Полицентрический тип руководства характерен для

1. При принятии управленческих решений используют подходы:
• интуитивный
• на основе опыта
• рациональный

2. Происходят ли изменения в элементах внутренней среды организации в процессе ее функционирования?
• Происходят

3. Что поступает во внешюю среду из организации?
• Готовая продукция
• Информация
• Отчетные данные
• Ресурсы

4. Является ли конкретный количественный или качественный результат деятельности организации критерием эффективности менеджмента?
• Не является

5. Когнитивные способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязь ее частей это:
• концептуальные навыки
 

6. Какие организационные структуры следует отнести к структурам механического типа?
• Дивизиональные
• Линейно-функциональные
• Линейно-штабные
• Линейные

7. Что представляет собой управление?
• Обособленную ячейку структуры
• Элемент структуры, выполняющий одну или несколько специфических функций

8. Что представляет собой «Положение об отделе»?
• Регламентирующий документ

9. Какие типовые организационные структуры следует отнести к структурам органического типа?
• Матричные
• Проектные

10. В системе управления организацией — объект управления — это:
• Управляемая подсистема
 

11. Что характеризует стиль руководства?
• Форму взаимоотношений руководителей и подчиненных

12. Что является предметом труда работников управления?
• Информация

13. В какой из школ менеджмента были впервые использованы приемы управления межличностными отношениями?
• Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук

14. В какой из школ менеджмента были впервые сформулированы принципы управления?
• Административная или классическая школа управления

15. Способы воздействия субъекта на объект для достижения поставленных целей — это:
• методы менеджмента
 

16. Что характеризует стиль руководства в «управленческой решетке Блейка Моутона»?
• Заботу руководителя о производстве
• Заботу руководителя о работниках организации

17. Можно ли представить процесс управления в виде схемы, общей для всех организаций, предприятий, фирмы?
• Можно

18. Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?
• Мотивация

19. Инструментом каких методов менеджмента является стиль руководства?
• Социально-психологических

20. Что является результатом деятельности объекта управления?
• Готовая продукция организации
 

21. Производственный процесс является объектом изучения школы …
• научного управления (рационалистической)

22. Рестрикционизм как «работу с прохладцей» определил:
• Тейлор

23. Сущностью японского менеджмента является:
• управление людьми

24. Работу по улучшению использования времени менеджера рекомендуется проводить по следующим направлениям …
• измерение трудовых навыков
• оценка рациональности использования времени
• составление плана использования времени и выполнение его

25. Как могут быть сформулированы цели в «дереве целей»?
• По отдельным задачам
• По отдельным исполнителям
• По отдельным объектам
• По функциональным областям деятельности организации
 

26. Что характеризуют функциональные вертикальные связи организационной структуры управления?
• Подчиненность в рамках определенной функции

27. Сущностью американского менеджмента является:
• корпоративное предпринимательство с ориентацией на прибыль

28. Пятиуровневую иерархию человеческих потребностей разработал:
• Маслоу

29. Какие составляющие включаются в среду прямого воздействия организации?
• Государственные органы
• Конкуренты
• Поставщики
• Собственники

30. В каком виде может быть реализована в процессе управления обратная связь?
• Данные контроля
• Отчет
 

31. Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие классической, или административной школы управления?
• Анри Файоль

32. Организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде:
• адаптивная

33. Элементами системы управления являются …
• организационная структура
• программно-аппаратные средства
• управленческая документация

34. Оценка количества ресурсов, потребовавшихся для достижения целей организации, — это:
• Производительность

35. Что из ниже перечисленного принято считать элементами внутренней среды организации?
• Корпоративную культуру
• Персонал
• Систему вознаграждений
• Структуру
• Технологию
• Цели
 

36. Вид управленческой деятельности, который характеризуется однородностью целей, действий или объектов их приложения — это:
• Функция менеджмента

37. Универсальные принципы управления, применяемые к любому его объекту разработала школа:
• классическая (административная)

38. Развитие и использование творческих способностей в интересах организации предполагает:
• теория «Y»

39. Как могут быть связаны между собой функциональные звенья в организационной структуре управления?
• Вертикальными связями
• Горизонтальными связями
• Связями координации и кооперации
• Связями подчиненности и ответственности
• Функциональными связями

40. Специальные знания и умения, необходимые для выполнения рабочих задач – это:
• Технические навыки
 

41. Что представляет собой уровень управления?
• Ступень подчиненности и ответственности

