Понятие научное руководство

Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0

Контрольный листок, 2014, № 11

Актуальная тема

Научное руководство: теория, принципы, практика

© Л.Б. Эрштейн

Светлой памяти Ольги Эрштейн посвящается 

Предисловие

Идея написать работу по теории и практике научного руководства появилась у меня, когда я работал над кандидатской диссертацией. Диссертация была посвящена специфике тьюторской деятельности, и тогда же родилась мысль о том, что одной из функций тьюторской деятельности является научное руководство. Однако, после консультации с научным руководителем, этот вопрос мы решили в диссертацию не включать. С одной стороны, потому что не хотелось перегружать текст исследования и без того достаточно громоздкий и полный. С другой стороны, потому что вопрос научного руководства явно требовал своего специального исследования, которое невозможно было провести в рамках разрабатываемой мной темы.

Тем не менее, идея осталась. Эта идея была подкреплена тем уникальным фактом, что в процессе работы над кандидатской диссертацией мне пришлось взаимодействовать с тремя типами научных руководителей и столкнуться напрямую с мощным влиянием неформального научного руководства. Ко всем своим научным руководителям я до сих пор испытываю чувство благодарности. Каждый из них что-то мне дал, за что им и спасибо.

Мой собственный педагогический опыт, опыт руководства различными видами работ и использования методических приемов тьюторской деятельности в образовательном процессе, давал возможность осмыслить и оценить значение научного руководителя и самого процесса научного руководства в образовательной деятельности. Эти обстоятельства подталкивали меня к написанию целостной работы по проблемам научного руководства. Изучение литературы по данному вопросу подкрепило это желание, ни одного общего исследования этой проблемы обнаружено не было, хотя я не могу, конечно, утверждать, что таких работ нет. Может быть, я их просто не нашел.

Предлагаемая уважаемому читателю небольшая работа носит типично прикладной характер. Я старался не перегружать работу излишними теоретическими обоснованиями и построениями. Работая над этим исследованием, я в значительной степени основывался на своих прошлых работах по теории ценностей и построению общества как экологической системы. Особенно на первой из них. Фактически в своем понимании ценностей я исходил именно из принципов, изложенных там.

Первая глава данной работы посвящена теоретическим основам научного руководства, в ней излагаются понимание и классификация научного руководства, стратегии и стили научного руководства и некоторые другие вопросы. Во второй главе описывается методика научного руководства, а также специфика руководства различными видами работ. Предлагаемые методические приемы могут быть использованы не только в процессе научного руководства, но и в других аспектах педагогической деятельности.

Говоря о стиле данной работы, следует отметить, что я старался следовать традиции своих предыдущих работ, то есть использовал наименее наукообразный стиль, сохраняя при этом жанр научного исследования, и старался сделать работу как можно более понятной и полезной. Я намеренно отказался от принятого в российской науке написания от «мы» и данная работа написана используя местоимение «я», так как никакого «мы» в данном случае не существовало и все, что изложено, отражает исключительно мое личное мнение.

Что хочется подчеркнуть? Данная книга посвящена именно процессу научного руководства, а не методике подготовки научного исследования. Несмотря на то, что эти темы в значительной степени пересекаются, между ними есть и существенная разница, обусловленная тем, что научное руководство есть процесс взаимодействия субъектов научного руководства в процессе подготовки научного исследования, а сама подготовка научного исследования, включает в себя не только научное руководство, но и целый ряд других процессов.

В результате можно говорить, что научное руководство относится к подготовке научного исследования как частное к общему.

Данная работа предназначена для всех, кто интересуется вопросами высшего и постдипломного образования, методики преподавания и вопросами обучения на всех уровнях. Главный интерес, на мой взгляд, она должна представлять для аспирантов, студентов и тех, кому приходится заниматься научным руководством.

Я хочу поблагодарить за критические замечания кандидата технических наук Марию Чирухину, кандидата психологических наук Ирину Перелыгину, аспиранта эколога Елену Гайдученко, кандидата медицинских наук Николая Николаева, доктора медицинских наук, профессора Александра Герасимовича Шлейкина. И своих рецензентов доктора педагогических наук, профессора Александра Васильевича Долматова, доктора медицинских наук, профессора Александра Герасимовича Шлейкина. Особую благодарность я хочу высказать доктору педагогических наук, профессору Александру Васильевичу Долматову. Также я хочу поблагодарить кандидата технических наук Марию Чирухину за помощь в работе над текстом. Кроме того, я хочу выразить отдельную благодарность за помощь в публикации всех моих книг, в том числе и этой начальнику редакционно-издательского отдела Санкт-Петербургского государственного университета низко-температурных и пищевых технологий Ольге Владимировне Жилкиной, без неё моих книг точно никогда бы не было.

Спасибо Вам за то, что вы хотите прочитать эту книгу.

Глава 1. Теоретические основы научного руководства

Краткое содержание первой главы: В первой главе рассмотрено понятие научного руководства, стили, классификация и стратегии научного руководства. Показана взаимосвязь научного руководства с адаптивными процессами в обществе и ценностными процессами.

1. Определение и классификация научного руководства

При рассмотрении проблемы научного руководства обращает на себя внимание отсутствие какой-либо общей теории данного вопроса. Мне не удалось найти даже определение этого социально-педагогического явления. Поэтому, исходя из традиции предыдущих исследований, сначала будет рассмотрено определение научного руководства. Анализируя понятие «научное руководство», несложно увидеть, что это понятие состоит из двух слов: первое слово говорит нам о том, что речь идет о научных исследованиях, второе слово означает, что над этими исследованиями осуществляется процесс руководства. В данном случае имеет место быть именно слово «руководство», которое нельзя заменить словом «управление» потому что «научное управление» это наука о том, как следует управлять. В данном случае речь идет явно о чем-то ином.

