Почему руководство ссср не могло остановить центробежные тенденции



Действительно ли интеграция нашей страны в мировое сообщество была возможна лишь после краха советской системы и распада СССР?

Нет, и здесь примером может служить коммунистический Китай, который очень сильно интегрирован в мировую экономику. Политическая система при этом не является помехой.

Почему руководство СССР не смогло остановить центробежные тенденции.

Потому что межнациональные конфликты тлели десятилетия, оставались неразрешенными. А механизмов решения этих конфликтов не было создано. В национальных республиках происходил рост националистических настроений, отказ подчиняться Центру. Все негативные явления, все недостатки приписывались партийному руководству, которое находилось в Москве. Следовательно, все более выкристаллизовывалась мысль об избавлении от власти Москвы

1. Расскажите о противостоянии между союзным Центром и республиками. Что такое «парад суверенитетов»?

Власть Центра по-прежнему охватывала все стороны жизни республик, однако перестроечные процессы не затронули национальных проблем, в республиках шло размежевание по национальному признаку. Центр предпринимал неудачные попытки опереться на местную партийно-государственную номенклатуру, на некоренное население, но в итоге оказался неспособен защитить интересы Союза. Чем больше союзная власть делала уступок, тем более радикальными становились требования республик, вплоть до выхода из состава СССР. В народных фронтах республик стали укрепляться националистические силы, которые в стремлении освободиться от диктата Центра находили поддержку среди титульного населения республик. Вопрос о суверенитете республик стал главным на выборах местных органов власти весной 1990 г. Начало этому процессу положили кровавые события в Нагорном Карабахе, Фергане, баку, Душанбе, Сухуми и др. начиная с 1988 года.

В итоге все союзные и большинство автономных республик приняли декларации о своем суверенитете. Усилилась политическая нестабильность в этих республиках.

12 июня 1990 г. принята декларация о государственном суверенитете РСФСР

2. Охарактеризуйте новый союзный договор. Почему возникла необходимость его подписания?

Опасность неуправляемого распада СССР, грозящая непредсказуемыми последствиями, заставляла Центр и республики искать пути к компромиссу. Идея заключения нового союзного договора была выдвинута национальными фронтами Прибалтики в 1988 г., однако в первое время не нашла поддержки у руководства Центра. Только в 1990 г. Совет Федерации высказался за создание Союза суверенных государств. 17 марта 1991 г. проведен референдум по вопросу о сохранении Союза ССР, 76% проголосовало за сохранение Союза. К августу 1991 г. разработан компромиссный проект Союза Суверенных Государств, по которому республики получали большие права, а Центр из управляющего превращался в координирующий. В ведении руководства союза оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел.

3. Каковы политические итоги событий августа 1991 г.?

Августовские события ускорили окончательный распад СССР. ГКЧП только 3 дня смог продержаться у власти, после чего заговорщики были арестованы. Усугубление политического кризиса. Украина отказалась принимать участие в подписании нового союзного договора, за ней последовали остальные республики. 8 декабря 1991г. в Беловежской пуще произошла констатация факта распада СССР.

4. На основе текста параграфа составьте логическую цепочку событий и процессов, которые привели к отставке М.С. Горбачева.

— Власть не решала национальные вопросы.

— Когда вспыхнул конфликт в Нагорном Карабахе, обращение Горбачева к народам Армении и Азербайджана не смогло остановить эскалацию вражды.

— неправильная политика в республиках, уступки вели к радикализации требований.

— «парад суверенитетов». Власть Центра воспринимается как помеха, которую необходимо ликвидировать.

— запоздалое принятие решения о необходимости нового союзного договора.

— августовский путч.

— отказ республик от подписания нового союзного договора.

— констатация факта распада СССР. Нет Союза – нет и его президента.

1. Почему при проведении масштабных экономических и политических реформ не обсуждались преобразования в национальной политике Советского государства?

При проведении масштабных экономических и политических реформ не обсуждались преобразования в национальной политике Советского государства потому, что считалось что в СССР – единая общность – советский народ, и нациоанльный вопрос — это вопрос второстепенный.

2. Назовите причины обострения национальных противоречий. Разделяете ли вы мнение, что одной из причин было то, что лишь 15 наций, входивших в состав СССР, имели собственные союзные республики?

