Подразделение руководство или администрация

Наименование структурного подразделения в штатном расписании — «администрация» или «руководство»?

Добрый день,

При заполнении штатного расписания возник вопрос:
Как правильно назвать структурное подразделение в которое принимается генеральный директор: «Администрация» или «Руководство»
И есть ли какие-либо документы регламентирующие формирование названий структурных подразделений?
Спасибо!

г. Екатеринбург2 702 балла

Цитата (test2013):Добрый день,
вопрос:
Как правильно назвать структурное подразделение
И есть ли какие-либо документы регламентирующие формирование названий структурных подразделений?

Добрый день!
Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации. Штатное расписание (унифицированная форма N Т-3) (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1)

«………..Применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Штатное расписание содержит перечень

структурных подразделений

,

наименование должностей

,

специальностей

,

профессий

с указанием квалификации,

сведения о количестве

штатных единиц.

Составьте положение об оплате труда и правила внутреннего трудового распорядка по готовым шаблонам

К сожалению так и не получили ответа на вопрос:
Как правильно назвать структурное подразделение «Администрация» или «Руководство»?

Цитата (test2013):К сожалению так и не получили ответа на вопрос:
Как правильно назвать структурное подразделение «Администрация» или «Руководство»?

Это на усмотрение организации. Нигде Вы не найдете запрета (разрешения) на какое-то конкретное наименование структурного подразделения. Я бы назвала из предложенных Вами наименований администрация.
Можно что-то вроде административно-управленческий персонал. Смотря сколько народу и какие наименования должностей (профессий) будет в этом конкретном структурном подразделении.

Иногда называют АУР (по советской привычке 😀 ) — административно-управленческие работники.

Составить и распечатать трудовой договор по готовому шаблону

На чтение 8 мин Просмотров 1.3к. Опубликовано 23.08.2019

Содержание

  1. Структурное подразделение в штатном расписании
  2. Штатное расписание без структурных подразделений
  3. Внесение в штатное расписание удаленных структурных подразделений

Какой отдел надо оформлять таких работников, как исполнительный директор, финансовый директор, первый заместитель генерального директора? Какое структурное подразделение указать в трудовом договоре?

Нормами действующего законодательства не установлено правило, в соответствии с которым исполнительного директора, финансового директора, первого заместителя генерального директора необходимо оформлять в какое-либо определенное структурное подразделение организации. Указанных работников можно оформить, например, в такое структурное подразделение, как «руководство» или «администрация».

Согласно абз. 2 и абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

— место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

— трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте (абз. 2 ч. 4 ст. 57 ТК РФ).

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», июль 2017 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

  • Как назвать структурное подразделение
  • В чем разница между филиалом и дочерним предприятием
  • Как составить структуру организации

Существуют определенные правила, в соответствие с которыми создаются новые подразделения организаций.

Для создания отдела не требуется менять устав компании

Руководителю компании следует помнить, что формирование нового отдела не требует внесения каких-либо изменений в учредительные документы. Создать отдел можно и на основе уже существующего устава фирмы или предприятия. Помимо этого, создание нового структурного подразделения не влечет его постановки на отдельный налоговый учет, не предусматривает его регистрацию в других государственных органах. Однако деятельность нового отдела должна быть соответствующим образом регламентирована и оформлена в отдельном положении.

Чтобы создать отдел, необходимо разработать его положение

Создание нового отдела предваряет написание специального положения, которое будет оговаривать основные цели его работы. Составлять положение должны юристы предприятия, основываясь на действующем законодательстве и соответствующих нормативных актах. В положении следует указать наименование отдела, функции руководителя, структурное подразделение компании, в подчинении которого отдел будет состоять.

Затем юристам компании необходимо разработать должностную инструкцию для сотрудников отдела. Она должна содержать предельно четкий и конкретный список обязанностей, которые на них возлагаются. И должностная инструкция, и положение о новом отделе подписываются руководителем предприятия, а также начальником юридической службы и главным бухгалтером.

Чтобы создать отдел, необходимо составить расписание работы

С содержанием должностной инструкции и положения об отделе в обязательном порядке должны быть ознакомлены всего его сотрудники. При этом они должны поставить свои росписи в специальном журнале.

Чтобы создать отдел, остается составить расписание работы для его сотрудников. Как правило, этим занимаются специалисты по труду или юристы компании. При составлении расписания учитывается специфика работы отдела, пожелания его сотрудников. По окончании разработки расписание нужно довести до сведения работников. Сразу после этого они могут приступать к выполнению своих служебных обязанностей.

Локальный нормативный акт, отражающий структуру наемного персонала, является важным для фирмы документом. При разработке бланка штатного расписания за основу берут утвержденную форму Т-3. Составляя этот документ необходимо уделить особое внимание не только должностям и окладам работников, но и описанию структурных подразделений организации в штатном расписании.

Структурное подразделение в штатном расписании

Статистическое ведомство разработало и утвердило бланк штатного расписания более 10 лет назад. В настоящее время эта форма не является обязательной для применения юридическими лицами и предпринимателями. Вместе с тем, многие субъекты хозяйствования берут ее за основу, при необходимости дополняя отдельными графами.

В утвержденной форме этого локального нормативного акта для информации о различных отделах, управлениях, филиалах выделено 2 графы:

  • наименование;
  • код структурного подразделения.

Для большинства небольших и средних компаний такой информации достаточно. В случае с крупными корпорациями, которые имеют разветвленную структуру, где в составе управления (отдела) могут находиться более мелкие подразделения можно добавить дополнительный столбец с данными об отделах и группах сотрудников, либо добавлять такую информацию через запятую (в скобочках).

Например, если в договоре указано, что человека наняли на должность специалиста в отдел логистики при департаменте торговли, то и в локальном нормативном документе должна быть указана должность в таком структурном подразделении, а не просто в отделе логистики.

Код структурного подразделения в штатном расписании присваивается по порядку и состоит из двух цифр. При разветвленной структуре, с делением на подотделы и группы основному подразделению присваивают двухзначный код, а его составным элементам четырех — шестизначный, в зависимости от разветвленности подчинения.

Например, при использовании полного аналога формы Т-3 часть таблицы штатного расписания со структурными подразделениями будет выглядеть следующим образом:

Структурное подразделение
Наименование Код
1 2
Администрация 01
Бухгалтерия 02
Отдел кадров 03
Отдел сбыта 04

Внесение данных в таблицу и присвоение отдельным структурным подразделениям кодов может быть выполнено двумя способами.

Во-первых, по иерархии. Этот вариант является наиболее распространенным. Отделы и управления делятся на:

  • осуществляющие общее управление фирмой (руководство, финансисты, кадры);
  • работающие по основным направлениям деятельности (снабжение, производство, сбыт, технологи и т. д.);
  • вспомогательные отделы и службы (АХО, службы безопасности, секретариат и т.д.).

Во-вторых, наименования структурных подразделений в штатном расписании располагают в алфавитном порядке.

Штатное расписание без структурных подразделений

Для небольших фирм и индивидуальных предпринимателей характерна структура наемного персонала без разделения по отделам или службам. Вместе с тем, штатное расписание составлять необходимо.

В этой ситуации графы с названиями отделов и управлений либо заполняют знаком «-» либо проставляют в них слово «нет». Колонку с названиями должностей заполняют в порядке иерархии.

Например, для малого предприятия эта часть документа будет выглядеть следующим образом.

Структурное подразделение Должность
наименование Код
Директор
Главный бухгалтер
Менеджер
Секретарь

Такое же правило действует для небольших стартапов, где два — три собственника осуществляют деятельность без привлечения дополнительной рабочей силы.

Внесение в штатное расписание удаленных структурных подразделений

В крупных корпорациях, где трудятся тысячи наемных сотрудников, составление штатного расписания предполагает разделение не только на структурные подразделения, но и дополнительное внесение в него представительств, офисов или филиалов, находящихся в других населенных пунктах.

Как правило, такие удаленные филиалы не наделены правом самостоятельного юридического лица и не могут выступать в качестве нанимателей для сотрудников. При составлении штатного расписания в этой ситуации можно использовать три варианта действий.

Во-первых, дополнить графы с информацией о структурных подразделениях дополнительной колонкой, с указанием на расположение того или иного офиса, или филиала.

