Понятие руководства его принципы

96

Глава 6.

РУКОВОДСТВО И РУКОВОДИТЕЛЬ

1. Понятие руководства

Руководство — это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.

Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.

Согласно положению социальной психологии, руководство — это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.

В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.

Конечно, мол, можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если ктото думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.

Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.

Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии,

97

практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.

Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.

Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону — она сломается.

Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.

Всфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.

Современное производство — это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.

Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением

кэтому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.

Вобобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:

1)выдача директив относительно того, что нужно сделать;

2)налаживание сотрудничества между людьми;

98

3)обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных

целей.

Формирование целей и эффективное их достижение — основное назначение руководства.

Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.

Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.

Сознание людей подготавливается, учитывается и настраивается при принятии важных управленческих решений. Желательно, чтобы эффективность деятельности людей сочеталась с относительно справедливой оценкой и соответственно вознаграждалась.

Главное — понять, какие основополагающие идеи и принципы реализуются в руководстве. Основными средствами руководства являются следующие:

1)требования (разумные, реальные);

2)контроль (обязательно личный);

3)поощрения, наказания (быть справедливым);

4)организация общественного мнения.

Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов.

2. Руководитель и его социальная роль

2.1. Должностной статус руководителя

Руководитель — это должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на других (подчиненных) таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную фирмой.

Статус определяет поведение и действия руководителя в рамках должностных структур и полномочий. Он характеризует функциональную и социальную роль (модель) поведения руководителя, то есть ожидаемые

99

действия руководителя в различных управленческих ситуациях.

Руководитель в системе управления занимает ключевое положение. Чем сложнее и совершеннее система управления, тем выше и жестче требования к руководителю.

Это верно хотя бы потому, что здесь при возможной ошибке руководителя издержки системы оказываются более существенными. Справедливо считается: как порядок, так и беспорядок в фирме начинается с руководителя. Известен афоризм: «Фирма не может быть лучше, чем ее руководители».

Определяющая роль руководителя исходит из того, что руководитель — лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения. Это тот, кто решает, что делать, как делать и несет за это ответственность.

Роль руководителя безлична. Она возлагает на человека определенные обязанности, нормы поведения и предоставляет ему права. Но каждый человек, приняв роль, относится к ней по-своему. Поэтому качество выполнения роли — дело сугубо индивидуальное.

Важно, чтобы каждый работник знал свои обязанности и хотел бы их выполнять полностью и вовремя. Привести деятельность каждого работника фирмы в соответствие с ее целями и интересами — такова главная задача руководителя-организатора трудового коллектива.

Поведение руководителя должно оцениваться в зависимости от предвосхищения ожидаемых последствий и определенных действий в каждой конкретной обстановке. При этом целесообразно учитывать те факторы, которые регламентируют и регулируют поведение человека.

Умение подчинить отношения интересам дела зависят от ролевых особенностей личности. Роль и сознание человека являются регуляторами его поведения.

Существуют линейные и функциональные руководители. Линейные руководители возглавляют относительно обособленные

производственные и хозяйственные подразделения (фирму, цех, отдел, бюро). Каждый из них посредством приданного ему аппарата управления координирует деятельность своих подчиненных, принимает решения, касающиеся вопросов, определяющих работу его подразделения.

Функциональные руководители — это начальники

100

специализированных функциональных служб всех уровней управления (главный инженер, начальники планово-экономического отдела, отдела труда и зарплаты и т.д.). В их обязанности входит подготовка рекомендаций линейным руководителям для принятия управленческих решений. Такие руководители являются одновременно и линейными по отношению к возглавляемым ими службам.

2.2. Общие функции руководителя

Функция — это специализированный вид деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков (опыта). Это система мер воздействия руководителя на подчиненных.

Управленческие функции определяются характером деятельности руководителей, обусловленных особенностями стоящих перед коллективами задач и сложившимися условиями (обстановкой). А поскольку вариантность задач практически безгранична и условия весьма разнообразны, то перечень управленческих функций (действий), в сущности, не имеет предела.

Однако есть функции, содержание которых является общим и непременным в деятельности любого руководителя.

К общим функциям, которые связаны с деятельностью любого руководителя, можно отнести функции администратора, организатора, технического специалиста, общественного деятеля, воспитателя. В деятельности руководителя эти функции реализуются в столь плотной взаимосвязи, что не всегда различима их самостоятельность.

В роли администратора руководитель использует свои полномочия для обеспечения работы коллектива в соответствии с действующими нормативными актами и предпринимает меры к тому, чтобы не допускать обезличивания в выполнении работы.

Все это выполняется с таким расчетом, чтобы исключить безответственное поведение исполнителей и возможные нежелательные конфликты, чтобы ориентировать людей и заинтересовывать их в выполнении работы.

Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для совместного труда, для целенаправленной работы

101

подчиненных, занятых в процессах управления и производства.

Вэтой работе руководитель должен четко понимать цель своей деятельности, должен уметь выделять наиболее важные на данный период времени задачи, определять методы и ресурсы, требуемые для решения этих задач. Среди функций организатора следует выделить такие функции как планирование, прогнозирование, координация и взаимодействие, контроль, организация труда, принятие решений и другие функции управления.

Исполняя функции специалиста — человека, профессионально хорошо подготовленного, обладающего знаниями и опытом в заданной конкретной сфере деятельности.

Руководитель призван грамотно ставить задачи, компетентно анализировать и эффективно контролировать ход их реализации, проводить квалифицированный инструктаж подчиненных.

Руководитель в силу занимаемого положения является общественным деятелем, выполняющим различные представительские функции. Он присутствует на различных совещаниях, участвует в общественных организациях, решает различные социальные вопросы.

Врезультате получает многообразную информацию, умелое применение которой позволяет заметно влиять на производственную деятельность и моральный климат коллектива.

Воспитательная функция руководителя — это его повседневная трудовая деятельность, которая способствует раскрытию и умножению потенциала коллектива.

Воспитывать — это значит убеждать, активно воздействовать на сознание и чувства человека. Ведь управление — это всегда руководство людьми, и для успешного его осуществления важно, чтобы руководитель мог воздействовать на подчиненных по возможности не силой приказа, а силой убеждения.

Таким образом, труд руководителя многофункционален и носит комплексный характер.

Руководителю далеко не достаточно знаний в области техники, технологии и экономики. Руководитель обязан в совершенстве овладеть еще искусством управления людьми, уметь воспитывать подчиненных, решать социальные и экономические задачи, стоящие перед коллективом.

102

2.3. Каким быть руководителю?

Руководителю необходимо осознать свое место в коллективе. Его задача — решать проблемы, делать дело, добиваться результата. Его работа

выращивать здоровый и продуктивный коллектив.

В«джентльменский» набор руководителя обязательно входит умение писать сценарий наиболее вероятного развития событий, умение предвидеть действия оппонентов, находить слабые места в защите противника, точно определять место и время контратаки. Это требует от руководителя большего, чем просто быть способным ловко решать проблемы.

Для руководителя требуется определенный организаторский талант, а способность руководить предполагает самые разнообразные качества, которые зачастую не поддаются определению.

Вуправленческой деятельности руководителя-профессионала должны сочетаться научный подход и спонтанное во многих проявлениях искусство общения.

Наука вооружает руководителя знаниями закономерностей управленческой деятельности и систематизированным опытом. Она помогает ему уверенно и быстро находить рациональные приемы воздействия на подчиненных, избежать многих ошибок.

Владеющий искусством управления руководитель широко использует эмоционально-психологические приемы и импровизацию, наделяя живыми красками в основном формальную по своей сути деятельность.

Наука и искусство управления взаимообогащают и дополняют друг друга. Если наука предлагает методы управления, образует объективную составляющую работы руководителя, то искусство управления в решающей мере определяет своеобразие этой работы, ее стиль.

Минимально необходимыми предпосылками пригодности человека

для

профессиональной

деятельности

руководителя

является мотивированный интерес

к этой деятельности и

достаточные

умственные способности.

Мотивация — это обоснование желаний, стремлений человека. Если у человека есть побудительный мотив к цели или действию, то его энергия и

103

усилия проявляются в гораздо большей степени, чем при его отсутствии.

