Под руководством ломоносова была построена фабрика цветного стекла это правда или нет

Мама Сережи и Нади предлагает тебе решить, верны ли эти утверждения. Обведи «Да» или «Нет».

1. М. В. Ломоносов происходил из богатой семьи. Да / Нет
2. В 1730 году Ломоносов с рыбным обозом отправился в Москву, чтобы постигать науки. Да / Нет
3. В 1735 году Ломоносова как одного из лучших учеников отправили на учёбу в Петербург. Да / Нет
4. По предложению М. В. Ломоносова в 1755 году в Петербурге был открыт университет. Да / Нет
5. Под руководством М. В. Ломоносова была построена фабрика цветного стекла. Да / Нет
6. Ломоносов открыл атмосферу на планете Сатурн. Да / Нет

reshalka.com

ГДЗ рабочая тетрадь по окружающему миру 4 класс (часть 2) Плешаков, Крючкова. Михаил Васильевич Ломоносов. Номер №3

Решение

1. М. В. Ломоносов происходил из богатой семьи. Да / Нет
2. В 1730 году Ломоносов с рыбным обозом отправился в Москву, чтобы постигать науки. Да / Нет
3. В 1735 году Ломоносова как одного из лучших учеников отправили на учёбу в Петербург. Да / Нет
4. По предложению М. В. Ломоносова в 1755 году в Петербурге был открыт университет. Да / Нет
5. Под руководством М. В. Ломоносова была построена фабрика цветного стекла. Да / Нет
6. Ломоносов открыл атмосферу на планете Сатурн. Да / Нет

Правильные ответы:
1. М. В. Ломоносов родился в селе, в семье рыбака. Путь до Москвы он проделал с обозом своих земляков. Обоз − это цепочка повозок, саней и тому подобное, перевозящих какие−либо грузы или людей.
4. По предложению М. В. Ломоносова в 1755 году в Петербурге Москве был открыт университет.
6. Ломоносов открыл атмосферу на планете Сатурн Венера.

2Стекло известно человечеству с давних времён. Различные украшения, предметы роскоши из стекла делали тысячелетия назад. Материалом для них служили непрозрачные, а часто и окрашенные стёкла. Обычно, стёкла получались грязно-зелёного цвета из-за примесей различных металлов, которые находятся в песке, мраморе и других материалах, используемых при варке стекла. Изготовить прозрачное стекло было существенно сложнее, чем цветное.Для этого были необходимы чистые материалы. Если при варке стекла добавляли какие-либо металлы, то оно приобретало соответствующую окраску. Рецепты варки цветного стекла держался в секрете и передавался по наследству.

Технология изготовления цветного стекла была известна и в Древне Руси. Она была получена из Византии и использовалась, как правило, при украшении церквей. Но в XIII-XIV веках технология была утеряна, что многие современные историки связывают с завоеванием Руси татаро-монголами.

Честь восстановления технологии производства цветного стекла и создания промышленного стекольного производства в России принадлежит великому русскому учёному Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Михайло (Михаил) Васильевич Ломоносов родился 8 (19 — по новому стилю) ноября 1711 г. на Курострове — одном из больших островов Се­верной Двины, против города Холмогор, в 75 км от Архангельска.

Им было проведено множество опытов по созданию раз­личных сортов цветного стекла. С одной стороны, его работа по изготов­лению цветных и непрозрачных стёкол была связана с теоретическими исследованиями по оптике и физиологии зрения. С другой стороны, Ломоносов стремился заложить основы нового (или, вернее, забытого со времен древней Руси) производства смальты (цветной стеклянной мас­сы) для мозаики. Первую мозаичную картину Ломоносов изготовил в 1752 г.

Об этой двойной цели своих экспериментов Ломоносов писал Л. Эй­леру в 1754 г.: «В течение трех лет я был весь погружен в физико-хими­ческие испытания, касающиеся учения о цветах. И труд мой оказался не бесплодным, так как почти три тысячи опытов, сделанных для вос­произведения разных цветов в стеклах, дали не только огромный мате­риал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик».

Одной из трудных проблем, с которыми столкнулся Ломоносов в процессе своих опытов, была проблема красителей. Необходимо было изготовлять красители разных цветов и оттенков.

До опытов Ломоносова по технологии производства стекла за границей и в России существовало очень немного красителей для стекла. Ломоносов расши­рил палитру красителей, применив при этом строго научный метод. Та­ким образом он сумел получить большую гамму цветов и оттенков окрашенных стёкол.

Для выплавки цветного стекла необходимо было иметь специальные печи и огнеупорные тигли. Эту задачу Ломоносов также успешно разре­шил и стал изготовлять плавильные тигли (до этого они обычно ввози­лись из Германии). При варке стекла необходимо учитывать темпера­туру в стекловаренной печи. Ломоносов разработал для этой цели конструкцию пирометра (прибор для измерения высоких температур). Кроме цветного стекла, Ломоносов изготовлял оптические стёкла для линз телескопов и других приборов.

В 1752 г. Ломоносов возбудил ходатайство о предоставлении ему участка земли и необходимой рабочей силы для организации стекольной «фабрики». Там должны были изготовляться различные сорта цветного стекла для мозаики, а также для выделки стекляруса, бисера «и всяких других галантерейных вещей и уборов», до тех пор ввозившихся из-за границы. В 1753 г. Ломоносову был «пожалован» участок земли у дерев­ни Усть-Рудицы в 25 км от Ораниенбаума, на быстрой речке Рудице, Ломоносов сразу же приступил к постройке Усть-Рудицкой фабрики. Место было выбрано удачно. Здесь имелось всё необходимое для работы будущей фабрики — вода, лес и кварцевый песок, пригодный для варки стекла.

Бисерное пано с видом на Усть-Рудницкую фабрикуБисерное пано с видом на Усть-Рудницкую фабрику

Стекольные заводы в XVIII в. были довольно примитивны по своему устройству. Они представляли собой деревянные амбары, где находи­лись печи для варки стекла и иное оборудование. Последнее было настолько несложным, что завод легко было перенести на новое место, если ощущался недостаток топлива или сырья (песка, извести и т.д.).

Ломоносовская фабрика в Усть-Рудице имела мало сходства с таки­ми предприятиями, разве только напоминала их своими размерами и планировкой. Во всём остальном она являлась оригинальным творением Ломоносова, разработавшим как новые технологические процессы, так и оборудование.

Начиная строительство здания фабрики и жилых помещений, Ломо­носов организовал изготовление кирпича, затем построил три вододействующие установки:

1) «мельницу» для распиловки дерева на доски;

2) фабричную установку, включающую механизмы, «которыми молоть, толочь и мешать материалы, в стекло потребные, и шлифовать мозаику»;

3) мукомольную мельницу для снабжения фабричных людей мукой.

Для водохранилища Усть-Рудицкой фабрики была сооружена плотина длиной 65 м, высотой более 3 м, шириной более 4 м, со шлюзами и «воротами». Хотя применение водяных двигателей в заводском произ­водстве ХVIII в. было обычным явлением, но как раз в стекольном производстве они применялись редко.

Печи на фабрике строились по чертежам Ломоносова. Им же были сконструированы и изготовлены станки и инструменты, необходимые для производственного процесса.

Об этом мы узнаем, например, из донесения учёного в канцелярию Академии наук от 22 мая 1753 г.:

«…Потребны некоторые инструменты, мною вновь изобретённые для ускорения работ, а особливо станок для формовки стеклянных четырех­гранных брусков к мозаике и другие машины, которых нигде купить нельзя, затем, что их нигде нет, а инструментальные художники (масте­ра) при Академии наук оные инструменты по моему указанию могут способно делать».

Из всех видов усть-рудицкой продукции труднее всего было нала­дить изготовление бисера. Сделанная по указанию Ломоносова машина для производства бисера вначале его не удовлетворяла, и только после того, как эта машина была усовершенствована, учёный с радостью сооб­щил: «Ныне сыскал я надёжный способ делать бисер, пронизки (стеклянные бусы) и стек­лярус скорым способом, так что могу удовольствовать будущего, 1761 года, оным здешнюю коммерцию».

На Усть-Рудицкой фабрике применялось такое количество разнооб­разных инструментов, что, по словам Ломоносова, «для их множества и мелкости» требовался особый пространный реестр, составление кото­рого пришлось поручить бухгалтеру.

В рапорте от октября 1755 г. в Контору мануфактур-коллегии Ломо­носов сообщал, что на его фабрике работали управитель Иван Цильх (брат жены Ломоносова), Матвей Васильев и Ефим Мельников, принятые из «живописных учени­ков» Академии наук, изготовлявшие мозаику и обучающие этому искус­ству других; выдувальщики Тимофей Григорьев и Ефим Мельников, делающие трубочки для бисера и стекляруса; гончар Петр Андреев; заготовитель материалов Андрей Яковлев; бисерник Михаиле Филиппов; пронизочник Андрей Никитин; Кирилл Матвеев, изготовлявший четы­рехугольные куски массы для мозаики; Григорий Ефимов — граниль­щик, отделывавший мозаичные композиции; рисовальщик Игнат Петров, делавший цветы из финифти (эмали); Михайло Филиппов 2-й, мастер кузнечного и слесарного дела; Дмитрий Иванов, мастер плотничного и столярного дела, надзиравший также за работой шлифовальной «мель­ницы» и лесопилки.

