Политическая сфера общества руководство обществом

Элементами
политической системы общества являются:

  • государство и государственные органы;

  • политические партии;

  • общественные организации;

  • профсоюзы;

  • иные институты.

Все
элементы политической системы имеют
свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Главным
элементом политической системы общества
является государство — система органов,
осуществляющих государственную власть.

Основными
функциями государства являются:

  • представительная (представлять интересы
    различных поли­тических, социальных
    групп);

  • регулятивная — поддерживать порядок
    в обществе, управлять общественными
    процессами);

  • охранительная — охранять граждан как
    от внешней, так и от внутренней угрозы;

  • внешнеполитическая;

  • интеграционная.

Основной
вопрос политической жизни — вопрос о
власти.

6. Основными элементами духовной жизни общества являются:

  • духовная деятельность;

  • духовные ценности;

  • духовные потребности людей;

  • духовное потребление;

  • индивидуальное сознание;

  • общественное сознание.

Духовная
деятельность — деятельность сознания,
в процессе которой возникают мысли и
чувства, образы и представления о
человеке, материальном и духовном мире.

В
результате духовной деятельности
возникают духовные ценности, например,
моральные, религиозные устои, научные
теории, художественные произведения.

В
ходе духовной деятельности духовные
ценности распространяются и потребляются
(воспринимаются, усваиваются, людьми)
в соответствии с их духовными потребностями.

Общение
между людьми, взаимообмен духовными
ценностями называется духовными
отношениями.

Индивидуальное
сознание человека — восприятие им
отдельных сторон бытия.

Общественное
сознание — возникающая из общественной
практики людей, их производственной,
семейно-бытовой и иной деятельности
совокупность чувств, настроений, идей,
теорий, художественных и религиозных
образов, различных взглядов, отражающих
все разнообразие бытия.

Элементами
общественного сознания являются:

  • обыденное и теоретическое сознание;

  • общественная идеология и психология;

  • формы общественного сознания.

Обыденное
сознание — непосредственное восприятие
обществом и его членами окружающей
действительности.

Теоретическое
сознание — высшее обобщенное восприятие
бытия.

Общественная
психология — чувства, интересы,
стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции,
потребности и интересы людей и общества
в целом.

Общественная
идеология — система взглядов, установок,
принятых в обществе, отражающая интересы
социальных слоев, общественно-политический
строй.

Формами
общественного сознания являются:

  • политическое;

  • правовое;

  • моральное;

  • научное;

  • религиозное.

4.
Деятельностная определенность
социального. Деятельность как способ
существования общественного человека.

Де́ятельность
— процесс (процессы) активного
взаимодействия субъекта с объектом, во
время которого субъект удовлетворяет
какие-либо свои потребности, достигает
цели. Деятельностью можно назвать любую
активность человека, которой он сам
придает некоторый смысл. Деятельность
характеризует сознательную сторону
личности человека (в отличие от поведения).

Деятельность
можно разделить на этапы. Можно выделить
в качестве этапов:

  • процесс вовлечения в деятельность,

  • процесс целеполагания

  • процесс проектирования действий,

  • процесс осуществления действий,

  • процесс анализа результатов действий
    и сравнение их с поставленными целями.

Число
и содержание этапов, которые разные
исследователи выделяют в деятельности,
определяется исключительно задачами
и целями исследователя. Модели деятельности
в этом случае строятся из соображений
удобства, полезности и достаточности.

Первым
в советской психологии автором и
разработчиком разноуровневой концепции
организации поведения, Психологии
деятельности, психологии личности и
психологической теории развития субъекта
в деятельности и в общении, которая
развивалась позднее С. Л. Рубинштейном,
В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым, был М.
Я. Басов.

Участники
Московского логического кружка и
Московского методологического кружка
(Г. П. Щедровицкий и другие) разработали
системомыследеятельностную методологию
(СМД-методологию) — категориальный
аппарат для исследований, организации
и управления системами мышления и
деятельности.

Соседние файлы в папке Гос Экзамен

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Политическая сфера общества — это деятельность индивидов и социальных групп в связи с их отношением к государственной власти, политическим организациям и политическому режиму.

Общество нуждается в
управлении, управление требует власти.

Власть — это способность социальных общностей или личностей навязывать свою волю другим, влиять на других людей и контролировать их действия.

Обрати внимание!

В первобытном обществе власть опиралась на авторитет, традицию. В современном мире основой власти является закон.

При разделении общества на классы, с возникновением социальных
общностей с противоположными интересами власть становится политической — она, помимо авторитета, убеждения, опирается на принуждение, насилие.

