Под руководством тренеров преподавателей

Предложения со словосочетанием «под руководством тренера»

Под ними понимается то, что группа под руководством тренера обучается путём совершения различных практических действий.

Реализует все возможности синхронного обучения под руководством тренера в digital-формате при помощи многосторонней видео- и аудиосвязи и других интерактивных инструментов.

А смысл этот – практическая работа, которую совершают участники под руководством тренера.

Конечно, вы можете посещать занятия других хореографов, работать под руководством тренера, но львиная доля работа остаётся за вами.

Занимаясь под руководством тренера, понял, память у меня сейчас, можно сказать, просто феноменальная.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: сило — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

В самый обычный день девочки в 7 утра отправлялись в спортзал, где под руководством тренеров играли в настольный теннис, к 10 возвращались домой на завтрак, а после целый день играли в шахматы.

Под руководством тренера человек вступает в контакт с собственным ужасом.

Пикники быстро краснеют, у них повышенное давление, так что заниматься спортом им необходимо под руководством тренера или врача.

Есть задатки, а для развития их нужны тренировки, и желательно под руководством тренера, чтоб не сорвали себя.

Установка перекладины под руководством тренера заняла совсем небольшой промежуток времени. Устанавливать перекладину оказалось совсем просто.

В большом бассейне дельфины под руководством тренера выполняли цирковые номера.

В бассейне с другими детьми и под руководством тренера маленький спортсмен удивлял всех своими достижениями.

Все парни, которые учились в старших классах, упорно занимались различными упражнениями под руководством тренера.

Иногда представители на тренинге или цикловой конференции делают это коллективно под руководством тренера, и крайне редко «портреты пациентов» формируются на основании опроса практикующих врачей или по результатам работы с фокус-группой врачей.

Здесь всё подобно тому, как если спортсмен хочет достичь успехов в соревнованиях, если человек хочет обучиться игре на музыкальном инструменте, то им нужны регулярные тренировки и занятия под руководством тренера или педагога.

Начинающим игрокам, конечно под руководством тренера, следует просто начинать с выполнения на тренировках упражнений, приведённых в про-грамме.

Тренировочный процесс на протяжении всего этапа начальной подготовки строится под руководством тренера.

Юноши имели возможность подкачать мускулатуру, занимаясь под руководством тренера тяжёлой атлетикой.

Такой удар и защиту от него мы тренировали в мастерской под руководством тренера из «Гоблин-опера».

Игрок попадая внутрь должен был заниматься спортивной гимнастикой под руководством тренера.

Она так расписывала мне прелести голубой воды и коллективные игры под руководством тренера, что я поддалась на её уговоры.

Выводили лошадей, проверяли сёдла, строились в колонну по два, под руководством тренера начали двигаться.

Под руководством тренера атланта и с помощью их методик, тела землян приобрели хорошую гибкость, они даже стали садиться на шпагат.

Два раза в неделю в это же самое время на поляне собиралась группа ребят и под руководством тренера отрабатывала различные мудрёные элементы самообороны.

Традиционно йогой занимались в жилище вдали от чужих глаз, но сейчас йогой можно заниматься в группе под руководством тренера.

Нормальные люди ходят в тренажёрный зал и занимаются под руководством тренера.

Ассоциации к слову «руководство»

Ассоциации к слову «тренер»

Синонимы к словосочетанию «под руководством тренера»

Сочетаемость слова «руководство»

  • советское руководство
    высшее руководство
    партийное руководство
  • руководство страны
    руководство компании
    руководство партии
  • стиль руководства
    смена руководства
    мнение руководства
  • руководство считает
    руководство решило
    руководство понимает
  • взять на себя руководство
    работать под чьим-либо руководством
    осуществлять общее руководство
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «тренер»

  • главный тренер
    новый тренер
    старший тренер
  • тренер команды
    тренер сборной
    тренеры клуба
  • под руководством тренера
    работа тренера
    пост главного тренера
  • тренер говорит
    тренер сказал
    тренер считал
  • стать тренером
    работать тренером
    подойти к тренеру
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «руководство»

  • РУКОВО́ДСТВО, -а, ср. 1. Действие по глаг. руководить (в 1 знач.). Руководство революционной борьбой пролетариата. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова РУКОВОДСТВО

Значение слова «тренер»

  • ТРЕ́НЕР, -а, м. Специалист в каком-л. виде спорта, руководящий подготовкой спортсменов. Тренер футбольной команды. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ТРЕНЕР

Афоризмы русских писателей со словом «руководство»