Получив возможность проверять на своей фабрике результаты пре­дыдущих лабораторных опытов, Ломоносов продолжал совершенство­вать технологию производства цветного стекла и особенно смальты для мозаики.

Усть-Рудицкая фабрика изготовляла цветное стекло различного назначения. Сам Ломоносов называл её «фабрикой делания разноцвет­ных стекол и из них бисера, пронизок и стеклярусу и всяких галантерей­ных вещей и уборов». Здесь производилась столовая и парфюмерная посуда, всякие скульптурные изображения для украшения дворцов и са­дов, литые стеклянные столы, плиты, стекло для мозаичных работ, стек­лярус, бисер, бусы, галантерейные изделия: запонки, пугови­цы, камни к серьгам и т. д. Все эти изделия были очень высокого каче­ства.

Образцы цветного стекла, изготовленных на Усть-Рудницкой фабрики во времена М.В. Ломоносова

Образцы цветного стекла, изготовленных на Усть-Рудницкой фабрики во времена М.В. Ломоносова

Особенно широко развернулась выработка разноцветных мозаичных составов с 1761 г. Составы вырабатывались Ломоносовым не обычными в то время ремесленными приёмами, а с учётом химических особенно­стей отдельных веществ, применявшихся для создания того или иного вида мозаики. Вот почему последующие специалисты по мозаике, рабо­тавшие в конце XVIII и в XIX в., не могли создать стёкол, подобных ло­моносовским.

Об этой важнейшей задаче своей фабрики Ломоносов писал неза­долго до смерти:

Я зрю здесь в радости довольствий общий вид,

Где Рудица, вьючись сквозь каменья, журчит;

Где действует вода, где действует и пламень,

Чтобы составить мне или превысить камень

Для сохранения геройских славных дел,

Что долг к Отечеству изобразить велел.

Ломоносов стремился в первую очередь создать картины «герой­ских славных дел» эпохи Петра I. По проекту Ломоносова намечалось построить большой монумент Петру I в Петропавловском соборе, укра­шенный изображениями важнейших событий первой четверти XVIII в. Ломоносов считал мозаику наилучшим изобразительным средством для того, чтобы увековечить эти исторические события для потомства.

Он предполагал создать мозаичные картины создания регулярной армии и флота при Петре, взятия Азова, основания Петербурга, Полтав­ской битвы, победы при Гангуте, наконец погребения Петра I.

В 1756 г. на правом берегу Мойки, в адмиралтейской части Петер­бурга, Ломоносовым была построена специальная мозаичная мастер­ская.

Сюда Ломоносов перевёл часть мастеров из Усть-Рудицы, а также других своих учеников в области «великого мозаичного дела», как сам он выражался. Среди мастеров-«мозаичистов» выделялись уже упомяну­тые выше Матвей Васильев, Ефим Мельников, а также Яков Шалауров и Филипп Нестеров, происходившие «из солдатских детей». Мозаичному искусству были обучены Ломоносовым и некоторые знакомые нам масте­ровые Усть-Рудицкой фабрики, например Игнат Петров и Андрей Ники­тин. Большую помощь в мозаичном деле оказывал Ломоносову и Иван Цильх.

На протяжении ряда лет из мозаичной мастерской Ломоносова выходили замечательные портреты Петра I и П.И. Шувалова (сейчас хранящиеся в Государственном Эрмитаже), царицы Елизаветы Петровны (Государственный Русский музей) и другие.

Мозаичный портрет Петра I. Работа ломоносовской мастерской (1760 г.). Государственный Эрмитаж

Мозаичный портрет Петра I. Работа ломоносовской мастерской (1760 г.). Государственный Эрмитаж

Здесь Ломоносов предполагал изготовить и картины для памятника Петру I. Он разработал ряд эскизов и составил описания этих картин. Однако закончить он успел лишь одну из них — знаменитую «Полтав­скую баталию» — крупнейшее произведение русского монументального мозаичного искусства.

Картина (с рамкой и ук­рашениями) имела 8,5 м в дли­ну и около 8 м в высоту. На картине изображён был пере­ломный момент Полтавской битвы. Русские переходят в на­ступление. Петр I и его бли­жайшие соратники возглавля­ют неудержимый порыв рус­ских войск.

Ломоносовская мозаика "Полтавская баталия"

Ломоносовская мозаика «Полтавская баталия»

Труды Ломоносова в моза­ичном искусстве приобрели из­вестность не только в России, но и за границей. В 1764 г. за свои заслуги в этой области он был избран почётным членом Болонской Академии наук. В «Учёных флорентийских ведо­мостях» была помещена специальная статья, посвящённая трудам Ломоносова по созда­нию цветного стекла и мозаич­ных картин.

После смерти Ломоносова Усть-Рудицкая фабрика пришла в упа­док и в 1768 г. была закрыта.

Ломоносовский проект памятника Петру I в Петропавловском собо­ре был отвергнут на том основании, что он будет мешать церковным процессиям и что вообще «Полтавской баталии» и другим картинам, намеченным Ломоносовым, «в том соборе быть неприлично».

«Мозаичная команда», куда входили Матвей Васильев, Ефим Мельников, Иван Цильх и другие ученики и помощники Ломоносова, числившаяся при «Канцелярии от строения» и состоявшая под началь­ством директора Академии художеств И.И. Бецкого, попала в крайне тяжелое положение.

Мозаичная мастерская М.В. Ломоносова. Портрет графа П.И. Шувалова, 1758 г.

Мозаичная мастерская М.В. Ломоносова. Портрет графа П.И. Шувалова, 1758 г.

Из основанной Ломоносовым мозаичной мастерской вышло еще не­сколько картин, но после ликвидации Усть-Рудицкой фабрики запасы смальты иссякли. Цильх ещё хлопотал о налаживании производства смальты для возобновления мозаичного дела, но все было напрасно. Талантливые русские мозаичисты, терпя жестокую нужду один за дру­гим преждевременно гибли. В 1786 г. «Контора строения е. и. в. домов и садов» доносила, что «ныне над мозаичным художеством остался один мастер Цильх и инструктор живописного художества Иван Вельский, а прочие померли».

Кроме производства различных сортов стекла, Ломоносов разрабо­тал состав фарфоровой массы. В технологию фарфора Ломоносов также ввёл многочисленные усовершенствования. Следует отметить, что в XVIII в. способы производства фарфора и в Западной Европе и на Во­стоке держались в строгом секрете. Работы по получению русского фарфора стали успешно вестись с 1744 г. прежде всего благодаря трудам Виноградова и Ломоносова. О деятельности бывшего товарища Ломоно­сова по учению Дмитрия Ивановича Виноградова необходимо сказать подробнее.

Виноградов принадлежал к той блестящей плеяде ученых, технологов, мастеров-изобретателей XVIII в., которые в разных концах нашей страны — в Петербурге, в Москве, на Урале, на Алтае — работали на благо родной страны. По настоянию Виноградова на Невских кирпич­ных заводах под Петербургом была основана в 1745 г. «Невская порцелянная мануфактура».

Примечание:

«Порцеляном» или «порцелином» в то время называли фарфор.

Д.И. Виноградов был первым, кто поставил опыты по производству фарфора на строго научную почву. «Дело порцеляна химию за осно­вание и за главнейшего своего предводителя имеет»,— писал он. Виноградов испытывал новые сорта глины, изменял методы приготовления фарфоровой массы, улучшал конструкции печей. Всё более совер­шенной становилась продукция фарфорового завода, всё более глубоко проникала пытливая мысль Виноградова в научную сторону дела. В 1752 г. он написал ценную рукопись «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оный в России при С.-Петербурге делаетца, купно с показанием всех к тому принадлежащих работ».

Фарфоровая табакерка работы Д.И. Виноградова, 1752 г. Государственный Эрмитаж

Фарфоровая табакерка работы Д.И. Виноградова, 1752 г. Государственный Эрмитаж

Виноградов не мог поделиться с Ломоносовым своим опытом или спросить его совета, так как барон И.А. Черкасов, которому был под­чинен Виноградов, строго приказал сохранять составы фарфоровой массы в секрете. Сановники, сменившие Черкасова по управлению фарфо­ровой мануфактурой, также не спешили использовать достижения Ломоносова по изучению фарфора. Лишь в 1762 г., через три с полови­ной года после смерти Виноградова, сенат назначил Ломоносова дирек­тором фарфоровой мануфактуры, но через месяц отменил свое решение.

Ломоносов начал свои исследо­вания по технологии производства фарфора позже Виноградова (в кон­це 40-х — начале 50-х годов XVIII в.). В 1750 г. Ломоносов, занимавшийся тогда вопросами изго­товления фарфоровой массы, писал в Академию наук:

«Ежели канцелярия Академии наук заблагорассудит, чтобы я в де­лании фарфора мог иметь большие успехи, то надлежит в лаборатории построить особливую печку из бело­го гжельского кирпича».

К сожалению, Ломоносов вы­нужден был вести свои исследова­ния по фарфору независимо от Ви­ноградова. Фарфоровая масса, по­лученная Ломоносовым, отличалась по составу от массы, полученной Ви­ноградовым.

