Под руководством м виноградова

Обновлено: 22.04.2023

Виноградов Иван Матвеевич (2 [14] сентября 1891 – 20 марта 1983), математик, организатор науки. Академик АН СССР.

Родился в селе Милолюб Великолукского уезда Псковской губернии (ныне Великолукского района Псковской области) в семье сельского священника и учительницы. Детские и юношеские годы провёл в г. Великие Луки, куда переехали родители; среднее образование получил в реальном училище. В 1910 г. поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. После окончания университета в 1914 г. был оставлен там для подготовки к профессорскому званию. Получил докторскую степень. С 1918 по 1920 гг. работал в Пермском государственном университете. В 1920 г. стал профессором. Продолжил работу в Ленинградском университете, преподавал также в Политехническом институте (1920–1934).

В 1932–1934 гг. был директором Физико-математического института АН СССР. С 1934 г. жил в Москве. По решению Общего собрания АН СССР Физико-математический институт был разделён на Институт математики и Институт физики; первый из них получил назание Математический институт имени В. А. Стеклова АН СССР (МИАН). В 1934 г. И. М. Виноградов стал его директором и проработал в этой должности более 45 лет – до своей смерти, с перерывом с октября 1941 г. по февраль 1944 г., когда институт возглавлял С. Л. Соболев (в период Великой Отечественной войны действовало правительственное решение об обязательной эвакуации из Москвы членов АН СССР старше 50 лет). В годы войны И. М. Виноградов преподавал высшую математику в Казанском университете.

Главные работы И. М. Виноградова посвящены аналитической теории чисел. Он решил ряд проблем, которые считались недоступными математике начала XX века. В числе прочего, создал один из самых сильных и общих методов аналитической теории чисел – метод тригонометрических сумм. Этот метод позволил Виноградову получить фундаментальные, близкие к предельно возможным результаты в целом ряде вопросов теории чисел в таких классических задачах, как проблема Варинга, проблема Гильберта–Камке, проблема оценок сумм Вейля (1934–1935). Другим следствием метода (1935–1937) было решение ряда аддитивных проблем с простыми числами и, в частности, решение проблемы Гольдбаха для всех достаточно больших чисел. Ставшие классическими, методы Виноградова развиваются и применяются многими учёными в разных областях математики.

Председатель Национального комитета советских математиков.

На здании Математического института, в котором работал академик Виноградов, установлена мемориальная доска. В Великих Луках в доме, где учёный провел детство, был создан Мемориальный дом-музей И. М. Виноградова (он – единственный советский математик, в честь которого музей организован ещё при жизни). К столетию со дня рождения была учреждена Золотая медаль имени И. М. Виноградова АН СССР, впоследствии преобразованная в премию имени И. М. Виноградова РАН. В честь учёного названа улица в московском районе Тёплый Стан.

Иллюстрация: Академик Иван Матвеевич Виноградов. Фото из открытых источников.

Имя Ивана Матвеевича Виноградова золотыми буквами вписано в историю мировой математики. Ученый внес значительный вклад в аналитическую теорию чисел и создал метод тригонометрических сумм. Он – единственный математик в России, в честь которого еще при жизни организовали мемориальный музей.

Семья

Иван Матвеевич Виноградов появился на свет 02.09.1891 в селе Милолюб Псковской губернии. В его семье несколько поколений мужчин по материнской и отцовской линиям были православными священниками.

Отец математика, Матфей Авраамович, являлся выпускником Псковской духовной семинарии. Он совмещал пастырское служение и педагогическую деятельность в качестве заведующего церковно-приходской школой. В детстве папа был для сына авторитетом и привил ему любовь к православному богослужению.

А вот склонность к точным наукам у мальчика появилась от мамы, которая в свое время окончила Мариинскую гимназию в Пскове с серебряной медалью, а затем была учителем в церковно-приходской школе.

Иван был не единственным ребенком в семье, рос со старшей сестрой Надеждой, которая впоследствии стала экономистом-статистиком и заведовала кафедрой статистики в МИЭИ им. Орджоникидзе.

Иван Матвеевич Виноградов

Ранняя биография

Иван Матвеевич Виноградов с детства был неординарным. Уже в возрасте трех лет он научился бегло читать, считать и писать. Родители рано заметили склонность Вани к математике и всячески ее поощряли. Кроме того, они стремились всесторонне развивать детей: занимались с ними живописью, ставили домашние спектакли.

Среднее образование будущий ученый получил в Великолукском реальном училище. Там самостоятельно осваивал высшую математику, которая с трудом давалась даже студентам вузов.

В 1910 г. Виноградов поступил в Санкт-Петербургский университет на физико-математический факультет. В 1914-м окончил его, но был оставлен для подготовки к получению ученой степени. В 1915 г. по инициативе профессора В. Стеклова ему назначили стипендию. В скором времени Иван Матвеевич стал доктором наук.

Карьера математика

Ученый Виноградов

В 1934 г. НИИ разделили на два института: математики и физики, и Иван Матвеевич Виноградов стал директором первого из них. Эту должность он занимал свыше сорока пяти лет — до самой своей смерти.

Научная деятельность

Свои научные работы Иван Матвеевич Виноградов преимущественно посвящал аналитической теории чисел. Главное достижение ученого – разработка метода тригонометрических сумм, с помощью которого им были решены проблемы, неподвластные математикам начала двадцатого века.

Математик Иван Матвеевич Виноградов

Награды и премии

Личная жизнь

Математик Иван Виноградов никогда не был женат, жил вместе со своей сестрой Надеждой. Ученый в шутку говорил, что ему некогда думать о любви, ведь девять месяцев в году он доказывает теоремы. Но на самом деле Виноградов опасался, что женщины будут рассматривать брак с ним как выгодную партию.

В последние годы жизни математик много времени проводил на даче в Абрамцево, где занимался цветоводством и садоводством. Однако он не оставил работу и до конца своих дней руководил Математическим институтом АН СССР. Ежедневно, не пользуясь лифтом, Иван Матвеевич поднимался быстрыми шагами в свой кабинет и, сидя за письменным столом, занимался текущими делами. Ученый скончался 20.03.1983 г. в возрасте 91 года. Покоится на Новодевичьем кладбище столицы.

Могила ученого Виноградова

Интересные факты

Иван Матвеевич Виноградов отличался феноменальной памятью: помнил наизусть даты разных исторических событий, мог моментально назвать длину и площадь бассейна любой реки мира. Математик никогда не состоял в КПСС, любил слушать по радио православные церковные службы.

По фото Ивана Матвеевича Виноградова не скажешь, что он отличался феноменальной физической силой. Но это было именно так. Очевидцы рассказывали, что ученый мог одной рукой поднять за ножку стул вместе с человеком, сидящим на нем. Кроме того, он в одиночку заносил по лестнице рояль на четвертый этаж.

Как дважды Герою Соцтруда математику полагалась установка на родине прижизненного бронзового бюста. У властей не было средств для возведения монумента, и тогда Виноградов сам оплатил изготовление памятника. В 1979 г. его торжественно открыли в Великих Луках.

