Под руководством президента правительство франции выступает в форме

Система
органов власти Франции основана на
принципе разделения властей. Франция
сегодня — это республика с сильной
бицефальной исполнительной властью,
носителями которой выступают Президент
и
правительство
(Совет министров).
Вместе
они образуют центральную исполнительную
власть. Президент избирается на пять
(ранее на семь) лет всеобщими и прямыми
выборами по мажоритарной избирательной
системе абсолютного большинства в
первом туре и относительного большинства
во втором туре. Полномочия Президента
могут прекратиться досрочно в случае
признания его виновным в совершении
государственной измены или любого
тяжкого преступления, а также добровольной
отставки. В этом случае его полномочия
осуществляет председатель верхней
палаты Парламента Сената. Обвинение
Президенту может быть предъявлено двумя
палатами Парламента абсолютным
большинством голосов, после чего дело
рассматривает специальный Высокий суд
правосудия. В случае признания Президента
виновным его полномочия прекращаются.
Президент наделен так называемыми
≪собственными единоличными полномочиями≫,
которые может осуществлять самостоятельно.
Так, например, он вправе распустить
нижнюю палату Парламента, однако только
после консультаций с Премьер министром
и председателями палат Парламента.
Президент является главой Республики,
верховным главнокомандующим, гарантом
национальной независимости и
территориальной целостности страны.
Президент издает важнейшие регламентарные
акты — ордонансы, имеющие силу закона,
и декреты для текущего регулирования.
Он назначает Премьер-министра и по его
предложению других членов правительства,
принимает отставку этих высших должностных
лиц. Правительство в полном составе
именуется Советом министров, его
председателем является Президент.
Правительство может собирать и
премьер-министр, тогда заседания в
отсутствие Президента называются
Кабинетом
министров.
Премьер-министр
обладает достаточными полномочиями.
На него возложена ответственность за
национальную оборону, исполнение
законов, взаимодействие с Парламентом.
Акты правительства, являющиеся по
природе подзаконными, подлежат подписанию
Президентом. Однако согласно Конституции
в ряде случаев правительство вправе
просить Парламент о разрешении в течение
ограниченного срока осуществлять путем
издания ордонансов (актов, имеющих силу)
мероприятия, относимые к сфере
законодательного регулирования.

73. Парламент франции.

Высшим
представительным и законодательным
органом Франции является бикамеральный
Парламент.
Нижняя
палата — Национальное
собрание,
депутаты
которого избираются сроком на пять лет
на основе всеобщего и прямого голосования,
рассматривается как орган общенационального
представительства. Сенат,
члены
которого избираются сроком на девять
лет путем косвенных выборов, представляет
интересы территориальных коллективов.
Палаты фактически обладают одинаковой
компетенцией, различия в основном
касаются лишь законодательного процесса,
а также сферы парламентского контроля.
Глава государства обладает правомочиями
по роспуску нижней палаты. Парламент
принимает три вида законов: конституционные
(по изменению Конституции), органические
(по указанным в конституционных нормах
вопросам) и обычные. Правом законодательной
инициативы обладают парламентарии и
правительство. Обычно законы проходят
три чтения, их подготовку осуществляет
комиссия палаты. Закон будет принят в
случае одобрения обеими палатами в
идентичном виде. Если этого не происходит,
то проект рассматривается палатами до
тех пор, пока не будет выработан единый
текст. Принятые Парламентом законы
должны быть в течение 15 дней подписаны
Президентом. Если он не согласится с
каким-либо положением закона, то вправе
потребовать его повторное обсуждение.
Если закон будет принят повторно в
прежней редакции абсолютным большинством
голосов, Президент обязан его подписать.
Любой законопроект может быть передан
Президентом в Конституционный совет
для проверки соответствия его Конституции
Франции. Парламентский контроль за
правительством во Франции ограничен,
однако Парламент вправе выразить
правительству недоверие, приняв резолюцию
порицания.

Соседние файлы в предмете Конституционное право зарубежных стран

  • #

    24.03.2016201.24 Кб221.docx

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Франция / Особенности исполнительной власти

Исполнительная власть во Франции представлена президентом и правительством, которое возглавляет премьер-министр.

Президент Республики наделён обширными полномочиями. Часть из них он осуществляет самостоятельно, часть — совместно с другими государственными органами. Наиболее существенные права президента включают: назначение премьер-министра, досрочный роспуск Национального собрания — нижней палаты парламента (после формального запроса мнений премьер-министра и председателей палат). Президент является верховным главнокомандующим, председательствует в советах и в высших комитетах национальной обороны. Глава государства представляет страну на международной арене, ведёт переговоры о заключении международных договоров и ратифицирует их. Президент Республики вправе по собственной инициативе ввести в действие механизм ст. 16 конституции, предусматривающий использование чрезвычайных полномочий, запросив перед этим мнение премьер-министра, председателей палат парламента и Конституционного совета (в настоящее время во Франции все чаще звучат призывы к отмене данного механизма, который несколько раз использовал только генерал де Голль). Президент Республики обладает многочисленными иными полномочиями, имеющими существенное значение, но осуществляет их совместно с другими государственными органами.

Президент принимает участие в осуществлении функций судебной власти: он назначает членов Высшего совета магистратуры и является его председателем. Президенту принадлежит право помилования. Более того, президент является гарантом судебной власти.

Президент избирается на пятилетний срок всеобщим прямым голосованием. Ограничений по количеству сроков президентства нет.

Президент избирается прямым всеобщим голосованием по одномандатной (униноминальной) мажоритарной системе в два тура сроком на пять лет с правом переизбрания. В соответствии с этой системой, избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей в первом туре голосования. Это значит, что кандидат, получивший свыше 50 % голосов избирателей, участвовавших в голосовании, при условии явки на выборы

не менее 25 % избирателей получает президентский мандат. В случае необходимости проведения второго тура выборов баллотируются только два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей. Кандидат, получивший большинство голосов во втором туре, занимает президентский пост.

Правительство Французской Республики представляет собой коллегиальный орган, несущий основную ответственность за осуществление исполнительной власти в стране. На него возложено общее руководство и управление делами государства. В качестве органа общеполитического руководства правительство определяет задачи и цели государственной политики. Правительство одновременно остаётся высшим органом управления, намечая и осуществляя меры, необходимые для реализации поставленных целей и задач.

Правительство является главным финансовым распорядителем, на него возлагается исполнение государственного бюджета. В распоряжении правительства находятся также административный аппарат и вооружённые силы. Данные полномочия перечислены в ст. 20 конституции 1958 года, определяющей общий статус правительства. Своеобразие и специфика статуса правительства во Франции заключается в том, что оно выступает в двух значениях. Во-первых, оно представляет собой Совет министров Республики. Во-вторых, оно выступает в форме кабинета, объединяя всех членов правительства под руководством премьер-министра.

