Под руководством в абрамова

    

«Я выбрал город-сад…» (Профессор В. Г. Абрамов. Ивановская кафедра глазных болезней)

Валентин Георгиевич Абрамов родился 20 апреля 1928 г. в г. Кузнецке Пензенской области (рис. 1). В 1953 г. окончил Куйбышевский (Самарский) медицинский институт. Испытал на себе большое влияние научной школы и личного обаяния член-корр. АМН СССР Т. И. Ерошевского, которого считал своим учителем в офтальмологии. Далее – работа «по распределению» в г. Омске и защита кандидатской диссертации под научным руководством профессора А. А. Бугаева на тему «Нервы роговицы при кератопластике» (1958).

    После этого Валентин Георгиевич мог самостоятельно выбрать себе город для работы по специальности. Но подошел он к этому весьма оригинально. Он решил найти себе место для жительства и работы по популярной в то время Большой советской энциклопедии! Он просто листал страницы за страницами энциклопедии, просматривая города Советского Союза. Когда дошел до города Иваново, вскрикнул: «Всё. Иваново. Посмотрите, какой красивый город! Город-сад. Он находится на реке, по которой ходят парусники. И драмтеатр здесь имеется. И медицинский институт. Решено. Едем в Иваново!» В 1960 г. В. Г. Абрамов, пройдя по научному конкурсу на должность доцента, начал работать на кафедре глазных болезней Ивановского мединститута. Вскоре в Иваново переехала его семья. К сожалению, первое впечатление о городе, сразу же по приезду, разочаровало членов семьи Абрамова. По сравнению с Омском город выглядел провинциальным. Преобладали деревянные постройки купеческого типа, а река Уводь оказалась не очень большой, на ней не было того самого парусника с картинки. При виде всего этого маленькие дети Валентина Георгиевича расплакались. Да и новую жизнь пришлось начинать в общежитии мединститута. Но постепенно всё устроилось. Иваново стал любимым городом не только для Валентина Георгиевича, но и для его детей, внуков, правнуков. Позднее, когда профессор В. Г. Абрамов стал известным в СССР специалистом, его неоднократно приглашали на заведование кафедрой в другие города страны, пожалуй, самое заманчивое – в Москву. Но Валентин Георгиевич остался верен своему выбору «по энциклопедии». Постоянно озвучивал свой принцип: «Лучше быть первым в Иваново!»

    В 1963 г. доцента В. Г. Абрамова избрали заведующим кафедрой глазных болезней Ивановского мединститута. Он был молод – 35 лет, энергичен, трудолюбив, требователен. В. Г. Абрамов – четвертый по счету заведующий кафедрой, история которой началась в 1934 г. Сам институт учрежден незадолго до того, в 1930 г. Первым руководителем кафедры был профессор П. С. Плитас, много сделавший в первые годы ее существования. Во время Великой Отечественной войны сотрудники кафедры оказывали помощь раненым с повреждениями глаз. П. С. Плитас известен как автор «Офтальмологического атласа» (1958), пользовавшегося популярностью у специалистов. С 1954 по 1957 гг. кафедру возглавлял доцент А. А. Лебедев. Основные направления работы кафедры того времени – ликвидация трахомы и лечение глаукомы. Профессор Т. И. Самсонова заведовала кафедрой глазных болезней ИвГМИ до 1960 г. В период ее работы изучались проблемы консервативного и хирургического лечения глаукомы.