  • Всякий отщепенец от своего народа и своей почвы, своего дела у себя, от своей земли и сограждан — есть преступник, даже и с космополитической точки зрения! Он то же, что беглый солдат! Вот почему патриотизм — не только высокое, священное и т.д. чувство и долг, но он есть — и практический принцип, который должен быть присущ, как религия, как честность, как руководство гражданской деятельности, — каждому члену благоустроенного общества, народа, государства!
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Преподаватели готовят учебные программы, положения о соревнованиях, повышают свое профессиональное мастерство:
 (*ответ*) да
 нет
Работа секций осуществляется под руководством преподавателей и тренеров:
 (*ответ*) да
 нет
Содержание программного материала практических уроков состоит из базовой и вариативной частей:
 (*ответ*) да
 нет
Сохранить высокую работоспособность можно при условии постоянных занятий физическими упражнениями:
 (*ответ*) да
 нет
Тренировки в секциях планируются в дни, когда не проводятся уроки:
 (*ответ*) да
 нет
Учащиеся должны знать, что на уроках они совершенствуют свои двигательные умения, навыки и способности:
 (*ответ*) да
 нет
Физическая культура основывается на знании биологических законов организма человека:
 (*ответ*) да
 нет
Физическая подготовленность — морфологические особенности организма личности:
 (*ответ*) нет
 да
Физическая подготовленность учащихся — оптимальный уровень развития физических и прикладных навыков:
 (*ответ*) да
 нет
Физическое совершенство — рост, вес, окружность груди, жизненная емкость легких, подвижность грудной клетки, мышечная сила, гибкость:
 (*ответ*) нет
 да
Финансовое обеспечение — средства, необходимые для приобретения инвентаря и оборудования, ремонта и аренды учебно-воспитательной базы:
 (*ответ*) да
 нет
Хорошее здоровье и физическое состояние учащихся рассматривается как главный результат обучения:
 (*ответ*) да
 нет
Цель обучения учащихся — обеспечение готовности к быстрому и качественному овладению профессией:
 (*ответ*) да
 нет
Быстрота проявляется при выполнении циклических и ациклических движений в минимальный отрезок времени:
 (*ответ*) да
 нет
В молодом возрасте вырабатывается двигательный опыт, повышается координация, умение применять упражнения на практике:
 (*ответ*) да
 нет
Денежные средства на физическую культуру и спорт планируются на каждый квартал:
 (*ответ*) нет
 да
Для совершенствования двигательных навыков следует многократно повторять упражнения, чаще изменяя отдельные их параметры:
 (*ответ*) да
 нет
Комплексные занятия включают разнообразные упражнения, действия комбинации из разделов физической культуры:
 (*ответ*) да
 нет
Комплексные уроки включают упражнения, приемы и действия из разделов физической культуры:
 (*ответ*) да
 нет
На местах занятий соблюдаются санитарно-гигиенические нормы:
 (*ответ*) да
 нет
Необходимо применять постепенное повышение нагрузок с учетом индивидуальных особенностей учащихся:
 (*ответ*) да
 нет

Текущая страница: 4 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]

Трудовые функции и соответствующие им квалификационные требования рекомендуется включать в трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору) с работником, а также в должностные инструкции из утвержденных профессиональных стандартов «Тренер» (приказ Минтруда России от 07.04.2014 № 193н, зарегистрирован Минюстом России 10.07.2014, рег. № 33035) или «Инструктор-методист» (приказ Минтруда России от 08.09.2014 № 630н, зарегистрирован Минюстом России 26.09.2014, рег. № 34135).

ВОПРОС 21

Возможно ли устройство на работу студента 2 курса, получающего профильное образование? И если да, то на группах какого этапа подготовки он может работать?

В настоящее время в законодательстве нет понятия «неоконченное высшее образование» и, соответственно, у студента 2 курса нет необходимых компетенций для того, чтобы работать по специальности, например, «тренер» (если, конечно, он не являлся выпускником училища олимпийского резерва и продолжает образование в вузе). И в силу требований профессионального стандарта «Тренер» (наличие не менее среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта) такое лицо не может быть допущено к работе.

Но если у организации высшего образования, в котором учится данный студент, есть договор о практике или сетевой форме реализации образовательных программ с организацией, осуществляющей спортивную подготовку (например, спортивной школой), то возможно его привлечение к труду по специальности, например, в качестве второго тренера (тренера-преподавателя) в виде стажировки (то есть освоение навыков на рабочем месте) и заключения ученического договора. Но в этом случае возникает обязательство со стороны работодателя (в силу статьи 198 ТК РФ), во-первых, принять на работу в соответствии с имеющейся квалификацией у данного лица (может быть подходящей должность «сопровождающий»); во-вторых, установить ему стипендию на период ученического договора. Со стороны студента в этом случае возникает обязательство согласно статьи 199 ТК РФ в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре.

Также возможно задействовать пункт 9 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (по должности тренер-преподаватель) или пункт 6 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта», утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (по должности «тренер»), устанавливающих, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Но для этого данное лицо должно обладать необходимым опытом (по практике делового оборота таковыми признаются спортсмены, имеющие разряд не ниже кандидата в мастера спорта или звание мастера спорта Российской Федерации) и необходимо иметь в организации аттестационную комиссию, которая и разделит с руководителем организации ответственность за допуск к тренерской работе данного лица.

ВОПРОС 22

Как необходимо регулировать условия труда работников, с которыми заключен трудовой договор? Конкретно речь идет о спортсменах. Мы должны опираться на время, которое указано в рекомендациях по наполняемости групп и определения максимального объема недельной тренировочной нагрузки на каждом этапе спортивной подготовки в академических часах, изложенных в методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в РФ от 12.05.2014 года и прописать это в коллективном договоре? Или мы должны опираться на положения Трудового кодекса РФ, устанавливающие предельную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю (ст. 90 ТК РФ).

В отношении условий труда спортсменов и тренеров, с которыми заключен трудовой договор, необходимо опираться на ТК РФ и руководствоваться статьями 348.1., 348.2, а также Отраслевым соглашением по организациям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации, между Министерством спорта Российской Федерации и Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации на 2015–2017 годы (регистрационный номер 19/15–17, письмо Роструда от 20 октября 2015 г. № 3690-ТЗ).

В соответствии со статьей 348.1. ТК РФ особенности режима рабочего времени спортсменов, тренеров, привлечения их к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также особенности оплаты труда спортсменов, тренеров в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

ВОПРОС 23

Если тренер уходит в отпуск, можно ли для освоения объемов тренировочной нагрузки на данном этапе спортсменов закрепить за другим тренером и (или) дать им самостоятельную работу на этот период по индивидуальным планам спортивной подготовки?

Если спортсмен закрепляется за другим тренером, то составляется ли локальный акт и другой тренер продолжает на этот период ведение журнала учета работы?

