Под его руководством была проведена реформа управления государственными крестьянами

КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС

Начиная со времени императора Павла, правительство обнаруживало явное стремление к улучшению быта крепостных крестьян. При императоре Александре I, как мы знаем, был дан закон о свободных хлебопашцах, в котором как бы намечался путь к постепенному и полюбовному освобождению крестьян от власти их владельцев. Однако этим законом помещики не воспользовались почти вовсе, и крепостное право продолжало существовать, несмотря на то, что возбуждало против себя негодование прогрессивной части дворянства. Вступая на престол, император Николай знал, что перед ним стоит задача разрешить крестьянский вопрос и что крепостное право в принципе осуждено как его державными предшественниками, так и его противниками – декабристами. Настоятельность мер для улучшения быта крестьян не отрицалась никем. Но по-прежнему существовал страх перед опасностью внезапного освобождения миллионов рабов. Поэтому, опасаясь общественных потрясений и взрыва страстей освобождаемой массы, Николай твердо стоял на мысли освобождать постепенно и подготовил освобождение секретно, скрывая от общества подготовку реформы.

Обсуждение мер, касающихся крестьян, производилось при Николае в секретных комитетах, не один раз для этой цели образуемых. Началось оно в секретном «Комитете 6-го декабря 1826 г.» и коснулось как государственных крестьян, так и крестьян владельческих. В отношении государственных крестьян были выработаны более существенные и удачные меры, чем в отношении крепостных. Положение первых было улучшено более, чем положение вторых.

В составе класса государственных крестьян были прежние «черносошные» крестьяне, населявшие государевы черные земли; далее – крестьяне «экономические», бывшие на церковных землях, секуляризованных государством; затем — однодворцы и прочие «ландмилицкие» люди, т. е. потомки того мелкого служилого люда, который когда-то заселял южную границу Московского государства. Разнородные группы казенного крестьянства были на разной степени благосостояния и имели различное внутреннее устройство. Предоставленные местной администрации (казенным палатам и нижним земским судам), казенные крестьяне были нередко угнетаемы и разоряемы. В «Комитете 6-го декабря 1826 г.» Сперанский заговорил о необходимости «лучшего хозяйственного управления для крестьян казенных» и высказал мнение, что такое управление «послужило бы образцом для частных владельцев». Мысль Сперанского встретила одобрение государя, который привлек к этому делу графа П. Д. Киселева. Это был один из образованных русских людей, сделавших походы 1812–1814 гг. и видевших европейские порядки. Приближенный императором Александром, Киселев еще в его время интересовался крестьянским делом и представил государю проект уничтожения крепостного права. Как знаток крестьянского вопроса он обратил на себя внимание императора Николая и приобрел его доверие. Киселеву было поручено все дело о казенных крестьянах. Под его управлением временно возникло (1836) пятое отделение собственной Его Величества канцелярии для лучшего устройства управления государственными имуществами вообще и для улучшения быта казенных крестьян. Это пятое отделение скоро было преобразовано в Министерство государственных имуществ (1837), которому и вверено было попечительство над казенными крестьянами. Под влиянием Министерства государственных имуществ в губерниях стали действовать «палаты» (теперь «управления») государственных имуществ. Они заведовали казенными землями, лесами и прочими имуществами; они же наблюдали и над государственными крестьянами. Эти крестьяне были устроены в особые сельские общества (которых оказалось почти 6000); из нескольких таких сельских обществ составлялась волость. Как сельские общества, так и волости пользовались самоуправлением, имели свои «сходы», избирали для управления волостными и сельскими делами «голов» и «старшин», а для суда (волостной и сельской «расправы») – особых судей. Так было устроено, по мысли Киселева, самоуправление казенных крестьян; впоследствии оно послужило образцом и для крестьян частновладельческих при освобождении их от крепостной зависимости. Но заботами о самоуправлении крестьян Киселев не ограничился. При его долгом управлении министерство государственных имуществ провело ряд мер для улучшения хозяйственного быта подчиненного ему крестьянства: крестьян учили лучшим способам хозяйства, обеспечивали зерном в неурожайные годы; малоземельных наделяли землей; заводили школы; давали податные льготы и т. д. Деятельность Киселева составляет одну из светлых страниц царствования императора Николая. Довольный Киселевым, Николай шутливо называл его своим «начальником штаба по крестьянской части».