Изучая свойства и способы производства стекла, Михаил Васильевич Ломоносов создал новую науку – физическую химию в современном её понимании. Кроме того, им была разработана и успешно внедрена научная методика эксперимента со строгим постоянством условий проведения опытов. Он провёл уникальное для своего времени научное исследование влияния различных веществ на свойства стекла и внедрил методику варки цветных стёкол.

отсюда

Когда Ломоносов разработал теорию приготовления различных стекол и разноцветных смальт, он стал добиваться организации специальной фабрики цветного стекла, чтобы развить стекольную промышленность в России.

«Желаю я, — писал Ломоносов, обращаясь к императрице Елизавете, — к пользе и славе Российской империи завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок (крупный бисер) и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество, ценою на многие тысячи.
А я могу на своей фабрике, когда она учредится, делать помянутых товаров не только требуемое количество, но со временем так размножить, что и за море отпускать
оные можно будет, которые и покупать будут охотно, ибо вышеписанные товары станут здесь заморских дешевле и по размножении заводов будут за меньшую цену нежели как ныне, для того, что принадлежащие к сему главные материалы (лес, песок, поташ) здесь дешевле и в таком довольстве, что оных знатное количество отпускают в другие государства
».
Кроме того, Ломоносов просил особой привилегии на производство стекла и просил запретить ввоз стеклянных изделий из-за границы.
Проект фабрики был встречен правительством довольно холодно. Ломоносову пришлось хлопотать целый год, пока, наконец, ему не был отведен под фабрику участок земли недалеко от Ораниенбаума — ныне город Ломоносов. На строительство фабрики было дано 4000 рублей.

The_granted_Letter_for_Lomonosov_on_possession_in_Ust_Rudici
На фото: жалованная грамота

Ломоносов сам выбрал место для строительства фабрики около тонких и чистых ямбургских песков. Эти пески настолько славились своей чистотой, что за несколько лет до организации фабрики английские купцы хотели вывозить этот песок в Англию для продажи английским стекольным заводам. Но вывоз песка был запрещен русским правительством.
Фабрику решили ставить на краю большого леса, который мог пойти на топливо и для пережигания на золу. Во времена Ломоносова для стекла употреблялась зола или сода, которую покупали за границей. Но сода была еще слишком дорога, поэтому предпочитали золу. Только за год до смерти Ломоносова русский академик Н. Б. Лаксман доказал, что для варки стекла можно вместо соды применять глауберову соль (сульфат натрия).

Фабрика начала строиться при слиянии двух рек — Рудицы, которая имела быстрое течение, и Каваши. Течение Рудицы давало возможность механизировать производство. Ни пара, ни электричества во времена Ломоносова люди еще не знали, поэтому пользовались силою воды. Крепкая плотина, сложенная из «Тарасов, набитых глиною и каменьями», перегораживала речку Рудицу. Вода с этой плотины приводила в движение три колеса мельницы: «первое для двух рам пильных, чтобы пилить доски к фабричному строению и впредь для пристроек, починок и ящиков под материалы. Второе колесо для машин, которыми молоть, толочь и мешать материалы в стекло потребные, и шлифовать мозаику. Третьим колесом ходят жернова для молотья хлеба, на котором содержат фабричных людей».

Цехи фабрики, станки, инструменты и различные приспособления — все делалось по разработанным проектам ученого-практика. Только благодаря упорному труду и постоянным хлопотам Ломоносова фабрика начала работать. И тут необходимо сказать, что не желание угодить правительству и не жажда наживы положена в основу этого дела, а патриотическое стремление Ломоносова наладить в России новое производство.

Благодаря работам, проделанным в Петербургской химической лаборатории, производство цветных смальт для мозаики было легко налажено в Рудице. Производить же галантерею оказалось гораздо труднее и сложнее за отсутствием опыта. Для этого пришлось построить химическую лабораторию при фабрике. Эта лаборатория, занимавшая лучшее здание в Усть-Рудице, имела ведущее значение для всех работ. Такая постановка дела, при которой исследовательская научная работа руководила промышленным производством, в то время была единственным примером в мире.

Ломоносов был действительно создателем науки о стекле. Все производство было пронизано новаторством. Сырье, красители, продукция фабрик, рецепты и методы производства — все было новым, нигде раньше не применявшимся. Печи, горшки для варки, машины и станки постоянно совершенствовались для обработки различных изделий.

Мировой известностью пользовались изделия ломоносовской фабрики. Здесь в первую очередь стали вырабатывать бусы, бисер, стеклярус и мозаичные смальты. Через год появились граненые камни, подвески, брошки, запонки. А еще через год уже выделывали туалетные и письменные приборы, столовые и чайные сервизы из разноцветного стекла. Затем стали выпускать разные дутые фигуры и шары для украшения садов. С каждым годом увеличивался список изделий, изготовленных на фабрике — появились доски для столов из сплавов, подражающих яшме и другим цветным камням, делались имитации драгоценных камней.

Сохранилось правдоподобное предание о том, что Ломоносов в пору его увлечения стекольным делом носил камзол со стеклянными пуговицами, намеренно вызывая удивление окружающих.

Усть-Рудицкая фабрика не приносила доходов Ломоносову, потому что он не был заинтересован в наживе и эта сторона дела его мало интересовала. После его смерти фабрикой руководила его жена, а после ее кончины фабрика была уничтожена пожаром. Остатки производства лежали в земле под развалинами в течение почти двух столетий. И только в период 1949-1953 гг. на месте усадьбы работала археологическая экспедиция Академии наук СССР под руководством академика В.В.Данилевского, которой удалось установить местонахождение фабрики Ломоносова. Из земли были извлечены отдельные части машин, лабораторного и технологического оборудования, стеклоплавильные тигли, металлические инструменты и многие образцы стеклянных изделий.

В архиве Ломоносова найдена грамота, выданная сенатом Ломоносову на владение землей в Капорском уезде, где была фабрика. Листы этой грамоты обрамлены исполненными под руководством Ломоносова акварельными миниатюрами, изображающими отдельные производственные процессы и общий вид фабрики.

Эта находка в сочетании с материалами раскопок позволила в точности восстановить вид построек и всю планировку ломоносовского предприятия. Воспроизведенная по этим данным модель Усть-Рудицкой фабрики выставлена в музее имени М. В. Ломоносова в С.Петербурге, в здании Академии наук СССР.

Источник

Задание 2.

М.В. Ломоносов родился в 1711 году. Напиши, кто правил в России в то время.

Какие преобразования, проведенные этим человеком в нашей стране, сыграли большую роль в судьбе Ломоносова? Запиши ответ.

Ответ:

В 1711 году родился будущий император Российской Империи – Пётр Великий.

Создание академии наук, утверждение нового алфавита, открытие новых типографий, помогающих научной деятельности, открытие математических, инженерных и навигационных школ – все эти преобразования, проведенные Петром Первым, сыграли большую роль в судьбе М. Ломоносова.

Задание 3.

Мама Серёжи и Нади предлагает тебе решить, верны ли эти утверждения. Обведи «Да» или «Нет».

Пояснение:

  1. М.В. Ломоносов происходил из богатой дворянской семьи. (Неверно). М.В. Ломоносов происходил из обычной крестьянской семьи.
  2. В 1730 году Ломоносов с рыбным обозом отправился в Москву, чтобы постигать науки. (Верно).
  3. В 1735 году Ломоносова как одного из лучших учеников отправили на учебу в Петербург. (Верно).
  4. По предложению М.В. Ломоносова в 1755 году в Петербурге был открыт университет. (Неверно). По предложению М.В. Ломоносова в 1755 году был открыт Московский университет.
  5. Под руководством М.В. Ломоносова была построена фабрика цветного стекла. (Верно).
  6. Ломоносов открыл атмосферу на планете Сатурн. (Неверно). Ломоносов открыл атмосферу на планете Венера.

Ответ:

Нет; Да; Да; Нет; Да; Нет

Стекло известно человечеству с давних времён. Различные украшения, предметы роскоши из стекла делали тысячелетия назад. Материалом для них служили непрозрачные, а часто и окрашенные стёкла. Обычно, стёкла получались грязно-зелёного цвета из-за примесей различных металлов, которые находятся в песке, мраморе и других материалах, используемых при варке стекла. Изготовить прозрачное стекло было существенно сложнее, чем цветное.Для этого были необходимы чистые материалы. Если при варке стекла добавляли какие-либо металлы, то оно приобретало соответствующую окраску. Рецепты варки цветного стекла держался в секрете и передавался по наследству.

Технология изготовления цветного стекла была известна и в Древне Руси. Она была получена из Византии и использовалась, как правило, при украшении церквей. Но в XIII-XIV веках технология была утеряна, что многие современные историки связывают с завоеванием Руси татаро-монголами.

Честь восстановления технологии производства цветного стекла и создания промышленного стекольного производства в России принадлежит великому русскому учёному Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Михайло (Михаил) Васильевич Ломоносов родился 8 (19 — по новому стилю) ноября 1711 г. на Курострове — одном из больших островов Се­верной Двины, против города Холмогор, в 75 км от Архангельска.

