Современные подходы к руководству и организация сюжетно-ролевых игр в ДОУ
Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. В дошкольной педагогике сложилось несколько подходов к руководству игрой детей.
Первый подход – так называемый традиционный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой. Данный подход сложился в практике дошкольного воспитания по результатам исследований развития детской игры в 30-е годы прошлого столетия (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая). В рамках этого педагогического подхода ведущая роль в игре отводится педагогу. Педагог обогащает представления детей об окружающем путем организации занятий, экскурсий, чтения художественных произведений и работу по созданию предметно-игровой среды. В связи с этим в педагогике складываются методы прямого и косвенного руководства игрой. Прямое руководство заключается в том, что воспитатель оказывает влияние и на выбор темы, и на развитие ее сюжета, и помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием. Косвенное руководство – это опосредованное влияние воспитателя на игру через внесение игрушки, через принятие на себя определенных ролей.
Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С.Л. Новоселовой и Е.В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Этот метод включает в себя следующие компоненты:
- планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;
- совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;
- своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
- активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.
Основные компоненты комплексного подхода, отмечают авторы, сохраняются на всех этапах развития игры. Но меняется их роль в общей системе педагогических воздействий.
На этапе формирования предметно-игровой деятельности главный компонент руководства – подбор игрушек с определенными свойствами и эмоциональное общение взрослого с ребенком;
На этапе отобразительной игры – наряду с содержательным общением и подбором соответствующего игрового материала на первый план выступают обучающие игры, в частности показ игрового действия;
На этапе формирования сюжетно-отобразительной игры – организация практического опыта и проблемное общение взрослого с ребенком по ходу игры;
Для перевода детей к ролевому поведению вновь усиливается значение совместных игр детей с воспитателем, демонстрирующим разные ролевые отношения между играющими, что способствует переходу к самостоятельной сюжетно-ролевой игре
Новый, альтернативный подход к организации сюжетной игры предлагают исследователи Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. Суть предлагаемого подхода заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми. Данный педагогический подход к формированию сюжетно-ролевой игры основан на следующих принципах:
- двухчастный характер игры, который предполагает сначала совместную игру педагога и ребенка, а затем самостоятельную игру ребенка;
- позиция взрослого как партнера по игре.
При формировании игровых умений у детей педагог в своих действиях должен опираться на сюжет игры, причем не только со стороны тематики, но главным образом – со стороны его строения (Н.Я. Михайленко). На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно «однотемные, одноперсонажные» сюжеты игры как смысловую цепочку действий, акцентируя именно этот аспект сюжета для детей. На этапе формирования ролевого поведения опорой для воспитателя должен стать «многоперсонажный» сюжет как система взаимосвязанных персонажей (ролей), который развертывается через взаимодействие одного персонажа с другими, введение новых персонажей. На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры воспитатель в совместной игре с детьми должен развертывать «многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов. Н.Я. Михайленко отмечает важность умения самого воспитателя развертывать сюжет игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей .
Таким образом, игра не появляется у ребенка сама собой, а формируется у него под влиянием правильной организации взрослым.
В условиях детского сада игра одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, игра и труд, игра и занятие.
Однако воспитатель всегда должен помнить, что «игра» не изначально является средством воспитания, а становится им под влиянием целенаправленного руководства игрой воспитателем. При этом важно, чтобы педагогическая позиция взрослого оставалась незаметной. Прежде всего, руководство играми состоит в целенаправленном воздействии на решающие моменты в развитии игр: выбор темы игры, развитие замысла, обогащение содержания.
Воспитатель может использовать различные приемы, способствующие развитию игрового творчества детей: совет, реплика, направленная на развитие детской фантазии, указания, вопрос, оценка отдельных персонажей и исполнителей.
Участвуя в игре, педагог разрешает различные конфликтные ситуации, а также разбирает различные случаи, возникшие в процессе игры и требующие внимания.
Сюжетно-ролевая
игра- это
игра внутри, которой просматриваются
2 линии , одна связана с сюжетом, другая
с ролевыми позициями, при помощи которых
и осуществляется игра, основой
сюжетно-ролевой игры является мнимая
или воображаемая ситуация, которая
заключается в том что ребенок берет на
себя роль взрослого и выполняет ее в
созданной им самим игровой обстановке.