    К моменту избрания В. Г. Абрамова на должность руководителя на кафедре сложился коллектив высокообразованных специалистов. Основная тематика научных работ в 60–70-х гг. XX в. – кератопластика и лечение глаукомы. Результаты решения первой проблемы были освещены В. Г. Абрамовым в его докторской диссертации (1970) и монографии «Болезнь трансплантата роговицы» (1972). Глаукома – второй важный приоритет. Результатом многолетнего опыта лечения глаукомы явилась книга «Хирургический этап в лечении первичной глаукомы» (Ярославль, 1975), написанная им в соавторстве с доцентом кафедры Е. А. Вакуриным (рис. 2). В начале книги авторы приводят краткий обзор истории хирургии глаукомы, начиная с истоков – с середины XIX в. (Graefe, 1857) до 70-х гг. XX в. Характеризуя современное состояние проблемы лечения глаукомы, авторы подчеркивали необходимость разработки новых, более щадящих и патогенетически обоснованных способов оперативного вмешательства. В книге описаны показания к хирургическому лечению первичной глаукомы, даны рекомендации по выбору метода операций при различных формах и разновидностях заболевания, описаны возможные операционные и послеоперационные осложнения. Приведены некоторые модификации хирургии глаукомы, применявшиеся в Ивановской глазной клинике. Авторы констатировали: «Выбор способа хирургического лечения глаукомы – столь же важная, сколь и сложная задача. От ее правильного решения зависит стабильность гипотензивного эффекта, а, следовательно, в большинстве случаев и длительность сохранения зрительных функций». Авторы также предупреждали о возможном катарактогенном влиянии антиглаукоматозных вмешательств. Личным вкладом В. Г. Абрамова в практическую офтальмологию явились предложенные им модификации антиглаукоматозных операций, в частности, фильтрующая трабекулиридэктомия (1974), которая применяется и в настоящее время. Под его руководством по проблеме глаукомы были подготовлены и защищены три кандидатских диссертации. Профессор Абрамов активно привлекал к хирургической практике всех сотрудников кафедры, поэтому среди них не было «узких» специалистов.

По инициативе В. Г. Абрамова в г. Иваново и в ряде поликлиник других городов области были открыты кабинеты доврачебного осмотра для ранней диагностики глаукомы, в которых работали специально обученные медицинские сестры. Обследованию на глаукому подвергались все без исключения пациенты от 40 лет и старше. При подозрении на глаукому или глазную гипертензию окончательное обследование продолжалось в глаукомном диспансере. Среди существующих проб на глаукому профессор Абрамов считал наиболее эффективными разгрузочные пробы, а именно, клофелиновую. Проба обычно проводилась под контролем тонографа, предложенного А. П. Нестеровым и Ю. И. Сахаровым. Снижение уровня ВГД на 5 мм рт. ст. и более считалось положительным тестом. Приложение к бюллетеню «Новости глаукомы»

    Под руководством В. Г. Абрамова в широкую практику были внедрены новые методы исследования (тонография, эхография, биомикрогониоскопия), фотографирование переднего и заднего отделов глазного яблока, микрохирургическая техника глазных операций, лечение холодом, в том числе циклокриотермия при глаукоме, применение ультразвука, фотокоагуляция, новые методы хирургии катаракты. В. Г. Абрамов тесно сотрудничал с Ивановским отделением ВОС, которое принимало участие в оснащении глазной клиники современным оборудованием. Вскоре кафедра, как тогда принято было говорить, стала школой передового медицинского опыта. Благодаря научному авторитету кафедры и ее руководителя, в г. Иваново в 1974 г. состоялся пленум Всероссийского научного общества офтальмологов, в работе которого приняли участие ведущие офтальмологи страны (Т. И. Ерошевский, Е. И. Ковалевский, А. П. Нестеров, С. Н. Федоров и др.). На нем, среди прочих, был рассмотрен вопрос о классификации первичной глаукомы. А. П. Нестеров и А. Я. Бунин предложили свою схему классификации, окончательный вариант которой был одобрен позднее, на III Всероссийском съезде офтальмологов (1975).

    С восхищением отзывался об Ивановском офтальмологическом отделении, оснащенном новым оборудованием и хирургическим инструментарием, Святослав Николаевич Федоров, который бывал в гостях у Валентина Георгиевича.

    В. Г. Абрамов никогда не отрывал занятия наукой от экспериментальных исследований. Причем, экспериментальные животные – кролики – находились не только в клинике, но и в его квартире. Клиника и пациенты были самым главным интересом в его жизни. У сотрудников кафедры, знавших В. Г. Абрамова, еще живы в памяти знаменитые «профессорские обходы». Посещая палаты, Абрамов требовал от врачей не только знания «на память» всех диагнозов пациентов, но и считал необходимым помнить всех больных по имени-отчеству. О строгости профессора Абрамова во время этих обходов ходили легенды. Высокий авторитет доктора Абрамова был гарантом, благодаря которому для консультаций и операций к нему приезжали многие пациенты не только из Ивановской и соседних областей, но и из других городов.

