам новый праздник- день цветов

Цветам и взрослый и ребенок

Любовь отдать свою готов.

В. — Ребята я вам предлагаю взять по одному цветку и посмотреть все ли с ними в порядке.

В. предлагает индивидуальную работу по уходу за цветами.

В. — Давайте посмотрим у кого какой цветок?

В. Помогает детям определить название цветов.

В. -Сначала определим нужен ли цветку полив. Мы уже знаем как это сделать… Затем осмотрим листья и определим нужно ли их очистить от пыли, и каким способом…

В. Подводит детей к определению способа очистки листьев от пыли у конкретного вида цветка (кисточкой, влажной тряпочкой, опрыскиванием) .

В. -Молодцы, а теперь посмотрите на землю какая она твердая, что нужно сделать, чтобы она стала рыхлой и пушистой и для чего это надо?

Д. — Порыхлить, чтобы цветочку было легче дышать

В. — Правильно! Возьмите нужный инструмент и порыхлите ваши цветочки. Делаем это аккуратно, чтобы не рассыпать землю из горшка… .а теперь возьмите значки и развешайте их на ваши цветочки по их настроению, как вы думаете какие значки надо прикрепить?

Дети прикрепляют смайлики на цветы.

3.Заключительная часть.

В-Очень хорошо! теперь у всех наших цветочков замечательное и веселое настроение! Мы свами сегодня много говорили о цветах, вспомнили все части растений, повторили все способы ухода за ними. Оттого, что все хорошо потрудились, наши цветы чистые и довольные, а главное, чтобы мы все помнили, что растения живые и им нужна наша помощь в уходе.

Давайте пройдемся медленно по саду

И, здравствуй скажем каждому цветку

Должны мы над цветами наклониться,

не для того, чтобы рвать или срезать

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!

В. -Ребята, вы все сегодня всех порадовали и наши растения, и меня, а теперь давайте уберем наше рабочее место и будем играть!

Предполагаемый результат:

У детей сформируются практические навыки по уходу за комнатными растениями, дети научатся отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий, возникнет желание систематически ухаживать за растениями.  

Конспект проведения трудовой деятельности с
детьми старшей группы ( труд в природе ).

Конспект трудовой
деятельности в старшей группе «Уход за комнатными растениями»

Название: «Поможем цветочной фее»

Возраст: старшая группа

Цель: продолжать формировать бережное отношение
к комнатным растениям

Задачи:

Образовательные:

·      
закреплять знание названий комнатных растений

·      
конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных
растений

     Воспитательные:

·                
Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с
уходом за растениями в уголке природы, продолжать формировать представление о
том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать
ее.

·      
Уточнить и закрепить знания детей о приемах ухода за растениями,
о последовательности работы

Развивающие: 

·      
закреплять умение ухаживать за комнатными растениями

Предварительная работа: беседа «Зачем
нужны растения?», чтение художественной литературы (Е. Серова «Наши цветы», Е.
Вовк «Чьи цветы лучше?», загадки, стихи); просмотр презентации «Комнатные
цветы», рассматривание иллюстраций «Комнатные растения», схемы «Потребности
растений»; рисование «Герань», декоративная лепка «Ромашка», подвижная игра
«Собери букет», дидактическая игра «Собери цветок»

Материал: лейки, тряпочки, тазики, распылители,
вода, кисточки, костюм феи, жетоны-цветы, клеенка, фартук

Структура деятельности Материалы, игровой центр
Методы Деятельность педагога (Деятельность детей)

I.Мотивация

Сюрпризный момент Проблемная ситуация Наводящие вопросы

Заходит фея в группу

Ф. : Здравствуйте, дети я цветочная фея. Я
очень люблю цветы. Но, я услышала печальный зов цветов из вашей группы, они
зовут на помощь. Говорят, что им тяжело дышать, и они хотят пить.