Вместе с тем очевидно, что раз речь идет о руководстве, то, стало быть, проблема научного руководства лежит в плоскости науки управления как таковой, и очевидно, что случай научного руководства, является частным случаем управления как такового вообще. В данном исследовании я буду исходить из понимания управления, изложенного как в моих предыдущих работах [39, 40] (список литературы будет опубликован вместе с последней частью — Ред.), так и в работах по теории и практике управления [26]. В моем исследовании по теории ценностей я даю следующее определение управления: «Управление — это целенаправленная деятельность, осуществляемая субъектом над объектом, где субъектом и объектом могут выступать любые социальные единицы в любом сочетании, будь то личность, семья, государство или этнос» [40, 43]. То есть, коротко говоря, управление — это целенаправленное воздействие объекта на субъект. Исходя из этого, научное руководство — это воздействие объекта на субъект, реализующее научную деятельность. Вместе с тем, в литературе по управлению выделяют четыре основных функции управления, и само управление определяется как процесс реализации этих функций, а именно: организации, мотивации, управления и контроля [26]. Таким образом, в первом приближении можно определить научное руководство как целенаправленный процесс организации, мотивации, управления и контроля над проведением научных исследований, происходящий в результате воздействия объекта, которым является научный руководитель. на субъект, в качестве которого может выступать отдельная личность, группа лиц или организация. Однако, как будет показано далее, научный руководитель в случае научного руководства является не столько объектом, сколько субъектом, а сам процесс научного руководства является процессом взаимодействия двух субъектов.

В результате можно определить научное руководство как целенаправленный процесс реализации основных функций управления научными исследованиями, происходящий при взаимодействии двух субъектов, одним из которых является научный руководитель, а другим — руководимый, которым может являться отдельная личность, группа лиц или организация.

Разумеется, различные функции управления представлены в процессах научного руководства по разному, в разных ситуациях, этот вопрос будет рассмотрен несколько ниже. Необходимо отметить что, наряду с понятием «научного руководства» необходимо остановиться на таких понятиях как «ситуация научного руководства» и «субъекты научного руководства».

Научное руководство существует не само по себе, и проявляется в ситуации научного руководства, то есть при конкретных обстоятельствах, характеризующихся потребностью в решении научной задачи и необходимостью в руководстве решением этой задачи. С другой стороны, в процесс научного руководства всегда вовлечены по крайней мере два субъекта научного руководства, а именно научный руководитель и руководимый, каждый из которых играет свою роль в данном процессе.

Научное руководство представляет собой достаточно широко распространенный феномен, оно очень различно как с точки зрения участвующих в нем субъектов, так и с точки зрения особенностей процессов взаимодействия этих субъектов. Так, с позиции участвующих в нем субъектов научное руководство можно разделить на:

1. Научное руководство отдельной личностью — самый типичный случай научного руководства, в данной ситуации один научный руководитель руководит студентом или аспирантом в процессе подготовки ими курсовой работы, диплома, магистерской или кандидатской диссертации.

2. Научное руководство рабочей группой. В этой ситуации научный руководитель руководит группой лиц, в процессе реализации конкретного научного проекта, где каждый из субъектов реализует свою часть общей научной задачи.

3. Научное руководство организацией. В случае научного руководства организацией научный руководитель помогает решить научную задачу, которая стоит перед всей организацией в целом. В ряде случаев он сам формулирует и ставит научную задачу организации и показывает основные пути и направления ее решения, а также осуществляет целый ряд других функций.

Также необходимо заметить, что бывают смешанные типы научного руководства, так, например, в процессе руководства организацией может потребоваться руководство отдельной научной группой или группами, а процесс научного руководства личностью может сочетаться с руководством целой организацией.

С точки зрения особенностей взаимодействия субъектов научное руководство можно разделить на две большие группы:

1. Формальное научное руководство — в этой ситуации официально назначается научный руководитель, который осуществляет научное руководство личностью, группой и организацией, имея на это документально зафиксированные полномочия. Например, когда научный руководитель руководит аспирантом при подготовке кандидатской диссертации.

2. Неформальное научное руководство, в таком случае какое-либо лицо или группа лиц осуществляют научное руководство стихийно, не последовательно, не формально, без каких-либо официальных прав и полномочий. Например, когда студент или аспирант советуется с профессором, не являющимся его научным руководителем, последний реализует деятельность неформального научного руководителя.

Как формальное, так и неформальное научное руководство может осуществляться над личностью, группой или организацией. В результате можно утверждать, что существует шесть типов научного руководства. А именно: Формальное научное руководство личностью, неформальное научное руководство личностью, формальное научное руководство группой, неформальное научное руководство группой, формальное научное руководство организацией, неформальное научное руководство организацией.

С точки зрения взглядов, изложенных мной в предыдущей работе [39], научное руководство представляет собой типичный социальный симбиоз, предназначенный для оптимизации адаптации субъектов научного руководства к окружающей среде. Социальный симбиоз предполагает взаимовыгодное сотрудничество двух разных видов с целью увеличения количества энергии каждым из них. В случае формального научного руководства руководитель получает за свою деятельность заработную плату, кроме того руководство способствует росту его авторитета и социальной реализации его как ученого. Руководимый получает возможность повысить свой социальный статус, улучшить уровень образования, реализовать себя в научной деятельности, которая для него, вследствие выбранной им сферы деятельности, более или менее важна.