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000 http://magister.msk.ru/library/history/platonov/plats005.htm#gl22

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КРЕСТЬЯНАХ

[…] Казенных крестьян решено было устроить так, чтобы они имели своих защитников и блюстителей их интересов. Удача устройства крестьян казенных должна была подготовить успех освобождения и крепостных крестьян. Для такого важного дела призван был администратор, которого я не боюсь назвать лучшим администратором того времени, принадлежащим к числу лучших государственных людей нашего века. Это был Киселев, который в начале прошедшего царствования, по заключению Парижского мира, назначен был послом в Париже; ему поручено было устроить новое управление государственных крестьян и имуществ. По его плану открыто было в 1833 г. новое министерство государственных имуществ, во главе которого он и был поставлен. Для управления государственными имуществами на местах созданы были палаты государственных имуществ. Киселев, делец с идеями, с большим практическим знанием дела, отличался еще большою доброжелательностью, тою благонамеренностью, которая выше всего ставит общую пользу, государственный интерес, чего нельзя сказать о большей части администраторов того времени. Он в короткое время создал отличное управление государственными крестьянами и поднял их благосостояние. В несколько лет государственные крестьяне не только перестали быть бременем для государственного казначейства, но стали возбуждать зависть крепостных крестьян. Ряд неурожайных годов – 1843 г. и следующие – не только не потребовал ссуды государственным крестьянам, но даже Киселев не израсходовал на эти ссуды и запасного капитала, им образованного. С тех пор крепостные крестьяне стали самым тяжелым бременем на плечах правительства. Киселеву принадлежало то устройство сельских и городских обществ, основные черты которого были потом перенесены в положение 19 февраля для вышедших на волю крепостных крестьян.

Кроме всего этого Киселеву принадлежала также и мысль одного важного закона, касавшегося крепостных крестьян. Как мы знаем, 20 февраля 1803 г. издан был закон о вольных хлебопашцах; по этому закону землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с земельными наделами по добровольному с ними соглашению. Этот закон, плохо поддержанный правительством, оказал незначительное действие на быт крепостных; в продолжение 40 лет на волю вышло таким образом немного крестьян. Больше всего останавливала помещиков необходимость отдавать землю в собственность крестьян. Киселев думал поддержать действие этого закона, устранив это главное препятствие. В его несколько впечатлительной голове (недостаток, от которого несвободны все доброжелательные головы) мелькнула мысль, что можно совершить постепенное освобождение крестьян, предоставив это дело частной инициативе. Мысль закона состояла в том, что помещики могли по добровольному соглашению с крестьянами уступать им свои земли в постоянное наследственное пользование на известных условиях. Эти условия, раз составленные и утвержденные правительством, не должны были меняться; таким образом крестьяне будут прикреплены к земле, но лично свободны, а помещик сохранит за собою права собственности на землю, к которой прикреплены крестьяне. Помещик сохранял судебную власть над крестьянами, но уже терял власть над их имуществом и трудами; крестьяне работали на помещика или платили ему столько, сколько было поставлено в условии. Зато помещик освобождался от обязанностей, какие на нем лежали по владению крепостными, от ответственности за их подати, от обязанности кормить крестьян в неурожайные годы, ходатайствовать за них в судах и т. д. Киселев рассчитывал, что таким образом, поняв выгоду таких сделок, помещики сами поспешат устранить неприятности. При сохранении крепостного права образец устройства крестьян, выходивших, таким образом, на волю, был уже готов в сельском устройстве крестьян государственных, разделенных на волости и общины с выборными управлениями, судами, со свободными сходками и т. д.

Проект Киселева подвергся поправкам и, облеченный в закон 2 апреля 1842 г., не оправдал ожидания; это закон об обязанных крестьянах; ему дана была такая редакция, которая почти уничтожила его действие. К тому же на другой день по издании закона последовал циркуляр министра, которым тогда был Перовский; этот циркуляр и разделал закон; в нем было подтверждено с ударением, что права дворян на крепостных крестьян остаются неприкосновенными, что они не потерпят ущерба в этих правах, если в силу закона не пойдут на сделки с крестьянами. Помещики встревожились в ожидании указа; они уже давно привыкли смотреть на Киселева как на революционера; в Москве и губернских городах этот закон вызвал живые толки. Когда прочитали указ министра, все успокоились, все увидали, что это буря в стакане воды, что правительство так только, из приличия, издало этот указ, чтобы очистить бумагу. В самом деле, только два помещика воспользовались этим законом.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec85.htm

РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕРЕВНЕЙ

В 1837 г . было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил П.Д. Киселев. Это был боевой генерал и деятельный администратор с широким кругозором. В свое время он подавал Александру I записку о постепенной отмене крепостного права. В 1837–1841 гг. Киселев добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами. В их деревнях стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные сельские общества переселялись в другие губернии на свободные земли.