Филиал, представительство, дополнительный офис Структурное подразделение
Наименование Код
1 2 3
Головной офис (центральный аппарат) Администрация 0101
Бухгалтерская служба 0102
Департамент кадровой работы 0103
Филиал № 1 Руководство 0201
Отдел по работе с корпоративными клиентами 0202
Служба по розничной торговле 0203
Представительство по Дальневосточному региону Управление 0301
Финансовая служба 0302
Клиентская служба 0303

При оформлении штатного расписания, таким образом, в удаленные подразделения пересылают либо копию всего документа, либо выписку, в которой указывают сведения, касающиеся только конкретного филиала или представительства.

Во-вторых, оформить удаленные подразделения компании можно в виде приложений к основному штатному расписанию. Такой вариант удобен в случае большого количества подразделений и разветвленной иерархической структуры в них.

При этом способе составления локального нормативного документа он будет выглядеть так:

Штатное расписание ОДО «Промтранс»

  1. Штатное расписание представительства в г. Таганрог
  2. Штатное расписание дополнительного офиса в г. Самара

В-третьих, при большом количестве удаленных подразделений и их географической отдаленности от основного офиса компании можно делегировать отдельные полномочия по управлению персоналом и кадровому учету местным руководителям филиальной сети. Для этого необходимо во внутренних положениях по кадровым вопросам указать на децентрализацию отдельных функций по найму персонала и составлению штатных расписаний.

Кроме того, документально, как правило, при помощи доверенности, оформляют и полномочия руководителя удаленного подразделения в кадровом учете. При такой форме взаимодействия штатное расписание составляется и утверждается в каждом филиале или представительстве по отдельности, а затем его копия пересылается в центральный офис.

Часто при слиянии нескольких компаний в одну либо присоединении одной фирмы к другой возникают сложности с составлением общего локального нормативного документа, регулирующего структуру наемного персонала (одинаковые наименования отделов и служб, должности с похожими названиями, но разным уровнем оплаты и т. д.). Выходом из ситуации становится выделение присоединенной организации в качестве удаленного подразделения.

Оформление части штатного расписания, касающейся структурных подразделений компании, зависит от ее размеров и наличия удаленных офисов или филиалов. В небольших фирмах с 10 — 15 работниками, как правило, деление на отделы отсутствует, и заполнять эти графы можно прочерками или словом «нет». В крупных корпорациях с разветвленной иерархической структурой штатные расписания для удаленных подразделений оформляют в виде приложений к основному документу либо отдельными локальными нормативными актами.

Трудно представить администрацию во главе с директором ;) как структурное подразделение, которое выдает законченный результат своей работы. Администрация осуществляет общее руководство, другими словами — это аппарат управления, но не структурное подразделение.

А создайте административно-хозяйственную службу. Туда еще и уборщики помещений, и электрики, и рабочие по обслуживанию зданий и сооружений пойдут. И Ваш зав. хозяйством.

Вот главный бухгалтер относится к бухгалтерской службе (бухгалтерия) — это структурное подразделение, даже если главный бухгалтер без подчиненных. Со всеми атрибутами. Номенклатура дел чего стоит!

В службах сейчас количество работников не ограничено ни с той, ни с другой стороны.
То же можно проделать и с юрисконсультом, чтоб не болтался с директором, создайте юридическую службу.
Но начальника такой службы можно вводить, выдержав нормы управляемости (гл. бух. не считается).
Нам так на семинаре говорили, по применению новой ЕТС.

И вот почитайте еще документ:

УТВЕРЖДЕНО
постановление Министерства
труда и социальной защиты
Республики Беларусь
от 9 марта 2004 г. N 25

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРИМЕРНЫХ СТРУКТУР И ШТАТНЫХ НОРМАТИВОВ
ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЙ
С ДОЛЕЙ СОБСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА В ИХ УСТАВНЫХ ФОНДАХ
БОЛЕЕ 50 ПРОЦЕНТОВ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Рекомендации по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 процентов (далее — Рекомендации) разработаны Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь во исполнение подпункта 7.3 пункта 7 Указа Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004 г. N 66 «О некоторых мерах по оптимизации системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, структуры и численности работников государственных органов, других государственных организаций».
2. Рекомендации предназначены для проведения работы по оптимизации структуры аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 процентов (далее — организации), распределения его работников по уровням управления, установления рациональных соотношений между различными квалификационными категориями служащих, планирования их численности и других целей.
3. К аппарату управления организации относятся руководители, специалисты и другие служащие, осуществляющие функциональное управление всеми сторонами деятельности организации в целях обеспечения выполнения стоящих перед ней задач.
В численности работников аппарата управления не учитываются руководители, специалисты и другие служащие, непосредственно занятые в процессе производства и состоящие в штате внутрипроизводственных структурных подразделений организации (участок, цех, производство и др.), а также научно- и нормативно-исследовательских, конструкторских, проектных, технологических, метрологических подразделений, подразделений социологии и психологии труда.
4. Отнесение к категории руководителей, специалистов и других служащих производится в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденным приказом Белстандарта от 30 декабря 1996 г. N 234, с учетом изменений и дополнений, по кодам категории:
руководители — код категории 1;
специалисты — код категории 2;
другие служащие — код категории 3.
5. При определении содержания работы аппарата управления организации следует исходить из комплекса функций управления, необходимых для обеспечения деятельности организации в целом по выполнению установленных параметров и заданий социально-экономического развития на основе эффективного использования трудовых, финансовых и материальных ресурсов.
6. Примерная структура аппарата управления (далее — структура) — это установленная схема взаимодействия и координации между подразделениями и работниками организации, состоящая из уровней управления, функциональных структурных подразделений и (или) отдельных должностей руководителей, специалистов, других служащих с указанием их численности и подчиненности.
7. Штатная численность работников аппарата управления — это экономически обоснованная потребность в работниках, рассчитанная по нормативу численности с учетом направлений деятельности организации и установленных для нее параметров социально-экономического развития.
Штатный норматив численности работников аппарата управления (далее — норматив) — это установленное соотношение численности работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимое для выполнения управленческих функций или объема работ в конкретных организационно-технических условиях, к общей численности работников организации (удельный вес численности работников аппарата управления в общей среднесписочной численности работников).
8. Под структурным подразделением аппарата управления организации понимается официально выделенная обособленная его часть, выполняющая одну или несколько функций, либо часть функции управления, возглавляемая руководителем.

Глава 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ

9. В соответствии со сложившимся разделением труда служащих деятельность аппарата управления может быть разделена на отдельные функции управления.
10. При разработке структуры и нормативов рекомендуется выделять следующие укрупненные функции управления:
— общее руководство;
— развитие и техническая подготовка производства: совершенствование конструкций, технологии, организации производства и т.д.;
— экономические функции: прогнозирование, планирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности; организация оплаты труда работников; бухгалтерский учет и финансовая деятельность;
— техническая политика: научно-техническое развитие, стандартизация, сертификация, контроль качества, охрана труда и др.;
— управление персоналом: комплектование кадров, подготовка и переподготовка кадров и др.;
— маркетинг, материально-техническое обеспечение и сбыт;
— управление делопроизводством и хозяйственным обслуживанием и др.
11. Разукрупнение или объединение управленческих функций может быть осуществлено организациями исходя из специфических особенностей производства, целесообразности и объективности определения численности служащих.
12. При разработке нормативов рекомендуется учитывать следующие основные факторы:
— общая численность промышленно-производственного персонала;
— численность рабочих;
— количество структурных подразделений;
— номенклатура выпускаемой продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ);
— общее количество поставщиков и потребителей;
— количество единиц установленного оборудования;
— общее количество рабочих мест;
— сменность работы организации и др.