Сложность состоит в том, что в ряде случаев Основной закон не проводит чёткого различия между двумя организационными формами, пользуясь собирательным термином «правительство». Так, конституция (ст. 49) говорит об ответственности правительства, явно исключая при этом Президента Республики, не несущего парламентской ответственности. В то же время премьер-министр вправе поставить вопрос о доверии правительству только после обсуждения в Совете министров. В данном же случае участие президента является необходимым условием, так как Совет министров собирается только под его председательством.

Порядок формирования правительства в правовом отношении сравнительно прост: Президент Республики назначает премьер-министра и, по его представлению, других членов правительства. Однако, поскольку существует институт парламентской ответственности правительства, президент не может не считаться с раскладом сил в Национальном собрании.

Конституция 1958 года года отмечает особое положение премьер-министра среди других министров: он руководит деятельностью правительства, несёт ответственность за национальную оборону, обеспечивает исполнение законов, обладает регламентарной властью и производит назначения на высшие военные и гражданские должности, за исключением тех, назначения на которые производит президент.

Во Франции не существует фиксированного в конституции числа и перечня министерств. Состав Совета министров определяется всякий раз, когда формируется новое правительство.

←   Назад  |   Особенности исполнительной власти   |   Вперёд   →

Курс общей гидрологии / Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года (издательство «ГНТИ»).Курс общей гидрологии
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года …

Какова структура правительства Франции? Какими полномочиями обладает президент этого государства? На эти и многие другие вопросы будут даны ответы в статье.

Правительство Франции: общая характеристика

Конституция Франции подразумевает под понятием «правительство» два основных элемента: премьер-министра и министров. Министры объединяются в две группы: Совет министров — под предводительством президента, и кабинет министров — под руководством премьер-министра. И глава правительства Франции, и все остальные министры назначаются непосредственно президентом Франции.

С юридической точки зрения выбор президента ничем не обусловлен и никак не ограничен: он может назначить председателем правительства кого угодно. Однако на практике все происходит несколько иначе. Так, президент выбирает, как правило, лидирующее среди большинства лицо. В противном случае возможны частые противоречия с парламентом: насчет законодательных инициатив, программ и т. д.

Смещение с должности министров также осуществляется президентом. Однако происходит это с согласия премьер-министра.

Об институте парламентской ответственности правительства Франции

Статьи 49 и 50 Конституции Франции вводят специальное положение об институте парламентской ответственности. Что оно собой представляет и как оно относится к правительству? Основной закон страны прописывает, что глава правительства Франции должен своевременно подавать заявление о собственной отставке президенту. Однако происходить это должно лишь в некоторых случаях, среди которых следующие:

  • Национальное Собрание выносит «резолюцию порицания».
  • Национальное собрание отказывается утверждать правительственную программу либо общеполитическое заявление.

    правительство франции

Сразу стоит отметить, что отставка французского премьер-министра всегда ведет за собой полную отставку всего Кабинета министров. Допускается как добровольная отставка председателя правительства, так и принудительная.

Весь порядок, описанный выше, является классическим примером системы сдержек и противовесов. Это и есть институт парламентской ответственности.

Правительство Франции как институт законодательной инициативы

Согласно французской Конституции, правительство является основным институтом, выпускающим подавляющее число законодательных инициатив. В отличие от тех же парламентариев, именно правительство Франции способно выпустить такие законопроекты, которые пройдут все стадии законодательного процесса и твердо укрепятся в виде законов.

глава правительства франции

Оно выпускает два основных типа законопроектов: декреты и ордонансы. Ордонансы представляют собой специальные акты делегированного законодательства. Декреты же носят характер так называемой регламентарной власти: согласно ст. 37 Конституции, вопросы могут носить регламентированный характер, несмотря на то что они не входят в сферу законодательства.

О роли премьер-министра Франции

Премьер-министр Франции является, как уже было сказано выше, председателем правительства. Статья 21 французской Конституции закрепляет его статус и основные полномочия, среди которых:

  • руководство правительством;
  • контроль над национальной обороной (в данном случае премьер несет персональную ответственность);
  • обеспечение исполнения законов;
  • осуществление регламентарной власти;
  • назначение определенных лиц на военные или гражданские должности.

Помимо всего вышеперечисленного, председатель правительства способен принимать различные правовые и нормативные акты. Министры же, в свою очередь, способны эти акты контрассигнировать. Данный процесс закрепляет статья 22 Конституции Франции.

Президент и премьер-министр: схемы взаимоотношений

Как и в Российской Федерации, французский президент и премьер-министр — первое и второе лицо в государстве. Дабы не возникало противоречий или иных проблем, во Франции закреплены две схемы взаимоотношений между этими двумя политическими деятелями. Что представляет собой каждая из схем?

полномочия правительства франции

Первая именуется как «де Голль — Дебре». По своей сути она довольно проста. Система предполагает пропрезидентское большинство в Национальном собрании. Более того, премьер-министр и правительство не имеют никакой собственной и независимой политической программа. Вся их деятельность контролируется главой государства и парламентом.

Вторая программа называется системой «кохабитации», или схемой «Миттеран-Ширак». Суть этой программы — формирование оппозиционного парламентского большинства. Обязанность президента — выбрать из этого большинства председателя правительства. Вследствие этого образуется крайне интересная система: президент и премьер-министр становятся конкурентами, поскольку имеют, по-сути, две различные программы. Вопросы внутренней политики отходят Совету Министров; внешняя политика регулируется главой государства.

Безусловно, вторая система в несколько раз лучше и эффективнее. Доказательств этому множество, однако можно привести одно и самое важное: умеренная конкуренция и борьба в политических верхах почти всегда ведет к прогрессу.

Временное правительство во Франции: 1944-1946 гг.

Дабы обладать более четким и ясным пониманием того, как работает правительство во Франции, можно привести в пример систему временного правительства, образованную в Четвертой республике.

формирование правительства франции

Создание временного правительства произошло 30 августа 1944 года. Возглавил орган генерал Шарль де Голль, лидер и координатор движения «Свободная Франция». Удивительная особенность правительства заключалась в том, что в него вошли самые неординарные и непохожие друг на друга группы: социалисты, христианские демократы, коммунисты и многие другие. Была проведена серия различных социально-экономических реформ, благодаря которым уровень жизни в государстве значительно повысился. Стоит упомянуть и про принятие в сентябре 1946 года новой Конституции.

Президент Франции: порядок избрания

Разобравшись с тем, какие существуют полномочия правительства Франции и какой структурой оно обладает, стоит перейти к следующему вопросу, посвященному французскому президенту.

президент франции правительство

Избирается глава государства на прямых всеобщих выборах. Срок полномочий президента ограничивается пятью годами, при этом одно и то же лицо не способно занимать президентский пост более чем два срока подряд. Кандидату в президенты должно быть как минимум 23 года. Кандидатура должна быть одобрена выборными должностными лицами. Процесс выборов проходит по мажоритарной системе, в 2 этапа. Большинство голосов должен набрать будущий президент Франции. Правительство объявляет выборы и оно же их завершает.