Если предусматривается самостоятельная работа на период отпуска, то должен ли тренер разрабатывать и заполнять на каждого спортсмена индивидуальный план подготовки, в котором будут указываться объемы тренировочной нагрузки, которые спортсмен должен освоить (в основном это ОФП)? Как в этом случае проверяется исполнение индивидуального плана?

При нахождении в отпуске тренер (тренер-преподаватель) не может осуществлять какие-либо трудовые функции, в том числе и функции по контролю за самостоятельной работой спортсменов по индивидуальным планам подготовки. Соответственно, на период отпуска указанного работника реализацию тренировочного процесса в различных формах можно возложить на другого тренера (тренера-преподавателя) в порядке, предусмотренным трудовым законодательством и локальными нормативными актами организации. Порядок ведения учета указанной работы определяется организацией.

В соответствии с Профессиональным стандартом «Тренер» в его трудовые действия входит в том числе разработка индивидуальных планов подготовки спортсменов. Технология проверки самостоятельной работы должна быть закреплена в программе спортивной подготовки или специальном локальном нормативном акте организации и может включать в себя такие формы контроля, как ведение спортсменом дневника самоконтроля, аудио– и видеоматериалов и других способов (выполнение индивидуального задания, посещение спортивных мероприятий, судейская практика и других форм).

ВОПРОС 24

Спортсмен проходит спортивную подготовку в организации СДЮСШОР под руководством тренера в рамках государственного (муниципального) задания. (Не по договору о прохождении спортивной подготовки на платной основе). Может ли данный спортсмен находиться на должности спортсмена-инструктора в той же организации?

Правило, установленное частью 6 статьи 34.2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», запрещающее спортсмену, заключившему трудовой договор с физкультурно-спортивной организацией, в соответствии с которым его трудовая функция состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определенным виду или видам спорта, проходить спортивную подготовку в этой же физкультурно-спортивной организации касается только случаев, когда спортивная подготовка осуществляется на основании договора оказания услуг по спортивной подготовке.

Данная норма также не распространяется на образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, так как в соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона данные образовательные организации и физкультурно-спортивные организации – разные субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Таким образом, в СДЮШОР (если это образовательная организация) допускается при наличии ставок в штатном расписании спортсменов-инструкторов принимать на эти должности лиц, проходящих спортивную подготовку в данной организации за счет государственного (муниципального) задания.

В тоже время необходимо учитывать, что с момента принятия на ставку спортсмена-инструктора, в том числе проходящего спортивную подготовку в данной организации, он становится работником организации, в отношении которого у организации как работодателя в силу главы 54.1 ТК РФ возникают определенные обязательства, в том числе предоставление тренера и обеспечение тренировочного процесса.

В целях недопущения толкования расходов на деятельность данных лиц, одновременно находящихся на ставках спортсмена-инструктора и проходящих спортивную подготовку, как двойное финансирование рекомендуется переводить спортсменов-инструкторов на индивидуальный план подготовки с раздельным учетом финансирования расходов на их содержание и заключением дополнительного соглашения с тренером (тренером-преподавателем), непосредственно осуществляющим тренировочный процесс.

ВОПРОС 25

Необходимо ли заключать со спортсменом договор об оказании услуг по спортивной подготовке, если такая услуга в отношении данного спортсмена будет предоставлена в рамках государственного (муниципального) задания?

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 27 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» принадлежность лица, проходящего спортивную подготовку, к физкультурно-спортивной организации, осуществляющей спортивную подготовку, определяется на основании распорядительного акта о зачислении лица в такую организацию для прохождения спортивной подготовки на основании государственного (муниципального) задания за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или договора об оказании услуг по спортивной подготовке за счет средств физических и (или) юридических лиц.

В случае, если спортсмен или лицо, проходящее спортивную подготовку, зачислены в образовательную организацию и со спортсменом не заключен трудовой договор, а в отношении лица, проходящего спортивную подготовку, не имеется распорядительного акта о зачислении в организацию для прохождения спортивной подготовки, то принадлежность спортсмена или лица, проходящего спортивную подготовку, к образовательной организации определяется на основании распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.

В силу части 6 статьи 34.1 и части 1 статьи 34.2 указанного Федерального закона договор оказания услуг по спортивной подготовке заключается не между организаций, осуществляющей спортивную подготовку, и спортсменом, а между физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивную подготовку (заказчик услуг по спортивной подготовке) и организацией, осуществляющей спортивную подготовку.

Таким образом, в СДЮСШОР в отношении лиц, проходящих спортивную подготовку, заключение с ними каких-либо договоров на прохождение спортивной подготовки не требуется.

ВОПРОС 26

Спортсмен проходит спортивную подготовку в СДЮСШОР на этапе совершенствования спортивного мастерства (ССМ) под руководством тренера в рамках государственного (муниципального) задания. С сентября текущего года поступил на обучение в УОР на бюджетной основе. Тренироваться будет продолжать на базе СДЮСШОР под руководством того же тренера.

В какой организации спортсмен будет находиться на спортивной подготовке с сентября текущего года? Может ли он остаться на программах спортивной подготовки в СДЮСШОР, а в УОР получать услуги общего и профессионального образования? Как нормативно (договор, соглашение) закрепить данные отношения?

Принадлежность спортсмена или лица, проходящего спортивную подготовку, к физкультурно-спортивной организации или образовательной организации определяется в порядке, предусмотренном статьей 27 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Законодательством не установлены ограничения для лиц, зачисленных на обучение по программам среднего профессионального образования в области физической культуры и спорта, проходить спортивную подготовку как непосредственно в данной организации (УОР), так и в иной организации, осуществляющей спортивную подготовку, в том числе СДЮСШОР.