Средства
игры сюжетно-ролевой:
-
Игровые
действия(спать укладывать) -
Роль
-
Игрушки
-
Предметы
-
Речь
Исследователями
установлен сравнительно низкий уровень,
игровой деятельности детей в детском
саду не соответствующий их взаимодействию
Причины:
-
Воспитатели
не руководят игрой вообще или же наоборот
навязывают игру, тему, ход(при проверках) -
Неумело
вмешиваются в игру этим ее разрушают -
Знания
дают, а технику игры не получают -
Заранее
не продумываются приемы руководства
На
современном этапе существуют разные
подходы к руководству игровой деятельности:
1
подход-
Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой. Они
подходили к руководству игрой, как к
руководству творческой деятельности
предлагали приемы, направленные на
развитие творчества
1
группа приемов направлена на обогащение
детских впечатлений(экскурсий, беседы,
телепередачи)
2
группа приемов направлена на руководство
самой игрой во время сговора, по ходу
игры и во время окончания.
Воспитателю
необходимо определить свою роль в эти
моменты:
Сговор:
составление плана игры, участие в
распределении ролей(по жребию и т.д)
обговаривание игровых действий,
предложения новых атрибутов.
В
процессе игры:
-
Может
взять на себя роль -
Поделка
недостающих атрибутов -
Показ
как действовать с новыми атрибутами
роль-коллега(по необходимости пояснить,
если взаимосвязь детей, не выходит за
рамки приличия, в игру не нужно
вмешиваться, если есть необходимость,
войти в какую-то роль и управлять
взаимоотношениями через роль.)Если
игра не желательна, переключить детей
внимания.
Во
время окончания:
-
Использовать
игровые приемы -
Помощь
в уборке места игры -
Беседа
о прошедшей игре (во что играли? Дружно
ли играли? С кем было интересно играть?),
цель таких бесед, научить детей выполнять
игровые правила, найти возможность,
дополнительного развития игры.
2
подход: Караткова и Михайленко в
их исследованиях раскрывается механизм
столкновения ролевого поведения, суть
работы, руководства ролевыми
взаимодействиями(формирования ролевого
поведения и ролевых умений)
Сильная
сторона этого подхода, раскрываются
приемы сюжетосложения.
3
подход: Новоселова и Зворыгина:
они рекомендовали комплексный подход
к руководству игровой деятельностью,
суть комплексного руководства- это
сочетания компонентов как:
-
Обогащения
впечатления старшие группы(читаем,
экскурсии) -
Обучающие
игры(младшие группы) -
Создание
предметно игровой среды(игрушки) старшие
группы -
Формирование
взаимоотношений (младшая группа)
Вопрос 8: Дидактическая игра , как разновидность игр с правилами. Технология дидактических игр. Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах.
Дидактическая
игра—
это деятельность , смысл и цель которой
дать детям определенные знания и навыки
в игровой форме
Игра(влияет
на развитие личности)
Дидактическая
игра
– используется педагогами как средство
воспитания и обучения.
Дидактическая
игра – оказывает влияния на всестороннее
развитие личности ребенка:
-
Влияние
на умственное развитие:
-
Дидактическая
игра дает ребенку новые знания, закрепляет
знания(младшая группа «зажги фонарики») -
Игра
развивает умение наблюдать, сравнивать,
делать выводы(игра- парные картинки)
-
Влияние
на нравственное развитие:
-
Воспитывается
через игру качество личности(честность,
правдивость, умения общаться), (игры:
учись считать, магазинчик игрушек) -
Дидактические
игры способствуют развитию волевых
качеств(настойчиво добиваться результата,
преодолевать трудности, подчиняться
правилам) -
Дидактическая
игра влияет на трудовое воспитание,
дети много узнают о труде взрослых(кому,
что нужно для работы?)