Мотивы руководящей деятельности могут быть самыми различными.

Это желание человека принять активное участие в достижении целей фирмы, в улучшении ее деятельности.

Это стремление к получению сравнительно большей массы материальных благ, которые предоставляются лицам, занимающим ответственные должности.

Это честолюбие и соперничество, стремление к достижению успеха и самоутверждения.

Это потребность самовыражения через организаторскую деятельность, удовлетворенность результатами своего труда.

Наличие умственных способностей у человека дает, при прочих равных условиях, больше оснований полагать, что он будет соответствовать своей должности.

Это диктуется также и тем, что люди умные обычно отличаются миролюбием и снисходительностью, а глупые и невежественные воинственны, утверждают себя, не разбираясь в средствах. Кто-то сказал, что таланты надо поддерживать, а серость сама найдет себе дорогу. Но категория умственных способностей настолько сложна, что при ее оценке нетрудно впасть в заблуждение, совершенно не подозревая об этом.

Характер взаимоотношений в сфере управления зачастую складывается так, что препятствует реальной оценке умственных способностей руководителя, мешает ему самому осознавать границы своих способностей. Человек, как правило, бывает склонен наделять себя умом не скупясь. Руководитель, изображающий из себя умного без скольконибудь весомых на то оснований, способен принести много бед. Он не может понять другого, окружает себя слабыми людьми, осторожен, бюрократ и т.д. В этом случае избыток власти становится как бы компенсатором недостающего ума. Такие люди склонны переоценивать свои способности, думая, что если они находятся в должности, то они и достаточно способны.

Трудности выявления умственных способностей усугубляются вследствие того, что свойства ума по-настоящему проявляются только в деятельности. Применительно к руководителю — в процессе осуществления функций управления. Поэтому на стадии отбора кандидатов на должность

Понятие руководства

Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.

Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.

Согласно положению социальной психологии, руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.

В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.

Конечно, мол, можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если кто-то думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.

Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.

Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии, практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.

Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.

Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону – она сломается.

Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.

В сфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.

Современное производство – это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.

Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением к этому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.

    В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:

  • выдача директив относительно того, что нужно сделать;
  • налаживание сотрудничества между людьми;
  • обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей.

Формирование целей и эффективное их достижение – основное назначение руководства.

Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.

Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.

Сознание людей подготавливается, учитывается и настраивается при принятии важных управленческих решений. Желательно, чтобы эффективность деятельности людей сочеталась с относительно справедливой оценкой и соответственно вознаграждалась.

Главное – понять, какие основополагающие идеи и принципы реализуются в руководстве. Основными средствами руководства являются следующие:

  • требования (разумные, реальные);
  • контроль (обязательно личный);
  • поощрения, наказания (быть справедливым);
  • организация общественного мнения.

    Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов.


    Источник:

    • http://psylist.net/uprav/ponat1.htm

  • 1. Понятие руководства

    Руководство – направленное воздействие на сотрудников, коллектив, в результате которого достигается повышение производительности труда. Руководство можно назвать процессом, при котором руководителю дается право власти над подчиненными.

    Руководство включает множество аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение на предприятие новых методов и форм работы и другие. Существует несколько стилей руководства. Основными из них являются демократический, авторитарный и либеральный стили управления.

    Демократический стиль управления характеризуется тем, что принятие решений основывается на обсуждении проблемы, при этом учитываются все мнения и инициатива сотрудников. Контроль за принятием решения ведется не только со стороны руководителя, но и со стороны самих работников, т. е. это указывает на максимально возможную демократию и свободу самореализации, проявление интереса и доброжелательности по отношению к личности, отсутствие дискриминации. Демократический стиль управления является самым рациональным и эффективным. Это объясняется тем, что вероятность принятого правильного решения при таком стиле руководства возрастает, так как оно является наиболее взвешенным и обдуманным коллективно. Данный стиль управления будет оправдан, если в организации руководитель обладает достаточно высоким уровнем интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей.

    Авторитарный стиль управления, еще его часто называют диктаторским, для него характерно жесткое единоличное принятие решения руководителем, им же осуществляется жесткий постоянный контроль за выполнением отданных им распоряжений, и при отклонении от нормы следует наказание, забота о личности стоит на последнем месте или вообще отсутствует, нет никакого интереса к работникам. За счет того, что ведется постоянный контроль за подчиненными, результаты работы всегда на высшем уровне (прибыль, производительность, качество продукции и многое другое), но большой минус этого стиля управления заключается в высокой вероятности ошибочных решений, подавлении инициативы, замедлении нововведений, застое, пассивности работников и т. д. Он целесообразен и оправдан только в том случае, когда организация находится в критическом состоянии и ей требуется время для «реабилитации».

    Либеральноанархический стиль управления характеризуется максимально возможной демократией и минимальным контролем за работниками в организации. Каждый работник может высказывать свою точку зрения и позицию, при этом не отстаивая их. Как правило, при таком стиле руководства производительность низкая, люди не удовлетворены своей работой, направления работы складываются из предпочтений лидера микрогруппы и т. д. На практике же мало кто из руководителей придерживается одного стиля управления, как правило, происходит смешение двух, а иногда и всех трех стилей.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Читайте также

    Глава 1. Типы руководства

    Глава 1. Типы руководства
    В данном блоке твоего тренинга ты пройдешь по галерее портретов, великолепных образцов профессионального и не совсем руководства. Ты увидишь многообразие типов, рассмотришь прекрасные лица царей и тиранов, звезд и провинциальных артистов,

    Глава 2. Стиль руководства

    Глава 2. Стиль руководства
    В этом блоке твоего тренинга мы разберемся с тем, какими бывают стили руководства и с какими задачами ты можешь столкнуться в зависимости от стиля, принятого в той или иной компании. Для чего тебе важно в этом разобраться. Например, по долгу

    9. Методики изучения стилей руководства

    9. Методики изучения стилей руководства
    Методика «Самооценка стиля управления»Методика, приведенная в книге А. В. Аграшенкова «Психология на каждый день» (М., 1997), несколько модифицирована мною, чтобы сократить число пунктов опросника (вместо 60 оставлено 33) и исключить те,

    16.6. Стили руководства

    16.6. Стили руководства
    Поскольку руководство людьми является одним из видов воздействия руководителя на подчиненных, стили руководства можно рассматривать как особую категорию стилей делового общения.С точки зрения А. А. Русалиновой (1980), стиль руководства — это

    Методика А. Л. Журавлева «Стиль руководства»

    Методика А. Л. Журавлева «Стиль руководства»
    Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства:• директивного (авторитарного);• коллегиального (демократического);• либерального.ИнструкцияВам будет предложено 27 характеристик деятельности вашего

    29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды

    29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды
    Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

    51. Стили руководства

    51. Стили руководства
    Руководство – направленное воздействие на сотрудников, коллектив, в результате которого достигается повышение производительности труда. Руководство можно назвать процессом, при котором руководителю дается право власти над

    СТИЛИ РУКОВОДСТВА УЧАЩИМИСЯ

    СТИЛИ РУКОВОДСТВА УЧАЩИМИСЯ
    Стиль руководства накладывает отпечаток на всю систему взаимоотношений учителя с учащимися: на то, как воспринимает учитель своих учеников, как часты его конфликты с учащимися, на психологический климат в детском коллективе и т. д. Весьма

    Правила для руководства ума

    Правила для руководства ума

    Я мыслю – следовательно, существую.
    Рене Декарт
    Но самый большой вклад в развитии приемов мышления внес Рене Декарт (1596–1650 гг.) – французский философ, математик, физик, физиолог.Декарт первым обратил внимание на то, что работа разума требует

    ПРИЗНАКИ НЕЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА

    ПРИЗНАКИ НЕЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДСТВА
    Неэффективному руководству присущи четыре характерные черты: неумелый расчет времени, сосредоточенность на плане, ненужная поддержка и недостаток точности. Для каждого из этих признаков характерны забвение принципов «Дух Святой —

     Организация труда менеджера


    Успешное функционирование любой организации зависит от того, как менеджеры используют принципы руководства.