В результате в процессе взаимодействия научный руководитель и руководимый оказывают друг другу помощь в достижении тех социальных и личных целей, ради реализации которых осуществлялось научное руководство и, тем самым, реализуется вариант симбиотических взаимоотношений между ними.

Другим аспектом феномена научного руководства является ценностный аспект. Успешность или не успешность научного руководства в значительной степени определяется тем, ценностью какого порядка является научная деятельность для всех субъектов данного процесса. Подробно концепция ценностей разработана мной в иной работе [40], здесь же напомню, что ценностью высокого порядка я называю ценность, от реализации которой субъект не может отказаться даже под влиянием очень серьезных раздражителей, а ценностью низкого порядка называется та, от которой он отказывается даже под влиянием самых незначительных раздражителей. В результате порядок ценностей есть показатель возможности отказа от ценности под влиянием раздражителей разной силы.

В том случае, если для руководителя факт его руководства является ценностью высокого порядка, то есть если он не готов отказаться от руководства даже под влиянием серьезных обстоятельств, и руководимый не готов отказаться от научной деятельности, предполагающей руководство тоже под влиянием раздражителей высокого порядка, научное руководство будет эффективным и успешным. Если же оба они готовы отказаться от своей деятельности под влиянием не очень серьезных препятствий, ситуация научного руководства будет разрушена, и источником разрушения может служить как научный руководитель, так и руководимый субъект или оба вместе.

Конечно, наличие ценностей высокого порядка, где процесс научного руководства и проведение научных исследований являются такими ценностями у всех субъектов ситуации научного руководства, является условием необходимым, но не достаточным для успешной реализации процесса, остальные условия будут рассмотрены мной несколько ниже.

Таким образом, научное руководство является процессом реализации основных функций управления в результате взаимодействия субъектов, одним из которых является научный руководитель, другим — руководимый. В качестве руководимого могут выступать отдельная личность, группа или организация, а взаимодействие может носить как формальный так и неформальный характер.

2. Задачи научного руководства, и роли научного руководителя

Анализируя научное руководство убеждаешься в том, что в числе прочего недостаточно освещены задачи научного руководства как такового. Однако задачи научного руководителя в литературе описаны [1, 9, 17, 22]. Практически все авторы отмечают, что задачами научного руководителя, независимо от вида работ, являются:

1. Выбор темы исследования — научный руководитель совместно с руководимым субъектом выбирает тему исследования.

2. Контроль хода выполнения работы — научный руководитель контролирует процесс выполнения работы и корректирует его по мере необходимости.

3. Помощь при подготовке содержания работы — научный руководитель оказывает разнообразную помощь в подготовке содержания работы.

4. Помощь в определении основных характеристик исследования — научный руководитель совместно с руководимым разрабатывает общие характеристики исследования и помогает их сформулировать.

Так, например, говоря о задачах руководителя дипломной работы, И. Н. Кузнецов указывает: «Руководитель дипломной работы обязан:

• совместно со студентом составить и выдать задание на дипломную работу; оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика на выполнение дипломной работы;

• по возможности рекомендовать студенту необходимую основную литературу, справочно-нормативные и другие источники по теме дипломной работы;

• проводить в соответствии с планом-графиком консультации;

• контролировать ход выполнения работы и нести ответственность за ее своевременное и качественное выполнение до момента защиты (за приведенные в дипломной работе решения, правильность всех данных и за сделанные выводы отвечает студент-дипломник);

• составить отзыв о дипломной работе, в котором дать мотивированное заключение о возможности допуска дипломной работы к защите;

• присутствовать, как правило, на защите студентом результатов дипломного исследования»[22, 204].

Однако, задачи научного руководства включают в себя не только задачи, стоящие перед научным руководителем, но и задачи, стоящие перед руководимым субъектом, как перед второй стороной процесса научного руководства, видимо именно этот факт приводит к тому, что, как уже упоминалось, задачи научного руководства изложены в литературе явно не полностью. Такой подход лежит в русле понимания предмета педагогики, изложенного в работах А. М. Новикова, автор пишет, что предметом педагогики должна быть не только деятельность обучающего, но и деятельность обучающегося [28].

Исходя из понимания основных функций управления и теории ценностей, данные задачи, характерные для формального научного руководства, представляются следующими.

1. Определение целей и задач научного исследования. Научный руководитель и руководимый субъект совместно разрабатывают цели научного исследования и задачи, которые необходимо решить для достижения этих целей.

2. Выбор темы научного исследования — научный руководитель и руководимый субъект совместно выбирают тему научного исследования, исходя из следующих параметров.

a. Особенности работы, над которой осуществляется руководство. Например, в случае кандидатской диссертации учитывается паспорт специальности и ряд других параметров, которые будут рассмотрены мной в дальнейшем.

b. Интересов субъектов научного руководства, как научного руководителя, так и руководимого.

c. Ситуационных параметров, которые в каждом случае индивидуальны, например, научного направления, разрабатываемого кафедрой или организацией, над которой осуществляется научное руководство.

3. Планирование научного исследования. Научный руководитель и руководимый разрабатывают план научного исследования, этапы его проведения, предполагаемые сроки завершения работы.