Глава 3. РАЗРАБОТКА ПРИМЕРНОЙ СТРУКТУРЫ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ

13. Министерствами, государственными комитетами, комитетами при Совете Министров Республики Беларусь, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомами, Минским горисполкомом на согласование представляется структура в виде схемы, которая в равной мере распространяется на все подчиненные организации.
На основе согласованной структуры рекомендуется разрабатывать типовые схемы управления по подотраслям и группам организаций, объединенных по определенным видам деятельности, типам и объемам производства (работ, услуг) и т.д.
14. При разработке структуры рекомендуется учитывать следующие нормы управляемости:
— управление, служба создаются при численности работников в их штате не менее семи человек (включая должность руководителя);
— отдел создается при численности работников в его штате не менее четырех человек, включая должность руководителя;
— сектор (бюро, группа) создается при численности работников в его штате не менее трех человек, включая должность руководителя;
— при необходимости в составе структурных подразделений с учетом вышеназванных норм управляемости могут создаваться:
в управлении (службе) — отделы, секторы (бюро, группы);
в отделе — секторы (группы);
— должность генерального директора вводится в том случае, если организация имеет в своей структуре дочерние предприятия, обособленные подразделения (филиалы и представительства) и общую численность работников не менее одной тысячи человек;
— количество заместителей руководителя организации устанавливается в зависимости от количества осуществляемых видов и направлений деятельности, структурных подразделений, списочной численности работников и выполняемых функций;
— при установлении наименования должности заместителя руководителя организации не рекомендуется применять наименования «Директор коммерческий», «Директор по производству», «Директор технический» и др.;
— должность главного специалиста (за исключением главного инженера, главного бухгалтера) вводится в том случае, если работником выполняются управленческие функции и ему подчиняются структурные подразделения по соответствующему направлению деятельности организации;
— должность заместителя начальника структурного подразделения вводится при численности работников в его штате из расчета не менее пяти человек, подчиненных одному заместителю.
15. В случаях, когда законодательством либо локальными нормативными актами установлены иные нормы управляемости, но не ниже указанных в пункте 15 настоящих Рекомендаций, они учитываются при разработке структур.

Глава 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШТАТНЫХ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ
РАБОТНИКОВ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ

16. Численность работников аппарата управления рекомендуется устанавливать в размерах, не превышающих 15 процентов от общей среднесписочной численности работников организации. При этом представляется информация о численности работников в разрезе подотраслей и групп организаций согласно приложению.
Дифференциация указанного норматива по конкретным организациям осуществляется органом государственного управления, в подчинении которого находится организация.
17. На основании согласованного норматива рекомендуется разрабатывать и утверждать нормативы численности работников с учетом функций управления.

Как назвать структурное подразделение

Структурным подразделением называется часть предприятия или организации, сотрудники которой занимаются выполнением определенного вида работ. Подразделение может быть обособленным или внутренним. Для первого типа структурных единиц существует общепринятое название – филиал. Внутренним подразделениям наименование присваивается с учетом направления их деятельности и в соответствии с традициями, сложившимися в той или иной профессиональной сфере.

Как назвать структурное подразделение

Инструкция

Определите группу, к которой относится структурное подразделение. Специалисты по организации труда выделяют три основных группы: административные подразделения, производственные и обслуживающие.

Административные подразделения включают руководство (генеральный директор, руководители направлений, заместители), бухгалтерию, секретариат, кадровую службу. В небольших организациях административное подразделение может объединять все службы, которые не задействованы непосредственно в производстве. Для их обозначения больше всего подходят обобщающие названия: дирекция, администрация, административно-управленческий персонал и т.д.

Производственными считаются те структурные подразделения, которые занимаются решением различных задач в рамках основного направления деятельности предприятия или организации. Это самая большая группа подразделений. Она состоит из нескольких уровней: управление, департамент, служба, отдел, сектор.

Управления и департаменты чаще всего называют по сфере деятельности: управление финансов, плановое управление, кадровое управление, департамент маркетинга и связей с общественностью и т.д.

В крупных организациях управления делятся на отделы. Эти небольшие по составу структурные подразделения обеспечивают выполнение конкретных задач в рамках глобального направления. Их названия должны отражать именно зону ответственности подразделения. Ограничений практически не существует, главное, чтобы не создавалось ощущения путаницы и дублирования функций. Так, внутри кадрового управления можно выделить: отдел развития персонала, отдел организации и охраны труда, отдел нормирования и оплаты труда и т.д.

Деление на секторы встречается нечасто. Оно имеет смысл в том случае, когда определенное направление работы очень значимо для организации и нуждается в повышенном контроле. В названии сектора отражают его специфические функции, например, сектор начисления заработной платы в отделе бухгалтерского учета.

На промышленных предприятиях применяют такие названия производственных структурных подразделений, которые указывают на выпускаемую ими продукцию: цех первичной обработки ткани, литейный цех, цех по производству колбас, токарная мастерская и т.д.

Вспомогательные подразделения занимаются хозяйственной деятельностью и обеспечивают безопасность предприятия или организации. Чаще всего их называют службами или отделами: служба безопасности, административно-хозяйственный отдел, отдел снабжения и т.д.

Не используйте в названии структурных подразделений двусмысленных понятий, иностранных слов. Не делайте словосочетание слишком длинным, иначе его будет сложно запомнить. Оптимально использовать 3-4 слова.

Видео по теме

На чтение 8 мин Просмотров 1.3к. Опубликовано 23.08.2019

Содержание

  1. Структурное подразделение в штатном расписании
  2. Штатное расписание без структурных подразделений
  3. Внесение в штатное расписание удаленных структурных подразделений

Какой отдел надо оформлять таких работников, как исполнительный директор, финансовый директор, первый заместитель генерального директора? Какое структурное подразделение указать в трудовом договоре?

Нормами действующего законодательства не установлено правило, в соответствии с которым исполнительного директора, финансового директора, первого заместителя генерального директора необходимо оформлять в какое-либо определенное структурное подразделение организации. Указанных работников можно оформить, например, в такое структурное подразделение, как «руководство» или «администрация».

Согласно абз. 2 и абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

— место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

— трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте (абз. 2 ч. 4 ст. 57 ТК РФ).

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», июль 2017 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

  • Как назвать структурное подразделение
  • В чем разница между филиалом и дочерним предприятием
  • Как составить структуру организации

Существуют определенные правила, в соответствие с которыми создаются новые подразделения организаций.

Для создания отдела не требуется менять устав компании

Руководителю компании следует помнить, что формирование нового отдела не требует внесения каких-либо изменений в учредительные документы. Создать отдел можно и на основе уже существующего устава фирмы или предприятия. Помимо этого, создание нового структурного подразделения не влечет его постановки на отдельный налоговый учет, не предусматривает его регистрацию в других государственных органах. Однако деятельность нового отдела должна быть соответствующим образом регламентирована и оформлена в отдельном положении.

Чтобы создать отдел, необходимо разработать его положение

Создание нового отдела предваряет написание специального положения, которое будет оговаривать основные цели его работы. Составлять положение должны юристы предприятия, основываясь на действующем законодательстве и соответствующих нормативных актах. В положении следует указать наименование отдела, функции руководителя, структурное подразделение компании, в подчинении которого отдел будет состоять.

Затем юристам компании необходимо разработать должностную инструкцию для сотрудников отдела. Она должна содержать предельно четкий и конкретный список обязанностей, которые на них возлагаются. И должностная инструкция, и положение о новом отделе подписываются руководителем предприятия, а также начальником юридической службы и главным бухгалтером.

Чтобы создать отдел, необходимо составить расписание работы

С содержанием должностной инструкции и положения об отделе в обязательном порядке должны быть ознакомлены всего его сотрудники. При этом они должны поставить свои росписи в специальном журнале.

Чтобы создать отдел, остается составить расписание работы для его сотрудников. Как правило, этим занимаются специалисты по труду или юристы компании. При составлении расписания учитывается специфика работы отдела, пожелания его сотрудников. По окончании разработки расписание нужно довести до сведения работников. Сразу после этого они могут приступать к выполнению своих служебных обязанностей.

Локальный нормативный акт, отражающий структуру наемного персонала, является важным для фирмы документом. При разработке бланка штатного расписания за основу берут утвержденную форму Т-3. Составляя этот документ необходимо уделить особое внимание не только должностям и окладам работников, но и описанию структурных подразделений организации в штатном расписании.

Структурное подразделение в штатном расписании

Статистическое ведомство разработало и утвердило бланк штатного расписания более 10 лет назад. В настоящее время эта форма не является обязательной для применения юридическими лицами и предпринимателями. Вместе с тем, многие субъекты хозяйствования берут ее за основу, при необходимости дополняя отдельными графами.

В утвержденной форме этого локального нормативного акта для информации о различных отделах, управлениях, филиалах выделено 2 графы:

  • наименование;
  • код структурного подразделения.