Им было проведено множество опытов по созданию раз­личных сортов цветного стекла. С одной стороны, его работа по изготов­лению цветных и непрозрачных стёкол была связана с теоретическими исследованиями по оптике и физиологии зрения. С другой стороны, Ломоносов стремился заложить основы нового (или, вернее, забытого со времен древней Руси) производства смальты (цветной стеклянной мас­сы) для мозаики. Первую мозаичную картину Ломоносов изготовил в 1752 г.

Об этой двойной цели своих экспериментов Ломоносов писал Л. Эй­леру в 1754 г.: «В течение трех лет я был весь погружен в физико-хими­ческие испытания, касающиеся учения о цветах. И труд мой оказался не бесплодным, так как почти три тысячи опытов, сделанных для вос­произведения разных цветов в стеклах, дали не только огромный мате­риал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик».

Одной из трудных проблем, с которыми столкнулся Ломоносов в процессе своих опытов, была проблема красителей. Необходимо было изготовлять красители разных цветов и оттенков.

До опытов Ломоносова по технологии производства стекла за границей и в России существовало очень немного красителей для стекла. Ломоносов расши­рил палитру красителей, применив при этом строго научный метод. Та­ким образом он сумел получить большую гамму цветов и оттенков окрашенных стёкол.

Для выплавки цветного стекла необходимо было иметь специальные печи и огнеупорные тигли. Эту задачу Ломоносов также успешно разре­шил и стал изготовлять плавильные тигли (до этого они обычно ввози­лись из Германии). При варке стекла необходимо учитывать темпера­туру в стекловаренной печи. Ломоносов разработал для этой цели конструкцию пирометра (прибор для измерения высоких температур). Кроме цветного стекла, Ломоносов изготовлял оптические стёкла для линз телескопов и других приборов.

В 1752 г. Ломоносов возбудил ходатайство о предоставлении ему участка земли и необходимой рабочей силы для организации стекольной «фабрики». Там должны были изготовляться различные сорта цветного стекла для мозаики, а также для выделки стекляруса, бисера «и всяких других галантерейных вещей и уборов», до тех пор ввозившихся из-за границы. В 1753 г. Ломоносову был «пожалован» участок земли у дерев­ни Усть-Рудицы в 25 км от Ораниенбаума, на быстрой речке Рудице, Ломоносов сразу же приступил к постройке Усть-Рудицкой фабрики. Место было выбрано удачно. Здесь имелось всё необходимое для работы будущей фабрики — вода, лес и кварцевый песок, пригодный для варки стекла.

Бисерное пано с видом на Усть-Рудницкую фабрику

Стекольные заводы в XVIII в. были довольно примитивны по своему устройству. Они представляли собой деревянные амбары, где находи­лись печи для варки стекла и иное оборудование. Последнее было настолько несложным, что завод легко было перенести на новое место, если ощущался недостаток топлива или сырья (песка, извести и т.д.).

Ломоносовская фабрика в Усть-Рудице имела мало сходства с таки­ми предприятиями, разве только напоминала их своими размерами и планировкой. Во всём остальном она являлась оригинальным творением Ломоносова, разработавшим как новые технологические процессы, так и оборудование.

Начиная строительство здания фабрики и жилых помещений, Ломо­носов организовал изготовление кирпича, затем построил три вододействующие установки:

1) «мельницу» для распиловки дерева на доски;

2) фабричную установку, включающую механизмы, «которыми молоть, толочь и мешать материалы, в стекло потребные, и шлифовать мозаику»;

3) мукомольную мельницу для снабжения фабричных людей мукой.

Для водохранилища Усть-Рудицкой фабрики была сооружена плотина длиной 65 м, высотой более 3 мшириной более 4 м, со шлюзами и «воротами». Хотя применение водяных двигателей в заводском произ­водстве ХVIII в. было обычным явлением, но как раз в стекольном производстве они применялись редко.

Печи на фабрике строились по чертежам Ломоносова. Им же были сконструированы и изготовлены станки и инструменты, необходимые для производственного процесса.

Об этом мы узнаем, например, из донесения учёного в канцелярию Академии наук от 22 мая 1753 г.:

«…Потребны некоторые инструменты, мною вновь изобретённые для ускорения работ, а особливо станок для формовки стеклянных четырех­гранных брусков к мозаике и другие машины, которых нигде купить нельзя, затем, что их нигде нет, а инструментальные художники (масте­ра) при Академии наук оные инструменты по моему указанию могут способно делать».

Из всех видов усть-рудицкой продукции труднее всего было нала­дить изготовление бисера. Сделанная по указанию Ломоносова машина для производства бисера вначале его не удовлетворяла, и только после того, как эта машина была усовершенствована, учёный с радостью сооб­щил: «Ныне сыскал я надёжный способ делать бисер, пронизки (стеклянные бусы) и стек­лярус скорым способом, так что могу удовольствовать будущего, 1761 года, оным здешнюю коммерцию».

На Усть-Рудицкой фабрике применялось такое количество разнооб­разных инструментов, что, по словам Ломоносова, «для их множества и мелкости» требовался особый пространный реестр, составление кото­рого пришлось поручить бухгалтеру.

В рапорте от октября 1755 г. в Контору мануфактур-коллегии Ломо­носов сообщал, что на его фабрике работали управитель Иван Цильх (брат жены Ломоносова), Матвей Васильев и Ефим Мельников, принятые из «живописных учени­ков» Академии наук, изготовлявшие мозаику и обучающие этому искус­ству других; выдувальщики Тимофей Григорьев и Ефим Мельников, делающие трубочки для бисера и стекляруса; гончар Петр Андреев; заготовитель материалов Андрей Яковлев; бисерник Михаиле Филиппов; пронизочник Андрей Никитин; Кирилл Матвеев, изготовлявший четы­рехугольные куски массы для мозаики; Григорий Ефимов — граниль­щик, отделывавший мозаичные композиции; рисовальщик Игнат Петров, делавший цветы из финифти (эмали); Михайло Филиппов 2-й, мастер кузнечного и слесарного дела; Дмитрий Иванов, мастер плотничного и столярного дела, надзиравший также за работой шлифовальной «мель­ницы» и лесопилки.

Получив возможность проверять на своей фабрике результаты пре­дыдущих лабораторных опытов, Ломоносов продолжал совершенство­вать технологию производства цветного стекла и особенно смальты для мозаики.

Усть-Рудицкая фабрика изготовляла цветное стекло различного назначения. Сам Ломоносов называл её «фабрикой делания разноцвет­ных стекол и из них бисера, пронизок и стеклярусу и всяких галантерей­ных вещей и уборов». Здесь производилась столовая и парфюмерная посуда, всякие скульптурные изображения для украшения дворцов и са­дов, литые стеклянные столы, плиты, стекло для мозаичных работ, стек­лярус, бисер, бусы, галантерейные изделия: запонки, пугови­цы, камни к серьгам и т. д. Все эти изделия были очень высокого каче­ства.

Образцы цветного стекла, изготовленных на Усть-Рудницкой фабрики во времена М.В. Ломоносова

Особенно широко развернулась выработка разноцветных мозаичных составов с 1761 г. Составы вырабатывались Ломоносовым не обычными в то время ремесленными приёмами, а с учётом химических особенно­стей отдельных веществ, применявшихся для создания того или иного вида мозаики. Вот почему последующие специалисты по мозаике, рабо­тавшие в конце XVIII и в XIX в., не могли создать стёкол, подобных ло­моносовским.

Об этой важнейшей задаче своей фабрики Ломоносов писал неза­долго до смерти:

Я зрю здесь в радости довольствий общий вид,

Где Рудица, вьючись сквозь каменья, журчит;

Где действует вода, где действует и пламень,

Чтобы составить мне или превысить камень

Для сохранения геройских славных дел,

Что долг к Отечеству изобразить велел.

Ломоносов стремился в первую очередь создать картины «герой­ских славных дел» эпохи Петра I. По проекту Ломоносова намечалось построить большой монумент Петру I в Петропавловском соборе, укра­шенный изображениями важнейших событий первой четверти XVIII в. Ломоносов считал мозаику наилучшим изобразительным средством для того, чтобы увековечить эти исторические события для потомства.

Он предполагал создать мозаичные картины создания регулярной армии и флота при Петре, взятия Азова, основания Петербурга, Полтав­ской битвы, победы при Гангуте, наконец погребения Петра I.

В 1756 г. на правом берегу Мойки, в адмиралтейской части Петер­бурга, Ломоносовым была построена специальная мозаичная мастер­ская.

Сюда Ломоносов перевёл часть мастеров из Усть-Рудицы, а также других своих учеников в области «великого мозаичного дела», как сам он выражался. Среди мастеров-«мозаичистов» выделялись уже упомяну­тые выше Матвей Васильев, Ефим Мельников, а также Яков Шалауров и Филипп Нестеров, происходившие «из солдатских детей». Мозаичному искусству были обучены Ломоносовым и некоторые знакомые нам масте­ровые Усть-Рудицкой фабрики, например Игнат Петров и Андрей Ники­тин. Большую помощь в мозаичном деле оказывал Ломоносову и Иван Цильх.