4. Организация проведения научных исследований. Научный руководитель совместно с руководимым субъектом определяют необходимое для научных исследований оборудование, экспериментальную и теоретическую базу, необходимую для успешной реализации исследования. Также они определяют основные параметры эксперимента, выявляют возможные сложности при проведении исследования и пути преодоления этих сложностей, а также то, каким образом будет проведено данное исследование, что нужно делать для успешной реализации исследования.

5. Контроль проведения исследования. Научный руководитель совместно с руководимым субъектом контролируют процесс проведения исследования. И в случае необходимости проводят соответствующие корректирующие мероприятия.

6. Мотивация проведения научного исследования. Сущность мотивации в ситуации научного руководства представляется следующей. С одной стороны, научный руководитель способствует тому, чтобы достижение исследовательской цели было для руководимого ценностью как можно более высокого порядка, помогая и поддерживая руководимого в процессе проведения исследования, а также контролируя этот процесс, и оказывая необходимую психологическую поддержку. С другой стороны, руководимый, обращаясь к руководителю за разнообразной помощью, способствует тому, что процесс научного руководства становится для руководителя ценностью все более высокого порядка.

Задачи неформального научного руководства могут по сути дела включать все задачи, характерные для формального руководства, но так как неформальное научное руководство осуществляется стихийно, то оно зависит от особенностей данной конкретной ситуации. Неформальный научный руководитель или руководители могут реализовывать как все из перечисленных задач, так и разное их количество в любом сочетании.

Рассматривая цель научного руководства, необходимо отметить, что сама ситуация научного руководства возникает, когда есть необходимость в повышении эффективности научных исследований. То есть тогда, когда для эффективного проведения научных исследований требуется некоторая помощь извне, помощь человека или людей, которые являются экспертами в области проведения исследований, знают каким образом это надо делать, и какие сложности встречаются при проведении этих исследований, и как нужно преодолевать эти сложности. В результате можно утверждать, что основной целью научного руководства является повышение эффективности научных исследований.

В процессе научного руководства все субъекты процесса играют соответствующие роли. В литературе рассмотрены некоторые из ролей научного руководителя. Так Т. И. Березина отмечает, что научный руководитель играет роль наставника, она пишет: «Наставничество не связано какими-либо жесткими формами и методами. Оно реализуется в различных ситуациях и самыми различными путями. Его необходимыми условиями являются время и наличие хотя бы двух человек, один из которых готов оказывать поддержку и осуществлять обучение, а другой — принимать помощь и учиться» [4].

Роль научного руководителя как учителя отмечают многие авторы [4, 6, 11, 15]. Вместе с тем, на мой взгляд, отмеченные роли далеко не полны, исходя из выявленных задач научного руководства, можно отметить следующие роли научного руководителя.

1. Помощник — научный руководитель помогает проведению научных исследований.

2. Учитель — обучает теории и практике реализации научных исследований.

3. Психолог — оказывает психологическую поддержку при проведении научных исследований.

4. Организатор — участвует в организации научных исследований.

5. Ученый — проводит научные исследования.

6. Консультант — консультирует по вопросам проведения научных исследований.

7. Тьютор — оказывает комплексную поддержку при проведении научных исследований, то есть реализует первую, вторую, третью и шестую роли.

8. Эксперт. Как эксперт научный руководитель проверяет результаты научного исследования, выбирает направления дальнейшего исследования, отсекает ненужные материалы и процедуры, дает заключение по качеству тех или иных элементов или всего научного исследования.

Таким образом, научный руководитель играет совокупность совершенно разных ролей, способствуя тем самым достижению цели научного руководства. В свою очередь, руководимый (будь то личность, организация или рабочая группа) играет следующие роли.

1. Ученик — руководимый обучается практике и теории проведения научных исследований.

2. Организатор — руководимый организует научные исследования.

3. Писатель — руководимый учится написанию научных исследований, он пишет и публикует научные труды, тем самым играя роль научного писателя.

4. Ученый — руководимый проводит научные исследования.

5. Исполнитель — руководимый учится выполнять полученные от руководителя рекомендации как можно более точно и эффективно.

В результате можно говорить о том, что руководимый также играет достаточно разнообразные роли, и это требует от руководимого определенных личностных качеств, а также специальной стратегии поведения.

Таким образом, задачи научного руководства обусловлены понятием научного руководства, спецификой взаимодействия научного руководителя и руководимого, в процессе которого оба субъекта научного руководства играют соответствующие, необходимые для решения задач роли.

(продолжение следует)

Календарь
«  Апрель 2023  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Архив записей
  • 2012 Апрель
  • 2012 Май
  • 2012 Июнь
  • 2012 Июль
  • 2012 Август
  • 2012 Сентябрь
  • 2012 Октябрь
  • 2012 Декабрь
  • 2013 Февраль
  • 2013 Март
  • 2013 Апрель
  • 2013 Июнь
  • 2013 Октябрь
  • 2013 Ноябрь
  • 2013 Декабрь
  • 2014 Январь
  • 2014 Март
  • 2014 Апрель
  • 2014 Май
  • 2014 Июнь
  • 2014 Июль
  • 2014 Август
  • 2014 Сентябрь
  • 2014 Ноябрь
  • 2014 Декабрь
  • 2015 Январь
  • 2015 Февраль
  • 2015 Апрель
  • 2015 Май
  • 2016 Январь
  • 2016 Февраль
  • 2016 Март

Научное руководство

Научное руководство

2.1. Научное руководство — при производстве работ является продолжением научно-методического и проектного обеспечения ремонтно-реставрационных работ на основе утвержденных проектных решений и осуществляется в целях выявления в процессе работ всех данных о первоначальном облике памятника; максимального сохранения и показа подлинных элементов памятника, доработки и корректировки, при необходимости, проектных решений; обеспечения научно-методических требований реставрации, высокого качества всего комплекса работ.