В соответствии с пунктом 11 «Особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», утвержденных приказом Минспорта России от 27 декабря 2013 г. № 1125, тренировочный процесс в указанном случае может быть организован на основе кластерного взаимодействия нескольких организаций, при которой каждая из них будет выступать:

а) в качестве организации, непосредственно реализующей образовательную программу (полностью или в части какого-либо компонента (модуля) программы);

б) в качестве непосредственно реализующей программу спортивной подготовки (полностью или в части какого-либо компонента (модуля) программы);

в) в качестве образовательной организации, которая осуществляет педагогическое сопровождение спортсмена, ранее проходившего обучение или спортивную подготовку в данной образовательной организации, но перешедшего в другую организацию, осуществляющую спортивную подготовку.

В случае применения кластерного взаимодействия необходимо организациям, участвующим в совместном тренировочном процессе, подготовить и утвердить совместную программу спортивной подготовки и заключить договор о кластерном взаимодействии по пунктам, аналогичным для договора о сетевой форме реализации образовательных программ, предусмотренных статьей 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Основанием использования данной нормы законодательства в отношении договора о кластерном взаимодействии является статья 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающая применение гражданского законодательства по аналогии.

ВОПРОС 27

Помогите определиться с распределением нагрузки тренерам-преподавателям: существует ли ограничение по количеству часов, чем еще можно нагрузить по работе тренера-преподавателя и как это регулируется?

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, указанными Особенностями с учётом:

а) режима деятельности организации, связанного с круглосуточным пребыванием обучающихся, пребыванием их в течение определённого времени, сезона, сменностью учебных, тренировочных занятий и другими особенностями работы организации;

б) продолжительности рабочего времени или норм часов педагогической работы за ставку заработной платы, устанавливаемых педагогическим работникам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2015 г., рег. № 36204) (далее – приказ № 1601), а также продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации иным работникам по занимаемым должностям;

в) объёма фактической учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы) педагогических работников, определяемого в соответствии с приказом № 1601;

г) времени, необходимого для выполнения входящих в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности иных предусмотренных квалификационными характеристиками должностных обязанностей, в том числе воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой и исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися;

д) времени, необходимого для выполнения педагогическими работниками и иными работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора.

Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями (далее – работники, ведущие преподавательскую работу) организаций характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой (далее – преподавательская работа), которая выражается в фактическом объёме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с приказом № 1601 (далее – нормируемая часть педагогической работы).

К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее – другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

Нормируемая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные (тренировочные) занятия (далее – занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для обучающихся.

При этом учебная (преподавательская) нагрузка исчисляется исходя из продолжительности занятий, не превышающей 45 мин.

Конкретная продолжительность занятий, в том числе возможность проведения спаренных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным нормативным актом организации с учётом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Выполнение учебной (преподавательской) нагрузки регулируется расписанием занятий.

Соответственно, тренер-преподаватель, имеющий педагогическую нагрузку в объеме одной ставки должен проводить в неделю не более 18 учебных занятий (тренировок) по 45 мин (при спаренных занятиях (тренировках) по два – соответственно не более 9 тренировок по 90 мин и при спаренных трех занятиях – не более 6 тренировок по 135 мин.

Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта, а также программ спортивной подготовки в соответствии с приказом Минспорта России от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2014, рег. № 31522), рассчитывается в академических часах с учетом возрастных особенностей и этапа (периода) подготовки занимающихся и не может превышать:

на спортивно-оздоровительном этапе – 2 ч;

на этапе начальной подготовки – 2 ч;

на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – 3 ч;

на этапе совершенствования спортивного мастерства – 4 ч;

на этапе высшего спортивного мастерства – 4 ч.

При проведении более одного тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не может составлять более 8 академических часов.

Другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

– самостоятельно – подготовка к образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ), изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся;

– в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, – ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо бумажной) форме;

– правилами внутреннего трудового распорядка – организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся;

– планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством, – выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;

– графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором, – выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ);

– трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) – выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты);

– локальными нормативными актами организации – периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приёма ими пищи.

ВОПРОС 28

Как можно «нагружать» тренера-преподавателя, работающего по совместительству?

Главой 44 ТК РФ регулируются особенности труда лиц, работающих по совместительству. В то же время статьей 282 ТК РФ определено, что для педагогических работников могут устанавливаться дополнительные особенности регулирования их работы. Во исполнение данных указаний издано Постановление Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», в котором устанавливается следующее:

а) указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству – выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения);

б) продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать:

для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) – половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю – 16 часов работы в неделю.

Для указанных категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

е) педагогическая работа в одном и том же учреждении среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;

ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе, например, выполнение старшими тренерами-преподавателями обязанностей по заведованию отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся.

Таким образом, тренер-преподаватель может осуществлять совместительство до 16 часов в неделю (если учебная нагрузка по основному месту работы не превышает 32 часов в неделю в среднем за месяц) и не более 9 часов в неделю, если по основному месту работы учебная нагрузка более 32 часов в неделю; инструктор физической культуры – 16 часов в неделю (при условии, что по основному месту работы учебная педагогическая нагрузка не более 32 часов в неделю) или 15 часов в неделю; инструктор-методист – до 18 часов в неделю.

Важно учитывать, что расчет количества дней ежегодного основного оплачиваемого отпуска производится так же, как и при условии работы на ставку. То есть, отпуск тренера-преподавателя или инструктора-методиста, работающих по совместительству, составляет 42 календарных дня.

ВОПРОС 29

Сколько часов педагогической нагрузки может быть установлено директору организации, его заместителю?