Политика — во-первых, это борьба за власть, её захват, удержание и использование в определённых целях; во-вторых, это искусство управления обществом и государством.

С возникновением политики возникает политическая система (организация) общества.

Политическая система общества — это совокупность государственных и политических учреждений, политических отношений, политических и правовых норм.

Основным элементом политической системы общества является государство.

Государство — это организация верховной власти над обществом.

Государство имеет определённые признаки, например:

  • особая система органов и учреждений, которым принадлежит власть;
  • наличие определённой территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства;
  • наличие права, закрепляющего систему норм, санкционированных этим государством (законодательство);
  • взимание налогов и сборов.

Государство выполняет целый ряд функций, важнейшими из них являются следующие:

  • регулирование экономических и социальных отношений;
  • правовое регулирование;
  • охрана общественного порядка;
  • оборона страны;
  • защита интересов страны на международной арене.

Обрати внимание!

Таким образом, основная цель политической сферы — узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой. Также важной функцией политической власти является регулирование общественного производства, когда все его участники подчиняются представителю власти. При этом осуществляется контроль над взаимоотношениями между людьми в обществе. В демократическом гражданском обществе власть обеспечивает и охраняет в первую очередь права и свободы личности. На практике власть достигается часто с использованием силы. Такая власть служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых, население. Политическая сфера — это необходимое условие для принятия и осуществления законов, для поддержания мира и спокойствия в обществе.

План урока:

Политическая сфера жизни общества

Определение государственной власти

Разделение властей

Функции ветвей власти

Право государства на аппарат принуждения

Способы влияния граждан на государственную власть

1

Власть проявляется во всех сферах общественной жизни: экономической, духовной, социальной и политической. Власть, которая утверждается в политической сфере общества, называют государственнойДля того, чтобы разобраться, что такое государственная власть, и как она влияет на людей, нужно узнать что представляет собой политическая сфера.

Политическая сфера жизни общества

Слово «политика» пришло в современный мир из античности. Древние греки термином «полис» называли города-государства с самоуправлением. А всю деятельность власти, любое ее участие в жизни полиса они называли политикой. Древние греки и римляне считали, что политике нужно обучаться как искусству. Они были убеждены, чтобы управлять государством — нужны ораторские способности (умение красиво говорить), талант к военному делу, мудрость для свершения справедливого суда.

Сегодня политическая сфера общества — это одна из важных сфер человеческой жизни, в которой происходит распределение власти и ее использование для управления обществом. Главную роль, основные решения в этой сфере принимают политические лидеры. Народ тоже может оказывать влияние на политику, но оно чаще всего незначительное.

2

В политическую сферу жизни общества входят:

  1. Государство;
  2. Президент, высшие органы государственной власти;
  3. Политические организации;
  4. Политические партии;
  5. Политические отношения (отношения связанные с борьбой за власть и ее осуществлением);
  6. Политические идеи.

Функции политической сферы общества:

  • Защита государственной власти;
  • Распределение благ (полезных вещей, ценностей, денег) между всеми членами общества;
  • Защита государства от внешних угроз, установление дружественных отношений с другими государствами;
  • Защита народа, проживающего в государстве, его главных ценностей;
  • Согласование интересов многообразных групп людей, совместно проживающих на территории государства;
  • Контроль над исполнением законов, наказание за их нарушение;
  • Объединение людей, проживающих в данном обществе, для достижения государственных целей.

Если сравнивать политическую сферу жизни общества в прошлом и сегодня, то они значительно отличаются. В прошлом борьба за власть в основном происходила путем физического устранения конкурента, представителя высших органов власти.Так, например, были совершены покушения на российских царей: Александра II, Александра III, Николая II. Истории известны покушения и на зарубежных политических лидеров, глав государств.

Это было связано с тем, что в большинстве стран глава государства не избирался, а занимал свой пожизненный пост по праву рождения (короли, императоры, цари). Правителю не обязательно было завоевывать доверие и любовь народа, власть уже находилась в его руках, он использовал ее по собственному усмотрению, не ожидая одобрения населения.

3

Но сегодня не обязательно физически устранять своего политического противника, достаточно завоевать любовь народа и обрести его поддержку на выборах.

Определение государственной власти

Итак, как уже стало понятно, государственная власть является ядром политической сферы общества. Она возникла с появлением первых государств и полностью сформировалась в процессе развития человечества. Государственная власть отличается от других видов власти тем, что она основана на законах, принятых данным государством.

Выясним на примерах, что можно считать проявлением государственной власти.