Для большинства небольших и средних компаний такой информации достаточно. В случае с крупными корпорациями, которые имеют разветвленную структуру, где в составе управления (отдела) могут находиться более мелкие подразделения можно добавить дополнительный столбец с данными об отделах и группах сотрудников, либо добавлять такую информацию через запятую (в скобочках).

Например, если в договоре указано, что человека наняли на должность специалиста в отдел логистики при департаменте торговли, то и в локальном нормативном документе должна быть указана должность в таком структурном подразделении, а не просто в отделе логистики.

Код структурного подразделения в штатном расписании присваивается по порядку и состоит из двух цифр. При разветвленной структуре, с делением на подотделы и группы основному подразделению присваивают двухзначный код, а его составным элементам четырех — шестизначный, в зависимости от разветвленности подчинения.

Например, при использовании полного аналога формы Т-3 часть таблицы штатного расписания со структурными подразделениями будет выглядеть следующим образом:

Структурное подразделение
Наименование Код
1 2
Администрация 01
Бухгалтерия 02
Отдел кадров 03
Отдел сбыта 04

Внесение данных в таблицу и присвоение отдельным структурным подразделениям кодов может быть выполнено двумя способами.

Во-первых, по иерархии. Этот вариант является наиболее распространенным. Отделы и управления делятся на:

  • осуществляющие общее управление фирмой (руководство, финансисты, кадры);
  • работающие по основным направлениям деятельности (снабжение, производство, сбыт, технологи и т. д.);
  • вспомогательные отделы и службы (АХО, службы безопасности, секретариат и т.д.).

Во-вторых, наименования структурных подразделений в штатном расписании располагают в алфавитном порядке.

Штатное расписание без структурных подразделений

Для небольших фирм и индивидуальных предпринимателей характерна структура наемного персонала без разделения по отделам или службам. Вместе с тем, штатное расписание составлять необходимо.

В этой ситуации графы с названиями отделов и управлений либо заполняют знаком «-» либо проставляют в них слово «нет». Колонку с названиями должностей заполняют в порядке иерархии.

Например, для малого предприятия эта часть документа будет выглядеть следующим образом.

Структурное подразделение Должность
наименование Код
Директор
Главный бухгалтер
Менеджер
Секретарь

Такое же правило действует для небольших стартапов, где два — три собственника осуществляют деятельность без привлечения дополнительной рабочей силы.

Внесение в штатное расписание удаленных структурных подразделений

В крупных корпорациях, где трудятся тысячи наемных сотрудников, составление штатного расписания предполагает разделение не только на структурные подразделения, но и дополнительное внесение в него представительств, офисов или филиалов, находящихся в других населенных пунктах.

Как правило, такие удаленные филиалы не наделены правом самостоятельного юридического лица и не могут выступать в качестве нанимателей для сотрудников. При составлении штатного расписания в этой ситуации можно использовать три варианта действий.

Во-первых, дополнить графы с информацией о структурных подразделениях дополнительной колонкой, с указанием на расположение того или иного офиса, или филиала.

Филиал, представительство, дополнительный офис Структурное подразделение
Наименование Код
1 2 3
Головной офис (центральный аппарат) Администрация 0101
Бухгалтерская служба 0102
Департамент кадровой работы 0103
Филиал № 1 Руководство 0201
Отдел по работе с корпоративными клиентами 0202
Служба по розничной торговле 0203
Представительство по Дальневосточному региону Управление 0301
Финансовая служба 0302
Клиентская служба 0303

При оформлении штатного расписания, таким образом, в удаленные подразделения пересылают либо копию всего документа, либо выписку, в которой указывают сведения, касающиеся только конкретного филиала или представительства.

Во-вторых, оформить удаленные подразделения компании можно в виде приложений к основному штатному расписанию. Такой вариант удобен в случае большого количества подразделений и разветвленной иерархической структуры в них.

При этом способе составления локального нормативного документа он будет выглядеть так:

Штатное расписание ОДО «Промтранс»

  1. Штатное расписание представительства в г. Таганрог
  2. Штатное расписание дополнительного офиса в г. Самара

В-третьих, при большом количестве удаленных подразделений и их географической отдаленности от основного офиса компании можно делегировать отдельные полномочия по управлению персоналом и кадровому учету местным руководителям филиальной сети. Для этого необходимо во внутренних положениях по кадровым вопросам указать на децентрализацию отдельных функций по найму персонала и составлению штатных расписаний.

Кроме того, документально, как правило, при помощи доверенности, оформляют и полномочия руководителя удаленного подразделения в кадровом учете. При такой форме взаимодействия штатное расписание составляется и утверждается в каждом филиале или представительстве по отдельности, а затем его копия пересылается в центральный офис.

Часто при слиянии нескольких компаний в одну либо присоединении одной фирмы к другой возникают сложности с составлением общего локального нормативного документа, регулирующего структуру наемного персонала (одинаковые наименования отделов и служб, должности с похожими названиями, но разным уровнем оплаты и т. д.). Выходом из ситуации становится выделение присоединенной организации в качестве удаленного подразделения.

Оформление части штатного расписания, касающейся структурных подразделений компании, зависит от ее размеров и наличия удаленных офисов или филиалов. В небольших фирмах с 10 — 15 работниками, как правило, деление на отделы отсутствует, и заполнять эти графы можно прочерками или словом «нет». В крупных корпорациях с разветвленной иерархической структурой штатные расписания для удаленных подразделений оформляют в виде приложений к основному документу либо отдельными локальными нормативными актами.

Понятие организационной структуры

Определение 

Организационная структура – это состав и соподчинённость взаимосвязанных организационных единиц, звеньев и ступеней, которые наделены конкретными правами и ответственностью с целью выполнения соответствующих функций управления.

Одновременно с этим звено управления представляет собой обособленную ячейку со строго ориентированными функциями управления, а ступень управления является совокупностью звеньев управления, расположенных на конкретном иерархическом уровне.

Структура местной администрации представляет собой очень активную динамичную систему, которая на основе некоторых изменений стоящих перед муниципальным образованием задач, условий жизни граждан и иных факторов подвержена некоторым изменениям.

Ключевой принцип построения структур управления – принцип соответствия субъекта управления управляемому объекту. Иными словами, выбор любой структуры органов управления муниципальным образованием находится в прямой зависимости от основных параметров. К таковым параметрам причисляют: состав и величину территории, количество и социально-демографические особенности населения, состав объектов муниципальной собственности, структуру муниципального хозяйства, экономическую структуру муниципального образования в общем. 

Выделяют перечень факторов, которые оказывают воздействие на формирование конкретной организационной структуры местной администрации, они следующие:

  • Тип муниципального образования, который определяет перечень вопросов местного значения, из которого формируются полномочия местного самоуправления (администрации).
  • Цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования, в зависимости от которого выбираются приоритетные направления и на которые возлагаются функции по достижению конкретных целей.
  • Размер территории, численность и состав населения муниципального образования. Примечательно, что в крупных городах создаются сложные системы, которые предусматривают создание сложных структурных подразделений.
  • Уровень развития производства и рыночной инфраструктуры, здесь необходимо отметить, что в крупных городах существует больше возможностей для развития рынка и производства, кроме того, некоторые подразделения могут находится во власти не обязательно администрации, а, к примеру, опытных управленцев.
  • Различные местные особенности – географические, природные, демографические, исторические и пр. Эти особенности ложатся в основу необходимости создания специальных структурных подразделений, которые не являются стандартными по функциональному назначению и могут отсутствовать в большинстве других административных единиц.

Также стоит отметить, что на организационную структуру местной администрации оказывают большое влияние некоторые внутренние факторы, типа личностных качеств руководства и его роль в системе управления, применяемые управленческие технологии, а также уровень сопротивления в системе организации труда, материально-технического оснащения администрации и пр.

В настоящий момент основным фактором, из которого строится фундамент формирования структуры местной администрации, являются её компетенции согласно предусмотренными федеральными законами по вопросам местного значения и распределения полномочий между органами местного самоуправления, закреплённым в уставе муниципального образования.

В этой связи необходимо выделить шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной администрации:

  1. Вопросы социально-экономического развития территории.
  2. Вопросы муниципального хозяйства.
  3. Финансовые вопросы.
  4. Вопросы социального характера.
  5. Административно-организационные вопросы.
  6. Исполнение переданных государственных полномочий.