В отношении руководителей организации, в том числе директора учреждения, имеющих педагогическую нагрузку, действует порядок, установленный статьей 276 ТК РФ, в которой указано, что руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

В отношении внутреннего совместительства или совмещения, так как решение должен принимать сам директор в отношении себя или заместителя директора по оказанию данной услуги учреждению, то данные действия подпадают под действие статьи 27 (Конфликт интересов) Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в силу которой необходимо сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки (в бюджетном учреждении – соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя).

Таким образом, в отношении любых объемов работы по совместительству или совмещению директор организации и его заместитель должны получить согласие своего учредителя.

Других ограничений, в том числе для учредителя, по максимальным объемам, которые он может разрешить руководителю, заместителю руководителя организации не установлено.

Важно учитывать, что расчет количества дней ежегодного основного оплачиваемого отпуска производится так же, как и при условии работы на ставку.

Обратите внимание, что ведомственные нормативные правовые акты в настоящее время подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством. Следите за информацией на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, регламентирующих данные вопросы, а также на официальном сайте regulatio№.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ВОПРОС 30

Почему Минспорт России не устанавливает одинаковую для всех систему оплаты труда работников?

Вопросы, связанные с определением размера заработной платы работников, относятся в соответствии со 144 статьей ТК РФ к компетенции работодателя и учредителя организации.

В помощь специалистам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей организаций подготовлены методические рекомендации по организации спортивной подготовки, утвержденные Министром спорта Российской Федерации В. Л. Мутко 12 мая 2014 г.

Порядок установления конкретных размеров стимулирующих выплат тренерам за подготовку спортсменов высокого класса регламентируется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а для муниципальных учреждений – нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

ВОПРОС 31

Работаю заместителем директора по учебно-воспитательной работе и имею внутреннее совмещение по должности «тренер-преподаватель». Директор не выплачивает мне стимулирующую часть к заработной плате по двум должностям, а предлагает определиться только за что-то одно (или как завуч, или как тренер). В нашем Положении о стимулировании есть критерии для оценки как завуча, так и тренера. Прав ли директор?

Должностная инструкция тренера-преподавателя разработана на основе Трудового кодекса Российской Федерации. В ней даны основные методические рекомендации в области труда, спорта и физической культуры.

Основные положения

Главное предназначение тренера-преподавателя – правильно организовать спортивную подготовку. При этом под спортивной подготовкой подразумевается особый тренировочный заранее спланированный процесс, обязательно включающий в себя участие воспитанников во всевозможных спортивных конкурсах и соревнованиях. При этом все действия, проводимые в такой школе, должны выполняться в соответствии с особой программой.

тренер преподаватель

Тренер-преподаватель обязан придерживаться всех требований, назначенных государственными стандартами.

Правильная организация тренировочного процесса

Каждая тренировка, проводимая в группе, должна быть осуществлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей всех воспитанников. При этом тренер-преподаватель должен уметь проводить соревнования, и сам принимать в них активное участие, организовывать тренировочные сборы и лагеря, а также иметь опыт в судейской и инструкторской практике.

Тренер-преподаватель спортивной школы обязан следить за здоровьем своих воспитанников и прохождением ими специального медицинского контроля.

Должностные обязанности: трудовые функции

Тренер-преподаватель осуществляет календарно-тематическое планирование занятий и соревнований в соответствии с видом и целями спортивной школы. При этом он должен осуществлять постоянный медицинский контроль за своими учениками. Очень важно знать о противопоказаниях к занятиям или к тем или иным видам упражнений.

Тренер-преподаватель консультирует воспитанников и их родителей о протекании учебного процесса. По необходимости дает нужные рекомендации.

категория тренера преподавателя

Тренер-преподаватель по спорту обучает своих учеников всем основам двигательной активности, в зависимости от спортивной дисциплины. С этой целью делаются различные комплексы специальных упражнений, развивающие нужные спортивные показатели. При этом должна быть задействована не только практика, но и теоретическая подготовка. Постоянные рассказы, беседы и лекции поспособствуют всестороннему развитию.

Инструкция тренера-преподавателя сообщает также, что каждый сотрудник спортивной школы обязан уметь правильно составлять рабочий план и придерживаться его. Также анализировать результаты своей работы и отбирать лучших учеников для участия в важных спортивных соревнованиях.

Необходимые знания для работы с воспитанниками

Каждый тренер спортивной школы должен обладать такими знаниями для работы со своими учениками:

  • общие правила своей дисциплины;
  • правила проведения соревнований;
  • основные требования к спортивному снаряжению и экипировке;
  • определение объемов тренировок для определенных типов соревновательных подготовок;
  • психологические, физические и возрастные особенности своих воспитанников;
  • возрастную педагогику и психологию;
  • комплексы упражнений, формирующих учеников как гармонично развитых личностей.

Необходимые умения

Работа тренером-преподавателем подразумевает наличие таких умений:

  • способность выявлять цели и мотивы учеников, пришедших в спортивную школу, а также на каждом этапе проведения спортивных соревнований;
  • умение следить за общей дисциплиной;
  • умение составлять учебный и соревновательный план и пользоваться ими;
  • заинтересовывать учащихся не только физическими упражнениями, но и рассказами и лекциями о данном виде спорте;

тренер преподаватель спортивной школы

  • каждый тренер-преподаватель должен просто и понятно уметь объяснять суть всех упражнений;
  • умение использовать спортивный инвентарь и тренажеры, если в этом есть необходимость;
  • замечать все неисправности имеющегося оборудования и следить за безопасностью условий, в которых тренируются воспитанники;
  • умение правильно и осознанно отбирать спортсменов для проведения соревнований;
  • участвовать в судейском процессе, а также определять его справедливость;
  • умение повышать мотивацию учеников и развивать волю к победе;
  • умение соблюдать правила техники безопасности, а также просто и доходчиво объяснять это ученикам.