  1. Отец запретил сыну играть в компьютерные игры, из-за того что сын получил двойку в школе;
  2. Тренер наказал игрока баскетбольной команды, отстранив его на день от тренировок, за нарушение правил игры;
  3. Полиция задержала угонщика автомобиля;
  4. Староста класса Саша Иванов убедил своих одноклассников прогулять контрольную по физике;
  5. Член итальянской мафии отказался давать показания в суде против мафиозного клана, так как знал, что он его накажет за нарушение закона (члены мафиозного семейства клянутся не давать показаний в суде друг против друга).

О государственной власти можно говорить лишь в 3 примере, так как полиция применяла свою силу, основываясь на законах государства.

Другие основные отличия государственной от остальных видов власти:

  1. Распространяется только на территории данного государства;
  2. Основывается на принятых в государстве законах;
  3. Общеобязательна для всего населения, вне зависимости от желания или нежелания отдельных жителей государства подчиняться приказам, распоряжениям;
  4. Имеет собственный аппарат принуждения (суд, полицию, армию);
  5. Разделяется на три главных направления (ветви): законодательную, исполнительную и судебную власть

Определение! Государственная власть – это учреждения, организации, государственные органы, люди, управляющие жизнью общества, власть которых осуществляется на основе закона. Эти законы закреплены в специальных документах — Конституции, кодексах.

Разделение ветвей власти

Государственная власть состоит из огромного количества людей, организаций, занимающихся управлением общества. Со временем, люди пришли к выводу, что это управление будет легче осуществлять, если разделить власть на три основные направления:

15

В прошлом, три ветви власти находились в руках одного лица (короля, царя, вождя), сегодня благодаря такому разделению невозможен захват одним человеком всей власти в государстве.

4

Это интересно! Известный французский философ Шарль Монтескье еще в 18 веке заявил о необходимости разделения властей. Он утверждал, что если в руках одного человека окажется вся власть в государстве, он неизбежно станет тираном, деспотом, и его невозможно уже будет остановить. Поэтому, Монтескье утверждал, что необходимо разделение власти на три ветви, чтобы каждая из них контролировала и сдерживала остальные.

Функции ветвей власти

Благодаря разделению властей за каждой из них закреплена своя функция.

Функции ветвей власти:

  1. Законодательная – принимает законы, контролирует работу исполнительной власти;
  2. Исполнительная — управляет государством, на основе законов, принятых законодательной властью;
  3. Судебная – вершит правосудие, не зависит от остальных ветвей власти.

Чтобы лучше понять работу всех ветвей власти, рассмотрим пример разделения властей в России.

Ветви государственной власти в России

12

5

Право государства на аппарат принуждения

Не все население государства желает исполнять законы, распоряжения государственной власти. Некоторые стремятся уклониться от выплаты налогов, другие от воинской обязанности, третьи считают власть несправедливой, деспотичной.

В действительности, в истории существует много примеров, когда решения, принятые государственной властью несли беды своему народу.

  • Государственные законы, принятые в Англии в 16 веке с целью предотвратить рост нищенства — вошли в историю под названием «кровавые». Вместо того, чтобы оказать помощь беднейшим слоям населения, английское правительство издало указ, по которому пойманный трижды бродяга приговаривался к смертной казни;
  • В 18 веке российской императрицей Елизаветой Петровной был издан указ, по которому помещики получают право ссылать своих крепостных в Сибирь на каторгу. Сотни тысяч крепостных крестьян пострадали в результате этого указа от произвола жестоких помещиков. Их высылали за малейшую провинность или даже прихоть хозяина;
  • Король Кастилии, Сицилии, Арагона и Неаполя Фердинанд II, живший во второй половине 15 начале 16 веков, создал испанский суд инквизиции[1]. От рук инквизиции за годы его правления погибло более 8000 человек, все они были сожжены на костре.

Однако, если государственная власть не будет способна применять силу, в стране воцарится беззаконие, каждый будет делать что захочет. Поэтому любое государство обладает аппаратом насилия и принуждения. Он имеет законное право и обязанность применять силу к нарушителям общественного порядка, преступникам.

6

К аппарату государственного принуждения в России относятся:

  • Армия;
  • Служба наркоконтроля;
  • Полиция;
  • Суд;
  • Таможня;
  • Прокуратура;
  • Налоговая инспекция;
  • Организации по исполнению наказаний (тюрьма, колонии для несовершеннолетних и прочие);
  • Федеральная Служба Безопасности.

В других государствах аппарат принуждения может включать другие органы и структуры, но функция у него одна и та же — защищать государственную власть и правопорядок в обществе.