Особое внимание киселевское министерство уделяло поднятию агротехнического уровня крестьянского земледелия. Широко внедрялась посадка картофеля. Местные чиновники принудительно выделяли из крестьянского надела лучшие земли, заставляли крестьян сообща сажать там картофель, а урожай изымали и распределяли по своему усмотрению, иногда даже увозили в другие места. Это называлось «общественной запашкой», призванной страховать население на случай неурожая. Крестьяне же увидели в этом попытку внедрить казенную барщину. По государственным деревням в 1840–1844 гг. прокатилась волна «картофельных бунтов».

Помещики тоже были недовольны реформой Киселева. Они опасались, что попытки улучшить быт государственных крестьян усилят тяготение их крепостных к переходу в казенное ведомство. Еще большее недовольство помещиков вызывали дальнейшие планы Киселева. Он намеревался провести личное освобождение крестьян от крепостной зависимости, выделить им небольшие земельные наделы я точно определить размер барщины и оброка.

Недовольство помещиков и «картофельные бунты» вызвали в правительстве опасение, что с началом отмены крепостного права придут в движение все классы и сословия огромной страны. Именно роста общественного движения больше всего боялся Николай I. В 1842 г. на заседании Государственного совета он сказал: «Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более гибельным».

Реформа управления государственной деревней оказалась единственным значительным мероприятием в крестьянском вопросе за все 30-летнее царствование Николая I.

Реформа государственных крестьян Павла Киселева: от задумки до реализации

Реформа государственных крестьян, проводимая министром государственных имуществ Павлом Дмитриевичем Киселевым – это попытка преодолеть кризис феодальных отношений без существенных изменений в самой системе.

Крестьянин пашет землю

Кто такие государственные крестьяне

Термин появился еще во времена правления Петра I. Государственными крестьянами были лично свободные люди, представители незакрепощенного сельского населения:

  • черносошные крестьяне и половники Северного Поморья;
  • сибирские пашенные крестьяне;
  • однодворцы (потомки служилого люда юга Руси);
  • крестьяне, отобранные у монастырей;
  • нерусское население Приуралья и Поволжья.

Все они проживали на казенных землях и обрабатывали выделенный им надел. Подчинялись государственные крестьяне управлению государственных органов. За пользование землей они платили оброк, кроме того на них распространялись и другие повинности:

  • рекрутский набор в солдаты;
  • уплата различных налогов;
  • подушная подать.

Правительство относилось к государственным крестьянам как к прочему казенному имуществу. Это был своеобразный резерв, из которого выплачивались пожалования, награды за службу и особые заслуги перед отечеством и государем. За 34 года правления Екатерины II 1,3 миллиона государственных крестьян плавно перетекли в разряд владельческих. В царствование ее сына 82 тысячи человек в одночасье стали крепостными. К моменту реформаций 1837-1841 годов в России проживало около 19 миллионов государственных крестьян, что составляло 27% от общего населения страны.

государственные крестьяне Пензенской губернии

Необходимость и цели реформы

Реформирование государственных крестьян предполагало улучшение качества их жизни и увеличение благосостояния. Крестьянский вопрос стоял остро уже достаточно давно, но опасения общественных потрясений из-за внезапного освобождения миллионов людей требовали постепенных и вдумчивых решений и действий.

Появилась необходимость централизованного управления государственным имуществом. Для этих целей было создано новое министерство, которое возглавил граф П.Д. Киселев. Он был образованным и просвещенным человеком, знавшим европейские порядки и хорошо владеющим темой крестьян. Император Николай I в шутку величал его не иначе, как «начальник штаба по крестьянской части».

Павел Киселев разными способами пытался поднять народ в материальном и нравственном плане. Он был сторонником отмены крепостного права, но понимал, что действовать нужно постепенно, чтобы не вызвать волнений и недовольств со стороны помещиков.

Реформа казенных крестьян преследовала следующие основные цели:

  • улучшение материального положения крестьян;
  • улучшение бытовых условий;
  • систематизация налогообложения в деревне;
  • демонстрация нового отношения к крестьянам;
  • показ помещикам наглядного примера эффективного управления в деревне.