На протяжении ряда лет из мозаичной мастерской Ломоносова выходили замечательные портреты Петра I и П.И. Шувалова (сейчас хранящиеся в Государственном Эрмитаже), царицы Елизаветы Петровны (Государственный Русский музей) и другие.

Мозаичный портрет Петра I. Работа ломоносовской мастерской (1760 г.). Государственный Эрмитаж

Здесь Ломоносов предполагал изготовить и картины для памятника Петру I. Он разработал ряд эскизов и составил описания этих картин. Однако закончить он успел лишь одну из них — знаменитую «Полтав­скую баталию» — крупнейшее произведение русского монументального мозаичного искусства.

Картина (с рамкой и ук­рашениями) имела 8,5 м в дли­ну и около 8 м в высоту. На картине изображён был пере­ломный момент Полтавской битвы. Русские переходят в на­ступление. Петр I и его бли­жайшие соратники возглавля­ют неудержимый порыв рус­ских войск.

Ломоносовская мозаика «Полтавская баталия»

Труды Ломоносова в моза­ичном искусстве приобрели из­вестность не только в России, но и за границей. В 1764 г. за свои заслуги в этой области он был избран почётным членом Болонской Академии наук. В «Учёных флорентийских ведо­мостях» была помещена специальная статья, посвящённая трудам Ломоносова по созда­нию цветного стекла и мозаич­ных картин.

После смерти Ломоносова Усть-Рудицкая фабрика пришла в упа­док и в 1768 г. была закрыта.

Ломоносовский проект памятника Петру I в Петропавловском собо­ре был отвергнут на том основании, что он будет мешать церковным процессиям и что вообще «Полтавской баталии» и другим картинам, намеченным Ломоносовым, «в том соборе быть неприлично».

«Мозаичная команда», куда входили Матвей Васильев, Ефим Мельников, Иван Цильх и другие ученики и помощники Ломоносова, числившаяся при «Канцелярии от строения» и состоявшая под началь­ством директора Академии художеств И.И. Бецкого, попала в крайне тяжелое положение.

Мозаичная мастерская М.В. Ломоносова. Портрет графа П.И. Шувалова, 1758 г.

Из основанной Ломоносовым мозаичной мастерской вышло еще не­сколько картин, но после ликвидации Усть-Рудицкой фабрики запасы смальты иссякли. Цильх ещё хлопотал о налаживании производства смальты для возобновления мозаичного дела, но все было напрасно. Талантливые русские мозаичисты, терпя жестокую нужду один за дру­гим преждевременно гибли. В 1786 г. «Контора строения е. и. в. домов и садов» доносила, что «ныне над мозаичным художеством остался один мастер Цильх и инструктор живописного художества Иван Вельский, а прочие померли».

Кроме производства различных сортов стекла, Ломоносов разрабо­тал состав фарфоровой массы. В технологию фарфора Ломоносов также ввёл многочисленные усовершенствования. Следует отметить, что в XVIII в. способы производства фарфора и в Западной Европе и на Во­стоке держались в строгом секрете. Работы по получению русского фарфора стали успешно вестись с 1744 г. прежде всего благодаря трудам Виноградова и Ломоносова. О деятельности бывшего товарища Ломоно­сова по учению Дмитрия Ивановича Виноградова необходимо сказать подробнее.

Виноградов принадлежал к той блестящей плеяде ученых, технологов, мастеров-изобретателей XVIII в., которые в разных концах нашей страны — в Петербурге, в Москве, на Урале, на Алтае — работали на благо родной страны. По настоянию Виноградова на Невских кирпич­ных заводах под Петербургом была основана в 1745 г. «Невская порцелянная мануфактура».

Примечание:

«Порцеляном» или «порцелином» в то время называли фарфор.

Д.И. Виноградов был первым, кто поставил опыты по производству фарфора на строго научную почву. «Дело порцеляна химию за осно­вание и за главнейшего своего предводителя имеет»,— писал он. Виноградов испытывал новые сорта глины, изменял методы приготовления фарфоровой массы, улучшал конструкции печей. Всё более совер­шенной становилась продукция фарфорового завода, всё более глубоко проникала пытливая мысль Виноградова в научную сторону дела. В 1752 г. он написал ценную рукопись «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оный в России при С.-Петербурге делаетца, купно с показанием всех к тому принадлежащих работ».

Фарфоровая табакерка работы Д.И. Виноградова, 1752 г. Государственный Эрмитаж

Виноградов не мог поделиться с Ломоносовым своим опытом или спросить его совета, так как барон И.А. Черкасов, которому был под­чинен Виноградов, строго приказал сохранять составы фарфоровой массы в секрете. Сановники, сменившие Черкасова по управлению фарфо­ровой мануфактурой, также не спешили использовать достижения Ломоносова по изучению фарфора. Лишь в 1762 г., через три с полови­ной года после смерти Виноградова, сенат назначил Ломоносова дирек­тором фарфоровой мануфактуры, но через месяц отменил свое решение.

Ломоносов начал свои исследо­вания по технологии производства фарфора позже Виноградова (в кон­це 40-х — начале 50-х годов XVIII в.). В 1750 г. Ломоносов, занимавшийся тогда вопросами изго­товления фарфоровой массы, писал в Академию наук:

«Ежели канцелярия Академии наук заблагорассудит, чтобы я в де­лании фарфора мог иметь большие успехи, то надлежит в лаборатории построить особливую печку из бело­го гжельского кирпича».

К сожалению, Ломоносов вы­нужден был вести свои исследова­ния по фарфору независимо от Ви­ноградова. Фарфоровая масса, по­лученная Ломоносовым, отличалась по составу от массы, полученной Ви­ноградовым.

Изучая свойства и способы производства стекла, Михаил Васильевич Ломоносов создал новую науку – физическую химию в современном её понимании. Кроме того, им была разработана и успешно внедрена научная методика эксперимента со строгим постоянством условий проведения опытов. Он провёл уникальное для своего времени научное исследование влияния различных веществ на свойства стекла и внедрил методику варки цветных стёкол.

отсюда

ПРОЧЕСТЬ ПРАВИЛА ПРИЕМА ЗАКАЗОВ

Цветное стекло и М.В.Ломоносов

27.05.2014

Цветное стекло не всегда было прозрачнымКак ни странно это прозвучит для современных людей, а цветное стекло появилось раньше, чем привычное нам белое. Многочисленные декоративные изделия – вазы и чаши, украшения и прочее – на заре производства стекла делали как раз из цветного, к тому же, зачастую непрозрачного стекла. В соответствии с существующими в те давние времена технологиями сварить цветной состав, из которого в будущем получалось стекло, было гораздо проще, чем заниматься его же очищением.

Откуда берется цвет

Самые первые образцы стекла содержали много примесей, за счет которых цвет его получался «грязным». Это были и железо, и  песок или мраморная пыль – в общем, все то, что указывало на компоненты, из которых изготавливали стекло. Однако очень скоро в стекло стали добавлять яркие красители, чтобы перекрыть непрезентабельные коричнево-зеленые оттенки, а значит,  придать готовым изделиям из стекла привлекательный внешний вид. Интересно также, что отсутствие прозрачности также имело под собой почву: чаще всего так делали для того, чтобы скрыть недостатки технологий – появляющиеся пузырьки и остатки песка, которые не проварился.

Стеклодувы передавали свои секреты только по наследствуС развитием стекольного дела цветное стекло становилось все более чистым, а цвета приобретали нужный мастеру оттенок. Есть несколько особенностей развития процесса в те времена:

  1. Существовали свои секреты, которые передавались только по наследству, а если стеклодув волею судеб оказывался бездетным, то и секрет его мастерства уходил вместе с ним. Такая ситуация немного затормозила развитие производства цветного стекла в средние века, а в целом, владение секретом производства цветного стекла становилось основой богатства.
  2. Еще одним своего рода тормозом прогресса в вопросе цветного стекловарения был тот факт, что крайне редко мастера-стеклодувы задавались вопросами, почему оттенок получается именно таким. А уж о том, чтобы экспериментировать, чаще всего никто и не думал, довольствуясь получаемыми результатами и возможностью продавать ровно окрашенные в нужный цвет изделия.

Иными словами, коммерческая ценность цветного стекла была важнее, чем продвижение технологий.

Ломоносов и цветное стекло

Ломоносов внес огромный вклад в развитие технологий производства цветного стекла и мозаикиВ истории стекла разных цветов прорыв наступил тогда, когда великий русский ученый Ломоносов заинтересовался его производством. Поскольку гений был одновременно и физиком, и химиком, и геологом, а кроме того, достиг высот и в других науках – минералогии и астрономии,  – он углубился в технологии. Историки считают, что разноцветное стекло поначалу было страстью Ломоносова, он очень хотел раскрыть все его секреты и подарить человечеству возможность менять цвета так, как этого требует то или иное изделие. Характерным было также и то, что ученый не собирался обогатиться за счет своих открытий, все его помыслы в данном случае были направлены на то, чтобы служить своей стране.