Будучи сам увлечен исследованиями, он настоятельно рекомендовал заниматься наукой всем сотрудникам кафедры. В. Г. Абрамов – автор 190 научных статей и 4 монографий. Он также автор глав учебника «Глазные болезни» (1983). Последняя книга В. Г. Абрамова (учебник для детских офтальмологов) была посвящена заболеваниям глаз в детском возрасте и вышла после его смерти (рис. 3).

    Личным вкладом профессора Абрамова явилась подготовка офтальмологических кадров (рис. 4). Сейчас выпускники кафедры успешно работают во многих городах страны. Он несколько лет был деканом Ивановского медицинского института. Для студентов было издано несколько методических разработок, в частности, оригинальное программированное пособие по изучению рефракции глаза. Научные и педагогические достижения кафедры позволили провести на базе Ивановского государственного медицинского института в 1979 г. конференцию заведующих кафедрами офтальмологии медицинских вузов РСФСР.

    В. Г. Абрамов явился основателем целой врачебной династии. Его жена, Маргарита Александровна, также работала офтальмологом. Дочь, Любовь Валентиновна Посисеева, – доктор медицинских наук, профессор РУДН, заслуженный деятель науки РФ и заслуженный врач РФ, известный в Иваново акушергинеколог. Интерес к офтальмологии родители привили и другим детям. Дочь, Елена Валентиновна Наумова, – офтальмохирург, работает в городской больнице. Сын, Юрий Валентинович Абрамов, – подполковник медицинской службы, возглавлял отделение офтальмохирургии в госпитале Тихоокеанского флота (рис. 5). Был прекрасным специалистом, передавал профессиональные навыки начинающим офтальмологам. Он трагически погиб в 1990 г. И среди внуков профессора Абрамова тоже есть врачи: Абрамова Анна Юрьевна – офтальмолог, лазерный хирург; Веденеева Марина Владимировна – кандидат медицинских наук, акушер-гинеколог, репродуктолог. Дети и внуки работают в ивановских клиниках.

    Валентин Георгиевич Абрамов умер 11 июля 1993 г. Похоронен в Иваново. В память о врачебной и научной деятельности профессора В. Г. Абрамова, 30 лет возглавлявшего кафедру глазных болезней, в отделении Ивановской областной больницы установлена мемориальная доска.

    Клиника глазных болезней Ивановского медицинского института (ныне – Ивановская государственная медицинская академия) и Областная клиническая больница на протяжении многих лет занимаются хирургическим лечением глаукомы. За это время сделаны тысячи операций, многим пациентам возвращено зрение. В настоящее время кафедра глазных болезней объединена с кафедрой оториноларингологии (2012), руководитель курса офтальмологии – к.м.н. А. В. Селезнев.

    Автор статьи приносит искреннюю благодарность к.м.н. А. В. Селезневу, к.м.н Е. А. Вакурину, к.м.н. А. Е. Вакуриной, проф. Л. В. Посисеевой, А. Ю. Абрамовой за помощь в подготовке этой статьи, а также за предоставленные материалы.

Фотодокументы авиаконструктора Василия Абрамова пополнили Архивный фонд Москвы

Фотодокументы авиаконструктора Василия Абрамова пополнили Архивный фонд Москвы

Фото: Главное архивное управление города Москвы

На колхозном поле в минуту отдыха. Смоленская обл., Угранский район, деревня Селибка. 1950-е гг.

В подведомственный Главархиву Москвы Центральный государственный архив поступили фотодокументы личного происхождения Василия Васильевича Абрамова (1913-2007) – авиаконструктора, проектировщика планеров и члена Московского аэроклуба.

Фотографии 1950-х годов сделаны Василием Абрамовым в одной из командировок по стране – в деревне Селибка Смоленской области. На уникальных снимках – быт и уклад послевоенной деревни: посевные работы, сенокос, побережье реки Угры, деревенские улицы, трактористы,  простые жители с детьми и многое другое.