Бюст Ивана Матвеевича Виноградова

Иван Матвеевич был широко известен и почитаем за рубежом. Он являлся членом Лондонского, Амстердамского и Индийского математических сообществ, а также был включен в состав Филадельфийского философского общества. Являлся иностранным членом Парижской, Датской, Венгерской, Армянской АН.

Память

При жизни Ивана Матвеевича был открыт мемориальный музей, посвященный ему. Он находится в Великих Луках, недалеко от сквера с бюстом математика, в восстановленном доме семьи Виноградовых. Памятный фонд музея составляют документы и личные вещи ученого, зарубежные и отечественные награды, домашняя библиотека и отдельные научные труды, а также юбилейные подарки и предметы, характеризующие его увлечения. Всего – около шести тысяч экспонатов, часть из которых Иван Матвеевич передал музею сам.

Музей академика Виноградова

Мемориал с момента основания посетили свыше ста тысяч экскурсантов из Санкт-Петербурга, Москвы, Твери, Красноярска, Пскова, Мурманска, Пензы и других городов. Среди посетителей встречаются и иностранцы.

К столетию со дня рождения математика в советской Академии наук учредили Золотую медаль, которую назвали его именем. Впоследствии она была преобразована в премию РАН имени Виноградова.

В 1983 году в честь Ивана Матвеевича назвали одну из улиц Теплого Стана — района в Юго-Западном округе Москвы.

Иван Виноградов родился 2 сентября 1891 года в селе Милолюб на Псковщине, в семье сельского священника. Среднее образование получил в реальном училище.

В 1910 году поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. После окончания университета в 1914 году был оставлен там для подготовки к научной деятельности. Ему было всего 29 лет, когда он стал профессором, и 34 года — академиком.

C 1934 года занимает пост директора Математического института им. В. А. Стеклова АН СССР, и проработал в этой должности более 45 лет.

Областью научных интересов Виноградова была теория чисел.

Иван Матвеевич создает новый метод в аналитической теории чисел, при помощи которого получает изумительные по точности результаты. Он решил ряд проблем, которые считались недоступными математике начала XX века. Научные заслуги И.М. Виноградова получили широкое международное признание.

Авторитет И.М. Виноградова в мировой математической науке незыблем, его заслуги огромны. Его последователями являются многие крупные зарубежные математики.

И в то же время он был необычным человеком. Иван Матвеевич своим примером опровергал многие мифы о математиках.

Он обладал фантастической физической силой, о которой ходили легенды. Известно, например, что при переезде на новую квартиру он в одиночку занес рояль (!) на 4-й этаж. Одной рукой за ножку поднимал над головой стул с сидящим на нем человеком.

А также Иван Матвеевич имел невероятную память. Про любую реку мира, он моментально мог сказать, какая у нее длина. Исторические даты разных событий во все времена он помнил наизусть.

Интерес к истории родины считал долгом и обязанностью каждого образованного человека. Уже в зрелом возрасте, взявшись изучать английский язык, выучил все английские слова по толстому словарю.

В память о великом ученом был открыт мемориальный Дом-музей в г. Великие Луки. Расположен он в восстановленном родительском доме ученого неподалеку от сквера с бронзовым бюстом И.М. Виноградова. Это единственный в стране музей, посвященный ученому-математику.

В мемориальный фонд вошли личные вещи и документы Ивана Матвеевича, отечественные и зарубежные награды, часть домашней библиотеки, отдельные издания научных трудов И.М. Виноградова, подарки к юбилеям, предметы и документы, характеризующие его увлечения. Их насчитывается около шести тысяч.

Мемориальный дом-музей академика И.М.Виноградова отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального значения.

Зуева Светлана Дмитриевна

Много усилий приложил Виноградов, чтобы сплотить воедино две существовавшие и противостоявшие друг другу математические школы — петербургскую и московскую. Их разногласия, имевшие свои истоки в различных подходах к вопросу о предмете в методах математики, сохранялись достаточно долго. Лишь в 30-е годы И.М. Виноградову удается объединить на основе взаимного проникновения идей и методов ленинградцев и москвичей. Математики Советского Союза объединяются в одну большую семью.

В 1934 году Иван Матвеевич создает новый метод в аналитической теории чисел, при помощи которого получает изумительные по точности результаты. В частности, его методы были применены в теории распределения простых чисел, являющейся фундаментом, на котором строится все здание математики. Например, вычисления, которые проводятся на электронно-вычислительных цифровых машинах, по существу имеют дело с целыми числами. Последние же образуются как произведения простых чисел.

Заслуги академика высоко оценило Советское правительство. Когда в 1941 году в нашей стране были учреждены Государственные премии, то список их лауреатов открывался именем Ивана Матвеевича Виноградова.

Он был дважды удостоен золотой звезды Героя Социалистического Труда, являлся лауреатом Ленинской и Государственных премий. Иван Матвеевич был награжден золотой медалью имени М.В. Ломоносова — высшей научной наградой Академии наук СССР.

Под руководством И.М. Виноградова Математический институт имени В.А. Стеклова АН СССР стал крупнейшим центром мировой математической мысли. Имя Виноградова стало символизировать успехи советской математической школы.

В наследство от академика Виноградова нам остались не только его дерзкие открытия в теории чисел, не раз потрясавшие математический мир, но и добрый пример честно прожитой жизни, преданного отношения к главному делу, всегда заинтересованного внимания к людям, своей малой родине. Не очень часто теперь встретишь таких богатырей в науке и жизни.

Иван Матвеевич был не только специалистом в своей области, он очень хорошо знал историю и до нашей эры и после. Интересно было слушать его рассказы о Древнем Риме, Египте. Даты различных исторических событий помнил наизусть. Интерес к истории родины считал долгом и обязанностью каждого образованного человека.

Иван Матвеевич был крепкий, подтянутый человек с сильными руками. Имел крепкое рукопожатие. Любил путешествовать, отсюда и поездки на Кавказ в Домбай, Алибек, а вот Кисловодск и Минводы не признавал.

В летнюю пору на даче у Виноградова бывали писатели и поэты: Валентин Сорокин, Геннадий Серебряков, Феликс Чуев, Иван Шевцов. Иван Матвеевич очень любил поэзию, всегда просил читать стихи. Память у Ивана Матвеевича была кристальной. Читал очень много, но не очень любил современную художественную литературу. Следил за политической жизнью мира.

Характер у Ивана Матвеевича был строптивый, резкий, особенно с незнакомыми людьми. Не любил новых знакомств. Был отходчивым. Он держал дистанцию не потому, что гордился, а просто не любил без толку тратить время. Очень много работал.

В общении Иван Матвеевич любил прикидываться простачком. Речь у него, по его признанию, осталась великолукской, с каким-то особым звучанием слов, — отличалась от московской.

Почти всю жизнь Иван Матвеевич прожил рядом с сестрой Надеждой Матвеевной. Жили они очень дружно и уважительно относились друг к другу, называли друг друга Надежда Матвеевна и Иван Матвеевич.

Работы И.М. Виноградова были высоко оценены мировой математической общественностью. Это, конечно, наш русский светоч!

Обычно классиками называют выдающихся деятелей науки, культуры после того, как они ушли от нас. Академик И.М. Виноградов стал классиком при жизни, в расцвете своего дарования. Это ученый, которым страна может гордиться и имя которого на века будет записано в науке. Так говорил о выдающемся математике президент Академии наук СССР М.В. Келдыш.