    Принципы — это основные положения какой теории, учения, науки. Принципы руководства — это основные положения управленческой науки, касающиеся руководства людьми в процессе совместной деятельности для достижения целей организации.

    Основные принципы руководства приведены на схеме:

    Основные принципы руководства

    19

    1. Разделение труда. Этот принцип основан на распределении процесса труда на отдельные виды работ или операции. На основе разделения труда организуется процесс управления, разрабатываются организационная структура предприятия, положения о подразделениях и должностные инструкции для каждого работника. Так конкретизируются исполнители работ с предоставленными им полномочиями и ответственностью.

    Принципы разделения труда является самым главным общим принципом административного руководства.

    2. Ответственность. Менеджер несет всю ответственность за результаты работы организации перед высшим органом управления (собранием акционеров, участников общества, владельцем). В своей деятельности он должен выполнять действующее законодательство и нормативные акты Украины, отвечает за их нарушение. Особое несет ответственность за выполнение соглашений, контрактов и договоров. Менеджер обладает властью над подчиненными работниками, но наличие власти предусматривает ответственность как за свои действия, так и за действия работников. Ответственность является необходимой принадлежностью власти.

    К объективным внутренних условий организации относятся следующие факторы: перспективы развития организации, в том числе производственные, технические и организационные изменения, наличие материально-технических, финансовых и трудовых ресурсов, действующая система организации управления и система связей между структурными подразделениями.

    Субъективные внутренние условия определяются профессиональными качествами менеджеров, опытом их работы, интеллектуальными и организаторскими способностями, возможностями и др. Эти факторы влияют на выбор цели и формирование намерений, выбор вариантов действий, их осуществление и контроль за деятельностью и ее результатами.

    Вышеприведенные условия взаимодействуют между собой и определяют эффективность менеджерской деятельности.

    Вместе с тем менеджеры влияют на конкретные условия, решают проблемы для достижения экономического роста и обеспечивают конкурентоспособность предприятия.

    Эффективная стратегия и тактика действий менеджера предполагает точную оценку структуры условий деятельности и разработку мероприятий по совершенствованию всей системы управления.

    3. Дисциплина. Это самая важная сила любого человека или коллектива. Это показатель уровня соблюдения установленных норм и правил поведения в организации.

    Дисциплина труда включает в себя трудовую, технологической и производственной дисциплины.

    Принцип дисциплины труда предусматривает добросовестное выполнение сотрудниками своих обязанностей по использованию оборудования, инструментов, рабочего времени, выполнение требований технологии производственного процесса, правил охраны и безопасности труда. Чем лучше дисциплина, тем ответственнее каждый сотрудник подходит к выполнению своих обязанностей. При хорошо организованной работе даже слабо дисциплинированный человек не сможет нарушать установленный порядок и, наоборот, наличие недостатков в организации труда снижает дисциплину.

    4. Единство властных полномочий. При выполнении любой работы работник должен получать распоряжений больше как от одного руководителя. Если два руководителя осуществляют власть одинакового содержания над одним и тем же подразделением, то сразу же появляются недоразумения, которые могут приводить к конфликту. А чтобы не допустить этого, нужно: или ликвидировать двойственность, или устранить одного из руководителей. Люди не выдерживают двойной власти. Обязательно прихиляються к одной из них. О этот принцип в народе говорят: «Вдвоем нянек дитя без глаза». И это верно.

    5. Централизация и делегирование. Централизация предусматривает сосредоточение власти в одном центре. Таким центром в организации является руководитель или коллективный орган (правление, президиум и др.) Вопрос централизации и децентрализации является вопросом меры, уровня сосредоточение властных полномочий. Для успешного руководства надо использовать систему делегирования властных полномочий от высшего до низшего уровня управления, от менеджера до подчиненных. Этот принцип повышает самостоятельность выполнения работ и, главное, ответственность за их результаты.

    Чрезмерная централизация, как и чрезмерное делегирования властных полномочий не всегда дают положительные результаты. О этот принцип можно сказать так: » Один руководитель и единый план действий для совокупности операций, которые имеют общую цель». Это необходимое условие единства работы, согласованности действий и объединения усилий.

    Единство руководства предусматривает объединение усилий каждого работника для эффективного выполнения работы и достижения поставленной цели.

    6. Объективность и научность решений. Успешное руководство возможно только с учетом объективных условий развития общества, отраслевых закономерностей и производственных условий конкретной организации; руководство несовместимо с суб’єктивізмом, который только вредит делу.

    Каждый руководитель на любой ступени иерархии должен принимать решение только с учетом объективных обстоятельств и научного предвидения будущего.

    7. Единство интересов работников и предприятия. Этот принцип утверждает, что экономические интересы предприятия и работников должны совпадать. Каждый работник должен получать справедливую долю прибыли от общего результата. Нарушение этого принципа приводит к незаинтересованности работников в высокопроизводительной труда.

    8. Принцип эффективности и оптимальности предусматривает достижение наибольшей эффективности в результате труда коллектива при наибольшей экономии ресурсов. Это возможно только на основе внедрения новейших технологий, совершенствования организации труда и управления, использования компьютерной техники. 

    9. Справедливость. Этот принцип предусматривает справедливые действия руководства. Справедливый менеджер действует беспристрастно по отношению к истине. Справедливое решение принимается без предвзятости на законной и честной основе. Справедливость менеджера — это сочетание доброжелательности с правосудием в принятии управленческих решений. 

    10. Инициатива. Инициатива это внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость. Это руководящая роль в каких-либо действиях, возможность нечто задумать и осуществить.

    Инициатива является мощнейшим стимулом человеческой деятельности.

    Чтобы развивать инициативу, надо предоставить работнику самостоятельность в выполнении служебных обязанностей, ограничиваясь наблюдением и направлением его работы, поощрять заслуги, даже ценой некоторых жертв со стороны собственного самолюбия.


    Назад
     

    Содержание:

    Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский финансово-промышленный университет „Университет“» (НОУ ВПО МФПУ «Университет») факультет менеджмента.

    Курсовая работа

    по дисциплине: Теория менеджмента

    на тему:Выбор стиля руководства в организации

    Выполнил:

    студент группы ОБМ-1710 МОим. Кудинов А.А.

    Проверила:

    Научный руководитель

    Сапуглецева Т.Н.

    Москва.

    ВВЕДЕНИЕ

    Все организации имеют ряд общих характеристик, в том числе потребность в менеджменте. Менеджмент подразумевает под собой выполнение управленческих функций в организации. Управленческая деятельность как таковая сильно отличается от деятельности неуправленческой. Например, деятельность менеджера по функционалу и задачам ближе к деятельности президента компании, чем работников производства.

    Работа менеджера представляет собой выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это определяет выбор стиля руководства организацией. Управленческую деятельность невозможно прогнозировать с высокой степенью вероятности, так как каждый сотрудник организации индивидуален, обладает личным набором профессиональных и личностных качеств, а поведение в пространстве и времени зависит от большого количества внешних и внутренних факторов. По этой причине такой инструмент, как стиль управления следует использовать высокопрофессионально и с большой осторожностью.

    Все стили управления сводятся к применению определенных принципов управления, приемов, а также способов решения поставленных задач. Выбранная методика управления складывается из стиля руководства. В тоже время менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические).

    Цель курсовой работы – рассмотреть, как руководитель применяет в руководстве власть и стили управления, и узнать в чем сущность руководства.

    Задачи:

    — Рассмотреть и проанализировать управление и его элементы;

    — Дать определение понятию «руководство»;

    — Дать определение понятию «власть»;

    — Дать определение понятию «лидерство»;

    — Рассмотреть различные стили руководства;

    — Дать краткую характеристику ООО «СПСР-Экспресс»;

    — Определить структуру социально-психологического стиля в компании;

    — Оценить принципы формирования стиля руководства в компании;

    — Дать соответствующие рекомендации.

    Объект исследования – определение принципов выбора стиля руководства.