Смотри также родственные термины:

3.17. Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия : контроль, осуществляемый научным руководителем проекта за ведением исследований в процессе производства работ, в целях обеспечения сохранности всех элементов подлинного облика объекта культурного наследия, выявленных в результате этих исследований, а также научно-методическая оценка проводимых реставрационно-ремонтных работ по сохранению объекта культурного наследия.

3.16. Научное руководство разработкой научно-проектной документации : научно-методическое руководство и координация работы членов авторского коллектива при разработке научно-проектной документации, осуществляемая научным руководителем авторского коллектива.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации.
.
2015.

Полезное

Смотреть что такое «Научное руководство» в других словарях:

  • Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия — Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия: контроль, осуществляемый научным руководителем проекта за ведением исследований в процессе производства работ, в целях обеспечения сохранности всех элементов… …   Официальная терминология

  • Научное руководство разработкой научно-проектной документации — 3.16. Научное руководство разработкой научно проектной документации : научно методическое руководство и координация работы членов авторского коллектива при разработке научно проектной документации, осуществляемая научным руководителем авторского… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия — 3.17. Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия : контроль, осуществляемый научным руководителем проекта за ведением исследований в процессе производства работ, в целях обеспечения сохранности всех элементов …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Научное общество им. Братьев Гримм — Brüder Grimm Gesellschaft Административный центр: Кассель, Германия Официальные языки: немецкий …   Википедия

  • Научное общество студентов и аспирантов — (сокращенно  НТСА от укр. наукове товариство студентів та аспірантів)  организация общественного самоуправления обучающихся (не только студентов, аспирантов, но и курсантов, адъюнктов, докторантов) в высших учебных заведениях Украины и… …   Википедия

  • Научное общество имени Тараса Шевченко — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения …   Википедия

  • Научное Общество им. Шевченко — Файл:Shevchenko Scientific Society logo.jpeg Эмблема научного общества им. Шевченко «Научное общество им. Шевченко» («Наукове товариство ім. Шевченка», НТШ)  международная научная организация, объединяющая украинских ученых и интеллектуалов со… …   Википедия

  • Научное общество имени Т.Г.Шевченко — Файл:Shevchenko Scientific Society logo.jpeg Эмблема научного общества им. Шевченко «Научное общество им. Шевченко» («Наукове товариство ім. Шевченка», НТШ)  международная научная организация, объединяющая украинских ученых и интеллектуалов со… …   Википедия

  • Научное общество имени Шевченко — Файл:Shevchenko Scientific Society logo.jpeg Эмблема научного общества им. Шевченко «Научное общество им. Шевченко» («Наукове товариство ім. Шевченка», НТШ)  международная научная организация, объединяющая украинских ученых и интеллектуалов со… …   Википедия

  • Румянцева Елена Евгеньевна — Елена Евгеньевна Румянцева (род. 7 октября 1966, Москва)  российский экономист, доктор экономических наук, профессор, лауреат международного проекта «Лучший экономист России» (2008 г.), потомок двух старинных дворянских родов XII и XIV века. Е. Е …   Википедия

Кто такой научный руководитель?

Понятие научного руководителя

Понятие научного руководителя вводится еще студентам первокурсникам при написании курсовой работы.

кто такой научный руководитель?В основном научные руководители проверяют данную курсовую работу. Но для диссертационной работы научный руководитель играет вторую по значимости роль, после автора работы. Очень многое зависит от начала работы, ведь все мы знаем поговорку «как корабль назовешь, так он и поплывет». Коммуникабельность и умение расположить к себе собеседника в этом случае будут ключевыми для соискателя ученой степени. Научный руководитель помогает диссертанту в любых вопросах, начиная от выбора и постановки цели всей работы, и заканчивая помощью в подготовке «защиты» этой самой работы. При представлении научного труда другим ученым, авторитет научного руководителя может внести свой вклад в положительную оценку работы соискателя.

Если у Вас есть желание заняться наукой, вы учитесь в аспирантуре, работаете в научных лабораториях или других аналогичных учреждениях, то существует большая вероятность что научный руководитель вас найдет сам. Обычно к перспективных молодым исследователям присматриваются и оценивают их потенциал заранее. Конечно это произойдет намного быстрее, если изъявить желание о том, что вы хотите заняться научной деятельностью.

Факторы выбора научного руководителя

Не секрет что научного руководителя можно выбрать, если предоставляется такая возможность. При выборе необходимо обращать внимание на некоторые факторы:

  1. Следует обратить внимание на область научных интересов, и чем ближе эти интересы пересекаются с вашими, тем проще будет найти общий язык.
  2. Обратите внимание на то, является ли возможный научный руководитель авторитетом в научном сообществе.
  3. Немаловажным фактором является опыт в других научных исследованиях.
  4. Обратите внимание на манеру общения и стиль руководства, узнайте количество успешных «защит» диссертационных работ, если таковые имели место быть.

Безусловно напрашивается вопрос, как узнать всю информацию. Сделать это можно с помощью литературы, Выбираем научного руководителя научных статей опубликованных будущим научным руководителем. Пообщавшись с коллегами можно узнать на сколько весомое мнение человека в коллективе ученых. Несомненным плюсом является публикация книг, журналов, учебников и другой вспомогательной литературы. Это значит, что ученый обладает качествами педагога и методиста.