Причины обострения национальных противоречий:

— слабость Центра

— непопулярность силовых методов решения национального вопроса в условиях перестройки

— усиление в республиках влияния экстремистско-националистических сил

Перестроечные процессы всерьёз так и не затронули многих назревших национальных проблем, включая национально-государственное устройство СССР.

По-прежнему власть вненационального союзного центра охватывала все стороны жизни республик — от строительства атомных электростанций до рецептуры начинки пирожных и конфет. За годы перестройки ни в одной горячей точке не было продемонстрировано умение выбирать оптимальные решения, не был создан надёжный механизм разрешения этнических конфликтов. Новых подходов в национальном вопросе, по сути, не было выработано ни на XIX партконференции, ни на специальном пленуме ЦК КПСС, посвящённом национальному вопросу.

Дальнейшему размежеванию в республиках по национальному признаку, его перерастанию в открытое противостояние способствовали неудачные попытки Центра опереться на местную партийно-государственную номенклатуру, на некоренное население. Тлевшие десятилетиями межнациональные конфликты стали разгораться.

Да, разделяю мнение, что одной из причин было то, что лишь 15 наций, входивших в состав СССР, имели собственные союзные республики.

4. Составьте характеристику М.С. Горбачёва, выделив основные направления и результаты его деятельности.

Генеральный секретарь ЦК КПСС (1985-1991 гг.), первый и последний Президент СССР (1990-1991 гг.). Пришел к власти, когда Советский Союз находился в глубоком системном кризисе. Объявил курс на ускорение экономического развития. Провозглашалось приоритетное развитие машиностроения, вводилась государственная приемка, была объявлена борьба с нетрудовыми доходами, за повышение трудовой дисциплины. Провозглашено равенство различных форм хозяйствования, начат перевод предприятий на хозрасчет, самоокупаемость, самофинансирование, в СССР вводились первые элементы рыночной экономики, повсеместно внедрялись кооперативы, были сняты ограничения с валютных операций, была разрешена индивидуальная трудовая деятельность. Но экономические преобразования проводились непоследовательно и не дали ожидаемых результатов. Они привели к исчезновению продуктов из магазинов, введению карточной системы на многие виды продовольствия в 1989 г., гиперинфляции. Это было следствием отсутствия у М.С. Горбачёва целостной стратегии переустройства общества, копирования западных образцов без учета специфики развития СССР.

М.С. Горбачёвым осуществлена реформа политической системы, которая заключалась в проведении выборов в Верховный Совет и местные Советы на альтенативной основе, в учреждении нового органа законодательной власти — Съезда народных депутатов СССР, учреждении поста Президента СССР, возрождении многопартийности. В это время произошло возвращение из политической ссылки советского ученого и диссидента, лауреата Нобелевской премии А.Д. Сахарова, прекращение уголовных преследований за инакомыслие, разрешение свободы слова. В идеологической сфере был провозглашен курс на гласность, фактическое снятие партийной цензуры на средства массовой информации и произведения культуры. Началось духовное раскрепощение общества. Но ослабление центральной власти привело к росту сепаратистских тенденций в союзных республиках. Локальные национальные конфликты подавлялись жестокими мерами: силовой разгон митинга молодёжи в Алма-Ате, ввод войск в Азербайджан, разгон демонстрации в Грузии, разворачивание конфликта в Нагорном Карабахе, подавление сепаратистских устремлений прибалтийских республик не решили проблему. Началась подготовка нового союзного договора, был проведен общенародный референдум по вопросу сохранения СССР. Нерешительность в поведении во время выступления ГКЧП окончательно подорвала доверие к М.С. Горбачёву, довершила процесс ослабления союзной власти. Политика М.С. Горбачёва во многом способствовала распаду СССР.