В. : ребята, а как дышат цветы (листьями) А
если они говорят, что им тяжело дышать, что им может мешать дышать? (пыль,
грязь)

Ф. : как же им помочь (Надо протереть их от
пыли

Надо их полить)

Но они же еще хотят пить?

В. : а как определить, действительно ли нужно
полить цветок? (Потрогать пальчиком — если земля мокрая, то не надо, если
сухая, то надо полить)

Ф. : вы такие умные!

II.Совместная постановка цели

(План действий)

материал: лейки, тряпочки, тазики, распылители,
вода, кисточки, комнатные цветы, клеенка, фартук

Наводящие вопросы индивидуальные оценки; общая оценка;

В. : поможем нашим цветам снова радоваться и
дышать свободно?

Что же нам понадобится для этого? (лейки,
тряпочки, тазики, распылители, вода, кисточки, клеенка, фартук)

Молодцы, все знаете!

А где нам взять все необходимое? (в шкафу,
спросить у няни)

Давайте распределим работу. Как называется этот
цветок с большими листьями? Молодец, Оля! Кто будет протирать пыль с его
листьев? А как ты будешь это делать (положу листочек на левую ладонь, правой рукой
с влажной тряпочкой осторожно протру листок.)

Отлично, Лиза! Ты умница!

Будешь ли ты сильно давить на листок? (Нет,
потому что листок может сломаться)

Молодец.

Далее идет распределение работы. Распылители, лейки, кисточки.
Спрашивать, как именно, чего нельзя делать. Хвалить после каждого ответа

Давайте приготовим все необходимое.

Что нужно сделать сначала? (постелить клеенку)

Молодец, Петя! А зачем мы стелим клеенку? Потом
что мы делаем? (Ставим на стол тазики, мочим и отжимаем тряпочки) Да, молодцы,
приступаем к работе!

дети помогают готовить оборудование

III.Действия

(управление деятельностью детей)

материал: лейки, тряпочки, тазики, распылители,
вода, кисточки, комнатные цветы, клеенка, фартук

Наводящие вопросы индивидуальные оценки; общая оценка;

В. : А теперь давайте наденем фартуки и
приступим к работе. С чего мы начнем?

С полива! кто хотел поливать, Зоя?

Молодцы! Сейчас Коля и Зоя польют цветы и мы с
вами протрем листочки от пыли, чтобы растения дышали. А чем мы говорили, дышат
растения? А зачем нам растения, вспомните?

Да, все верно. Растения нам очень нужны для
жизни. Они нам помогают дышать чистым воздухом, забирая плохой, грязный воздух.
Поэтому и мы должны помогать цветам оставаться чистыми и всегда напоенными
водой. Молодцы!

IV.Результат

(Итог, рефлексия)

Наводящие вопросы индивидуальные оценки; общая оценка;
взаимооценка

Ф. : вы славно
потрудились! Я слышу, как цветы поют от радости, что они теперь такие чистые и
ухоженные. (фоновая
музыка, хор
) Слышите? А за помощь я хочу вам подарить по одному
волшебному цветку. (картонные
цветы
) Она пришлет самые яркие сны о лете, если положить его под
подушку. Вы ведь больше не будете забывать про то, что за цветами нужно
постоянно ухаживать? Умнички! Спасибо вам, дети, до свидания!

В. : вам понравилось
помогать цветам? Им тоже очень понравилось быть чистыми. Мила очень хорошо
опрыскала мелкие листочки, молодец! Петя тоже умница, вспомнил, как нужно
протирать большие листья! (Похвалить каждого отдельно). Вы такие умнички, все
знаете, все быстро и хорошо делаете! Такие трудолюбивые! Молодцы! Давайте
уберем все по своим местам, чтобы и в группе у нас была чистота! Ведь, когда
все чисто и убрано хорошо!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт

 проведения совместной образовательной деятельности

по ПМ. 02 «Организация различных видов деятельности и общения детей»

Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

Кузьминой Эльвиры Владимировны

Группа 33 «А»

Дата проведения:

ДОО: Детский сад №9

Возрастная группа: старшая группа

Руководитель практики: Ибрагимова Дарья Андреевна

Методист: Коковина Оксана Васильевна

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Тема: «Уход за комнатными растениями»

Форма НОД: труд в природе

Виды деятельности: трудовая деятельность

Форма организации: коллективная

Цель:  организовать практическую деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы

Планируемые результаты:

  • Дети имеют представление о назначении инструментов в труде;
  • Дети умеют объединяться в команды и распределять обязанности между собой;
  • Дети демонстрируют умение выбирать инструменты, необходимые для ухода за растениями ;
  • Дети стремятся навести порядок после труда;
  • Дети проявляют желание оказывать взаимопомощь, соблюдать правила техники безопасности в процессе труда;
  • Дети проявляют аккуратность, самостоятельность, чистоплотность.

ЗАДАЧИ

Образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

-Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание оказывать взаимопомощь, соблюдать правила безопасности в процессе труда;

— Воспитывать аккуратность, самостоятельность, чистоплотность.

— Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Развивающие:

-Развивать умение выбирать инструменты для ухода за растениями;

-Развивать умение наводить порядок на рабочем месте после труда.

— Развивать у детей наблюдательность и любознательность

Обучающие:

-Обогащать представления детей о назначении инструмента в труде;

— Учить детей объединяться в команды и распределять обязанности между собой.

— Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие, формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип систематичности и последовательности

Методы обучения: беседа, демонстрация, показ образца действий, создание проблемной ситуации, инструкция, объяснение, наблюдение, поощрение

Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта(беседа), метод стимулирования(поощрение).

Список информационных источников:

  • От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва 2014. —340 с., ФГОС ДО
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155. – Каменск-Уральский: ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогический колледж», 2014. – 36 с.

Оборудование: 2 тазика, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели, игрушка – ёж.

Комнатные растения: фиалка, бегония вечноцветущая, традесканция, хлорофитум

Ход НОД

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

  1. Мотивация

Задачи: смотивировать детей на предстоящую деятельность

Беседа

Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и встать в круг.

-Ребятки, сегодня к нам в гости пришёл ёж. Но ёж пришёл не просто так, он пришёл по делу. Ёж решил нас с вами предупредить, и спасти наши растения в группе.

Послушайте, что говорит ёж!

— «Ребята! Беда! Злой волшебник узнал, что у нас в группе очень много красивых растений и решил отобрать их у нас! Он послал своих помощников – пыль и грязь, чтобы они поселились на растениях, и они засохли».

— Не печалься, ёж, мы спасём наши растения!

Ребята, давайте прогоним этих врагов!

Дети внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, соглашаются принять участие в предстоящей деятельности.

Дети смотивированы на предстоящую деятельность

  1. Основной этап
    1. Планирование деятельности

Задачи: Знакомить детей с особенностями растений;

Уточнять знания детьми последовательности действий по уходу за растениями ; Обогащать представления детей о назначении инструмента в труде; Развивать умение выбирать инструменты для ухода растений; Учить детей объединяться в команды и распределять обязанности между собой; Воспитывать дружеские отношения между детьми, желание оказывать взаимопомощь, соблюдать правила безопасности в процессе труда

Беседа

Создание проблемной ситуации

Инструкция

Объяснений

Наблюдение

Показ образца действий

Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики, поставленный полукругом перед столом и спрашивает, какие цветы  есть в группе.

-Ребята, а какие растения есть в нашей группе? (дети перечисляют растения группы).

-Правильно, у нас есть разные-разные растения. А чем же они отличаются друг от друга?

Воспитатель выслушивает ответы детей. (есть растения с цветами, а есть растения без цветов, есть с большими листьями а есть с маленькими листочками).