Информацию о прошлых диссертационных проектах без проблем можно найти на кафедре учебного заведения, в отделе кадров либо обратиться напрямую к ученому совету. Почувствовать стиль руководства на себе можно, посетив несколько лекций, которые читает кандидат в научные руководители. Помимо присутствия на лекциях, можно пообщаться с другими соискателями. Полученной информации должно хватить для окончательного принятия решения.

Многие задаются вопросом, для чего ученый соглашается стать научным руководителем? Ответом может быть масса, к примеру, ученый развивает собственную школу науки, либо часто публикует свои статьи и книги, в которые могут войти исследования соискателя. Это может быть простой пиар, собственный престиж и тщеславие, а также банальный план кафедры. Если научным руководителем будут двигать корыстные цели, то взаимодействие будет формальным и вряд ли продуктивным, соискатели придется в одиночку работать над своим исследованием. Но такое исследование может получиться не качественным.Именно поэтому автору диссертации необходимо тщательней подходить к выбору научного руководителя.

От научного руководителя требуется заинтересованность к работе, к соискателю и желание помочь, содействовать и направить соискателя в нужное русло при выполнении исследовательской работы. Независимо от знаний автора диссертации, научному руководителю предстоит постоянно вмешиваться в ход исследования, давая свои рекомендации и другие варианты решения того или иного события. Самое главное, чтобы все советы научного руководителя носили рекомендательный характер, а не навязывание собственных взглядов. В этом не помогут книги или другие учебные пособия, все будет зависеть от самого соискателя, научного руководителя и от того по какому пути будет развиваться их взаимодействие.

Как аспиранту правильно выбрать куратора для написания диссертации.

Понятие научного руководителя

Научный руководитель — опытный педагог, преподаватель кафедры, к которой прикреплен аспирант, пишущий кандидатскую диссертацию под его руководством. Его задача — направить написание работы в правильное русло, подсказать алгоритм.

Наставник назначается для поддержки аспиранта в ходе написания исследовательской кандидатской диссертации. В каждом вузе есть собственное утвержденное положение о порядке назначения научного руководителя.

Требования к научному руководителю кандидатской диссертации

  1. Назначается из числа профессорско-преподавательского состава.
  2. Имеет звание профессора или докторскую степень в той области, по которой аспирант пишет диссертацию.
  3. Осуществляет научно-исследовательскую деятельность по направлению выбранной аспирантом подготовки.
  4. Имеет опубликованные работы, связанные с тематикой диссертации.
  5. Участвует в апробации результатов своей деятельности на конференциях (включая международные).
  6. Одновременно курирует не более 20 диссертантов.

Сведения о руководителе прикладываются к диссертации. Они оформляются на отдельном листе по следующему образцу.

Научный руководитель

Источник: antiplagiat.ru

Зачем нужен куратор, и как извлечь из общения с ним максимальную пользу

От правильного выбора наставника зависит эффективность подготовки вашей кандидатской диссертации. Хороший руководитель будет мотивировать своего подопечного и оказывать ему психологическую поддержку. 

Функции руководителя:

  • помочь с выбором темы и составлением плана;
  • подсказать, где найти необходимую информацию;
  • поделиться опытом по планированию исследовательской работы;
  • дать советы по подготовке к защите;
  • оказывать необходимую помощь на протяжении всего процесса работы.

Чтобы извлечь максимум пользы от общения с куратором, к каждой консультации следует тщательно готовиться. Выпишите себе все вопросы, которые собираетесь задать. Продумайте заранее, в какой помощи вы нуждаетесь, о чем можно попросить. Тогда ваши встречи будут продуктивными и не займут много времени.

Основные обязанности

  1. Курировать ход написания диссертации (участвовать в составлении индивидуального плана подготовки, рекомендовать литературу, согласовывать содержание каждого раздела).
  2. Следить за выполнением сроков индивидуального плана подготовки.
  3. Оказывать консультационную, методическую и другую необходимую помощь.
  4. Держать под контролем написание соискателем научных статей и основной части диссертации.
  5. Организовывать и консультировать проведение исследований и экспериментов.
  6. Держать под контролем прохождение обязательной практики соискателя.
  7. Содействовать в подготовке к выпускным испытаниям аспиранта.
  8. Принимать участие в его аттестации.
  9. Представить заключение о проделанной работе аспиранта.
  10. Составить отзыв о научном труде подопечного с объективной точки зрения.
  11. Подготовить письменное решение о рассмотрении диссертационным советом готовой работы.
  12. Найти рецензентов и оппонентов.
  13. Содействовать подготовке соискателя к защите (помочь с ответами на предполагаемые вопросы, проверить подготовленную диссертацию и вступительную речь).

Руководитель

Источник: cdn.iz.ru

Отзыв научного руководителя на кандидатскую диссертацию

В отзыве руководитель дает общую характеристику соискателю и свою оценку проведенному исследованию:

  • указывает сроки обучение в аспирантуре и текущую успеваемость;
  • при наличии упоминает все имеющиеся за этот период грамоты, дипломы, удостоверения, полученные за освоение программ дополнительного профессионального образования;
  • отмечает заслуги подопечного в профессиональной деятельности;
  • описывает в общих словах проблему, решаемую диссертантом в работе, ее содержание и положительные стороны;
  • указывает на формы апробации результатов исследовательской деятельности соискателя и их презентации;
  • оценивает проведенное диссертантом исследование с точки зрения его соответствия установленным требованиям ВАК;
  • анализирует результаты участия защищающегося в НИР вуза, факультета, кафедры;
  • перечисляет положительные личные качества подопечного, его заинтересованность выбранной для диссертации тематикой и в целом научно-исследовательской деятельностью, творческий подход к решению проблемы, самостоятельность и инициативность.