Говорят, что биография не всегда обрывается с уходом человека из жизни. Нередко она продолжается в его делах, оставленных им трудах, деятельности его учеников, последователей. Такое продолжение биографии характерно для людей, много сделавших и успевших в жизни, оставивших хорошее творческое наследие.

3 июня 1983 года Совет Министров СССР принял постановление «Об увековечении памяти академика Ивана Матвеевича Виноградова», в котором был разработан ряд внутрисоюзных мероприятий, одним из кторых явилось создание в г. Великие Луки на родине ученого мемориального Дома-музея. Музей был открыт в день 95-летия со дня рождения И.М.Виноградова. Идея создания мемориального музея возникла у великолучан еще при жизни академика Виноградова. Сам он принял живое личное участие в восстановлении родительского дома: сделал подробное описание жилых комнат, внешнего облика, отдельные акварельные зарисовки. Единственный в стране музей, посвященный классику математической науки академику И.М.Виноградову, вобрал в свои фонды основные подлинные материалы ученого.

Дом — музей И.М.Виноградова

Бронзовый бюст И.М.Виноградова

В настоящее время дом-музей академика И.М.Виноградова располагает уникальной коллекцией мемориальных предметов музейного значения. Их насчитывается около шести тысяч, причем большинство передано в музей Математическим институтом им.В.А.Стеклова АН СССР.

Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года Мемориальный дом-музей академика И.М.Виноградова отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального значения.

Иван Матвеевич Виноградов

Иван Матвеевич Виноградов родился в семье сельского священника в селе Милолюб Великолукского уезда Псковской губернии. Уже в детстве он проявлял неординарные способности: в возрасте трех лет научился бегло читать, считать и писать. Родители рано заметили склонность Вани к математике и всячески ее поощряли.

По воспоминаниям знакомых, внешне Иван Матвеевич был маленького роста, упитанный; тонкий ремешок все время перетягивал живот, крупная голова, круглое лицо с маленькими глазками, ходил слегка ссутулившись. Также есть сведения о том, что он обладал большой физической силой: поднимал одной рукой стул с сидящим на нем человеком, в одиночку был способен затащить по лестнице на четвертый этаж рояль. Отмечают также феноменальную память И. М. Виноградова: Про любую реку мира, какую-нибудь Тунгуску он моментально мог сказать, какая у нее длина и сколько кубометров воды в секунду проходит через ее сечение. Исторические даты разных событий во все времена он помнил наизусть .

Иван Матвеевич окончил реальное училище в Великих Луках и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, который окончил в 1914 г. За работу по распределению квадратичных вычетов и невычетов был оставлен при университете для подготовки к профессорской деятельности. По инициативе В. А. Стеклова в 1915 году ему была назначена стипендия. С 1918 по 1920 год работал в Пермском государственном университете.

С 1920 года – профессор Политехнического института в Ленинграде, читал оригинально построенный курс высшей математики.

С 1929 года – академик АН СССР. В 1930-1932 годах возглавлял Демографический институт в Ленинграде. При создании в 1934 году Математического института имени Стеклова стал его директором, вместе с институтом переехал в Москву. Занимал эту должность до конца своей жизни. Под его руководством МИАН вошел в число лучших организаций Академии наук СССР и самых передовых исследовательских центров мира в области математики.

Важным достижением Ивана Матвеевича Виноградова стал метод тригонометрических сумм

И. М. Виноградов ввел в аналитическую теорию чисел методы, которые оказали решающее влияние на ее развитие и обеспечили многочисленные новые для математики результаты ему и его последователям.

Важным достижением Виноградова стал метод тригонометрических сумм, позволивший решить ряд проблем теории чисел и ставший одним из самых общих и мощных методов в теории чисел и других областях математики.

Также он оказался первым, кто внес вклад в доказательство тернарной проблемы Гольдбаха. Ему удалось показать, что любое достаточно большое нечетное число может быть представлено в виде суммы трех простых чисел. Правда, число, для которого это было доказано, должно было превышать 10 6 846 168 . В дальнейшем этот показатель неоднократно улучшали, а окончательно тернарная проблема Гольдбаха была решена в 2013 году. Также Виноградов получил формулу, выражающую количество представлений в виде суммы трех простых чисел для конкретного числа.

Что касается личной жизни Виноградова, то можно сказать, что не было. Иван Виноградов никогда не был женат, жил вместе со своей сестрой Надеждой. Ученый в шутку говорил, что ему некогда думать о любви, ведь девять месяцев в году он доказывает теоремы.

В последние годы жизни математик много времени проводил на даче в Абрамцево, где занимался цветоводством и садоводством. Однако он не оставил работу и до конца своих дней руководил Математическим институтом АН СССР. Ежедневно, не пользуясь лифтом, Иван Матвеевич поднимался быстрыми шагами в свой кабинет и, сидя за письменным столом, занимался текущими делами.

Обычно классиками называют выдающихся деятелей науки, культуры после того, как они ушли от нас. Академик И.М. Виноградов стал классиком при жизни, в расцвете своего дарования. Это ученый, которым страна может гордиться и имя которого на века будет записано в науке. Так говорил о выдающемся математике президент Академии наук СССР М.В. Келдыш.

Но верно говорят, что биография не всегда обрывается с уходом человека из жизни. Нередко она продолжается в его делах, оставленных им трудах, деятельности его учеников, последователей. Такое продолжение биографии характерно для людей, много сделавших и успевших в жизни, оставивших хорошее творческое наследие.

Учреждены золотая медаль им. И. М. Виноградова РАН и премия им. И. М. Виноградова РАН, которые присуждаются за выдающиеся результаты в области математики.

Читайте также:

      

  • Теоретические основы инвестиционной деятельности доклад
  •   

  • Доклад на тему чему нас учит безопасность жизнедеятельности
  •   

  • Государственный совет кнр доклад
  •   

  • Мономах история имени доклад 6 класс
  •   

  • Доклад на тему кобыз

Русский математик, академик

Иван Матвеевич Виноградов

(1891 – 1983)

                                                                                                       Подготовила:

                                                                                                       ученица 6 класса

                                                                                                       Зуева Анна.

        Академик И.М. Виноградов принадлежал к блистательной плеяде великих русских ученых, таких как Д.И. Менделеев, И.П. Павлов, И.В. Курчатов, обогативших науку фундаментальными открытиями, имеющими непреходящее мировое значение. Он открыл то, что «раньше оставалось совершенно недоступным для исследований». Точно так же, как таблица Менделеева.
        Его главные труды посвящены аналитической теории чисел. Талантливому ученому удалось решить проблемы, которые раньше считались недоступными математике. Он открыл новый метод в аналитической теории чисел, за что был удостоен Сталинской премии 1-й степени. «Созданный в 1934-1937 гг. новый метод в аналитической теории чисел открыл возможность для решения самых широких классов аддитивных задач, в том числе и задач о простых числах, которые раньше оставались совершенно недоступными для исследователей», — гласит Большая Советская Энциклопедия.