-Ребята, как мы будем бороться с врагами?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Правильно, молодцы. Мы с вами польём наши растения, крупные листья протрём тряпочкой, с ворсистых смахнём пыль сухой кисточкой, а мелкие листочки будем опрыскивать

— Но, ребята, нам с вами нужна защитная одежда, чтобы защититься от этих вредителей. Как вы думаете, что будет нашей защитной одеждой?

—  правильно, мы наденем фартучки, давайте скорее их надевать.

-А какими же инструментами мы будем пользоваться? (лейки, сухие кисточки, мокрые тряпочки и тазики с водой)

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Ребята, у меня под салфеткой лежат инструменты. Я предлагаю вам рассмотреть их. Воспитатель обращает внимание детей на стол, поднимает салфетку и показывает разные инструменты

(лейки, сухие кисточки, мокрые тряпочки и тазики с водой)

—Какие из этих инструментов понадобятся нам для труда?

Воспитатель выслушивает ответы детей, предлагает обосновать их.

Смотрите, вот так мы будем протирать мокрой тряпочкой длинные  листья у хлорофитума. Берём тряпочку, мочим её в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем её и расправляем на ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху, затем снизу. Вот так.

— С ворсистых листьев у фиалки пыль смахиваем осторожно сухой кисточкой.

— Растения с мелкими листочками, такие как:, бегония вечноцветущая, традесканция – мы будем опрыскивать

-Ребята, мы с вами узнали, как правильно ухаживать за растениями и какими инструментами необходимо пользоваться.

-Ребята, вы же знаете, что может произойти неприятность, если не соблюдать правила безопасности? Я предлагаю вспомнить, как нужно вести себя, когда мы будем ухаживать за растениями.

Воспитатель показывает опрыскиватель.

-Что это? (опрыскиватель с водой)

-А для чего он нужен нам? (чтобы опрыскивать маленькие листочки).

-верно, молодцы, будьте аккуратны с ним, водой можно брызнуть в глаза и глазки могут заболеть

Воспитатель выслушивает ответы детей. Таким образом воспитатель беседует о технике безопасности во время работы с каждым предметом. Обращает внимание на то, что дети должны быть аккуратными и помогать друг другу.

-Ребята, чтобы как можно быстрее защитить наши растения, нам стоит объединиться в команды. Я предлагаю сделать это с помощью жеребьевки.

После объединения детей воспитатель предлагает распределить обязанности. Воспитатель проводит жеребьевку внутри каждой команды.

-Так у нас получилось 2 команды. А теперь нам нужно распределить обязанности. Рядом с каждой группой лежат перевернутые карточки. Сейчас каждый по очереди возьмет карточку. Так мы и узнаем у кого какая обязанность.

Воспитатель предлагает детям приступить к работе.

— Не забудьте, ребята, что тряпочки мы отжимаем хорошо. С крупных листьев пыль удаляем влажной тряпочкой, с ворсистых листьев – смахиваем сухой кисточкой, а мелкие листочки – опрыскиваем

Дети называют игрушки, рассказывают о их сходствах и различиях, о их особенностях. Дети принимают активное участие в дидактической игре.

Слушают воспитателя, отвечают на вопросы.

Выстраивают последовательность действий по уходу.

Дети выбирают инструменты, рассказывают о их назначении. Дети наблюдают, как правильно ухаживать за растениями, выполняют правила техники безопасности в процессе трудовой деятельности.

Дети объединяются в команды, распределяют обязанности между собой

Дети проявляют готовность к совместной трудовой деятельности.

Дети знают особенности цветов.

Дети знают последовательность ухода за растениями.

Дети имеют представление о назначении инструментов в труде.

Дети демонстрируют умение выбирать инструменты, необходимые для ухода за растениями.

Дети умеют объединяться в команды и распределять обязанности между собой.

Дети проявляют желание оказывать взаимопомощь, соблюдать правила техники безопасности в процессе труда.

    1. Реализация трудовой деятельности

Задачи: Учить детей организовывать самостоятельную деятельность для ухода за растениями. Развивать умение наводить порядок на рабочем месте после труда; Воспитывать аккуратность, самостоятельность, чистоплотность.