граф Павел Дмитриевич Киселев

Все дела о казенных крестьянах было поручено вести Павлу Киселеву. В апреле 1836 года открылось 5 Отделение собственной Его Величества канцелярии, основной задачей которого было управление государственным имуществом, улучшение условий для казенных крестьян и разработка плана новой реформы. В 1837 году отделение преобразовалось в Министерство государственных имуществ.

Этапы реформы

В 1837 году деревни казенных крестьян вышли из подчинения Министерству финансов и стали контролироваться Министерством государственных имуществ. Это обстоятельство дало Киселеву и его аппарату безграничную власть над подконтрольными деревнями.

В 1838-1839 годах министерство занималось формированием органов деревенского управления. На уровне губерний были созданы казенные палаты, в уездах – казенные окружные управления. С этого момента можно было приступать к реализации реформы на местах.

В 1840-1841 годах в деревнях теоретически началось самоуправление посредством волостного и уездного схода, правления и расправы. На самом деле власть так и осталась за министерством П. Киселева.

Реформа государственных крестьян

Конкретные действия и улучшения

Киселев связывал разлад в хозяйственном быте крестьян с их безнравственным поведением, достигшим высшей меры в частности по причине повального пьянства. Прилежным крестьянам начали выдавать похвальные листы, которые давали им некоторые преимущества, например, право первого голоса на мирском сходе и освобождение от телесных наказаний. В деревнях открывали школы, где преподавали представители духовенства. Основными предметами в образовательных учреждениях были:

  • Закон Божий;
  • грамота;
  • начальная арифметика;
  • полицейский устав.

На момент создания министерства в 1837 году во всех губерниях насчитывалось всего 60 училищ, которые посещали около 1800 учеников, в 1866 году их насчитывалось 5596, а число учащихся перевалило за 220 тысяч.

Киселев пекся и о здоровье вверенных ему крестьян. Впервые за всю историю на деревне была организована медицинская помощь. На службу были приглашены ветеринары и доктора, открыты школы по подготовке акушерок и фельдшеров.

На случай неурожайного года были созданы запасные хлебные магазины. Киселев стремился качественно улучшить крестьянский уклад. Сельскому населению демонстрировались усовершенствованные методы ведения хозяйства. Следствием внедрения нововведений стали «картофельные бунты», в результате которых 18 человек погибло. Из малоземельных областей крестьян переселяли в другие, за время существования Министерства государственных имуществ место жительства сменили около 146 тысяч человек.

Крестьяне собирают картошку

Итоги преобразований: плюсы и минусы

Реформа Киселева – яркий пример хорошей задумки и плохой реализации. Среди отрицательных моментов преобразований можно выделить следующие:

  1. Местное самоуправление раздуло аппарат чиновников, содержать которых должны были сами крестьяне.
  2. Систематизация сбора налогов была воплощена в жизнь, но размер их значительно увеличился. Это спровоцировано крестьянские бунты 1841-1843 годов.
  3. Деревня стала полностью контролироваться полицейско-чиновничьим аппаратом.
  4. В период размежевания процветало взяточничество и чиновничий произвол.
  5. Местная власть заменила крестьянам того же помещика.

Положительные стороны киселевских преобразований тоже имелись:

  1. После реформы малоземельных крестьян не осталось, у всех были примерно равные наделы, что способствовало увеличению производительности труда в деревне.
  2. Крестьянские земли были защищены от разворовывания помещиками.
  3. Появилась возможность появления зажиточных людей среди крестьян.
  4. При проведении реформы накоплен бесценный опыт по решению крестьянского вопроса.
  5. Полученные знания впоследствии были использованы при разработке плана по отмене крепостного права в 1861 году.

Деятельность графа Киселева – светлая страница царствования Николая I. Благодаря реформе 1837-1841 годов стало понятно, что крестьянский вопрос без кардинальной перестройки всей системы невозможен.

Суть реформы

В апреле 1836 года начало работу 5 Отделение при Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Возглавил его Киселев, а работу контролировал лично Николай 1. Подготовка заняла меньше года, и уже в 1837 году началась реализация.