    Предмет исследования – ООО «СПСР-Экспресс»

    Для достижения главной цели исследования был применен ряд общенаучных и специальных методов. Методологической основой написания курсовой работы стали: опросные методы, в том числе анкетирование и интервьюирование, метод наблюдения, обобщения. А также использовались сравнительный анализ, метод аналогий, методы стратегического анализа и другие.

    Основой информационной базы исследования явились: нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, труды отечественных и зарубежных ученых, а также данные отраслевой статистики и внутрифирменная документация, материалы авторских исследований.

    Особое значение приобрели материалы периодической печати и электронных СМИ, отраслевой направленности. Также были использованы отчетные и статистические данные предприятия, формы действующей документации компании.

    Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.

    Практическая значимость настоящей курсовой работы определяется возможностью применения результатов исследования в целях управления российскими компаниями логистической сферы и других коммерческих предприятий.

    1 Понятие и сущность руководства

    1.1 Управление и его элементы

    Умение руководить — это прирожденное свойство чело­века, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт.

    Успешное руководство требует учета постоянно меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими себя как личностей, уровня их образованности, информированности. Сплав пе­речисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству. Под после­дним понимается признанная в данный момент обще­ством совокупность принципов отношения к работни­ку, управления им. [8]

    Управление – это выполнение функций по влиянию на субъект. Каждый человек сталкивается повсеместно с управлением – это может быть управление техническим средством, например автомобилем, управлением естественными и технологическими средствами, управлением экономической, финансовой, коммерческой деятельностью. [1]

    Обобщая все эти виды управленческой деятельности, можно сделать вывод, что управление — это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники.

    Объект управления – это тот объект, на которое оказывается воздействие (живой человек, транспортное средство, механизм). Субъектом управления принято считать человека, который осуществляет управленческие функции. [4]

    Управление относится к категории умственного труда, который осуществляется человеком в виде нервно — психологических усилий (слушание, чтение, говорение, контактирование, наблюдения, мышления и тому подобное).

    Сложность управления определяется структурой, применяемыми методами, масштабом управления.

    Менеджмент – это прикладное управление, -управлении в организации. Управление организацией является одним из основных видов всей совокупности управления. Представляет собой способ воздействия на процесс производства, каких — либо благ или услуг с целью его упорядочения на основе объективных законов развития производства. [1]

    Можно выделить три типа управления в организации:

      1. Жесткое (программное) управление;
      2. Регулирование поведения управляемого объекта;
      3. Самоуправление. [4]

    Каждый из этих типов управления, подходит к определенному виду организации, к определенным ситуациям, возникающим в процессе управления.

    Представим типы управления в виде схем, где S – субъект управления, О – объект управления и R – результат управленческого действия. Таким образом, схематично жесткое управление представлено на рисунке 1.

    Рисунок 1 – Жесткое управление

    Данный тип управления, подходит для стабильных организаций, существующих в стабильных условиях внешней среды, а также для принятия решения в чрезвычайных ситуациях. Данный тип управления подразумевает, что решения принимаются единолично руководителем без обсуждения. Подчиненный в данном случае выполняет поставленные перед ним задачи. [1]

    Рассмотрим регулируемый тип управления (рисунок 2)

    Рисунок 2 – Регулируемое поведение управляемого объекта

    Данный тип управления характеризуется наличием обратной связи от подчиненного. То есть руководитель перед принятием решения проводит обсуждение с подчиненными. Однако всю полноту ответственности за принятое решение несет по-прежнему руководитель. На практике такой вид управления встречается в крупных компаниях, где при принятии решений необходимо учитывать все нюансы и возможные последствия. [4]

    И последний тип управления – самоуправление (рисунок 3).

    Рисунок 3- Самоуправление

    Данный тип управления подразумевает тесную связь между субъектом управления и его объектом. Решения принимаются совместно; в подобном коллективе зачастую сложно отличить руководителя от подчиненных. Такой тип управления используется в небольших творческих организациях или небольших отделах, например в отделе маркетинга. [4]

    Ситуационный и  системный подходы к  управлению являются на  сегодня одними из  наиболее используемых при принятии и  разработке управленческого решения. Они подразумевают, что организация, являясь открытой сложной системой, каждый раз попадает в  новую ситуацию, которая воздействует в  большей степени на  те или иные элементы системы. Менеджер должен принимать во внимание в первую очередь именно те элементы организации, которые являются в данной ситуации системообразующими. Таким образом, управление существует несколько тысячелетий и присущ всем организациям, независимо от формы и размера. [4]

    1.2 Руководство — разновидность хозяйственного управления

    Руководство — это процесс оказания влияния на подчиненных для оказания единой цели. Руководить – это означает проявлять способность вести подчиненных к выполнению задач стоящих перед организацией.

    Руководство можно разбить на отдельные действия, промежуточные и конечные цели. Руководство руководителя – это искусство заставлять других делать свою работу.

    Чтобы подчинить цели индивида целям группы руководитель должен применить всю свою энергию, а иногда и власть.

    Руководить (в бизнесе) — означает быть способным заставить весь коллектив стремиться к выполнению задач, стоящих перед организацией.

    Менеджер – это руководитель, профессиональный управляющий, наделенный полномочиями принимать решения по конкретным видам деятельности предприятия. [2]

    Основное различие между менеджером и руководителем связано с источником власти и влияния. Менеджер, исполняя свои служебные обязанности, использует свое положение в иерархической структуре организации, в то же время руководитель использует не только свое служебное положение, но и личный авторитет, личную власть. [1]

    Что касается личных качеств менеджера и руководителя, то менеджер более рационален в принятии решений, более последователен и предсказуем. В то время, как руководитель креативен, непредсказуем. Руководитель начинает организационные перемены, менеджер их поддерживает. Руководитель поддерживает командную работу, предоставляя подчиненным больше своды, нежели менеджер. Менеджер управляет по нисходящей, формально.

    Руководитель имеет гибкость инновационное чутье, ему присуща гибкость в отличие от менеджера.[2]

    Руководство состоит из выполнения тех задач, которые стоят перед организацией. В связи с этим у руководителя есть определенные функции, которые он выполняет. Рассмотрим их. [1]

    Административная функция. Административная функция подразумевает управление, администратор – человек, выполняющий управленческую работу.

    Административная функция складывается из 5 подфункций:

    1. Планирование
    2. Организационная
    3. Кадровая
    4. Стимулирующая
    5. Контрольная

    Стратегическая функция. Стратегическая функция предусматривает планирование, прогнозирование развития организации, постановка целей и задач.

    Коммуникационная функция составляет большую часть работы руководителей, в частности проведение переговоров, прием на работу, проведение встреч, совещаний и собеседований.

    Социальная функция — это создание особого благоприятного психологического климата в организации, установка определенных традиций и обычаев в организации, помощи сотрудникам в трудную минуту.

    Экспертно-инновационная функция руководителя представляет собой процесс разработки и внедрения новых видов продукции, товаров и услуг. [3]

    В зависимости от уровня в управленческой иерархии можно выделить три звена руководства: высшее, среднее и низшее. [1]

    Руководители высшего звена задают цели организации, создают её миссию, определяют направление развития, коммуницируют с представителями государственных организаций. Они формируют структуру организации, её системы управления. [2]

    Руководитель высшего звена должен обладать большим количеством знаний, навыков, должен быть хорошим оратором, публицистом, организатором. В современном мире, руководство высшего звена, как правило, представлено командой и управление осуществляется путем принятия командных решений. В такой команде зачастую руководитель высшего звена (директор) становится «первым среди равных».

    Руководители среднего звена. Это руководители вверенных им подразделений. Они выполняют управленческие задачи, поставленные им директорами (руководителями высшего звена), нанимают людей на работу, управляют процессами на производстве, следят за сохранностью имущества. Эта прослойка из всех уровней менеджеров самая значительная. Зачастую она играет роль «одеяла» — прослойки между высшим и низшим звеном, тормозя все инновации, нововведения большим количеством бюрократии.