Способы влияния граждан на государственную власть

С давних времен в человеческом обществе государственная власть находится в руках меньшинства. Остальное население, составляющее большую часть жителей государства, вынуждено подчиняться своим правителям.

Главным способом влияния на власть для народа являются выборы и референдумы. Так жители государства избирают представителей власти, которые будут выражать их интересы в правительстве. Желая обрести поддержку народа, представители власти обещают ему решение всех проблем, существующих в обществе. Но часто, заполучив желанную власть, государственные деятели быстро забывают о своих обещаниях.

В результате, народ использует другие пути влияния на власть: митинги, демонстрации, составление коллективных жалоб или прошений. Митинги и демонстрации разрешены законом, но при соблюдении некоторых условий:

  1. На них не должно звучать призывов к насилию, свержению государственной власти;
  2. Люди, собираемые на митинге, должны быть безоружны;
  3. Демонстрации не должны нарушать общественный порядок, покой граждан;
  4. Перед проведением массового митинга граждане должны предупредить об этом правительство, чтобы не было проблем с общественным транспортом.

7

Словарь

1. Инквизиция — суд католической церкви, преследовавший еретиков (отклонившихся от веры).

Политическая власть – это совокупность механизмов, средств и способов, определяющих воздействие политических субъектов, в первую очередь, государства, на поведение политических объектов (социальных общностей, больших групп людей) с целью управления, координации, согласования и подчинения интересов всех членов общества определённой политической воле.

Особенности политической власти:

1) легальность использования силы;
2) верховенство, обязательность решений власти для общества;
3) суверенность – независимость от других внутренних и внешних сил;
4) публичность, т.е. всеобщность (обращение ко всем гражданам), и безличность (обращение от имени всего общества в форме закона);
5) многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и других).

Способы властвования:

– побуждение объекта к определённым, угодным власти действиям;
– блокирование нежелательных для руководства видов поведения.
Политика – сфера общественных отношений, которая связана с деятельностью людей по осуществлению общих интересов, основным из которых является власть.

Политическая система, ее структура и функции

Рассмотрим основные определения политики, которые используются учеными-обществоведами:

  1. участие в делах государства;
  2. историки понимают под политикой виды, намерения, цели и образ действий правителей, их приближенных, это скорее искусство властвовать;
  3. политика — наука государственного управления (В. И. Даль). П Политик, по Далю, это умный и ловкий, не всегда честный государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать;
  4. политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а также деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества (французский энциклопедический словарь Лярусс);
  5. политика — искусство управления государством, определенное направление действий государства, партий, учреждений.

В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.

Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление, воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное — может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть.

Политическая деятельность — это деятельность в сфере политических, властных отношений. Политические отношения, в свою очередь, — это отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания, осуществления, удержания власти. В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политической системы, выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический процесс.

Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности — это политическое руководство, включающее в себя следующие звенья:

  • выработка и обоснование целей и задач общества, социальной группы;
  • определение методов, форм, средств, ресурсов политической деятельности;
  • подбор и расстановка кадров.

Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов можно назвать направлениями политики. Есть политика внутренняя, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач — поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Есть политика внешняя, она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача — отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику. Это не просто государственная деятельность, скорее — надгосударственная. Участвуют в ней Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.

Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни, которые необходимо регулировать государству в лице его органов. Например, те действия, которые направлены на разрешение хозяйственных вопросов, можно назвать экономической политикой. Она занимает чрезвычайно важное место во всей системе государственных дел. Какими темпами будет развиваться промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг, сколько мы сможем приобрести на свою зарплату, сможем ли мы продавать и покупать землю, какие платить налоги — все это вопросы экономической политики. Включите телевизор, когда идет программа «Время» или «Сегодня», и вы услышите, что Государственная дума обсудила и приняла (или не приняла) в первом чтении новый Налоговый кодекс страны, внесла поправки в представленный правительством проект бюджета на следующий год, обсудила статьи Земельного кодекса РФ, внесла законопроект о прожиточном минимуме и так далее.

Объектом экономической политики является каждый из нас, кем бы мы ни были. Если мы учимся или работаем в школе, то нас не могут не волновать проблемы государственного финансирования народного образования. Если мы — студенты, нас волнует своевременность выплаты стипендий, гарантированное трудоустройство по избранной профессии после окончания вуза. Если мы — женщины, мы заинтересованы в том, чтобы не было дискриминации в приеме на работу, определении размера заработной платы, продвижении по службе. Ведь ни для кого не секрет, что именно женщин предпочитают увольнять в первую очередь. Людей преклонного возраста волнует своевременность выплаты пенсий и их размеры. Разрешить все эти проблемы и призвана экономическая политика государства.