Если президент досрочно прекращает свои полномочия, заместителем становится председатель Сената. Обязанности этого лица несколько ограничены: он не способен, в частности, распускать Национальное собрание, назначать референдум или изменять конституционные положения.

Процесс смещения президента

Высокая Палата Правосудия принимает решение о снятии с президента его полномочий. Закрепляется это в статье 68 французской Конституции. По сути, подобная процедура является импичментом главы государства. Главное основание для смещения президента с его поста — невыполнение своих обязанностей или исполнение, никак не совмещенное с мандатом. Сюда же можно отнести выражение недоверия главе государства, которое способно подавать правительство.

правительство парламент франции

Парламент Франции, вернее, одна из его палат, инициирует создание и смещение Высокой Палаты. При этом другая парламентская палата обязана поддержать решение первой. Происходит все только в том случае, если за инициативу выступили две трети парламентских голосов. Стоит также отметить, что решение Высокой Палаты должно вступать в силу немедленно.

Об иммунитете президента

Еще одна тема, которую обязательно стоит затронуть, — это президентский иммунитет. Что он представляет собой во Франции? Согласно статье 67 Конституции страны, президент освобождается от ответственности за все деяния, совершаемые им на посту. Более того, во время исполнения полномочий глава государства имеет право не являться ни в один из французских судов для дачи каких-либо показаний. Судебное преследование, следственные действия, сбор судебной информации — все это также не должно касаться главы государства во время исполнения им своих полномочий.

Французский президент обладает, помимо всего прочего, иммунитетом от судебного преследования. Однако иммунитет этот временный и может быть приостановлен спустя месяц после сложения президентом своих обязанностей. Стоит также отметить, что иммунитет не распространяется на международный уголовный суд. Французский президент не способен скрываться от вызова в эту инстанцию. Закрепляют это и положения 68 и 532 французской Конституции.

«Личные» полномочия президента Франции

Стоит, наконец, рассказать об основных обязанностях и полномочиях главы французского государства. Все они делятся на две группы: личные и разделяемые. Чем характеризуются личные полномочия?

временное правительство во франции

Они не требуют министерской контрассигнации, а стало быть, президент способен исполнять их самостоятельно и самолично. Вот какие моменты сюда относятся:

  • Президент выступает в качестве арбитра и гаранта. Это относится к назначению референдума, подписанию ордонанса, назначению трех членов Совета и т. д. Во всем этом президенту должен помогать Высший Совет магистратуры.
  • Президент взаимодействует с различными политическими органами и институтами. Парламент, судебные органы (арбитражное, конституционное, мировое), правительство — Франция диктует, что всеми этими органами глава государства обязан постоянно контактировать. В частности, президент должен обращаться с посланиями к парламенту, назначать премьер-министра, созывать Совет Министров и т. д.
  • Глава государства обязан принимать все необходимые действия для предотвращения кризиса. Сюда относится и принятие чрезвычайных полномочий (данное право закрепляет ст. 16 Конституции). Однако президент обязан проводить консультацию с такими органами, как правительство Франции (состав его должен быть полным), парламент, Конституционный Совет и др.

«Разделяемые» полномочия президента Франции

«Разделяемые» президентские полномочия, в отличие от «личных», требуют контрассигнирования со стороны министров. Какие обязанности главы государства здесь можно выделить?

  • Кадровые полномочия, или формирование правительства Франции. Речь, как уже понятно, идет о назначении председателя правительства и министров.
  • Подписание ордонансов и декретов.
  • Созыв внеочередных парламентских сессий.
  • Назначение референдума и контроль над его проведением.
  • Решение вопросов о международных отношениях и обороне.
  • Промульгация (обнародование) законов.
  • Решения о помиловании.

Страница 6 из 7

§ 5. Система государственных органов Франции

Основные принципы построения механизма власти во Франции

В основу построения и функционирования системы государ­ственных органов Франции положен принцип разделения властей. Он закреплен в ст. 16 Декларации прав человека и гражданина 1789 г., которая является составной частью действующей Консти­туции страны. Однако реализация этого принципа в условиях раз­личных политических режимов и форм правления осуществлялась далеко не одинаковыми методами.

Современная Франция принадлежит к числу республик со смешанными формами правления. Ее зачастую называют полу­президентской, полупарламентской или страной с рационализи­рованным парламентаризмом. Суть дела, однако, заключается в том, что для Пятой республики характерно заметное усиление роли исполнительной власти и ослабление роли Парламента. Ина­че говоря, в рамках государственно-правовой системы Франции центр тяжести сместился от представительного органа к органу, осуществляющему исполнительную власть. Но дело не только в этом. Чрезвычайно важной правовой характеристикой республик со смешанными формами правления является существование би-цефалъной исполнительной власти. Ее носителями выступают Президент Республики и Правительство. Причем, в соответствии с Конституцией Президент наделен так называемыми собственны­ми, единоличными полномочиями, которые он может осуществ­лять самостоятельно. Это положение в какой-то мере напоминает ситуацию, существующую в президентской республике. Вместе с тем вооруженные силы и административный аппарат страны на­ходятся в ведении Правительства. Правительство Республики не­сет ответственность за свою деятельность перед Национальным собранием — нижней палатой Парламента. Это положение харак­терно, как известно, для стран с парламентскими формами прав­ления. Таким образом, государственный механизм Пятой респуб­лики претерпел существенные изменения по сравнению с тем, что имело место в предшествующей республике. Соответственно, и механизм реализации принципа разделения властей также из­менился. Тем не менее сам принцип сохраняет свое значение и государственные институты Франции функционируют на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Одна из существенных особенностей государственного меха­низма Пятой республики состоит в том, что его практическое функционирование напрямую зависит от того, совпадают ли пре­зидентское и парламентское большинство. В тех случаях, когда политические силы, поддерживающие Президента, одновремен­но контролируют Национальное собрание, роль Президента как носителя исполнительной власти заметно возрастает. Практичес­ки в этой ситуации он формирует Правительство из своих едино­мышленников и руководит его деятельностью.

Если политические силы, контролирующие Национальное собрание, не принадлежат к пропрезидентскому блоку, ситуация складывается совершенно иная. В этом случае в связи с существо­ванием института парламентской ответственности Президент вы­нужден назначить Правительство, представляющее оппозицион­ные ему силы. Возможности Президента по осуществлению ис­полнительной власти резко сужаются. Роль Правительства во главе с Премьер-министром заметно возрастает. Такую ситуацию при­нято называть «сосуществованием». Такая ситуация сложилась, в частности, в  1997 г., когда на досрочных парламентских выборах победу одержала Французская социалистическая партия, в то вре­мя как глава государства опирается на поддержку правых и пра­воцентристских политических сил.

Три основные ветви власти представлены во Франции главой государства, Правительством, Парламентом и судами, которые возглавляются Кассационным судом, высшим судебным органом общей юрисдикции, и Государственным советом, высшим орга­ном административной юстиции.