Своеобразие
игры:
-
Сочетание
познавательного содержания и игровой
формы (игра- поезд(звуки)) -
Постановка
дидактических заданий в игре(узнай
предмет по звуку, по форме) -
Наличие
правил игры и игровых действий (игры с
дидактической куклой)
Виды
дидактических игр:
В
теории и практике дошкольного воспитания
существует определения классификация
дидактических игр по характеру
использования игрового материала:
-
С
игрушками и предметами(чудесный мешочек) -
Настолько
печатные (лото, парные картинки,
профессия) -
Словесные
игры(было-будет, закончи слово)
Дидактическая
игра используется в процессе обучения:
-
Как
прием обучения(футбольное поле) -
Как
форма организации обучения(чудесный
мешочек) -
Самостоятельная
игра
Структура
дидактических игр включает в себя:
-
Наличие
дидактической задачи -
Наличие
игровой задачи -
Наличие
правил игры -
Наличие
игровых действий
Руководство
дидактической игрой:
-
Подготовка
к игре:
-
Подбор
игры -
Определение
(время, место) проведения -
Определения
количества играющих -
Подготовка
дидактических материалов -
Подготовка
самого воспитателя -
Подготовка
детей
-
Непосредственно
проведение игры:
-
Ознакомление
с содержанием игры -
Объяснение
хода и правил игры -
Показ
игровых действий -
Определение
роли воспитателя
-
Анализ
игры:
-
Педагог
интересуется, понравилась игра или нет -
Проводится
анализ или самоанализ
Методика
руководства дидактическими играми в
разных возростных группах имеет
особенности:
Младшая
группа 3-4 года,
-
Игры
проводятся занимательные с элементами
загадочности (Фонарики) -
Игры
повторяют в разных вариантах с постепенном
усложнением, так как внимание малышей
не устойчиво, а память развита слабо,
(правила игры объясняют по ходу игры,
детей заранее знакомят с предметами,
заучивают стихотворения для успешного
проведения игры), используют дидактические
материалы, которые можно обследовать.
При подведении итогов отмечать только
положительные.
Средняя
группа 4-5 лет
-
Для
детей этого возраста характерна большая
устойчивость внимания, произвольность
запоминания и более совершенное зрения,
слух и осязания. -
Меняется
роль воспитателя правила объясняются
до игры(четко, понятно, эмоционально). -
В
этой группе чаще проводятся совместные
игры. -
В
итогах отмечается успех детей , даже
если он не значительных
Старшая
группа 5-6 лет
-
Меняется
роль воспитателя (советчик, судья,
помощник). -
Правила
объясняются до начала игры, и обдумывается
окончание игры. -
Выбирают
игры самостоятельно. -
Шире
игра используется как средство навыков
общения.
-
В
итоге игры, обращается внимание на
нравственное
Консультация для
воспитателей «Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОУ»
«Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОУ»
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и
сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
В современной педагогической теории игра
рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее
положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей
посвящает, а тем,что:
она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и
развиваются другие виды деятельности;
игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
В самых различных системах обучения игре
отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе
ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное
внимание играм. Игра для ребенка — не просто интересное времяпрепровождение, но
способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его
взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему
взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с
помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный
мир приключений. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы
ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,
находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение
взвешивать обстоятельства и пр. «,- писала Н. К. Крупская.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно
взрослому.
В настоящее время появилось целое
направление в педагогической науке — игровая педагогика,
которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и
младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) — это важнейший путь
включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия
и нормальных условий жизнедеятельности.
Игры различаются по содержанию,
характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
В работах Н. К.Крупской детские игры делятся на:
игры, придуманные самими детьми и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская
называла творческими, подчеркивая их главную особенность — самостоятельный
характер. Такое название сохранилось и в традиционной для отечественной
дошкольной педагогике классификации детских игр. Другую группу игр в этой
классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная
классификация детских игр носит условный характер.
Современная отечественная педагогика к
творческим играм относит с/р игры, строительные игры игры-драматизации. К
группе игр с правилами относятся дидактические и подвижные игры.
СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры
является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та
сфера действительности, которая воспроизводится детьми.В зависимости от этого
сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
•Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения»(большое место
уделяется кукле).
• Игры на производственные и общественные
темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта,транспорт: поезд,
самолет, корабль).
• Игры на героико-патриотические темы,
отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические
полеты и т. д.)
• Игры на темы литературных произведений,
кино-,теле- и радиопередач:
в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.
Компоненты сюжетно-ролевой игры
• Сюжет игры — это сфера
действительности, которая воспроизводится детьми,
отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.
• Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком
в качестве центрального и характерного момента деятельности и
отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.
• Роль – игровая позиция, ребенок отождествляет себя с
каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о
данном персонаже.
Этапы формирования и сюжетно-ролевой игры
В первые годы жизни при обучающем
воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой
предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Первый такой этап – ознакомительная игра.