Василий Васильевич Абрамов родился в 1913 году в Москве. Окончил Московский мукомольный техникум (1929 г.), Московское высшее техническое училище имени Н. Баумана (1955 г.). В 1930-е годы работал на планерном заводе №3 в Тушино, в Московском конструкторском бюро В. Грибовского, затем в опытно-конструкторском бюро ОКБ-З0 и лётно-исследовательском институте Наркомата авиационной промышленности. В 1941-1942 гг. Абрамов был направлен в Сталинград для налаживания производства одного из эвакуированных оборонных предприятий. В последующие военные годы работал в НИИ-3 под руководством А. Костикова над созданием реактивной системы залпового огня М-13 («Катюша») и дальнейших её модернизаций. В 1959-2006 годах В. Абрамов работал конструктором в КБ П. Сухого. Последние годы занимался разработкой «летающих лабораторий».

В России журналистика как информационная индустрия появилась в первой половине 18 века, однако был зафиксирован ряд пражурналистких явлений, которые заслуживают особого внимания. Необходимость в коммуникации и информационном обмене возникла еще в древности, особенно после возникновения письменности. Предшественником первой русской печатной газеты были «Куранты». Они представляли собой рукописные листки, оставленные из донесений заграничных послов. В сравнении с современными газетами, «Куранты» имели всего лишь один экземпляр, который составлялся специально для царя и ограниченного круга бояр.

Первые газеты

Лишь в первой половине 18 века по личному поручению Петра 1 был издана первая печатная газета. Петровские «Ведомости» понадобились царю для пропаганды собственных реформ и объяснения курса политики. 15 декабря 1702 года Петр подписал указ о печатании «Ведомостей». В отличие от  «Курантов», печатное издание свободно продавалось и имело большой тираж, от нескольких десятков до четырёх тысяч экземпляров. Главной темой на тот момент была Северная война, новости о которой собирались по письмам, донесениям и официальным извещениям от генералов. Важно отметить, что Петр 1 бережно относился к сохранности русского языка: за любым иностранным термином следовало русское сопровождение.

Нестор мем

В силу того, что «Ведомости» — это первый подобный опыт для российской журналистики, система жанров на тот момент была еще не развита, поэтому основу составляли новостные материалы.
Первым редактором газеты был Федор Поликарпов, директор московского печатного двора. На первых порах способ распространения, цена и тираж были непостоянными. Позже сменился даже город, в котором выпускалось издание. «Ведомости», переведенные в Санкт-Петербург, существовали под руководством М. Абрамова.

Понадобилась 1/4 cтолетия, чтобы первая русская печатная газета приобрела вид устойчивого регулярного издания, каким в последствии с 1728 года были «Санкт-Петербургские Ведомости ». Издание взяла на cебя Академия наук. С этого момента газета получила постоянное название, периодичность и тираж. Кроме того, к обновленному изданию прилагалось дополнение, в котором печатались справочные материалы, подробности и расширенные сведения.

Виды СМИ

Постепенно российская журналистика развивалась, приобретала новые формы и виды. Так, в начале 18 века появилась такая разновидность СМИ, как частные издания. Это абсолютно новая ступень, которая характеризуется частичным освобождением журналистики от монополии правительства на печатное слово. С 1750-х в качестве издателей могли выступать частные лица, поэтому новые журналы нередко составляли оппозицию правительству.

Первым из числа подобных изданий считается журнал А. П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела», выходивший в Санкт-Петербурге тиражом в 1200 экземпляров. В своём журнале поэт развивал линию сатирического очерка и фельетона. Название трактовалось по-разному. По одной из версий, читатель как трудолюбивая пчела должен был собирать всё полезное и нравоучительное, что найдет в издании. Журнал симпатизировал будущей императрице Екатерине 2, поэтому имел критическую направленность против придворной знати времен Елизаветы. Именно по этой причине на 12 книжке 1759 г. издание было закрыто по соображениям сохранения общественного порядка.