    Руководители низшего звена. Руководители низшего звена – это руководители бригад, групп, маленьких коллективов. В их задачи входит координация и организация действий вверенного отдела, на них лежит полнота ответственности за выполнение поставленных задач. В их полномочиях премирование сотрудников, ротация сотрудников. На руководителях низшего звена лежит вся тяжесть выполнения поставленных задач, выполнения ежедневной рутинной работы. [3]

    1.3 Понятие и сущность власти

    Власть — это возможность влиять на людей на собственное усмотрение. Обладание властью означает возможность удовлетворения чьих-либо потребностей, желаний. [1]

    Власть – это взаимоотношений, взаимодействие участников данного процесса. Источником власти являются материальные ресурсы, которыми обладает руководитель.

    В свою очередь, влияние — поведение одного человека, которое вносит изменение в образ мыслей и действия другого человека.[5]

    Понятие «власть» и «влияние» взаимосвязаны, но это не одно и тоже. Например, руководитель обладает властью, но он может не иметь влияния. И наоборот, сотрудник может не обладать властью, но обладать влиянием.

    Власть подразделяется на формальную и реальную. [4]

    Формальная власть определяется служебным положением руководителем, местом, занимаемым им в структуре организации или материальными запасами, вверенными руководителю; измеряться так же может количеством подчиненных.

    Реальная власть – это власть, основанная не только на положении в структуре организации, но и на влиянии, авторитете.

    Власть может проявляться в различных формах (рисунок 4)

    Рисунок 4 – Формы власти

    Власть, основанная на принуждении – это власть, которая предполагает применение санкций, в случае неподчинения. Это может быть депремирование, понижение в должности и другое. Такая власть основана на страхе. Но в данный момент, она применяется крайне редко, так как имеет два существенных недостатка: власть, основанная на принуждении, не мотивирует подчиненных работать на достижение результата; власть, основанная на принуждении, может действовать только в зонах «контроля».

    Власть, основанная на вознаграждении получение вознаграждения сотрудником за выполненную задачу. Эта власть более эффективна. Но так как руководитель имеет определенные ограничения в её применении (например, материальные), то применяются также и нематериальные виды влияния, такие как компетентность (экспертная власть) и привлекательность (эталонная власть). [5]

    Законная власть базируется на том, что руководитель может отдавать исполнителю приказы, и его долг им подчиняться. Сотрудники реагируют не на человека, а на его должностное положение в организации.

    На рисунке 5 отображены основные источники власти

    Рисунок 5 – Источники власти

    В группу, составляющую личностную основу власти включаются источники власти, исходящие от менеджера как личности.

    Экспертная власть — это власть основанная на специализированных знаниях руководителя.

    Власть примера (референтная власть) — это власть, основанная на личном примере, на харизме человека. [1]

    Право на власть — наличие способности распорядиться властью по должности, но так, чтобы подчиненные признавали это право.

    Власть информации — базируется на доступе к определенной информации, определяет способность влияние на людей через эту информацию. [5]

    Потребность во власти — желание лица иметь влияние на других через настойчивые советы, помощь и так далее.

    В группу, составляющую организационную основу власти, входят источники власти, которые исходят из организации и занимаемой в ней должности.

    Принятие решения — возможность должностного лица влиять на принимаемые в организации решения.

    Вознаграждение — право менеджера выдавать премии, благодарности и прочее подчиненным за хорошее исполнение его поручений. [1]

    Принуждение — право менеджера влиять на поведение подчиненных посредством наказания, выговора, увольнения и так далее.

    Власть над ресурсами — это влияние на людей через право контроля и распределения ограниченных ресурсов (финансовых, материальных т.п.).

    Власть связей — это способность менеджера воздействовать на других людей на основе связей с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее.

    Власть реализуется на основе распоряжений (рисунок 6)

    56

    Рисунок 6 – Распоряжение

    Распоряжение – это постановка задачи, иногда инструкция о порядке выполнения поставленной задачи. [4]

    Основные требования к распоряжениям:

    • распоряжения должны быть соответствовать стратегии организации;

    • быть обоснованными и четко сформулированными;

    • быть обеспеченны необходимыми ресурсами: организационными, материальными, техническими, информационными

    • должны позволять контролировать и оценивать действия.

    Распоряжения могут быть как устными, так и письменными. Это зависит от отношений с подчиненными, от важности и срочности решаемой задачи. [5]

    Устные распоряжения отдаются при решении задач малой и средней сложности. Письменные распоряжения применяются при решении сложных или срочных проблем.

    Распоряжения могут отдаваться в форме приказов, указаний, поручений, советов.

    Приказ обязывает подчиненных определенным способом и в установленные сроки выполнить задание, составляющее суть распоряжения. По содержанию приказ бывает предписывающим, запрещающим, инструктирующим.

    Иногда приказы могут содержать перечень санкций, следующих при нарушении сроков или порядка их выполнения.

    В отличие от приказов указание и поручение регламентируют только содержание задания, оставляя обычно подчиненным свободу выбора способа действий, а иногда и сроков исполнения. Совет же оставляет определенную свободу и в отношении содержания работы.

    Задание должно быть ясно сформулировано, а сроки его выполнения четко определены. Оно должно логически вытекать из сложившейся ситуации, чтобы исполнитель хорошо понимал не только его смысл, но и важность и обоснованность.[4]

    Отдавая распоряжение, руководитель обязан:

    • убедиться в том, что подчиненный понимает его смысл;

    • довести до исполнителя сроки и форму отчетности;

    • периодически осуществлять контроль над его деятельностью и результатами. [7]

    1.4 Лидерство

    В социуме люди подразделяются на ведущих и ведомых. Лидеры – это ведущие люди, которые обладают высокой степенью харизмы, знают какое выбрать направление движения, могут сочетать иррациональное с рациональным.

    За лидера выступает тот человек, за которым пойдут остальные. Зачастую в группе может быть сотрудник, обладающий более высокими интеллектуальными способностями, чем признанный лидер, способный определить в каком направлении нужно двигаться, но в тоже время неуверенный в себе. Лидер отличается от такого сотрудника харизмой, способностью увлекать людей за собой. Лидеры часто привлекает в свою команду таких интеллектуалов в качестве советников. [2]

    Также лидер чувствует нужный момент для начала движения.

    Таким образом, лидер, это человек, способный определить верность выбранного направления, человек, который ведет команду за собой, благодаря своей харизме; человек, выбирающий нужный момента для старта.

    Если сравнить лидерство с пастухом, направляющим свою отару, наиболее выгодна позиция, когда лидер находится позади отары, тем самым, направляя и координируя её движение, отслеживая трансформацию внешних и внутренних процессов. В то же время лидер набирает себе опытных помощников, идущих спереди, которым лидер делегирует свои полномочия со всей ответственностью. [4]

    В тоже время у такой модели есть свои минусы – это отсутствие мотивации у подчиненных и способности нести ответственность. Рассмотрим явление лидерства с двух сторон – со стороны делегирования и с позиции контроля.

    С позиции «пастух впереди» делегирование проигрывает, что приводит к недостаточному выявлению негативных тенденций, отсутствию саморазвития. С позиции «пастух позади», напротив, сохраняется высокий уровень диагностического контроля, владения ситуацией.

    Со стороны общественного мнения, позиция «пастух спереди» кажется наиболее привлекательной, так как позволяет руководить, отдавать приказы, воспитывать.

    Но с точки зрения менеджмента, позиция «пастух сзади» наиболее эффективная схема управления, когда система продолжает существовать и действовать, даже при отсутствии её лидера самостоятельно и непосредственно без его участия. [2]

    Возможна так же и обратная ситуация – завышенный контроль с отсутствием делегирования. Такой контроль нередко приводит к деспотии. Лидер единолично принимает все решения, оказывает давление на подчиненных, руководит, контролирует и следит за каждым процессом. Такая модель может быть применима для группы безынициативных, неуверенных в себе людей.

    Ситуация с бесконтрольным делегированием всех полномочий приводит к анархии и развалу команды на глазах. [4]

    Существуют ещё два нюанса, которые необходимо учитывать при делегировании – это предоставление необходимых ресурсов сотруднику (материальных, временных) и предоставление права на ошибку.