        Сын сельского священника, И.М. Виноградов родился в 1891 году в селе Милолюб Максимовской волости Великолукского уезда (ныне Великолукский район Псковской области). В 1910 году, окончив реальное училище в Великих Луках, поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В 1920 году он уже профессор Пермского, а затем Петербургского университета. В свои тридцать четыре года заведовал кафедрой теории чисел. В тридцать семь лет — академик Исследовательскую деятельность Иван Матвеевич сочетал с преподавательской. На основе курса, который Виноградов читал в университете, возникла его книга «Основы теории чисел». Это небольшая по объему книга, переводы которой изданы во многих странах. Вместе с академиком С.И. Вавиловым Виноградов разработал план создания Физико-математического института, который в 1934 году был преобразован в Физический институт имени П.Н. Лебедева во главе с С.И. Вавиловым и Математический институт имени В.А. Стеклова, директором которого был Иван Матвеевич почти полвека. Этот пост он занимал до конца своих дней, то есть до 1983 года

        Много усилий приложил Виноградов, чтобы сплотить воедино две существовавшие и противостоявшие друг другу математические школы — петербургскую и московскую. Их разногласия, имевшие свои истоки в различных подходах к вопросу о предмете в методах математики, сохранялись достаточно долго. Лишь в 30-е годы И.М. Виноградову удается объединить на основе взаимного проникновения идей и методов ленинградцев и москвичей. Математики Советского Союза объединяются в одну большую семью.

        В 1934 году Иван Матвеевич создает  новый метод в аналитической теории чисел, при помощи которого получает изумительные по точности результаты. В частности, его методы были применены в теории распределения простых чисел, являющейся фундаментом, на котором строится все здание математики. Например, вычисления, которые проводятся на электронно-вычислительных цифровых машинах, по существу имеют дело с целыми числами. Последние же образуются как произведения простых чисел.

        В 1937 году Иван Матвеевич сделал новое открытие, создавшее базу для решения совершенно неприступных ранее задач теории простых чисел. Таким образом, оказалась решенной «проблема Гольдбаха». Открытие академика Виноградова произвело на математиков всего мира впечатление разорвавшейся бомбы. Иностранные научные общества и академии одна за другой избирают его своим почетным членом.

        Заслуги академика высоко оценило Советское правительство. Когда в 1941 году в нашей стране были учреждены Государственные премии, то список их лауреатов открывался именем Ивана Матвеевича Виноградова.

Он был дважды удостоен золотой звезды Героя Социалистического Труда, являлся лауреатом Ленинской и Государственных премий. Иван Матвеевич был награжден золотой медалью имени М.В. Ломоносова — высшей научной наградой Академии наук СССР.

        Под руководством И.М. Виноградова Математический институт имени В.А. Стеклова АН СССР стал крупнейшим центром мировой математической мысли. Имя Виноградова стало символизировать успехи советской математической школы.

        В наследство от академика Виноградова нам остались не только его дерзкие открытия в теории чисел, не раз потрясавшие математический мир, но и добрый пример честно прожитой жизни, преданного отношения к главному делу, всегда заинтересованного внимания к людям, своей малой родине. Не очень часто теперь встретишь таких богатырей в науке и жизни.

Иван Матвеевич был не только специалистом в своей области, он очень хорошо знал историю и до нашей эры и после. Интересно было слушать его рассказы о Древнем Риме, Египте. Даты различных исторических событий помнил наизусть. Интерес к истории родины считал долгом и обязанностью каждого образованного человека.

        Иван Матвеевич был крепкий, подтянутый человек с сильными руками. Имел крепкое рукопожатие. Любил путешествовать, отсюда и поездки на Кавказ в Домбай, Алибек, а вот Кисловодск и Минводы не признавал.

Иван Матвеевич ходил в походы с М.Н. Ивановым, мастером спорта по альпинизму, профессором МВТУ имени Баумана. Возвращался в восторге. Если не было намечено восхождений, ежедневно по пять-шесть часов гулял по пересеченной местности в лесах, около водопадов и рек. Восхищался природой Тебердинского заповедника. Но особенно часто рассказывал о красотах вершины Семенов-Баши, которую ему удалось покорить. В 1947 году Виноградову был торжественно вручен значок «Альпинист СССР I ступени».

        У Ивана Матвеевича в поселке Абрамцево под городом Сергиев Посад была скромная дача, на даче он очень любил колоть дрова, складывать их в поленницы, разводил фруктовые деревья, азартно собирал грибы, корчевал пни, ухаживал за лесом. Иван Матвеевич посадил на своей даче десять дубков, взамен усохших. Зачем, ведь почти весь участок покрыт лесом?! «Так это все ели. А дуб — это особое богатырское дерево. При нормальных условиях — долгожитель. Пускай растут. Каждый человек должен посадить дерево на память о себе», — говорил Иван Матвеевич.

        В летнюю пору на даче у Виноградова бывали писатели и поэты: Валентин Сорокин, Геннадий Серебряков, Феликс Чуев, Иван Шевцов. Иван Матвеевич очень любил поэзию, всегда просил читать стихи. Память у Ивана Матвеевича была кристальной. Читал очень много, но не очень любил современную художественную литературу. Следил за политической жизнью мира.

        Характер у Ивана Матвеевича был строптивый, резкий, особенно с незнакомыми людьми. Не любил новых знакомств. Был отходчивым. Он держал дистанцию не потому, что гордился, а просто не любил без толку тратить время. Очень много работал.

        В общении  Иван Матвеевич любил прикидываться простачком. Речь у него, по его признанию, осталась великолукской, с каким-то особым звучанием слов, — отличалась от московской.

Почти всю жизнь Иван Матвеевич прожил рядом с сестрой Надеждой Матвеевной. Жили они очень дружно и уважительно относились друг к другу, называли друг друга Надежда Матвеевна и Иван Матвеевич.

        Работы И.М. Виноградова были высоко оценены мировой математической общественностью. Это, конечно, наш русский светоч!

        16 февраля 1982 года Иван Матвеевич почувствовал себя плохо и был помещен в больницу. Последние полгода он жил в санатории «Узкое» под Москвой (теперь в Москве), там ему на его деньги оборудовали флигель, за ним ухаживала медсестра, а домой он ехать не хотел. Жизнь не бесконечна, но ужасно жалко, что уходят такие люди. Умер  Иван Матвеевич в возрасте 92-х лет.

        Обычно классиками называют выдающихся деятелей науки, культуры после того, как они ушли от нас. Академик И.М. Виноградов стал классиком при жизни, в расцвете своего дарования. Это ученый, которым страна может гордиться и имя которого на века будет записано в науке. Так говорил о выдающемся математике президент Академии наук СССР М.В. Келдыш.

        Говорят, что биография не всегда обрывается с уходом человека из жизни. Нередко она продолжается в его делах, оставленных им трудах, деятельности его учеников, последователей. Такое продолжение биографии характерно для людей, много сделавших и успевших в жизни, оставивших хорошее творческое наследие.

        Сегодня мы можем говорить о продолжении биографии академика И.М. Виноградова: он так много успел в жизни и оставил хорошее творческое наследие, да и прожил достойно почти век, а это тоже искусство. Научные заслуги И.М. Виноградова получили широкое международное признание. Более 140 оригинальных научных работ ученого вошли в «золотой фонд» математики. Авторитет И.М. Виноградова в мировой математической науке незыблем, его заслуги огромны.