42. Какие функции обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие между элементами системы управления организацией?
• Коммуникационные
• Организация
• Планирование

43. Какие существуют подходы к менеджменту?
• Процессный
• Системный
• Ситуационный

44. Процесс стимулирования самого себя и других на достижении индивидуальных и общих целей организации:
• мотивация

45. Какие методы традиционно выделяют в менеджменте?
• Административные
• Социально-психологические
• Экономические
 

46. К общим характеристикам организации относятся:
• горизонтальное разделение труда
• зависимость от внешней среды
• ресурсы

47. Кинокамеру для исследований движений рабочего применил:
• Гилбретт

48. Какие методы используются в самоменеджменте для планирования рабочего времени менеджера?
• Метод «Альпы»

49. Кто впервые ввел понятие «принципы менеджмента»:
• Фредерик Тейлор

50. В структуру понятия человеческий фактор включают:
• Человека, как произвольную силу и человека, как личность
 

51. Хоторнские эксперименты проводил:
• Мэйо

52. Кто из данных представителей был родоначальником «школы человеческих отношений»?
• Элтон Мэйо

53. Практика управления возникла:
• вместе с объединением людей в организованные группы, например, племена

54. Восстановите иерархию потребностей Маслоу (от первичных потребностей к высшим):
• 1) витальные потребности
• 2) экзистенциальные потребности
• 3) социальные потребности
• 4) престижные потребности
• 5) духовные потребности

55. Отметьте определение организации, наиболее полно отражающее суть этого понятия:
• организация — это группа людей, образовавших юридическое лицо для совместной деятельности по достижению общих целей
 

56. Для каких организационных структур характерна продуктовая, потребительская и региональная департаментализация:
• для дивизионных

57. Классификация менеджмента по виду привлекаемых ресурсов …
• информационный
• материально-технический
• менеджмент персонала
• финансовый

58. Требования к формулируемым целям:
• достижимость
• измеримость

59. Принципы менеджмента – это:
• Основополагающие правила, обязательные для исполнения

60. Кто стоял у истоков школы научного управления?
• Фредерик Тейлор

61. Какие связи существуют между звеньями в организационной структуре управления?
• Вертикальные
• Горизонтальные
• Линейные
• Функциональные

62. Роль менеджера, которая предполагает исполнение таких функций, как набор, обучение, мотивация подчиненных:
• лидер

63. Ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение определенных задач — …
• полномочия

64. Представители поведенческого подхода к лидерству считают, что эффективность руководителя зависит от …
• его манеры поведения

65. Что можно отнести к инструментам экономических методов менеджмента?
• Директивные показатели
• Планы
• Экономические рычаги воздействия
 

66. Что представляет собой цель?
• Желаемое состояние организации
• Желаемый результат деятельности организации
• Желаемый результат деятельности работника организации
• Количественный или качественный показатель деятельности

67. Что характеризуют линейные вертикальные связи организационной структуры?
• Подчиненность и ответственность по всем вопросам

68. Неформальные группы возникают …
• спонтанно

69. В рамках «школы человеческих отношений» работал:
• Мэйо

70. Какие функции менеджмента отражают процесс разделения управленческого труда?
• Специфические
 

71. Какие психологические методы может использовать руководитель для управления группой, отделом?
• Методы наказания
• Методы поощрения
• Методы профессионального отбора и обучения
• Методы формирования психологического климата в коллективе

72. Когда менеджер разрешает конфликты и урегулирует споры, он выполняет роль:
• пожарного

73. Мостом Файоля называется:
• горизонтальный канал коммуникации

74. Впервые вопросы научного подбора и расстановки кадров были подняты:
• Лилиан Гилберт

75. Что такое организационное управление?
• Управление людьми
 

76. Значение каких навыков менеджера возрастает по мере его продвижения в иерархии организации:
• Концептуальных

77. Какие специфические функции выполняют линейные звенья структуры?
• Общее руководство

78. Совокупность приемов методов и средств осуществления управления — это:
• Менеджмент

79. Что является, продуктом труда менеджера?
• Выполненная функция
• Решенная задача
• Управленческое решение

80. По Г. Минцбергу роли менеджера бывают:
• Информационные
• Межличностные
• Связанные с принятием решений
 

81. Какие специфические функции выполняют линейные руководители?
• Общее руководство

82. В каком виде могут быть представлены цели организации?
• «Деревом целей»
• Качественными показателями
• Количественными показателями
• Словесной формулировкой

83. Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют установить цели организации и обеспечить их выполнение?
• Контроль
• Мотивация
• Организация
• Планирование

84. Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют выявить отклонения, возникающие в процессе функционирования организации?
• Контроль

85. Что можно отнести к инструментам организационно-распорядительных методов менеджмента?
• ГОСТы
• Должностные инструкции
• Нормы и нормативы
• Приказы и распоряжения
• Регламенты
 

86. В каком виде может быть реализовано в процессе управления управляющее воздействие?
• План, задание
• Приказ, распоряжение, указание

87. Когда менеджер осуществляет психологическое консультирование подчиненных, он реализует роль:
• лидера

88. Распоряжение руководителя «Решите проблему, доложите мне, что Вы намерены предпринять. Если я не возражаю, выполните намеченное» — соответствует варианту делегирования ответственности …
• Начальник относится с уважением к способностям и мнению подчиненного, однако хочет убедиться в правильности решения

89. Дифференцированную систему труда разработал:
• Тейлор

90. Сущность унитарного предприятия …
• находится в оперативном управлении и считается неделимым
 

91. Что характеризует организационную структуру управления?
• Звенья управления
• Тип руководства
• Уровни управления

92. Время, в течение которого оборудование используется на производстве — …
• номинальное

93. Наиболее точное определение фирмы, предприятия — «предприятие — организационно-хозяйственная единица, … «.
• осуществляющая предпринимательскую деятельность, преследующая коммерческие цели и пользующаяся правами юридического лица

94. Что представляет собой делегирование полномочий?
• Передачу полномочий

95. Просмотр периодической печати и отчетов соответствует роли менеджера:
• наблюдатель

96. Хорошие условия работы:
• стабилизируют персонал

97. Для чего предназначена организационная структура управления?
• Для обеспечения единства действия всех элементов организации

98. Какие функции обеспечивают координацию действий подчиненных руководителю лиц и подразделений?
• Общее руководство
• Организация

99. Обеспечение внутрифирменных коммуникаций и связей фирмы с внешней средой — это:
• задача менеджмента

100. Что влияет на процесс принятия решений в организации?
• Состояние внешней среды
• Состояние внутренней среды
 

101. В модели руководства Херси и Бланшара предполагается зрелость …
• персонала

102. К методам управления относятся методы:
• организационные и распорядительные
• социально-психологические
• экономические

103. Основная причина образования неформальных групп в организации …
• общение

104. Что представляет собой норма управляемости?
• Организационный норматив

105. Какой подход к управлению, наиболее эффективен для предприятий малого и среднего бизнеса?
• ситуационный
 

106. Процесс стратегического планирования состоит из этапов …
• выявление приоритетных проблем, определение целей, задач, стратегий роста

107. В рамках «школы поведенческих наук» работал:
• МакГрегор

108. За реализацию определенной рабочей задачи, требующей участия выполняющих различные функции сотрудников, отвечают:
• менеджеры проекта

109. В рамках «школы научного управления» работал:
• Гантт

110. Лидерство — это процесс …
• управления
 

111. Предварительным контролем финансовых ресурсов организации является:
• бюджет

112. Управленческая способность является экономическим ресурсом:
• да

113. Роль менеджера, связанная с проведением церемониальных и символьных мероприятий, называется:
• Глава

114. Социотехнические системы — это:
• люди, участвующие в процессе производства

115. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента?
• Фредерика Тейлора
 

116. Кадровая политика бывает …
• закрытой
• открытой
• смешанной

117. Что является результатом деятельности субъекта управления?
• План, приказ, задание
• Управленческое решение

118. Какие из ниже перечисленных функций относятся к специфическим функциям управления?
• Общее руководство
• Оперативное управление
• Организация труда

119. Основные характеристики управления в американских компаниях:
• индивидуальное принятие решения
• непродолжительная работа сотрудника в одной фирме

120. Теорию эффективного управления одной организацией создал:
• Файоль

121. Какие психологические факторы влияют на работника организации?
• Внешние
• Внутренние
• Непроизводственные
• Производственные

122. Управление по целям разработал:
• Друкер

123. Скалярная цепь — это:
• принцип менеджмента

124. Поиском новых идей занимается:
• предприниматель

125. Структура, спроектированная методом аналогий, будет иметь наибольшее применение если, она …
• укрупненная