    Таким образом, человек саморазвивается только тогда, когда делает то, что в  настоящий момент ему самому кажется почти невозможным. Однако интуитивная мудрость харизматичного лидера и его индивидуальный подход к  людям, поверившим в  него, заключаются в  том, чтобы делегировать именно то, с  чем подчиненный потенциально способен справиться. Таким образом, делегирование как условие профессионального роста подчиненных состоит в необходимости рефрейминга (от англ. frame), то есть смены поведенческой рамки, и переходе лидера от модели «пастух впереди» к управленческой модели «пастух позади». [2]

    1.5 Стили управления

    Стиль управления – это совокупность определенных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения задач. Существует три подхода в определении эффективного лидерства. [6]

    Подход с позиции личных качеств. Этот подход подразумевает, что эффективный лидер:

    — стремиться руководить;

    — признает, что не все знает сам;

    — обладает креативным мышлением;

    — уверен в себе;

    — проявляет инициативу;

    — ставит подчиненных в известность о харктере работы;

    — ценит время подчиненных;

    — требовательный и строгий;

    — поощряет, наказывает подчиненных;

    — уравновешен, вежлив и приветлив;

    — обладает чувством юмора;

    -умеет и слушать и говорить;

    — радуется чужим успехам;

    — честен и неподкупен;

    — самостоятельный и независимый;

    — берет на себя риск и ответственность. [5]

    Следующий подход к определению наиболее эффективного лидерства – поведенческий. Он основан на врожденных качествах лидерах – на его поведении с подчиненными, на том, как он взаимодействует с ними и оказывает на них влияние. [1]

    Наиболее известной концепцией является концепция 3 стилей руководства.

    Стиль управления — это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя.

    Рассмотрим 3 стиля управления. [6]

    Авторитарный стиль – этот стиль применяется, когда вся производственная деятельность организуется руководителем без участия подчиненных. Этот стиль создает большую дистанцию между подчиненными и руководством. Основные признаки авторитарного стиля руководства:

    — руководитель отдает распоряжения и ожидает от подчиненных их исполнения. Ожидает послушания, в противном случае применяются санкции;

    — руководитель обладает большим знанием и пониманием дела;

    — руководитель соблюдает дистанцию с подчиненными;

    — руководитель контролирует выполнение поставленных задач.

    Преимущества авторитарного стиля – возможность быстрого принятия решений, применение в случаях решения повседневных рутинных задач.[4]

    Недостаток — мотивация подчиненных достаточно ограничена при таком стиле управления.

    Демократический стиль – отличается разделением власти и участием исполнителей в процессе разработки и принятия решений. Существенный недостаток – большая затрата времени на согласование и обсуждение всех точек зрения. Этот стиль считается наилучшим в группе, где состоявшийся коллектив и высокопрофессиональные участники.

    Либеральный стиль — стиль, при котором управление передается коллективу. Коллектив разрабатывает и принимает решения, а руководитель становится равным своим подчиненным. Такой стиль применим в коллективе с ответственными и высокопрофессиональными сотрудниками.

    Сравнение стилей управления представлено на рисунке 7.

    Рисунок 7 – Сравнение стилей руководства

    И третий подход – ситуационный. Ситуационный подход определяет эффективность лидерства, исходя из ситуации. Ситуационные факторы включают личные качества и потребности подчиненных, характеристику окружающей среды, существующий объем информации и так далее.[6]

    ВЫВОД: Стили управления традиционно сводятся к трем видам: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки и применяется в зависимости от сферы деятельности предприятия и особенностей задач, стоящих перед коллективом.

    Тем не менее руководитель должен обладать рядом положительных управленческих качеств, для того, чтобы сделать работу коллектива максимально слаженной и эффективной. Такими, например, как : креативность, инициативность, умение слушать подчиненных, уважительность и др.

    2 Социально-психологический климат коллектива как показатель развития организации ООО «СПСР-Экспресс»

    2.1 Краткая характеристика организации ООО «СПСР-Экспресс»

    Компания ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» одна из ведущих компаний российского рынка по предоставлению услуг экспресс-доставки, складского хранения грузов, доставки заказов сегмента B2B, доставки банковских карт на дом.

    Торговая марка «СПСР» была зарегистрирована в феврале 2001 года. Одновременно в Москве открылся головной офис компании, а в Санкт-Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде первые филиалы.

    2001 год становится для компании годом определения стратегии развития: СПСР-ЭКСПРЕСС стремится занять лидирующие позиции на новом для России рынке логистики в сегменте экспресс-доставки.

    Основными принципами работы с клиентами (миссия организации) являются: Скорость, Персональный подход, Сохранность, Рациональные решения.

    Компания осуществляет свою деятельность в 85 регионах России, а также осуществляет услуги экспорта в 45 странах мира.

    Служба экспресс-доставки SPSR Express предлагает клиентам комплексные логистические услуги по доставке посылок на всей территории России. В структуру компании входят 200 офисов и представительств в городах РФ. Компания обслуживает более 6000 населенных пунктов. Собственная филиальная сеть и сеть магистральных маршрутов позволяют компании обеспечивать соответствие единому высокому стандарту качества обслуживания на всей территории присутствия. Головной офис находится в городе Москва по адресу: Москва, Волгоградский проспект д. 42/23. [13]

    Управленческий состав состоит из нескольких департаментов: финансовый, департамент продаж и сервиса, департамент IT, департамент маркетинга, департамент логистики и департамент складской обработки грузов. Каждый департамент включает в себя соответствующие отделы (рисунок 8).

    Рисунок 8 – Организационная структура ООО «СПСР-Экспресс»

    Компания реализует метод управления по целям. Долгосрочная цель компании определена как выход на международный уровень. Среднесрочными целями компании является достижение преимущества в конкурентной борьбе на территории Российской Федерации. В частности, расширение рынка услуг, увеличение объема грузоперевозок, занятие лидирующей позиции в сфере транспортной логистики на территории России. [13]

    Краткосрочными целями являются разработка новых услуг, востребованных на рынке, ребрендинг экспресс-тарифов, достижение определенных финансовых результатов.

    Стратегические цели в компании разрабатываются советом директоров, исходя из которых, определяются производственные стратегии, ставятся цели и задачи руководителям отделов и ведущим специалистам.

    По отношению к своим конкурентам ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» обладает следующими преимуществами:

    — востребованные тарифы экспресс-доставки;

    — наличие собственного современного автомобильного парка;

    — наличие собственных складов;

    — разработанные схемы маршрутов;

    — фирменная технология обработки и доставки грузов;

    — гибкая система оплаты;

    — гибкая система скидок;

    — опыт работы на рынке, выполнение работ и оказание услуг на самом высоком уровне обеспечили компании репутацию надёжного партнёра.

    Эти преимущества позволяют предприятию занимать лидирующие позиции на рынке оказания услуг по экспресс-доставке на территории Российской Федерации.

    Чрезвычайных угроз от поставщиков продукции для предприятия нет. Имея ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» в качестве своего официального дилера, предприятия-поставщики заинтересованы в обоюдовыгодном сотрудничестве: темпы реализации услуг компанией ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» неуклонно растут и в большинстве случаев определяют и темпы реализации своей продукции компаниями-поставщиками. [13]

    Так как поставщиков у компании имеется большое количество, то между ними существует конкуренция, поэтому угрозы с их стороны не ожидается, наоборот, у предприятия есть возможности получать качественную продукцию, отвечающую требованиям заказчиков. С другой стороны, опасение может вызвать то, что поставки продукции не всегда стабильны, то же касается и цен поставщиков.

    Ключевыми факторами успеха в логистической отрасли являются: скорость доставки и география обслуживания. Именно на эти факторы компания ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» в начале своего образования сделала ставку и за более чем 15 лет существования существенно расширила свою деятельность. В данный момент ключевыми факторами успеха логистических компаний является работа на рынке b2с – доставка товаров клиентам интернет-магазинов, так как объемы продаж интернет-магазинов постоянно растут из-за повсеместного внедрения цифровых технологий. На развитие данного направления руководство компании обращает особое внимание

    Анализ контрагентов компании говорит о следующем. ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» имеет широкую сеть поставщиков, сотрудничает с многими маленькими фирмами по оказанию транспортных услуг. Эти контрагенты довольно давно фигурируют в отрасли и успели себя зарекомендовать как надёжные партнёры. Кроме того, если вдруг возникнут какие-либо проблемы с одни из них, предприятия легко сможет это компенсировать за счёт сотрудничества с другими. [13]

    Основными потребителями услуг компании являются:

    — банки;

    -интернет-магазины;

    — косметические фирмы;

    — частные лица.