Надо отметить, что первые пять групп вопросов характерны для всех муниципальных образований вне зависимости от их типа. Последняя в списке группа вопросов имеет прямое отношение исключительно к муниципальным районам и городским округам, которые могут осуществить конкретные государственные полномочия.

Все перечисленные группы полномочий распределяются между отраслевыми и функциональными структурными подразделениями, таким образом происходит создание типичной линейно-функциональной структуры местной администрации, она, в свою очередь, включает в себя:

  • Руководящую верхушку, в которую входит глава администрации, его заместитель, а также первый заместитель, если таковой имеется.
  • Структурные подразделения, которые подчиняются администрации или находятся в соподчинении между собой:
  1. Отраслевые структурные подразделения, в ведомстве которых находятся отдельные отрасли муниципальной деятельности.
  2. Функциональные структурные подразделения, которые исполняют одну или несколько функций во всех отраслях.
  • Территориальные органы, с районным делением.
  • Аппарат администрации, которым обеспечивается и организуется её деятельность, в том числе юридическая, кадровая, информационная, делопроизводство, ведётся работа с обращениями граждан, а также своя бухгалтерия и т.п.

Данные виды структур называют линейно-функциональными по причине их основной ориентации в системе принятия решений на взаимодействие между отраслевыми и функциональными структурными подразделениями.

Как правило, первые представляют собой инициаторов принятия решений, а вторые – исполнителями функций экспертизы, согласования проектов решений.

В зависимости от того, какую роль играют и какое место занимают структурные подразделения, им присваивается разный статус, более того, они по-разному называются. 

Разновидности структурных подразделений

Выделяют шесть видов структурных подразделений, они следующие:

  • Департаменты.
  • Управления.
  • Комитеты.
  • Отделы.
  • Секторы.
  • Комиссии.

Департамент представляет собой функционально-отраслевые структурные подразделения, которые осуществляют исполнительные, распределительные и контрольные функции в конкретной отрасли или сфере управления муниципальным образованием. Более того, они определяют концептуальное развитие в данной сфере. Во главе департаментов находятся заместители главы администрации.

Управления являются относительно самостоятельным структурным подразделением местной администрации, которое обеспечивает конкретные направления деятельности местной администрации, они управомочены самостоятельно издавать акты управления.

Комитеты представляют собой структурные подразделения, которые создаются и функционируют на постоянной основе по приоритетному направлению деятельности администрации.

Отделы являются структурными подразделениями местной администрации, на которые возложены вспомогательные или оперативные функции.

Секторы являются организационно не обособленными структурными подразделениями отдела, которые осуществляют исполнительную деятельность и формируется с целью решения однотипных задач на протяжении конкретного периода времени.

Комиссии создаются на конкретный период времени с целью решения какой-то определённой проблемы.

Важно заметить, что данный перечень не является унифицированным, а в практическом применении всегда имеет много несовпадений и несоответствий наименований структурных подразделений, их места в организационной структуре и исполнении функций.

Цели и задачи организационной структуры

В настоящих условиях, когда эффективность деятельности органов местного самоуправления находится в прямой зависимости от способности к стратегическому планированию, когда происходит прямое ориентирование на цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования, то существующие линейно-функциональные организационные структуры не могут быть настолько гибкими, чтобы нормально адаптироваться к изменениям внешней среды, объектам управления и потребностям населения.

Требования повсеместного внедрения программно-целевых методов управления обуславливают необходимость формирования новых проектных структур, которые основываются на широком межведомственном взаимодействии с привлечением отдельных структурных подразделений.

Данный подход в решении приоритетных задач и вопросов развития муниципального образования предназначен для разработки целевых программ, которые представляют собой систему мероприятий, увязанную по ресурсам и времени. Реализовать такую программу можно с помощью выделения необходимых ресурсов и сформировав временный коллектив работников, которые на период действия программы находятся в двойном подчинении, иными словами, под руководством своего непосредственного руководителя, а также в подчинении ответственного исполнителя программы.

Замечание 1

Образование проектных структур происходит в администрациях в виде комиссий и рабочих групп.

Программно-целевые методы в построении организационной структуры администрации требуют достаточно усердной работы, связанной с регламентацией деятельности структурных подразделений. Кроме проведения анализа распределения функций внутри администрации и пересмотра существующих положений о структурных подразделениях, необходимо описание о утверждение в регламенте администрации системы взаимодействия структурных подразделений между собой, порядок прохождения управленческих решений и основных административных процессов.

В этой связи, стоит отметить, что существует два подхода для построения структур местных администраций, а именно функциональный и программно-целевой.

Функциональный подход

Применение функционального подхода эффективно при разработке структуры, которая обеспечивает текущее управление муниципальным образованием. Данный подход подразумевает выявление функций, исполнение местными администрациями этих функций и формирование их структуры в соответствии с выполнением каждой функции согласно конкретной структурной единицы. Стоит отметить, что это не говорит о том, что выполнение единичной функции требует отдельного органа.

После выполнения всего набора функций происходит их группировка по конкретным принципам, к примеру, по отраслевому – благоустройство, жилищное хозяйство, образование, здравоохранение и пр. также необходима группировка по принципу принадлежности к какой-то сфере, к примеру, социальная, экономическая или др. После всего этого выстраивается определённая конечная структура. Некоторые структурные единицы формируются с целью осуществления вспомогательных функций, т.е. тех, без которых нельзя решить основные задачи, которые ставятся перед органами местного самоуправления.

Замечание 2

Чаще всего применяются одномоментно несколько принципов для группировки функций, вместе с тем степень укрупнения структурных единиц устанавливается в соответствии с составом и количеством управляемых объектов.

Стоит отметить, что в крупных муниципальных образованиях зачастую формируются органы управления в сферах здравоохранения, образования, культуры и т.п., при этом в небольших поселениях чаще создаются органы управления социальной сферой. Необходимо организовывать их работу и взаимодействие таким образом, чтобы все функции учитывались и не происходило дублирование одних и тех же, более того, работа должна быть организована таким образом, чтобы в одной структурной единице не пересекались функции планирования и исполнения или исполнения и контроля.

Надо отметить, что вполне продуктивным является принцип горизонтально-вертикального построения системы органов, объяснить который можно с помощью следующего примера.

Пример 1

При организации управления сферой образования необходимо создавать орган, который будет вести и отвечать за всех вопросы и проблемы образования, в том числе обеспечивать его деятельность и несоподчинённые органы финансового планирования и исполнения доходной части бюджета, исполнения расходной части бюджета, управления службой и кадрами, делопроизводства и пр. Вместе с тем, должна быть создана вертикаль управления, которая будет возглавляться местной администрацией, заместителем по направлению, руководителем отраслевого подразделения и руководителем учреждения.

На основе данного примера, можно сделать вывод, что необходимо выстраивать горизонтально-вертикальные структуры с целью исполнения всех функций, в более укрупнённом виде, а также для управления в разных сферах деятельности. Таким образом, можно получить единую структуру местной администрации.

Программно-целевой подход

Применение программно-целевого подхода актуально во время формирования структуры, которая обеспечивает реализацию программ и проектов развития муниципальных образований, как комплексных, так и целевых. Данный подход в корне отличается от первого тем, что его основу составляет построение структуры на целях, задачах и их ранжировании по приоритетам, а не на функциях. Кроме того, в основе построения данного подхода лежат способы достижения, формы и механизмы реализации, конкретные программы и проекты развития, в том числе динамика изменений в ходе осуществления данных программ и проектов. Больше различий в этих подходах нет.

На самом деле не существует муниципальных образований, которые реализуют систему управления или реализуются только программы и проекты развития. Для каждого муниципального образования характерны и те и другие признаки. В этой связи необходимо отметить, что при построении структур местных администраций в разной степени используются два подхода. Справедливо сказать, что этот факт создаёт определённые трудности, но принимая во внимание все функции, цели и задачи, приоритеты, ресурсы и ограничения, можно оптимизировать структуру местных администраций.

Базовые структуры администраций

Для большего понимания структуры администраций муниципального района, необходимо проанализировать базовые структуры администраций муниципального района, поселения и городского округа. В этой связи важно понимать, что для каждого конкретного муниципального образования они должны быть собственные и применяться в соответствии с его особенностями. Такие структуры не предусматривают осуществление отдельных государственных полномочий, т.к. наличие каких-либо полномочий являются переменными факторами.