Реформа Киселева предполагала следующие изменения в деревне:

  • Управление деревней перешло под контроль Министерства Государственного имущества. До этого деревней управляло Министерство Финансов.
  • Создание системы крестьянского самоуправления на местах. Избирались старшины, сотские и десятские, которые должны были решать важнейшие для деревни и ее жителей вопросы.
  • Размежевание земли. Главное — должны были исчезнуть малоземельные крестьяне. Киселев планировал, чтобы у всех крестьян были примерно равные возможности.
  • Систематизация начисления и сбора налогов в деревне.
  • Создание семейных фондов (складов). Создавались на случай неурожая.
  • Запрет продажи крестьян в розницу.
  • Строительство больниц, школ, церквей, дорог. Но только за счет деревни.

Таблица: Этапы реформы Киселева

Этап Описание Значение
1 этап: 1837 год Государственные деревни перешли из подчинения Министерства Финансов под контроль Министерства государственных имуществ. Киселев, занимавший пост Министра госимуществ до 1856 года, и его Министерство получили безграничную власть над государственными деревнями.
2 этап: 1838-1839 годы В губерниях созданы казенные палаты, а в уездах казенные окружные управления. Завершили формирование все органы деревенского управления. После этого можно было приступать к реализации реформы.
3 этап: 1840-1841 годы Реформа добралась до деревень. Созданы органы местного управления (волостной сход, уездный сход, правление, расправа). Теоретически в деревне началось самоуправление, но практически вся власть находилась у Министерства госимущества.

Заметки

Генерал, реформатор эпохи Николая I, сторонник освобождения крестьян.

Граф (с 1839) Па́вел Дми́триевич Киселёв (1788—1872) — русский государственный деятель, генерал от инфантерии (1834). Во время русско-турецкой войны 1828—1829 годов — командующий российскими войсками в Дунайских княжествах. В 1829—1834 годах управлял Дунайскими княжествами, находившимися под протекторатом России, под его руководством были приняты первые конституции Молдавии и Валахии — органические регламенты. Последовательный сторонник отмены крепостного права. Первый министр государственных имуществ (1837—1856), реформировавший быт государственных крестьян (1837—1841). После Крымской войны — российский посол во Франции (1856—1862).

Ближайшие предки и потомки

Прародители

Анастасья Васильевна Урусова
брак: Семён Иванович Татищев

Александр Васильевич Урусов рождение: 3 октябрь 1729, Российская империятитул: Российская империя, Князьcaste: Российская империя, Генерал-майорбрак: Анна Андреевна Волкова (Муравьёва, Урусова) , ІІсмерть: 11 май 1813, Российская империяпохороны: Донской монастырь, Москва, Российская империя

Алексей Васильевич Урусов рождение: 1722титул: князьвойсковое звание: ]брак: Екатерина Борисовна Шереметева (Урусова) смерть: 1796

Сергей Васильевич Урусов рождение: 1719титул: князьбрак: Ирина Даниловна Друцкая-Соколинская (Урусова) смерть: 1787

Михаил Васильевич Урусов титул: князьвойсковое звание: ]брак: Фелициата Алексеевна Алябьева (Урусова) смерть: 1795

Анна Васильевна Урусова (Зиновьева) рождение: 1731титул: княжнабрак: Фёдор Васильевич Зиновьев смерть: 1819

Андрей Васильевич Урусов рождение: 1721, Российская империясмерть: 1755, Российская империя

Параскева Василівна Урусова смерть: 1793, Російська імперія

Фёдор Васильевич Урусов рождение: 1727, Российская империясмерть: 1793, Российская империя

Ирина Васильевна Урусова рождение: 1734, Российская империясмерть: после 1756, Российская империя

Прародители
Родители

Александр Петрович Урусов рождение: 1768титул: князьбрак: Мария Семёновна Пустошкина (Урусова) войсковое звание: 16 февраль 1790, полковниквойсковое звание: 4 сентябрь 1805, генерал-майорсмерть: 17 октябрь 1835, Москва

Вера Петровна Урусова рождение: 1765титул: княжнабрак: Яков Леонович Грузинский смерть: 1835

Владимир Петрович Урусов титул: князь

Варвара Петровна Урусова титул: княжна

Елизавета Дмитриевна Киселёва (Милютина) рождение: 1794брак: Алексей Михайлович Милютин смерть: 1838

Варвара Дмитриевна Киселёва (Полторацкая)
брак: Алексей Маркович Полторацкий

Сергей Дмитриевич Киселёв рождение: 1793брак: Елизавета Николаевна Ушакова (Киселёва) смерть: 1851