Демонстрация

Наблюдение

Поощрение

Воспитатель предлагает начать трудовую деятельность. В процессе труда оказывает направляющую и корректирующую помощь в случае необходимости, наблюдает за детьми. В конце труда предлагает детям навести порядок на рабочем месте.

-Ребята, те, кто уже закончил, убираем свои места. Протираем тряпочками столы от воды, и кладем тряпочки на общий стол

Дети участвуют в элементарной трудовой деятельности. В случае необходимости принимают помощь от воспитателя и сверстников. Наводят порядок на рабочем месте.

Дети умеют организовывать собственную трудовую деятельность ухода за растениями работать в коллективе. Дети стремятся навести порядок после труда. Дети проявляют аккуратность, самостоятельность, чистоплотность.

  1. Подведение итогов

Задачи: Формировать у детей умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, формулировать вывод

Беседа

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер полукругом.

-Ребята, Вот какие вы у меня все молодцы! Как стараетесь, дружно работаете, всю пыль убрали с растений, теперь злому волшебнику ни за что до них не добраться! Ёж благодарит вас, и сейчас пойдёт и всем расскажет, какие у нас в группе хорошие, добрые детки, как они дружно работают!

— итак что мы сегодня делали?

— как вы думаете мы смогли помочь нашему ежу?

— смогли, молодцы ребята.

Дети слушают педагога, отвечают на вопросы.

Дети совместными усилиями проанализировали процесс и результат совместной деятельности, сформулировали вывод.

  1. Открытость

Задачи: Смотивировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Беседа

Ребята, вы дома, вместе с мамой можете тоже помыть поухаживать за цветами  и тем самым защитить их от злых врагов

Дети слушаю педагога, соглашаются выполнять задание.

Дети смотивированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.

Просмотр содержимого документа

«Труд в природе старшая группа «Уход за комнатными растениями»»

Тема: Организация труда в природе детей «Уход за комнатными растениями».

Программные задачи:

Обучающие задачи:

-способствовать закреплению знаний детей о комнатных растениях группы: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними используя условные обозначения;

Развивающие задачи:

-способствовать развитию умения ухаживать за растениями, используя для этого модель трудового процесса: ставить цель (помочь растению, чтобы оно снова себя хорошо чувствовало) ; выбирать предмет труда (растение с опущенными листьями, земля сухая, серая, отбирать инструменты и материал; выполнять трудовые действия в правильной последовательности (лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне); получать результат (политое растение, которое вскоре будет чувствовать себя хорошо);

Воспитательные задачи:

— способствовать воспитанию желания заботиться о комнатных растениях, понимания необходимости помощи живому существу;

-способствовать воспитанию аккуратности, культуры труда

Вид труда: труд в природе

Форма организации: поручение

Тип труда: совместный

Оборудования: фартуки на каждого ребенка, орудия труда: тряпочки на каждого ребенка, таз с водой, лейки с водой, палочки для рыхления почвы, клеёнки, опрыскиватель.

Предварительная работа: Наблюдение за растением (знакомство с особенностями внешнего вида, строением, наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги, серия опытов на выявление потребности растений во влаге, наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы (знакомство с моделью трудового процесса) .

Подготовка воспитателя: составление конспекта , чтение методической литературы, подборка оборудования, заучивание поговорок о труде.

Словарная работа:

А) обогащение: рыхление, протирать, поддон , полив, отстоявшаяся вода, ком земли, закрепить название цвет.

Б) активизация: растения, цветок, земля

Ход занятия:

Приходит игровой персонаж Карлсон грустный (он влетел в открытое окно при проветривании во время сончаса). Здоровается с каждым ребенком.

Воспитатель. Что-то наш Карлсон грустный. Давайте спросим, что у него случилось.

Карлсон. Я пролетал мимо д/сада и увидел за окнами на подоконниках такие красивые и ухоженные цветы. Со мной на крыше живет мой единственный цветок, который мне подарил мой друг Малыш, но с ним что-то случилось, наверное, он заболел.