В конце 60-х — начале 70-х появились и другие частные издания, принадлежавшие М. Хераскову, В. Рубану, М. Чулкову и другим. В основном это были литературные журналы острой сатирической направленности.

Вторая половина 18 века — время расцвета русских сатирических журналов: 

  • «Трутень», «Живописец» Н. И. Новиков, 
  • «Друг честных людей» Д. И. Фонвизин, 
  • «Зритель», 
  • «Почта духов» И. А. Крылов. 

В этих изданиях передовые журналисты ставили ряд острых социальных проблем своего времени. 

  • Так, например, Новиков в своих журналах критиковал крепостнический уклад жизни, жестокосердие помещиков, паразитизм и французоманию.
  • Не менее остро критиковал дворян и Крылов. Его журнал имел уникальную подачу: под видом переписки духов, гномов и других существ автор осуждал самодержавие и дворянские пороки.
  • В противовес частным сатирическим изданиям открывались и правительственные, которые должны были усмирять вольнолюбивых конкурентов. Журнал Екатерины 2 «Всякая всячина» отстаивал сатиру не на конкретных личностей, а на пороки, то есть абстрактную и морализирующую.

полемика СМИ в 18 веке

В этом и заключалась полемика с частными официальными изданиями, которые защищали сатиру на лица. Вскоре они были закрыты, но идейная победа осталась всё же на стороне журналистов. 

Жанры

Журналистика 18 века подарила современности образцы язвительного памфлета, памфлета-пародии («Письма Фалалею» Новикова). Кроме того, она открыла глаза на широкие возможности эпистолярного жанра (Крылов, Фонвизин). 

Были совершены первые попытки в создании такого жанра как интервью (статьи Н.М. Карамзина). 

Цензура

Несмотря на то, что с появлением первых частных журналов была снята монополия на печатное слово, вопрос с цензурой никуда не исчез. Безусловно, она была мене строгой, чем в последующие периоды, но возможности независимой передовой журналистики всё же ограничивались. Правящие классы опасались за свою безопасность, поэтому в годы Великой французской революции Екатерина 2 организовывает преследование ведущих журналистов времени: Радищев, Новиков. Пресекались любые революционные и либеральные идеи. 

журналистика 18 века

Но даже несмотря на это частные издания доказали, что журналы могут отстаивать народные интересы и под гнетом царской власти. 

Известные журналисты

Ведущими журналистами-просветителями 18 века были: 

  1. Н. И. Новиков: он сыграл важную роль в становлении философско-религиозного направления журналистики. Именно при нем издания масонов встали на путь развития. В 1775 году писатель вступил в масонскую ложу «Астрея» в целях поиска истины и обретения нравственной опоры. Эти мысли передались большинству русских дворян, которые были уверены в том, что идеи масонства наполнят повседневность высоким нравственным смыслом. 
  2. А. Н. Радищев: считается основоположником направления по воспитанию гражданских доблестей. Одним из самых знаменитых произведений, принадлежащих его перу, является статья «Беседа о том, что есть сын Отечества». Писатель утверждал мысль о том, что далеко не каждый достоин такого звания. Итогом его размышлений стало требование борьбы с угнетением, рабством и крепостничеством. 
  3. Д. И. Фонвизин: продолжатель новиковской полемики с Екатериной 2 и предшественник декабристов. Он боролся за свои политические идеалы и словом, и делом. Свой журнал «Собеседник любителей российского слова» расценивал как инструмент для легального принуждения императрицы к реформам по ограничению крепостного права и деспотии. 
  4. И. А. Крылов: его журналистское творчество — это новая ступень в развитии новиковских традиций сатиры. Он резко обличал галломасонствующее дворянство, критиковал крепостническое государство. Его творчество относится к просветительскому реализму. Важно отметить, что сам писатель был крайне разочарован результатами эпохи Просвещения, поэтому по завершении журналисткой карьеры надолго уходит из литературы.