Николай Дмитриевич Киселёв рождение: 24 апрель 1802, Москвабрак: Франческа Русполи смерть: 26 ноябрь 1869, Флоренция

Александр Дмитриевич Киселёв

София Станиславовна Потоцкая (Киселёва) рождение: 1801, Тульчин, Подольская губерния, Российская империябрак: Павел Дмитриевич Киселёв смерть: 2 январь 1875, Париж, Третья французская республика

София Иосифовна де Витт (Киселева)
брак: Павел Дмитриевич Киселёв

== 3 ==
Дети

Дети

Итоги реформы Киселева и ее последствия

Реформа Киселева 1837-1841 годов это пример неудачного начинания. Генерал планировал изменить деревню и решить проблемы крестьян только на дисциплине и организации. Получилось все наоборот. Результаты реформы управления государственными крестьянами можно свести к следующему:

  • Управление деревней сильно расширило чиновничий аппарат. Деревни должны были сами его содержать.
  • Налоги, как и предполагалось, были систематизированы, но очень сильно вросли. Как следствие крестьянские бунты государственных деревнях в 1841-1843 годы.
  • Полнейший контроль полицейского-бюрократического аппарата за деревнями.
  • Начался чиновничий произвол и взяточничество, особенно в период размежевания земли.

Здесь очень важно понимать, что после реформы Киселева местные чиновники заменили крестьянам помещика. Были при этом и некоторые положительные моменты:

  1. Исчезли малоземельные крестьяне. После реформы земельные наделы крестьян были приблизительно равны.
  2. Земли крестьян были полностью защищены от разграбления помещиками. Но от чиновничьего произвола защиты не было.
  3. Появилась теоретическая возможность формирования зажиточных крестьян.

Главный же итог реформы 1837-1841 годов в том, что она пыталась решить очень сложный вопрос без кардинальной перестройки системы. Эта же проблема возникла и при отмене крепостного права 1861 года. Решение крестьянского вопроса без пересмотра системы управления ими и системы жизни крестьян — это была утопия. Формально систему управления Киселев попробовал изменить, но создание новых Министерств и замена помещиков на чиновников, проблему не решало. Наоборот, проблема только усугублялась.

Автор статьи

Дмитрий Сергеевич Занков

Эксперт по предмету «История России»

Задать вопрос автору статьи

Реформа государственных крестьян (реформа Киселёва) – реформа управления государственными крестьянами, проведенная в 1837-1841 гг. по проекту П. Д. Киселева.

Замечание 1

Государственные крестьяне представляли собой категорию лично свободных, но прикрепленных к земле крестьян. Они не принадлежали частным владельцам, однако формально их владельцем выступало государство, в пользу которого они несли необходимые повинности.

В первой половине XIX в. возникла необходимость реформирования существующей системы.

Подготовка

Николай I поручил проект разработки реформы министру государственных имуществ П.Д. Киселеву. Под руководством последнего было сформировано V отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

П.Д. Киселев был сторонником отмены крепостного права, но хотел решить этот вопрос не радикально, а путем поэтапного реформирования крепостнической системы без потрясений государства. Преобразования он хотел начать с Петербургской губернии, поэтому сначала была создана Санкт-Петербургская Контора казенных имуществ, куда из Министерства финансов передавались все дела о государственных крестьянах и имуществах этой области.

Однако, для реализации комплексной программы преобразований Киселеву надо было заведовать ресурсами больше, чем одной области, поэтому в мае 1836 г. он направил Николаю I прошение направить в Московскую, Псковскую, Курскую, Тамбовскую губернии чиновников, чтобы они провели ревизию (перепись) государственных имуществ и крестьян. После проверки каждый чиновник должен был предоставить копию официального донесения губернатору, который делал необходимые замечания и правки.

Киселев, подходя к делу ответственно, считал нужным лично ознакомиться с положением крестьян и удостовериться в необходимости применения предлагаемых методов. Он объехал Санкт-Петербургскую, Псковскую, Курскую и Московскую губернии, предоставив по возвращению Николаю краткий доклад с основными положениями разработки реформы. Киселев полагал, что необходимо создать особое управление государственными имуществами и крестьянами.

«Реформа государственных крестьян» 👇

В мае 1837 г. Киселев представил Николаю I проект планируемых преобразований. Этот проект предполагал учреждение:

  • министерства госимуществ;
  • губернских палат госимуществ;
  • окружного управления;
  • волостного управления;
  • сельского управления;
  • сельского полицейского устава;
  • сельского судебного устава;
  • главных оснований хозяйственного устава;
  • учреждения штатов.