    2.2 Структура социально-психологического климата

    Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычленение основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре социально-психологического климата становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу.

    Схематично такая структура выглядит следующим образом (рисунок 9).

    Рисунок 9 – Структура социально-психологического климата коллектива

    В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного.

    Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под тональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами. [8]

    Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию – общественную форму самоотношения и самосознания личности.

    Так, на примере отдела продаж компании ООО «СПСР-Экспресс» был проведен анализ сплоченности коллектива.

    «Перед вами список группы в алфавитном порядке. Слева от каждой фамилии стоит номер, который является шифром соответствующего сотрудника. Выберите из списка трех человек (или меньше) в порядке предпочтения и укажите их шифры в прямоугольниках, расположенных ниже вопроса:

    С кем из ваших коллег вы бы предпочли участвовать в совместной работе?

    Просим пронумеровать опросный лист вашим шифром.

    Неразглашение ответов гарантируется».

    Сотруднику, шифр которого стоит в первом прямоугольнике, присваивается 2 балла, во втором — 1, в третьем — 0,5 балла.

    По данным опросных листков составляется социометрическая матрица, которая несет информацию о выборе каждого сотрудника. (таблица 1) [9]

    Таблица 1 – Социометрическая матрица коллектива отдела продаж ООО «СПСР-Экспресс»

    Выбор участников

    Участники опроса

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Респондент 1

    2

    1

    Респондент 2

    1

    0,5

    2

    Респондент 3

    2

    1

    Респондент 4

    1

    2

    0,5

    Респондент 5

    2

    0,5

    1

    Респондент 6

    2

    1

    0,5

    Респондент 7

    0,5

    2

    Из числа положительных выборов всех респондентов выделим количество взаимных выборов. Это дает возможность определить значение показателя эмоциональной сплоченности группы с помощью формулы:

    , (1)

    С — показатель эмоциональной сплоченности коллектива;

    N — количество сотрудников;

    N(N-1) — максимально возможное число взаимных выборов.

    Nv — количество взаимных выборов.

    Величина С принимает максимальное значение, равное 1, если все выборы респондентов являются взаимными. Минимальное значение (С=0) величина С принимает в случае, когда среди всех выборов респондентов не оказывается ни одного взаимного.

    Пользуясь данными социоматрицы, вычислим значение показателя эмоциональной сплоченности. Из всех положительных выборов в группе двенадцать оказались взаимными. Таким образом, подставляя значения в формулу, получаем:

    Данный коэффициент позволяет оценить сплоченность коллектива как удовлетворительную. Это означает, что при принятии решения в компании победит мнение уважаемого большинства. [9]

    Также социально-психологический климат проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, и индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе. (таблица 2) [10]

    Таблица 2 — Показатели психологической атмосферы в коллективе (по методике А.Ф.Фидпера, в баллах)

    Показатель

    Коллектив ООО «СПСР-Экспресс»

    Норматив

    Дружелюбие

    4,1

    4,2

    Согласие

    4,4

    4,9

    Удовлетворенность

    3,6

    3,8

    Продуктивность

    3,1

    3,3

    Теплота

    4,7

    4,6

    Сотрудничество

    5,8

    5,9

    Взаимоподдержка

    4,1

    3,6

    Увлеченность

    3,8

    4,1

    Занимательность

    4,3

    4,5

    Успешность

    3,9

    4,3

    Обобщение и анализ оценок субъективной удовлетворенности взаимоотношениями в коллективе, с одной стороны, и трудовой деятельностью с другой, позволяет выделить тип социально-психологический климат – «ориентированный на взаимоотношения»: складывается в ситуации, когда у значительной части коллектива преобладает неудовлетворенность работой, однако члены коллектива удовлетворены состоянием межличностных взаимоотношений. Это объясняется тем, что большая доля сотрудников отдела продаж – молодые люди в возрасте до 26 лет, для которых в первую очередь в работе важен благоприятный эмоциональный климат в работе и только во-вторую очередь – производительность, карьерный рост, эффективность и другие факторы, повышающие результативность труда. [11]

    2.3 Стиль руководства в отделе продаж компании ООО «СПСР-Экспресс»

    Отдел продажа компании ООО «СПСР-Экспресс» — одно из важнейших звеньев деятельности предприятия.

    Функции отдела продаж представлены на рисунке 10.

    Рисунок 10 – Функции отдела продаж ООО «СПСР-Экспресс»

    Деятельность отдела связана в первую очередь с поиском потенциальных клиентов, с проведением тендеров, оформление договорных отношений, консультацией клиентов и сопровождением клиентов.

    Так как основная часть сотрудников – молодые люди до 26 лет, в компании применяется либеральный стиль управления. Этот стиль характеризуется коллективной ответственностью за результат, большими полномочиями у сотрудников, отсутствием дисциплинарных взысканий, равноправием сотрудников и руководителя и дружескими отношениями в коллективе.

    Однако, следует заметить, что при всей положительной характеристике данного стиля, отмечаются некоторые недостатки, которые сказываются на результативности труда сотрудников. [12]

    Выделим основные:

    — частое нарушение дисциплины,

    — отсутствие ответственного лица за невыполнение плана продаж,

    — фамильярное общение между коллегами,

    — отсутствие четких ориентиров и постановки задач.

    Либеральный стиль отличают минимальное участие руководителя в управлении, отсутствие размаха в его деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решение проблем и за их последствия, когда они неблагоприятны.

    Руководитель отдела продаж ООО «СПСР-Экспресс» мало вмешивается в дела подчиненных и вообще не проявляет особой активности, выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с другими подразделениями. Он непоследователен в действиях, легко поддается влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам и смиряется с ними, может без особых оснований отменить ранее принятое решение. Как правило, он очень осторожен, видимо, по причине того, что не уверен в своей компетенции, а значит, и в положении, занимаемом в служебной иерархии.

    Во взаимоотношениях с подчиненными он отменно вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в решении их проблем. Готов выслушать критику и соображения. Но большей частью оказывается несостоятельным реализовать подсказанные мысли и удовлетворить высказанные пожелания (просьбы).

    Недостаточно требователен к подчиненным, не желая портить с ними отношения, часто избегает решительных мер, случается, что уговаривает их выполнять ту или иную работу. Если подчиненный не обнаруживает желания исполнить его указание, то он скорее сам выполнит требуемую работу, чем принудит к этому недисциплинированного подчиненного.

    Руководитель в стремлении приобрести и укрепить свой авторитет способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии и т.п., склонен бесконечно откладывать увольнение негодного работника.

    Он не может отстаивать свою позицию в сложных, и тем более экстремальных ситуациях: неожиданный запрос «сверху», внезапная постановка вопроса на совещании и другие. Он часто ссылается на ограничение в правах и поэтому не может позволить себе принять то или иное решение. Делает упор на безусловное следование действующим положениям и должностным инструкциям. [12]

    Подчиненные, располагая большой свободой действий, пользуются ею по своему усмотрению. Сами ставят задачи и выбирают способы их решений. В результате перспективы выполнения отдельных работ оказываются в зависимости от настроений и интересов самих работников.

    2.4 Рекомендации по совершенствованию стиля руководства ООО «СПСР-Экспресс»

    Основными проблемами руководства отдела продаж ООО «СПСР-Экспресс» является либеральный стиль в коллективе.

    Коллектив молодой, его работа требует постоянного контроля и направления, что не позволяет осуществить выбранный метод управления.

    В связи с чем, руководителю компании рекомендовано внедрить демократический стиль общения, который позволит сохранить дружелюбную атмосферу в коллективе, в тоже время, распределив обязанности и ответственность за выполнение задач и наметив точки контроля.