Готовый отзыв вместе с диссертацией должен быть опубликован на сайте вуза и портале ВАК РФ. Пример отзыва можно посмотреть здесь. 

Выступление научного руководителя на защите диссертации

После представления аспирантом своего научного труда и его ответа на вопросы, выступает куратор диссертанта. Он дает характеристику соискателю как претенденту на роль ученого, рассказывает о его отношении к работе над диссертацией, дает оценку его личностных качеств. После этого руководитель переходит непосредственно к общей оценке научного труда соискателя. При этом его целью не должно являться упреждение возможных возражений со стороны оппонентов, это должен сделать сам диссертант, защищая свою работу.

Цель выступления куратора — дать объективную оценку результатам проведенного под его руководством исследовательской работы и обосновать, почему он считает возможным рекомендовать диссертацию к защите.

Защита диссертации без научного руководителя

Возможно ли защитить диссертацию без своего куратора? За каждым диссертантом в обязательном порядке закрепляется руководитель. Даже если аспирант все исследования проводит самостоятельно, формально все равно считается, что он пишет диссертацию под руководством опытного наставника. На защите научный руководитель может отсутствовать, если для этого есть веские причины. Но в этом случае он должен предоставить ученому секретарю совета свой отзыв на диссертацию с целью его зачтения вслух. В случае летального исхода соискателю назначается другой куратор, который будет представлять на защите интересы диссертанта.

Защита диссертации

Источник: spbu.ru

Как назначается научный руководитель

Руководитель назначается приказом проректора по науке и инновациям не позднее чем через 3 месяца с момента зачисления его в аспирантуру. Для назначения должны быть представлены следующие документы:

  1. Сведения за последние 3 года о научно-исследовательской работе предполагаемого руководителя.
  2. Заявление о его согласии осуществлять руководство работой указанного аспиранта.
  3. Выписка из протокола заседания вузовского ученого совета о допуске к руководству диссертацией (если ранее не имел подобного опыта) с ходатайством о назначении указанного преподавателя научным руководителем. 
  4. Заявление соискателя с просьбой назначить ему руководителем конкретного преподавателя. 

В некоторых случаях кафедра сама решает, кого назначить куратором диссертанта. 

Как выбрать научного руководителя

Выбор наставника — ответственный шаг для аспиранта, так как общаться с ним придется на протяжении всего времени учебы и написания диссертации.

  • Шаг 1. Определитесь с тематикой кандидатской диссертации. Проще всего продолжить и развить тему, начатую в магистерской диссертации.
  • Шаг 2. Выясните, на каких факультетах и кафедрах, в каких научных подразделениях готовят аспирантов по интересующему вас профилю. Ознакомьтесь с преподавательским составом, с их исследовательской деятельностью, с темами диссертаций, которые они курировали.
  • Шаг 3. На основании собранной информации выберите потенциального куратора.
  • Шаг 4. Свяжитесь с ним или руководителем подразделения. Желательно сделать это в письменном виде, подробно описав ваши научные интересы и просьбу на согласие быть вашим руководителем. 

Факторы выбора научного руководителя

  1. Наличие опыта успешного кураторства над уже защитившимися диссертантами. Информацию об этом можно найти на кафедре вуза.
  2. Манера общения с аспирантами и стиль руководства должны соответствовать вашим представлением о руководителе. Побеседуйте с ним лично, чтобы понять это, либо с его бывшими подопечными.
  3. Имеющийся опыт в проведении им ряда исследований и экспериментов. Активное участие в исследовательской деятельности вуза. 
  4. Наличие публикаций за последние пару лет по исследуемой теме.
  5. Высокий авторитет в глазах коллег (в том числе из других вузов) и представителей науки.
  6. Область ваших научных интересов, а также мировоззрение должны максимально соприкасаться. Это будет способствовать нахождению общего языка. В идеале должна совпадать ваша манера проведения исследований.  

Идеальный наставник: какой он

Идеальный куратор должен выполнять следующие функции:

  • сопровождать и поддерживать соискателя на всех этапах подготовки диссертации, включая ее защиту;
  • поддерживать с подопечным партнерские равноправные отношения;
  • не претендовать на соавторство, но при этом давать все необходимые рекомендации по написанию диссертации;
  • консультировать по выбранной теме в достаточном объеме;
  • своевременно корректировать план научной работы и изменять задачи по мере необходимости;
  • согласовывать с аспирантом правильное оформление кандидатской диссертации;
  • анализировать полученные результаты исследования и обобщать их.

Наставник

Источник: ru-science.com

Как правильно общаться с научным руководителем

Правильное общение со своим куратором состоит в выработке грамотной стратегии, которая поможет избежать двух крайностей: 

  1. Постоянно согласовывать с ним каждый шаг, ничего не предпринимая самостоятельно, требовать к себе повышенного внимания.
  2. Полностью отказаться от помощи, стараясь всю работу провести самостоятельно. 