Как это часто бывает, стремления ученого немного не совпадали с мнением Академии наук России. Известно, что в те годы (1752–1753) ученых такого уровня в стране не было, а сама Академия занималась рутинной работой, по сути, не имеющей ничего общего с прогрессом. Невежество и ханжество – вот как можно охарактеризовать 99% ее членов, тогда как Михаил Васильевич Ломоносов стремился опередить время. Однако упорство ученого позволило ему вести разработки в области химии цветного стекла, что впоследствии дало мощнейший толчок его развитию.

Наука и практика

Палитра цветов стекла огромнаЦелых семь лет Ломоносов добивался разрешения построить и оборудовать собственную лабораторию, причем трижды ему было отказано в этом. После обращения ученого к Сенату и при его полной поддержке лаборатория наконец-то была построена и оборудована, а Ломоносов смог заняться своими опытами в сфере цветного стекла. Находилась лаборатория в Петербурге, на Васильевском острове, а по стечению обстоятельств участок, выделенный для ее строительства, назывался ботаническим огородом. Возвращаясь к самому цветному стеклу, нужно сказать, что ученый взялся за дело с впечатляющим рвением, и за три года с момента открытия своего детища успел сварить более четырех тысяч образцов цветного стекла.

Великий ученый проявил поистине научный подход: каждый результат, будь он удачным или нет, он скрупулезно записывал в журналы, часть из которых сохранилась и сегодня. Основным направлением деятельности Ломоносова было влияние металлов на цвет стекла, а также изучение способов получения прозрачного стекла. Не остановившись на достигнутом, Михаил Васильевич Ломоносов внес свой вклад в развитие мозаики, а если говорить о России, то именно с него и началось ее производство в нашей стране.

Цветное стекло в интерьере

Интересный интерьер с применением цветного стеклаВ современном представлении цветное стекло не вызывает никакого удивления, являясь неотъемлемой частью жизни. Изделия из стекла встречаются не только в качестве декоративных дополнений, но также отлично комбинируются с мебелью, монтируются в двери, оконные проемы. В последние годы именно благодаря стеклу ведущие дизайнеры создают интерьеры, которые вызывают настоящее восхищение. Особенно интересно цветное стекло выглядит в отделке зимних садов, террас, гостиных с выходом на улицу. Помимо причудливой игры цвета посредством проникновения в помещение солнечных лучей, конструкции и изделия из цветных стекол вносят свою гармонию в отделку помещения, создавая яркие акценты и тем самым поднимая настроение жильцам.

Стекло известно человечеству с давних времён. Различные украшения, предметы роскоши из стекла делали тысячелетия назад. Материалом для них служили непрозрачные, а часто и окрашенные стёкла. Обычно, стёкла получались грязно-зелёного цвета из-за примесей различных металлов, которые находятся в песке, мраморе и других материалах, используемых при варке стекла. Изготовить прозрачное стекло было существенно сложнее, чем цветное.Для этого были необходимы чистые материалы. Если при варке стекла добавляли какие-либо металлы, то оно приобретало соответствующую окраску. Рецепты варки цветного стекла держался в секрете и передавался по наследству.

Технология изготовления цветного стекла была известна и в Древне Руси. Она была получена из Византии и использовалась, как правило, при украшении церквей. Но в XIII-XIV веках технология была утеряна, что многие современные историки связывают с завоеванием Руси татаро-монголами.

Честь восстановления технологии производства цветного стекла и создания промышленного стекольного производства в России принадлежит великому русскому учёному Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Михайло (Михаил) Васильевич Ломоносов родился 8 (19 — по новому стилю) ноября 1711 г. на Курострове — одном из больших островов Се­верной Двины, против города Холмогор, в 75 км от Архангельска.

Михаил Васильевич Ломоносов

Им было проведено множество опытов по созданию раз­личных сортов цветного стекла. С одной стороны, его работа по изготов­лению цветных и непрозрачных стёкол была связана с теоретическими исследованиями по оптике и физиологии зрения. С другой стороны, Ломоносов стремился заложить основы нового (или, вернее, забытого со времен древней Руси) производства смальты (цветной стеклянной мас­сы) для мозаики. Первую мозаичную картину Ломоносов изготовил в 1752 г.

Об этой двойной цели своих экспериментов Ломоносов писал Л. Эй­леру в 1754 г.: «В течение трех лет я был весь погружен в физико-хими­ческие испытания, касающиеся учения о цветах. И труд мой оказался не бесплодным, так как почти три тысячи опытов, сделанных для вос­произведения разных цветов в стеклах, дали не только огромный мате­риал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик».

Одной из трудных проблем, с которыми столкнулся Ломоносов в процессе своих опытов, была проблема красителей. Необходимо было изготовлять красители разных цветов и оттенков.

До опытов Ломоносова по технологии производства стекла за границей и в России существовало очень немного красителей для стекла. Ломоносов расши­рил палитру красителей, применив при этом строго научный метод. Та­ким образом он сумел получить большую гамму цветов и оттенков окрашенных стёкол.

Для выплавки цветного стекла необходимо было иметь специальные печи и огнеупорные тигли. Эту задачу Ломоносов также успешно разре­шил и стал изготовлять плавильные тигли (до этого они обычно ввози­лись из Германии). При варке стекла необходимо учитывать темпера­туру в стекловаренной печи. Ломоносов разработал для этой цели конструкцию пирометра (прибор для измерения высоких температур). Кроме цветного стекла, Ломоносов изготовлял оптические стёкла для линз телескопов и других приборов.

В 1752 г. Ломоносов возбудил ходатайство о предоставлении ему участка земли и необходимой рабочей силы для организации стекольной «фабрики». Там должны были изготовляться различные сорта цветного стекла для мозаики, а также для выделки стекляруса, бисера «и всяких других галантерейных вещей и уборов», до тех пор ввозившихся из-за границы. В 1753 г. Ломоносову был «пожалован» участок земли у дерев­ни Усть-Рудицы в 25 км от Ораниенбаума, на быстрой речке Рудице, Ломоносов сразу же приступил к постройке Усть-Рудицкой фабрики. Место было выбрано удачно. Здесь имелось всё необходимое для работы будущей фабрики — вода, лес и кварцевый песок, пригодный для варки стекла.

Бисерное пано с видом на Усть-Рудницкую фабрику

Бисерное пано с видом на Усть-Рудницкую фабрику

Стекольные заводы в XVIII в. были довольно примитивны по своему устройству. Они представляли собой деревянные амбары, где находи­лись печи для варки стекла и иное оборудование. Последнее было настолько несложным, что завод легко было перенести на новое место, если ощущался недостаток топлива или сырья (песка, извести и т.д.).

Ломоносовская фабрика в Усть-Рудице имела мало сходства с таки­ми предприятиями, разве только напоминала их своими размерами и планировкой. Во всём остальном она являлась оригинальным творением Ломоносова, разработавшим как новые технологические процессы, так и оборудование.

Начиная строительство здания фабрики и жилых помещений, Ломо­носов организовал изготовление кирпича, затем построил три вододействующие установки:

1) «мельницу» для распиловки дерева на доски;

2) фабричную установку, включающую механизмы, «которыми молоть, толочь и мешать материалы, в стекло потребные, и шлифовать мозаику»;

3) мукомольную мельницу для снабжения фабричных людей мукой.

Для водохранилища Усть-Рудицкой фабрики была сооружена плотина длиной 65 м, высотой более 3 м, шириной более 4 м, со шлюзами и «воротами». Хотя применение водяных двигателей в заводском произ­водстве ХVIII в. было обычным явлением, но как раз в стекольном производстве они применялись редко.

Печи на фабрике строились по чертежам Ломоносова. Им же были сконструированы и изготовлены станки и инструменты, необходимые для производственного процесса.

Об этом мы узнаем, например, из донесения учёного в канцелярию Академии наук от 22 мая 1753 г.:

«…Потребны некоторые инструменты, мною вновь изобретённые для ускорения работ, а особливо станок для формовки стеклянных четырех­гранных брусков к мозаике и другие машины, которых нигде купить нельзя, затем, что их нигде нет, а инструментальные художники (масте­ра) при Академии наук оные инструменты по моему указанию могут способно делать».

Из всех видов усть-рудицкой продукции труднее всего было нала­дить изготовление бисера. Сделанная по указанию Ломоносова машина для производства бисера вначале его не удовлетворяла, и только после того, как эта машина была усовершенствована, учёный с радостью сооб­щил: «Ныне сыскал я надёжный способ делать бисер, пронизки (стеклянные бусы) и стек­лярус скорым способом, так что могу удовольствовать будущего, 1761 года, оным здешнюю коммерцию».

На Усть-Рудицкой фабрике применялось такое количество разнооб­разных инструментов, что, по словам Ломоносова, «для их множества и мелкости» требовался особый пространный реестр, составление кото­рого пришлось поручить бухгалтеру.

В рапорте от октября 1755 г. в Контору мануфактур-коллегии Ломо­носов сообщал, что на его фабрике работали управитель Иван Цильх (брат жены Ломоносова), Матвей Васильев и Ефим Мельников, принятые из «живописных учени­ков» Академии наук, изготовлявшие мозаику и обучающие этому искус­ству других; выдувальщики Тимофей Григорьев и Ефим Мельников, делающие трубочки для бисера и стекляруса; гончар Петр Андреев; заготовитель материалов Андрей Яковлев; бисерник Михаиле Филиппов; пронизочник Андрей Никитин; Кирилл Матвеев, изготовлявший четы­рехугольные куски массы для мозаики; Григорий Ефимов — граниль­щик, отделывавший мозаичные композиции; рисовальщик Игнат Петров, делавший цветы из финифти (эмали); Михайло Филиппов 2-й, мастер кузнечного и слесарного дела; Дмитрий Иванов, мастер плотничного и столярного дела, надзиравший также за работой шлифовальной «мель­ницы» и лесопилки.