Краткая характеристика эпохи

В целом 18 век сыграл роль основоположника в развитии российской журналистики. Прежде всего, к концу 18 столетия система СМИ выработала две основные модели: монархическая, отстаивающая крепостнический уклад, и оппозиционная, борющаяся за свободу от деспотии и крепостнических порядков. На протяжении всего века эти модели непрерывно боролись друг с другом, но в конечном итоге антикрепостническая журналистика смогла подняться на один уровень с западноевропейской. 

Кроме того, из царской забавы на потребу дня журналистика превратилась в самостоятельную общественно значимую сферу деятельности, которая медленно, но верно выходила из-под власти монарха. Цензура не всегда сдерживала натиск инакомыслия, и русское дворянство получило возможность выбирать между двумя полюсами общественной мысли. СМИ начали критиковать власть, и недовольство стало не только стихийным и лишенным будущего бунтом крестьян, но и грамотно оформленным и идеологически выдержанным вызовом элиты. Протест стал позицией, а не походом с вилами до первого блокпоста. За один век русское общество сделало очень значимый шаг вперед, ведь правящий класс и интеллигенция начали, наконец, рефлексировать о том, что раньше не поддавалось никакому сомнению.

история русской журналистики

На этом развитие российской журналистики не закончилось, так как она требовала дальнейших качественных преобразований в жанрах, способах и методах журналистского творчества. Читающая публика росла, аудитория увеличивалась, и к конце века стала формироваться целая самодостаточная индустрия СМИ, которая в дальнейшем сможет жить за счет общества, а не государства.

Автор: Алена Бурдина

Tags: журналистика 18 векаистория журналистики

Род Абрамовых и мы

Дни памяти Василия Александровича Абрамова.

Творческие работы учащихся школы.

Классные часы

Уроки

Урок литературы в 6 классе.

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Подюжская СОШ» Капинос Г.П.

Тема: «Миниатюры о природе Фёдора Александровича Абрамова».

Урок литературы в 10 классе по творчеству Ф.А. Абрамова.

Учитель МБОУ «Подюжская СОШ» Быкова А.В.

Тема: «Ф.А. Абрамов «Трава-мурава».

Урок русского языка в 6 классе.

  Учитель русского языка и литературы МБОУ «Подюжская средняя школа имени  В.А. Абрамова» Быкова А.В.

Тема : «Вопросительные местоимения» (Ф.А.Абрамов  «Жила-была Сёмужка»)

Мероприятия

Выпускники абрамовских лет

Свой 25-летний юбилей Музей родного края отметил особо значимым событием. 30 ноября в вестибюле музея открыта мемориальная доска памяти его создателя, известного в республике краеведа, участника Великой Отечественной войны Виталия Ивановича АБРАМОВА. Алексеевцы старшего и среднего поколения хорошо знали его как замечательного учителя истории, превосходного оратора и собеседника, увлеченного коллекционера….

Свой 25-летний юбилей Музей родного края отметил особо значимым событием. 30 ноября в вестибюле музея открыта мемориальная доска памяти его создателя, известного в республике краеведа, участника Великой Отечественной войны Виталия Ивановича АБРАМОВА. Алексеевцы старшего и среднего поколения хорошо знали его как замечательного учителя истории, превосходного оратора и собеседника, увлеченного коллекционера. Более того, установка мемориальной доски -это не только стремление самих сотрудников музея, но и настойчивая просьба многочисленных учеников Виталия Ивановича. Пришло время увековечить память о давно ушедших, но по-прежнему близких сердцу годах…

…Задумывался ли посетитель музея, что вот сейчас перед ним распахнуло свои двери не просто хранилище уникальных, интереснейших собраний, запечатлевших давнее прошлое края и современные диковины? Музей — это еще и кладезь удивительной мудрости народа, в первую очередь — его достойного представителя, создателя самого музея, по крупицам собравшего неповторимую коллекцию и, как главное богатство своей жизни, оставившего её в наследство потомкам.

Жителям Алексеевского района удача улыбнулась дважды в лице целеустремленного краеведа, талантливого учителя и просто замечательного человека Виталия Ивановича Абрамова. Много лет в одном из залов старого музея висел плакат: «Глядя в прошлое, обнажите головы, глядя в будущее, засучите рукава». Высказывание знаменитого английского писателя Бернарда Шоу не просто яркая цитата на тему, в этих словах точнее всего отразился принцип жизни основателя музея.