На основе перечня вопросов местного значения муниципального района и полномочий органов местного самоуправления по их решению, в структуре администрации муниципального района, выделяют пять ключевых направлений, они представлены в таблице ниже.

Направления Содержание деятельности
Экономика и финансы Экономическое планирование; реализация экономической политики; управление муниципальным имуществом; управление муниципальными природными ресурсами; финансовое и налоговое планирование; исполнение бюджета; финансовый контроль.
Жизнеобеспечение Коммунальное хозяйство; благоустройство; территориальное планирование и градостроительство; транспорт; связь; торговля; общественное питание; бытовые услуги; ритуальные услуги.

Социальная политика

Общее образование; дошкольное образование; дополнительное образование; здравоохранение (медицинская помощь); культура и досуг; физкультура и спорт; работа с детьми и молодежью.
Безопасность Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации; охрана общественного порядка; охрана окружающей среды; охрана жизни и здоровья на водных объектах.

Обеспечение деятельности 

Кадровая политика; бухгалтерское обслуживание; юридическое обслуживание; хозяйственное обслуживание; делопроизводство; архивная деятельность; информационное обеспечение; связи с общественностью и средствами массовой информации; контроль исполнения.

Одновременно с этим существует ряд вопросов, которые можно отнести к смежным сферам деятельности, при этом формулировки некоторых из них одновременно состоят из нескольких различных функций.

Пример 2

Земли и водные объекты принято рассматривать как ресурсы экономического блока, а также как объекты природоохранных мероприятий.

Структура администрации поселения

На основе перечня вопросов местного значения поселения и полномочий органов местного самоуправления в соответствии с их решением, в структуре администрации поселения можно выделить несколько направлений, которые также характерны и для администрации муниципального района, которые по своей сути будут отличаться лишь некоторыми частями, которые входят в состав их функций.

Выделяют основные функции, которые имеют прямое отношение к каждому из направлений.

Экономика и финансы:

  • Экономическое планирование и реализация экономической политики.
  • Управление муниципальным государственным имуществом.
  • Координация работы муниципальных предприятий и учреждений.
  • Финансовое планирование.
  • Реализация бюджета.
  • Финансовый контроль.
  • Реализация налоговой политики.
  • Размещение муниципального заказа.
  • Управление мниципальными природными ресурсами.
  • Учёт муниципальной статистики.
  • Формирование услоувий для обеспечения населения услугами общественного питания, объектами торговли и бытового обслуживания.

Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство:

  • Организация сетей электроснабжения.
  • Организация сетей теплоснабжения.
  • Организация сетей газоснабжения.
  • Организация сетей водоснабжения.
  • Организация системы водоотведения.
  • Организация системы снабжения населения топливом.
  • Содержание и строительство автомобильных дорог, мостов и других инженерных сооружений.
  • Организация мест отдыха населения.
  • Организация сети сора и вывоза бытовых отходов и мусора.
  • Организация уличного освещения и установки уличных указателей.
  • Организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для содержания жилищного строительства.
  • Создание условий для предоставления транспортных услуг населению.
  • Создание условий для обеспечения населения услугами связи.
  • Организация благоустройства и озеленения территории поселения.
  • Планирование застройки территории поселения, территориальное деление земель поселения.
  • Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Социальная политика:

  • Обеспечение жилым фондом граждан, которые остро в этом нуждаются.
  • Осуществление деятельности по опеке и попечительству.
  • Организация библиотечного обслуживания населения.
  • Организация условий для досуга населения и обеспечения жителей услугами в культурной сфере.
  • Обеспечение охранных мероприятий для исторических памятников и культуры местного значения.
  • Организация условия для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта.

Безопасность:

  • Реализация мер по предупреждению и ликвидации последствий локальных и местных чрезвычайных ситуаций.
  • Обечпечение первичных мер пожарной безопасности в пределах всех населённых пунктов поселения.
  • Установление контроля над использованием и охраной муниципальных лесов и земель.

Организационное обеспечение:

  • Кадровая политика.
  • Бухгалтерские услуги.
  • Хозяйственное обслуживание.
  • Юридическая помощь.
  • Делопроизводство.
  • Создание архивных фондов.
  • Информационное обеспечение.
  • Связи с общественностью и СМИ.
  • Контроль исполнения.

Необходимо отметить, что из-за того, что городским округом решаются вопросы местного значения как поселения, то и вопросы муниципального района должна решать администрация городского округа, как включённой структурной единицы, выполняющей все функции административного поселения и администрации муниципального района, исключая межпоселенческие территории.

Замечание 3

Однако стоит отметить, что именно им принадлежат аналогичные функции, которые должны исполняться на территориях, которые расположены между населёнными пунктами, в случае, когда в состав городского округа входит несколько населённых пунктов.

Вместе с тем, структура администрации городского округа не выступает в качестве суммы структурных единиц администраций поселений и муниципального района, поскольку их часть функций агрегируется.

Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно решать вопросы местного значения с разной степенью результативности, при наличии у них разной структуры и численности исполнительно-распорядительных органов.

Надо сказать, что результативность деятельности публичной власти на муниципальном уровне в целом и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в частности, во многом зависит от совокупности факторов, влияющих на неё. Такими факторами выступают: численность населения, структура экономики, уровень социального развития, уровень экономического развития региона, распределение полномочий между структурными подразделениями, исключение дублирования функций, исполнимость функций, а также уровень квалификации муниципальных работников и пр.

В процессе организации существующих организационных структур местных администраций необходимо принимать во внимание, что всякие действия, которые направлены на организационные изменения, могут оказать сопротивление непосредственно организации как социальной системе, сконцентрированной на стабильности и выдивании, а не на развитии. По этой причине можно говорить о попытках радикального совершенствования организационной структуры, где достигаются желаемые результаты, цель который повышение квалификации и эффективности деятельности, исключающие разрушительные последствия. 

Главным успехом в организационных изменениях выступает комплексный научный подход, основа которого лежит в соотнесении издержек и результатов, в совокупности с подробным исследование системы изнутри.

Выделяют несколько принципов, которые помогут в определении структуры местной администрации и распределении полномочий между всеми подразделениями, они следующие:

  • Целепологание и логика, разделение функциональных блоков.
  • Исклчение дубрирования и параллелизма функций.
  • Полный охват и исключение пробелов в решении вопросов местного значения местной администрации в целом.
  • Результативность и её возможные оценки итогов проведённой работы.
  • Достаточность обеспечения, которое позволит структурным подразделениям надлежащим образом выполнять свои функциональные обязанности в полном объёме материального, правового и информационного обеспечения.
  • Системность методов и их взаимосвязь с другими подразделениями, инми словами, при описании функций подразделений его взаимодействия с иными структурами.
  • Структурирование, иныче говоря, разделение функций структурного подразделения на функции конкретных специалистов, на которых возложены те или иные обязанности.
  • Эффективность, которая подразумевает достижение обозначенной цели и решение задач подразделения с наименьшими затратами.
  • Недопущение принципа создания структур под конкретных людей.
  • Унифицированный подход в процессе формирования структур и установления штатной численности органов местного самоуправления.

Деятельность, которая направлена на внесение изменений в организационную структуру местной администрации нуждается в грамотной оценке и анализе экспертов, в том числе ей требуется прововая поддержка в актуальном состоянии документов, которые регламентировали бы организацию и деятелньость её администрации. Кроме того, требуется кадровое сопровождение, которое выражается посредством переподготовки и повышении квалификации работников, а также подготовка кадрового резерва.

Органы
управления юридического лица

Юридическое
лицо приобретает гражданские права и
принимает на себя гражданские обязанности
через свои органы, действующие в
соответствии с законом, иными правовыми
актами и учредительными документами.

Под
органом юридического лица следует
понимать лицо или совокупность лиц,
уполномоченных в соответствии с законом,
иными правовыми актами или учредительными
документами осуществлять управление
деятельностью юридического лица.

Состав,
порядок образования органов, а также
распределение компетенции между ними
зависят от организационно-правовой
формы юридического лица и определяются
законом и учредительными документами
юридического лица.

Органы юридического
лица не могут рассматриваться как
самостоятельные субъекты гражданских
правоотношений и являются частью
юридического лица 

По
общему правилу юридическое лицо имеет
как минимум два органа:

  • орган,
    объединяющий (представляющий) учредителей
    (участников) юридического лица,

  • исполнительный
    орган.