        3 июня 1983 года Совет Министров СССР принял постановление «Об увековечении памяти академика Ивана Матвеевича Виноградова», в котором был разработан ряд внутрисоюзных мероприятий, одним из кторых явилось создание в г. Великие Луки на родине ученого мемориального Дома-музея. Музей был открыт в день 95-летия со дня рождения И.М.Виноградова. Идея создания мемориального музея возникла у великолучан еще при жизни академика Виноградова. Сам он принял живое личное участие в восстановлении родительского дома: сделал подробное описание жилых комнат, внешнего облика, отдельные акварельные зарисовки. Единственный в стране музей, посвященный классику математической науки академику И.М.Виноградову, вобрал в свои фонды основные подлинные материалы ученого.

Дом — музей И.М.Виноградова


        Мемориальный дом-музей был открыт 14 сентября 1986 года согласно постановлению Совета Министров СССР «Об увековечивании памяти академика И.М.Виноградова» и расположен в восстановленном родительском доме ученого неподалеку от сквера с бронзовым бюстом И.М.Виноградова, установленным 1 ноября 1979 года.

Бронзовый бюст И.М.Виноградова


         В настоящее время дом-музей академика И.М.Виноградова располагает уникальной коллекцией мемориальных предметов музейного значения. Их насчитывается около шести тысяч, причем большинство передано в музей Математическим институтом им.В.А.Стеклова АН СССР.

        Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года Мемориальный дом-музей академика И.М.Виноградова отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального значения.


  • Контакты

Как доехать



Общественный транспорт



Автомобиль



Велосипед



Пешком

FAQ

  • Вы можете позвонить по одному из номеров: +7 495 649-17-35, +7 495 987-18-79, или написать письмо на электронную почту vinogradov-centr@list.ru

  • Москва, Кузнецкий Мост, 19 ст1, 43 офис (4 этаж). Ближайшие станции метро: Кузнецкий мост – 130 метров, Лубянка – 280 метров. Наземный транспорт: остановка «Кузнецкий Мост» – 360 метров, «Столешников переулок» – 510 метров

  • Время работы такое: ПН: 09:00-21:00, ВТ: 09:00-21:00, СР: 09:00-21:00, ЧТ: 09:00-21:00, ПТ: 09:00-21:00, СБ: 09:00-21:00, ВС: 09:00-21:00. Эта информация предоставлена посетителями страницы.

  • Супер! Средняя оценка этого места – 5 (10 голосов)

Режим работы

Пн 09:00 – 21:00
Вт 09:00 – 21:00
Ср 09:00 – 21:00
Чт 09:00 – 21:00
Пт 09:00 – 21:00
Сб 09:00 – 21:00
Вс 09:00 – 21:00

Время в
Москве –
06:17

Рекомендация: позвоните по номеру
+7 495 649-17-35
и уточните график работы

Ближайшие похожие места


Центр Перемен

Центр психологической помощи

Кривоколенный пер, 5 ст4


ЦПС

ООО Центр психологии самореализации

Сретенка, 6 / Рыбников пер, 2


Гештальт

Психологический центр Нины Рубштейн

Селивёрстов пер, 3


5ДА!

Центр психологической поддержки бизнеса и семьи

Газетный пер, 9 ст7


Мотив

Консультационно-тренинговый центр

Малый Козловский пер, 12 / Фурманный пер, 9


Интера

Психологическая мастерская

Большой Кисловский пер, 4


Кайрос

Центр современной психологии

Мира проспект, 13


Гервед

Психологический центр

Калашный пер, 5

ВИНОГРАДОВСКАЯ ШКОЛА в языкознании, одна из школ отечественного языкознания. Возникла в 1940-е годы и во многом определила его развитие, объединяя учеников и последователей В. В. Виноградова общим пониманием природы языка, задач и методологии его исследования. Характеризуется сравнительно-историческим анализом и углублённым описанием языка как живой и активно функционирующей системы. Язык рассматривается как общественное явление: в нём происходят не только эволюция системы, но и развитие видов и разновидностей языка и речи. Разработка теории стиля, связей между языковой личностью и общенациональным языком во всех разновидностях устанавливается в его функционировании.

В центр изучения языка ставится, с одной стороны, слово как центральная единица языковой системы, с другой стороны — текст во всей его сложности. Во взаимоотношении языка и речи раскрываются динамика языковых явлений, особенности русской речи, её закономерности и формы. Концепция В. В. Виноградова и его школы отличается от концепции Ф. де Соссюра, описывающего язык вне языковых и речевых разновидностей, вне связи с актом речи, и от филологической концепции К. Фосслера, ориентированной, прежде всего, на экспрессивно-эстетическую функцию языка. Она является творческим развитием работ А. А. Шахматова и Л. В. Щербы и других выдающихся представителей отечественного языкознания.

Реклама

Была разработана новая, во многом обращённая к практике систематизация разделов и подразделов русского языкознания. В соответствии с ней развивается серия историко-лингвистических дисциплин: диалектология, историческая грамматика, история языка, история литературного языка (в том числе история слов), история языка художественной литературы (была предложена, в частности, новая периодизация истории русского литературного языка); стилистика в её нормативной (культура речи, теория нормы) и историко-функциональной (функциональные и авторские стили) разновидностях; дисциплины, содержащие системное описание современного русского литературного языка (фонетика, лексика, фразеология, грамматика, словообразование); наука о языке художественной литературы и языке писателей; история филологических учений.

Создана новая систематизация частей речи (при этом практически применён предложенный Л. В. Щербой критерий синтаксических свойств слова): в систему частей речи были включены «частицы речи», модальные слова и категория состояния. Тем самым принимались во внимание морфологические, словообразовательные и семантичные свойства слова. Книга В. В. Виноградова «Русский язык. (Грамматическое учение о слове)» (1947; 4-е изд., 2001; Государственная премия СССР, 1951) опиралась на научную оценку и интерпретацию всех составляющих общенационального литературного языка (его истории, языка писателей-классиков, языка и речи образованного населения, а также «внелитературной речевой стихии»), на системные связи всех языковых категорий, сложные взаимодействия разных функциональных сфер речи.