Необходимо помнить, что преподаватель не должен выполнять вашу работу по написанию диссертации. И в то же время своевременные консультации помогут избежать множества ошибок и бездарной потери времени, ведь ваш наставник более опытен в написании научных трудов.

Соблюдайте в общении определенную субординацию. Не надо бесконечно названивать руководителю, тем более в выходной день или неурочный час. Заранее согласуйте с ним возможное время звонков и личных консультаций. Старайтесь придерживаться составленного плана и предоставить готовую работу своевременно, чтобы у куратора была возможность вдумчиво изучить диссертацию и внести необходимые коррективы. 

На консультации приходите подготовленным, с заранее составленным списком вопросов, требующих решения. Так вы сэкономите время и получите от встреч наибольшую эффективность. Не забывайте благодарить преподавателя за уделенное вам время, поздравлять с праздниками.

Научный руководитель и консультант: основные отличия

Помощь аспиранту в процессе подготовки диссертации могут оказывать сразу два опытных сотрудника. Руководитель должен быть преподавателем той же кафедры, к которой прикрепили соискателя. Его назначают приказом руководства. А консультант может представлять иное подразделение вуза и назначается по решению комиссии о прикреплении.

Научный консультант является помощником куратора и может в случае его занятости сам давать консультации диссертанту. Обычно к его помощи прибегают в случае недобросовестного исполнения куратором своих обязанностей. Но даже если подобных обстоятельств не возникло, к нему можно обратиться:

  • за консультацией по проблемным вопросам, не входящим в компетенцию куратора;
  • с вопросами по практической части научной работы;
  • за дополнительными пояснениями по исследуемому предмету. 

Консультант помогает диссертанту исправлять ошибки руководителя и разбираться в проблемных темах.

Обучение

Источник: dissertatsija.com

Как поменять научного руководителя

Если научный руководитель в чем-то не устраивает диссертанта, его можно поменять. 

Иногда возникают ситуации, когда проблемы между руководителем и аспирантом мешают последнему качественно и в срок завершить научно-исследовательскую работу. А ведь он пришел в аспирантуру с определенной целью. 

Почему меняют научного руководителя

Основных причин для смены куратора четыре:

  1. Конфликт на личной почве (несходство взглядов, личная неприязнь).
  2. Невыполнение научным руководителем своих обязанностей либо в силу занятости, либо в силу недостаточной компетенции.
  3. Несовпадение взглядов на выбранные методы исследования и процесс написания научной работы.
  4. Проблема с авторством. В том случае, когда научный руководитель пытается присвоить результаты исследования для своей докторской диссертации. 

Процедура смены научного руководителя

Если проблему не удалось решить при помощи заведующего кафедрой, есть смысл найти другого куратора. Для того, чтобы не менять выбранную тему работы и не потерять затраченное на нее время, замену научному руководителю следует искать среди преподавателей по научному профилю вашей кандидатской. После того, как вы нашли нового претендента, надо написать заявление с обоснованием причины замены. Указывать причину следует в корректной форме, чтобы не обострить уже возникший конфликт. Заявление рассматривают в деканате факультета, а окончательное решение принимает проректор учебного заведения.

Последствия смены научного руководителя

  1. Процесс выбора нового руководителя по уже утвержденной теме достаточно сложен. Кроме того, преподаватели могут отказываться от руководства из желания избежать конфликта с коллегой. 
  2. При защите сразу две фамилии научных руководителей вызовут неодобрительное отношение ВАК.
  3. Если вам не удалось остаться с прежним руководителем в хороших отношениях, то вас могут ждать неприятные сюрпризы на защите. При желании умудренному опытом профессору или кандидату наук сделать это несложно. Поэтому стоит потратить максимум усилий на бесконфликтное расставание.
  4. Могут возникнуть проблемы с поиском оппонентов на защиту. Никто не захочет быть втянутым в конфликт со своим коллегой.
  5. В том случае, если тема диссертации принадлежала научному руководителю, продолжать заниматься ею на этой же кафедре будет невозможно, а забрать результаты своего труда с собой он не позволит. Доказывать собственное авторство бесполезно.

Исходя из этого, следует с самого начала при поступлении в аспирантуру отнестись со всей серьезностью к выбору научного руководителя.

Магистр

Источник: img.gazeta.ru

Всем будущим диссертантам желаем успехов на защите. А справиться с учебными работами вам помогут высококвалифицированные специалисты сервиса Феникс.Хелп.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

доктор наук или профессор, призванный оказать помощь аспиранту или соискателю ученой степени кандидата наук в выполнении диссертационного исследования. Научный руководитель назначается ректором высшего учебного заведения или директором научно-исследовательского учреждения.

Источник: Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования

Научный руководитель

назначенный (приказом ректора выс­шего учебного заведения или руководителем научного учреждения по месту подготовки кандидатской диссертации) при зачислении в аспирантуру или соискателем руководитель зачисленного аспиран­та, соискателя, как правило, из числа докторов наук, профессоров. В отдельных случаях по решению ученых советов организаций, в ко­торых ведется подготовка кандидатской диссертации аспирантом, соискателем, к научному руководству могут привлекаться кандида­ты наук соответствующей специальности, как правило, имеющие ученое звание доцента (старшего научного сотрудника) [29].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инструкция по эксплуатации ушм bosch 230
  • Кофасма сироп инструкция по применению детям цена
  • Видеорегистратор dexp ex 230 инструкция по настройке
  • Руководство по эксплуатации р 169п 1 01
  • Молочная кислота 40 процентов для коров инструкция по применению