126. Какие специфические функции выполняют функциональные звенья структуры?
• Бухгалтерский учет
• Оперативное управление
• Организацию труда и заработной платы
• Технико-экономическое планирование и прогнозирование

127. Для каких организационных структур характерен полицентрический тип руководства:
• для матричных

128. Какое государство является родиной менеджмента?
• США

129. В системе управления организацией — субъект управления — это:
• Управляющая подсистема

130. Составляющие материальных ресурсов:
• земля
• оргтехника

131. Моноцентрический постоянный тип руководства характерен для:
• бюрократических организационных структур

132. Индивидуальный стиль менеджера определяется …
• выбором методов управления
• степенью свободы при принятии решений для подчиненных

133. В какой из школ менеджмента были впервые выделены управленческие функции?
• Школа научного управления

134. Какой функцией менеджмента является делегирование полномочий?
• Социально-психологической

135. Предметом труда менеджера является …
• информация
 

136. Дифференциаторами личности являются:
• престижные и духовные потребности

137. Систему оплаты труда с элементами сдельной и повременной форм оплаты труда:
• Гантт

138. Относительно независимо друг от друга функционируют потребности:
• низшего уровня

139. Что поступает в организацию из внешней среды?
• Директивные указания
• Информация
• Ресурсы

140. В рамках административной школы управления работал:
• Файоль
 

141. Степень приближения организации к поставленной цели – это:
• Эффективность

142. Основоположником классической школы управления является:
• Фредерик Тейлор

143. Особый вид деятельности, который позволяет объединить усилия работников организации по достижению общей цели — это:
• Менеджмент

144. Составляющие информационной роли менеджеров …
• просмотр периодической печати
• телефонные звонки и рассылка напоминаний

145. Понятие «человеческий фактор» в научный оборот ввел:
• Тейлор
 

146. Процесс целенаправленного воздействия на объект — это:
• Управление

147. Какие звенья выделяют в организационной структуре управления?
• Линейные
• Функциональные

148. Как могут быть связаны между собой линейные звенья в организационной структуре управления?
• Вертикальными связями
• Горизонтальными связями
• Линейными связями
• Связями координации и кооперации
• Связями подчиненности и ответственности

149. Что отражено в «управленческой решетке Блейка-Моутона»?
• Стиль руководства

150. На какие изменения реагирует менеджмент, как система гибкого управления?
• Во внешней и внутреней среде

Основы
менеджмента. Тест МЭСИ с ответами

№п.п

Вопрос

  Ответ

1.       

В
рамках административной школы
управления работал

  Маслоу

  Тейлор

  Файоль

  Мэйо

2.       

В
рамках школы научного управления
работал

  Файоль

  Друкер

  Мюнстерберг

  Гантт

3.       

В
рамках школы поведенческих наук
работал

  Мюнстерберг

  МакГрегор

  Файоль

  Эмерсон

4.       

В
рамках школы человеческих отношений
работал

  Файоль

  Мэйо

  Гирцберг

  Гилберт

5.       

В
структуру понятия человеческий фактор
включают

  Кадры
управления

  Кадровую
работу

  Человека,
как произвольную силу и человека, как
личность

  Персонализацию и
персонификацию управления

6.       

Восстановите
иерархию потребностейМаслоу (от
первичных потребностей квысшим)

А.
престижные потребности

Б.социальные
потребности

В.экзистенциальные
потребности

Г.духовные
потребности

Д.витальные
потребности

     Д-В-Б-А-Г

     Д-Б-В-А-Г

     Д-Г-Б-А-В

7.       

Восстановите
порядок возникновения школ управления

А.
Школа человеческих отношений

Б.
школа научного управления

В.
Эмпирическая школа

Г.
Школа поведенческих отношений

Д.
Классическая школа управления

  Б-А-Д-Г-В

  Б-Д-А-Г-В

8.       

Впервые
вопросы научного подбора и расстановки
кадров были подняты:

  Мэри Паркер Фоллет

  Нэнси
Адлер

  Розмари Кантер

  Лилиан Гилбретт

9.       

Дифференциаторами
личности являются:

  социальные
и престижные потребности

  престижные
и духовные потребности

  социальные
и духовные потребности

  витальные
и духовные потребности

10.   

Дифференцированную
систему труда разработал:

  Паркер Фоллет

  Мюнстерберг

  Мэйо

  Тейлор

11.   

Для
каких организационных
структурхарактерна продуктовая,
потребительская и региональнаядепартаментализация?