Президент Республики

Президенту Республики принадлежит центральное место в системе государственных органов Пятой республики. Согласно ст. 5 Конституции он следит за соблюдением Конституции, обеспечива­ет нормальное функционирование государственных институтов, принимает меры по обеспечению национальной независимости и территориальной целостности, обеспечивает соблюдение между­народных соглашений и договоров. Президент Республики — вер­ховный главнокомандующий вооруженными силами страны, он производит назначение на высшие военные и гражданские долж­ности. Он представляет страну в международных отношениях, ве­дет международные переговоры и заключает международные до­говоры.

К числу собственных полномочий Президента относятся та­кие важные, как: назначение Премьер-министра, решение о дос­рочном роспуске Национального собрания, использование чрез­вычайных полномочий по ст. 16 Конституции и др. Французские исследователи политической жизни страны считают, что в период правления генерала де Голля имело место своего рода верти­кальное разграничение полномочий Президента и Правительства. Президент главным образом руководил осуществлением внешней и военной политики Франции. В постголлистский период утверди­лось своего рода горизонтальное разделение полномочий и компе­тенции. Решения наиболее общего политического характера при­нимаются Президентом, вся текущая работа по управлению стра­ной осуществляется Правительством. Однако ни та ни другая схема практически не работают в условиях «сосуществования». При та­кой ситуации Президент должен и обязан искать компромисса с Правительством, как, впрочем, ту же задачу должно решать и Правительство. В основном вопросы управления государственны­ми делами при такой ситуации сосредотачиваются в руках Прави­тельства. Однако большая часть единоличных полномочий Прези­дента сохраняется в неприкосновенности.

Президент Республики — высшее должностное лицо госу­дарства, его верховный представитель во всех актах внутриполи­тической и международной жизни.

Президент Республики избирается путем всеобщего, прямо­го, равного и тайного голосования. Срок полномочий — 7 лет. Ограничений для переизбрания не установлено. (Президент Франсуа Миттеран избирался, например, два срока подряд — с 1981 по 1995 г.). Кандидат в президенты должен удовлетворять всем требо­ваниям, предъявляемым к лицам, избираемым в Парламент. Ин­ститута вице-президента во Франции нет. В случае досрочной вакансии поста Президента его обязанности временно исполняет Председатель Сената, а если он тоже не в состоянии выполнять эти обязанности, они исполняются Правительством. Новые выбо­ры проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 35 дней после открытия вакансии. За годы существования Пятой республики дважды имели место случаи досрочной вакансии по­ста Президента и, соответственно, проведение досрочных выбо­ров в 1969 г., при отставке Президента де Голля, и в 1974 г. — в связи со смертью Жоржа Помпиду. Исполняющий обязанности Президента несколько ограничивается в своих правах, он, в час­тности, не может проводить референдум и не имеет права прибе­гать к досрочному роспуску Национального собрания.

Президент Республики обладает исключительно широкими полномочиями в сфере руководства и управления государствен­ными делами. Он председательствует в Совете министров, причем никакое заседание Правительства в форме Совета министров не­возможно при отсутствии главы государства. Иное может иметь место, если он непосредственно уполномочил другое должност­ное лицо осуществлять председательствование на конкретном за­седании и в связи с конкретной повесткой дня. Президент назнача­ет Премьер-министра и по его представлению других членов Пра­вительства. Он же отзывает Премьер-министра и иных членов Правительства. Глава государства назначает на все высшие воен­ные и гражданские должности.

Президент обладает широкой регламентарной властью. Одна из важных особенностей конституционного режима Пятой респуб­лики состоит в ограничении сферы применения закона, которая определена ст. 34 Конституции. Все, что лежит вне сферы, регу­лируемой законом, регулируется актами исполнительной власти. В результате акты, подписываемые Президентом, нельзя рас­сматривать как обычные подзаконные акты, принимаемые на ос­нове и во исполнение закона. Президентские ордонансы и декре­ты — это самостоятельные нормативно-правовые акты, которые играют в регулировании отдельных сфер общественных отноше­ний ту же роль, что и закон. В случае если Конституционный совет признает, что тот или иной законодательный акт был при­нят в нарушение ст. 34 Конституции, регламентарная власть по­лучает право изменять и заменять этот закон собственными нор­мативными актами. Наиболее важные регламентарные акты, из­даваемые Президентом, именуются ордонансами. Текущее правовое регулирование осуществляется при помощи декретов. На основе переходных постановлений Конституции в первые ме­сяцы существования Пятой республики в стране была издана целая серия ордонансов, содержащих органические законы. Посред­ством такого рода актов был определен статус подавляющего боль­шинства высших государственных органов страны. (Переходные постановления отменены в 1995 г.)

Президенту принадлежит право законодательной инициати­вы в том, что касается конституционных пересмотров, передачи законопроектов на референдум, а равно право отлагательного вето на законопроекты, принимаемые Парламентом. Президент Респуб­лики промульгирует в течение 15 дней после одобрения Парла­ментом принятые им законопроекты. Однако в течение предус­мотренного срока промульгации он может вернуть законопроект в Парламент для повторного обсуждения либо обратиться в Кон­ституционный совет в целях определения того, не противоречит ли одобренный Парламентом акт Конституции страны. Такого рода обращение прерывает 15-дневный срок, установленный для про­мульгации закона.

Президенту принадлежит право досрочного роспуска Нацио­нального собрания. Такого рода досрочный роспуск не может иметь место только в трех случаях: 1) когда временно исполняются обя­занности Президента; 2) когда использованы чрезвычайные пол­номочия по ст. 16 Конституции; 3) в течение года после досрочных выборов.

Президент Республики обладает определенными полномочия­ми и в судейской сфере. Он председательствует в высшем совете магистратуры, его актами производится назначение и перемеще­ние профессиональных судей, Президент Республики обладает правом помилования.

Важными полномочиями наделен Президент в сфере внеш­ней политики и обороны. Он представляет страну в международ­ных отношениях, назначает дипломатических представителей Франции, при нем аккредитуются иностранные дипломатические представители. Президент ведет международные переговоры и заключает международные договоры и соглашения.

Официальная резиденция Президента — Елисейский дворец. При главе государства функционирует специализированный ап­парат помощников и советников, которые образуют его личный кабинет и генеральный секретариат. Важную роль играют также некоторые другие специализированные вспомогательные органы, в число которых входит, в частности, военный комитет. Все со­трудники Елисейского дворца назначаются и увольняются Прези­дентом по его собственному усмотрению.

Правительство

Правительство — коллегиальный орган, осуществляющий наряду или совместно с Президентом Республики исполнитель­ную власть. Правительство обладает во Франции весьма своеоб­разной структурой. Оно может выступать в форме Совета министров, объединяющего всех его членов под председательством Президента Республики, или как совокупность членов Правитель­ства под руководством Премьер-министра. Заседание Совета ми­нистров проходит под председательством Президента. Иное воз­можно лишь в случае прямого делегирования полномочий, на­пример Премьер-министру, для проведения конкретного заседания со строго определенной повесткой дня.