Придя к власти, М.С. Горбачёв сформулировал концепцию «нового политического мышления», основным содержанием которой было признание мира единым, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, идея развития международных отношений на основе баланса интересов, а не баланса силы. Он выдвинул множество мирных инициатив. Была достигнута договоренность о ликвидации в Европе советских и американских ракет средней и малой дальности, заключены договор СНВ-1, договор о сокращении обычных видов вооружений и т. д. Правительство СССР в одностороннем порядке объявило мораторий на испытание ядерного оружия. Вывод войск из Афганистана, согласие на объединение Германии, падение Берлинской стены, победа демократических сил в Восточной Европе, распад Варшавского Договора и вывод войск из Европы — всё это стало символом «проигрыша СССР в холодной войне».

Итоги внешней по­литики: ослабление международной напряжённости; ликвидация целых классов ядерного оружия и освобождение Европы от обычных вооружений, прекращение гонки вооружений, конец «холодной войны»; развал биполярной системы международных отношений, обеспечивавшей стабильность в мире; превращение США после распада СССР в единственную супердержаву; снижение обороноспособности России, потеря Россией союзников в Восточной Европе и «третьем мире».

С деятельностью М.С. Горбачёва на посту главы КПСС и государства в сознании его современников неразрывно связана масштабная попытка реформирования СССР («перестройка»), закончившаяся его распадом, крахом мировой социалистической системы и окончанием «холодной войны». Оценки деятельности М.С. Горбачёва противоречивы. Радикальные политики критиковали его за непоследовательность реформ и попытку сохранить прежнюю центрально-планируемую экономику и социализм. Консервативные политики критиковали его за экономическую разруху, развал Союза и прочие последствия перестройки.

5. Составьте в тетради схему-кластер «Причины крушения СССР».

Составьте в тетради схему-кластер «Причины крушения СССР»

§ 44. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ПОДЪЁМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ. РАСПАД СССР

Действительно ли интеграция нашей страны в мировое сообщество была возможна лишь после краха советской системы и распада СССР?

1. Кризис межнациональных отношений. Период после мая 1989 г. и до декабря 1991 г. стал временем распада советской системы. За шесть лет перестройки ни одна из её целей не была достигнута. Власть постоянно запаздывала с решением назревших вопросов. Наиболее тяжёлые последствия для судьбы советской системы и советской государственности имели бездействие и нерешительность властей в национальном вопросе.

С середины 1987 г. вопрос о межнациональных отношениях не сходил с повестки дня Политбюро, однако на его заседаниях доминировало откровенное стремление «оставить проблему на усмотрение жизни и истории», как это случилось с возвращением крымских татар на историческую родину. Перестроечные процессы всерьёз так и не затронули многих назревших национальных проблем, включая национально-государственное устройство СССР.

По-прежнему власть вненационального союзного центра охватывала все стороны жизни республик — от строительства атомных электростанций до рецептуры начинки пирожных и конфет. За годы перестройки ни в одной горячей точке не было продемонстрировано умение выбирать оптимальные решения, не был создан надёжный механизм разрешения этнических конфликтов. Новых подходов в национальном вопросе, по сути, не было выработано ни на XIX партконференции, ни на специальном пленуме ЦК КПСС, посвящённом национальному вопросу.

2. Демократизация и подъём национальных движений. События в Нагорном Карабахе, начавшиеся с конца 1987 г., когда Армения и Азербайджан фактически оказались в состоянии войны друг с другом из-за административной принадлежности Нагорного Карабаха, со всей отчётливостью показали неспособность Центра защитить интересы Союза. Прямое обращение Горбачёва к народам Азербайджана и Армении не смогло остановить эскалацию взаимной вражды. В феврале 1989 г. в Сумгаите в результате резни, только по официальным данным, погибли 32 человека. Дальнейшему размежеванию в республиках по национальному признаку, его перерастанию в открытое противостояние способствовали неудачные попытки Центра опереться на местную партийно-государственную номенклатуру, на некоренное население. Тлевшие десятилетиями межнациональные конфликты стали разгораться.

3. Противостояние между союзным Центром и республиками. Чем больше союзная власть делала уступок, тем более радикальными становились требования республик по расширению их прав и изменению форм советской федерации, вплоть до выхода из состава СССР. Разгон в Тбилиси армейскими подразделениями демонстрации с лозунгами о государственной независимости Грузии, закончившийся гибелью в давке 20 человек, оказался неудачной попыткой решить национальные проблемы силовыми методами. Непоследовательное силовое противодействие Центра уже не могло остановить начавшийся процесс распада СССР. С усилением в народных фронтах влияния экстремистско-националистических сил всё очевиднее становится их ориентация на достижение полного суверенитета и создание независимых государств. Стремление опереться на собственные силы, окончательно освободиться от диктата Центра находило поддержку среди титульного населения.