  Для
дивизионных

  Для
функциональных

  Для
линейно-штабных

  Для
матричных

12.   

За
реализацию определенной рабочей
задачи, требующей участия выполняющих
различные функции сотрудников,
отвечают:

  менеджеры
низшего звена

  менеджеры
среднего звена

  менеджеры
проекта

13.   

Значение каких
навыков менеджера возрастает по мере
его продвижения в иерархии организации?

  Человеческих

  Технических

  Всех
вышеперечисленных

  Концептуальных

14.   

К
общим характеристикам организации
относятся:

 диагональное
разделение труда

 ресурсы

 зависимость
от внешней среды

 горизонтальное
разделение труда

15.   

Кинокамеру
для исследований движений рабочего
применил:

  Гилбретт

  Гастев

16.   

Когда
менеджер осуществляет психологическое
консультирование подчиненных, он
реализует роль:

  проводника

  участника
переговоров

  пожарного

  лидера

17.   

Когда
менеджер разрешает конфликты и
урегулирует споры, он выполняет роль:

  проводника

  участника
переговоров

  пожарного

  лидера

18.   

Когнитивные
способности человека воспринимать
организацию как единое целое и в то
же время четко выделять взаимосвязь
ее частей это:

  технические
навыки

  человеческие
навыки

  концептуальные
навыки

19.   

Менеджмент
как профессию определила школа:

  научного
управления

  эмпирическая

  административная

  поведенческих
наук

20.   

Может
ли быть целью организации удовлетворение
духовных потребностей?

  нет

  да

21.   

Моноцентрический
постоянный тип руководства характерен для:

  бюрократических
организационных

  структур
органических организационных

  структур
«новых» организационных

  структур
адаптивных организационных структур

22.   

Мостом Файоля   называется:

  горизонтальный
канал коммуникации

  диагональный
канал коммуникации

  нисходящий
канал коммуникации

  вертикальный
канал коммуникации

23.   

Обеспечение
внутрифирменных коммуникаций и связей
фирмы с внешней средой — это

  цель
менеджмента

  принцип
менеджмента

  задача
менеджмента

  метод
менеджмента

24.   

Организацией
признается социальное образование,
состоящее из:

  Десяти
человек и более

  Двух
человек и более

  Ста
человек и более

  Трех
человек и более

25.   

Относительно
независимо друг от друга функционируют
потребности:

  высшего
уровня

  низшего
уровня

26.   

Оценка
количества ресурсов, потребовавшихся
для достижения целей организации, —
это:

  Продуктивность

  Производительность

  Рентабельность

  эффективность

27.   

Поиском
новых идей занимается:

  предприниматель

  наблюдатель

  оратор

  связующее
звено

28.   

Полицентрический
тип руководства характерен для:

  линейно-штабных

  матричных

  дивизиональных

  функциональных

29.   

Понятие
«человеческий фактор» в научный оборот
ввел:

  Маршалл

  Тейлор

30.   

Принципы
менеджмента – это

  Способы
действий менеджера в различных
управленческих ситуациях

  Основополагающие
правила, обязательные для исполнения

  Система
ценностей менеджмента

  Варианты
поведения менеджера в организации

31.   

Просмотр
периодической печати и отчетов
соответствует роли менеджера:

  Оратор

  предприниматель

  наблюдатель

  связующее
звено

32.   

Пятиуровневую
иерархию человеческих потребностей
разработал:

  Герцберг

  МакГрегор

  МакКлеланд

  Маслоу

33.   

Развитие
и использование творческих способностей
в интересах организации предполагает:

  теория
«У»

  теория
«X»

34.   

Рестрикционизм как
«работу с прохладцей» определил:

  Витке

   Гастев

  Гилбретт

  Тейлор

35.   

Роли
менеджера бывают:

  Межличностные

  Связанные с
принятием решений

  все
вышеперечисленные

  информационные

36.   

Роль
менеджера, которая предполагает
исполнение таких функций, как набор,
обучение, мотивация подчиненных:

  распределитель
ресурсов

  «связующее
звено»

  лидер

  «ведущий
переговоры»

37.   

Роль
менеджера, связанная с проведением
церемониальных и символьных мероприятий,
называется:

  Проводник

  Оратор

  Глава

  Связующее
звено

38.   

Систему
оплаты труда с элементами сдельной и
повременной форм оплаты труда

  Гилберт

  Тейлор

  Фаойль

  Гантт

39.   