Конституция сравнительно четко указывает, какие вопросы подлежат обязательному рассмотрению в Совете министров. Прак­тически все наиболее важные проекты регламентарных норма­тивных актов, проекты законов, решение о постановке вопроса о доверии, о проведении референдума, назначении на высшие го­сударственные должности и другие подлежат обсуждению в Со­вете министров.

В тексте французской Конституции используется преимуще­ственно собирательный термин — Правительство. Он присутству­ет в заголовках разделов III и V Конституции. Однако основной закон не уточняет само понятие. О его содержании можно судить лишь косвенно. Так, согласно ст. 21 Конституции деятельностью Правительства руководит Премьер-министр. В соответствии со ст. 49 Конституции Правительство ставит перед Национальным собра­нием вопрос о доверии Правительству. Все это позволяет сделать вывод о том, что под Правительством понимается преимуществен­но совокупность его членов, руководимых Премьер-министром.

Премьер-министр и по его представлению члены Правитель­ства назначаются Президентом Республики. Соответствующий дек­рет Президента не нуждается в контрасигнации. Однако ответ­ственность Правительства перед Национальным собранием застав­ляет главу государства назначить только то Правительство, которое опирается на поддержку парламентского большинства.

Внутренняя структура Правительства основана на иерархи­ческих началах. Помимо Премьер-министра оно включает госу­дарственных министров, министров, государственных секретарей и некоторые другие категории членов. Государственные секрета­ри, выполняющие зачастую функции заместителя министра, да­леко не всегда входят в состав Совета министров.

Французская Конституция не устанавливает четко фиксиро­ванной заранее структуры Правительства. Этот вопрос решается конкретно всякий раз, когда формируется Правительство или осуществляется его реорганизация. Персональный состав Прави­тельства зависит, как правило, от соотношения сил в Националь­ном собрании. При совпадении парламентского и президентского большинства решающую роль в правительственных назначениях играет Президент Республики. В условиях «сосуществования» его роль гораздо менее существенна.

Вновь назначенное Правительство не обязано представлять свою программу и состав на утверждение Парламента. В то же время Правительство может по собственному усмотрению просить Национальное собрание об одобрении правительственной про­граммы или заявления по вопросам общей политики. Практика последних лет свидетельствует о нарастающем использовании этого института несмотря на отсутствие формальной инвеституры.

Правительство несет коллективную ответственность перед Национальным собранием. Однако институт парламентской ответ­ственности Правительства претерпел существенные изменения в Пятой республике. Вопрос о доверии Правительству ставит толь­ко оно само — в связи с изложением правительственной програм­мы или Декларации по вопросам общей политики.

По инициативе депутатов Национального собрания может быть поставлена на голосование резолюция порицания Правитель­ству. Такая резолюция вносится группой парламентариев, насчи­тывающей не менее одной десятой общего числа членов нижней палаты. Голосование по резолюции порицания имеет место через 48 часов после внесения ее в бюро Национального собрания. В случае отклонения резолюции порицания депутаты, ее подписав­шие, не могут в течение той же парламентской сессии внести новую резолюцию порицания.

Определенной оригинальностью отличается и процедура при­нятия либо отклонения резолюции порицания. На голосование ста­вится только один вопрос: кто за принятие этой резолюции; кто из депутатов против или воздержался — не выясняется. Резолю­ция считается принятой, если она собрала абсолютное большин­ство голосов депутатов. Такая процедура весьма удобна для Пра­вительства и позволяет ему избежать неприятных последствий голосования. За всю историю существования Пятой республики известен только один случай принятия резолюции порицания (Пра­вительству Жоржа Помпиду в 1962 г.).

Правительство может связать вопрос о доверии с законо­проектом, вносимым на рассмотрение Парламента. В этом слу­чае голосование по законопроекту вообще не проводится. Оно может иметь место, только если правительственному законопро­екту противопоставлена резолюция порицания. Если таковая не внесена, это означает выражение доверия и утверждение пра­вительственного проекта. Для того чтобы принять иное реше­ние, необходимо одобрить резолюцию порицания в соответствии с той сложной процедурой, которая установлена основным зако­ном. В случае отказа в доверии или принятия резолюции порица­ния Премьер-министр должен вручить Президенту Республики заявление об отставке Правительства. Окончательное решение передается на усмотрение главы государства. Он может принять отставку Правительства и назначить нового Премьер-министра либо принять решение о досрочном роспуске Национального собрания и назначении новых выборов. Именно такое решение было принято в 1962 г.

Правительство как коллегиальный орган и его руководитель — Премьер-министр обладают широкими полномочиями,  которые осуществляются либо совместно с Президентом Республики, либо кабинетом, либо единолично Премьер-министром.

В распоряжении Правительства находятся административный аппарат и вооруженные силы. Правительство обладает широкой регламентарной властью, и принимаемые им решения в форме декретов образуют весьма важный источник французского права. Акты, принимаемые кабинетом, подписываются Премьер-мини­стром и обычно контрасигнуются министрами, ответственными за их исполнение. Правительство обладает правом законодательной инициативы. Законопроекты вносятся на рассмотрение Парламен­та Премьер-министром после обсуждения в Совете министров и по получении заключения Государственного совета. В этом после­днем случае высший орган административной юстиции выступает в роли коллективного юрисконсульта Правительства. Получение предварительного заключения носит обязательный характер, но само мнение Государственного совета юридически обязательным для Правительства не является.

Правительство может просить Парламент о делегировании ему законодательных полномочий в определенной сфере и на оп­ределенный срок в целях выполнения правительственной програм­мы. В этом случае Правительство принимает необходимые меры путем издания ордонансов. Особенность их правового режима зак­лючается в том, что такие акты вступают в силу с момента опуб­ликования, но перестают действовать, если законопроект об их утверждении не передан Правительством на рассмотрение Пар­ламента до истечения срока делегирования полномочий.

Проекты решений Правительства, как правило, подготавли­ваются заинтересованными министерствами и ведомствами. В прак­тике Пятой республики довольно широко распространено созда­ние различных межминистерских советов и комитетов, действую­щих на постоянной или временной основе, которые подготавливают необходимую документацию и вносят предложения на рассмотре­ние Правительства. Особо важные советы возглавляет непосред­ственно Премьер-министр, другие — заинтересованные министры. Премьер-министр может также делегировать членам Правитель­ства осуществление отдельных своих полномочий.

Конституция особо подчеркивает первостепенную роль Пре­мьер-министра. Согласно основному закону Премьер-министр ру­ководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за обеспечение национальной обороны, т. е., иначе говоря, наря­ду с Президентом Республики принимает непосредственное учас­тие в решении вопросов военного строительства. На Премьер-ми­нистра возложено обеспечение исполнения законов. Он обладает собственной регламентарной властью. Премьер-министру принад­лежит право назначения на военные и гражданские должности. Специальные законодательные акты разграничивают соответству­ющие полномочия главы государства и Премьер-министра.