На этой основе представители Виноградовской школы создают грамматики русского и других языков, разрабатывают проблематику современных литературных языков. Виноградов положил начало новой области филологических исследований — истории русского литературного языка как истории стилей («Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX века», 1934; 4-е изд., 2002). Его идеи в этой области стимулировали изучение разных этапов в развитии русского литературного языка Древней Руси, 18 века и Нового времени, содействовали выработке новых научных концепций (Б. А. Успенский, А. И. Ефимов, С. А. Копорский, Ю. С. Сорокин, Ю. А. Бельчиков, В. Д. Левин, В. П. Вомперский, О. А. Лаптева и др.). Учение Виноградова о происхождении русского литературного языка и о его отношении к языку церковнославянскому отражает состояние первых этапов развития письменности на Руси и показывает истоки богатства русской стилистической системы, многообразия её функциональных разновидностей (эта концепция нашла дальнейшее развитие в работах Н. И. Толстого, И. С. Улуханова, Е. С. Копорской). Учёными Виноградовской школы создана описательно-нормативная «Грамматика русского языка» (тома 1-2, 1952-54). Под руководством Н. Ю. Шведовой созданы академические грамматики нового типа: «Грамматика современного русского литературного языка» (1970), «Русская грамматика» (тома 1-2, 1980; Государственная премия СССР, 1982). В этих грамматиках с опорой на научные концепции Виноградова строится описание частей речи, морфологии, синтаксиса; в особый раздел, связанный как с лексикологией, так и с грамматикой, выделяется словообразование, описывается формальное и семантическое строение словообразовательных типов. Русскому словообразованию как особой области языкознания посвящены работы Е. А. Земской, В. В. Лопатина, И. С. Улуханова, А. Н. Тихонова и др. Учёные Виноградовской школы плодотворно работают также в области синтаксиса русского и других славянских языков, в области структуры текста (исследования Н. С. Поспелова, Н. Ю. Шведовой, Е. М. Галкиной-Федорук, А. В. Бондарко, М. В. Ляпон, В. А. Белошапковой, Г. А. Золотовой, О. А. Лаптевой и др.). Виноградов теоретически обосновал необходимость систематического обследования и описания устной литературной речи различных социальных, возрастных и территориальных групп населения. В этом направлении работают О. А. Лаптева, Е. А. Земская, О. Б. Сиротинина, Г. Г. Инфантова, Л. П. Крысин и др.

В Виноградовской школе ярко раскрылись идеи В. В. Виноградова в теории лексикологии — в разработке типов лексических значений слов, углублении понятия «лексема» и введении теории стилистической, грамматической и смысловой вариантности слова, учении о фразеологии как особом разделе языкознания, систематизации типов русских фразеологических единиц.

Выделив исследование языка писателей в особую категорию филологических исследований, Виноградов изучал языковое творчество многих русских писателей, прежде всего А. С. Пушкина. Эти работы дали текстологам новые методы исследования — анализ разновременных публикаций, вариантов художественных текстов, рукописей, сюжетных связей и пр.

Рассматривая формирование и развитие художественных образов, В. В. Виноградов исследовал и описывал стилистико-смысловые связи внутри текста и на их фоне определял центральный образ произведения — образ автора. Чрезвычайно плодотворной оказалась его идея о «динамическом развёртывании словесных рядов»: текст соединяется в сверхфразовые и фразовые единства путём сопоставлений и противопоставлений, сцеплений и соединений, сочетаний и разъединений (образующих единство смыслового развития текста) как частей общей композиции, состоящей из явного или скрытого диалога или монолога. Объединение элементов текста в одно смысловое и грамматическое целое послужило основанием, в частности, для исследований по теории текста.

Эти идеи дали творческий импульс для изучения строя русского языка, его стилистики, языка художественной литературы, а также в разных сферах преподавания русского языка и культуры речи (работы Ю. С. Сорокина, В. П. Григорьева, М. Н. Кожиной, Е. А. Иванчиковой, И. С. Ильинской, И. И. Ковтуновой, Н. А. Кожевниковой, В. В. Одинцова, В. Г. Костомарова и др.). Исследованию семантичной структуры слова и фразеологизма, текста, значения слова, метафоры, внутренней организации и назначения словарной статьи как особого лингвистического жанра и другим проблемам лексикологии и лексикографии посвящены работы учёных Виноградовской школы, изучающих русский и другие славянские языки (С. И. Ожегова, Ю. С. Сорокина, Н. Ю. Шведовой, А. П. Евгеньевой, Н. 3. Котеловой, Д. Н. Шмелёва и др.). Работы учёных Виноградовской школы в этой области содействовали выделению лексикологии как самостоятельной области языкознания, она получила теоретическое обоснование и сформировалась практически.

Работы Виноградова об А. А. Шахматове, Л. В. Щербе, А. М. Пешковском, М. Н. Петерсоне, его очерки по истории русской лингвистической мысли дали импульс для дальнейших исследований в этом направлении (А. А. Леонтьев, Б. Н. Головин, Ю. В. Рождественский, А. В. Бондарко и др.).

Под непосредственным руководством В. В. Виноградова создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), первым президентом которой он был. В применении к задачам обучения русскому языку иностранных студентов разрабатываются проблемы нормативной стилистики, речевой культуры, лингвострановедения и лексикографии (работы В. Г. Костомарова, Ю. А. Бельчикова, Е. М. Верещагина, П. Н. Денисова, В. В. Морковкина и др.).

Для учёных Виноградовской школы характерны следующие общие черты их исследовательского метода:

1) анализ языковых явлений в их отношении к другим явлениям, к разным сторонам языка, например, рассмотрение грамматических категорий в тесной связи с лексикой, природой, значением и окружением слова; рассмотрение законов словообразования в связи с правилами морфологического строения слов и с грамматическими категориями; изучение синтаксиса не просто как правил синтагматики, а как такого уровня языка, единицы которого, обладая не только синтагматическими, но и парадигматическими характеристиками, в своём строении и функционировании неразрывно связаны с лексикой и лексической идиоматикой; 2) внимание к функциональной и стилистической распределённости языковых явлений, к сферам их употребления; 3) изучение языковых явлений в плане «диахронической синхронии»: понимание синхронии как условно остановленного момента развития языка и отсюда анализ языковых явлений в границах исторического контекста, в частности, понимание языковой нормы как исторической категории, признание сосуществования функционально и семантически разграниченных языковых вариантов; 4) работа только с живым и богатым материалом, всегда самостоятельно извлечённым из всех необходимых источников; построение теории опирается только на такой материал и подтверждается им.

Лит.: [Избранные труды: В 7 кн.]. М., 1975-2003; Бельчиков Ю. А. Проблемы историко-лексикологического исследования в трудах академика В. В. Виноградова // Вопросы лексикологии, стилистики и грамматики в аспекте общего языкознания. Калинин, 1977; он же. Освещение истории русских лингвистических учений в трудах академика В. В. Виноградова // Zeitschrift für Phonetik, Sprachwissenschaft und Kommunikationsforschung. 1978. №6; Рождественский Ю. В. О работах академика В. В. Виноградова по истории русского языкознания // Виноградов В. В. История русских лингвистических учений. М., 1978; Крысин Л. П. Вопросы социологии языка в работах академика В. В. Виноградова // Русский язык в школе. 1979. №6; [Бельчиков Ю. А., Костомаров В. Г.]. Труды академика В. В. Виноградова по стилистике // Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. М., 1981; Лаптева О. А. Мысли В. В. Виноградова о социальных и личностных факторах речи в связи с теорией литературного языка // Вопросы языкознания. 1989. №4; Филологический сборник. (К 100-летию со дня рождения академика В. В. Виноградова). М., 1995.

Ю. В. Рождественский.