Скалярная
цепь — это:

  метод
менеджмента

  функция
менеджмента

  закон
менеджмента

  принцип
менеджмента

40.   

Специальные
знания и  умения, необходимые
для выполнения рабочих задач – это:

  Технические
навыки

  Человеческие
навыки

  Концептуальные
навыки

41.   

Способы
воздействия субъекта на объект для
достижения поставленных целей — это

  методы
менеджмента

  принципы
менеджмента

  законы
менеджмента

  функции
менеджмента

42.   

Степень
приближения организации к поставленной
цели – это:

  Продуктивность

  Рентабельность

  Эффективность

  Производительность

43.   

Сущностью
американского менеджмента является:

  управление
вещами

  корпоративное
предпринимательство с ориентацией
на прибыль

  системный
подход к управлению

  управление
людьми

44.   

Сущностью
японского менеджмента является

  управление
вещами

  комплексный
подход к управлению

  управление
идеями

  управление
людьми

45.   

Теорию
эффективного управления одной
организацией создал:

  Тейлор

  Файоль

  Гастев

   Мюнстерберг

46.   

Управление
по целям разработал:

  МакКлелланд

  Друкер

47.   

Управленческая
способность является экономическим
ресурсом

  Это
риторический вопрос

  Нет

  Да

48.   

Установите
соответствия: А. Факторы условий работы
Б. Факторы содержания работы

1)     Признание

2)     Отношения
с руководителем

3)     Заработок

4)     Ответственность

5)     Гарантия
занятости

  А-
2, 3, 5 Б — 1, 4

  А-
1, 3, 5 Б — 2, 4

49.   

Хорошие
условия работы:

  стабилизируют
персонал

  стимулируют
высокую производительность

  гарантируют
творческий и профессиональный рост
работников

  вызывают
ощущение удовлетворенности работой

50.   

Хоторнские эксперименты
проводил:

  Мэйо

  Гилбретт

  Мюнстерберг

  МакКлелланд

Онлайн-тестыТестыМенеджмент и маркетингОсновы менеджментавопросы106-120


106. Дифференциация человеческих потребностей на три группы: потребности существования, связи или отношения и роста — является отличительной чертой теории мотивации
Альдерфера

107. Дифференциация человеческих потребностей на три основных вида: потребность во власти, в успехе и в принадлежности (причастности) — является отличительной чертой теории мотивации
МакКлелланда

108. Дифференцированную систему труда разработал:
Тейлор

109. Для каких организационных структур характерен полицентрический тип руководства:
для матричных

110. Для каких организационных структур характерна продуктовая, потребительская и региональная департаментализация:
для дивизионных

111. Для оценки конкурентоспособности потенциала предприятия в зарубежном бизнесе используют следующие методы
индикаторный и матричный

112. Для чего предназначена организационная структура управления?
Для обеспечения единства действия всех элементов организации

113. За реализацию определенной рабочей задачи, требующей участия выполняющих различные функции сотрудников, отвечают:
менеджеры проекта

114. Задания по менеджменту и задания по специальности имеют менеджеры
всех трех уровней управления

115. Закон, согласно которому сложная система требует сложного управляющего механизма, известен как:
закон необходимого разнообразия

116. Законченное действие или ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи, называется:
операцией

117. Замкнутая группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющая себя другим социальным общностям на основе своих интересов, называется:
корпоративной

118. Запрограммированные и незапрограммированные решения являются разновидностями решения
организационного

119. Застой в производстве, торговле, экономике называется:
стагнацией

120. Затраты разного рода, как правило, составляющие цены, — это:
издержки


Первоначальной основой научного подхода к менеджменту были классические принципы управления, разработанные в начале 20-х годов прошлого века. Новые принципы, сформированные в конце 1990-х годов и ориентированные на максимально возможное использование человеческих знаний и потенциала, ни в коем случае не отменяют самые важные принципиальные положения классической школы. Но в современных условиях их использование отвечает требованиям века знаний и информации. Это надо учитывать при проектировании или реорганизации любой структуры управления.

Проиллюстрируем эти изменения на примере таких принципов управления, как:

  1. разделение труда,
  2. единство командования,
  3. ответственность
  4. полномочия.

Новое понимание принципа разделения труда состоит в широком признании необходимости учета границ его экономической целесообразности, за которым специализация трудовых функций приводит к снижению производительности. За пределами экономической границы следует не разделять, а, наоборот, расширять функции и разнообразить состав выполняемых работниками операций. Многолетний опыт показывает, что это повышает мотивацию и удовлетворенность работников, в результате чего происходит рост производительности.