Вопрос о суверенитете республик становится главным на выборах местных органов власти, прошедших весной 1990 г.

И если год назад ни о каком отделении от Союза речь не шла, то теперь поддержку получили движения, выступавшие за полное государственное самоопределение и выход из СССР.

Почему руководство СССР не смогло остановить центробежные тенденции?

4. «Парад суверенитетов». Прологом окончательного распада СССР стал «парад суверенитетов». Такое название в публицистике тех лет получил процесс суверенизации союзных республик. Начало этому процессу положили кровавые события в Закавказском регионе. Нагорный Карабах, Фергана, Сумгаит, Новый Узень (1988), Баку, Душанбе, Сухуми, Тбилиси (1989) — такова география мест, где на почве националистических настроений произошли кровавые столкновения, унёсшие жизни многих людей.

За считаные месяцы все союзные и большинство автономных республик приняли декларации о своём суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. В декларациях республики объявляли себя собственниками недр, земли. Часть из них приняла закон о государственном языке, заявила о создании собственных армий, своей валюты. На карте появились новые названия республик — Литва, Молдова, Беларусь, Кыргызстан.

Важнейшим результатом «парада суверенитетов» стало заметное перемещение политической власти в республики. Неконституционное, стихийное освобождение республик от диктата Москвы не стало подлинной победой идей демократии и национального возрождения. Нестабильность в республиках усилилась: участились попытки решать спорные проблемы насильственным путём, росла недоброжелательность к национальным меньшинствам, нарушались права человека, прежде всего русскоязычных граждан.

5. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. На фоне ослабления позиций союзного Центра значительно возрастала роль союзных республик и их руководства. Это в первую очередь касалось Российской Федерации.

12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, обозначившая начало конституционной реформы и провозглашение государственного суверенитета России. Она провозгласила также приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР. Были объявлены равные правовые возможности для новообразованных политических партий, общественных организаций и объединений, в том числе и неформальных. В документе был впервые зафиксирован принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей в России и провозглашена необходимость существенного расширения прав автономных республик, областей, округов, краёв в составе РСФСР. Во многом Декларация о государственном суверенитете РСФСР заложила основы будущей Конституции России.

Ровно через год, 12 июня 1991 г., состоялись первые в истории России всенародные альтернативные выборы главы государства. Победу на них одержал Б. Н. Ельцин, избранный первым в истории Президентом Российской Федерации. Вице-президентом был избран А. В. Руцкой.

6. Разработка нового союзного договора. Реальная опасность неуправляемого распада СССР, грозящая непредсказуемыми последствиями, заставляла Центр и республики искать путь к компромиссу. Идея заключения нового союзного договора была выдвинута народными фронтами Прибалтики ещё в 1988 г. Но до середины 1989 г. она не находила поддержки ни у политического руководства страны, ни у народных депутатов. Окончательно Центр «дозрел» до осознания важности союзного договора лишь после того, как «парад суверенитетов» до неузнаваемости изменил Союз, когда центробежные тенденции набрали силу. 12 июня 1990 г. Совет Федерации (новый орган, созданный одновременно с утверждением поста Президента СССР) высказался за создание Союза суверенных государств с возможным сочетанием элементов федерации и конфедерации.

17 марта 1991 г. был проведён референдум по вопросу о сохранении Союза ССР, на котором более 76 % граждан высказались за сохранение Союза ССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик. Вскоре в загородной резиденции Президента СССР в Ново-Огарёве над разработкой проекта нового союзного договора начали работать представители 9 союзных республик. К августу 1991 г. они смогли разработать компромиссный проект Союза Суверенных Государств (ССГ).

По договору республики получали большие права, Центр из управляющего превращался в координирующий. В результате многие союзные структуры, прежде всего министерства и ведомства, Кабинет министров, претерпели бы серьёзные изменения. В введении союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел. Все остальные вопросы должны были решаться на республиканском уровне.