Премьер-министру принадлежит право законодательной ини­циативы. Он пользуется правом обращения в Конституционный совет в целях установления соответствия вотированного палатами про­екта основному закону страны. По предложению Премьер-мини­стра созываются чрезвычайные сессии Парламента. Он также мо­жет вносить предложение о продлении срока очередной сессии Парламента. По предложению Премьер-министра проводятся зак­рытые заседания палат в форме секретного комитета. Целый ряд важных полномочий Президента Республики осуществляется по предложению или после консультаций с Премьер-министром.

Официальная резиденция главы Правительства — Отель Ма-тиньон. При Премьер-министре функционирует разветвленный вспомогательный аппарат. Его работой руководит, как правило, Генеральный секретарь Правительства, выполняющий весьма важ­ные функции по организации работы Правительства в целом и по координации сотрудничества с аппаратом Президента Республи­ки. Под началом Премьер-министра функционирует ряд важных государственных служб. Среди них, например, такие, как Гене­ральный секретариат по вопросам планирования, служба контр­разведки и др. Практика Пятой республики знает также случаи, когда Премьер-министр одновременно возглавлял то или иное ми­нистерство. В этом случае, ему, как правило, помогает соответ­ствующий государственный секретарь или уполномоченный министр.

Роль и значение Правительства и его руководителя особенно заметно возрастают в условиях «сосуществования», когда Прави­тельство может опереться на поддержку большинства, победив­шего на выборах в нижнюю палату парламента.

Парламент

Парламент — высшее представительное учреждение Фран­цузской Республики. Он состоит из двух палат: Национального собрания, именуемого зачастую также нижней палатой, и Сена­та. Место и роль каждой из палат в системе государственных ор­ганов Франции определяется Конституцией, органическими зако­нами, относящимися к каждой из палат, а равно их внутренними регламентами, которые вотируются каждой из палат раздельно.

Национальное собрание Франции состоит из депутатов, из­бираемых на основе всеобщего и прямого голосования. Применя­ется мажоритарная униноминальнаясистема выборов в два тура. Кандидатом на выборах может быть любой француз, пользующийся в полном объеме избирательными правами и достигший двадцати­трехлетнего возраста. Одновременно с депутатом избирается его заместитель, который занимает место в палате в случае досроч­ной вакансии. Если использована и эта возможность и если до все­общих выборов остается более шести месяцев, проводятся допол­нительные выборы. Срок полномочий Национального собрания — пять лет. Состав его обновляется полностью.

Ежегодно проводится одна очередная сессия Национального собрания, общая продолжительность которой не должна превы­шать 120 дней. Кроме того, Национальное собрание собирается по праву в случае использования чрезвычайных полномочий Пре­зидентом Республики, а также во второй четверг после досроч­ных выборов.

Верхняя палата — Сенат. Члены этой палаты избираются сроком на девять лет, обновление происходит по третям каждые три года. Сенаторы избираются путем косвенных выборов, особы­ми коллегиями выборщиков, в которых преобладают представите­ли муниципальных советов коммун. Если Национальное собрание рассматривается как орган общенационального представительства, то Сенат, согласно Конституции, представляет территориальные коллективы. По образному выражению профессора Жоржа Веде-ля, Сенат — не что иное, как посольство провинциальной Фран­ции в Париже.

Члены Парламента обладают депутатским иммунитетом. Они не подлежат преследованию за высказанное мнение или голосо­вание при исполнении своих обязанностей. Арест депутата мо­жет иметь место только с разрешения бюро его палаты, кроме случаев задержания на месте преступления. Вознаграждение, выплачиваемое депутату, равняется в среднем заработной пла­те высших государственных служащих страны. Однако парла­ментарии получают еще различного рода компенсации и выпла­ты, связанные с содержанием собственного аппарата, наймом жилья, проездом, оплатой почтовых расходов и т. п. Парламен­тарии при вступлении в должность и при окончании срока ман­дата должны представить декларацию об имущественном поло­жении и доходах.

Парламентарии в зависимости от своей партийной принад­лежности образуют партийные группы (фракции). Для образова­ния партийной группы необходимо, чтобы в нее входило не ме­нее 14 сенаторов в верхней палате и не менее 20 депутатов — в нижней. Каждая партийная группа обладает некоторыми имуще­ственными и финансовыми привилегиями и правами. В ее распо­ряжение предоставляются специальный аппарат и помещение. Каж­дая партийная группа имеет право на пропорциональное предста­вительство в бюро и комиссиях палаты.

Заседания палат открытые. В каждом зале пленарных засе­даний имеются специальные галереи для публики и для прессы. Дебаты, проходящие в палатах, стенографируются. Их полный отчет публикуется в специальном издании — Журнал офисьель.

Работой каждой из палат руководит бюро. Оно состоит из Председателя, вице-председателей, секретарей и квесторов (пос­ледние ведают административно-хозяйственными и финансовыми вопросами). Важную роль в руководстве делами палаты при опре­делении повестки дня и приоритетности рассмотрения тех или иных вопросов   играет   Конференция   председателей, которая   включает помимо членов бюро также председателей партийных групп и председателей постоянных комиссий.

Каждая палата создает шесть постоянных комиссий. Поми­мо этого для изучения отдельных вопросов или проектов могут образовываться временные специальные комиссии, а также ко­миссии по контролю и расследованию. Наибольшую роль играют постоянные комиссии, на рассмотрение которых передаются за­конопроекты и законопредложения, принятые к рассмотрению палатами. Такие комиссии образуют свои бюро и назначают гене­ральных докладчиков, которые излагают мнение и решение ко­миссии по рассматриваемым ею вопросам. Заседание комиссии является по общему правилу закрытым. В работе комиссий могут участвовать представители Правительства, которые должны быть выслушаны по их требованию.

Согласно Конституции законодательный акт считается при­нятым Парламентом, если он одобрен в идентичной редакции обе­ими палатами. Из этой формулы можно заключить, что в осуще­ствлении законотворческой деятельности обе палаты равноправ­ны. Однако это не совсем так. Если обе палаты не придут к согласию относительно обсуждаемого законодательного акта, Правитель­ство может просить Национальное собрание вынести окончатель­ное решение. Конечно, в данном случае решающая роль принад­лежит самому Правительству, а не Парламенту. Тем не менее при разногласиях между палатами именно Национальному собра­нию предоставляется возможность сказать последнее слово.

Национальное собрание решает окончательно вопрос о судь­бе государственного бюджета. Нижняя палата, и только она, осу­ществляет в полном объеме контроль за деятельностью Прави­тельства. Только Национальное собрание вправе отказать в дове­рии или принять резолюцию порицания, влекущие за собой отставку Правительства. Правда, Премьер-министр может выс­тупить в Сенате с заявлением по вопросам общей политики, но это зависит от его собственного усмотрения и не влечет за собой голосования по вопросу о правительственной политике.