Приведу еще одну цитату — из книги авторского коллектива в составе И. Малкина, С. Носова и Ш. Яруллина «Марш пионерии Татарстана» 1973 года издания: «Школьные музеи и уголки не были для школ и республики новым делом. Его зачинателями еще в начале 50-х годов оказались 7-летняя Крындинская школа Агрызского района, Тетюшская и Алексеевская средние школы, где под руководством учителей-энтузиастов Ф. Садыкова, Г. Пигузова и В. Абрамова начался глубокий исследовательский поиск юных пионеров и старшеклассников».

Вот какие туманные дали скрывают истоки мощнейшей реки краеведческого движения в Алексеевском. Это сейчас мы имеем разветвленную сеть государственных, общественных и школьных музеев. В начале же многотрудного, тернистого пути стоял человек с пытливым умом, непреклонным характером и горячим сердцем. Он был молод, энергичен, имел колоссальную тягу к знаниям и большую веру в то, что его дело нужно людям. Сейчас, когда Виталия Ивановича уже нет среди нас, все яснее осознаешь, какая это была неординарная, исключительная личность. Если собеседник, то такой, которого заслушивались и безграмотный старик, и образованный умник. Если учитель, то смело раздвигающий узкие рамки школьной программы, самый любимый у сотен преданных учеников, для которых уроки истории превращались в увлекательные, незабываемые путешествия в прошлое. Наконец, если краевед, то неутомимый исследователь, ведущий за собой целую плеяду следопытов-последователей и давший своей малой родине два очень сильных музея. О Виталии Ивановиче можно писать книги, ведь он один из тех, кого называют «золотым фондом» страны. Но лишь небывалый дар рассказчика запечатлел в нашей памяти самые яркие страницы его биографии.

…Есть на левом берегу Камы, рядом с Оренбургским трактом и местечком Мурзиха, небольшое рыбацкое село Балахчино — родина Виталия Ивановича, любимая и всегда манящая. Он родился в 1925г. и, благодаря своим способностям и недетской серьезности, единственный среди школьников вошел в состав учительской комсомольской организации, а с 15 лет уже начал работать заведующим избой-читальней. На фронте в годы Великой Отечественной был недолго. В одном из боев под Ельней, встав на место убитого командира, под ближним огнем противника Абрамов поднял взвод в атаку. Выжил, но получил тяжелое ранение руки. Фронтовая антисанитария, жара и госпитальные проволочки едва не привели к ампутации, и молоденький солдатик уже втихомолку плакал горючими слезами. Спасла хирург-грузинка, взяв безнадежное ранение под свою опеку. Выходила парня и списала домой, в родное Закамье.

Будет ли бравый солдат-умница сидеть в тени? Вопрос риторический. И вот он уже завотделом исполкома райсовета, учитель физкультуры, истории, а затем — после обучения в Казанском пединституте — директор Куркульской и Лебяженской школ, заведующий РОНО, учитель Алексеевской средней школы. И почти с первых лет учительства начались находки, беседы со старожилами, ведь это так помогало на уроках! Насколько повышалась эффективность занятия, если, изучая древние века, ребятам можно было лихо примерить к руке каменный топор или наконечник стрелы, почувствовать тысячелетнюю прохладу грубо сколотого долота или тесла.

Но детям трудно усидеть на месте, безучастно взирая на великолепные вещицы. Особенно ярко это проявилось в Алексеевской средней школе. Краеведческий кружок не мог вместить всех желающих. Пожалуй, ни один другой учитель не имел такого числа добровольных помощников. Ребята «выпотрошили» все бабушкины и дедушкины сундуки, облазили чердаки и амбары. К заветной комнате постоянно стекались ручейки маленьких следопытов. Впервые дети поняли, что в каждом доме можно найти музейную вещь и каждая семья — это часть великой истории. Вот она, искорка, способная возжечь большой неугасимый огонь! Целыми классами ребятня записывалась в следопыты. Начались походы в дальние уголки района, на места древних стоянок и поселений, встречи с ветеранами, поиск живых свидетелей значимых событий прошлого, записи их воспоминаний. По таким крупицам собиралась история края.