Исключение
из этого правила составляет унитарное
предприятие. Единственным органом
унитарного предприятия является его
руководитель, который назначается
собственником либо уполномоченным
собственником органом и им подотчетен.

В
ГК применительно к хозяйственным
обществам и производственным кооперативам
эти органы именуются соответственно
высшим и исполнительным. Аналогичная
классификация существует и в системе
некоммерческих организаций. В соответствии
с Законом о некоммерческих организациях
высшими органами управления некоммерческими
организациями в соответствии с их
учредительными документами являются:

  • коллегиальный
    высший орган управления для автономной
    некоммерческой организации;

  • общее
    собрание членов для некоммерческого
    партнерства, ассоциации (союза).

Задача
высшего органа управления ограничивается
формированием воли юридического лица
по основополагающим вопросам деятельности
юридического лица, отнесенным к
компетенции такого органа. Основная
функция высшего органа управления
некоммерческой организацией состоит
в обеспечении соблюдения некоммерческой
организацией целей, в интересах которых
она была создана.

Исполнительный
орган (директор, правление и т.п.) призван
осуществлять волю юридического лица,
выраженную в решениях учредителей
(участников), при ведении текущих дел
юридического лица (организации
производства, совершении сделок и
т.д.).

Третьим органом управления
юридического лица, предусмотренным
законодательством, является наблюдательный
совет (совет директоров), создание
которого обязательно для производственного
кооператива и акционерного общества с
числом членов кооператива или
соответственно числом акционеров
общества более 50. Совет директоров,
наблюдательный совет решает вопросы
общего руководства деятельностью
юридического лица, осуществляет контроль
за деятельностью исполнительного
органа.

Руководитель
организации

В соответствии
с ч. ст. 273
ТК РФ руководитель организации —

физическое
лицо, которое в соответствии с ТК РФ,
другими федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами РФ,
законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов РФ, нормативными
правовыми актами органов местного
самоуправления, учредительными
документами юридического лица
(организации) и локальными нормативными
актами осуществляет руководство этой
организацией, в том числе выполняет
функции ее единоличного исполнительного
органа.

Следовательно,
законодатель охарактеризовал правовое
положение руководителя, во-первых, как
работника, выполняющего особую трудовую
функцию, в том числе по руководству
организацией (в отличие от обычного
наемного работника), и, во-вторых, как
лица, наделенного определенными
распорядительными полномочиями по
реализации компетенции юридического
лица.

На
практике руководитель организации как
ее единоличный исполнительный орган
может называться: директор, генеральный
директор, исполнительный директор,
президент компании и т.д. В ТК РФ указано
как общее понятие — руководитель
организации. Этот руководитель
представляет интересы организации,
совершает сделки и т.п. Внутри организации
руководитель представляет работодателя
в трудовых отношениях с работниками,
организует процесс труда, осуществляет
подбор и расстановку кадров, утверждает
штатное расписание и структуру
организации, заключает трудовые и
коллективный договоры, проводит иные
организационно-управленческие действия.

В
ТК РФ определено, что положения Кодекса
распространяются на руководителей
организаций любых организационно-правовых
форм и форм собственности, за исключением
двух случаев. Если руководитель
организации является единственным
участником (учредителем, членом
организации), собственником ее имущества,
либо управление организацией осуществляется
другим юридическим лицом (управляющей
организацией) или индивидуальным
предпринимателем (управляющим) (по
договору с ним), то на этих лиц трудовое
законодательство не распространяется,
так как ч. 2 ст. 273 ТК РФ прямо предусматривает
такое исключение.

Права
и обязанности работодателя и действующего
от его имени руководителя (ч. 4 ст. 20 ТК
РФ) в общем виде определяются ст. 22 ТК
РФ. Вместе с тем перед работодателем
руководитель организации выступает
как работник (сторона трудового договора)
и на него распространяется действие
ст. 21 ТК РФ, определяющей права и
обязанности работника. В связи с этим
права и обязанности руководителя
организации в области трудовых отношений
определяются ТК РФ и могут быть
конкретизированы и дополнены другими
федеральными законами, подзаконными
актами РФ, а также законами и иными
актами субъектов РФ, учредительными
документами организации, локальными
нормативными актами.

Суммируя
особенности регулирования труда
руководителя организации, установленные
в гл. 43 ТК РФ, необходимо отметить
следующее: трудовой договор с руководителем
заключается на срок, установленный
учредительными документами организации
или соглашением сторон; заключению
трудового договора с руководителем
могут предшествовать процедуры,
установленные законами, иными нормативными
правовыми актами, учредительными
документами организации (конкурс,
избрание, выборы, назначение на должность
и т.д.); установлены ограничения в работе
руководителей на оплачиваемых должностях
в других организациях по совместительству;
предусмотрен запрет на вхождение в
состав органов, осуществляющих функции
надзора и контроля в данной организации;
установлена полная материальная
ответственность руководителя за прямой
действительный ущерб, причиненный
организации; предусмотрены дополнительные
основания для расторжения трудового
договора и др.

Назначение,
избрание, утверждение физического лица
в качестве руководителя осуществляется
полномочным органом. При заключении
трудового договора с руководителем
стороной в этом договоре является
организация, которая с момента регистрации
выступает как юридическое лицо, обладающее
трудовой правосубъектностью.

Как
правило, приему на работу руководителя
государственного унитарного предприятия
предшествует прохождение конкурса.

В
корпоративных организациях руководитель
может быть принят на работу по конкурсу,
если это предусмотрено уставом. В других
случаях руководитель принимается на
работу по трудовому договору, заключаемому
с ним собственником имущества этой
организации или лицом (органом),
уполномоченным собственником на
заключение трудового договора.

Если
предусмотрено законом, то руководитель,
например, акционерного общества
избирается на должность общим собранием
акционеров или советом директоров в
зависимости от того, как это предусмотрено
в уставе общества.

Трудовой
договор с руководителем организации
прекращается помимо оснований,
предусмотренных ТК РФ и иными федеральными
законами, по следующим дополнительным
основаниям:

  • 1)
    в связи с отстранением от должности
    руководителя организации — должника
    в соответствии с законодательством о
    несостоятельности (банкротстве);

  • 2)
    в связи с принятием уполномоченным
    органом юридического лица, либо
    собственником имущества организации,
    либо уполномоченным собственником
    лицом (органом) решения о прекращении
    трудового договора. Решение о прекращении
    трудового договора в отношении
    руководителя унитарного предприятия
    принимается органом, уполномоченным
    собственником унитарного предприятия
    в порядке, установленном Правительством
    РФ. До принятия Правительством
    специального порядка о прекращении
    трудового договора по указанному
    основанию необходимо руководствоваться
    постановлением Правительства РФ от 16
    марта 2000 г. № 234 «О порядке заключения
    трудовых договоров и аттестации
    руководителей федеральных государственных
    унитарных предприятий». В п. 2 этого
    постановления установлено, что решение
    о прекращении трудового договора с
    руководителем унитарного предприятия
    по п. 2 ст. 278 ТК РФ принимается после
    предварительного одобрения его
    аттестационной комиссией;

  • 3)
    несоблюдение установленного в
    соответствии со ст. 145 ТК РФ предельного
    уровня соотношения среднемесячной
    заработной платы заместителя руководителя
    и (или) главного бухгалтера государственного
    внебюджетного фонда РФ, территориального
    фонда обязательного медицинского
    страхования, государственного или
    муниципального учреждения либо
    государственного или муниципального
    унитарного предприятия и среднемесячной
    заработной платы работников данного
    фонда, учреждения либо предприятия;

  • 4)
    по иным основаниям, предусмотренным
    трудовым договором.

Так,
например, федеральные органы исполнительной
власти при

заключении
трудового договора с руководителем
федерального государственного унитарного
предприятия вправе предусматривать в
трудовом договоре дополнительные
основания его прекращения. Например, в
качестве такого основания в трудовом
договоре может быть предусмотрено
наличие на унитарном предприятии по
вине его руководителя более чем
трехмесячной задолженности по заработной
плате, а также нарушение руководителем
унитарного предприятия установленного
законодательством и трудовым договором
запрета на осуществление им отдельных
видов деятельности и т.д. Таким же
основанием может служить и искажение
отчетности, предусмотренной Правительством
РФ, а также другие нарушения, допущенные
руководителем организации.