Полномочия Парламента в целом аналогичны тем, которые традиционно осуществляет представительный орган и в других демократических странах. Это, во-первых, законодательные пол­номочия, во-вторых, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, в третьих, контроль за деятельностью исполнительной власти, в четвертых, решение вопросов войны и мира. И все же механизм реализации этих полномочий в Пятой республике отличается большим своеобразием.

Прежде всего ограничена сфера применения закона. Статья 34 Конституции содержит конкретный перечень вопросов, по кото­рым могут быть приняты законодательные акты или определены законом основные начала и принципы. Сфера законотворчества может быть расширена путем принятия специального органичес­кого закона.  Практика Пятой республики не знает такого рода расширения сферы полномочий. Можно даже считать, напротив, что в связи с расширением сферы применения референдума не­сколько сужается возможность законотворчества Парламента в экономической и социальной сферах.

Исполнительная власть активно участвует в законодатель­ном процессе практически на всех его этапах, оказывая весьма существенное воздействие на порядок прохождения и вотирова­ние законодательных актов.

Законопроект проходит в каждой палате несколько чтений. Первое состоит во внесении законопроекта или предложении за­кона в бюро одной из двух палат Парламента и в решении о при­нятии его к рассмотрению. (Кроме проектов финансовых актов, они всегда вносятся первоначально в бюро Национального собра­ния.) Право законодательной инициативы практически почти пол­ностью монополизировано Правительством. Свыше .90% законов, вотированных Парламентом, принимаются на основе правитель­ственных текстов. Второе чтение состоит в рассмотрении законо­проекта в соответствующей комиссии и его представлении для об­суждения пленумом палаты. На этом этапе Правительство может потребовать голосование по проекту в том виде, как он был пред­ставлен Правительством, и с учетом лишь тех поправок, которые не вызвали возражений с его стороны. Третье чтение состоит в голосовании по проекту в целом.

После того как текст законопроекта одобрен, он передается на рассмотрение другой палаты, где повторяется примерно та же самая процедура. В случае возникновения разногласий между палатами Премьер-министр имеет право созвать согласительную комиссию, создаваемую на паритетных началах. Если комиссия выработала взаимоприемлемый текст и он одобрен палатами, за­конопроект передается на подпись Президенту Республики. Если палаты вновь не пришли к согласию, Премьер-министр имеет право просить Национальное собрание вынести окончательное решение. При принятии органического закона, издание которого прямо предусмотрено Конституцией, для одобрения предложен­ного проекта Национальным собранием необходимо, чтобы он по­лучил поддержку абсолютного большинства членов палаты. Орга­нические законы до их вступления в силу в обязательном поряд­ке передаются на рассмотрение Конституционного совета, призванного подтвердить их соответствие Конституции страны. Если же органический закон вносит изменение в статус Сената, то он может быть одобрен только в том случае, если получил поддержку в обеих палатах Парламента.

Президент Республики должен промульгировать одобренный палатами закон в течение 15 дней по его получении. Однако в рамках этого срока он может просить Парламент о повторном рас­смотрении, в чем ему не может быть отказано, а также напра­вить этот текст на рассмотрение Конституционного совета, что прерывает предусмотренный срок давности. Должным образом вотированный и подписанный текст Закона публикуется в Журнал офисьель в серии «Законы и декреты».

Важную прерогативу Парламента, как и во всех других стра­нах, составляет вотирование государственного бюджета и отчета о его исполнении. Проект государственного бюджета вносится Правительством и представляется в бюро Национального собра­ния. По истечении определенного срока этот проект независимо от вынесенного нижней палатой решения передается на рассмот­рение верхней палаты. В целом применяется та же процедура, что и при прохождении обычного законопроекта. Специфика про­цедуры заключается прежде всего в том, что Парламент может прибегать при рассмотрении финансовых законопроектов к помо­щи такого авторитетного учреждения, как счетная палата. Если палаты не вотируют бюджет в предусмотренные законом сроки, Правительство при помощи декрета может ввести в действие вре­менное положение, определяющее порядок взимания налогов и расходование государственных средств на базе закона о государ­ственном бюджете предшествующего года.

Парламент, и прежде всего его нижняя палата, призван осу­ществлять контроль за деятельностью исполнительной власти. Та­кими традиционными способами контроля за деятельностью Пра­вительства являются устный и письменный вопрос, создание при необходимости контрольных и следственных комиссий и, наконец, постановка на голосование резолюции порицания Правительству, если его политика встречает неодобрение со стороны парламен­тариев. Интерпелляция, т. е. вопрос Правительству с последую­щим обсуждением и голосованием, в Пятой республике формаль­но запрещена. Одно заседание в неделю, как правило по средам, отводится для устных вопросов Правительству. Вопросы представ­ляются заранее в письменном виде, а ответ дается на них в уст­ной форме. Этот ответ может сопровождаться короткими реплика­ми. Ответы Правительства на письменные вопросы парламентари­ев публикуются в официальном издании. Наиболее действенное средство контроля за деятельностью Правительства — это отказ в доверии, в случае если вопрос о доверии поставлен Правитель­ством, или принятие резолюции порицания. Процедура внесения резолюции порицания, постановки ее на голосование, а равно сама организация голосования таковы, что они серьезно затрудняют возможности использования института ответственности парламен­тариями для контроля за деятельностью исполнительной власти.

Весьма важными полномочиями обладает Парламент в сфере внешней политики и обороны. Только на основе парламентского закона осуществляется ратификация наиболее важных междуна­родных договоров и соглашений (их перечень приводится в ст. 53 Конституции). Парламент продлевает при необходимости на срок свыше 12 дней осадное положение, декретированное в Совете министров. Только на основе уполномочия Парламента может быть объявлено состояние войны.

В государственном механизме Пятой республики Парламент уступает пальму первенства исполнительной власти. Тем не ме­нее ни одно сколько-нибудь важное политическое решение, а тем более требующее своего законодательного оформления, не мо­жет быть принято без участия и вопреки воли Парламента. Это предопределяет его место и роль в общей системе высших госу­дарственных органов страны.

Орган исполнительной власти во Франции

Правительство Французской Республики
Gouvernement de la République française
Правительство Франции logo.svg
Обзор
Дата основания 1958 (Пятая республика )
Государство Французская Республика
Лидер Премьер-министр
Назначен Президентом Республики
Главный орган Совет министров
Подотчетен Национальному собранию
Штаб Hôtel Matignon, Париж
Веб-сайт gouvernement.fr / ru (английский)

Правительство Французской Республики (французский : Gouvernement de la République française ) осуществляет исполнительную власть в Франции. В ее состав входят премьер-министр, который является главой правительства, а также младшие и старшие министры. Старшие министры а именуются министрами (французский : Ministres), тогда как младшие министры называются государственными секретарями (французский : Secrétaires d’État).