Получив возможность проверять на своей фабрике результаты пре­дыдущих лабораторных опытов, Ломоносов продолжал совершенство­вать технологию производства цветного стекла и особенно смальты для мозаики.

Усть-Рудицкая фабрика изготовляла цветное стекло различного назначения. Сам Ломоносов называл её «фабрикой делания разноцвет­ных стекол и из них бисера, пронизок и стеклярусу и всяких галантерей­ных вещей и уборов». Здесь производилась столовая и парфюмерная посуда, всякие скульптурные изображения для украшения дворцов и са­дов, литые стеклянные столы, плиты, стекло для мозаичных работ, стек­лярус, бисер, бусы, галантерейные изделия: запонки, пугови­цы, камни к серьгам и т. д. Все эти изделия были очень высокого каче­ства.

Образцы цветного стекла, изготовленных на Усть-Рудницкой фабрики во времена М.В. Ломоносова

Образцы цветного стекла, изготовленных на Усть-Рудницкой фабрики во времена М.В. Ломоносова

Особенно широко развернулась выработка разноцветных мозаичных составов с 1761 г. Составы вырабатывались Ломоносовым не обычными в то время ремесленными приёмами, а с учётом химических особенно­стей отдельных веществ, применявшихся для создания того или иного вида мозаики. Вот почему последующие специалисты по мозаике, рабо­тавшие в конце XVIII и в XIX в., не могли создать стёкол, подобных ло­моносовским.

Об этой важнейшей задаче своей фабрики Ломоносов писал неза­долго до смерти:

Я зрю здесь в радости довольствий общий вид,

Где Рудица, вьючись сквозь каменья, журчит;

Где действует вода, где действует и пламень,

Чтобы составить мне или превысить камень

Для сохранения геройских славных дел,

Что долг к Отечеству изобразить велел.

Ломоносов стремился в первую очередь создать картины «герой­ских славных дел» эпохи Петра I. По проекту Ломоносова намечалось построить большой монумент Петру I в Петропавловском соборе, укра­шенный изображениями важнейших событий первой четверти XVIII в. Ломоносов считал мозаику наилучшим изобразительным средством для того, чтобы увековечить эти исторические события для потомства.

Он предполагал создать мозаичные картины создания регулярной армии и флота при Петре, взятия Азова, основания Петербурга, Полтав­ской битвы, победы при Гангуте, наконец погребения Петра I.

В 1756 г. на правом берегу Мойки, в адмиралтейской части Петер­бурга, Ломоносовым была построена специальная мозаичная мастер­ская.

Сюда Ломоносов перевёл часть мастеров из Усть-Рудицы, а также других своих учеников в области «великого мозаичного дела», как сам он выражался. Среди мастеров-«мозаичистов» выделялись уже упомяну­тые выше Матвей Васильев, Ефим Мельников, а также Яков Шалауров и Филипп Нестеров, происходившие «из солдатских детей». Мозаичному искусству были обучены Ломоносовым и некоторые знакомые нам масте­ровые Усть-Рудицкой фабрики, например Игнат Петров и Андрей Ники­тин. Большую помощь в мозаичном деле оказывал Ломоносову и Иван Цильх.

На протяжении ряда лет из мозаичной мастерской Ломоносова выходили замечательные портреты Петра I и П.И. Шувалова (сейчас хранящиеся в Государственном Эрмитаже), царицы Елизаветы Петровны (Государственный Русский музей) и другие.

Мозаичный портрет Петра I. Работа ломоносовской мастерской (1760 г.). Государственный Эрмитаж

Мозаичный портрет Петра I. Работа ломоносовской мастерской (1760 г.). Государственный Эрмитаж

Здесь Ломоносов предполагал изготовить и картины для памятника Петру I. Он разработал ряд эскизов и составил описания этих картин. Однако закончить он успел лишь одну из них — знаменитую «Полтав­скую баталию» — крупнейшее произведение русского монументального мозаичного искусства.

Картина (с рамкой и ук­рашениями) имела 8,5 м в дли­ну и около 8 м в высоту. На картине изображён был пере­ломный момент Полтавской битвы. Русские переходят в на­ступление. Петр I и его бли­жайшие соратники возглавля­ют неудержимый порыв рус­ских войск.

Ломоносовская мозаика

Ломоносовская мозаика «Полтавская баталия»

Труды Ломоносова в моза­ичном искусстве приобрели из­вестность не только в России, но и за границей. В 1764 г. за свои заслуги в этой области он был избран почётным членом Болонской Академии наук. В «Учёных флорентийских ведо­мостях» была помещена специальная статья, посвящённая трудам Ломоносова по созда­нию цветного стекла и мозаич­ных картин.

После смерти Ломоносова Усть-Рудицкая фабрика пришла в упа­док и в 1768 г. была закрыта.

Ломоносовский проект памятника Петру I в Петропавловском собо­ре был отвергнут на том основании, что он будет мешать церковным процессиям и что вообще «Полтавской баталии» и другим картинам, намеченным Ломоносовым, «в том соборе быть неприлично».

«Мозаичная команда», куда входили Матвей Васильев, Ефим Мельников, Иван Цильх и другие ученики и помощники Ломоносова, числившаяся при «Канцелярии от строения» и состоявшая под началь­ством директора Академии художеств И.И. Бецкого, попала в крайне тяжелое положение.

Мозаичная мастерская М.В. Ломоносова. Портрет графа П.И. Шувалова, 1758 г.

Мозаичная мастерская М.В. Ломоносова. Портрет графа П.И. Шувалова, 1758 г.

Из основанной Ломоносовым мозаичной мастерской вышло еще не­сколько картин, но после ликвидации Усть-Рудицкой фабрики запасы смальты иссякли. Цильх ещё хлопотал о налаживании производства смальты для возобновления мозаичного дела, но все было напрасно. Талантливые русские мозаичисты, терпя жестокую нужду один за дру­гим преждевременно гибли. В 1786 г. «Контора строения е. и. в. домов и садов» доносила, что «ныне над мозаичным художеством остался один мастер Цильх и инструктор живописного художества Иван Вельский, а прочие померли».

Кроме производства различных сортов стекла, Ломоносов разрабо­тал состав фарфоровой массы. В технологию фарфора Ломоносов также ввёл многочисленные усовершенствования. Следует отметить, что в XVIII в. способы производства фарфора и в Западной Европе и на Во­стоке держались в строгом секрете. Работы по получению русского фарфора стали успешно вестись с 1744 г. прежде всего благодаря трудам Виноградова и Ломоносова. О деятельности бывшего товарища Ломоно­сова по учению Дмитрия Ивановича Виноградова необходимо сказать подробнее.

Виноградов принадлежал к той блестящей плеяде ученых, технологов, мастеров-изобретателей XVIII в., которые в разных концах нашей страны — в Петербурге, в Москве, на Урале, на Алтае — работали на благо родной страны. По настоянию Виноградова на Невских кирпич­ных заводах под Петербургом была основана в 1745 г. «Невская порцелянная мануфактура».

Примечание:

«Порцеляном» или «порцелином» в то время называли фарфор.

Д.И. Виноградов был первым, кто поставил опыты по производству фарфора на строго научную почву. «Дело порцеляна химию за осно­вание и за главнейшего своего предводителя имеет»,— писал он. Виноградов испытывал новые сорта глины, изменял методы приготовления фарфоровой массы, улучшал конструкции печей. Всё более совер­шенной становилась продукция фарфорового завода, всё более глубоко проникала пытливая мысль Виноградова в научную сторону дела. В 1752 г. он написал ценную рукопись «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оный в России при С.-Петербурге делаетца, купно с показанием всех к тому принадлежащих работ».

Фарфоровая табакерка работы Д.И. Виноградова, 1752 г. Государственный Эрмитаж

Фарфоровая табакерка работы Д.И. Виноградова, 1752 г. Государственный Эрмитаж

Виноградов не мог поделиться с Ломоносовым своим опытом или спросить его совета, так как барон И.А. Черкасов, которому был под­чинен Виноградов, строго приказал сохранять составы фарфоровой массы в секрете. Сановники, сменившие Черкасова по управлению фарфо­ровой мануфактурой, также не спешили использовать достижения Ломоносова по изучению фарфора. Лишь в 1762 г., через три с полови­ной года после смерти Виноградова, сенат назначил Ломоносова дирек­тором фарфоровой мануфактуры, но через месяц отменил свое решение.

Ломоносов начал свои исследо­вания по технологии производства фарфора позже Виноградова (в кон­це 40-х — начале 50-х годов XVIII в.). В 1750 г. Ломоносов, занимавшийся тогда вопросами изго­товления фарфоровой массы, писал в Академию наук:

«Ежели канцелярия Академии наук заблагорассудит, чтобы я в де­лании фарфора мог иметь большие успехи, то надлежит в лаборатории построить особливую печку из бело­го гжельского кирпича».