В 1964 г. был открыт музей Алексеевской средней школы — один из лучших в Татарстане, победитель многих республиканских и всероссийских смотров. Немеркнущей звездой он блистал чуть более 10 лет, до 1975 года, пока Виталий Иванович не ушел на пенсию. А собранная коллекция поражала нешкольной масштабностью и разнообразием: от плетеных коробов и угольных утюгов до рыцарского турнирного кубка, от фронтовых писем и фотографий до редчайших археологических находок. Старинные издания, монеты, ассигнации, семейный фотоальбом одного из алексеевских священников — около двух тысяч предметов, и каждый для ребят как новое открытие.

Очень жаль, что не всегда у талантливых учителей есть столь же увлеченные преемники. Много лет школьный музей оставался полусиротой. Из-за проблем с площадями и частой сменой «места жительства» коллекция сильно пострадала, некоторые предметы утеряны. Но сейчас наметились шаги если не к возрождению былой славы, то к стабилизации: есть уютное помещение в новом здании, есть приличное оборудование, современное оформление, есть, наконец, ответственный человек. Хочется надеяться, что будет и работа. Гибель музею уже не грозит.

И все же если бы мы назвали это финалом, то для В.И. Абрамова он стал бы трагичным. Краеведа спасло другое — новое, большое — дело. В 1987 г. он открывает в поселке районный краеведческий музей. Открывает не на пустом месте, а уже имея неплохую стартовую коллекцию: часть экспонатов удалось изъять из школьного музея (остается только догадываться, чего это стоило!), часть собиралась вновь в течение 12-и лет домашнего «затворничества». А как кстати пришлись его незаурядные организаторские способности! В считанные месяцы он сумел поднять, привлечь к решению непростой задачи не только поселок, но и полезных, знающих людей со всего района. Да, музейные витрины и стенды были рублены топором, а экспозиция оформлена своими руками на скупых метрах удушающе тесных комнат. Кто-то скажет: «Вчерашний день!» Но, несмотря на свою старомодность, музей был очень нужен землякам. Одних он притягивал привычными воспоминаниями о прошлом, других радовал ценными реликвиями, третьих манил историческими диковинами. А сколько замечательных судеб было запечатлено в музейных материалах! Все это стало хорошим подспорьем в подготовке лекций и экскурсий, в проведении интегрированных музейных уроков по самым разным предметам.

Сейчас, с высоты нового музея, его современной экспозиции, иных музейных технологий и концепций, всё больше понимаешь: да, это нужно и очень важно, но… главное — оставаться самим людьми неординарными, каким был Виталий Иванович, в рассказах которого любая малость проживала необыкновенную жизнь. Главное — не терять связей со своими земляками и, как когда-то он, быть нужными на встрече с детьми или с ветеранами, на семинаре учителей и деловом общении библиотекарей, на совещании районного актива и празднике поселка. Важно, чтобы твоего слова по-прежнему ждали на страницах местной прессы и краеведческих изданий. Эти традиции нам удается сохранять и преумножать. В течение 11 лет у нас стабильно работал Совет музея с участием ветеранов, 7 лет на музейной площадке проходили мастер-классы по прикладному искусству для детей. Неплохо мы себя зарекомендовали в редакционно-издательской деятельности.

Алексеевский музей — это не только богатая коллекция, но и место встречи с интересными людьми, которых мы умеем превращать в своих друзей-единомышленников, это генератор идей, направленных в завтрашний день, и — по Бернарду Шоу — добрая память о прошлом, его событиях и людях, которые своей жизнью и делами ваяют историю родного края. Виталия Ивановича давно нет среди нас, но его дело живет. И мы, идущие следом за ним, верим: у музея есть будущее.


К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • 121 кузов руководство по эксплуатации
  • Руководстве по эксплуатации ингалятор ротор
  • Лигногумат калийный инструкция по применению отзывы
  • Стоимость разработки руководства
  • Министерство образования беларуси руководство