Виногра́довская шко́ла

в языкознании — одна из школ советского
языкознания, возникшая в 40—50‑е гг. 20 в. и объеди­ня­ю­щая
учеников и последователей В. В. Виноградова общим пониманием природы языка, общей методологией
его исследования. Виноградов работал в Ленинграде (профессор ЛГУ в
1920—29), Вятке (ныне Киров), Тобольске, Москве. Он был крупным
организатором советской филологической науки: в 1950—63
академик-секретарь ОЛЯ АН СССР; в 1950—1954 директор Института языкознания АН СССР; в 1958—68 директор
Института русского языка АН СССР, в 1945—69
возглавлял кафедру русского языка в МГУ, где вместе с ним плодотворно
работали Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, Т. П. Ломтев, Н. Ю. Шведова,
С. И. Ожегов, Н. С. Поспелов, В. А. Белошапкова, С. А. Копорский и
другие. По инициа­ти­ве Виноградова был основан журнал «Вопросы
языкознания» (главный редактор в 1952—69).

Виноградова отличала исключительная эрудиция, глубокое знание истории
русской общест­вен­ной жизни, русской литературы и русского языка, исключительная осведомлённость в
области истории лингвистической науки, и прежде всего русской
лингвистической мысли. Значительное влияние оказа­ли на него идеи
А. А. Шахматова и Л. В. Щербы. От Шахматова он воспринял методику сравни­тель­но-исторического анализа и
углублённого, строгого системного описания языка, от Щербы — интерес к
языку как живой и активно функци­о­ни­ру­ю­щей системе, к движению
языковых норм. Рассматривая язык как
общественное явление, Виноградов видел в нём не только эволюцию системы,
но и развитие видов и разновидностей речи и речевых форм. Разрабатывая
теорию стиля, он устанав­ли­вал и прослеживал
связи между языковой личностью и общенациональным языком во всех
разновидностях его функци­о­ни­ро­ва­ния.

В теории Виноградова в центре изучения языка стоит, с одной стороны,
слово как центральная единица языковой системы,
с другой стороны, — текст во всей его сложности,
рассматриваются взаимо­от­но­ше­ния языка и речи, раскрываются динамика
языковых явлений, особенности русской речи, её закономерности и формы.
Эта концепция отличается от концепции Ф. де Соссюра (см. Женевская школа), фактически описывающего язык вне
речевых жанров, вне связи с актом речи, и от филологической концепции
К. Фосслера, ориентированной прежде всего на экспрессивно-эстетическую функцию языка (см. Эстетический идеализм в языкознании).

Виноградов предложил новую систематизацию разделов и подразделов
русского языко­зна­ния. В соот­вет­ствии с его взглядами оно
включает:

а)серию историко-лингвистических
дисциплин — диалектологию, историческую
грамматику, историю языка, историю литературного
языка, историю языка художественной
литературы (была предло­же­на, в частности, новая периодизация
истории русского литературного языка);

б)стилистику в её
нормативной (культура речи) и историко-сравнительной (функци­о­наль­ные и авторские стили)
разновидностях;

в)дисциплины, содержащие системное
описание современного русского литературного языка (лексика, грамматика, словообразование, фразеология, фонетика), в
т. ч. история слов и теория нормы;

г)науку о языке художественной литературы
и языке писателей;

д)историю филологических учений.

Виноградов дал образцы исследований в каждой из этих
областей. Новая систематизация была во многом обращена к практике.

Виноградов создал новую систематизацию частей
речи, практически применив предло­жен­ный Щербой критерий
синтаксических свойств слова: в систему частей речи были включены «частицы речи», модальные
слова и категория состояния. Тем самым принимались во внимание морфо­ло­ги­че­ские, словообразовательные и
семантические свойства слова. Книга Виноградова «Русский язык.
Грамматическое учение о слове» (1947; Гос. премия СССР, 1951) опиралась
на научную оценку всех факторов, составляющих общенациональный
литературный язык (его историю, язык образцовых писателей, язык
образованного населения, системные связи всех языковых категорий,
сложные взаимодействия разных функци­о­наль­ных сфер речи); она
послужила научной основой для создания последующих грамматик русского
языка и грамматик языков народов СССР. Эта книга, на широком
историческом фоне отражавшая современный этап развития русского
литературного языка, была принципиально новым описанием всей его
системы, глубоко методологически и содержательно отличалась от всех
предшествовавших описаний — от М. В. Ломоносова до Шахматова. Виноградов
предло­жил деление грамматики на грамматическое учение о слове, показав
при этом всю сложность его природы, учение о словосочетании, учение о предло­же­нии и учение о сложном синтаксическом
целом. В учении о предло­же­нии им были найдены и определены основные
категории предло­же­ния: предикативность,
модальность, синтаксическое лицо, которые
выделяют предло­же­ние в тексте и отделяют язык от других семиотических
средств.

Идеи Виноградова в теории лексикологии —
разработка типов лексических значений слов, углуб­ле­ние понятия «лексема» и введение теории стилистической,
грамматической и смысловой вариантности слова,
учение о фразеологии как особом
разделе языкознания, систематизация типов русских фразео­ло­ги­че­ских
единиц — стали основой для дальнейшего развития русской лексикологии,
фразеологии, русской и общей лексикографии. При
его участии были созданы «Толковый словарь русского языка» под редакцией
Д. Н. Ушакова (т. 1—4, 1935—40), «Словарь современного русского
литературного языка» (т. 1—17, 1948—65; Ленинская премия, 1970). Он был
одним из инициаторов создания и редактором «Словаря языка А. С. Пушкина»
(т. 1—4, 1956—1961).

Виноградов положил начало новой области филологических исследований —
истории русского литера­тур­но­го языка как истории стилей («Очерки по
истории русского литера­тур­но­го языка XVII—XIX вв.», 1934). Его идеи в
этой области стимулировали изучение разных этапов в развитии русского
литературного языка допетровской эпохи и нового времени, содействовали
выработке новых научных концепций (Б. А. Успенский, Ю. С. Сорокин,
В. П. Вомперский и другие). Первично основанное на концепции Шахматова
учение Виноградова об истоках русского литературного языка и о его
отношении к языку церковнославянскому наиболее
адекватно отражает состояние первых этапов развития письменности на Руси
и показывает истоки богатства русской стилистической системы,
многообразия её функци­о­наль­ных разновидностей (эта концепция нашла
дальнейшее развитие в работах Н. И. Толстого, И. С. Улуханова).

Выделив язык писателей в особую категорию филологических
исследований, Виноградов изучал языковое творчество Н. М. Карамзина,
И. И. Дмитриева, И. А. Крылова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя,
М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. А. Ахматовой,
М. М. Зощенко и других. Эти работы, так же как и работы Ю. Н. Тынянова,
Б. М. Эйхенбаума, В. М. Жирмунского, Б. В. Томашевского,
Л. П. Якубинского, Б. А. Ларина, дали текстологам новые методы
исследования — анализ разновременных публикаций, вариантов
художественных текстов, рукописей, сюжетных связей, текстового
окружения, изучение истории критики, собственных авторских
свидетельств, — заложив тем самым текстологическое обоснование
литературоведения.

Рассматривая формирование и развитие художественных образов,
Виноградов исследовал и описы­вал стилистико-смысловые связи внутри
текста и на их фоне определял центральный образ произве­де­ния — образ
автора. Такой метод прочтения нашел своё применение и в теории
прозаи­че­ской нехудожественной речи. Виноградов обращал внимание на то,
что текст, имея тропы и фигуры речи, соединяется в сверхфразовые и фразовые единства путём
сопоставлений и противопоставлений, сцеплений и соединений, сочетаний и
разъединений, образующих единство смыслового развития текста как частей
общей композиции, состоящей из явного или скрытого диалога или монолога.
Объединение элементов текста в одно смысловое и грамматическое целое
послужило основанием, в частности, для исследований по теории
текста.