Мое любимое растение было таким красивым, как на картинке (показывает модель)

а теперь стало вот каким (показывает растение)

Не знаю, что с ним случилось, жалко мне растение, поэтому я и плачу.

Воспитатель. Дети, а вам жалко растение? Давайте его пожалеем, скажем ему ласковые слова: хорошее, не плачь, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым.

Воспитатель. Почему растение Карлсона стало таким? Что нужно растениям чтобы они чувствовали себя хорошо? Послушайте, о чем просит растение. Карлсон, за твоим растением нужно ухаживать и оно поправится.

Карлсон. А я не умею ухаживать за растениями, и теперь, наверное, мое растение погибнет.

Воспитатель. А мы можем помочь Карлсону? Как? (Можем научить его ухаживать за растениями.) Будем учить Карлсона правильно ухаживать за растениями? (Будем;)

Воспитатель. Мы хотим, чтобы растение как себя чувствовало? (Хорошо.) Чтобы оно стало каким? (С детьми проговаривается: чтобы растение себя чувствовало хорошо, чтобы листики смотрели вверх, чтобы стебелек смотрел вверх, чтобы земля была влажной.) Чтобы не забыть об этом, поставим картинку (модель — растение в хорошем состоянии)

Воспитатель. Какое растение сейчас? (Проводится обследование растения: состояние листьев, стебля, земли.) Чтобы не забыть, какое растение сейчас, поставим картинку (модель растение в неблагоприятном состоянии)

Растению нужно скорее помогать. Что же нам для этого ещё нужно? Для этого надо правильно выбрать инструменты, или предметы-помошники.

Карлсон. Я знаю, что нужно. (Приносит пустую лейку. Пустая лейка обследуется, обсуждается, почему ее нельзя использовать для полива.)

Воспитатель. Какую лейку нужно взять? В лейку вода набирается заранее, чтобы вода отстоялась и была комнатной температуры. А какие ещё предметы- помощники нам нужны, чтобы помочь нашим растениям? Дети называют остальные предметы. Чтобы не забыть, что нам нужно, поставим картинку (модель — средства труда: лейка с водой, клеенка, таз с водой, тряпочки, палочка для рыхления почвы, опрыскиватель)

А теперь что будем делать?

Дети: А теперь мы будем ухаживать за растениями.

Воспитатель: Правильно, но для начала, мы должны рассмотреть выбранные нами для ухода растения и определить, что любят наши растения и какой именно для каждого нужен уход. А помогут нам в это схемы-карточки которые приклеены к каждому горшку комнатного растения. (Рассматриваются растения, вспоминают название растения, отличительные особенности внешнего вида, определяются приемы ухода за ними используя условные обозначения.)

Карлсон: Ну, а теперь можно начать ухаживать за растениями?

Воспитатель: Да, но только для этого, нам нужно вспомнить с чего мы начнем, ведь уход за растением это не только его полив.

Дети: Сначала мы ухаживаем за листьями , мы протираем листья, опрыскиваем, затем мы протираем горшки, потом моем поддоны, после этого рыхлим почву в горшках и только в последнюю очередь поливаем растения. (Если дети затрудняются в определении последовательности способов ухода за растениями или что то забыли, обратить внимание детей на пооперационные карты)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо вспомнили все действия по уходу за растениями, теперь можно приступать к работе, только сначала нужно всем надеть фартуки и закатать рукава. Сейчас мы распределим кто, какую работу будет выполнять, я буду вам, помогать. (После распределения обязанностей, дети походят к столу с орудиями труда и выбирают себе предмет-помошник) А ты, Карлсон внимательно смотри и запоминай, что делают ребята.

Дети выполняют задания под наблюдением воспитателя, выполнение действий доходит до полива.

Карлсон. Я вспомнил, как поливать, можно я покажу? (Держит лейку одной рукой, льет воду на листья, под корень, хочет вылить сразу всю воду из лейки.)