В
случае прекращения трудового договора
с руководителем организации в соответствии
с п. 2 ст. 279 ТК РФ при отсутствии виновных
действий (бездействия) руководителя
ему выплачивается компенсация в размере,
определяемом трудовым договором, но не
ниже трехкратного среднего месячного
заработка, за исключением случаев,
предусмотренных ТК РФ. Эта компенсация
является правовой гарантией защиты
прав и законных интересов руководителя
в связи с потерей работы.

Исходя
из особого характера труда и повышенной
ответственности руководителя, он обязан
предупредить работодателя (собственника
имущества организации, его представителя)
о предстоящем увольнении по собственному
желанию в письменной форме не позднее
чем за один месяц, в отличие от других
работников, срок предупреждения у
которых составляет две недели.

Особенности
регулирования труда, которые предусмотрены
ст. 273— 280 ТК РФ для руководителей
организации, могут быть распространены
на членов коллегиального исполнительного
органа организации.

ОСОБЕННОСТИ
ПРАВОВОГО СТАТУСА РУКОВОДИТЕЛЯ
ОРГАНИЗАЦИИ

Руководитель
организации — это работник, трудовая
функция которого в соответствии с
трудовым договором состоит в руководстве
организацией, в том числе в выполнении
функций ее единоличного исполнительного
органа (ч. 1 ст. 273 ТК РФ, абз. 1 п. 2
Постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 02.06.2015 N 21). В качестве единоличного
исполнительного органа руководитель
вправе совершать от имени организации
действия по реализации ее прав и
обязанностей, возникающих из гражданских,
трудовых, налоговых и иных правоотношений,
в частности:


осуществлять полномочия собственника
по владению, пользованию и распоряжению
имуществом организации;


выступать в качестве правообладателя
исключительных прав на результаты
интеллектуальной деятельности и
приравненные к ним средства индивидуализации;


выступать в качестве работодателя в
трудовых отношениях с другими работниками
организации.

Данные
выводы следуют из положений абз. 1 п. 2
Постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 02.06.2015 N 21.

Круг
полномочий руководителя значительно
шире, чем полномочия остальных работников
организации. В соответствии с Гражданским
кодексом РФ и отдельными федеральными
законами о юридических лицах руководителю
предоставляются, например, следующие
права:


представлять интересы организации и
совершать сделки от ее имени (пп. 1 п. 3
ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N
14-ФЗ (далее — Закон N 14-ФЗ), абз. 3 п. 2 ст. 69
Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ
(далее — Закон N 208-ФЗ));


выдавать доверенности на право
представительства от имени организации
(п. 4 ст. 185.1 ГК РФ, пп. 2 п. 3 ст. 40 Закона N
14-ФЗ);


утверждать штат организации (абз. 3 п. 2
ст. 69 Закона N 208-ФЗ);


издавать приказы о назначении работников
на должности, об их переводе и увольнении,
применять меры поощрения и налагать
дисциплинарные взыскания (пп. 3 п. 3 ст.
40 Закона N 14-ФЗ);


издавать приказы и давать указания,
которые обязаны исполнять все работники
(абз. 3 п. 2 ст. 69 Закона N 208-ФЗ).

Таким
образом, особенность правового статуса
руководителя организации состоит в
следующем: на него распространяется
действие норм трудового права, как на
работника, вступившего с работодателем
— юридическим лицом в трудовые отношения
на основании трудового договора, а также
норм гражданского законодательства и
законов о юридических лицах, как на
исполнительный орган юридического лица
(ч. 1 ст. 273, ст. 274 ТК РФ, п. 4 ст. 53 ГК РФ).

Следует
учитывать, что трудовые отношения с
руководителем регулируются специальной
гл. 43 ТК РФ. Ее действие распространяется
на руководителей организаций (в частности,
директоров, генеральных директоров,
временных единоличных исполнительных
органов хозяйственных обществ) независимо
от организационно-правовых форм и форм
собственности таких организаций (абз.
1 ч. 2 ст. 273 ТК РФ, абз. 2 п. 1 Постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N
21).

В
отношении членов коллегиального
исполнительного органа (например,
правления, дирекции хозяйственного
общества), заключивших с организацией
трудовой договор, также могут применяться
положения гл. 43 ТК РФ, если это предусмотрено
федеральными законами, учредительными
документами организации (ч. 1 ст. 281 ТК
РФ, абз. 3 п. 1 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N 21).

Нормы
гл. 43 ТК РФ не регулируют трудовые
отношения с руководителем в следующих
случаях (ч. 2 ст. 273 ТК РФ, абз. 2 п. 1
Постановления Пленума Верховного Суда
РФ от 02.06.2015 N 21):


руководитель является единственным
участником (учредителем), членом
организации, собственником ее имущества;

 Особенности
заключения трудового договора с
руководителем, являющимся единственным
участником (учредителем) общества


управление организацией передано по
договору другой организации (управляющей
организации) или индивидуальному
предпринимателю (управляющему).

Положения
гл. 43 ТК РФ не распространяются на
работников, осуществляющих руководство
отдельной сферой деятельности организации
(например, художественного руководителя
театра) или ее структурным подразделением
(например, руководителя филиала) без
возложения на них функций единоличного
исполнительного органа. Это следует из
абз. 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 02.06.2015 N 21.

Администрация
организации как субъект трудового права

Предприятие
(организация) обычно реализует имеющиеся
полномочия через свои органы. В качестве
органа, реализующего полномочия в сфере
организационно-управленческой
деятельности, выступает администрация
предприятия (организации).

Администрация
представляет собой совокупность
должностных лиц и органов, осуществляющих
функцию организации и управления трудом
и трудовым коллективом предприятия
(организации).

В
ее состав входят: руководитель (директор
(генеральный директор) предприятия, его
заместители и помощники, главные
специалисты, руководители структурных
подразделений (цехов, производств,
отделов и т.п.), старшие мастера, мастера
и другие лица, имеющие в подчинении тех
или иных работников и выполняющие
функцию управления по отношению к ним.

В
общественных отношениях, регулируемых
трудовым правом, администрация выступает
в двух качествах:

  • 1)
    как орган предприятия (организации);

  • 2)
    как самостоятельный субъект права.

Например,
в трудовых отношениях с конкретными
работниками она представляет предприятие
(организацию). В качестве его органа,
следовательно, не рассматривается как
субъект права, а в организационно-управленческих
отношениях (по установлению условий
труда, заключению коллективного договора,
введению систем оплаты труда и т.п.) она
выступает уже в качестве самостоятельного
субъекта права со всеми вытекающими
отсюда последствиями. В соответствии
с действующим законодательством и
уставом предприятия (организации)
функции администрации могут выполнять
наряду с должностными лицами и
коллегиальные органы (советы, комитеты,
правления).

Предприятие
самостоятельно определяет структуру
органов управления и затраты на их
содержание.

Особенности
управления предприятиями отдельных
организационно-правовых форм регулируются
соответствующими законодательными
актами РФ.

Опыт
деятельности предприятий в условиях
перехода к рыночной экономике показывает,
что реализацию полномочий администрации
как субъекта трудового права целесообразно
строить на сочетании единоначалия и
учета мнения трудового коллектива.

Для
администрации государственного,
муниципального предприятия характерно
то, что осуществление ею ряда управленческих
полномочий предполагает участие в этой
деятельности про- форгана предприятия
(введение правил внутреннего распорядка,
сверхурочных работ, утверждение графиков
сменности, отпусков, увольнение с работы
и др.). Это свидетельствует о демократических
началах в управленческих функциях
администрации, поскольку профорган в
данном случае выступает как законный
представитель и защитник интересов
трудового коллектива и отдельных
работников. Вместе с тем такое участие
предопределяет границы и специфику
действий администрации по реализации
управленческих

Соседние файлы в предмете Трудовое право

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция к диктофону olympus vn 540pc
  • Стрижка йорка самостоятельно машинкой пошаговая инструкция видео
  • Гептрал применение инструкция по применению взрослым в таблетках
  • Вофатокс от медведки инструкция по применению норма
  • Рыбий жир для животных инструкция по применению для птиц