Принцип единства командования или единоначалия, провозглашающий правило, по которому каждый работающий в организации должен иметь одного непосредственного руководителя, также не рассматривается в современных условиях как безальтернативное решение. Существуют ситуации, когда строгая приверженность этому принципу препятствует гибкому решению срочных проблем и приводит к ухудшению показателей организации.

Принцип полномочий и ответственности рассматривался теоретиками классического менеджмента как главный постулат построения системы отношений в организации. Напомним, что полномочия означают формальное право человека, занимающего определенную управленческую должность, распоряжаться ресурсами и требовать подчинения остальных менеджеров; ответственность же — это обязанность выполнять то, что требуется. Следование этому принципу было чрезвычайно важно в первой половине ХХ века, когда организации были меньше по размерам, управлять ими было проще, менеджеры практически не зависели от технических специалистов, и их влияние на дела организации предопределялось положением в иерархии управления.

В новых же условиях полномочия рассматриваются значительно шире, что связано с распространением групповой работы (в командах, бригадах) и других форм широкого участия в принятии и реализации решений менеджеров разных уровней. Все они снижают роль формальных полномочий, связанных с должностью. Менеджеры все больше видят свою роль не в отдаче распоряжений, а в предоставлении подчиненным большей свободы и самостоятельности. Право влиять все больше связывается с личностными характеристиками, а не с формально предоставленными полномочиями.

В последнее время в управленческих кругах активно обсуждается и пропагандируется концепция «делегирования полномочий» сверху вниз. Ее сторонники считают, что если сделать служащих частичными собственниками их рабочих мест, то они будут лучше работать и более полно участвовать в жизни организации. Идеи личной ответственности и делегирования полномочий не новы.

Так, еще 1960-е годы в печати широко обсуждались принципы самоуправления как средства повышения производительности труда и удовлетворенности служащих компании. Сейчас интерес к делегированию полномочий отражает потребности не работающих, а компаний, которые рассматривают децентрализацию процессов принятия решений как ключ к успеху в жесткой конкурентной среде.

Многие вопросы делегирования полномочий остаются не ясными (например, какие права принятия решений надо делегировать и на какой уровень, как это отразится на работе организации в целом, не произойдет ли в результате потери управляемости и т. д.). Ответ может дать изучение положительных и отрицательных последствий делегирования полномочий. Обычно в числе преимуществ делегирования отмечают:

  • лучшее обслуживание клиентов;
  • гибкость, то есть более высокую приспособляемость к изменениям и использование возможностей;
  • скорость и точность разрешения проблем;
  • формирование важных межфункциональных связей, носящих чаще всего горизонтальный характер;
  • лучшее отношение к работе;
  • увеличение привлекательности работы, не связанной с карьерой, прежде всего за счет расширения самостоятельности.

Недостатки делегирования полномочий связывают с большим потенциалом хаоса в организации из-за различий в степени расширения полномочий; отсутствием ясности в том, кто и за что несет ответственность; разрушением иерархического контроля над ситуацией и ослаблением способности менеджеров добиваться выполнения своих решений; деморализацией вследствие того, что не все служащие стремятся к росту ответственности, а их как бы заставляют принимать на себя новые полномочия.

Принципы формирования структур управления

Все сказанное выше позволяет перейти к рассмотрению нового типа структуры управления организацией, который базируется на новом понимании классических принципов управления.

Структуры управления во многих организациях сложились больше исторически, чем в результате целенаправленных усилий по их формированию и улучшению. Несмотря на это, можно выделить два типовых подхода, получивших наибольшее распространение на практике. Первый (классический) — это формирование структуры управления исходя из внутреннего строения организаций, разделения работ и рационализации управления. Второй (инновационный) исходит из необходимости постоянного приспособления структуры управления к условиям внешней среды. Первый принцип подробно излагается в каждом учебнике менеджмента: при нем главное внимание уделяется разделению работ на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. На этой основе в течение многих десятилетий организации создавали так называемые формальные структуры управления, которые известны как иерархические и бюрократические.