Воспитатель. Почему нельзя поливать листья? Почему нужно поливать землю? (Дети объясняют и показывают, как нужно поливать правильно.)

Воспитатель. Сколько будем лить воды?

Карлсон. Пока вся не кончится! (Дети объясняют, лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне. Дети, ориентируясь на модель трудового процесса, самостоятельно выполняют полив растений

Карлсон вместе с воспитателем наблюдает за трудом детей, задает уточняющие вопросы, В случае затруднений педагог приходит детям на помощь. В конце занятия воспитатель с игровым персонажем проверяют, как дети полили растения.)

Воспитатель. Каким станет растение, если мы за ним правильно ухаживали? (Дети объясняют.) Чтобы не забыть, поставим картинку (модель — растение в хорошем состоянии) .

Воспитатель. Карлсон, твоему растению мы помогли, научили тебя, как нужно ухаживать за комнатными растениями, теперь оно поправится. Мы показали тебе на некоторых растениях в нашей группы, как нужно ухаживать за растениями, какие условия требуются для разных растений и какой уход, чтобы они стали, как: на картинке. (Показывает модель — растение в хорошем состоянии.) Воспитатель. Скоро наши растения станут такими же красивыми, здоровыми, как на картинке. (Показывает модель растение в благоприятном состоянии.) Они будут хорошо себя чувствовать. Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям (послушайте, что они вам говорят) и научили Карлсона ухаживать за его растением.

Карлсон. Спасибо вам, ребята, теперь моё растение всегда будут чувствовать себя хорошо. Я очень этому рад.

Воспитатель. Ребята, а вы рады, что помогли растениям? (Эмоционально разделить радость детей.) Давайте подарим Карлсону в память о нас вот это цветок – Кливию, чтобы его цветку было веселее, чтобы он был не один. А ты, Карлсон, не забывай ухаживать за своими растениями и прилетай к нам ещё! До свидания!

Последующая работа

Продолжать:

1. формировать осознанное отношение к труду, способам достижения поставленной цели с помощью пооперационных карт;

2. развивать восприятие комнатных растений как живых существ – замечать их неблагополучное состояние, обнаруживать недостаточность условий для их жизни в процессе наблюдений в повседневной жизни, используя «Модели функций органов живого», Д/ игры «Путаница».

3. воспитывать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними как на специально-организованных занятиях, так и в совместной деятельности с детьми

Конспект организации труда в природе для детей в подготовительной группе.

Программное содержание:

1. Воспитательные: подвести детей к понятию коллективного труда, к выводу о его ценности, к осознанию того, что труд может принести радость, чувство удовлетворения; научить детей относится к растениям как к живым существам, продолжать учить практической помощи, сочувствию.

2. Развивающие: закреплять умение правильно держать лейку с водой, навык аккуратного обтирания крепких кожистых листьев, тряпочкой придерживая лист ладонью снизу.

3. Образовательные: учить ухаживать за комнатными растениями; поддерживать любознательность; закрепить знания названий комнатных растений.

Материалы и оборудование: клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки, картинки с изображением цветов.

Работа подгруппой.

I. Мотивация

— Приветствие гостей/

— После приветствия дети,садятся на стулья, воспитатель загадывает загадку.

Отгадайте загадку.

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения).

— Для чего нам нужны комнатные цветы? (Ответы детей: для красоты, уюта, они очищают воздух, «дают» кислород).

— Вам знакомы цветы, которые стоят на столе? Назовите их. (Ответы детей: хлорофитум,бегония,фиалка,фикус). А какие комнатные цветы вы еще знаете? (Ответы детей).

— Как вы думаете, живые ли комнатные растения? (Ответы детей). Почему вы так думаете? (Ответы детей: они размножаются, растут, дышат, пьют).

— Комнатные растения всегда слышат музыку, любят ласковые руки, им нравится, когда с ними разговаривают и за ними ухаживают.