К сожалению, Ломоносов вы­нужден был вести свои исследова­ния по фарфору независимо от Ви­ноградова. Фарфоровая масса, по­лученная Ломоносовым, отличалась по составу от массы, полученной Ви­ноградовым.

Изучая свойства и способы производства стекла, Михаил Васильевич Ломоносов создал новую науку – физическую химию в современном её понимании. Кроме того, им была разработана и успешно внедрена научная методика эксперимента со строгим постоянством условий проведения опытов. Он провёл уникальное для своего времени научное исследование влияния различных веществ на свойства стекла и внедрил методику варки цветных стёкол.

Литература:

  1. В.С. Виргинский. Творцы новой техники в крепостной России.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1962

Источник

Обновлено: 24.04.2023

Безусловно, стекло варили и до него — причем не одно столетие. Прозрачное, цветное — второе встречалось гораздо чаще, поскольку окрас удачно скрывал неизбежные пузырьки и дефекты.

Михаил Васильевич первым подвел под процесс выплавления стекла научную базу и метод.

С того момента, когда в 1748 году после нескольких лет хождения по инстанциям открылась химическая лаборатория, оснащенная оборудованием по ломоносовским чертежам, Михаил Васильевич рьяно принялся за дело и провел со стеклом порядка 4000 (!) опытов. Применив свои знаменитые способности великого систематизатора, ведя лабораторные журналы и строжайше соблюдая необходимые, согласно его методу, условия экспериментов: точную дозировку компонентов и последовательное изменение только одного из факторов, в то время как прочие показатели сохраняются неизменными.

В-третьих, Михаил Васильевич впервые четко сформулировал то, что лежит в основе всего современного стекольного производства: свойства конечного материала напрямую зависят от его состава. Варьируя состав, можно получать стекла, отличающиеся друг от друга как внешне — по цвету и светопрозрачности, — так и, скажем, по прочности.

Именно там, в ломоносовской лаборатории, были заложены основы физической химии, которая сейчас считается чуть ли не самым значительным разделом химии вообще. А кроме того, разработка рецептур, дающих гарантированный итоговый результат, сделала возможным и логичным производство стекла в промышленных целях и масштабах.

День работника стекольной промышленности отмечается в России 19 ноября. Дата была определена в 2000 году. Выбрали ее неспроста: именно в этот день родился М.В. Ломоносов — выдающийся российский ученый, сделавший немало в том числе и для отечественного стеклопроизводства.

Письмо о пользе стекла

Стекло — один из самых первых материалов, созданных человеком. Первые упоминания о его производстве датируются 650 г до нашей эры. Поэтому к изобретению стекла Ломоносов отношения не имеет. Тем не менее, этот человек подвел имеющийся процесс под научную основу.

Вскоре в химической лаборатории, созданной по чертежам ученого, начались опыты по производству стекла. Всего их было более 4000. Во время экспериментов исследователь записывал результаты в лабораторные журналы, фиксируя дозировку каждого из компонентов и их пропорции.

Фабрика

Ломоносов спланировал и сконструировал фабрику по производству стекла вблизи деревни Усть-Рудица. Он подобрал участок, расположенный возле чистых ямбургских песков и богатых лесов, что было важно для работы плавилен. Фабрика выпускала цветное стекло такой чистоты, которой не могли добиться в то время европейские производства.

Прошение М. В. Ломоносова об учреждении химической лаборатории, его план этой лаборатории и её макет. Музей М. В. Ломоносова. Санкт-Петербург.

Наука о стекле — один из наиболее важных разделов в естественнонаучном наследии Михаила Васильевича Ломоносова. Настоящая дисциплина, в современном понимании научно-исследовательских теории и практике, была основана именно им. Об этом говорят и методологические её особенности, дифференцированно — методики как таковые, и её роль в теории познания вообще. Наука эта родилась на стыке химии и физики, как область физико-химических исследований, то есть в пределах новой же науки — физической химии, опять же, в современном понимании того, что представляет собой она, с поправками на общие изменения в естествознании, — основанной М. В. Ломоносовым. Подход, который свойственен деятельности учёного в контексте исследований силикатов и, в частности стёкол, мало чем отличается от того, который имел место на протяжении более чем ста последовавших лет. Здесь имеется в виду и теоретическая сторона и особенности лабораторной практики, хорошо разработанной технологической базы. М. В. Ломоносовым проведено огромное количество исследований стёкол, он заложил основы производства цветных разновидностей этих материалов, им выработана методика варки смальт, которые получили применение в создании возрождённых им мозаик. [1]

Содержание

Лаборатория. Гипотеза, эксперимент, технология

В своей Химической лаборатории М. В. Ломоносов в 1752—1753 годах впервые за всю историю науки читал курс физической химии студентам академического университета. А разрешение на строительство этой лаборатории он смог получить только после трёхлетних усилий — это была первая научно-исследовательская и учебная лаборатория в России.

. без лаборатории принуждён только одним чтением химических книг и теориею довольствоваться, а практику почти вовсе оставить и для того от ней со временем отвыкнуть. — М. В. Ломоносов [1]

В октябре 1748 года, когда она, наконец, была построена, и получила оборудование, изготовленное по чертежам и проектам самого учёного, он начал проводить в ней экспериментальные исследования по химии и технологии силикатов, по обоснованию теории растворов, по обжигу металлов, а также — осуществлял пробы руд.

Возможную причину особого интереса учёного к стеклу высказывает Н. Н. Качалов, отмечая, что большинство исследователей склоняется к мнению об увиденных М. В. Ломоносовым в 1746 году итальянских мозаичных картинах, которые возбудили в нём желание во что бы то ни стало воспроизвести их. Другое мнение о природе этого интереса указывает: к решению задачи по изготовлению цветных стёкол его побудили увиденные в 1734 году в Киеве мозаики, однако Н. Н. Качалов напоминает, что сама эта поездка — факт недостоверный. В то же время, по его мнению, нельзя оставить без внимания близкое знакомство учёного со стёклами и другими силикатными расплавами в процессе изучения им технологии горнорудного и металлического дела, где шлаки занимают очень важное место — ведь именно в этой области он специализировался во время своей учёбы за границей. [1]

Учёный был очень хорошим систематизатором, что, конечно, сказывалось в последовательном ведении определённых изысканий, когда требовалось многие закономерности подчинять строгой системе, дабы они служить могли правильному развитию поиска, без возвращения к уже пройденным опытам, — пониманию существующих зависимостей. [4] [5] .

( фр. mosaïque , итал. mosaico от лат. (opus) musivum(произведение) посвящённое музам ) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты , керамических плиток и других материалов.

МОЗАИКИ ЛОМОНОСОВА

Мозаики М.В. Ломоносова — часть деятельности ученого, которая сочетает в себе продвижение двух важных и тесно взаимосвязанных направлений его творчества: развития основанной им науки о стекле и потребностей (мебель и т.д)

Мозаичная мастерская и фабрика.

Организация мозаичной мастерской и фабрики шла много успешней, чем — строительство первой лаборатории.

В специальной пристройке к его дому на Васильевском острове открывается мастерская для набора мозаичных картин, и в ней он начинает занятия с первыми своими учениками — художниками-мозаичистами Матвеем Васильевичем Васильевым и Ефимом Тихоновичем Мельниковым. А сам М.В.Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора.

М.В. Ломоносов в кратчайший срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями.

В химической лаборатории Ломоносов провел более четырех тысяч опытов и разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных (смальт) стекол.

Эту технологию он решил использовать для промышленного изготовления изделий из цветного стекла

В 1752 году Ломоносов получил земельный надел для строительства фабрики, которое началось в следующем году.

Недалеко от Ораниенбаума, в местечке Усть-Рудица М. В. Ломоносов построил фабрику цветного стекла и смальты, начавшую выпуск продукции в 1754 году.

На фабрике в Усть-Рудицах изготовлялась смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда и другие нужные в быту вещи.

«Пою перед Тобой в восторге похвалу

Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу

Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,

Любимо по всему земному ходит кругу.

Им красится народ в полунощных степях,

В его мастерской было создано сорок мозаик, из которых до наших дней сохранилось двадцать четыре.

В 1752 году он писал:

«Коль пользы от Стекла приобрело велики,

Доказывают то Финифти, Мозаики,

Которы в век хранят Геройских бодрость лиц,

Приятность нежную и красоту девиц,

Чрез множество веков себе подобны зрятся

В России XVIII-XIX века смальтой (шмальтой) нередко называли и сами мозаики целиком.

Читайте также:

      

  • Иван алексеевич бунин семья кратко
  •   

  • История банка русский стандарт кратко
  •   

  • Укажите причины специфического поведения личности в толпе которые называет автор текста кратко
  •   

  • Туризм в аргентине кратко
  •   

  • Слова против терроризма кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ивермек инструкция по применению для птицы в ветеринарии дозировка
  • Лоран инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Мануал мазда демио 1996 2002 скачать бесплатно
  • Тест на беременность frautest double control инструкция
  • Инструкция по эксплуатации компьютера односоставные предложения