Ответственность, подразумеваемая данной должностью

Стоит учитывать, что деятельность преподавателя-тренера подразумевает некоторую ответственность. Поэтому очень важно обратить внимание на некоторые аспекты профессии. Преподаватель спортивной школы всегда несет ответственность за:

  • здоровье и жизнь всех занимающихся;
  • нарушение всех видов дисциплины;
  • неправильное выполнение государственных стандартов по тому или иному виду спорта;
  • невыполнение нужного объема годовых работ: проведение соревнований, аттестация учеников;
  • неуважительное отношение к правам воспитанников;
  • применение неправильных методов воспитания (особенно связанных с любыми видами насилия над личностью ученика);
  • подозрение в коррупции;

квалификация тренеров преподавателей

  • сбор средств на нужды спортивной школы без согласия директора и других руководителей;
  • пропаганда любых религий, насилия, жестокости и расизма;
  • любые другие поступки, несовместимые с законами Российской Федерации.

Квалификационные требования

Специальная квалификация тренеров-преподавателей – это одно из основных условий для проведения правильной спортивной и воспитательной работы с учащимися. В зависимости от вида спортивной деятельности и подготовки, тренер должен иметь среднее или высшее образование. Также для совершенствования этой деятельности необходим тренерский опыт не менее трех лет. Если преподаватель не имеет соответствующего опыта, но имеет присвоенный разряд от кандидата спорта и выше, в этом случае он может вести тренерскую деятельность.

Аттестация тренеров-преподавателей – это важная и нужная процедура, проводимая каждые три года для определения уровня знаний и умений сотрудников спортивной школы, а также для повышения его квалификации.

Распределение рабочего времени

Данный вид деятельности предполагает сокращенную рабочую неделю. Максимальное количество рабочего времени составляет тридцать шесть часов в неделю. При этом учебный график составляется в соответствии с требованиями определенного учебного заведения самой администрацией. Очень важно учесть возрастные и психологические особенности учеников.

Права

Каждый тренер-преподаватель имеет право на:

  • предоставление ему работы с подписанием трудового договора;
  • получение рабочего места, отвечающего всем государственным и правовым нормам;
  • получение своевременной и правильной оплаты труда;

должностная инструкция тренера преподавателя

  • получение оплачиваемого отпуска, а также больничных.

Каждый человек, связанный с тренерско-преподавательской деятельностью, при устройстве на работу имеет право получить полную достоверную информацию, касающуюся условий труда. При этом могут быть использованы собственные тренерские методы обучения учащихся. Также разрешено переаттестовываться и получать более высокий разряд.

Общие положения аттестации тренеров-преподавателей

Общероссийские спортивные организации рекомендуют регулярно проводить переаттестацию тренеров-преподавателей для присвоения специальной категории.

Категория тренера-преподавателя определяется самой федерацией конкретного вида спорта. При этом учитываются требования международной организации. Данная аттестация является добровольной. Основная же цель государственных аттестаций заключается в стимулировании тренеров-преподавателей к лучшей профессиональной деятельности. Каждый экзамен помогает работникам спортивных учреждений повысить свой уровень, а также узнать о новых современных методиках и технологиях, которые разрабатываются в наше время.

При прохождении аттестации тренеру-преподавателю может быть присвоен определенный национальный уровень: первая, вторая либо высшая категория, а также категория «Олимп».

Подготовка к аттестации

Категория тренера-преподавателя присваивается при прохождении специальной национальной аттестации, которая проводится в сроки, определенные спортивной федерацией с учетом международных требований.

тренер преподаватель по спорту

При этом каждый экзамен на присвоение определенного уровня проводится один раз в четыре года. Перед прохождением каждой аттестации работник спортивной организации должен подать заявление в специальную комиссию. Каждое заявление подается через работодателя.

Комиссия может отклонить заявление в таких случаях:

  • в документах указаны неправильные сведения;
  • тренер-преподаватель имеет санкции за нарушение антидопинговых правил;
  • работодатель может не принять заявление при наличии у подающего лица неснятого дисциплинарного высказывания.

Аттестационная комиссия

Для проведения правильной аттестации тренеров-преподавателей рекомендуется создавать специальные аттестационные комиссии, основной деятельностью которых являются заседания. Каждая из них должна состоять из председателя, заместителя, секретаря и членов комиссии. При этом председатель сам имеет право определять порядок проведения аттестации.

Комплекс требований к личности тренера

Профессия тренера-преподавателя имеет некоторые личностные требования.

Физические качества: тренер должен иметь хорошее здоровье и быть выносливым, а также иметь громкий звучный голос.

Нервно-психические качества: умение правильно распределять свое внимание, сохраняя при этом его концентрацию; устойчивость к внешним раздражителям и терпеливость; хорошее логическое мышление, память и воображение.

Волевые качества: умение ставить перед собой цель и добиваться ее, терпение, умение нести ответственность, способность владеть собой в любой ситуации, а также иметь талант влиять на других.

аттестация тренеров преподавателей

Тренер-преподаватель высокого уровня способен выгодно отличаться своими спортивными, педагогическими и личностными качествами, а также желанием делиться своими умениями и любовью к детям. У таких людей присутствует постоянное стремление учиться и самосовершенствоваться.

Один из самых важных критериев преподавателя – умение вносить творчество в свою работу. Это поможет заинтересовать воспитанников и разнообразить тренировочный процесс.