— Чем похожи комнатные растения? (Ответы детей: у всех есть корень, стебель, листья, цветы).

— Какие условия нужны растениям для жизни и роста? (вода, свет, тепло, земля, воздух, питание).

— Как надо ухаживать за комнатными растениями?

— Растения надо поливать, рыхлить почву. Надо опрыскивать, протирать крупные листики, чтобы растение могло дышать. Любить цветы и правильно за ними ухаживать.

II. Целеполагание

Молодцы ребята, Мы с вами поговорили о комнатных растениях.

— А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (Ответы детей). Сегодня вы будите самостоятельно ухаживать за комнатными цветами нашей группы.

Для начала каждый из вас выберет карточку, и узнает за каким цветком будет сегодня ухаживать.(Дети выбирают)

А сейчас посмотрите на стол и подумайте,что нам понадобится для работы?(ответы детей) Почему вы выбрали,именно эти предметы?

(ответы детей)

(клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки).

IV.Организация деятельности.

— Ребята, давайте подойдем к нашим комнатным растениям,каждый подходит к своему растению,который выпал на карточке.

— Как вы думаете, как можно узнать нуждаются ли эти растения в уходе?

Можно пальцем дотронуться до почвы, если почва влажная, то останется на пальце. Значит — это растение поливать не следует. И если на листьях нет пыли, то протирать тряпочкой не надо.

Как нужно рыхлить землю? (Ответы детей: аккуратно, неглубоко у стебля, а с краю горшка можно глубже). Для чего нужно рыхлить землю? (Ответы детей: чтобы хорошо проходила вода, корни дышали и хорошо росли. Как правильно поливать растения? (Ответы детей: носик лейки поставить на край горшка, лить по всей земле понемножку, ждать пока вода впитается).

Ребята, как вы думаете, за всеми комнатными растениями нужно ухаживать одинаково? (Ответы детей: нет).

Каждый ребёнок рассказывает,как именно он будет ухаживать,за своим цветком.

— фиалку листочки протираем кисточкой,водичку наливаем на поддон.

— фикус протираем листочки мокрой тряпочкой,рыхлим землю,поливаем,можно также использовать пульверизатор.

-хлорофитум протираем листочки мокрой тряпочкой,рыхлим землю,поливаем,можно также использовать пульверизатор.

-бегония листочки протираем кисточкой,рыхлим землю,поливаем.

Молодцы! Все правила мы с вами повторили. Можно приступать к работе.

Есть главное условие в работе: РАБОТА СЛАВИТЬСЯ НЕ ТОРОПЛИВОСТЬЮ, А АККУРАТНОСТЬЮ.

(дети трудятся)

— Вам понравилось трудиться?

-Ребята, зачем нам цветы в группе?Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и они вам очень благодарны.

Чтобы было у нас в группе красиво. Растения выделяют кислород, очищают воздух от пыли.

-А что нужно, чтобы они и дальше радовали нас, чтобы им хорошо жилось в нашей группе?

Растениям нужен солнечный свет, тепло, вода.

-Посмотрите, какие стали комнатные растения веселые, красивые, чистые. Им легко дышится, они рады, что вы за ними хорошо ухаживали.

(Дети убирают растения на свои места, наводят порядок на рабочих местах, убирают оборудование и атрибуты).

V. Результат

Полюбуйтесь нашими комнатными растениями. Какие они стали? (Ответы детей: чистые, ухоженные, красивые, блестящие). Что вы делали, чтобы цветы стали такими? (Ответы детей: рыхлили землю, поливали, обтирали листья, опрыскивали). Правильно, молодцы!

Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и они вам очень благодарны.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сириус рнм 1 руководство по эксплуатации
  • Астмасол для ингаляций инструкция для детей дозировка детям
  • Бифиформ инструкция по применению цена фото
  • Оксибор ушные капли инструкция по применению
  • Как продлить электронную подпись в казначействе инструкция