27 декабря 1837 г. было учреждено Министерство государственных имуществ, которому были подвластны казенные, заселенные, пустопорожние земли, казенные оброчные статьи, леса казенного ведомства.

Реформа

Реформа системы управления государственными крестьянами состояла из создания особой системы управления государственными крестьянами (учреждения центрального органа, местных палат, окружных, волостных и сельский управлений), предоставления им минимума прав самоуправления, а также планировалось наделить землей тех, у кого ее было недостаточно, найти источники для дополнительных поступлений в казну и установить контроль над порядком в селе.

Таким образом, основными мероприятиями этой реформы были:

  • создание округов государственных имуществ
  • создание института сельских старейшин;
  • строительство школ и больниц на селе;
  • переселение малоземельных крестьян в незаселенные районы (например, Сибирь);
  • передача части крестьянских земель в «государственную запашку», в которой должен быть создан пример для образцового хозяйствования и произведены запасы продовольствия на случай непредвиденных ситуаций;
  • обучение крестьян возделыванию новых перспективных культур.

Новый порядок был создан для управления казенными имуществами, попечительства над государственными крестьянами и заведывания сельским хозяйством.

В каждой губернии устанавливались Палаты государственных имуществ, состоявшие из хозяйственного и лесного отделений каждая, а во главе округа находился окружной начальник.

В зависимости от количества государственных крестьян округ государственных имуществ охватывал один или больше уездов. Округа же делились на волости, в каждой из которых было волостное правление, избираемое сроком на три года и состоявшее из волостного главы и двух «заседателей» по полицейской и хозяйственной части.

Волости делились на сельские общества, включавшие в себя одно или несколько селений. Управление осуществлял сельский сход, состоявший из представителей хозяев от каждых пяти дворов и каждые три года избиравший сельского старейшину, а также сотских (одного от 200 дворов) и десятских (одного от 20 дворов) для исполнения полицейских функций. Для разрешения мелких тяжб и проступков государственных крестьян избирались волостные и сельские «расправы».

Замечание 2

Таким образом, положение крестьян не сильно менялось, поскольку землю они не получали, а за работу на ней они должны были отрабатывать по факту прежние повинности хозяину, но имея при этом личную свободу.

Результаты

Реформа имела определенно положительные результаты:

  • было введено самоуправление крестьян в деревне;
  • появились такие полезные институты в деревне как школы и больницы;
  • в случае необходимости принималось решение о переселении крестьян в другие области страны на свободные земли;
  • судопроизводство получило более либеральный и всесословный характер.

При этом поставленной Киселевым цели не получилось достичь, так как в результате изменения аппарата была создана еще большая «опека» государства над крестьянами и, как следствие, рост крестьянских повинностей и налогов, а внедрение насильственной культивации неизвестных крестьянам культур вызвало массовые волнения государственных крестьян 1841-1843 гг. известные как «картофельные бунты». Крестьянский вопрос эта реформа не решила, потому положение крестьян осталось, в целом, таким же, как и до реформы.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Реформа Киселева проходила с 1837 по 1841 год во время правления Николая 1. Ее суть заключалась в том, чтобы улучшить жизнь государственных крестьян, повысить их достаток, обучить новым знаниям о земледелии и показать помещикам другой способ управления крепостными.

Во время правления Николая 1 количество государственных крестьян составляло 20 миллионов, что было во многом меньше чем крепостных. Они должны были обрабатывать и ухаживать за землей, которая была предоставлена им государством. Крестьяне почти весь свои урожай должны были отдавать государству, а оставлять себе малую часть, из-за чего развиваться и расти не было никакой возможности. Кроме этого, как и другим им приходилось платить налоги, вступать в армию при необходимости, выплачивать различные подати и многое другое. Все это не делало жизнь людей проще и лучше.

Предыстория

После завершения Отечественной войны против Наполеона в 1812 году стране срочно нужны были кардинальные изменения. Войска, которые вернулись из Франции, сумели узреть совсем другую, лучшую жизнь, где нет крепостничества и все люди свободно занимаются предпочтительной для себя деятельностью. Не удивительно, что и самим солдатам захотелось такой жизни в России. Вследствие этого начали возникать множество конфликтов, бунтов и митингов. Одним из самых крупномасштабных и страшным считается Декабристское восстание, при котором войска вышли на бунт против правительства. Бунт был погашен, но государство поняло, что нужно как можно скорей начать проводить преобразования в обществе.