Идеи Виноградова дали творческий импульс для разработки и развития
почти всех отраслей совет­ской филологии во 2‑й половине 20 в. — в
области современной и сравнительно-исторической слависти­ки, изучения
других языков народов СССР и западноевропейских языков, в области
литературоведения, текстологии, эвристики, стилистики, языка
художественной литературы, а также в изучении строя русского языка, его
истории, лексики, грамматики, словообразования, в области изучения
истории лингвистической науки, а также в разных сферах преподавания
русского языка и культуры речи. Его идеи оказали влияние на развитие
общего и сравнительного языкознания. Учёные виноградовской школы
углубляют и развивают все эти направления. Стилистике, поэтике, языку
художественной литературы, художественной композиции текста, структуре
авторского повествования посвящены работы Сорокина, В. Г. Костомарова,
В. П. Григорьева, А. Д. Григорьевой, М. Н. Кожиной, Е. А. Иванчиковой,
И. И. Ковтуновой, Н. А. Кожевниковой, И. К. Белодеда, А. П. Чудакова и
других. Исследованию семантической структуры слова и фразеологизма, текста, значения слова, метафоры,
внутренней организации и назначения словарной статьи как особого
лингвистического жанра и других проблем лексикологии и лексикографии
посвящены работы учёных виноградовской школы, изучающих русский язык,
другие славянские языки, языки народов СССР (Ожегов, Сорокин, Шведова,
А. П. Евгеньева, Д. Н. Шмелёв, Л. Л. Кутина и другие). Работы учёных
виноградовской школы в этой области содействовали выделению лексикологии
как самостоятельной области языкознания, она получила теоретическое
обоснование и практически сформировалась прежде всего в СССР. Советскими
учёными плодотворно развивается теоретическая и практическая
лексикография.

Советская грамматическая наука развивает и углубляет многие идеи
Виноградова в этой области. Учёными виноградовской школы была создана
описательно-нормативная «Грамматика русского языка» АН СССР (1952—54).
Под руководством Шведовой были созданы академические грамматики нового
типа — «Грамматика современного русского литературного языка» (1970),
«Русская грамма­ти­ка» (т. 1—2, 1980; Гос. премия СССР, 1982). В этих
грамматиках научными концепциями Виноградова определены способы описания
частей речи, морфологии, синтаксиса, в особый раздел, связанный как с
лексикологией, так и с грамматикой, выделяется словообразование и
описывается формальное и семантическое строение словообразовательных
типов. При этом непосред­ствен­но реализуются его идеи о месте
словопроизводства в строе языка в целом. Русскому словообразованию как
особой области языкознания посвящены работы Е. А. Земской,
В. В. Лопатина, Улуханова и других. Учёные виноградов­ской школы
плодотворно работают также в области синтаксиса русского и других
славянских языков, в области структуры текста (Н. С. Поспелов, Шведова,
А. В. Бондарко, М. В. Ляпон, Белошапкова и другие).

Работы Виноградова о Шахматове, Щербе, А. М. Пешковском,
М. Н. Петерсоне, его очерки по истории русской лингвистической мысли
дали импульс для дальнейших исследований в этом направ­ле­нии
(Б. Н. Головин, Ю. В. Рождественский, А. В. Бондарко и другие).

Идеи Виноградова о грамматике современного русского литературного
языка легли в основу общей и частной дидактики русского языка и многих
учебных (школьных и вузовских) пособий. Были созданы серии учебников для
средней и высшей школы (А. М. Земский, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов,
Н. М. Шанский, Л. А. Чешко и другие). Под непосред­ствен­ным
руководством Виноградова создана Между­на­род­ная ассоциация преподавателей русского
языка и литера­ту­ры (МАПРЯЛ), первым прези­ден­том которой он был.
В приме­не­нии к задачам обучения русскому языку иностранных студентов
разрабатываются проблемы стилистики, речевой культуры и
лингвострановедения (работы Костомарова, Е. М. Верещагина и других).

Для учёных виноградовской школы характерны следующие общие черты их
иссле­до­ва­тель­ско­го метода:

анализ языковых явлений не с какой-либо одной точки зрения, а в
аспекте их отношения к другим явлениям, к разным сторонам языка —
рассмотрение грамматических категорий в тесной связи с лексикой, с
природой, значением и окружением слова; рассмотрение законов
слово­обра­зо­ва­ния в связи с правилами морфологического строения слов
и с их грамматическими категориями; изучение синтаксиса не просто как
правил синтагматики, а как такого уровня языка,
единицы которого, обладая не только синтагматическими, но и парадигматическими характери­сти­ка­ми, в своём
строении и функци­о­ни­ро­ва­нии неразрывно связаны с лексикой и
лексической идиоматикой. Язык художественной литературы, язык и стиль
писателя изучаются, с одной стороны, в связи с историей
общенационального литературного языка, с другой стороны, — в связи с
историей обще­ст­вен­ной мысли и обще­ст­вен­ной жизни; анализ образа
автора — в связи с языком произве­де­ния и с его сюжетной тканью; анализ
строения текста и все эвристические разыскания — в связи с историей
литературного процесса в целом, и т. д.;

внимание к функци­о­наль­ной и стилистической распределённости
языковых явлений, к сферам их употребления;

изучение языковых явлений в плане «диахронической синхронии»:
понимание синхронии как условно остановленного момента развития языка и
отсюда анализ языковых явлений в границах исторического контекста, в
частности понимание языковой нормы как исторической категории, признание
сосуществования функци­о­наль­но и семантически разграниченных языковых
вариантов;

работа только с живым и богатым материалом, всегда самостоятельно
извлечённым из всех необхо­ди­мых источников; построение теории
опирается только на такой материал и подтвержда­ет­ся им.

  • Виноградов В. В., Избранные труды, [т. 1—5], М.,
    1975—80;
  • Чудаков А. П., Ранние работы В. В. Виноградова о поэтике
    русской литературы, в кн.: Виноградов В. В., Избранные труды,
    [т. 2], М., 1976;
  • его же, В. В. Виноградов и теория художественной речи
    первой трети XX в., там же, [т. 5], М., 1980;
  • Толстой Н. И., Труды В. В. Виноградова по истории русского
    литературного языка, там же, [т. 4], М., 1978;
  • Костомаров В. Г., Труды академика В. В. Виноградова в
    области лексикологии, семасиологии и лексикографии, там же, [т. 3]. М.,
    1977;
  • Рождественский Ю. В., О работах академика В. В. Виноградова
    по истории русского языкознания, в кн.: Виноградов В. В., История
    русских лингвистических учений, М., 1978.

Ю. В. Рождественский.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мануал на карбюратор mikuni
  • Инкубатор золушка на 28 яиц инструкция по сборке
  • Флуконазол инструкция по применению таблетки взрослым мужчинам
  • Элтацин инструкция по применению цена отзывы аналоги в таблетках
  • Фундамент под баню бочку своими руками пошаговая инструкция с фото