Относится к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша,
используя разнообразные игрушки, предметы.
На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в
которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета
и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только
называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.
Третий этап развития игры относится к
концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно —
отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления,
полученные в повседневной жизни (баюкают куклу).
Четвертый этап (с 3 до 7 лет) –
собственная ролевая игра.
Ролевая игра детей дошкольного возраста в
развитом виде представляет деятельность,
в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в
специально создаваемых игровых условиях воспроизводят
деятельность взрослых
и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные
предметы деятельности взрослых.
Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия,
отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех
или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и
непосредственностью чувств.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что
ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в
правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается
по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность
в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.
Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами
изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир
человеческих стремлений и героических поступков.
В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и
отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит
воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать
реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность,
которая присуща только ей.
В сюжетно-ролевых играх отчётливо
выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер,самые трудные дела в них
всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят
корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает
больных.
В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт,
моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь
богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.
Длительность
сюжетной игры:
• в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
• в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
• в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).
Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить,
выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ
Театрализованные игры – разыгрывание в
особах определенного литературного произведения и отображение с помощью
выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
Игра драматизация – особенный вид деятельности детей
дошкольного возраста.
Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное
произведение.
В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия
обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения,
сказки и т. п.Они
сходны с сюжетно — ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и
взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие
игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети
исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.
Чаще всего основой игр — драматизаций
являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают
детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют
одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их.
Легко драматизируются любимые детьми народные сказки «Репка»,
«Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др. В играх
драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым
создаётся возможность воспроизводить содержание по
ролям.
С помощью игр — драматизаций дети лучше усваивают идейное
содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и
причинную обусловленность.
Для развёртывания игр — драматизаций необходимы: возбуждение и
развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста
произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не
должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные
его элементы,характеризующие
отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост
лисы, уши зайчика и т. п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих
детей.
Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде
всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение,
сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру — драматизацию.
С дошкольниками не следует специально разучивать сказку.
Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития
действия — всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном
рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться
в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно
выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
В игре — драматизации не надо показывать
ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.
Строительно – конструктивные игры
Строительно – конструктивные игры
– разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный
мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.
Разновидности строительных материалов.
Строительная игра — это такая деятельность детей,
основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных
постройках и связанных с ними действиях.
Строительная игра в некоторой степени
сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один
источник — окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные
дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только
изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий
замысел, индивидуальное решение конструктивных задач.
Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они
объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и
являются коллективными.
Различие между этими играми состоит в
том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и
осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является
ознакомление с соответствующей деятельностью людей,
с применяемой техникой и её использованием. Воспитателю важно учитывать взаимосвязь,
взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто
возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. Она как бы задаёт
цель строительной игры. Например, дети задумали играть в моряков — у них
возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его
постройки т. д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная,
и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети
строят театр, а потом играют в артистов. В процессе строительных игр воспитатель учит
детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с
другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать
внимание на последовательности действий. Под его руководством дошкольники
овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел,пространственных отношений:
высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше
ниже, длиннее короче и т. п.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Дидактические игры – игры, специально создаваемые или
приспособленные для целей обучения.
В дидактических играх перед детьми
ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности,
внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность
действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников
ощущений и восприятий,
формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать
детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных
умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не
только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему
развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению
задач нравственного воспитания,
развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые
требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть
справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Подвижные игры – сознательная, активная,
эмоционально окрашенная деятельность ребенка,
характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с
обязательными для всех играющих правилами.
Подвижные игры, прежде всего средство
физического воспитания детей.
Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в
беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют
активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют
лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.
Большое влияние подвижные игры оказывают
также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств
личности. Они вызывают положительные эмоции,развивают тормозные процессы: в ходе игры детям
приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при
других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота
реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость
от преодоления трудностей и достижения успеха.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для
которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и
занимательность.
Содержание игры определяется движениями,
которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной
группы детей предусмотрены подвижные игры,в которых развиваются движения разных видов:
бег, прыжки, лазанье и т. д. Игры
подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять
те или иные движения, соблюдать игровые правила.
Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход,
последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого
ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь
ими пользоваться в разных условиях.
В младших группах воспитатель объясняет
содержание и правила по ходу игры, в старших — перед началом. Подвижные игры организуются в
помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они
входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру,
они могут проводить её самостоятельно.
Руководство подвижными играми с правилами
заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает
соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил
и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали
все дети, выполняя все требуемые игровые движения,
но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их
пере возбуждение и утомление.
Старших дошкольников необходимо обучить
играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес
к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке,
в часы досуга, на праздниках и т. д.
Мы рассмотрели теоретические основы игры.
Теперь рассмотрим игру через призму современности.
В соответствии с ФГОС образовательный
процесс в ДОУ должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой и ведущим видом деятельности для них является ИГРА.
Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы
образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей
при организации педагогического процесса в ДОУ вносит
в содержание программ необходимые изменения.
Сущностными признаками совместной деятельностивзрослых и детей являются:
• наличие партнерской (равноправной позиции) взрослого
• наличие партнерской формы организации (сотрудничество
взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения
детей) На это указано в работах ряда современных исследователей (н. А. Коротковой, И. А. Модиной, Е. Г. Юдиной и др.) Это особенно актуально для организации игрвовой деятельности.
С учетом вышеназванных сущностных
признаков организация совместной
деятельности взрослых
и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов (это
понималось и делалось ранее, так и на всю непосредственно образовательную деятельность. Последняя осуществляется в процессе организации детских видов деятельности, в первую
очередь в игре как ведущей деятельности.
Таким образом, ФГОС в дошкольном
образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей
дошкольного возраста в современных условиях,
реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
По мнению И. А. Модиной, «если взрослый
все время управляет ребенком, то у того просто нет ни возможности, ни
потребности совершать волевое усилие и овладевать средствами регуляции
собственного поведения (ведь за него это уже кто- то
делает).При этом развивается не столько воля ребенка, сколько воля
взрослого, который стремится заставить малыша действовать в рамках своих
ожиданий.
Детская произвольность развивается только
в процессе активной деятельности,
вызывающей эмоции, которые ребенок учится регулировать.
В ходе планирования игры, по мнению О.
Скоролуповой, Н. В.Фединой
необходимо руководствоваться следующими принципами планирования :
• комплексно- тематический принцип построения образовательного
процесса
• принцип интеграции образовательных областей.
Игра как ведущая деятельность не
может проводиться изолированно, она тесным образом связана с другими видами
детской деятельности.
Дети не могут играть в случае недостатка знаний об окружающей жизни, т. к. игра
носит социальный характер. Грамотно организованная игровая
деятельность оказывает
влияние на нравственное развитие личности, самооценку ребенка, ориентацию на
достижение успеха, а также на усвоение норм и правил, принятых в обществе.
В заключении хочется отметить, что игра,
как всякая творческая деятельность,
эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже
самим своим процессом
«Новые подходы к организации игровой деятельности».
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Виды Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры): сюжетно-отобразительная; сюжетно-ролевая игра; режиссёрская постановка; театрализованная импровизация.
Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером: дидактические игры с сюжетным рисунком; игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами; подвижные разного уровня интенсивности; дидактические игры с музыкальным сопровождением,
игры с правилами ( дидактические и подвижные игр).
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).
Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).
Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
Игры на темы литературных произведений, кино-, теле — и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.
Проанализировав выбор сюжетов и ролей, я отметила, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются не только традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени, но и появляется много новых игровых ролей. Это и Бэтмен, и человек-паук, Тор, капитан Америка и другие герои мультфильмов и кинофильмов. Но также мною было отмечено появление в игре детей новых отрицательных персонажей, антигероев (зомби, монстры, вампиры и др.). Я связываю это с характерной особенностью современного детства, которая формируется под влиянием средств массовой информации, доступности различных компьютерных игр, да и просто невнимания взрослых к тому, чем заняты их дети, какие фильмы и телевизионные передачи ни смотрят.
Особое место в детских играх занимают современные игрушки. Яркая, многообразная, не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и не развивающая игрушка — характерная примета нашего времени. Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше тех игрушек, которые популярны в данный момент, в детской субкультуре считается престижным.