7. Август 1991 г. и распад СССР. Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового союзного договора подтолкнуло консервативные силы в руководстве страны на решительные действия. 19 августа в Москве во время отсутствия Горбачёва (который находился в это время в Крыму на отдыхе) было объявлено о переходе всей власти в стране к неконституционному Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). В Москве, Ленинграде и других крупных городах был введён комендантский час. Постановлениями ГКЧП, в который вошла группа высокопоставленных чиновников (вице-президент Г. И. Янаев, председатель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов, премьер-министр B. С. Павлов), приостанавливались деятельность демократических партий и организаций, выпуск газет, устанавливался контроль над средствами массовой информации. В обращении «К советскому народу» ГКЧП объявил себя истинным защитником демократии и реформ, обещая в кратчайшие сроки изменить ситуацию к лучшему.

Пресс-конференция членов ГКЧП. 19 августа 1991 г.

Только три дня ГКЧП смог продержаться у власти. Руководство РСФСР с первого момента отказалось признать ГКЧП, объявив его антиконституционным переворотом, и призвала народ на защиту конституционного строя. В результате Горбачёв был возвращён к власти, заговорщики арестованы и впоследствии преданы суду. После августа 1991 г. политические процессы в стране значительно ускорились. Временный союз Президента СССР М. С. Горбачёва с лидерами России и других союзных республик, выступавших за ускорение реформ, давал наконец возможность для этого. Но ослабление союзного центра создавало угрозу обострения политического противостояния между центром и республиками.

Августовские события ускорили окончательный распад Советского Союза. 25 августа 1991 г. Украина объявила об образовании независимого государства и отказалась принимать участие в подписании нового союзного договора. За ней последовали Белоруссия и другие республики, кроме России и Казахстана. Ухудшение экономической ситуации в республиках способствовало их дальнейшей самоизоляции, разрыву экономических связей. На украинском референдуме 1 декабря 1991 г. 90,32 % его участников высказались за независимость Украины. Через четыре дня после референдума Верховный Совет Украины принял «Послание к парламентам и народам всех стран», в котором говорилось о том, что Договор об образовании СССР 1922 г. утратил свою силу.

Проходившее 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще совещание глав Украины, Белоруссии и России (Л. М. Кравчук, C. С. Шушкевич и Б. Н. Ельцин) констатировало распад единого союзного государства как свершившийся факт и объявило о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), открытого для вступления в него других республик. Беловежское соглашение позволило выйти из политического тупика — ситуации, в которой союзный Центр потерял рычаги управления, — и тем самым преодолеть правовую неопределённость. 21 декабря в Алма-Ате к СНГ присоединились остальные бывшие республики СССР, за исключением прибалтийских республик и Грузии. Главы 11 государств подписали Декларацию о создании СНГ, где констатировалось, что с образованием Содружества СССР прекращает своё существование. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачёв сложил свои полномочия.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В условиях острого кризиса союзных структур власти инициатива в политическом реформировании страны перешла к республикам. Август 1991 г. поставил крест на существовании союзного государства.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Расскажите о противостоянии между союзным Центром и республиками. Что такое «парад суверенитетов»? 2. Охарактеризуйте новый союзный договор. Почему возникла необходимость его подписания? 3. Каковы политические итоги событий августа 1991 г.? 4. На основе текста параграфа составьте логическую цепочку событий и процессов, которые привели к отставке М. С. Горбачёва.

Думаем, сравниваем. размышляем

1. Почему при проведении масштабных экономических и политических реформ не обсуждались преобразования в национальной политике Советского государства? 2. Назовите причины обострения национальных противоречий. Разделяете ли вы мнение, что одной из причин было то, что лишь 15 наций, входивших в состав СССР, имели собственные союзные республики? 3. Подготовьте презентацию на тему «Межэтнические конфликты в СССР второй половины 1980-х гг.». 4. Составьте характеристику М. С. Горбачёва, выделив основные направления и результаты его деятельности. 5. Составьте в тетради схему-кластер «Причины крушения СССР».

ИСТОРИКИ СПОРЯТ

При всём различии исторических условий протекания, форм и методов разрешения проблем модернизации наши реформы объединяет в принципе единый вектор модернизации, реализующий себя в виде догоняющего развития.