Выводы

Тренер-преподаватель – это очень важная, сложная и ответственная профессия. Для того чтобы стать успешным и квалифицированным работником спортивного заведения, нужно быть сильной, хорошо развитой личностью. При этом у человека, выбравшего данную профессию, должно присутствовать желание постоянно совершенствоваться, а также учить и любить детей.

Тренер должен постоянно достигать новых высот не только в профессиональной сфере, но и в духовной, и передавать свои качества воспитанникам.

Высококвалифицированный тренер-преподаватель – это не только работник спортивного учреждения, но и умный ответственный учитель, наставник, врач и друг для своих воспитанников. Совмещая все качества преподавателя и хорошего человека, можно стать настоящим профессионалом своего дела. Наградой за это будут не только медали учеников за спортивные достижения, но и формирование успешных, умных, здоровых и гармонично развитых личностей.

При правильном подходе к делу, а также при неимоверном желании учить и учиться тренер-преподаватель может достичь небывалых высот в своей работе.



Тренер является основным звеном в деятельности спортивной школы. Работа квалифицированного тренера необходима для развития любого вида спорта — это очевидный факт. Тренер, работающий в спортивной школе, играет ключевую роль в выявлении, мотивации и развитии спортсменов, которые затем в результате долгой спортивной карьеры достигают своего потенциала 1, с.3.

Один из великих сказал, что «мы стоим на плечах гигантов». Это означает — следуем за теми пионерами и лидерами, которые были до нас. Такие гиганты — это тренеры, ученые, исследователи и спортсмены, которые добивались высоких результатов 5,с.16.

Работая тренером, специалист всегда должен пытаться понять, почему во время тренировочного процесса он делает что-то так, а не иначе. Он интуитивно экспериментирует (не во вред спортсменам) — в поисках как немедленных, так и долгосрочных результатов. Затем пытается найти объяснения этим результатам, если они были.

Одна из наиболее общих и распространенных проблем состоит в том, что тренеры, работающие с новичками, пытаются во многом подражать работе своих коллег, тренирующих высококвалифицированных спортсменов. На самом деле лучший тренер не тот, кто слепо копирует именитых наставников, а тот, кто работает творчески, учитывая особенности своих воспитанников. Тот, кто тренирует юных спортсменов, не должен забывать, что профессия тренера — это огромная ответственность. Тренер-педагог имеет много возможностей для воспитания спортсмена как личности. От поступков тренера во многом зависит судьба молодого спортсмена.

Среди разнообразных методов воспитания особое значение имеет личный пример тренера, ибо все остальные могут быть эффективны в случае, если тренер-преподаватель пользуется авторитетом.

Необходимо, чтобы тренер пользовался авторитетом. Конечно, не каждый тренер сразу может приобрести авторитет, но нельзя забывать, что авторитет специалиста, даже молодого, во многом зависит от того, как он себя ведет. Опытным тренерам, работающим со сборными, следует внимательнее относиться к мнению тренеров клубных команд. Игнорирование указаний постоянного тренера часто приводит к тому, что спортсмен, приезжая со сбора, заявляет о бесполезности занятий 3, с. 152.

Не способствуют созданию и сохранению авторитета частые и порой необоснованные перестановки тренеров при неудачах команд. Конечно, нельзя отрицать, что смена руководства в момент, когда команда находится в кризисном положении и конфликтует с тренером, иногда является своеобразным социально психологическим допингом: несколько игр после этого могут пройти успешно. Но никакой допинг не создаст фундамента для стабильности. Всплеск эмоций проходит, и команда снова вступает в полосу неудач, так как причина спад» остается.

Молодые тренеры часто пытаются ускорить процесс создания своего авторитета, вступая на ложный путь. А. С. Макаренко описал несколько разновидностей псевдоавторитета (таблица 1).

Таблица 1

Разновидности псевдоавторитета поА.С.Макаренко

Название разновидности псевдоавторитета

Характеристика разновидности псевдоавторитета

Псевдоавторитет подавления

В основе псевдоавторитета подавления лежит боязнь. Такие тренеры забывают, что воспитание не сводится к молчаливому послушанию учеников.

Псевдоавторитет расстояния

Характеризуется меньшим общением тренера со своими учениками. Такие тренеры не учитывают, что их успех или неудача являются общими со спортсменами.

Псевдоавторитет дружбы

Возникает в том случае, когда тренер позволяет спортсменам обращаться к себе как к приятелю, низводит взаимоотношения со спортсменами до панибратства.

Существуют тренеры, характеризующиеся отсутствием знания методики организации и руководства. Вследствие этих недостатков появляются просчеты в обучении спортсменов, ошибочные оценки, что ведет к потере авторитета тренера в коллективе.

Для примера можно привести молодых неопытных тренеров. Замечено, что для этой категории очень сложно абстрагироваться от «недавнего прошлого» и утвердиться в роли руководителя, требовательного и достаточно жесткого, как того требует современный спортивный уровень 4.

Встречаются тренеры, которые вместе с ними проводят свободное время. Отношения между тренером и коллективом представляются не конфликтными, а, напротив, товарищескими, отсутствие авторитета и уважения отразится неблагоприятно во время соревнований, поскольку спортсмен уже не верит в возможности своего тренера.

Подготовка спортсмена охватывает направленное использование всей совокупности таких факторов, как средства, методы, условия, с помощью которых обеспечивается повышение готовности спортсмена к спортивным достижениям.

При анализе совокупности педагогических средств их условно можно выделить три компонента подготовки:

Первый компонент — система соревнований. Соревнования в системе подготовки спортсменов являются средством контроля за уровнем подготовленности, способом выявления победителя, важнейшим средством повышения тренированности, совершенствования спортивного мастерства. При этом соревнования классифицируются на: подготовительные, контрольные, подводящие (модельные), отборочные и главные 3, с.78.