Сам Николай 1 понимал, что отмена крепостничества – это важный шаг, который рано или поздно придется сделать. Но он, как и другие представители власти понимал, что сейчас Россия не готова пойти на это. Необходимо плавно и постепенно расширять свободу крестьян и уменьшать помещиков, при этом укрепляя и объединяя государство.

Суть реформы

Николай 1 решил провести крупномасштабную реформу, которая в первую очередь была бы связана с улучшением жизни государственных крестьян. Он назначил главного Киселева, который должен был продумать и реализовать план действий.

Сам план подготавливали более года, при этом создавая новые организации и исполнительные органы для упрощения процесса. И только в 1837 году началась реализация идеи. Основными задачами были:

  • установить четкую норму и время взятия налоговых сборов в деревнях;
  • увеличить достаток крестьян, их состояние и возможности;
  • показать помещикам возможность иного управления крепостными крестьянами и дарования им больше прав.

Реализация реформы Киселева

Для реализации реформы с самого начала был создан новый орган — Министерство государственных имуществ, руководить которым стал сам П. Киселев. Это учреждение должно было помочь расширить права крестьян, дать им больше возможностей для существования и деятельности.

После создания Министерства государственных имуществ начались глобальные преобразования. В первую очередь изменилась сама система управления крестьянами, которая во многом расширило их возможности. Велись органы местного самоуправления, а также налоговая система, направленная на установление четких норм и времени сбора налогов. Кроме этого, впервые был создан сельской суд, который должен был решать всевозможные правонарушения и конфликты между крестьянами.

На этом реформа Киселева не завершилась. По настоянию Николая 1 стали открываться специализированные учреждения для сельских жителей. Появились первые больницы, школы и университеты. Для того чтобы улучшить качество и количество урожая, городских крестьян обучали новым методам обработки почвы. Но проблема заключалась в том, что сами работники не желали этих нововведений, а предпочитали более традиционные способы.

Одним из самых важных составляющих крестьянской реформы являлась политика переселения. Смысл этой затеи заключался в том, чтобы направлять крестьян в малозаселенные территории. Правда, эта политика в большей степени являлась принудительной, ведь люди не желали покидать родину и отправляться в чужие земли.

Для решения голода и нехватки продовольственных запасов было решено правительством взять самые плодородные земли и посадить на них картошку. По планам это должно было помочь не только крестьянам, но и помещикам. Но сами люди восприняли это как повод введения новых налогов, поэтому взбунтовались и отказались заниматься посадкой картофеля.

Итоги государственной реформы

Реформа государственных крестьян Киселева привела к глобальным преобразованиям. Именно благодаря ей жизнь людей изрядно улучшилась: они наконец-то сумели повысить свой достаток, избавиться от голода и вечного страха перед ненормированным сбором налогов, а также обрести некую свободу. Но несмотря на многочисленные плюсы, связанные с государственными крестьянами, возникло намного больше с крепостными и помещиками. Верхушка власти понимали, что из-за этой реформы их работники могут начать бунтовать, требовать таких же свобод и прав.

Но больший страх помещиков был связан именно с пониманием того, что на этой реформе все преобразования не прекратятся. В дальнейшем правительство захочет полностью отменить крепостное право, как случилось и в Европе. Это привело к тому, что увеличилось ущемление крепостных крестьян, а некое подобие на права полностью пропали.

Кроме этого начался чиновничий произвол. Из-за реформы их деятельность в деревнях изрядно усложнилась, вследствие чего повысилась коррупция, взяточничество и размежевание земли.

Реформа Киселева имела важное значение в истории России. Именно с нее началось упрощение и улучшение жизнь обычных крестьян, увеличения их свободы и прав. В конце концов именно после этого нововведения произойдет полная отмена крепостнического права, что позволит государству в дальнейшем дотянуться до уровня Европы. Правда, перед этим пройдут многочисленные бунты, забастовки и шествия против этого решения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Порядок учета документов руководства рба
  • 6чн25 34 руководство по эксплуатации
  • Апк патруль видео инструкция по использованию
  • Бад gaba инструкция по применению взрослым
  • Пенцивир инструкция по применению цена отзывы аналоги цена