В. В. Журавлёв

Советская история свидетельствует, что её лидеры, особенно после смерти Сталина, плохо понимали созданную большевиками систему. Непонимание Горбачёва оказалось смертельной ошибкой. Он похоронил свою личную власть, партию и государство.

М. Я. Геллер

ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

1. Составьте сложный план по теме «Советское общество и государство в 1945—1991 гг.».

2. Охарактеризуйте деятельность И. В. Сталина, И. С. Хрущёва, Л. И. Брежнева, М. С. Горбачёва по плану: основные направления, характеристика, результаты.

3. Дайте развёрнутую характеристику деятельности двух—трёх исторических личностей изучаемого периода отечественной истории.

4. Назовите не более трёх—пяти явлений, событий, которые, на ваш взгляд, были наиболее яркими для периода 1945—1991 гг. Свой выбор обоснуйте.

5. Охарактеризуйте основные достижения и проблемы советской экономики в 1945—1991 гг.

6. Охарактеризуйте эволюцию советской политической системы в 1945—1991 гг.

7. Каковы были главные направления внешнеполитического курса СССР в 1945—1991 гг.?

8. Дайте характеристику главных достижений советской культуры 1945—1991 гг.

9. Расспросите родителей и родственников и составьте сообщение-справку/компьютерную презентацию на тему «Моя семья в 1945—1991 гг.» (включите пункты: место жительства, род занятий, уровень доходов, интересы, достижения, перспективы, тревоги).

10. Подготовьте и представьте в классе презентации проектов по материалам, посвящённым истории нашей страны в 1945—1991 гг.






В статье рассматриваются причины, предпосылки и сам процесс центробежных тенденций союзных республик в период Перестройки в 1988–1991 гг.



Ключевые слова:



В. И. Ленин, М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцин, КПСС, Августовский путч, Новоогаревский процесс.


The article examines the reasons, prerequisites and the very process of centrifugal tendencies of the union republics during the Perestroika period in 1988–1991.



Key words:



V. I. Lenin, M. S. Gorbachev, B. N. Yeltsin, the Communist Party of the Soviet Union, the August putsch, the Novoogarev trial.

В 1917 г. в результате нерешенности рабочего и крестьянского вопросов и истощения сил из-за Первой Мировой войны рухнуло многонациональное государство — Российская Империя. Пройдя через гражданскую войну, бунты, восстания и другие социальные катаклизмы, победу одержала РСФСР и руководившая ей РКП(б) во главе с В. И. Лениным. Одержав верх над противниками, большевики в декабре 1922 г. создали новое государство — Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

СССР не был прочным государством. Существовал ряд заложенных элементов, которые не могли остановить возможный распад страны. Так, все три конституции СССР имели статьи о возможности выхода республик из состава Советского Союза. Только 3 апреля 1990 г. был принят закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», который регламентировал процесс выхода республики СССР. Советская экономика была централизованной и работала на основе не горизонтальных рыночных связей, а при помощи вертикальных, базировавшихся на Госплане, Госснабе и отраслевых министерствах. Еще в 1917 г. Ленин провозгласил власть советов, но на деле реальные рычаги управления сосредоточились в руках коммунистической партии, а сами советы действовали не на регулярной и не на профессиональной основе, в случае Верховного Совета СССР между его сессиями полномочия исполнял Президиум Верховного Совета СССР, если рассмотреть местный совет, то между его сессиями работал исполнительный комитет. Когда в период Перестройки последовала попытка отделить партию от государства и заменить монополию КПСС президентством, то вскоре выяснилось, что вертикаль отсутствовала.