Совет министров — главный исполнительный орган правительства, установленный в Конституции и возглавляемый Президентом Республики.

Содержание

  • 1 Состав и формирование
  • 2 Функции
    • 2.1 Совет министров
    • 2.2 Министерства
    • 2.3 Бюджет
  • 3 Разделение властей
  • 4 Текущее правительство
    • 4.1 Министерства
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Состав и формирование

Все члены французского правительства назначаются Президентом Республики по рекомендации Премьер-министра. Члены правительства ранжируются в точном порядке, который устанавливается при формировании правительства. В этой иерархии премьер-министр является главой правительства. Он назначается Президентом Республики. Хотя по конституции президент может назначать кого угодно, на практике он должен выдвинуть кандидата, который отражает волю большинства Национального собрания, поскольку правительство подотчетно французскому парламенту.. После выдвижения на пост главы правительства кандидат в премьер-министр должен предложить президенту список министров. Президент может принять или отклонить предложенных министров. Министры ранжируются по важности:

  • Государственные министры (французский : Ministres d’État) являются старшими министрами и членами Совета министров. Это почетное звание, присваиваемое некоторым министрам в знак престижа.
  • Министры (французский : Ministres) являются старшими министрами и являются членами Совета министров. Они возглавляют правительство министерства.
  • Государственные секретари (французский : Secrétaires d’État) являются младшими министрами. Это самый низкий ранг во французской министерской иерархии. Секретари работают непосредственно под руководством министра, а иногда и непосредственно под руководством премьер-министра. В то время как Совет министров не включает государственных секретарей в качестве членов, секретари могут присутствовать на заседаниях Совета, если их портфель является предметом обсуждения.

Функции

Согласно Конституции Пятого собрания Франции Республика, правительство направляет и определяет политику нации. На практике правительство пишет законопроекты для внесения в парламент, а также пишет и издает указы. Все политические решения, принимаемые правительством, должны быть зарегистрированы в правительственном вестнике.

Совет министров

Совет министров (французский : Conseil des ministres) учреждается Конституция. В его состав входят только старшие министры, хотя некоторые государственные секретари могут присутствовать на заседаниях Совета. Совет министров возглавляется президентом, в отличие от правительства, но по-прежнему возглавляется премьер-министром, который официально назывался президентом Совета министров (французский : Président du Conseil des ministres) во время Третьей и Четвертой республик.

Все законопроекты и некоторые указы должны быть одобрены Советом министров. Более того, именно Совет министров определяет коллективное политическое и политическое направление правительства и предпринимает практические шаги для его реализации. Помимо разработки и реализации политики, правительство отвечает за национальную оборону и направляет действия французских вооруженных сил. Работа правительства Франции основана на принципе коллегиальности.

Заседания Совета министров проходят каждую среду утром в Елисейском дворце. Их возглавляет Президент Республики, который выступает за солидарность и коллегиальность среди министров правительства. Эти встречи проходят в установленном формате. В первой части собрания Совет обсуждает законопроекты, постановления и постановления, касающиеся общих процентов. Во второй части Совет обсуждает индивидуальные решения каждого министра относительно назначения старших государственных служащих. В третьей части обычно либо один министр делает презентацию о какой-либо реформе или проекте, которым он или она руководит, либо президент просит совета по какому-либо вопросу у министров. Кроме того, министр иностранных дел еженедельно предоставляет Совету обновленную информацию по важным международным вопросам.

Министерства

Однако большая часть правительственной работы выполняется в других местах. Многое из этого делается каждым отдельным министерством под руководством министра, ответственного за это министерство. У каждого министра есть свой штат, называемый «министерский кабинет» (французский : Cabinet ministériel). Каждый кабинет министров состоит из десяти-двадцати членов, назначенных политиками. Члены кабинета помогают министру в управлении министерством. Члены министерских кабинетов являются влиятельными фигурами в правительстве и работают как в политической, так и в административной сферах. Иерархия в каждом министерском кабинете определяется министром. Обычны рабочие группы, состоящие из представителей нескольких министерств. Премьер-министр обязан наблюдать за этими межведомственными встречами и следить за тем, чтобы работа правительства велась эффективно и результативно.

Бюджет

Правительство отвечает за экономическую и финансовую политику Французской Республики, должно санкционировать все расходы, производимые каждым министерством, а также управлять всеми доходами. Расходы производятся в соответствии с так называемым «законом о финансах» (французский : Loi des Finances), который эквивалентен счету ассигнований. Каждый министр должен ежегодно составлять список запросов на получение средств и представлять его в бюджетное министерство. Это министерство решает, удовлетворить или отклонить запросы министров на финансирование. Также ведомство рассчитывает госбюджет на предстоящий год. Парламент должен голосовать по всем приложениям финансового закона.

Разделение властей

Члены французского правительства не могут занимать руководящие должности в профессиональной или торговой сфере на национальном уровне, занимать государственные должности или заниматься какой-либо профессиональной деятельностью. Эти ограничения введены, чтобы уменьшить внешнее давление и влияние на министров, а также дать им возможность сосредоточиться на своей правительственной работе. Несмотря на эти ограничения, членам правительства разрешено сохранять местные выборные должности, например, должности мэра города или члена регионального совета. Хотя Конституция Французской Республики не запрещает министрам быть лидерами политической партии, обычно министры не должны занимать такие должности.

Правительство отвечает за парламент Франции. В частности, правительство должно взять на себя ответственность за свои действия перед Национальной ассамблеей, а Национальная ассамблея может отправить в отставку правительство вотумом недоверия. Правительство не может функционировать в течение срока полномочий исполняющего обязанности (временного) президента, поскольку эта должность предоставляется либо президенту Сената, либо премьер-министру, что ставит под угрозу разделение властей. Если правительство решает начать вооруженную операцию продолжительностью более четырех месяцев, оно должно сначала проконсультироваться с парламентом и запросить разрешение. Премьер-министр может созвать парламент на внеочередные сессии или добавить дополнительные дни заседаний в законодательный календарь.

Текущее правительство

Министерства

Названия министерств во Франции часто меняются. Это список действующих министерств:

  • Министерство внутренних дел
  • Министерство экологического перехода
  • Министерство юстиции
  • Министерство Европы и иностранных дел
  • Министерство вооруженных сил
  • Министерство территориальной сплоченности
  • Министерство солидарности и здравоохранения
  • Министерство экономики и финансов
  • Министерство культуры
  • Министерство труда
  • Министерство национального образования и молодежи
  • Министерство сельского хозяйства и продовольствия
  • Министерство общественных действий и счетов
  • Министерство высшего образования, исследований и инноваций
  • Министерство иностранных дел
  • Министерство спорта

Ссылки

Внешние ссылки

  • Официальный сайт (на английском языке)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Требования к руководству пользователя программного обеспечения
  • Babyliss curl secret инструкция по применению
  • Хорошая связь руководство
  • Kyocera taskalfa 1800 руководство
  • Инструкция машиниста мостового крана металлургического производства