Вопросы содержания школьных учебных курсов, новых учебных пособий, программ включает в себя специальная образовательная политика. От нее зависит, какие открывать факультеты, институты, кафедры, какие предметы изучать в первую очередь. Актуальной проблемой для России является реформа школы. Разрабатываются различные ее варианты, ведутся споры о судьбе государственных и частных учебных заведений, о преподавании различных предметов. Как видите, здесь тоже мы встречаем столкновение интересов, и задача государства — найти между ними согласие во благо молодого поколения россиян.

Серьезную проблему в современном мире представляют национальные движения. Многие народы, проживающие ранее в границах единых государств — империй, сегодня пробуждаются к самостоятельной государственной жизни, пытаются строить свои собственные «национальные квартиры». Этот процесс может принимать крайне болезненные формы, вплоть до войны, терроризма, насилия. Пример тому — распад Югославии, проблема Приднестровья, Нагорный Карабах, Чечня. Каждый день мы узнаем о фактах захвата заложников на границе с Чечней, о тревожной обстановке на всем Северном Кавказе. Вопросы, связанные с решением данных задач, с сосуществованием и сожительством на одной земле нескольких разных народов, призвана решать национальная политика.

Должно государство заботиться и о нормальном приросте численности своих граждан. Оно должно знать, какому их количеству оно может обеспечить достойную жизнь, прокормить, обуть, согреть. Если в стране наблюдается снижение рождаемости и рост смертности, все ниже и ниже опускается планка средней продолжительности жизни, это симптомы кризиса. Государство должно разработать особую систему мер для поддержки материнства и детства, перераспределить средства для поддержки молодых семей. Генофонд нации — залог процветания и могущества государства, его будущее. Решать эти вопросы призвана демографическая политика. Она может быть направлена не только на стимулирование рождаемости, прироста населения, повышение качества жизни стариков. Есть страны, в которых главной проблемой, наоборот, является слишком высокая рождаемость — это Кения, Сомали, Венесуэла, традиционно острой является демографическая обстановка в Китае. Государство в таком случает вынуждено принимать специальные законы, ограничивающие количество детей в семьях.

Выделить в самостоятельную область можно и экологическую политику — деятельность государства по защите окружающей среды от разрушительного воздействия людей. Это и поддержание экологически чистых производств, и жесткие санкции против тех, кто загрязняет водоемы, воздух, варварски хозяйствует на земле, вырубает леса. Но нужно не только охранять, нужно проводить дорогостоящие исследования, создавать новые, ресурсосберегающие технологии. Все это — задачи государства.

Есть и многие другие направления государственной деятельности.

Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступностью. Политик много, и в то же самое время она — одна и представляет собой в целостном виде деятельность, направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.

Политическая система — совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.

Функции политической системы:

  • определение целей, задач и путей развития общества;
  • организация деятельности общества;
  • распределение духовных и материальных ресурсов;
  • согласование разных политических интересов;
  • пропаганда различных норм поведения;
  • приобщение людей к политической жизни;
  • контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

Основные элементы политической системы:

  1. Институциональная подсистема — политические организации: партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.
  2. Коммуникативная подсистема — совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.
  3. Нормативная подсистема — нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относятся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписанные представления о добре и зле, правде и справедливости).
  4. Культурно-идеологическая подсистема — совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня — теоретический (политическая идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политическая психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).
  5. Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

Классификация политических систем:

  • в зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть-общество-личность: демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные);
  • открытые (конкурентность) — закрытые (назначение);
  • военные — гражданские — теократические;
  • диктаторские (опора на насилие) — либеральные (свобода личности и общества);

Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, конкурентности, социальной справедливости, инициативы, суверенитета народа, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические — коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан (индоктринации), государственной опеке (протекционизме), использования любых средств ради достижения поставленных целей, утопизма (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.

Кроме того, в зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни — при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т. п.

Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так, некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующее положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь, в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.

Важнейшей задачей политологии как науки является изучение функционирования политсистемы и составляющих ее институтов. Политология использует различные методы исследования:

  • институциональный: изучение политических институтов: государства, его органов, партий, средств массовой информации;
  • системный: предполагающий рассмотрение политической жизни общества в виде сложной системы институтов, норм, отношений, традиций, идей, системы самоорганизующейся и саморегулирующейся; также системный подход позволяет учитывать взаимосвязи и взаимодействия с иными сферами общественной жизни;
  • сравнительный: направлен на сравнительный анализ различных политических систем между собою, что дает основание для составления различных прогнозов;
  • исторический: предполагает рассмотрение политических явлений в развитии от прошлого к настоящему, выявление повторяющихся в истории явлений и процессов;
  • социологический: с его помощью выявляется взаимосвязь политики от развития общества в целом;
  • нормативно-ценностный: предполагающий выявление значимости для общества тех или иных политических явлений, их роли в повышении общественного благосостояния, в приближении общества к некоему идеалу.