В период правления И. В. Сталина, Н. С. Хрущева и первой половине периода руководства страной Л. И. Брежнева СССР переживал экономический рост, Однако со второй половины 1970-ых гг. экономический рост стал замедляться, так за 9 пятилетку валовый объем промышленной продукции вырос на 43 %, а за 10 пятилетку уже на 23 % [6; с. 102]. Помимо экономического роста, в этот же период в СССР были развиты социальные лифты, позволявшие людям из низов подниматься вверх по карьерной лестнице. Ярким примером этой тенденции является карьера будущего Генерального Секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, который родился в крестьянской семье, но смог подняться к вершинам власти. Отмена кадровой ротации привела к геронтократии и старению руководящих работников. Так, Брежнев был избран Генеральным Секретарем ЦК КПСС в 57 лет, Ю. В. Андропов в 68 лет, а К. У. Черненко в 72 года. С 1978 г. начались смерти высокопоставленных руководителей СССР: в 1978 г. умер Ф. Д. Кулаков, в 1980 г. погиб П. М. Машеров, а с 1982 г. по 1985 г. скончались М. А. Суслов, Л. И. Брежнев, А. Я. Пельше, Ю. В. Андропов, Д. Ф. Устинов, К. У. Черненко.

Попытка выйти из системного кризиса была предпринята новым Генеральным Секретарем ЦК КПСС Горбачевым в виде нового курса во внутренних и внешних делах, названного Перестройкой. Первым шагом нового лидера СССР стала политика ускорения социально-экономических процессов, однако эти действия завершились лишь катастрофами, как это было на Чернобыльской АЭС, а антиалкогольная кампания привела к увеличению проблем с наполняемостью бюджета.

Осознав бесперспективность политики ускорения, Горбачев перешел к более серьезным мерам. В 1987 г. на январском Пленуме ЦК КПСС было решено начать преодоление застоя путем смены руководящих кадров и изменения теоретических установок, которые был названы основой механизма торможения. Массовая кадровая ротация вела к тому, что высшие посты в КПСС и государстве занимали кадры, которые не были проверены как с точки зрения профессиональных навыков, так и с позиции приверженности коммунистической идеологии. Продолжая политику реформ, Горбачев созвал XIX Всесоюзную конференцию КПСС, на которой была принята резолюция «О демократизации советского общества и реформе политической системы», которая ставила задачу отделить КПСС от советского государства. Идя на этот шаг, руководство СССР запустило процесс изъятия стержня из системы власти в СССР. Ухудшение положения произошло и в экономике, падение цен на нефть и антиалкогольная кампания обескровили государственный бюджет СССР, попытка улучшить ситуацию через закон о государственном предприятии и разрешение кооперативов вела к утере контроля над предприятиями, увеличению денежной массы, а значит, и товарного дефицита и созданию частных организаций, осуществляющих деятельность за счет государственных ресурсов, получая при этом личную выгоду, так как многие кооперативы создавались при государственных предприятиях.

Ухудшение жизни граждан СССР и увеличение товарного дефицита привело к появлению митингового и забастовочного движения в СССР. Под давлением населения, которое требовало ликвидации монополии КПСС на власть, февральский Пленум ЦК КПСС решил перейти к многопартийности [5]. А в марте III Съезд народных депутатов СССР отменил 6 статью Конституции СССР и ввел пост Президента СССР. В октябре 1990 г. был принят закон, закрепивший многопартийность в СССР. Попытка создать новый скрепляющий стержень провалилась, так как вся система власти в СССР была выстроена на основе всевластия КПСС.

Ослабление центральной власти в республиках ощутили сразу. Уже в 1986 г. из-за назначения Г. В. Колбина в Казахской ССР произошли беспорядки, что ранее казалось не мыслимым. В 1988 г. Эстонская ССР провозгласила суверенитет, Латвийская ССР, Литовская ССР и Азербайджанская ССР через год приняли аналогичные документы. В 1990 г. во главе РСФСР стал Б. Н. Ельцин, который на I Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, что стало сигналом для других республик [2]. Попытки через правовые меры, а также силовые акции (1990 г. в Азербайджане, 1991 г. в Литве) остановить центробежные стремления республик не давали результатов.

В обстановке начавшегося распада страны Горбачев решил закрепить существование СССР через всесоюзный референдум, который было решено провести в марте 1991 г. Однако, в Латвийской ССР, Литовской ССР, Эстонской ССР, Молдавской ССР, Армянской ССР и Грузинской ССР референдум проводился местными властями, а не централизованно. 77,5 % проголосовавших от 80,03 % высказались за сохранение СССР.