Второй подход к построению организационных структур управления возник во второй половине ХХ века и характеризуется тем, что основное внимание уделяет связям организации с внешней средой и ее изменениям. Происходящий во всем мире переход к информационному обществу предъявляет новые требования ко всей системе отношений между организациями и соответствующему построению процессов и структур управления. В большинстве случаев предпочтение отдается более гибким формам построения отношений людей в организациях, что означает отказ от излишней формализации и бюрократизации процессов, сокращение числа иерархических уровней при одновременном повышении горизонтальной интеграции между персоналом. Этот тип структуры получил название органического, и его главной характеристикой является групповая и индивидуальная ответственность каждого работника за общий результат.

При таком подходе отпадает необходимость в глубоком разделении труда по видам работ, а между участниками процесса управления возникают отношения, которые диктуются не структурой, а характером решаемой проблемы. Поэтому при построении структур управления органического типа учитываются следующие принципиальные положения:

  • ориентация на проблемы и возможности;
  • снижение до минимума иерархии;
  • полицентризм и смена лидеров в зависимости от решаемых проблем;
  • временное закрепление функций за группами;
  • высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом;
  • ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность, самодисциплину, развитие и самоорганизацию персонала.

Обеспечивая широту идей и подходов к решению проблем, новые принципы требуют пересмотра многих традиционных положений в области организации труда, его оплаты и оценки. В результате создания групповых форм в компаниях сокращается аппарат управления в высшем и среднем звеньях, растут квалификация, заинтересованность в развитии внутрифирменных рыночно-экономических отношений и инициатива, повышается ответственность работников. В конечном итоге это приводит к росту их потенциала и отдачи, позволяет менеджерам работать как единой команде и более активно участвовать в процессе принятия решений.

Важнейшим фактором оценки любой организационной структуры управления является ее восприятие людьми, которым предстоит работать в новых условиях. Оно зависит в первую очередь от возможностей, которые создаются для наиболее полного раскрытия потенциала людей. С этих позиций органическая структура выгодно отличается от бюрократической, что иллюстрируется табл. 1, в которой приведены сравнительные характеристики обоих типов структур управления по наиболее значимым параметрам.

Таблица 1. Сравнительная характеристика структур управления иерархического и органического типов

Параметр сравнения Иерархический тип Органический тип
Концепция построения Четко определенная иерархия Минимизация иерархии
Тип руководства Моноцентрический, постоянный Полицентрический, смена лидеров
Формализация отношений Четко определенные обязанности и права Изменяющаяся система норм
Организация труда Жесткое разделение функций Временное закрепление функций за группами
Источник эффективности Рационально спроектированная структура Развитие персонала, самоорганизации и инициативы работников

Обобщая, можно отметить главные характерные черты структур органического типа: меньшая сложность и низкий уровень формализации, тесное сотрудничество и децентрализация принятия решений, развитая сеть неформальных коммуникаций.

В органических структурах управления реализуется стремление уйти от пирамидальной конструкции, которая так долго была их непременной частью. Теоретически это связано со следующими причинами:

  • быстрые и неожиданные изменения, к которым пирамидальная конструкция плохо приспособлена, так как ее основу составляют цепи команд, правила, стандарты, жесткая система подчинения;
  • растущее разнообразие, характерное для деятельности сегодняшних организаций, не может быть обеспечено узкоспециализированными службами иерархической структуры;
  • изменение управленческого поведения, отражающее стремление менеджеров уйти от командного стиля и больше полагаться в своей работе на сотрудничество и общие гуманитарно-демократические ценности;
  • использование компьютерной технологии, требующей от всех работников повышенной гибкости.

Последний фактор имеет особенно большое значение, так как под его воздействием меняются сами подходы к управлению. Менеджмент все в большей мере должен походить на управление симфоническим оркестром, где каждый исполнитель — это профессионал, который знает что, когда и как выполнять свою часть общей работы. Дирижер оркестра — руководитель организации — может в этих условиях значительно расширить масштабы контроля (управляемости), а потребность в инструкциях и правилах резко сокращается, так как каждый участник оркестра имеет свою партитуру (стандарты исполнения), понимание которой получено в процессе профессионального обучения. Задача руководителя — обеспечить целостность общих усилий, которые должны соответствовать плану.

Oлег Ивaнoвич Вoлкoв, доктор экономических наук, профессор Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. Элитариум

Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Универсальный вертикально сверлильный станок модель 2н118 руководство 1971
  • Кухонный процессор элекма туз 2006 90 инструкция по применению
  • Организация руководства беларусь
  • Акфикс 705 инструкция по эксплуатации на русском
  • Цифокс цена инструкция по применению отзывы от клопов