Политическая система общества – сложная, разветвлённая совокупность различных политических институтов (организаций), норм, идеологий, ценностей и коммуникаций.

Компоненты (подсистемы) политической системы общества

Название Характеристика
Институциональный (организационный) совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих интересов: государство, органы местного самоуправления, общественно-политические организации
Нормативный политические нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие политическое поведение субъектов: политико-правовые нормы, традиции и обычаи, моральные нормы, корпоративные нормы (уставы партий, объединений)
Культурный политическая идеология – форма политического сознания, воздействующая на содержание властных отношений; политическая культура

– способ деятельности в политике, отражающий уровень политической активности и зрелости субъектов

Коммуникативный система вертикальных и горизонтальных отношений в политике между подсистемами политической системы, сферами общественной жизни, политическими системами разных стран, участие средств массовой информации
Функциональный Основные направления деятельности политических институтов по реализации своих целей, задач, осуществлению государственной власти

Либерализм – индивидуализм, свобода личности, неотчуждаемость прав и свобод, частная собственность, государство – «ночной сторож».

Консерватизм – традиционализм, стабильность, приоритет общества и государства над личностью, главные ценности – семья, церковь, нравственность.

Фашизм – оправдание агрессивных действий властей во имя блага нации, чистоты расы, безграничная воля государства, милитаризм, ультрареакционная антигуманная идеология.

Основные идеологии современности

Социал-демократизм – достижение социально справедливого общества путём реформ, демократическое государство проводит активную социальную политику, идея социального партнёрства.

Коммунизм – коммунистическое общество строится на основе общественной собственности; классовая борьба – движущая сила общества, принцип однопартийности, всеобщая трудовая повинность.

Политический режим – совокупность средств, методов и приёмов осуществления власти и достижения политических целей.

Демократический политический режим Авторитарный политический режим Тоталитарный политический режим
1) признание народа единственным источником суверенитета; 1) концентрация реальной власти в руках политического лидера или политической группы, возможность проникновения в которую строго ограничена; 1) однопартийная система, господство единственной массовой партии, лидер которой одновременно является лидером государства;
2) гарантии гражданских, политических, социально-экономических прав личности, признание их естественными и неотчуждаемыми;

3) формирование органов власти путём свободных выборов на принципах всеобщего, равного и тайного избирательного права;

4) создание условий для деятельности партий, уважение большинством мнения и интересов меньшинства;

5) реализация принципа разделения властей;

6) многообразие и равноправие форм собственности, рыночная экономика;

7) развитая система органов местного самоуправления;

8) право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства

2) осуществление политической власти административно-командными методами с применением принуждения или угрозы применения силы;

3) разрешение определённого идейного и политического многообразия, границы которого строго определены, реальная политическая борьба за власть не допускается;

4) ограничение и регламентация политических и личных прав граждан;

5) ограничение свободы СМИ;

6) относительно независимыми от государства являются: экономика, производство, повседневная жизнь, общественные организации

2) единственно разрешённая обязательная идеология;

3) монополия партии и государства на средства массовой информации;

4) разветвлённая система политической полиции, тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни;

5) централизованный характер управления экономикой

Объект авторского права ООО «Литрес»

Политическая сфера

Власть. Роль политики в жизни общества

Власть –
способность, право и возможность распоряжаться кем-либо и чем-либо, оказывать
решающее воздействие на поведение и деятельность людей.

Виды власти:

По источникам власти — политическая,
экономическая, духовно-информационная и др.

По субъектам власти — государственная,
партийная, семейная и др.

По функциям органов власти — законодательная,
исполнительная, судебная.

Государственная
власть – один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти
выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в
качестве объекта власти – население страны.

Отличительные признаки государственной власти:

1)     
публичный характер, т.е. выступает от имени
общества;

2)     
суверенный характер;

3)     
ограниченность территорией, это базовое условие существования
государства.

Информация о суверенитете в дополнительных
материалах.

Политика – это
сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная   на
достижение, укрепление и реализацию власти; деятельность связанная с
определением содержания задач и функций государства.