Получив поддержку населения, Горбачев начал Новоогаревский процесс по преобразованию СССР в мягкую децентрализованную федерацию, в котором согласились участвовать только 9 республик из 15. К концу первой половины августа 1991 г. проект нового союзного договора о создании Союза Советских Суверенных Республик был готов, 20 августа должно было начаться подписание этого документа. Новый союзный договор собирались в следующей последовательности: 20 августа 1991 г. должны были подписать РСФСР, Казахская ССР и Узбекская ССР, 3 сентября 1991 г. Белорусская ССР, 17 сентября 1991 г. Азербайджанская ССР и Таджикская ССР, 1 октября 1991 г. Туркменская ССР и Киргизская ССР, 22 октября 1991 г. Украинская ССР [4]. Однако Августовский путч, организованный членами ГКЧП СССР 19–22 августа 1991 г., сорвал подписание нового союзного договора.

После Августовского путча были упразднены КГБ СССР, Кабинет Министров СССР, Съезд народных депутатов СССР, фактически Горбачев потерял рычаги исполнительной власти. Последняя опора Горбачева в лице КПСС также исчезла, так как республики запретили ее деятельность на своей территории. Республики стали последовательно провозглашать независимость от союзного центра, создавать таможни и собственные центральные банки. В сентябре 1991 г. Государственный Совет СССР признал независимость Латвии, Литвы и Эстонии. Однако не смотря на катастрофичность ситуации, Горбачев все же сумел запустить второй Новоогаревский процесс, в ходе которого СССР должен был преобразоваться в децентрализованную конфедерацию Союз Суверенных Государств (ССГ), подписание договора было намечено на 9 декабря 1991 г.

Однако 7 декабря 1991 г. в Беловежской пуще собрались Президент РСФСР Б. Н. Ельцин, Президент Украины Л. М. Кравчук и Председатель Верховного Совета Республики Беларусь С. С. Шушкевич. 8 декабря 1991 г. они подписали Беловежские соглашения, которые денонсировали союзный договор 1922 г. и создали Содружество Независимых Государств (СНГ) [1]. Горбачева поддержал только Комитет Конституционного Надзора СССР.

Понимая, что дни существования Советского Союза были сочтены, в Ашхабаде встретились руководители Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана и решили присоединиться к Беловежским соглашениям. 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате все союзные республики, кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии подписали соглашение о ликвидации СССР и всех его структур власти, а также о создании СНГ. 25 декабря 1991 г. Горбачев ушел в отставку с поста Президента СССР, на следующий день Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР [3].

Таким образом, в результате накопившихся политических и экономических проблем в 1917 г. прекратила свое существование Российская Империя, созданное вместо нее государство, СССР, изначально имело ряд заложенных основ, которые не могли предотвратить распад, например, право на самоопределении нации вплоть до отделения. Постепенно в Советском Союзе увеличивалось число нерешенных внутренних проблем, которые при ослаблении центральной власти привели к резкому сепаратизму в республиках и распаду СССР.

Литература:

  1. Беловежские соглашения // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1991. № 51. С. 15.
  2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1990. № 2. С. 22.
  3. Декларация о прекращении существования СССР // Ведомости Верховного Совета СССР, 1991. № 52. С. 18.
  4. Докладная записка Г. Х. Шахназарова М. С. Горбачеву с предложениями о порядке подписания Союзного договора. 30 июля 1991 г. // Архив Горбачев-Фонда. Ф. 5. Oп. 1. Д. 18143. Л. 1–2.
  5. Платформа ЦК КПСС к XXVIII съезду КПСС. К развернутой социалистической демократии и самоуправлении народа // РГАНИ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 315. Л. 28.
  6. Полынов М. Ф. Исторические предпосылки перестройки в СССР: вторая половина 1940 ‒ первая половина 1980-х гг. СПб.: Алетейя, 2010. 512 с.

Основные термины (генерируются автоматически): СССР, союзный договор, Верховный Совет СССР, Литва, Новоогаревский процесс, республика, экономический рост, Августовский путч, Российская Империя, Советский Союз.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Зокардис 30 инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки цена
  • Шкаф кельн ами мебель инструкция по сборке
  • Geminus box mark 3 инструкция на русском
  • Должностная инструкция руководителя научно исследовательского центра
  • Postman руководство на русском