В современной соревновательной практике можно наблюдать три методических подхода. Первый — связан со стремлением спортсменов стартовать, возможно чаще, добиваясь высоких результатов в каждом соревновании. Второй — предполагает малоинтенсивную соревновательную практику, где основное внимание обращено на подготовку к главным соревнованиям сезона. И третий подход — соревновательная деятельность должна быть широкой, но строго дифференцированной: подготовительные и контрольные соревнования используются лишь как средство подготовки. Задача, достигнуть высокий результат в них не ставится — вся система подготовки концентрируется на необходимости достижения высоких результатов в отборочных и (особенно) в главных соревнованиях. Данный подход считают специалисты наиболее плодотворным 6, с.69.

Очень важно, чтобы при планировании соревнований в течение года учитывалось единство тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в системе их подготовки.

Второй компонент — система спортивной тренировки. Она представляет в системе подготовки спортсменов основную (практическую) ее часть. Спортивная тренировка охватывает в определенной мере все виды подготовки спортсмена, хотя и не исчерпывает их. Наиболее полно в ней представлена физическая подготовка, а также практические разделы технической, тактической и психологической подготовки.

Соревнования возникают, когда у человека появляется как минимум установка «сделать что-то лучше, чем кто-то» и превзойти кого-либо в каком-либо отношении. Более полноценным является вариант, когда все соперники осознают соревновательность своих действий и одновременно имеют установку на выигрыш друг у друга. Особый статус имеет «рекордный» вариант соревновательного проявления, когда спортсмен имеет установку «сделать что-то лучше всех» в прошлом, настоящем и будущем.

Соревнование как неотъемлемый атрибут спорта имеет свои специфические особенности, отличающие от других элементов спорта. На основе анализа многочисленных исследований можно считать, что главными особенностями спортивных соревнований являются.

1) строгая регламентация деятельности участников соревнований, обслуживающего персонала и других лиц;

2) полифункциональность, полиструктурность и полипроцессуальность деятельности, протекающая в экстремальных условиях;

3) наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, неантагонистического соперничества, конкуренции, которые проявляются в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата;

4) высокая общественная и личная значимость для каждого спортсмена и самого процесса борьбы и достигнутого спортивного результата;

5) высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими и психическими напряжениями (нередко превосходящими возможности спортсмена) в условия непосредственной борьбы за результат;

6) непосредственное или опосредованное взаимодействие соревнующихся противников, при котором каждый стремится к достижению превосходства над соперниками и в то же время противодействовать им;

Цель спортивной тренировки: развитие личности спортсмена и на этом фоне достижение высоких спортивных результатов.

Основные задачи спортивной тренировки: развитие психических и физических качеств (общих и специальных), приобретение практических и теоретических знаний по специализации, гигиене, самоконтролю и т. д.

Спортивная тренировка строится согласно закономерностям спортивной специализации и этим отличается от других видов физической культуры.

При характеристике суммарного эффекта системы тренировки и под­готовки спортсменов пользуются следующими понятиями:

а) тренированность: степень биологической приспособленности организма к определенной работе (координация деятельности органов и систем со стороны ЦНС); выделяют общую и специальную тренированность;

б) подготовленность: это понятие более емкое, чем тренированность: физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовленность;

в) спортивная форма: оптимальная (наилучшая) готовность к спортивным достижениям для данного конкретного цикла тренировки. Все эти понятия означают определенное состояние спортсмена 53 с.108.

Третий компонент — система факторов, дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект. Она включает в себя факторы общего режима жизни, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок, а также внетренировочные формы воспитания и самовоспитания спортсмена.

Только объединенные в целостную систему все перечисленные компоненты могут обеспечить наивысший рост спортивных результатов и общий положительный эффект спортивной деятельности. При этом педагог (тренер) должен искать новое, свое.

Спорт немыслим без соревнований и состязаний, которые включены в саму его природу. Само по себе соревнование свойственно не только спорту, но и другим видам человеческой деятельности. Однако исключение состязательного момента из этих видов деятельности не разрушит их существа, поскольку он не является их специфической основой. Спортивная же деятельность без своего главного составного элемента — соревнования полностью утрачивает свой смысл и свою специфику 2,с.78.

На современном этапе, обретение тренером собственного стиля общения со спортсменами, остается нерешенной проблема. Верно найденный стиль общения, соответствующий индивидуальности тренера создаёт атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая во многом определяет результативность учебно- тренировочной и воспитательной деятельности, повышает эффективность такой важнейшей функции педагогического общения тренера, как передача информации. Таким образом, воспитание спортсменов является первой и главнейшей задачей любого тренера, задачей, которая должна решаться на всех этапах спортивной подготовки от новичка до тренировки высококвалифицированного спортсмена.

Литература:

  1. Профессиональная компетенция тренера спортивной школы Электронный ресурс Режим доступа: http://school-grace.ru/index.php/zaslugi/73-professionalnye-kompetentsii-trenera-sportivnoj-shkoly
  2. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 288с.
  3. Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта, М., 1985
  4. Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 375 с
  5. Казаков В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология, М., Высш. шк., 1989
  6. Кан — Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество, М., 1990

Основные термины (генерируются автоматически): тренер, спортивная тренировка, соревнование, спортсмен, разновидность псевдоавторитета, система подготовки спортсменов, спортивная школа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по построению hr бренда консалтинговый центр headhunter
  • Пенталгин состав препарата в таблетках инструкция по применению
  • Витамин е плюс в капсулах инструкция по применению
  • В результате внешнеполитических усилий советского руководства
  • Препарат пантовигар инструкция по применению цена