Назначение и роль
политики:                                                                                                                                 1)
организационная (создаёт для общества организационные
основания);                                                2) коммуникативная
(обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между
ними);                          3) воспитательная (влияет на внутренний мир
человека, приобщает личность к общественным делам);                                                                                                                                                                   4)
контролирующая (воздействует на людей, используя
власть);                                                                                    
5) интегративная (сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества).

Понятие и признаки государства

Государство –
организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану
его экономической и социальной структуры.

Признаки
государства:

1) территориальная организация власти;                                                                                     
                        2) публичный характер
власти;                                                                                                                         3)
суверенный характер власти;                                                                                                                             4)
принудительный характер власти;                                                                                                                   5)
исключительное право на сбор налогов и выпуск
денег;                                                                                          
6) наличие государственной символики;                                                                                                            7)
представление интересов общества в целом.

Функции государства

Внутренние:

1) защита конституционного строя;                                                                                                                    2)
обеспечение народовластия;                                                                                                                            3)
обеспечение правопорядка и законности;                                                                                                       4)
экономическая;                                                                                                                                                   5)
социальная;                                                                                                                                                          6)
консолидация общества и др.

Внешние:

1) участие в решении глобальных
проблем;                                                                                                     2)
обеспечение национальной безопасности;                                                                                                      3)
развитие взаимовыгодного сотрудничества;                                                                                                   4)
отстаивание государственных интересов в международных отношениях.

Разделение властей

Разделение властей
– разграничение полномочий и автономность законодательной, исполнительной и
судебной властей, а также разделение власти между различными уровнями
управления в обществе.

Разделение властей
и их основные функции:

Законодательная (парламент) — представляет
интересы граждан, издаёт законы.

Исполнительная (правительство) — управляет
государственными делами.

Судебная (судьи всех уровней) — следит за
соблюдением законов.

Информация о принципе разделения властей в
дополнительных материалах.

Формы государства

Форма
государственно-территориального устройства – способ взаимосвязи территориальных
образований государства, закреплённый в конституции.

Формы
государственно-территориального устройства:

Унитарное государство — единое, неделимое,
составляющее одно целое государственное устройство.

Федерация — объединение нескольких
территориальных единиц в одно государство.

Конфедерация — союз абсолютно независимых
государств, объединившихся для проведения единой политики в общих целях.

Информация о
признаках форм государственно-территориального устройства в дополнительных
материалах.

Форма правления –
способ организации верховной государственной власти.

Монархия – форма
правления, при которой верховная власть в стране принадлежит полностью,
частично или формально единоличному наследственному правителю.

Виды монархий:

1) Абсолютная;

2) Ограниченная:

а. Дуалистическая;

б. Парламентская (конституционная).

Более подробно о видах монархий в
дополнительных материалах.

Республика – форма
правления, при которой источником власти признаётся народ и формирование высших
органов власти осуществляется путём выборов.

Виды республик:

Президентская — государство, в котором
правительство формируется всенародно выбранным президентом и ответственно перед
ним.

Парламентская — государство, в котором
правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.

Смешанная — государство, в котором законода-
тельная и исполни- тельная власть поделены между президентом и парламентом.

Более подробно о видах республик в
дополнительных материалах.

Политический режим. Демократия

Политический режим
– совокупность методов, средств и приёмов осуществления в стране
государственной власти и управления.

Политические режимы:

  • Авторитарный;
  • Тоталитарный;
  • Демократический.

Авторитарный режим – политический режим, при
котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц
(правящей элитой) при минимальном участии населения, обычно сочетается с личной
диктатурой (Восточные деспотии, Чили в период правления  А. Пиночета).

Тоталитарный режим
(итальянский фашизм, немецкий национал-социализм:

1) Государство осуществляет тотальный (полный)
контроль всех сторон частной и общественной жизни;                                                                                                                                                                2)
господство одной партии;                                                                                                                              3)
оппозиция отрицается;                                                                                                                                      4)
права и свободы граждан лишь
декларируются;                                                                                            5)
закон защищает интересы не личности, а
государства;                                                                               6)
централизованная экономика, государственное планирование, жёсткая
производственная дисциплина;                                                                                                                                                            7)
существует единая обязательная официальная идеология.

Местное самоуправление

Местное
самоуправление – реализуемое на практике право населения, проживающего на
соответствующей территории, самостоятельно решать вопросы местного значения
путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через
выборные и другие органы местного самоуправления.

Муниципальное
образование:

— выборные представительные органы;

— органы местной администрации.

Информация о задачах органов местного
самоуправления в дополнительных материалах.

Участие граждан в политической жизни

Политическое
участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию
государственных решений, выбор  представителей в органы власти.