Самая предпочитаемая игра с игрушками у девочек – “Барби и Кен”, где девочки дают волю своему воображению, используя специально созданные для мира Барби атрибуты – мебель, одежду, животных, транспорт. Однако, не смотря на обилие игрушек и атрибутов к сюжетно – ролевым играм, сюжеты творческих игр довольно однообразны. В воображаемой ситуации девочки действуют в соответствии с пересказом сюжета, увиденного по телевизору и не допускают изменения характера и имени героя. Ролевое поведение участников игры характеризуется отсутствием новизны, вариативности. Игровые задачи дети решают привычными способами.
Длительность сюжетной игры:
· в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
· в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
· в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).
Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя, и за куклу.
Строительно – конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.
Разновидности строительных материалов. Строительная игра — это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник — окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы,
Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.
Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.
В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших — перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой.
Ниже разберём, какие условия предписывает ФГОС при формировании игровой деятельности дошкольников. В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность. ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории: младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными; раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых; дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.
Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:
Пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.
Самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;
Формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства;
Социализация — ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;
Развитие коммуникативных навыков — малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации. Игровая терапия — помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка. Игрушки в такой игре уже начинают выражать особенности реального поведения людей. Ребенок показывает, как они капризничают, спорят, боятся, просят сладости, игра все полнее передает отношения
Принципы организации .
Это свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности; творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности; эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции; следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.
Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности: развлекающие игры; интеллектуальные головоломки и состязания; календарные и тематические праздники, карнавальные представления; театрально-костюмированные; народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.
Развитие в условиях ФГОС.
Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности. Для того чтобы игры были действительно интересными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со стороны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность (пункт 2.6 ФГОС ДО). Эрудированный ребёнок с развитым для своего возраста пониманием окружающего мира, фонтанирует новыми идеями, вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием.
Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответствии с возрастом детей: Первая младшая группа — предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации. Вторая младшая группа — понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах. Средняя группа — расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета. Старшая группа — дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности. Подготовительная группа — построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды. Основные требования к эффективной организации и проведению игры. Две модели поведения взрослого: взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств; взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.
Задачи руководства игровой деятельностью детей:
Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения.
Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры. Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек процессе игры.
Побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни.
Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами. Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения. Пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами. Развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры. Прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков. Стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников. Учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими. Поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок. Обучать умению договариваться.
Методические подходы к формированию игровой деятельности детей дошкольного возраста
В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя — развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.
Существует следующий метод комплексного руководства
дидактической игрой дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Комплексный метод включает следующие компоненты:
— планомерное обогащение жизненного опыта;
— совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
— своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Под руководством дидактической игрой исследователи понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей. Например, на 4-ом году жизни больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. На 5-ом году жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода.
Основная линия руководства дидактическими играми в дошкольном возрасте определяется как побуждение детей к постановке игровых целей. Для этого предлагается вначале использовать игры, где игровые действия воспитателя направлены на детей, затем игровые действия детей направлены на воспитателя, потом на игрушки . Далее автор предлагает готовить детей к принятию роли на примере последовательности.
В среднем дошкольном возрасте Р.С.Бype предлагает готовить детей к дидактическим играм, путем внесения новых атрибутов в дидактическую игру детей, можно обогатить игровое поведение. Можно использовать прием «параллельная игра — роль». Это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями. Воспитатель может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждать детей вступить в параллельную игру.
Ф.А.Сохина создала методическое пособие по организации игровой деятельности в ДОУ, обобщив позиции многих специалистов по данной проблеме. Позиция воспитателя при руководстве игрой, включает коммуникативные умения. Взрослый может быть инициатором, организатором игры.
Для детей дошкольного возраста методист предлагает следующие приемы руководства: обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности; исполнение воспитателем главной роли; организация игр по сюжету, разработанному воспитателем; внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; сюрпризное появление игрушки; создание воображаемой ситуации; совет, напоминание; обновление игровых уголков; введение игрового тренинга, правил поведения; разыгрывание воображаемой ситуации внесение образных игрушек.
1. Итак, педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.
2. Создать игровую среду в соответствии с возрастным и особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
3. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
4. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
5. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.
Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности:
— оно способствует развитию её замысла, расширению содержания,— уточнению игровых действий, ролей,— проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношением детей и вне игры.
Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации. Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет завёртывать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин за покупками.
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует па развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей.
По окончании дидактической игры воспитатель отмечает дружные действия детей, старших привлекают к обсуждению игры, подчеркивает положительные отношения её участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к последующим играм. Педагог должен проанализировать проведённую игру, оценить ее воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно-ролевыми играми детей своей группы, воспитания у них коллективных начал. Один из современных исследователей детской играя II.II.Аникеева считает, что следует воссоздавать детскую игровую традицию и разрабатывать современные методы, способствующие созданию детского игрового пространства для нравственного становления личности ребенка, для формирования чувства общности, способности к сопереживанию как собственному состраданию неблагополучию и активному сорадованию успехам другого человека . Она считает, что компьютерные игры не способны воспитать из дошкольника полноценную самостоятельную и творческую личность Н П Аникеева.
Перейти к содержанию
Методы руководства игровой деятельностью
На чтение 3 мин Просмотров 2.1к.
Обновлено 02.09.2018
Игровая деятельность как никакая другая способствует формированию основных личностных качеств дошкольника.
В игре развиваются психические процессы ребенка, формируются его способности, умения и некоторые виды навыков.
Именно игра способствует воспитанию самостоятельной и креативной личности.
Игровой деятельностью детей в детском саду можно и нужно руководить. Чтобы получить наиболее видимый эффект развивающего потенциала игровой деятельности, воспитатель должен разработать комплект игр, расписать все развивающие свойства каждой игры.
Можно скомпановать игры по целям развития. Только тогда игровая деятельность принесет большую пользу детям, если в ней будут элементы обучения и воспитания.
Содержание
- Руководство игрой
- Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевых игр
- Требования к игре
- Руководство воспитателя игрой
Руководство игрой
Комплексный метод руководства игровой деятельностью предполагает два основных этапа:
- возникновение игры на основе впечатлений детей в процессе ознакомления с общественными явлениями, углубление и развитие ее с помощью игрушек и заменителей;
- активизация педагогически целесообразного содержания игр – знаний, нравственных представлений, творчества, самостоятельности – с помощью ролевого общения воспитателя с детьми, введение правил коллективной игры.
Для обеспечения правильной организации и проведения сюжетно-ролевой игры, необходимы:
- четкость и последовательность планирования учебно-воспитательной работы по руководству творческими играми;связь между обучением на занятиях, творческими играми и трудом, направленными на удовлетворение потребности игры;
- составление перспективного планирования подготовки сюжетно-ролевых игр на год;
- конкретизация игровой ситуации, непосредственно воспитателем в период игры, опираясь на знания и возрастные особенности детей, конкретную ситуацию, опыт, такт, педагогическое мастерство.
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевых игр
Требования к игре
- каждый ребенок должен уметь выполнять любую роль той или иной игры (меняться ролями);
- употреблять вежливые слова – необходимое условие культуры общения;
- включать в сюжетно-ролевые игры счет и измерение, переходя от конкретных форм к более абстрактным;
- игровой материал должен быть привлекателен и расположен в доступных для детей местах.
Руководство воспитателя игрой
- знать психологические и возрастные особенности детей дошкольного возраста, индивидуальные – на каждого ребенка;
- завоевывать доверие у воспитанников, понимать игровые замыслы детей, их переживания, уметь устанавливать с ними дружеские контакты;
- уметь пробудить у ребенка интерес, интерес к игре, желание играть в коллективе сверстников;
- хорошо знать структуру ролевой игры, ее четыре компонента (распределение ролей, игровые действия ролей, игровое применение предметов и их условную замену другими предметами, отношения между игроками);
- проводить работу с детьми по ознакомлению с окружающей жизнью, трудом взрослых в разных сферах, чтобы дети имели определенные конкретные знания об окружающей действительности, которые бы они могли использовать в игре;
- развивать в процессе игры у дошкольников творчество, фантазию, воображение, используя разнообразные приемы: вопросы, поощрения, реплику, указание, оценку отдельных персонажей;
- держать в поле зрения всех участников игры, а порой самому быть ее участником (с младшими играть вместе, у старших дошкольников, развивать самостоятельность, целеустремленность, настойчивость);
- способствовать организации детского коллектива в игре, воспитанию дружеских чувств, положительных нравственных качеств.