    Демократический стиль руководства подразумевает, что руководитель не навязывает свою волю подчиненным. Он разделяет с ними власть и контролирует результаты деятельности. [14]

    При демократическом стиле управления уровень децентрализации высокий. Подчиненные принимают активное участие в подготовке решений, пользуются свободой в выполнении заданий. Созданы необходимые предпосылки для выполнения работы, проводится справедливая оценка их усилий, наблюдается уважительное отношение к подчиненным и к их потребностям.

    Руководитель вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия с тем, что если подчиненным понадобится помощь, они не стесняясь могут обратиться к руководителю.

    В своей деятельности руководитель-демократ опирается на весь коллектив. Он старается научить подчиненных вникать в проблемы подразделения, выдавать им эффективную информацию и показывать, как искать и оценивать альтернативные решения.

    Лично руководитель занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчиненным решать все остальное. Он не подвержен стереотипам и варьирует свое поведение сообразно изменениям ситуации, структуры коллектива и т.п.

    Указания выдаются не в форме предписаний, а в виде предложений с учетом мнений подчиненных. Это объясняется не отсутствием собственного мнения или желанием разделить ответственность, а убежденностью, что в умело организованном процессе обсуждения всегда могут быть найдены лучшие решения.

    Такой руководитель хорошо разбирается в достоинствах и недостатках подчиненных. Ориентируется на возможности подчиненного, на его естественное стремление к самовыражению посредством своего интеллектуального и профессионального потенциала. Желаемых результатов он добивается посредством убеждения исполнителей в целесообразности и значимости возлагаемых на него обязанностей.

    Руководитель-демократ постоянно и обстоятельно информирует подчиненных о состоянии дел и перспективах развития коллектива. Это позволяет легче мобилизовать подчиненных на реализацию поставленных задач, воспитывать у них чувство подлинных хозяев. [14]

    Будучи хорошо информированным об истинном положении дел в руководимом им подразделении и о настроениях своих подчиненных, он во взаимоотношениях всегда тактичен, с пониманием относится к их интересам и запросам. Конфликты он воспринимает как закономерное явление, старается извлечь из них пользу на будущее, вникаяв их первопричину и суть. При такой системе общения деятельность руководителя сочетается с его работой по воспитанию подчиненных, между ними укрепляется чувство доверия и уважения.

    Демократический стиль поощряет творческую активность подчиненных (во многом посредством делегирования полномочий), способствует созданию атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

    Люди в полной мере осознают свою значимость и ответственность в решении задач, стоящих перед коллективом.

    Дисциплина трансформируется в самодисциплину. [14]

    Демократический стиль отнюдь не затрудняет единоначалия, не ослабляет власть руководителя. Скорее наоборот, его авторитет и реальная власть возрастают, поскольку он управляет людьми без грубого нажима, опираясь на их способности и считаясь с их достоинством.

    ВЫВОД: Компания ООО «СПСР-Экспресс» одна из ведущих компаний на рынке логистических услуг России. Компания предоставляет ряд услуг клиентам, как для B2B-рынка, так и для рынка B2C.

    Согласно оценке структуры социально-психологического климата удалось выявить, что сотрудники коллектива более склонны к построению и подержанию эмоциональных отношений внутри коллектива, нежели чем к повышению производительности, что с одной стороны объясняется молодостью сотрудников, с другой стороны либеральным стилем управления.

    Рекомендовано: сменить стиль управления на демократический, что позволит сохранить уровень децентрализации, сохранить благоприятный эмоциональный климат коллектива, в тоже время усилить контроль выполнения и постановки задач, распределить ответственность в случае невыполнения задач и повысить производительность.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Каждая организация нуждается в качественном менеджменте для достижения генеральных целей компании.

    Управление – это выполнение функций по влиянию, воздействию на субъект управления.

    Руководство — это процесс оказания влияния на подчиненных для оказания единой цели. Руководить – это означает проявлять способность вести подчиненных к выполнению задач стоящих перед организацией.

    Выделяют три стиля руководства – авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из них имеет ряд преимуществ и недостатков и может применяться в зависимости от сферы деятельности объекта и специфики выполняемой работы.

    В компании ООО «СПСР-Экспресс» преобладает благоприятный социально-психологический климат. Однако наблюдается сниженная производительность и стремление сотрудников к установлению тесного эмоционального контакта более, чем к выполнению поставленных задач, что объясняется либеральным стилем управления и возрастом сотрудников (до 26 лет).

    В связи с чем, руководству отдела продаж компании рекомендовано использовать демократический стиль руководства. Демократический стиль позволит сохранить благоприятный эмоциональный фон и установить точки контроля выполнения задач, распределить задачи и распределить ответственность за их выполнение, что в конечном итоге повысит производительность отдела.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник для вузов/ — 5-е изд., стер. — М.: Магистр; М.: ИНФРА-М, 2010. — 575 с.
    2. Дорофеева Л.И. «Основы теория управления», Саратов 2015,т. — 433 с.
    3. Мескон, Майкл Х. Основы менеджмента, 3-е изд. — М.; СПб.; Киев : Издат. дом «Вильямс», 2009. — 665 с.
    4. Ружанская Л.С. Общий менеджмент : учебное пособие Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017.— 116 с
    5. Журнал Молодой ученый [Электронный ресурс] – 2019 — https://moluch.ru/archive/115/30687/ (Дата обращения 05.01.2020)
    6. Функции руководителя [Электронный ресурс] – 2019 —

    https://studme.org/42635/menedzhment/funktsii_rukovoditelya (Дата обращения 05.01.2020)

    1. Сайт «Бизнес» [Электронный ресурс] – 2019 — http://www.bibliotekar.ru/biznes-29/54.htm (Дата обращения 05.01.2020)
    2. Статья «Менеджмент» [Электронный ресурс] – 2019 — http://www.managcel.ru/dicems-496-1.html (Дата обращения 05.01.2020)
    3. Структура социально-психологического климата [Электронный ресурс] – 2019 — http://www.dictour.ru/plifs-114-1.html (Дата обращения 05.01.2020)
    4. Социометрика [Электронный ресурс] – 2019 — http://ecsocman.hse.ru/data/569/601/1216/Vyvodim_formulu_splochennosti_x28Rozhkova_N.x29.rtf (Дата обращения 05.01.2020)
    5. Сайт Киберленинка [Электронный ресурс] – 2019 — https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-struktury-sotsialno-psihologicheskogo-klimata-v-podrostkovyh-trudovyh-kollektivah/viewer (Дата обращения 05.01.2020)
    6. Стили управления [Электронный ресурс] – 2019 — https://psylist.net/uprav/styl3.htm (Дата обращения 05.01.2020)
    7. Сайт СПСР-Экспресс [Электронный ресурс] – 2019 — https://www.spsr.ru/ru (Дата обращения 05.01.2020)
    8. [Электронный ресурс] – 2019 — https://psylist.net/uprav/styl2.htm (Дата обращения 05.01.2020)

    СПИСОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ССЫЛОК

    • Выбор стиля руководства в организации (личность руководителя)
    • Технология построения распределенных информационных систем (Принципы организации распределенной обработки информации)
    • Основы программирования на языке HTML (описание создания сайта)
    • Применение объектно-ориентированного подхода при проектировании информационной системы налоговой службы
    • Распределенная технология обработки информации (механизмы реализации технологии распределенной обработки информации)
    • Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов (процессный подход к управлению деревообрабатывающим заводом)
    • Сетевая форма организации бизнеса (Основы сетевой организации деятельности)
    • Налоги с физических лиц и их экономическое значение (практика налогообложения доходов физических лиц)
    • Понятие и виды наследования (правовые способы принятия наследства)
    • Договор коммерческой концессии (франчайзинга)
    • Взаимосвязь права и государства (право и государство в их соотношении)
    • Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (особенности роли МВФ на современном этапе развития экономики)

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Cefurox basics 500 инструкция по применению
  • Таблетки хонда нейро инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Панель оператора овен сп307 инструкция по применению
  • Тимпанол для коровы инструкция по применению
  • Экоклав антибиотик таблетки инструкция по применению 875мг 125мг инструкция