Основные формы политического участия граждан:

  • обращения и письма граждан к власти;
  • участие граждан в деятельности политических
    партий и движений;
  • участие граждан в выборах и референдумах;
  • прямые действия граждан (участие в митингах,
    демонстрациях и др.).

Политическая
культура – это совокупность политических знаний, отношений, ценностей,
убеждений людей.

Политическая
культура включает в себя:

  • Политические знания: знание общественного
    устройства, государственного строя и т.д.
  • Положительное отношение к политике,
    понимание её важной роли в жизни общества.
  • Умения политического действия: умение ясно и
    убедительно излагать свои взгляды, выслушивать и понимать другую точку
    зрения, защищать свои убеждения; умение самостоятельно ориентироваться в
    политической информации и др.

Высокий уровень
политической культуры граждан ведёт к активному включению их в
общественно-политическую жизнь.

Выборы, референдум

Выборы – особый
политический институт, связанный с организацией и способом проведения
голосования и определения его результатов, а также с распределением его
результатов.

Информация о принципах демократического
избирательного права в дополнительных материалах.

Референдум – форма
принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни
путём всеобщего голосования (одна из форм прямой демократии).

12 декабря 1993г. Состоялось всенародное
голосования (референдум) по конституции РФ.

Избирательные права
граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы
государственной   власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательное
право:

Активное – право избирать.

Пассивное – право быть избранным.

В Российской
Федерации путём выборов избираются:

Президент РФ, депутаты Государственной Думы,
формируются законодательные органы субъектов РФ, выборные органы местного
самоуправления.

Политические партии и движения, их роль в
общественной жизни

Политическая партия
– это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых
социальных слоёв и стремящаяся к завоеванию государственной
власти                             или участию в её осуществлении.

Признаки
политической партии:

1) политическая
программа;                                                                                                                                 2)
партийный устав;                                                                                                                                         3)
руководящие органы;                                                                                                                                         4)
разветвлённая сеть первичных местных
организаций;                                                                                 5)
активное участие в борьбе за власть.

Политическая
программа – совокупность положений, описывающих будущее устройство общества;
средства и механизмы решения социальных и экономических проблем общества.

Основные функции политических партий:

1)     
борьба за власть в государстве и влияние на
политику в государстве;

2)     
участие в осуществлении власти;

3)     
политическое воспитание;

4)     
формирование общественного мнения;

5)     
подготовка кадров политиков;

6)     
выражение интересов социальных групп.

Многопартийность –
деятельность в стране нескольких политических партий, конкурирующих в борьбе за
голоса избирателей.

Информация о классификации политических партий
в дополнительных материалах.

Политическое
движение – общественное движение, преследующее политические цели,
поддерживаемые его участниками.

Отличительные признаки:

1)     
стремится не к завоеванию власти, а к воздействию
на власть в нужном для него направлении;

2)     
не имеет строгой организационной структуры;

3)     
ориентировано на выражение частных интересов;

4)     
не требует обязательного идеологического   
единения своих участников;

5)     
имеет широкую, достаточно пёструю социальную базу;

6)     
зависит от своего лидера.

Демократические движения современности:

  • за права и свободы человека;
  • антивоенные, антиядерные;
  • за землю и социальные права крестьян;
  • неприсоединения;
  • женские, молодёжные;
  • против расовой и социальной дискриминации;
  • экологические;
  • за новый экономический порядок
    (антиглобализм).

Гражданское общество и правовое государство

Гражданское
общество – сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного
влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем
организованная, внутренне упорядоченная сфера, где люди реализуют свои частные
интересы, объединяясь в группы и организации.

Функции
гражданского общества:

1)     
способствование формированию органов государства;

2)     
защита интересов граждан и их объединений;

3)     
обеспечение социализации и воспитания граждан.

Информация о структуре гражданского общества в
дополнительных материалах.

Правовое
государство – демократическое государство, организация и деятельность которого
основаны на праве и ограничены правом, где созданы условия для наиболее полного
обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека.

Признаки (принципы) правового государства:

1)     
Верховенство закона во всех  сферах жизни;

2)     
Реальное разделение властей;

3)     
Гарантированность и незыблемость прав и свобод
человека;

4)     
Взаимная ответственность государства и личности;

5)     
Политический и идеологический плюрализм.

Информация о признаках (принципах) правового
государства в дополнительных материалах.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Шкаф купе бася с зеркалом инструкция по сборке
  • Эпиктет энхиридион краткое руководство к нравственной жизни купить
  • Руководство lg 39lb650v
  • Флуцинар мазь инструкция цена отзывы аналоги по применению взрослым
  • Ибуклин джуниор инструкция дозировка для детей